Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в процессе поликультурного образования в многонациональном обществе
В процессе разработки теории поликультурного образования в современной школе выделены принципы формирования духовно-нравственных ценностей различных этносов. Среди них определены: природосообразность воспитания как создание условий для свободного развития ребёнка, а не жёсткого навязывания ему правил извне с целью реализации его возможностейцеленаправленность воспитательных воздействий… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Историко-педагогические проблемы поликультурного образования в многонациональном обществе
- 1. 1. Вопросы развития теории этноориентированного поликультурного образования в многонациональном обществе в современном мире
- 1. 2. Социально-этическая ориентация учащихся в процессе усвоения духовно-нравственных ценностей традиционной культуры
- Глава 2. Особенности национальной школы в современной России
- 2. 1. Детерминация духовно-нравственных ценностей и принципы формирования их в учебно-воспитательном процессе
- 2. 2. Национально-культурологические компоненты образования в полиэтнической школе
- Глава 3. Пути и методы совершенствования теории поликультурного образования в многонациональных регионах России
- 3. 1. Диалог культур как принцип поликультурного образования
- 3. 2. Концептуальные положения развития поликультурного образования в многонациональном обществе
- Глава 4. Практическая реализация стратегии формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся в поликультурной школе
- 4. 1. Процесс формирования духовного мира школьников на традициях народной педагогики — эксперимент и его результаты
- 4. 2. Особенности подготовки педагогических кадров к работе по внедрению идей этнопедагогики в многонациональной школе
- 4. 3. Модель поликультурной школы в условиях многонационального региона
Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в процессе поликультурного образования в многонациональном обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность и постановка проблемы исследования.
Исторический поворот в судьбах народов России коренным образом изменил ход общественного развития в стране. Важнейшим источником изменений во всех сферах жизни и творчества людей явилась ставшая для них личностно и социально значимой система ценностей. Изменения, происходящие в политической и социально-экономической сферах развития российского общества, отражаются и на развитии системы образования. В сложившихся условиях поиск путей гармоничного развития этнокультур и неконфликтного их сосуществования представляется для многонациональной России важнейшей государственной и социально-политической задачей.
Кризис образования в России чреват негативными последствиями для всего мира, он опасен для мировой культуры, для всей человеческой цивилизации. В бедном, безнравственном обществе полноценное образование невозможно, однако без полноценного образования общество не может быть экономически самостоятельным и нравственным. Образование — надёжный, долговременный гарант единства и целостности России как цивилизованного федерального государства. Стратегический исход борьбы за российскую демократию будет решаться в школе, в сфере образования, в сфере культуры.
Многие негативные процессы, происходящие в мире, обусловлены кризисом социальных отношений, прежде всего кризисом культуры. На это обращено внимание в первую очередь педагогической общественностью, школой как самым стабильным, консервативным в общечеловеческих традициях институтом воспитания подрастающего поколения. Культурологическая парадигма, как воплощение идей равенства культуры всех народов (со своими специфическими особенностями), играет все большую роль в развитии многокультурной цивилизации. Видные деятели Российской науки и культуры (Д.С. Лихачёв [228], Г. В. Осипов [262]), заявляли о грозящей потере национальной самобытности культуры народов России, призывая к возрождению культуры традиции этносов России. Не является исключением социокультурная традиция Обьской Сибири, где проживают более 100 национальностей. В сложившихся условиях поиск путей гармоничного развития этнокультур и неконфликтного их сосуществования представляется для многонациональной России важнейшей государственной и социально-политической задачей.
Одним из эффективных резервов и средств решения этой задачи является система образования, в рамках которой государство способно позитивно и целенаправленно формировать этнокультурные процессы в обществе.
Педагогическая наука стои^ перед необходимостью разработки образовательных стратегий XXI века. Построение образовательной системы многонационального общества на поликультурной основе призвано стать в педагогике приоритетным направлением, не имеющим в настоящее время механизмов полноценного решения этой многогранной проблемы.
Необходимость в дальнейшей разработке теории и практики воспитания культуры межнациональных отношений, способствующей стабилизации социальной жизни, критическому анализу накопленного ранее опыта с учётом сложившихся ситуаций в сфере межэтнических отношений, сегодня не теряет актуальности. Формы, методы воспитания духовно-нравственной культуры межнациональных отношений подрастающего поколения, которые в своё время считались эффективными, на современном этапе часто себя не оправдывают. Интенсивный процесс перестройки этнического сознания ещё острее ставит вопрос совершенствования личности на принципах гуманизма в тесной увязке их с национальными, общечеловеческими ценностями.
Среди малоисследованных проблем нами выделены проблемы нации как субъекта культуры и особенно этнометодологический ракурс проблемы. Недостаточно изучен также вопрос о структуре национального сознания и его формировании, об оптимальном соотношении сознания и самосознания, диалектики соотношения локальности и универсальности.
В ретроспективном ракурсе национальный вопрос в XX столетии в России представляет для вдумчивого исследователя значительный интерес. После Октябрьской революции в двадцатые годы повсеместно шло создание национальных форм самоуправления от национальных районов до национальных округов, автономных и союзных республик. Развиваются различные формы национальной культуры, у десятков народов создается национальная письменность, система образования от начальных школ до высших учебных заведений, появляются такие формы национальной культуры как театр, литература и искусство. Запрещаются все виды национальной дискриминации. Но нельзя также забывать, что в те годы прошли репрессии в отношении многих народов.
В трактовке материализма оставалась в стороне активная, деятельная сущность нации. Если принять за определение, что нация есть высшая форма проявления этноса, то для нее характерны органичное единство с государством и наличие качеств субъекта деятельности. Принцип деятельности характеризует способ существования нации и ее роль в создании своего образа жизни, формирования сознания и самосознания.
Национальное самосознание играет большую роль в жизни государства, нации, индивида. От его структуры зависит, каким образом в дальнейшем будут определять (формироваться) те ценностные качества и ориентации, которые укажут путь жизнедеятельности субъекта (учащегося).
Коренными народами Сибири создана уникальная материальная и духовная культура, ориентированная на конструктивные взаимоотношения с окружающим миром. Практические уроки из опыта жизни этноса, который в течение тысячелетий сохранил стабильность, его знания о природе на фоне мирового экологического кризиса имеют особую ценность. При этом в своих самооценках человек никогда не считал себя «венцом» природы, но объявлял себя её неотъемлемой частью. Знания, которыми обладали народы Сибири, их верования и обряды являются бесценным результатом противоречивого опыта предков, который необходимо сберечь для подрастающего поколения, для выявления новых приоритетов в мировой педагогической науке и образовательной практике. Традиционная педагогическая культура народов Сибири принадлежит общечеловеческим духовным сокровищам. По Южной Сибири проходит «культурный меридиан», по определению этнологов и культурологов это есть центр евразийской культурной эволюции.
Процессы обучения и воспитания подрастающего поколения в современных условиях требуют изучения всех социальных факторов, влияющих на становление человеческой личности. Общественное сознание, взгляды, убеждения людей формируются не только социально-экономическими условиями современной жизни, на них воздействуют традиции, обычаи, идеи, понятия, идеалы, которые выработаны человечеством в прошлом. В этом плане принципиальное значение имеет возрождение этнопедагогической культуры ханты-мансийского народа, потенциал которой не только не востребован, но и не в полной мере осознан, хотя она представляет собой ядро его национальной культуры. Ориентация школы на национальную культуру является важнейшим условием сохранения, развития и освоения этнической культуры, формирования национального самосознания. К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, создающий теоретические предпосылки для исследования традиционной народной культуры.
Мы исходим из того, что духовная нравственная культура поведения людей всех национальностей, толерантное существование этносоциумов включает не только гражданское согласие в сфере непосредственного материального производства, но и охватывает всю систему социального бытия, как способа жизнедеятельности и показателя уровня развития этико-этнической культуры полиэтнического общества и коллектива, характеризует экономическое, социальное здоровье общества.
В процессе преобразований в обществе нередко теряются прежние ценности, идёт поиск новых духовно-нравственных ориентиров и это положение особо актуализирует проблему сохранения базовых ценностей, гармоничных с новыми представлениями об обществе, человеке, природе. Всё больше осознаётся, что основой прогресса человечества является сам человек, его духовно-нравственная, гражданская позиция, многоплановая преобразующая добротворческая деятельность, его культура, гуманистически созидательные взаимоотношения с окружающими людьми.
Воспитание культуры гуманистических отношений и формирование социально-этических знаний и норм поведения подрастающего поколения во все времена строилась на принципах взаимосвязи и взаимодополнения культур представителями разных национальностей. В условиях многонационального коллектива задачи формирования у учащихся этнического сознания, культуры нравственных межэтнических отношений можно решать только в тесной связи с накоплением знаний о культуре, традиции и обычаях коренного и совместно проживающего народа и людей различных этнических групп.
Современное развитие общества, изменение характера социальных и производственных отношений определили особую важность проблемы ориентации молодёжи на социально значимые ценности, их переосмысление, иерархию (В.В. Анисимов [20], В. А. Караковский [188], И. С. Кон [197], Ю. П. Сокольников [303], Т. А. Стефановская [308] и др.). Они вызвали к жизни новые педагогические направления, которые мы рассматриваем как предтечу интерсоциального образования на поликультурной основе. Это, прежде всего педагогическое течение «воспитание в духе мира» с его основными идеями мира, безопасности, международного сотрудничества, взаимодоверия (М.В. Кабатченко, Г. Б. Корнетов [204], М. И. Махмутов [239], Г. Н. Филонов [326] и др.). К нему тесно примыкает «педагогика ненасилия». На современном этапе общественного развития педагогику ненасилия — движение прогрессивных педагогов — активно разрабатывают И. И. Валеев [73], Г. Н. Волков [81], Т. Д. Дмитриев [117], Т. Н. Петрова [270], В. А. Ситаров [297], Я. И. Ханбиков [328]и др.
В названии диссертации нами упомянуты понятия «духовность», «нравственность», «ценности». Мы будем их использовать на протяжении всей работы, поэтому рассмотрим их определения. Начнем с понятия «духовность».
Так, в словаре русского языка1 есть понятие «духовный» -«относящийся к умственной деятельности, к области духа». К 1990 году ситуация меняется. В том же словаре (22-е издание, стереотипное) понятие «духовный» оставляется только для религиозного употребления. Появляется понятие «духовность» как существительное, которое означает.
Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и 2 интеллектуальных интересов над материальными" .
Большой энциклопедический словарь 1991 года (гл.ред. A.M. Прохоров) вообще ушел от определения понятий «духовность» и «духовный». Это приводит нас к мысли о том, что понятие «духовность» есть чисто русское понятие, понятие словаря русского языка.
1 С. И. Ожегов, 1952, -с. 156.
Вместе с тем у многих русских ученых и общественных деятелей есть свои определения духовности — это Н. А. Бердяев [48], Д. С. Лихачев [228], B.C. Соловьев [305], Л.Н. Толстой3 и др. В понятие духовности они включают различные аспекты — философский, культурологический, психологический, педагогический, лингвистический и т. п.
Нравственность, как и воспитанность, проявляется в человеческих отношениях, или нравственных отношениях. Обыденный уровень нравственных отношений имеет специфическое содержание трех основных компонентов: нормативного, познавательного и ценностного. Нормативный компонент здесь выступает в виде систёмы нравственных норм, действующих в обществе. Они непроизвольно формируются и изменяются, совершенствуясь вместе с изменениями жизни в обществе, в реальном сознании людей. Познавательный компонент определяется через систему представлений, понятий и суждений, которые возникают в сознании людей в процессе их общения между собой. Ценностный компонент выражается на основе стихийно возникающих оценок значимости каждого факта в нравственных отношениях как в индивидуальном, так и в групповом сознании. Обыденный уровень нравственных отношений обычно считают нравами. А.И. Титаренко4 считает, что «Нравы — понятие, фиксирующее общественные привычки людей, то, как фактически ведут себя члены большой или малой социальной группы, что они разрешают себе или запрещают».
В классической педагогике обращалось внимание на необходимость приобщения молодого поколения к ценностям, созданным различными народами (Я.А. Коменский [196], Ж. Ж. Руссо 291], И. Г. Песталоцци [267]).
2 С. И. Ожегов, 22изд., -с. 186.
3 Суть педагогических идей Л. Н. Толстого была обращена к духовности человека, его нравственному, творческому началу, интегрирующему все слои бытия личности (Л.Н.Толстой, М.: 1953, -с.311).
4 А. И. Титаренко. Предмет этики: основания обсуждения и перспективы исследования//Вопросы философии, 1982, № 2.-с.90.
Значительный вклад в решение проблемы в духе уважения национального достоинства, особенностей исторического и психологического развития представителей разных народов внесли В. Г. Белинский [43], А. И. Герцен [94], Н. Г. Чернышевский, а в последующий период — П. П. Блонский [55], С. Т. Шацкий [338], А. С. Макаренко [231] и др.
В наибольшей степени это справедливо и для русской философии XIX-XX столетий. При этом достаточно обратиться к философскому наследию А. И. Герцена [94], В. Л. Соловьева [305], Н. А. Бердяева [48], С. Н. Булгакова [67], И. А. Ильина [185], В. В. Зеньковского [132] и др. С именами этих мыслителей связано развитие педагогики как философского знания жизни, утверждение новой парадигмы воспитания, воспринятого в начале XX века не только русской, но и мировой педагогической общественностью.
Провозгласив примат общечеловеческих ценностей над узко национальными и классовыми, защищая аксиологический подход к проблемам образования, противопоставляемый идеям политической целесообразности, эта парадигма связала цели воспитания с формированием духовно развитого и свободного человека, способному к культурному творчеству и социальной активности, ответственного за свои деяния перед обществом. Центральным в теории воспитания стало понятие свободы, предопределившее трактовку основных категорий педагогикиобразования, развития самовоспитания. Главное в результате воспитанияожидание не ответного, а ответственного действия.
В соответствии с формирующимся образом человека во второй половине XX века либеральная гуманистическая традиция в образовании проявляется всё более отчётливо. Важнейшей целью образования провозглашается формирование открытого, свободного, системного мышления, обеспечивающего единство знаний, ценностей и способности человека действовать. Ценностными основаниями такого сознания выступают свобода, приоритет жизни в её многообразии, достоинство личности, самодисциплина, долг перед самим собой, творчество, терпимость, конструктивность и др.5.
Каков же путь формирования культуры нравственных отношений, норм социально-этического поведения учащихся, способствующих совершенствованию межнациональных, межличностных отношений?
Одним из эффективных резервов и в то же время мало востребуемых средств решения этой задачи является образование, в рамках которого государство способно позитивно и целенаправленно формировать этнокультурные процессы в обществе. В таком контексте естественным и закономерным воспринимается организация и успешное развитие в гг. Москве, Нижневартовске и других регионах России общеобразовательных учреждений нового типа — школ с этнокультурным компонентом образования, многонациональных школ.
Закон «Об образовании», реформируя образовательную сферу на принципах демократического, гражданского общества, устранил властную монополию государства в этой сфере и существенно расширил права субъектов Федерации в реализации своих национальных интересов и соответственно целей образования. Реализуя права этносов, закон об образовании (наряду с законом о языках народов России) гарантировал получение основного общего образования на родном языке. Кроме того, Закон наряду с обеспечением интеграции личности в системы мировой и национальной культур, единства культурного и образовательного пространства страны предусматривал также защиту и развитие школой национальных культур и религиозных культурных традиций.
В настоящее время в связи с модернизацией школьного образования, которая носит глобальный характер, особую важность приобретает.
3 Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале XX века, — М., 1994. обновление содержания с активным поиском нового решения этнокультурных проблем образования, эффективного механизма сопряжения этнического и общегосударственного в полиэтническом обществе.
Самореализация личности невозможна без национального самосознания, поскольку по своему рождению каждый человек принадлежит к тому или иному этносу. Вступая с другими во взаимодействие через общение, личность осознает свою индивидуальность, неподвижность или наоборот, находит общее с другими. И тогда сам процесс национального самосознания происходит в социализации личности, в ее воспитании и самовоспитании.
Станет ли XXI-й век веком согласия и отказа от насилия? Мы считаем, что это во многом зависит от стратегии образования и что одним из важнейших инновационных средств решения данной глобальной проблемы является поликультурное образование. Идеи согласия и толерантности в обществе, гуманистическая культура межнационального общения имеют особое значение для многонациональной России, они глубоко связаны с историческими традициями народов, уходящими корнями в далекое прошлое. Об этом свидетельствует наша тысячелетняя история. Этим идеям созвучны принимаемые государством документы по обеспечению взаимопонимания между народами как в нашей многонациональной, поликонфессиональной стране, так и за ее пределами (прежде всего Концепция государственной национальной политики). Демократические принципы стратегии в сфере национальных отношений сформулированы и в Конституции Российской Федерации и в нормах международного права.
Это исходные позиции к рассмотрению такого понятия как «поликультурное образование в основе национальных ценностей», которое входит одним из составляющих новой парадигмы образования в России.
Новая парадигма образования раскрывается и в таких характеристиках как гуманистическая и демократическая направленность образования, приоритет гуманитарных предметов, формирование базовой культуры и особое внимание к региональному компоненту образования.
Национально-региональные традиции воспитания позволяют детально разобраться в общности народных педагогических культур, в их духовно-нравственных взаимосвязях. Чтобы сформировать культуру межнационального общения, нужно знать традиционную культуру воспитания всех народностей, населяющих регион (обычаи, язык, искусство, историю и т. д.). Именно в контексте всего богатства традиционной педагогики и морально-этнической культуры народов представляется возможным демократическим путем регулировать иерархию гуманистических взаимосвязей: национальная политика, межнациональные отношения, общение, национальное воспитание, межнациональное воспитание, межнациональное сотрудничество, национальное согласие, общенациональная гармония (по Г. Н. Волкову [80]).
Одной из важнейших предпосылок возникновения теории поликультурного образования является теория гуманизма (Ш.А. Амонашвили [15], В. А. Сухомлинский [310], JI.H. Толстой [336] и др.). Изменение образовательных парадигм вызвало к жизни инновационные подходы в области современной гуманистической педагогики, что нашло своё отражение в работах О. С. Газмана [89], В. П. Зинченко [135], Г. Б. Корнетова [204], А. В. Петровского [271] и др. К предпосылкам исследуемой проблемы нами отнесены также вопросы этнопедагогики и этнопсихологии, разрабатываемые К. Ш. Ахияровым [38], И. П. Волковым [84], Э. И. Сокольниковой [304], М. Г. Тайчиновым [314] и др.- теория гражданского воспитания, исследуемая Р. Г. Гуровой [106], И. В. Павловым [264], А. Д. Солдатенковым [302], И. В. Суколеновым [309] и др.
Практические истоки поликультурного образования молодёжи мы усматриваем в недрах «педагогики сотрудничества», связанной с рассматриваемым феноменом проблемами межличностного общения, построенного на признании чужого мнения, уважительного отношения к нему, доверии (Ю.К. Бабанский [39], И.В. Бестужев-Лада, Г. Н. Волков [82], В. А. Караковский [188]).
Воспитание в духе дружбы народов, интернационально-патриотическое воспитание растущей молодёжи — этап в становлении и развитии интерсоциального образования. Разработкам их основ посвящены работы З. Т. Гасанова [92], В. В. Дьяченко [127], О. В. Лешер [227], М. Г. Тайчинова [314] и др.- роли учебного процесса в формировании интернациональных чувств и сознания учащихся, значимости неформального общения в формировании толерантности — А. А. Бодалёва [58], Э. И. Сокольниковой [304], А. А. Шаталова [336]и др.
В процессе теоретического исследования путей решения аксиологических вопросов в многонациональной школе мы пришли к выводу, что поликультурное образование относится к главному средству социального реформирования, позволяющему эффективно осуществить значимые преобразования в обществе. Нами выявлено противоречие между основывающейся на интерсоциальных ценностях объективной потребностью новых реалий социальной жизни, необходимостью бесконфликтного межсоциального взаимодействия и недостаточной разработанностью теории развития поликультурного образования подрастающего поколения, концепции такого образования и механизмов его реализации.
Разрешение выдвинутого противоречия составило проблему нашего исследования и позволило сформулировать тему диссертационной работы: «Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в процессе поликультурного образования в многонациональном обществе».
Цель исследования — разработать педагогические основы формирования духовно-нравственных ценностей учащихся школ с поликультурным компонентом и определить организационно-педагогические и дидактические условия его практической реализации на современном этапе с учетом передового педагогического опыта.
Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в современной многонациональной школе.
Предмет исследования — система и особенности формирования духовно-нравственных ценностей учащихся образовательных учреждений многонациональных регионов.
Гипотеза исследования: разработка педагогических основ формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся многонациональной школы, их реализация в современных организационно-педагогических и социально-экономических условиях будут эффективным средством воспитания если:
— продуктивные и прогрессивные отечественные и зарубежные теории послужат научно-практической основой построения поликультурного образования как системы формирования духовно-нравственной культуры учащихся;
— средством формирования миротворческого, созидательно-гуманистического мировоззрения выступят национальные общечеловеческие ценности и жизненная установка на них, в т. ч. на этнокультурные традиции различных социально-этнических диаспор региона;
— определены принципы реализации духовно-нравственных ценностей народов в учебно-воспитательном процессе и разработаны национально-культурологические компоненты образования в полиэтнической школе;
— разработана концепция поликультурного образования на принципах интеграции традиционной культуры с общечеловеческими ценностями и учебно-воспитательного процесса;
— осуществлена соответствующая подготовка учителей, обеспечивающая реализацию многокультурного образования в учебно-воспитательном процессе;
— разработана и внедрена в практику концептуальная модель поликультурного образования на этносоциальных ценностях культур народов России (на примере многонационального региона Приобья).
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой исследования сформулированы задачи исследования:
— провести ретроспективный анализ рассматриваемой проблемы в истории, теории, практике педагогики в целях формирования системы реализации поликультурного образования в многонациональном российском обществе;
— разработать целостную концепцию интеграции национальной культуры в учебно-воспитательный процесс в многонациональной школе;
— определить современные принципы реализации духовно-нравственных ценностей народов в учебно-воспитательном процессе и выявить необходимые национально-культурологические компоненты образования для изучения их в полиэтнической школе;
— сформулировать концептуальные положения подготовки педагогических кадров к поликультурному образованию и показать пути их реализации в вузе;
— определить теоретико-методическую базу построения модели процесса формирования духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения с учетом традиционной культуры народов. На этой базе построить модель поликультурной школы в условиях многонационального региона (на примере Обьского Севера);
— разработать методические рекомендации в целях повышения эффективности духовно-нравственного воспитания учащихся на традиционных ценностях народа в системе поликультурного образования.
Методологическую основу исследования составляют исторический, культурологический, системно-структурный, аксиологический, социально-психологический подходы в изучении и анализе педагогических явлений при построении поликультурного образования, а также современные идеи и теории формирования и развития личности в деятельности и общении в многонациональном обществе.
Теоретическая база исследования построена на сущностных основах личности, социальной и этнокультурной обусловленности ее формирования, деятельностной природе воспитания и развития.
Для решения поставленных задач использованы принципы диалектического развития, единства логического и исторического, социальной детерминированности педагогических явлений, учение о социальных функциях обучения и воспитания подрастающего поколения. В анализе и исследовании возникающих проблем использовались исторический, культурологический, аксиологический, системно-структурный и синергетический подходы.
На логику нашего исследования существенное влияние оказали фундаментальные работы в области:
— теории периодизации развития образования (В.В.Анисимов [20], М. В. Богуславский [57], Р. Б. Вендеровская [78], П. Ф. Каптерев, Г. Б. Корнетов [204], И. И. Легостаев [221], В.Г. Пряникова[282], З. И. Равкин [284], М. М. Рубинштейн, К. Шмидт [344] и др.);
— теории содержания общего образования (Э.Д.Днепров [118], В. В. Краевский [206], В. Ф. Кривошеев [210], B.C. Леднев [222], И. Я. Лернер [226], А. А. Орлов [259], М. Н. Скаткин [298], А. В. Хуторской [330], В. Д. Шадриков и др.);
— теории развития личности, деятельности и общения (Л.С.
Выготский [86], В. В. Давыдов [108], В. А. Караковский [188], Т.С.
Комарова, И. С. Кон [197], А. Н. Леонтьев [224], М. И. Махмудов [239], А.В.
Петровский [271], C. J1. Рубинштейн и др.).
Важное значение в концептуальном плане для нас имеют: современные концепции гуманитаризации и гуманизации содержания образования и процесса обучения (Г.В. Корнетов [204], И.И. к.
Легостаев [221], Н. Д. Никандров [248,249], З. И. Равкин [284], В. А. Сластенин [300]и др.);
— концепции воспитания учащихся, отвечающие особенностям социокультурной ситуации и задачам обновления системы образования (В.В. Анисимов [20], О. Г. Грохольская [20], Г. Н. Волков, В. И. Петрова [269], Т. А. Стефановская [308]и др.);
— основные положения теории ценностей (С.Ф. Анисимов [21], A.M. Булынин [68], О. С. Газман [89], А. Ф. Лосев [230], З. И. Равкин [284] и др.);
— проблемы теории патриотического воспитания в истории педагогики (И.И. Валеев [73], А. В. Вырщиков [87], З. Т. Гасанов [92], А. С. Гаязов [93], А. Г. Голев [97], В. В. Дьяченко [127], Н. М. Конжиев [200]и ДР-).
Источниковой базой исследования являются философские и психолого-педагогические сочинения, связанные с проблемами обучения и воспитания и принадлежащие видным ученым и педагогам отдельных стран различных исторических периодов. Нами осуществлено:
— анализ трудов авторов, представляющих наиболее типичные позиции по исследуемой проблеме;
— проработаны научные философские и педагогические труды представителей различных направлений, в которых идея обучения и воспитания в системе поликультурного образования многонациональной школы нашла свое воплощение.
В ходе исследования использовался комплекс теоретических, диагностических и опытно-экспериментальных методов:
— системный анализ научной литературы на междисциплинарном уровне;
— моделирование в виде разработки конкретных проектов учебно-воспитательного процесса и структуры содержания опытного образования;
— проектирование и организация педагогического процесса с помощью учебно-методических материалов нового типа;
— длительный методико-дидактический эксперимент по созданию, апробации и коррекции моделей поликультурной школы, в ходе которого применялись методы наблюдения, анкетирования, беседы, экспертных оценок и т. п.
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна. Результаты исследования содержат решение важной научной проблемы — формирования духовно-нравственных ценностей учащихся в процессе поликультурного образования в многонациональном обществе. В работе:
— ведущей идеей исследования сформулирована идея доминирующей роли духовно-нравственных ценностей (в т.ч. традиционных) совместно проживающих этносоциумов в развитии личности растущего человека, оптимальное усвоение которых происходит в системе поликультурного образования;
— традиционно-педагогические системы этносоциумов многонационального региона, обладая самобытными чертами (особенностями), при совместной коммуникативной созидательной деятельности оказываются органично вписанными в общую этносоциальную культурологическую систему общественного развития и как результат сложного взаимодействия множества материальных и духовных факторов обуславливает цивилизационное развитие социокультурных ценностных традиций на принципах гуманизма, содружества и толерантности;
— раскрыты диалектическое единство, многообразие и направленность эволюции историко-педагогического процесса многокультурного образования в поликультурном, полиэтническом обществе как многоуровневой цивилизационно развивающей системы истории человечества. На этой базе разработаны и обоснованы основные положения концепции этноориентированного обучения и воспитания в системе поликультурного образования, представляющие собой систему прогрессивных идей гуманистической педагогики, интегрирующих ценности духовно-нравственной культуры поколений;
— сформулированы современные принципы реализации духовно-нравственных ценностей народов в учебно-воспитательном процессе и выявлены национально-культурологические компоненты образования, необходимые для изучения и усвоения их в полиэтнической школе, а также при подготовке педагогических кадров;
— определена теоретико-методическая база построения модели процесса формирования духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения с учетом традиционной культуры народов. На этой базе построена модель поликультурной школы в условиях многонационального региона (на примере Югры).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: показана комплексность изучения проблемы с позиций различных наук, в которых культура межнационального общения рассматривается как часть гражданского сознания, социально-этического поведения человека, сформированного на национальных и общечеловеческих ценностях нравственной культурывыявлена специфика духовно-нравственной ориентации молодёжи в многонациональном обществе в современных условиях, показаны ведущее место и роль традиционной культуры народов в стабилизации и прогрессивном развитии многонационального обществаосуществлено теоретическое обоснование поликультурного образования как ведущего аксиологического направления образовательной политики многонационального общества, состоящее в корреляции воспитательных идеалов традиционной и современной духовной культуры народов России, отечественных педагогических традиций, в которых мир, соборность, общинность, всеединство являются ценностными основаниями образовательно-воспитательных стратегийтеоретически обоснована возможность использования отечественных и зарубежных теорий и опыта по исследуемой проблеме, что создает основу педагогической интеграции как в плане реализации поликультурного образования в многонациональном обществе, так и других актуальных вопросов теории и практики образования и воспитания, особенно в сфере воспитания культуры межнациональных, межконфессиальных отношенийвведены в педагогический оборот основные положения концепции этноориентированного обучения и воспитания в системе поликультурного образования, как комплекс прогрессивных идей гуманистической педагогики, направленных на созидание личностного самосознания как средства содержания духовности человекавыявлены и оптимизированы эффективные пути интеллектуального, социально-этического и коммуникативного развития детей в школах с многонациональным составом учащихся в новой модели поликультурной школы в условиях многонационального региона.
Практическая значимость исследования определяется тем, что положения диссертации помогли сформировать требования к совершенствованию учебно-воспитательного процесса в поликультурной многонациональной школе, которые диктуются современным состоянием развития российского общества. Разработанный автором комплекс учебно-методических пособий дает возможность учащимся лучше усваивать адаптированный материал, а учителю-воспитателю — повысить уровень воспитания учащихся, активизировать их творческие способности, обогатить свой методический арсенал, формировать интерсоциальную направленность личности как члена своего этносоциума, гражданина России и мира в совместной деятельности национально-культурных центров соответствующих диаспор (клубы, дома творчества и др.) через специально организованный педагогический процесс на принципах лично-стно социальнозначимого характера.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит также в разработке и апробации модели поликультурного образования в многонациональном регионе. Результаты и предложения диссертации использованы в исследовательской и образовательной практике, при создании программ спецкурсов, учебников и учебных пособий. Авторская теоретическая концепция по построению поликультурного образования использована при выработке региональной образовательной политики в ХМАО, организации инновационных учебных заведений.
Исследование проводилось с 1992 по 2003 годы и включало несколько этапов, на каждом из которых в соответствии с поставленными задачами применялись адекватные методы.
Первый этап (1992;1995) — поисково-теоретический. Включал в себя анализ философской, исторической, педагогической отечественной и зарубежной литературы, в т. ч. диссертационных исследований по исследуемой проблеме, изучение практического опыта отечественных общеобразовательных учреждений по теме исследования. Проведенный анализ послужил основой для определения исходных позиций исследования, периодизации историко-педагогических этапов, разработки понятийного аппарата, построения гипотезы, задач, определения методологии и методов исследования, программы опытно экспериментальной работы.
Второй этап (1995;1999 гг.) — опытно-экспериментальный. Он включал: разработку теоретических основ этноориентированного обучения и воспитанияпоиск взаимообусловленности проводимой государством образовательной политики и задач национальной безопасности Российской Федерации в вопросах формирования общественного сознания граждан своего Отечествавыявление и реализацию педагогических возможностей развития поликультурного воспитания в современных условиях.
Третий этап (2000;2003 гг.) — обобщающий, состоял в систематизации и интерпретации полученных материалов, обобщении теоретических и практических результатов исследования, оформлении их результатов.
Базой исследования являлись Нижневартовский государственный педагогический институт, социально-гуманитарный колледж, общеобразовательные школы городов и районов Ханты-Мансийского автономного округа.
Обоснованность и достоверность результатов и сформулированных выводов исследования обеспечивались: выбором опирающихся на данные философской, социологической и психолого-педагогической литературы исходных методологических позиций, адекватных поставленным задачамприменением системно-структурного подхода к изучению предмета исследования, осуществленным на методологическом, теоретическом и практическом уровняхсоответствием избранных методов цели и задачам исследования.
Основные положения, выносимые на защиту: психолого-педагогические закономерности этноориентированного обучения и воспитания в системе поликультурного образования в многонациональном обществе, пути разрешения историко-педагогических проблем поликультурного образования в многонациональном обществепараметры формирования духовной культуры и национального самосознания, специфика духовно-нравственной ориентации молодёжи в современных условиях, место и роль традиционной культуры народов в стабилизации и прогрессивном развитии многонационального общества, особенности интеграции национальных культур в учебно-воспитательный процесссовременные принципы формирования духовно-нравственных ценностей различных народов в учебно-воспитательном процессе и национально-культурологические компоненты образования в полиэтнических школахосновные положения концепции этноориентированного обучения и воспитания в системе поликультурного образования как комплекс прогрессивных идей гуманистической педагогики, интегрирующих ценности духовно-нравственной культуры многих поколенийтеоретико-методическая база и построенная на этой базе модель поликультурной школы, действующей в условиях многонационального региона современной России.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Ход и результаты исследования докладывались на международных конференциях и симпозиумах (Санкт-Петербурге — 1998, 1999, 2001(2), 2002(4), Москве -2001, Нижневартовске (2000), Нижнем Новгороде -2002), на всероссийских конференциях (Москва — 1994 (2), Ростов-на-Дону — 2001, Тверь — 2001), а также на межвузовских и межрегиональных конференциях (Тюмень — 1994, Тобольск — 1998, Нижневартовск -1994, 1995, 1999, 2001), на кафедрах Нижневартовского госпединститута, МГОПУ имени М. А. Шолохова и др.
Результаты исследования внедрены в практику организационно-педагогической деятельности учебных заведений Ханты-Мансийского автономного округа, Тюменской и соседних областей. По теме исследования опубликовано 45 работ общим объемом более 60 печатных листов.
Структура диссертации соответствует логике исследования Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения библиографии, приложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Происходящие в России кардинальные изменения, вызванные резким переходом общества из одного состояния в другое, осложнили межнациональные, меконфессиональные отношения, обострили межэтнические конфликты. В условиях нестабильности и отсутствии новых объединяющих идей и идеологических установок становится весьма сложным определить концептуально ориентированную перспективу, которая бы позволила знать, какого гражданина следует воспитать, какие качества у него необходимо формировать. Неправомерное противопоставление отечественному духовному наследию системы западной культуры — как общечеловеческих ценностей, основанной на насилии, разврате и т. п., является чуждым менталитету народов России. Всё это привело к отказу от традиционно сложившегося воспитательного опыта, противопоставлению одной культуры другой.
Если мы заглянем в историю человечества, то увидим, что в прошлом человек, в основном, жил в одной культурной среде своего этноса, рода, другая культура казалась ему враждебной. Но в многонациональном, поликонфессиональном обществе не только в одном государстве, но и в мировом масштабе происходит интенсивная интеграция, глобализация, усиление коммуникативных связей между всеми народами мира. Поэтому человек, обладая только одной культурой, не владеющий культурой других народов, не может самореализоваться в таком обществе.
Жизнь в гражданском обществе требует от человека умения признавать потребности и права других, толерантного отношения к образу жизни окружающих людей, умения взаимодействовать в социуме, приходить к согласию, не замыкаясь в своём менталитете, признавая других" - иную культуру и веру. Все эти способности не даются человеку от рождения, и развивать их нелегко. Для того чтобы ценности многокультурного, многонационального общества стали личными ценностями каждого человека, как говорят психологи — объектом присвоения, необходимо создать такой социальный институт образования, где ребёнок постоянно ощущает высокую значимость и актуальность этих многоукладных ценностей.
Мы живём в эпоху, когда во всех областях многоукладной жизни происходит интенсивная интеграция, усиливаются интегративные процессы в области межэтнических отношений. Под межэтнической интеграцией мы понимаем процесс приобретения новых этнокультурных, этноязыковых свойств под воздействием количественно и социально доминирующего этноса при сохранении своих первоначальных этнокультурных, этноязыковых особенностей (М.В.Дьячков). В процессе межэтнической интеграции индивид проявляет черты, характерные для многих сосуществующих этносов и их языковых общностей (т.е. совокупности людей, говорящих на данном языке).
Таким образом, общекультурные процессы и социокультурная динамика отечественной истории обостряют необходимость выработки новых адаптационных механизмов «стратегий» и «технологий» жизни. В основу этих подходов — формирование сознания, направленного на «встроенность» , — включается и социокультурной контекст. Поэтому особое значение здесь приобретает направленность образования. Именно в процессе обучения и воспитания формируется признание многокультурности общества, создаётся возможность поддержания прогрессивных культурных образцов и традиций, побуждение личности к активному творческому, созидательному изменению существующих в жизни «проблемных ситуаций» .
Долгие годы (несколько веков), особенно усиленно в Петровскую эпоху, государственная национальная политика строилась на евроцентрической теории. Только приобщение к европейской цивилизации считалось прогрессивным развитием народов. К сожалению, этот стереотип мышления оказался живучим и в советскую эпоху. Лозунг «национальной по форме, социалистической по содержанию» мало улучшил развитие национальных культур народов СССР.
Следует отметить, что в настоящее время в связи со стремлением народов, этносоциумов к возрождению национального самосознания, традиционной культуры наблюдается определённое обособление этносоциумов, что привело к отдельным межнациональным конфликтам. Осложнились межнациональные, межконфессиональные отношения. Историей, научными исследованиями доказано, что в числе нормативных систем, регулирующих поведение людей, большое место занимают религиозные нормы, тесно вплетённые в традиционную культуру. Поэтому в воспитании подрастающего поколения в духе мира между народами следует учитывать и разумно использовать влияние религии на общественную жизнь и семейно-бытовые отношения.
Нравственные и религиозные нормы поведения взаимосвязаны и имеют много общего. Конечно, имеются отличия в морали, нравственных отношениях христианина, мусульманина, буддиста и др. Но в морали различных религий имеется и много общего, переплетаются национальные и общечеловеческие ценности жизни, бытия, различные культуры. В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат такие универсальные общечеловеческие ценности, как любовь, надежда, мир, справедливость, терпимость, уважение к человеку, равноправие людей. Задача педагога — учитывать в воспитании подрастающего поколения гуманистические принципы религии, регулирующие культурно-этнические и конфессиональные отношения людей.
Мы считаем, что основой решения этой архисложной, многогранной проблемы в многонациональном, многоконфессиональном обществе является поликультурное образование детей с самого раннего возраста. Подготовка подрастающего поколения через поликультурное образование на уровне общероссийской, общечеловеческой культуры и введение его в мировую цивилизацию невозможно без сознательного овладения своей национальной культурой, без уважения иной культуры совместно проживающих и сопредельных народов, без ясного понимания того, что она (т.е. национальная культура) является частью всеобщей культуры. В контексте этого положения важно сознательное и глубокое изучение родного языка, ибо язык — это живая история народа, носитель материальной и духовной связи своего этносоциума с другими народами.
Влияние одной культуры на другую осуществляется посредством языков народов, являющихся носителями культуры. Такую посредническую миссию между культурами народов в условиях нашей страны, безусловно, выполняет русский язык. Одной из основополагающих идей осуществления поликультурного образования является принцип единства интересов народов многонациональной России.
Следует особо подчеркнуть, что Россия занимает огромное евразийское пространство, где тысячелетиями проживают не только народы европейской культуры. При прогнозировании геополитики межнациональных отношений и связей мы должны исходить из этого положения. Поэтому нельзя все народы подгонять под одну культуру, обезличивать их. Каждая нация Евразии имеет право и возможности внести в общую копилку свою индивидуальную национальную культуру, как частицу общей наднациональной культуры евразийской — чем из более разнообразных цветов и запахов составлен букет, тем будет он пышнее, ароматнее (В.И.Вернадский). Мы убеждены, что истинное поликультурное образование будет способствовать расцвету этого культурного букета.
Покажем кратко результаты решения поставленных в исследовании задач.
1. Определены периоды и этапы развития этноориентированного поликультурного образования в российском многонациональном обществе. Для анализа в основном взят двадцатый век, но частично мы ссылались и на отдельные вопросы и процессы, происходящие в 19-ом и 21-ом веках. При этом мы использовали собственную периодизацию, а также разработки других ученых в этой области. Определены характеристики направленности познавательного, этноориентированного интереса детей и возможности их удовлетворения через поликультурное образование на современном этапе в многонациональной школе. Рассмотрены — новые парадигмы этноориентированного обучения, выдвинутые социально-историческими процессами взаимодействия традиционных культур совместно проживающих народов, целенаправленное повышение интереса к духовно-нравственным ценностям этих народов на современном этапе, и новые возможности его удовлетворения через поликультурное образование.
2. Путем анализа предшествующих работ и использования собственных теоретических и методических разработок были сформулированы психолого-педагогические и частно-методические закономерности этноориентированного обучения и воспитания в системе поликультурного образования в многонациональном обществе. Они определялись детерминированностью образа жизни, характера жизнедеятельности личности, социальной группы, всего сообщества общественно-политическими, социально-экономическими, природно-климатическими условиями бытия. Среди исследованных нами проблем поликультурного образования в многонациональном обществе можно назвать понимание места и роли духовно-нравственных ценностей в мировой культуре, воспитание нового типа национального сознания, направленного на обогащающее взаимодействие наций и народностей при одновременном развитии своей национальной культуры, языка, самобытности, восстановление исторической памяти, воспитание чувства национальной гордости и самоуважения, чувства этнической самоидентификациипроблему подготовки подрастающего поколения к изменяющимся условиям, успешной его адаптации в мировое и общероссийское пространство и др.
3. Определены характеристические параметры формирования духовно-нравственной культуры и национального самосознания совместно проживающих народов. Выделенные параметры включают в себя прогрессивные начала и добротворческие мотивы самосознания, чувство толерантности и культуры межнациональных отношений. Содержание духовности человека определено через его практическую дееспособность быть носителем и продолжателем великих созидательных функций каждого народа. Сформулирована специфика духовно-нравственной ориентации молодежи в современных условиях, найдены место и роль традиционной культуры народов в стабилизации и прогрессивном развитии многонационального общества через развитие поликультурной школы.
4. В процессе разработки теории поликультурного образования в современной школе выделены принципы формирования духовно-нравственных ценностей различных этносов. Среди них определены: природосообразность воспитания как создание условий для свободного развития ребёнка, а не жёсткого навязывания ему правил извне с целью реализации его возможностейцеленаправленность воспитательных воздействий, отношений, исходящая из поучительных для подрастающих поколений эпизода и ситуациирациональность, заключающаяся в прослеживании и тщательном отборе ценностей педагогических идей и опытасинкретичность, включающая такие элементы духовной и материальной культуры, которые способствуют духовному обогащению новых поколений и соединяют важнейшие достижения человеческой культуры, являющиеся характеристикой своего времени. Нами определены как существенные национально-культурологические компоненты образования совокупность отобранных и проверенных практикой, передаваемых из поколения в поколение эмпирических знаний, духовно-нравственных воззрений, идей, сведений, способов и средств для обучения и воспитания, отражённых в народном творчестве. Среди компонентов этнической картины мира выделены пространство и время, история, справедливость, право, отношение мира земного к миру сверхъестественному. При этом картина мира сохраняется на протяжении исторических периодов большой длительности, так как ментальные установки людей меняются чрезвычайно медленно. Наиболее яркими традиционными проявлениями являются духовно-нравственные ценностные ориентации, составляющие основу нравственных, духовных, физических, семейных педагогических представлений.
5. Сформулированы основные положения целостной концепции этноориентированного обучения и воспитания в системе поликультурного образования. Эти положения по сути своей представляют комплекс прогрессивных идей гуманистической педагогики с рядом этнических аспектов. На основе такого комплекса идей нами производилась интеграция ценностей духовно-нравственной культуры многих совместно проживающих этносоциумов для активного внедрения их в учебно-воспитательный процесс с учениками и студентами.
6. В процессе исследования разработана и сформулирована теоретико-методическая база построения модели поликультурной школы, включающая методическую модель и функционально-содержательные компоненты. На этой базе построена модель поликультурной школы, действующей в условиях многонационального региона. Она включает в себя четыре составляющих: ученика, учителя, общество и семью и собственно развитие личности, связующими звеньями которой выступают процессы формирования, мотивации и реалистичность конкретной ситуации. Модель представляет собой интегративную систему, повышающую эффективность практической реализации поликультурного образования в многонациональной школе.
7. Разработаны научно-методические рекомендации для учителей и студентов по подготовке их к этноориентированеному обучению и воспитанию в целях повышения эффективности духовно-нравственного воспитания учащихся на традиционных ценностях народа в системе поликультурного образования.
Таким образом, можно констатировать, что гипотеза исследования доказана, задачи решены, цель исследования достигнута, работа выполнена в запланированном объеме.
Между тем мы не склонны рассматривать результаты проведенного нами исследования в качестве исчерпывающего решения поставленной проблемы. Теоретическая и практическая значимость исследования требуют более глубокого и более детального изучения и анализа определенных нами путей, методов и средств формирования духовно-нравственных ценностей учащихся в процессе поликультурного образования в многонациональном обществе. Особенно актуальным нам видится нахождение новых путей решения проблем воспитания подрастающего поколения — воспитания веротерпимости, толерантности, дружбы и сотрудничества различных этносов и народов, населяющих Россию. В этом мы видим логическое продолжение наших исследований.
Список литературы
- Абумова Г. А. Информационные технологии как основа развития современной общеобразовательной школы. Дисс. к.п.н. -М. ИОО. 2001 .-20с.
- Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности//Новый мир. -1988. -№ 7. -с.210−220- № 9 -с.227−239.
- Адлер Ф. О нравственном воспитании /пособие для учителя/-М., 1999.-167с.
- Аксенов В.В. Национальный путь развития. -М.: Изд-во газеты «Патриот», 1999.
- Аксиологические приоритеты в сфере образования ивоспитания (История и современность): Материалы XVIII сес. Науч. Совета по проблемам истории образования и воспитания, окг. 1997 г. / Под ред. З. И. Равкина. М.: ИТОП РАО, 1997.
- Актуальные проблемы современного школьного учебно-воспитательного процесса /Пособие в помощь учителю/ / Под ред. И. И. Валеева. М., 1998. — 107с.
- Актуальные проблемы нравственного воспитания: Сб. ст. / Отв. ред. Л. Ф. Колесников. Новосибирск: Наука, 1987.
- Александрова Н.С. Русские народные игрушки как этнопедагогический феномен. -Москва. -2000.
- Амонашвили ИГ.А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики. М., 1998, — 74с.
- Ан С. А. Философские основания русской педагогической мысли конца XIX — начала XX в.: (Историко-философский анализ): Автореф. Дис. д-ра филос. наук. Екатеринбург, 1994.
- Ананьев Ю.В. Культура как интегратор социума. Монография. Нижний Новгород: Изд-во НГУ, 1996.
- Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. -Казань, 1994.
- Андреев Э.М., Миронов А. В. Социально-гуманитарное знание и образование: новые реалии, иные измерения, информационная безопасность. Монография. -М.: Соц-гуманит. знания, 2001. -142с.
- Анисимов В В. Проблема целепояагания как основа образовательной стратегии России/ В. В. Анисимов, О. Г. Грохольская // Учебно-воспитательный процесс в школе322и вузе,-М., 2000. с. 6−14.
- Анисимов С.Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века (Очерк истории) // Вестник МГУ. 1994. № 1. С. 34.
- Антология гуманной педагогики. Конфуций и его школа. — М., 1966. С. 176.
- Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века). -М.- Академия. 2000. С. 45.
- Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства Х1У-ХУШ вв. М. 1998.
- Антонов А.И. Семейная политика как объект исследования. //Вестник РАИ. 1992. № 3. С. 39−40.
- Аштетаев М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения. Омск., 1998.- 257с.
- Аристотель. Сочинения.: в 4~х т. М., 1984. — т. 4 -830с.
- Аронов А.А., Валеев И. И. Воспитание памятью (учителю-краеведу): учебно-методическое пособие. М., 1991. -110с.
- Арсланова Г. А. Интернациональное воспитание старшеклассников и студентов средствами национальногоискусства /татарского и народов Поволжья/: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1990.
- Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. -JL, 1967.
- Артеменко В.В. Основы процесса военно-патриотического воспитания учащихся старших классов общеобразовательной школы на боевых традициях советского народа. Дисс. канд. пед. наук. Минск, 1973. -230с.
- Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. -М., 1989.
- Асирян М. А. Педагогические основы дифференцированного разноуровневого обучения в системе учебно-воспитательного комплекса «Детский сад-школа». Дисс. к.п.н. -М., -ИОО. -2000.
- Асмолов А.Г. Установка и целеобразование // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979.
- Атангулов У.Ш. Педагогические условия использования идей и опыта народной педагогики в трудовом воспитании школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Уфа, 1994.-22с.
- Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. -Уфа., 1996.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. Дидактический аспект./-М. -Педагогика.-1982.
- Баллер Э. Преемственность в развитии культуры. -М.: Наука. -1967. -294с.
- Баркова Н.Н. Проблема нравственного идеала в теории и практике воспитания в России во второй половине ХГХ — начале XX века: Дис. .канд. пед. наук. М., 1996.
- Бачевский В.И. К вопросу совершенствования патриотического и интернационального воспитания. В кн. Интернациональное и патриотическое воспитание молодежи: Теория и практика. Горький, 1990.- с. 64 — 66.
- Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. -М., Педагогика, -1982.
- Белов В.В. К вопросу о духовности русского народа // «Национальная безопасность и геополитика России», № 67, 2000.
- Беловолова С.П. Этнопедагогическая культура алтайцев. -Москва. -2000.
- Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования-Волгоград., 2000 г.
- Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащийся молодежи: Дисс. д-ра пед. наук. Ставрополь., 1997. -351с.
- Бердяев Н.А. Самопознание: Сочинения. М., -Харьков, 1997. 624с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание.-М., 1986.
- Библер B.C. Две культуры. Диалог культур: опыт определения. II Вопросы философии., 1989. -№ 6. -с. 3142.
- Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета, синодальный перевод, с приложениями, общим введением, с комментар. А. Меня. 4-е издание. -Брюссель. Изд-ео «Жизнь с богом», 1999.
- Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале XX века,-М., 1994. С. 112.
- Битинас Б.П. и др. Социальное воспитание учащихся. В 2-х частях. Ростов-на-Дону, 1993.
- Блинов В.И. Развитие образования в России в XVTTT -начале XX вв. под влиянием изменений во взглядах на цели воспитания-М., 2001.
- Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. — М., 1979. /Под ред. А. В. Петровского. М., Педагогика, 1979. — 305 с.
- Богданова О.С., Черенкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников. М., 1988.- 206с.
- Богуславский М.В., Корнетов Г. Б. Педагогические парадигмы: история и прогноз // Магистр, 1992. № 9. — с. 37−43.
- Бодалев А.А., Караковский В. А., Новикова Л. М. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях. // Советская педагогика., 1991.-№ 5.-с. 11−19.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Болотова Л.С. Концепция программы воспитания духовности, целомудрия и альтруистического поведения // Школа духовности, 1997, — № 2.- с.60−68.
- Бондарев П. Путь к национальному возрождению // Народное образование. 1996. — № 10. — с.62 — 65.
- Бондаревская Е.В. Смысл и стратегии личностно ориентированного воспитания / Педагогика. № 1, 2001. -С. 17−23.63.