Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Структура ценностно-потребностной сферы личности русской и хакасской молодежи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Родовая подструктура ЦПСЛ, исследованная с помощью сукцессивной тахистоскопической техники, также является формообразующим фактором ценностно-потребностной сферы личности, но, в отличие от системы общественных ценностей, родовые архетипы представляют собой формы коллективного бессознательного, передающиеся из поколения в поколение, от родителей к детям. Эти формы также бессодержательны и должны… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ЭТНОС И ЦЕННОСТЬ: СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
    • 1. 1. Категория этноса в гуманитарных науках
    • 1. 2. Идентичность как интегрирующая социально-психологическая характеристика этноса
    • 1. 3. Ценности и ценностные ориентации
    • 1. 4. Потребности и ценности
    • 1. 5. Концепция ценностно-потребностной сферы личности
    • 1. 6. Этнопсихологические исследования ценностей
  • Глава 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ
    • 2. 1. Методологические и методические проблемы
    • 2. 2. Экспериментальная схема исследования
    • 2. 3. Характеристика экспериментальной выборки
  • Глава 3. ЭТНОСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РУССКОЙ И ХАКАССКОЙ МОЛОДЕЖИ
    • 3. 1. Механизмы формирования ценностно-потребностной сферы и аттитюдов личности
    • 3. 2. Общественная и родовая подструктура ценностно-потребностной сферы личности русских и хакасов
    • 3. 3. Этноспецифические особенности подструктуры общественных ценностей
    • 3. 4. Этноспецифические особенности родовой подструктуры ЦПСЛ
    • 3. 5. Этнические аттитюды русских и хакасов

Структура ценностно-потребностной сферы личности русской и хакасской молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие современного российского общества идет преимущественно в двух направлениях: по пути сохранения традиционных этнических ценностей и одновременно в направлении западных, ориентированных на индивидуализм и рациональность, на стремление к материальному достатку. Наиболее восприимчива и уязвима в отношении такой двойственности социальных стандартов молодежь, недостаточно критично усваивающая образцы массовой культуры, рыночные, а нередко и криминальные принципы общественj ных отношений [75, 98]. Наряду с появившимися возможностями (свобода выбора, гласность, открытость современного социума), в России нарастают негативные явления, присущие любому обществу потребления. Эти процессы привели российское общество в состояние нравственного кризиса: прежние моральные стандарты отрицаются, в то время как западные нравственные образцы из-за особенностей российского менталитета оказались неэффективными [96].

Структура и содержание ценностей современного мира являются объектом интереса представителей разных наук, они фокусируют на себе многие острые человеческие проблемы [149, 159, 170]. Ценностные основы как отдельной личности, так и общества в целом традиционно были предметом научных интересов психологов (Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, В. Г. Морогин, М. Рокич, ВФранкл, ЭФромм, К. Юнг, М.С. Яницкий). В зарубежной и отечественной социальной психологии проблему формирования ценностей различных социальных групп, в т. ч. этнических, и трансформации их содержания в последнее время можно по праву считать одним из приоритетных направлений как теоретических, так и. эмпирических исследований. В ряде работ отечественных авторов (М.И. Бобнева, С. С. Бубнова, В. М. Вызова, Н. Н. Волкова, А. С. Горустович, Н. А. Журавлева, И. Е. Задорожнюк, А. Г. Здравомыслов, О. И. Зотова, К. Касьянова, Н. А. Кириллова, Н. М. Лебедева, Л. Г. Почебут, Л.Р. Яруллина) предприняты попытки анализа ценностных систем различных российских этносов. Теоретическая основа проведенных исследований — принцип взаимодействия человека с этнокультурной средой в контексте социальной группы, которая обусловливает формирование системы этнопсихологических свойств личности в специфических условиях этнической реальности [85]. Исследованием этой проблемы в зарубежной кросс-культурной психологии занимались С. Клакхон, М. Рокич, Ф. Стродбек, С. Шварц и др.

Для России исследование проблемы ценностей в этнопсихологическом контексте особо значимо, поскольку Российская Федерация — поликультурное государство со своей многовековой историей, а многочисленные этнические группы, проживающие на ее территории, имеют длительный исторический опыт межэтнического взаимодействия. В этом плане можно говорить о культурной близости этносов, о содержательном сходстве ценностей, об их динамике в последние два десятилетия.

Актуальность исследования этноспецифических особенностей цен-ностно-потребностной сферы личности русской и хакасской молодежи, проведенного в республике Хакасия, где проживают представители различных этнических групп, определяется тем, что:

• хакасский этнос является титульным (хотя и не доминирующим по численности), а систематических этнопсихологических исследований его особенностей не проводилось;

• на любые социальные изменения наиболее чутко реагирует молодежь, формирование ценностных приоритетов которой в значительной степени обусловлено влиянием этнических факторов. Поэтому, как для сегодняшней социальной практики, так и для будущего российского общества проблема формирования ценностных установок молодежи превращается в одну из стратегических задач современного этапа его развития [32].

Разработка этнического аспекта данной проблемы в современной отечественной науке осуществляется преимущественно социологами (С.А. Арутюнов, JI.M. Дробижева, И. В. Мостовая, М. П. Мчедлов, З. В. Сикевич, Л. Г. Скульмановская, В. А. Тишков, А. Г. Шевченко, Е.С. Элбакян) и культурологами (Л.В. Анжиганова, В. Я. Бутанаев, В. Г. Ибрагимова, JI.B. Кирбижекова, JI.A. Лебедева). Этнопсихологические исследования немногочисленны и затруднены из-за отсутствия надежных диагностических методов.

Эти проблемы и определили выбор темы исследования, главной целью которого стало изучение этноспецифических и полодифференцирующих характеристик структуры ценностно-потребностной сферы личности (далее — ЦПСЛ) представителей русской и хакасской молодежи.

Конкретизация поставленной цели осуществлялась в процессе решения следующих задач:

• теоретический анализ литературы по проблеме ценностной этноспе-цифичности;

• разработка рабочих концепций этнической идентичности и этнической идентификации, базирующихся на понятиях родового архетипического комплекса, системы социально обусловленных аттитюдов и теории ценностно-потребностной сферы личности;

• апробация методик симультанной и сукцессивной экспозиции лич-ностно значимых ценностей в процессе исследовании родовой и общественной подструктур ценностно-потребностной сферы личности русских и хакасских юношей и девушек;

• анализ общественной и родовой подструктур ценностно-потребностной сферы личности русских и хакасских юношей и девушек;

• исследование этноспецифических и полодифференцирующих особенностей ценностно-потребностной структуры русской и хакасской молодежи;

• изучение структуры этнических аттитюдов русских и хакасов.

Объект исследования — ценностно-потребностная сфера личности русских и хакасов.

Предмет исследования — этнические и половые особенности структуры ценностно-потребностной сферы личности русских и хакасских юношей и девушек.

Гипотеза исследования:

Этнопсихологические особенности структуры ценностно-потребностной сферы личности русских и хакасских юношей и девушек проявляются:

• в специфической иерархии ценностных зон общественной и родовой подструктур ЦПСЛ, которая определяется их различным потребностным содержанием;

• в половых различиях родовой и общественной подструктур ЦПСЛ;

• в этноспецифичности социальных установок.

Предполагается наличие в структуре ЦПСЛ архетипических ценностных комплексов, в которых представлена родовая подструктура ЦПСЛ, и социально обусловленных аттитюдов, образующих общественную ценностно-потребностную подструктуру. Архетипические комплексы диагностируются с помощью сукцессивной (калейдоскопической) техники предъявления лич-ностно значимых ценностей, система аттитюдов выявляется путем симультанной (тахистоскопической) экспозиции. Идентичность может рассматриваться как родовой архетипический комплекс, идентификация — как результат формирования системы социально обусловленных установок — аттитюдов.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили: социально-психологические воззрения В. Вундта, У. МакДу-гала, Г. Лебона, Г. Тардаучение К. Юнга о коллективном бессознательномтеория самоактуализации А. Маслоутеории социальной и этнической идентичности (Дж. Марсиа, Дж. Мид, Дж. Тернер, А. Тэшфел, А. Уотерман, Э. Эриксон) — системогенетический подход к изучению ценностей (А.В. Карпов, В. В. Козлов, В. Е. Орел, В.Д. Шадриков) — представление о личности как продукте значимых отношений (К.А. Абульханова-Славская, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. В. Карпов, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, В.Н. Мясищев), современные исследования мотивационной сферы человека (П.Н. Иванов, Е. Ф. Колобова, О.И. Мотков) — общенаучные принципы социокультурной обусловленности психических феноменов (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, JI.C. Выготский, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, М.С. Роговин) — концепция ценностно-потребностной сферы личности В. Г. Морогина.

Методы и эмпирическая база диссертационного исследования.

Исследование структуры ценностей русской и хакасской молодежи проводится в русле теории ценностно-потребностной сферы личности В. Г. Морогина, согласно которой ЦПСЛ представляет собой совокупность индивидуальных потребностей, упорядоченную системой общественных ценностей и направляемую комплексом родовых архетипов, составляющих формальную структуру коллективного бессознательного [95]. Как общественные, так и родовые ценности представляют собой бессодержательные формы, которые должны быть наполнены индивидуальными потребностями.

В исследовании использовалась автоматизированная система экспериментально-психологического исследования ценностно-потребностной сферы личности, разработанная доктором психологических наук, профессором В. Г. Морогиным как операционализация теории ценностно-потребностной сферы личности, а также метод оценки структурных параметров этнических аттитюдов, включающий модифицированный вариант опросника изучения этнических установок и шкалу социальной дистанции Э. Богардуса.

Статистическая обработка экспериментальных данных проводилась с применением компьютерной системы Statistica 8. Вычислялись средневыбо-рочные значения и среднеквадратические отклонения полученных в исследовании показателей ЦПСЛ, использовался однофакторный дисперсионный анализ, t-критерий Стьюдента.

Исследование представляет собой психологический эксперимент, в котором независимой переменной является этническая принадлежность с двумя качественными уровнями: русские и хакасы. Пол — дополнительная контролируемая переменная с двумя качественными уровнями: мужчины и женщины. Так как независимые переменные в эксперименте не могут быть сознательно изменены, это исследование следует квалифицировать как эксперимент «ех post facto».

Этапы исследования. Исследование проводилось в период с апреля 2004 по апрель 2008 гг. в г. Абакане, Черногорске и Саяногорске Республики Хакасия и условно подразделялось на три этапа.

Первый этап (2005 — 2006 гг.) состоял в анализе и теоретическом осмыслении проблемы, в формулировании целей и задач исследования, выдвижении гипотезы, разработке экспериментального инструментария ее проверки.

Второй этап (2006 — 2007 гг.) включал в себя разработку программы эмпирического исследования, организацию и проведение эксперимента, уточнение программы, эмпирическую проверку выдвинутой гипотезы.

Третий этап (2007 — 2008 гг.) посвящен подведению итогов эмпирического исследования, обработке полученных данных, теоретическому осмыслению, количественному и качественному анализу, обобщению, описанию и интерпретации полученных результатов, оформлению диссертационной работы.

Объем экспериментальной выборки — 100 человек, по 25 юношей и девушек русского и хакасского этносов в возрасте от 18 до 24 лет.

В социально-психологическом исследовании структурных параметров этнических аттитюдов приняли участие 90 русских и 90 хакасов. Каждая выборка представлена 30 старшими школьниками, 30 юношами и 30 работающими молодыми людьми.

Достоверность полученных результатов и выводов обеспечивались:

• использованием современных комплексных методов экспериментально-психологического исследования, адекватных его целям и задачам;

• интерпретацией результатов исследования на основе количественных и качественных показателей;

• репрезентативностью экспериментальной выборки, отобранной случайным образом из учащейся, студенческой и работающей молодежной популяции.

Научная новизна исследования состоит в том, что: с позиций системогенетического подхода, реализованного в теории ценностно-потребностной сферы личности В. Г. Морогина, сформулированы рабочие концепции этнической идентичности и этнической идентификации: этническая идентичность рассматривается как архетипический комплекс, воспроизводящий родовую подструктуру ЦПСЛ, а этническая идентификация — как результат формирования системы социально обусловленных этнических аттитюдов.

Описаны механизмы и условия реализации этнической идентификации и этнической идентичности, которые определяются процессами социализации и индивидуации (самоактуализации).

Впервые в контексте этнопсихологического эксперимента апробированы методы объективной фиксации структуры общественных (симультанная экспозиция) и родовых ценностей (сукцессивная экспозиция), позволившие:

• изучить специфические особенности родовой и общественной подструктур ценностно-потребностной сферы личности у представителей исследуемых этнических групп;

• исследовать полодифференцирующие характеристики ценностно-потребностной структуры русской и хакасской молодежи;

• сопоставить их друг с другом в рамках каждой этнической группы и выявить этноспецифические особенности сочетания этих структур;

• эмпирически подтвердить обоснованность выделения двух подструктур в структуре ЦПСЛ в контексте этнопсихологического исследования;

• выявить особенности структурной организации личностно значимых ценностей в этнических группах;

• определить вероятные самоактуализационные тенденции русской и хакасской молодежи в современных социально-экономических условиях.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении научных представлений об этнических аспектах феноменологии, закономерностей и механизмов формирования ценностно-потребностной сферы личности.

В работе теоретически обосновано и эмпирически верифицировано положение о двухуровневой структуре ЦПСЛ. Установлено, что общественная ценностно-потребностная подструктура представителей русской и хакасской молодежи, исследованная с помощью симультанной тахистоскопической техники, является формообразующим фактором ценностно-потребностной сферы личности и отражает систему требований общества и государства к человеку. В результате наполнения системы общественных ценностей индивидуальными потребностями формируются специфические мотивационные образования, представляющие собой социально приемлемые поведенческие стереотипы, которыми удобно пользоваться в социально-типичных ситуациях. В социально-психологической литературе такие общественно обусловленные шаблоны поведения называются социальными установками или атти-тюдами. В процессе своего формирования аттитюды проходят стадию осознанного действия, и лишь впоследствии автоматизируются и становятся бессознательными. В частности, таким образом в процессе социализации формируются этнический и половой аттитюды.

Родовая подструктура ЦПСЛ, исследованная с помощью сукцессивной тахистоскопической техники, также является формообразующим фактором ценностно-потребностной сферы личности, но, в отличие от системы общественных ценностей, родовые архетипы представляют собой формы коллективного бессознательного, передающиеся из поколения в поколение, от родителей к детям. Эти формы также бессодержательны и должны быть наполнены уникальным потребностным содержанием индивида. Родовые архетипы формально одинаковы у всех представителей определенного этноса, но содержательно различаются у каждого из них. Наполненные индивидуальными потребностями родовые архетипы образуют особые мотивационные матрицы, которые обозначаются термином «идентичность». Так у человека появляется этническая и половая идентичность, до определенного возраста остающиеся неосознаваемым содержанием коллективного бессознательного. Постепенное обретение идентичности происходит вместе с процессом инди-видуации, который с рождения протекает бессознательно, но начинает осознаваться только после того, как завершится другой процесс — социализация.

Теоретическая значимость работы определяется также актуальной потребностью современной психологической науки в изучении феномена этнической идентичности, привлекающего в условиях динамики социально-экономических процессов внимание специалистов из различных областей гуманитарного знания, но остающегося дискуссионным. Полученные в исследовании структуры ценностно-потребностной сферы личности русской и хакасской молодежи результаты вносят существенный вклад в развитие теоретических представлений о природе этнической идентичности.

Практическая значимость исследования.

Использованный в методиках исследования тахистоскопический способ предъявления экспериментального материала, основанный на бессознательной фиксации субъектом личностно значимых ценностей, обеспечивает получение информации об истинной структуре ценностно-потребностной сферы личности. Это позволяет использовать метод с целью глубинного анализа мотивации в различных областях практической и профессиональной деятельности: экспертизе, консультировании, психотерапии, в работе школьного психолога.

Практическая значимость проведенного исследования связана с возможностью применения выявленных закономерностей и полученных результатов:

• для повышения психологической компетентности специалистов в сфере межэтнических отношений, с целью их оптимизации;

• в практике работы с молодежью в Республике Хакасия: результаты исследования могут оказаться полезными при проведении социально-психологических тренингов этнической направленности;

• в этноконфликтологической экспертизе, основу которой составляют мониторинг и менеджмент. При этом в разработке концептуальных оснований и организационных принципов этноконфликтологического мониторинга и менеджмента основной упор целесообразно сделать на анализе родовой мотивации представителей различных этносов и их социально-психологических установок.

Апробированный в диссертации комплекс экспериментально-психологических методов может служить инструментальной базой в практике психологического консультирования по вопросам межкультурной коммуникации и межэтнического взаимодействия.

Результаты и выводы диссертационного исследования интегрированы в учебный процесс и используются в качестве теоретического и фактологического материала в рамках дисциплин «Общая психология», «Этнопсихология», «Психология личности», «Психология конфликта», а также дисциплин регионального компонента.

Полученные данные могут быть использованы для дальнейшей разработки этнопсихологических аспектов при исследовании проблем социализации, самоактуализации и личностного роста.

Положения, выносимые на защиту:

1. Ценностно-потребностная сфера личности состоит из общественной и родовой подструктурпервая представлена системой формальных общественных ценностей, вторая — родовыми архетипами. Эти подструктуры имеют одинаковое строение и включают восемь ценностных зонзначительные расхождения в гомологичных зонах родовой и общественной подструктур будут свидетельствовать о потенциальной конфликтогенности ЦПСЛ. Общественная ценностно-потребностная подструктура может быть исследована с помощью симультанной тахистоскопической экспозиции личностно значимых ценностей («Тахистоскоп»), родовая — с помощью сукцессивной («Калейдоскоп»).

2. Потребность в принадлежности к своей культуре и этносу (экзистенциальная зона ЦПСЛ) более выражена у хакасской молодежи, по сравнению с русскими юношами и девушками. В остальных зонах ЦПСЛ общественная и родовая ценностно-потребностные подструктуры русских и хакасов в значительной степени сходны.

3. Этнические архетипы русских и хакасов структурно ближе, чем половые архетипы юношей и девушек: между русскими и хакасами меньше различий, чем между мужчинами и женщинами. Это может свидетельствовать о том, что в процессе филогенеза половой архетип появился раньше, чем этнический.

4. Этнические и половые различия в структуре ЦПСЛ определяются не социальными причинами, от которых зависит своевременное формирование этнических и тендерных аттитюдов, а этническим и половым архетипами, сформировавшимися и закрепившимися в процессе исторического развития человечества.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и промежуточные итоги исследования представлены на заседаниях кафедры общей и клинической психологии, методологического семинара Медико-Психолого-Социального института Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, обсуждались на заседании кафедры социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова.

Теоретические и экспериментальные результаты исследования отражены в пяти научных статьях и двух докладах, представленных на общероссийских и международных конференциях в 2006;2009 гг.:

• на первой межрегиональной научно-практической конференции «Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы» (г. Абакан, 2006);

• в бюллетене оперативной общенаучной информации Вестника Томского государственного университета «Социально-психологические проблемы сохранения здоровья нации в развивающейся России» (г. Томск, № 1, 2006);

• на второй научно-практической конференции «Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы» (г. Абакан, 2007);

• на третьей научно-практической конференции «Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы» (г. Абакан, 2008);

• на первой международной научно-практической конференции «Современные трансформационные экономические и социально-политические процессы», секция — глобализация и трансформационные процессы в обществе (Абакан, 2009).

Результаты исследования используются при проведении занятий и выполнении курсовых и дипломных работ по дисциплине «Этнопсихология» в Медико-Психолого-Социальном институте Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова.

Структура диссертации. Диссертация представлена на 161 странице и состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 211 наименований, из них 32 — на иностранном языке, и приложения. В тексте содержится 2 рисунка и 13 графиков с таблицами.

выводы.

1. Структура ценностно-потребностной сферы личности состоит из двух подструктур — общественной и родовой. Первая представлена системой формальных общественных ценностей, принимаемых социальным большинствомвторая — родовыми архетипическими формами.

2. Общественная ценностно-потребностная подструктура может быть исследована с помощью симультанной тахистоскопической техники («Тахи-стоскоп») — родовая подструктура ЦПСЛ диагностируется путем сукцессив-ной тахистоскопической экспозиции личностно значимых ценностей («Калейдоскоп»).

3. Структура ценностно-потребностной сферы личности русских и хакасов одна и та же, но иерархия ценностных зон этноспецифична, потому что наполнена различным потребностным содержанием. Ярче всего этноспеци-фичность ЦПСЛ хакасов характеризует сильно выраженная потребность в принадлежности к своей культуре и этносу.

4. Родовая и общественная подструктуры в обследованных выборках русских и хакасских юношей и девушек имеют значительные расхождения во всех зонах ценностно-потребностной сферы личноститакое рассогласование подструктур указывает на ее потенциальную конфликтогенность.

5. Иерархии зон общественной и родовой ценностно-потребностных подструктур русских и хакасов в значительной степени сходны, что свидетельствует о социальной и, в определенной мере, родовой близости этих этносов.

6. Этнические и половые различия в структуре ЦПСЛ обусловлены не социальными факторами, обеспечивающими формирование общественно значимых аттитюдов, а архетипами коллективного бессознательного, сформировавшимися и закрепившимися в процессе исторического развития человечества.

7. Структурно этнические архетипы русских и хакасов ближе, чем половые архетипы мужчин и женщин. Это косвенно свидетельствует о том, что в процессе филои онтогенеза половой архетип появляется раньше, чем этнический.

8. Ценностно-потребностное содержание личности, зафиксированное системой общественных ценностей и родовыми архетипами индивида, и внешне декларируемые социально обусловленные атрибуции социальных установок практически никогда не совпадают. Эти аттитюды искусственно транслируются индивиду через социальные институты власти и средства массовой информации и используются личностью для оправдания своих поступков. Мотивационной детерминантой поведения является ценностно-потребностная сфера личности, образованная двумя независимыми подструктурами — общественной и родовой, отражающими сложившуюся в социуме систему ценностей и архетипы этноса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационная работа посвящена актуальной, но мало исследованной на сегодняшний день теме. Изучение ценностей имеет особое значение для современной отечественной науки, поскольку Россия — поликультурная страна, и многочисленные этнические группы, проживающие на ее территории, обладают культурным своеобразием, уникальностью и самобытностью. Этносы современной России имеют богатый исторический опыт совместного сосуществования, и в этом плане можно говорить об их культурной близости, сходстве ценностей и векторов изменения их содержания в последние десятилетия. В ситуации радикальных социально-экономических преобразований человек стремится наполнить эти ценности таким содержанием, которое позволило бы ему, с одной стороны, адекватно вписаться в существующую социальную структуру, а с другой — реализовать заложенные в нем творческие возможности. Наиболее чутко на происходящие изменения реагирует молодежь, ее ценностные установки отличаются динамичностью и могут достаточно легко изменяться под воздействием различных факторов.

Молодость — время наибольших возможностей для развития высших психических функций, период расцвета интереса к теоретическим знаниям и их практическому применению в профессиональной деятельности, высокой социальной активности и личностного самоопределения. Это время выработки жизненных принципов и создания реальных профессиональных планов, период поиска интимности и «утверждения себя» в другом. Все перечисленные особенности позволяют рассматривать молодость как важнейший этап формирования ценностно-потребностной сферы личности. Поэтому для сегодняшней социальной практики и для будущего общества значимость проблемы формирования ценностных установок молодежи превращается в одну из стратегических задач современного этапа развития общества.

Теоретико-методологической основой проведенного исследования стала концепция ценностно-потребностной сферы личности, как уникальной иерархии индивидуальных потребностей, формирующихся в течение всей жизни индивида под влиянием одобряемой групповым большинством системы общественных ценностей и направляемой родовыми архетипическими ценностями коллективного бессознательного.

Эмпирическое исследование выполнено в форме психологического эксперимента, в котором в качестве независимой переменной фигурирует этническая принадлежность, имеющая два качественных уровня: русские и хакасы. Дополнительная контролируемая переменная — пол. Свободно манипулировать этими независимыми переменными экспериментатор не может, поэтому проведенное исследование следует отнести к категории экспериментов «ех post facto».

Основной целью исследования стало выявление этноспецифических и полодифференцирующих особенностей структуры ЦПСЛ русской и хакасской молодежи. В ходе ее реализации установлено, что в ценностно-потребностной структуре личности выделяются две независимые подструктуры, каждая из которых представляет собой мощный формообразующий-фактор. Общественная подструктура ЦПСЛ представлена системой общественных ценностей, которые разделяются социальным большинством и государством. Эта подструктура наполняется индивидуальными потребностями личности так, что они могут удовлетворяться только в социально приемлемом варианте. Родовая подструктура ЦПСЛ представляет собой систему архетипов — родовых форм, передающихся через родителей из поколения в поколение, которые тоже наполняются индивидуальными потребностями и придают их удовлетворению родовой, этноспецифический оттенок. Строение общественной и родовой подструктур ЦПСЛ одинаковоеобе представлены восемью ценностно-потребностным зонами, но их потребностное содержание различно. Оно определяется, во-первых, характером общественных ценностей и родовых архетипов, во-вторых, количеством и качеством сформировавшихся у индивида потребностей и, в-третьих, соответствием содержания индивидуальных потребностей форме общественных и родовых ценностей.

Для исследования общественной и родовой подструктур ЦПСЛ использовались специально разработанные методы, основанные на бессознательном узнавании наиболее значимых ценностей при тахистоскопическом предъявлении. Общественная ценностно-потребностная подструктура изучалась методом симультанной тахистоскопической экспозиции («Тахистоскоп»), а родовая подструктура — с помощью сукцессивной тахистоскопической техники («Калейдоскоп»). Изучению также подверглись этнические ат-титюды русской и хакасской молодежи.

В исследовании установлено, что родовая и общественная подструктуры в обследованной выборке имеют значительные расхождения во всех зонах ЦПСЛ, что может свидетельствовать об их высокой потенциальной конфликтности. У русских и хакасов эти подструктуры в значительной мере сходны, что говорит как о родовой, так и о социальной близости ценностей этих двух этносов. Этноспецифические особенности ЦПСЛ проявились в том, что у хакасов сильнее, чем у русских выражена потребность в принадлежности к своей культуре и этносу. Тем не менее хакасы и русские по своим ценностно-потребностным характеристикам ближе друг другу, чем мужчины и женщины, их этноспецифические особенности выражены слабее, чем поло-дифференцирующие.

Полученные в исследовании результаты позволяют сделать вывод о том, что этнические и половые различия в структуре ЦПСЛ обусловлены не социальными факторами, обеспечивающими формирование общественно значимых аттитюдов, а бессознательными, сформировавшимися и закрепившимися в процессе исторического развития человечества архетипами. В коллективном бессознательном человека есть этнический и половой архетипы, но структурно этнические архетипы русских и хакасов ближе, чем половые архетипы мужчин и женщинмежду русскими и хакасами меньше различий, чем между мужчинами и женщинами.

Использование в исследовании метода оценки структурных параметров этнических аттитюдов, направленного на изучение осознаваемой готовности респондентов определенным образом реагировать на конкретную этническую ситуацию, позволило выделить как сходства, так и различия в структуре поведенческих установок участников исследования. Сходства состоят в позитивной групповой идентификации, высокой оценке своей культурной принадлежности у представителей обеих этнических общностей, что позволяет им проявлять этническую толерантность друг к другу в условиях межэтнического взаимодействия. Специфичность аттитюдов хакасских респондентов проявляется в том, что они склонны к этнической активности, направленной на отстаивание и защиту интересов собственного этноса. Основой этнической солидарности хакасов являются ярко выраженные позитивно окрашенные эмоциональные отношения и чувства к своей этнической общности, которые характерны для представителей хакасского этноса.

Таким образом, проведенные исследования показали, что ценностно-потребностное содержание личности, фиксируемое системами общественных и родовых ценностей, и внешне декларируемые социально обусловленные аттитюды не совпадают. Последние формируются на основе идентификации с культурными ценностями своего этноса в процессе социализации и практически дословно повторяют те требования, которые транслируются индивиду через социальные институты власти и средства массовой информации. Моти-вационной структурой, детерминирующей любое поведение человека, является ценностно-потребностная сфера личности. Она состоит из двух подструктур — общественной и родовой. Общественная ценностно-потребностная подструктура отражает сложившуюся в социуме систему ценностей, одобряемую большинством, а родовая — архетипические ценности этноса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.В. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения / А. В. Авксентьев, В. А. Авксентьев. — Ставрополь, 1993.
  2. , Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность»? / Э. Г. Александрекова // Этнографическое обозрение. 1996. — № 3.
  3. , В.П. Происхождение хакасского народа в свете данных антропологии / В. П. Алексеев, Л. П. Потапов // Историческая антропология и этногенез. — М., 1989.
  4. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л., 1968.
  5. , Г. М. Социальная психология : учебник для вузов / Г. М. Андреева. М.: Академия, 2008. — 365 с.
  6. , Г. М. Социальная психология : учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 1999. — 376 с.
  7. , Л.В. Ментальные основания этнической культуры / Л. В. Анжиганова. Абакан: Б.И., 2000. — 94 с.
  8. , Л.В. Традиционное мировоззрение хакасов. Опыт реконструкции / Л. В. Анжиганова. Абакан: Отдел издательской деятельности ХРИПКиПРО «РОСА», 1997. — 128 с.
  9. , Л.В. Хакасы во времени и пространстве: к 70-летию со дня рождения B.C. Анжиганова / Л. В. Анжиганова, Е. В. Анжиганова. -Абакан: Стрежень, 2001.
  10. , Ю.М. Потребности и межличностные позиции виновных в совершении изнасилования / Ю. М. Антонян, А. В. Астрашабов, В.В. Кули-нич // Личность преступника и исполнение уголовных наказаний. М., 1991.
  11. , А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М., МГУ, 1990.367 с.
  12. , С.А. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества / С. А. Арутюнов, Н. Н. Чебоксаров // Расы и народы. М., 1972. — Вып. 2.
  13. , О.С. Словарь омонимов русского языка / О.С. Ахмано-ва.-М., 1986.
  14. , Е.П. Этническая социализация подростка / Е. П. Белинская, Т. Г. Стефаненко. М.: МПСИ- «МОДЭК», 2000. — 208 с.
  15. , Е.П. Социальная психология личности / Е. П. Белинская, О. А. Тихомадрицкая. М., 2001.
  16. , Н.А. Душа России / Н. А. Бердяев. М., 1992.
  17. , В.В. Этнокультурный аспект в социальном развитии / В. В. Бобров // Этносоциальные процессы Сибири. — Новосибирск: Изд-во Университета философии и права СО РАН, 1982.
  18. , Д.Д. Этнический состав населения России / Д. Д. Богоявленский // Социологические исследования. — 2001. — № 10.
  19. Бом, Э. Учебник по психодиагностике Роршаха: пер. с нем / Э. Бом.-М., 1978.
  20. , А.О. Этническая психология / А. О. Бороноев, В. Н. Павленко. СПб., 1994.
  21. , Б.С. Психология. Нравственность. Культура / Б.С. Бра-тусь.-М., 1994.
  22. , Ю.В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. М., 1983.
  23. , Ю.В. Этнос и этнография /Ю.В. Бромлей. М., 1981.218 с.
  24. , Ю.В. Этносы и этнические процессы как предмет исследования / Ю. В. Бромлей // Этнические процессы в современном мире. М.: Наука, 1998.-446 с.
  25. , С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система / С. С. Бубнова // Психологический журнал. — 1999. -Т. 20.-№ 5. -С. 38.
  26. , В.Я. Этническая культура хакасов / В. Я. Бутанаев. — Абакан: Изд-во ХГУ, 1998. 352 с.
  27. , В.М. Ценностные ориентации представителей коми и русского этносов / В. М. Вызова // Психологический журнал. — 1998. — № 5. — С. 60−70.
  28. , К. Развитие личности и ценности / К. Войцеховский // Моральные ценности и личность / Под. ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаичева. -М.5 МГУ, 1994. С. 147−154.
  29. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. И. В. Дубровина, A.M. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: Академия, 2001. — 368 с.
  30. , Г. Н. Этнопедагогика как педагогика национального спасения / Г. Н. Волков // Этногенез и цивилизационные перспективы в организации России: материалы международной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2004. — С. 102−107.
  31. , Н.Н. Формирование ценностных ориентаций молодежи в условиях социокультурного кризиса / Н. Н. Волкова // Отечественный журнал социальной работы. 2005. — № 1. — С. 18−29. i
  32. , В. Психология народов / В. Вундт. СПб., 1992. — 356 с.
  33. , JI.C. Собрание сочинений / JI.C. Выготский. — Т. 4: Детская психология. М., 1984.
  34. , Б.А. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности / Б. А. Вяткин, В. Ю. Хотинец // Психологический журнал. -1996. Т. 17. — № 5. — С. 69−75.
  35. , А.С. Понятие о ценностных ориентациях в психологической науке / А. С. Горустович // Психология в вузе. — 2006. — № 2.
  36. , Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности : состояние и возможности психологической защиты / Г. В. Грачев. -М.: Изд-во РАГС, 1998.
  37. , А.И. Русский менталитет / А. И. Гудзенко. — М.: АиФ Принт, 2003.-444 с.
  38. , Л.Д. Феномен простоты: О национальном самосознании русских / Л. Д. Гудков // Человек. — М., 1991. № 1.
  39. , Л.Н. От Руси к России : очерки этнической истории / Л. Н. Гумилев. М., 1992. — 211 с.
  40. , Л.Н. Этносфера : история людей и история природы / Л. Н. Гумилев. М., 1993. — 544 с.
  41. , Т.Б. Взаимосвязь внутренней и внешней конфликтности у студентов русской и хакасской национальностей / Т. Б. Гусева // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. Сер. 2: Педагогика. Психология. Абакан, 2004. — Вып. 2.
  42. , Т.Б. Этнические аттитюды русских и хакасов в условиях межэтнического взаимодействия / Т. Б. Гусева, В. Г. Морогин. — Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2009. С. 44−52.
  43. , Н.Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. М., 1991.
  44. , Н.Д. Природа национальной психологии / Н. Д. Джандильдин. Алма-Ата, 1971.
  45. , Н.В. Основные психологические подходы к изучению феномена идентичности как аспекта социализации личности / Н. В. Дмитриева, Н. Н. Гунгер. Бийск: Бийский гос. пед. университет им. В. М. Шукшина, 2006.
  46. , А.И. Язык как фактор этнической идентичности / А. И. Донцов, Т. Г. Стефаненко, Ж. Т. Уталиева // Вопросы психологии. 1997. -№ 4.
  47. , JI.M. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России / JI.M. Дробижева. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. — 376 с.
  48. , JI.M. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика / JI.M. Дробижева // Советская этнография. — 1991.-№ 1.-С. 3−13.
  49. , JI.M. Этничность в современном обществе. Этнополи-тика и социальные практики в Российской Федерации / JI.M. Дробижева // Мир России. 2001. — № 2.
  50. , JI.M. Демократизация и образцы национализма в Российской Федерации / Л. М. Дробижева, А. Р. Аклаев, В. В. Коротеева, Г. У. Солдатова. М., 1996.
  51. , М.И. Психологический словарь-справочник / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. — 576 с.
  52. , С.И. Две методики для обследования подростков / С. И. Ерина, Н. И. Евсикова // Журнал практического психолога. — 1996. № 1. -С. 34−47.
  53. , Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе / Н. А. Журавлева. М.: Изд-во ИП РАН, 2006. — 335 с.
  54. , И.Е. Ценности современных россиян: испытание на прочность в трудные годы / И. Е. Задорожнюк // Вопросы психологии. 2006. -№ 6.
  55. , И.Ю. Время искать общий язык (проблема интеграции различных этнических теорий и концепций) / И. Ю. Заринов // Этнографическое обозрение. 2000. — № 2. — С. 3−18.
  56. , А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здра-вомыслов. М.: Политиздат, 1986. — 221 с.
  57. , В.П. Методологические вопросы психологии / В.П. Зин-ченко, С. Д. Смирнов. -М.: Изд-во МГУ, 1983.-164 с.
  58. , О.И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения / О. И. Зотова, М. И. Бобнева // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — С. 241−254.
  59. , Т.В. Изучение этнических стереотипов с помощью проективных рисунков / Т. В. Иванова // Вопросы психологии. — 1998. № 2. -С. 71−81.
  60. , Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. — СПб.: Изд-во Питер, 2002. 544 с.
  61. , И.Н. Собрание сочинений / Е. П. Ильин М., 1994. — Т. 3.
  62. , А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А. В. Карпов // Психологический журнал. — 2003. Т. 24. — № 5. — С. 45−57.
  63. , К. О русском национальном характере / К. Касьянова. — М., 1993.
  64. , К.К. Зеркало для человека. Введение в антропологию / К. К. Клакхон: пер. с англ. СПб.: Евразия, 1998.
  65. , В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза / В. Е. Клочко // Сибирский психол. журн. Томск, 1998. — № 8−9. — С. 715.
  66. Кон, И. С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1979.
  67. , Ц.П. Идентичность. Развитие. Перенасыщенность. Бегство / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева, Е. Н. Загоруйко. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2007.-472 с.
  68. , В.П. Хакасы: этнические процессы во второй половине XX века / В. П. Кривоногов. Абакан: Центавр, 1997. — 142 с.
  69. , В.Г. Социальная психология : словарь-справочник / В. Г. Крысько. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. — 688 с.
  70. , В.Г. Этническая психология / В. Г. Крысько. М.: Академия, 2004. — 320 с.
  71. , И.Е. «Национальное Я» и политический национализм / И. Е. Кудрявцев // Полис. М., 1997. — № 2.
  72. , B.C. Этнопедагогика и этнопсихология / B.C. Кукушин, Л. Д. Столяренко. Ростов-на Дону: Феникс, 2000. — 448 с.
  73. , Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века / Н. М. Лебедева // Психологический журнал. 2000. — № 3.
  74. , Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н. М. Лебедева. М., 1999.
  75. , Н.М. Идентичность и толерантность / Н. М. Лебедева. — М.: Изд-во Института этнологии и антропологии, 2002.
  76. , Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре / Н. М. Лебедева // Психологический журнал. 2001. — Т 22. -№ 3. — С. 26−31.
  77. , Н.М. Этническая идентичность, статус группы и тип расселения как факторы межгрупповой интолерантности / Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко // Психологический журнал. — 2005. — Т. 26. № 3.
  78. , Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. СПб.: Макет, 1995.-316 с.
  79. , Д.А. Виктор Франки в борьбе за смысл : Вступительная статья к книге В. Франкла «Человек в поисках смысла» / Д. А. Леонтьев. М., 1990.-С. 5−22.
  80. , Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. М., 1992.
  81. , Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной конструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. 1998. -№ 5.-С. 11−15.
  82. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 448 с.
  83. , А.Р. Психология как историческая наука (к вопросу об исторической природе психологических процессов) / А. Р. Лурия // История и психология. — М., 1971.
  84. , А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов / А. Р. Лурия. М.: Наука, 1974.
  85. , Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию / Д. Льюис. М., 1999.
  86. , М. Цветовой тест Люшера / Люшер М.: пер. с англ. А. Никоновой. М.: ACT- СПб.: Сова, 2006. — 190 с.
  87. , И.Ю. Психологическое знание как фактор формирования ценностных ориентаций / И. Ю. Малисова // Психологический журнал. -2000. Т. 15. — № 4. — С. 94−102.
  88. , А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности: тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузыря. М., 1982. — С. 108−118.
  89. , О.Р. Некоторые аспекты этнической психологии русских / О. Р. Машанова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. Абакан, 2003.
  90. , В.Г. Некоторые результаты экспериментально-психологического исследования ценностно-потребностной сферы личности / В. Г. Морогин // Сибирский психологический журнал. 1997. — № 5. — С. 87−96.
  91. , В.Г. Структурные особенности ценностно-потребностной сферы личности студентов / В. Г. Морогин // Профориентация и психология: теория и практика: материалы III региональной научно-практической конференции. Томск: Янсон, 2001. — С. 101−109.
  92. , В.Г. Теоретические и методологические вопросы экспериментально-психологического исследования ценностно-потребностной сферы личности осужденных / В. Г. Морогин // Сибирский психологический журнал. 1996. -№ 3. — С. 23−33.
  93. , В.Г. Теория и методы исследования ценностно-потребностной сферы личности / В. Г. Морогин // Журнал Новосибирского гуманитарного института. Новосибирск, 2009.
  94. , В.Г. Ценностно-потребностная сфера личности / В. Г. Морогин. Томск: Изд-во ТГПУ, 2003. — 357 с.
  95. , В.Г. Экспериментально-психологическое исследование ценностно-потребностной сферы личности (теория и практика): автореф. дис.. д-ра психол. наук. / В. Г. Морогин. Новосибирск, 1999.
  96. , И.В. Архетипы и ориентиры российской ментальности / И. В. Мостовая, А. П. Скорин // Полис. М., 1995. — № 4.
  97. , B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / B.C. Мухина. М.: Академия, 1999. — 456 с.
  98. , М.П. Мировоззренческие предпочтения и национальные различия / М. П. Мчедлов, Ю. А. Гаврилов, А. Г. Шевченко // Социс. 2004. -№ 9.-С. 95−102.
  99. ЮЗ.Налчаджян, А. А. Этнопсихология / А. А. Налчаджян. СПб., 2002.
  100. , К.А. Этническое самосознание и его подструктуры на примере армянского этноса / К. А. Налчаджян // Вопросы психологии. 2006. -№ 5. — С. 84−90.
  101. , Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период / Л. И. Науменко // Этническая психология и общество. -М., 1997.
  102. Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий / под ред. Е. Д. Хомской, В. А. Москвина. Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000.-234 с.
  103. , Л.Ф. Возрастная психология : учебное пособие / Л. Ф. Обухова. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 442 с.
  104. , В.Н. Советская Россия / В. Н. Овсянников, Б. В. Молостов.-М., 1989.
  105. , С.И. Словарь русского языка. 70 000 слов / С. И. Ожегов. -М., 1989.
  106. Ю.Паин, Э. Динамика национального самосознания россиян / Э. Паин // Этнопанорама. 2002. — № 1. — С. 10−18.
  107. , Н.Н. Психология развития и возрастная психология : учебное пособие для вузов / Н. Н. Палагина. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. — 288 с.
  108. , Д. Конфликты ценностей в странах транзиции / Д. Пантич // Социс. 1997. — № 6.
  109. , В.Ф. Исследование этнических стереотипов с использованием методики «множественных идентификаций» / В. Ф. Петренко, Л. А. Алиева // Психологический журнал. 1987. — № 6.
  110. Политико-психологический словарь / ред. Д. В. Ольшанский. — М., 2002. 576 с.
  111. Постсоветская Хакасия: трансформационные процессы и этноре-гиональные процессы адаптации. — М., 2005.
  112. Пб.Почебут, Л. Г. Психология социальных общностей. Толпа, социум, этнос / Л. Г. Почебут. СПб., 2002.
  113. , Л.Г. Этнические факторы развития личности / Л. Г. Почебут // Введение в этническую психологию. СПб., 1995.
  114. Психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  115. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Изд-во Питер, 2003. — 651 с.
  116. , Б. История западной философии / Б. Рассел // В 2-х томах. Т 2. -М., Миф, 1993.-445 с.
  117. , C.JI. Проблемы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. М., 1979. — 416 с.
  118. , Э.А. Введение в этническую психологию / Э.А. Сараку-ев, В. Г. Крысько. М., 1996.
  119. , И.Г. Опросник терминальных ценностей. НПЦ «Психодиагностика». Фонд гражданских инициатив «Содействие» / И. Г. Сенин. — Ярославль, 1991.
  120. Серый, А В, Яницкий, М.С., Ценностно-смысловая сфера личности / А. В. Серый, М. С. Яницкий // Учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999 — 92 с.
  121. , З.В. Социология и психология национальных отношений / З. В. Сикевич. СПб., 1999.
  122. , П.В. Эмоции и воспитание / П. В. Симонов // Вопросы философии. 1981. -№ 5. — С. 29−42.
  123. , К.С. Основы межгрупповой коммуникации / К. С. Ситарам, Р. Т. Когделл // Человек. 1992. — № 2, 3, 4, 5.
  124. , Л.Г. Регион как источник разнонаправленного развития социальных общностей / Л. Г. Скульмановская // Известия Уральского государственного университета. 2005. — № 34. — С. 127.
  125. Современная этнопсихология: хрестоматия / под общ. ред. А. Е. Тараса. -Мн.: Харвест, 2003. 368 с.
  126. , Г. У. Психология межэтнической напряженности / Г. У. Солдатова. М., 1998. — 209 с.
  127. P.JI. Когнитивная психология : пер. с англ. / P.JI. Солсо. — СПб.: Изд-во Питер, 2006.
  128. , В.А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации / В. А. Соснин // Психологический журнал. 1997. -№ 1.
  129. Социальная и культурная дистанции: Опыт многонациональной России / отв. ред. JI.M. Дробижева. — М.: Изд-во Института социологии РАН, 2000.-388 с.
  130. Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность / отв. ред. JI.M. Дробижева. М. :Academia, 2002. — 480 с.
  131. , Ю.В. Модели этнокультурной идентичности в современной американской психологии / Ю. В. Ставропольский // Вопросы психологии. — 2003. — № 6.
  132. , Т.Г. Индивидуальные стратегии конструирования этнической идентичности / Т. Г. Стефаненко. М., 2002. — 103 с.
  133. , Т.Г. Методы исследования этнических стереотипов / Т. Г. Стефаненко // Методы этнопсихологического исследования. — М.: Изд-во МГУ, 1993.-С. 3−17.
  134. , Т.Г. Этнопсихология : учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 368 с.
  135. , Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения / Т. Г. Стефаненко // Социальная психология: хрестоматия / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М., 1999.
  136. , А.В. Психология народов и наций / А. В. Сухарев. М., 1996.
  137. , А.В. Этнические функции культуры и психические расстройства / А. В. Сухарев // Психологический журнал. 1996. — Т. 17. — № 2.
  138. , А.В. Особенности этнической идентичности подростков в этнически ориентированных учебных центрах / А. В. Сухарев, C.JI. Бухарева // Вопросы психологии. — 2005. — № 6. — С. 82.
  139. , А.Н. Роль модернизации образа жизни в трансформации этнической идентичности / А. Н. Татарко, Н. М. Лебедева, М. А. Козлова // Вопросы психологии. 2006. — № 2. — С. 156−166.
  140. , В. Идентичность и культурные границы / В. Тишков. М., 1997.
  141. , В. Рыночная экономика и этническая среда / В. Тишков // Общество и экономика. 2005. — № 12. — С. 20−37.
  142. , А.А. Динамика ЦПСЛ и внутриличностного конфликта у детей переходного из дошкольного в младший школьный возраст : автореф. дис.. канд. психол. наук. — Иркутск. 2004.
  143. , В. Поиск смысла жизни и логотерапия / В. Франки // Психология личности: тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 118−126.
  144. , В. Человек в поисках смысла / В. Франки. М.: Прогресс, 1990.
  145. , Ф. Новый метод исследования личности / Ф. Франсел-ла, Д. Баннистер. М., 1987. — 236 с.
  146. Фрейд, 3. Введение в психоанализ / 3. Фрейд. -М.: Наука. 1990.
  147. Фрейд, 3. Я и Оно / 3. Фрейд // Психология бессознательного. М., 1990.
  148. , И.Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека / И. Т. Фролов. М.: Знание, 1985. — 64 с.
  149. , Э. Бегство от свободы : пер. с англ / Э. Фромм. М.: Прогресс, 1990.
  150. , Л., Зиглер, Д. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер СПб, Питер Пресс, 1997.-608 с.
  151. , В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание // В. Ю. Хотинец // Социс. -1999.-№ 9.-С. 67−74.
  152. , Н.Н. Народы. Расы. Культуры / Н. Н. Чебоксаров, И. А. Чебоксарова. М., 1985. — 270 с.
  153. Человек и этнос: философия, социология, этнология. — Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 1998.
  154. , Б. Кросскультурное исследование ценностных индивидуальных и групповых ориентаций (на материале сравнения русских и немецких студентов) / Б. Шлёдер, Е. Дугина // Иностранная психология. — 2001. — № 14.-С. 83−92.
  155. , В.Д. Духовные способности / В. Д. Шадриков. СПб., — 1997.
  156. , Г. Г. Введение в этническую психологию / Г. Г. Шпет. — СПб., 1996.
  157. , Э. Два вида психологии / Э. Шпрангер // История психологии. 10-е 30-е годы. Период открытого кризиса: тексты / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — 2-е изд. — М., 1992. — С. 358.
  158. , Э. Основные идеальные типы индивидуальности / Э. Шпрангер // Психология личности: тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузыря. М., 1982. — С. 55−60.
  159. Г. Основы психологии. СПб.: Изд-во товарищества «Общественная польза», 1911.
  160. , Е.С. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения верующих россиян / Е. С. Элбакян, С. В. Медведко // Социс. -2001. -№ 8. — С. 103−111.
  161. Этническая идентичность русских в условиях мегаполиса // www.rustrana.ru.
  162. Этнопсихологические сюжеты. -М., 1992. 96 с.
  163. Этнопсихология: практикум: учебное пособие для студентов вузов / Т. Г. Стефаненко. М.: Аспект-Пресс, 2006. — 208 с.
  164. Этнос, нация, общность: Этнологический словарь. М., 1996.312 с.
  165. Этносоциальная ситуация в Республике Хакасия в оценках и представлениях массового сознания / сост. JI.B. Анжиганова, JI.B. Кирбижекова. -Абакан, 2006.
  166. Этносы и этнические процессы. — М.: Наука, 1993.
  167. Юнг, К. Архетип и символ / К. Юнг. М., 1991.
  168. Юнг, К. Г. Аналитическая психология и мировоззрение / К. Юнг // Проблемы души нашего времени. М., 1993.
  169. , В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В. А. Ядов // Методические проблемы социальной психологии. -М., 1975.
  170. , В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / В. А. Ядов. — JI.: Наука, 1979.
  171. , М.С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности : дис.. д-ра психол. наук / М. С. Яницкий. Новосибирск, 2000. — 302 с.
  172. , М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкнй. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — 204 с.
  173. , В.А. Введение в современную социальную психологию : учебное пособие для вузов / В. А. Янчук. Минск: АСАР, 2005. — 768 с.
  174. , JI.P. Ценностные ориентации студентов негосударственных высших учебных заведений / JI.P. Яруллина // Прикладная психология. 2002. — № 5−6.
  175. Allport, G.W. Pattern and growth in personality / G.W. Allport. N.Y., 1961.
  176. Allport, G.W. Personality and social encounter: selected issues / G.W. Allport. Chicago: University of Chicago Press, 1960.
  177. Bartlett, F.C. Remembering / F.C. Bartlett. Cambrige Univ., 1932.
  178. Breakwell, G.M. Coping with Threatened Identities / G.M. Breakwell. -L.- N.Y.: Mithuen, 1986. 222 p.
  179. Breakwell, G.M. Integrating Paradigms, Methodological Implications / G.M. Breakwell // Empirical Approaches to Social Representations / eds. G.M. Breakwell, D.V. Canter. Oxford: Clarendon Press, 1993. — P. 180−201.
  180. Ego Identity: Handbook for Psychosocial Research / J.E. Marcia, AS. Waterman, D.R. Matteson (Eds.). N.Y.: Springen, 1993.-291 p.
  181. Erikson, E.H. The Problem of Ego Identity / E.H. Erikson // Identity and Anxiety: Survival of the Person in Mass Society / Stein M.R. et al. (eds.). -Glencoe: The Free Press, I960.
  182. Erikson, E.H. Identity and the Life Cycle / E.H. Erikson. — N.Y.- L.: Norton, 1980. 191 p.
  183. Fromm, E. Man for Himself/E. Fromm. N.Y.: Reinhart, 1947.
  184. Habermas, J. Identital / J. Habermas // Zur Reconstruction des His-torischen Materialismus. Frankfurt: Suhrkamp, 1976.
  185. James, W. Psychology: The Briefer Course / W. James. N.Y.: Holt, 1910.
  186. Kelley, G.A. The psychology of personal constracts / G.A. Kelley. -N.Y., 1955.
  187. Kohut, H. The Restoration of the Self / H. Kohut. N.Y.: International Universities Press, 1977.
  188. Krappmann, L. Soziologische Dimensionen der Identitat / L. Krapp-mann. Stuttgart: Klett, 1969.
  189. Marcia, J.E. Identity in Adolescence / J.E. Marcia // Handbook of Adolescent / Adelson J.(ed.) N.Y.: JohnWiley, 1980.
  190. Maslow, A.H. Motivation and Personality / A.H. Maslow. N.Y., 1954. -441 p.
  191. Mead, G.H. Mind, Self and Society / G.H. Mead / Ed. By C.W. Morris. Chicago: Press. Univ. Of Chicago, 1975. — 248 p.
  192. Mead, M. Sex and Temperament in Three Primitive Societies / M. Mead. -N.Y.: Morrow, 1935.
  193. Murray, H. Explorations in Personality / H. Murray. -N.Y., 1938.
  194. Phinney, J.S. A three-stage model of ethnic identity development in adolescence / J.S. Phinney // Ethnic identity: Formation and transmission among Hispanics and others minorities. — Albany, 1993. — P. 61−79.
  195. Piaget, J.S. The development in children idea of the homeland and of relations with other countries / J.S. Piaget, A.M. Weil // International Social Science Bullettin. 1951. — Vol. 3. — P. 561 -578.
  196. Rokeach, M. Beliefs, attitudes, and values / M. Rokeach. San Francisco, 1968.
  197. Rokeach, M. The Nature of Human Values / M. Rokeach. L.-N.Y., 1973.
  198. Rokeach, M. The Rokeach value survey / M. Rokeach // Halgren tests, 873. Sunnyvale, Calif., 1967.
  199. Schwartz, S.H. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values / S.H. Schwartz, W. Bilsky // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. — Vol. 58. — № 5. — P. 550−562.
  200. Schwarz, S.H. Toward a theory of the universal structure and content of values: Extensions and crosscultural replications / S.H. Schwarz, W. Bilsky // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. — Vol. 58. — P. 878−891.
  201. Sokal, M.M. James McKeen Cattell and the failure of anthropometric mental testing, 1890−1901 / M.M. Sokal // The Problematic Science: Psychology in Nineteenth-Century Thought / Ed. W.R. Woodward, M.G. Ash. N.Y.: Prae-ger, 1982.-P. 322−345.
  202. Super, D. The Values Scale / D. Super, D. Nevill. CPP., 1986.
  203. Tajfel, H. Human groups and social categories / H. Tajfel. — Cambridge, 1951.
  204. Tajfel, H. Social Identity and Intergroup Behavior / H. Tajfel // Social Science Information. 1974. -№ 13 (2). — P. 65−93.
  205. Waterman, A.S. Identity Development from Adolescence to Adulthood: an Extension of Theory andeview of Research / A.S. Waterman // Development Psychology.- 1982.-V. 18.-№ 3.p. 341−358.
Заполнить форму текущей работой