Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дидактические условия формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обоснование содержания процесса формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей должно быть осуществлено в особом методологическом ракурсе — сквозь призму понятий «релаксация», «умения». Источником такого содержания являются знания о релаксации, о ее методах, имеющих теоретический смысл, и особенности умений, имеющих практический смысл. Деятельность преподавателя… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛАКСАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
    • 1. 1. Понятие «релаксация» в психологии и педагогике
    • 1. 2. Содержание понятия «релаксационные умения студентов творческих специальностей» и научные подходы к их формированию
    • 1. 3. Модель процесса формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей
  • Глава II. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЛАКСАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
    • 2. 1. Организация экспериментальной работы по формированию релаксационных умений у студентов
    • 2. 2. Дидактические условия формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию релаксационных умений у студентов творческих специальностей

Дидактические условия формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная система профессионального образования определяет новые требования к подготовке специалистов. Согласно национальной доктрине образования Российской Федерации, система профессионального образования призвана готовить высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.

От современного специалиста требуется способность адаптироваться в быстро меняющемся мире, которая позволяет осваивать новые виды деятельности, новые формы поведения и развивает коммуникативную гибкость. Способности и художественные качества студентов творческих специальностей должны быть сформированы с учетом специфических особенностей творческо-исполнительской деятельности. Творческо-исполнительская деятельность — практическая отрасль профессиональной деятельности, поэтому самое важное для исполнителя — уметь реализовывать весь свой профессиональный комплекс способностей, качеств мышления, знаний и умений на практике в процессе данного вида деятельности. Творческо-исполнительская деятельность — это сложный психофизический процесс, который рассматривается в двух аспектах: во-первых, публичностьво-вторых, условность. Необходимо, чтобы будущий специалист в условиях публичности смог реализовывать, проявлять и контролировать свои эмоции.

Необходимым условием роста и совершенствования исполнительского мастерства будущего специалиста является знание закономерностей процесса, глубокое понимание их сущности и умение применить их к своей исполнительской индивидуальности.

Интенсивная творческо-исполнительская деятельность студентов творческих специальностей — прообраз их профессиональной деятельности.

Именно обилие концертных выступлений, «обыгрывание» программы на публике, участие в публичных выступлениях, выставках дают возможность будущему специалисту приобрести необходимые навыки, справиться с эмоциональным волнением.

Ранняя самореализация и социальная адаптация молодого исполнителя наблюдаются еще в процессе обучения в вузе, что позволяет студентам творческих специальностей еще в период обучения работать в профессиональных оркестрах, в качестве солистов филармонии, вести собственную гастрольную и выставочную деятельность.

Огромное значение имеет участие будущих специалистов в профессиональных творческих конкурсах (внутривузовских, межвузовских, российских, международных). Авторитетная внешняя оценка состояния их профессиональной подготовки, ее критическое осмысление студентом дают огромный стимул для творческого роста.

В процессе обучения студенту творческих специальностей часто приходится действовать в условиях эмоционального напряжения. Высокие нагрузки, обусловленные спецификой учебной и творческо-исполнительской деятельности, вызывают хроническое перенапряжение психической сферы, которое проявляется в сдвигах гормонального фона, изменениях дыхания, системы кровообращения и т. д. (H.A. Агаджанян, И. С. Дронов, К.С. Жижик). Все эти факторы могут усиливаться при необходимости усвоения большого количества информации в условиях дефицита времени. При этом напряженность нервных механизмов резко возрастает и приводит к снижению эффективности учебной деятельности будущих специалистов (С.А. Никитин, A.A. Рогов, Е.А. Умрюхин). Ряд особенностей труда специалистов в области искусства обуславливает значительные психофизические нагрузки: необходимость длительной и одновременной фиксации внимания на нескольких объектах, как внутренних, так и внешнихвысокие требования к памяти (точность и быстрота запоминания и воспроизведения обширной информации) — умение выразить свои чувства и представления посредством жестов, мимики, большой нагрузки на голосовой аппарат (Ф.Д. Забугин, A.C. Шафранова).

Одним из современных направлений коррекции и профилактики эмоционального стресса и напряжения является обращение к проблеме использования методов и приемов релаксации в работе с будущими специалистами творческих специальностей: музыкальное искусство, дирижирование, актерское искусство, вокальное искусство, дизайн, хореографическое исполнительство и др. Особенности творческо-исполнительской деятельности студентов творческих специальностей, характер их профессиональной деятельности требуют разработки специальной методики обучения, которая своим содержанием, методами и формами организации учебного процесса была бы направлена на умение регулировать эмоциональные состояния, совершенствование профессиональных качеств личности.

Проблема использования методов и приемов релаксации в работе с буду-щими специалистами — не новая научная проблема. Анализ теоретического ма-териала показывает, что данная проблема рассматривается в общем контексте реформирования современной системы профессионального образования и позволяет выделить следующие направления исследований в данной области: исследования педагогического характера, в которых рассматриваются общие вопросы использования методов и приемов регуляции эмоционально-психического состояния педагога (О.С. Булатова, А. Б. Вескер, В. А. Ильев, В.А. Кан-Калик, Е. А. Умрюхин и др.) — теория и практика релак-сопедии (И.Е. Шварц, A.C. Новоселова и др), теория педагогики индивидуальности (О.С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк и др.), исследования психологии творчества, раскрывающие роль саморегуляции в творчестве (JI.C. Выготский, Дж. Гилфорд, С. О. Грузенберг, В. Н. Дружинин, Л.Б. Ермолаева-Томина, Н. С. Лейтес, К. С. Станиславский, H.A. Энгельгардт, К. А. Эрберг и др.) — исследования психологии, рассматривающие теоретические и практические аспекты релаксационных процессов, позволяющих понять сущность таких основополагающих феноменов человеческой психики, как стресс, эмоциональная неустойчивость, психомышечное напряжение и другие (A.B. Алексеев, М. Белокурова, Г. Бойсен, М. Браун, Е. И. Зуев, Дж. Келли, Р. Курц, Д. Пьерракос, Г. Селье и др.).

Однако анализ научной литературы показывает, что проблема формирования релаксационных умений личности в полной мере не осмыслена. Отсутствуют исследования, предметом которых является формирование релаксационных умений у будущих специалистов. К тому же существует противоречие между потребностью общества в специалисте, способном к совершенствованию своего профессионального мастерства в условиях психоэмоционального самоконтроля и активной творческо-исполнительской деятельности, и отсутствием научно обоснованного инструментария по формированию релаксационных умений у студентов творческих специальностей, что обуславливает актуальность темы исследования. Обозначенное противоречие порождает научную проблему данного исследования. В теоретическом плане это проблема создания модели формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей. В практическом плане — проблема определения дидактических условий, соблюдение которых позволяет формировать релаксационные умения у будущего специалиста.

Исходя из проблемы, мы сформулировали тему диссертационного исследования: «Дидактические условия формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей».

Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки будущих специалистов в области культуры и искусства.

Предмет исследования — дидактические условия формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей.

Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить дидактические условия формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей в процессе обучения в высшем учебном заведении.

Гипотеза исследования. Релаксационные умения студентов творческих специальностей должны рассматриваться как составная часть общей готовности студента к творческо-исполнительской деятельности. В рамках профессиональной подготовки в вузе происходит не только формирование комплекса знаний, умений, навыков студентов, но и их личностное и общекультурное развитие. Формирование релаксационных умений у студентов осуществляется при личностно-ориентированном, психологически комфортном характере обучения. Данный процесс становится успешным, если:

— обоснование содержания понятия «релаксационные умения студентов творческих специальностей» становится основой для разработки содержания процесса их формирования;

— разработана и реализована модель формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей;

— выявлены подходы к формированию релаксационных умений у студентов и принципы такого формирования;

— определены направления деятельности преподавателя по формированию релаксационных умений у будущих специалистов, реализация которых обеспечивается с помощью использования дидактических условий в учебной деятельности.

Задачи исследования:

1. Раскрыть научное представление о содержании понятия «релаксационные умения студентов творческих специальностей».

2. Определить подходы к формированию релаксационных умений у студентов творческих специальностей.

3. Разработать модель формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей в процессе обучения в вузе.

4. Теоретически обосновать и экспериментально проверить дидактические условия, обеспечивающие формирование релаксационных умений у студентов творческих специальностей.

Методологической основой исследования являются концептуальные положения философии, физиологии, психологии и педагогики, раскрывающие природу релаксациисовременные теории, исследующие проблему психоэмоциональной саморегуляции.

Источниками исследования являются фундаментальные положения:

— о единстве личности и деятельности, теории общения (К.А. Абуль-ханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, A.A. Бодалев, Б. С. Братусь, Л. П. Буев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, A.B. Петровский, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. А. Ядов и др.);

— о творческом и духовном потенциале личности, оптимизации профессиональной деятельности (Д.Б. Богоявленская, A.B. Брушлинский, A.A. Деркач, Н. И. Калаков, Е. А. Климов, Э. А. Манущин, A.M. Матюшкин, Н. Д. Никандров, А. И. Подольский, Я. А. Пономарев, A.A. Реан, И. Н. Семенов,.

A.П. Ситников, В. В. Столин, O.K. Тихомиров, И. В. Юстус и др.). Существенное значение в концептуальном плане имеют современные подходы к проблемам гуманизации и гуманитаризации образования (А.Г. Асмолов, В. П. Бездухов, М. Н. Берулава, Е. В. Бондаревская, М.В. Бугуслав-ский, A.B. Кирьякова, Ю. Н. Кулюткин, Ю. В. Сенько, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, Г. С. Сухобская, E.H. Шиянов, И. С. Якиманская и др.) — к проблемам педагогики и психологии искусства (Б.Г. Ананьев, Р. Арнхейм, Л.А. Ба-ренбойм, С. Н. Бирюков, Ф. М. Блуменфельд, Л. С. Выготский, П. М. Ершов,.

B.В. Медушевский, A.A. Мелик-Пашаев, B.C. Ротенберг, Б. М. Рунин, К. С. Станиславский, Г. А. Товстоногов и др.) — к проблемам исследования релаксационных процессов (A.B. Алексеев, Г. Бенсон, Ж. Джекобсон, К. В. Динейка, X. Линдеман, B.C. Лобзин, А. Лоуэн, Е. А. Умрюхин, И. Г. Шульц, Э. Якобсон и др.) — к проблемам использования основ релаксопедии и педагогики индивидуальности в обучении (О.С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк, A.C. Новоселова, Н. В. Самоукина, Г. Н. Сытин, И. Е. Шварц и др.).

Исследование базируется на концепции формирования личности специалиста (С.И. Архангельский, Н. Ш. Валеева, Э. А. Гришин, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, A.B. Мудрик, И. П. Подласый, В. А. Сластенин, JI.B. Спирин, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова, Н. Б. Шмелева, А. И. Щербаков и др.).

Психолого-педагогические основания исследования составили: принципы личностно-ориентированного подхода в образовании (Э.Г. Азимов, В. И. Андреев, Л. П. Буев, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин,.

B.И. Слободчиков, А. Н. Щукин и др.), психотерапевтического подхода (Д.В. Александрович, С. С. Белкин, А. Б. Добрович, Н. В. Жутикова, А. Е Личко,.

C.Н. Митин, М. Раттер, К. Роджерс и др.) — физиологического подхода (A.A. Андрущакевич, H.A. Бернштейн, И. П. Павлов, М. Франкенхойзер и др.), ак-меодраматического подхода (И.В. Юстус).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялся комплекс методов, адекватных предмету исследования: теоретические (анализ психологической, педагогической литературы, изучение нормативной документации) — диагностические (анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение, метод анализа продуктов учебной деятельности студентов) — педагогический экспериментметоды математической обработки экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальная база исследования. Работа выполнялась на базе факультета культуры и искусства Ульяновского государственного университета. Исследованием было охвачено 90 студентов.

Исследование проводилось с 2007 г. по 2011 г. в три этапа.

Первый этап (2007;2008 уч. г.). Изучалась психолого-педагогическая, философская, социологическая и искусствоведческая литература по проблеме саморегуляции личностианализировались нормативные и программные документы федерального и местного значенияизучался и анализировался опыт работы по проблемам профессионального образования творческих специальностей в различных учебных заведениях Ульяновска и других городов России. Проведенный анализ научной литературы и исследований, тематически близких нашему, позволил обосновать исходные позиции, определить проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать задачи. Результатом этого этапа явились формулировка гипотезы, выбор методологии и методов исследования, обоснование его программы, разработка методики проведения констатирующего эксперимента.

Второй этап (2009;2010 уч. г.). В ходе проведения опытно-эксперимен-тальной работы проверялась гипотеза исследования, конкретизировались методы, уточнялись дидактические условия формирования релаксационных умений у будущего специалиста, апробировалась модель формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей, анализировались полученные данные.

Третий этап (2010;2011 уч. г.). В результате теоретического осмысления, систематизации и обобщения полученных данных осуществлялась их научная интерпретация, оформлялись результаты исследования, уточнялись теоретические выводы.

Научная новизна результатов исследования:

— раскрыто научное представление о содержании понятия «релаксационные умения студентов творческих специальностей» (релаксационные умения студентов творческих специальностей — это освоенные субъектом способы самоосвобождения от избыточного психомышечного напряжения, влияющего на эмоциональные состояния, на основе усвоенных знаний о релаксации и приобретенных навыков);

— определены подходы к формированию релаксационных умений у студентов творческих специальностей (личностно-ориентированный и физиологический подходы обеспечивают формирование индивидуального способа применения методов и приемов релаксации, помогающих снять психомышечное напряжениепсихотерапевтический и акмеодраматический подходы обеспечивают формирование умений верно оценивать собственное психофизическое состояние);

— разработана и реализована модель процесса формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей, которая отражает стратегию действий преподавателя, актуализирующего индивидуальный релаксационный опыт будущего специалиста и его потребность в релаксационных умениях (модель включает целевой блок (формирование релаксационных умений у студентов творческих специальностей), процессуальный (основные подходы, принципы, дидактические условия) — содержательный (основные направления содержания учебных спецкурсов и программ специальных дисциплин, методы и формы обучения и этапы формирования) — критериальный (основные показатели и уровни сформированности релаксационных умений) и результативный в их единстве и взаимосвязи);

— определены дидактические условия, соблюдение которых позволяет формировать релаксационные умения у студентов творческих специальностей (направленность содержания учебных дисциплин специального цикла на формирование релаксационных умений у студентовиспользование определенных методов, форм и средств обучения, формирующих у будущих специалистов систему знаний о релаксации и обеспечивающих овладение совокупностью релаксационных уменийсоздание благоприятной психоэмоциональной средыпоэтапная диагностика уровней сформированности релаксационных умений).

Теоретическая значимость результатов исследования определяется тем, что в нем обоснована роль релаксационных умений в профессиональной подготовке будущих специалистов. Результаты исследования позволяют шире взглянуть на возможности развивающего обучения в вузе. Раскрытие содержания понятия «релаксационные умения студентов творческих специальностей» составит основу для новых представлений об учебных умениях будущего специалиста. Разработанная модель формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей позволяет дополнить научные представления о содержательных и процессуальных аспектах педагогической деятельности преподавателя по формированию учебных умений.

Изложенные в исследовании подходы направлены против стереотипного представления о регламентированности и заданности учебного процесса, раскрывают потенциал обучения через получение релаксационного опыта, практической деятельности. Данная научная работа в контексте личностно-ориентированного подхода к обучению углубляет понимание роли педагога, его индивидуальности и творческого потенциала как основы для саморазвития студентов. Обоснование сущности и содержания процесса формирования релаксационных умений у студентов составит основу для широких теоретических представлений о содержательных и процессуальных подходах подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности в аспекте осознания ими механизмов снятия психомышечного напряжения, способствует разработке вопросов личностно-ориентированного содержания профессиональной подготовки будущего специалиста в области культуры и искусства. Проведенное исследование способствует развитию категориального аппарата педагогической науки: обоснована необходимость и целесообразность построения понятия «релаксационные умения студентов творческих специальностей» и раскрыто его содержание.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что его результаты способствуют совершенствованию педагогической деятельности в аспекте развития профессиональных умений у будущего специалиста. Разработка и реализация содержания профессиональной подготовки в вузе через личностно-ориентированные технологии являются фактором обновления содержания образования и гуманизации образования. Методические рекомендации и выводы исследования могут быть использованы в практике школьного обучения, среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного образования, а также при повышении квалификации и при профессиональной переподготовке специалистов. Разработанные и апробированные релаксационные упражнения и задания спецкурса «Техника релаксации», являются реальной предпосылкой обновления содержания профессионального образования.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечена соответствием методологии исследования поставленной проблеме и современному состоянию педагогической наукиполнотой рассмотрения объекта исследования на теоретическом и практическом уровнеприменением комплекса методов изучениядлительностью и возможностью воспроизведения экспериментальной работы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Формирование релаксационных умений является составной частью профессиональной подготовки будущего специалиста в области культуры и искусства. Релаксационные умения студентов творческих специальностей рассматриваются как освоенные субъектом способы самоосвобождения от избыточного психомышечного напряжения, влияющего на эмоциональные состояния, на основе усвоенных знаний о релаксации и приобретенных навыков. Определены следующие релаксационные умения: умение рассчитывать и обдуманно распределять свои психофизические нагрузкииспользовать методы и приемы релаксации, помогающие снять психомышечное напряжениеснимать напряжение в условиях стрессовых ситуацийконтролировать эмоциональное состояниепереносить регулярные эмоциональные перегрузки. Формирование релаксационных умений у студентов творческих специальностей выступает как процесс, включающий в себя несколько направлений: психофизическая тренировка, саморегуляция, мышечная, дыхательная и эмоциональная гимнастики. Данный процесс позволяет способствовать: осознанию своего человеческого и профессионального предназначенияопределению требований, предъявляемых к творческо-исполнительской деятельностиознакомлению с методами релаксации в условиях постоянного нервно-психического напряжениянахождению творческих ощущений самоосвобождения, превращая их в необходимые навыки.

2. Процесс формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей обеспечивается реализацией личностно-ориентирован-ного, психотерапевтического, акмеодраматического и физиологического подходов. Личностно-ориентированный подход позволяет реализовать в процессе формирования релаксационных умений, следующие принципы: самоактуализации, индивидуальности, субъектности, права выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки. Психотерапевтический подход позволяет реализовать принцип ценностного отношения к своему здоровью, а также способствует развитию способности быть собой в процессе обучениястремлению к профессиональному ростусозданию элементарных представлений о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического (душевного). Сущность акмеодрама-тического подхода заключается в том, что овладение профессиональной культурой действий позволяет будущему специалисту органично, целесообразно, продуктивно действовать и верно оценивать свое психофизическое самочувствие и партнера по общению. Действия помогают развитию мышечной свободы, внимания, воображения, внутреннего видения и внутреннего текста, эмоциональной памяти, внутреннего темпо-ритма, интуиции, способности к отождествлению, когда они объединены в одном волевом усилии, направленном на то, чтобы добиться поставленной цели. Физиологический подход позволяет на основе глубокого теоретического и эмпирического анализа естественных движений человека с использованием разработанных методов их регистрации, понимать целевую детерминацию человеческого поведения, механизмы формирования двигательных навыков, уровни построения движений.

3. Стратегию деятельности преподавателя по формированию релаксационных умений у студентов творческих специальностей представляет разработанная модель данного процесса. Модель включает в себя следующие компоненты: цель (формирование релаксационных умений у студентов творческих специальностей) — подходы (личностно-ориентированный, психотерапевтический, акмеодраматический, физиологический), принципы (поэтапности, релаксационной направленности, диалогичности) — содержание (спецкурс «Техника релаксации», дисциплина «Вокальный ансамбль»,.

Практика работы с хором", «Дирижирование»,) — методы обучения (учебного диалога, учебной дискуссии, игровые) — формы обучения (лекции, практические занятия, релаксационный тренинг, самостоятельная работа) — средства обучения (релаксационные упражнения и задания, аудио-видеосредства, научно-методические материалы) — дидактические условия формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностейпоказатели и уровни сформированности релаксационных умений у студентов творческих специальностей.

4. Обоснование содержания процесса формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей должно быть осуществлено в особом методологическом ракурсе — сквозь призму понятий «релаксация», «умения». Источником такого содержания являются знания о релаксации, о ее методах, имеющих теоретический смысл, и особенности умений, имеющих практический смысл. Деятельность преподавателя по формированию релаксационных умений у студентов творческих специальностей становится эффективной тогда, когда осуществляется направленность содержания учебных дисциплин специального цикла на формирование релаксационных умений у студентов, которая позволяет создать программы комплексной саморегуляции, снизить уровень напряженности и восстановить нарушенный стрессом организм студентакогда используются различные методы, формы и средства обучения, формирующие у будущих специалистов систему знаний о релаксации и обеспечивающие овладение совокупностью релаксационных умений через систему определенных заданий и упражненийкогда организация общения осуществляется через создание для этого благоприятной психоэмоциональной средыкогда осуществляется поэтапная диагностика уровней сформированности релаксационных умений.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты, полученные в ходе исследования, докладывались и обсуждались на научных семинарах кафедры хорового дирижирования и вокала факультета культуры и искусства Ульяновского государственного университета, а также осуществлялись посредством участия в научно-практических конференциях международного, всероссийского, зонального, республиканского, межвузовского уровней. Основные результаты исследования были обсуждены и одобрены на Международной научно-практической конференции «Роль звуковой среды в формировании ментальности молодежи» (г. Липецк, 2008 г.), на III Всероссийской научно-практической конференции «Человек, культура, образование» (г. Ульяновск, 2008, 2009 гг.), на региональных научно-практических конференциях «Истоки, развитие и перспективы хорового искусства» (г. Ульяновск, 2008 г.), «Формирование педагогической культуры молодого специалиста» (г. Ульяновск, 2008 г.), г. Москва (2010, 2011гг.), г. Тамбов (2011г.). Основные результаты диссертации опубликованы в 9 научных работах, в том числе 3 — из списка изданий, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертационной работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 248 наименований, из них 5 наименований на иностранном языке, 3 приложения. Общий объем диссертации составляет 261 страница, из них 197 страниц основного текста, 64 страницы приложения. Работа содержит 2 рисунка, 46 диаграмм.

Выводы.

1. В данной главе обоснованы критерии и показатели уровней сформированное&tradeрелаксационных умений у студентов творческих специальностей. Сформированность релаксационных умений оценивалась по трехуровневой шкале: оптимальной, средней, начальной.

2. Установлено, что соблюдение определенных дидактических условий способствует успешности реализации поставленной перед нами цели. В качестве дидактических условий выступают направленность содержания учебных дисциплин специального цикла на формирование релаксационных умений у студентовиспользование различных методов, форм и средств обучения, формирующих у будущих специалистов систему знаний о релаксации и обеспечивающих овладение совокупностью релаксационных уменийсоздание для этого благоприятной психоэмоциональной средыпоэтапная диагностика уровня сформированности релаксационных умений у будущего специалиста.

3. Установлено, что развитие у студентов релаксационных умений достигается за счет обогащения теоретическими знаниями и формирования умений практических.

4. Исследованием установлено, что в экспериментальной группе произошли изменения по всем показателям. В контрольной группе изменения изучаемых нами характеристик в основном носят случайный характер, и единственный показатель, который изменился, — это активностьна констатирующем этапе эксперимента она была очень низкой, и изменения были закономерны. Расхождения между результативными показателями у респондентов экспериментальной группы и выпускников контрольной группы свидетельствуют о том, что первым в большей степени присуще более адекватное отношение к себе и к саморегуляции, и это дает нам основание утверждать о сформированности у студентов творческих специальностей релаксационных умений.

Заключение

.

Анализ психолого — педагогической литературы позволил сделать вывод, что несмотря на разностороннее теоретическое освещение вопросов обучения, воспитания и развития личности студента в системе высшего профессионального образования, накопленный опыт их практического решения, нарождающиеся тенденции в развитии общества, науки и образования еще более актуализировали данную проблему и потребовали глубокого переосмысления ее с точки зрения развития личности студента, готовой к творческо-исполнительской деятельности. Любая деятельность, связанная с творчеством надежно функционирует лишь при наличии соответствующего ей профессионала, в котором, на наш взгляд, органично сочетаются высокий профессионализм, социальная зрелость и исполнительское начало, составляющей которого является способность к саморегуляции. Способность студента к релаксации как составной части его готовности к творческо-исполнительской деятельности возможна через реализацию принципов гуманизации и индивидуализации обучения и переноса акцента обучения со знаниево-ориентированного на личностно-ориентированное.

В ходе исследовательских поисков нами сделан вывод, что формирование релаксационных умений у студентов является одним из условий решения проблемы их готовности к творческо-исполнительской деятельности, поскольку от современного специалиста требуется способность к саморегуляции.

Нами было раскрыто научное представление о содержании понятия «релаксационные умения студентов творческих специальностей» — это освоенные субъектом способы самоосвобождения от избыточного психомышечного напряжения, влияющего на его эмоциональные состояния, на основе усвоенных знаний о релаксации и приобретенных навыков.

Выделены следующие релаксационные умения: рассчитывать и обдуманно распределять свои психофизические нагрузкипереносить регулярные эмоциональные перегрузкииспользовать методы и приемы релаксации, помогающие снять психомышечные зажимы, снимать напряжение в условиях стрессовых ситуаций, контролировать эмоциональное состояние.

Выявлено что будущий специалист, связанный с творческо-исполнительской деятельностью для обеспечения высокого уровня активной деятельности должен владеть методами релаксации (мышечная релаксациядостигается сменой напряжения и расслабления мышц, является гимнастикой вегетативных центров нервной системы, способствует более быстрому восстановлению истраченной энергииправильное диафрагмальное дыхание.

— помогает достичь глубокого расслабления, легче всего выполнять в положении лежа, является гимнастикой вегетативных центров нервной системы, способствует более быстрому восстановлению истраченной энергииаутогенная тренировка — метод управления собственным состоянием, состоящий из двух частей: расслабления и самовнушения на фоне релаксациипсихофизическая тренировка — метод самовоздействия на организм при помощи смены мышечного тонуса, регулируемого дыхания и образного представленияпсихофизический настрой — организация сеансов самовнушения, успокаивающее воздействие музыкального сопровождениямассаж, самомассаж.

— в сочетании со сменой напряжения и расслабления мышц воздействует на мышечный тонусароматерапия — помогающая восстановить и укрепить внутренние защитные силы организмазвукотерапия — звуковые сигналы, благотворно влияющие на организм).

В процессе исследования были обоснованы критерий, показатели и уровни сформированности релаксационных умений студентов творческих специальностей. Специально подобранные методики позволили выявить уровни показателей сформированности релаксационных умений.

Обосновано, что методологической основой решения проблемы формирования релаксационных умений будущего специалиста являются личност-но-ориентированный, акмеодраматический, психотерапевтический и физиологический подходы.

Одним из центральных вопросов исследования была проблема обоснования модели формирования релаксационных умений будущих специалистов. Данная модель представлена нами в виде блочной системы. Первый блок целевой, обосновывает потребность общества в личности специалиста, способного к релаксации. Второй блок — процессуальный — целью которого является обоснование основных подходов, принципов, дидактических условий взаимодействия педагога и студента. Третий блок — содержательныйвыделяет основные направления содержания учебных спецкурсов и программ специальных дисциплин. В четвертом блоке — критериальном — нами выделены уровни показателей сформированности релаксационных умений студентов.

Согласно модели нашего исследования основной целью формирующего эксперимента стало обоснование возможности формирования релаксационных умений студентов в учебной деятельности среднего профессионального образования. В ходе обучения студенты были вовлечены в такие формы учебной работы, которые были призваны формировать их релаксационные умения.

Для реализации модели формирования релаксационных умений студентов необходимо использовать дидактические условия, к числу которых относятся: направленность содержания учебных дисциплин специального цикла на формирование релаксационных умений студентовиспользование различных методов, форм и средств обучения, формирующих у будущих специалистов систему знаний о релаксации и обеспечивающих овладение совокупностью релаксационных уменийсоздание для этого благоприятной психоэмоциональной среды, поэтапная диагностика уровня сформированности релаксационных умений будущего специалиста.

Итоговый этап эксперимента наглядно продемонстрировал, что произошла положительная динамика развития всех диагностируемых критериев сформированности релаксационных умений.

Выполненное нами исследование проблемы формирования релаксационных умений студентов творческих специальностей вносит определенный вклад в решение задач гуманизации, индивидуализации и творческой направленности профессионального образования. Мы осознаем, что не все поставленные нами задачи решены в равной мере глубоко и основательно. Вместе с тем исследование выявляет ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено, в частности, исследование формирования релаксационных умений у будущих специалистов разного профиля.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека Текст. / Л. М. Аболин. Казань: КГУ, 1987. — 262 с.
  2. , Л. М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения Текст. / Л. М. Оболин // Вопросы психологии. 1989. — № 4. — С. 141−148. — ISSN 0042−8841.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Социальное мышление личности Текст.: проблемы и стратегии исследования / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. 1994. — Т. 12, № 4. — С. 39−55. — ISSN 0205−9592.
  4. , Ю. П. Чувство, техника, мастерство Текст. / Ю. П. Азаров. М.: Знание, 1962. — 32 с.
  5. , Ф. Психосоматическая медицина: принципы и практическое применение Текст. / Ф. Александер. М.: Эксмо-Пресс, 2002. — 351 с. — ISBN 5−04−9 099−4.
  6. , Ф. Психосоматический подход в медицине Текст. / Ф. Александер, Ш. Селесник // Психосоматика: взаимосвязь психики и здоровья / сост. К. В. Сельченок. М. — Минск: ACT: Харвест, 1999. — С. 129−151.
  7. , А. Психотерапия Текст.: учеб. пособие / А. Александров. -СПб.: Питер, 2001. 480 с.
  8. , А. В. Психомышечная тренировка: метод психической саморегуляции Текст. / А. В. Алексеев. М.: Просвещение, 1979. — 27 с.
  9. , X. М. Защита от стресса Текст.: как сохранить и реализовать себя в современных условиях / X. М. Алиев. М.- Тверь: Полина: Мартин, 1996. -239 с.-ISBN 5−88 105−028−2.
  10. , Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей Текст. / Н. А. Аминов // Вопросы психологии, — 1988.-№ 5.-С. 13−17.-ISSN 0042−8841.
  11. , Ш. А. Гуманная педагогика: актуальные вопросы воспитания и развития личности Текст. В 2-х кн. Кн. 1 / Ш. А. Амонашвили. М.: Амрита-Русь, 2010. — 286 с. — ISBN 978−5-413−94−6.
  12. , Н. П. Психологический климат в коллективе Текст. / Н. П. Аникеева. М.: Просвещение, 1989. — 224 с. — ISBN 5−09−1 063−3.
  13. , П. К. Очерки по физиологии функциональных систем Текст. / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1975. — 448 с.
  14. , А. Театр и его двойник: с прил. текста «Театр Серафима» / А. Ар-то- пер. с франц., коммент. С. А. Исаева. М.: Мартис, 1993. — 199 с. — ISBN 5−7248−0010−1.
  15. , А. Г. Личность как предмет психологического исследования Текст. / А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1984. — 104 с.
  16. , А. Г. Психология индивидуальности Текст.: учеб.-метод, пособие / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 96 с.
  17. , А. Г. Психология личности Текст.: учебник / А. Г. Асмолов. -М.: Изд-во МГУ, 1990 367 с. — ISBN 5−211−221−0.
  18. , В. М. Навыки контроля тревоги у подростков Текст. / В. М. Астапов // Прикладная психология. 2001. — № 1. — С. 41−52.
  19. , И.А. Оптимизация психофизиологического состояния студентов вузов посредством направленной релаксации Текст.: Дис.. канд. биолог, наук / И. А. Батракова. Волгоград, 2004. — 135 с.
  20. , С. В. Научись отдыхать. Техники релаксации, которые всегда работают Текст. / С. В. Баранова. Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 157 с.
  21. , В. Ю. Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника: обобщение и сравнительный анализ существующих подходов Текст. / В. Ю.
  22. Баскаков // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М.: 67 Философское общество СССР, 1993. — С. 54−61. — ISBN 5−201−2 902−7.
  23. , Э. Трансакционный анализ и психотерапия Текст. / Э. Берн. -СПб.: Братство, 1992. 223 с. — ISBN 5−87 918−009−3.
  24. , Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности Текст. / Н. А. Бернштейн. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  25. Бим, И. Л. Личностно-ориентированный подход основная стратегия обновления школы Текст. / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. — 2002.- № 2. С. 11−15. — ISSN 0130−6073.
  26. , О. А. Процесс музыкальной психотерапии : систематизация и описание основных форм работы Текст. / О. А. Блинов // Психологический журнал. 1998. — Т. 19, № 3. — С. 13−14. — ISSN 0205−9592.
  27. , Д. Б. Психология творческих способностей Текст. / Д. Б. Богоявленская. М.: Академия, 2002. — 317 с. — ISBN 5−7695−0888−4.
  28. , В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление Текст. / В. А. Бодров. М.: ПЕР СЭ, 2006. — 527 с. — ISBN 5−2992−0146−3.
  29. , В. А. Психология профессиональной пригодности Текст. / В. А. Бодров. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511 с. — ISBN 5−9292−0048−3.
  30. , В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других Текст. / В. В. Бойко. М.: Филинъ, 1996. — 470 с. — ISBN 5−900 855−60−0
  31. , О. В. Охрана психического здоровья Текст.: учеб. пособие / О. В. Бойко. М.: Академия, 2004. — 266 с. — ISBN 5−7695−1726−3.
  32. , В. Ю. Психотренинг Текст. Социодинамика. Упражнения. Игры / В. Ю. Большаков. СПб.: Соц.-психол. Центр, 1993. — 380 с. — ISBN 589 121−003−7.
  33. , Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1996. — № 4. — С. 2936. — ISSN 0869−561Х.
  34. , В. И. Внутренние рассветы: техника психического равновесия (психофизическая тренировка на каждый день) Текст. / В. И. Бородкин. -Минск: Л. А. Филимонова, 2002. 288 с. — ISBN 9−856−396−050.
  35. , Л. Л. Психология музыкальной деятельности Текст. / Л. Л. Бочкарев. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. — 351 с. — ISBN 5−201−2 252−9.
  36. , Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения Текст. / Г. М. Бреслав. М.: Педагогика, 1990. — 140 с. — ISBN 5−7155−0213−6.
  37. , И. П. Использование опросников-шкал для оценки эффективности помощи при посттравматическом стрессовом состоянии Текст. / И. П. Брязгунов, А. Н. Михайлов // Психологическое обозрение. 1997. — № 2. — С. 65−72.
  38. , Л. П. Человек: деятельность и общение Текст. / Л. П. Буева. М.: Мысль, 1978. -216 с.
  39. , О. С. Педагогический артистизм Текст.: учеб. пособие / О. С. Булатова. М.: Академия, 2001. — 239 с. — ISBN 5−7695−0805−1.
  40. , А. Ф. Психодиагностика личности Текст. / А. Ф. Бурлачук. -Киев: Здоровье, 1989J. 165 с.
  41. , Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике Текст. / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб.: Питер Ком, 1999. — 519 с. — ISBN 5−88 782 336−4.
  42. , В. H. Здоровье и стресс Текст. / В. Н. Васильев. М.: Знание, 1991. — 158 с. — ISBN 5−07−681−9.
  43. , Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций Текст. / Ф. Е. Василюк M.: Из-во МГУ, 1984.-200 с.
  44. , И. В. Окна в мир тренинга: методологические основы субъектного подхода к групповой работе Текст.: учеб. пособие / И. В. Вачков, С. Д. Дерябо. СПб.: Речь, 2004. — 272 с. — ISBN 5−9268−0284−9.
  45. , А. Б. Театральная педагогика в работе учителя, классного руководителя Текст.: учеб. пособие / А. Б. Вескер. М.: Народный учитель, 2000. — 42 с. — ISBN 5−7017−0353−3.
  46. , Г. Психология артистической деятельности: таланты и поклонники Текст. / Г. Вильсон. М.: Когито-Центр, 2001. — 383 с. — ISBN 5−89 353 031−4.
  47. , М. А. Подготовка учителя к творческой педагогической деятельности Текст. / М. А. Вислогузова. М.: Прометей, 1993. — 71 с.
  48. , С. М. Профессиональное образование. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика Текст.: словарь / С. М. Вишнякова. М.: НМЦСПО, 1999.-538 с.
  49. , H. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика Текст. / H. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. СПб.: Питер, 2005. — 336 с. — ISBN 5−469−289−6.
  50. , С. Выразительный человек: сценическое воспитание жеста Текст. / С. Волконский. СПб.: Аполлон, 1913. — 222 с.
  51. , Л. С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с. — ISBN 5−7155−0747−2.
  52. , Л. С. Психология искусства Текст. / Л. С. Выготский. М.: Искусство, 1986. — 753 с.
  53. , Б. А. Управление психологическим стрессом в спортивных соревнованиях Текст. / Б. А. Вяткин. М.: Физкультура и спорт, 1981. — 112с.
  54. , Г. Ш. Самоуправление психическим состоянием Текст.: учеб. пособие / Г. Ш. Габдреева. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1981. — 63 с.
  55. , Г. А. Формирование артистизма личности будущего учителя музыки Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. А. Гарипова. Казань, 2002. — 28 с.
  56. , Р. Прощай, стресс! Текст.: лучшие техники релаксации / Р. Гейссельхарт, К. Хофманн-Буркарт. М.: ОМЕГА-Л, 2006. — 118 с. — ISBN 5−98 119−833−8.
  57. , Л. Я. Психология эмоциональных отношений Текст. / Л. Я. Гоз-ман. М.: МГУ, 1987. — 176 с.
  58. , Н. Б. Сольное пение : секреты вокального мастерства: метод. пособие Текст. / Н. Б. Гонтаренко. 2-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 156 с. — ISBN 978−5-222−11 715−6.
  59. , Е. П. Рекомендации по проведению дыхательных функциональных проб и дыхательной тренировки Текст.: учеб.-метод. пособие / Е. П. Гора. -М.: Прометей, 1993. 20 с.
  60. , В. В. Психофизиологические показатели, прогнозирующие успешность лётного обучения Текст. / В. В. Горбунов // Физиология человека. 1999. — № 2. — С. 81−85. — ISSN 0131−1646.
  61. , Г. Д. Психопедагогика спорта Текст.: учеб. пособие / Г. Д. Горбунов. М.: Советский спорт, 2006. — 294 с. — ISBN 5−9718−0103−1.
  62. , Л. В. Тренинг внутренней свободы: актуализация творческого потенциала Текст. / Л. В. Грачева. СПб.: Речь, 2003. — 60 с. — ISBN 5−92 680 202−4.
  63. , В. В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе Текст. / В. В. Гришин, П. В. Лушин. Сыктывкар, 1991. — 91 с.
  64. , Н. В. Помогающие отношения Текст. / Н. В. Гришина // Психологические проблемы саморегуляции личности. СПб., 1997. — С. 143 156.
  65. , Н. Н. Психофизиология Текст.: учебник / Н. Н. Данилова. -М.: Аспект-Пресс, 1998. 373 с. — ISBN 5−7567−0220−2.
  66. , К. В. 10 уроков психофизической тренировки Текст. / К. В. Динейка. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 63 с.
  67. , К. В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка Текст. / К. В. Динейка. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 64 с.
  68. , JI. Эмоции в искусстве Текст.: теоретические подходы и эмпирические исследования / JI. Дорфман. М.: Смысл, 1997. — 424 с. — ISBN 589 357−010−3.
  69. , М. Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней Текст.: монография / М. Е. Дуранов. Челябинск: ЧГАКИ, 2002. — 276 с.
  70. , О. В. Практика психологического тренинга Текст. / О. В. Ев-тихов. СПб.: Речь, 2005. — 254 с. — ISBN 5−9268−0248−2.
  71. , А. Ф. Вещи в теле Текст.: психотерапевтический метод работы с ощущениями / А. Ф. Ермошин. М.: Класс, 1999. — 318 с. — ISBN 586 375−120−7.
  72. , П. М. Сочинения. В 3-х т. Т. 1. Технология актерского искусства Текст. / П. М. Ершов. М.: Горбунок, 1992. — 287 с. — ISBN 5−88 296−002−9.
  73. , В. И. Общая педагогика Текст.: учеб. пособие / В. И. За-гвязинский, И. Н. Емельянова. М.: Высшая школа, 2008. — 391 с. — ISBN 978−5-06−4 232−0.
  74. , И. В. Саморегуляция психической устойчивости учителя Текст. / И. В. Зборовская // Прикладная психология. 2001. — № 6. — С. 5565.
  75. , Э. Ф. Психология профессионального образования Текст.: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. 2-е изд., перераб. — М.: Изд-во Моск. психолог.-соц. ин-та- Воронеж: МОДЭК, 2003. — 480 с. — ISBN 5−89 502−341-Х.
  76. , И. А. Психология обучения неродному языку Текст. / И. А. Зимняя. М.: Рус. яз., 1989. — 221 с. — ISBN 5−200−793−3.
  77. , В. А. Психологические механизмы волевой регуляции Текст.: учеб. пособие / В. А. Иванников. М.: Изд-во УРАО, 1998. — 142 с. -ISBN 5−204−148−4.
  78. , Ю. М. Йога и психотренинг Текст.: путь к физическому совершенству и космическому сознанию / Ю. М. Иванов. М.: ЛЕСИНВЕСТ, 1991.-288 с.
  79. , К. Психология эмоций Текст. / К. Изард. СПб.: Питер, 1999. -464 с. — ISBN 5−314−67−9.
  80. , Н. В. Шанкара и индийская философия Текст. / Н. В. Исаева- АН СССР, Ин-т востоковедения. М.: Наука, 1991. — 199 с. -ISBN 5−02−16 897−1.
  81. , В.М. Психическая саморегуляция Текст. / В. М. Кандыба. -СПб.: Лань, 2001.-448 с. ISBN 5−8114−0419−0.
  82. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество Текст. / В. А. Кан-Калик. -М.: Педагогика, 1990. 140 с. — ISBN 5−7155−0293−4.
  83. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении Текст.: кн. для учителя / В. А. Кан Калик. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  84. , В. И. Как жить в условиях стресса Текст. / В. Н. Карандашев- Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.- Вологда: Русь. -112 с. — ISBN 5−87 822−023−7.
  85. Д. Как перестать беспокоиться и начать жить Текст.: пер. с англ. / Д. Карнеги — общ. ред. и предисл. В. П. Зинченко, Ю. М. Жукова. М.: Прогресс: СП «Лексика», 1990. — 234 с. — ISBN 5−7235−0012−0.
  86. , Т. Н. Методы саморегуляции функциональных состояний личности Текст. / Т. Н. Карякина, О. В. Голубь // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. 2006. — № 5. — С. 71−73.
  87. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса Текст. / Л. А. Китаев-Смык. -М.: Наука, 1983. 368 с.
  88. , М. Мудрость тела Текст. / М. Кнастер- [пер. с англ. И. Булыгиной и др.]. М.: ЭКСМО, 2002. — 495 с. — (Мир человека). — ISBN 5−4 009 473−6.
  89. , Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.- Ростов н/Д: МарТ, 2005. — 447 с. — (Педагогическое образование). — ISBN 5−241−487−4.
  90. , Л. Движение, ты прекрасно! Текст. / Л. Колесников, Б. Никитюк, Л. Этинген. -М., 1993. 183 с.
  91. , Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии Текст.: психол. диагностика, профилактика и коррекция: [учеб. пособие] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. М.: Питер, 2004. — 480 с.
  92. , О. А. Психическая саморегуляция производственной активности человека Текст. / О. А. Конопкин // Вопросы психологии. -1995.-№ 1.-е. 5−12.-ISSN 0042−8841.
  93. , О. А. Психологические проблемы регуляции деятельности Текст. / О. А. Конопкин. М.: Наука, 1980. — 256 с.
  94. Конституционные аспекты психоэмоциональных стрессов юношеского возраста Текст. / Н. А. Барбаш [и др.] // Физиология человека. 2000. — № 4.- С. 140−142. — ISSN 0131−1646.
  95. , Е. П. Психологическое воздействие искусства Текст. / Е. П. Крупник- Ин-т психологии РАН, Моск. пед. гос. ун-т. М.: Ин-т психологии РАН, 1999. — 235 с. — ISBN 5−201−2 293−6.
  96. , А. С. Профессия «актер» Текст.: о способах саморегуляции эмоциональных состояний / А. С. Кузнецова, О. В. Шипарева // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 2005. — № 1. — С. 50−58. -ISSN 0201−7385.
  97. , А. С. Эффективность релаксационных процедур Текст.: методические рекомендации к проведению спецсеминара на факультете психологии / А. С. Кузнецова, О. И. Тихонов. Самара: СамарГТУ, 1996. -47 с.
  98. , Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст. / Н. В. Кузьмина. М.: Высш. шк., 1990. — 117 с. — ISBN 5−06−2 117−3.
  99. , JI. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики Текст. / Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2004. — 464 с. — ISBN 5−94 723−363−0.
  100. , И. В. Биоэнергетика йоги и танца Текст. / И. В. Курис. М., 1994.-200 с.
  101. , А. Мысленным взором Текст.: образы как средства психотерапии / А. Лазарус — пер. с англ. Е. В. Курдюковой. М.: Класс, 2000. — 143 с. — ISBN 0−89 862−641−2.
  102. , Р. Теория стресса и психофизиологические исследования Текст. / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс: пер с англ. Л.: Медицина, 1970.-С. 178 -207.
  103. , В.Л. Искусство быть собой Текст. / В. Л. Леви. Изд. обновл. -М.: Знание, 1991. — 256 с. — ISBN 5−07−674−6.
  104. , А. Б. Психодиагностика функционального состояния человека Текст. / А. Б. Леонова. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 199 с.
  105. , А. Б. Психопрофилактика стрессов Текст. / А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова. М.: Изд-во МГУ, 1993. — 123 с. — ISBN 5−211−2 634−9.
  106. , А.Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1959. 343 с.
  107. Лечебная физкультура Текст.: новейший справ. / И. В. Милюкова, Т. А. Евдокимова — под общ. ред. Т. А. Евдокимовой. СПб.: Сова- М.: ЭКСМО, 2003. — 860 с. — ISBN 5−699−3 366−1.
  108. Ли, Д. Практика группового тренинга: вербал. и невербал. коммуникации. Совладание со стрессом визуал. поддержка. Оценка результатов тренинга Текст. / Д. Ли- [пер. с англ. А. Маслов]. СПб.: Питер, 2002. — 222 с. — ISBN 5−318−80−0.
  109. , X. Аутогенная тренировка. Путь к восстановлению здоровья и работоспособности Текст. / X. Линдеман. М.: Физкультура и спорт, 1985.- 133 с.
  110. , X. Система психофизического саморегулирования. Когда стресс не приносит горя Текст. / X. Линдеман. М.: РЭНАР, 1992. — 160 с. -ISBN 5−180−1 850−2.
  111. , Е. П. Искусство и здоровье Текст. / Е. П. Лисицын, Ю. П. Жиляева. М., 1974. — 46 с.
  112. , М. Е. Психологический вампиризм Текст.: учебное пособие по конфликтологии / М. Е. Литвак. Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 411 с. -ISBN 978−5-222−11 953−2.
  113. Личностный фактор в развитии интеллектуального потенциала Текст. / Е. Ф. Рыбалко [и др.] // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Ч. 1.-СП6., 1995.-С. 125−134.
  114. , В. С. ^Аутогенная тренировка Текст.: справ, пособие для врачей / В. С. Лобзин, M. М. Решетников. Л.: Медицина: Ленингр. отд., 1986, — 274 с.
  115. , В. С. Теория и практика аутогенной тренировки Текст. / В. С. Лобзин. М.: Медицина, 1980. — 369 с.
  116. , А. Терапия, которая использует язык тела Текст.: (биоэнергетика) / А. Лоуэн. М.: Речь, 2000. — 272 с. — (Психотерапия на практике). — ISBN 5−9268−0001−3.
  117. , А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива Текст. / А. Лутошкин. М.: Педагогика, 1988. — 127 с. — ISBN 5−7155−0041−9.
  118. , А. С. Методика организации воспитательного процесса Текст. / А. С. Макаренко // Избр. пед. соч. В 2-х т. Т. 1. М., 1978. — С. 177−255.
  119. Малкина-Пых, И. Г. Телесная терапия Текст.: справ, практ. психолога / И. Г. Малкина-Пых. М.: Эксмо, 2005. — 750 с. — ISBN 5−69 909 766-Х.
  120. Малкина-Пых, И. Г. Физкультура, которая лечит душу Текст. / И. Г. Малкина-Пых // Лечебная физкультура: новейший справочник / И. В. Милюкова, Т.А. Евдокимова- под общ. ред. Т. А. Евдокимовой. СПб.: Сова- М.: ЭКСМО, 2003. — 467 с. — ISBN 5−699−3 366−1.
  121. , В. JI. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса Текст.: [учеб. пособие] / В. J1. Марищук, В. И. Евдокимов. СПб.: Сентябрь, 2001. — 259 с. — ISBN 5−94 234−007−2.
  122. , А. К. Психология труда учителя Текст.: кн. для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 193 с. — (ПНШ. Психологическая наука-школе). — ISBN 5−09−3 639-Х.
  123. , Р. Телесное осознание. Психофизические упражнения. -София, 2006. 288 с. — ISBN 5−91 250−025-Х
  124. Методики психодиагностики в спорте.: для спец. 03.03 «Физ. культура» [Текст. / В. JI. Марищук [и др.]. 2-е изд., доп. и испр. — М.: Просвещение, 1990. — 256 с. — ISBN 5−09−1 809-Х.
  125. Методические рекомендации для преподавателей и студентов по основам педагогического мастерства к практическим занятиям на I курсе Текст. Полтава, 1987.
  126. Методические рекомендации по самопсихорегуляции в период подготовки студента к концертному выступлению Текст. Казань, 1990.
  127. , Р. П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя Текст. / Р. П. Мильруд // Вопросы психологии. 1987. — № 6. — С. 47−55.-ISSN0042−8841.
  128. , И. Ю. Курс управления стрессом Текст.: [искусство, творчество, богатство] / И. Ю. Митева. М.- Ростов н/Д: МарТ, 2005. — 285 с.- (Серия «Легкая работа с трудным клиентом»). ISBN 5−461−30−4.
  129. , С. Н. Управление педагогическими системами Текст.: психотерапевтический подход / С. Н. Митин- Моск. пед. гос. ун-т- УлГУ. -М.- Ульяновск, 2002. 246 с. — ISBN 5−88 866−117−1.
  130. , Л.М., Эмоциональная гибкость учителя Текст.: психологическое содержание, диагностика, коррекция: учеб.-метод, пособие / Л. М. Митина, Е. С. Асмаковец. М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2001.- 191 с. ISBN 5−89 502−194−8.
  131. , A.K. Психическая саморегуляция Текст. / А. К. Наприенко, К. А. Петров. Киев: Здоров’я, 1995. — 238 с.
  132. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Электронный ресурс. Режим доступа: http ://www. dvgu.ru/umu/ZakRF/doktrin 1 .htm
  133. , В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий Текст. / В. Д. Небылицын. М.: Наука, 1976. -336 с.
  134. , В.П. Всегда в хорошем настроении Текст.: методы психорегуляции / В. П. Некрасов. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 31 с.
  135. , В.В. Экспериментальная психология Текст.: учеб. пособие / В. В. Никандров. СПб.: Речь, 2003 (ГПП Печ. Двор). — 477 с. -(Психология). — ISBN 5−9268−0217−2.
  136. , А. Н. Стресс Текст.: его преодоление и профилактика / А. Н. Николаев. СПб.: О-во Знание, 2005 (ООО Тип. Правда 1906). — 36 с. -ISBN 5−7320−0822−5.
  137. , О.Ф. Информационный аспект проблемы психической саморегуляции Текст. / О. Ф. Обез. Симферополь: Изд-во СГУ, 1993. -27 с.
  138. , А. В. Психологические механизмы музыкального восприятия Текст. / А. В. Орлов // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 2. Д., 1963.-С. 34−35.
  139. , Ю.М. Саногенное мышление Текст. / Ю. М. Орлов. М.: Слайдинг, 2003. — 96 с. — ISBN 5−900 736−27-Х.
  140. Орлова, JI. Relax-йога Текст. / Авт.-сост. Л.Орлова. Мн.: Харвест, 2007. — 96 с. — ISBN 978−985−16−2027−8.
  141. , Л.Р. Групповая психотерапия Текст.: от теории к практике: в 2-х ч. / Л. Р. Ормонт. СПб.: Изд-во РАН, 1998.
  142. , A.K. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности Текст. / А. К. Осницкий. М.: Знание, 1986.-78 с.
  143. Основы педагогического мастерства Текст.: учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И. А. Зязюн [и др.]- под ред. И. А. Зязюна. — М.: Просвещение, 1989. — 302 с. ISBN 5−09−938−4.
  144. Основы педагогического мастерства. Лабораторные занятия. Методические указания Текст. М.- Полтава, 1988.
  145. , И. П. Рефлекс свободы Текст. / И. П. Павлов. СПб.: Питер, 2001. — 424 с. — (Психология-классика). — ISBN 5−318−280−3.
  146. , Э. Исцеляющая сила эмоций Текст. / Э. Падуе- пер. с англ. О. Ю. Мыльниковой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. — 315 с. — ISBN 978−59 524−3630−5.
  147. , В. Г. Эмоции. Мифы. Разум Текст. / В. Г. Панов. М.: Высш. шк, 1992. — 252 с. — ISBN 5−06−2 475-Х.
  148. , Б.Д. Общественное настроение Текст. / Б. Д. Парыгин. -М., 1966.-327 с.
  149. , Н.Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности Текст. / Н. Б. Пасынкова // Психологический журнал. -1993. Т. 14, № 4. — С. 142−146. — ISSN 0205−9592.
  150. , В.Э. Групповой психологический тренинг Текст.: методические материалы для студентов факультета переподготовки кадров / В. Э. Пахальян- Московский ин-т открытого образования. М.: МИОО, 2010. — 48 с. — ISBN 978−5-94 898−348−6.
  151. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.]. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с. — ISBN 5−88 527 171−2.
  152. , В. И. Музыкальная психология Текст.: [учеб. пособие для студентов и преподавателей] / В. И. Петрушин. М.: Акад. Проект, 2006 (Киров: Дом печати — Вятка). — 399 с. — (Gaudeamus: учеб. пособие для вузов). — ISBN 5−8291−0686−8.
  153. , В. И. Музыкальная психотерапия Текст. / В. И. Петрушин — Рос. фонд гуманитар, исслед. М.: Композитор, 1997. — 163 с. -ISBN 5−85 285−168-Х.
  154. , И. П. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. пед. вузов / И. П. Подласый. М.: Просвещение: Владос, 1996. — 631 с. — ISBN 509−7 344−9.
  155. , В. М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / В. М. Подуровский, Н. В. Суслова. М.: ВЛАДОС, 2001. — 318 с. -ISBN 5−691−559−6.
  156. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции Текст. / ред. кол.: А. И. Зеличенко [и др.]. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 160 с.
  157. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других Текст. / сост. Р. Римская, С. Римский. М.: ACT ПРЕСС, 1998. — 376 с.-ISBN 5−7805−0294−3.
  158. Практические занятия по психологии Текст. / сост. Н. Б. Берхин, С. М. Спичак- под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1972. — 167 с.
  159. , А. О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности Текст. / А. О. Прохоров. // Вопросы психологии. 1991. -№ 5.-С. 156−162.
  160. Психогимнастика в тренинге Текст.: каталог / под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь, 2000. — 250 с. — (Психологический тренинг). — ISBN 5−9268−0027−7.
  161. Психологическая подготовка к педагогической деятельности Текст.: практикум / В. Н. Борисов [и др.]. М.: Академия, 2002. — 144 с. — ISBN 57 695−0895−7.
  162. Психологические тесты Текст. / сост. Р. Я. Ахмеджанов. М.: Лист, 1996. — 320 с. — ISBN 5−87 109−021−4.
  163. Психология и педагогика Текст.: учеб. пособие для вузов / сост. и отв. ред. А. А. Радугин- науч. ред. Е. А. Кротков. М.: Центр, 2000. — 256 с. -(Aima mater). — ISBN 5−88 860−054−7.
  164. Психология познавательных процессов Текст.: учеб.-метод, пособие для студентов факультета медицинской психологии / сост.: В. А. Мадорский [и др.]. Самара: СМИ, 1992. — 76 с.
  165. , В. Г. Технология ведения тренинга Текст. / В. Г. Пузиков. -СПб.: Речь, 2005. 223 с. — ISBN 5−9268−0336−5.
  166. , Е. С. Психолого-педагогический словарь Текст. / Е. С. Ра-пацевич. М.: Современное слово, 2006. — 928 с. — ISBN 985−443−573−3.
  167. , Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании Текст.: учеб. пособие / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1996. — 529 с. — ISBN 587 065−045−3.
  168. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст.: пер. с англ. / Карл Р. Роджерс. М.: Прогресс: Универс, 1994. — 480 с. — ISBN 5−01−4 150−2.
  169. , Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях Текст. / Т. И. Ронгинская // Психологический журнал. 2002. — Т. 23, № 3. -С. 85−95.-ISSN 0205−9592.
  170. М. Е. Защита от стресса Текст. / М. Е. Сандомирский. -М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. 336 с.
  171. , JI. В. Социальные технологии в сфере сервиса и туризма Текст.: учеб. пособие для вузов по спец. «Соц.-культ. сервис и туризм» / JI. В. Сафонова. М.: Академия, 2007. — 125 с. — (Высшее профессиональное образование). — ISBN 978−5-7695−3765−3.
  172. , В. Н. Изотон Текст.: (основы теории оздоровительной физической культуры): учеб. пособие для инструкторов оздоровительной физической культуры / В. Н. Селуянов, С. К. Сарсания, Е. Б. Мякинченко. М., 1995. — 33 с.
  173. , Г. Когда стресс не приносит горя Текст. / Г. Селье. М.: Рэнар, 1992.- 160 с.
  174. , Г. Стресс без дистресса Текст. / Г. Селье- пер. с англ. А. Н. Лука, И. С. Хорола — общ. ред. Е. М. Крепса — предисл. Ю. М. Саарма. М.: Прогресс, 1979. — 122 с.
  175. , Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога Текст. / Е. М. Семенова. М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. — 224 с. -ISBN 5−89 939−062-Х.
  176. , O.A. Профилактика эмоционального выгорания на ранних этапах профессионализации учителя Текст.: Дис.. канд. псих, наук -М.: 2006. 180с.
  177. , В.Ф. Личность как предмет философского познания. Философская теория личности и ее психологические и биологические основания / В. Ф. Сержантов, А. Т. Москаленко. Новосибирск: Наука, 1984. — 320 с.
  178. , И.М. Кому и как разрабатывать психологию? Текст. / И. М. Сеченов // И. М. Сеченов. Биография. Главные труды. М.: ДЕАН, 2004. — С. 479−584. — ISBN 5−93 630−385−3.
  179. , И.М. Психология поведения Текст.: избр. психологические труды / И. М. Сеченов. М.: Ин-т практической психологии, 1995. -318с.-ISBN 5−87 224−085−6.
  180. , А. Проблемы мышечной свободы дирижера хора Текст. / А. Сивизьянов. М.: Музыка, 1983. — 55 с.
  181. , Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2004. — 350 с. — ISBN 5−9268−0010−2.
  182. , Е. В. Технологии создания тренинга Текст.: от замысла к результату / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2007. — 328 с. — (Бизнес-технологии XXI века). — ISBN 5−9268−0610−0.
  183. , О. А. Нейропсихология эмоций Текст. / О. А. Сидорова. -М.: Наука, 2001. 147 с. — ISBN 5−02−8 413−1.
  184. , П. В. Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций Текст. / П. В. Симонов. М.: АН СССР, 1962. — 140 с.
  185. , П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций Текст. / П. В. Симонов. М.: Медицина, 1970. — 131 с.
  186. , А. П. Акмеологический тренинг Текст.: теория, методики, психотехнологии / А. П. Ситников. М.: Инфра-М, 1996. — 428 с. — ISBN 586 073−012−3.
  187. , В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки Текст. / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976.- 160 с.
  188. , А. П. Психотерапия, внушение, гипноз / А. П. Слободя-ник. 3-е изд., испр. и доп. — Киев: Здоров’я, 1978. — 480 с.
  189. , М. А. Эмоциональный мир музыки Текст. / М. А. Смирнов. -М, 1990. 126 с.
  190. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования Текст.: от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. М.: Академия, 2001. — 302 с. -ISBN 5−7695−0793−4.
  191. Современный словарь по педагогике Текст. / сост. Е. С. Рапацевич. -Минск: Современное слово, 2001. 928 с. — ISBN 985−443−239−4.
  192. Справочник практического психолога. Психодиагностика Текст.: психодиагностич. методики / под общ. ред. С. Т. Посоховой. М.: ACT- СПб.: Сова, 2005.-671 с. — ISBN 5−17−31 163-Х.
  193. , К. С. Работа актера над собой. Дневник ученика Текст.: в 2 ч. [Текст] / К. С. Станиславский. М.: Искусство, 1951. — 666 с.
  194. , К. С. Собрание сочинений / К. С. Станиславский. М.: Искусство, 1961. — 614 с.
  195. , С. С. Популярная психологическая энциклопедия Текст. / С. С. Степанов. М.: Эксмо, 2005. — 670 с. — ISBN 5−699−8 839−3.
  196. , К. В. Диагноз здоровья Текст. / К. В. Судаков- [предисл. Ф. И. Комарова]. М.: Моск. мед. акад., 1993. — 120 с.
  197. , К.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу Текст. / К. В. Судаков. М., 1998. — 265 с. — ISBN 5−88 236−052−8.
  198. , В. А. О воспитании Текст. / В. А. Сухомлинский. М.: Политиздат, 1975. — 272 с.
  199. , С. И. Некоторые пути преодоления негативного влияния стрессовых ситуаций на состояние психического здоровья Текст. / С. И. Съедин // Мир психологии. 2002. — № 4. — С. 235−245. — ISSN 5−89 395−089−5.
  200. Сыч, В. Ф. Единственный «путь к здоровью Текст. / В. Ф. Сыч. Ульяновск: СВНЦ, 1998. — 292 с. — ISBN 5−7769−0050−6.
  201. , Б. М. Об изучении типологических свойств нервной системы и их психологических проявлений Текст. / Б. М. Теплов // Вопросы психологии. 1957. — № 5. — С. 108−130. — ISSN 0042−8841.
  202. , Б. М. Психология музыкальных способностей Текст. / Б. М. Теплов. М.: Педагогика, 1947. — 335 с.
  203. , С. Коучинг: руководство для тренера и менеджера Текст. / С. Торп, Дж. Клиффорд. СПб.: Питер, 2004. — 224 с. — ISBN 5−94 723−705−9.
  204. , Е. А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного Текст. / Е. А. Торчинов. СПб.: Азбука-классика, 2005. — 480 с. -ISBN 5−352−1 371−5.
  205. , Е. А. Психофизиологические основы творческого интеллекта в деятельности преподавателя Текст. / Е. А. Умрюхин М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007. — 322 с. — ISBN 978−5-7038−3053−6.
  206. , Е. А. Энергообмен и вегетативные функции у студентов при учебной и экзаменационной нагрузках Текст. / Е. А. Умрюхин, Е. В. Быкова, Н. В. Климина // Физиология человека. 1996. — Т. 22, № 2. — С. 108−111.-ISSN 0131−1646.
  207. , М. Осознавание через движение Текст.: 12 практических уроков / М. Фельденкрайз. М.: Университетская книга, 2000. — 151 с. -ISBN 5−88 230−060−6.
  208. , Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя Текст. / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С. 57−64. — ISSN 0042−8841.
  209. , Ю. В. Пение и речь в свете учения И. П. Павлова Текст. / Ю.
  210. B. Фролов. -М.: Музыка, 1966. 99 с.
  211. , Н. А. Музыка как средство улучшения функционального состояния студентов перед экзаменом Текст. / Н. А. Фудин, О. П. Тараканов,
  212. C. Я. Классина // Физиология человека. 1996. — Т. 22, № 3. — С. 99−107. -ISSN 0131−1646.
  213. Фур дуй, Ф. И. Стресс и здоровье Текст. / Ф. И. Фур дуй. Кишинев: Штиинца, 1990. — 239 с. — ISBN 5−376−763−4.
  214. , П. Методика музыкального воспитания Текст. / П. Хала-бузарь, В. Попов, Н. Добровольская. -М.: Музыка, 1990. 175 с. — ISBN 57 140−1 184−4.
  215. , П. М. Дифференциальный диагноз внутренних болезней: алгоритмический подход Текст.: пер. с англ. / П. М. Хили, Э. Дж. Джекобсон. -М.: Бином, 2007. 280 с. — ISBN 5−7989−0245−5.
  216. , Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя Текст. / Г. И. Хозяинов. М.: Высшая школа, 2000. — 201 с.
  217. , Е. Д. Мозг и эмоции: нейропсихологические исследования Текст. / Е. Д. Хомская, Н. Я. Батова. М.: МГУ, 1992. — 179 с. — ISBN 5−21 101 697−1.
  218. , К. Невроз и развитие личности Текст. / К. Хорни. М.: Смысл, 1997. — 694 с. — ISBN 5−89 357−013−8.
  219. , Р. В. Психотренинг Текст.: игры и упражнения / Р. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. М.: ФиС, 1988. — 268 с.
  220. , Б. М. Учитесь властвовать собой Текст. / Б. М. Чарный. -Пермь: Пермский ГПИ, 1984. 120 с.
  221. , В. Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов Текст. / В. Б. Шапарь. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 448 с. -ISBN 5−222−9 215−1.
  222. , А. Е. Психика, сознание, бессознательное Текст. / А. Е. Ше-розия. Тбилиси: Мецниереба, 1979. — 171 с.
  223. , М. Энциклопедия самоисцеления Текст. / М. Шнайдер. -М.: Эксмо, 2001. 423 с. — ISBN 5−04−6 314−8.
  224. Шуева-Филатова, М. М. Психологические факторы повышения эффективности обучения и воспитания учащихся Текст. / М. М. Шуева-Филатова. Нальчик: Эльбрус, 1987. — 124 с.
  225. , Д. Физиологические аспекты йоги Текст. / Д. Эберт- пер. с нем. Р. С. Минвалеева. СПб.: Веди, 1993.- 144 с.
  226. , Дж. Стресс: природа и лечение Текст. / Дж. Эверли, Р. Ро-зенфельд. М.: Медицина, 1985. — 224 с.
  227. Эмоции человека в нормальных и стрессовых условиях Текст. / А. И. Яроцкий [и др]- под общ. ред. А. И. Яроцкого, И. А. Криволапчука. Гродно: ГрГУ, 2001.-493 с.
  228. , М. Стратегия психотерапии = Strategy of the Psychotherapy Текст.: избр. работы / М. Эриксон. СПб.: Речь, 2002. — 542 с. — ISBN 59 268−0086−2.
  229. , И. В. Введение в акмеодраму Текст.: тематический план и программа эксперим. учеб. курса: в 2 ч. / И. В. Юстус. Ульяновск: ИПК ПРО, 2001. — 47 с. — ISBN 5−7432−0300−8.
  230. , И. В. Основы педагогического мастерства Текст.: энцикл. В 2 ч. Ч. 1 / И. В. Юстус. Ульяновск: Вектор-С, 2009. — 360 с. — ISBN 978−591 308−107−0.
  231. , И. В. Развитие духовной культуры личности в контексте акме-одрамы Текст.: монография / И. В. Юстус. Ульяновск: УИПКПРО, 2005. -155 с. — ISBN 5−7432−0523-Х.
  232. , С. Д. Основы педагогического мастерства Текст.: учебник / С. Д. Якушева. 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2009. — 256 с. — ISBN 978−57 695−6216−7.
  233. EAST. European Body Psychotherapy Association Information Brochure Lindau, Germany, 1991.
  234. Gunther, В. Sense relaxation: below your mind Text. / B. Gunther. N.Y.: Collier Books, 1974.- 124 p.
  235. Harper, R. The new psychotherapies Text. / R. Harper. N.Y.: Prentice-Hall, 1975. — 85 p.
  236. Movement in psychotherapy: psychomotor techniques and training Text. / by A. Pesso. N.Y.: N. York Univ. Press, 1969. — 221 p.
  237. Prince, M. Psychotherapy and multiple personality Text. / M. Prince. -Cambridge: Harvard univ., 1975. 141 p. — ISBN 0−674−72 225−6.
Заполнить форму текущей работой