Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Малокомплектная кочевая школа как социально-педагогическая закономерность в развитии школьной сети в условиях Севера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенно трудно было организовать школы в отдаленных районах с кочевым населением. На основе комплексных культурных баз начали создаваться ^ кочевые школы с наряду со школами-интернатами. К основным особенностям учебно-воспитательной деятельности малокомплектной кочевой школы относятся: непосредственная связь школы с самобытной жизнью и деятельностью народов Севера, что, в свою очередь… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Проблемы возрождения и перспективы развития малочисленных народов Севера
    • 1. 1. Из истории развития малочисленных народов Севера
    • 1. 2. Решение проблем малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия)
    • 1. 3. Кочевые родовые общины как новая форма хозяйственного и культурного возрождения малочисленных народов Севера
    • 1. 4. Специфика деятельности малокомплектных кочевых ц школ в условиях Севера
  • ГЛАВА 2. Социально-педагогические особенности управления учебно-воспитательной деятельностью малокомплектных школ в условиях Республики Саха (Якутия)
    • 2. 1. Организация учебно-воспитательной деятельности и опыт работы малокомплектных кочевых школ
    • 2. 2. Создание жилищно-бытовых комплексов — «факторий» для кочевого населения как важнейшее условие совершенствования малокомплектной кочевой школы
    • 2. 3. Кадровая политика среди малочисленных народов
  • Севера в области образования
    • 2. 4. Основные направления совершенствования учебно-воспитательной деятельности сельской малокомплектной школы как основа развития кочевой школы

Малокомплектная кочевая школа как социально-педагогическая закономерность в развитии школьной сети в условиях Севера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Совершенствование системы образования на селе становится в настоящее время одной из первоочередных социально-педагогических проблем. В частности, по официальным данным Министерства образования Республики Саха (Якутия) в республике 70. % всех школ составляют сельские школы. К тому же большинство из них являются малокомплектными, т. е. с малым контингентом учащихся или с малой наполняемостью классов.

Кочевая школа — особый тип общеобразовательной школы, приспособленный к местным условиям Крайнего Севера и получивший распространение ф в нашей стране еще в 20−30 годы. Основное ее назначение — сделать школу доступной для детей кочевников, т. е. она должна кочевать вместе с оленеводами. Деятельность кочевых школ представляет собой определенный этап в развитии системы народного образования в Якутии. Утром эти школы открывались для детей, а вечером — для взрослого населения по ликвидации неграмотности. Порой уроки в этих школах проводились под открытым небом, учитель выводил буквы прямо на снегу, а дети тут же копировали их.

Одной из примечательных особенностей кочевой школы было ее проФ никновение в самые отдаленные, труднодоступные места: в тундре, глухой тайге, горах. В связи с этим в различных природных условиях сложились разные формы кочевания и функционирования кочевой школы: «меридиальная» (стада перегонялись летом на север, зимой на юг), «пустынная» (кочевание велось от колодца к колодцу или вокруг колодца), «вертикальная» (кочевание с зимних пастбищ, расположенных в долинах, на летние — высокогорные) и др.

В настоящее время в связи с национальным возрождением малочислен-4* ных народов Севера идет процесс восстановления в новом облике кочевой.

1 Неустроев Н. Д. Национально-региональная система образования Республики Сача (Якутия) в условиях нового педагогического мышления. Якутск: Сахаполиграфиздат, 1999. С. 3. школы. Она как бы вновь признана наиболее приемлемой формой школьного ^ обучения в условиях Севера под влиянием глубоких социально-экономических и общественно-политических преобразований. В частности, речь идет о переходе к рыночным отношениям, к новым формам хозяйствования. В условиях Севера существенны такие факторы, как сохранение кочевого и полукочевого образа жизни, интенсивное освоение целинных и залежных земель, расширение сферы обитания в бескрайних просторах тундры и лесотундры. Этим обусловлено появление многих мобильных поселений, в структуру которых входит и кочевая школа.

Кочевые школы функционируют как сельские малокомплектные начальные или неполные средние школы коренных народов Севера.

Введение

нацио-^ нально-регионального компонента образования на основе многовариативности учебных планов и программ дает детям возможность с самого раннего возраста приобщиться к традиционным занятиям предков, к самобытной материальной и духовной культуре аборигенов Севера.

В педагогической литературе имеется сравнительно мало публикаций по данной проблеме. В частности, отсутствуют специальные исследования. Так, общие вопросы по организации и совершенствованию деятельности общеобразовательных школ в условиях Севера рассматриваются в работах А.А. Абаку-&diamsмова, В. Г. Арсенова, А. Г. Баранова, В. Г. Богораза, В. И. Бойко, JI.H. Верина,.

Ф.Ф. Кронгауза, Н. К. Казанского, К. В. Стурова, Г. В. Севильгаева и др.

Ближе к предмету нашего исследования стоят работы ученых-педагогов по Республике Саха (Якутия) В. Ф. Афанасьева, Д. А. Данилова. Н.Д. Неустрое-ва, Б. Н. Попова, Ф. С. Донского, У .А. Винокуровой, А. Е. Афанасьева, П. П. Борисова, HJE. Егорова, Е. П. Жиркова, З. С. Жирковой, А. Д. Семеновой, Г. С. Поповой, А. А. Потаповой и др. В частности, особенно созвучны исследования А. Е. Афанасьева по осуществлению лрофильной дифференциации в школах Крайнего Севера, Г. С. Поповой по традиционному семейно-бытовому воспитанию якутских детей, З. С. Жирковой по совершенствованию деятельности школ малочисленных народов Севера. Речь идет об обеспечении рациональных социально-педагогических условий деятельности школ коренных народов Севера с учетом национально-региональных особенностей.

В нашем исследовании рассматриваются такие принципиально важные вопросы, как социально-педагогическое значение кочевой школы в национальном возрождении коренных народов Севера, специфика ее деятельности в условиях Северапоказываются пути и условия повышения качества учебно-воспитательного процесса в этих типах школ, раскрываются адекватные формы и методы работы учителя в условиях малой наполняемости классовобосновывается целостная концепция (положение) о деятельности кочевой школы как наиболее оптимальной и мобильной формы школьной сети в местах компакт-щф ного проживания малочисленных народов Севера.

Таким образом, недостаточная разработанность проблемы и актуализация вышеназванного круга вопросов обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Малокомплектная кочевая школа как социально-педагогическая закономерность в развитии школьной сети в условиях Севера».

Объект исследования — деятельность малокомплектных школ в условиях Севера.

Предмет исследования — социально-педагогическая закономерность в развитии деятельности малокомплектной кочевой школы в условиях Севера.

Цель исследования — теоретически и практически обосновать роль и значение малокомплектной кочевой школы в развитии школьной сети в условиях Севера.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой процесс развития деятельности малокомплектной кочевой школы как мобильной формы школьной сети в условиях Севера может быть обеспечено, если:

— проводится политика государственного протектората по активному национальному возрождению малочисленных народов Севера;

— кочевая школа функционирует непосредственно в местах компактного проживания малочисленных народов Севера;

— учебно-воспитательная работа в ней организуется с учетом специфических условий Севера, традиционной материальной и духовной культуры, самобытной жизни и хозяйственной деятельности аборигенных народов;

— достигается адекватность содержания и форм обучения и воспитания детей в условиях малокомплектной кочевой школы (учебные планы, программы, учебники, традиции воспитания народов Севера);

— реализуются дистанционное управление кочевой школой и учебно-методическая помощь учителям со стороны опорной школы или базового центра. ф Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:

— на основе историко-логического анализа и социально-педагогической характеристики деятельности сельских малокомплектных школ в условиях Севера определить роль и значение кочевой школы в развитии системы образования и национальном возрождении коренных народов Севера;

— построить адекватную специфике деятельности кочевых школ систему форм и методов учебно-воспитательной работы с учетом национально-региональных особенностей развития аборигенов Севера;

— разработать Положение о деятельности кочевой школы;

— разработать комплекс научно-практических рекомендаций по совершенствованию деятельности малокомплектной кочевой школы как мобильной формы школьной сети в условиях Севера.

Методологической основой исследования явились философские положения о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений и фактово ведущей Ф роли деятельности в формировании личности, об активной роли человека в познании и преобразовании окружающей средыо целостном, системно-структурном подходе к изучению явлений и фактовобщее и особенное в общественном развитии, социально-экономическая и культурная детерминиро-$ ванность образования, а также социально-философские и научнопедагогические труды, раскрывающие пути и способы соединения обучения и воспитания с жизнью.

В процессе исследования использованы следующие методы:

— теоретический анализ психолого-педагогической, социальной, этнографической, философской литературы по проблеме исследования, по вопросам обучения и воспитания детей в условиях Севера;

— педагогические наблюдения за деятельностью школ северных улусов и учителей, изучение и обобщение их лучшего опыта;

— методы проектирования и моделирования;

— самооценка, экспертная оценка, анкетирование, собеседования;

— количественный и качественный анализ;

— опытно-экспериментальная работа по выявлению наиболее эффективных путей и условий, содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса в условиях деятельности малокомплектной кочевой школы.

В проведенном исследовании можно выделить следующие этапы.

Первый этап (1991;1994 гг.) — этап поисковый, вхождение в тему. На данном этапе изучалась и анализировалась философская, социологическая, эт-0 нографическая, историческая, психологическая, педагогическая литература по проблеме, осмысливалась практика работы школ народов Севера, в том числе многолетний опыт работы соискателя в школах народов Севера в качестве учителя, председателя методического объединения, директора школы. Завершением первого этапа явилась формулировка темы, цели и рабочей гипотезы исследования.

Второй этап (1995;1997 гг.) — опытно-экспериментальная работа, coll стоящая из констатирующего и формирующего этапов, по совершенствованию учебно-воспитательного процесса малокомплектных кочевых школ. Апробированы положения разработанной нами исходной модели организационнопедагогического обеспечения учебно-воспитательной работы малокомплектных Ф кочевых школ. Выявлены и скорректированы оптимальные условия рационального организационно-педагогического и методического обеспечения деятельности малокомплектных кочевых школ.

Третий этап (1998;1999 гг.) — статистическая обработка и теоретический анализ собранного материала о развитии школ народов Севера и результатов опытно-экспериментальной работы, формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций. Литературное оформление диссертационного исследования.

Базой исследования явились северные улусы, где проживают малочисленные народы Севера, и регионы их компактного проживания в Олекминском, щ Алданском, Нерюнгринском, Нижнеколымском улусах. Опытноэкспериментальная работа проводилась в Улахан-Кельской малокомплектной кочевой школе Анабарского улуса, в сезонных кочевых школах оленеводческих стад «Куонэлэкээн» и «Мэрчимдээн» Оленекского улуса, в Юкагирской неполной средней школе и Уяндинской начальной школе Усть-Янского улуса, в Бары ласской начальной школе Верхоянского улуса, в Линдинской неполной средней школе Жигане кого улуса, в Ессейской средней школе и Чириндинской неполной средней школе Эвенкийского автономного округа Красноярского * края.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучены и определены социально-педагогические условия совершенствования деятельности малокомплектных кочевых школ, заключающиеся в учете традиционного уклада жизни, быта, труда и самобытной культуры аборигенных народов Севера, в проектировании адекватной школьной сети в условиях северных улусов и в местах компактного проживания малочисленных народов Севераобоснованы особенности учебно-воспитательного процесса, разработаны критерии определения наилучших результатов деятельности этих типов школ с учетом национально-региональных особенностей развития.

Республики Саха (Якутия) — теоретически обоснованы и экспериментально проf верены основные положения исследования, которые составляют целостную систему успешного функционирования малокомплектных кочевых школ в условиях Севераразработаны Типовое положение о кочевой школе РС (Я) и Положение о сельской малокомплектной школе РС (Я).

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно раскрывает возможные практические пути и условия дальнейшего развития малокомплектных кочевых школ аборигенных народов Севера как гибкой и эффективной формы школьной сети в условиях северных улусовсодержит пакет директивных и научно-методических документов по совершенствованию деятельности малокомплектных кочевых школ как важнейшее условие выживания и национального возрождения аборигенных народов Севера.

Достоверность и объективность результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных положений и методов исследования, позволяющих раскрыть характер реальных процессов деятельности малокомплектных кочевых школ в условиях Севера с учетом социально-экономических, культурно-национальных особенностей развития аборигенных народовличным участием диссертанта в опытно-экспериментальной работе, сочетанием количественного и качественного анализа полученных результатов, системным анализом практики работы массовых школ, передового педагогического опыта, выводов и рекомендаций.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были изложены на Коллегии Министерства образования республики, в выступлениях перед работниками органов образования, руководителями школ, учителями, общественностью и родителями. Типовое положение о кочевой школе РС (Я) и Положение о сельской малокомплектной школе РС (Я) обсуждались в учебно-методическом совете Министерства образования республики (1998 г.), на семинарах директоров, завучей школ (1997, 1998, 1999 гг.), на республиканских и международных научно-практических конференциях (г.

Якутск, 1997, 1998, 1999 гг.).

На защиту выносится концепция развития деятельности малокомплектной кочевой школы в условиях Севера, предусматривающая:

— данный тип школы как мобильную форму развития школьной сети в условиях Севера;

— разработку Положения о деятельности кочевой школы в условиях РС (Я);

— специфику учебно-воспитательного процесса, обусловленную традиционным укладом жизни и деятельности, самобытной материальной и духовной культурой аборигенных народов Севера;

— систему вариативного содержания, форм и методов обучения и воспитания детей, адекватную своеобразным условиям деятельности малокомплектных кочевых школ;

— политику государственного протектората по национальному возрождению малочисленных народов Севера в области образования;

— обучение и воспитание детей на родном языке как условие формирования личности человека — носителя этнической культуры, представителя своего народа, гражданина современного цивилизованного общества. т.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время в связи с ростом национального самосознания малочисленных народов Севера идет процесс возрождения самобытной материальной и духовной культуры, истории края и родного языка, развиваются традиционные отрасли народного хозяйства в условиях рыночных отношений.

В условиях Севера под влиянием глубоких социально-экономических и общественно-политических преобразований, в частности, перехода к новым формам хозяйствования и интенсивного освоения тундровых и лесотундровых зон сохраняется кочевой и полукочевой образ жизни коренных народов. Этим обусловлено появление многих мобильных поселений, родовых общин, в структуру которых входит и кочевая школа. Согласно демократическому принципу организации системы образования, ее основное назначение — сделать школу доступной для детей кочевников.

В зависимости от характера и условий деятельности различаются и разновидности кочевых школ: кочевые, полукочевые (сезонные) и стационарные, 14 м соответствуют и виды поселений: кочевые по маршрутам обитания стада оленей, т. е. постоянные переселения оленеводческих бригад, сезонные — поселения на определенный промежуток времени (в течение четверти или полугодия), стационарные — поселения в виде промежуточных баз, жилищно-бытовых комплексов, «факторий».

Кочевые родовые школы, как новая форма хозяйственного и культурного возрождения малочисленных народов Севера, имеют большую перспективу при дальнейшем усовершенствовании и жизнедеятельности. Они представляют собой один из основных и рациональных путей развития и процветания коренных народов, как представителей северного этноса, внесшего свою достойную лепту в мировую цивилизацию.

Данные о потребности северных улусов в педагогических кадрах говорят о том, что наметилась тревожная тенденция к преобразованию средних школ в неполные средние, а некоторые школы уже не в состоянии на должном уровне вести учебно-воспитательный процесс из-за острого дефицита учителей. Выпускники школ северных улусов становятся все более неконкурентноспособными при поступлении в ВУЗы и ССУЗы. В связи с этим усиление внимания к проблемам малокомплектных северных школ и научное рассмотрение выявили необходимость создания формирования единого учебно-методического Центра по подготовке квалифицированных кадров для мест проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера. Таким Центром мог бы стать факультет народов Севера при педагогическом институте Якутского госуниверситета им. М. К. Аммосова.

Деятельность Улахан-Кюельской кочевой школы Анабарского улуса за ^ последние четыре учебных года показала целесообразность организации сети таких школ в условиях Севера как один из факторов социально-экономического и культурного развития коренных народов.

Анализируя как позитивные, так и негативные стороны деятельности малокомплектных кочевых школ, следует подчеркнуть, что традиции народного воспитания у народов Севера имеют глубокие корни в их самобытной жизни и деятельности, истоки которых нужно искать в семейном воспитании. С этой точки зрения кочевые школы в специфических условиях Севера являются наиболее адекватными формами социализации школ, максимального приближения детей к жизни и деятельности аборигенов Севера, к родной стихии.

Особенности кочевых школ как особого вида малокомплектных школ в условиях Севера проявились в следующем:

1. Первые шаги по организации школ Крайнего Севера России были сделаны в начале XVIII века как средство влияния на непокоренные еще народы. Организация школ началась с возникновением миссионерских, духовных, цер-* ковных школ. Они ограничивались узкими задачами подготовки из среды «туземцев» священников, псаломщиков и т. д.

2. Социально-политическая необходимость организации кочевых школ существовала и в советское время в связи осуществлением всеобуча населения. В зависимости от объективных условий они принимали различную форму функционирования: школы-приюты, школа в культурной базе, кочевые школы, школы-передвижки.

3. Благодаря своей живучести во все исторические периоды, кочевая школа сыграло известную прогрессивную роль в деле проникновения просвещения в наиболее отдаленные уголки Крайнего Севера.

Концепция образования и воспитания в кочевых школах основывается на национальной самобытности народов Севера, дифференцированном подходе к формированию и развитию национально-региональной системы образования, ii социализации школы, что предполагает максимальное приближение ее и через нее детей к традиционному укладу жизни и деятельности северян как условие, их выживания. Обоснование этой концепции строится на девяти принципах, которые изложены выше.

Показывая процесс организации и опыт работы кочевых школ Анабар-ского и Оленекского улусов, следует отметить:

1. В деле организации деятельности кочевых школ активно проявляют инициативу администрации улусов, что во многом способствует успешному ш решению этой проблемы.

2. Много сил и времени требует составление комплекса нормативных документов юридического, административного и организационно-педагогического характера. Необходимы согласованность и целенаправленные действия всех заинтересованных представителей государственных и общественных организаций.

3. Четыре года работы кочевых школ Анабарского и Оленекского улусов подтвердили социально-экономическую значимость и педагогическую целесообразность организации этих типов школ как один их путей совершенствования школьной сети в условиях Севера. Открывается возможность рационального использования опыта этих школ и в других арктических улусах.

Создание жилищно-бытовых комплексов-факторий для кочевого населения обусловлено следующими объективными обстоятельствами:

1) расширение традиционных отраслей хозяйства Севера, дальнейшее развитие самобытной материальной и духовной культуры коренных народов предполагают нецелесообразность кочевого и полукочевого образа жизни;

2) политика массового перевода кочующего населения Севера на оседлый образ жизни оставила огромные тундровые зоны без хозяина, тем самым подорвала основу выживания и развития малочисленных народов Севера;

3) строительство ЖБК-факторий обязательно предусматривает школу для % детей кочевого населения. Школа, как культурный и образовательный центр, имеет селообразующее начало.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Современная хозяйственная структура народов Севера должна развиваться на базе традиционных отраслей и особых форм хозяйствования, на новом технологическом уровне. Пора положить конец фактическому бесправию коренных народов в отношении своих традиционных территорий, на которых они исконно ввели самобытное хозяйство. ш.

В условиях демократизации и гуманизации общества малочисленные народы Севера прошли активный процесс национального возрождения. Созданы реальные перспективы их комплексного развития по следующим основным направлениям: современная духовная и материальная культура народов Севера способна плодотворно развиваться лишь на основе того лучшего в их традиционной культуре, что прошло испытание временемразумное сочетание оседлого и кочевого образа жизни, восстановление и сохранение исторических памят-* ников народной культуры: соблюдение социально-исторической преемственности между поколениями, создание системы прогрессивных традиций народного воспитания на основе современных достижений педагогической теории и прак.

I тикиформирование национальной интеллигенции и их ведущей роли в соци.

I ально-экономической и культурной жизни народов Севера, взаимовыгодное сотрудничество с братскими народами по пути развития мировой цивилизации. .2. Реальные возможности и перспективы развития открывают решения II съезда малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) и связанные с ними директивные документы Правительства и других, общественных формирований. Малочисленные народы Севера, собравшись в г. Якутске на съезд, обсудили насущные проблемы дальнейшего экономического развития на основе предпринимательства, свободного рыночного отношения, новой формы собственности, в результате которых добьются возрождения и развития традиционного уклада жизни, природопользования, традиционных отраслей хозяйства, # культуры и языка.

3. Создание кочевых родовых общин представляет собой новый этап в хозяйственном и культурном возрождении малочисленных народов Севера в современных условиях. Именно это сплачивает коренных жителей в единое организованное сообщество на основе истоков их социально-исторического происхождения. традиционной материальной и духовной культуры.

С разобщенностью и нивелированием национально-региональных особенностей народов Севера связан постепенный упадок традиционных отраслей хозяйства: оленеводства, рыболовного и охотничьего промыслов.

Нетрадиционные отрасли хозяйства малочисленных народов Севера, как глубокая переработка сельскохозяйственной продукции и леса, разработка месторождений полезных ископаемых, создают дополнительные условия для обеспечения занятости населения, приобщают коренных жителей к промышленным видам труда, поддерживают их традиционный уклад жизни и деятельности, улучшают жилищно-бытовые условия.

Выполняя решения II съезда кочевых родовых общин, малочисленные народы Севера добились значительных сдвигов в хозяйственном и культурном развитии при ясном видении перспектив дальнейшего процветания в мировом сообществе.

4. Разделяя методологические позиции и концептуальные положения Н. Д. Неустроева, мы исходим из того, что малокомплектная кочевая школа относится к первой тенденции развития общеобразовательных школ и пятой разновидности типов школ в условиях Севера. С этой точки зрения мы, в свою очередь, углубляемся в специфику деятельности малокомплектной кочевой школы, как необходимой и наиболее эффективной формы дальнейшего развития школьной сети в условиях Севера.

Особенно трудно было организовать школы в отдаленных районах с кочевым населением. На основе комплексных культурных баз начали создаваться ^ кочевые школы с наряду со школами-интернатами. К основным особенностям учебно-воспитательной деятельности малокомплектной кочевой школы относятся: непосредственная связь школы с самобытной жизнью и деятельностью народов Севера, что, в свою очередь, способствовало расширению традиционных отраслей хозяйства и использованию опыта народного воспитанияпрограммы для школ Севера были комплексными и вариативными с учетом конкретных местных условий, обучение и воспитание детей осуществлялись б естественных условиях, что обеспечивало развитие природных способностей де тей и воспитывало бережное, любовное отношение к природе и окружающей среде.

5. Малокомплектная кочевая школа является следствием социально-экономической закономерности в специфических условиях развитая Республики Саха (Якутия). В связи с этим к социально-педагогическим особенностям управления их деятельностью относятся: кочевой и полукочевой образ жизни коренных народов Севера, национально-региональный компонент содержания образования и формы организации деятельности школы, особая мобильность этого вида общеобразовательных школ в специфических условиях Севера, некоторая изолированность и самостоятельность функционирования школы, -реимущества малой наполняемости классов или малого контингента учащихся школы для дифференциации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса, различные виды школ в зависимости от характера их деятельности в условиях Севера.

6. Для школ народов Севера должны быть разработаны специальные учебные программы, учитывающие местные особенности среды обитания, специфику мировосприятия и мышления учащихся, природно-географические и хозяйственные особенности регионов.

Народная традиция воспитания практически является главным условием национального возрождения. Возрождение любых национальных традиций связано с самобытной материальной и духовной культурой любого народа.

Положение малочисленных народов в любой стране является самым чувствительным «барометром», наиболее точно определяющим уровень реального функционирования демократии.

Народы Севера являются детьми природы. Они издревле тесно связаны с природой. Их благосостояние всегда зависело от состояния погоды, земли, воды. Поэтому отношение их к природе всегда было очень глубоким и мудрым, воспитание детей в духе народной культуры обязательно должно быть связано с природой, ибо отношение народа к природе непосредственно влияет на формирование личности ребенка. Человек труда черпает на лоне природы силу и вдохновение. Природа формирует в определенной степени его взгляды на окружающий мир.

Обеспечивая право обучения и воспитания детей на родном языке, исходя из социально-этнических особенностей и условий проживания народов Севера, национально-региональная система образования разрабатывает собственные вариативные государственные стандарты, формы и методы учебно-воспитательного процесса. В частности, речь идет о кочевой школе как мобильной и эффективной форме школьной сети в условиях Севера. Таким образом, аргументированные нами принципиальные положения учитывают сово купность природно-климатических, общественно-политических, социально-экономических, национально-региональных, этнографических, педагогических и психологических факторов, которые обуславливают специфику деятельности малокомплектных кочевых школ.

7. Школы и дошкольные учреждения в северных улусах и местах компактного проживания МНС испытывают острую нехватку учителей и воспитателей. Наметилась тревожная тенденция закрытия или преобразования некоторых школ. В результате выпускники школ этих улусов из года в год становятся все более неконкурентноспособными. Они нуждаются в особой заботе.

Правительство РС (Я) ведет соответствующую кадровую политику в области образования, сформировалась определенная система подготовки кадров в русле государственного протекционизма. Необходимо создать единый учебно-методический центр по подготовке квалифицированных педагогических кадров для учебно-воспитательных учреждений северных улусов в лице факультета или института народов Севера при ЯГУ.

Постановлением Правительства РС (Я) ежегодно выделяются целевые и внеконкурсные места, которые на прямую распределялись по улусам. Основная часть абитуриентов поступала на историко-юридический факультет, медицинский и педагогический институты ЯГУ. Меньше всего поступали на инженерно-технический и физический факультеты.

Основными причинами отсева и недостаточной активности студентов-северян являются академическая неуспеваемость, трудное материальное положение, неконкурентноспособность, иная ценностная ориентация в жизни и деятельности северян, слабая социальная защищенность учителя.

В связи с этим определены приоритетные направления кадровой политики Министерства образования РС (Я).

Кадровая политика в отношении малочисленных народов Севера решается не только на уровне Правительства РС (Я). но и на уровне Президента РС (Я) М. Е. Николаева. 26 мая 1999 г. он подписал распоряжение .V" 137-РП «О Международном институте Арктики» в целях подготовки кадров специалистов с высшим образованием из числа коренных народов Севера.

Проблема развития малокомплектных кочевых школ рассматривается нами в рамках ряда актуализированных вопросов, которые требуют в перспективе дальнейших специальных исследований по тем или иным направлениям развития их деятельности как мобильной формы школьной сети в условиях Севера.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Начинали с ликбеза …: (Из истории народного образования на Архангельском Севере. 1917−1937 гг.). Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1988. 135 с.
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. 141 с.
  3. В.В. Педагогические условия организации производительного труда сельских школьников (на примере национально-региональной системы образования РС (Я): Автореф. Дис… канд. пед. наук: 13.00.01 / ЯГУ им. М. К. Аммосова. Якутск. 1999. 20 с.
  4. Актуальные вопросы интернационального воспитания молодежи в условиях многонационального общения: Материалы науч.-практ. семинара. М., 1989. 112 с.
  5. В.Г. Осуществление всеобщего обязательного среднего образования молодежи на Севере: (на материале авт. окр.). Л., 1981. 79 с.
  6. В.Н. Возрождение прогрессивных народных традиций якутской семьи в социальной работе: Автореф. Дис… канд. пед. наук: 13.00.06 /Центр соц. педагогики РАО. М., 1997. 26 с.
  7. П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. М.: Педагогика, 1976. 196 с.
  8. А.Е. Организационно-педагогические условия осуществления профильной дифференциации в школах Крайнего Севера: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13−00.01 /ЯГУ им. М. К. Аммосова. Якутск, 1996. 18 с.
  9. В.Ф. Шэсола и развитие педагогической мысли в Якутии. Якутск: Кн. изд-во, 1966. 354 с.
  10. В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Кн. изд-во, 1979. 184 с.
  11. А.Г., Казанский Н. Г. Школа на Крайнем Севере. Л.: Учпедгиз, 1939. 205 с.
  12. А.А. Этнопедагогическое средство формирования национального самосознания учащихся: (на примере шк. Таймыра): Дис… канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1996. 126 с,
  13. А.С., Винокурова Т. З. Современная семья в РС(Я). Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1994. 127 с.
  14. В.П. Позиционные игры как средство формирования творческой индивидуальности младших школьников: (на материале кружков по русским и международным шашкам): Автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.01 / ЯГУ им. М. К. Аммосова. Якутск, 1997. 20 с.
  15. Т.М. Культурные межэтнические традиции как фактор семейного воспитания (на примере семей Магадан, обл. РФ): Дис… канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1998. 148 с.
  16. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. 192 с, Г7. Богораз В. Г. Союз молодых: Роман из северной жизни. Хабаровск: Кн. изд-во, 1963.288 с.
  17. В.Г. Восемь племен: Романы и повесть. Хабаровск: Кн. изд-во. 1991.397 с.
  18. В.И. Численность, расселение и языковая ситуация у народностей Севера на современном этапе. Новосибирск: Наука, 198S. 52 с.
  19. Л.Г. Сельская школа: Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1978. 48 с,
  20. П.П. О языке обучения и о преподавании родных языков в школах Якутии: Сб. ст. Якутск: Кн. изд-во, 1973. 83−106.
  21. П.П. Социально-педагогические основы планирования сети школ: (на материале Як. АССР). Якутск: Кн. изд-во. 1974. 4* с.
  22. П.П. Государственная языковая политика и языковая ситуация в общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия) // Республика Саха (Якутия) на рубеже XX—XXI вв.еков: укрепление государственности. Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1977.
  23. П.П. Теория и практика совершенствования содержания общего среднего образования: (на материале як. шк. Респ. Саха). М.: Воентехиниз-дат, 1998. 155 с,
  24. И.Н. Возрождение традиционной культуры этносов Чукотки через систему образования: (на прим. учеб. заведений Чукотки): Дис… канд. пед. наук: 13.00.01. М. э 1997. 277 с.
  25. А.Л. Особенности традиционного воспитания детей у ненцев, эвенков и чукчей. // Просвещение на Крайнем Севере: (Сб. в помощь учителям шк. народностей Кр. Севера). Л., 1987. № 23. 170−181.
  26. Буторина Т. С, Региональные особенности воспитательной среды Архангельского Севера. // Социально-педагогические аспекты развития современной школы на Севере. Вологда, 1988. 5−15.
  27. Л.Н. Становление и развитие народного образования на Колыме и Чукотке. Магадан: Кн. изд-во, 1969. 90 с.
  28. О.Е. Формирование у младших школьников ценностного отношения к природе средствами якутских традиций: Автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.01 /ЯГУ им. М. К. Аммосова. Якутск, 1996. 17 с.
  29. У.А. Воспитание личности в традиционных и современных семьях народов Севера. Якутск: ЯФ СО АН СССР, 1988.
  30. У .А. Сказ о народе саха. Якутск: Бичик, 1994. 144 с.
  31. У.А. Воспитание и образование детей народов Севера. Якутск: Сахаполиграфиздат, 1997. 5,5 п.л.
  32. Г. Г. Легко ли учиться в американской школе?: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 189 с.
  33. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Кн. изд-во, 1974. 426 с.
  34. Г. Н. Этнопедагогика чувашей: 2-е изд., доп. М. Д997. 27,5 п.л.
  35. Г. Р. Организация профессионального самоопределения школьников в условиях базового города Крайнего Севера: Автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.01 /Курган, гос. ун-т. Курган, 1996. 23 с.
  36. Всегда в поиске. Из опыта работы мастеров педагогического труда Якутии. Якутск, 1989. 71с.
  37. Всероссийское совещание по проблемам сельской мало комплектной, малочисленной школы. Орел, 17−19 мая 1995 г. М.: Мин-во обр-я РФ.
  38. Г. Г. Совершенствование функций управления общеобразовательной школой в условиях ее реформы. М.: Просвещение, 1987.
  39. М.Д. и др. Теория и методика работы социального педагога. Якутск: Изд-воЯГУ, 1997. 141 с.
  40. Д.А. Организационно-педагогические проблемы общеобразовательной школы на Крайнем Севере. Якутск: Кн. изд-во, 1969. 142 с.
  41. Д.А. Социально-педагогические основы организации школьной системы в автономных республиках Сибири. Якутск: Кн. изд-во, 1976. 266 с.
  42. Дистанционное образование: Пробл. и перспективы: материалы междунар. семинара. СПб: Образование, 1996. 5,25 п.л.
  43. Э.Д. Современная школьная реформа в России. М.: Наука, 1998. 37,7 п.л.
  44. Ф.С. Актуальные проблемы обеспечения полной занятости народностей Севера общественно-полезным трудом. Якутск, 1990. 66 с.
  45. Ф.С. Проблемы возрождения исчезающих юкагиров. Якутск, 1996. 8,75 п.л.
  46. Н.Е. Трудовое обучение в школах Крайнего Севера. Л., 1963. 78с.
  47. П.А. Воспитательная работа в сельской школе. М.: Просвещение, 1980.
  48. З.С. Социально-педагогические основы совершенствования деятельности школ малочисленных народов Севера: Автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.01 / ЯГУ им. М. К. Аммосова. Якутск, 1998. 22 с.
  49. Закон «О кочевой родовой общине малочисленных народов Севера» У Як. ведомости. 1992. 15 янв.
  50. Закон «О языках в Республике Саха (Якутия)» // Як. ведомости. 1992. 12 но- яб.
  51. Закон «Об охране здоровья населения в Республике Саха (Якутия)» 7 Як. ведомости. 1993. 29 июня.
  52. Закон РСФСР о народном образовании. М.: Известие, 1974.
  53. Закон СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» // Ведомости ВС СССР. 1959. № 1, 16.
  54. А.Е. Воспитательная работа в школах-интернатах Якутии. Якутск: Кн. изд-во, 1973. 152 с.
  55. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М.: Новая шк., 1997. 319 с.
  56. Л.А. Формирование духовного мира младших школьников на традициях народной педагогики ханты и мансы: Дис. .. к. пед. н.: 13.00.01. М, 1995. 181 с.
  57. А.Э. Просвещение в республиках Советского Востока. М.: Педагогика, 1973. 368 с,
  58. B.C. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников. Ростов/на/Д.: Кн. изд-во, 1971.
  59. Информационные и статистические данные Министерства образования Республики Саха (Якутия) (1995−1999 гг.).
  60. Информационные и статистические данные Министерства по делам народов и федеративным отношения РС (Я) (1993- 1999 гг.).
  61. История Якутской АССР. М.: Изд-во АН СССР. Т. 1., 1955- Т. 2, 1957- Т. 3., 1963. Информационные и статистические данные Министерства
  62. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989.80 с.
  63. Е.Г. Взаимодействие семьи и школы в 20−50-е годы на Колыме и Чукотке: Автореф. дис. .. к. пед. н.: 13.00.01 /Моск. гос. открытый пед. ун-т. М., 1996. 19 с.
  64. Концепция Государственной программы Республики Саха (Якутия) по возрождению, сохранению и развитию языков коренных народов Республики Саха (Якутия) //Як. ведомости. 1993. 23 июня.
  65. П.П. Воспитание интереса к сельскохозяйственному труду. VI.: Просвещение, 1977. 207 с.
  66. Ф.Ф. К истории советской школы на Крайнем Севере. М.: Учпедгиз, 1948.
  67. Н.К. Детский труд в совхозе // Соч. в 10 томах. Т. 4. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
  68. Н.К. О социальном воспитании Соч. в 10 томах. Т. 2. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
  69. Н.К. Связывание школы с жизнью окружающей среды // Соч. в 10 томах. Т. 4. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
  70. Н.К. Соединение обучения с производительным трудом в единой трудовой школе 7 Соч. в 10 томах. Т. 4. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
  71. А.Е. Якутской интеллигенции. Якутск: Кн. изд-во, 1992. 80 с.
  72. В.И. К вопросу о политике Министерства народного просвещения // Поли. собр. соч. Т. 23. 125−135.
  73. В.И. О наших школах // Поли. собр. соч., Т. 24. 239−240.
  74. В.И. О политехническом образовании. Заметки на тезисы Н. К. Крупской // Поли. собр. соч., Т. 42. 228−230.
  75. В.И. Еще раз о разделении школьного дела по национальностям // Поли. собр. соч., Т. 24. 236−238.
  76. В.И. Национальный состав учащихся в русской школе // Поли. собр. соч., Т. 24. 219−222.
  77. В.В. Школа и труд. Магадан: Кн. изд-во, 1964.
  78. А.В. Народное образование при новой экономической политике. // Учитель и революция": Сб. М.: Работник просвещения, 1925.
  79. А.В. Проблема образования в автономных республиках и областях // Жизнь национальностей. Кн.1. 1924.
  80. А.С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1988. 300 с.
  81. А.С. Общие вопросы теории педагогики. Воспитание в советской школе // Собр. соч. Т. 5. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
  82. А.С. Педагогическая поэма // Собр. соч. М.: Правда, 1987. Т. 1. 149−570- Т. 2. С, 5−236.
  83. Малочисленные народы Севера Республики Саха (Якутия) в XXI веке: Материалы круглого стола. Якутск: Изд-во Северовед, 1996. 48 с.
  84. Малочисленные народы Севера Якутии: состояние, проблемы: Сб. науч. тр. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1993. 98 с.
  85. Т. Учебно-воспитательная работа в пастбищных школах Кирги- зии: Дис… канд. пед. наук: 13.00.01. Фрунзе, 1971. 419 с.
  86. Материалы съездов малочисленных народов Якутии (1989−1993 гг.). Якутск, 1993.210 с.
  87. К. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 16. 194−203.
  88. К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. 395 с.
  89. Методика прогнозирования развития школы 2000−2005 гг. // Сб. науч. тр. М., 1982.
  90. К. Социальная ориентация младших школьников на основе традиции казахской народной педагогики: Дис… канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1996. 195 с.
  91. В.Н. Использование народной педагогики кочевых ненцев в работе школ-интернатов Ямала: Дис… канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1996. 225 с.
  92. Национальная школа: концепция и технология развития: Докл. и материалы Между нар. конф. Якутск, 16−21 марта 1993 г. / Под общ. ред. Е. П. Жиркова. М.: Просвещение, 1993.
  93. Н.Д. Особенности организации работы сельских малокомплектных восьмилетних школ: (на примере Як. АССР): Дис... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1979. 164 с.
  94. Н.Д. Деятельность сельских малокомплектных школ в условиях Крайнего Севера: Дис… докт. пед. наук: 13.00.01. М., 1991. 279 с.
  95. Н.Д., Саввинов Т. Т. Особенности организации воспитательной работы в сельской малокомплектной национальной школе. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1992. 68 с.
  96. Н.Д., Саввинов Т. Т. Подготовка учителей широкого профиля для сельских школ. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1995. 65 с.
  97. Н.Д., Саввинов Т. Т. Сельская учебно-производственная школа- комплекс как вариант системы обучения. Якутск: Полиграфист, 1995. 112 с.
  98. Н.Д., Егоров В. Н., Акимов В. В. Малокомплектная кочевая школа как мобильная форма школьной сети в условиях Севера. Якутск: Типография НиСПО, 1998. 105 с.
  99. Н.Д. Национально-региональная система образования Республики Саха (Якутия) в условиях нового педагогического мышления. Якутск: Сахаполиграфиздат, 1999. 94 с.
  100. Н.Д. Специфика деятельности сельских малокомплектных школ на Крайнем Севере. Якутск: Кн. изд-во, 1990. 146 с.
  101. Об упорядочении пользования земельными участками, занятыми под родовые, общинные и семейные угодья малочисленных народов Севера. Пост. Президиума Верх. Совета РФ 30 марта 1992 г.
  102. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая шк., 1996.
  103. Л.И. Организация социально-воспитательной работы с детьми в сельском социуме: (на материале РС (Я): Автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.01 /ЯГУ им. М. К. Аммосова. Якутск, 1998. 17 с,
  104. О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера // Ведомости съезда нар. деп. РФ. 1992. № 18. 1343−1344.
  105. О неотложных мерах пользования крестьянских и общинно-родовых хозяйств в республике / Пост. Совета Министров Як. Саха ССР от 24 июня 1991.
  106. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. 108 с.
  107. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании/ Нар. образование, 1973. № 10.
  108. Г. С. Этнопедагогическая система традиционного семейно- бытового воспитания якутских детей (на примере сев. улусов РС (Я): Авто-реф. дис. .. к. пед. н.: 13.00.01 /ЯГУ им. М. К. Аммосова, 1998. 22 с.
  109. .Н. Семейная культура Северо-Востока России: традиции и инновации. Новосибирск: Наука, 1993. 262 с.
  110. И.С. Этнопедагогика «Кут-Сюр». М.: Academia, 1998. 184с.
  111. Постановление Совета Министров СССР от 5 апреля 1989 г. «О программе социального развития села» У Правда. 1989. 13 апр.
  112. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению условия работы сельской общеобразовательной школы» // Правда. 1973. 6 июля.
  113. М.М., Моисеев А. Н. Управление современной школой. М.: Новая шк., 1997.350 с.
  114. Проблемы и перспективы развития образования в Сибири. Сб. науч. тр. Новосибирск, 1982. 176 с.
  115. Программа «Сельская школа» Министерства народного образования Якутской ССР до 2000 г.
  116. Просвещение на Крайнем Севере: Сб. в помощь учителям шк. народностей Кр. Севера. Л., 1987. № 23.
  117. Просвещение народов Севера: на материале Ханты-Мансийского авт. окр. Нижневартовск, 1997. 5,19 п.л.
  118. Реформа среднего образования. Хельсинки, 1974. 57 с.
  119. А. Социально-педагогические условия совершенствования образовательного процесса в сельской малокомплектной школе: Д и с. канд. пед. наук: 13.00.01. Воронеж, 1997. 153 с.
  120. Самостоятельная работа учащихся в малокомплектной школе / Под ред. М. А. Мельникова. М. э 1974.
  121. Г. Ф. Очерки по истории просвещения малых народов Дальнего Востока. Л., 1972. 216 с.
  122. Сентябрьский (1989 г.) Пленум ЦК. КПСС. Национальная политика КПСС в современных условиях // Правда. 1989. 24 сент.
  123. Сводные и перспективные планы социально-экономического и культурного развития Якутской ССР до 2000 г.
  124. А.Д. Приобщение к труду Севера. Якутск, 1990.
  125. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в малокомплектной восьмилетней и средней сельской школе // Сб. науч. тр. М., 1983. 144 с.
  126. Н.А. Этнокультурные традиции воспитания в современной алтайской национальной школе: Дис… канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1997. 141 с.
  127. Социально-педагогические аспекты развития современной школы на Севере. Межвуз. сб. науч. тр. Вологда, 1988.
  128. В.П. Урок в сельской малокомплектной школе. М.: Педагогика, 1972. 232 с.
  129. К.В. Проблемы осуществления всеобщего обязательного среднего образования в условиях Крайнего Севера: Енисейский Север. М., 1977.
  130. К.В. Проблемы осуществления всеобщего обязательного среднего образования в условиях Крайнего Севера: (на материалах Енисейского Севера): Дис… канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1977. 193 с,
  131. Л.Ш. Создание и развитие национальных школ в Башкирто- стане в послеоктябрьский период. Уфа, 1996. 4,6 п.л.
  132. Титульные этносы России: Социально-демографические и этнографические портреты. М.: ИНПО, 1995.
  133. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Сб. ст. Л., 1988. 334 с,
  134. Управление учебным процессом // Сб. науч.-метод. материалов. Тюмень, 1997. 4,5 п.л.
  135. В.Н. Путь народов Севера к социализму. М.: Мысль, 1971. 182 с.
  136. Условия повышения эффективности урока в малокомплектной сельской школе. М., 1986.58 с.
  137. К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч. Т.
  138. К.Д. Три элемента школы // Собр. соч. Т. 2. 42−68.
  139. К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Собр. соч. Т. 2. 333−361.
  140. К.Д. Родное слово // Собр. соч. Т. 2. 554−564.
  141. Февральский (1988 г.) Пленум ЦК КПСС. О ходе перестройки средней и высшей школы и задачи партии по ее осуществлению // Правда. 1988. 18 февр.
  142. Л.С. Воспитание и подготовка молодежи малочисленных народов Севера к труду. Якутск, 1992. 120 с.
  143. Хюсен, Торстен. Образование в 2000 году: Исслед. проект.: (пер. со швед.). М: Прогресс, 1977. 342 с.
  144. К.С. Аляска5а айан. Дьокуускай: Сахаполиграфиздат, 1995. 96с.
  145. Чиряев К. С, Васильева Ф. В. Норуот педагогикатын ыллыктарынан. Дьокуускай: Ситим ЧИП, 1995. 132 с.
  146. К.С. Олох педагогиката. Дьокуускай: Сахаполиграфиздат, 1998. 496 с,
  147. Н. Оптимизация процесса освоения младшими школьниками нравственных традиций народа саха: Автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.01 /ЯГУ им. М. К. Аммосова, 1997. 18 с.
  148. P.M. Сельская малокомплектная инновационная школа. Новгород: Изд-во НРЦ РО, 1994. 84 с.
  149. Школа Сибири за 60 лет Советской власти. Барнаул: Алт. кн. изд-во. 1982.256 с.
  150. Г. А. Через гуманизацию и демократизацию к новому качеству образования // Учит. газ. 1988. 22 дек.
Заполнить форму текущей работой