Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Маркетинговое обеспечение формирования и реализации целевой комплексной программы развития восстановительной медицины

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить, что еще менее исследованной темой является применение маркетинговых приемов в здравоохранении и санаторно-курортном комплексе в силу низкой коммерциализации этих отраслей и их запаздывания вхождения их в рыночные отношения (А.А. Долбунов, И. В. Крылова, В. И. Лимонов, М. Г. Малахова, А. В. Решетников, С. И. Ручка, Т.Н. Парамонова). В то же время, все более активное внедрение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Маркетинговый анализ экономических и организационных предпосылок создания в Республике Татарстан целевой комплексной программы развития восстановительной медицины
    • 1. 1. Теоретические взгляды на место и роль маркетинга в разработке и реализации целевых комплексных программ в здравоохранении и курортной медицине
    • 1. 2. Актуальность охраны здоровья работников и профилактика профессиональных заболеваний
    • 1. 3. Оздоровительный потенциал санаторно-курортных предприятий РТ
  • Глава 2. Обоснование и разработка целевой комплексной программы создания в РТ системы восстановительной медицины и курортологии
    • 2. 1. Общие принципы разработки целевой комплексной программы и ее структура
    • 2. 2. Создание специализированного отраслевого центра восстановительной медицины и курортологии
    • 2. 3. Система стационарного восстановительно-реабилитационного лечения отель-клиника"
  • Глава 3. Маркетинговое обеспечение разработки и реализации целевой комплексной программы
    • 3. 1. Особенности применения маркетинга в здравоохранении и курортной медицине
    • 3. 2. Маркетинг в санаторно-курортном бизнесе
    • 3. 3. Методология маркетингового обеспечения реализации региональной

Маркетинговое обеспечение формирования и реализации целевой комплексной программы развития восстановительной медицины (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С развитием рыночных реформ в нашей стране маркетинг как управленческая концепция получил достаточно широкое распространение в различных отраслях народного хозяйства. Основными направлениями его применения являются формирование продуктового предложения в соответствии с требованиями рынка, разработка ценовой политики предприятий, организация сбыта произведенной продукции, коммуникативная политика, информационное обеспечение деятельности фирмы.

Вместе с тем, активное внедрение в управленческую практику программно-целевого подхода требует рассмотрения роли и места маркетинговых мероприятий в разработке и реализации целевых комплексных программ. В доступной нам литературе имеются лишь единичные публикации, посвященные данной проблеме (Е.П.Голубков, В. К. Овчаров, Г. Г. Онищенко, М.А.Татарников).

Следует отметить, что еще менее исследованной темой является применение маркетинговых приемов в здравоохранении и санаторно-курортном комплексе в силу низкой коммерциализации этих отраслей и их запаздывания вхождения их в рыночные отношения (А.А. Долбунов, И. В. Крылова, В. И. Лимонов, М. Г. Малахова, А. В. Решетников, С. И. Ручка, Т.Н. Парамонова). В то же время, все более активное внедрение рыночных подходов в управление медицинскими и курортными организациями требует применения адекватного рынку маркетингового инструментария. Это особенно актуально для санаторно-курортной отрасли из-за практически полного отказа государства в последние годы от финансирования курортных лечебных и оздоровительных программ. Постепенный уход государства из этой сферы сопровождается неуклонным снижением основных показателей санаторно-курортного обслуживания. Общее количество санаторно-курортных учреждений в РФ снизилось с 6,1 тысячи 1994 году до 4,1 тысячи в 2002 году, на 38% за этот период упала заполняе-мость здравниц. В Республике Татарстан (РТ) в 2000 году обеспеченность населения путевками составляла 42,7 на 1000 человек, в 2001 году уже 31,4, а к 2002 году снизилось до 13,1. Все это вызывает определенные опасения за выживание существующих здравниц в условиях рыночной экономики и их сохранность, хотя современный санаторно-курортный комплекс еще оказывает влияние на социально-экономическое состояние страны через профилактику заболеваний, укрепление общественного и индивидуального здоровья. Как показывают исследования (В.А.Борисов, А.Н.Разумов), санаторно-курортное оздоровление снижает в 2−5 раз число обострений заболеваний и в 2−3 раза временную и стойкую потерю трудоспособности. Такая высокая медицинская и экономическая эффективность санаторно-курортных мероприятий делает их востребованными для реализации программ здравоохранения, особенно в той их части, которая является прямой обязанностью государства, а именно, уменьшение профессиональной патологии и ее успешная реабилитация. Решение этой задачи имеет двойной положительный эффект: повышает эффективность лечения профессиональных заболеваний и увеличивает заполняемость и доходность санаторно-курортных организаций. Очевидно, что для достижения указанных целей требуется комплексный подход, что обусловливает необходимость разработки соответствующих целевых комплексных программ (ЦКП).

Попытки организационно интегрировать санаторно-курортные учреждения в систему здравоохранения в рыночных условиях концептуально поддержаны передачей курации курортов Минздраву, однако разработка практического механизма этого взаимодействия также весьма актуальна. Современные тенденции в здравоохранении и санаторно-курортном бизнесе свидетельствуют, что конкурентоспособность санаторно-курортных предприятий лежит в области расширения сектора реабилитации, развитии прогрессивных концепций лечения профессиональных заболеваний, разработки новых востребованных санаторно-курортных услуг (А.Н.Разумов, Т.Д. Гриднева).

В этих условиях актуален поиск новых организационных форм и путей их финансирования с учетом изменяющихся условий социальной защиты работников. Сегодня весьма эффективным может оказаться открытие на базе санаторно-курортных учреждений специализированных реабилитационных отделений с комфортными условиями для выздоравливающих после тяжелой болезни или операции. Нахождение в таких отделениях может быть оплачено за. счет ДМС или из собственных средств. Однако, данные вопросы также не получили должного освещения в специальной литературе.

Все вышеизложенное делает весьма актуальным проведение исследований по изучению возможностей применения приемов маркетинга для формирования и реализации целевых комплексных программ вообще, и применительно к здравоохранению и санаторно-курортной отрасли в частности.

В связи с этим, целью настоящего исследования являлась теоретическая разработка маркетингового обеспечения формирования целевой комплексной программы развития восстановительной медицины и его практическая реализация на различных этапах функционирования ЦКП.

В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие основные задачи:

— провести теоретический анализ исследований по проблемам маркетингового обеспечения программно-целевого подхода к развитию здравоохранения и курортной медицины;

— обосновать целесообразность разработки региональной целевой комплексной программы развития восстановительной медицины и сформировать механизм ее построения на основе маркетингового анализа тенденций и причин профессиональных заболеваний работников на предприятиях ведущих отраслей промышленности РФ и РТ;

— разработать основные направления совершенствования управления санаторно-курортной системой с учетом новых рыночных отношений в области здравоохранения и санаторно-курортного бизнеса путем системного анализа оздоровительного потенциала санаторно-курортных предприятий региона и обосновать возможность создания на их основе центров восстановительной медицины и курортологии;

— сформировать структуру и функции специализированного и отраслевого центров восстановительной медицины и определить пути их эффективного функционирования на основе концепции маркетинга;

— разработать положение о системе «отель-клиника» и принципы обеспечения высокого качества лечебно-оздоровительного продукта в системе на основе использования современных достижений маркетинг-менеджмента на этапах жизненного цикла санаторно-курортных услуг;

— обосновать методологию и разработать алгоритм маркетингового обеспечения при практической реализации мероприятий региональной ЦКП развития восстановительной медицины.

Объектом исследования выступила целевая комплексная программа развития восстановительной медицины и курортологии, а также отдельные медицинские и рекреационные организации РТ, участвующие в реализации программы.

Предметом исследования являлись теоретические основы использования концепции маркетинга для формирования ЦКП и практические особенности его применения при реализации программно-целевого подхода развития восстановительной медицины.

Методологической основой исследования явился комплексный анализ теоретических аспектов, оценок и тенденций развития промышленности, здравоохранения, страхового и санаторно-курортного бизнеса в условиях становления рыночных отношений в РФ.

Труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам маркетинга (И.Н.Герчикова, Л. Г. Багиев, Е. П. Голубков, А. П. Дурович, П. С. Завьялов, И. И. Кретов, Н. К. Моисеева, Р. Б. Ноздрева, Е. В. Попов, В. Е. Хруцкий, Р. А. Фатхутдинов, Э. А. Уткин, Б. Берман, Р. Дамари, Ф. Котлер, Ж.-Ж.Ламбен, М. Портер и др.), управления восстановительной медициной и курортологией (А.Н.Разумов, И.П.Бобровницкий), организации рекреации (М.М.Амирханов, М. А. Боков, А. М. Ветитнев, Б. Л. Винокуров, Г. А. Карпова, Л. В. Криворучко, С. И. Ручка, А. Д. Трусов и др.).

Определяющей методологией настоящего исследования являлся комплексный подход, опирающийся на системный анализ профессиональных заболеваний работников, возможностей санаторно-курортных предприятий и применение современных методов маркетинговых исследований при разработке и реализации целевой комплексной программы, направленной на развитие восстановительной медицины путем организации системы центров восстановительной медицины и курортологии.

Информационной основой исследования явились соответствующие законы РФ и постановления Правительства и Минздрава РФ, а также законы РТ, постановления Кабинета Министров РТ, Республиканская программа улучшения условий и охраны труда, направленные на охрану труда и снижение профессиональной заболеваемости работников, статистические данные Госкомстата, отчеты о финансово-хозяйственной деятельности здравниц, публикации по проблемам курортологии и профпатологии.

Научная новизна исследования.

1. На основании теоретического анализа исследований по проблеме применения маркетинга в здравоохранении и санаторно-курортной сфере впервые сформулированы основные положения маркетингового обеспечения целевых комплексных программ в этих отраслях.

2. На основе изучения профессиональной заболеваемости работников ведущих отраслей промышленности РТ, маркетингового анализа возможностей здравоохранения и санаторно-курортного комплекса республики сформулировать механизм построения ЦКП развития восстановительной медицины и обосI новатьее задачи, этапы и основные элементы.

3. Разработаны новые рыночные направления развития санаторно-курортного комплекса республики путем создания на базе существующих здравниц центров восстановительной медицины и курортологии.

4. Впервые сформулированы и практически реализованы основные положения функционирования специализированных и отраслевых центров восстановительной медицины на основе использования возможностей маркетинга.

5. Обоснована идеология системы «отель-клиника» как инновационной формы производства медицинского продукта и показаны возможности маркетинг-менеджмента при обеспечении высокого качества и реализации санаторно-курортных услуг.

6. Разработаны основные направления маркетингового обеспечения практической реализации мероприятий ЦКП развития восстановительной медицины.

Практическая значимость исследования. Полученные автором результаты имеют практическое значение для предприятий и учреждений санаторно-курортной отрасли страны, адаптирующих свою экономическую деятельность к условиям рынка. Практическую значимость имеет разработанная на основе положений данного исследования ЦКП развития восстановительной медицины, утвержденная на уровне Правительства Республики Татарстан и успешно реализуемая в настоящее время.

Предложенная и внедренная автором регионально-кустовая модель взаимодействия санаторно-курортных организаций с органами здравоохранения, промышленными предприятиями республики позволяет, с одной стороны, решать важную народнохозяйственную задачу понижения уровня профессиональной заболеваемости, с другой стороны — повысить объем реализации курортного продукта и доходность здравниц региона.

Определенный практический интерес, особенно для промышленных регионов страны и курортов местного значения, представляет стратегия создания отраслевого и специализированного центров восстановительной медицины и курортологии, имеющих в своем составе маркетинг-центр, а также механизм формирования инновационной системы «отель-клиника», обеспечивающий высокую конкурентоспособность системы в рыночных условиях. Материалы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания соответствующих дисциплин в высших и средних специальных учебных заведениях курортного профиля.

Основные результаты исследования, выносимые на защиту:

— на основании проведенного теоретического анализа исследований по проблемам маркетинга в здравоохранении и санаторно-курортной сфере показана роль и место маркетингового инструментария в разработке и реализации целевых комплексных программ развития указанных отраслей;

— на основе маркетингового анализа тенденций и причин роста профессиональных заболеваний в Республике Татарстан и возможностей санаторно-курортного комплекса сформулированы основные положения целевой комплексной программы развития восстановительной медицины;

— использование в рамках ЦКП оздоровительного потенциала санаторно-курортного комплекса республики позволяет консолидировать работу по снижению заболеваемости и повышению экономической эффективности здравниц;

— на основании изучения возможностей санаторно-курортных предприятий республики предложены и внедрены новые рыночные формы управления производством медицинского продукта — специализированные и отраслевые центры восстановительной медицины и курортологии;

— разработана инновационная для отрасли система реабилитационного лечения «отель-клиника» и предложены основные принципы обеспечения качества функционирования системы;

— разработана и внедрена методология маркетингового обеспечения при реализации этапов ЦКП развития восстановительной медицины и обоснована необходимость создания республиканского маркетингового центра для координации программы.

Апробация результатов исследования.

Основные положения исследования прошли апробацию на международных конгрессах «Здравница — 2001», «Здравница — 2002" — IV Всероссийской научно-практической конференции «Опыт и проблемы маркетинговой деятельности в Российском предпринимательстве» (г. Пенза. 2003), республиканских семинарах по страховой медицине, научно-практических конференциях Научнообразовательного центра РАО (2001;2003 годы). По теме исследования автором опубликовано 10 работ общим объёмом 4,0 печатных листа.

Структура работы определена целью, задачами, предметом и объектом исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и пяти приложений.

Заключение

.

В результате проведения в нашей стране рыночных реформ произошла ликвидация административно-командных методов управления экономикой, оборвались функционировавшие ранее вертикальные и горизонтальные связи. В то же время решение многих экономических проблем лежит в области взаимодействия разных отраслей народного хозяйства, различных уровней управления и форм собственности.

Одной из форм достижения такого взаимодействия в современных условиях является программно-целевой подход, рассмотренный в данной работе применительно к сфере охраны здоровья.

Нами показано, что формирование и последующая реализация ЦКП может быть успешным только при использовании возможностей маркетинга, обеспечивающего информационную базу при разработке ЦКП, гибкое ценообразование, соблюдающее интересы всех участников программы, разнообразные формы сбыта производимого продукта и его эффективное продвижение.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Маркетинговое обеспечение ЦКП в здравоохранении и курортологии заключается, главным образом, в отборе проблем для программной разработки, информационном обеспечении принятия решений о формировании ЦКП, определении ее целей, элементов и этапов, проведении маркетингового мониторинга за ходом реализации программных мероприятий, а также использовании для достижения целей программы маркетингового инструментария. Кроме того, в рыночных условиях повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов на основе маркетинговых стратегий может выступать в качестве главной цели программы или одной из ее подцелей.

2. В результате анализа характеристик профессиональных заболеваний в Республике Татарстан показано, что решение этой проблемы, имеющей многофакторный характер, целесообразно осуществлять в рамках целевой комплексной программы, формируемой на основе учета состояния и возможностей промышленных предприятий региона, использующей имеющийся оздоровительный потенциал медицинских учреждений и организаций курортной сферы и использующей новые рыночные отношения в области здравоохранения и санаторно-курортного бизнеса.

3. Разработанная на этой основе Республиканская целевая комплексная программа развития системы восстановительной медицины позволяет сконцентрировать усилия участников программы на снижении профессиональной заболеваемости с одной стороны и повышении эффективности работы здравниц с другой. Структурной основой данной ЦКП являются создаваемые на базе санаторно-курортных учреждений центры восстановительной медицины.

4. Предложена и обоснована структура, исследованы функции специализированного и отраслевого центров восстановительной медицины и курортологии, как новой рыночной формы управления и производства медицинских услуг. Конкретизированы цели ЦВМиК и показаны пути их достижения.

5. Разработанная на основе анализа изменений государственной политики и хозяйственной практики в санаторно-курортной сфере система стационарного восстановительно-реабилитационного лечения «отель-клиника» является инновационной для отрасли формой производства и реализации санаторно-курортного продукта. Предложены и внедрены основные принципы обеспечения качества функционирования системы «отель-клиника», использующие современные достижения маркетингменеджмента на всех этапах жизненного цикла санаторно-курортных услуг.

6. На основе системного анализа возможностей маркетинга в здравоохранении и санаторно-курортном бизнесе разработана методология маркетингового обеспечения при реализации мероприятий рассматриваемой ЦКП и обоснованна структура и функции республиканского маркетингового центра, предложен алгоритм организации маркетинговой деятельности в центрах восстановительной медицины и курортологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.С., Мурашов В. А., Бочкарев Р. С., Особенности конкуренции на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения. М. // Маркетинг, 2001, № 3, с. 107−116.
  2. А.С., Мурашов В. А., Бочкарев Р. С., Особенности конкуренции на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения. М. // Маркетинг, 2001, № 4, с. 98−107.
  3. А.С., Мурашов В. А., Бочкарев Р. С., Особенности конкуренции на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения. М. //Маркетинг, 2001, № 5, с. 94−101.
  4. О. А., Дубоносов Л. А. Рынок против рынка. М. // Финансы и статистика, 1993, 104 с.
  5. С.Н. Зачем нужен некоммерческий маркетинг. М. // Маркетинг, 2002, № 3, с. 13−19.
  6. В., Глазунов О., Шиленов Ю. Здравоохранение в новых условиях хозяйствования. М. // Российская юстиция, 1995, № 87, с. 2325.
  7. Е.А., Ивашева В. В. Финансирование системы здравоохранения поиск путей оптимизации. // Материалы НПК «Здоровье населения» Казань, 1999, ч 1., с. 20−23.
  8. В.М. Динамика профессиональной заболеваемости в нефтяной, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности за 40 лет. М. // Медицина труда и промышленная экология, 2002, № 5, с. 9−13.
  9. Б. Л. Гильманов А.А., Информатизация здравоохранения РТ. Современное состояние и перспективы развития. // Материалы НПК «Здоровье населения» Казань, 1999, с. 40−45.
  10. .Л. Экологическая оценка медико-демографической ситуации в Республике Татарстан в 1995—1999 годы Казань // Казанский медицинский журнал, том 83, 2000, № 5, с. 386−390.
  11. А. Добровольное медицинское страхование в России. М. // Страховое дело 1999, № 1, с. 24−31.
  12. З.Н. Курорты Татарии. Изд. Казанского Университета, 1970, 98 с.
  13. А. В. Козлов А.П. Снижение предпринимательских рисков в инновационной деятельностью. М. // Маркетинг-1998, № 4, с. 21−27.
  14. Л. Б. Дрожжинов В.И. Основы построения вычислительных сетей для автоматизированных систем. М. Энергоавтомиздат, 1990, 256 с.
  15. В.А. Рационализация управления процессом реабилитации больных в санатории на базе компьютерных технологий. М. // ВКФиЛФК, 1999, № 2, с 35−41.
  16. Е.Л. Экономическая оценка ущерба здоровью людей от воздействия факторов окружающей среды М. // Здоровье населения и среда обитания. Информ. Бюлл., 2002, № 1, с. 11−15.
  17. С. Ю. Вапнярская О.Н. Предпосылки использования маркетинга в здравоохранении. М. //Маркетинг в России и за рубежом, 2002, № 2,с. 45−51.
  18. A.M. Современные ценообразущие факторы стоимости курортных услуг. // Бюл. НИИ им. Н. А. Семашко. Тематический выпуск, М. 1998, с. 60−65.
  19. A.M. Технологии маркетинга и менеджмента в системе управления курортными организациями. // СПб, Изд-во СПб ГУЭФ, 1999, 47 с.
  20. Вычислительные машины и сети. // под ред. Пятибратова А. П. М. // Финансы, 1991,400 с.
  21. JI.А. Экономические аспекты планирования и оценки эффективности предпринимательской деятельности в здравоохранении. М. // Здравоохранение, 2002, № 9, с. 21−33.
  22. Г. Г. Оценка состояния здоровья рабочих нефтедобывающей отрасли и вопросы первичной профилактики М. // Медицина труда и промышленная экология 2002, № 5, с. 13−16.
  23. И. В. Старов С.А. Ценовое стимулирование продаж и потребитель М. // Маркетинг и маркетинговые исследования, 1997, № 4(10), с. 47−56.
  24. О.Н., Черных Ю. Е., Клеников О. В. Комплексная техногенная нагрузка и заболеваемость работающих в производстве синтетического каучука. М. // Медицина труда и промышленная экология, 2002, № 7,с. 25−29.
  25. Е.П. Проектирование элементов комплекса маркетинга М. // Маркетинг в России и за рубежом. 2002, № 4, с. 110−127.
  26. Е.П. Планирование маркетинга. М. // Маркетинг в России и за рубежом, 2002, № 5, с 125−143.
  27. А.А. Экология и маркетинг концепция взаимодействия. М. // Маркетинг 2001, № 5, с 71−75.
  28. Т.Д. Возможности повышения эффективности и внедрения новых медицинских технологий в санаторно-курортную практику М. // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. 2001, № 6, с. 42−43.
  29. Т.А. Кри корова С.А. Современные представления о фитоароматерапии. М. // ВКФиЛФК 1999, № 2, с 47−51.
  30. А. Оценка экономической эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда. М. // Охрана труда и социальное страхование, 2002, № 8, с. 32−35.
  31. Е.И. Особенности экономического анализа инвестиционных проектов в здравоохранении. М. // Здравоохранение, 2000, № 11, с 39−46.
  32. А.А. Модель маркетинговой коммуникации. М. // Маркетинг, 1999, № 3, с. 23−31.
  33. Ф.И., Сахабутдинов Ю. Е., Войтков А. И., Мосихина С. С., Войткова К. Ф., Ахметзянов В. В. Обмен опытом получения эффективных результатов в оздоровлении населения природными факторами курорта Бакирово. Казань, 1999, ч-1, с 144−145.
  34. А. Что такое директ-маркетинг? // Рекламный мир, 1997, № 10, с. 14.
  35. Н.Ф. Роль профилактической медицины в сохранении здоровья населения. М. // МТиПЭ 2000, № 1, с. 1−6.
  36. Н.Ф. Медицина труда на пороге XXI века. М. // МТиПЭ 2000, № 10, с. 1−5.
  37. Н.Ф. Охрана здоровья рабочих и профилактика профессиональных заболеваний на современном этапе М. // МтиПЭ, 2002, № 1, с. 1−7.
  38. А.А., Шляфер С. И. Развитие коечного фонда стационарозамещающих форм медицинской помощи в РФ. М. // Здравоохранение, 2002, № 9, с. 21−33.
  39. И.А., Ефимова И. А., Поздеева Т. В. и др. Проблемы здравоохранения в регионах Поволжского Федерального округа М. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2002, № 4, с. 37−40.
  40. Т. В. Толстое С.Н. и др. Методические особенности лицензирования и аккредитации санаториев-профилакториев. // Бюллетень НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранения им. Н. А. Семашко, 1995, № 2, с. 191−195.
  41. С.В., Маймулов В. Г. Популяционная диагностика экологически обусловленных болезней и медико-социальной реабилитации населения неблагополучных территорий. // МСЭиР, 1998, № 3, с. 14−17.
  42. Конгстведт П.Р.: Управление медицинской помощью. Практическое руководство. Пер. с англ. Под ред. О. П. Щепина, М. //Медицина, 2000, № 41.
  43. К., Фоллм н Т., Вандербом М. Пять важных подходов к осуществлению реструктуризации. М. // Маркетинг, 1999, № 3, с. 7592.
  44. Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. Пер. с англ. Под ред. Р. Ноздревой М. 1998, 116 с.
  45. Котлер Ф.: Маркетинг, М. Наука, 1995, 320 с.
  46. М.А. Проблемы социально-гигиенического мониторинга и подходы к его совершенствованию. М. // Здоровье населения и среда обитания, 2000, № 4, с. 15−19.
  47. И.В. Маркетинг (Социология маркетинговых коммуникаций) М.: Центр, 1998, 76 с.
  48. Н.Б., Голухов Г. Н., Шиленко Ю. В. Оценка экономической эффективности здравоохранения. М. // Экономика здравоохранения, 2000, № 1, с. 23−27.
  49. С. Здоровье не купишь. Заботься сам. М. // Охрана труда и социальное страхование, 2002, № 12, с. 57−60.
  50. С. Философия здоровья. М. // Охрана труда и социальное страхование, 2002, № 6, с. 46−48.
  51. .Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб: Наука, 1996, 81 с. >* 53. Лебедева А. В., Екимов А. К. Анализ ценообразования в системе ОМС иплатных услугах. М. // Экономика здравоохранения, 2000, № 4, с. 5−9.
  52. Леонтьев В.: О системе гарантии качества в здравоохранении. // Медицинская газета, 07.05.97 г. с. 8−9.
  53. В.И. Об использовании автоматизированных информационных систем санаторно-оздоровительными организациями. М. // ВКФиЛФК, 2001, № 1, с 35−37.
  54. В.И. Экономические аспекты ценообразования на санаторно-' курортные и оздоровительные услуги. М. // ВКФиЛФК, 2000, № 5, с 4245.
  55. В.И. Некоторые методы управление стоимостью затрат в некоммерческих санаторно-оздоровительных услуг. М. // ВКФиЛФК, 2001, № 1, с 35−39.
  56. В.И. О механизме регулирования рынка санаторно-оздоровительных услуг. М. // ВКФиЛФК, 2002, № 4, с 44−46.
  57. А.Л., Голоденко В. Н. О механизме регулирования рынка санаторно-оздоровительных услуг. // Бюллетень НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранения им. Семашко, 2000, с. 42−57.
  58. М.Г. Маркетинг медицинских услуг. Метод. Пособие. М. // МЦФЭР, 1998, 147 с.
  59. В. Некоторые итоги 2001 года. М. // Социальное страхование, 2002, № 3, с. 1−4.
  60. С.А., Жуковский Г. С. и др. Унификация подходов к стандартизации медицинской помощи в условиях медицинского страхования. М. // Здравоохранение, 2000, № 6, с. 31−47.
  61. С.А., Худяков М. Б. Организация медицинской помощи всфере платных медицинских услуг. М. // МЦФЭР, 1999.
  62. А.А. Состояние и перспективы создания отечественной физиотерапевтической аппаратуры. М. // ВКФиЛФК, 1999, № 2, с. 4751.
  63. Н.К., Рюмин М. Ю. Коммуникационная концепция маркетинга и ее методическое обеспечение. М. // Маркетинг, 2001, № 6, с. 110−119.
  64. И., Нелюбин В., Ракитский Б. Санаторно-курортный комплекс России на пути реформирования. //Вопросы экономики, 1995, № 9 с. 34−39.
  65. С.В., Маймуков В. Г., Цибульская Е. А. и др. Изучение экологически обусловленной патологии в регионах и населенных пунктах (Аналитический обзор) М. // Медицина труда и промышленная экология. 1999, № 2, с26−30.
  66. Е.И., Полунина Н. В., Абанто М. // Здравоохранение, 2000, № 11, с. 39−46.
  67. В.К. Методологические и организационные подходы к развитию социально гигиенического мониторинга здоровья населения. М. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2002, № 5, с. 26−29.
  68. В.К., Максимова Т. М., Белов В. Б. Современные особенности формирования здоровья трудового потенциала России. М. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2002, № 4, с. 3−5.
  69. Л.Р. Туристический маркетинг. // Академия рынка: маркетинг. М.: Экономика, 1993.
  70. Основы медицинского маркетинга. Учеб. Пособие по ред. Кучеренко В. З. М. // МИА им. И. М. Сеченова, Фонд ОМС, 1998, 215 с.
  71. Основы управления в индустрии гостеприимства. Под ред. Браймера Р. А., пер. с англ.: М. 1995, 136 с.
  72. Е. В здравоохранении есть зоны риска. М. // Охрана труда и социальное страхование, 2002, № 2, с. 15−18.
  73. И. Актуальные вопросы медико-социальной экспертизы и реабилитации больных профессиональными заболеваниями. М. // Социальное страхование, 2001, № 6, с. 13−18.
  74. Т. Калугина С. Стратегия целевого маркетинга. М. // Маркетинг, 1998, № 4, с. 66−73.
  75. Г. П. О порядке приобретения путевок за счет средств государственного социального страхования. М. // Экономика здравоохранения, 2000, № 4, с. 40−43.
  76. М. Стратегии привлечения клиентов в индустрии гостеприимства. М. // Маркетинг, 2000, № 2, с. 63−68.
  77. В.А. Единая структурно- инфраструктурная служба здоровья как цель поэтапного радикального реформирования здравоохранения.
  78. М. // Экономика здравоохранения, 2000, № 1, с. 12−16.
  79. В.В. Концепция и методология развития оздоровительной (восстановительной) медицины. М. // ВКФиЛФК, 1999, № 2, с. 39−41.
  80. В.В. Санаторно-курортное лечение и отдых в СССР. М. 1971,73 с.
  81. Е. Актуальные вопросы маркетинга. М. // Маркетинг, 2001, № 1, с. 21−26.
  82. Г. Г. Санатории качество и экономика. // J.S.M.H. Verlag beretsried. 1998, 108 с.
  83. М.Е., Алякритская Т. Б. Кузнецов П.П. и др. Бизнес- план как инструмент оптимизации финансово-экономических параметров деятельности медицинского учреждения федерального подчинения. М. // Экономика здравоохранения, 2002, № 3, с. 56−63.
  84. А.Н. и др. Лечебный туризм как современное направление курортной медицины в России. М. // ВКФиЛФК, 1999, № 3, с. 46−49.
  85. А.Н., Яшина Е. Р., Семенов Б. Н. и др. Новые подходы к организации внедрения научно-методических разработок по восстановительной и курортной медицине. М. // ВКФиЛФК, 2001, № 6, с. 36−38.
  86. А.В. Социальные проблемы обязательного медицинского страхования. М. // Медицина труда и промышленная экология, 2000, № 10, с. 25−27.
  87. А.В. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование. М. // Финансы и статистика, 1998, с. 14−16.
  88. А.В. Формирование и эволюция системы обязательного страхования в России. М. // Медицина труда и промышленная экология, 2000, № 9, с. 1−8.
  89. А.В., Шамшурина Н. Г. Здравоохранение как корпоративная система в составе социальной сферы. М. // Здравоохранение, 2002, № 4, с. 11−14.
  90. А.Л., Порознюк В. В., Козловская С. Г. и др. Профессиональная стратегия (Моделирование по данным биологического возраста) М. // Медицина труда и промышленная экология, 2000, № 2, с. 23−28.
  91. Дж.М. Бизнес и менеджмент. Терминологический словарь. М., 1997,464 с.
  92. В.В. О физиологической стоимости трудового процесса. М. //Медицинатруда и промышленная экология, 2000, № 7, с. 17−21.
  93. В. Профессиональный риск: анализ и управление. М. // Охрана труда и социальное страхование, 2002, № 12, с. 2−5.
  94. С.И., Этапная модернизация экономической деятельности курортов Подмосковья. М. // Экономика здравоохранения, 2002, № 1, с. 26−30.
  95. В.И., Грибина Л. Н. Возможности использования санаториев-профилакториев в период перехода к рыночной экономике. //Бюллетень НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранения им. Н. А. Семашко, 1995, № 2, с 77−79.
  96. В.М. Методологические аспекты оценки эффективности лечения на курорте. М. // ВКФиЛФК, 2000, № 3, с. 12−15.
  97. С.М., Калугина С. А. Реклама в коммерческой деятельности. М. // Маркетинг, 1999, № 4, с. 66−71.
  98. М.Э. Маркетинговая составляющая регионального развития. М. // Маркетинг в России и за рубежом, 2002, № 5, с. 67−76.
  99. И.Ф. Государственная политика в области санаторно-курортного дела, организация оздоровления и отдыха населения в Российской Федерации. М. // Здравоохранение, 2000, № 1, с. 14−19.
  100. Д. Острая недостаточность (страховая медицина). М. //Эксперт, 1999, № 36, с. 22−23.
  101. В. Тенденция и реальность. М. // Охрана труда и социальное страхование, 2002, № 4, с. 2−11.
  102. Сипачева Н. IX Всероссийский съезд гигиенистов и санитарных У врачей. М. // Охрана труда и социальное страхование, 2002, № 1, с. 6063.
  103. Н.И. Закономерности формирования и оценка технологических рисков в промышленных городах России. М. // Медицина труда и промышленная экология, 2002, № 5, с. 3−8.
  104. Г. П. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья населения. М. // Здравоохранение, 2000, № 11, с. 11−19.
  105. Г. П., Тарасова JI.A. Караганова С. В. Организационно-структурные принципы построения территориальных центров профпаталогии. М. // Медицина труда и промышленная экология, 1999, № 8, с. 31−34.
  106. Словарь экономической терминологии. Сост. Потехин В. И., Кондыбко Е. Ю., Харитонов А. В. // Н. Новгород, 1997, 125 с.
  107. А.В., Рондалева Н. А., Лазарев Ю. В. и др. Применения восстановительной программы «Анистресс» в условиях многопрофильного стационара. М. //ВКФиЛФК, 2000, № 6, с. 51−54.
  108. О.И. Социальные и медицинские проблемы охраны здоровья железнодорожников. М. // Медицина труда и промышленнаяэкология, 2000, № 4, с. 13−16.
  109. Специфика экономики и управления здравоохранением. // Казань, Медицина, 1998, 135.
  110. Справочник по курортологии и курортологии. // Под ред. Данилова Ю. Е. М., 1973, 115 с.
  111. В.Н. Как правильно рассчитать инвестиции. М. // Прогресс, 1997, 87 с.
  112. Статистические сборники «Республика Татарстан в цифрах». За 1996−1999 г.
  113. С. А. Шатунова Е.П., Никулина И. А. Анализ работы стационарзамещающих форм организации медицинской помощи (на примере ЛПУ Куйбышевской железной дороги). М. // Здравоохранение, 2000, № 12, с. 17−19.
  114. Г. мониторинг профессионального риска. М. // Охрана труда и социальное страхование, 2002, № 8, с. 47−51.
  115. X. Значение периодических медицинских осмотров для сохранения здоровья работающих в XXI веке // МтиПЭ, 2000, № 8, с.1−6.
  116. М.А. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ в области здравоохранения. М. // Экономика здравоохранения, 2002, № 5−6, с. 5−7
  117. В.А., Соболева Н. П., Сквордяк Л. А. Методические подходы к оценке эффективности санаторной помощи. М. // Бюллетень СГЭиУЗ им. Семашко, 1996, № 4 с.50−53.
  118. В.А. Проблемы управления качеством и эффективностью санаторной помощи М. // Бюллетень СГЭиУЗим. Семашко, 1996, № 3 с. 154−158.
  119. .Э., Имберг Дж. Словарь маркетинговых терминов (пер.с 2-го англ. Изд. Пивоваров А. Г. МЛ ИНФРА-М, 2000, 117 с.
  120. И. Интернет как инструмент маркетинга. Дюссельдорф, Киев, Москва, СПб, БХВ, 1999, 48 с.
  121. И.Б., Турзин П. С. Медико-экологические аспекты формирования и сохранения общественного и профессионального здоровья // ПзиУЗ, 2000, № 2, с. 3−7.
  122. В.Н., Виленский А. В. Потребитель на отечественномрынке общественного здоровья. М. // Маркетинг в России и за рубежом, 2002, № 1, с. 85−90.
  123. Фейтшанс, Ильзе JI. Фундаментальные права и репродуктивное здоровье человека в международных документах. // МтиПЭ, 2000, № 10, с. 38−41.
  124. Г. А., Тухватуллина Л. М., Ибрагимов Ф. И., Войтков А. И. Лечение гинекологических больных в условиях курорта «Бакирово» // Тезисы докл. Поволж. НПК, Казань, 1995, с.40−41.
  125. Хисамутдинова 3.А. Тенденции применения уровня и структуры инвалидности населения Республики Татарстан. 2002, № 3, с. 33−35.
  126. И.В., Колгушкина А. В., Коровин Е. М. Опыт изучения потребностей населения в бытовых услугах. // Маркетинг, 1998, № 4, с.28−36.
  127. Е.М. Автоматизированная система управления качеством медицинской помощи. Казань. // Медицинский вестник, 1997, № 3. с 18−21.
  128. Е.М. Организационно-экологические основы социального страхования от профессиональных рисков. // Автореферат диссертации.- М. МГУ, 1999.
  129. Е.М. Социальная защита от профессиональных заболеваний. // Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции.- Казань: Изд-во КГМУ, 1998, 41−42.
  130. Д. Основные понятия, принципы и модели маркетинга страховой компании. М. // Страховое дело. 2001, № 6, с 27−32.
  131. Л.П. Экстракты иловой сульфидной грязи и обоснование их применения в клинической практике. М. // ВКФиЛФК, 1999, № 6, с.35−37.
  132. В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы // Самара- Изд-во «Самарский университет. 1995, с 65.
  133. А. Маркетинговая деятельность на рынке турпродукта //Маркетинг, 1998,№ 4, с.60−65.
  134. A.M. Количественная оценка рекреационных возможностей климатических курортов. М. // ВКФиЛФК, 2001, № 1, с.37−40.
  135. А.С. Медико-демографические тенденции в Поволжском районе в 90-е годы. М. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2002, № 2, с. 13−15.
  136. Buzell R.D., B.T.Gale, R.G.M. Sultan: „Market share the key to profitability“ Harvard Business Review (J-F, 1975) p. 97−106.
  137. Drucker P. F.: „Management: Tasks, Responsibilinies, Practices“ NY, 1973, p. 64−65.
  138. Kotler P., G. Armstrong, J. Saunders, V. Wong: „Principles of Marketing“, Second European Edition, 1997, p. 34−36.
  139. Lovelock Ch.H.: „Services Marketing“ (Englwood Cliffs, NY), 1991, p. 48−51.
  140. Parasumaran A., V.A.Zeithaml, L.L.Barry: „A conceptual model of service quality and its implications for future research“ J. of Marketing, 49 (Fall 1985), p.41−50.
  141. Tonks D.: „Market segmentations“, Marketing Handbook (Aldershot:Gower, l 989) p. 573−587.
  142. Varey R.J.:"A model of internal marketing for building and sustaining a competitive advantages», J. Marketing Management, 11, 1995, p. 41−54.
  143. Wong V., W. Turner, P. Stoneman: «Marketing strategies and market prospects for environmentally-frendly consumer products», B.J. of Management (1996), p. 263−281.
  144. Wong V., J. Saunders: «Business orientation and corporate success», J. of Strategic Marketing, 1,1 (1993), p. 20−40.
Заполнить форму текущей работой