Восприятие дополнительных смыслов (подтекста) как деятельностно-комуникативная потребность мотивационного уровня
У старшеклассников имеется достаточный речевой опыт, накопленный ими в различных сферах и ситуациях общения, который должен быть учтен в обучении русскому языку и как отправная точка в определении объема и характера обучения, и как опора в процессе решения разнообразных учебных задач. Показателем речевого развития учащихся является их способность к эмпирическому обобщению речевого опыта, то есть… Читать ещё >
Восприятие дополнительных смыслов (подтекста) как деятельностно-комуникативная потребность мотивационного уровня (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
У старшеклассников имеется достаточный речевой опыт, накопленный ими в различных сферах и ситуациях общения, который должен быть учтен в обучении русскому языку и как отправная точка в определении объема и характера обучения, и как опора в процессе решения разнообразных учебных задач. Показателем речевого развития учащихся является их способность к эмпирическому обобщению речевого опыта, то есть чувство языка.
Чувство языка, или языковое чутье, в психологии рассматривается преимущественно как общее, нормативное осознание фактов речи без специальных знаний о языке.
Соотнесенность с высшим уровнем речевой способности позволяет говорить о чувстве языка как о способности различать нейтральные и не — нейтральные языковые формы и соотносить их с поверхностным и глубинным значением текста. Развитие речевого опыта может происходить как с накоплением речевого опыта, так и при целенаправленном обучении.
Чувство языка старшеклассников представляет собой новообразование, принципиально отличающееся от предпосылок более раннего периода. Оно «начинает выступать как механизм распознавания языковых единиц при неоднозначном соотношении формальных и семантических признаков, контроля ученика не только за речью, но и за собственными действиями с языковым материалом, прогноза результатов решения задачи до осуществления первых проб его поиска, а также предвосхищаюшей нормативной и эстетической оценки найденного решения до его анализа. Следовательно, старшим школьникам должны быть доступны тексты, содержащие скрытые значения, для понимания которых требуется привлечение широкого контекста, охватывающего лингвистическую и экстралингвистическую сферы.
Создание и восприятие подтекста и более глубинного значения — смысла (концепта) текста осуществляется во взаимодействии словесно выраженных и невербальных знаний о мире. Раскрытие неявных значений может быть связано с мышлением, а может проходить в форме лично-значимых переживаний, иначе говоря, для полноты понимания текста необходима готовность к интеллектуально-эмоциональному его восприятию.