Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Промышленная политика как фактор обеспечения экономической безопасности региона: На примере Кемеровской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Весьма важным является то, что В. Медведев раскрыл основные особенности национальной безопасности. По его мнению, она должна иметь конкретно историческое содержание, то есть структурирование и ранжирование ее составляющих вне определенного контекста бессмысленны. Здесь требуется «конкретный анализ конкретной ситуации», который и позволяет выявить, в каких областях возникают опасности для страны… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Экономическая безопасность как основа развития национальной безопасности страны: методологические принципы ее исследования
    • 1. 2. Макроуровневые критерии, показатели и пороговые значения экономической безопасности
    • 1. 3. Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности
  • Глава II. УСТОЙЧИВОЕ И БЕЗОПАСНОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ КАК ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
    • 2. 1. Методология исследования устойчивого развития экономики и повышения уровня ее экономической безопасности
      • 2. 1. 1. Стабилизация экономики
      • 2. 1. 2. Устойчивое развитие экономики
    • 2. 2. Концептуальные основы человеческого развития как главного приоритета всех преобразований
    • 2. 3. Развитие экономики региона в 1999—2003 годах: оценка уровня экономической безопасности Кемеровской области
  • Глава III. ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА КАК ВЫРАЖЕНИЕ ЕГО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 3. 1. Реструктуризация экономики региона, ее диверсификация как необходимое условие обеспечения ее безопасности
    • 3. 2. Особенности развития наукоемкого сектора производства и оценка его экономической безопасности
    • 3. 3. Экологическая составляющая обеспечения экономической безопасности и устойчивого развития региона
      • 3. 3. 1. Экологические программы и их реализация
      • 3. 3. 2. Ресурсосбережение: основные задачи реализации этого процесса
      • 3. 3. 3. Экологическая безопасность и устойчивое развитие Кемеровской области

Промышленная политика как фактор обеспечения экономической безопасности региона: На примере Кемеровской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ. Основу национальной безопасности составляет прежде всего экономическая безопасность. Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности — это гарантия независимости страны, а также необходимое условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов, что и обусловливает актуальность исследования данной проблемы.

Разумеется, экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, которому присущи острые социальные конфликты. Подчеркивая такую взаимосвязь, надо вместе с тем учитывать, что решающая, базисная роль в ней принадлежит все-таки экономической безопасности. Указанные взаимосвязи еще более актуализируют исследование вопросов, связанных с обеспечением экономической безопасности как страны в целом, так и регионов, ее образующих.

Особенно важным в этом плане представляется выработка такой промышленной политики региона, которая могла бы обеспечить его экономическую безопасность и устойчивое развитие на базе таких факторов, как структурное преобразование экономики, ее диверсификация, увеличение инновационной продукции, достижение позитивного уровня экологической безопасности и др.

В конце 90-х годов состояние российской экономики характеризовалось более чем двукратным сокращением производства и экономической активности, пятикратным снижением производственных капиталовложений, дезинтеграцией экономики и денежного обращения, трехкратным снижением оплаты труда по сравнению с дореформенным уровнем. Следствием глубокого спада производства стало восьмикратное сокращение бюджетных доходов, что повлекло за собой быструю деградацию социальной сферы, развал системы национальной безопасности, коррупцию государственного аппарата.

Самые серьезные разрушения произошли в научно-техническом потенциале страны, который является главным источником современного экономического роста. Объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок сократился более чем в 10 раз, что повлекло за собой резкое снижение конкурентоспособности национальной экономики и утрату значительной части потенциала экономического роста. Учитывая, что на долю научно-технического прогресса приходится в современных условиях подавляющая часть прироста национального дохода, то деградация научно-технического потенциала страны ведет к необратимой утрате возможностей будущего социально-экономического развития страны.

Диссертационное исследование базируется на работах таких ученых, как J1. Абалкин, М. Бандман, С. Березнев, В. Бувальцева, С. Глазьев, Е. Ерохина, Г. Клейнер, А. Лавров, В. Лексин, В. Макаров, В. Селиверстов, В. Сенчагов, В. Сурнин, В. Суслов, С. Суспицын, А. Татаркин, В. Христенко, В. Шабашев, А. Швецов.

Особый вклад в разработку данной проблемы внесли ученые: А. Архипов, А. Градов, А. Городецкий, А. Илларионов, В. Медведев, О. Романова, А. Страхов (особенно при этом следует выделить труды В. Сенчагова).

Работа выполнена на стыке двух специальностей: 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика и 08.00.01 — Экономическая теория: общая экономическая теория (теоретические проблемы экономической безопасности).

Данная проблема стала привлекать внимание российских ученых в первой половине 90-х годов. И сразу же появились различные (но не полярные) точки зрения на процесс обеспечения экономической безопасности, даже на дефинитивный аспект проблемы.

Например, Л. И. Абалкин считает, что «главной задачей экономической безопасности является обеспечение проведения независимого курса экономической политики. Независимого. с точки зрения возможности выработки программы действий, отвечающих высшим национально-государственным интересам страны и основанных на контроле за национальными ресурсами». JI. Абалкин говорит об экономической независимости, которая в условиях современного мирового хозяйства не носит абсолютного характера, что означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, о стабильности и устойчивости национальной экономики, предполагающей защиту собственности во всех ее формах, о способности к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире. Таким образом, с точки зрения JI. Абалкина, экономическая безопасность — это совокупность условий и факторов, которые обеспечивают независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию.

А.П. Градов считает, что экономическая безопасность может быть достигнута тогда, когда степень зависимости страны от доминирующей экономики (или доминирующей экономической группы стран) не превышает предела, грозящего утратой национального суверенитета, существенным ослаблением экономической мощи, значительным снижением уровня жизни нации либо срывом достижения глобальных стратегических целей страны.

По словам А. И. Страхова, экономическая безопасность сводится, по сути, к проблеме качества, количества и сбалансированности экономического потенциала общества.

Весьма важным является то, что В. Медведев раскрыл основные особенности национальной безопасности. По его мнению, она должна иметь конкретно историческое содержание, то есть структурирование и ранжирование ее составляющих вне определенного контекста бессмысленны. Здесь требуется «конкретный анализ конкретной ситуации», который и позволяет выявить, в каких областях возникают опасности для страны, какова степень их остроты, в чем взаимосвязь между ними и т. д. Трудно не согласиться с автором в том, что на содержание понятия «национальная безопасность» влияют национально-государственные интересы и национальная идея. Исходя из этого, явно просматривается идеологический аспект обеспечения данного процесса. В этом случае необходим принципиальный вывод о том, что следует избегать разного рода попыток «привязать» данное понятие к интересам того или иного класса или социальной группе.

Концепция экономической безопасности России должна основываться, как считают А. Архипов, А. Городецкий, Б. Михайлов, на учете всего многообразия факторов, включая ее главный элемент — рост эффективности экономики. Отсюда они дают следующую интерпретацию определения безопасности: «Экономическая безопасность — это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях». Так что, по их мнению, экономическая безопасность представляет собой некую совокупность внутренних и внешних условий, так или иначе благоприятствующих эффективному динамичному росту национальной экономики.

Особый вклад в исследование проблем экономической безопасности внес Сенчагов В. К., особенно по части определения внешних и внутренних угроз экономической безопасности.

Тем не менее, несмотря на различные трактовки понятия экономической безопасности, большинство точек зрения сводятся к тому, что суть экономической безопасности состоит в обеспечении экономического развития Российской Федерации с целью удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан Российской Федерации при оптимальных затратах труда и природоохранном использовании сырьевых ресурсов и окружающей среды.

В настоящее время нет единого мнения на систему показателей экономической безопасности. Существует несколько методик определения экономической безопасности на уровне страны в целом. Наиболее применяемые на практике — это прежде всего методика, разработанная и предложенная исследователями Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. Есть также методика оценки экономической безопасности, предложенная С. Ю. Глазьевым и несколько скорректированная помощником Президента РФ А. Илларионовым (у Глазьева — 22 показателя, у Илларионова — 20). Методика оценки экономической безопасности, предложенная д.э.н. профессором С. Ю. Глазьевым, положена в основу официальных концепций экономической безопасности России. Хотя советник нынешнего Президента РФ по экономическим вопросам А. Илларионов подвергает резкой критике эту методику, в первую очередь потому, что, исходя из предложенных пороговых значений, «получается, что в мире нет ни одной страны, которая соответствовала бы всем. показателям экономической безопасности». А. Илларионов также утверждает, что данная система показателей содержит такие из них, по которым не ведется мировая статистика.

В настоящее время не существует комплексно-структурированного теоретического и практического подхода к процессу обеспечения экономической безопасности.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью работы является формирование основ промышленной политики как фактора обеспечения экономической безопасности региона, то есть такой политики, которая позволила бы обеспечить структурное преобразование экономики региона, диверсификацию экономики и ее сбалансированно-устойчивое развитие (на примере Кемеровской области).

Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Разработать теоретические и методологические основы исследования процесса обеспечения экономической безопасности региона, а именно:

— рассмотреть экономическую безопасность как основу развития национальной безопасности страны — теоретические аспекты;

— раскрыть методологические принципы исследования и методы оценки экономической безопасности, в том числе и региональной;

— выявить макроуровневые критерии, показатели и пороговые значения экономической безопасности.

2. Аргументировать диалектику взаимосвязи процессов перехода экономики к устойчивому развитию и обеспечение ее безопасности.

3. Проанализировать социально-экономическое развитие Кемеровской области в период 1999;2003 годов.

4. Оценить уровень экономической безопасности Кемеровской области и реальных угроз как внутреннего, так и внешнего характера.

5. Выявить определяющие факторы развития экономики Кемеровской области как выражение ее промышленной политики для обеспечения экономической безопасности.

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Предмет исследованияпромышленная политика региона, включающая определяющие факторы развития экономики региона, с учетом его экономической безопасности. Объект исследования — экономика Кемеровской области, ее настоящее социально-экономическое позиционирование и перспективы развития.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование базируется на системном подходе к изучению финансово-экономической действительности, на методе диалектического восхождения от абстрактного к конкретному, учете общего, особенного и единичного в процессе реформирования экономики, органическом единстве теории и практики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основным результатом диссертационного исследования является определение ведущих факторов развития экономики региона, которые должны составлять основу промышленной политики региона, с учетом обеспечения его экономической безопасности (на примере Кемеровской области). Данный результат представляет собой следующую совокупность новых разработок, выполненных автором:

1. Разработаны теоретические и методологические подходы к исследованию процесса обеспечения экономической безопасности.

2. Определены методы оценки экономической безопасности, в том числе и на региональном уровне.

3. Выявлены макроуровневые критерии, показатели и пороговые значения экономической безопасности.

4. Устойчивое развитие экономики и уровень ее экономической безопасности представлены как взаимосвязанные и взаимозависимые процессы, органически обусловливающие друг друга.

5. Определен уровень экономической безопасности Кемеровской области и реальных угроз как внутреннего, так и внешнего характера.

6. Выявлена система определяющих факторов развития экономики Кемеровской области, которые должны составлять основу ее промышленной политики с учетом обеспечения ее экономической безопасности. К ним относятся такие факторы, как:

— реструктуризация экономики региона, ее диверсификация как необходимое условие обеспечения безопасности;

— развитие наукоемкого сектора производства и оценка его экономической безопасности;

— экологическая составляющая обеспечения экономической безопасности и устойчивого развития Кемеровской области.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы состоит в разработке определяющих факторов развития экономики Кемеровской области, составляющих главное содержание промышленной политики, векторная направленность которой — обеспечение экономической безопасности региона и его устойчивого развития.

1.Уточнена суть процесса обеспечения экономической безопасности. Это процесс устойчиво-сбалансированного развития экономики, ее диверсификации на структурно-инновационной основе, что позволяет проводить независимую экономическую политику и достигать глобальных стратегических целей страны в целях динамичного и постоянного повышения качества жизни населения (специальность: 08.00.01).

Предложена система обеспечения процесса экономической безопасности, которая включает:

— сущность и концепцию экономической безопасности (где отражены главные цели экономической безопасности, экономические интересы и экономические угрозы);

— методологические принципы исследования экономической безопасности;

— уровень экономической безопасности в регионе;

— главные факторы обеспечения экономической безопасности;

— индикаторы экономической безопасности и их пороговые значения;

— организацию и правовое обеспечение экономической безопасности.

2. Разработаны методологические принципы исследования процесса обеспечения экономической безопасности региона:

— принцип решающей, базисной роли экономической безопасности, хотя последняя органически включена в систему национальной (государственной) безопасности;

— принцип аккумулирования в себя воздействия других элементов национальной безопасности;

— принцип сбалансированности основных показателей экономической безопасности;

— принцип взаимосвязи и взаимообусловленности процессов устойчивого развития экономики и обеспечения ее экономической безопасности;

— принцип взаимодействия экономической безопасности с общими тенденциями социально-экономического развития общества и включенности ее в общий процесс глобальных экономических и политических изменений;

— принцип отражения в себе национально-государственных интересов, а не интересов каких-либо отдельных классов, социальных групп и слоев населения, тем более элитных;

— принцип обязательной опоры на количество, качество и сбалансированность экономического потенциала общества;

— принцип регионализма, состоящий в том, что экономическая безопасность на уровне региона рассматривается в рамках экономической безопасности федерации (специальность: 08.00.01).

3. Раскрыта диалектическая взаимосвязь процессов устойчивого развития экономики и повышения уровня ее экономической безопасности.

Сформулирована следующая логическая (и методологическая) цепочка взаимоотношений устойчивого развития экономики и процесса обеспечения экономической безопасности, которая заключается в следующей эшелонированной последовательности:

— стабилизация экономики как предпосылка ее устойчивого развития;

— устойчивое развитие экономики как результат ее стабилизации;

— повышение уровня экономической безопасности региона как результат первого и второго вместе взятых (стабилизация плюс устойчивое развитие);

— в результате достигнутый приемлемый уровень экономической безопасности страны (региона) создает все необходимые условия для дальнейшего устойчивого роста и развития экономики;

— все это в конечном счете должно обеспечить позитивно-полноценное вхождение страны (региона) в глобальное (мировое) экономическое пространство и не на правах сторонних наблюдателей, а на правах вполне адекватных хозяйствующих (и политических) субъектов (специальности: 08.00.01 и 08.00.05).

4. Осуществлена оценка уровня экономической безопасности Кемеровской области, а также внутренних и внешних угроз региона. На сегодня уровень экономической безопасности Кемеровской области составляет 0,64 от нормативных пороговых значений, принятых в развитых западных странах (специальность: 08.00.05).

5. Разработана система определяющих факторов развития экономики региона, которые должны составлять главный смысл и содержание его промышленной политики, в частности:

— реструктуризация экономики региона, ее диверсификация как приоритетные факторы обеспечения его безопасности;

— развитие наукоемкого сектора экономики региона как основа его безопасности и особенности развития наукоемких производств в контексте экономической безопасности;

— реализация экологической составляющей обеспечения экономической безопасности и устойчивого развития Кемеровской области (специальность: 08.00.05).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ. Результаты диссертационного исследования имеют как теоретическое, так и практическое значение. Они могут быть использованы в процессе укрепления экономической безопасности регионов страны, а следовательно, и в процессе укрепления национальной безопасности страны в целом. Основные положения исследования развернуты на дальнейшее развитие укрепления экономической безопасности как страны в целом, так и регионов ее образующих. Они также развернуты на более динамичное развитие национальной экономики, на ее укрепление и на значительное повышение качества жизни населения.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные положения работы неоднократно докладывались на заседаниях кафедры общей и региональной экономики, на экспертном совете экономического факультета КемГУ, а также на следующих научно-практических конференциях:

1. III Московский Международный форум «Образование, занятость, карьера» (Москва, 2001 г.).

2. Международная научно-практическая конференция «Трансформация социально-экономических отношений в современных экономических условиях (г.Пенза, 2002 г.).

3. Вторая областная научная конференция «Молодые ученые — Кузбассу» (г.Кемерово, 2003 г.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследования, проведенные в работе, позволили прийти к следующим выводам.

1. Основу национальной безопасности составляет, прежде всего, экономическая безопасность. Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности — это гарантия независимости страны, а также необходимое условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов, что и обусловливает актуальность исследования данной проблемы.

Особенно важным в этом плане представляется выработка такой промышленной политики региона, которая могла бы обеспечить его экономическую безопасность и устойчивое развитие на базе таких факторов, как структурное преобразование экономики, ее диверсификация, увеличение инновационной продукции, достижение позитивного уровня экологической безопасности и др.

Необходимость исследования данной проблемы обусловлена также глубоким кризисом, который охватил российское общество в связи с переходом от одной системы хозяйствования к другой. Кризис конечно же существенно осложнил решение задач, связанных с отражением угроз экономической безопасности.

2. Надо сказать, что «экономическая безопасность» является достаточно новым понятием в лексиконе российских органов управления экономикой. Это понятие, хорошо известное в практике деятельности управленческих структур западных стран, допускает весьма широкую интерпретацию. Так, например, в соответствии с «Концепцией национальной безопасности России» «экономическая безопасность — состояние, в котором народ (через государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы его экономического развития».

В работах различных авторов присутствуют различные толкования понятия экономической безопасности. Например, Л. И. Абалкин считает, что «главной задачей экономической безопасности является обеспечение проведения независимого курса экономической политики. Независимого. с точки зрения возможности выработки программы действий, отвечающих высшим национально-государственным интересам страны и основанных на контроле за национальными ресурсами"1. А. П. Градов считает, что «экономическая безопасность может быть достигнута тогда, когда степень зависимости страны от доминирующей экономики (или доминирующей экономической группы стран) не превышает предела, грозящего утратой национального суверенитета, существенным ослаблением экономической мощи, значительным снижением уровня жизни нации, либо срывом достижения глобальных стратегических целей страны2. По словам А. И. Страхова, «экономическая безопасность) сводится, по сути, к проблеме качества, количества и сбалансированности экономического потенциала общества .

Имеют свою точку зрения на эту категорию и такие известные ученые, как С. Глазьев (одновременно известный политик), В. Медведев, В. Сенчагов, А. Та-таркин и ряд других.

3. С нашей точки зрения, процесс обеспечения экономической безопасности — это процесс устойчиво-сбалансированного развития экономики, ее диверсификации на структурно-инновационной основе, что позволяет проводить независимую экономическую политику и достигать глобальных стратегических целей страны в целях динамичного и постоянного повышения качества жизни населения. Под экономической безопасностью субъекта Федерации (региона) можно полагать «совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики территории, органически интегрированной в экономику Федерации, как относительно самостоятельной структуры"4. На уровне города (района, поселка) с градообразующим предприятием экономическая безопасность предполагает поддержание устойчивого развития данного предприятия, исключающего отрицательное влияние на состояние и условия жизни проживающего на данной территории населения.

1 Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России // Вестник Российской Академии наук. 1997. — № 9.

2 См.: Градов А. П. Национальная экономика. Курс лекций. — СПб: «Специальная литература».

3 См.: Страхов А. И. Экономическая безопасность // ЭКО. 1998. — № 7.

4 Татаркин А., Романова О., Куклин А., Яковлев В. Экономическая безопасность как объект регионального исследования // Вопросы экономики. 1996. — № 6. — С.78−80.

4. Региональная экономическая безопасность, по сутн, предполагает развитие экономики региона, прежде всего, на основе эндогенных факторов развития. Иными словами, речь идет практически о саморазвитии экономики региона. Экономическая безопасность региона рассматривается обычно в рамках экономической безопасности Федерации, при этом за основу принимаются на уровне региона тождественные проблемы, элементы структуры, приоритеты, направления и пути, применительные к уровню РФ.

Однако, во всех случаях, когда речь идет об экономической безопасности страны или региона, главными факторами ее являются такие, как:

— структурно-инновационный;

— диверсификация экономики;

— ее устойчиво-сбалансированное развитие.

Мы предлагаем систему обеспечения процесса экономической безопасности, которая включает:

— сущность и концепцию экономической безопасности (где отражены главные цели экономической безопасности, экономические интересы и экономические угрозы);

— методологические принципы исследования экономической безопасности;

— уровень экономической безопасности в регионе;

— главные факторы обеспечения экономической безопасности;

— индикаторы экономической безопасности и их пороговые значения;

— организацию и правовое обеспечение экономической безопасности.

5. Разработаны методологические принципы исследования процесса обеспечения экономической безопасности региона:

— принцип решающей, базисной роли экономической безопасности, хотя последняя органически включена в систему национальной (государственной) безопасности. Дело в том, что не может быть надежной обороноспособности страны (военной безопасности), поддержания социального мира в обществе, защиты от каких-либо экологических бедствий при слабой и неэффективной экономике;

— принцип аккумулирования в себя воздействия других элементов национальной безопасности. Совершенно очевидно, что все виды национальной безопасности (военная, экологическая, информационная, социальная, энергетическая и другие виды безопасности) тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. И тем не менее можно утверждать, что экономическая безопасность, проявляясь в сферах влияния других видов национальной безопасности, проникая в них и взаимодействуя с ними, в свою очередь вбирает в себя их воздействие, продолжая при этом оставаться базисным элементом национальной безопасности;

— принцип сбалансированности основных показателей экономической безопасности, который подразумевает, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговое значение какого-либо одного показателя достигается не в ущерб другим;

— принцип взаимосвязи и взаимообусловленности процессов устойчивого развития экономики и обеспечения ее экономической безопасности;

— принцип взаимодействия экономической безопасности с общими тенденциями социально-экономического развития общества и включенности ее в общий процесс глобальных экономических и политических изменений;

— принцип отражения в себе прежде всего национально-государственных интересов, а не интересов каких-либо отдельных классов, социальных групп и слоев населения, тем более элитных;

— принцип обязательной опоры на количество, качество и сбалансированность экономического потенциала общества;

— принцип регионализма, состоящий в том, что экономическая безопасность на уровне региона рассматривается в рамках экономической безопасности федерации. При этом за основу на уровне региона принимаются тождественные проблемы, элементы структурных преобразований, приоритеты и направления, вполне применимые к уровню экономической безопасности Российской Федерации в целом.

6. Раскрыта диалектическая взаимосвязь процессов устойчивого развития экономики и повышения уровня ее экономической безопасности.

Диалектика взаимоотношений устойчивого развития экономики и процесса обеспечения экономической безопасности представляется как внутренне пульсирующие взаимоотношения (взаимодействия) предпосылки и результата. Мало того, весь этот сложный процесс, имея в виду трансформацию экономики Российской Федерации, в плане генезиса начинается фактически с процесса стабилизации экономики как предпосылки и ее устойчивого развития, и одновременно повышения уровня экономической безопасности страны (региона).

Выстраивается, таким образом, следующая логическая (и методологическая) цепочка исследования этого процесса и его практической реализации, которая заключается в следующем:

— стабилизация экономики как предпосылка ее устойчивого развития;

— устойчивое развитие экономики как результат ее стабилизации;

— повышение уровня экономической безопасности региона как результат первого и второго, вместе взятых (стабилизация плюс устойчивое развитие);

— в результате достигнутый приемлемый уровень экономической безопасности страны (региона) создает все необходимые условия для дальнейшего устойчивого роста и развития экономики;

— все это, в конечном счете, должно обеспечить позитивно-полноценное вхождение страны (региона) в глобальное (мировое) экономическое пространство, и не на правах сторонних наблюдателей, а на правах вполне адекватных хозяйствующих (и политических) субъектов.

7. Сущность экономической безопасности региона реализуется в системе показателей (индикаторов). Оценка состояния экономики выполняется с позиции развития процессов на территории в рамках ее экономической безопасности и включает набор индикаторов экономической безопасности (ИЭБ), которые позволяют количественно оценить, сигнализировать о грозящей опасности и осуществить комплекс программно-целевых мероприятий по стабилизации обстановки.

Для экономической безопасности территории принципиальным являются: пороги показателей, т. е. предельные значения, несоблюдение (превышение или недостижение) которых приводит к началу разрушительных, нерегламентированных процессов на территории. Такие индикаторы пороговых ситуаций (ИПС) могут проявляться как отдельно, так и в комплексе. Кроме того, экономическая безопасность региона рассматривается обычно в рамках экономической безопасности Федерации, при этом за основу принимаются на уровне региона тождественные проблемы, элементы структуры, приоритеты, направления и пути, применитель-ные к уровню РФ.

8. Что касается угроз экономической безопасности, то они подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние угрозы экономической безопасности:

— унаследованная от прошлого структурная деформированность экономики;

— низкая конкурентоспособность экономики ввиду отсталости технической базы;

— высокий уровень монополизация экономики;

— высокий уровень инфляции;

— недостаточная развитость и устойчивость объектов инфраструктуры;

— ухудшение состояния научно-технического потенциала;

— высокий уровень отраслевого лоббизма при принятии управленческих решений;

— снижение качества и уровня образования;

— несовершенство правового законодательства и др.

Внешние угрозы экономической безопасности:

— преобладание сырьевых товаров в российском экспорте;

— потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции;

— зависимость России от импорта многих видов продукции, особенно продовольствия;

— значительная внешняя задолженность;

— недостаточный экспортный и валютный контроль и незамкнутость таможенной границы;

— дискриминация на мировых рынках промышленного экспорта, трансфера технологий и «ноу-хау» и ряд других.

9. Внешние и внутренние угрозы (в той или иной степени) проецируются, на уровень регионов, в том числе и на Кемеровскую область. Однако нас в большей степени интересуют, конечно, те внутренние угрозы, которые непосредственно оказывают негативное влияние на уровень экономической безопасности Кемеровской области. К угрозам такого порядка, касающихся именно нашего региона, можно отнести, в первую очередь, следующие:

— экологическая ситуация в регионе (почти 60 процентов населения региона проживают в зоне экологического бедствия, хотя пороговое значение этой величины в развитых странах составляет 0,0 процента);

— импорт продовольствия — 35 процентов, а если брать мясо, то 54 процента, что совершенно недопустимо с точки зрения продовольственной безопасности Кемеровской области;

— отсутствие серьезных структурных сдвигов в экономике (пороговое значение доли обрабатывающей промышленности составляет 60 процентов, в Кемеровской области — 12−13 процентов, а доля машиностроения и того меньше — 4,7 процента).

Что касается внешних угроз — это, прежде всего, та или иная региональная политика федерального центра позитивной или негативной направленности по отношению к регионам. Кроме того, к ним можно отнести конъюнктурные изменения на мировом рынке, уровень цен в регионах, из которых осуществляется импорт тех или иных товаров для населения Кемеровской области и др.

10. С минимизацией этих угроз реализуется сущность концепции человеческого развития, которая исходит из того непременного факта, что общественный прогресс взаимосвязан с увеличением денежных доходов населения, или с приумножением материального богатства. Общественный прогресс становится вполне реальным фактом в том случае, когда на практике реализуются следующие основные цели каждого человека:

— долгая и здоровая жизнь;

— возможность получения необходимых знаний, обновления и приумножения их;

— обеспечение каждого человека таким уровнем средств существования, который гарантирует достойный уровень и качество жизни.

11. Достаточно подробной экспертной методикой, позволяющей всесторонне охарактеризовать состояние экономической безопасности страны, а на ее основе и региона, является методика, разработанная учеными Российской Экономической Академии (РЭА). Однако эта методика связана с большим числом показателей, что затрудняет проведение исследований по ней, поскольку работа на ее основе оказывается достаточно трудоемким и длительным процессом, в первую очередь из-за большого объема информации.

Существует также методика, предложенная С. Глазьевым, которая содержит вместо 22-х показателей (РЭА) 20 показателей, по которым можно найти сопоставимые данные в мировой статистике. Что касается А. Илларионова, то он меняет в сторону послабления большинство пороговых значений параметров и предлагает степень экономической безопасности страны оценивать по числу параметров, которым она удовлетворяет.

На наш взгляд, для оценки уровня экономической безопасности региона вполне достаточным будет 13−15 показателей, достаточным, по крайней мере, с точки зрения определения тенденций и вектора движения этого процесса. Или уровень экономической безопасности региона будет сориентирован в своем движении на достижение ее идеальных параметров, либо останется на прежнем месте, или, напротив, снизится. Для отслеживания этого движения необходимо, как это ясно, осуществлять постоянный мониторинг данного процесса. Предложенная нами таблица, состоящая из 14 показателей, представлена на с. 19 автореферата.

12. На основе анализа социально-экономического развития Кемеровской области в период 1999;2003 годов с учетом особенностей экономики региона и наиболее уязвимых ее мест можно теперь дать оценку уровня экономической безопасности Кемеровской области на базе 14 показателей, отражающих основные параметры развития региона (см. табл. 2.4).

Согласно системе показателей экономической безопасности региона, особо слабые позиции у нас в Кузбассе следующие:

— степень износа основных фондов;

— доля обрабатывающих отраслей в промышленности региона;

— доля машиностроения в промышленном производстве;

— доля инновационной продукции в ее общем объеме;

— высокая доля населения, проживающая в нездоровой экологической обстановке и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Экономическая безопасность России // Вестник Российской Академии наук. 1997.- № 9.
  2. Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994.-№ 12.
  3. Н.Т., Исляев Р. А. Основные положения проекта концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 1995.- № 1−2.
  4. С.И., Речко Г. Н., Фридман Ю. А. Кузбасс: стратегия социально-экономической реконструкции. Новосибирск: Наука. 1991.
  5. В.И. Теория катастроф. М.: Наука. 1990.
  6. А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994.-№ 12.
  7. B.C., Борисенко Е. Н. Продовольственная безопасность (международные и внутренние аспекты). М.: ЗАО «Издательство „Экономика“». 2000.
  8. М., Малов В. Сибирь и ее проблемные регионы: подходы к разработке программ их развития // Экономист. 1997.-.№ 14.
  9. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Энергетическая безопасность (ТЭК и государство). М.: МГФ «Знание».2000.
  10. В., Матросова Е. Структурные преобразования промышленности // Вопросы экономики. 1997.
  11. Белая книга. Экономические реформы в России. 1991−2001. М.: Алгоритм. 2002.
  12. С.В. Структурно-инновационная концепция устойчивого роста экономики региона. Кемерово: Кузбассвузиздат. 2000.
  13. С.В., Сурнин B.C. Многофакторная модель процесса стабилизации экономики региона. Кемерово: Кузбассвузиздат. 2001.
  14. В.А. Четыре угрозы безопасности и ответ на них (интервью) //1. ЭКО.1999.- № 4.
  15. И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. -М.: ИСПИРАН. 2001.
  16. И.Я. Стратегия устойчивого развития региональных систем. СПб.: ИРЭ РАН.2001.
  17. М. Глубокие кризисы и реформа // Вопросы экономики. 1997. -№ 2.
  18. А.В. Организационные принципы российской налоговой системы // Финансы. 1998.-№ 3.
  19. В.И. Трансформация экономики: проблемы и противоречия. -Кемерово: Кузбассвузиздат. 2001.
  20. В.И., Сурнин B.C. Теория и методология исследования устойчивого роста экономики региона. -Кемерово: Кузбассвузиздат. 1998.
  21. ВИ., Микельсон А. Ю., Сурнин B.C. Саморазвитие экономики региона как эндогенная основа ее устойчивого роста (на примере Кемеровской области). Новосибирск: Изд-во СО РАН 2002.
  22. М.К., Семенов В. А. Макроэкономика (основы экономической политики): Учебник. М.: Издательство «ДИС», 1997.
  23. Е., Гловацкая Н., Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели // Вопросы экономики. 1994.-№ 12.
  24. А.Е. Как сохранить научно-технический потенциал России // Деловой мир. 1992.-№ 143.
  25. А.Е. Социально-экономические проблемы российской науки: долгосрочные аспекты развития//Вопросы экономики. 1998.-№ 12.
  26. А.Е., Варшавский JI.E. Проблемы сохранения науки в России // Экономика и математические методы. 1995.-№ 3.
  27. Введение в рыночную экономику / Учебное пособие под ред. А. Я. Лившица. -М.: Высшая школа. 1994.
  28. М.П. Общетеоретические и политико-экономические основы регионального развития. Кемерово: Кузбассвузиздат. 2000.
  29. А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития // Вопросы экономики. 1999.-№ 1.
  30. А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город: Учебное пособие. М.:РАГС.2001.
  31. Н. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку // Вопросы экономики. 1997.-№ 9.
  32. С.Ю. Основа обеспечения экономической безопасности страны -альтернативный реформационный курс // Российский экономический журнал. 1997.№ 1−2.
  33. С.Ю. За критической чертой: О концепции макроэкономической политики в свете обеспечения экономической безопасности страны. М., 1996.
  34. С.Ю. Стабилизация и экономический рост // Вопросы экономики. 1997.-№ 1
  35. А.В. Продовольственное обеспечение России. (Вопросы теории и практики). М.: Колос. 1999.
  36. А.Г. Основы региональной экономики. Госуниверситет. Высшая школа экономики. Второе издание. М. 2001.
  37. А. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2001.-№ 9.
  38. Г. И. Региональные аспекты устойчивого развития. Кемерово: Кузбассвузиздат. 1997.
  39. И.А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизмы, пути преодоления. М.: Эдиториал УРСС. 2001.
  40. Данилов-Данильян В. И. Состояние окружающей среды в Российской Федерации и перспективы устойчивого развития. Кемерово: Кузбассвузиздат. 1997.
  41. Г. В. Налоговый анализ как составная часть анализа хозяйственной деятельности предприятия // Финансы. 2000.
  42. А., Шиллер Ф., Никитина Е. Экономическая безопасность России: региональный уровень // Вопросы статистики. 1995.- № 3.
  43. В. Национальная экономическая безопасность // Общественные науки и современность. 1995.- № 2.
  44. Закон РФ «О безопасности» (в редакции Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288).
  45. Заявление Правительства Российской Федерации и Центрального Банка Российской Федерации об экономической политике на 2001 год и некоторых аспектах стратегии на среднесрочную перспективу // Российская газета. 2001.- № 79.
  46. А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998.-№ 10.
  47. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1999−2000 годы // Эксперт. 2000.-№ 41.
  48. Д.Ж. Большие системы: связанность, сложность. М.: 1982.
  49. Каткова J1.A., Сурнин B.C. Реструктуризация промышленных предприятий: теория и практика (на примере Кемеровской области). Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. — 247 с.
  50. Е.Б., Горяченко В. И. Сибирь и Россия: предотвращения дезинтеграции в конкурентной мирохозяйственной среде // Регион: экономика и социо-логия.2000.- № 4.
  51. Концепция национальной безопасности в России в 1995 году // Обозреватель. Проблемы. Анализ. Прогнозы. М.:1995.- № 3 4 (спецвыпуск).
  52. Концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития (проект) // Зеленый мир. 1995.- № 4.
  53. Концепция экономической безопасности Российской Федерации. Основные положения. Экономическая академия при Минэкономики РФ. М.: 1994.
  54. JI.A. Новые экономико-политические тенденции и экономическая безопасность региона // Сборник научных матерьялов «Эффективная налоговая система — основа развития экономики» часть 1, изд-во АлтГТУБарна-ул.2002.
  55. Л.А., Маркина Т. В., Белов В. В., Бородин М. А. Эффективная экономическая политика региона как фактор перехода к устойчивому развитию //
  56. Сборник научных матерьялов «Эффективная налоговая система основа развития экономики» часть 1, изд-во АлтГТУБарнаул.2002.
  57. Г. Я. Взрождение наукоемких отраслей промышленности: реальность или фантазии // Пути стабилизации экономики России М.: Информэлек-тро. 1999.
  58. О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов // Вопросы экономики.2002.-№ 4.
  59. Курс экономической теории. / Под ред. А. В. Сидоровича. М.: Издательство «Дело и Сервис». 2001.
  60. В. Привлечение иностранных инвестиций: оценка ситуации // Российский экономический журнал. 1998.-№ 2.
  61. В.К. О социальной сущности концепции устойчивого развития // Социологические исследования. 1997.-№ 4.
  62. А. Налоговая составляющая экономической безопасности России // Российский экономический журнал. 1998.-№ 5.
  63. В.А., Урсул А. Д. Устойчивое развитие:Учебное пособие. М.: Издательство «Агар».2000.
  64. С., Свинаренко А. Развитие экономики России и ее реструктуризация как гарантия экономической безопасности // Вопросы экономики. 1994.-№ 12.
  65. С. Структурная модернизация экономики // Экономист. 2003.-№ 2.
  66. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. Таллин: «Ромол». 1993.
  67. И. Факторы развития новой экономики в России // Экономист. 2003.-№ 2.
  68. М., Николаев М. Формирование экономической политики на региональном уровне // Вопросы экономики. 1999.-№ 7.
  69. В. Проблемы экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1997.-№ 3.
  70. Мезоэкономика переходного периода: рынки, отрасли, предприятия. М.: Наука. 2001.
  71. Н.Н. Алгоритм развития. М.: 1987.
  72. . Качество управления важный фактор экономической безопасности // Вопросы экономики. 1994.-№ 12.
  73. Налоговый Кодекс Российской Федерации, Ч. 1.
  74. Налоговый кодекс Российской Федерации, 4.2.
  75. Наука и безопасность России: историко-научные, методологические, исто-рико-технические аспекты. -М.: Наука. 2000.
  76. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) // Руководители авт. колл. B.JT. Макаров, А. Е. Варшавский. -М.: Наука. 2001.
  77. Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты) // Обозреватель. Проблемы. Анализ. Прогнозы. М.:1994. -№ 5- 8 (спецвыпуск).
  78. Национальная экономика. / Под ред. В. А. Шульги. М.: Изд-во Российская экономическая академия. 2002.
  79. О. Реформа века //Эксперт.2000.-№ 14.
  80. О безопасности. Закон РФ № 2446−1 от 5 марта 1992 года.
  81. О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях). Указ Президента РФ № 608 от 29 апреля 1996 г.
  82. О законодательном обеспечении экономической безопасности Российской Федерации. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ № 327-СФ от 8 августа 1996 г.
  83. О перспективах социально-экономического развития Российской Федерации в 2000 году и на период до 2002 года // Российский экономический жур-нал.2000.-№ 2.
  84. О проекте Концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития // Наука в Сибири. 1995.-№ 8.
  85. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Закон РФ, 25 февраля 1999 г.//Российская газета.1999.
  86. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: Закон РФ, 9 июля 1999 г.//Российская газета. 1999.-№ 30.
  87. В. Открытость экономики и экономическая безопасность России // Мировая экономика и международные отношения. 1995.-№ 5.
  88. Общая теория денег и кредита. / Под ред. Е. Ф. Жукова. М.: Банки и биржи. 1998.
  89. А. Угрозы в социальной сфере: их диагностика и возможные упреждения // Вопросы экономики. 1995.-№ 1.
  90. Основные положения государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Министерство экономики РФ. -М.: 1994.
  91. Основы налогового права / Под редакцией С. Г. Пепеляева. М.: Инвест-Фонд. 1997.
  92. Основы экономической безопасности. (Государство, регион, предприятие, личность) / Под. редакцией Е. А. Олейникова. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез» 1997.
  93. Н.В., Логачев В. А., Коряков А. Г., Казанцева Е. Г. Экономическая устойчивость: теоретические и практические проблемы.- Кемерово: Кузбассвузиздат. 2000.
  94. Политика национальной безопасности РФ (1996−2000) // НГ-сценарии (приложение к «Независимой газете»). 1996.- № 2.
  95. А. Россия и современный мир // Вопросы экономики. 1995.-№ 1.
  96. М. Стратегия взаимодействия России с мировым хозяйством // Вопросы экономики. 1994.-№ 12.
  97. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ (16 мая 2003 г.). www.kremlin.ru.
  98. В., Соколов В. Технологическая безопасность России и проблемы экспортного контроля // Вопросы экономики. 1994.-№ 12.
  99. России надо быть сильной и конкурентоспособной. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета.2002.-№ 7.
  100. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Гос. Ком. Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) — Ред. кол.: B. J1. Соколин (пред.) и др. М.: 2000.
  101. Дж. Рыночная экономика и Россия. Пер. с англ. ВВСМРМ. М.: Экономика. 1999.
  102. Дж.Д., Ларрен Ф. Б. Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. М.: Дело. 1999.
  103. К. Элементы концепции экономической безопасности // Вопросы экономики. 1994.-№ 12.
  104. П., Нордхауз В. Экономика: 15-е изд.- перераб. и доп. / Пер. с англ. М.: «Издательство БИНОМ». 1997.
  105. В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1995.-№ 1.
  106. В. Экономическая безопасность: состояние экономики, фондового рынка и банковской системы // Вопросы экономики. 1998.-№ 7.
  107. В.К. Экономическая безопасность: Геополитика, глобализация, самосохранение и развитие (книга четвертая) / Институт экономики РАН. М.: ЗАО «Финстатинформ».2002.
  108. С. «Утечка умов» и технологическая безопасность России // Российский экономический журнал. 1996, — № 3.
  109. А. Региональная политика и экономическая безопасность России // Вопросы экономики. 1995.-№ 1.
  110. А.И. Безопасность общества социально-трудовой аспект. — М.: Институт экономики РАН. 2001.
  111. А.И. Экономическая безопасность // ЭКО. 1998.-№ 7
  112. Субъектам предлагают укрупниться // Интернет-издание «Россия выби-рает». 2003.- № 16.
  113. ИЗ. Сурнин B.C. Стабилизация экономики. Кузбасская энциклопедия. Т.4 Кемерово: Кузбассвузиздат. 1996.
  114. B.C., Кареев Г. А. Проблемы перехода экономики региона к устойчивому развитию. Кемерово: Кузбассвузиздат. 1998.
  115. B.C., Кареев Г. А. Региональные факторы устойчивого развития экономики Кузбасса // Экология и экономика: региональные проблемы перехода к устойчивому развитию. Взгляд в XXI век. Кемерово: Кузбассвузиздат. 1997.
  116. B.C., Кислюк М.Б, Морозенко М. Д. Финансовая стабилизация экономики региона. Кемерово: Кузбассвузиздат. 1996.
  117. В. Объект экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1994.-№ 12.
  118. А., Романова О., Куклин А., Яковлев В. Экономическая безопасность как объект регионального исследования // Вопросы экономики. 1996.-№ 6.
  119. А.И., Куклин А. А., Яковлев В. И. Комплексная методика диагностики угроз экономической безопасности территорий различных уровней. -Екатеринбург: УроРАН. 1995.
  120. А.И., Львов Д. С., Куклин А. А. и др. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории. Екатеринбург: Издательство «Урал». 1999.
  121. Текущий архив Центрального банка Российской Федерации, www.cbr.ru.
  122. Территориальное социально-экономическое развитие Российской Федерации на период до 2004 года. // Вопросы экономики.2003.-№ 3.
  123. Территориальное управление экономикой. М.: Финансы. 1998.
  124. М.П. Экономическое развитие: Учебник / Пер. с англ. под ред. С. М. Яковлева, Л. З. Зевина. М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ.1997.
  125. Указ Президента РФ «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» (Основных положениях) от 29 апреля 1996 года № 608.
  126. Указ Президента РФ «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 10 января 2000 года № 24.
  127. В., Синицин В. Стратегия промышленного роста // Экономист. 1998.-№ 8.
  128. В. Роль регионов в организации инвестиций //Экономист. 1999.-№ 6.
  129. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. -М.: Дело. 1997.
  130. С., Сахан Р., Вег К.А. Стабилизация и рост в переходных экономиках: первые уроки // Вопросы экономики. 1997.-№ 5.
  131. А.Н., Ревазов В. Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения // Вопросы экономики. 1999.-№ 9.
  132. В. Интеграция инновационной сферы // Вопросы экономики. 1997.-№ 2.
  133. С., Щеголь А. Инвестиционная политика в регионе // Экономист. 1998.-№ 1.
  134. Ю.И. Инновоционные аспекты реформирования экономики, — Кемерово: Кузбассвузиздат. 2001.
  135. В.А. Проблемы устойчивого развития: международный, региональный и федеральный аспекты. Кемерово: Кузбассвузиздат. 1997.
  136. В.А. Реформирование экономики региона и «региональная экономика» // Реформирование экономики региона: опыт, проблемы и перспективы. -Кемерово: Кузбассвузиздат. 1997.
  137. Экономика: Учебник / Под ред. А. С. Булатова. М.: Издательство БЕК, 1997.-63 367. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Гос. Ком. Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) — Редкол.: B. J1. Соколин (пред.) и др. — М.: Б.2000.
  138. Экономическая безопасность России (Тенденции, методология, организация). Книга третья. М.: Институт экономики РАН. 2000.
  139. Экономическая безопасность Российской Федерации. Учебник для вузов. Под ред. Степашина С.В.-М/.2001.
  140. Экономическая безопасность хозяйственных систем. Учебник / Под ред.
  141. A.В.Колосова М.: Изд-во РАГС.2001.
  142. Экономическая безопасность: Производство Финансы — Банки / Под ред.
  143. B.К. Сенчагова- М.: ЗАО «Финстатинформ».1998.
  144. Эффективная налоговая система основа развития экономики часть 1, изд-во АлтГТУБарнаул.2002.
  145. А.В. Устойчивое развитие: методологические подходы. Кемерово: Кузбассвузиздат. 1997.
  146. Е. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Депрессивные территории прежние проблемы и новые варианты их решения // Российский экономический журнал.2001.-№ 9.
  147. Е. Экономический рост как цель и как средство // Вопросы экономики. 2001.-№ 9.
Заполнить форму текущей работой