Использование активных форм учебных занятий при изучении современной русской литературы в старших классах национальной (бурятской) школы как средство формирования творческого читателя
В нашей работе мы попытались обобщить опыт внедрения активных форм занятий на уроках литературы в 9−11 классах бурятской школы. Эти занятия проведены с использованием составленных нами методических рекомендаций. Цри их разработке мы основывались на результату исследований наших ведущих отечественных ученых-методистов. Цри этом сделан упор на изучение современной литературы, поскольку именно… Читать ещё >
Использование активных форм учебных занятий при изучении современной русской литературы в старших классах национальной (бурятской) школы как средство формирования творческого читателя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Перед современной школой стоит задача обучения и воспитания подрастающего поколения в духе высокой нравственности с ориентацией на общечеловеческие ценности. В осуществлении этой задачи большая роль принадлежит литературе. Наряду с классикой, и современная литература содержит в себе немалый потенциал для целенаправленного воспитания у старшеклассников активной жизненной позиции, нравственноэстетических, патриотических, интернациональных, гражданских качеств. Не случайно обращение подростка в первую очередь к произведениям современных писателей, так как именно в них отражены события и проблемы, близкие интересам нынешних подростков и молодежи.
В процессе изучения современных произведений представляются большие возможности для активизации речевой и мыслительной деятельности учащихся, расширения их читательского кругозора, воспитания художественного вкуса.
Все это обуславливает необходимость дальнейшего совершенствования процесса изучения современной литературы в школе. Особенно эта проблеме актуальна в национальной школе. Ее решение будет способствовать более глубокому овладению учащимися идейно-художественным богатством иноязычной литературы, глубокому восприятию ими эстетических, нравственных, философских, общественно-политических идеалов писателя, умению соотносить полученные знания с существующими проблемами современного общества.
В решении задачи совершенствования литературного образования школьников важное место принадлежит формам, методам и приемам преподавания, В условиях современной школы возникла необходимость творческого подхода к использованию традиционных форм работы по изучению литературы. С этой целью в старших классах целесообразно использовать такие активные формы учебных занятий, как семинар, дисскуссия, деловая игра и другие.
Проблема активизации изучения современной литератур! в национальной школе нашла отражение в трудах многих методистов (А.А.Липаев, А. Г. Сердцева, К. Б. Мальцева, А. М. Лебедев, М. В. Черкезова, И.X.Майорова, Л.В.ТЬдоров, К. М. Нартов, С. К. Бирюкова, Н. Н. Вербовая, Н. С. Русина, М. Г. Ахметзянов, Е.П.Шибин-ская, Л. Н. Никонова, З. Я. Смелкова, З. Т^аева, В. Веселова и другие).
Тем не менее, пока еще нет работ, в которых были бы комплексно охвачены вопросы активного изучения современной литературы в бурятской школе.
Объектом настоящего исследования является процесс изучения современной русской литературы в старших классах национальной (бурятской) школы.
Предмет исследования — обоснование методической системы использования активных форм учебных занятий при изучении современной литературы в старших классах бурятской школы.
Цель исследования — разработка и научное обоснование такой системы занятий по изучению произведений современной литературы, при которой стало бы возможным развитие речемысли-тельных, эмоциональных, познавательных и творческих способностей учащихся.
Рабочая гипотеза. Использование методических приемов и форм работы, активизирующих познавательную деятельность старшеклассников национальных школ при изучении современной русской литературы, будет наиболее эффективным при следующих условиях:
— если системе занятий придать творческий, исследовательский характер;
— если в основу изучения современной литературы заложить идею постепенного нарастания степени сложности применяемых активных форм учебных занятий;
— если исходить из мысли, что нарастание сложности активных форм работы на уроках литературы идет от собеседований и практикумов через лекции с элементами беседы, а затем с конспектированием и обобщением, к семинарским занятиям, урокам-дискуссиям и читательским конференциям;
— если при анализе произведений учитывать национальные и возрастные особенности психологии, вкусов, потребностей и интересов учащихся;
— если в процессе анализа будет целенаправленно осуществляться принцип сопоставления современных произведений с родной и русской классической литературой (сходство и различие идей, тем, образов, стилевых и художественных приемов).
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
— обосновать выбор литературного материала для занятий по современной литературе в 9−11 классах бурятской школы;
— разработать систему уроков по современной литературе, активизирующих мыслительную и речевую деятельность учащихся, формирующих духовное содержание внутреннего мира старшеклассников;
— экспериментально проверить предложенную систему изучения современной литературы с использованием активных форм учебных занятий.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы научного исследования:
I. теоретический (анализ литературы по теме исследования) — социолого-педагогический (анкетирование, наблюдение, беседыизучение и анализ учебно-методичеекой литературы в рамках исследуемой проблемы и т. д.);
3. экспериментальный (обучение с целью проверки эффективности предложенных методических рекомендаций);
4. статистический (количественный и качественный анализ результатов анкетирования и экспериментов).
Исследование проводилось в два этапа: 1986;1988, 1989;1993. На нервом этапе определялись предмет, объект исследования, изучались педагогический опыт и литература по проблеме, проводились констатирующие эксперименты. На втором этапе экспериментально проводилась проверка эффективности форм занятий по изучению современной литературы в стари их классах бурятской школы.
Методологической основой исследования являются труды известных ученых-методистов, педагогов, литературоведов, психологов .
Научная новизна исследования состоит: I) в разработке системы постепенно усложняющихся от класса к классу форм учебных занятий, адекватных особенностям национальной психологии при восприятии произведений иноязычной литературы учащимися-бурятами, обладающими различными уровнями языковой и общегуманитарной подготовленности;
2) в конкретизации предложенной системы работы на материале изучения произведений литературы XX века, впервые включенных в школьную программу;
3) в идентификации выявленных в процессе исследования эффективных форм изучения современной литература в применении к бурятской школе;
4) в обосновании практической значимости предложенной методики для различных типов национальных школ, в том числе других регионов.
Практическая значимость. Предложена научно обоснованная и экспериментально проверенная система изучения современной русской литературы в старших классах бурятской школы, позволяющая использовать активные формы работы на уроках. Выводы и рекомендации исследования могут быть учтены при дальнейшем совершенствовании программ, учебных пособий. Разработанная применительно к бурятским школам методическая система изучения современной русской литературы приемлема и для национальных школ других республик РФ.
На защиту выносятся следующие положения:
— Обращение к современной литературе, соответствующей интересам и возможностям учащихся национальных (в частности, бурятских) школ, способствует литературному развитию старшеклассников, формирует их читательский, эстетический вкус, а также помогает воспитанию нравственных качеств личности подростков.
— Оптимизация учебного процесса при изучении литературы XX века в 9-Н классах возможна при условии использования активных форм уроков (практикум, лекция, беседа, семинар, диспут, конференция и др.) на всех этапах обучения старшеклассников с учетом имеющихся у них знаний, читательских интересов, психологических и национальных особенностей восприятия художественных текстов современных авторов,.
— Заинтересованному чтению и адекватному восприятию современной литературы способствует определенная система постепенного усложнения от класса к классу, от темы к теме активизирующих форм учебных занятий.
— Широкое использование и активное внедрение в практику работы учителей национальных школ сопоставительного анализа произведений русской современной литературы XX века, родной, а также русской классики XIX века значительно повышает результативность изучения творчества современных авторов.
Апрэбация работы осуществлялась в следующих сельских национальных школах Республики Бурятия: Хошун-Узурская средняя школа Мухоршибирского района, Иройская средняя школа Селен-гинского района, Ацагатская средняя школа Заиграевского района, Республиканская школа-интернат № 1 г. Улан-Удэ.
Результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Бурятского педагогического института им. Д.Банзарова (г.Улан-Удэ, 1989) и Восточно-Сибирского государственного института культуры (г.Улан-Удз, 1992, 1993), на республиканской научно-практической конференции (Ижевск, 1988, Якутск, 1990). Материалы исследования использовались при чтении лекций на республиканских курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В нашей работе мы попытались обобщить опыт внедрения активных форм занятий на уроках литературы в 9−11 классах бурятской школы. Эти занятия проведены с использованием составленных нами методических рекомендаций. Цри их разработке мы основывались на результату исследований наших ведущих отечественных ученых-методистов. Цри этом сделан упор на изучение современной литературы, поскольку именно в ней, на наш взгляд, освещаются проблемы., близкие интересам и чаяниям нынешних подростков и юношей.
В работе нами рассмотрены такие формы активных занятий, как собеседование, практикум, лекция, семинар, дискуссия, урок-инсценировка, защита реферата, конференция и другие, которые даны в методически обоснованной последовательности в зависимости от степени возрастания сложности форм, приемов и средств обучения с учетом возрастные и национальных особенностей психологии учащихся с разноуровневой языковой и речевой подготовкой.
Если в 9 классе занятия носили в основном обучающий характер, то в 10 классе возрастает доля самостоятельной деятельности учащихся. А в II классе выбор форм учебных занятий ориентирован на возможность максимального проявления творческих способностей учащихся, дальнейшего развития самостоятельности мышления.
Наиболее приемлемой показалась следующая последовательность и сочетаемость активных форм уроков: в 9 классе — собеседование — практикум — лекция — урок-беседа — урок-доклад — семинар — диспутв 10 классе — собеседование — лекция — семинар — диспут — защита реферата — дискуссияв II классе — лекция — семинар — дискуссия — деловая игра — урок-концерт — урок-инсценировка — Круглый столконференция.
Начало цикла занятий с урока-собеседования обусловлено тем, что прежде всего важно выявить читательские интересы и склонности учащихся для определения характера дальнейшей работы с ними. Значение уроков-практикумов мы объясняем необходимостью проведения предварительных занятий, где отрабатывались бы навыки работы с литературой — конспектирование, тезирование, аннотирование, рецензирование и так далее.
Наиболее подходящей формой изложения обширного материала о современном литературном процессе в 9 классе является лекция в форме рассказа. Поскольку на этом этапе ученики еще не в состоянии полностью воспринимать поток информации на русском языке, лекцию не следует перегружать обилием информации, необходимо выбрать самые основные и интересные факты, желательно с использованием средств наглядности, материалов из родной литературы. Если в 5 классе лекция носила информативный характер, то в 10чй, особенно в 11-м классе в нее уже постепенно вносятся элементы проблемного изложения, осложняются виды и характер опережающих и сопутствующих заданий для учащихся.
После прослушивания лекционного материала девятиклассники, как показали наблюдения, еще не в состоянии принимать активное участие в семинаре, поэтому до него в экспериментальном порядке проводились урок-беседа, урок-доклад обучающего характера. А в 10−11 классах становится возможным после лекции сразу же перейти к уроку-семинару.
Семинар мы рассматривали как один из основных видов в системе наших занятий. Этот урок предполагает наличие элементов исследовательской работы учащихся. В 9 классе семинар — это нередко своеобразное продолжение урока-докла-да. Но существенная разница в том, что доклады учащихся теперь выносятся на обсуждение с предварительной подготовкой к нему. В старших классах на семинарских занятиях происходит последовательное расширение как тематики обсуждаемых проблем, так и усложнение приемов и видов работ. В результате учащиеся приобретают достаточные навыки публичного выступления, самостоятельного анализа произведения, высказывания собственного мнения и так далее. Все это позволяет переходить к дискуссионным формам занятий.
Таковым в 9 классе явился урок-диспут, которым мы завершили здесь цикл активных занятий. Важность внедрения этой формы занятия мы видим не только в том, что именно на них проверяется уровень приобретаемых навыков связной устной речи, предоставляется возможность судить о культуре общения, нравственных качествах учащегося, но и в том, что эта форма занятия практически не использовалась в бурятских школах на уроках литературы.
Новым для 10 класса является включение урока по защите рефератов, где учащиеся совершенствуют умение анализировать произведение с привлечением работ критиков, логически последовательно выражать свои мысли, делать обобщения и выводы, оппонировать.
На дискуссии, которая завершила цикл наших занятий в.
10 классе, в отличие от диспута, рассматривались вопросы более широкого проблемного характера — нравственно-этические, социально-политические, экологические. Одна из важных целевых установок дискуссий состояла в том, чтобы определить прежде всего степень развития учащегося как личности.
В II классе, наряду с известными формами активных занятий, были предложены новые, ранее не использованные — деловая игра, урок-концерт, урок-инсценировка, «Круглый стол» конференция. Специфику таких уроков, как деловая игра, урок-концерт, урок-инсценировка мы видели в том, чтобы учащиеся в свободной, приближенной к реальным жизненным условиям обстановки, могли проявить все ранее приобретенные умения и навыки.
Круглый стол" и конференция нами использованы как заключительные, итоговые занятия в II классе. Хотя не исключено., что они могут быть применены при изучении каких-то отдельных произведений, участие в «Круглом столе» предполагает более высокую ступень в познавательном отношении. Старшеклассники должны показать навыки зрелых суждений, аргументированных, практически значимых, большую самостоятельность в работе с нужными источниками. Преимущество конференции как заключительной формы занятия в том, что она предоставляет больше возможностей для подведения итогов работы не только в II классе, но и за все предыдущие годы обучения.
Эффективность применения активных форм занятий при изучении современной литературы во многом зависит от того, в какой мере и каким образом использованы на уроках материалы сравнительно-сопоставительного анализа по современной бурятской литературе, русской классике, материалы по национальному искусству, краеведению.
Подводя итог проделанной работе с использованием активных форм занятий в цроцессе изучения современной литературы в бурятской школе, можно отметить следующее:
— учащиеся стали проявлять повышенный интерес к цроиз-ведениям современных писателейу них появляются навыки и умения самостоятельного анализа и оценки художественного произведения;
— познакомились с техникой составления конспектов, тезисов, докладов, рефератов;
— научились лучше держаться перед аудиторией, аргументировать, отстаивать собственное мнение не только по вопроса сам на литературные, но и>" краЕСТвенно-5тические, общественно-политические, экологические теш.
Список литературы
- Андреева М.В. Мгновения правды (Об изучении рассказа Ю. В. Бондарева «Проатите нао „) // Русский язык в национальной школе. 198?. — № 8. — С. 40.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М., 1982.
- Бабанский Ю.К. О совершенствовании методов, форм и средств обучения в свете требований реформы школы. М., 1985.
- Беленький Г. И. Классика и современность. Пособие для учителя.- Киев, 1984.
- Бирюкова С. К, Ахметзянов М. Г. Уроки внеклассного чтения в 4−7 классах национальной школы. Пособие для учителя. -Л., 1985.
- Бурнина Л.Л. Методика изучения современной советской поэзии на факультативных занятиях { X класс): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1988.
- Буяльский Б.А. Курс на мастерство. Пособие дин учителя-словесника. Киев, 1970.
- Васильева Л.Н. Облако огня. М., 1988.
- Вербовая H.H. Изучение современной поэзии в старших классах: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1967.
- Весепова В. Внеклассное чтение в старших классах с латышским языком обучения. Рига, 1982.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология: Краткий курс.- М., 1926.
- Гуревич С. Организация чтения учащихся старших классов.- М., 1984.
- Жинкин Н.И. Психологические ооновы развития речи: В защиту живого слова. М., 1966.
- Журавлев С.И. Память пылающих лет. Современная проза о Великой Отечественной войне. Книга для учителя. М., 1985.
- Золотусский И. Война и свобода // „Жизнь и судьба“ Василия Гроссмана. М., 199I — С. 246−263.
- Мельникова В, и. Самостоятельная работа учащихся над произведением в 8 классе, — М., 1978. ^
- Идашкин Ю. Юрий Бондарев. М., 1980.
- Казак Д.Я. Семинар для старших школьников. Методические рекомендации. Минск, 1986.
- Казанчиев Д.Е. Главная книга Юрия Домбровского // Русский язык в башкирской школе 1990 — Л I — С. 40−43.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология: учебное пособие для пед. институтов. М., 1964.
- Леонтьев A.A. Восприятие текста как психологический процесс.
- Рациональное сочетание методов Раз*ития учебно-возяа'ватель
- HoJ леоТельносРс/. /9'?9.
- Лернер И.Я. Сущность познавательной самостоятельности и организации цроцесса обучения // Рациональное сочетание методов развития учебно-познавательной деятельности школьников“ Томск, 1979. ~ С.
- Лесохина Л.Н. урок-диспут. М., 1965.
- Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. -.11., 1989.
- Мадер Р.И. уроки-беседы по современной советской поэзии в старших классах. Из опыта работы. Книга для учителя.» М., 1986.
- Методическое письмо «О проведении лекционно-семинарских занятий в старших классах общеобразовательной школы"//
- Сб. цриказов и инструкций. МП PCffiCP, июль, 1987.
- Нартов K.M. Роль художественного перевода при изучении русской и зарубежной классики в национальной школе. -М., 1992.
- Николаев А.П., Николаева О. В. Мир героев В.М.Шукшина // Русский язык в национальной школе 1989 — Л II — С.40−44.
- Никонова Л.Н. Уроки внеклассного чтения в IX классе татарской школы. Казань, 1981.
- Павлова В.П. Обучение кон спектрованиютеория и црактика). -М., 1989
- Полозова Т.Д. «Всем лучшим во мне я обязан книгам»: Книга для учителя. М., 1990.
- Полозова Т.Д. Утверждение нравственной зрелости читателя // Воспитание творческого читателя. М., 1981.
- Психологические особенности учебной деятельности школьников.- Челяб., 1984.
- Ю5.Пшеничнюк Т. М. «Поднятая целина» М. Шолохова и современный роман о коллективизации // Русский язык в башкирской школе. 1990. — Л 6. — С. 46- 49.
- Рубина Ю.й. Театральная самодеятельность школьников. -М., 1983. .
- Х23.(Люлкин A.M. Методы активного обучения. М., 1991.
- Словарь иностранных слов. Изд. 13-е. М., 1986.
- Под ред. А. Г. Бочарова, Г. А. Белой. М., 1987.
- Тодоров Л.В. Работа над стихом в школе. М., 197?.
- Ткаченко Л.П. Форма урока семинар // Русский язык в национальной школе ^ 1989. — 1 8 — С.24−26.
- Троицкая Л.И. Методика обзорного изучения советской многонациональной поэзии/ Автореф.. канд. пед. наук. Л., 1978. .
- Формирование творческой активности личности ученика и студента. Омск, IS75.
- Шамова Т.Н. Активизация учения школьников. ~ М.-Педагогика, 1982.
- Шикина И.В. Организация и проведение ролевых игр // Русский язык.- 1989 й 10. — С. 19−20
- Шкловский Е.А. Неугасающее пламя. М.: Знание, 1989
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия.- М., 196