Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование морально-психологической готовности студентов вузов — будущих социальных работников — к профессиональной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время ряд исследователей отмечает, что выпускники высшей школы по специальности «социальная работа» испытывают трудности психологического плана, возникающие из-за того, что рассогласовывается «модель профессиональной деятельности», сформированная в их сознании за годы вузовского обучения, с той реальной обстановкой, в которой им приходится начинать профессиональную деятельность… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ — БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Разработка проблемы готовности к профессиональной деятельности в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Морально-психологическая готовность к социальной работе как компонент профессиональной готовности
    • 1. 3. Педагогические условия формирования морально-психологической готовности студентов к социальной работе
  • ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
    • 2. 1. Исследование актуального уровня морально-психологической готовности студентов к профессии социального работника
    • 2. 2. Содержание и пути формирования у студентов морально-психологической готовности к будущей профессиональной деятельности
    • 2. 3. Итоги опытно-экспериментальной работы

Формирование морально-психологической готовности студентов вузов — будущих социальных работников — к профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

%.

Актуальность исследования. Профессия социального работника пользуется все большим уважением в Российской Федерации. По мере развития в различных регионах страны территориальных социальных служб, становления новых типов учреждений социальной защиты населения престиж этой профессии неуклонно возрастает. За сравнительно короткий срок в стране практически сложилась многоуровневая система подготовки и переподготовки специалистов данного профиля, состоящая из таких типов учебных заведений, как государственный университет, медицинскии и педагогический университеты, педагогический колледж, кадровый центр, технологический вуз, техникум, профессионально-техническое училище и т. п. Однако в связи с тем, что профессия социального работника еще проходит этап становления, многие ученые и практики нашей страны отмечают, что с теоретической, методологической и методической точек зрения проблема подготовки социальных работников в условиях вуза остается все еще не до конца изученной (92, 173, 177,179).

В научной литературе все чаще ставится вопрос о профессиональном становлении социального работника (28, 31, 40, 50, 71, 83, 110, 112, 168, 206). Но ее анализ свидетельствует о том, что рассматривается он, как правило, с позиции какой-то одной науки: акмеологии, валеологии, социальной педагогики, социологии и т. д. Между тем эта проблема носит междисциплинарный характер. В отдельных работах портрет личности социального работника выводится чисто формально, логическим путем, без проведения конкурентных программно-обоснованных социологических, социально-педагогических исследований и экспериментов. Мы разделяем точку зрения Л. В. Топчего, который считает, что невозможно объективно выстроить структуру и содержание квалификационных характеристик социального работника только при помощи формального сопоставления теоретической и практической моделей профессионалов. Требования к качествам личности и развитости различных компонентов сознания, психологии и практической деятельности социального работника предъявляет, прежде всего, реальная жизнь, практика социального обслуживания. (186). Все это делает особенно актуальным вопрос о профессионально-личностном становлении будущих социальных работников в условиях вузовского образования.

Профессионально-личностное становление специалиста предполагает формирование у него готовности к профессии. Поэтому одной из основных проблем подготовки социальных работников, на наш взгляд, должно стать изучение и формирование готовности студентов к будущей профессиональной деятельности. Так, В. А. Сластенин считает готовность к профессиональной деятельности одной из базовых характеристик личности социального работника (130). А. И. Ляшенко подчеркивает особую актуальность задачи формирования готовности студентов, обучающихся по специальности «социальная работа» к их профессиональной деятельности (109).

Актуальность проблемы профессионально-личностной подготовки студентов к социальной работе обусловлена рядом противоречий: между требованиями к личностным, профессиональным качествам социальных работников и существующей системой отбора абитуриентов, а также характером последующей подготовки специалистов в условиях вуза, когда в течение первых двух лет обучения изучаются общеобразовательные предметы и только на третьем курсе начинается изучение специальных дисциплин, что ослабляет интерес к выбранной профессиимежду необходимостью личностного соответствия специалиста по социальной работе специфике профессии и отсутствием научных разработок по формированию морально-психологической готовности будущих социальных работников к профессиональной деятельности в процессе вузовского образованиянаконец, между желаемой (идеальной) и реальной (актуальной) профессионально-личностной готовностью выпускников к социальной работе.

В настоящее время ряд исследователей отмечает, что выпускники высшей школы по специальности «социальная работа» испытывают трудности психологического плана, возникающие из-за того, что рассогласовывается «модель профессиональной деятельности», сформированная в их сознании за годы вузовского обучения, с той реальной обстановкой, в которой им приходится начинать профессиональную деятельность социального работника. Причины такого положения преимущественно кроются в том, что в профессиональной подготовке студентов в основном преобладает информативная сторона обучения. Личность же будущего социального работника, развитие ее профессионально-нравственного и духовно-интеллектуального потенциала нередко выпадают из поля зрения организаторов образовательного процесса (83, 110, 195, 205). Очевидна необходимость выявления путей, форм и средств формирования морально-психологической готовности будущих социальных работников к профессиональной деятельности, конкретизации ее содержания, структурных компонентов и разработки теоретических основ ее формирования в условиях вуза.

За последние несколько лет появилось достаточно большое количество исследований, посвященных различным аспектам профессиональной подготовки социальных работников. Так, в исследованиях Ю. К. Березкина, В. Г. Бочаровой, И. Ф. Исаева, Т. Г. Киселевой, А. В. Мудрика, В. А. Сластенина, И. В. Неретина, Е. Г. Силяевой, Е. И. Холостовой и других проанализирован ряд важных аспектов профессиональной подготовки и, в частности, формирование профессиональной культуры социального работника и социального педагога. М. В. Фирсовым подвергнуты анализу профессионально-этические принципы социальной работы и их исторические корни в России. А. Я. Варгой изучены принципы и методы профессионального отбора социальных работников. Психологами С. А. Беличевой, И. А. Зимней, Б. Ю. Шапиро и другими раскрыты личностно-ориентированный характер социальной работы, ее гуманистический и культурологический аспекты. Ведутся исследования подготовки социального работника в рамках той или иной специализации этой профессии (13, 31, 139, 169).

Значительно меньше работ посвящено профессионально-личностной подготовке социальных работников. Можно назвать лишь несколько ученых, специально занимавшихся этим вопросом и отразивших его в своих диссертациях, а именно Н. Ю. Клименко И.П.Лотова, А. И. Ляшенко, Г. П. Филиппова, И. В. Шарова, Н. Б. Шмелева.

И фактически отсутствуют работы, исследующие именно морально-психологический компонент подготовки социальных работников. Лишь частично этого вопроса коснулись Л. Е. Сикорская (169), изучившая проблему психологической готовности социального работника к реабилитации подростков группы риска и Н. Б. Шмелева (205), чье исследование было посвящено профессионально-личностному развитию социального работника. В своих диссертациях они обозначили морально-психологический компонент профессиональной готовности к социальной работе, но не раскрыли его сущность и структуру.

Необходимость исследования морально-психологического компонента готовности к социальной работе во многом обусловлена тем, что если теория и практика социальной работы с течением времени могут претерпеть значительные изменения, то все, что связано с нравственными и этическими ценностями останется неизменным. Именно нравственные ценности должны лежать в основе личности и поведения социального работника, определять приемлемость тех или иных его действий в рамках. профессии. Как верно отмечает В. Г. Бочарова, «где бы ни работали социальные работники, в любом случае это специалисты высшей квалификации, люди особой, деликатной (курсив наш. — К.Л.) профессии» (25, с.5). Профессии, к которой предъявляются повышенные моральные требования.

В связи с вышеизложенным, мы считаем, что показателем общей профессиональной готовности социального работника должна выступать комплексная характеристика, заключающая в себе требования, предъявляемые к теоретической, практической и морально-психологической готовности социального работника, и отражающая специфику его профессии. Важнейшим компонентом общей профессиональной готовности, на наш взгляд, является морально-психологическая готовность к социальной работе, которая представляет собой сложное личностное образование, обеспечивающее высокие результаты профессиональной деятельности. Сегодня назрела необходимость в обобщении результатов исследований по проблеме готовности к социальной работе, в теоретическом осмыслении практики ее формированияназрела потребность в разработке теоретических основ формирования морально-психологической готовности, выявлении педагогических условий и выработке методических рекомендаций по ее формированию у студентов вуза.

Принципиальным, на наш взгляд, является понимание необходимости формирования морально-психологической готовности к будущей профессиональной деятельности студентов уже на начальных курсах обучения. Этот этап особенно важен для профессионального самоопределения студента и осознания им себя как будущего специалиста социальной сферы. Именно в этот период закладываются основы морально-психологической готовности к будущей работе. Необходимо помочь первокурснику укрепиться в правильности своего профессионального выбора, определиться в дальнейшей специализации, настроиться на необходимость формирования у себя определенных личностных качеств, отвечающих специфике профессии социального работника.

Все вышеизложенное и определило тему нашего исследования.

Проблема исследования заключается в необходимости выявления и обоснования педагогических условий, способных обеспечить эффективное формирование морально-психологической готовности будущих социальных работников к профессиональной деятельности в процессе вузовского образования на начальных этапах обучения.

Решение этой проблемы составляет цель настоящего диссертационного исследования.

Объект исследования — профессионально-личностная подготовка социальных работников в условиях вуза.

Предмет исследования — формирование у студентов вузов морально-психологической готовности к будущей социальной работе как этап их профессионального становления. Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность, структуру и содержание морально-психологической готовности к профессиональной деятельности социального работника.

2. Обосновать педагогические условия, способствующие эффективности формирования у студентов морально-психологической готовности к будущей профессиональной деятельности.

3. Определить содержание и пути формирования морально-психологической готовности студентов к будущей профессии социального работника.

4. Опираясь на результаты исследования, разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию вузовской профессионально-личностной подготовки социальных работников.

Гипотеза исследования основана на предположении, что формирование морально-психологической готовности будущих социальных работников к профессиональной деятельности на начальных курсах обучения будет в процессе вузовской подготовки более успешным при реализации следующих педагогических условий:

1) если оно будет осознанно субъектами образовательного процесса в качестве составной части общей готовности к профессиональной деятельности и будет начинаться и интенсивно проводиться уже на начальном этапе обучения, а не откладываться до стар’ших курсов;

2) если оно будет охватывать всю совокупность слагаемых, составляющих ядро морально-психологической готовности: информационно-ориентировочный, потребностно-мотивационный, ценностно-смысловой и нравственно-личностный компоненты;

3) если оно будет осуществляться: в соответствии с принципом гуманистической направленности образовательно-воспитательного процессана основе личностно-деятельностного подходапутем реализации личностно развивающих педагогических технологий и придания практико-ориентированного характера всему процессу профессиональной подготовки будущих специалистов;

4) если ведущей формой такой подготовки на начальном этапе обучения станет спецкурс «Введение в проблемное пространство социальной работы», предполагающий включение студентов на занятиях в ситуацию.

• морального выбораобогащение их личного опыта средствами художественной культуры и публицистики путем эмпатического освоения заложенной в их произведениях профессионально значимой проблематикидиалогическое (дискуссионное) построение занятий, способствующее формированию личностной позициикоммуникативный тренинг;

5) если для формирования морально-психологической готовности к профессии будут использоваться возможности не только аудиторных занятий, но также учебной практики и внеаудиторной воспитательной.

• работы, включая общественную, в том числе волонтерскую, деятельность студентов.

Методологической основой исследования являются: личностно-деятельностный подход (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б.Г.Ананьев) — теория активного развивающего обучения (Л.С.Выготский, Л. Г. Вяткин, В. В. Давыдов, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, М. Н. Скаткин, В. Д. Шадриков и др.) — положения о закономерностях формирования потребностей, интересов, установок, ценностных ориентаций личности (С.П.Кряже, И. С. Кон,.

• A.B.Петровский, Д. Н. Узнадзе, О. П. Целикова и др.) — теории профессионального становления (Л.И.Божович, Е-А.Климов,.

С.П.Кряже и др.) — положения психологии и вузовской педагогики, раскрывающие закономерности и принципы профессионального становления личности (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, Н. Ф. Добрынин, Н. Д. Левитов,.

A.Н.Леонтьев, В. Н. Мясищев, С.Л.Рубинштейн) — анализ системно-структурных особенностей профессиональной готовности к деятельности (А.А.Деркач, М. И. Дьяченко, 4.

B.А.Сластенин) — теории психологической готовности к деятельности (А.А.Деркач, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Н.Д.Левитов) — теория создания профессионального портрета специалиста в области социальной сферы (Ф.Н.Гоноболин, Э. А. Гришин, Т. Г. Киселева, В. А. Сластенин, А. В. Мудрик, Л. В. Топчий, Е. И. Холостова, Т. Д. Шевеленкова, А. И. Щербаков и др.).

В теоретическом плане различным аспектам проблемы психологической («личностной») готовности социального работника к профессиональной деятельности посвящены работы В. Г. Бочаровой, И. А. Зимней, В. Н. Келасьева, Н. Ю. Клименко, А. И. Ляшенко, Г. П. Медведевой, Л. Е. Сикорской, В. А. Сластенина, Л. В. Топчего, Е. И. Холостовой, Т. Д. Шевеленковой, Н. Б. Шмелевой и др.

Методы исследования, выбранные для достижения цели и задач диссертационного исследования: теоретические — теоретический анализ и синтез, аналогия, классифицирование, абстрагирование, моделирование, анализ социологической и психолого-педагогической литературыэмпирические — изучение документов и результатов деятельностиопрос: беседа и анкетированиепсихологическое тестированиеэкспериментальные — констатирующий эксперимент и опытно-экспериментальная работастатистические — количественный и качественных анализ данных, полученных в ходе исследования, математическая обработка результатов эксперимента.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился факультет психологии и социальной работы Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского.

На различных этапах опытно-экспериментальной работы исследованием было охвачено 260 студентов отделения «социальная работа» очной формы обучения и 55 практических социальных работников.

Исследование проводилось в несколько этапов: на первом этапе (1997г.-1998г.) устанавливались общие подходы, проводился анализ научной литературы по вопросам профессиональной подготовки студентов, обследовались студенты и социальные работники с целью выявления фактического состояния их профессиональной готовности в целом и морально-психологической, в частностина втором этапе (1998г.-2000г.) — проводилась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой уточнялась гипотеза, апробировались и совершенствовались методы и методики исследования, изучались различные аспекты проблемы (отношение студентов к избранной профессии, мотивы ее выбора, выявление профессионально значимых качеств и др.). В процессе опытно-экспериментальной работы были выявлены и проверены основные характеристики морально-психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности и педагогические условия ее формирования, проанализирована эффективность различных путей и средств формирования морально-психологической готовности студентов к профессиональной деятельностина третьем этапе (2001г.) было завершено оформление результатов исследования, подведены его итоги и предложены общие рекомендации по формированию морально-психологической «* готовности студентов к. будущей профессиональной деятельности, сделаны выводы по всей проведенной работе.

Научная новизна и теоретическая значимость: в ходе теоретического исследования уточнено и конкретизировано применительно к деятельности социального работника понятие «морально-психологическая готовность к профессиональной деятельности», раскрыты его сущность, структура и содержаниевыявлены и научно обоснованны педагогические условия, способствующие эффективности формирования у студентов морально-психологической готовности к будущей профессиональной деятельностиопределены содержание и пути формирования морально-психологической готовности студентов к будущей профессии социального работникаразработаны научно-практические рекомендации по совершенствованию вузовской профессионально-личностной подготовки социальных работников.

Практическая значимость исследования заключается в принципиальной возможности использования его результатов, прошедших апробацию в процессе опытно-экспериментальной работы, для совершенствования профессионально-личностной подготовки социальных работников в условиях вуза и, в частности, формирования у них морально-психологической готовности к будущей профессиональной деятельности. Теоретические выводы и практические рекомендации диссертации могут послужить основой для разработки новых спецкурсов' и факультативов, уточнения и дополнения существующих учебных программ, для организации внеаудиторной деятельности студентов.

Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечивались методологической обоснованностью исходных положенийприменением комплекса научных методов и методик, адекватных объекту, предмету и задачам исследованиярепрезентативностью опытных данныхвнедрением результатов исследования в практику учебно-воспитательного процесса в вузе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Морально-психологическая готовность будущего социального работника к профессиональной деятельности выступает в качестве составной части общей профессиональной подготовки, осуществляемой в рамках вузовского обучения, и ее формирование должно начинаться и интенсивно проводиться уже на начальном этапе обучения, а не откладываться до старших курсов.

2. Содержание морально-психологической готовности будущего социального работника к профессиональной деятельности включает в себя четыре взаимосвязанных компонента: информационно-ориентировочный, потребностно-мотивационный, ценностно-смысловой и нравственно-личностный. В качестве критериев сформированности названных компонентов выступают: критерий информационно-ориентировочного компонентапредставление о выбранной профессии и ориентированность в нейкритерий потребностно-мотивационного компонентамотивационная адекватность профессиикритерий ценностно-смыслового компонента — ценностное отношение к профессиикритерий нравственно-личностного компонента — морально-личностное соответствие профессии.

3. Эффективности формирования морально-психологической готовности будущих социальных работников к профессиональной деятельности будут способствовать: осознание морально-психологической готовности субъектами образовательного процесса в качестве составной части общей готовности к профессиональной деятельности, и начало интенсивного проведения ее формирования уже на начальном этапе обучения в вузеохват всей совокупности слагаемых, составляющих ядро морально-психологической готовности: информационно-ориентировочного, потребностно-мотивационного, ценностно-смыслового и нравственно-личностного компонентовосуществление профессиональной подготовки студентов в соответствии с принципом гуманистической направленности образовательно-воспитательного процессана основе личностно-деятельностного подходапутем реализации личностно развивающих педагогических технологий и придания практико-ориентированного характера всему процессу профессиональной подготовки будущих специалистовпроведение на начальном этапе обучения спецкурса «Введение в проблемное пространство социальной работы», предполагающего включение студентов на занятиях в ситуацию морального выбораобогащение их личного опыта средствами художественной культуры и публицистики путем эмпатийного освоения заложенной в них профессионально значимой проблематикидиалогическое (дискуссионное) построение занятий, способствующее формированию личностной позициикоммуникативный тренингиспользование для формирования морально-психологической готовности к профессии не только аудиторных занятий, но также учебной практики и внеаудиторной воспитательной работы, включая общественную, в том числе волонтерскую, деятельность студентов. Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на международной научно-методической конференции «Современные проблемы гуманистической педагогики (методологические, научно-теоретические, технологические): опыт и перспективы развития» (Рязань, 1999 г.) — на всероссийской научнопрактической конференции: «Социальная работа: опыт и проблемы» (Балашов, 1999) — на конференции «Становление творческой личности в условиях развивающей среды». (Балашов, 1999 г.) — на всероссийской научной конференции «Школа на рубеже веков» (Смоленск, 2000 г.) — на заседаниях кафедры социальной работы Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышвского. Внедрение результатов исследования осуществлялось путем их непосредственного использования в процессе подготовки студентов факультета психологии и социальной работы Балашовского филиала Саратовского государственного университета им .Н. Г. Чернышевского.

Структура диссертационной работы представлена введением, двумя главами, содержащими 8 таблиц и 14 диаграмм, заключением, библиографическим списком использованной литературы из 212 наименований и приложением.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.

Проведенный анализ литературы по исследуемой проблеме показал, что в ее разработке имеются различные подходы, акцентирующие внимание исследователей на отдельных сторонах профессиональной готовности к социальной работе.

Понятие «готовность» рассматривается далеко не идентично: как наличие способностей (Б, Г. Ананьев, С.Л.Рубинштейн), качество личности (К.К.Платонов), выраженное ситуативное состояние (А.А.Рудик), отношение (А.В.Веденов), синтез свойств личности (В.А.Крутецкий, С.М.Лыбин), сложное интегративное качество личности (В.И.Ширинский). Одни рассматривают готовность к деятельности в личностном плане как совокупность отдельных личностных качеств (Е.И.Антипова, А. В. Веденов, А. Г. Ковалев и др.), другие — в функционально-психологическом плане — как психическое состояние (Н.Д.Левитов, Л. С. Нерсесян, В. П. Пушкин и др.). Причем в их работах раскрывается, как правило, лишь один из аспектов готовности: либо «% психологический, либо профессионально-этический.

Сегодня все реальнее ощущается потребность в комплексном подходе, при котором предметом исследования выступает профессиональная деятельность специалиста как целостной явление, не отдельные ее звенья, а те взаимосвязи, которые конструируют систему деятельности, являются ее сущностными характеристиками.

Такой системообразующей характеристикой применительно к Социальной работе служит морально-психологическая готовность выпускников вуза к будущей работе, которая выступает как концентрированный показатель деятельной сущности личности, мера ее профессиональной зрелости. Морально-психологическая готовность к профессиональной деятельности понимается нами как сложное сочетание психических особенностей и моральных черт личности, определяющих ее адекватное, заинтересованное и ответственное отношение к профессии, принятие предъявляемых ею требований, а также установку на преодоление специфических для данной сферы деятельности трудностей. При этом считаем необходимым подчеркнуть, что психологический и моральный компоненты готовности следует рассматривать в тесной взаимосвязи, так как только в совокупности они могут обеспечить реальную готовность к профессии социального работника.

Профессиональная готовность предполагает высокий уровень выполнения профессиональных действий, реализации различных функций труда социального работника. Но основой, цементирующим ядром профессиональной готовности является морально-психологическая готовность, которая представляет собой сложную совокупность профессионально значимых свойств и качеств личности, обеспечивающих высокую результативность профессиональных действий социального работника. Без определенного уровня развития морально-психологической готовности нельзя достигнуть высокого уровня профессиональной готовности к профессии социального работника.

Полученные данные в ходе теоретического исследования позволили утверждать, что в целях оптимизации подготовки кадров необходима целенаправленная, систематическая работа по формированию морально-психологической готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности, начиная уже с первого курса. Недостаточно высокий уровень морально-психологической готовности выпускников к профессиональной деятельности служит источником тех трудностей и проблем, которые, к сожалению, нередко возникают в начале их трудового пути.

Таким образом, в ходе написания первой главы работы мы пришли к выводу о том, что одним из важнейших показателей успешности профессиональной подготовки выпускников отделения «социальная работа» является их морально-психологическая готовность к выполнению профессиональных функций. Она выступает и как черта личности, и как регулятор поведения, и как условие результативности профессиональной деятельности, мера ее профессиональной зрелости. Морально-психологическая готовность отражает профессионально-нравственный облик личности современного социального работника и его деятельностное отношение к избранной профессии.

Сложность и многогранность содержательной стороны морально-психологической готовности к профессиональной деятельности объясняет многоаспектность показателей составляющих ее структуру, которая объединяет в себе информационно-ориентировочный, мотивационно-потребностный, ценностно-смысловой и нравственно-личностный компоненты.

Формирование морально-психологической готовности студентов к социальной работе — целенаправленный, организованный процесс, который характеризуется включением студентов в разнообразную деятельность (учебную, внеаудиторную, практическую и общественную, в .том числе волонтерскую) и актуализацией внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнем профессионально-личностного становления, выступающих как движущая сила их морального и психического развития.

В первой главе диссертационной работы мы обозначили ряд.

• ъ. педагогических условий,способствующих эффективности формирования морально-психологической готовности к социальной работе в вузе. Следующим шагом станет экспериментальное исследование сформированных нами педагогических условий, апробация конкретных путей и средств формирования морально-психологической готовности к социальной работе.

ГЛАВА 2.

СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

2.1. Исследование актуального уровня морально-психологической готовности студентов к профессии социального работника.

В связи с тем, что объектом нашего исследования является профессионально-личностная подготовка социальных работников в условиях вуза, рассмотрим характерные особенности студенческого возраста. Студенческий возраст, имеющий временные границы преимущественно от 17 до 21 -22 лет (дневное отделение), открывает ступень индивидуализации и совпадает с периодом кризиса юности.

Заслуга постановки проблемы студенчества, выступающего в качестве особой социально-психологической и возрастной категории, принадлежит психологической школе Б. Г. Ананьева. В исследованиях Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюкина, А. А. Реана, Е. И. Степановой, П. А. Просецкого, Е. М. Никиреева, В. А. Сластенина накоплен большой материал по этой проблеме. Студенчество — это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования (66).

Сегодня молодому человеку трудно противостоять потоку озлобленности, цинизма и эгоизма. В нынешней душной атмосфере прагматической беспринципности, распада прежних идеалов, анемии нравственного самосознания жертвами неизбежно и в первую очередь становятся молодые люди.

В настоящее время российская молодежь, как и общество в целом, переживает кризис ценностей. В общественном сознании, и особенно сознании подрастающего поколения, образовался духовный вакуум, следствием которого стало распространение безнравственности, бездуховности. Это не могло не отразиться на ценностных приоритетах студенческой молодежи. %.

Отметив студенчество" «как непосредственный объект исследования, необходимо обозначить методы и методики нашего исследования.

Профессиональную готовность, уровень ее сформированности, как правило, изучают с помощью метода профессиографии. Рассмотрим специфику этого метода исследования. Итак, готовность к деятельности можно изучать с помощью профессиографии — такого описания профессии, которое отражает цели и задачи данного вида труда, его условия и организацию, а также психофизиологические особенности выполнения отдельных этапов деятельности. Проводя профессиографию, исходят из того, что сама структура предстоящей деятельности и условия, при которых она осуществляется, позволяют определить основные компоненты, характеризующие готовность к этой деятельности.

Методика проведения профессиографии предусматривает, прежде всего, описание (определение) специфических условий протекания трудовой деятельности, личных качеств, обусловливающих успешность овладения ею, и выявление профессионально важных психических процессов, состояний и свойств личности.

Основными методами профессиографии являются: наблюдение за ходом трудовой деятельности специалиста, эксперимент, беседа, опросы, анкетирование, хронометраж рабочего дня, применение аппаратуры для объективного определения условий обитаемости на рабочем месте. Анализ материалов, полученных при комплексном применении методов, позволяет определять мысли и чувства, отношения и мотивы, установки и другие психологические компоненты, по которым, исходя из структуры деятельности, .моЖЗню судить-в частностей о морально-психологической готовности (113).

В последнее время появились первые разработки профессиограммы российского социального работника. Так, Н. Ю. Клименко предложила региональный вариант профессиограммы. Среди критериев ее профессиограммы выделены и такие, которые мы можем отнести к характеристикам морально-психологической готовности к социальной работе:

1. Базовые личностные качества: человечность, гуманность, милосердиеэмпатийностьделикатность, тактичностьвысокая духовная культурачестность.

2. Показатели профессиональной непригодности к профессии: недостаточная сформированность мотивации в выборе профессиинедоброжелательное отношение к людям как набор устойчивых, некомпенсируемых качествагрессивностьбезразличие, невниманиеподозрительностьповышенная критичность, бестактностьповышенная брезгливостьналичие тревожности, как устойчивой черты (72).

В своем исследовании мы использовали следующие методы и методики выявления морально-психологических характеристик личности: Методы: беседа- ^ > анкетированиепсихологическое тестирование. Методики (53, 133, 144, 150, 182): методика «ценностные ориентации» М. Рокичаметодика выявления социально-психологических установок личности О. Ф. Потемкинойметодика «Эмпатия» В. Н. Келасьеваориентационная анкета Б. Бассаопросник Б. И. Додонова по изучению эмоциональной направленности личностиметодика «мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровойшестнадцати факторный личностный опросник Р.Кэттелла.

Гипотеза констатирующего эксперимента заключается в предположении о .том, что морально-психологическая готовность будущего социального работника к профессиональной деятельности в сложившейся системе вузовского обучения формируется неудовлетворительно, так как согласно учебному плану специальная подготовка отсрочена до старших курсов и профессиональное становление студентов происходит во многом во многом спонтанно.

Так в результате пилотажного опроса 60 студентов 1 и 5-го курсов, проведенного нами в октябре 1998 года, выяснилось, что у значительного количества студентов отсутствует мотивировка на работу со многими категориями своих будущих потенциальных клиентов. Например, на вопрос о том, с какой категорией населения вы хотели бы работать, большинство выбрало молодежь (35, 6%), значительно меньшее число опрошенныхбезработных (11,4%), пенсионеров (8,4%), беженцев и вынужденных переселенцев (6, 6%), инвалидов (5,2%), детей с отставанием в развитии (3,8%).

Пилотажный опрос был проведен нами в целях определения личностных качеств социального работника, которые являются профессионально важными для специалиста данного профиля. Для изучения вопроса нами было проведено анкетирование 126 студентов специальности «социальная работа» и 55 социальных работников города. Так, по одному иЗ пунктов анкеты респондентам предлагалось отметить те личностные качества, которые они считают наиболее важными в профессиональной деятельности социального работника. На выбор было предложено 11 вариантов качеств личности (плюс собственный вариант). В результате по такому качеству как гуманность (человечность) были получены следующие данные:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационном исследовании раскрыты сущность, основные характеристики и структура морально-психологической готовности будущий социальных работников к своей профессиональной деятельности. Формирование такой готовности представляет собой сложный многофакторный процесс, в котором профессиональное становление будущего социального работника сопровождается формированием личностных качеств, отвечающих, т требованиям его профессии. Профессионально-этические принципы и нормы приобретают личностный характер, способствуют формированию профессионально-значимых нравственных качеств личности в результате установления положительных связей между профессионально-этическими знаниями, чувствами, волевыми процессами в деятельности.

Исследование подтвердило предположение о том, что уровень морально-психологической готовности студентов к профессиональной работе является результатом сложной системы подготовки, в которую студенты включены в процессе деятельности и общения. При этом важно, чтобы сфера общения и деятельности соответствовала личным устремлениям будущего специалиста. Исследование основных характеристик морально-психологической готовности студентов к будущей работе, установление прямой зависимости между степенью ее сформированности и результатами профессиональной деятельности определило необходимость управления процессом формирования этого сложного личностного образования. Можно считать доказанным, что процесс формирования морально-психологической готовности будущих социальных работников станет эффективным при следующих педагогических условиях: осознании морально-психологической готовности субъектами образовательного процесса в качестве составной части общей готовности к профессиональной деятельности, и начало интенсивного проведения ее формирования уже на начальном этапе обученияохвате всей совокупности слагаемых, составляющих ядро морально-психологической готовности: информационно-ориентировочного, потребностно-мотивационного, ценностно-смыслового и нравственно-личностного компонентовосуществлении профессиональной подготовки. студентов в соответствии с принципом гуманистической направленности образовательно-воспитательного процессана основе личностно-деятельностного подходапутем реализации личностно развивающих педагогических технологий и придания практико-ориентированного характера всему процессу профессиональной подготовки будущих специалистовпроведении на начальном этапе обучения спецкурса «Введение в проблемное пространство социальной работы», предполагающего включение студентов на занятиях в ситуацию морального выбораобогащении их личного опыта средствами художественной культуры и публицистики путем эмпатического освоении заложенной в них профессионально значимой проблематикидиалогическое (дискуссионное) построение занятий, способствующее формированию личностной позициикоммуникативный тренингиспользовании для формирования морально-психологической готовности к профессии не только аудиторных занятий, но также учебной практики и внеаудиторной воспитательной работы, включая общественную, в том числе волонтерскую, деятельность студентовобеспечении целостного формирования моральной и психологической сфер личности будущего социального работника, результат которого не механическое соединение нравственных и психологических характеристик индивидуума, а сложное личностное образование, включающее в себя нравственные (любовь к людям, доброжелательность, тактичность, справедливость, терпение и т. п.) и психологические (эмпатичность, коммуникабельность и т. п.) качества, составляющие основу профессионализма- > проведении своевременной диагностики степени морально-психологической готовности студентов к социальной работе и ориентация их на преодоление трудностей, имеющих место в профессиональной деятельности и пр. Обобщая вышеизложенное, есть основание утверждать, что поставленные в исследовании задачи решены и цель достигнута. Полученные результаты создают предпосылки для развития общей теории профессионально-личностного становления социального работника.

Однако наше исследование не исчерпало всех аспектов рассматриваемой проблемы, дальнейшей разработке подлежат следующие вопросы: структурирование курсов вузовских дисциплин с учетом модели личности современного социального работника и характера его профессиональной деятельности, с тем, чтобы содержание изучаемых дисциплин было направлено на формирование морально-психологической готовности студентов к профессииизучение резервов самостоятельной работы в формировании профессионально-нравственного облика будущего социального работникавыявление воспитательного потенциала общественных и специальных дисциплин в формировании готовности к социальной работе.

Необходимо создать комплексное методическое обеспечение вузовских дисциплин, направленных на формирование морально-психологической готовности студентов к социальной работе. С изучением этих проблем мы связываем дальнейшее совершенствование профессионально-личностной подготовки будущих социальных работников. К вопросам, нуждающимся в дальнейшем изучении, относится проблема исследования морально-психологической готовности в рамках довузовского и послевузовского образования социальных работников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A., Зарядкина H.H. Педагогическая практика студентов. 2-е изд. М.: Просвещение, 1989. — 176с.
  2. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1980. — 232с.
  3. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2./ Под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. — 288с.
  4. H.H. Формирование профессиональной направленности студентов средних медицинских учебных заведений: Автореф. дис. канд.пед.наук: 13.00.08. Брянск, 1999. — 18с.
  5. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихол. Анализа: Учеб. для вузов по спец. «Психология». М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367с.
  6. П.Р., Климов Е.А, Проблемы психологического обеспечения подготовки молодежи к труду и выбору профессии // Вопросы психологии. 1984.-№ 1.-C.13−19
  7. Л.Г. Особенности психологической подготовленности студентов к профессионально-педагогической деятельности: Автореф. дис. канд. псих, наук: 19.00.07. Д., 1978. — 16с.
  8. Ю.Бабайцева В. Ю. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с"трудными детьми. М.: Генезис, 1997. 56с.
  9. П.Багдасорян Н. Г., Кансузян Л. В., Немцов A.A. Инновации в ценностных ориентациях студентов // Социологические исследования. 1995. — № 4. -с.125−129
  10. T.B. Популярная психология: от конфликтов к обретению Я. -М.: Изд. центр «Академия», 1997. 160с.
  11. Берак O. JL, Туторская И. В. Пути формирования эмоциональной регуляции личности студента // Вестник высшей школы. 1987. — № 1 • с.33−38
  12. Н.К. Формирование нравственной ответственности у студентов 1 курса: Дис.канд.пед.наук: 13.00.01.-М., 1980.- 129с.
  13. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательных процессов подготовки специалистов. Учебно-метод.пособие. М.: Высшая школа, 1989. — 144с.
  14. E.H. Формирование и развитие профессионально-нравственной культуры будущего учителя: Дис. д-ра псих. наук: 19.00.13. М., 1995. -438с.
  15. Е.И. Психологическая готовность к выбору профессии у старшеклассников: Автореф.дис.канд.псих.наук.-М., 1991.- 18с.
  16. A.A. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 187с.
  17. Г. А. Совершенствование профессиональной подготовки студентов // Советская педагогика. 1987. — № 2. — с.70−74
  18. В.Л. Педагогические аспекты подготовки социальных работников (материалы к статье) // Социальная работа. 1992. — В.2. — с.5−8
  19. В.Ю. Психотренинги: социодиагностика, игры, упражнения. М., 1994.
  20. В.Г. Педагогика социальной работы. М.: SVR — Аргус, 1994. -208с.
  21. В.Д. Представления о профессии и самооценка профессионально-важных качеств учащейся молодежи // Вопросы психологии. 1976. — № 2. — с.146−156
  22. A.M. Профессиональное становление личности: ценностный подход. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во гос. педаг. ин-та, 1996. — 99с.
  23. Г. Ю. Социальная работа в России: проблемы формирования профессиональной культуры: Автореф. дис. канд социолог, наук: 22.00.04 -М., 1997. -35с.
  24. Н.Ю. Психологический портрет социального работника // Социальная работа. 1992. — В.5 — с.55−63
  25. Введение в специальность / Под ред. И. А. Сыченикова. М.: Медицина, 1980.-296с.
  26. Т.И. Профессиональная практическая подготовка специалиста по социальной работе в медицинском вузе: Дис.канд.пед.наук: 13.00.08.-М., 1998.-225с.
  27. A.A. Контекстное обучение в системе подготовки социальных работников // Социальная работа. 1992. — с.101−112
  28. В.И. Психодиагностическое обеспечение формирования психологической готовности личности к профессиональной деятельности: Дис. .канд.псих.наук: 19.00.13. М., 1996. — 129с.
  29. Вопросы формирования готовности к профессиональной деятельности: Экспресс-информация. Отв. ред. Ю. К. Васильев. М., 1978. — 89с.
  30. Вопросы психологии личности и деятельности студентов. (Сборник статей) / Иркутский гос.пед.институт / Отв. ред. Асеев В. Г. Иркутск: ИГПИ, 1978. — 105с.
  31. Зб.Воспитательная работа в вузе. Некоторые вопросы теории и практики. М.: Молодая гвардия, 1976. — 175с.
  32. Л.Г., Тарский Ю. И. Психолого-педагогиечские основы развития творческого потенциала обучаемых (акмеологические основы). Саратов, 1994.-92с.
  33. Т.П. О воспитании нравственных чувств. М.: Знание, 1984. — 80с.
  34. Л.Е. Педагогические условия . формирования профессионального самоопределения студентов университета: Автореф. дис. канд.пед.наук: 13.00.01. Кемерово, 1998.-31с.
  35. М.А. Профессиональная подготовка социальных работников. -М.: Союз, 1994. -220с.
  36. Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. 1975. — № 1. — с. 100−111
  37. Л.В. Нравственное воспитание студентов в процессе изучения специальных дисциплин: Дис.канд.пед.наук: 13.00.01. Ашхабад, 1971. -235с.
  38. Э.А. Профессионально-этическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Владимир, 1973. 312с.
  39. Гуманитарная среда вуза как фактор становления личности будущего специалиста: Сб. статей / Тамб.гос.ун-т им. Г.Р.Державина- Отв. ред Н. А. Коваль /. Тамбов, 1998. — 84с.
  40. Л.Г. и др. Сборник задач и упражнений по социальной работе. М.: Наука. 87с.
  41. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства4нервной системы. М.: Наука, 1970. — 272с.
  42. И.Н. Мотивационно-потребностная сфера личности как компонент психологической готовности и ее влияние на успешность педагогической деятельности: Автореф. дис.канд. псих, наук: 19.00.03. Тверь, 1996. 18с.
  43. A.A., Исаев A.A. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. М.: Просвещение, 1985. — 308с.
  44. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников / Авт. кол. Келасьев В. Н., Яковлева И. В., Полуэктова Н. М. и др. М., 1994. -128с.
  45. М.А., Крылов A.A., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология: Учеб. пособие / Под. ред. А. А. Крылова JL: Изд-во Ленинг. ун-та, 1979. — 224с.
  46. О.Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности: Дис.канд.псих.наук: 19.00.13.-М., 1997.-188с.
  47. М.Е. Студент кто он? (Социолог, исслед. студенчества) // Социологические исследования. — 1994. — № 8/9 — с.79−88
  48. В.Н. Педагогические условия нравственного воспитания студентов в процессе обучения в вузе (На материале первых курсов): Дис.кан.пед.наук: 13.00.01.-М., 1983.- 168с.
  49. М.И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект. Минск: Изд-во «Университетское», 1985. 206с.
  50. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности Мн.: Изд-во БГУ, 1976. — 176с.
  51. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Изд-во БГУ, 1981. — 383с.
  52. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 1997.-480с.
  53. Игры, обучение, тренинги, досуг / Под ред. В. В. Петрусинского. М., 1994.
  54. Н.Д. Проблемы повышения эффективности нравственного воспитания студентов в современных условиях: Дис.канд.пед.наук: 13.00.01.-Тбилиси, 1992.- 141с.
  55. О.В. Профессиональный тренинг в системе повышения квалификации и переподготовки социальных педагогов: Дис.канд.пед.наук: 13.00.08. -М., 1999. -234с.
  56. A.A. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки // Педагогика. 1998. — № 2. — с. 17−22
  57. Н.Ю. Социально-педагогические условия профессионального становления социального работника: На опыте Заполярья: Автореф. дис.канд. педаг. наук: 13.00.08 / Центр социальной педагогики. М., 1997 -26с.
  58. Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988. 300с.
  59. H.H. Психологические условия применения активных методов обучения в процессе подготовки социальных педагогов: Автореф. дис.канд.псих.наук. Ставрополь, 1998. — 23с.
  60. H.A. Духовность в системе профессионального становления специалиста: Дис. д-ра псих. наук: 19.00.13. -М., 1997. 464с.
  61. М.А. Проблема гуманизации обучения в контексте подготовки социальных работников // Социальная работа 1992. — В.5. -с.81−88
  62. В.В. Психодрамма как фактор совершенствования профориентации молодежи на рабочие специальности: Дис.канд.псих.наук.: 19.00.07. Киев, 1988. — 153с.
  63. Комплексность и преемственность в формировании духовной культуры будущего учителя: Межвуз.сб.науч.тр. / Ред. кол. Рычков А. К. и др. -Вологда: ВГПИ, 1989. 131с.
  64. Концепция воспитания учащейся молодежи // Педагогика. 1992. — № 3−4
  65. В.Н. Формирование мотивационной готовности сельских школьников к фермерскому труду: Автореф. дис. канд.пед.наук: 13.00.01. Белгород, 2000. — 20с.
  66. Н.И. Учебно-производственная практика в системе подготовки социального работника в вузе технического профиля: Дис.канд.пед.наук: 13.00.08. -М., 1999. 188с.
  67. Л.И., Рябов Л. П. Гуманизм нравственная основа формирования личности студента — М.: НИИВО, 1993. — 28с.
  68. C.B., Мухаматулина Е. А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М.: Генезис, 1997. — 87с.
  69. Е. Пока не поздно.(О программе социологич. исслед., посвященного изучению нравствен, воспит. студенчества)// Высшее образование в России. 1996. — № 1. — с.101−105
  70. H.H. Нравственные потребности личности. М.: Знание, 1981 -64с.
  71. В.Н. Повышение психологической готовности кадров государственной службы к деятельности в стрессовых ситуациях: Автореф. дис. канд. псих, наук: 19.00.13 М., 1995. — 22с.• 143
  72. P.M. Социальная работа и подготовка социальныхработников в современной России: Учеб. пособие Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1997. — 289с.
  73. P.M. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр. М.- Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1998. -240с.
  74. Ю. А. Преемственность в работе средней и высшей школ.— В кн.: Вопросы обучения и воспитания студентов. Куйбышев, 1974, с. 25— 26.
  75. Г. М. О формировании личностных качеств будущегоспециалиста // Высшее образование в России. 199 — № - с. 103−105
  76. И. М. Личность и профессиональная деятельность социального работника (международный опыт) // Российский журнал социальной работы. 1996. — № 2.—с. 112
  77. К.Л. Формирование нравственных качеств личности будущего специалиста в системе отношений «преподаватель-студент»: Дис.канд.пед.наук.-Киев, 1986.
  78. K.M. Основы педагогической деонтологии: Учеб. пособие для высш.шк. М.: Наука, 1994. — 190с.
  79. Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964−344с.
  80. Н.Д. Вопросы психологии характера. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1956.-368с.
  81. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Политиздат, 1978. 248с.
  82. В.Т. Молодежь о времени и о себе: результаты социологического исследования // Педагогика. 1998. — № 4. — с.40−46
  83. О.П. Использование игры в подготовке социальных работников в профессиональной школе: Дис.канд.пед.наук: 13.00.01. — Казань, 1999.-225с.
  84. .Ф. Методологические и теоретические проблемы •"психологии. М., 1985.
  85. И.П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. — 127с.
  86. Д.В. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений будущего социального работника: Дис. .канд.пед.наук: 13.00.08.-Калуга, 1998.- 172с.
  87. А.И. Профессиональное становление социального работника: Автореф. дис. канд. псих, наук: (19.00.13): (Акмеологическое системное исследование) / Рос. академия управления М., 1993. — 25с.
  88. А.И. Профессиональное становление социального работника (опыт системного акмеологического исследования): Дис.канд.псих.наук: (9.00.13. -М., 1994. 144с.
  89. Л.Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность: Моногр., В 2 ч., Ч. 1- Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000. 243с.
  90. В.М., Ильина Л. О. Профессиональное самоопределение на социальную работу: пособие. С.-Пб.: Изд-во С.-Пб. ун-та эконом, и финансов, 1993. — 39с.
  91. Марищук В. В, Схема составления профессиограмМы // Материалы 1 Всесоюзного совещания по комплексной проблеме «Профориентация»: Стенографический отчет. Л., 1969. — с.83−90
  92. В.Л. Психологические основы формирования ПВК: Дис. д-ра псих. наук: 19.00.03. Л., 1982.-351с.
  93. Материалы конференции «Совершенствование и развитие системы практической подготовки будущих специалистов социальной сферы в вузе» / Отв. ред. Т. П. Дьячек. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. 159с.
  94. Г. П. Этика социальной работы: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб.заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 208с. (с.79−95)
  95. A.B. Формирование готовности студентов к профессиональной деятельности в туристических фирмах: Дис. .канд.пед.наук: 13.00.08. Сходня, 2000. — 119с.
  96. Методы формирования у студентов педвуза интереса к профессии: Межвуз.сб.науч.трудов. М.: МГОПИ, 1992. — 107с.
  97. Н.И. Приобщение студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим ценностям: (На материале преподавания предметов гуманитарного и психолого-педагогического цикла, 1960-е нач. 1990-х гг.): Дис.канд.пед.наук: 13.00.01. М., 1999.-203с.
  98. Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994. — 215 с.
  99. Г. И. Профессиографическое исследование деятельности учителя: Автореф.дисс.канд.пед.наук Л., 1976. — 16с.
  100. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 112с.
  101. В.А., Смульсон М. Л. Психологическая готовность к труду на современном производстве. Киев: Знание — УССР, 1985. — 14с.
  102. О.М. Формирование у студентов технического вуза *"готовности к профессиональйому общению: Автореф. дис. канд.пед.наук: 13.00.08. Волгоград, 1999. — 20с.
  103. В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи // Проблемы способностей, (материалы конференции, 22−24 июня 1960 г. Ленинград). Отв.ред.проф. В. Н. Мясищев. М., 1962. -308с.
  104. Л.И. Этика студента: Теорет.-прикл. исслед. Мн.: Изд-во Университетское, 1988. — 135с.
  105. В. Высшее профессиональное // Социальная защита. 1999. — № 3. — с.7−9
  106. С.А. Системный анализ профессиональной готовности будущего учителя к педагогической деятельности: Автореф. дис.канд. псих, наук: 19.00.07. Киев, 1985. — 23с.
  107. Обучение практике социальной работы / Под ред. М. Доэла и С. Шардлоу: пер. с англ., под ред. Ю. Б. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1997. -223с.
  108. Обучение социальной работе: Преемственность и инновации / Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри- Пер. с англ. под ред. Ю. Б. Шапиро М.: Аспект Пресс, 1996. — 157с.
  109. O.A. Социально-психологические аспекты профессионализма социального работника: Дис.канд.псих.наук: 19.00.05. -М, 1999. -152с.
  110. А.Д. Роль нравственного воспитания в формировании активной жизненной позиции студенческой молодежи: Дис. .канд.филос.наук: 09.00.02. -J1., 1979. 166с.
  111. A.M. Социальная работа как наука: обоснование и структура -Проблемы социальной работы в России (Материалы Первой Национальной конференции). М., 1995.
  112. E.H. Личностная подготовка женщины к трудностям профессии учителя: Автореф. дис.канд.пед.наук: 13.00.01, 19.00.07. -Майкоп, 1999.-23с.
  113. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-н/Д.: Изд-во Феникс, 1996. 512с.
  114. Л.С. Формирование профессиональной готовности социального педагога к взаимодействию с подростками: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1998. 16с.
  115. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медгиз, 1962. — 219с.
  116. К.К. Структура и развитие личности / Отв. ред. А.Д.Глаточкин- АН СССР, Ин-т психологии М.: Наука, 1986. — 254с.
  117. О.Ф. Методы диагностики социально-психологических установок // Методы психологической диагностики. Вып.1 / Под ред. В. Н. Дружилина, Т. В. Галкина. М., 1993 с. 79 — 86
  118. Практикум по социально-психологическому тренингу. Под ред. Б. Д. Парыгина. Спб: СКФ «Россия-Нева», 1994. — 176с.
  119. Прикладная социальная психология. / Под ред. А. Н. Сухова и А. А. Деркача. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. — 688с.
  120. Профессиональное мастерство работников социальных служб: Материалы Национальной конференции Ассоциации работников социальных служб / Сост. И отв. Ред. А. М. Панов, Л. В. Топчий, Э. А. Манукян. М.: Социальная работа, 1998. — 171с.
  121. Психологические и психофизиологические особенности студентов / ««
  122. Науч. ред. Н. М. Пейсахов. Казань: Изд-во Казан-го ун-та, 1977. 296с.
  123. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под. ред. А. Коссаковски и др.- Пер. с нем. М.: Педагогика, 1981.-224с.
  124. Психологические основы формирования духовных потребностей в студенческом коллективе / Сб.науч.тр. / Тамб.гос.пед.ин-т / ред. кол. В. Г. Евстратов, С. А. Соловьева. Тамбов, 1989. -92с.
  125. Психологический словарь / Под. ред В. В. Давыдова, A.B.Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983. — 448с.
  126. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494с.
  127. А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1969. 88с.
  128. Рамон LLL, Шанин Т. Милосердие и умение: социальный работник -новая профессия // Знание-сила. 1992. — № 10. — с.82−86
  129. В.Н. Социально-психологический тренинг в подготовкесоциальных работников // Вестник психосоциальной и коррекционнореабилитационной работы. 1995. — № 2. — с.3−9
  130. Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. 496с.
  131. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Йзд-во «Феникс». Ростов-н/Д., 1996. 512с.
  132. P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности / РАО Институт развития личности. М., 1996. -144с.
  133. Роль общественных наук в нравственном воспитании студентов / В. А. Василенко, А. В. Миронов, Н. В. Колеченков и др.- Под ред. В. А. Василенко. М.: Высшая школа, 1986. 207с.
  134. Е.С. Психология профессионального становления личности: Автореф. дис. д-ра псих, наук: (19.00.07, 19.00.01) Моск. пед. госуд. ун-т им. В. И. Ленина М., 1992. — 31с.
  135. Т. Этика в социальной работе // Работник социальной службы. № 2. — 1997. — с. 102−107
  136. C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. / АПН СССР. -М.: Педагогика. Т.1., 1989. 485с.
  137. H.A. Проблемы формирования будущего специалиста // Педагогика. 1997. — № 1. — с.58−61
  138. P.M. Духовное развитие студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки: Дис.канд.пед.наук: 13.00.01. Уфа, 2000. -175с.
  139. Самостоятельная работа студентов: организация и контроль / Е. Андросюк, С. Леденев, А. Логинова // Высшее образование в России.-1995.- № 4.-с.59−63
  140. В.Н. Формирование готовности студентов к развитию познавательных интересов у учащихся (общепедагогический аспект): Дис.канд.пед.наук / СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, 1996. — 194с.
  141. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб.пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256с.
  142. С.И. Формирование профессиональной готовности студентов к работе с агрессивными детьми: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1999.- 16с.
  143. .Ф. Проблемы нравственно-эстетического воспитания молодежи: Учеб.пособ. к спецк. Курск: КГПИ, 1982. 89с.
  144. JT.E. Психологическая готовность социального работника к • %реабилитации подростков группы риска: Автореф. дис. канд. псих, наук: 19.00.11, 13.00.01.- М., 1997.-28с.
  145. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / ред. В. К. Григорьев. М.: Просвещение, 1976. — 160с.
  146. В.А. Психолого-педагогическая подготовка учителя в структуре многоуровнего педагогического образования / Научные труды Mill У им. В. И. Ленина. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1994. 261с с.3−13
  147. В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, финансирование. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. с.19−28
  148. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой М.: Юристъ, 1997. — 424с.
  149. A.A. О психологической готовности к туду // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — с. 107−114
  150. Е.А. Формирование у будущех учителей способности к нравственно-волевой саморегуляции поведения в воспитательнойдеятельности: Дис.канд.пед.наук: 13.00.08.-Ростов-н/Д., 1993.- 189с.
  151. Г. В. Мотивационный компонент психологической готовности к выбору профессии в раннем юношеском возрасте: (На примере профессии учителя иностранного языка): Автореф. дис. канд. псих, наук: 19.00.07. М. 1990. — 23с.
  152. Социальная работа / Под общ. ред. В. И. Курбатова. Ростов-н/Д.: «Феникс», 1999. 576с.
  153. Л.Ф. и др. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач. Учеб.пособ. Под ред В. А. Сластенина. Ярославль, 1974.- 130с.
  154. Справочное пособие по социальной работе / Л. С. Алексеева, П. В. Бобкова, Г. Ю. Бурлака и др.- Под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой. -М.: Юрист, 1997 196с.
  155. М.И. Формирование системы отношений в процессе профессиональной подготовки учителя. Тамбов, 1996. — 204с.
  156. A.M. Юридическая педагогика. Курс лекций. М.: «Тандем». Изд-во «ЭКМОС», 2000. — 496с.
  157. Л.Д. Основы психологии. Ростов-н/Д.- «Феникс», 1997. -512с.
  158. Г. А. Содержание и методика формирования профессионально-педагогической направленности у студентов университета. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1978. 128с.
  159. Л.В. Проблемы подготовки кадров в Российской Федерации // Социальная работа. 1992. — В.2 — с.26−44
  160. Л.В. Проблема формирования профессионального мастерства специалистов по социальной работе // Работник социальной службы. 1997. — № 1. — с.31−43
  161. В.М., Овсянников В. И. Ценностные ориентации студентов педагогического вуза // Педагогика. 1998. — № 5. — с.70−72
  162. Учитель социальный педагог — социальный работник и их практическая деятельность: Сб.науч. статей / Тамб.гос.ун-т ' им. Г.Р.Державина- / ред. Т. П. Дьячек. — Тамбов, 1997. — 113с.
  163. Г. П. Совершенствование профессионализма социальных * *работников с учетом их личностных особенностей: Дис.канд.псих.наук: 19.00.13.-М., 1998.-223с.
  164. Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования: Сборник научных трудов / Моск.гос.пед.ин-т им. В.И.Ленина- Под ред. В. А. Сластенина. М.: МГПИ, 1979. 145с.
  165. Формирование профессиональной направленности студентов педагогических институтов. (Пед. этика: проблемы и опыт). Владимир, 1975.-240с.
  166. Формирование психологической готовности будущих учителей к воспитательной работе в школе: Методич. рекомендации / Сост. Л. Г. Подоляк Киев РУМК Минироса УССР, 1988. — 16с.
  167. Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М.: Союз, 1993. — 35с.
  168. Е.И. Некоторые проблемы подготовки кадров социальных работников. В сб.: Территориальные социальные службы- Теория и тактика функционирования. — М., 1995. — с. 98−103
  169. П.Р. Психологическая готовность детей к труду и основные пути ее формирования // Советская педагогика. 1960. — № 4. — с.23−31
  170. И.А. Формирование готовности будущего педагога к профессиональному самосовершенствованию: Дис'. канд. пед. наук: 13.00.01. Чебоксары, 1999. — 192с.
  171. А.Ю. Профессиональная подготовка социальных работников к консультированию: Дис.канд.пед.наук: 13.00.08. Волгоград, 1997. -179с.
  172. В.Э. Нравственная устойчивость личности: Псих. исследование, М.: Педагогика. 1981. — 208с.
  173. В.Д. Деятельность и способности. М. Изд. корпорация «Логос», 1994. — 320с.
  174. Р.Г. Структура и уровни психологической готовности учителя к профессионально-педагогической деятельности: Дис.канд.псих.наук: 19.00.07. Б.м., Б.г. — 196с.
  175. И.В. Формирование профессионально-этической культуры социального педагога: Автореф. дис.канд.пед.наук: 13.00.01. М., 1998. -16с.
  176. Н. К. Формирование временного состояния готовности к труду у учащихся профтехучилища.—В кн.: Вопросы педагогической психологии: Сб. трудов. Свердловск, 1972. — с. 25—31
  177. О.Б. Психологическая готовность студентов педвуза к профессиональной деятельности // Научно-педагогиечский журнал БГПУ: Инновации в системе педагогиеского образвоания (18−19-ноября 1999 г.) -Барнаул, 1999.
  178. Н.Б. Профессионально-личностное развитие социального работника: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.08. Ульяновск, 1997. — 289с.
  179. Н.Б. Профессионально-личностное развитие специалиста социальной работы (МПГУ, УлГУ), Ульяновск: Изд-во СВНЦ, 1997. 240с.
  180. Этические принципы и стандарты социальной работы // Социальная работа М., 1997 — № 1/9 — с. 49.
  181. Ярская Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М.: ЬСлюч-С, 1998.
  182. .А. Формирование личностной готовности к профессиональной деятельности в условиях многоуровнего образовательного пространства: Дис.канд.псих.наук: 19.00.07. -Краснодар, 1998.- 193с.
  183. Leitschrift fur Padagogik, 1980. Nr.4. s.535−537
  184. Lewin K. Field Theory in social science. -N.Y.: Harper, 1964. 212».* Roe A., The psychology of occupations, w.j. Wiley and Sons, 1956.
Заполнить форму текущей работой