Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Инвестиционная политика Орловской области

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особого внимания заслуживают ярмарки инвестиций, которые проводятся на основании распоряжений Администрации Орловской области в законодательном порядке, ежегодно начиная с 1997 года. Результаты уже проведенных ярмарок подтвердили острую необходимость и заинтересованность экономических, политических и деловых кругов в ежегодном проведении подобных мероприятий для обсуждения вопросов создания… Читать ещё >

Инвестиционная политика Орловской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Инвестиционная политика Орловской области

Содержание эффективной инвестиционной политики Орловской области обуславливается Стратегией развития области, составной частью которой является Инвестиционная стратегия, то есть целенаправленная деятельность по выбору приоритетов капиталоинтенсивного развития региона. Отличительной чертой инвестиционного процесса в Орловской области является приоритет инвестиций в человеческий и в природный капитал, через эффективные секторы экономики. Управление инвестиционной деятельностью региона предлагает наличие мониторинга его эколого-социально-экономического развития.

Содержание эффективной региональной инвестиционной политики Орловской области обуславливается Стратегией развития Орловской области, составной частью которой является Инвестиционная стратегия, то есть целенаправленная деятельность по выбору приоритетов капиталоинтенсивного развития региона и определению важнейших направлений финансирования инвестиций. Стратегия определяет важнейшие, как правило, долгосрочные цели развития области, в то время, как политика формирует текущие задачи и методы их реализации.

Инвестиционная стратегия региона — это модель взаимодействия всех ресурсов, направляемых в материальные и нематериальные активы (в том числе в «человеческий капитал»), позволяющая региональным органам власти установить приоритеты развития и эффективно выполнять свою миссию, добиваясь при этом устойчивых конкурентных преимуществ.

Региональная инвестиционная политика Орловской области представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых региональными органами власти для аргументированного обоснования объёмов и межотраслевых пропорций инвестиций, а также для создания благоприятного инвестиционного климата, которые сосредоточенны на реализации основных целей инвестиционной деятельности с учетом социально-экономического и экологического развития области.

Необходимо отметить, что региональная инвестиционная политика сегодня находится в определенном правовом вакууме, поскольку принимаемые законы, директивы и указы, связанные с федеральной помощью, бюджетно-налоговой системой, часто противоречат друг другу, и более предназначены для разрешения критических ситуаций, нежели для проведения целенаправленной региональной инвестиционной политики как последовательной и логичной системы.

На протяжении более десятка лет областные органы власти в рамках своей компетенции пытаются самостоятельно восполнить пробелы федеральных законов. Принят ряд местных законов и других нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность в регионе. Данными законодательными актами внесен ряд существенных уточнений в понятийный аппарат инвестиционной деятельности, обозначены права и обязанности инвесторов, основы регулирования инвестиционной деятельности органами государственного и местного самоуправления, условия деятельности зарубежных инвесторов, процедуры прохождения конкурсов инвестиционных проектов, государственные гарантии различных прав субъектов инвестиционной деятельности. В тоже время созданная нормативно-правовая база в регионе не имеет системной основы и требует пересмотра. В частности в Орловской области были приняты следующие документы, регулирующие инвестиционную деятельность:

  • — Закон Орловской области от 01.09.1997. № 53-ОЗ «Об инвестиционной деятельности в Орловской области» (ред. 21.03 2005);
  • — Постановление Главы администрации Орловской области от 29.01.1999. № 42 «О стимулировании инвестиционной деятельности в Орловской области»;
  • — Постановление Главы администрации Орловской области от 23.07.1999. № 338 «О реализации инвестиционного потенциала ОАО «СТОРОЙТРАНСГАЗ — ИНВЕСТ»;
  • — Распоряжение Главы администрации Орловской области от 01.02.2000. № 43-р «О ходе выполнения инвестиционной программы «Развитие гражданской авиации и авиапредприятий Орловской области»;
  • — Постановление Главы администрации Орловской области от 10.02.2000. № 78 «Об утверждении инвестиционной программы «Развитие сферы бытового обслуживания населения Орловской области на 2000;2001 г. г.»;
  • — Постановление Коллегии администрации Орловской области от 08.04.2002. № 53 «Об экспертной комиссии Администрации области и порядке рассмотрения предложений и заявлений о предоставлении налоговых льгот» (вместе с «Положением об экспертной комиссии Администрации области по оценке социальной, экономической и экологической значимости инвестиционных программ и проектов»);
  • — Закон Орловской области от 28.02.2003. № 317-ОЗ «Об областной целевой инновационной программе «Развитие сельскохозяйственного машиностроения в Орловской области на 2001;2006 г. г.»;
  • — Постановление Коллегии администрации Орловской области от 15.01.2004. № 11 «Об инновационно-инвестиционной программе «Развитие легкой и мебельной промышленности Орловской области на 2004;2007 годы»;
  • — Постановление Администрации г. Орла от 14.01.04.№ 88 «О конкурсной комиссии по отбору инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства в г. Орле»;
  • — Распоряжение губернатора Орловской области от 30.03.2005 № 26-р «О мерах по дальнейшему развитию инвестиционной деятельности»;
  • — Постановление Администрации г. Орла от 26.10 05 № 4413 «Об инвестиционной деятельности в городе Орле»;
  • — Постановление Мценского горсовета народных депутатов от 17.11.2005 № 75/846 «О поддержке инвестиционной деятельности осуществляемой в форме капитальных вложений на территории г. Мценск»;
  • — Постановление Ливенского горсовета народных депутатов от 26.10.2005 № 279/173−141-ГС «Положение об инвестиционной деятельности на территории г. Ливны».

Особого внимания заслуживают ярмарки инвестиций, которые проводятся на основании распоряжений Администрации Орловской области в законодательном порядке, ежегодно начиная с 1997 года. Результаты уже проведенных ярмарок подтвердили острую необходимость и заинтересованность экономических, политических и деловых кругов в ежегодном проведении подобных мероприятий для обсуждения вопросов создания благоприятного инвестиционного климата в регионе и для налаживания деловых связей, партнерских взаимоотношений. Ярмарки инвестиций стали одним из важнейших инструментов осуществляемой на Орловщине на протяжении ряда лет широкомасштабной работы по привлечению отечественных и иностранных инвестиций в экономику региона. Большинство поступающих инвестиционных предложений направлено на внедрение новейших технологий в производство, использование достижений научно-технического прогресса, развитие рыночной инфраструктуры. Активную позицию в инвестиционном процессе занимают многие промышленные и сельскохозяйственные предприятия, предприятия малого бизнеса области, которые готовят свои инвестиционные предложения, разрабатывают соответствующие бизнес-планы. В качестве приоритетных, выделяются такие направления, как сельское хозяйство, энергетика, экология, строительство, связь, информационные технологии и инновационные проекты. Вместе с тем, в проведении ярмарок инвестиций имеются проблемы и нерешенные вопросы. Прежде всего, это то, что отсутствует Комплексная целевая программа инвестиционной деятельности Орловской области. В ней должны быть определен стратегия, тактика, цели и задачи, которые соответственно решаются теми инвестиционными проектами, которые проходят конкурсный отбор на ярмарке. Пока что приоритет отдается в основном инвестиционным проектам с более высокой коммерческой эффективностью, что не всегда является благоприятным для эколого-социального развития региона. Кроме того, не определены вопросы финансирования некоторых инвестиционных проектов, ряд представляемых инвестиционных проектов носит расплывчатый, неконкретный характер, отсутствуют бизнес-планы, не сформирован перечень наиболее значимых для области инвестиционных проектов.

Формирование целей инвестиционной деятельности и эффективного механизма их реализации на разных уровнях управления — не что иное, как инвестиционная политика.

Определение главной цели инвестиционной политики дает возможность сформулировать основные ее задачи, решение которых позволит эту цель реализовать:

  • — повышение инвестиционного потенциала экономики региона;
  • — повышение качества жизни населения;
  • — улучшение качества окружающей среды;
  • — стимулирование роста производства, включая производительность труда, и деловую активности;
  • — повышение эффективности производства и экономический рост в регионе на инновационной основе.

Эффективность инвестиционной политики во многом определяется системностью, четкостью и обоснованностью приоритетов, механизмами ее реализации. Как показывает отечественная, а особенно мировая практика, наиболее эффективным механизмом реализации инвестиционной политики являются целевые инвестиционные программы. Важнейшим элементом формирования инвестиционной политики, реализуемой посредством целевых программ, является установление приоритетов развития («точек роста») региона, отрасли. Представляется, что наиболее верным для выявления «точек роста» является подход Франсуа Перру, основателя теории полюсов роста («точек роста»). В соответствии с данной теорией полюс роста — набор развивающихся и расширяющихся отраслей (видов деятельности), территориально размещенных в промышленной зоне и способных вызвать дальнейшее развитие экономической деятельности по всему региону своего влияния.

Целевое размещение инвестиционных ресурсов уменьшит слабые места и укрепит сильные стороны основных отраслей региона. Их привлекательность измеряется в рамках будущего инвестиционного потенциала и занятости, тогда как конкурентное положение оценивается как рыночная доля по отношению к импорту. Необходимо направлять инвестиции непосредственно в те производства, которые обещают хорошие потребительские перспективы, но удельный вес, которых на российском рынке мал из-за преобладания импорта. Экономическое значение ключевых отраслей можно оценивать по четырем критериям:

  • — доли добавленной стоимости в промышленности;
  • — промышленной занятости;
  • — зависимости от импорта и соответственно привлекательности для инвесторов;
  • — потенциалу роста и последующего экспорта

Приоритетными сферами инвестирования в экономике региона являются те, которые позволяют добиться быстрой окупаемости вложений и одновременно обусловливают возникновение потребностей в развитии сопряженных производств. В Концепции промышленной, научно-технической и инновационной политики Орловской области на период до 2010 сформулированы и обобщенны приоритетные направления развития промышленности региона исходя из его специфики. В этой связи стратегическими приоритетными сферами инвестиционной деятельности Орловской области необходимо признать:

  • — углубление переработки продукции агропромышленного комплекса с использованием современных достижений агробиологии, гигиены питания и создание сети малых перерабатывающих предприятий непосредственно в местах выращивания сельхозпродукции;
  • — развитие машиностроения для отечественной легкой, пищевой и иной перерабатывающей промышленности с особым выделением «мини-технологий» для малых предприятий;
  • — развитие производства оборудования и материалов для программы индивидуального жилищного строительства (в том числе программы «Славянские корни»);
  • — развитие производства отечественной бытовой техники и мебели;
  • — развитие производства приборов и оборудования для медицины, коммунально-бытовой сферы, нефтегазового комплекса, мониторинга окружающей среды;
  • — развитие коммунально-дорожного и погрузочно-транспортного машиностроения (в т.ч. мини — машиностроение);
  • — развитие собственной фармацевтической промышленности на естественно-природной основе;
  • — развитие машиностроения для малой энергетики;
  • — развитие производства отдельных видов импортозамещающей продукции электронной промышленности.

В целом на основе выделенных приоритетных сфер инвестирования в состав первоочередных целевых инвестиционных программ, соответствующих «прорывным» направлениям развития региона, целесообразно включить:

  • — целевую программу «Машиностроение для «мини-технологий» на малых предприятиях (в отраслях легкой, пищевой, кожевенно-обувной, деревообрабатывающей промышленности, малой техники для коммунальных, погрузочно-разгрузочных работ, малой энергетики и т. д.);
  • — целевую программу «Перспективная металлообработка»;
  • — целевую программу «Лечащее продовольствие», обеспечивающее иммунитет к ряду заболеваний;
  • — целевую программу «Естественно-природная фармация»;
  • — целевую программу «Экологическое приборостроение» для комплексного мониторинга окружающей среды, очистки воды, воздуха;
  • — целевую программу «Медицинское приборостроение»;
  • — целевую программу «Качественные строительные материалы», ориентированную на производство строительных материалов и оборудования для жилищного строительства;
  • — целевую программу «Плодородие земель», ориентированную на производство удобрений под конкретные сельскохозяйственные культуры и поля;
  • — целевую программу «Перспективная электроника и приборостроение»;
  • — целевую программу «Дорожно-транспортное машиностроение»;
  • — целевую программу «Сельскохозяйственное машиностроение»;
  • — целевую программу «Мебель Орловщины»;
  • — целевую программу «Качественная одежда и обувь»;
  • — целевую программу «Использование и развитие минерально-сырьевой базы области»;
  • — целевую программу «Комплексная переработка отходов»;
  • — целевую программу «Новые бюджетообразующие производства».

Формирование выделенных приоритетных целевых программ развития промышленности области должно предполагать далее поиск инвестиционных ресурсов для финансирования научно-конструкторских и технологических заделов и реализации этих программ на основе «мониторинга научно-технических потенциалов». В этой связи, регулярно организуемые ярмарки инвестиций должны проводиться на качественно иной основе, предполагающей привлечение в Орловскую область как организаций-разработчиков нововведений под указанные целевые программы со всей страны и из-за рубежа, так и собственно потенциальных инвесторов со своими финансовыми ресурсами. При этом приоритетные инвестиционные проекты в составе целевых программ развития промышленности («полюса роста») обязаны аргументироваться с использованием комплексной системы социальных, экономических и экологических критериев. Целенаправленная и эффективная инвестиционная политика в условиях перехода к инновационному режиму развития экономики требует обоснования региональных приоритетов увязанной с ней научно-технической и инновационной политики.

Отличительной чертой региональной политики инвестиционного процесса в Орловской области должен стать приоритет инвестиций в человеческий капитал (здравоохранение, образование, социальное обеспечение и страхование, культура, наука, подготовка кадров) и в природный капитал (охрана окружающей среды, рациональное природопользование), через эффективные секторы производственной инфраструктуры и важнейшие виды наукоемких и стратегических производств.

В ближайшее десятилетие региональная инвестиционная политика Орловской области должна представлять собой систему целевых ориентиров, определяющих направление инвестиций и выработку инвестиционных решений, которые в условиях рыночных отношений концентрируются на обеспечении целенаправленного эколого-социально-экономического развития региона и его хозяйствующих субъектов в режиме расширенного воспроизводства, при условии повышения доли частных и внешних инвестиций, а так же средств акционерных накоплений в их общерегиональном объеме.

Поскольку региональная инвестиционная политика направлена на реализацию структурных преобразований, то уместно использовать более общее понятие — структурно-инвестиционная политика.

Определяющее влияние на инвестиционные процессы в регионе оказывает финансовое состояние хозяйствующих в нем субъектов, так как это первичная мотивация к вложению средств, нижняя граница масштабов инвестиционной деятельности региона. Более же крупными влияющими факторами на инвестиционную активность в регионе являются политические ожидания, экологическая обстановка и экономическая конъюнктура рынка инвестиций, в том числе динамика инфляционного процесса, уровень налогообложения, ставка рефинансирования инвестиций, конкурентоспособность продукции, уровень монополизма в инвестиционной сфере. Таким образом, инвестиционная активность стимулируется через рост реализуемых инвестиционных ресурсов и эффективность их использования в приоритетных секторах материального производства и социальной сферы, которые определяют процесс расширенного воспроизводства, темпы экономического роста региона. Инвестиции формируют производственный потенциал региона на новой научно-технической базе, создают конкурентоспособную продукцию и способствуют поддержанию неэффективных, но социально-значимых отраслей экономики. Следовательно, одной из задач инвестиционной политики является — анализ, прогнозирование пропорций в отраслевом и региональном разделении труда, уровня жизни и социальной защиты населения, динамики воспроизводственных процессов в экономике и окружающей природной среде, структуры основного капитала, а также финансового положения региона для оценки его инвестиционного потенциала. То есть, для эффективного управления инвестиционной деятельностью в регионе необходимо создать систему мониторинга эколого-социально-экономического развития региона, который будет осуществляться на протяжении всего жизненного цикла инвестиционной политики.

Осуществление мониторинга означает постоянный контроль за получением конкретных результатов предусмотренных целевой программой. Это прежде всего необходимо для измерения эффекта от реализации инвестиционной политики. Таким образом, мониторинг является необходимым условием успешного проведения текущей оценки, в первую очередь анализа воздействия инвестиционной политики на эколого-социально-экономическое положение региона.

Инвестиционный процесс должен обладать высокой информативностью в региональном аспекте для этого необходимо сформировать по Орловской области свой перечень аналитических показателей по подгруппам информации, которые будут включать в себя характеристику:

  • — объемов реальных инвестиций в абсолютном выражении и их структуры по отношению к собственным средствам предприятий;
  • — структуры реальных инвестиций по отраслям экономики региона;
  • — структуры реальных инвестиций в социальной сфере;
  • — структуры реальных инвестиции охрану окружающей среды;
  • — соотношения реальных инвестиций производственной и непроизводственной сферы;
  • — индексов инвестиций в основной капитал;
  • — удельного веса государственного сектора экономики в сфере инвестиционной деятельности;
  • — инвестиций иностранных инвесторов в абсолютном выражении;
  • — инвестиций иностранных инвесторов по отраслям экономики;
  • — финансирования реальных инвестиций по формам собственности;
  • — распределение капитальных вложений по источникам финансирования;
  • — структуры внебюджетных источников финансирования инвестиций.

Существуют десятки, и даже сотни показателей жизнедеятельности региона, которые необходимо постоянно контролировать, создавая благоприятную среду для эффективного управления инвестиционными процессами.

Инвестиционная политика разрабатывается и реализуется администрацией (региональными органами власти и органами местного самоуправления) в пределах их компетенции.

Администрация Орловской области может воздействовать на предпринимательские и общественные структуры с целью развития региона в заданном направлении, используя при этом различные способы. Все способы управления инвестиционной деятельностью в регионе можно разделить на две группы: приемы прямого воздействия и приемы косвенного воздействия.

В первую группу входят:

  • — региональный заказ на производство необходимой продукции, работ, услуг;
  • — льготное налогообложение приоритетных инвестиционных проектов;
  • — льготное кредитование приоритетных инвестиционных проектов;
  • — гарантии администрации региона кредитным организациям, финансирующим инвестиционные проекты;
  • — дотации жизненно необходимых для региона инвестиционных проектов;
  • — ценовая компенсация на продукцию, работы, услуги, полученные в результате реализации приоритетных инвестиционных проектов;
  • — ускоренная амортизация основных средств, участвующих в реализации инвестиционных проектов;
  • — экспертиза и лицензирование деятельности инвестора, в которой заинтересована администрация региона;
  • — проведение конкурсов инвестиционных проектов и торгов;
  • — антимонопольная политика, позволяющая развивать производство необходимых региону продукции, работ, услуг и направленная на создание благоприятной предпринимательской обстановки;
  • — расширение лизинговой деятельности, создающей благоприятные условия для инвестирования производства технически сложной продукции;
  • — реструктуризация долгов, платежей, позволяющая хозяйствующим субъектам продолжать свою деятельность и производить необходимые региону продукцию, работы, услуги, при этом экономя инвестиционные ресурсы и направляя их на повышение качества жизнедеятельности;
  • — развитие и расширение консалтинговой деятельности с целью повышения профессионализма в области управления инвестициями;
  • — разумное проведение и использование процедуры банкротства для оздоровления деятельности предприятий и включения их в общественное производство;
  • — благоприятное региональное законодательство по регулированию инвестиционной деятельности.

Вторая группа включает в себя следующие мероприятия:

  • — ценовые ограничения на отдельные виды продукции;
  • — таможенные тарифы на экспортно-импортную продукцию;
  • — лоббирование интересов региона в Государственной Думе;
  • — государственные инвестиции и лизинговые платежи;
  • — государственная бюджетная политика.

Использование Администрацией Орловской области отдельных мер и стимулов, а также их разумное сочетание позволит направлять инвестиционную деятельность региона в нужном направлении. Одним из важнейших условий эффективного функционирования регионального инвестиционного механизма является обеспечение легитимности действия государственных регуляторов, закрепление методов воздействия на инвестиционные процессы в регионе в соответствии с действующими законодательными актами и принятыми программами целевого развития, при обязательном наличии жестких условий их реализации. Схематически инвестиционная политика региона представлена на рисунке 1, как некая совокупность реализуемых возможностей и их последующих результатов.

Рис. 1 Построение инвестиционной политики Орловской области

Под эффективными инвестициями обычно понимаются такие инвестиционные вложения, которые помимо платы за риск инвестиций позволяют получить приемлемую для инвестора и для региона, принимающего инвестиции, экономическую выгоду в виде, например, прибыли от инвестиций, а также социальные и (или) экологические эффекты. В этой связи, основным критерием для инвестора будет являться ожидаемая доходность на вложенный капитал в сопоставлении со степенью риска, а для региона — повышение бюджетной эффективности экономики региона. Повышение бюджетной эффективности региона — это положительное изменение регионального бюджетного сальдо. То есть, инвестиции должны привести либо к росту доходов, либо к снижению расходов регионального бюджета.

Инвестиционная политика в регионе может быть реализована на ресурсах непосредственно находящихся под контролем и в распоряжении администрации, либо опосредовано, когда нужно направлять в определенное русло инвестиционные потоки, которые администрация не контролирует, но может с помощью специальных приемов и способов добиться желаемого их использования.

Каждый инвестиционный поток переходит в инвестиционный процесс, реализующийся по заранее установленным направлениям, которые определяются исходя из заранее разработанной Концепции развития региона, учитывающей его необходимую перспективу эколого-социо-экономического воспроизводства.

Как правило, заключительным этапом выбора направления использования инвестиционных ресурсов является оценка эффективности этих вложений. Она рассматривается с позиций получения конкретного экономического или бюджетного эффекта, либо социального или экологического результата. Все составляющие общего эффекта создают конкретные условия для развития региона и посредством обратной связи повышают на новом временном и производственном цикле его инвестиционные возможности.

Построение информационной модели оценки эффективности инвестиционного процесса в регионе должно базироваться на системном исследовании входных и выходных данных. В методике оценки эффективности инвестиционного процесса такая модель может быть представлена как описание совокупностей первичных данных и отношений между ними, отражающее их характеристику в зависимости от цели использования (входные, промежуточные, результирующие).

Оценка эффективности реализации целевой инвестиционной программы (проекта) для региона производится на основе блок-схемы анализа и оценки эффективности инвестиционного процесса, которая представлена на рисунке 2.

Моделирование инвестиционного процесса региона дает возможность получить полную информацию о различных сторонах работы системы. Это позволяет исследовать зависимость конечных результатов инвестиционной деятельности от оценки уровня эффективности системы показателей предлагаемых в блок-схеме.

Сущность такого подхода заключается в том, что наряду с построением общей схемы системного анализа проводится декомпозиция (расчленение) основной проблемы на составляющие ее элемент, идентификация системных параметров и их зависимостей, которые позволяют выявит нерешенные вопросы (резервы) повышения эффективности инвестиционных процессов в регионе и получить программу осуществления поставленной цели. При этом структура и содержание блочно-модельного подхода предполагает формализованное описание инвестиционного процесса на основе составления информационных, функциональных и математических моделей данной системы в целом и по каждому отдельному сектору, их алгоритмизацию, проведение эксперимента по данным моделям, оценку их адекватности, интерпретацию полученных результатов и их апробацию.

Вопрос направления и использования инвестиционных ресурсов в региональном аспекте должен решаться на основе принятой Концепции стратегического развития региона, в которой установлены приоритеты его развития. Наиболее целесообразно осуществлять распределение инвестиционных ресурсов на основе конкурсного отбора проектов, предназначенных для реализации в рамках данного региона. Безусловно, в первую очередь должны финансироваться проекты, содержащие в себе потенциально высокие положительные результаты для региона в отдельности и общества в целом.

Финансирование целевых программ и отдельных инвестиционных проектов возможно осуществлять на долевых началах государственными, муниципальными и коммерческими структурами, в федерально-региональном разрезе с подключением частного отечественного и зарубежного капитала на конкурсной основе. Безусловно, из всех названных источников финансирования инвестиций, основными должны быть собственные средства организаций в форме накопленной амортизации, прибыли, оставшейся в их распоряжении, а также привлечённые средства коммерческих структур и частного капитала в форме кредитов, займов, долевого участия и прочего финансирования.

Рис. 2 Блок-схема анализа и оценки эффективности инвестиционного процесса в регионе

Необходимо создание рыночных институтов и внебюджетных региональных фондов целевой поддержки инвестиционных проектов, вовлечение в инвестиционный процесс инвестиционных ресурсов страховых компаний, как один из способов аккумулирования и распределения финансовых ресурсов, способствующий достижению целей региональной инвестиционной политики.

Практическая сущность региональной инвестиционной политики заключается в том, чтобы максимально использовать в интересах всего общества благоприятные инвестиционные возможности и факторы и минимизировать негативное влияние инвестиционных рисков на эколого-социально-экономическое положение отдельного региона. На практике региональная инвестиционная политика реализуется как последовательное решение конкретных стратегических и тактических задач.

К задачам стратегического характера относятся:

  • — повышение общей инвестиционной привлекательности региона, снижение инвестиционных рисков;
  • — увеличение инвестиционных ресурсов региона за счет бюджетных и внебюджетных источников всех уровней государственного управления, финансовых ресурсов частного капитала (в том числе, иностранного), а также сбережений населения;
  • — создание эффективно работающей инфраструктуры регионального инвестиционного рынка;
  • — формирование здоровой конкурентной среды;
  • — концентрация инвестиционных ресурсов региона на развитии приоритетных сфер экономики и решении наиболее актуальных задач социального развития;
  • — расширение платежеспособного спроса, в том числе спроса на продукцию предприятий региона и спроса на инвестиционные ресурсы;
  • — разработка и внедрение в практику рыночного механизма регулирования инвестиционного процесса;
  • — увеличение инвестиционной обеспеченности депрессивных территорий и стагнирующих отраслей;
  • — формирование новых источников налоговых и рентных платежей;
  • — поиск объектов и направлений, приемлемых с точки зрения эффективности для инвестирования и др.

Тактические инвестиционные задачи, решаемые на региональном уровне, меняются по мере изменения ситуации в регионе и в стране в целом, к числу таких задач, решаемых региональными властями можно отнести:

  • — создание на уровне региона инфраструктуры расчетов между субъектами регионального инвестиционного рынка, в том числе, опробование различных платежных средств;
  • — насыщение потребности реального сектора экономики региона ликвидными оборотными средствами, в том числе за счет выпуска корпоративных ценных бумаг, региональных ценных бумаг, вексельного обращения;
  • — мобилизация внешних для предприятий региона финансовых источников;
  • — создание условий, обеспечивающих увеличение внутренних источников инвестиционных ресурсов предприятий — амортизации и прибыли;
  • — создание надежных каналов для инвестирования привлеченных капиталов;
  • — усиление контроля со стороны региональных властей за целевым использованием средств из регионального бюджета, направляемых на инвестирование;
  • — регламентированное распределение льготных инвестиций по отдельным проектам, отраслям экономики и территориям;
  • — включение в хозяйственный оборот имеющихся в регионе ресурсов, включая права на использование природных ресурсов, недвижимость, научно-технический потенциал региона и др.

Для реализации инвестиционной политики и активизации инвестиционного процесса в Орловской области необходимо наличие ряда предпосылок:

  • — региональное законодательство, стимулирующее инвестиции в регионе;
  • — обоснованная региональная инвестиционная стратегия;
  • — мероприятия по укреплению доверия инвесторов и установлению с ними долгосрочных партнерских отношений;
  • — наличие гарантийного регионального инвестиционного фонда;
  • — наличие региональной инвестиционной программы, сформированной на конкурсной основе, исходя из программ развития городов и районов;
  • — жесткое соблюдение пообъектной расшифровки и программного принципа при финансировании из регионального бюджета;
  • — наличие контроля за целевым использованием государственных средств и анализ эффективности затрат;
  • — развитие системы страхования инвестиций, аудита и экспертизы инвестиционных проектов;
  • — наличие необходимой инфраструктуры инвестиционной деятельности;
  • — адекватное соответствие структуры исполнительной власти поставленным задачам.

Практическая реализация изложенных стратегических и тактических задач при наличии сформулированных предпосылок, возможна, в случае, если региональная инвестиционная политика будет строиться на следующих принципах:

  • 1) равноправия инвесторов при получении государственной поддержки, открытости и доступности информации для всех инвесторов;
  • 2) сбалансированности государственных и частных интересов, и смешанного государственно-частного финансирования высокоэффективных проектов;
  • 3) максимального использования возможностей и преимуществ региональной администрации, как субъекта хозяйствования;
  • 4) поиска всех возможных путей реализации проекта, выгодного и необходимого региональной экономике, а также принятия последовательных мер по поддержке инвестора с целью повышения эффективности инвестирования для него;
  • 5) инвестиционной направленности бюджетной политики при соблюдении условия разумной достаточности на остальных направлениях расходов;
  • 6) унифицированности публичных процедур, то есть ясности и простоты процедур оформления взаимоотношений между инвестором и органами власти, взаимной ответственности органов власти и инвесторов;
  • 7) неизменности принятых решений;
  • 8) объективности и приоритета экономической эффективности в принимаемых решениях;
  • 9) обязательности участия региональных властей в инвестиционной деятельности в виде: инвестиционный политика капитал экономический
  • — отбора проектов для включения в инвестиционные федеральные и региональные программы и размещения централизованных ресурсов;
  • — предоставления инвесторам гарантий от региональных некоммерческих рисков;
  • — льготного налогообложения инвестиционной деятельности;
  • — прочих мер поддержки и стимулирования инвестиционной активности в регионе. В целом содержание инвестиционной политики Орловской области и набор методов, конкретных мероприятий по ее реализации определяется как теми целями, на достижение которых она направлена, так и условиями ее реализации. Основными целями инвестирования в настоящее время является обеспечение перехода экономики региона к фазе эколого-социального развития.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой