Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование экономической культуры студентов в процессе образовательной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определена сущность и структура экономической культуры личности. Экономическая культура рассматривается нами как целостное личностное образование, характеризующееся высоким уровнем овладения экономическими знаниями и умениями, сформированным социально-целостным отношением к экономике, к её предметам, средствам, результатам, развитыми качествами личности, позволяющими ей наиболее полно реализовать… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Формирование экономической культуры студентов как педагогическая проблема
    • 1. 2. Содержание и структура экономической культуры студентов
    • 1. 3. Педагогические условия формирования экономической культуры студентов
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
    • 2. 1. Методическое обеспечение исследования эффективности формирования экономической культуры студентов. g ^
    • 2. 2. Программа опытно-экспериментальной работы по формированию экономической культуры студентов
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
    • 3. 1. Цель, задачи и этапы опытно-экспериментальной работы
    • 3. 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий формирования экономической культуры студентов
  • Выводы по третьей главе

Формирование экономической культуры студентов в процессе образовательной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономические изменения в России, переход к рыночной экономике ставят перед российской системой образования проблемусформировать экономическую культуру специалиста, способствующую осуществлению им эффективной экономической деятельности и позволяющую оценивать данную деятельность с позиции не только экономической целесообразности, но и нравственной ценности.

Переход России к рыночным отношениям раскрепощает свободу личности, способствует реализации её экономических и духовных интересов, выступает одновременно и в качестве надёжной основы для приращения национального богатства. Наряду с этим рыночная экономика заключает в себе источник ряда негативных явлений, например, обман ради получения прибыли, недобросовестная конкуренция. Вместе с тем, опыт мировой экономики иллюстрирует способность общества ограничивать отрицательные проявления рыночных отношений путём формирования экономической культуры будущих участников рыночных отношений.

Совершенно очевидно, что для того чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственный иммунитет к негативным проявлениям в экономической деятельности, дать им представление о культуре взаимоотношений участников рынка, о сомоменеджменте, об экономической культуре личности недостаточна лишь теоретическая и узкоспециализированная профессиональная подготовка студента. Повышение экономической культуры личности требует эффективного педагогического руководства.

Профессиональное образование тесно связано с уровнем развития науки, техники, производства и социально-культурной сферыоно подвергается наиболее интенсивным преобразованиям, вытекающим из изменения содержания и характера труда, производственных отношений. Цель среднего профессионального образования определена тремя условиями:

1. Обучаемый получает профессиональное образование адекватное современному уровню науки, техники, социальной сферы.

2. Обучаемый получает общее культурное развитиеудовлетворяется потребность общества в кадрах.

3. Обеспечивается всестороннее развитие членов общества. Переориентация экономики на рыночные отношения требует от средних специальных учебных заведений (в дальнейшем ССУЗ) быстрого реагирования. Основным требованием к выпускникам становится способность быстро адаптироваться в условиях рынка.

Исследование проблем экономической культуры личности активизировалось в последние десятилетия. Сущность экономической культуры, её место в системе общей культуры определили П. Р. Атутов, Р. Г. Ахметов, В. Д. Демичев, А. В. Дроздов, И. Б. Иткин, В. А. Полякова, В. Д. Попов, И. А. Сасова, Г. Л. Смирнов, А. К. Уледов, М. А. Хроменкова. Проблемы экономической культуры, мышления и сознания находят отражение в трудах экономистов Л. И. Абалкина, Л. С. Бирмана, К. А. Улыбина, В. П. Чичканова. Педагогические аспекты экономического образования и воспитания школьников рассматривались в работах А. Ф. Аменда, К. Ш. Ахиярова, А. Ф. Амирова, В. Боровиковой, Ю. К. Васильева, А. С. Гаязова, Н. П. Рябининой,.

A.Т.Шпака. Возможности трудовой подготовки и школьного предпринимательства для экономического образования и формирования экономического мышления рассматривались в трудах П. Р. Атутова, К. Ш. Ахиярова, А. Ф. Амирова, Ф. Ф. Абазова, Н. И. Бабкина, А. С. Гаязова,.

B.А.Полякова, Р. З. Тагариева. Теории содержания образования посвящены работы В. В. Краевского, В. С. Леднева, М. Н. Скаткина, Л. В. Занкова. Образовательному процессу в ССУЗах посвящены работы Л. Н. Алексеевой,.

C.В.Васильевой, А. Г. Герасимовой, Г. Г. Городничего, Л. В. Зосимовского, Л. Г. Семушиной, Н. Г. Ярощенко.

Анализ литературы по указанной проблематике показал, что формирование экономической культуры студентов в процессе образовательной деятельности до сих пор не являлось предметом педагогического исследования.

Сложившаяся система воспитания студентов не обеспечивает формирование экономической культуры личности, необходимой в рыночных условиях. Сохраняются рецидивы безличного, технократического подхода в системе образования, блокируется развитие экономически-творческой индивидуальности студента, его готовности действовать в рыночных условиях.

Возникает парадоксальная ситуация: для успешного развития общества необходимо воспитание у его членов ответственности за принимаемые решения, уважение деловых партнёров, добросовестность и другие качества, но эта потребность не учитывается учебными заведениями. При потенциальных возможностях, которые имеют сегодня учебные заведения и социальном заказе, мы сталкиваемся с тем, что учащиеся-студенты не обладают достаточным уровнем экономической культуры. Таким образом, имеет место противоречие между требованием общества к формированию экономической культуры студентов и неразработанностью данной проблемы. Разрешение данного противоречия связано с разработкой в теории и практике проблемы формирования экономической культуры студентов в процессе образовательной деятельности.

Возникшее противоречие между объективными потребностями реальной экономической действительности и инерционностью образования позволило сделать выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: «Каковы педагогические условия формирования экономической культуры студентов в процессе образовательной деятельности?».

Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования экономической культуры студентов в процессе образовательной деятельности.

Объект исследования: образовательная деятельность средних специальных учебных заведений.

Предмет исследования: процесс формирования экономической культуры обучаемых.

Гипотеза исследования: формирование экономической культуры студентов будет эффективным, если образовательный процесс обеспечивается:

— моделью формирования экономической культуры студентов в процессе образовательной деятельности;

— программой образовательной деятельности, созданной на основе модели формирования экономической культуры студентов;

— включением студентов в вариативную экономическую деятельность на основе учебно-призводственной практики.

В соответствии с целью и гипотезой исследования нами поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить сущность и особенности современного состояния системы образования в аспекте экономической подготовки студентов среднего специального учебного заведения.

2. Обосновать содержание и структуру экономической культуры студентов.

3. Создать модель формирования экономической культуры студентов.

4. Разработать и экспериментально проверить программу эффективного формирования экономической культуры студентов в процессе образовательной деятельности.

Теоретико-методологической основой нашего исследования являются:

— в философском аспекте — диалектико-материалистическая теория познания, диалектическое положение о всеобщей связи, которые отражены в философских и психолого-педагогических концепциях деятельностного подхода к формированию личности В. Г. Афанасьева, В. В. Краевского, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина и других;

— в психологическом аспекте — психология мышления, теория моделирования, теории развивающего обучения, отраженные в трудах Б. Г. Ананьева, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, Д. И. Фельдштейна, Д. Б. Эльконина и др.;

— в дидактическом аспекте — теория поэтапного формирования умственных действий, исследования по активизации самостоятельной и творческой активности личности, а также по проблеме межпредметных связей, рассмотренных в трудах Л. И. Гурье, Н. Д. Никандрова, Н. В. Кузьминой, В. Г. Рындак, Н. Ф. Талызиной, Г. И. Щукиной и др.- концепции личностно-ориентированного построения образования (В.И.Андреев, В. В. Краевский, В. И. Загвязинский, В. В. Сериков, И.С.Якиманская).

Методы исследования. В соответствии с поставленными задачами был применен комплекс методов исследования, направленных на выявление особенностей различных компонентов и уровней развития экономической культуры студентов, формируемой в процессе образовательной деятельности, который включал в себя: изучение и теоретический анализ литературных источников по проблеме исследованияобсервационные (прямое и косвенное педагогическое наблюдение) и диагностические методы (анкетирование, тестирование) — моделированиетабулирование и графическое представление результатовсистемный анализ материалов, полученных в ходе эксперимента.

Экспериментальной базой исследования явились Бирский кооперативный техникум, Башкирский кооперативный техникум, Чекмагушевский филиал Бирского кооперативного техникума. В эксперименте приняли участие 350 студентов второго курса, 365 студентов третьего курса, 80 учащихся обучающихся по программе профтехучилищ. В отдельных видах экспериментальной работы участвовали преподаватели экономических дисциплин названных выше учебных заведений.

Исследование проходило поэтапно в 2000 -2003 гг.

Первый этап (2000;2001 гг.) включал изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследованиязондирующий этап эксперимента: уточнение и обобщение практики учебно-воспитательной работы ССУЗов по экономическому образованию студентов. На базе собранных данных была выявлена актуальность, определены цель, объект, предмет, сформулированы гипотеза и задачи исследования, разработана методологическая основа. Проведён констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2001;2002гг.) разрабатывалась методика реализации педагогических условий, способствующих эффективному формированию экономической культуры студентовпроводился формирующий эксперимент, в ходе которого апробировалась данная методика.

Третий этап (2002;2003) предусматривал контрольный этап эксперимента, анализ результатов эксперимента, теоретическое осмысление и уточнение отдельных положений проделанной работы, литературное оформление проделанного диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— раскрыто содержание и определена структура экономической культуры обучаемых, включающая когнитивный, ценностно-мотивационный и деятельностно-креативный компоненты;

— определён комплекс педагогических условий, а также средств и методов, способствующих формированию экономической культуры на основе личностно-деятельностного подхода: а) информационная наполненность пространственно-временных границ восприятия студентами механизмов функционирования экономики как системыб) использование форм и методов активного обучения студентовв) интегративный характер изучения экономических и других дисциплинг) включение студентов в экономическую деятельность на базе учебно-производственной практики;

— разработана модель формирования экономической культуры студентов, механизм функционирования которой представляет взаимосвязь четырёх блоков: а) педагогических условий эффективности формирования экономической культуры обучаемых, б) экономического образования, в) экономического воспитания, г) экономической деятельности;

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: 1) определены критерии сфомированности экономической культуры (владение теоретическими знаниями, экономическое мировозрение, экономическое мышление, готовность к эффективной экономической деятельности);

2) выявлены показатели и уровни сформированности экономической культуры личности- 3) выявленная структура экономической культуры студентов и разработанная модель формирования экономической культуры студентов дополняют современную теорию педагогики- 4) полученные результаты могут послужить основой для совершенствования экономического воспитания студентов.

Практическая значимость исследования заключается во внедрении в учебный процесс авторских методических рекомендаций, технологий реализации содержания практических занятий. Материалы исследования могут использоваться в процессе преподавания экономических дисциплин, а также в системе подготовки и переподготовки педагогов.

Достоверность и обоснованность результатов и основных выводов исследования обеспечены его методологической основойиспользованием комплекса научных методов, адекватных предмету, цели и задачам исследованияразнообразием источников информации, привлечением статистических методов обработки полученных данных и личным участием автора в опытной экспериментальной работе.

На защиту выносятся следующие положения:

Формирование экономической культуры студентов является определяющим фактором становления готовности к рациональной экономической деятельности. Основными компонентами экономической культуры личности являются: когнитивный (система знаний экономических категорий, законов экономического развития), ценностно-мотивационный (система субъективно значимых ценностей, мотивов), деятельностно-креативный (экономическое мышление, эффективная экономическая деятельность).

2. Модель формирования экономической культуры студентов включает цельсодержаниеличностно-деятельностные педагогические технологиипедагогические условия, предусматривающие: а) информационную наполненность пространственно-временных границ восприятия студентами функционирования экономики как системыб) интеграцию содержания экономических и других дисциплинв) включение студентов в экономическую деятельность через организацию учебно-производственной практикиг) использование методов и форм активного обучения.

3. Формирование экономической культуры студентов происходит на основе личностно-деятельностного подхода и программы, созданной на базе модели формирования экономической культуры студентов, а так же при включении студентов в следующие виды экономической деятельности: экономическая деятельность в сфере личной жизни, производственно-коммерческая деятельность в учебном заведении, экономическая деятельность в связи с участием в производственных процессах предприятий в рамках учебно-производственной практики.

Апробация и внедрение результатов исследования.. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры педагогики Бирского государственного педагогического института, на межвузовских, региональных и всероссийских конференциях по проблемам совершенствования экономического образования (г.Уфа, 1999,2001), (г.Бирск, 2002), (г.Глазов, 2001).

Разработанные экспериментальные материалы и научно-методические рекомендации внедрены в практику работы ССУЗов г. Бирска, г. Уфы, г. Казани, г. Нефтекамска, с.Чекмагуш.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав (включающих 7 параграфов, выводы по главам), заключения, списка литературы (193 источника, из них на иностранном языке -6), приложений. Работа содержит 19 таблиц, 12 рисунков.

Выводы по третьей главе.

Опытно-экспериментальная апробация выявленных педагогических условий формирования экономической культуры студентов в процессе образовательной деятельности на примере средних специальных учебных заведений позволила сформулировать следующие выводы:

1. Констатирующий эксперимент позволил выявить низкий уровень экономической культуры студентов, а именно:

— недостаточный уровень знаний по экономическим дисциплинам, фрагментарность знаний;

— слабые умения анализировать экономические процессы, происходящие в реальной жизни;

— низкий уровень экономического мышления и познавательной активности студентов.

2. Опытно-экспериментальная работа, результаты других исследований, оценки специалистов позволили выявить основные факторы, препятствующие формированию экономической культуры студентов ССУЗов и наметить пути и средства их преодоления.

3.Данные, полученные на каждом этапе формирующего эксперимента обнаружили определённую тенденцию к преимущественному преобладанию более высокого уровня экономической культуры студентов экспериментальной группы. Процентное соотношение динамики экономической культуры студентов указывает на эффективность разработанного нами комплекса педагогических условий формирования экономической культуры (высокого уровня достигли 48,3% студентов экспериментальной группы против 21,6% - в контрольной группе).

4. Количественные показатели позволили сделать определённые качественные выводы о сформированности экономической культуры студентов. Значительное место в мотивации учебной деятельности студентов занимают внутренние факторы, определяющиеся принятой системой организации учебного процесса, деятельностью преподавателя, использующего разнообразные педагогические технологии и приёмы активизации учебной деятельности студентов и привлечением студентов к участию в производственно-коммерческой деятельности. Вовлечение студенческих бригад (микроколлективов, подобных производственным) в производственно-экономическую деятельность позволило в наиболее полной мере овладеть необходимыми экономическими знаниями, умениями и навыками, способствовало росту оперативности экономического мышления, устойчивого интереса к экономическим предметам. Опора в обучении на личностно-деятельностные технологии обеспечила рост творческой инновационной деятельности студентов, оперативности в поиске рациональных путей решения проблемных ситуаций. Поддержание интеграционных связей способствовало лучшему усвоению знаний. Высокий уровень единства субъектно-объектных взаимосвязей воспитательного пространства ССУЗа способствует формированию положительной мотивации к учению и труду, формированию устойчивых ценностных ориентации, социально значимых качеств.

5. Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод об эффективности разработанных педагогических условий формирования экономической культуры студентов в процессе образовательной деятельности.

Заключение

.

Социально-экономические изменения в России, переход к рыночной экономике актуализировали проблему формирования экономической культуры специалистов среднего звена. Эта проблема имеет глубокий педагогический и социально-экономический смысл. Разработка совокупности педагогических условий, способствующих формированию экономической культуры студентов в процессе образовательной деятельности, составила цель данного исследования.

Обобщая результаты проведённого исследования, есть основание заключить, что поставленные в нём задачи решены, гипотеза получила подтверждение. Анализ теоретических положений и опытно-экспериментальной работы дали возможность сделать следующие выводы:

1. Формирование экономической культуры студентов в процессе образовательной деятельности является актуальной проблемой современного этапа экономических преобразований. Материалы констатирующего эксперимента показали преобладание низкого и среднего уровня сформированности экономической культуры студентов. Система формирования экономической культуры должна основываться на идеях развития, активных формах и методах обучения, субъектной позиции студентов в образовательном процессе.

2. Определена сущность и структура экономической культуры личности. Экономическая культура рассматривается нами как целостное личностное образование, характеризующееся высоким уровнем овладения экономическими знаниями и умениями, сформированным социально-целостным отношением к экономике, к её предметам, средствам, результатам, развитыми качествами личности, позволяющими ей наиболее полно реализовать себя в познавательной и социально-ориетированной экономической деятельности. Мы выделяем три структурных компонента экономической культуры личности: когнитивный, ценностно-мотивационный, деятельностно-креативный. Определена логика взаимосвязи, а также состав каждого из компонентов структуры, что свидетельствует о системном и целостном характере исследуемого явления. Взаимосвязь указанных компонентов экономической культуры обеспечивает более эффективное формирование экономической культуры личности, если студенты активно вовлечены в экономическую деятельность.

3. Выявлены критерии сформированности экономической культуры студентов: 1) сформированность знаний, необходимых в экономической деятельности- 2) сформированность экономического мировоззрения- 3) сформированность экономического мышления и готовность к эффективной экономической деятельности. Определены показатели сформированности экономической культуры исходя из трёх уровней: низкий, средний, высокий.

4. Формирование экономической культуры студентов происходит на основе личностно-деятельностного подхода при включении студентов в активную экономическую деятельность. Определены педагогические условия, обеспечивающие процесс формирования экономической культуры личности студентов в процессе образовательной деятельности: 1) информационная наполненность пространственно-временных границ восприятия студентами механизмов функционирования экономики как системы- 2) использование методов и форм активного обучения студентов- 3) интегративный характер изучения экономических и других дисциплин- 4) включение студентов в экономическую деятельность на основе учебно-производственной практики.

5. Предлагаемая в работе модель формирования экономической культуры студентов, включающая цель, содержание, условия реализации, предполагает взаимосвязь четырёх блоков: педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования экономической культуры студента, экономического образования, экономического воспитания и экономической деятельности. Цель экономического образования определяет его задачи: в сфере обучения — освоение основ знаний о современной экономике, принципах и закономерностях её функционирования и развитияв сфере самосознания — формирование осознанного гражданского экономического поведенияв сфере мотивации — развитие потребности в экономическом знании. Экономическое воспитание взаимосвязано с другими направлениями процесса воспитания: нравственным, трудовым, экологическим, эстетическим. Экономическая деятельность определена как система действий и операций по целесообразному преобразованию духовного и материального производства. Экономические навыки развиваются, если личность активно включается в экономическую деятельность.

6. В формирующем эксперименте использованы формы и методы активного осуществления педагогического процесса, которые в силу специфики экономических дисциплин были наиболее эффективны. Эффективность процесса формирования экономической культуры студентов повысилась с внедрением и реализацией разработанной программы опытно-экспериментальной работы по формированию экономической культуры студентов. В выполненном экспериментальном исследовании полученные результаты служат первоначальной характеристикой общей цели формирования экономической культуры студентов в процессе образовательной деятельности, не претендуя на исчерпывающий анализ данного феномена.

Приоритетными направлениями дальнейших исследований, на наш взгляд являются вопросы:

— определение условий единства воздействия социально-рыночной сферы и образования;

— подготовка педагогов к решению задач формирования экономической культуры студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Новый тип экономического мышления. М.: Экономика, 1987.-191 с.
  2. O.A. Личностно-ориентированная технология обучения: проблемы и поиски //Наука и школа, 1998.- № 4. -С.34−37.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности М.: Наука, 1991.-336 с.
  4. А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры.- М.: Наука, 1991.- 112 с.
  5. Л.Н. Формирование гибкого содержания образования и обучения в средних специальных учебных заведениях. Дис. .канд. пед. наук.-М., 1997.- 194 с.
  6. М.Л. Формирование экономической культуры младших школьников в процессе дополнительного образования. Дис. канд. пед. наук.-Челябинск, 1994.- 170 с.
  7. А.Ф. Система работы классного руководителя по экономическому воспитанию школьников: Метод.рекомендации. Челябинский гос. пед. институт.- Челябинск: Изд-во Чел.гос.пед.инст., 1987.- 61 с.
  8. А.Ф. Экономическое образование и воспитание учащихся 4- 10 классов: Учебн. Пособие.- Челябинск: Чел. ГПИ, 1988.- 164 с.
  9. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х тт. /Под ред. A.A. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980.- Т.1 -230 с .- Т. 2 — 288 с.
  10. Ю.Антонов М. Ф. Нравственность экономики. Публичные заметки.- М.: Молодая гвардия, 1984.- 190 с. 11 .Арнольдов А. И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. М.: Изд-во МГИК, 1992.- 240 с.
  11. Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Наука, 1993. —252 с.
  12. А.Ю. Экономическое мышление: содержание и пути формирования. -М.: Луч, 1994. 122 с.
  13. В.Асмолов А. Г. Психология личности. М.: Изд-во Московского университета, 1990. — 367 с.
  14. М.Атутов П. Р. Технология и современное образование //Педагогика.-1996.- № 2. -С. 14−19.
  15. В.Г. Общество: системность- познание и управление. — М.: Политиздат, 1981. 432 с.
  16. Э.Г. Психолого педагогические проблемы формирования активной жизненной позиции учащихся техникумов.- Дисс. .канд. пед. наук. -Ленинград, 1982.-213 с.
  17. A.C. Культурно психологические проблемы осмысления и «решения» переходных процессов //Мир психологии. — 2000. — № 3. — С.38−49
  18. К.Ш. Основы экономики: Метод, пособие для учителя/ К. Ш. Ахияров, М. Ш. Саяпов, М. И. Бирюков. Бирск: Изд-во БирГПи, 2000. -179 с.
  19. К.Ш., Амиров А. Ф. Формирование ценностных ориентации будущих учителей//Педагогика. — 2002. № 3, — С. 50−54.
  20. Ю.К. Интесификация процесса обучения. М.: Знание, 1987.-80 с.
  21. Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989 — 560с.
  22. В.Н. Современное профессиональное образование, его стандарты и новая социально-экономическая среда //Среднее профессиональное образование. 2002. — № 7. — С.8−12
  23. Г. А. Теория учебных задач:Психолого-педагогический аспект. -М.: Педагогика, 1999. 194 с.
  24. Ф. Избранные сочинения. М.: Наука, 1978. — 484 с.
  25. Т.П. Управление воспитательным пространством среднего специального учебного заведения. Дисс.. канд.социол.наук. — Белгород, 1999.- 165 с.
  26. Т. Урок экономики в третьем тысячелетии //Народное образование. — 2001. № 1. — С.17.
  27. Е.П. Педагогическое образование: реалии и перспективы //Педагогика. 1992. — № 1−2. — С.61−65.
  28. Е.П. Доктрина образования в России. М., 1996. — 61 с.
  29. В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.:Педагогика, 1989. 190 с.
  30. B.C. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  31. Бим-Бад Б.М. О перспективах возрождения педагогической антропологии //Советская педагогика. 1998. -№ 11. — С. 18−26.
  32. JI.C. Перестройка экономического мышления. М.: Политиздат, 1990.-271 с.
  33. В.Н. Педагогическая технология: Эволюция понятия //Советская педагогика. -1981.- № 9. С.27—31.
  34. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования //Педагогика.-1997.-№ 4-С.11−17.
  35. Т.В. Педагогические основы формирования экономической культуры школьников. — Дисс. докт.пед.наук. — Пермь, 2000. -316с.
  36. Боровикова Т. В Профессиограмма менеджера. Учебно-методическое пособие. Соликамск, 1995. — 32 с.
  37. В. Решение проблемных задач на занятиях экономики //Учитель. 1999. — № 4. — С.59−61
  38. В., Парамонов А. Экономические предпосылки предпринимательской подготовки подростков и молодёжи //Народное образование. 2001. — № 10. — С.202.
  39. Васильев Ю К. Экономическое образование и воспитание учащихся. -М.: Педагогика, 1983. 96 с.
  40. А., Симонов И. Учитель экономики в современной школе //Народное образование. 2002. — № 10. — С. 108
  41. М., Френсис Д. Раскрепощённый менеджер /Пер. с англ.
  42. A.Ф.Верникова, А. Ф. Ковалёва. -М.: Дело, 1991. -320 с.
  43. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологическй очерк, М., 1967,
  44. О.С. Базовая культура и самоопределение личности. М., 1989.- 127 с.
  45. A.C. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. -Челябинск: Факел, 1995.-338 с.
  46. Гибкие образовательные структуры в системе среднего профессионального образования /Л.Г.Семушина, Л. В. Зосимовский,
  47. B.И.Байденко, Л. Н. Алексеева, С. В. Васильева, Г. Г. Городничева. М., 1995. -44с.
  48. Л.П. Культура — психотерапевтическое прикрытие человека //Мир психологии. 2000. — № 3. — С.59−73
  49. Р.Г. Духовный мир молодёжи в меняющейся России 20 века //Мир психологии. 2000. — № 4. — С. 147−159
  50. Р.Г. Современная молодёжь: социальные ценности и нравственные ориентиры //Педагогика. 2000. — № 10. — С.32−38
  51. П.С. Философия культуры. 2-е изд. — М.:Аспект-Пресс, 1995. -218 с.
  52. Дж.К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1979. — 243с.
  53. Давыдов В. В Теория развивающего обучения. — М.:ИНТОР. 1996. —544 с.
  54. A.B. Экономическая подготовка школьников //Педагогика. 2000. — № 3. — С. 14−17
  55. М.Е., Орлов В. П. Личность обучаемого и её развитие.-Челябинск: ЧГПУ, 1996.- 148с.
  56. A.A., Зайцев Н. И., Машненков B.B. Культура как способ реализации творческих возможностей человека /Введение в культурологию. -М.:Владос, 1995. С.75−80.
  57. Н.И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики. -М.:Финансы и статистика, 1999. -480 с.
  58. А.З. Экономическая культура специалиста в процессе адаптации сферы культуры к рыночным отношениям. Дисс.. канд.культурол.наук. — Краснодар, 1999. — 168 с.
  59. Г. Нетрадиционные подходы к изучению экономики //Народное образование. 2000. — № 1. — С. 14 458.3агвязинский В.И. О современной трактовке дидактических принципов//Советская педагогика.- 1978.-№ 10.-С.14−18
  60. Н.М. Формирование экономической культуры учащихся сельских школ. Дисс. канд.пед.наук. — Тюмень, 2000. — 174 с.
  61. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.:Изд-во «Новая школа», 1996. — 56 с.
  62. И.И. Педагогические оснвы воспитания трудовой культуры учащихся: Дис. .доктора педагогических наук. -М., 1992, — 276с.
  63. Зиновьев А. А, РевзинИ.Н. Логическая модель как средство научного познания //Вопросы философии. -1961. № 1. -С.48−56бЗ.Злобин Н. С. Культура и общественный прогресс. М.:Наука, 1980. 308 с.
  64. Г. И. Педагогические технологии в средней профессиональной школе /Технология обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития. М., 1997. — С.4−14
  65. В.А. Формирование экономической культуры учащихся: теория и практика. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1998. — 196 с.
  66. И.Б. Социологические аспекты теории и практики экономического воспитания: Автореф.дис.канд.философ.наук. -Свердловск, 1972. 21 с.
  67. М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). — М.?Политиздат, 1974. 328 с.
  68. И. Собрание сочинений. В 6 тт. М.: Наука, 1986. — Т.6. — 462 с.
  69. И.А. Вопросы компьютеризации образования //Вопросы психологии. 1986. — № 5. — С.73
  70. Л.П. Деятельность как педагогическое явление //Сов. педагогика.-1984.-№ 2.-С.52−56.
  71. Н.Я., ПоповВ.Д., Эпштейн Л. Е. Экономическое воспитание масс: организация и эффективность. М.:Экономика, 1979. — 186 с.
  72. Л.Н. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. — 283 с.
  73. А.П., Корнилов В. И. Педагогические основы и организация воспитательной работы в средних специальных учебных заведениях: Учебно-методическое пособие. -М.:Высшая школа, 1979. — 175 с.
  74. Концепция организационно-экономической реформы системы образования России (Аналитическая записка). «Поиск».- 13−19 сентября 1997.-№ 38 (436).-С.7−11.
  75. Л.В. Логика научного исследования. -М.:Наука, 1965. — 355 с.
  76. Краевский В. В Моделирование в педагогическом исследовании/ Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов пед. инст-ов /ЛО.К.Бабанский, В. Н. Журавлёв, В. К. Розов и др. /Под ред. В. Н. Журавлёва. М.:Просвещение, 1988. — 239 с.
  77. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во Самарск.гос.пед.ин-та, 1994. -165 с.
  78. Н.К. Сочинения в 10 томах. М.: АПН, 1959. — 280 с.
  79. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990. — 142 с.
  80. С.С. К концепции культуры как системы интеракции нормативно-ценностных пространств //Мир психологии. 2000. — № 3. — с.49−59.
  81. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -JI., 1970. 114 с.
  82. Кузин Ф. А, Кандидатская диссертация. Методы написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. М.: «0сь-89», 2001. — 224 с.
  83. Е.А. Учебное пособие по «Экономической культуре» //Хрестоматия для учителей и учащихся 5−6 классов.-Самара.Изд-во «ОАО ЧИЛИ», 1996.-195 с.
  84. Л.П. Экономическое образование и воспитание школьников. М.: Просвещение, 1987. — 144 с.
  85. М., Шевченко Т. Предпринимательская деятельность в образовательном учреждении //Народное образование. — 2002. № 10. — С.87
  86. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. — 536 с.
  87. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  88. О.Л. Феномен хозяйственной культуры //Российский экономический журнал. 1993. — № 9. — С.58−67
  89. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.:Политиздат, 1986.-304 с.
  90. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. -М.:Наука, 1994.-364 с.
  91. И.Л. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  92. .Т. Рыночное отношение и воспитание школьников //Воспитание школьников. 1991.№ 5.- С.5−6.
  93. .Т. Философия воспитания. Специальный курс: учебное пособие для студентов высш.учеб.завед. — М.: Прометей, 1995. 282 с.
  94. Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. — 270 с.
  95. Ю.М. Формула человека //Учительская Газета. 1990. — № 21
  96. Н.В., Полетаев Е. Г. Идеология воспитания российскоймолодёжи //Педагогика. 1998. — № 5. — С.46−52
  97. Л.Л. Экономическое образование в России: есть ли выход? РАБО — Москва, Бизнес-образование.- № 2(3), 1997.-С. 12−21.
  98. А.И. праздник как социально-художественное явление. М.: Наука, 1978. — 198 с.
  99. Л.В. Преподаватель: модель деятельности и аттестация. -М., 1992. 287 с.• 101. Максакова В. И. Экономическая культура личности /Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы.- М. Д989.-С.99−104.
  100. Л.О., Николаева В. Н. Формирование профессионализма будущих специалистов через научно-исследовательскую работу //Среднее профессиональное образование. 2001. — № 5. — С.6
  101. Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  102. А.К., Мотис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  103. А. Самоактуализация /Психология личности. Тексты //Под ред. Ю. Б. Гиппенрейгер, А. А. Пузырея.-М., 1982.-С. 108−117
  104. В.М. Предмет теории культуры /Проблемы теории культуры. М.: Наука, 1977. — 342 с.
  105. Методология педагогических исследований. Сборник научных трудов /Под ред. А. И. Пискунова, Т. В. Воробьёва. М., АПН СССР, 1986.-165 с.
  106. Е. Типология дидактических тестов при разработке и экспертизе //Alma Mater (Вестник высшей школы), 1997. № 2. — С. 16−17.
  107. А. Социодинамика культуры. М.: Изд-во «Прогресс», 1975. -405 с.
  108. A.B. Личность школьника и её формирование //Деятельность, общение и игра в развитии коллектива и формирования личности школьника. М., 1983. С.28−32.
  109. Г. Б. Педагогические основы формирования трудолюбия у студентов в процессе учебной деятельности. Дисс.. канд.пед.наук. — Душамбе, 1999. — 172 с.
  110. В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности //Психология личности. Тексты. М.:Наука, 1982. — С.35−38• 113. Назарова Н. Завершающий урок по теме «Спрос и предложение».
  111. Начальное профессиональное образование //Учитель Башкортостана. 1997. -№ 4. — С.76−80.
  112. Н.Д., Гершунский Б. С. Актуальные проблемы методологии педагогики. М., 1994. — 196 с.
  113. Н.Д. Проблемы взаимосвязи образования, экономики, социальной политики и культуры в современной России //Социально-политический журнал, 1997. № 2. С. 149−160.
  114. Н.Д. Россия: Ценности общества на рубеже XXI века.-М.: МИРОС, 1997.- 144 с.
  115. A.C. Экономическое образование школьников: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 160 с.
  116. А.И. Интеграция базового профессиональногообразования //Педагогика. 1996. — № 3. — С.3−8.
  117. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Наука, 1994. — 214 с.
  118. А.И. Подготовка подростков к предпринимательской деятельности. Экономическое образование //Школа и производство. 1999. -№ 3. -С.69−73.
  119. А.И. Предпринимательская подготовка подростков и педагогов //Народное образование. 2002. — № 10. — 241 с.
  120. Педагогика /Под ред. П. И. Пидкассистого М.:Российское педагогическое агенство, 1996. — 602 с.
  121. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А.Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
  122. В.А. Личность в психологии. — Изд-во «Феникс». -Ростов-на-Дону, 1996. 509 с.
  123. А.И. Культура как бытиё: истоки и границы парадигмы //Мир психологии. 2000. — № 3. — С.3−8
  124. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1996. -256 с.
  125. Е.С. Обучение в сотрудничестве //Иностранные языки в школе. 2000. -№ 1
  126. Л.Н., Попов В. Д., Чичканов А. П. Экономическая культура (сущность, направления развития). М.:Мысль, 1987. — 269 с.
  127. В.Д. Новый тип экономического мышления: некоторые вопросы его формирования у молодёжи. М.:3нание, 1985. — 40 с.
  128. В.Д. Экономика плюс педагогика: Очерки об экономическом воспитании молодёжи. М.:Молодая гвардия, 1986. — 288 с.
  129. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1997 года № 1137 «Об организации работы в области подготовки кадров для рыночной экономики» //Собрание актов Президента и Правительства РФ. -15.11.97.-№ 46.-С.44−56.
  130. Прогностическая концепция целей и содержания образования /Под ред. И. Л. Лернер, И. К. Журавлёва. -М., 1994.
  131. A.C. Принципы разработки игровой технологии //Школьный экономический журнал. 1997. — № 2. — С.40−48
  132. Психологический словарь /Под ред. Б. Г. Мищерякова. -М.:Педагогика-Пресс, 1998. 440 с.
  133. Психология и экономика: Социально-психологические очерки. -М.: Советская Россия, 1989. 302 с.
  134. Е.Я. Постиндустриальное общество: сдвиги в континууме культуры и их социальные предпосылки //Общество и человек: пути самоопределения. СПб, 1994. — Вып.1. — С.9−20.
  135. Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Антология экономической классики. В2тт. т1. М.:МП «Эконов», 1991. 459 с.
  136. И.С. Воспитательная деятельность как фактор профессионального становления личности студента колледжа. Дисс.. канд.пед.наук. — Магнитогорск, 1999. — 188 с.
  137. В.К. Методика экономического воспитания школьников: Учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. — М.:Просвещение, 1985. -160 с.
  138. C.JI. Основы общей психологии. В 2-х т. М., 1989. -Т.1.-488 с.
  139. М.Ф. Историческая составляющая бытия культуры //Мир психологии. 2000. — № 3. — С.73−84.
  140. Р.В. Между социализмом и рынком: Судьба экономической культуры в России: Учебное пособие. М.: Наука, 1994. -С.26−28.
  141. Р.В. Экономическая культура. М.:Культурная инициатива, 1995.-287 с.
  142. JI. Экономика и мы //Народное образование. — 2002. -№ 10. — С.22−29.
  143. A.A. Экономическое образование учащихся: Автореф. дис. канд. пед.наук. Алма-Ата, 1990. — 24с.
  144. И.А. Социально-экономическое образование и воспитание учащихся //Народное образование. — 2001. № 10. — с. 165.
  145. И.А., Аменд А. Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки. М.:Просвещение, 1988. — 192 с.
  146. Семушина Л.Г., ЯрощенкоН.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. М.: Мастерство, 2001. — 272 с.
  147. А.Н. Пути развития активности и самостоятельности учащихся техникумов при изучении специальных дисциплин. Дисс. .канд.пед.наук. -М., 1974. — 184 с.
  148. В.В. Личностно-ориентированное образование //Педагогика. 1994. — № 5. — С.7−10
  149. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. — Волгоград: Перемена, 1994. — 145 с.
  150. И.М. Поликультурное образование как насущная социальная проблема //Актуальные вопросы совершенствования образовательного процесса в поликультурном социуме: Материалы конференции. Бирск: БирГПИ, 1999. — С.4−7.
  151. В.И. Внедрение информационных технологий//Среднее профессиональное образование. 2001. — № 5. — С.9.
  152. В.А. Формирование социально активной личности: Общая концепция исследования//Формирование социально активной личности учителя.-М.:МГПИ, 1986.- 180 с.
  153. Словарь терминов рыночной экономики /Сост. В. М. Лукашевский и др. -М.: Менеджер, 1992. 117 с.
  154. А. Исследования о природе и причинах богатства народов. -М., 1962. -250 с.
  155. Сомов Ю Потенциал экономической игры //Педагогика. — 2002. -№ 9. С. 104−105.
  156. A.B. О формировании профессионально значимых качеств будущих специалистов //Среднее профессиональное образование. — 2002. -№ 10. -С.7−8.
  157. A.A. Формирование экономической культуры студентов педвуза как условие их профессиональной подготовки. Дисс. .канд.пед.наук. — Тула, 1998.- 178 с.
  158. Р.З. Технология личностно-ориентированного обучения в современной общеобразовательной школе /Автор-составитель Р. З. Тагариев. — Пермь: КРОАЕ. 2000. — 148 с.
  159. В.А. Экономическое воспитание школьников. М., 1983. —112 с.
  160. К.А. Современное экономическое мышление. -М. Политиздат, 1986. 239 с.
  161. К.Д. Сочинения: В 3-х т. Т.1. М., 1979. — 387 с.
  162. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., Педагогика, 1989.-208 с.
  163. Философия культуры. Становление и развитие. СПб.:Изд-во «Лань», 1998.-448 с.
  164. В.П. Экономические отношения и экономическое сознание. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1979. -271 с.
  165. Э. Психоанализ и этика. М., 1993. — 74 с.
  166. В.Л. Активность как феномен культуры //Мир психологии. — 2000. № 3. — С.261−266.
  167. Хейне Пол Экономический образ мышления. Пер. с англ. — М.: Изд-во «Дело», 1992. — 704 с.
  168. С.Jl. Теория и практика личностноориентированной социально-экономической подготовки школьников: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1998. — 40 с.
  169. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. М.:Экспедитор, 1996. — 78 с.
  170. Д.М. Технология обучения основам предпри -нимательства (Опыт татаро-америкаского регионального колледжа, Казань) //Педагогика. 1996. — № 3. — С.50−53.
  171. .П. Экономическое воспитание школьников: вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1986. — 96 с.
  172. П.Н. Возможна ли этика бизнеса //Общественные науки и современность. 1997. — № 6. — С. 16−26.
  173. А.Г. Организация экономического образования и воспитания учащихся. Киев, 1987. — 128 с.
  174. В.Ф. Культура экономики. М.:Молодая гвардия, 1986.191 с.
  175. В.П., Хроменков H.A., Рябушкин Б. С. Экономика образования. Учебное пособие. М.:Рос. Пед. агенство, 1998. — 306 с.
  176. В.П. научные подходы к экономике образования //Педагогика. 1996. — № 1. — С. 12−17.
  177. Экономическое образование и воспитание учащихся. Пособие для учителя. /Под ред. Н. И. Горлач. — Киев: «Радянська школа», 1989. 336 с.
  178. .А. Формирование культуры молодого рабочего. М.: Высшая школа, 1984. — 111 с.
  179. С.Н. Организационно-педагогические требования подготовки учителя к профессиональной творческой деятельности в условиях современной школы: Дисс. Канд. пед. наук. Магнитогорск, 1998.-176 с.
  180. А.Р. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании: Методическое пособие.-М., 1991.-91 с.
  181. Г. Ф., Стеняева Т. И. Организация воспитательной среды среднего профессионального учебного заведения //Среднее профессиональное образование. 2001. — № 5. — С.21.
  182. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М., 1996.-91 с.
  183. Н.Г., Гунявина Н. Л. О разработке нового поколения образовательного стандарта среднего профессионального образования //Среднее профессиональное образование, 2001. — № 10. — С.2
  184. Guide pedagogique pour le professeur //sous la direction d’Andre Reboullet, Paris: Hachette, 1991, 250 p.
  185. Malglaive G. Enseigner a des adultes: travail et pedagogie. — Paris: PUF, 1990,-165 p.
  186. Meirieu Ph. Une societe ne doit pas desesperer sa jeunesse// L’Express. -1998.-№ 2463.-P. 34−38.
  187. Mission du professeur exercant en college, en lycee d’enseignement general et technologique ou en lycee professionnel//Circulaire. 1997. — № 97. -P. 123−130.
  188. Tochon A. Se liberer du contenu pour s’adapter aux situations: la carte de concepts en video formation // Les Sciences de l’Education. -1992, -№ ½ -P.59−82.
  189. Van Campenhoudt L. Les transformations du contexte socio-culturel et normative de l’ecole. Bruxelles: Centre d’etudes sociologique des Facultes universitaire Saint-Louis. — 1991. -47 p.
Заполнить форму текущей работой