Особенности регулирования межбюджетных отношений в субъекте федерации в условиях становления рыночной экономики
В целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований целесообразно использовать разработанную на региональном уровне методику распределения трансфертов, основанную на объективных показателях бюджетной обеспеченности и налогового потенциала территорий. Отметим, что распределение финансовой помощи, но предложенной методике, единой для всех муниципальных образований, исходит… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические аспекты развития межбюджстных отношении в условиях становления эффективной системы бюджетного федерализма
- 1. 1. Сущность и принципы развития межуровневых отношений в условиях бюджетного федерализма
- 1. 2. Основы бюджетного выравнивания местных бюджетов
- Глава 2. Анализ состояния межбюджстных отношений па современном этапе
- 2. 1. Тенденции межбюджетного регулирования в современных условиях.'
- 2. 2. Развитие межбюджетного регулирования в субъекте Федерации (на примере
- Республики Дагестан
- Глава 3. Основные направления совершенствования регулировании межбюджетных отношений па уровне Субъекта Федерации
- 3. 1. Разграничение доходов и расходов как основа оптимизации межбюджетного регулирования
- 3. 2. Регулирование финансовых потоков в рамках межбюджетных отношений
- 3. 3. Перспективные направления формирования государственных минимальных социальных стандартов
Особенности регулирования межбюджетных отношений в субъекте федерации в условиях становления рыночной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Процессы реформирования в России глубоко затронули такие важнейшие сферы, как управление общественными финансами, бюджетное устройство, бюджетный процесс, бюджетные отношения в целом.
Являясь одним из важнейших элементов становления нового федеративного устройства бюджетные отношения исполняют роль главного инструмента проведения политики социальной справедливости, обеспечения конституционных гарантий гражданам РФ, стимулирования рыночных преобразований в сфере производства. В условиях федеративного государства особую актуальность приобрели финансовые взаимоотношения центра и регионов, ядро которых отношения — бюджетно-налоговые, построенные на принципах бюджетного федерализма.
В настоящее время бюджетные взаимоотношения между различными уровнями власти и управления сопряжены с обострением социальной нестабильности, нарастанием бюджетных и финансовых проблем, продолжением падения уровня жизни населения в большинстве регионов. Эти проблемы обуславливают необходимость существенного реформирования бюджетного устройства, бюджетного процесса в РФ, побуждают к разработке эффективной системы бюджетного федерализма, к решению таких проблем, как разделение полномочий в финансовой сфере между федеральными и региональными органами власти, создание дееспособного механизма бюджетных взаимоотношений между ними, а также между субъектами Федерации и органами местного самоуправления.
Необходимо учесть, что проблема бюджетного федерализма — это не только и не столько проблема взаимоотношений различных уровней •бюджетной системы, сколько прежде всего проблема взаимоотношений государства и его граждан посредством организации рационального движения потоков финансовых ресурсов. Поэтому перестройка бюджетной системы на основе принципов бюджетного федерализма касается как взаимосвязей между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации, так и отношений этих бюджетов с местными бюджетами. В этой иерархии взаимоотношений одной из основных проблем в настоящее время является определение роли муниципальных бюджетов в бюджетной системе РФ, т.к. именно эта часть бюджетной системы является наиболее приближенной к населению и призванной способствовать удовлетворению насущных потребностей человека. Именно от того, как формируются и исполняются местные бюджеты зависит возможность государственной власти субъекта Федерации, а также федеральной власти проводить экономическую и социальную политику. Поэтому сбалансированность бюджета на муниципальном уровне служит ключевым фактором для сбалансированности на уровне субъекта Федерации и федеральном уровне.
Необходимость использования комплексного подхода к проблемам межбюджетных отношений субъектов РФ и местных бюджетов предопределили выбор темы диссертационного исследования. Взаимоотношения между региональными и местными бюджетами остаются неупорядоченными и «непрозрачными» при весЕ"ма низкой степени реальной финансовой самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления. '.
Разработанность проблемы. Исследованию проблем бюджетного федерализма и межбюджетных отношений, проблем формирования и использования средств бюджетов различного уровня, их взаимодействия и роли в социально-экономическом развитии страны посвящены труды многих отечественных ученых и экономистов. Наибольший интерес представляет работа В. Христенко «Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы». В этой книге автор рассматривает теоретические и прикладные аспекты развития системы бюджетного федерализма в РФ и представляет разработанную с его участием программу реформ на среднесрочную перспективу, нацеленную на решение вышеназванных проблем.
Многие аспекты организации межбюджетных отношений широко освещены в коллективной работе «Бюджетный федерализм в России: проблемы, теория, опыт» под редакцией И.Трунина. В этой работе известные ученые А. Золотарева, А. Трунин, С. Синельников, С. Днепровская, С. Четвериков раскрывают законодательные аспекты межбюджетных отношений в РФ, тенденции распределения финансовой помощи бюджетам субъектов Федерации из федерального бюджета, теоретические аспекты распределения расходных обязательств и налоговых полномочий между уровнями государственной власти, рекомендации по повышению эффективности межбюджетных отношений в РФ и другие вопросы.
Некоторые вопросы взаимоотношений между бюджетами различных уровней, бюджетного выравнивания, совершенствования межбюджетных отношений рассматриваются в статьях Клисторина В. И., Ходоровича М. И., Игудина А. Г., Богачевой О. В., Хурсевича С. I I., Улюкаева A.B., Прониной JI.M., Родионовой В. М., Лаврова А., Подпориной И. В., Артемьевой С. С., Трунина И., Прониной Л. И., Сомоева Р. Г., Панскова В. Г., Лайкама К., опубликованных в периодической печати.
Различные аспекты межбюджетных отношений нашли отражение в работах зарубежных авторов: Элазара Д., Уотса Р, Рефыоза Р, Хиви Д .
Признавая важность исследований в данной области, отметим, что проблема реформирования, лежащая в плоскости отношений субъект Федерации — муниципальное образование, раскрыта недостаточно и требует дальнейших научных исследований. Данная сфера межбюджетных отношений остается наименее урегулированной как с точки зрения методического обеспечения, так и с позиций законодательного оформления. Достигнутые в настоящее время результаты исследований по проблемам межбюджетных отношений не предлагают достаточно полных и системных критериев оказания финансовой помощи муниципальным образованиям. Не разработаны эффективные методики оценки объективных потребностей муниципальных образований в расходах. Отсутствуют единые подходы к межбюджетному регулированию внутри субъекта РФ. Именно отсутствие системного подхода к реформированию данного сегмента межбюджетных отношений является основной преградой на пути всеобъемлющей реформы межбюджетных отношений. Следовательно, необходимость углубления и совершенствования действующих моделей межбюджетных отношений внутри субъектов РФ сохраняет свою значимость.
Целыо диссертационного исследования является разработка теоретических и методических основ регулирования межбюджетных отношений на уровне субъекта Федерации и выработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование форм, методов и механизмов регулирования межбюджетных отношений в дотационном регионе.
В соответствии с поставленной целью в диссертации рассмотрены и решены следующие задачи:
— уточнены сущность и содержание понятия «бюджетный федерализм»;
— обоснованы принципы организации межбюджетных отношений между органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
— исследованы методы и инструменты регулирования межбюджетных отношений на уровне субъекта Федерациивыявлены основные направления и формы обеспечения самостоятельности и сбалансированности местных бюджетов;
— проведен анализ особенностей межбюджетного регулирования в Республике Дагестан;
— разработаны научно-практические рекомендации и предложения, но достижению сбалансированности доходов и расходов местных бюджетов, оптимизации системы местного налогообложения, совершенствованию нормативов финансовой обеспеченности бюджетов.
Предметом исследования являются методы и инструменты регулирования межбюджетных отношений между субъектом Федерации и органами местного самоуправления.
Объектом исследования являются региональные и местные бюджеты Теоретической и методологической основами исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные разработке проблем межбюджетных отношений. В процессе выполнения диссертации использовались методы системного, статистического и экономического анализа, моделирования, методы сравнения, экспертной оценки.
Информационную базу диссертационного исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, научно-методическая литература, материалы периодических изданий. В частности, использовались Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Закон «О финансовых основах местного самоуправления». В работе использованы данные Министерства финансов Республики Дагестан, статистические данные Госкомстата РФ, данные официальных отчетов Счетной палаты Республики Дагестан. В работе также использованы материалы совещаний, семинаров по проблемам межбюджетных отношений.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретико-методологических положении и обосновании практических предложений по совершенствованию регулирования межбюджетных отношений в субъекте Федерации, направленных на повышение сбалансированности и обеспечение самостоятельности местных бюджетов.
В ходе проведенного исследования нами получены следующие результаты, обладающие новизной:
— уточнено содержание бюджетного федерализма и обоснованы принципы организации межбюджетных отношений на базе требований бюджетного федерализма;
— обоснованы формы и методы регулирования межбюджетных отношений, направленные на повышение заинтересованности всех уровней власти в увеличении собственных доходов и повышении ответственности за эффективное расходование бюджетных средств;
— сформулированы конкретные предложения по разграничению налоговых полномочий и закреплению доходных источников между бюджетами, в частности, включающие меры по переходу на разделенные ставки федеральных, региональных и местных налогов;
— обоснованы предложения по оптимизации структуры местных налогов, направленные на увеличение доли закрепленных за муниципальными образованиями налогов за счет части регулирующих доходов, переданной территориям в порядке балансирования их бюджета;
— предложена методика и выполнена оценка распределения трансфертов муниципальным образованиям, основанная на расчете показателей бюджетной обеспеченности, налогового потенциала и потребности в бюджетных расходах, обеспечивающая единообразный подход к муниципальным образованиям в вопросах распределения финансовой помощи в Республике Дагестан;
— разработаны предложения, но оказанию финансовой помощи местным бюджетам с помощью образования новых региональных фондов целевого назначения: фонд развития муниципальных образований, фонд финансирования государственных полномочий, фонд стимулирования;
— предложена усовершенствованная методика расчетов государственных минимальных социальных стандартов, которая позволяет определить объемы бюджетных расходов на душу населения, гарантирующие финансирование социальных услуг в муниципальных образованиях.
Теоретическая н практическая значимость исследования обусловлена необходимостью и возможностью использования полученных в исследовании теоретических выводов и методических рекомендаций при формировании бюджетов муниципальных образовании, для совершенствовании системы межбюджетных отношений в Республике Дагестан. Последовательная реализация обозначенных в диссертационном исследовании форм и механизмов межбюджетного регулирования позволит увеличить собственную доходную базу местных бюджетов, повысить их самостоятельность. Предложенная схема 4 оказания финансовой помощи муниципальным образованиям позволит решить проблемы выравнивания бюджетной обеспеченности местных бюджетов. Широкое использование предложенной методики распределения трансфертов на региональном уровне, основанной на объективных показателях бюджетной обеспеченности и налогового потенциала позволит муниципальным образованиям решить проблемы выравнивания бюджетной обеспеченности местных бюджетов. Предложения, но оптимизации межбюджетных отношений могут быть использованы органами исполнительной власти для совершенствования существующей нормативной базы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты и отдельные положения исследования докладывались на научно-практических конференциях в Дагестанском государственном университете, а также научных сессиях и семинарах научных сотрудников и аспирантов, проводимых Дагестанским государственным техническим университетом, Институтом социально-экономических исследований ДНЦ РАН.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 работ общим объемом 2,5 н.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, схем," таблиц и приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное диссертационное исследование позволяет сформулировать следующие основные выводы и предложения: 1. С методологических позиций определены сущность, экономическая природа, содержание бюджетного федерализма и принципы организации межбюджетных отношений в условиях бюджетного федерализма. По нашему мнению, бюджетный федерализм представляет собой отношения между органами государственной власти Федерации, субъектов Федерации и органами местного самоуправления, возникающие в ходе бюджетного процесса, основанные на разграничении бюджетных прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств, направленные на обеспечение целостности бюджетной системы, а также сочетание интересов участников этих отношений на всех ее уровнях. Следует отметить, что в отечественных и зарубежных публикациях по проблемам межбюджетпых отношений не прослеживается единая точка зрения по поводу экономического содержания этого понятия. Некоторые авторы не видят различия между бюджетным федерализмом, межбюджетными отношениями и бюджетным регулированием. Нам представляется, что это взаимообусловленные, но разные понятия. Модель бюджетного федерализма определяется государственным устройством страны, а механизмом и своеобразным индикатором ее реализации служат межбюджетные отношения. Бюджетное регулирование направлено на сбалансированность нижестоящих бюджетов (до минимально необходимого уровня) посредством распределения и перераспределения средств между бюджетами в форме нормативных отчислений от регулирующих доходов (налогов), выделения дотаций, трансфертов, субвенций и другой финансовой помощи. Именно в процессе бюджетного регулирования возникают межбюджетные отношения.
2. Выявлены следующие недостатки системы межбюджетных отношений, сложившейся в субъектах Федерации на уровне местного самоуправления: а) Нечеткость и нерациональность разграничения полномочии между региональными и местными уровнями власти. б) Несоответствие доходных источников возложенным на органы местного самоуправления расходам. в) Неэффективный механизм распределения финансовой помощи.
3. Проведенный нами анализ особенностей межбюджетного регулирования в Республике Дагестан показал, что существенным по доле (в 1999 г. — 80,5%, в 2000 г, — 85,0%, в 2001 г. — 83,0%, в 2002 г. — 78%) источником доходов местных бюджетов выступает финансовая помощь из республиканского бюджета в форме трансфертов из ФФПМО. Значительную долю в доходах местных бюджетов составляют регулирующие доходы. Сумма регулирующих доходов и средств финансовой помощи в местных бюджетах в 2002 г. составляла 91,8% от доходов местных бюджетов. Это объясняется высокой степенью дотационности Республики Дагестан.
4. Сфера межбюджетных отношений в субъектах РФ остается наименее урегулированной как с точки зрения методического обеспечения, так и с позиций законодательно-правового оформления. Для организации межбюджетных отношений между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления можно сформулировать следующие базовые условия: самостоятельность местных бюджетов, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетом субъекта РФ, четкое разграничение в законодательных актах расходных полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системыобязательность компенсаций местным бюджетам уменьшения их доходных возможностей (увеличение их расходных потребностей) в связи с решениями, принятыми вышестоящими органами государственной власти. 5. Сформулированы цели реформирования межбюджетных отношений на региональном уровне, которые сводятся к следующему: а) децентрализация доходной базы и укрепление финансовой базы местного самоуправленияб) сокращение межуровневых финансовых потоковв) стимулирование укрепления налогового потенциала территорийг) стимулирование проведения экономических и социальных реформ па субфедеральном и муниципальном уровняхд) установление единого подхода к распределению финансовой помощи муниципальным образованиям и повышение прозрачности методики расчета трансфертов.
6. В качестве критериев разграничения налоговых полномочий между уровнями бюджетной системы целесообразно учитывать следующие: стабильность экономическая эффективность мобильность налоговой базы, равномерность размещения налоговой базы, социальная справедливость, бюджетная ответственность. Конечным результатом реформы разграничения налоговых полномочий должна стать реализация принципов «один налог-один бюджет», «мой доход-мой налог», «мой налог-моя ставка».
7. В числе направлений оптимизации бюджетно-налогового федерализма в работе предлагается изменение пропорций налоговых поступлений в бюджеты разных уровней в целях сокращения дотационности региональных и местных бюджетов. На наш взгляд, необходимо увеличение доли закрепленных за муниципальными образованиями налогов за счет преобразования в Них той части регулирующих доходов, которая уже передана территориям в порядке балансирования их бюджета. Устойчивую часть отчислений от регулирующих доходов можно преобразовать в собственные (закрепленные) доходы, не задевая при этом интересов федерального и регионального бюджетов. 8. Следует обеспечить самостоятельность муниципальных образований в управлении расходами соответствующего бюджета. По-нашему мнению, требуется принятие Основ законодательства по предметам совместного ведения. Именно в Основах законодательства должны быть разграничены полномочия и компетенция региональных органов власти и органов местного самоуправления в реализации совместных предметов ведения. 7. В ходе проведенного исследования было выявлено, что на настоящем этапе настоящем этапе развития па первый план выступают задачи повышения заинтересованности местных органов власти в зарабатывании собственных средств и его стимулировании. Усиление стремления муниципальных образований к наращиванию собственных доходов, сокращению зависимости от финансовой помощи, достижению сбалансированности бюджетов, подъему эффективности управления финансами можно, на наш взгляд, осуществить путем: а) формирования унифицированных механизмов межбюджетных отношений, не допускающих субъективизма и индивидуальных соглашенийб) четкого законодательного закрепления бюджетных полномочий и ответственности властей разных уровней в области формирования доходовв) отказа от принятия решений, возлагающих на нижестоящие бюджеты дополнительных обязательств без предоставления источников их финансированияг) расширения налоговых полномочий органов местного самоуправления в рамках единого налогового пространствад) наделения органов местного самоуправления как минимум одним крупным налоговым источником, использование которого полностью относилось бы к их компетенциие) применения стабильных базовых нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в бюджеты муниципальных образованийж) создания объективной стабильной системы финансовой поддержки местных бюджетов на основе сопоставления их нормативных бюджетных потребностей и налогового потенциалаз) внедрения принципа обусловленности предоставления финансовой помощи, разделения текущей и инвестиционной финансовой поддержкии) увеличения доли закрепленных за муниципальными образованиями налогов, за счет преобразования в закрепленные той части регулирующих доходов, которые уже переданы территориям в порядке балансирования их бюджетовк) усиления контроля за полнотой поступления доходов в территориальные бюджетыл) обеспечения правовых гарантий для безусловного выполнения финансовых обязательств участниками межбюджетных отношений.
8. В целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований целесообразно использовать разработанную на региональном уровне методику распределения трансфертов, основанную на объективных показателях бюджетной обеспеченности и налогового потенциала территорий. Отметим, что распределение финансовой помощи, но предложенной методике, единой для всех муниципальных образований, исходит из объективно измеренных расходных потребностей и доходных возможностей муниципальных образований и производится с использованием определенной формулы. Предложенная методика на основе использования показателей налогового потенциала, бюджетной обеспеченности и объективно обусловленной потребности в бюджетных расходах позволит оптимизировать распределение трансфертов и обеспечит единообразный подход к муниципальным образованиям в вопросах распределения финансовой помощи в регионах, в частности в Республике Дагестан. 9. В целях совершенствования межбюджетных отношений на между региональными и местными бюджетами представляется целесообразным образование в составе бюджета субъекта Федерации дополнительно к существующему ФФПМО ряда фондов целевого назначения. Такими фондами могут быть:
— Фонд развития муниципальных образований- • <
— Фонд финансирования государственных полномочий;
— Фонд стимулирования.
10. Определены перспективные направления формирования государственных минимальных социальных стандартов. Сформулированы основные принципы их применения. Обоснована необходимость принятия закона о государственных минимальных социальных стандартах как решения проблемы оценки реальных потребностей муниципальных образований в бюджетных ресурсах.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации от 12.12 93 г.
- Конституция Республики Дагестан от 26.07.94 г.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145 ФЗ
- Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г.
- Европейская хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы от 15.10.85 г.
- Закон РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР „от 10.10.91 г. № 1734−1.
- Закон РФ „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28.08.95 г.
- Закон РФ „О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“ от 25.09.97 г. № 126-ФЗ.
- Закон РФ „О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Дагестан“ от 23.12.99 г.
- Закон РФ „О федеральном бюджете РФ на 1998 г.“
- Закон РФ „О федеральном бюджете РФ на 1999 г.“
- Закон РФ „О федеральном бюджете РФ на 2000 г.“
- Закон РФ „О федеральном бюджете РФ на 2001 г.“
- Закон РФ „О федеральном бюджете РФ на 2002 г.“
- Закон РФ „О федеральном бюджете РФ на 2003 г.“
- Закон РД „О республиканском бюджете РД на 1999г“
- Закон РД „О республиканском бюджете РД на 2000г“
- Закон РД „О республиканском бюджете РД на 2001 г"20.3акон РД „О республиканском бюджете РД на 2002г"21 .Закон РД „О республиканском бюджете РД на 2003г“
- Указ Президента РФ „Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов“ от 23.05.96 г. № 769 // Российская газета. 29.05.1996 г.
- Концепция реформирования межбюджетных отношений в РФ в 19 992 001гг. Одобрена постановлением Правительства РФ от 30.07.98 г. № 862.
- Программа развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г.1
- Одобрена постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 г. № 584.
- Временные методические рекомендации субъектам РФ по регулированию межбюджетных отношений. Одобрены Рабочей группой по реформированию межбюджетных отношений в РФ при Минфине РФ от 23.06.2000 г.
- Порядок распределения средств Фонда финансовой поддержки муниципальных образований. -Постановление Правительства РД от 27.01.2003 г.
- Алиев А., Ремиханова Д., Алиева Э. Совершенствование механизма межбюджетных отношений как условие устойчивого развития регионов.-М., Юнити-Дана, 2001 г.
- Альвианская П.В. Местные бюджеты в условиях бюджетного реформирования. // Финансы.- 1999 г, — № 2.
- Алимурзаев Г. Н. местное самоуправление: к концептуальному обоснованию главных задач в сфере экономики. // Российский экономический журнал.- 1999 г.- № 3
- Андреев А. Г, Современные проблемы взаимоотношений бюджетов в РФ.//Федерализм.-2001 .-№ 1.
- ЗКАнтонепко Л.II. Некоторые особенности местных бюджетов // Финансы.-1999.- № 11.
- Артемьева С.С. Межбюджетные отношения: вопросы теории и практики. -Саранск: Издательство Мордовского университета.- 2001 г.
- Артемьева С.С. Механизмы межбюджетных отношений: опыт и проблемы. Саранск, 1998 г.
- Артемьева С.С. Совершенствование системы межбюджетных отношений в современных условиях // Вопросы экономики.- 2002.- № 5.
- Артемьева С.С. Реформирование межбюджетных отношений в регионе. //1. Финансы. -2001г. № 1. 4
- Аронова Т.Б. Из опыта определения трансфертов местным бюджетам //Финансы.- 2000. 7.
- Ассекритов С., Широбокова В. Межбюджетные отношения: проблемы и подходы к их решению.// Экономист. 1999. — 6.
- Барский А. Финансовая база местного самоуправления. // ВопросЕЛ экономики. -1999г. Лу 7.
- Берг О.В. О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005г. // Вопросы экономики.- 2002 г. 5.
- Берг О.В. Какие фонды нужны для межбюджетного регулирования. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. -2002г. -Л<2 15.
- Бетин О.И. Бюджетный федерализм в России: проблемы регулирования и управления. -М: Издательство МГУ. -1999г.
- Бирюков А.Г. К оценке бюджетной обеспеченности регионов // Финансы. 2001 г. — № 4.
- Богачева О. В.Становление российской модели бюджетного федерализма // Вопросы экономики. -1995. № 8.
- Богачева О.В. Бюджетные взаимоотношения центра и субъектов РФ // Регион. 1999 г.1.
- Болотин В.В. О минимальных муниципальных бюджетах // Финансы. -2001г.-№ 7.
- Большаков И.С. Необходимость совершенствования бюджетной системы //Финансы.- 1999 г.-№ 7.
- Борескова Е.В., Китова E.H. Некоторые особенности межбюджетных отношений на субфедеральном и местном уровнях // Финансы.- 2000 г. № 5.
- Бухвальд Е., И гуди н Л. Межбюджетное регулирование в России: время альтернатив бюджетного федерализма // Федерализм. 2000 г. — № 4.
- Виницкий Д.В. Совершенствование системы правового регулирования межбюджетных отношений // Финансы. 2002. — № 3.
- Вопросы бюджетно-налогового федерализма в Росси и США: Материалы российско-американских семинаров. М: 1996 г.
- Высоковский А., Абанкина И., Абанкипа П. Доходы муниципальных образований // Финансы.- 1998 г.- № 2.
- Гамсахурдия Г. Международный опыт межбюджетных отношений // Общество и экономика. 2002 г. 5.
- Гришок Г. В. Направления совершенствования методики расчета трансфертов в Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2002 г. — № 18 (66).
- Голованов A.A. Совершенствование системы межбюджетных отношений в Саратовской области // Финансы. 2000.- № 8.
- Горский И.В. Налоговый потенциал в механизме межбюджетных отношений // Финансы. 1999 г. — Кч 6.
- Динес И.Ю. К вопросу о формировании доходной базы местного самоуправления // Финансы. 2003 г. — № 7.
- Дорджеев А. Межбюджетные отношения в РФ: обеспечение единства интересов центра и регионов // Проблемы теории и практики управления. 2000 г. — № 4.
- Епифанова Л. Принципы бюджетного выравнивания в концепции бюджетного федерализма: теория и мировая практика. Новосибирск. 2001 г. 59.3айдель Б, Веспер Д. Бюджетный федерализм: сравнительный анализ по странам // Регион.- 1999 г. № 2.
- Иванов A.M. Некоторые вопросы оптимизации управления бюджетными ресурсами на региональном уровне //Финансы. 2002 г. — № 9.
- Игонина J1.M. Принципы организации муниципальных финансов // Финансы. 2003 г.- -К“ 8.
- Игудин А.Г. Почему не снижается острота противоречий в межбюджетных отношениях // Финансы.- 1998 г. № 2.
- Игудин- А. Г. Использование совместных налогов для межбюджетного регулирования // Финансы. 2003 г.- № 3.
- Игудин А.Г. Некоторые проблемы межбюджетных отношений // Финансы. 2003 г.- № 5.
- Игудин А.Г. О принципах реформирования межбюджетных отношений // Финансы.- 1998 г. Л'“ 8.
- Игудин А.Г. Проблемы укрепления доходной базы местных бюджетов // Финансы.- 2000 г.- Кч 12.
- Калов З.А. Совершенствование межбюджетных отношений в РФ: вопросы теории и практики. Нальчик. — Издательский центр Эль-фа.- 2000 г.
- Кашина И.В. Методика расчета налогового потенциала // Финансы. -2001г.-№ 12.
- Клисторин В.И. Совершенствование межбюджетных отношений в регионе. — Новосибирск. 2000 г.
- Клисторин В.И. Экономическое обоснование бюджетного федерализма // Регион.- 2001 г. 4.
- Клисторин В.И., Селиверстов В. Е., Сусиицин С. А. Концепция межбюджетных отношений в регионе // Регион. 2001 г. № 3.
- Колесов A.C. Межбюджетные отношения: сущность и пути совершенствования // Финансы. 2002 г.- Кч 2.
- Колесов A.C. Бюджетная система: сущность и вопросы ее развития // Финансы. 2003 г. — № 7.
- Кудрин A.A. Бюджет 2002 сбалансированный и реалистичный // Финансы.- 2002 г. № 1.
- Кузнецов С.П. О некоторых проблемах местных финансов // Финансы. — 2002 г. N“ 8.
- Кирпичников В.А. Бюджетный федерализм и местное самоуправление // Финансы. 1995 г. № 6.
- Кичкин Б. Разграничение компетенций органов местного самоуправления // Проблемы теории и практики. 2000 г.- № 4.
- Лавриков H.H. Проблемы межбюджетных отношений в РФ и пути их совершенствования // Финансы, — 2002 г. № 5.
- Лавров А., Литвак Д., Сазерленд Д. Реформа межбюджетных отношений в России. Федерализм, создающий рынок // Вопросы экономики. — 2001 г. -№ 4.
- Лавров А. Развитие бюджетного федерализма // Федерализм.-2000г.- Лги 3.
- Лавров А., Христенко В. Новый этап реформы межбюджетных отношений //Финансы. 1999 г.- К» 2.
- Лексин В.П., Швецов А. Н. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ // Вопросы экономики. 1998 г.- Ki 3.
- Лексин В.П., Швецов А.Н, Стереотипы м реалии российского бюджетного федерализма // Вопросы экономики. 2000 г. — № 1.
- Лексин В.П., Швецов А. Н. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ // Вопросы экономики 1998 г. № 3.
- Любимцев Ю. Приоритеты совершенствования межбюджетных отношений // Экономист. 2000 г.6.
- Максимов Л.В. Концепция межбюджетных отношений субъекта РФ. -Ростов-на Дону.- 2001 г.
- Максимова U.C. О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005г. // Финансы.- 2001 г. J’i2 10.
- Максимова U.C. О реформе межбюджетных отношений в РФ // Финансы. 1998 г.- Кч 6.
- Максимова U.C. Реформирование межбюджетных отношений в РФ // Финансы.- 2002 г. № 8.
- Матеюк В.Н. Основы самостоятельности и сбалансированности местного самоуправления // Финансы. 2000 г.3.
- Мокрый B.C. Проблемы реформирования межбюджетных отношений как основа местного самоуправления // Финансы. 2001 г.- № 1.
- Мокрый B.C. Межбюджетные отношения и финансовые основы местного // Финансы.- 2001 г.-№ 6.
- Нестеренко Т.Г. Государство должно контролировать Бюджет. // Финансы. 1999 г. — Л" 8.
- Общая теория финансов. Учебник иод редакцией Дробозиной JI.A.- М: Банки и биржи.- 1995 г.
- Пансков В.Г. Межбюджетное распределение налоговых доходов // Финансы.- 2002 г. К’ч 8.
- Пансков В.Г. Муниципальные бюджеты в системе межбюджетных отношений // Российский экономический журнал. 1998 г. — № 11.
- Пансков В.Г. О некоторых проблемах финансовой самостоятельности местного самоуправления // Финансы .- 1999 г. № 3.
- Пансков В.Г. Специфика и задачи совершенствования межбюджетных отношений // Российский экономический журнал. 1996 г. — № 4.
- Подиорипа И. Межбюджетные отношения и бюджетное регулирование // Финансы.- 1999 г.-№ 10.
- Поляк В.Г. Финансовые проблемы развития регионов // Финансы. — 2000 г.- № 3.
- Потапов JI. финансовый механизм саморазвития региона // Экономист. — 1999 г. № 6.
- Пронина Л.И. О разграничении налоговых полномочий и увеличении налоговых доходов местных бюджетов // Финансы.-2001г. № 5.
- Пронина Л.И. Местное самоуправление и межбюджетные отношения // Финансы.- 2003 г.- № 8.
- Пронина Л.И. Совершенствование межбюджетных отношений -гарантия укрепления местного самоуправления // Финансы. 2003 г.- № 5.
- Пронина Л.И. Федеральный бюджет и местные финансы // Финансы. 2000 г. — № 1.
- Пчелшщев О.С., Минченко М. М. Учет региональных финансовых ресурсов в системе межбюджетных отношений // Финансы.- 1999 г.- № 10.
- Пчелшщев О.С., Минченко М. М. Проблемы развития межбюджетных отношений на этапе перехода к инвестиционному росту // Финансы 2001 г. -№ 10.
- Пчелшщев О.С., Минченко М. М. Как соединить в формуле для расчетов трансфертов принципы выравнивания и стимулирования.// Финансы. 1998 г. — Кч 7.
- Рудько-Селиванов В.В., Савалей В. В. Финансовые ресурсы региона.- Владивосток, 1997 г.
- Рыбакова P.IO. Влияние межбюджетных отношений на изменения <ассиметрии внутри субъектов Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2002 г.- -№ 15 (63).
- Рыжков В.А. Финансовые проблемы местного самоуправления // Финансы. 2001 г. -№ 2.
- Сабуров Е., Чернявский Н., Типенко II. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения // Вопросы экономики.- 2000 г. № 1.
- Свинцова Л.П., Самохвалова II.В., Гамукин В. В. Планирование бюджетного финансирования социальной сферы в регионе // Финансы. -1999г.11.
- Суслов В.И. Проблемы совершенствования межбюджетных отношений // Регион. 1999 г. — N" 3.
- Суспицин С.Л. Укрепление межбюджетных отношений на субфедеральном уровне // Регион.- 2001 г. 1.
- Суспицин С.Л., Чернов II.Л. Укрепление взаимодействияIрегионального и местного самоуправления (на примере межбюджетных отношений) // Регион. 1999 г. — № 3.
- Трунин И., Золотарева Л., Синельникова С, Днепровская С, Четвериков С. Бюджетный федерализм в России: проблемы, теория, опыт. -iM. 2001 г.
- Улюкаев A.B. Государственные финансы и региональное развитие // Вопросы экономики. 1998 г. — Л*" 3.
- Улюкаев A.B. Система межбюджетных отношений в РФ // Финансы. 1998 г. № 2.
- Умарова Н.Э. Регулирующие налоги в системе межбюджетных отношений // Финансы. 1999 г. — № 10.
- Федерализм: Энциклонедическтй словарь. М: ИНФРА -М. 1997 г.
- Федоткин В. Федерализм и местное самоуправление: проблемы экономического взаимодействия // Вопросы экономики. 2000 г.- Л’и 1.
- Финансы: Учебник для вузов / под редакцией Дробозиной JI.A. -М: Финансы, Юнити. 2002 г.
- Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами . Опыт, проблемы, перспективы. М: Дело. -2002г.
- Христенко В.Б. Реформа межбюджетных отношений: новые задачи // Вопросы экономики. — 2000 г.12.
- Христенко В.Б. Развитие бюджетного федерализма: от разделения денег к делегированию полномочий// Журнал для акционеров. 2002 г.-Л*и 6.
- Христенко В.Б., Лавров A.M. Новый этап реформы межбюджетных отношений // Финансы. 1999 г.- № 2.
- Христенко В.Б. Проблемы и перспективы реформирования межбюджетных отношений // Финансы. 1999 г. — Кч 5.
- Христенко В.Б. Развитие бюджетного федерализма в России: итоги 1990-х годов и задачи на перспективу // Вопросы экономики. 2002. — № 2.
- Хурсевич С.П. Совершенствование стратегии реформирования межбюджетпых отношений // Финансы. 2000 г. — № 4.
- Хурсевич С.И. О некоторых условиях результативности реформы межбюджетных отношений // Вопросы экономики. 1998 г. 10.
- Хурсевич С.Н. Социальные гарантии : проблемы их обеспечения // Финанал.-2000г.- № 9.
- Чернышев М.Г., Александров A.B. Организация межбюджетных отношений в Самарской области // Финансы. 1999 г. 1.
- Чичелев М.Е. О реструктуризации бюджетной системы // Финансы. 1999 г.-№ 5.
- Шмелев I I. Кризис внутри кризиса // Вопросы экономики.- 1998 г.-№ 10.
- Шаронов A.B., Ильин И. А. Социальные гарантии: формирование минимальных социальных стандартов // Экономика и управление. 1999 г. -№ 2.
- Watts R.L. Comparing federalizm sistems.- Montreal and Kingston: London: Queens Universitu Press. 1999.
- Схема межбюджетных отношений в Российской Федерации