Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие профессионального самосознания студентов вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методика и эмпирическая база. Для проведения диссертационного исследования был использован комплекс психодиагностических методик и исследовательских методов, объединенных замыслом констатирующего и формирующего экспериментов. В исследовании, которое проводилось в Московском авиационном институте, Столичном институте переводчиков, Институте мировых цивилизаций приняло участие 595 человек: 531… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы развития профессионального самосознания студентов вузов
    • 1. Л. Проблема профессионального самосознания и его развития в трудах отечественных и зарубежных психологов
      • 1. 2. Психологическое содержание и особенности профессионального обучения студентов в вузе
      • 1. 3. Теоретическое обоснование модели развития профессионального самосознания студентов вузов
  • Глава 2. Экспериментально-психологическое исследование развития профессионального самосознания студентов вузов
    • 2. 1. Методологические основы исследования развития профессионального самосознания
    • 2. 2. Психологические условия, определяющие специфику развития профессионального самосознания студентов вуза

    Глава 3. Оптимизация процесса развития профессионального самосознания студентов вуза 107 3.1. Целенаправленное развитие профессионального самосознания студентов, проходящих обучение в вузе 107 3.2 Развитие профессионального самосознания студентов в условиях формирующего эксперимента

    3.3. Пути дальнейшего совершенствования развития профессионального самосознания

    Выводы

Развитие профессионального самосознания студентов вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. В условиях социально-экономических и научно-технических изменений в обществе все больше проявляется заинтересованность государства в воспитании профессиональных кадров, способных обеспечить интересы производства в условиях рыночных отношений, избегать профессиональных кризисов и деструкций, достигать эффективности в труде. Для достижения этой цели будущий профессионал должен обладать не только квалификацией, но и аутопсихологической компетентностью, высоким духовно-нравственным потенциалом, профессиональной мотивацией, зрелостью, основанными на профессиональном самосознании. Для студента, обучающегося в высшем профессиональном учебном заведении и осваивающего профессиональные знания и умения, также важно присвоение системы профессиональных ценностей, познание профессионального предназначения, осознание образов «Я» в профессии, что возможно при развитии профессионального самосознания1. РПС студента вуза лежит не только в основе оптимального усвоения программы обучения, но и выбора профессионального пути для наиболее полноценной реализации себя в труде.

Однако на практике отмечается несостоятельность, неготовность, а порой и нежелание значительной части студентов работать по специальности после окончания вузов. Во время обучения они не готовятся к целостному видению себя как профессионала, испытывают сложность в совмещении личностных качеств с требуемыми в профессии, что сказывается на профессиональной направленности. К пятому курсу только 27% студентов видят себя в выбранной профессии, 18% еще не определились со сферой профессиональной деятельности, 55% не собираются работать по специальности. Эта неопределенность и нежелание в основном связаны с отсутствием его целенаправленного формирования у студентов вузов.

Отечественные психологи рассматривают профессиональное самосознание.

1 Развитие профессионального самосознания далее обозначается как РПС. как важную психологическую составляющую профессионализма в трудовой деятельности, включающую чувство ответственности, нравственную воспитанность, психологическую зрелость, стремление к творчеству, психическое и физическое здоровье (В.А. Бодров, М. И. Дьяченко, И. А. Зимняя, Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова и др.).

Проблема профессионального самосознания в психологии труда затрагивается в исследованиях развития личности на этапах жизненного и профессионального пути, формирования ее направленности, ценностных ориентаций, концепции «Я-профессионал» (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, A.B. Брушлинский, Ю. М. Забродин, Е. А. Климов, И. С. Кон, Б. Ф. Ломов, В. Л. Марищук, К. К. Платонов, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Спиркин, В. В. Столин, Ю. К. Стрелков, Э. Эриксон и другие) — в исследованиях личностного развития профессионала (Д.В. Гандер, Е. А. Климов, П. А. Корчемный, Ю. П. Поваренков, В. А. Пономаренко, И. В. Сыромятников, В.Д. Шадриков).

Тем не менее, специальных разработок по РПС студентов в процессе профессиональной подготовки в высшей школе нет. РПС студентов вузов сегодня происходит стихийно, несистемно, хотя ориентированность учебных программ, тематических планов, планов проведения занятий на целенаправленное РПС может способствовать выбору профессионального пути студентами вузов, видению себя как профессионала в профессии, соединению труда с личностью работника.

Таким образом, практическая значимость проблемы РПС и ее актуальность, обусловили выбор темы, определили направление и содержание исследования.

Объект исследования: профессиональное самосознание студентов вузов.

Предмет исследования: процесс развития профессионального самосознания студентов вузов.

Цель исследования: на основе теоретического анализа научных подходов и обобщения результатов собственного эмпирического исследования уточнить психологическое содержание профессионального самосознания и процесса его развития, разработать теоретическую модель РПС студентов вузов, выявить его динамику и психологические условия, апробировать способы оптимизации РПС студентов вузов в учебно-профессиональной деятельности.

Задачи исследования:

1) на основе теоретического анализа подходов к пониманию самосознания уточнить психологическое содержание профессионального самосознания и процесса его развития, разработать теоретическую модель РПС студентов вузов;

2) на основе эмпирического исследования выявить динамику и психологические условия РПС студентов вузов;

3) разработать и апробировать комплексную программу, способствующую оптимизации РПС студентов вузов в учебно-профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования:

1. Профессиональное самосознание студентов вузов представляет осознанное отношение к себе как профессионалу в контексте поиска смысла жизни и профессионального предназначения. РПС студентов вузов как процесс сознательных изменений личностного значения профессиональной «Я-концепции» предполагает формирование целостного видения себя как профессионала, осознанное принятие профессиональных ценностей, мотивации, понимание значения личностных профессионально важных качеств.

2. РПС студентов вузов проходит поэтапно, на каждом из которых формируются новообразования, характеризующиеся осознанием личностного значения профессиональной «Я-концепции».

3. Применение комплексной программы РПС способствует созданию объективных (целенаправленно организуемые психолого-педагогические воздействия) и субъективных (предполагающие рефлексию профессионального становления и преобразования) психологических условий, что позволяет оптимизировать процесс профессионального обучения, обеспечить более полное формирование профессиональной «Я-концепции».

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения личностно-деятельностного подхода в научном познании законов функционирования сознания, теории развития профессиональных способностей в обучении, формирования профессионально важных качеств в обычных и особых условиях трудовой деятельности, изложенные в трудах A.A. Вороны, Д. В. Гандера, В. В. Давыдова, Ю. М. Забродина, JI.B. Занкова, В. П. Зинченко, Е. И. Исаева, Е. А. Климова, П. А. Корчемного, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, В. Л. Марищука, В. А. Пономаренко и др. Основными принципами, на которых базируется теоретическая концепция, являются: принцип детерминизма, развития, активности личности и субъекта деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), системности (Б.Ф. Ломов), единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), единства внутреннего и внешнего плана деятельности (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев).

Для реализации целей исследования значимыми были теоретические положения о развитии человека как субъекта деятельности (Д.Н. Завалишина, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, Ю. П. Поваренков, Е. С. Романова, С. Л. Рубинштейн, И. В. Сыромятников, В.Д. Шадриков) и, прежде всего, развитии его самосознания (Д.В. Гандер, Л. А. Кандыбович, И. С. Кон, А. Г. Маклаков, В. Л. Марищук, В. А. Пономаренко, В. В. Сысоев, Э. П. Утлик, В.Т. Юсов) — о природе и роли рефлексивных процессов в жизнедеятельности человека, самоопределении в сложных ситуациях, формировании и развитии Я-концепции (Ф.Е. Василюк, A.B. Карпов, Е. И. Кузьмина, Н. С. Пряжников, И. Н. Семенов, В. И. Слободчиков, В. В. Столин, Г. П. Щедровицкий).

При обосновании комплексной целевой программы развития РПС были взяты идеи, получившие признание научной общественности: психологического обеспечения профессионального обучения (Д.В. Гандер), основные направления и технологии личностного развития профессионала (В. А. Пономаренко), специфика учета возраста и совместной продуктивной творческой деятельности студентов, определяющей новообразования в мотивационно-смысловой и когнитивной сферах (В.Я. Ляудис, В. И. Слободчиков, Е.И. Исаев).

Научная новизна и теоретическая значимость:

1. Уточнено психологическое содержание профессионального самосознания студентов вузов как осознанного отношения к себе как профессионалу в контексте поиска профессионального предназначения и смысла жизни, определен многоэтапный процесс сознательных изменений личностного значения профессиональной «Я-концепции».

2. Разработана модель РПС студентов вузов, которая включает: объективные и субъективные психологические условия РПС студентовсодержательные составляющие профессионального самосознания (профессиональные самопознание, самооценка, самовоспитание и самоконтроль) — когнитивный, рефлексивный и операциональный компоненты РПСнаправления и показатели РПСпрофессиональную «Я-концепцию» как результат РПС студентов вузов.

3. Установлено, что полнота профессиональной «Я-концепции» характеризуется содержанием мировоззрения профессионала, профессиональной направленностью, глубиной осознания личностных профессионально-важных качеств и образа профессионала.

4. Обоснованы основные психологические условия РПС студентов вузов: субъективные (рефлексия профессионального становления и преобразования) и объективные (целенаправленно организуемые психолого-педагогические воздействия).

5. Показано, что оптимизация развития профессионального самосознания студентов осуществляется посредством создания специальной развивающей среды (кататимного переживания образов, рефлексивного тренинга, творческого самовыражения, психолого-педагогических воздействий), ориентированной на целенаправленное развитие когнитивного, рефлексивного и операционального компонентов сознания личности будущего профессионала.

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональное самосознание студентов вузов представляет собой степень осознания личностного значения себя как будущего профессионала в контексте поиска смысла жизни и профессионального предназначенияпрофессиональное самосознание проявляется через переходящие друг в друга самопознание, самооценку, самовоспитание и самоконтроль, а РПС студентов вузов представляет собой процесс сознательного изменения личностного значения профессиональной «Я-концепции», посредством формирования целостного видения себя как профессионала, рационального принятия профессиональных ценностей, мотивации и осознания значения личностных профессионально важных качеств.

2. Профессиональная «Я-концепция» определена как динамическая система представлений человека о себе как профессионале, оценки этих представлений и вызванных ими поведенческих реакций, выражающая принятие ценностей профессии, профессионального окружения, задающая направление и содержание активности специалиста, его дальнейшего профессионального развития и поиска им профессионального предназначения. Профессиональная «Я-концепция», представляя результат РПС, внешне проявляется в учебно-профессиональной деятельности и поведении.

3. Ведущими в модели РПС выступает когнитивный (познание себя, своих личностных профессиональных возможностей через деятельность), рефлексивный (осознание личностного смысла возможных образов «Я» в будущей профессии) и операциональный (активный личностный выбор поведения, проявляющийся в поступках и позиционировании своего «Я» в субъект-субъектных взаимодействиях) компоненты, уровень развития которых детерминирует направления развития (осознанное представление о личностных профессионально важных качествах в профессиональном мире, профессиональных ценностях, перспективах и мотивации, целостное видение себя как профессионала) профессиональной «Я-концепции» (образ профессионала, представление о профессиональной направленности и рефлексию личностных профессионально важных качеств).

4. РПС осуществляется поэтапно: на подготовительном этапе студенты усваивают профессиональные знания, которые становятся основой профессиональных представлений и ожиданий, с недостаточно активным использованием профессионального самосознания и осознанием личностного значение профессиональной «Я-концепции" — на основном этапе осуществляется преобразование теоретического знания в мировоззренческие установки профессионала, более глубокое осознание образа профессионала, поиск личностного значения «Я-концепции" — на заключительном этапе меняется структура ценностных ориентаций, осознается значение профессионального обучения для будущей деятельности, происходит более глубокое понимание и повышение ценности личностного значения профессиональной «Я-концепции», активно развивается и используется профессиональное самосознание.

5. РПС студентов вузов обусловлено совокупностью объективных и субъективных условий: объективные условие выражаются целенаправленно организуемыми психолого-педагогическими воздействиями профессорско-преподавательского состава, направленными на развитие ценностных ориентаций, мотивации профессионального долголетия, формирование личностных профессионально важных качеств, более интенсивное интеллектуальное развитиесубъективные условия реализуются рефлексией профессионального становления и преобразования себя, развитием самостоятельной ответственной личности профессионала, способной сосредоточиться на более полном формировании профессиональной «Я-концепции».

Практическая значимость результатов исследования. Результаты исследования и сформулированные на их основе практические рекомендации могут быть положены в основу оптимизации процесса развития профессионального самосознания студентов вузов в учебно-профессиональной деятельности, при переподготовке и повышении квалификации преподавателей вузов, профессиональном консультировании студентов, разработке спецкурсов для специалистов, а также программ, тематических планов, методических рекомендаций по преподаванию таких дисциплин как «Психология и педагогика», «Социальная психология», «Социально-психологический тренинг общения», «Психология труда» в высших учебных заведениях непсихологического профиля.

Методика и эмпирическая база. Для проведения диссертационного исследования был использован комплекс психодиагностических методик и исследовательских методов, объединенных замыслом констатирующего и формирующего экспериментов. В исследовании, которое проводилось в Московском авиационном институте, Столичном институте переводчиков, Институте мировых цивилизаций приняло участие 595 человек: 531 студент и 64 человека из числа профессорско-преподавательского состава. В формирующем эксперименте в экспериментальную группу вошло 267 студентов, а в контрольную — 264 студента. Основными методами явились эксперимент, наблюдение, устный, письменный и экспертный опрос, тестирование, анализ документов и результатов деятельности. В процессе обработки результатов исследования применялись корреляционный и факторный анализ.

Надежность и достоверность полученных данных и выводов обеспечивались: опорой на общенаучные принципы и методы исследования, использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных цели и задачам, разнообразием применяемых исследовательских процедур и методик, репрезентативностью выборки, сочетанием качественного и количественного анализа с применением математических методов обработки и анализа данных с помощью компьютерных программ SPSS для Windows.

Апробация результатов исследования. Результаты внедрены в практику деятельности высших учебных заведений (Московского авиационного института, Института мировых цивилизаций, Столичного института переводчиков, филиала Московского педагогического государственного университета в г. Ульяновске). Результаты и выводы исследования докладывались и обсуждались на: 3-ей межвузовской научно-практической конференции «Опыт и проблемы преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузах» (Москва, 2002) — Всероссийском съезде практических психологов образования (Москва, 2003) — IV съезде Российского психологического общества (Ростов-на-Дону, 2007). Результаты отражены в 16 публикациях общим объёмом 3,75 п. л.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 275 наименований, а также 8 таблиц и 13рисунков, 8 приложений.

Выводы по главе 3.

Выявлено, что в результате внедрения в процесс профессионального обучения развивающей программы формируется смещение акцента с социально заданного норматива познания на построение личностно значимых моделей познанияприоритет личностного развития при повышении значимости развития профессионального самосознанияположительное влияние формирования самосознания на результаты профессионального обучения и профессиональной мотивации.

С помощью внедрения специальной программы для студентов, реализацию которой сопровождает дополнительная подготовка преподавателей гуманитарных и технических дисциплин, возможно более быстрое и своевременное решение сложившихся в высшем образовании противоречий. Содержательный аспект развития самосознания состоит в формировании образа профессионала, рефлексии личностных профессионально важных качеств у будущих специалистов и представлений о профессиональной направленности студентов в контексте смысла профессионального и жизненного пути.

Дана характеристика двум формам развития самосознания, непосредственно связанным с развитием личности: развернутой и свернутой — соответственно как стихийному и целенаправленному процессам.

Проведенное экспериментальное исследование эффективности комплексной программы «Психология развития самосознания» в реальном учебном процессе подтвердило ее значимость, направленность на творчески преобразующую осознанную деятельность, позитивно изменяющую восприятие окружающего мира и себя как субъекта этой деятельности, формирующую профессиональную «Я-концепцию». Даны практические рекомендации.

1. Уточнено психологическое содержание понятия профессионального самосознания студентов вузов как осознанного отношения к себе как профессионалу в контексте поиска смысла жизни и профессионального предназначения. Развитие профессионального самосознания студентов вузов как процесс поэтапных сознательных изменений личностного значения профессиональной «Я-концепции» предполагает формирование новообразований целостного видения себя как профессионала, осознанное принятие профессиональных ценностей, мотивации, понимание значения личностных профессионально важных качеств.

2. Профессиональная «Я-концепция» определена как динамическая система представлений человека о себе как профессионале, оценки этих представлений и вызванных ими поведенческих реакций, выражающая принятие ценностей профессии, профессионального окружения, задающая направление и содержание активности специалиста, его дальнейшего профессионального развития и поиска им профессионального предназначения. Профессиональная «Я-концепция», представляя результат РПС, внешне проявляется в учебно-профессиональной деятельности и поведении.

3. РПС студентов проходит этапы, характеризующиеся психологическими новообразованиями. На первом (подготовительном) этапе студенты усваивают профессиональные знания, которые становятся основой профессиональных представлений и ожиданийвозможные образы «Я» в будущей профессии и личностное значение профессиональной «Я-концепции» неосознанны, поведение эмоционально, без ориентации на ответственность.

Второй (основной) этап характеризуется преобразованием теоретического знания в мировоззрение профессионала: происходит осознанный поиск профессиональной «Я-концепции», а выбор поведения как будущего профессионала основывается на осмыслении образов «Я» в профессии, предполагает ответственность.

На третьем (заключительном) этапе четко осознается значение профессионального обучения для будущей деятельности, реально сформированные образы «Я» в будущей профессии, повышается ответственность за выбор поведения как профессионала, происходит более глубокое понимание и повышение ценности личностного значения профессиональной «Я-концепции».

4. Выбранные критерии РПС студентов вузов (осознанное самопознание профессионалаосознание дифференцированной профессиональной самооценкинаправленность на профессиональное самовоспитаниеосознанный самоконтроль в профессиональном обучении) соотнесены с составляющими профессионального самосознания (профессиональные самопознание, самооценка, самовоспитание и самоконтроль), позволяют выявить полноту сформированности профессиональной «Я-концепции».

5. Выявлены психологические условия целенаправленного РПС студентов вузов: объективными условиями развития выступают целенаправленно организуемые психолого-педагогические воздействия, а субъективнымирефлексия профессионального становления и преобразования себя, формирование самостоятельной ответственной личности профессионала.

6. Проведённое теоретико-экспериментальное исследование по определению психологических условий, направлений и организации развития профессионального самосознания студентов вузов в системе высшего профессионального образования позволило:

— создать действующую модель образовательной среды, ориентированной на развитие личности профессионала, рефлексию его сознания;

— сформировать психолого-педагогические условия развития социальной активности обучающихся, представлений о своем профессиональном будущем, психологической готовности адаптироваться в профессии, долговременной профессиональной мотивации;

— влиять на формирование ценностных ориентаций обучающихся, их психологической зрелости, ответственности, образа профессионала;

— создать методическую систему РПС в виде комплексной обучающей программы, включившей методы и приемы, раскрывающие понятийные аспекты и сущностное РПС, способы формирования профессиональных образов, актуализации рефлексии, и развивающие умение самопознания, самооценки, самовоспитания и самоконтроля в профессии.

7. В результате формирующего эксперимента апробирована комплексная программа, соответствующая разработанным направлениям и представляющая метод РПС студентов вузов в учебной деятельности, позволивший достичь изменений в осознании студентами личностных профессионально важных качеств, развить когнитивный, рефлексивный и операциональный компоненты профессионального самосознания, в целом достичь более полного формирования профессиональной «Я-концепции» у студентов.

Таким образом, выдвинутая гипотеза получила своё подтверждение, цель исследования достигнута.

наблюдение опрос изучение документов беседа.

Изучение результатов учебно-профессиональной деятельности.

Анализ документов.

Факторы, детерминирующие развитие г.

Психологиче ские условия.

Аспекты (общий уровень развития).

Направления развития ПСС.

Внешние.

Внешние.

Внутренние.

Внутренние.

Когнитивный.

Рефлексивный.

Операциональный.

Формирование осознания личностного значения: представлений о ПВК проф. ценностей видения себя как поосЬессионала.

Эффективность сформированное&tradeпрофессиональной «Я-концепции».

Рис. 2.1. Общая схема эксперимента.

Основными методами для оценки «Я-концепции» будущего профессионала выбраны: тест самоактуализации Э. Шостром (12 шкал), методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, мотивационная анкета В. И. Савченко, опросник Б. А. Федоришина КОС «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей», анализ документов учебно-профессиональной деятельности и другие.

Основанием для определения конкретных показателей уровня развития профессионального самосознания студентов, проходящих профессиональное обучение в вузе, явилось в ходе теоретического анализа проблемы понимание ее сущности. Опираясь на него, нами была предложена структура РПСС, объединяющая в содержательно-функциональном плане когнитивный, рефлексивный и операциональный аспекты. Они определяют уровень развития профессионального самосознания, проявляющийся в деятельности и поведении по определенным нами направлениям, объединяющим формирование представлений о ПВК, долговременной профессиональной мотивации и профессиональных ценностей, целостного видения себя как будущего профессионала в профессии. Выделенные направления (каждое в своей части) соотносятся с теми составляющими «Я-концепции» будущего профессионала (рефлексией личностных ПВК студентов вузов, представлений о профессиональной направленности студентов, сформированности образа профессионала), которые означают результат развития профессионального самосознания в ходе профессионального развития человека.

Обработка результатов исследования основывалась на использовании статистических и графических методов анализа. Для определения доверительных вероятностей и интервалов при оценке математического ожидания для отдельно взятой выборки применен критерий Стьюдента. Критерии Пирсона и Колмогорова-Смирнова использованы для сравнения статистических функций распределения двух независимых выборок и установления существенности различий между ними на заданном уровне значимости. Сравнение двух независимых выборок метрических или порядковых данных, распределения которых непрерывны, но являются неизвестными, проводилось с помощью критерия ранговых сумм Вилкоксона. Вычисление связи между двумя иерархиями признаков — с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. При анализе учитывались корреляционные связи и различия с уровнем значимости р < 0,05. Вместе с тем ряд данных по группам интерпретировался графически.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. Т.2. — М., 1990. -С. 114−129.
  2. К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999 — (Серия «Психологи Отечества»).
  3. К. А. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
  4. К. А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973.
  5. Абульханова-Славская К. А. Личностные типы мышления // Когнитивная психология. М., 1986.
  6. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
  7. К.А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб., 2001.
  8. Аврелий Августин. Исповедь- Абеляр П. История моих бедствий / Пер. с лат. М., 1992. с.87−90- 260−273.
  9. Г. П. Причина времени. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  10. .Г. Избранные психологические труды: в 2-х томах, т.1. М., 1980.
  11. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  12. .Г. Предмет и метод рефлексологии // Рефлексология и психология. Л., 1929.
  13. .Г. Пространственное различение. Л.: ЛГУ, 1955, с. 188.
  14. .Г. Труд как важнейшее условие развития чувствительности // Вопросы психологии, 1995, № 1, С. 14−25.
  15. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968.
  16. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.
  17. П.К. Теория функциональной системы как основа для понимания компенсаторных процессов организма // Учебные записки МГУ. Вып. З, 1949, С.74−92.
  18. А.Г. Психология личности. М., 1990.
  19. A.K. Семиотический статус вещей и мифология // Советская этнография, 1991, № 6.
  20. B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М.: Онега, 1994.
  21. М.М. Эстетика словесного творчества. -М., 1979.
  22. H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
  23. Н. А. Самосознание. М.: Мысль, 1991.
  24. Т.Н. Исследование внутреннего мира человека методом анализа характеристик мысли и образа // Психологический журнал, 1999, т. 20. № 5, с.27−37.
  25. Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. М.: ПЕР «СЭ», 2001.
  26. Т.Н. Я и другой во внутренней речи // Психология личности. Новые исследования. М.: ИПРАН, 1998.
  27. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  28. В.М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. -М., 1994.
  29. В.М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки. СПб., 1911.
  30. В.В. Узнай себя. СПб., 1998.
  31. A.A. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологими, 1984, № 1.
  32. A.A., Ганжин В. Т., Деркач A.A. Человек и цивилизация в зеркале акмеологии (и акме как интегральная формула здоровья, самопознания, самоопределения и творческого самоутверждения человека) // Мир психологии, 2000, № 1, с.89−108.
  33. A.A. Вершина в развитии человека: характеристики и условия достижения. М., 1998.
  34. В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЕ, 2001.
  35. Е.В. Методологические стратегии личностно ориентированного воспитания // Известия Российской Академии образования, 1999, № 3, С.23−33.
  36. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М., 1991.
  37. .С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии, 1997, № 5.
  38. .С. Психологические аспекты нравственного развития личности. -М.: Изд. «Знание», 1977.
  39. A.B. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
  40. A.B. Психология субъекта. СПб., 2003.
  41. Р. Марсианские хроники // О скитаниях вечных и о Земле. М., изд-во «Правда», 1987, с.286−301.
  42. М. Проблема человека. М., 1992.
  43. С.Н. Тихие думы. М.: изд-во «Республика», 1996.
  44. М.Е. Терапия творческим самовыражением. -М.: Медицина, 1989.
  45. И.В. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2001.
  46. М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. -М.: «Прогресс», 1990, с.602−630.
  47. Л.М., Ломов Б. Ф. О чувственном образе как изображении // Вопросы философии, 1961, № 4.
  48. В.Н. Марксизм и философия языка: основные проблемы социологического метода в науке о языке. М.: Лабиринт, 1993.
  49. A.A., Гандер Д. В., Пономаренко В. А. Одухотворение профессиональной подготовки // Антология современной психологии конца XX века. (По материалам конференции «Психология созидания»). Ежегодник РПО. Т.7, вып. 3, стр. 148−155. Казань, 2001.
  50. A.A., Гандер Д. В., Пономаренко В. А. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки летного состава. М., 2000.
  51. A.A., Гандер Д. В., Пономаренко В. А. Теория и практика психологического обеспечения летного труда. М.: Воениздат, 2003.
  52. A.A., Савченко В. И. Разработка способов развития профессионально важных качеств курсантов летных училищ в процессе обучения // Этапный отчет по НИР шифр «Лазарет-12». М.: ВЧ 64 688, 1988. Инв.№ 6286.
  53. В. Введение в психологию. С-Пб.: Питер, 2002.
  54. JI.C. Мышление и речь. М.: Соцэкгиз, 1934.
  55. JI.C. Психология искусства. М., 1968.
  56. JI.C. Собрание сочинений. М., 1958.
  57. JI. С. История развития высших психических функций. Собр. соч. М.: Педагогика, 1983, т. З, с. 6−328.
  58. JI.C., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика — Пресс, 1993.
  59. .П. Этика преображенного эроса. М.: Изд-во «Республика», 1994.
  60. П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
  61. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М., 1966.
  62. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М., 1959.
  63. П.Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.
  64. Ф. Исследование человеческих способностей и их развитие (1883 г.)
  65. Д. В. Психологическое обеспечение лётного обучения: теория и практика: Автореферат дис. доктора психол. наук, М., 1977.
  66. Д.В. Методическая инфраструктура образовательной среды в опасных профессиях // «Вестник МГПУ» № 1 (4), М., 2003, с. 111−116.
  67. Д. В. Психолого-педагогические проблемы обучения лётчиков // Вестник МАКЧАК, 1998, № 1, с. 34−38.
  68. Д.В. Развитие профессионального самосознания в летной деятельности. // Проблемы развития личости курсанта: теория и исследования // Материалы Всерос. Науч.-практ конф. Краснодар КГУ, 2007.
  69. Д.В. Профессиональная психопедагогика. М.: «ВОЕНТЕХИЗДАТ», 2007.
  70. А.Д. О задачах социальной психологии // Социальная психология и практика (Избранные публикации). Уфа, 2001, с.4−7.
  71. П. Избранные произведения. В 2-х томах. М., 1963. — Т.1.
  72. Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1987.
  73. Л.П. Формирование долголетия в гипнозе // Прикладная психология, 1998, № 2, с.85−93.
  74. В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление / Под ред. Петровского A.B. М., 1989.
  75. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  76. У. Зависимость веры и воли и другие опыты популярной философии. Спб, 1904.
  77. У. Многообразие религиозного опыта. М., 1910.
  78. У. Психология. Личность. -М., 1991.
  79. В. Описательная психология. М., 2001.
  80. В.Н. Психология общих способностей, 2-е изд. СПб.: Питер, 2002.
  81. Ю.М., Попова М. В. Психология в школе. Уч.-мет. пособие. -М., 1994.
  82. Ю.М. Развитие советской психологии и задачи психологической службы. Психологический журнал, 1984, т.5, № 6.
  83. Д.Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991.
  84. Д.Н. Творческий аспект практического мышления // Психологический журнал 1991, т. 12, № 2, с. 16−27.
  85. Закон Российской Федерации об образовании.
  86. Jl.В. Обучение и развитие. М., 1975.
  87. Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.- 3-е изд., перераб., доп. М.: Академический Проект- Фонд «Мир», 2005.
  88. Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. уеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  89. В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993.
  90. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2001.
  91. В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М., 1997.
  92. В.П. Психологические основы педагогики. М., 2002.
  93. В.П. Размышления о душе и ее воспитании // Вопросы философии, 2002, № 2.
  94. В.П., Мамардашвили М. К. Проблема объективного метода в психологии // Вопросы психологии, 1977, № 7.
  95. A.B. Формирование человека и космо-гуманистической цивилизации золотой век экология души, земли и космоса // Метод, пособие.- Дшпропетровськ, «Пороги», 2001.
  96. И.А. Яд партийности // Педагогическое наследие русского Зарубежья. 20-е годы. М., 1993, с.36−38.
  97. И. Антропология с прагматической точки зрения. -М., 1999.
  98. И. Собрание сочинений в восьми томах. М.: Изд-во «ЧОРО», 1994.
  99. И. Соч. в 6-ти т. -М.: Мысль, 1964.
  100. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. -С.47.
  101. А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей сухопутных войск в локальных военных конфликтах. Дис. докт. психол. наук. -М.: ВУ, 1998.
  102. А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личногосостава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. М.: ВУ, 1998.
  103. Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.
  104. .В. Самопонимание: миф и реальность. М., Московский психолого-социальный институт, 2000.
  105. В.П. Психология самоутверждения личности в военно-морском курсантском коллективе: Дисс. .канд. психол. наук. М., 1979.
  106. Е.А. Психология. М., 1997.112 а. Климов Е. А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект). Учебное пособие М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001.
  107. Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений / Е. А. Климов.- 3-е изд., стер. М.: «Издательский центр «Академия», 2007.
  108. JI.H. Человек и его судьба. М., 1988.
  109. Кон И.С. В поисках себя. М., 1983.
  110. Кон И. С. Жизненный путь человека как предмет междисциплинарного исследования // Человек в системе наук. -М., 1989, с.471−483.
  111. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал, 1981, Т.2, № 3, с.25−38.
  112. Кон И. С. Открытие Я. М., 1978.
  113. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
  114. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
  115. O.A. Психологическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии, 1995, № 1, С.5−12.
  116. O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М., 1980.
  117. П.А. Психологические аспекты повышения эффективности деятельности летных экипажей по обучению курсантов. М., 1979.
  118. П.А. Психологическая подготовка личного состава ВВС к ведению боевых действий в условиях современной войны. Дис.. докт. Психол. наук. -М., 1990.
  119. .Б. Личность: теория, диагностика и развитие: Учебно-методическое пособие для ВУЗ, М.: Академический проект, 2000.
  120. Л.В. Воспитание духовности как психологическое условие формирования самосознания // Тезисы Второй Всероссийской молодежная научно-практическая конференция «Прикладные исследования в психологии и менеджменте» Ульяновск, 2002, С.37−40.
  121. Л.В. Самосознание как фактор достижения успешности в учебной деятельности студентов//Тезисы участников Всероссийского съезда практических психологов образования. В 2 т., М.: Полиграф сервис, 2003, т.1, С.409−411.
  122. Л.В. Психологическая проблема компьютерного тестирования студентов вузов // Материалы международной конференции «Авиационная инженерная психология и эргономика». М.: Полет, 2003, С. 146−149.
  123. Л.В. Воспитание личности как духовной индивидуальности // «Вестник» Международной Академии Проблем человека в авиации и космонавтике. М., 2004, № 2 (14), С. 67−70.
  124. Л.В. Психологические условия формирования самосознания // Сборник научных трудов МАИ «Актуальные проблемы социогуманитарного знания». М.: «Вузовская книга», 2004, С. 130−134.
  125. Л.В. Учебно-методический комплекс «Психология развития самосознания». -М.: Изд-во «АЛМИ», 2005, с. 41.
  126. JI.B. О портрете выпускника технического вуза // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: Сб. научных трудов гуманитарного факультета МАИ. Вып.У. М.: Вузовская книга, 2006 г., С. 150−159.
  127. Л.В. Проблема самосознания и психологические условия его развития в учебной деятельности студентов вузов // Электронный журнал «Труды МАИ», 2006, выпуск № 25, http://www.mai.ru, объем 11 стр.
  128. Л.В. О влиянии механизмов защиты на профессиональную мотивацию студентов вузов // Материалы Международной психоаналитической конференции / Под ред.А. Н. Харитонова, П. С. Гуревича, А. В. Литвинова. В 2-х т. М., декабрь 2006, Т. П, С.403−406.
  129. Л.В. Проблема самосознания и психологические условия его развития в учебной деятельности студентов вузов // Инновации в образовании. Сент.-окт. 2006, Вып. № 5. С.84−95.
  130. Л.В. Развитие самосознания студентов в высшем образовании в современных экономических условиях//Вестник ГОУ Москов-ской Академии рынка груда и информационных технологий. 2006, № 135.
  131. Л.В. О природе ноосферы и развитии самосознания// Вестник Московского авиационного института-МАИ, 2007, т.14,№ 2,С.124−130.
  132. Л.В. Психологическое обеспечение развития профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы // Материалы IV съезда Российского психологического общества.-Рост-на-Дону, сент.2007, Том II, С 209−210.
  133. Л.В. Развитие самосознания студентов технического вуза в учебной деятельности // Вестник Моск. Гос. областного ун-та. Серия «Психологические науки». -№ 1. 2007. — М.:Изд-во МГОУ. — С.311−323.
  134. В. А. Исследование специальных способностей, их структуры и условий формирования и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под. ред. В. В. Давыдова. М., 1978. — с.206−221.
  135. A.A. Человек в автоматизированных системах управления. -Л.: ЛГУ, 1972.
  136. H. Об ученом незнании. Соч.: В 2 т. М., 1979−1980. Т.1, с.50−54.
  137. И. Ю. Психологические особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях: Дис. канд. психол. наук.- М., 2000.
  138. Е.И. Психология свободы: теория и практика. СПб.: Питер, 2007.
  139. Н.В., Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.
  140. Ч.Х. Социальная самость // Американская социологическая мысль. Тексты под ред. Добренькова В. И. М.: МГУ, 1994.
  141. C.B. Педагогика самоорганизации: особенности перехода к постнеклассической теории воспитания // Известия Российской Академии образования, 1999, № 3, с. 41−49.
  142. Кун М., Макпартлэнд Д. Кто Я? // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.
  143. В.Б., Биньковская Н. В. Миры воображения. Руководство по интерактивной имагогике. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
  144. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  145. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х томах. -М., 1983.
  146. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
  147. А.Н. Психология образа // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1979, № 2, с. 3−13.
  148. И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.
  149. X. Кататимное переживание образов. М.: Изд-во «Эйдос», 1996.
  150. .Ф. Об исследовании законов психики // Психологический журнал, 1980, Т.1, № 1, с.8−21.
  151. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.
  152. А.Р. Романтическое эссе. Маленькая книжка о большой памяти.- М.: «Педагогика пресс», 1996.
  153. A.C. Современная психология в ее основных направлениях. -М., 1928.
  154. A.C. Язык и сознание. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1994.
  155. М.К. Кантиантские вариации. М.: Аграф, 2002.
  156. М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке / Под общей редакцией Фролова И. Т. М.: Политиздат, 1991, с.8−22^
  157. М.К. Эстетика мышления. М., 2000.
  158. О. Слово и культура. М., 1987.
  159. В.Л., Блинова С. Н. О некоторых актуальных проблемах психологического отбора // Проблемы формирования профпригодности специалистов / Под. ред. Забродина Ю. М. М.: Экономика, 1985, — с. 146−149.
  160. А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Издат. группа «Евразия», 1997.
  161. А. Психология бытия. Изд-во: «Рефл-бук» и «Ваклер», 1997.
  162. М.И. Проблемное обучение. -М., 1975.
  163. Методическое пособие по психологическому отбору кандидатов в авиационно-спортивные клубы РОСТО. Составители: Ворона A.A. и др. М.: Военное изд-во, 1993.
  164. Методическое пособие «Формирование и развитие профессионально важных качеств у курсантов в процессе обучения в ВВАУЛ». Под ред. Пономаренко В. А. и Вороны A.A. М.: Военное изд-во, 1992.
  165. Методическое пособие «Развитие интеллектуальных способностей курсантов авиационных училищ». Под ред. Пономаренко В. А. М.-Челябинск: Дом печати, 1997.
  166. Мид Дж. Аз и Я // Американская социологическая мысль. Тексты / Под ред. Добренькова В. И. М.: МГУ, 1994.
  167. Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль. Тексты / Под ред. Добренькова В. И. М.: МГУ, 1994.
  168. Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990.
  169. Л.Е. Философская антропология. М.: Высшая школа, 2003.
  170. A.A. Личность, психическая адаптация и творчество. Ер.: Луйс 1980.
  171. A.A. Социально-психологическая адаптация личности: (формы, механизмы и стратегии). Ер.: Изд-во АН Арм. ССР, 1988.
  172. С.Б. Психологические особенности военно-профессионального самоутверждения офицеров полкового звена сухопутных войск: Дисс. .канд. психол. наук. М., 1997.
  173. Г., Пригожин И. Познание сложного. М.: Мир, 1990.
  174. Ю.Л. Деперсонализация защитная реакция и психопатологический синдром // Эмоциональный стресс и пограничные нервно-психические расстройства. — Л., 1977.
  175. Общая психология / Под ред. Богословского В. В. и др. М., 1973.
  176. А.П., Юдин Э. Г. Деятельность / Большая советская энциклопедия, т.8 М., 1972.
  177. В. Основы проблемного обучения. М., 1968.
  178. Опросник личностной ориентации (ЛиО). Практическое руководство. -М.: Генезис, 2002.
  179. И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. Л., 1949.
  180. A.B. Введение в психологию. М., 1996.
  181. К.К. О знаниях, навыках и умениях // Советская педагогика, 1963, № 11.
  182. К.К. Структура и развитие личности. М., 1975.
  183. К.К., Голубев Г. Г. Психология. М., 1977.
  184. К.К. О системе психологии. М., 1973.
  185. К.К. Профессиография: её значение и методы работы. Соц. труд, 1971, № 4.
  186. Ю.П. Критерии профессионализации и формирование структуры профессиональных способностей // Диагностика и способности. -М., 1992.
  187. Ю.П. Профессиональное становление личности. Дисс. докт. психол. наук. ЯрГПУ, 1999.
  188. Ю.П., Шадриков В. Д. Формирование информационной основы деятельности в процессе профессионального обучения // Психологический журнал, 1990. Т.2, № 2, с.49−58.
  189. В.А. Авиация, человек, дух. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000.
  190. В.А. Психологические аспекты проблемы «трудных» состояний человека применительно к современным управленческим профессиям //Прикладная психология, 1999, № 5, с. 35−51.
  191. В.А. Созидательная психология. М.-Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.
  192. В.А. Страна авиация черное и белое. — М.: Наука, 1995.
  193. В.А., Лапа В. В. Профессия летчик. — М.: Военное издательство, 1985.
  194. В.А., Лапа В. В., Чунтул A.B. Деятельность летных экипажей и безопасность полетов. М.: Полиграф, 2003.
  195. И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М.: УРСС, 2002.
  196. Психологические предпосылки проектирования моделей инновационного обучения в школе // Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. Ляудис В. Я. М., 1994.
  197. Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. -3-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  198. Н.С. Методы активизации профессионального и личностногосамоопределения: Учебно-методическое пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
  199. Психологический словарь. -М., 1983.
  200. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1997.
  201. Психология / Под ред. Смирнова A.A. и др. М., 1956.
  202. Психология. Словарь. М., 1990.
  203. Н.К. Избранное. М.: Сов. Россия, 1997.
  204. К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. -М.: МГУ, 1986.
  205. К. Клиенто-центрированная терапия. Изд-во «Рефл-бук» и «Ваклер», 1997.
  206. К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты, М.: МГУ, 1993. 2016. Розин В. М. Проблема целостного изучения человека// О человеческомв человеке. М.: Политиздат, 1991.
  207. Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2001.
  208. Е.С., Потёмкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992.
  209. Е.С., Суворова Г. А. Психологические основы профессиографии (практикум). М., 1990.
  210. C.JI. Принципы и пути развития психологии. -М., 1959.
  211. Рубинштейн С. J1. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  212. C.JI. Основы общей психологии. С-Пб.: Питер, 2001.
  213. C.JT. Основы общей психологии: в 2-х т. М., 1989.
  214. C.JI. Человек и мир М.: Наука, 1997.
  215. П. А. Психология М., 1958.
  216. В.И. Контуры постдействительности // Полигнозис, 1999, № 2, с. 32.
  217. Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? М.: Правило веры, 1997.
  218. В.В. Личностно ориентированное образование: от теории к системе работы учителя // Известия Российской Академии образования, 1999, № 3, с. 33−41.
  219. И.М. Рефлексы головного мозга // Избранные произведения, Т.1. -М., 1952.
  220. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995.
  221. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995.
  222. Вл.С. Сочинения. М., 1990.
  223. Г. Опыты научные, политические и философские // Пер. с англ. под ред. Рубакина H.A. Мн.: Современный литератор, 1999 (Классическая философская мысль).
  224. А.Г. Происхождение сознания. М., 1961.
  225. А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2004.
  226. В.В. Исследование порождения значительного пространственного образа // Восприятие и деятельность. М.: МГУ, 1976, с. 101−108.
  227. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  228. И.В. Психология профессиональной субъектности управленческих кадров. М., 2006.
  229. .М. Избранные труды. М.: Педагогика, 1985.
  230. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
  231. .М. Психология музыкальных способностей. М., 1947.
  232. П.Д. Психология возможной эволюции человека. СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2002.
  233. A.A. Собр. соч.-Т.1 Л., 1950-С.299.
  234. A.A. Доминанта души. Рыбинск: Рыбинское подворье, 1997.
  235. Т.Н. Системный подход и дискурсивная психология // Труды института психологии РАН. М.: Изд. ИП РАН, 1997. Вып. 2.
  236. Философия науки: Учебное пособие / Под ред. Крянева Ю. В., Кузнецовой М. А., Моториной Л. Е. М.: Изд-во МАИ, 2001.
  237. П., священник. Сочинения в 4-х томах. М.: Изд-во «Мысль», 1996.
  238. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. Ляудис В .Я. -М&bdquo- 1989.
  239. М. Лабиринт Мёнина: Повести. СПб.: Амфора, 2003, с. 129−260.
  240. С.Л. Смысл жизни // Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы. -М., 1993, с. 12−36.
  241. Фрейд 3. «Я» и «Оно» // Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990.
  242. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1991.
  243. М. Бытие и время. М., 1995.
  244. М. Время и бытие. М., 1993.
  245. Й. Опыт исследования игрового элемента в культуре // Самосознание европейской культуры XX в. М., 1991.
  246. X. Мотивация и деятельность. Т.П. М., 1986.
  247. Г. И. Мозг и душа. М., 1912.
  248. В.Д. Введение в психологию: способности человека. М.: Логос, 2002.
  249. В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
  250. В.Д. Происхождение человечности. М.: Логос, 2001.
  251. В.Д. Способности, одарённость, талант // Развитие и диагностика способностей. Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков М.: Наука, 1991, с. 11.
  252. М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. -М., 1988.
  253. Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1994.
  254. Д.Б. Кризис и основания проектирования детского развития // Вопросы психологии, 1992, №№ 3,4.
  255. Э.Г. Детство и общество. Изд.2-е — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.
  256. Э.Г. Молодой Лютер. -М., 1996
  257. Э.Г. Юность: кризис идентичности. -М., 1996.
  258. Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации / Пер. с норв. М. Изд-во «Весь мир», 2003.
  259. В.К. В поисках души. Екатеринбург: Изд. «СВ-96», 2001.
  260. Kon I.S. Der Positivismus in der soziologie. Berlin, 1968.
  261. Risukhin V. Controlling Pilot Error: Automation. McGraw-Hill, 2001, 320pp.
  262. Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaftslehre. Tubingen, 1951.
  263. Zaner R. An approach to a philosophical anthropology // Philosophy and phenomenological reseat, 1966, V. XXII, № 1, P.127.
  264. ПРОГРАММА КУРСА «Психология развития самосознания"1. Структура программы:
  265. Организационно-методические положения1. Цели и задачи курса
  266. I. Тематический план лекционного курса1. Программа лекционного курса
  267. V. Тематический план практического курса
  268. VI. Рабочая программа практического курса
  269. VIII. Примерный перечень вопросов к зачету1. Примерная тематика рефератов
  270. Организационно методические положения
  271. Особо следует подчеркнуть, что залогом успеха тренинга является проведение занятий увлеченным и заинтересованным преподавателем.1. Цели и задачи курса
  272. Задачи курса формирование общего представления о предмете, задачах и методах развития самосознания, связи и отличии от других гуманитарных наук, современном состоянии проблемы развития самосознания, а также о роли в жизнедеятельности и общении.
  273. В целом курс «Психология развития самосознания» включает восемь разделов, которые раскрываются в двадцати пяти темах. Программа может быть использована при изучении курса в разных формах обучения: дневной и вечерней.
  274. I. Тематический план лекционного курса1. Тема Часы
  275. Объект и предмет изучения в психологии развития самосознания. Проблемы самосознания и психологические условия его развития 8
  276. Механизмы и этапы развития самосознания 4о J Развитие способности самосознания и учебная деятельность 4
  277. Роль и значение социальных условий и биологического фактора в процессе осознанного развития способности самосознания 2
  278. Осознанное раскрытие резервов психического развития студентов в профессиональной учебной деятельности 8
  279. Воспитание духовности как детерминанта развития самосознания 81. Итого 341. Программа лекционного курса (на примере Темы 1)
  280. Тема 1. Объект и предмет изучения в психологии развития самосознания. Проблема самосознания и психологические условия его развития (Лекция 8 часов)
  281. Механизм формирования индивидуального сознания в концепции Л. С. Выготского о высших психических функциях. Высшие психические функции как «интериоризированные отношения социального порядка». Социальный и психологический план любой психологической функции.
  282. Связь познания собственной идентичности с познанием своего предназначения (А.Маслоу).
  283. Личностная и социальная составляющая сознания, их взаимодействие друг с другом как важный регулятор самопознания и социального поведения.
  284. Понимание самосознания в философском смысле как всего внутреннего мира человека (М.К.Мамардашвили, А. Г. Спиркин и др.).
  285. Самосознание и самоанализ (И.С.Кон, А. Жирар, Ш. Дюваль, Р.А.Уикланд). Самосознание как побуждение личности думать о работе над собой.
  286. Элементы самосознания как способы его проявления самопознание, самооценка, самовоспитание, самоконтроль (И.С.Кон).
  287. Когнитивная, оценочная и поведенческая составляющие в «Я-концепции» Р.Бернса. V. Тематический план практического курса «Психология развития самосознания"для дневного отделения
  288. Наименование темы Кол. час.
  289. Интеллект как целостная система по усвоению, 2переработке и порождению новой информации.
  290. Определение понятия, логической формы. Виды испособы определения понятий.
  291. Обучение умению строить классификацию изучаемойпредметной области.
  292. Обучение проведению интеллектуальных игр дляразвития понятийного мышления.
  293. Обучение технике быстрого чтения о →21 Чтение без регрессий.
  294. Интегральный алгоритм чтения.
  295. Дифференциальный алгоритм чтения
  296. Чтение вертикальным движением глаз25 Метод штурма 26 Оценка результатов о Развитие памяти. Управление вниманием. 2
  297. Строение и функционирование памяти. Управлениевниманием
  298. Структурирование информации как гарантированныйо о .Э. Л способ запоминания учебных материалов
  299. Использование семантических вставок
  300. Использование целенаправленного воображения
  301. Использование мнемотехники
  302. Развитие пространственных способностей 1
  303. Мысленное экспериментирование с опорой на реальноевосприятие
  304. Мысленное экспериментирование с опорой навоображение
  305. Обучение методам руководства 251 Умение нравиться людям
  306. Умение склонить людей к Вашей точке зрения
  307. Умение воздействовать на людейбез оскорблений и обид)
  308. Работа по методу «Чтение вслух» 261 «Чтение вслух» как творческий акт, содействующий образованию
  309. Работа с самосознанием как причиной пространства-времени о J
  310. Изменение восприятия «образа мира» как деятельности во времени и пространстве
  311. Рефлексивный тренинг, творческое самовыражение, «жизненное» творчество. Тренинг креативности и самопознания для познания мира и гармонии с ним1. Итого 181. Лекции 341. Консультации и зачет 51. Всего по курсу 57
  312. VI. Рабочая программа практического курса (18 часов) (на примере Семинара 1) Семинар 1. Интеллект как целостная система по усвоению, переработке и порождению новой информации (2 часа)
  313. Определение понятия, логической формы. Виды и способы определенияпонятий
  314. ОПОРНАЯ КАРТОЧКА ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ1. Указание
  315. Вид Описание Сущности Составных частей Причины, процесса возникновения Закономерностей Цели или функции Операцийспособ: 1 2 о 4 5 6 7
  316. Через род и видовое отличие2. Демонстрация 3. Сравнение 4. Отличие
  317. Семь видов структур определений (виды определений) и четыре способа порождения этих структур (способы определений).1. Виды определений:
  318. Определение посредством описания основано на перечислении ряда признаков предмета, благодаря чему о нем составляется необходимое впечатление.
  319. В отличие от описания, которое основано на внешних признаках предмета, определение сущности отражает признаки, обусловленные внутренней природой предметов.
  320. Определение посредством указания составных частей, весьма распространено в различных учебных дисциплинах.
  321. Определение посредством указания причины или процесса возникновения показывает источник механизм, способ происхождения предмета.
  322. Определение посредством указания закономерностей, которым подчиняется предмет.
  323. Определение посредством указания цели и функции показывает, каково назначение предмета, как осуществляется процесс его функционирования.
  324. Операциональные определения имеют характерную особенность они раскрывают или подразумевают операции, с помощью которых определяются необходимые признаки предметов или их величины.1. Способы определений:
  325. Классическим и самым распространенным способом определения является определение через род и видовое отличие. Определение по этому способу осуществляется в два этапа.
  326. Первый этап подведение понятия под более широкое по объему родовое понятие. Родовое понятие очерчивает круг предметов, в который входит определяемый предмет. Как правило берется ближайший род.
  327. На втором этапе указывается, по каким признакам определяемый предмет отличается от других предметов рода. Эти признаки составляют его видовое отличие.
  328. Определение путем демонстрации осуществляется путем показа соответствующего предмета.
  329. В тех случаях когда можно определить предмет через отнесение его к другому, уже знакомому предмету, используют сравнение. Определения, основанные на подобии сравниваемых предметов, называют определениями по аналогии.
  330. Определение предмета путем отличения основывается на указании различия данного предмета от других сходных с ним предметов. Этот способ часто применяется в технических дисциплинах.
  331. Обучение умению строить классификацию изучаемой предметной области
  332. Практическое применение полученных знаний для развития понятийногомышления
  333. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
  334. К.А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб., 2001.
  335. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  336. П.К. Теория функциональной системы как основа для понимания компенсаторных процессов организма // Учебные записки МГУ. Вып. З, 1949, С.74−92.
  337. B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М.: Онега, 1994.
  338. H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
  339. Н. А. Самосознание. М.: Мысль, 1991.
  340. Т.Н. Исследование внутреннего мира человека методом анализа характеристик мысли и образа // Психологический журнал, 1999, т. 20. № 5, с.27−37.
  341. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  342. .С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии, 1997, № 5.
  343. .С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М.: Изд. «Знание», 1977.
  344. .П. Этика преображенного эроса. -М.: Изд-во «Республика», 1994.
  345. Ф. Исследование человеческих способностей и их развитие (1883 г.)
  346. Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1987.
  347. Д.Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991.
  348. Л.В. Обучение и развитие. М., 1975.
  349. В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993.
  350. В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М., 1997.
  351. В.П. Размышления о душе и ее воспитании // Вопросы философии, 2002,2.
  352. .В. Самопонимание: миф и реальность. М., Московский психолого-социальный институт, 2000.
  353. Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988.
  354. Кон И.С. В поисках себя. М., 1983.
  355. Кон И. С. Жизненный путь человека как предмет междисциплинарного исследования // Человек в системе наук. М., 1989, с.471−483.
  356. Л.В. Психологические условия формирования самосознания//Актуальные проблемы социогуманитарного знания: Сборник научных трудов гуманитарного факультета «МАИ»: Вып.III.-М.: Вузовская книга, 2004.
  357. Л.В. Воспитание духовности как психологическое условие формирования самосознания//Прикладные исследования в психологии и менеджменте. Ульяновск, 2002.
  358. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  359. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  360. A.C. Язык и сознание. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1994.
  361. М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке / Под общей редакцией Фролова И. Т. М.: Политиздат, 1991, с.8−22.
  362. А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Издат. группа «Евразия», 1997.
  363. А. Психология бытия. Изд-во: «Рефл-бук» и «Ваклер», 1997.
  364. A.A. Личность, психическая адаптация и творчество. Ер.: Луйс 1980.
  365. Г., Пригожин И. Познание сложного. М.: Мир, 1990.
  366. В.А. Авиация, человек, дух. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000.
  367. В.А. Созидательная психология. М.-Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.
  368. И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М.: УРСС, 2002.
  369. В.М. Проблема целостного изучения человека // О человеческом в человеке. -М.: Политиздат, 1991.
  370. Рубинштейн C. J1. Человек и мир М.: Наука, 1997.
  371. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 20 000.
  372. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  373. П.Д. Психология возможной эволюции человека. СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2002.
  374. A.A. Доминанта души. Рыбинск: Рыбинское подворье, 1997.
  375. C.JT. Смысл жизни // Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы. -М., 1993, с.12−36.
  376. Г. И. Мозг и душа. М., 1912.
  377. В.Д. Введение в психологию: способности человека. М.: Логос, 2002.
  378. В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
  379. В.Д. Происхождение человечности. М.: Логос, 2001.
  380. В.Д. Способности, одарённость, талант // Развитие и диагностика способностей. Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков М.: Наука, 1991, c. l 1.
  381. М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
  382. Юнг К.-Г. Проблемы души нашего времени- М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994
  383. В.К. В поисках души Екатеринбург: Изд. «СВ-96», 2001.
  384. VIII. Примерный перечень вопросов к зачету
  385. Сознание и самосознание как проблема в психологии.
  386. Механизм формирования индивидуального сознания.
  387. Развитие сознания и самосознания как проблема поиска личностью социальной и психологической идентичности.
  388. Связь познания собственной идентичности с познанием своего предназначения (А.Маслоу), общечеловеческого, всего мира (В.Дильтей, К. Роджерс).5."Я-концепция» личности. Самосознание как процесс и результат осознания изменений.
  389. Рассмотрение самосознания в других науках, в философии.
  390. Структура самосознания в психологии.
  391. Самосознание и самоанализ (отличия).
  392. Элементы самосознания как способы его проявления: самопознание, самовоспитание, самооценка, самоконтроль.
  393. Проблема самосознания в гуманистической психологии.
  394. Роль самосознания в развитии личности.12. Механизмы самосознания.
  395. Этапы развития самосознания.14. Функции самосознания.
  396. Развитие способности самосознания как условие высоких достижений в учебной деятельности.
  397. Влияние учебной деятельности на развитие самосознания.
  398. Самосознание как общая и специальная способность.
  399. Осознанное развитие коммуникативной, регуляторной и познавательной (когнитивной) функции психической деятельности.
  400. Роль самосознания в познавательной мотивации, мотивации самоактуализации и мотивации достижения и адаптации поведения.
  401. Влияние наследственности и среды на развитие понятийно-логического мышления, организацию времени. Проявление и развитие способностей в речи- и возможность его формирования в обществе.
  402. Функциональные органы как биологическая особенность человека и как возможность развития резервов организма в процессе социализации.
  403. Роль способностей как закрепленной в индивиде системы обобщенных психических деятельностей в развитии самосознания.
  404. Осознанное развитие личности как эволюция сознания.
  405. Осознанное обучение как главный компонент развития любой способности.
  406. Реализация общих и специальных способностей в развитии самосознания.26. «Студенческий» возраст как сензитивный для осознанного развития способности самосознания.
  407. Воспроизведение в процессе учебной деятельности способности развития самосознания.
  408. Повышение успешности в учебной деятельности при осознанном подходе к ней.
  409. Исходный образ мира как предмет учебной деятельности.
  410. Контроль и самоконтроль в процессе обучения.
  411. Духовные способности как чисто человеческие в узком смысле по определению В. Д. Шадрикова.
  412. Духовное сознание, духовность как фактор надежности, стрессоустойчивости и эффективности деятельности.
  413. Духовность как особая внутренняя культура человека, его профессиональная зрелость.
  414. Осознанное развитие способности самосознания индивида и воспитание нравственных качеств (В.Д.Шадриков).
  415. Проблема самосознания как раскрытие резерва психологического развития. Воспитание личности как духовной индивидуальности.
  416. Понятие духовности и возможность ее изучения как особой (осознанной) форма психического отражения действительности.
  417. Связь понятий «духовность» и «личность».
  418. Смысл жизни как отражение жизненной концепции человека.
  419. Воспитание индивидуальности и начало свободы в человеке.
  420. Связь информированности специалиста и его способности проявлять человеческие качества в профессии.
  421. Воспитание души и социализация в современном обществе.
  422. Практический характер духовной деятельности в учебном процессе.
  423. Общественная значимость понятия долга (В.Д.Шадриков). Соотношение «общественно значимого» и «личностно значимого» в учебной деятельности.1. Примерная тематика рефератов
  424. Активизация компенсаторных механизмов.
  425. Нравственно-духовные качества народа в системе воспитания духовности.
  426. Педагогические способности как духовные.4. Духовность и творчество.
  427. Духовный организм и его функциональные органы.
  428. Пространство и время души.
  429. Проявления самосознания в поведении.
  430. Влияние самосознания на протекание психических процессов.
  431. Самосознание как свойство и состояние человека.
  432. ПРОГРАММА повышения психолого-педагогической подготовки преподавателей вузов (гуманитарных дисциплин)1. Структура программы:
  433. Организационно-методические положения1. Цели и задачи курса
  434. I. Тематический план лекционного курса1. Программа лекционного курса
  435. Организационно методические положения
  436. Настоящая программа предназначена для реализации с преподавателями вузов. Объем курса рассчитан на 18 часов. Курс содержит рефлексивные и тренинговые задания.
  437. I. Тематический план лекционного курса1. Тема Часы
  438. Профессиональная пригодность выпускника вуза 2
  439. Профессиональная деятельность как условие развития личности специалиста 2о о Нравственно духовные основы профессиональной надежности выпускника МАИ 2
  440. Профессиональная культура выпускника вуза 2
  441. Профессионально-важные качества выпускника вуза 2
  442. Профессиональный интеллект и методы его развития 2
  443. Интеллектуальные тренинги 4
  444. Сознание и самосознание студентов, их развитие в условиях учебной деятельности 41. Итого 201. Программа лекционного курса
  445. Тема 1. Профессиональная пригодность выпускника вуза
  446. Тема 2. Профессиональная деятельность как условие развития личности специалиста
  447. Тема 3. Нравственно духовные основы профессиональной надежности выпускника МАИ
  448. Тема 4. Профессиональная культура выпускника вуза
  449. Тема 5. Профессионально-важные качества выпускника вуза
  450. Тема 6. Профессиональный интеллект и методы его развития
  451. Тема 7. Интеллектуальные тренинги
  452. Методика развития понятийного мышления.
  453. Овладение техникой быстрого чтения.1. Методика развития памяти.
  454. Методика развития пространственных способностей.1. Методы руководства.
  455. Тема 8. Сознание и самосознание студентов, и их развитие в условиях учебной деятельности
  456. А. Понять природу человека. СПб, 1997.
  457. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
  458. H.A. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М., 1990.
  459. В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.
  460. A.A. Вершина в развитии взрослого человека, характеристики и условия достижения. М., 1998.
  461. В.Н. Психология общих способностей. 2-ое изд. СПб: Питер, 1999.
  462. Ю.М. Управление человеческими ресурсами как психологическая проблема // Прикладная психология, 1997, ПБ, с. 3−9.
  463. Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988.
  464. Е.А. Психология профессионала. Москва-Воронеж, 1996.
  465. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.
  466. JI.H. Цель и смыслы жизни человека. М.: Мысль, 1984
  467. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.
  468. . Кризисы жизни шансы жизни. — Калуга, 1994.
  469. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  470. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Гл. 2- 4. М.: Наука. 1984.
  471. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  472. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1970.
  473. Ю.П. Психологический анализ процесса профессионализации (Понятие «Цель профессионализации»). Способности и деятельность. Ярославль, 1989.
  474. В.А. Авиация, человек, дух. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000.
  475. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Под ред. В. А. Бодрова. Учебное пособие. М., 2003.
  476. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001.
  477. Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-ое изд. СПб.: Питер, 2003.
  478. Е.С., Суворова Г. А. Психологические основы профессиографии. М., 1990.
  479. Е.С., Решетина С. Ю. Профессиональная ориентация с позиций концепций самодиагностики // Прикладная психология, 2001, № 3, с. 19−40.
  480. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.
  481. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
  482. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
  483. Проблемы профессиональных способностей // Психологический журнал, 1982, т. 3, № 5.
  484. Э. Детство и общество. СПб, 2000.
Заполнить форму текущей работой