Научные основы региональной инвестиционной политики Республики Саха (Якутия) на переходный период
Охватывая все существующие экономические взаимосвязи и отношения, инвестиционная политика приобретает особое значение на уровне отдельных регионов Российской Федерации. Формально каждый регион получил право разрабатывать и реализовывать собственную инвестиционную политику, защищая свои права и свои интересы, но не каждый реально на это готов и способен. Республика Саха (Якутия) выгодно отличается… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Институциональные аспекты региональной 12 инвестиционной политики
- 1. 1. Сущность и особенности современной инвестиционной 12 политики
- 1. 2. Цели и принципы инвестиционной политики
- 1. 3. Структура и функции субъектов инвестиционного процесса
- Глава II. Направления и эффективность государственных 49 инвестиций в Республике Саха (Якутия)
- 2. 1. Источники и структура государственных инвестиций
- 2. 2. Инвестиционный бюджет как новый инструмент 59 государственной инвестиционной политики
- 2. 2. 1. Формирование и исполнение доходной части бюджета
- 2. 2. 2. Формирование и исполнение расходной части бюджета
- 2. 3. Динамика и эффективность капитальных вложений в отрасли 76 социальной сферы
- Глава III. Негосударственные инвестиции и методы их 103 стимулирования
- 3. 1. Источники капитальных вложений и методы 103 инвестирования промышленных компаний
- 3. 2. Сбережения населения и их использование в качестве 123 частных инвестиций
- 3. 3. Стратегия и способы привлечения иностранных инвестиций
Научные основы региональной инвестиционной политики Республики Саха (Якутия) на переходный период (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В условиях перехода России к рыночной системе национального хозяйства инвестиционная политика является не только ключевым институтом государственного регулирования, но и стратегическим направлением осуществляемых преобразований, своеобразной идеологией реформы.
Охватывая все существующие экономические взаимосвязи и отношения, инвестиционная политика приобретает особое значение на уровне отдельных регионов Российской Федерации. Формально каждый регион получил право разрабатывать и реализовывать собственную инвестиционную политику, защищая свои права и свои интересы, но не каждый реально на это готов и способен. Республика Саха (Якутия) выгодно отличается от многих иных субъектов Федерации тем, что в ней уже реализуется собственная инвестиционная политика. Начиная с 1996 г. формируется государственный инвестиционный бюджет (бюджет развития), благодаря которому инвестиции государства отделены от текущих расходов, их территориальная и отраслевая структуры относительно оптимизированы. В отличие от бюджета развития РФ в 1997 г., представляющего собой скорее политический документ, инвестиционный бюджет PC (Я) является реальным инструментом региональной инвестиционной политики.
Тем не менее, практическая реализация инвестиционной политики в РС (Я) является одной из актуальных проблем текущей экономической проблематики региона. Промышленные круги считают, что государство должно стимулировать, а реально, напрямую субсидировать развитие местной промышленности. Ему отводится роль финансового донора, а не управляющего института или главного инвестора. С другой стороны, социальное строительство фактически перешло в ведение уполномоченных министерств и ведомств, администраций улусов и городских муниципалитетов.
Поэтому при составлении плановой инвестиционной программы (или расходной части бюджета развития) включение тех или иных объектов лоббируется в республиканском Парламенте ИЛ ТУМЭН и Правительстве РС (Я).
Кроме того, отсутствует четкий критерий реализации инвестиционной политики, не определена стратегия развития, не зафиксирована структура распределения государственных инвестиций по отраслям производственного и социального строительства. Краткосрочные направления инвестиционной политики определяются на основе ежегодных прогнозов социально-экономического развития Министерства экономики РС (Я), выполняющего функции главного планирующего и управляющего института. Эти данные, как правило, несовершенны, так как при их разработке не используются какие-либо инструменты экономического прогнозирования и перспективного планирования, не учтена экономическая динамика, не предусмотрены вариантные сценарии развития.
В некоторой степени многие структурные несовершенства региональной инвестиционной политики РС (Я) обусловлены тем, что в условиях рыночной реформы современная теория региональной политики, частью которой является управление воспроизводственными процессами как крупное направление российской экономической науки до сих пор не ин-ституализировалась, не устоялись ее основные методологические положениясейчас она, скорее, результат анализа существующей практики, а не специализированных фундаментальных исследований. «Только со временем станет ясно, оформятся ли эти поиски в самостоятельную российскую парадигму региональной политики переходного периода или же их поглотит формирующаяся в настоящее время более общая парадигма регионального саморазвития, с которой рыночная модель региональной политики, вероятно, войдет в XXI в.» [Лавров A.M., 1995, С. 22].
Для того, чтобы корректно определить сферу исследования, необходимо зафиксировать ряд базисных определений. Существуют два распространенных, теоретически близких методологических подхода к определению региональной политики. Первый предполагает ее разделение на общенациональную, определяющую критерии распределения ресурсов развития в региональном пространстве, и политику конкретных регионов, т. е. специфическую модификацию общенациональной экономической политики в каждом конкретном субъекте Федерации. [Минакир П.А., 1997, С. 4] Второй структурирует региональную политику на: национальный уровень, где региональная политика проводится центральными (общенациональными) органами государственной власти и управления в отношении различных частей страны (не обязательно административных) — субнациональный уровень, где данная политика осуществляется региональными (местными) органами власти и управления в отношении более дробных частей (вплоть до отдельных населенных пунктов) находящейся под их юрисдикцией территориимежгосударственный уровень, на котором региональная политика инициализируется и реализуется межгосударственными институтами в рамках региональных интеграционных объединений [A.M. Лавров, 1995, С. 5−6].
В данной работе под региональной политикой понимается политика субнационального уровня, т. е. политика органов власти и управления выбранного для анализа региона России. Именно на этом уровне, имеющем как рамочное ограничение федеральную региональную политику, так и собственные задачи на локальных уровнях подчиненных территориальных образований, построено научное исследование. Необходимо отметить, что в данном случае региональная политика Республики Саха (Якутия) по отношению к собственным территориальным субъектам (улусам и городам) не рассматривается как сколок федеральной региональной политики России по отношению к субъектам Федерации, ее направления не постулируются, работа была нацелена на получение оригинальных результатов.
Если считать региональную инвестиционную политику в рассматриваемом субъекте Федерации частью общей региональной политики, то объектом исследования являются государственные и частные инвестиционные ресурсы, их формирование и использование в Республике Саха (Якутия), а предметом исследования — государственная региональная инвестиционная политика Республики Саха (Якутия) в условиях переходного периода.
Актуальность разработки научных основ новой инвестиционной политики Республики Саха (Якутия) как крупного экономического субъекта России обусловлена следующими факторами: необходимостью трансформации управления инвестиционным процессом на региональном (субнациональном) и федеральном уровняхключевым значением инвестиций в осуществлении рыночной реформы национального хозяйствареально существующими структурными сдвигами в финансировании и распределении инвестиционных ресурсов.
Цель работы заключается в разработке научных подходов к формированию и реализации государственной региональной инвестиционной политики Республики Саха (Якутия) на переходный период.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи: определить роль государства в управлении региональным воспроизводственным процессом, цель, сущность и принципы государственной инвестиционной политики в условиях переходного периодаразработать новые методологические положения современной субнациональной инвестиционной политики, структурировать ее по типам управления и организации, зафиксировать ее основные составляющиесистематизировать текущую государственную инвестиционную политику, провести ее критический анализ и предложить новые направления реализацииобосновать постепенный переход региональной инвестиционной политики на преимущественно социальные приоритетыоценить реальную инвестиционную потребность региона в социальных и производственных капиталовложенияхопределить роль негосударственных источников капитальных вложений и потенциалы роста данных инвестиций.
Методологическая основа исследования базируется на экономической теории воспроизводства основных фондов, выработанной отечественной и зарубежной наукой. В качестве общего метода используется системный подход, предполагающий рассмотрение объекта исследования во взаимодействии и взаимосвязи с другими элементами государственного управления региона в условиях переходного периода.
Для выполнения исследования использовались работы ученых-экономистов: А. Г. Гранберга, А. В. Евсеенко, Е. Г. Егорова, A.M. Лаврова, П. А. Минакира, Ф. С. Тумусова и других авторов, занимающихся изучением данной проблемы.
При обработке результатов исследования использовались методы статистического, экономического и финансового анализа, в том числе количественный и структурный анализ, метод группировок, табличное и графическое моделирование, осуществлялись корреляционные расчеты, применялись элементы макроэкономического моделирования.
Информационной базой исследования служили официальные данные Госкомстата Республики Саха (Якутия), Министерства экономики, Министерства внешних связей и Министерства строительства PC (Я), действующие и разрабатываемые нормативные акты Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) и научные отчеты Института региональной экономики АН PC (Я), касающиеся темы исследования.
На защиту выносятся следующие основные положения диссертации:
1. При сохранении формы организации региональная инвестиционная политика переходного периода приобретает качественно новую форму управления, т. е. на уровне региональных воспроизводственных процессов суть современной рыночной реформы заключается в переходе от формализованного централизованного типа региональной инвестиционной политики к формализованному либеральному типу.
2. В условиях переходного периода, обуславливающих необходимость поддержания экономшообразующих отраслей промышленности РС (Я), решение проблемы постепенной переориентации структуры государственных инвестиций на приоритеты социального развития возможно, если инвестиционная политика республиканского правительства в социальном аспекте будет представлять собой политику межрегионального уравнивания, т. е. нивелирования территориальных различий в обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, а в части материального воспроизводства станет политикой перспективных точек роста.
3. Стимулирование инвестиционной активности региональной экономики посредством повышения роли частных инвесторов и структурного роста негосударственных источников инвестиций является ключевым аспектом инвестиционной политики органов государственного управления Республики Саха (Якутия) на переходный период.
Научная новизна работы заключается в следующем: на основе анализа экономической динамики и обобщения существующих методологических подходов введены новые теоретические положения региональной инвестиционной политики переходного периодапроизведен теоретический анализ состояния и развития инвестиционной сферы Республики Саха (Якутия) с позиции формирования рыночных отношенийразработаны методологические подходы к составлению комплексного территориального баланса распределения непроизводственных государственных капитальных вложений как способа осуществления политики территориального уравнивания в обеспечении социальными стандартами, рассчитаны оценочные структурные коэффициенты, введен региональный макроэкономический нормативпредложены новые научные подходы к формированию региональной инвестиционной политики Республики Саха (Якутия) на переходный период, определены ее функциональные положения, приоритеты и базисные составляющие.
Практическая значимость работы состоит в том, что предложенная в ней концепция формирования новой инвестиционной политики может стать основой для разработки стратегии стабилизации производства и экономического роста РС (Я), а также позволит региональным органам государственного управления разрабатывать среднеи долгосрочные прогнозы экономического развития и осуществлять управление региональным инвестиционным процессом. Раздел 2.3. диссертации «Анализ формирования и исполнения инвестиционных бюджетов РС (Я) в 1996 — 1997 гг.» в качестве аналитического отчета был предоставлен Министерству экономики РС (Я).
Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя таблицы и схематичные и графические рисунки, заключения, статистического приложения и списка литературы.
Заключение
.
В диссертации проведено исследование текущей инвестиционной политики Республики Саха (Якутия), определены актуальные проблемы реформирования сферы воспроизводственных отношений в регионе, заложены научные основы формирования новой, адекватной условиям переходного периода региональной инвестиционной политики.
Концептуальная основа исследования — разработка инвестиционной политики на субнациональном уровне, т. е. политики отдельного субъекта федерации в увязке с верхним и нижним уровнями — федеральным центром и субъектами региона, является принципиально новым подходом в российской экономической проблематике. Исходная постановка задачи была определена остротой экономических проблем, стоящих перед Республикой Саха (Якутия), несовершенством текущей инвестиционной политики, отсутствием четкой государственной программы развития экономики.
В результате проведенного исследования получены следующие основные результаты:
1. В условиях переходного периода к рыночной модели национального хозяйства Республика Саха (Якутия) нуждается в активной собственной инвестиционной политике, осуществляемой как стратегическое направление структурной реформы региональной экономики. Суть реформы заключается в переходе от формализованного либерального типа субнациональной инвестиционной политики к формализованному либеральному типу, т. е. при сохранении формы организации она приобретает качественно новую форму управления. Этот качественный сдвиг выражается в постепенном разгосударствлении и децентрализации воспроизводственного процесса, изменении принципов государственной инвестиционной политики, смене критерия ее социально-экономической эффективности, внедрении экономических рычагов управления экономикой, появлении новых институтов, в том числе частных инвесторов и экономических агентов государства, преобразовании примитивной взаимосвязи между государством и хозяйствующим субъектом в разветвленную структуру участников инвестиционного процесса.
2. Современная структура участников инвестиционного процесса включает в себя высшее звено — государство, в лице министерств и ведомств, плановых органов и экономических агентов государствапервое звено — основообразующие предприятия республики и крупные финансовые структурысреднее звено — локально расположенные производственные или смешанные по формам деятельности фирмы и компании, низовое звено — мелких инвесторов, частных предпринимателей, вкладчиков банков, застройщиков и покупателей жилья, держателей ценных бумаг и т. д.
3. Стратегической целью инвестиционной политики Республики Саха (Якутия) на переходный период является обеспечение качественно нового уровня расширенного воспроизводства основных фондов производственной и социальной сферы региона. Основными принципами региональной инвестиционной политики РС (Я) на переходный период являются: эффективное инвестирование, структурное равновесие, достаточность и целенаправленность инвестирования, обезличенный капитал, общенациональная значимость инвестиций.
4. В ходе экономической реформы роль основных источников государственных капитальных вложений объективно будет сокращаться. Приоритетными направлениями их использования станут: социальная сфера, объекты инфраструктуры, предприятия, находящиеся в государственной собственности, экономически отсталые территории республики. Решение проблемы постепенной переориентации структуры государственных инвестиций на приоритеты социального развития при необходимости поддержания убыточных экономикообразующих отраслей промышленности возможно, если инвестиционная политика регионального правительства в социальном аспекте будет представлять собой политику межрегионального уравнивания, т. е. нивелирования территориальных различий в обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, а в сфере материального воспроизводства станет политикой перспективных точек роста.
В части формирования источников государственных инвестиций наиболее актуальными задачами являются: разрешение бюджетного кризиса, предполагающее оптимизацию финансовых потоков на двух уровнях: между федерацией и ее субъектом (трансфертные платежи), между регионом и его внутренними бюджетообразующими субъектами (предприятия, территории) — определение дополнительных источников финансирования инвестиций (например, доходы от управления и продажи государственной собственности, эмиссия финансовых инструментов, в том числе и еврооблигаций, амортизационные отчисления на созданные за счет государственных средств основные фонды, упорядочение системы возвратности государственных капиталовложений).
5. Для качественного реформирования сложившейся системы распределения государственных капиталовложений в РС (Я), повышения ее экономической эффективности необходимо: ввести четкий макроэкономический норматив инвестиционной политики, означающий минимально необходимую долю государственных инвестиций, направляемых в социальную сферу региона. На данный момент он составляет 30%, против 48% и 41.1% в государственных инвестиционных бюджетах РС (Я) в 1996 г. и 1997 г. соответственнона основе метода уравнивания внутрирегиональных различий, представленного в данной работе, разработать территориальный баланс государственных социальных инвестиций в РС (Я) и в дальнейшем осуществлять территориальное планирование на основе заданных пропорцийформировать расходную часть инвестиционного бюджета (плановую инвестиционную программу), исходя из объективно существующей потребности в инвестициях, преодолеть лоббирование включения того или иного объекта в Парламенте и Правительстве республикивыделять государственные инвестиции коммерческим и смешанным по форме собственности предприятиям на принципах возвратности и прибыльности, установить цену государственным инвестиционным ресурсам, проработать залоговые механизмы, процедуры изъятия собственности в счет уплаты по долгам государству.
6. Стимулирование инвестиционной активности региональной экономики посредством повышения роли частных инвесторов и структурного роста негосударственных источников инвестиций — ключевой аспект инвестиционной политики органов государственного управления Республики Саха (Якутия) на переходный период. Основными составляющими региональной инвестиционной политики должны стать: политика доходов, финансово-кредитная политика совместного участия, политика привлечения иностранных инвестиций. Реализация данных механизмов позволит Республике Саха (Якутия) не только покрыть текущую внутреннюю потребность в инвестициях, но и разрешить проблему структурной реформы региональной экономики.
7. Финансово-кредитная политика совместного участия, основанная на тесной взаимосвязи между государственными и частными финансовыми и промышленными структурами республики, должна быть нацелена на рост активности и заинтересованности финансовых структур-резидентов в долгосрочном кредитовании инвестиционных проектов и приобретении пакетов акций местных промышленных предприятий. Ее цель — преодоление дистанции между сферой обращения и сферой физической материализации инвестиций и установление прямой связи между субъектами инвестиционного процесса первого звена — финансистами и промышленниками.
8. Региональная политика доходов, являющаяся инструментом активизации такого внутреннего источника инвестиций как сбережения населения, должна состоять из трех основных блоков: обеспечение роста номинальных и реальных доходов населения, стимулирование сбережений и управления материальными и нематериальными активами, т. е. формами инвестирования. Ее реализация позволит привлечь в реальный сектор региональной экономики инвестиции, сопоставимые по своим объемам с размером доходной части годового инвестиционного бюджета республики.
9. Политика привлечения иностранных инвестиций, являясь составной частью государственной инвестиционной политики Республики Саха (Якутия), должна основываться на следующих принципах: структуризация отраслей, с точки зрения целесообразности использования иностранного капитала, предполагающая ограничение доступа в стратегически важные отрасли народного хозяйства, фиксация предельной доли иностранных вливаний в экономику региона или чистого ввоза капитала и соответствующих отраслевых лимитов, распределение иностранных инвестиций на трем направлениям: крупные инвестиционные проекты, развитие и модернизация традиционной промышленной базы и организация новых производств, способствующих разрешению структурных проблем экономики.
История последней экономической реформы в России еще не написана. Это текущий процесс, определяющий наше будущее, его результаты зависят от выбора, который мы сделаем сегодня.
Список литературы
- Агранат Г. А. Использование ресурсов и освоение территории зарубежного Севера. М.: Наука, 1984 г. — 200 с.
- Анализ тенденций и перспектив развития региональной экономики: Сб. науч. тр. под ред. Шнипера В. И. Новосибирск.: ИЭОПП СО РАН, 1994.
- Бухвальд Е.М., Павлов И. Т. Инвестиционная политика в регионе. М.: Наука, 1994 г. -141 с.
- Гавриленков Е. Макроэкономические проблемы и инвестиционный кризис // Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 2.
- Гаврильева Т.Н. Роль валовых частных инвестиций США в системе национальных счетов // Наука и образование. 1997. — № 3.
- Горбунов Э. Инвестиционные ресурсы структурной перестройки в 199 597гг. // Экономист. 1995.- № 3.
- Государственная инвестиционная политика на 1995 г. и последующие годы: проект концепции // Российская газета. 1994. — 8 октября.
- Государственное регулирование инвестиционной деятельности: обзор нормативных актов// ЭГ и Экономика и жизнь. 1994. — № 40.
- Гусева К., Маркова Н. Возможности активизации инвестиционной деятельности // Экономист. 1995. — № 7.
- Гранберг А.Г. Программа углубления экономических реформ. М. -1992.
- Дулич В.А. Инвестиционная деятельность в России в I квартале 1997 г. // Экономика строительства. 1997. — № 6.
- Евсеенко А.В., Кулешов В. В. Базовые процессы развития Сибири // Экономист. 1997, — № 11.
- Евсеенко А.В., Зверев B.C., Унтура Г. А. Процессы регионального научно-технического развития. Новосибирск.: Наука, 1993.
- Егоров Е.Г. Исследование проблем перехода к рыночной экономике. -Якутск.: Бичик, 1995. 192 с.
- Егоров Е.Г. Проблемы региональной экономики (на примере Северо-Востока СССР). Новосибирск.: Наука, 1979. — 286 с.
- Егоров Е.Г. Основные положения Концепции модернизации региональной экономики «Якутия XXI век». — Якутск.: ГУЛ Полиграфист, 1996.-33 с.
- Жилищная экономика: Пер. с анг., под ред. Г. Поляковского. М.: Дело, 1996. — 224 с.
- Журавлев Ю.Н., Меньшиков Ю. И. Проблемы повышения инвестиционной активности в экономике России. // Вестник СПб.ГУ. 1996. — Серия 5, Экономика. — № 4.
- Заключение экспертной группы Й. Вермута по определению кредитного рейтинга РС (Я). / Информация Министерства экономики РС (Я). -Якутск. 1997.
- Закон РС (Я) об инвестиционном бюджете Республики Саха (Якутия) на 1996 г.
- Закон РС (Я) об инвестиционном бюджете (бюджете развития) Республики Саха (Якутия) на 1997 г.
- Закон РФ о федеральном бюджете на 1997 г.
- Зевакин С.Г., Чернецов С. А. Кооперативное и индивидуальное жилищное строительство. М.: Политиздат, 1989.
- Зелтынь А.С. Государственное стимулирование инвестиционного процесса: опыт США и стран Юго-Восточной Азии // ЭКО. 1997. — № 5.
- Инвестиционная политика России (современное состояние, зарубежный опыт и перспективы): науч. докл. // Общество и экономика. 1995. — № 4 -5-
- Инвесторы пытаются вступить в схватку за казахстанские инфраструктурные предприятия. Перепеч. из газеты Financial Times // Панорама. -1997.-7 февраля.
- Исследование состояния иностранных инвестиций в экономике России. // КОРИНФ. 1994. — № 38.
- Комаров В.В. Развитие инвестиционной деятельности в экономическом пространстве СНГ. // Финансы. 1996. — № 7.
- Лавров A.M. Методологические проблемы региональной политики: опыт сравнительного анализа. // Регион: экономика и социология. 1995. — № 2.
- Лебедев В.М. Формирование инвестиционного климата в России. // Финансы. 1995. — № 4.
- Логинов В., Гусева К., Соколов В. Инвестиционная политика: возможности реализации и приоритеты. // Вопросы экономики. 1993. — № 9.
- Люсов А.И. Инвестиции и инвестиционная деятельность. // Деньги и кредит. 1993. -№ 10−11.
- Методика оценки уровня жизни: региональный аспект: Отчет о НИР /сектор УЖиСЗН ИРЭ АН РОД). Инв. № 5799, — Якутск. — 1995.
- Миловидов В.Д. Паевые инвестиционные фонды. М.: Анкил. — 1996. -416с.
- Миловидов В.Д. Управление инвестиционными фондами. М.: Анкил. -1993.- 184 с.
- Минакир П.А. Региональная экономическая политика. Стратегия развития Дальневосточного региона: науч. докл. Хабаровск.: РИЦ ХГАЭП. -1997.
- Мухетдинова Н. Иностранные инвестиции в России // Общество и экономика. 1994. — № 2.
- Нейкова Л.И. Анализ эффективности технического перевооружения промышленных предприятий. М.: Финансы и статистика, 1990.
- Некоторые показатели, характеризующие обеспеченность населения РС (Я) жильем: стат. сб. Якутск.: Госкомстат РС (Я). — 1993.
- Обзор международной и внешнеэкономической деятельности Республики Саха (Якутия) за период с 1991 по 1996 гг. М.: Полиграф-сервис. -1997.-292 с.
- О внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций и деятельность совместных предприятий по Республике Саха (Якутия) за январь-сентябрь 1996 г.: стат. бюлл. Якутск.: Госкомстат РС (Я). — 1996.
- Основные показатели капитального строительства в Республике Саха (Якутия) за 1994 г.: стат. сб. Якутск.: Госкомстат РС (Я). — 1995.
- Основные показатели капитального строительства в Республике Саха (Якутия) за январь-декабрь 1995 г.: стат. сб. Якутск.: Госкомстат РС (Я). — 1996.
- Основные показатели капитального строительства в Республике Саха (Якутия) за январь-декабрь 1996 г.: стат. сб. Якутск.: Госкомстат РС (Я).- 1997-
- Остапенко В.В. Источники финансирования жилищного строительства // Экономика строительства. 1997. — № 6.
- Отчет о деятельности Министерства внешних связей Республики Саха (Якутия) за 1996 год. Якутск.: Сахаполиграфиздат, 1997. — 180 с.
- Подойницына И.И. Формирование новой модели социальной структуры в якутском обществе в переходный период. Науч. отчет / ИГИ АН РС (Я).- 1997.
- Предложение российского Института аудита и консалтинга Правительству РС (Я) о внедрении экспериментальной амортизационной схемы. Анал. записка. / Информация Министерства экономики РС (Я). 1997.
- Предпосылки развития перерабатывающих производств в Республике Саха (Якутия)/ Е. К. Цой, П. Е. Алексеев, В. Т. Царев и др. Якутск. -ЯНЦ. — 1995. — 136 с.
- Проблемы стабилизации экономики северного региона при переходе к рынку: Сб. науч. тр. Якутск.: Госкомпечати Я-С ССР, 1991.
- Проблемы развития промышленного производства в Якутской АССР: Сб. науч. тр. под ред. Егорова Е. Г. Якутск: ЯФ СО АН СССР, 1973.
- Региональные проблемы формирования рыночных отношений: Колл. монограф. Новосибирск: Наука, 1996.
- Republic of Sakha (Yakutian business guide). Якутск, (отпечатано в Италии фирмой Мессина Эдитори), 1995.
- Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия. М.: Экономика, 1995.
- Самуэльсон Г.-Ф. Прямые зарубежные инвестиции в рамках новой парадигмы развития для республик бывшего Советского Союза // Вопросы экономики. 1993. — № 3.
- Санамов Ю., Хоменко В. Организация региональной инвестиционной деятельности // Экономист. 1996. — № 12.
- Сидорова Н. Особенности региональной инвестиционной политики стран Запада // Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 6.
- Сорокин К. «Теневики» празднуют, а реформаторы победно рапортуют. //Известия. 1997. — 16 декабря.
- Социально-экономическое положение Республики Саха (Якутия) в январе-декабре 1992 года: Компл. докл. Госкомстат РС (Я). — Якутск. -1993.
- Социально-экономическое положение Республики Саха (Якутия) в январе-октябре 1993 года: Компл. докл. Госкомстат РС (Я). — Якутск. -1994.
- Социально-экономическое положение Республики Саха (Якутия) за январь-декабрь 1994 года.: Компл. докл. Госкомстат РС (Я): В 2 т. -Якутск. — 1995.
- Социально-экономическое положение Республики Саха (Якутия) за январь-декабрь 1995 года.: Компл. докл. Госкомстат РС (Я): В 2 т. -Якутск. — 1996.
- Социально-экономическое положение Республики Саха (Якутия) за январь-декабрь 1996 года.: Компл. докл. Госкомстат РС (Я): В 2 т. -Якутск. — 1997.
- Стронгина M.JI. Политика инвестиций в регионах России. // Проблемы прогнозирования. 1995. — № 6.
- Триста крупнейших банков России (на 1 мая 1997 г.) // Профиль. 1997. — 7 июля.
- Тумусов Ф.С. Финансы республики от прошлого к будущему. М.: Московская типография № 2 РАН. — 1995. — 164 с.
- Федорова Е.Н., Рац Г.И. Внешнеэкономическая деятельность Республики Саха (Якутия) // Экономист. 1996. — № 12.
- Федченко А. Концепция государственной инвестиционной политики на 1995 г. // Экономист. 1994. — № 10.
- Формирование инновационного комплекса в регионе: Сб. науч. тр. под ред. Кулешова В. В., Евсеенко А. В. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1990.
- Economic change: a special report. Harriman Inst., Inst. Of East Europe. -New York. -1991.