Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика подготовки студентов строительных специальностей вузов с использованием современных информационных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработанная в ходе исследования методика организации учебно-познавательной деятельности студентов может рассматриваться со стороны обучающегося как структура процесса познания, как схема превращения обучения в самообучение, обучаемого в педагога, движение от знания к новому знанию. Особенностью данной методики является объективный характер методов контроля и оценки, направленных на определение… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 1. 1. Социальный заказ общества на подготовку современного специалиста инженерно-строительного профиля
    • 1. 2. Особенности использования информационных технологий в процессе подготовки студентов технических вузов
    • 1. 3. Психолого-педагогические требования к формированию личности будущего специалиста и профессионализму деятельности преподавателя вуза в условиях информатизации
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРА-СТРОИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 2. 1. Требования к отбору содержания обучения при подготовке студентов с использованием средств информационных технологий
    • 2. 2. Моделирование подготовки специалистов инженерно-строительного профиля к профессиональной деятельности посредством информационных технологий
    • 2. 3. Дидактические условия организации учебно-познавательной деятельности студентов на основе использования средств информационных технологий
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ
    • 3. 1. Технология реализации профессионально-ориентированной среды как универсального программного модуля
    • 3. 2. Методика подготовки студентов строительных специальностей к использованию средств информационных технологий в решении профессиональных задач
    • 3. 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности разработаннойметодики подготовки инженеров-строителей
  • ВЫВОДЫ

Методика подготовки студентов строительных специальностей вузов с использованием современных информационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Происходящий глобальный процесс формирования современной информационной среды общества создает беспрецедентные возможности развития человека, более эффективного решения многих его профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Однако процесс информатизации общества требует от специалиста достаточно высокого уровня информационной культуры, обеспечивающего ему возможность эффективного решения профессиональных задач в современных условиях. В этой связи проблемы информатизации системы высшего образования в России продолжают оставаться достаточно актуальными и значимыми.

Вопросам информатизации образования посвящены работы Н. Е. Астафьевой, С. А. Бешенкова, Я. А. Ваграменко, Б. С. Гершунского, А. Л. Денисовой, А. П. Ершова, A.A. Кузнецова, М. П. Лалчика, Е. И. Машбица, В. М. Монахова, И. В. Роберт, А. Ю. Уварова и других авторов, в которых рассмотрены методологические, дидактические и методические аспекты проектирования и использования информационных технологий в обучении.

Несмотря на достижения ученых в области подготовки студентов в системе высшего образования (работы А. Л. Денисовой, Э. И. Кузнецова, Г. М. Киселева) и учащихся средних специальных учебных заведений к использованию информационных технологий в будущей профессиональной деятельности (Л.Г. Семушина, A.B. Соловов, Г. А. Шешерина), приходится констатировать, что проблемы, связанные с методикой использования информационных технологий в процессе подготовки студентов технических вузов, требуют дополнительного исследования. Это обусловлено тем, что наряду с происходящими процессами информатизации системы высшей школы недостаточная концептуальная разработанность дидактических основ использования информационных технологий в процессе профессиональной подготовки студентов технических вузов все больше приходит в противоречие с объективной потребностью практики реализовать их обучающий, развивающий и воспитывающий потенциал.

Исследования показали, что основными противоречиями процесса профессиональной подготовки специалистов в технических вузах являются противоречия между:

• уровнем развития теории и практики внедрения средств информационных технологий в различных социальных и производственных системах и степенью освоения данного направления практикой высшей школы;

• потребностями педагогической практики высшей школы в реализации концепции непрерывного опережающего образования, ориентации на условия существования человека в информационном обществе, внедрением методов развивающего и инновационного образования на основе использования информационных технологий и неадекватными условиями их реализации в педагогическом процессе высшей технической школы;

• необходимостью формирования творческой активности будущего специалиста, его информационной культуры в процессе профессионального становления и содержанием профессиональной подготовки, неадекватно отражающего изменения в характере и структуре труда современного инженера-строителя .

С учетом указанных противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого заключается в определении теоретических и методических основ организации процесса подготовки студентов строительных специальностей вузов с использованием современных информационных технологий.

Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и внедрение методики подготовки студентов строительных специальностей вузов с использованием современных информационных технологий.

Объект исследования — процесс подготовки студентов строительных специальностей в высшей школе.

Предмет исследования — методика подготовки студентов строительных специальностей вузов с использованием современных информационных технологий.

Гипотеза исследования состоит в том, что информатизация процесса подготовки студентов повысит эффективность обучения, обеспечит подготовку конкурентоспособного специалиста, формирование необходимого уровня его информационной культуры, если:

• использование информационных технологий в процессе подготовки будет учитывать психолого-педагогические требования к формированию личности и социальный заказ общества на подготовку специалиста в современных условиях;

• проектирование методики подготовки студентов посредством информационных технологий будет реализовано на основе личностно-деятельностного, системного и комплексного подходов с учетом специфики принципов и функций информационных технологий, модели деятельности специалиста инженерно-строительного профиля;

• процесс подготовки студентов будет организован в специально созданной учебно-информационной среде с учетом специфики содержания профилирующих дисциплин и профессиональных видов деятельности будущих инженеров-строителей;

• профессионально-ориентированная среда, как элемент учебно-информационной среды будет реализована в рамках специально созданного универсального программного модуля.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать социальный заказ общества на подготовку современного специалиста инженерно-строительного профиля.

2. Выявить особенности использования информационных технологий в процессе подготовки студентов технических вузов.

3. Определить психолого-педагогические требования к формированию личности будущего специалиста и профессионализму деятельности преподавателя вуза в условиях информатизации.

4. Разработать модель подготовки специалиста инженерно-строительного профиля к профессиональной деятельности посредством информационных технологий.

5. Определить требования к отбору содержания обучения при подготовке студентов с использованием средств информационных технологий.

6. Обосновать дидактические условия организации учебно-познавательной деятельности студентов на основе использования средств информационных технологий.

7. Разработать методику подготовки студентов строительных специальностей к использованию средств информационных технологий в решении профессиональных задач.

8. Разработать технологию реализации профессионально-ориентированной среды как универсального программного модуля.

9. Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной методики подготовки инженеров-строителей.

Теоретико-методологической основой исследования являются теории личности, деятельности, саморегуляции и самореализации личности в процессе деятельности. В частности, положения о принципиальных основах формирования содержания образования (В.В. Краевский, B.C. Леднев,.

И .Я. Лернер, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, П.А. Юцявичене) — о роли профессионализма в современных образовательных учреждениях в становлении конкурентоспособного специалиста (С.Я. Батышев, А. П. Беляева, В.Г. Соколов) — о сущности педагогического процесса (Ю.А. Бабанский, В. П. Беспалько, В. В. Краевский, Б.Т. Лихачев) — о творческом характере педагогической деятельности (П.П. Блонский, Б. С. Гершунский, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинский, И.Г. Песта-лоцци) — о дидактических особенностях организации учебно-познавательной деятельности учащихся (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, И. Я. Лернер,.

A.К. Маркова, М. И. Махмутов, И. Н. Поспелов, Е. Э. Смирнова, Н.Ф. Талызина).

Использованы теоретические положения о закономерностях формирования готовности к профессиональной деятельности (А.Л. Денисова,.

B.А. Сластенин), использованы концепции информатизации общества и образования (Е.П. Велихов, А. П. Ершов, Б. С. Гершунский, В. М Монахов и др). Существенное значение имели теоретические вопросы использования информационных технологий, разработанные С. А. Бешенковым, Е. П. Велиховым, А. Л. Денисовой, A.A. Кузнецовым, В. М. Монаховым, О.П. Око-леловым, В. Г. Разумовским, И. В. Роберт, А. Ю. Уваровым.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической, научно-технической, психологической и специальной литературы по проблеме исследованияобобщение, сравнивание, абстрагирование, моделированиеэмпирические методы — опрос, анкетирование, наблюдение, тестирование, беседы с преподавателями и студентамипедагогический экспериментметоды статистической обработки данных.

Опытно-экспериментальная база исследования.

Основная исследовательская работа проводилась в Тамбовском государственном техническом университете на базе архитектурно-строительного факультета, в лаборатории «Информационные технологии в обучении». Исследованием были охвачены студенты 4−5 курсов специальности «Промышленное и гражданское строительство», преподаватели кафедры «Архитектура и строительство зданий» — всего 480 человек.

Этапы исследования.

Научно-исследовательская деятельность осуществлялась с 1993 по 1998 годы в рамках областной программы «Информатизация Тамбовской области» и Региональной межвузовской научно-технической программы «ВУЗ-Черноземье» и включала три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (1993 — 1995 гг.) изучалось состояние проблемы в теории и практике, а именно: проводился анализ литературы по теме исследования, изучалась деятельность преподавателей по интенсификации процесса обучения в вузе путем внедрения средств информационных технологий и ее результаты. Проводился анализ содержания профессиональной подготовки студентов строительного профиля, а также существующих методик преподавания в вузе профилирующих дисциплин с использованием средств информационных технологий.

На втором этапе (1995 — 1997 гг.) разрабатывалась и апробировалась методика использования средств информационных технологий в процессе профессиональной подготовки студентов строительных специальностей, исследовалось влияние выделенных дидактических условий подготовки на эффективность обучения студентов профилирующим дисциплинам. Разрабатывались дидактические и программно-методические средства, являющиеся неотъемлемыми составляющими учебно-информационной средыпроведена корректировка концептуальной части, методики и программы исследования.

На третьем этапе (1997 — 1998 гг.) обобщались результаты опытно-экспериментальной работы по исследованию влияния разработанной методики преподавания курса на качество и глубину усвоения учебного материала. Проводился качественный, количественный анализ и теоретическое обобщение результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы. Осуществлена систематизация, обобщение и статистическая обработка полученных данных, сформулированы выводы, завершено оформление работы.

Научная новизна исследования заключается в:

• разработке на основе системного, комплексного, личностно-деятельностного подходов методики подготовки студентов строительных специальностей вузов с использованием информационных технологий;

• определении системы психолого-педагогических требований к формированию личности будущего специалиста и профессионализму деятельности преподавателя в условиях информатизации обучения;

• определении дидактических условий, обеспечивающих познавательную активность студентов при изучении профилирующих дисциплин посредством профессионально-ориентированной среды;

• разработке технологии реализации профессионально-ориентированной среды как универсального программного модуля.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе анализа внешних факторов, определяющих социальный заказ общества системе высшего образования, разработана модель информатизации процесса подготовки специалистов строительного профиляобоснованы сущность, место и роль информационных технологий как важнейшего компонента, оказывающего влияние на формирование готовности специалиста к работе в современной информационной среде, его мобильности, профессиональной компетентности, конкурентоспособности. Приведена характеристика и структура видов деятельности специалистов строительного профиля, содержание ее информационной основы. Обоснована необходимость структурирования учебной информации, обеспечивающей понимание информатизации процессов современного строительного производства и формирование на этой основе информационной культуры специалиста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

• разработанная методика подготовки студентов строительного профиля внедрена в вузовскую практику и обеспечивает формирование у студентов умения решать профессиональные задачи в современной информационной среде;

• разработанная методика адаптивна и может быть использована при изучении различных профилирующих дисциплин в рамках подготовки специалистов инженерно-технического профиля;

• подготовленные дидактические материалы и программные средства, лабораторно-практические работы, лекционные материалы используются в практике работы ИПК, вузов, университетов (подтверждено 5 справками о внедрении).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Дидактические условия организации учебно-познавательной деятельности студентов на основе использования средств информационных технологий.

2. Методика подготовки студентов строительного профиля к решению профессиональных задач в условиях учебно-информационной среды- 3. Технология создания универсального программного модуля и требования к отбору профессионально значимой информации, обеспечивающей активизацию самостоятельной работы студентов.

Теоретические положения и материалы исследования обсуждались на I научной конференции в г. Тамбове (1994), на ХХУШ научно-технической конференции в г. Пензе (1995), на II научной конференции в г. Тамбове (1995), на III научной конференции в г. Тамбове (1996), на первой региональной научно-практической конференции в г. Липецке (1996), на IV Международной конференции-выставке в г. Москве (1997), на заседании УМО вузов РФ в г. Тамбове (1997), на научно-методической конференции Финансовой академии при правительстве РФ в г. Москве (1997), на первой специализированной конференции «Современные информационные технологии в урбанистике, градостроительстве и региональном планировании» в г. Москве (1997), на второй региональной научно-практической конференции в г. Липецке (1997), на межвузовской научно-методической конференции в г. Липецке (1998), на заседаниях лаборатории «Информационные технологии в обучении» (1996, 1997, 1998). Методика подготовки студентов строительных специальностей вузов с использованием современных информационных технологий и программное обеспечение методики внедрены в учебный процесс на инженерно-строительном факультете Липецкого государственного технического университета, архитектурно-строительном факультете Тамбовского государственного технического университета, строительном факультете Воронежской государственной архитектурно-строительной академии, строительном факультете Пензенской государственной архитектурно-строительной академии. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка основной используемой литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ.

1. Методика обучения в условиях современной информационной среды, адекватно отраженная в универсальном программном модуле (УПМ), включает следующие компоненты: мотивационный, дидактико-проектировочный, организационно-управленческий, аналитико-синтетический, а так же проверочно-оценочный компонент.

2. В ходе исследования выявлено, что разработанная методика позволяет преподавателям эффективно проектировать и реализовывать ее на практике в процессе обучения профилирующим предметам посредством включения информационно-контролирующих подсистем, обеспечивающих реализацию всех этапов процесса подготовки от целевого до оценочно-результативного и аналитико-статистического.

3. Разработанная в ходе исследования методика организации учебно-познавательной деятельности студентов может рассматриваться со стороны обучающегося как структура процесса познания, как схема превращения обучения в самообучение, обучаемого в педагога, движение от знания к новому знанию. Особенностью данной методики является объективный характер методов контроля и оценки, направленных на определение качества усвоения понятий, уровня сформированности мышления, уровня готовности к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды.

4. Методика поэтапной организации учебно-познавательной деятельности студентов обеспечивает:

• восприятие и овладение учебной информацией;

• выработку умений решать понятийно-терминологические задачи предмета;

• интеграцию междисциплинарных связей, решение профессиональных задач;

• творческую и исследовательскую деятельность.

Результатами такой организации учебно-познавательной деятельности являются, соответственно: формирование понимания на понятийно-структурном уровнеформирование понимания на проблемно-ориентированном уровнеформирование модели профессионально-ориентированной средыусвоение новых знаний.

5. Сравнение результатов обучения в контрольных и экспериментальных группах показывает, что разработанная методика организации учебно-познавательной деятельности студентов при изучении профилирующих дисциплин проявляет себя более эффективно по сравнению с традиционными. Повышается успеваемость по специальным дисциплинам, но оказываются более высокими качественные параметры: глубина знания, их действенность и осознанность, усиливается активность и познавательно-практический интерес обучающихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Г. Профессионально педагогические проблемы компьютернойподготовки специалистов // Высшее образование в России.-1997.-№ 4.-С. 107−109.
  2. .Е., Рубцов В. В. и др. Концепция информатизации образования// Информатика и образование.-1990.-№ 1.- 3−9.
  3. СИ. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. -М.: Высш. школа, 1980. — 368 с.
  4. Архитектурное образование в СССР// СА СССР. -М., 1988.
  5. Н.Е. Моделирование информационной технологии подготовки и повышения квалификации преподавателей профессиональных учебных заведений. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Санкт-Петербург, 1994. — 24 с.
  6. Н.Е. Теоретические основы дидактической системы информатизации педагогической деятельности преподавателей профессиональных учебных заведений. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. — СанктПетербург, 1997. -51 с. ВНЯВ
  7. В.О. ЭВМ в вузе // Информатика и образование.-1994.-№ 3.-С.95−97.
  8. .Г. Методика архитектурного проектирования. Учеб. метод, пособие. -М.: Стройиздат, 1993. -421 с.
  9. Н.Л. НЖ, как активизирующий фактор самостоятельной деятельности студентов// Информационные технологии в образовании. YI Международная конференция-выставка. -М., 1997.
  10. А.П. Политеоретические основы многоуровневой профессиональной подготовки. -Спб., 1995. -64 с.
  11. В.П. Некоторые вопросы педагогики высшего образования.Рига, 1972. -134 с.
  12. В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М.:Педагогика.1998.-192 с.
  13. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. -М.: Высш. шк., 1989.-144 с. вввв ^ 1Ъ
  14. А. и др. Информатика и информационные технологии.Учебное пособие для гуманитарных факультетов пед. вузов. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 1995.-144 с.
  15. А. Проблемы профильного обучения информатике. -М., 1993.-90 с.
  16. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. -М.: Педагогика, 1979.
  17. И.М. Технологические аспекты создания ППС // ЭВМ в учебномпроцессе вуза. -Новосибирск: Изд-во ИГУ, 1988. -57 с.
  18. И.М., Ермушина А. В. Концептуальные подходы к информатизации образовательной системы/ Информационные технологии в образовании. -Новосибирск, 1994. вып. 11.
  19. А. Компьютеры в обучении: чему учит история // Информатика иобразование. -1990. -№ 5.- 110−118.
  20. Н.В. Педагогические основы формирования самостоятельностишкольника. Автореф. дисс. д-ра пед. наук.// Гос. пед. университет им. А. И. Герцена. -Спб., 1991. -37 с.
  21. А.В., Пономарев А. А. Применение информационных технологий при оценке качества знаний // Информационные технологии в образовании. YI Международная конференция-выставка. -М., 1997.
  22. Я.А., Мороз В. К., Гуткина Е. И., Роберт И. В., Яламов Г.Ю.Анализ современного состояния средств информатики для системы образования. -М., 1992. -143 с.
  23. Я.А., Мороз В. К., Колыханов П. И., Григорьев Г. и др.Анализ исследований и разработок в области информатизации образования. -М.: ИНИНФО, 1993. -176 с.
  24. СВ. Интеграция содержания обучения как средство совершенствования профессиональной подготовки специалистов. Автореф. дис. канд. пед. наук., -М., 1994.-24 с.
  25. В.М. Вопросы активизации самостоятельной деятельностистудентов. -Киев.: Высшая школа, 1978. -50 с.
  26. Вопросы повышения качества подготовки специалистов в инженернотехнических вузах: Междувед. темат. науч. сб. -Таганрог: ТРТИ, 1988. Зб. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 438−451.
  27. Л.С. Собрание сочинений. В 2 т. Т.2. — М.: Педагогика, 1982.504 с.
  28. П.Я. Введение в психологию. — М.: Изд-во МГУ, 1976. -150 с.
  29. В. Праксеологический анализ проектно-конструкторскихразработок. — М., 1978. -138 с.
  30. Герп1унский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы иперспективы. — М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
  31. .С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах.- М.: Высшая школа, 1980. — 76 с.
  32. .С. Прогностический подход к компьютеризации.//Сов.педагогика. -1986. — N 7. — 43−49.
  33. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Пер. с англ. Л. И. Хайрусовой. — М.: Прогресс, 1976. — 496 с.
  34. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, — М., 1994. — 31с.
  35. И.В., Э.Г. Скибицкий. Функции компьютера в педагогическом процессе с применением компьютерных обучающих систем/ Информационные технологии в образовании. Вып.12. — Новосибирск, 1995. — 37−43.
  36. В., Довгялло А. Пути информатизации образования// Информатика и образование. -1989. — № 6. — 3−12.
  37. Г. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. — М.: Наука, 1984.
  38. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теор. и экпер.психол. исслед./АПН СССР. — М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
  39. Ю.Г., Петухов И. А., Шибанов B.C. Информационная технология в промышленности. — Л., 1988. -143 с.
  40. А.Л. Дидактические основы непрерывной подготовки специалистов. — Ташкент: Изд-во Ибн Сины, 1993. -196 с.
  41. А.Л. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий. Автореф. дис.док. пед. наук. — М., 1994. — 34 с.
  42. Ф. Основы кибернетики: пер. с англ./ Под ред. А. Л. Горелика.М.: Радио и связь, 1984. — 272 с.
  43. О.В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технологияобучения в техническом вузе. — М.: Высш. школа, 1990. -190 с.
  44. СР. Методы компьютерного обучения. Автореф. дис. канд.пед. наук. — Ростов н/Д., 1990. — 23 с.
  45. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. — Минск, 1976, -176 с.
  46. В.А., Аленичева Е. В. Подход к созданию информационнойсреды на основе НИТ для обучения студентов-архитекторов // Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании»: Тезисы докладов. — М., 1997. — 47−48.
  47. А.П. Концепция использования средств вычислительной техникив сфере образования (информатизация образования). — Новосибирск: Препринт 888, ВЦ СО АН СССР, 1990. — 147с.
  48. В.А. Новые информационные технологии обучения.: Учебн.пособие. — СПб., -1991. -120 с.
  49. Информатика. Учебник/ Под ред. Н. В. Макаровой, 1997. — 671 с.
  50. В.И., Сычеников И. А. Основы оптимизации процесса обучения ввысшей школе.- М.: Высшая школа, 1987. -141 с.
  51. Я. Новая методика // Высшее образование в России. -1997. — № 4.-91с.
  52. К., Альфтан Т. Компьютеры во внешкольном образовании//Перспективы: вопросы образования. — М.: Комиссия СССР по делам ЮНЕСКО, 1991. — № 2. — 59−71.
  53. В.Г. Образование и цивилизация. Доклад на пленарном заседании II Международного конгресса «Образование и информатика» // Информатика и образование. -1996. — № 5. — 21−28.
  54. М. Мультимедиа: Пер. с нем. — СПб.: BHV Санкт-Петербург, 1994. -192 с.
  55. В.А., Соловов А. В. Компьютеризация подготовки инженеровмашиностроительных специальностей//ЭВМ в учебном процессе вуза: Межвуз. сб. науч. тр./Под ред. В. Н. Врагова. — Новосибирск: БОГУ, 1988. — 12−28.
  56. Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические труды. В 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1982. — 242−477.
  57. Г. В. Анализ проблем компьютеризации образования //Информационные технологии в образовании, вып. 12. — Новосибирск, 1995.-С. 24−31.
  58. Компьютер в обучении // Федоров Б. И., Джалиашвили 3.0. Логика компьютерного диалога. — М., 1994. — 94 с.
  59. Концептуальные вопросы развития высшего образования/ Отв. ред. Б. Б. Коссов. — М.: НИИВО, 1991. -198 с.
  60. Концепция внедрения средств новых информационных технологий вучебный процесс общеобразовательной школы / Разработано: Роберт И. В. — М.: Ротапринт НИИ ШОТСО АПН СССР, 1990. — 67 с.
  61. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. -1990. — № 1. — 3−10.
  62. Концептуальные проблемы информатизации общего и среднего образования /Под ред. И. М. Бобко. — Новосибирск: НИИ ИВТ, 1990. -143 с.
  63. И.Я. Методы совершенствования учебного процесса ввысшей технической школе. — М., 1976. — 254 с.
  64. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. — М., 1977. -169 с.
  65. Н.В. Основы вузовской педагогики. — Л., 1972.
  66. B.C., Кузнецова В. А. О соотношении фундаментальной ипрофессиональной составляющих в университетском образовании // Высшее образование в России. -1994. — № 4. — 36−40.
  67. А.А., Сергеева Т. И. Обучающие программы и дидактика //Информатика и образование. -1986. — N2. — 87−90.
  68. В.Ж., Наводнов В. Г. О сравнении педагогических технологий //Высшее образование в России. -1994. — № 1. — 165−172.
  69. И.Е., Касьян А. А. Научные исследования и учебный процесс //Высшее образование в России. -1994. — № 2. — 38−45.
  70. Ю.А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов. — Саратов.: Изд-во Саратовского университета, 1982. — 272 с.
  71. М.П. Актуальные проблемы информатизации в сфере образования. /Сб. Тезисов докладов YII Омской научно-практической конференции «Новые информационные технологии в учебном процессе и управлении». — Омск. 1990.
  72. М.П. Информатика и технология: компоненты педагогическогообразования // Информатика и образование. -1992. — N1. — 3−6.
  73. М.П. Реализация компонентов информатики и НИТО в учебныхпланах педагогических вузов. // Информатика и образование. — 1997. № 6.-С. 1−5.
  74. М.М. Сущность и структура методов обучения: автореф. дис. д-ра пед. наук. — М.: Ml ПИ им. В. И. Ленина, 1978. — 32 с. ЮО. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. -185 с.
  75. А.С. Информатика и диалектика // Информатика и образование. -1997. — № 6. — 6−9.
  76. В.Г. Личность студента. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 96 с.
  77. B.C., Иванников А. Д., Богатырь Б. Н. Концепция информатизации высшего образования России // Высшее образование в России. 1994.-№ 1.-С. 30−52.
  78. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. — М.: Педагогика, 1991. — 297 с.
  79. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризацииобучения. — М.: Педагогика, 1988. -191 с.
  80. Методические рекомендации по разработке учебно-программной документации для средних специальных учебных заведений. — М.: НИИВШ, 1989. Вып. 1,2,3.
  81. Д., Джонсон р. Компьютер — творец. — М.: Мир, 1987. — 57 с.
  82. А.В., Золотникова И. В., Кравец В. В. Педагогические аспектыдистанционного образования. — Воронеж, 1997.
  83. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под ред. Е. Э. Смирновой. — Ленинград.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 177 с. Иб. Моисеев Н. Н. Человек, среда, общество. — М., 1982. -132 с.
  84. Л.Г. Вопросы научной организации педагогического труда ввысшей школе. — Минск.: Вышэйш.шк., 1975. — 287 с.
  85. В.М. Обновление методической системы обучения // Советская педагогика. -1985. — № 1.
  86. В.М., Кузнецов А. А., Бешенков А. Информатика и программирование в системе школьных предметов // Изучение программирования и вычислительной техники. — М.: Просвещение, 1987. — 11−17.
  87. Мультимедиа/ Под ред. А. И. Петренко. — К.: Торгово-издательское бюро BHV, 1994. — 272 с.
  88. Л.Ю., Сергеева Т. А. О перспективных тенденциях развитияпедагогических программных средств// Информатика и образование. 1990.-№ 5.-С.5−10.
  89. Л.Г., Семушина Л. Г. Моделирование профессиональнойдеятельности в учебном процессе. — М., 1989. — 40 с.
  90. Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. — М., 1985. — 234 с.
  91. НОВИКОВ В.А., Селиванов А. Д., Токарева B.C. Учебно-методическоеобеспечение автоматизированных обучающих систем в зарубежных странах. (Средства обучения в высшей и средней специальной шк.: Обзор инф./ НИИВШ. — М., 1984. Вып. 5). япшнв
  92. Новые информационные технологии в профессионально-техническомобразовании. Сб. научных трудов. — СПб., 1994. — 38 с.
  93. Основы педагогики и психологии высшей школы/ Под ред. А. В. Петровского. — М., 1986. — 302 с.
  94. Организация, экономика управление строительством: Учеб. пособиедля вузов/ Т. Н. Цай, Л. Н. Лаврецкий, А. Е. Лейбман, К.Г. Романова- под ред. Т. Н. Цая. — М.: Стройиздат, 1984. — 366 с.
  95. В. Возможна ли новая революция в образовании? //Высшее образование в России. -1997. — № 2. — 31−37.
  96. Пейперт Переворот в сознании. Дети, компьютеры и плодотворныеидеи. — М.: Педагогика, 1989. -182 с.
  97. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.М.: Высшая школа, 1984. — 346 с.
  98. Л. Структура и содержание мотивационного обеспеченияобучающих программ// Информатика и образование. — 1991. — № 3. 20−23.
  99. Политика в области образования и НИТ. Национальный доклад РФ на
  100. Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика"// Информатика и образование. -1996. — № 5. — 21−28.
  101. М.И. Практикум по методике обучения во втузах. — М.: Высшаяшкола, 1990.-256 с.
  102. Поточная организация строительства. Лабораторные работы / Сост. Аленичева Е. В. — Тамбов: Изд-во ТГТУ, 1994. — 25 с.
  103. Программные средства для информационных технологий, используемых в о ВГАСА: аннотированный каталог/ Воронеж, гос. арх.-строит. акад.- Сост.: В. Ф. Бабкин, В. П. Авдеев, Н. Г. Жданова, Н. В. Ткачук. — Воронеж, 1997.-144 с.
  104. В.Н. Информационное пространство и современные технологии обучения // Информатика и образование. -1996. — № 6. — 135−139.
  105. В.Г. Проблемы компьютеризации обучения. — М.: Знание.1986.-118 с.
  106. Е.А. Формирование у учащихся умения принятия решений всовременной информационной среде на уроках информатики. Автореф. дис.канд. пед. наук. — Тамбов, 1997. — 24 с.
  107. И.В., Шугрина М. В. Отечественные системы для создания компьютерных учебных курсов// Мир ПК. -1993. — № 7. — 55−60.
  108. З.А. Психологические основы профессионального обучения.-М., 1985.-231с.
  109. И.В. Виртуальная реальность// Информатика и образование.1993.-№ 5.-0.53−56.
  110. И.В. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования // Информатика и образование. -1991. — № 4. — 18−25. •А
  111. И.В. Информационно-предметная среда со встроенным элементами технологии обучения // Педагогическая информатика. — 1995. — N2. — 23−28.
  112. И.В. Экспертно-аналитическая оценка качества програмныхсредств учебного назначения // Педагогическая информатика. — 1993. N1.- 54−63.
  113. В.В. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения // Информатика и образование. -1989. — № 3. — 3−15.
  114. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. -1994. — № 2. — 29−37.
  115. Секреты умелого руководителя/ Сост. И. В. Липсиц. — М.: Экономика, 1991.-320 с.
  116. Л.Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки. — М., 1993. (проблемы непрерывного образования: Обзор информ. /НИИВО- Вып.1).
  117. Л. Г. Ненашева Л.А., Ломакина Т. Ю. Опыт разработки словаря терминов среднего специального образования. — М., 1992. — 49 с.
  118. Л.Г., Стамболцян В. О., Зырянов В. А., Иванов Г. И. и др.Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе (из опыта работы средних специальных учебных заведений). — М.: НИИВО, 1991.-48 с.
  119. Сетевое планирование в строительстве. Лабораторные работы / Сост. Аленичева Е. В. — Тамбов: Изд-во ТГТУ, 1995. — 24 с.
  120. М.П. Педагогические технологии профессиональной подготовки: Учебное пособие. — Спб., 1995. — 80 с.
  121. Системы автоматизированного проектирования и обучения: Межвузовский сборник научных трудов. — Иваново: Изд-во ИЭИ, 1987. -156 с.
  122. М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы исуждения. — М.: Педагогика, 1971. — 206 с.
  123. Словарь русского языка / Под ред. А. П. Евгеньевой. В 4 т. Т. 1−4. — М.:Русский язык, 1985 -1988.
  124. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с.
  125. Е.Э., Сопиков А. П. Отображение модели специалиста в системе целей высшего учебного заведения. — Уфа, 1975.-132с.
  126. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. -Л., 1977.
  127. А.В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке // Высшее образование в России. -1995. — № 2.
  128. А.В. Информационные технологии обучения в профессиональном образовании // Информатика и образование. — 1996. — № 1. 13−19.
  129. А.В. Об эффективности информационных технологий // Высшее образование в России. -1997. — № 4. — 100−106.
  130. А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учебное пособие. — Самара: СГАУ, 1993. -104 с.
  131. Н.К. Подготовка)Д1Ителя-предметника в системе повышенияквалификации к использованию средств информационных технологий в профессиональной деятельности. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Тамбов, 1997. — 23 с.
  132. В.В. Некоторые принципы построения модели специалиста.(Обзорная информация). НИИ проблем высшей школы. — М., 1977. — 37 с.
  133. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы. -1986. — № 3.
  134. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: Изд-воМГУ, 1975. — 83 с.
  135. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста.- М.: Знание, 1986. -112 с.
  136. .М. Избранные труды: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1985.
  137. B.C. Гипертекстовые технологии в обучении. (Новые информационные технологии в образовании: Обзор, информ./ НИИВО, Вып. 3.-М., 1994.-40С.
  138. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. В 4 т. Т.14. — М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1935−1940.
  139. А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования // Информатика и образование. -1994. — Х^З. — 1−14.
  140. Н.М. Подготовка преподавателя ПТУ к занятиям. Методические рекомендации. — М.: Научно-методический центр профессионального образования., 1992.
  141. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. — М., 1989. — 286 с.
  142. Ю.Г. Определения основных терминов дидактики высшей школы. — М., 1995. — 57 с. (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе- Обзор. информ./НИИВО- Вып.4).
  143. Ю.Г. Пути совершенствования методов обучения в высшейшколе. — М.:НИИВО, 1991. — 61 с.
  144. ФОКИН Ю.Г., Анищенко В. Г. Классификация видов учебной деятельности.// Высшее образование: проблемы и перспективы развития (вторые академические чтения МЛН ВШ). — Киев, 1995. -145 с.
  145. Г. В. Педагогические возможности ЭВМ: Опыт. Проблемы.Перспективы. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. -170 с.
  146. Ю.М., Семенова Е. Ю. Информатизация образования в США.(Новые информационные технологии в образовании: Обзор, инф./ НИИВО. — М., 1990. — 49 с. Вьш.8).
  147. Центры НИТ и информационная среда высшей школы. Межвузовскийучебно-методический центр «Новые технологии обучения» / СЮ. Губин, И. П. Дешко, И. Г. Иголкина и др. — М., 1994. — 64 с.
  148. Человеческий фактор: В 6 т. Т. З. Моделирование деятельности, профессиональное обучение и отбор операторов: Пер. с англ./Холдинг Д., Голдстейн Н., Эбертс Р. и др. (Часть 2. Профессиональное обучение и отбор операторов). — М.: Мир, 1991. — 302 с.
  149. Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологическиеосновы развивающего обучения. — М.: АО Столетие, 1995. -190 с.
  150. Н.Д. Сущность и основные формы информационных технологий// Экономика и организация информатизации. — Свердловск, 1988. 129−132.
  151. Г. А. Информационная технология обучения специальномупредмету на основе применения инструментальных программных средств. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — СПб., 1995. — 23 с.
  152. Г. Дисперсионный анализ / Пер. с англ. Б. А. Севостьянова иВ.П. Чистякова. — М.: Наука, 1980. — 512 с.
  153. В.А. Взгляд на информатизацию обучения // Информатика и образование. -1997. — № 6. — 140−142.
  154. А.Г. Концептуальная проблематика использования компьютера в обучении/Информатика, образование и методология. Сб. Информационно-методологических материалов под редакцией Я. А. Ваграменко.-М.:И0НИНФО, 1993.
  155. ЭВМ в учебном процессе вуза: Межвуз. сб. науч. тр./ Под ред. В. Н. Врагова. — Новосибирск: НГУ, 1988. -170 с.
  156. Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  157. А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике.Ленинград.: Изд-во ЛГУ, 1979. -199 с.
  158. Ве11 D. The Coming Postindustrial Society. New York: Basic Books, 1973.
  159. Conclin J. Hypertext: An Introduction and Survey // Computer. 1987. № 9.p.17−41.
  160. Jourdan S. Evolution technologique et CETRA // L’enseignement technique.-1988. -N139. -P.234.
  161. Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the UnitedStates. Prinston, New Jersey: Prinston University Press, 1962. 202 .Mc Aleese R. Hypertext / Hypermedia: Theory into Practice, 1989.
  162. Naisbit J. Megatrends. New York: Warent Books, 1982.^ 204. Porat M. The Information Economy. Washington, D.C.: U.S. Department of Commerce, 1977. 1 205.Toflfler A. The Third Wave. New York: Harper and Row, 1978.
  163. Zuboff S. In the Age of the Smart Machine. New York: Basic Books, 1988.
Заполнить форму текущей работой