Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Концептуальные основания психологического сопровождения психосоциальной адаптации субъектов учебной и профессиональной деятельности системы органов внутренних дел

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время общепризнанно, что сфера профессионального образования требует серьезнейших, может быть кардинальных изменений в смысле разработки новых дидактических концепций и инструментария их результативного осуществления. В полной мере это относится и к профессиональной подготовке специалистов органов внутренних дел. По-видимому, опорным пунктом для конструирования положений, связанных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Концептуальные основы формирования психосоциальной адаптации субъектов деятельности
    • 1. 1. Теоретико-методологические основания иследования психосоциальной адаптации субъектов деятельности
    • 1. 2. Исследование взаимосвязи профессионального самовосприятия и самоактуализации в условиях адаптации к деятельности
      • 1. 2. 1. Концепции самовосприятия личности в зарубежной и отечественной психологии
      • 1. 2. 2. Модель эмпирического исследования взаимосвязи самовосприятия и самоактуализаци субъекта учебной и профессиональной деятельности
      • 1. 2. 3. Взаимосвязь модусов самовосприятия и самоактуализации личности
    • 1. 3. Формирование профессионального самоопределения, самоактуализации и социализации личности
      • 1. 3. 1. Профессиональное самоопределение субъектов деятельности органов внутренних дел
      • 1. 3. 2. Методы активизации профессиональной самоактуализации личности сотрудников системы органов внутренних дел
      • 1. 3. 3. Особенности обеспечения эффективной профессиональной социализации субъекта деятельности органов внутренних дел
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Психологические особенности сопровождения психосоциальной адаптации субъектов учебной и профессиональной деятельности органов внутренних дел
    • 2. 1. Теоретические основания психологического сопровождения психосоциальной адаптации субъектов профессиональной деятельности
    • 2. 2. Принципы реализации процессов сопровождения психосоциальной адаптации субъектов профессиональной деятельности органов внутренних дел
      • 2. 2. 1. Виды и составляющие процесса психосоциальной адаптации
      • 2. 2. 2. Формирование адаптивной профессиональной активности личности в процессе профессиональной деятельности
      • 2. 2. 3. Принцип взаимосвязи адаптации и дезадаптации личности в процессе профессиональной деятельности
    • 2. 3. Концептуальная модель организации психосоциальной адаптации субъектов профессиональной деятельности органов внутренних дел
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. Психологическое сопровождение учебной и профессиональной деятельности субъектов органов внутренних дел
    • 3. 1. Основные подходы к психологическому сопровождению психосоциальной адаптации субъектов органов внутренних дел
      • 3. 1. 1. Системный подход в организации психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности субъектов органов внутренних дел
      • 3. 1. 2. Экзистенциально-гуманистический подход к психологическому сопровождению учебной и профессиональной деятельности субъектов органов внутренних дел
      • 3. 1. 3. Психодинамические концепции в деятельности психологической службы органов внутренних дел
    • 3. 2. Основные принципы психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности субъектов органов внутренних дел
      • 3. 2. 1. Структурная модель психологической службы органов внутренних дел
      • 3. 2. 2. Основные направления и проблемы консультативной деятельности психологической службы органов внутренних дел
    • 3. 3. Организация кадрового менеджмента в деятельности психологической службы органов внутренних дел
  • Выводы по третьей главе
  • ГЛАВА 4. Технологии профессионального отбора и определения профессиональной пригодности субъектов учебной и профессиональной деятельности органов внутренних дел
    • 4. 1. Теоретические основы исследования профессиональной направленности личности в условиях адаптации к учебной и профессиональной деятельности
    • 4. 2. Исследование профессиональной направленности курсантов
  • ВУЗов МВД
    • 4. 2. 1. Обоснование подхода к оценке профессиональной направленности курсантов на основе анализа динамической смысловой структуры их личности
    • 4. 2. 2. Разработка методики оценки профессиональной направленности курсантов
    • 4. 2. 3. Характеристики валидности и надежности методики оценки профессиональной направленности курсантов
  • Выводы по четвертой главе
    • ГЛАВА 5. Формирование модели психосоциальной адаптации субъектов деятельности системы органов внутренних дел
    • 5. 1. Особенности использования технологий НЛП в процессе организации психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности субъектов органов внутренних дел
    • 5. 2. Профессиографическое обоснование квалификационных требований к субъектам деятельности органов внутренних дел
    • 5. 3. Профессиональная ориентация в условиях учебной и профессиональной деятельности
    • 5. 4. Методы совершенствования системы профессионального отбора в органах внутренних дел
    • 5. 5. Метапрограммы анализа личностных характеристик субъектов деятельности органов внутренних дел

Концептуальные основания психологического сопровождения психосоциальной адаптации субъектов учебной и профессиональной деятельности системы органов внутренних дел (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Многочисленные публикации последних лет свидетельствуют о неослабевающем интересе отечественных и зарубежных исследователей к состоянию правоохранительных органов Российской Федерации, их способности противостоять современным угрозам и вызовам, обеспечивать безопасность общества и государства, права и свободы граждан от противоправных посягательств. Особое внимание уделяется разработке и реализации программ по упреждению преступлений, созданию единого банка оперативных данных для противодействия терроризму. Новые реалии объективных изменений условий и требуемых результатов работы правоохранительных органов потребовали коренного изменения психологической и профессиональной готовности сотрудников правоохранительных органов к деятельности, существенным моментом которой является психосоциальная адаптация личности специалиста органов внутренних дел в условиях организационной и функциональной перестройки правоохранительных органов. Вместе с тем, прошедшие за последние два десятилетия социально-экономические реформы, по общему мнению, очень болезненно отразились на отечественном рынке труда, в особенности на его молодежном сегменте, постоянно подпитывающим структурные подразделения и учебные заведения системы органов внутренних дел человеческими ресурсами. Последствием этого стало нарастание ряда негативных явлений в служебных коллективах и учебных заведениях системы органов внутренних дел. А именно: неспособность брать на себя ответственность за принятие и реализацию решенийнекреативный, безынициативный стиль деятельностиразличного рода социопатии (психические расстройства, алкоголизм, наркомания и т. п.) — моральная и нравственная деградация. Это далеко не полный список негативных явлений, характеризующий известную часть молодых сотрудников структурных подразделений органов внутренних дел, ищущих применения своим силам.

Длительное ухудшение общей ситуации в экономической сфере привело в ряде случаев к деквалификации ряда специалистов, к изменению их морально-нормативной базы деятельности, к снижению уровня профессиональной подготовки. Молодые сотрудники зачастую не обладают качествами, позволяющими им успешно выполнять служебные обязанности.

В этих условиях проблема качественного отбора специалистов, совершенствования и развития человеческого капитала в органах внутренних дел посредством психологического сопровождения процесса психосоциальной адаптации, реализуемого, в том числе, и на основе инновационных технологий воздействия на психику молодых сотрудников структурных подразделений органов внутренних дел, превращается в одно из центральных направлений реализации реформирования органов внутренних дел, проводимого Правительством РФ в настоящее время.

В этой связи в МВД России был запланирован и проведен ряд мероприятий, направленных на решение кадровых проблем. В декабре 2009 года состоялось заседание Коллегии Министерства по вопросу «О мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года и исполнения ранее данных поручений по повышению эффективности деятельности МВД России в обеспечении общественной безопасности, защите прав и законных интересов граждан, укрепления кадрового потенциала органов внутренних дел и противодействия коррупции». Особая роль при реформировании системы МВД России отводится подразделениям кадрового, воспитательного и психологического направления. На заседании Коллегии Министерства со стороны руководства высказана необходимость учета морально-психологического состояния сотрудников и социально-психологического климата в служебных коллективах.

Все это диктует необходимость выработки новых аксиологических принципов психосоциальной адаптации (ПСА) значительной части сотрудников (особенно молодых) в служебных коллективах системы органов внутренних дел, а также разработку методологического, методического и организационного их обеспечения.

Вдвойне актуальным данный вопрос становится применительно к профессиональному становлению и развитию молодых специалистов правоохранительных органов. Исследователи обращают внимание на то, что содержание процесса психосоциальной адаптации должно быть ориентировано на обеспечение возможностей профессионального самоопределения и профессиональной самоактуализации субъекта деятельности.

Особенно важным становится формирование личности молодого сотрудника органов внутренних дел, нацеленной на построение и реализацию продуктивных сценариев профессионального пути. Необходимым условием развития субъекта деятельности становится выявление факторов, влияющих на возможности раскрытия профессионального потенциала и условий, этому способствующих.

Все это определяет актуальность темы диссертационной работы, обусловливает объект, предмет, цель и круг исследуемых в ней вопросов.

Цель исследования. Разработка концептуальных оснований психологического сопровождения психосоциальной адаптации субъектов профессиональной и учебной деятельности системы органов внутренних дел.

Основные задачи исследования.

1. Выявление сущности, принципов и особенностей реализации ПСА субъектов учебной и профессиональной деятельности органов внутренних дел, определение ее места и роли в решении проблемы кадрового обеспечения.

2. Исследование процесса ПСА субъектов учебной и профессиональной деятельности как психологической основы профессионального обучения, становления и эффективной деятельности.

3. Формулировка аксиологических положений концепции ПСА.

4. Построение структурной модели психологической службы органов внутренних дел.

5. Разработка, обоснование и апробация методических рекомендаций по профессиональной ориентации, отбору, подготовке, профессиональному самоопределению, профессиональной мотивации молодых сотрудников МВД.

6. Анализ и эмпирическая проверка возможностей и целесообразности использования новейших технологий влияния на личность, особенно техник нейролингвистического программирования (НЛП), при реализации концепции психосоциальной адаптации.

Объект исследования. Процесс психосоциальной адаптации субъектов деятельности органов внутренних дел к условиям учебной и профессиональной деятельности.

Предмет исследования. Психологическое сопровождение психосоциальной адаптации субъектов учебной и профессиональной деятельности органов внутренних дел.

Гипотезы исследования.

1. Реализация концептуальных оснований психосоциальной адаптации субъектов деятельности системы органов внутренних дел с использованием новейших психологических технологий способствует повышению эффективности процесса адаптации сотрудников органов внутренних дел к условиям службы.

2. Скорость и эффективность адаптационных процессов значительно повышаются при условии целенаправленного, перманентного и взаимосвязанного психологического регулирования, сопровождения, поддержки и корректировки процессов адаптации, дезадаптации и самоадаптации личности.

3. Необходимыми условиями психосоциальной адаптации субъектов учебной и профессиональной деятельности органов внутренних дел выступают профессиональное и личностное самоопределение, социализация, мотивация профессиональной деятельности, самоактуализация личности, адаптивная профессиональная активность.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют:

— фундаментальные методологические принципы психологии: объективности, детерминизма, генетический принцип, принцип системности и др. (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, П. К. Анохин, Л. И. Анцыферова, A.B. Брушлинский, В. П. Зинченко, A.B. Карпов, В. П. Кузьмин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, В.Н.

Садовский, В. Д. Шадриков, A.B. Юревич);

— психологические проблемы профессиональной и учебной деятельности сотрудников органов внутренних дел (В.В. Аврамцев, O.A. Ажимова, С. А. Алтухов, В. Е. Андреев, Н. Р. Битянова, И. А. Боброва, В. Н. Большев, JI.T. Бородавко, В. Г. Брычеев, A.A. Волков, Л. П. Гладилин, A.B. Дулов, И. С. Зубрилова, Э. И. Карамова, М. И. Марьин, Н. И. Мягких, Н. В. Петров, Ю. А. Шаранов, Г. В. Шутко, W. Anderson, D. Swenson, D. Clay);

— ведущие теоретико-методологические подходы к исследованию отдельных сторон психосоциальной адаптации личности к деятельности (Л.С. Белкина, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, B.C. Немченко, Г. И. Шинакова, О.И. Шуляк);

— проблемы профессионального и личностного самоопределения (A.A. Деркач, Е. И. Исаев, Е. А. Климов И.С. Кон, А. К. Маркова, А. Маслоу, Н. С. Пряжников, В. И. Слободчиков, П. Г. Щедровицкий, Д. И. Фельдштейн, В. Франки, К. Ясперс);

— научные подходы к определению сущности и особенностей процесса профессиональной социализации (Г.М. Андреева, К. Вернерайд, А. Л. Журавлев, Дж. Конджер, П. Массен, Л. М. Митина, Т. Шибутани);

— вопросы профессиональных способностей и выявления возможных путей формирования профессиональной пригодности (Б.Г. Ананьев, А. Анастази, A.B. Батаршев, В. Н. Дружинин, Л. Кемин, Н. В. Кузьмина, Дж. Лолер, В. Н. Мясищев, Дж. Наэм, К. К. Платонов, А. Т. Ростунов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В.Д. Шадриков);

— труды, посвященные профессиональной мотивации (Б.Г. Ананьев, А. Бандура, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Е. П. Ильин, Г. Келли, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, 3. Фрейд, Б. А. Фролов, Э. Фромм, К. Халл, X. Хекхаузен);

— проблемы самоактуализации личности (H.A. Алюшина, А. Г. Асмолов, Т. И. Артемьева, Р. Дилтс, Д. О’Коннор, Е. А. Ларина, А. Маслоу, A.B. Петровский, К. Роджерс, Д. Сеймор, В. В. Столин, В. Франкл);

— концепции психологического анализа и классификации профессий, сущности и содержания профессионального отбора, ориентации и обучения.

С.А. Багрецов, В. А. Бодров, А. Н. Глушко, A.B. Кононов, С. А. Ларионова, А.Г. Маклаков);

— теоретические основы и технологии нейро-лингвистического программирования (НЛП) (Г. Адлер, С. А. Багрецов, Р. Бэндлер, Е. А. Вигура, Д. Гриндер, Р. Дилтс, В. М. Львов, Р. Приор, Дж. Сеймор, Д. О’Коннор).

Методы исследования.

Для достижения цели исследования применялась композиция методов и методик, зарекомендовавших себя в исследовательской практике, а также авторского психодиагностического инструментария.

1. Общенаучные и общепсихологические методологические подходы и принципы организации эмпирического исследования.

2. Методы сбора информации по теме исследования: обзорное теоретико-аналитическое исследование научной литературы по изучаемой проблеме с опорой на категориальный аппарат психологии, наблюдение, беседа, тестирование, методики опросного типа, методы анализа документации.

3. Прошедшие апробацию зарубежные методики, а также методики, разработанные отечественными психологами: методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) (Инструментальная система компьютерного тестирования ТЕСТЕРакт экспертизы от 4 ноября 1999 г. № 99 Министерства образования Республики Беларусьакт экспертизы от 4 ноября 1999 г. № 100 Министерства образования Республики Беларусь) — «Самоактуализационный тест — CAT» (Ю.Е. Алешина, Л .Я. Гозман, М. В. Загика и М.В. Кроз) — «Опросник профессиональных предпочтений» (Дж. Холланд) — «Опросник отношений» (В.Н. Абрамова, О. А. Лосева, Е.Г. Вельская) — «Опросник уровня притязаний» (В.К. Горбачевский).

4. Авторский психодиагностический инструментарий — методика «Альтернатива», направленная на прогнозирование развития профессиональной направленности абитуриентов, курсантов и слушателей на основе их индивидуальных профилей ценностных ориентаций.

5. Математико-статистические методы обработки эмпирических данных: описательные статистики, корреляционный, факторный, регрессионный анализ, критерии различий в уровне признака.

Достоверность и обоснованность научных результатов, полученных в исследовании, обеспечивалась методологическими принципами, положенными в его основу, глубиной теоретического анализа изучаемой проблемы, адекватностью научного аппарата — методов и методик, программы исследования — поставленным целям и задачам, репрезентативностью выборки респондентов, применением методов математической статистики, сочетанием количественного и качественного анализов результатов.

Научная новизна работы состоит в следующем:

1. Сформулирован и реализован аксиологический подход к изучению психосоциальной адаптации субъектов учебной и профессиональной деятельности системы органов внутренних дел. Показано, что психологической сущностью психосоциальной адаптации выступают процессы профессиональной социализации, мотивации, самоактуализации, активности, самоопределения и самопреобразования. Разработаны модели формирования каждого из этих компонентов в деятельности субъектов органов внутренних дел.

2. Разработана и описана концепция психологического сопровождения психосоциальной адаптации, которая позволяет согласовать интересы общества, возрастающие в связи с реформированием системы органов внутренних дел, требования к субъектам органов внутренних дел и их личностные особенности. Представлена модель организации психосоциальной адаптации к условиям деятельности в органах внутренних дел, основанная на диалектическом противопоставлении адаптации и дезадаптации. В соответствии с концепцией психосоциальной адаптации сформированы основополагающие принципы профессионального обучения субъектов органов внутренних дел.

3. Описаны структурные элементы и уровни системы психологического сопровождения служебной деятельности личного состава органов внутренних дел. Психологическое сопровождение представлено в виде иерархической, неоднородной системы, которая функционирует и изменяется во времени и пространстве благодаря своей неравновесной структуре. Указанная неравновесность объясняется логикой развития объекта и субъекта правоохранительной деятельности, а также потребителя результатов этой деятельности. Представлены подходы к применению в практике психологического сопровождения деятельности субъектов правоохранительных органов принципов экзистенциально-гуманистической и психодинамической концепции.

4. Сконструирована психодиагностическая автоматизированная методика «Альтернатива», направленная на изучение развития профессиональной направленности абитуриентов, курсантов и слушателей образовательных учреждений органов внутренних дел. Методика основана на анализе динамической смысловой системы личности, и по данным психометрической проверки может быть признана надежным и валидным психодиагностическим инструментарием.

5. Приведено профессиографическое обоснование квалификационных требований к сотрудникам и составлена обобщенная модель деятельности по исследованию специальностей органов внутренних дел.

6. Верифицировано использование современных психологических технологий (нейролингвистического программирования — НЛП) в процессе психосоциальной адаптации субъектов органов внутренних дел. Постулаты НЛП адаптированы относительно профессиональной ориентации, профессионального отбора и профессиональной подготовки претендентов в органы внутренних дел. Предложена и эмпирически подтверждена модель организации профессионального обучения в соответствии с репрезентативной системой субъекта деятельности, которая применима как в учебном процессе в вузах, так и при переподготовке в ходе профессиональной деятельности.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что ее результаты вносят вклад в развитие теоретических основ психологии профессиональной деятельности, значимо способствуют разработке ряда важных проблем психологии труда, а также общепсихологических проблем.

В диссертации всесторонне исследован процесс адаптации молодых сотрудников органов внутренних дел к условиям учебной и профессиональной деятельности, выявлены действительные место и роль психосоциальной адаптации в ее сущностных проявлениях. В результате комплексного исследования аксиологической, психологической и дидактической составляющих процесса адаптации обоснована концепция психологического сопровождения психосоциальной адаптации, являющаяся новым теоретическим знанием, обеспечивающим эффективное функционирование системы органов внутренних дел. В соответствии концепцией разработана система принципов и правил, обеспечивающих возможность проектирования компонент системы психосоциальной адаптации в органах внутренних дел. Сформулированы условия и приемы, позволяющие специалистам-психологам эффективно использовать технологии НЛП для обеспечения плодотворной и сжатой во времени психосоциальной адаптации, способствующие созданию условий личностного роста субъектов деятельности органов внутренних дел.

Выводы и результаты исследования вносят вклад в развитие теоретических основ психологии труда, в частности психологии профессионального и личностного развития субъекта труда, психологии профессионального самоопределения, профессиографии. Описанная и верифицированная в работе концепция психосоциальной адаптации способствует разработке более полных, дифференцированных и концептуально завершенных представлений об основных категориях психологии труда — деятельности, субъекте и его развитии.

Практическая ценность:

— результаты работы расширяют и углубляют знания о структуре, генезисе и феноменологии психосоциальной адаптации к профессиональной и учебной деятельности и составляют достаточные основания для организации деятельности психологических и кадровых служб органов МВД — осуществления эффективного профессионального отбора, подготовки и переподготовки сотрудников;

— в работе предложены модели, принципы и рекомендации по внедрению новых психологических технологий в процесс профессионального обучения курсантов образовательных учреждений МВДполученные константы способствуют разработке на качественно более совершенной теоретической основе учебных программ, основанных на компьютерных технологиях и учете репрезентативных систем обучающихся;

— разработанный диагностический инструментарий является валидным и действенным средством в практической работе психологов правоохранительных органов и в других областях профессиональной подготовки и деятельности. Предложенное методическое средство позволяет осуществлять более тонкую и точную дифференцировку ценностно-смысловых оснований профессиональной направленности личности;

— предложенная в работе концепция психосоциальной адаптации субъектов профессиональной и учебной деятельности органов внутренних дел может быть применена и уже применяется в организации обучения курсантов ВУЗов МВД.

Положения, выносимые на защиту.

1. Психологическое сопровождение психосоциальной адаптации субъекта как процесса психологического и педагогического воздействия, основанного на знании уровня развития профессионально важных качеств, имеющихся материальных и духовных потребностей сотрудников, доминирующих типов мотивов, на знании ситуационной мотивации позволит преодолевать действие негативных факторов, нежелательных тенденций и эффективно влиять на развитие профессиональной пригодности, в частности, и профессионализма в целом.

2. Концептуальные основания психосоциальной адаптации субъектов деятельности органов внутренних дел базируются на комплексе принципов, правил и приемов ее использования, обеспечивающих эффективное психологическое сопровождение психосоциальной адаптации на различных ее этапах. Ведущим принципом выступает приоритет общественно-социальных (национальных) и институциональных, а не личных ценностей и идеалов.

3. Основными элементами процесса психологического сопровождения психосоциальной адаптации субъектов деятельности системы органов внутренних дел целесообразно считать:

— профессиографию;

— профессиональную ориентацию;

— профессиональный отбор;

— адаптацию к профессиональному обучению;

— собственно адаптацию к условиям профессиональной деятельности;

— контроль результатов адаптации и корректировку поведения.

4. Для реализации концептуальных оснований психосоциальной адаптации целесообразно применять совокупность методических принципов, правил и приемов использования технологий НЛП (выявление ведущих репрезентативных систем, метапрограмм, ключей доступа).

5. Эффективная психосоциальная адаптация основана на концепции управления человеческим ресурсом, которая при решении практических задач предполагает воздействие различными методами и технологиями, в том числе, НЛП, на три основных составляющих: условия жизни и деятельности индивидов и социальных группмежличностные отношения в различных сферах деятельностипроцесс развития самого субъекта, самоактуализацию и формирование личности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Созданные концептуальные основания и их компоненты прошли апробацию и успешно применяются в структурных подразделениях Санкт-Петербургского Университета МВД России. Диссертация подготовлена и обсуждалась на расширенном заседании кафедры психологии труда, организационной и клинической психологии Тверского государственного университета. Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на семинарах, международных и республиканских научно-практических конференциях: научно-практической конференции «Актуальные вопросы реформирования образования» (Минск, 2003 г.) — Международной научной конференции «История психологии в Беларуси: состояние и перспективы развития» (Минск, 2001, 2003 гг.) — Международной научно-практической конференции по проблемам университетского образования «Психолого-педагогическая подготовка специалиста: образование и образованность» (Москва, 20−21 мая 2004 г.) — учебно-методическом семинаре «Актуальные проблемы профессионально-ориентационной работы с учащимися профильных юридических и кадетских юридических классов средних общеобразовательных школ республики» (Минск, 30 ноября 2005 г.) — 5-й Международной научной конференции «ТехноОБРАЗ 2005. Технологии непрерывного образования и творческого саморазвития личности студентов: обеспечение качества подготовки специалистов в высшей школе» (Гродно, 14 — 15 апреля 2005 г.) — 12-й Международной научно-практической конференции «Теория и практика психологического сопровождения кадров правоохранительных органов» (Омск, 23 — 24 ноября 2005 г.) — Международной научно-практической конференции «Психология на пути к пониманию человека и социума: новая психическая реальность изменяющейся России» (Тверь, 29 — 30 марта 2006 г.) — республиканской научно-практической конференции «Психология управленческой деятельности в информационном обществе» (Минск, 12 апреля 2007 г.) — Межвузовской научно-практической конференции «Акмеологические основы профессиональной культуры современного специалиста (к 70 — летию со дня рождения профессора A.M. Зимичева)» (Санкт — Петербург, 24 апреля 2008 г.) — Международной научно-практической конференции «Психология обеспечения правопорядка и безопасности» (Санкт — Петербург, 21−23 мая 2008 г.) — семинаре-совещании с психологами силовых структур Республики Беларусь «Профилактика аддиктивного поведения в среде военнослужащих» (Минск, 21 мая 2010 г.) — Международной научно-практической конференции, посвященной Дню белорусской науки «Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для органов внутренних дел Республики Беларусь» (Минск, 21 января 2011 г.).

Опубликованность результатов исследования. Материалы диссертации отражены в опубликованных научных трудах автора: двенадцати статьях, опубликованных в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, согласно перечню ВАК России. Изданы две монографии, одна из которых (Психологическое сопровождение труда сотрудников правоохранительных органов стран СНГ: моногр. / Т.В. КазакМ-во внутрен. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД Респ. Беларусь. — Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2009. — 325 с.) по итогам конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу, выполненную сотрудниками учреждений образования силовых структур Республики Беларусь в 2009 г., получила диплом 1-й степени.

Основное содержание диссертации представлено более чем в 70 публикациях, из них: три монографиидва учебно-методических пособиястатьи в рецензируемых научных изданиях ВАК Россиитезисы докладов, научных сообщений на международных и республиканских конференциях, семинарах.

Автором созданы компьютерные программы, в достаточной степени соответствующие требованиям представленных в работе концептуальных основ и обеспечивающие действенность их использования. Разработаны и адаптированы методики и конкретные технологии выявления индивидуальных метапрограмм в ходе диагностической беседы, профессионального отбора, профессионального обучения.

По итогам апробации материалов исследования автором получены четыре справки и акта о внедрении научных результатов от практических органов и образовательных учреждений МВД.

Содержащиеся в диссертации положения, выводы и рекомендации могут быть успешно применены соответствующими специалистами в практической работе с молодыми работниками, а также в процессе подготовки специалистов-психологов и руководителей различного уровня.

Структура диссертации определяется целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов (изложенных на 402 страницах), списка литературы и приложений. Диссертации включает в себя 25 таблиц и 59 рисунков.

Выводы по четвертой главе.

Период профессионального обучения связан с необходимостью вхождения в новую психосоциальную среду, что способствует развитию ценностно-смысловых компонентов профессиональной направленности, освоение и перестройку профессиональных ценностей. Профессиональная направленность личности — это не статическое понятие, ее можно характеризовать как фиксированный на определенном возрастном периоде уровень профессионализации. Поэтому, когда речь идет о формировании профессиональной направленности, подразумевается психологически контролируемый и организованный процесс, в котором осуществляется руководство профессиональным становлением личности, выявление и развитие интересов к профессии, склонностей и других компонентов структуры профессиональной направленности.

Под объективной оценкой профессиональной направленности личности понимается интегральная оценка совместимости мотивационно-ценностной структуры личности и профессиональной сферы деятельности.

В основу разработки методики объективной оценки профессиональной направленности личности будущего офицера органов внутренних дел были положены следующие рабочие гипотезы: а) если имеется выборка индивидуальных профилей ценностных ориентаций респондентов и соответствующая ей выборка отношений этих респондентов к выбору профессии, то каждому из основных вариантов отношения к профессии должен соответствовать свой устойчивый профиль ценностных ориентацийб) если групповые профили ценностных ориентаций респондентов, высказавших различные отношения к профессии, значимо различаются, то они обеспечивают оценку профессиональной направленности респондентов на основе их индивидуальных профилей ценностных ориентаций.

Проведенные экспериментальные исследования подтвердили справедливость обеих гипотез.

Автоматизированная методика «Альтернатива» предназначена для прогнозирования решения курсантов о выборе профессии офицера органов внутренних дел. Процедура предполагает проведение обследования по адаптированной мктодике «Ценностные ориентации» М. Рокича. Обработка полученных результатов основана на оценке корреляции индивидуальных профилей респондента (профиля ценностных смыслов и профиля инструментальных ценностей) с эталонными профилями всех трех пар групповых профилей и выборе наиболее вероятного из них. Поскольку обследование по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича не имеют закрытых сведений, то выявленные групповые профили, обеспечивают достаточно достоверную информацию об индивидуальных настроениях курсантов в отношении выбора профессии, а значит, их учет при организации профессиональной подготовки.

Результаты оценки валидности методики «Альтернатива» подтверждают объективность результатов прогнозирования профессиональной успешности будущих офицеров органов внутренних дел, а значит, и реализуемость выбранных направлений адаптации процесса профессиональной подготовки специалистов к современным условиям формирования мотивационно-ценностной структуры личности будущих специалистов органов внутренних дел.

Современные условия формирования личности лиц, поступающих на службу в органов внутренних дел, предъявляют к психологическому обеспечению профессиональной подготовки специалистов следующие новые требования:

1) требование объективной оценки степени совместимости мотивационно-ценностной структуры личности будущего специалиста со сферой профессиональной деятельности;

2) требование отсева при приеме в учебные заведения лиц, мотивационно-ценностная структура личности которых существенно не совместима со сферой профессиональной деятельности;

3) требование целенаправленного формирования профессиональной направленности и корректуры мотивационно-ценностной структуры личности у курсантов, у которых последняя не вполне совместима с условиями и требованиями профессиональной сферы деятельности.

Профили ценностных ориентаций лиц с различной (положительной, неопределенной и отрицательной) профессиональной направленностью имеют статистически значимые различия. Эти различия могут являться основанием для объективной оценки уровня профессиональной пригодности абитуриентов и курсантов при условии наличия эталонных профилей ценностных ориентаций специалистов соответствующего профиля.

Процесс психосоциальной адаптации сотрудников органов внутренних дел не должен совершаться спонтанно и бесконтрольно. Мероприятия по психологическому сопровождению психосоциальной адаптации должны осуществляться психологической службой органов внутренних дел уже на этапе выбора профессии и профессионального обучения. Сопровождение профессиональной направленности курсантов ВУЗов МВД — это важная задача периода обучения как центрального периода становления адаптивности профессионала. Наличие осознанной идеи, цели, смысла профессиональной направленности выступает важным условием психосоциальной адаптации курсантов ВУЗов МВД.

ГЛАВА 5. Формирование модели психосоциальной адаптации субъектов деятельности системы органов внутренних дел.

5.1. Особенности использования технологий НЛП в процессе организации психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности субъектов органов внутренних дел.

Возрастающая значимость человеческого капитала в экономической системе, социализация и гуманизация отношений в современном обществе привели к мощному развитию системы образования, что, в свою очередь генерировало лавинообразный поток научной информации относительно совершенствования процесса профессиональной подготовки. По-видимому, вопросы образования представляют собой ту сферу научного знания, литература в которой составляет самый большой массив исследований. В частности, существенные положения философии образования разработаны в трудах Ш. А. Амонашвили, И. Я. Лернера, В. И. Звягинцева, Б. Т. Лихачева, Г. П. Щедровицкого. В исследовании аксиологических и культурологических контекстов образования преуспели А. П. Валицкая, В. П. Зинченко, И. А. Колесникова, Г. Б. Корнетов, И. Ф. Харламовсущностный, системный, синергетический подход к исследованию характеристик образования и его компонентов является стержнем работ А. Н. Аверьянова, В. Г. Афанасьева, Л. М. Перминова, Э. Г. Юдина. Учеными фундаментально исследованы самые различные проблемы образования: сущности педагогических законов, закономерностей и принципов (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, П. И. Подкасистый, И.Ф. Харламов) — методологии современной педагогики (М.А. Данилов, В. И. Загвязинский,.

B.В. Краевский, A.A. Кыверялг, В. М. Полонский, М. Н. Скаткин и др.) — гуманизации образования (Т.Г. Браже, Е. И. Белозерцева, A.A. Бодалев,.

C.Г. Вершловский, В. Г. Воронцов, Э. Д. Днепров, И. А. Колесникова, Ю. Н. Кулюткин, В. А. Сластенин и др.) — проблемно-развивающего обучения (Н.Г. Дайри, Ю. Н. Кулюткин, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов и др.) — психологического аспекта учебной деятельности (А.Н. Леонтьев, А. Я. Пономарев, С. Л. Рубинштейн,.

Д.Б. Эльконин и др.) — формирования мотивации учащегося вуза (Н. Бакшаева, А. Вербицкий, М. Кругликов и др.) и прочие. Проблемам профессиональной подготовки посвящены исследования P.A. Ахметгареева, В. В. Бондаря, В. П. Жуковского, В. П. Иванова, Б. В. Илькевича, В. И. Карповой, Н. Г. Мирошниченко, В. Г. Михайловского, В. Н. Новикова, Е. В. Садековой, C.B. Середенко, Е. А. Солодовой, С. Б. Юговой и др. 143- 161- 162-, 174 и др.].

Столь пристальное внимание специалистов к проблеме профессиональной подготовки не случайно, ведь она решающим образом сказывается на адаптации специалистов к особенностям профессиональной деятельности, является фундаментом профессионального становления и производительности труда. Таким образом, в эффективном психологическом сопровождении профессиональной подготовки специалистов органов внутренних дел кроется залог их адаптации к условиям служебно-профессиональной деятельности.

Профессиональная подготовка, как известно, организуется для привития профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для профессиональной деятельности. Подготовка к будущей профессиональной деятельности может осуществляться либо непосредственно в самой деятельности (в системе непрерывной подготовки), либо в специальных педагогических системах (вузах). Взятые в совокупности, они образуют систему профессионального образования, представляющую собой совокупность взаимоувязанных по иерархическому признаку образовательных программ подготовки специалистов.

В современных условиях наиболее эффективным процессом формирования профессиональной пригодности является разумное сочетание программ профессионального образования в учебном заведении и непосредственно в структурных подразделениях органов внутренних дел с программами самообразования и самовоспитания.

В настоящее время общепризнанно, что сфера профессионального образования требует серьезнейших, может быть кардинальных изменений в смысле разработки новых дидактических концепций и инструментария их результативного осуществления. В полной мере это относится и к профессиональной подготовке специалистов органов внутренних дел. По-видимому, опорным пунктом для конструирования положений, связанных с психологическим сопровождением подготовки специалистов органов внутренних дел, является ее главная цель — формирование высококвалифицированных специалистов, способных к успешной и краткосрочной адаптации к условиям деятельности и повышению качества профессиональной деятельности. В свою очередь эта цель обусловливает необходимость выделения целей собственно обучения, которые к тому же не могут рассматриваться и реализовываться изолированно от других целей, в частности — от целей развития и воспитания. С этой точки зрения цели профессиональной подготовки проявляются не только в достижении конкретного уровня знаний, профессиональных навыков и умений, но и в воспитании и развитии у специалистов следующих качеств:

— осознанного желания профессиональной деятельности, нацеленной на повышение эффективности профессионального туда, а также стремления к критическому анализу результатов этой деятельности;

— ориентации на специальность, приобретаемую в ходе профессиональной подготовки, не только как на исключительно важную для системы органов внутренних дел и общества, но и как на единственную и жизненно необходимую для самой личности;

— выраженной потребности в успешной и безупречной профессиональной деятельности, в новых профессиональных и общенаучных знаниях;

— умения ставить конкретные цели профессиональной деятельности, организовывать их эффективное достижение и осуществлять критический анализ процесса достижения поставленных целей;

— стремления к самосовершенствованию, к постоянной активности и разумной инициативе в учебно-профессиональной деятельности;

— познавательной потребности и интереса, ценностного отношения к профессиональным и общенаучным знаниям, как равнозначно важным и необходимым личности и обществу.

В свете отмеченного естественно предположить, что главным результатом профессиональной подготовки специалистов МВД в первую очередь должно быть формирование новых качеств психического развития личности — психических новообразований. Относительно профессиональной подготовки эти новообразования представляются следующим образом:

— новый тип отношения к изучаемому объекту выступает как профессиональная познавательная активность обучаемого;

— новый тип отношения к объекту деятельности выступает как стремление к плодотворной деятельностиновый тип отношения к другому человеку проявляется как социальная активность;

— новый тип отношения к самому себе предстает как умение изменять свои цели в пользу когнитивных, соподчинять мотивы нескольких видов деятельности учебно-профессиональным, детерминировать свое поведение задачами эффективного образования.

Вот почему достижение требуемого уровня профессиональной подготовки, по нашему мнению, более вероятно при воздействии на обучаемого в учебном процессе активно интегрированными психологическими техниками, чем при реализации преимущественно традиционных дидактических приемов. Таким образом, отбор целесообразных способов и приемов становится ключевым моментом в деятельности профессорско-преподавательского состава.

— Процесс создания педагогами собственного арсенала техник влияния на обучаемых не является простым, одномоментным актом. Не является этот процесс и простым накоплением знаний о способах и приемах воздействия, иначе каждый бы из преподавателей рано или поздно достигал вершин профессионального совершенства, что на самом деле бывает нечасто. Опыт же показывает, что причины, обуславливающие выбор конкретных способов и приемов профессиональной подготовки через генерирование новых качеств у молодых людей весьма многообразны. На наш взгляд, среди фундаментальных правил выбора способов и приемов обеспечения эффективной профессиональной подготовки, могут считаться следующие:

— подчинение всего учебного процесса обучению и воспитанию специалиста, преданного избранной специальности. Детерминация каждодневных процессуальных целей и задач, а также целей и задач каждого занятия, необходимостью обеспечения требуемого уровня профессиональной подготовки;

— непрерывный анализ способностей обучаемых и контроль достигнутого ими уровня подготовки;

— постоянный поиск эффективных форм и методов обеспечения когнитивной активности обучаемых, сопоставление их соответствия целям и особенностям процесса профессиональной подготовки;

— прямая обусловленность выбираемых и применяемых способов и приемов фазой цикла обучения;

— выбор и утилизация приемов обучения, развития и воспитания на основе диагностики психосоциальных качеств обучаемых, что в полной мере обеспечит взаимодействие субъектов профессиональной подготовки на уровне «субъект — субъект»;

— перманентный критический анализ, как достигнутого уровня профессиональной подготовки, так и эффективности применяемых форм и методов ее осуществления, настойчивое совершенствование психолого-педагогических условий, способствующих когнитивной активности обучаемых, всемерное стимулирование последней.

Основными же направлениями корректировки профессиональной подготовки специалистов органов внутренних дел, по мнению диссертанта являются:

— интенсификация профессиональной подготовки на основе учета психосоциальных качеств обучаемых;

— формирование условий для повышения мотивации к учебе;

— изменение методологических и методических подходов к организации профессиональной подготовки в процессе деятельности, имея ввиду использование метода моделирования, разработанного в концепции НЛП (см. рис. 38). изменение содержания учебного процесса (в первую очередь — использование учебных курсов, направленных на подготовку специалистов к работе в условиях динамично изменяющихся угроз общественной безопасности;

— ужесточение системы проверки знаний специалистов;

— постоянное критичное совершенствование форм и методов психолого-педагогического обеспечения профессиональной подготовки как в вузах, так и в процессе профессиональной деятельности.

Вхождение «во вторую позицию»: фокусировка внимания на действиях (поведении и физиологии) — выяснение способа мыслительных стратегий, лежащих в основе соответствующих действийвыявление мотивов соответствующих действий (убеждений, ценностей и пресупозиций) — систематическая оценка элементов действий «эталона" — выяснение элементов действий, не оказывающих влияния на результат деятельности и их элиминация из создаваемой моделиупрощение моделиприсоединение к будущему (мысленная репетиция результата) — уточнение и корректировка моделиприменение выявленных действенных паттерновуточнение и корректировка паттернов в процессе профессиональной деятельности;

Рис. 38. Структурная схема моделирования деятельности в концепции НЛП.

Следует заметить, что наряду с необходимостью соблюдения всех указанных выше наиболее общих правил, выбор инструментария сопровождения профессиональной подготовки находится в прямой корреляции со способностями и возможностями самого педагога, с его профессиональной компетентностью, знаниями современных технологий воздействия на личность и накопленным опытом их реализации. В настоящее время профессорско-преподавательский состав, непосредственно обучающий, развивающий и воспитывающий молодых людей, не отказываясь от традиционных дидактических инструментов, должен выступать в авангарде применения новейших техник и приемов.

С этой точки зрения особенно прогрессивной является использование техник и технологий НЛП. Ряд из них в полной мере применим и в плоскости профессиональной подготовки специалистов. Принципиальное значение здесь имеет положение о репрезентативных системах личности.

Напомним, что репрезентативная система — это система (канал) восприятия, кодирования, хранения, использования в мыслительных процессах информации. Мыслительные процессы человека, усвоение им информации осуществляются на основе той или иной взаимосвязи этих систем. Хотя репрезентации не гомогенны и осуществляются в зрительных образах (визуальная система), звуках (аудиальная система) и ощущениях (кинестетика) и т. п., каждому человеку присуща ведущая (доминирующая, главная) репрезентативная система. Достаточно очевидно, что если способы кодирования, хранения и использования в мыслительных процессах информации тождественны, то людей на этом основании можно объединить в определенные психогруппы. Но вывод этот приводит нас к более важному заключению: если в ходе процесса профессиональной подготовки создавать условия, способствующие эффективному обучению молодых людей, обладающих лишь определенной ведущей системой репрезентаций, то это будет равнозначно локализации когнитивных потенций юношей и девушек, имеющих другие доминирующие репрезентативные системы.

Это заключение ежедневно подтверждается успеваемостью курсантов ВУЗов МВД, которые волей одних лишь педагогов вынуждены приспосабливаться к монотонному, неэмоциональному вербальному изложению материала в ходе лекций, к занятиям, на которых средства наглядности, технические средства обучения не вызывают никакой познавательной активности, но главное — не соответствуют особенностям мыслительных процессов групп молодых людей. Не случайно в свое время В. Я. Ляудис [133] заметил, что современная методика действенна в основном в русле словесно-логического мышления.

И труды сторонников НЛП [21- 22- 85- 250 и др.], и данные наших эмпирических исследований свидетельствуют, что конкретные обучаемые испытывают значительные, порой непреодолимые, трудности в обучении, если способ предъявления учебной информации не соответствует их ведущей репрезентативной системе. Одна из решающих причин этого феномена заключается в том, что рассогласование способов восприятия информации и мышления обучаемых с техниками подачи учебной информации преподавателем успешно генерирует своего рода когнитивный временной лаг, в течение которого обучаемый вынужден конвертировать (трансфрмировать) поток информации в соответствии с имманентным ему когнитивным стилем. Иными словами, процесс усвоения материала обучаемым становится фрагментированным из-за постоянных когнитивных пауз, необходимых ему для трансформации информации в соответствии с присущими индивидуальными приемами репрезентации. Вместе с тем, время на эти когнитивные паузы в ходе реальных учебных занятий и реальной же профессиональной деятельности, тем более в контексте их интенсификации, не предусматривается. Соответственно для немалого числа курсантов одной из особенностей знаний становится их фрагментация, как бы лоскутный характер, что, без сомнения предопределяет невысокий уровень профессиональной подготовки. Итак, максимально возможная конвергенция способов предоставления материала преподавателем репрезентативным системам юношей и девушек должна быть признана в качестве решающего фактора эффективной профессиональной подготовки.

По вполне понятным причинам ведущая репрезентативная система является устойчивым нейрофизиологическим образованиемкакими-либо известными нам способами купировать ее невозможно (за исключением экстремальных), да и для интересов профессиональной подготовки этого вовсе не нужно. Другое дело — особенности способов репрезентации можно и насущно необходимо учитывать и использовать в учебно-воспитательном процессе.

Как известно, НЛП-концепция выделяет среди людей вполне определенные психотипы — кинестетики, аудиалы и визуалы [21- 22- 250 и др.]. Каждому из этих психотипов присущи нетождественные способы восприятия, кодирования и использования информации в мыслительных процессах. А значит, для успешного разрешения задачи сопровождения эффективной профессиональной подготовки специалистов органов внутренних дел все психологические приемы воздействия и подачи учебного материала необходимо основывать на особенностях репрезентативных систем психотипов обучаемых. Очевидно, таким образом, что при всем решающем значении семантического многообразия вербального способа представления учебного материала, т. е. использования языковых элементов и их конструкций в модальностях, соответствующих каналу восприятия объекта приложения педагогических усилий, процесс профессиональной подготовки будет тем успешнее, чем активнее в ходе занятий будут инициироваться и адекватные невербальные конструкции.

Сегодня уже можно считать эмпирически подтвержденными важные с точки зрения дидактики отличительные черты, присущие выделенным нами в целях исследования психотипам обучаемых. В частности, у кинестетиков очень сильно развита взаимосвязь образов и слов с ощущениями и действиямидля них характерна «мышечная» память. Кинестетики отличаются от других психотипов некоторыми трудностями в сосредоточении, позитивной реакцией на личностную, а не на авторитарную модель взаимоотношений с педагогом, способностью достаточно быстро усваивать практические действия и явным неприятием постоянного контроля учебно-профессиональной деятельности.

Аудиалы, воспринимая информацию, запоминая, осмысливая и вспоминая ее, «слышат» и «проговаривают» слова. Они лучше других усваивают вербализированный теоретический материал с четко выделенными причинно-следственными связями, способны сосредоточиваться на главном, положительно воспринимают контроль деятельности, склонны к самоконтролю, но испытывают дискомфорт при самостоятельном выполнении творческих заданий.

Визуалы, запоминая и вспоминая, видят образы. Они более всего способны к усвоению текстовой и графической учебной информации (математических символов, графиков, диаграмм и т. п.). Левополушарным визуалам необходимы ясные письменные инструкции, а значит и учебник для них предпочтительнее устной речи.

Продолжая нашу линию рассуждений, особо отметим, что плодотворное психологическое сопровождение результативной профессиональной подготовки возможно, по-видимому, лишь при корректной дифференциации обучаемыхподобная же дифференциация в свою очередь напрямую зависит от качества диагностирования репрезентативных систем. В том случае, если профессиональное обучение осуществляется на рабочем месте, логично использовать данные профессионального отбора.

Вместе с тем и профессорско-преподавательский состав вузов, наставники на предприятиях непременно должны осуществлять постоянное наблюдение за обучаемыми для учета их психофизиологических особенностей в своей деятельности. Процедура же обеспечения профессиональной подготовки в ходе индивидуальных форм занятий в общих чертах выглядит следующим образом. Профессорско-преподавательский состав и наставники, наблюдая соответствующие ключи доступа, выявляя лингвистические паттерны и их конструкции, выясняет особенности восприятия и мышления конкретного обучаемого, его психофизиологическое состояниеосуществляет «подстройку» под них, а затем, применяя необходимые инструменты, способствует эффективной профессиональной подготовке.

Одновременно подобная процедура создает наиболее благоприятные условия для развития и воспитания специалистов. Подобная процедура реализуется специалистами в ходе профессиональной подготовки непосредственно на рабочем месте.

Столь же действенной может быть и процедура психологического сопровождения профессиональной подготовки в ходе коллективных форм занятий. Что до этой процедуры, то она несколько видоизменяется за счет использования сведений о доминирующих психотипах учебной группы и применения способов представления материала, одновременно приемлемых для разных систем репрезентаций (табл. 14).

конструктом причина — следствиесоздание и применение методики (например: теста) для оценки этих отношений является операционализацией конструкта причина — следствиезаключение, выводы, сделанные на основе применения данной методики, являются результатом операционализации конструкта, а обоснованность этой операционализации, соответствие ее результатов конструкту (обоснованность) является валидностью операционализации конструкта" [421].

При оценке внутренней валидности методики «Альтернатива» в качестве конструкта личности, который определяет будущее поведение респондента, рассматривался классификационный признак (группа «Хочу», «Не знаю», «Не хочу») его отношения к профессии офицера органов внутренних дел. Этот классификационный признак определяется уровнем профессиональной направленности респондента (соответственно группам «Хочу», «Не знаю», «Не хочу» — высокая, неопределенная и низкая профессиональной направленность) и идентифицируется путем оценки корреляции индивидуальных профилей ценностных ориентаций респондента с соответствующими эталонными профилями по правилу (4.13). Для оценки критериальной валидности этот классификационный признак на основе метода семантического дифференциала был представлен в трехбалльной биполярной шкале (рис. 37), которая является разновидностью интервальной шкалы.

— 1 о 1.

Не хочу Не знаю Хочу.

Рис. 37. Представление отношений респондентов к службе в органах внутренних дел в биполярной трехбалльной шкале.

Как отмечает О. Ю. Ермолаев «применение метода семантического дифференциала Ч. Осгуда является примером измерения в интервальной шкале различных психологических особенностей личности, социальных установок, ценностных ориентаций, субъективно-личностного смысла, различных аспектов самооценки и т. д.» [82, с. 27].

В соответствии с приведенным выше обоснованием методики «Альтернатива» рассматриваемый классификационный признак (группы «Хочу», «Не знаю», «Не хочу») в конструкте «причина-следствие» является причиной и должен определять поведение респондента при отсутствии внешних мотивационных воздействий, мешающих его реализации. В качестве внешних мотивационных воздействий, способных вызывать несоответствие между этим классификационным признаком и заявленным решением респондента (фактом подачи заявления абитуриента о поступлении в вуз, фактом обучения курсанта в вузе) для этапа подготовки офицера органов внутренних дел рассматривались любые внешние мотивационные воздействия, вызывающие несоответствие между желанием проходить обучение в вузе МВД и нежеланием посвятить свою жизнь профессии офицера органов внутренних дел). К числу основных таких воздействий относятся: 1) нежелание проходить действительную военную службу- 2) желание получить бесплатное высшее образование- 3) давление родителей и ближайшего окружения и т. п. Действие этих воздействий прекращается с выпуском курсанта из вуза, после чего молодой офицер имеет возможность более полной реализации своей индивидуальной профессиональной направленности.

Операционализация индивидуальных конструктов (конструктов личности) в поведении индивида — это реальное действие, реальный поступок, реальное поведение" [421]. В соответствии с данным положением в качестве следствия в конструкте «причина-следствие» рассматривался факт нахождения выпускника вуза — молодого офицера на службе в органах внутренних дел. При таком подходе зависимая переменная, которой и является факт нахождения респондента на службе, представлена в дихотомической шкале (0,1), где 0 — не состоит на службе, 1 — состоит на службе. Обобщенные данные представлены в табл. 10.

Для выбора меры связи между исследуемым независимым показателем уровня профессиональной направленности и зависимым показателем нахождения на службе был учтен тот факт, что зависимый показатель измерен по дихотомической (бинарной) шкале, а независимый — по шкале интервалов. В соответствии с рекомендациями, приведенными в табл. 11., при таком соотношении шкал измерения анализируемых показателей целесообразно использовать бисериальный коэффициент корреляции вида: г, аеп.

4.14) где: — среднее по тем элементам переменной У, которым соответствует код (признак) 1 в переменной X, Х0. среднее по тем элементам переменной У, которым соответствует код (признак) 0 в переменной Х п п0. соответственно число переменных X с кодами 1 и 0- N = п + пО. общее количество элементов переменной X- - стандартное отклонение переменной У.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой