Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономический механизм государственного регулирования земельных отношений в сельском хозяйстве: На материалах Кемеровской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Земельная реформа, проводимая в настоящее время, направлена, прежде всего, на формирование собственника земли. Во многом этот вопрос является ключевым, позволяющим решить другие проблемы: эффективное использование, повышение плодородия, продовольственный ¡-вопрос и многие другие. Федеральные власти передают право регионам самим решать: кто будет являться собственником земель, определять… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Становление и развитие земельных отношений
    • 1. 1. История развитие земельных отношений
    • 1. 2. Сущность и направления аграрной реформы на современном этапе
    • 1. 3. Роль государства в регулировании земельных отношений
  • Глава 2. Региональные черты государственного регулирования земельных отношений предприятий аграрного сектора
    • 2. 1. Структурная перестройка агропромышленного комплекса региона
    • 2. 2. Аграрная характеристика Кузбасса
    • 2. 3. Региональные особенности управления земельными отношениями
  • Глава 3. Развитие системы земельных отношений в сельском хозяйстве Кемеровской области
    • 3. 1. Экономический механизм функционирования и развития земельных отношений в регионе
    • 3. 2. Государственная поддержка субъектов земельных отношений
    • 3. 3. Прогноз развития земельных отношений в регионе

Экономический механизм государственного регулирования земельных отношений в сельском хозяйстве: На материалах Кемеровской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Экономический механизм регулирования земельных отношений в сельском хозяйстве во все времена являлся наиболее значимым. Особенно остро он вставал в период проведения реформирования общественно-экономических отношений, аграрных реформ. Естественно, что при этом основная роль отводилась и отводиться государству: именно оно решает, в чьей собственности быть земле, каким образом возможно использование земельных угодий, устанавливает юридические формы землепользователей, определяет размер платы за землю и порядок её выплаты. И это далеко не полный перечень вопросов, которые решает государство в сфере земельных отношений: необходимо осуществлять контроль за рациональным использованием земельных угодий, вести их учёт. Все эти и многие другие вопросы представлены в земельном законодательстве, которое постоянно изменяется, стремясь к выработке единой концепции регулирования земельных отношений.

Земельная реформа, проводимая в настоящее время, направлена, прежде всего, на формирование собственника земли. Во многом этот вопрос является ключевым, позволяющим решить другие проблемы: эффективное использование, повышение плодородия, продовольственный ¡-вопрос и многие другие. Федеральные власти передают право регионам самим решать: кто будет являться собственником земель, определять условия собственности, виды и категории передаваемых земель. Быть или нет частной собственности на землю сельскохозяйственного назначения — это ключевой вопрос в регулировании земельных отношений, который решается в настоящее время однозначно — быть. Необходимо решить, в чьих руках будет земля сельскохозяйственного назначения.

Цель работы. Усовершенствовать экономический механизм государственного регулирования земельных отношений в сельском хозяйстве. Для этого необходимо:

— определить особенности механизма государственного регулирования земельных отношений на примере РФ и Кемеровской области;

— рассмотреть основные элементы оборота земель сельскохозяйственного назначения (минимальный размер оборота и цена земли) в Кемеровской области;

— выявить особенности ценового регулирования земельными отношениями в регионе и рынка земли;

— составить прогноз развития земельных отношений в Кемеровской области.

Предмет исследования. Предметом исследования в работе являются взаимоотношения государства с предприятиями АПК в сфере землепользования.

Объект исследования. Объектом исследования выступают: земельные ресурсы региона, собственники и пользователи земель, аграрные предприятия, земли сельскохозяйственного назначения.

Теоретические и методологические основы. Теоретическая и практическая опора работы строится на двух видах основных источников: научных, представленных в работах по данной тематике различных учёныхи правовых, регулирующих земельные отношения как в прошлом, так и на современном этапе.

Вопросы совершенствования экономического механизма государственного регулирования земельных отношений в своё время исследовались в работах О. С. Белокрыловой, М. И. Булычёва, И. Е. Зеленина, В. П. Зотова, Н. В. Комова, B.C. Лаврова, М. А. Лютых, О. В. Мелюхиной, А. Михальченко, А. Т. Стадник, С. Л. Кириллова, Е. В. Серова, A.A. Никонова, A.A. Риттиха, В. Я. Узун, Г. И. Шмелёва.

Правовая база в работе представлена в разрезе федерального, регионального и местного законодательства. Основу федерального законодательства составляют Земельный, Гражданский, Налоговый КодексыФедеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Федеральный и региональный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Научная новизна. Определены особенности механизма государственного регулирования земельных отношений, который базируется на следующих элементах: ценовое регулирование, налоговое регулирование, государственная поддержка субъектов земельных отношений, государственное кредитование, государственные закупки, государственное регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения;

— усовершенствован экономический механизм государственного регулирования земельных отношений в Кемеровской области. Установлено, что средние ставки земельного налога в Кемеровской области выше, чем по Западной Сибири. При применении государственной поддержки субъектов земельных отношений неэффективно используются методы регулирования — возмещаются потери от заморозков и других природных явлений взамен финансирования мероприятий по их предотвращению, государственные закупки проводятся по заниженным фиксированным ценам;

— в сфере ценового регулирования предложена методика расчёта арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, основанная на том, что земли сельскохозяйственного назначения подразделяются по категориям, устанавливаются корректирующие коэффициенты от 0,6 до 1,0 на основании кадастровой стоимости земли;

— определены основные черты рынка земли в регионе. Выявлено, что на рынок земли в регионе решающее значение оказывают регулируемые цены на сельскохозяйственную продукцию, которые не позволяют развиваться рынку земли;

— обоснована цена земли и минимальная величина оборота земель сельскохозяйственного назначения. Установлено, что при продаже земель существующие методики оценки не совсем совершенны: оценки, использующие в своих расчётах показатели доходности земли, дают минимальную стоимость, использующие нормативную доходность значительно завышают цену земли. Минимальная величина оборота земли затрудняет создание новых собственников земли;

— сформирован прогноз развития земельных отношений. Его основой является государственная поддержка субъектов земельных отношений — ЛПХ в регионе.

Практическая значимость. Положения работы были изложены при обсуждении законопроекта об обороте земель сельскохозяйственного назначения и в дальнейшем вошли в закон Кемеровской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», принятый Советом народных депутатов Кемеровской области. Результаты работы могут быть использованы при разработке прогноза развития земельных отношений в регионе.

Использование в бюджетном планировании разработанной методики арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения позволит в значительной степени повысить эффективность планирования поступления данных платежей в доходную часть регионального и местных бюджетов.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования были доложены на следующих научно-практических конференциях и семинарах:

1. III Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы исполнения экологического и земельного законодательства» (г.Пенза, 2004).

2. Всероссийской научно-практической конференции «Экономика и управление в современных условиях» (г.Красноярск, 2003).

3. I Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы формирования региональных экономических стратегий» (г.Пенза, 2002).

Структура и объём работы. Работа содержит 3 главы, включающих 9 параграфов, таблиц 43, рисунков 30, приложений 4, страниц текста 180, библиографический список — 139 наименований.

Эти выводы подтверждаются и данными о динамике производства зерновых культур и животноводческой продукции в натуральном исчислении, уточненными в конце 50-х гг. Так, валовые сборы зерна в конце.

30-х гг. составляли 70−72 млн. т., или примерно столько же, что и в 1928 г. (73,3 млн.) при урожайности соответственно 7,9 и 7,3 ц с 1 га. Правда, более чем в 3 раза выросли государственные заготовки хлеба (с 10,8 млн. т в 1928 до 32 млн.). 48] Но это лишь свидетельствует о мобилизационных возможностях советской системы сельского хозяйства.

Крайне низкими были показатели по животноводству. Поголовье скота в стране к концу 30-х гг. далеко еще не достигло уровня 1928 г. и даже 1916 г. Вот данные за 1928 и 1938 гг. (в млн. голов): крупный рогатый скот, соответственно, — 60,1 и 50,9, в том числе коров 29,3 и 22,7- овец — 97,3 и 57,3- лошадей — 31,1 и 16,2.

Крестьянин-колхозник не был заинтересован в высокопроизводительном труде в общественном хозяйстве, который не приносил ему ни доходов, ни морального удовлетворения, как и всякий принудительный труд. Но следует все же учитывать, что общий жизненный уровень колхозников во второй половине 30-х гг. повышался, в том числе и за счет выплаты по трудодням, но главным образом за счет ЛПХ, торговли на рынке.

По мнению экономиста О. Р. Лациса «и сегодня, спустя шестьдесят с лишним лет, деревня не оправилась от «плановых» ударов по ее генетическому потенциалу и, видно, не в силах когда-либо оправиться"[11].

Начиная с 1955 года был введен государственный учет наличия и распределения земли по угодьям и землепользователям, а также государственная регистрация всех землепользований по единой общесоюзной системе. В последствии в 1970 году, Совет Министров СССР утвердил положение «О государственном контроле за' использованием.

I, I («земель», возложив контроль на Советы народных депутатов и землеустроительные службы системы Министерства сельского хозяйства и продовольствия СССР.

За годы советской власти в нашей стране были созданы три основные вида кадастров: сельскохозяйственных территорий, водный и лесной. Все основные учетные и отчетные кадастровые документы создавались в виде государственных актов на право пользования землей, списков землепользователей, земельно-кадастровых книг предприятий и организаций и др., а также в виде планово-картографических документов. Все вышеперечисленные документы создавались в рукописной форме и имеют достаточно низкую точность. Так, координаты точек на границах между коллективными хозяйствами определялись с точностью от 1 до 5 метров, а на населенные пункты не всегда имелись карты и планы даже масштаба М 1 :5 ООО.

После национализации российские земли до времени внесения в 1990 году поправок в Конституцию РСФСР 1976 года не знали права частной собственности. Они без оплаты передавались физическим и юридическим лицам в вечное, бессрочное пользование.

Коллективизация единоличных крестьянских хозяйств в отношении земли явилась для государства лишь сменой землепользователей: множество мелких держателей участков заменило меньшее число крупных коллективных землепользователей. Сама же эта акция' была великой трагедией для миллионов крестьян. Земля оставалась всенародным достоянием, собственностью народа, которой от его имени управляли государственные структуры.

Сделаем некоторые выводы из раздела:

— первые описания земель в России появились в IX в. Они касались монастырских и церковных земель, служили основанием для наделения землёй духовенства. С периодом монголо-татарского ига связана перепись земель в целях определения размеров дохода и взимания татарской дани.

— следующий этап развития земельных реформ связан с описанием земель в XVI в., для чего было создано специальное учреждение — Поместный приказ. Поместный приказ стал общегосударственным руководящим центром, объединяющим все межевые, кадастровые и крепостные работы. Писцовый наказ 1622 г. возлагал на писцов измерение пашни, перелогов, сенокосов, лесов и других угодий. Количество земли исчислялось приблизительно. Сведения о земле отражали в писцовых книгах.

Писцовые книги имели юридический и правовой характер. При их заполнении проверяли права землевладельца на описываемые земли. Купля-продажа земли, обмен земельными владениями, передача земель по наследству подтверждались документами и отражались в писцовых книгах. Эти книги признавались государством в качестве важнейшего доказательства прав на землю, а сама запись в них получила характер земельной регистрации. Составление писцовых книг велось по населенным пунктам: город, уезд, стан, волость.

— дальнейшее развитие земельных отношений было обусловлено политикой Петра I: он уничтожил поместную систему, сравнял прежние поместья с вотчинами и ввел подушную подать. В результате качественный учет земель и их оценка утратили свое значение. Вместе с тем значительно повысилась точность полевых измерений, впервые основанная на геометрии и применении геодезических инструментов. Однако замыслы Петра I о производстве сплошного межевания выполнить не удалось, и первое генеральное межевание было начато в 1754 г. Оно было основано на писцовом наказе 1684 г. и помимо учета земель имела целью лишение прав владения и изъятия не соответствующих документам земель. Такой формальный подход привел к возбуждению споров соседствующих владельцев даже в случаях отсутствия взаимных претензий до начала межевания. Это вызывало отрицательное отношение зёмлевладельцев к самой идее генерального межевания и предопределило его неудачный исход.

В XVIII веке в России начинает применяться так называемый геометрический метод межевания, при котором довольно точно определялись как общая площадь владений, так и площадь всех угодий. Начато генеральное межевание с обнародования Манифеста о генеральном размежевании земель всей Империи от 19 сентября 1765 г.

Главная задача межевания 1765 г. состояла в регистрации казенных и других земельных владений. На каждое обмежевание и уезд составлялись межевые книги и планы с указанием землевладельцев, местоположения и общего количества земель, их распределения по угодьям и составлением перечня угодий по провинциям и губерниям. К планам прилагались алфавитные реестры с характеристикой землевладений и отражением проведенных измерений. При межевании составлялись экономические описания, содержащие сведения о качестве пахотных' земель.' ' 1.

Межевание в России имело следующие цели :

Юридическую — определение и укрепление юридическими законами границ земельных владений с составлением соответствующих юридических документов;

Сельскохозяйственную — устранение неудобных условий землепользования;

Финансовую — определение доходности владений для исчисления налога на основе подробной съемки и оценки угодий.

Земельная собственность могла быть: единоличной (крестьянина, помещика, учреждения) — общей для нескольких лиц с указанием доли каждогообщиннойв виде права в чужой вещи, например, право крестьян на помещичьей земле пасти скот, ловить рыбу, въезжать в лес и т. п.

— отмена крепостного права явилась следующим этапом земельных отношений. Реформа сохранила в руках крестьян значительную часть земельной площади, находящейся в их распоряжении до воли. Но досталась им земля далеко не даром. Не одному поколению пришлось нести за нее тяжелые платежи по цене, заведомо завышенной против действительной стоимости.

— следующая земельная реформа вошла в историю под именем ее автора и организатора — П. А. Столыпина.

Начало реформы относят к выходу Указа императора Николая II от 6 ноября 1906 г. Главное содержание реформы составило разрушение общины и насаждение частной крестьянской земельной собственности. Разрешением продажи и купли наделов облегчался отлив бедноты из деревни, и происходила концентрация земли в руках зажиточных крестьян. Это можно видеть из следующих данных: с 1908 по 1915 год число хозяев, продавших надельные земли, составило 1 201 269, ими продано земли 3 953 532 дес. на сумму 444,7 млн руб.- покупателей же оказалось значительно меньше -815 309. Взимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли было отменено с января 1907 г. •.

Основными тенденциями развития в области земельных отношений в России к началу XX века были: сокращение дворянской земельной собственности, уменьшение государственной и увеличение площадей крестьянского землевладения.

Таким образом, в России в начале XX века эволюция земельных отношений проходила в направлении утверждения частной мелкой земельной собственности в форме крестьянских хозяйств. октябрьская революция закрепила всенародную собственность на землю, трудовой характер землепользования, учреждено равное право на пользование землей, исходя из потребительско-трудовой нормы землепользования на землях сельскохозяйственного значения. Введены две основные формы землепользования: государственная и коллективная, проведена сплошная «коллективизация» страны в период «НЭПа», когда земля стала принадлежать полностью коллективным хозяйствам и государству.

Начиная с 1955 года был введен государственный учет наличия и распределения земли, государственная регистрация всех землепользований по единой системе. После национализации российские земли до 1990 года не знали права частной собственности. Они без оплаты передавались физическим и юридическим лицам в вечное, бессрочное пользование.

Коллективизация крестьянских хозяйств в отношении земли явилась для государства сменой землепользователей: множество мелких держателей участков заменило меньшее число крупных коллективных землепользователей. Сама же эта акция была великой трагедией для миллионов крестьян. Земля оставалась всенародным достоянием, собственностью народа, которой от его имени управляли государственные структуры.

1.2. Сущность и направления аграрной реформы на современном этапе.

Перестройка экономики в России начала 90-х годов характеризуется сменой государственной собственности на частную. Эти преобразования затронули и аграрный сектор, в частности — земельные отношения. Падение производства сельскохозяйственной продукции в крупных коллективных хозяйствах, их тяжелое финансовое положение — результат 60-летнего.

• - I. > > .> господства неэффективного в сельском хозяйстве крупного производства, держащегося лишь на массированной финансовой поддержке государства. Следует учесть, что, по мнению Белокрыловой О. С. 5], падение производства сельскохозяйственной продукции в крупных хозяйствах компенсировалось его ростом в личных подсобных хозяйствах, где сейчас производится 44% валовой сельскохозяйственной продукции (в начале 80-х годов — 7з).

Современная аграрная реформа в России, начатая, как и другие направления рыночных преобразований, с 1991 г., традиционно для России планировалась и осуществлялась, как столыпинская и другие реформы, сверху. Основными ее направлениями являются: земельная реформа, т. е. приватизация земли в частную и общую долевую собственностьреорганизация совхозов и колхозов, приватизация государственных сельскохозяйственных предприятийприватизация предприятий сферы АПК (хранения, переработки, обслуживания и материально-технического обеспечения сельского хозяйства).

По Конституции РФ [59] земля является достоянием народа, проживающего на данной территории. От имени народа распоряжаются землей районные администрации.

Выделим основные этапы аграрной реформы в России: 1991 г. — выделение из земель колхозов и совхозов земель сельских населенных пунктов.

1992 г. — создание фонда перераспределения земель за счет 10% изъятых у колхозов и совхозов неэффективно используемых земель.

1992 — 1993 гг. — приватизация земель коллективами колхозов и совхозов по среднерайонной норме и формирование нового фонда перераспределения земель за счет земель, превышающих бесплатно приватизированные (5,93 млн. га по России).

1993 — 1994 гг. — введение указа Президента «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»,[117] разрешившим аренду земельных долей в составе коллективных хозяйств другим землепользователям без согласия других собственников.

1994 — 1996 гг. — введение Положения «О реорганизации сельскохозяйственных предприятий с учетом практики Нижегородской области». [95].

Март 1996 г. — введение указа Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю». 120 ].

С учётом реалий нынешнего времени, возникает ещё один этап:

2002 г. — введение в силу Земельного кодекса и закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [42,129 ].

Осуществление земельной реформы создало новую социально-экономическую структуру землевладения и землепользования, которая представлена в табл.4 .

Как видно из таблицы, 70% земель используется в частной собственности, причём более 50% принадлежит крупным сельскохозяйственным предприятиям, созданным на основании совхозов и колхозов.

Заключение

.

Проведённое в диссертационной работе исследование механизмов государственного управления землепользованием, позволяет сделать следующие выводы:

1. Определён экономический механизм государственного регулирования земельных отношений, как совокупность ценового регулирования (основано на применении нормативной, кадастровой, рыночной цены земли, арендной плате, регулируемой цены на сельскохозяйственную продукцию), налогового регулирования (налогообложение для субъектов земельных отношений), государственной поддержке субъектов земельных отношений (субсидии, дотации, возмещение потерь и ущерба), государственного кредитования (инвестиционные кредиты, кредиты под урожай будущего года, лизинг), государственных закупок и, с учётом современных реалий, государственного регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения (минимальный размер оборота земель и цена на землю при обороте).

2. В целях усовершенствования государственного регулирования земельных отношений в Кемеровской области нами предложено:

— в сфере ценового регулирования: применить единую методику расчёта арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения для Кемеровской области, отменить регулируемые закупочные цены на зерно.

Данная методика состоит из элементов:

1. Определение ставок платы-. У. ,.

2. Определение базы арендной платы-. «.» ¦ <. ¦. .

3. Ранжирование категорий земель с/х назначения. °.

4. Установление размеров ставок;

5. Расчёт величины платежа;

6. Определение корректирующих коэффициентов и корректировка расчёта.

Размер ставок установить следующим образом (исходя из предыдущего описания): пашня — 0,5 МОТ за 1 га в годсенокосы, пастбища — 0,25 МОТ за га в года земли под водой — 1,25 МОТ за 1 га в год.

Земли сельскохозяйственного назначения подразделяются по категориям, устанавливаются корректирующие коэффициенты от 0,6 до 1,0 на основании кадастровой стоимости земли. В результате её применения будет стабилизировано поступление платежей в бюджет.

Закупочные цены на зерно занижены, рекомендуется их отменить или значительно повысить. Это позволит значительно улучшить финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий, сформировать полноценный рынок земли. г' «» * ' ' г.

— в сфере налогового регулирования снизить ставки земельного налога до средних по Западной Сибири (на 2 руб. за 1 га) и ставку НДС по сельскохозяйственной продукции на 2%. Установлено, что средние ставки земельного налога в Кемеровской области выше, чем по Западной Сибири, несмотря на то, что плодородие земель в Кузбассе ниже. Ставка НДС по промышленной продукции уменьшена законодателями" на ' 2%, а на.

С • - ! I !• сельскохозяйственную продукцию осталась неизменной. Снижение ставок позволит дополнительную прибыль направлять в производство, повысить отдачу земли;

— при государственной поддержке субъектов земельных отношений использовать эффективные методы регулирования — финансирование мероприятий по их предотвращению, взамен существующих возмещений потерь от заморозков и других природных явлений. Финансирование почвозащитных мероприятий, что позволит вдвое сократить расходы по возмещению потерь с учётом осуществлённых капитальных вложений за три года.

— внедрить систему государственного кредитования в области. Позволит сформировать новых собственников земли, поддержать существующих.

— восстановить систему государственных закупок продовольствия у населения и повысить закупочные цены у сельскохозяйственных организаций. Это позволит значительно увеличить производство ЛПХ и создать необходимые условия для функционирования рыночных отношений.

— минимальную величину оборота земли сельскохозяйственного назначения установить в 1 га. В Кемеровской области при организации предприятия в сфере растениеводства или животноводства она составляет 300 га. При такой величине (при значительных ценах на землю) создание нового производства невозможно.

3. Установлена прямая зависимость спроса на землю от спроса на сельскохозяйственную продукцию в регионе, на который' напрямую влияет региональный законодатель, путём установления «потолка» цен.

Основной отраслью в регионе является растениеводство, основу которого составляют зерновые, в частности — пшеница. Цены на неё в регионе являются минимальными — 2000 руб. за 1 т. Такие цены оставляют спрос на продукцию, в том числе и на землю не главным механизмом регулирования земельного рынка.

4. Описаны и применены на практике методы оценки земли. Расчёты показали значительный разброс в результатах: методики, определяющие рыночную стоимость, показали минимальное значениенормативные методики значительно завышают цену. Выявлено отсутствие рыночной цены на операции с землёй, в результате отсутствия рынка земли сельскохозяйственного назначения и условий для его создания.

По нашему мнению, цена земли должна соответствовать арендной плате за землю, в противном случае приобретение земли будет невыгодным, так как выгоднее будет арендовать участки.

Реализации земли по кадастровым ценам возможно только при наличии государственного кредитования крестьян.

В целях формирования рынка земли необходимо убрать регулируемые цены, повысить эффективность сельскохозяйственного производства.

5. Прогноз развития земельных отношений в регионе показал, что при существующем механизме государственного регулирования, ситуация в сфере земельных отношений не изменится. С учётом существующей в регионе программы господдержки ЛПХ, их землепользования увеличатся до 103,58 тыс. га на основе линейного тренде, до 91,93 тыс. га на основе логарифмического тренда, до 106,69 тыс. га на основе экспоненциального, в полтора раза увеличится объём подсобного производства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. //АИФ,№ 29,2003
  2. Аренда земли./ Сост. О. Понятовская. М., 2000. 119 с.
  3. О.С. Аграрная политика: теория и практика в переходной экономике // Экономические условия реструктуризации российской экономики. Материалы 18 научной сессии экономического факультета. Ростов н/Д, 1999.
  4. О.С. Становление крестьянских хозяйств в России: противоречия и пути их разрешения // Хозяйство и право. 1994. № 7−8.
  5. О.С. Теория переходной экономики. Ростов-на-Д «Феникс», 2002. 364 с.
  6. Бим А. Экономическая политика в условиях кризиса государственности и неопределенности реформаторских стратегий// Вопросы экономики. 1993. № 9.-42 с.
  7. Е.Ф. Экономическая теория. М., 1997. 348 с.
  8. И.П. Земельные отношения в России: коллизии и парадоксы/ Земельная реформа. М.2003. — 11 с.
  9. JI. Макроэкономическая теория и переходная экономика. М., 1996.-421 с.
  10. Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 N 14-ФЗ.
  11. С. И., Крячков И. Т., Удалое В. А., Турин Ю. М. Предпринимательство в АПК. М.: Колос, 1997.- 264 с.
  12. В.П. Деревня в 1926—1927 гг.. // История крестьянства в СССР. В 5-ти т. Т. 1.- 328 с.
  13. Девять месяцев одного года // Сибирский край, № 29, 2003
  14. В.П. Завершение восстановления крестьянского хозяйства //История крестьянства в СССР. В 5-ти т. М., 1986. Т. 1.- 275−278 с.
  15. С.М. Столыпинская земельная реформа: из истории сельского хозяйства и крестьянства России в начале XX века.- М., 1963. 595 с.
  16. A.M. Реальное содержание споров о рыночном обороте земли и их скрытые мотивы / Земельная реформа, М., 2003, с.20
  17. Землеустройство крестьянских хозяйств./ Под ред. В. Н. Хлыстун, С. Н. Волкова. М., 1995, 198 с.
  18. Земля как предмет аренды и купли-продажи./ Под ред. А. Т. Гаврилова. М., 2000, 206 с.
  19. Зерновое производство в годы НЭПа: действительность и возможности./ История аграрных отношений. М.2003
  20. В.П. Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий. Кемерово, 1998, 187 с.
  21. История России в лицах с древности до наших дней. М., 1997. 449 с.
  22. История советского крестьянства. М., 1986. Т. 2. 377−379 с. 49.// История СССР. 1990. № 6. 41 -42 с.
  23. В. В. Фермеры России (очерки становления). М.: Колос, 1998.
  24. М.Б. Структурная перестройка экономики региона. Кемерово, 1995. С.340
  25. М.Б., Сурнин B.C., Морозенко А. Д. Финансовая стабилизация экономики региона. Кемерово, 1996. С.424
  26. Т.М. Война, хлеб и революция. (Продовольственный вопрос в России. 1914 октябрь 1917). JL, 1985. С. 200.
  27. В.А., Староверов О. В. и др. Теория вероятностей и математическая статистика. М., 1991. 154 с.
  28. Колхозы во второй сталинской пятилетке. M.-JI., 1939.- 95 с.
  29. Н.В. Земельные отношения и землеустройство в России. Москва, 1995.-512 с.
  30. Н.В. Управление земельными ресурсами России. М., 1995,245 с.
  31. Н.Д. Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции М., 1991. С. 97.59.Конституция РФ
  32. Концепция аграрной политики России в 1997 — 2000 годах. М.: Вершина—Клуб, 1997.
  33. Коптев-Дворников В. Е. Оценка земель сельскохозяйственных предприятий. М., 2000. 165 с.
  34. О.И. Право частной собственности на землю. М., 1995. — 153 с.
  35. Э.Н. К вопросу о земельном обороте / Аграрная реформа в России, М. 2003, 30 с.
  36. Кузбасс 1998. Статистический ежегодник.-Кемерово, 1999, С.305
  37. Кузбасс 1999. Статистический ежегодник.-Кемерово, 2000, С.310
  38. Кузбасс 2000. Статистический ежегодник.-Кемерово, 2001, С.309
  39. Кузбасс 2001. Статистический ежегодник.-Кемерово, 2002, С.315
  40. Кузбасс в 2002 году // Кузбасс, 2003, 5 февраля,№ 21, 3 с.
  41. Кузбасс. Начало XXI века. Томск, 2002. 180 с.
  42. В.П. Аграрная реформа в Ростовской области // СевероКавказский регион. 1994. № 1−2.
  43. Курс переходной экономики /Под ред. Абалкина А. И. М., 1997. 356 с.
  44. Курс экономической теории /Под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. Киров, 1994.-233 с.
  45. B.C. Земельное регулирование. М.2003. — 213 с.
  46. О.Б. Законодательные и организационно-экономические аспекты регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения / Аграрная реформа в России, М. 2003. — 59 с.
  47. М. Интенсификация использования земельных ресурсов Новосибирской области. Автореферат.
  48. П.И. Русское зерновое хозяйство в системе мирового хозяйства. М., 1927. — 342 е.
  49. О., Серова Е. Оценка уровня государственной поддержки сельского хозяйства // Вопросы экономики. 1996. № 7.
  50. Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX вв.). Материалы международной конференции. Москва 14−15 июня 1994 г. М., 1996. -120, 399−400, 414 е.
  51. Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков, утверждены распоряжением Минимущества РФ № 568-р от 6 марта 2002 г.
  52. Налоговый кодекс РФ от 5.08.2000 № 117-ФЗ
  53. А.Ю. Повышение эффективности использования пахотных земель. Автореферат.
  54. А. А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (XVIII—XX вв.). М., 1995.-106 с.
  55. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности / Под ред. Спирина A.A., Башиной О. Э. М., 1994.- 124 с.
  56. Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя' почвы" Утв. Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 525/67.
  57. Основы теории переходной экономики / Под ред. Киселевой Е. А., Чепурина М. Н. Киров, 1996. 312 с. 87.//Отечественная история. 1992. № 6. С. 48−50.88.//Отечественная история. 1995. № 3. С. 24.
  58. Э.И. Аренда сельскохозяйственных земель / Аграрная реформа в России, М. 2003, с.65
  59. A.B. Земельная реформа в России: итоги и перспективы/ Аграрная реформа в России, М. 2003, с.7
  60. Э.Е. Преемственность отечественной продовольственной политики 1910-х-1920-х годов/ История аграрных отношений в России, -М. 2003
  61. Письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 28.12.2001 г. №ВБ-6−21/1004 «О ставках земельного налога и арендной платы в 2002 году»
  62. Плотников В. Тернистый путь земельного кодекса / Экономика сельского хозяйства России, № 4,2000
  63. Показатели экономического и социального развития Кемеровской области // Кемерово, № 48, 2003 .
  64. Положение «О реорганизации сельскохозяйственных предприятий с учетом практики Нижегородской области»
  65. М.П. Базовая человеческая потребность. (О продовольственной проблеме в СССР) // История СССР 1991. № 4. -188−189 с.
  66. Ю.А. Советская страна после окончания гражданской войны. М., 1986.- 135 с.
  67. Постановление правительства РФ от 26.06.1999 г. № 694 «О федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в РФ на 1999−2002 годы».. ь.
  68. Постановление Промышленновского районного СНД от 26 декабря 2002 г. № 323 «О методике расчёта арендной платы за землю в 2003 году»
  69. Распоряжение Министерства имущественных отношений РФ от 6.03.2002 № 568-р «Об утверждении методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков»
  70. Региональный проблемы аграрной реформы в России./ Под ред. A.A. Анфиногентова. Саратов, 1999, 231с.i. • • / ^
  71. A.A. Крестьянский правопорядок. СПб., 1904, 120 с.
  72. Роль государства в экономике / Под ред. В. Н. Овчинникова, О. С. Белокрыловой. Ростов н/Д: Книга, 1997.- 96 с.
  73. В.И. Право частной собственности на землю в РФ. М., 2001, 75 с.
  74. Российская газета. 1996. 8 августа.
  75. Россия в условиях трансформации./ Под ред. С. С. Сулакшин, М., 2001. 86 с.
  76. А.Э. Земельная собственность и рента. М., 1991. — 80 с.
  77. Е.В. Аграрная экономика. М, 1999, 105 с.
  78. Е.В. Особенности государственной поддержки аграрного сектора России // Вопросы экономики. 1996. № 7.- 91с.
  79. A.JI. Экономическое положение России в годы первой мировой войны. М., 1973. 484 с.
  80. Ю. Формы государственной поддержки //Вопросы экономики. 2001. № 5.
  81. Судьбы российского крестьянства. М., 1996. 387−415 с.
  82. B.C., Кислюк М. Б. Кузбасская модель реформирования экономики (теория, практика, опыт). Кемерово, 1995.- 412 с.
  83. М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран. Введение в теорию, практику и политику. СПб.: Экономическая школа, 1995.-361 с.
  84. В.Я. Оборот сельскохозяйственных земель: основные припятствия и пути их преодоления / Аграрная реформа в России, М. 2003, с.41
  85. Указ Президента «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»
  86. Указ Президента РФ «О порядке приватизации и реформировании предприятий и организаций агропромышленного комплекса» // Российская газ. 1992. 8 сентября.
  87. Указ Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю»
  88. Указ Президента РФ от 10 марта 1994 г. N 457 «О проведении в Тульской области эксперимента по созданию организационноправовых и экономических условий развития регионального агропромышленного комплекса»
  89. Указания «О порядке оформления договоров передачи земельной доли в аренду» утверждены Роскомземом 16 мая 1996 г.
  90. В.Х. Земельное право и земельный кадастр.-М., 1996. — 196 с.
  91. В.В. Новый земельный кодекс РФ как «рамочный» закон / Аграрная реформа в России, М. 2003, с.55
  92. Федеральная целевая программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 — 2000 годы //Экономика сельского хозяйства России. 1997. № 2.
  93. Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»
  94. Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» (14.07.1997) // Российская газ. 1997.23 июля
  95. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» //Экономика сельского хозяйства России. 1997. № 4.
  96. Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве»
  97. Федеральный закон РФ от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»
  98. Федеральный закон РФ от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
  99. Федеральный закон № 122-фз от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
  100. В.Н. О земельном законодательстве / Аграрная реформа в России, М. 2003, с.49
  101. A.C. Земельный кадастр. М., 2001, 211 с.
  102. Г. Т. Кузбасс строкой Итар-ТАСС. Кемерово, 2001. -255 с.
  103. Г. И. Проблемы земельной собственности в аграрном реформировании / Аграрная реформа в России, М. 2003, с.36
  104. Экономика недвижимости./ Под ред. В. И. Ресина. М., 2000. 332 с.
  105. Экономика переходного периода /Под ред. Радаева В. В., Бузгалина A.B. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.- 232 с.
  106. Экономика региона: реформирование / Под ред. Кислюк М. Б., Сурнин B.C. Кемерово, 1997. 708 с.• / г- ≤>139. //Экономика сельского хозяйства России. 1997. № 9
Заполнить форму текущей работой