Методика коррекции основных двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Достаточный уровень развития физических качеств у детей с задержкой психического развития составил необходимую основу для успешной реализации экспериментальной методики. Коррекция основных двигательных действий, осуществляемая по разработанной методике, обеспечила достоверный прирост показателей развития метания (на 25,0%, Р<0,05), прыжка в длину с места (на 25,8%, Р<0,05), ходьбы (на 27,3… Читать ещё >
Содержание
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ
- ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- 1. 1. Значение средств и методов адаптивной физической культуры в коррекционной работе с дошкольниками
- 1. 2. Специфика процесса обучения двигательным действиям в адаптивной физической культуре
- 1. 3. Особенности занятий адаптивной физической культурой с детьми дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития
- 1. 4. Резюме
- ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Задачи исследования
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 3. Организация исследования
ГЛАВА IIТ. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОРРЕКЦИИ ОСНОВНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
3.1. Особенности развития основных движений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3.2. Концептуальные основы методики коррекции основных двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3.3. Использование коррекционных и подводящих упражнений на занятиях адаптивной физической культурой с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития.
3.4. Применение средств, направленных на развитие мелкой моторики, в процессе коррекции основных двигательных действий у детей с задержкой психического развития.
3.5. Резюме.
ГЛАВА IV. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ ОСНОВНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ 5−6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
4.1. Эффективность применения экспериментальной методики для развития скоростных, скоростно-силовых и силовых качеств дошкольников с задержкой психического развития.
4.2. Развитие координационных способностей у дошкольников с задержкой психического развития под влиянием экспериментальной методики.
4.3. Влияние экспериментальной методики на уровень развития основных движений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4.4. Резюме.
Методика коррекции основных двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Физические упражнения выступают как важный фактор воздействия на личность ребенка и его функциональные возможности [H.A. Козленко, 1991; A.A. Дмитриев, 2002 и др.].
Тесная связь моторных и психических функций [М.Е. Иоффе, 1975; Я. М. Коц, 1975; A.B. Запорожец, 1986 и др.] определяет ключевую роль физической активности для детей, имеющих различные проявления задержек психического развития. Понятие «задержка психического развития» в отечественной коррекционной педагогике является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в психической деятельности ребенка. Основной причиной такого отставания являются минимальные органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникать во внутриутробном, природовом, а также раннем периоде жизни ребенка [Б.П. Пузанов, 1999].
Помимо того, что органическое поражение центральной нервной системы отрицательно сказывается на эмоционально-волевой и интеллектуальной сфере, оно обусловливает и самые разнообразные отклонения в двигательном развитии ребенка.
Рядом исследователей [D. Cantwell, 1977; М. С. Певзнер, 1982; В. Д. Труш, И. Ф. Марковская, 1983; И. Ф. Марковская, 2005 и др.] отмечается разнородность двигательных нарушений у детей данной категории: двигательная неловкость, нарушение регуляции движений, трудности переключения и автоматизации, недостаточная координация и правильность произвольных движений, гиперили гиподинамия, недоразвитие тонких моторных актов, повышенное мышечное напряжение и быстрая утомляемость. Очевидно, что данные особенности затрудняют процесс физического и психического развития, социальной интеграции детей, и нацеливают на решение специфических задач.
Многие авторы признают одной из главных задач адаптивной физической культуры — задачу коррекции техники выполнения основных движений у своих учеников [С.П. Евсеев, 2002; JI.B. Шапкова, 2002; O.A. Ба-рабаш, 2006 и др.].
По вопросу совершенствования средств и методов коррекции основных двигательных действий у детей с задержкой психического развития в большей части исследований реализовываются не всегда четко обоснованные подходыпредлагается использовать дифференцированный подход в зависимости от степени задержки психического развития [O.A. Барабаш, 1997], игровой метод проведения занятий [Е.М. Мастюкова, 2002; О. В. Решетняк, 2004 и др.].
Таким образом, на данный момент не разработан общепринятый комплекс средств и методов, применяемых в процессе занятий адаптивной физической культурой, для коррекции основных двигательных действий у детей, имеющих задержку психического развития. Данные обстоятельства обусловили актуальность решения указанной задачи и тему диссертационной работы.
Объект исследования — занятия адаптивной физической культурой с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития.
Предмет — средства, методы и методические приемы, используемые для коррекции нарушений техники выполнения основных движений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования — разработать и экспериментально обосновать инновационную методику коррекции основных двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе занятий адаптивной физической культурой.
Гипотеза исследования. Экспериментальная методика коррекции основных двигательных действий будет педагогически целесообразной и эффективной, если в основу ее разработки положить идею о комплексном использовании для детей данной категории упражнений для коррекции двигательных нарушений, подводящих упражнений и средств, направленных на развитие мелкой моторикиа также методов: строго регламентированного упражнения и пассивных движений.
Методологической базой исследования являются современные научные представления о человеке как природном и социальном существе [А.Н. Леонтьев, JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн]- о единстве социального и природного, духовного и физического в формировании личности, большом значении физической культуры в таком процессе [A.B. Запорожец, A.B. Кенеман, Л.П. Матвеев]- организационно-методических основах адаптивной физической культуры [С.П. Евсеев, Л. В. Шапкова, A.A. Дмитриев, C.B. Дмитриев, Е.С. Черник]- идеи коррекционной педагогики [Т.А. Власова, М. С. Певзнер, Е. М. Мастюкова, Б.П. Пузанов]- теория уровневого построения движений [H.A. Бернштейн].
Достоверность и обоснованность полученных данных определяется методологической базой исследования, достаточным объемом эмпирического материала, многообразием и адекватностью использованных методов цели и задачам исследования, корректностью статистической обработки экспериментальных данных.
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что:
— выявлены специальные физические упражнения для коррекции нарушений в выполнении основных двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
— подобран комплекс средств адаптивной физической культуры для коррекции основных двигательных действий у детей с задержкой психического развития, включающий коррекционные, подводящие упражнения и средства, направленные на развитие мелкой моторики;
— разработана и научно обоснована методика коррекции основных двигательных действий у детей данной категории, предусматривающая комплексное использование специально подобранных средств, а также методов строго регламентированного упражнения и пассивных движений;
— экспериментально подтверждена эффективность применения авторской методики для коррекции основных двигательных действий и повышения уровня развития физических способностей у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость диссертации состоит в расширении и дополнении теории и методики адаптивной физической культуры положениями и выводами диссертации, в которых дано описание методических приемов коррекции нарушений основных двигательных действий дошкольников с задержкой психического развитияобъясняется механизм положительного воздействия экспериментальной методики на устранение нарушений в технике выполнения основных движений у обследуемой категории дошкольников.
Практическая значимость результатов проведенного исследования заключается в том, что практическое использование разработанной автором диссертации экспериментальной методики на занятиях адаптивной физической культурой с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития, достоверно обеспечило:
— оптимизацию процесса коррекции основных двигательных действий;
— ускоренное преодоление у детей с задержкой психического развития нарушений в технике выполнения основных движений, их физическую и социальную адаптацию.
Применение карты диагностики двигательных нарушений, разработанной на основе методики оценки техники основных движений у нормально развивающихся дошкольников, предложенной профессором Ю. К. Чернышенко (1998), позволяет осуществлять систематический контроль над уровнем развития техники выполнения основных движений у дошкольников с задержкой психического развития.
Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при чтении лекций и проведении практических занятий со студентами вузов физической культуры, в ходе повышения квалификации методистов по физическому воспитанию детских садов компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Комплексное использование коррекционных, подводящих упражнений и средств, направленных на развитие мелкой моторики, оказывает более существенное позитивное влияние на коррекцию основных двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, по сравнению с традиционно используемыми средствами.
2 Разработанная методика предполагает дифференцированное применение методов строго регламентированного упражнения и пассивных движенийиспользование во вводно-подготовительной части занятий адаптивной физической культурой упражнений пальчиковой гимнастики, общеразвивающих упражнений с предметамив основной части — подводящих упражнений и упражнений для коррекции двигательных нарушенийа в заключительной части — самомассажа рук.
3. Методика коррекции основных двигательных действий способствует повышению уровня развития скоростно-силовых, скоростных, силовых качеств и отдельных показателей координационных способностей, сокращению нарушений в технике выполнения основных движений у детей с задержкой психического развития.
ВЫВОДЫ.
1. В результате исследования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития был установлен «средний» для данной категории лиц уровень развития бега, ходьбы, метания, прыжка в длину с места, «ниже среднего» — уровень развития равновесия.
2. У детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития отмечаются многочисленные нарушения техники выполнения основных движений. Типичные для данного контингента нарушения техники выполнения ходьбы и бега: сгибание или поворот туловища, наклон головы, несогласованные движения рук и ног, неправильная постановка стопы, слабый вынос бедра маховой ноги, слабое отталкивание, отклонение от заданного направления движения, нарушение ритма движенийнарушения техники выполнения прыжка в длину с места — неодновременное отталкивание, отсутствие замаха руками, прямое положение туловища при подготовке к отталкиванию, выпрямление ног в полете, не выполнение на результатнарушения техники выполнения метания — несогласованная работа мышц рук и туловища, отсутствие замаха рукой, выполнение метания движением от плеча, стоя на прямых ногах из стойки ноги врозь, неправильный хват мяча, чрезмерное напряжение мышц кисти и пальцев, отсутствие финального усилиянарушения техники выполнения равновесиясогнутое или наклонное положение туловища и головы, стойка на согнутой ноге и не зафиксированное положение другой ноги, руки согнуты или опущены в стороны-книзу, дополнительные движения в балансировании, не фиксированный взгляд.
3. Процесс коррекции основных двигательных действий у детей с задержкой психического развития осуществляется с учетом данных о замедленном процессе формирования двигательных навыков, наличии различных двигательных нарушений. Адекватными средствами при этом являются упражнения для коррекции двигательных нарушений, подводящие упражнения и средства, направленные на развитие мелкой моторики. Комплексное использование данных средств является основой повышения эффективности процесса занятий адаптивной физической культурой, направленного на коррекцию основных двигательных действий.
4. Авторская методика коррекции основных двигательных действий, помимо выше указанных средств, предусматривает: применение методов строго регламентированного упражнения (целостного, расчлененного, переменного), метода пассивных движений при затруднениях в обученииметодические приемы: выполнение упражнений в режиме предметного действия, использование музыкального сопровождения, вариативные положения и условия выполнения упражненийиндивидуальные приемы воспитания и обучения, применяемые при работе с гиперактивными и инфантильными детьми.
5. В результате исследования эффективности методики коррекции основных двигательных действий у детей с задержкой психического развития выявлено, что данная методика оказала выраженное позитивное воздействие на развитие скоростно-силовых и силовых качеств. Отмечено достоверное увеличение результатов в метании на 19,1% и 17% правой и левой рукой соответственно, в прыжках в длину с места — на 16,5% (Р<0,05). Тем не менее, выявлена менее выраженная динамика увеличения результатов в метании в экспериментальной группе по отношению к результатам контрольной.
Показатель силы мышц спины у детей экспериментальной группы увеличился на 47,9%- силы мышц правой кисти — на 6,5%, левой — на 8,5% (Р<0,05). Показатель силы мышц брюшного пресса остался неизменным.
6. Под влиянием разработанной методики произошло улучшение некоторых показателей скоростных качеств и координационных способностей. Сюда необходимо отнести улучшение такого показателя скоростных способностей, как «бег на 30 м» (на 11,5%, Р<0,05), и таких показателей координационных способностей, как «ритмичность движений рук» (на 20,0%, Р<0,05) и «точность мелкой моторики» (на 25,0%, Р<0,05). Показатели координационных способностей «согласованное воспроизведение ритма» и «равновесие» остались без изменений, хотя в индивидуальной динамике результатов отмечен несомненный прирост значений.
7. Достаточный уровень развития физических качеств у детей с задержкой психического развития составил необходимую основу для успешной реализации экспериментальной методики. Коррекция основных двигательных действий, осуществляемая по разработанной методике, обеспечила достоверный прирост показателей развития метания (на 25,0%, Р<0,05), прыжка в длину с места (на 25,8%, Р<0,05), ходьбы (на 27,3%, Р<0,05), бега (на 33,3%, Р<0,05), в отличие от результатов контрольной группы, в которой зафиксирован достоверный прирост только показателя развития бега (на 18,8%>, Р<0,05). Тем не менее, необходимо отметить отсутствие положительных изменений в развитии равновесия (Р>0,05) у детей экспериментальной группы.
8. Результаты исследований показывают, что все дети экспериментальной группы перешли в другой функциональный класс по интегральному показателю освоенности основных движений, в то время как в контрольной группе — только 20,0% детей. Также установлено, что 30,0% детей, занимавшихся по предложенной методике, достигли высокого уровня развития всех основных движений. В контрольной группе таких результатов выявлено не было.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ.
1. Для коррекции основных двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития рекомендуется использовать в качестве основных средств подводящие упражнения и упражнения для коррекции двигательных нарушений, в качестве дополнительных — средства, направленные на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, ОРУ с предметами, самомассаж рук).
2. На физкультурном занятии целесообразно применять указанные средства следующим образом: во вводно-подготовительной частиупражнения пальчиковой гимнастики, ОРУ с предметамив основной части — подводящие упражнение и упражнения для коррекции двигательных нарушенийв заключительной части — самомассаж рук.
3. При коррекции основных двигательных действий у детей, имеющих задержку психического развития, рекомендуется использовать метод строго регламентированного упражнения (целостный, расчлененный, переменный), при затруднениях в обучении — метод пассивных движений.
4. Все предложенные упражнения (за исключением упражнений пальчиковой гимнастики и самомассажа рук) необходимо проводить в режиме предметного действия для повышения эффективности самоконтроля ребенка за собственными действиями, создания мышечных представлений о движении.
5. Для оптимизации процесса занятий необходимо применять индивидуальные приемы воспитания и обучения гиперактивных детей (расположение ребенка рядом с педагогомигнорирование вызывающих действийустановление системы наказаний и поощрений) и инфантильных (четкая постановка обучающей задачидополнительная мотивация к деятельностиорганизация совместных действий в группе детей).
6. Диагностика нарушений техники выполнения основных движений у детей с задержкой психического развития должна проводиться инструктором физического воспитания два раза в год с целью своевременного выявления имеющихся отклонений и их последующей коррекции.
Список литературы
- Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: учеб. пособие / под ред. С. П. Евсеева, A.C. Солодкова. СПб.: СПбГАФК, 1996.-95 с.
- Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1975. — 448 с.
- Антонюк, С.Д. Воспитание координационных способностей у детей с особенностями психического развития / С. Д. Антонюк. // Адаптивная физическая культура. 2001. — № 3. — С. 22−23.
- Арапова-Пискарева, Н. О проблемах преемственности, подготовки к школе и раннего обучения / Н. Арапова-Пискарева // Дошкольное воспитание. 2004. — № 5. — С. 2−6.
- Артышко, C.B. Особенности организации и методики работы с детьми дошкольного возраста, имеющими отклонения в развитии / C.B. Артышко. // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. -2006.-№ 1.- С. 24−26.
- Архипенко, Г. Развитие речи младших дошкольников с недостатками зрения / Г. Архипенко. // Дошкольное воспитание. 2005. — № 5. — С. 81−84.
- Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Баландин, В.А. Использование подвижных игр для развития познавательных процессов детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: учеб. пособие / В. А. Баландин. Краснодар, 1999. — 104 с.
- Бальсевич, В.К. Что нужно знать о движениях человека / В.К. Бальсе-вич. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1997.-№ 2.- С. 46−50.
- Барабаш, O.A. Технология оценки технической подготовленности школьников с умственной отсталостью (на примере оценки техники легкоатлетических видов) / O.A. Барабаш. // Адаптивная физическая культура. 2006. — № 3. — С. 23−27.
- М.Баряев, A.A. Коррекция психомоторных и сенсорно-перцептивных нарушений учащихся с задержкой психического развития элементами спортивных игр: автореф. дис.. канд. пед. наук / A.A. Баряев. СПб.: СПбНИИФК, 2006. — 24 с.
- Бегидова, Т.П. Программированный метод обучения гимнасток в движении Специальной Олимпиады / Т. П. Бегидова. // Адаптивная физическая культура. 2007. — № 4. — С. 37−39.
- Бернштейн, H.A. О построении движений / H.A. Бернштейн. М.: Мед-гиз, 1947.-256 с.
- Бернштейн, H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / H.A. Бернштейн. М.: Медицина, 1966. — 166 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспаль-ко.-М., 1989.-256 с.
- Биометрия: учеб. пособие / Н. В. Глотов, JI.A. Животовский, Н.В. Хова-нов, H.H. Хромов-Борисов- под ред. М. М. Тихомировой. Л.: Изд. ЛГУ, 1982.-263 с.
- Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 192 с.
- Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н. Ю. Борякова. М.: Академия, 2003. — 94 с.
- Бочарова, Т.П. Структура физической подготовленности метателей различной квалификации, перенесших детский церебральный паралич / Т. П. Бочарова. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007.- № 6.- С. 50−51.
- Бугров, B.C. Педагогическая профилактика психической напряженности у первоклассников группы риска: автореф. дис.. канд. пед. наук / B.C. Бугров. Челябинск: УралГАФК, 2002. — 19 с.
- Быкова, А.И. Обучение детей дошкольного возраста основным движениям / А. И. Быкова. М.: Просвещение, 1962. — 164 с.
- Вавилова, E.H. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: пособие для воспитателя детского сада / E.H. Вавилова. М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
- Вайзман, Н.П. К вопросу дифференциальной диагностики олигофрении и задержек развития / Н. П. Вайзман. М.: Педагогика, 1971. — 150 с.
- Вайзман, Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н. П. Вайзман. -М.: Аграф, 1997.-128 с.
- Васичкин, В.В. Большой справочник по массажу / В. В. Васичкин. -СПб.: Невская книга, 2001. 464 с.
- Веневцев, С.И. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушениями интеллектуального развития средствами адаптивной физической культуры / С. И. Веневцев, A.A. Дмитриев. М.: Советский спорт, 2004. — 104 с.
- Венгер, А. Л. Психология: учеб пособие для уч-ся пед. училищ / А. Л. Венгер, B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1988. — 336 с.
- Водяницкая, О.И. Фическая культура без «освобожденных» / О.И. Во-дяницкая, Н. В. Мурина, М. А. Грибачева // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. 2006. — № 4. — С. 65−66.
- Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. З. Проблема развития психики / Л.С. Выготский- под ред. A.M. Матюшкиной. М.: Педагогика, 1983.-368 с.
- Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.4. Детская психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1983. — 432 с.
- Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.5. Основы дефектологии / Л.С. Выготский- под ред. Т. А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
- Галочкин, Ю.Г. Физиологические основы организации двигательных действий человека: учеб. пособие. Волгоград, 1991. — 60 с.
- Гимнастика: учебник для вузов / М. Л. Журавин, О. В. Загрядская, В. Н. Казакевич и др.- под ред. М. Л. Журавина, Н. К. Меньшикова. М.: Академия, 2001.-448 с.
- Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошк. учреждений / Л. Д. Глазырина, В .А. Овсянкин. -М.: Владос, 1999. 176 с.
- Голубцова, Г. Психофизическая коррекция как средство реабилитации детей с задержкой психического развития / Г. Голубцова и др. // Дошкольное воспитание. 2002. — № 10. — С. 25−31.
- Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева- под ред В. А. Сластенина. М.: Академия, 1999. — 280 с.
- Гоноболин, Ф.Н. Внимание и его воспитание / Ф. Н. Гоноболин. М.: Педагогика, 1972. — 160 с.
- Громов, В.А. Методика тренировки в пауэрлифтинге слабовидящих людей и ее влияние на координацию движений: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. А. Громов. М.: РГУФК, 2006. — 21 с.
- Гросс, H.A. Современные подходы к развитию двигательных навыков у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и ДЦП / H.A. Гросс, Ю. А. Гросс. // Адаптивная физическая культура. 2006. -№ 4. — С. 46−48.
- Губман, Л.Б. Роль моторного анализатора в интегративной деятельности организма / Л. Б. Губман, М. Р. Могендович. // Теория и практика физической культуры. 1975. — № 6. — С. 29−30.
- Давыдов, В.В. Взаимосвязь идей научных школ Л.С. Выготского и H.A. Бернштейна / В. В. Давыдов // Теория и практика физической культуры. 1996. -№ 11. — С. 10−14.
- Дворкина, Н.И. Взаимосвязь силовых и психических качеств дошкольников 3−6 лет / Н. И. Дворкина. // Физическая культура и спорт: воспитание, образование, тренировка. 2002. — № 3. — С. 7−11,
- Демидова, А. Танцы на колясках спорт, искусство и средство реабилитации / А. Демидова. // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. — 2006. — № 2. — С. 50−51.
- Дмитриев, A.A. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания / A.A. Дмитриев. -Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1987. 151 с.
- Дмитриев, A.A. Физическая культура в специальном образовании: учеб. пособие / A.A. Дмитриев. М.: Академия, 2002. — 176 с.
- Дмитриев, C.B. «Стартовое развитие» предметных движений ребенка (дискурс-анализ проблемы для специалистов по адаптивной педагогике) / C.B. Дмитриев. // Адаптивная физическая культура. 2006. — № 2. — С. 15−19.
- Дмитриев, C.B. Проектно-двигательное и рефлексивное мышление: концептуальные схемы и методы в спортивной педагогике и адаптивнойфизической культуре / C.B. Дмитриев. // Адаптивная физическая культура. 2007. — № 2. — С. 2−9.
- Дмитриев, C.B. Теория и технология образовательного развития при обучении двигательным действиям в сфере адаптивной физической культуры / C.B. Дмитриев. // Адаптивная физическая культура. 2008. -№ 1. — С. 4−10.
- Долгачева, A.B. Инновационная методика физического воспитания детей с задержкой психического развития / A.B. Долгачева, В. Н. Чернова // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. 2007. — № 2. — С. 78−79.
- Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред. Л. П. Носковой. -М.: Просвещение, 1993. 224 с.
- Дробинская, А.О. Синдром психического инфантилизма / А.О. Дробин-ская. // Коррекционная педагогика: хрестоматия / под общ. ред. Ю. В. Науменко. Волгоград: Изд. ВГИПК РО, 2002. — С. 36−39.
- Запорожец, A.B. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т.2. Развитие произвольных движений / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1986.-296 с.
- Захарова, H.A. Технология совершенствования двигательных действий стрелков-инвалидов 12−14 лет на начальном этапе спортивной подготовки: автореф. дис.. канд. пед. наук / H.A. Захарова. — Хабаровск: ДВГАФК, 2002. 22 с.
- Игнатьев, М.А. Бадминтон как одно из средств улучшения двигательных возможностей школьников с нарушением слуха: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. А. Игнатьев. Малаховка: МГАФК, 2002. — 22 с.
- Ильин, В.А. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в детских домах для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. А. Ильин. М.: ГЦОЛИФК, 1992.-20 с.
- Использование средств гимнастики в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста: методические разработки для студ. и слушателей ФПК ГЦОЛИФКа / Е. А. Земсков, А. Б. Лагутин, Е. Ю. Лагутина.-М., 1991.-44 с.
- Иоффе, М.Е. Кортикоспинальные механизмы инструментальных двигательных реакций / М. Е. Иоффе. — М., 1975. 203 с.
- Каданцева, Г. А. Взаимосвязь познавательной и двигательной активности детей шести лет / Г. А. Каданцева. // Теория и практика физ. культуры. 1993.-№ 11. — С. 40−41.
- Кенеман, A.B. Теория и методика детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / A.B. Кенеман, Д. В. Хухлаева. — М.: Просвещение, 1972. 278 с.
- Киселева, В. Развитие тонкой моторики / В. Киселева // Дошкольное воспитание. 2006. -№ 1. — С. 65−69.
- Коган, О.Н. Эффективность занятий игровой направленности в специализированном дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. Н. Коган. Челябинск: УралГАФК, 2000. — 22 с.
- Кожухова, H.H. Воспитатель по физической культуре в дошкольном учреждении: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / H.H. Кожухова, JI.A. Рыжкова- под ред. С. Н. Козловой. М: Академия, 2002. — 320 с.
- Козленко, H.A. Физическое воспитание в системе коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы / H.A. Козленко. // Дефектология. 1991. — № 2. — С. 33−37.
- Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка) / М. М. Кольцова. М.: Педагогика, 1973. -144 с.
- Коренберг, В.Б. Формирование умений проблема? / В. Б. Коренберг. // Адаптивная физическая культура. — 2002. — № 1. — С. 22−27.
- Королева, Т.П. Особенности психомоторного развития дошкольников, живущих в городской и сельской местности / Т. П. Королева. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. — № 4. — С. 54−55.
- Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б. П. Пузанов и др.- под ред. Б. П. Пузанова. 2-е изд., стереотип. -М.: Академия, 1999. — 144 с.
- Коррекционная педагогика / под ред. B.C. Кукушина. Серия «Пед. образование». — Ростов н/Д: Март, 2002. — 234 с.
- Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития: пособие для практических работников дошк. учреждений / под общ. ред. д.м.н. Е.М. Мастю-ковой. М.: Аркти, 2002. — 192 с.
- Корсакова, H.K. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников: учеб. пособие / Н. К. Корсакова, Ю. В, Микадзе, Е. Ю. Балашова. М.: Рос. пед. агенст-во, 1997.- 123 с.
- Коршунов, О.И. Основы теории массажа: учебное пособие для ИФК / О.И. Коршунов- под общ. ред. Н. Д. Васильева. Волгоград, 1992. — 96 с.
- Коц, Я. М. Организация произвольного движения / Я. М. Коц. М., 1975. — 248 с.
- Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): программно-методическое пособие / В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров. М.:. Линка-Пресс, 2000. — 296 с.
- Кураев Г. А. Взаимосвязь развития тонкой моторики и высших психических функций ребенка / Г. А. Кураев, Л. Н. Иваницкая. // Валеология. -1999.-№ 3.-С. 46−48.
- Курдыбайло, С.Ф. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры спорта и рекреации инвалидов с поражением спинного мозга / С. Ф. Курдыбайло, С. П. Евсеев. // Адаптивная физическая культура. 2005. — № 2. — С. 20−29.
- Курдыбайло, С.Ф. Использование метода БОС в процессе реабилитации детей с дефектами верхних конечностей / С. Ф. Курдыбайло, Г. В. Герасимова, С. П. Павлова. // Адаптивная физическая культура. 2006. — № 3. -С. 32−36.
- Лебединская, К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / К. С. Лебединская. М.: Просвещение, 1982. -160 с.
- Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Левина. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 272 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Просвещение, 1975. 300 с.
- Лескова Г. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду: пособие для воспитателя / Г. П. Лескова, П. П. Буцинская, В.И. Васюкова- под ред. Г. П. Лесковой. М.: Просвещение, 1981. — 160 с.
- Лечебная физическая культура: учебник для студ. высш. учеб. заведений. / С. Н. Попов, Н. М. Валеев, Т. С. Гарасеева и др.- под ред. С. Н. Попова. М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 416 с.
- Литош, Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: учеб. пособие. / Н. Л. Литош. М.: СпортАкадемПресс, 2002. — 140 с.
- Лувсан, Г. Тай-цзи-чжуань, ци-гун, самомассаж: лечебно-оздоровительные упражнения в традициях восточной медицины / Г. Лувсан. Элиста: Калмыцкое книжное изд., 1991. — 104 с.
- Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. М.: Изд. Московского унта, 1969.-504 с.
- Любомирский, Л.Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков / Л. Е. Любомирский. М.: Педагогика, 1979. — 96 с.
- Мазитова, Н.В. Методика обучения плаванию младших школьников с психическими и интеллектуальными нарушениями в условиях локальной педагогической интеграции: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. В. Мазитова. Хабаровск: ДВГАФК, 2006. — 24 с.
- Максимова, С.Ю. Методика физического воспитания на основе ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности для старших дошкольников с задержкой психического развития: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Ю. Максимова. М.: РГАФК, 2002. — 24 с.
- Малосаева, Т.А. Организация занятий спортивными и подвижными играми в режиме обучения младших школьников с задержкой психического развития: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. А. Малосаева. М.: ВНИИФК, 2003.-22 с.
- Маллаев, Д.М. Игры для слепых и слабовидящих: учеб. пособие / Д. М. Маллаев. М.: Советский спорт, 2002. — 136 с.
- Малыгина, E.H. Коррекция психофизического статуса детей 12−13 лет с нарушением интеллекта в процессе занятий волейболом: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. Н. Малыгина. Хабаровск: ДВГАФК, 2002. — 23 с.
- Маляренко, Т.Н. Роль сенсорного притока / Т. Н. Маляренко, М.В. Хва-това. Тамбов, 1998. — 95 с.
- Марковская, И.Ф. Нейропсихологическая диагностика нарушений психического развития / И. Ф. Марковская. // Диагностика и коррекция аномалий психического развития. М., 1988. — С. 39.
- Марковская, И.Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития (нейропсихологический подход) / И. Ф. Марковская. // Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2005. — № 9. -С. 39−46.
- Мастюкова, Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития ребенка / Е. М. Мастюкова. // Дефектология. -1987.-№ 3, — С. 12−15.
- Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е. М. Мастюкова. М.: ВЛАДОС, 1997.-304 с.
- Мастюкова, Е.М. Они ждут нашей помощи / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. -М.: Просвещение, 1991. 260 с.
- Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Часть 1. Введение в общую теорию физической культуры: учебник для вузов / Л. П. Матвеев. М.: РГАФК, 2002. — 176 с.
- Машаду, И.П. Адаптивная физическая культура детей с церебральным параличом в условиях образовательного учреждения: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. П. Машаду. СПб.: СПбГУФК, 2006. — 21 с.
- Менхин, Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю. В. Менхин, A.B. Менхин. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 384 с.
- Минка, И.Н. Эффективность использования средств физической культуры в коррекции неврологических нарушений у детей первого года жизни: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. Н. Минка. Хабаровск: ДВГАФК, 2005.-24 с.
- Мишарина, С.Н. Мониторинг моторно-психических проявлений людей с нарушениями в развитии / С. Н. Мишарина, О. М. Шелков. // Адаптивная физическая культура. 2002. — № 4. — С. 4−6.
- Монцевичуте-Эрингене, Е. В. Упрощенные математико-статистические методы в медицинской исследовательской работе / Е.В. Монцевичуте-Эрингене. // Патологическая физиология и экспериментальная терапия. 1964. -№ 4. — С. 71−78.
- Мугинова, Е.Л. Гимнастика для детей преддошкольного возраста / Е. Л. Мугинова. М.: Медицина, 1973. — 114 с.
- Мясищев, С.А. Двигательная и психическая реабилитация глухих и слабослышащих мальчиков 9−12 лет средствами плавания: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. А. Мясищев. Краснодар: КГАФК, 2003. -22 с.
- Назарова, О.М. Методика проведения занятий по художественной гимнастике в детском саду: методическая разработка для студентов, слушателей ФПК РГАФК / О. М. Назарова. М., 1993. — 41 с.
- Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития / В. Б. Никишина. М.: Владос, 2003. -128 с.
- Никонов, Е.В. Коррекция психомоторного состояния учащихся 10−12 лет с отклонениями в умственном развитии средствами футбола: авто-реф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Никонов. М.: ВНИИФК, 2004. — 19 с.
- Обучение детей дошкольного возраста основным двигательным навыкам: методические рекомендации / Э. С. Вильчковский. М., 1988. -38 с.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика): учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б. П. Пузанов, М. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.- под ред. Б.П. Пузано-ва. М.: Академия, 2003. — 272 с.
- Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения / под ред. М. И. Земцовой. М.: Просвещение, 1978. — 93 с.
- Орехов, Е.Ф. Формирование двигательной функции у детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Е. Ф. Орехов, А. Д. Котляров. Челябинск, 1996.-27 с.
- Орлова, H.A. Значение творческого наследия В.И. Алексеева для адаптивной физической культуры / H.A. Орлова. // Адаптивная физическая культура. 2007. — № 1. — С. 20−23.
- Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / под ред. Л. П. Носковой. — М.: Педагогика. 142 с.
- Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду / Т. И. Осокина. -М.: Просвещение, 1986.-304 с.
- Оценка физической подготовленности и физического развития детей дошкольных образовательных учреждений г. Волгограда (в рамках мониторинга): методические рекомендации / В. Ю. Давыдов, А. И. Шамардин, A.A. Кудинов и др. Волгоград: ВГАФК, 2004. — 28 с.
- Павленко, A.B. Содержание и направленность психической и физической реабилитации детей-инвалидов с поражениями верхних конечностей средствами тхэквондо: автореф. дис.. канд. пед. наук / A.B. Павленко. СПб.: СПбГУФК, 2007. — 22 с.
- Пак, Д. Руководство по Су-джок-акупунктуре (кисть и ступня) / Д. Пак. М.: Печатный двор, 1993. — 87 с.
- Пануш, В.Г. Шахматы как вспомогательное средство развития психомоторных способностей детей с последствиями детского церебрального паралича: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Г. Пануш. М.: РГАФК, 2001.-29 с.
- Певзнер, М.С. Клиническая характеристика психического инфантилизма детей / М. С. Певзнер. // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. -М.: Педагогика, 1982. С. 22.
- Певзнер, М.С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности / М. С. Певзнер, Л. И. Растягаева, Е. М. Мастюкова. М.: Просвещение, 1982. — 103 с.
- Первеева, В.А. Формирование моторики и комплексное развитие эс-тетико-психологических способностей детей 4−6 лет с нарушениями речи средствами художественной гимнастики: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. А. Первеева. СПб.: СПбГАФК, 2003. — 25 с.
- Переслени, Л.И. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики / Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова. // Вопросы психологии. 1989. -№ 1. — С. 55.
- Переслени, Л.И. Психо-физиологические механизмы дефицита внимания у детей разного возраста с трудностями обучения / Л. И. Переслени, Л. А. Рожкова. // Физиология человека. 1993. — Т. 19. — № 4. — С. 513.
- Петрова, В.Г. Кто они дети с отклонениями в развитии? / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. — М.: Флинта: Московский психолого-соц. инст., 1998.- 104 с.
- Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / под ред. Л. В. Шапковой. СПб.: Детство-Пресс, 2002. — 160 с.
- Поддъяков, H.H. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников / H.H. Поддъяков. // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 105−117.
- Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 2002.-352 с.
- Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина. // Дошкольное воспитание. 2005. — № 1. — С. 60−64.
- Рахманов, В.М. Медико-социальные аспекты воспитания и обучения детей с нарушением слуха / В. М. Рахманов. Харьков: Основа, 1990. -153 с.
- Решетняк, О.В. Программно-методическое обеспечение процесса физического воспитания детей 5−6 лет с задержкой психического развития: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. В. Решетняк. Краснодар: КГАФК, 2004. — 23 с.
- Решетняк, О.В. Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с дошкольниками 5−6 лет, имеющими ЗПР / О. В. Решетняк, Т. А. Банникова. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. — № 2. — С. 54−59.
- Ростомашвили, JT.H. Организационные условия адаптивного физического воспитания в специальных (коррекционных) школах третьего-четвертого видов / Л. Н. Ростомашвили, Е. В. Чернобыльская. // Адаптивная физическая культура. 2007. — № 2. — С. 10−11.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2002. 720 с.
- Салтымакова, Л.П. Нетрадиционные средства в развитии статического и динамического равновесия у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. П. Салтымакова. Омск: СибГАФК, 2005.-23 с.
- Сан, Л. Е. Разработка основных двигательных функций инвалидов с последствиями заболевания ДЦП: методические рекомендации / Л. Е. Сан. -М.: ВНИИФК, 1997.-22 с.
- Седых, Н.В. Педагогическая система формирования основ здорового образа жизни детей в дошкольных образовательных учреждениях: автореф. дис.. докт. пед. наук / Н. В. Седых. Волгоград: ВГАФК, 2006. -45 с.
- Сермеев, Б.В. Физическое воспитание слабовидящих детей: пособие для учителей / Б. В. Сермеев. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
- Сермеев, Б.В. Пути повышения эффективности физического воспитания детей с отклонениями в развитии / Б. В. Сермеев // Дефектология. 1990. -№ 3.- С. 7−14.
- Симерницкая, Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе / Э. Г. Симерницкая. М.: Изд. МГУ, 1985.-190 с.
- Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников / А. Л. Сиротюк. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 48 с.
- Сиротюк, А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностыо. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам / А. Л. Сиротюк. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 128 с.
- Сиротюк, A.JI. Обучение без стресса: психофизическая подготовка / А. Л. Сиротюк. // Дошкольное воспитание. 2005. — № 1. — С. 76−83.
- Смирнова, Е.Ю. Развитие моторной сферы детей дошкольного возраста с нарушением речевой функции средствами коррекционно-развивающей физической культуры: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. Ю. Смирнова. М.: ВНИИФК, 2005. — 22 с.
- Специальная дошкольная педагогика: учеб. пособие / Е.А. Стребеле-ва, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др.- под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Академия, 2002. — 312 с.
- Спортивная метрология: учеб. пособие для инст. ФК / В.М. Зациор-ский, В. Л. Уткин, Б. А. Суслаков и др.- под общ. ред. В. М. Зациорского. -М.: ФиС, 1982.-256 с.
- Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. 2-е изд., испр. доп. — М.: Академия, 2002. — 480 с.
- Теория и методики физического воспитания: учебник для студ. факта физ. культуры пед. инст. по спец. 03.03. «Физкультура» / Б.А. Ашма-рин, Ю. В. Виноградов, З. Н. Вяткина и др.- под ред. Б. А. Ашмарина. -М.: Просвещение, 1990. 287 с.
- Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. проф. Ю: Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.
- Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / под общ. ред. проф. С. П. Евсеева. -М.: Советский спорт, 2002. 448 с.
- Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т.2. Содержание и методики адаптивной физической культуры ихарактеристика ее основных видов / под ред. проф. С. П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2005. 448 с.
- Тер-Ованесян, A.A. Педагогические основы физического воспитания / A.A. Тер-Ованесян. М.: ФиС, 1978. — 206 с.
- Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учеб. пособие / О. Э. Аксенова, С.П. Евсеев- под ред. С. П. Евсеева. М.: Советский спорт, 2004. — 296 с.
- Трофимова, Г. В. Развитие движений у дошкольников с нарушением слуха: пособие для воспитателей / Г. В. Трофимова. М.: Просвещение, 1979.- 111 с.
- Труш, В.Д. Спектрально-корреляционный анализ ЭЭГ детей в норме и при ЗПР / В. Д. Труш, И. Ф. Марковская. // Физиология человека. -1983. Т.9. -№ 1. — С. 75−83.
- Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова. — М.: Педагогика, 1990. 212 с.
- Фарфель, B.C. Управление движениями в спорте. М.: ФиС, 1975. -208 с.
- Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / под ред. H.A. Гросс. М.: Советский спорт, 2000. — 224 с.
- Физическое воспитание детей дошкольного возраста: развитие некоторых основных движений и двигательных качеств / под ред. М. Ю. Кистяковской. — М.: Педагогика, 1978. — 169 с.
- Филатова, Н.П. Обучаем дошкольников двигательным действиям / Н. П. Филатова. // Физкультурное образование Сибири. 2001. — № 2. -С. 39−44.
- Филиппенко, Е.М. Механизмы памяти в формировании двигательных навыков и умений у детей и подростков: проблемы формирования двигательных навыков и умений: сборник научных статей / под ред. Б. К. Каражанова. Алма-Ата: КазИФК, 1984. — С. 38−43.
- Фирсанова, H.A. Коррекция психофизических нарушений у детей-сирот 1−3 лет с задержкой психического развития средствами адаптивной физической культуры: автореф. дис.. канд. пед. наук / H.A. Фирсанова. СПб.: СПбГУФК, 2005. — 21 с.
- Фомина, H.A. Интеграция двигательной и познавательной деятельности дошкольников средствами сюжетно-ролевой ритмической гимнастики / H.A. Фомина. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2004. -№ 1. С. 53−55.
- Фонарев, М.И. Физиологические основы развития движений детей / М. И. Фонарев. // Развитие движений ребенка-дошкольника. М.: Медицина, 1975.-С. 5−14.
- Цзин-Хо, X. Психофизическая коррекция морфофункциональных нарушений при детском церебральном параличе в условиях реабилитационного (фитнес) центра: автореф. дис.. канд. биол. наук / X. Цзин-Хо. М.: РГУФК, 2006. — 24 с.
- Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пособие / под ред. JI.B. Шапковой. М.: Советский спорт, 2004. — 464 с.
- Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / под ред. JI.B. Шапковой. М.: Советский спорт, 2007. — 603 с.
- Чернышенко, Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Ю. К. Чернышенко. Краснодар: КубГАФК, 1998. — 50 с.
- Шапкова, JI.B. Функции адаптивной физической культуры / Л. В. Шапкова. СПб.: СПбГАФК, 1998. — 82 с.
- Шапкова, Л.В. Характеристика субъекта в педагогической деятельности в адаптивной физической культуре / Л. В. Шапкова. // Адаптивная физическая культура. 2002. — № 1. — С. 16−20.
- Шипицина, Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для студ. вузов / Л. М. Шипицина, И. И. Мамайчук. М.: Владос, 2004. — 368 с.
- Щербинина, Ю.Л. Основы начального обучения плаванию детей-аутистов 8−10 лет (организация и методика): автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. Л. Щербинина. М.: РГУФК, 2006. — 24 с.
- Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М.: Международная пед. академия, 1995. — 220 с.
- Aharoni, Н. Adapted physical activities for the intellectually challenged adolescent: psychomotor characteristics and implications for programming and motor intervention / H. Aharoni // Int. J. Adolesc. Med. Health. 2005. -№ 17(1).-P. 33−47.
- Bar-Haim, S. Comparison of efficacy of Adeli suit and neurodevelopmen-tal treatments in children with cerebral palsy / S. Bar-Haim, N. Haies, M. Be-lokopytov at. al. // Dev. Med. Child. Neurol. 2006. — № 48. — P. 325−330.
- Cantwell, D. Hyperkinetic syndrome / D. Cantwell. // Childe. psychiatry. Modern approaches / D. Cantwell- eds. M. Rutter, L Hersov. Oxford: London- Edinburg- Melbourne, 1977. — P. 524.
- Cup, E.H. Exercise therapy and other types of physical therapy for patients with neuromuscular diseases a systematic review / E.H. Cup, A.J. Piet-erse, J.M. Ten Broek-Pastoor. // Arch. Phys. Med. Rehabil. 2007. — № 88. -P. 52−64.
- Horn, E.M. Basic motor skills instruction for children with neuromotor delays: a critical review / E.M. Horn. // J. Spec. Educ. 1991. — № 25. — P. 168−197.
- Lahtinen, U. Physical performance of individuals with intellectual disability: a 30 year follow up / U. Lahtinen, P. Rintala, A. Malin. // Adapt. Phys. Activ. Q. 2007. — № 24 (2). — P. 125−143.
- Lotan, M. Physical activity for adolescents with intellectual disability / M. Lotan, C.M. Henderson, J. Merrick. // Minerva. Pediatr. 2006. — № 58 (3). -P. 219−226.
- Lotan, M. Physical fitness and functional ability of children with intellectual disability: effects of a short-term daily treadmill intervention / M. Lotan, E. Isakov, S. Kessel at. al. // Scientific World Journal. 2004. — № 14 (4). -P. 449−457.
- Montessory, M. The importance of movement in general development Intelligence at the hand movement and his part in education / M. Montessory. -Oxford, 1989.-P. 229−258.
- Ninot, G. Effects of integrated or segregated sport participation on the physical self for adolescents with intellectual disabilities / G. Ninot, J. Bilard, D. Delignieres. // J. Intellect. Disabil. Res. 2005. — № 49 (Pt. 9). — P. 682 689.
- Scrutton, D. Management of the motor disorders of children with cerebral palsy / D. Scrutton, D.L. Damiano, M. Mayston. 2nd. — Cambridge, Cambridge University Press, 2004. — P. 191.
- Siebes, R.C. Qualitative analysis of therapeutic motor intervention programmes for children with cerebral palsy: an update / R.C. Siebes, L. Wijnroks, A. Vermeer. // Dev. Med. Child. Neurol. 2002. — № 44. — P. 593 603.
- Teplicky, R. The effectiveness of casts, orthoses, and splints for children with neurological disorders / R. Teplicky, M. Law, D. Russell. // Infants. Young Child. 2002. — № 15. — P. 42−50.
- Tsai, E.H. Parents experiences and decisions on inclusive sport participation of their children with intellectual disabilities / E.H. Tsai, L. Fung. // Adapt. Phys. Activ. Q. 2009. — № 26 (2). — P. 151 -171.
- Tsorlakis, N. Effect of intensive neurodevelopmental treatment in gross motor function of children with cerebral palsy / N. Tsorlakis, C. Evaggeli-nou, G. Grouios at. al. // Dev. Med. Child. Neurol. 2004. — № 46. — P. 740 745.