Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методические аспекты подготовки магистров физико-математического образования к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования осуществлялась путем обсуждения на заседаниях и семинарах кафедры информатики и дискретной математики Московского педагогического государственного университета (1992 г, !994−2002 г. г.), основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей и студентов по итогам… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Пути и средства повышения эффективности подготовки магистров физико-математического образования к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности
    • 1. 1. Анализ влияния информатизации образования на подготовку магистров физико-математического образования к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности
    • 1. 2. Основные пути и средства повышения эффективности подготовки магистров физико-математического образования к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности

    1.3. Раздел «Анализ данных на основе использования табличного процессора «курса «Компьютерные технологи в науке и образовании», его структура, содержание и место в подготовке магистров физико-математического образования к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности.

    Выводы к главе 1.

    Глава 2. Методика подготовки магистров физико-математического образования по разделу «Анализ данных на основе использования табличного процессора «курса «Компьютерные технологи в науке и образовании».

    2.1. Формирование основных знаний, умений и навыков по анализу данных с использованием табличного процессора.68.

    2.2. Моделирование учебных ситуаций группового общения в процессе решения профессионально-предметных задач.

    2.3. Методическое обеспечение лабораторного практикума по разделу: «Анализ данных на основе использования табличного процессора» курса «Компьютерные технологии в науке и образовании».

    2.4. Педагогический эксперимент.

    Выводы к главе 2.

Методические аспекты подготовки магистров физико-математического образования к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный период развития общества характеризуется процессом информатизации — использованием информации в качестве общественного продукта, обеспечивающего интенсификацию всех сфер экономики, ускорение научно-технического прогресса, интеллектуализацию основных видов человеческой деятельности и демократизацию общества.

Одним из приоритетных направлений информатизации общества становится процесс информатизации образования, предполагающий использование возможностей новых информационных технологий, методов и средств информатики для реализации идей развивающего обучения, интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества.

У истоков внедрения информатики в общеобразовательную школу стоят И. Н. Антипов, Я. А. Ваграменко, А. П. Ершов, А. А. Кузнецов, Э. И. Кузнецов, М. И. Лапчик, B.JI. Матросов, В. М. Монахов, И. А. Румянцев и др. Теоретические вопросы использования информационных технологий в обучении разработаны в трудах А. И. Берга, В. М. Глушкова, Ю. К. Бабанского, Е. П. Велихова, В. Г. Разумовского, В. П. Беспалько, Н. Ф. Талызиной, Е. И. Машбица, А. Ю. Уварова, И. В. Роберт и др.

Дидактическому и методическому обеспечению курса информатики школы и педвуза посвящены работы С. А. Бешенкова, С. А. Жданова, А. С. Лесневского, В. И. Пугача, Н. В. Софроновой, и др.

Информатизация образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, развивающейся на основе реализации возможностей средств новых информационных технологий, поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения ." [119].

Информатизация образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки педагогов.

К настоящему времени выполнен ряд научных исследований, связанных с подготовкой учителя в условиях информатизации образования.

Исследование системы подготовки учителя к использованию информационных технологий в учебном процессе содержит докторская диссертация М. И. Жалдака, в которой наиболее глубоко разработаны компоненты профессиональной подготовки учителя с квалификацией «математика и информатика» (1989г.). Теория и практика интенсификации подготовки учителей физико-математических дисциплин на основе использования компьютерных средств в учебно-воспитательном процессе нашла отражение в докторской диссертации А. А. Абдукадырова (1990г.). Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте исследованы в докторской диссертации Э. И. Кузнецова (1990г.). Теория и методика профессиональной подготовки студентов (преимущественно на материале подготовки специалистов учетно-экономического профиля) на основе информационных технологий рассмотрена в докторской диссертации A.JI. Денисовой (1994г.). Докторская диссертация Ю. С. Брановского посвящена изучению методической системы обучения предметам в области информатики студентов нефизико-математических специальностей. В докторская диссертация М. В. Шведского (1995г.) рассматриваются вопросы подготовки учителей информатики в системе многоуровневого высшего педагогического образования. Вопросам содержания подготовки студентов педвуза к применению современных информационных технологий в будущей профессиональной деятельности уделено внимание в диссертационном исследовании Т. А. Лавиной (1996г.). Т. В. Добудько в докторской диссертации (1999г.) рассматривает вопросы формирования профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования. П. Ф. Кондратова исследовала методические аспекты преподавания курса информатики на гуманитарных факультетах педагогических вузов (2000г.). Методические основы курса «Компьютерные технологии в науке и образовании» для подготовки учителей специальностей, связанных с естествознанием рассмотрены в диссертации Д. Е. Прокудина (2000г.).

Практика показывает, что повышение уровня информационной культуры учащихся не возможно только на базе одного предмета информатики. Для этого необходимо постепенное внедрение компьютеров в обучение по всем школьным предметам при условии соответствующей подготовки учителей всех специальностей в области компьютерных технологий .

В квалификационной характеристике магистра по направлению 540 200 физико-математическое образование отмечается, что магистр физико-математического образования, должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на научно-исследовательскую работу в предметной области знаний и образованияконструировать, реализовывать и анализировать результаты процесса обучения в соответствующей предметной области, использовать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных [27].

Таким образом, при подготовке в области компьютерных технологий на этапе обучения в магистратуре становятся актуальными задачи совершенствования подготовки в области компьютерных технологий, полученной при обучении в бакалавриате, как комплексной подготовки в общеобразовательном, методическом, научно-исследовательском направлениях использования компьютерных технологий.

Выделим наиболее существенные, на наш взгляд, противоречия, которые присущи процессу подготовки будущих магистров к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности:

— между необходимостью подготовки магистра, обладающего достаточным уровнем знаний, умений и навыков в области компьютерных технологий для использования их с целью повышения эффективности процесса обучения, анализа его результатов, научно-исследовательской работы и традиционно сложившейся системой его подготовки в педвузе, в которой этим аспектам использования компьютерных технологий уделяется пока недостаточно внимания.

— между быстро меняющимся набором обязательных знаний педагога, что прежде всего определяется интенсивностью и бурностью развития самой информатики, и методами, обеспечивающими единство процесса обучения на всех этапах обучения в высшем педагогическом заведении.

J Актуальность проблемы исследования вытекает из:

— необходимости преодоления указанных противоречий путем разработки дидактической модели подготовки будущего магистра в области компьютерных технологий адекватной задачам информатизации образования, научно обоснованных методик подготовки по отдельным разделам курса «Компьютерные технологии в науке и образовании», содержания обучения будущих магистров в области компьютерных технологий.

— важности проработки вопроса о конкретных способах привития будущим магистрам навыков и умений использования компьютерных технологий как органичного средства преподавательской, научно-исследовательской деятельности.

Проблема исследования определяется противоречием между требованиями к уровню подготовки магистров физико-математического образования в области компьютерных технологий и отсутствием научнометодического обеспечения по отдельным разделам курса «Компьютерные технологии в науке и образовании», позволяющим формировать навыки и умения применения компьютерных технологий с целью повышения эффективности процесса обучения, анализа его результатов, научно-исследовательской работы.

Цель исследования состоит в разработке методических основ подготовки магистра физико-математического образования по разделу «Анализ данных на основе использования табличного процессора» курса «Компьютерные технологи в науке и образовании» .

Под разработкой и сутью методических основ будем понимать следующее:

1) Разработку дидактической модели подготовки будущего магистра в области компьютерных технологий, определяющей стратегию подготовки на этапе обучения в магистратуре по данному аспекту.

2) Разработку методики подготовки по разделу «Анализ данных на основе использования табличного процессора «курса «Компьютерные технологи в науке и образовании» .

Объектом исследования является процесс подготовки магистра физико-математического образования к применению компьютерных технологий в профессиональной деятельности.

Предметом исследования стали содержание, методы обучения разделу «Анализ данных с использованием табличного процессора» курса «Компьютерные технологии в науке и образовании», индивидуальные и групповые формы учебной деятельности, дидактические условия их организации и профессионально-педагогической ориентации в процессе подготовки магистра физико-математического образования к применению компьютерных технологий в профессиональной деятельности.

В основу исследования положена гипотеза, которая заключается в том, что можно повысить эффективность подготовки магистров к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности, если:

— подходить к подготовке в области компьютерных технологий как комплексной в общеобразовательном, методическом, научно-исследовательском направлениях использования компьютерных технологий;

— выделять этапы (диагностический, практический, корректировочный) в подготовке по каждому направлению с учётом целей, которые определяются в зависимости от функционального вида педагогической деятельности, осуществляемой на каждом этапе;

— содержание любых разделов дисциплин связанных с изучением компьютерных технологий будет отобрано с учетом принципов концепции профессионально-педагогической направленности обучения,.

— будут обеспечены условия для систематической, целенаправленной ° организации, динамического сочетания групповых и индивидуальных форм учебной деятельности студентов и использования профессионально-предметных задач, способствующие формированию знаний умений и навыков в области компьютерных технологий и подготовке к педагогической деятельности.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:

— исследовать влияния процесса информатизации на информационную составляющую подготовки будущего магистра физико-математического образованияна основе функционально-комплексного подхода разработать дидактическую модель подготовки будущего магистра в области компьютерных технологий, определяющую стратегию подготовки на этапе обучения в магистратуре по данному аспекту;

-.определить дидактические условия организации и профессионально-педагогической ориентации индивидуальной и групповой форм учебной деятельности на этапе обучения в магистратуре;

— разработать методику изучения раздела «Анализ данных с использованием табличного процессора» курса «Компьютерные технологии в науке и образовании» на основе предложенной дидактической модели подготовки;

— разработать методические и дидактические материалы обеспечения учебного процесса при изучении раздела «Анализ данных с использованием табличного процессора» .

Методологической основой исследования являются:

1) работы советских и российских учёных по общим проблемам педагогики и психологии (С.И. Архангельского [4], Ю. К. Бабанского [5,6], В. В. Давыдова [39, 40], И .Я. Лернера [88−90], М. Н. Скаткина [89], В. А. Сластёнина [125], Н. Ф. Талызиной [131], Д. Б. Эльконина [144] и др.);

2) работы в области методологии и методики обучения информатике (И.Б. Готской [28−32], Т. В. Добудько [42], М. И. Жалдака [49], А. А. Кузнецова [70−72], Э. И. Кузнецова [74−78]., М. П. Лапчика [86−87], В. Н. Пугача [116], И. В. Роберт [118, 119], Румянцева [120−123], .М. В. Швецкого [142]и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1) изучение и анализ методической, дидактической, психологической и специальной литературы по проблеме исследования;

2) анализ учебной программной документации для вузов и средних школ;

3) анализ опыта преподавания дисциплин профиля информатика в вузах;

4) анкетирование студентов и преподавателей педвузов;

5) проведение педагогического эксперимента.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

1. Предложена дидактическая модель подготовки магистра к использованию компьютерных технологий адекватная задачам информатизации образования.

2. Определены дидактические условия организации и профессионально-педагогической ориентации индивидуальной и групповой форм учебной деятельности на этапе обучения в магистратуре при подготовке в области компьютерных технологий.

3.Определены место и содержание раздела «Анализ данных на основе использованием табличного процессора» курса «Компьютерные технологии в науке и образовании» в подготовке магистров физико-математического образования к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности.

3. Разработана методика изучения в высшем педагогическом заведении раздела «Анализ данных на основе использованием табличного процессора» курса «Компьютерные технологии в науке и образовании» на основе предложенной дидактической модели подготовки магистра в области компьютерных технологий.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе полученных результатов исследования могут быть разработаны методики подготовки магистров разных направлений в области компьютерных технологий, позволяющие повысить эффективность процесса подготовки их к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности.

Разработанная методика подготовки по разделу «Анализ данных на основе использованием табличного процессора» курса «Компьютерные технологии в науке и образовании» и дидактические материалы могут быть использованы для проведения занятий в системе высшего педагогического образования по вопросам использования компьютерных технологий в науке и образовании, для занятий со студентами с дополнительной специальностью «Информатика», при изучении курсов педагогики и психологии, а также в системе повышения квалификации.

Обоснованность и достоверность проведённого исследования, его результатов и выводов обусловлены методологической и теоретической обоснованностью исходных данных, опорой на теоретические разработки в области педагогики и психологии, методики преподавания информатики, использованием совокупности разнообразных методов исследования, адекватных сути поставленной проблемы исследования, положительной оценкой педагогами и методистами высшей школы разработанных учебных материалов, итогами педагогического эксперимента.

На защиту выносятся:

1. Дидактическая модель подготовки магистров физико-математического о образования к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности.

2. Дидактические условия организации и профессионально-педагогической ориентации индивидуальных и групповых форм учебной деятельности на этапе обучения в магистратуре при подготовке в области компьютерных технологий.

3. Методика подготовки магистров физико-математического образования по разделу «Анализ данных с использованием табличного процессора» курса «Компьютерные технологии в науке и образовании» .

Апробация результатов исследования осуществлялась путем обсуждения на заседаниях и семинарах кафедры информатики и дискретной математики Московского педагогического государственного университета (1992 г, !994−2002 г. г.), основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей и студентов по итогам научно-исследовательской работы (Астрахань 1998 г., Астрахань 1999 г., Астрахань 2001 г., Астрахань 2002 г.).

Внедрение. С 1995 по 2002 годы методика обучения использованию табличного процессора для анализа данных внедрялась в учебный процесс математического факультета МПГУ и физико-математического факультета АГПУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Основные результаты исследования опубликованы в следующих работах:

1. Общий подход к подготовке учителя к педагогическому и организационному применению новых информационных технологий //Тезисы докладов Всесоюзной научно-методической конференции «Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы». Москва: Изд-во МПГУ, 1991, с. 133,-0,06 пл.

2.0сновные пути и средства повышения эффективности подготовки будущего учителя-предметника в области новых информационных технологий //Тезисы докладов научно-практической конференции. Астрахань: Изд-во АГПУ, 1998, с. 64, -0,06 пл.

3. Информационные технологии в структуре подготовки специалистов Технологии подготовки специалистов в педагогическом университете: Монография/Под ред. проф. В. А. Пятина. Астрахань: Изд-во АГПУ, 1999, с. 126 — 135, -0,6 пл.

4 Формирование основных знаний, умений и навыков по анализу данных с использованием табличного процессора //Тезисы докладов научной конференции. Астрахань: Изд-во АГПУ, 2001, с. 67, -0,06 пл.

5 Методика изучения раздела «Анализ данных с использованием табличного процессора» в курсе «Новые информационные технологии в образовании» для магистров физико-математического образования //Тезисы докладов научной конференции. Астрахань: Изд-во АГПУ, 2002, с. 59, -0,06 пл.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И., Фёдоров А. Ф. Самоучитель Visual Basic 6,0. — СПб.: BHV-Петербург, 2001. — 624 с.
  2. И.Н., Заварыкин В. И., Кузнецов Э. И. Подготовка кадров в условиях компьютеризации // Советская педагогика. — 1986. № 12.
  3. Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. -М.: ИОШРАО, 1994. 228 с.
  4. С.Н. Лекции по теории обучения в высшей школе.-М.: Высшая школа, 1974. -374 с.
  5. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М., 1981.
  6. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1985.
  7. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977. 298 с.
  8. В.П., Татур Ю. Г. Системно методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособие. -М.: Высш. шк., 1989. -144 с.
  9. С.А. Дидактические основы дифференцированного обучения информатике. -М: НИИ ОСО АПН СССР, 1991.-31с.
  10. С.А. Проблемы профильного обучения информатике. — М.: ИОШ РАО, 1993. 90 с.
  11. Ю.С., Шаповалов В. А. Информационные технологии в обучении студентов гуманитарных факультетов // Педагогическая информатика, 1993, N1. С. 49−53.
  12. Ю.С. Информатика и информационные технологии обучения в учебном плане факультета педагогики и психологии педагогических вузов: Методические рекомендации. Ставрополь, 1993. -13 с.
  13. Ю.С. Введение в педагогическую информатику: Учебное пособие для студентов нефизико-математических факультетов педагогических вузов. Ставрополь: СГПУ, 1995. -206 с.
  14. Ю.С. Информатика и информационные технологии обучения 5 учебном плане факультета педагогики и психологии педагогических вузов: Методические рекомендации. Ставрополь, 1993. -13 с.
  15. Ю.С. Информатика и информационные технологии обучения в системе подготовки учителя в педагогическом вузе // В сборнике «Непрерывное педагогическое образование». Вып. VI. Р 24 РГПУ, УМО ОППО- СГПУ. Ставрополь: СГПУ, 1994. С. 49−60.
  16. Ю.С., Шаповалов В. А. Информационные технологии в обучении студентов гуманитарных факультетов // Педагогическая информатика, 1993, HI. С. 49−53.
  17. B.C., Аникеев А. А., Аникеев И. А. Информационные технологии при изучении истории в педагогическом вузе // Тезисы докладов научно-практической конференции «Информатизация образования 95». -Ставрополь: СГПУ, 1995. С. 42−44.
  18. Н. Подготовка учителя решение проблемы информатизации // Информатика и образование, 1991, М, с. 93−95,
  19. Я., Сарьян В., Прокофьев Ю., Колыханов П., Бумагин .В., Боловинцев Ю. ТВ ИНФОРМ — ОБРАЗОВАНИЕ. //Информатика и образование. — 1992. — № 5−6 с.
  20. Т.В. Сочетание групповой и индивидуальной форм организации учебной деятельности студентов как средство повышения эфективности обучения и профессионально-педагогической подготовки будущих учителей. Дисс.канд. пед. наук. Киев: 1985.
  21. А.А. Знаково-контекстное обучение. // Вопросы психологии. 1987. — № 1. — С. 64.
  22. А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М.: Высш. школа, 1991'.
  23. Гарнаев А.Ю. Excel, VBA, Internet в экономике и финансах. -СПб.: BHV-Петербург, 2001. 816 с.
  24. П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий / Доклады на совещании по вопросам психологии. -М., 1954, С.3−14.
  25. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. -495 с.
  26. В.М. Основы безбумажной информатики. -М.: Наука, 1982. -552 с
  27. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 540 200 физико-математическое образование. Степень (квалификация) — магистр физико-математического образования. М., 2000.
  28. И.Б. Возможности ЭВТ в реализации индивидуального подхода в обучении // Дидактические основы компьютерного обучения: Межвузовский сборник научных трудов. -Ленинград: ЛГПИ им. А. И. Герцена,-1989. -С. 140−147.
  29. И. Б. К вопросу об информационном моделировании системы непрерывного профессионального образования // Материалы Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования», СПб: Образование, 1994. С. 71−72.
  30. И. Б., Е.И. Заир-Бек, Е.И.Казакова. Педагогические ориентиры успеха (актуальные проблемы развития образовательного процесса)// Методические материалы к обучающим семинарам. СПб: Петроградский и К. -1995. 64 с.
  31. И.Б. Структура курса «Информационные технологии» для студентов юридических специальностей педагогических вузов //
  32. Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения: Материалы Международной научно-методической конференции, Санкт-Петербург. 26−29 июня 1995 г. Часть 2. -Санкт-Петербург, 1995. -212 с.
  33. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1997, 136 с.
  34. Г. Р. Очерки информационной технологии. М.: Инфо-Арт, 1993.-336 с.
  35. В.В., Иванов J1.H. Технические средства и системы информатики: Учебник для вузов. М.: изд-во ВЗПИ, 1989.
  36. В. В. Системные основания образовательной технологии. -М.: Знание, 1995.-135 с.
  37. В.В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогика, 1972.-423 с.
  38. В.В., Рубцов В. В. Тенденции информатизации советского образования // Советская педагогика, 1990. № 5. С.50−55.
  39. A.JI. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий.. Дисс. д-ра пед. наук. — М.: 1994.
  40. Т.В. Формирование профессиональной компетенции учителя информатики в условиях информатизации образования. Автореф.дисс. д-ра пед. наук. — М.: 1999.
  41. Л.И. Принципы построения методической системы подготовки студентов педвузов к использованию информационных технологий в школе. Информатизация образования'95: Тезисы докладов научно-практической конференции, г. Ставрополь, 15−18 мая 1990 г.
  42. А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре//ИНФО, 1987. N6, с. 3−11.
  43. А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист. 1988, № 2. С.82−93.
  44. А.П. Программирование вторая грамотность// ЭКО. 1982.2.
  45. А. П. Человек и машина. Математика и кибернетика // Знание. 1985. № 4.
  46. А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре // ИНФО, 1987. № 6. С.3−11.
  47. М.И. Система подготовки учителя к использованию ИТ в учебном процессе. Автореф.дис. докт. пед. наук М., 1989. С. 48.
  48. С.А. Применение информационных технологий в учебном процессе педагогического института и педагогических исследованиях //
  49. Автореферат дис. на соиск. учён, степен. канд. пед. Наук. -М.: 1991, 16 с.
  50. В.М., Антипов И. Н., Кузнецов Э. И. Подготовка кадров в условиях компьютеризации // Советская педагогика, 1986, № 12, с. 79−82.
  51. В.И., Гриценко Л. И. Основы дидактики высшей школы. Тюмень: ТГУ, 1978. — 91 с.
  52. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования/ Учебное пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков. СПб: Просвещение, 1995. 236 с.
  53. В.А. Инфоноосферная эдукология: Новые информационные технологии обучения. Санкт-Петербург: РГПУ им А. И. Герцена, 1991.- 120 с.
  54. В.П. Вычислительная информатика: открытие науки. -Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1 991 198с. 1
  55. Ильина Т. А/ Педагогика. -М.: Просвещение, 1987.
  56. И.И., Галатенко Н. А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей. М.: Изд. корпорации «Логос», 1994. -208 с.
  57. И.И. Структура процесса обучения. М.: МГУ, 1986.
  58. Информатика / Под ред. Н. В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 2002. 765 с.
  59. Э.Р. Информатика и НИТО в подготовке специалистов педагогического вуза. Новые информационные технологии в педагогическом образовании: Тезисы докладов XII Республиканской научно-практическойконференции, 24−26 апреля 1995 г., г. Магнитогорск.
  60. .Г., Леонова Н. М. Организация использования ЭВМ в ходе компьютерного урока. М., МИФИ, 1987.
  61. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Педагогика, 1989.
  62. Концепция информатизации образования // Информатика и образование, 1988. № 2. С.3−29.
  63. Коттинхэм М. Excel 2000: Руководство разработчика. К.: «Ирина», BVH. 2000.
  64. Г. А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения (теоретические основы, экспериментальные исследования). М.: Прометей, 1996. -176 с.
  65. Г. А. Дидактические основы формирования готовности будущего учителя к использованию новых информационных технологий. Дисс. д-рапед. наук.-М.: 1996.
  66. А.А., Нурмухамедов Г. Н. Компьютер на школьной парте // Физика в школе. 1985. № 4 С. 49−54.
  67. А.А. О разработке стандарта школьного образования по информатике. // Информатика и образование, 1994, № 1. — С. 5−12.
  68. А.А. и др. Системообразующая роль информатики в содержании школьного образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2000,-№ 1.-С. 43−47.
  69. А.А. О концепции содержания образовательной области «Информатика» в 12-летней школе. // ИНФО, 2000, № 7. — С. 2−7.
  70. Э.И. Нужен специалист нового типа // Советская педагогика, 1989, № 6.
  71. Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте // Дисс. д-ра пед. наук. М.: 1990.
  72. Э.И. Новые информационные технологии в обучении математике // Математика в школе, 1990. № 5. С.5−8.
  73. Э.И., Матросов B.JT. О концепции подготовки учителя математики и информатики // НИТ теория и приложения: тезисы межвузовской конференции. — Орехово-Зуево: ОЗПИ, 1992. С. 13.
  74. Э.И., Жданов С. А. Программа профильной подготовки по информатике студентов математического факультета МГТГУ / Информатика и информационные технологии в учебных программах для педвузов. — Омск: РЦ НИТО, 1992.-С. 14−16.
  75. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: 1990.
  76. Н.В., Реан A.JL Профессионализм педагогической деятельности. СПб.: 1993.
  77. М. «Информатика и технология». Компоненты педагогики образования //ИНФО. 1992. № 1.С.З.
  78. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллинн: «Валгус», 1980. 336 с.
  79. Т.А. Содержание подготовки студентов педвузов к применению современных информационных технологий в будущей профессиональной деятельности. Дисс.канд. пед. наук. М.: 1996.
  80. Лавренёв С.М. Excel: Сборник примеров и задач. М.: Финансы и статистика, 2000. -235 с.
  81. М.П. Готовность учителя нового типа // Информатика и образование, 1987, № 2.С. 83−87.
  82. М.П. Информатика и технология: компоненты педагогического образования // Информатика и образование, 1991. № 6. С.З.
  83. И.Я. Дидактические основы процесса обучения. М.: Педагогика, 1981.
  84. И .Я., Скаткин М. Н. О методах обучения. -Сов. педагогика, 1965, N3.
  85. И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М.: Педагогика, 1988.
  86. П. Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974.-550 с.
  87. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1985. 158 с.
  88. Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М., Знание, 1986.-79 с.
  89. Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев. Вища школа, 1987. -224 с. о
  90. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. С. 11−15.
  91. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 172 с.
  92. В.М. Психолого-педагогические проблемы обеспечения компьютерной грамотности //Вопросы психологии. 1985. № 3. С.14−23.
  93. В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения // Советская педагогика. 1990. № 7. С. 17−23
  94. В.М. Что такое информационная технология? // Математика в школе, 1990. № 2. С.47−52.
  95. А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте. Автореф.дисс. д-ра пед. наук. М., 1986.
  96. Новые информационные технологии в школе и педагогическом # институте: из опыта работы / М. М. Буняев, Э. И. Кузнецов, В. Л. Матросов, В.П.
  97. Шари- Под общ. ред. В. Л. Матросова. -М.: Прометей, 1989.
  98. Д. Что могут дать компьютеры педагогике: взгляд из американской школы // Информатика и образование, 1990. № 1. С. 107−112.
  99. Образование и цивилизация. Кинелев В. Г. / Доклад на пленарном заседании II Международного конгресса ЮНЕСКО Образование иинформатика, 1 июля 1996 года, Москва.
  100. Основы педагогики и психологии высшей школы. М.: МГУ, 1986.-304 с.
  101. Отчет о научно-исследовательской работе института информатизации образования в 1993 году. М.: ИНИНФО, 1993. — 115с.
  102. Е.А. Уникальный фонд информации для образования. //Педагогическая информатика. 1993. — N2. с. 68−72.
  103. Педагогика высшей школы. Л.: ЛГПИ, 1974. — 116 с.
  104. Педагогика: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов / Под. ред. Ю. К. Бабанского. -М.: Просвещение, 1983. -608 с.
  105. Е.С., Литвинова А. Н. Информационные технологии в зарубежной школе. //Информатика и образование. 1991. — N3. с. 55−57.
  106. Е.С. Новейшие средства информационной технологии в системе образования ведущих капиталистических стран. Проблемы использования современных технических средств обучения в школьном образовании в СССР и за рубежом. М.: 1990. — 36 с.
  107. Е.С., Литвинова А. Н. Средства информационной технологии в зарубежной школе. М.: НИИОП АПН СССР, 1988.
  108. Политика в области образования и новые информационные технологии: национальный доклад Российской Федерации / II Международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика», Москва, 1−5 июля 1996.
  109. Программа информатизации образования Российской Федерации на 1994 1995 год. Министерство образования Российской Федерации. Решение коллегии N 20/1.
  110. Прокудин Д-М. Методические основы курса «Новые информационные технологии в образовании» для педагогических вузов (направление «естествознание») Дисс.канд. пед. наук. СПб.: 2000.
  111. В.И. Технологии обучения будущих учителей информатики впедагогических вузах. / Самарский гос. Пед. ин-т, 1994. 160 с.
  112. A.M. Методическая система обучения геометрии в начальной школе. Автореф. д-ра пед. наук (13.00.02).- М.: 1975, 60 с.
  113. И.В. Средства новых информационных технологий в образовании// Инф-ка и образование, № 4. 1992.
  114. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы: перспективы использования. М.:л «Школа-Пресс», 1994. -205 с.
  115. И.А., Ашероз А. Т. Математические основы компьютерной дидактики: Проблемы образования в области информатики, вычислительной техники и автоматизации // Тезисы докладов 4 Ленинградской5 научно-методической конференции. -Л.: 1990. 120 с.
  116. И.А., Соломин В.П. Компьютерная грамотность
  117. Ф учителя. Профессиональная культура учителя: Методич. материалы.
  118. Даугавпилский пединститут, 1998, вып. 8.
  119. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2001.
  120. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976. -160 .
  121. Советский энциклопедический словарь. Изд-во: Сов. Энциклопедия. -М.: 1980. -с. 1600.
  122. Н.В. Изменение роли учителя в процессе совершенствованияпедагогических технологий // Народная школа. 1996. — № 5. -С. 50−55.
  123. Н.В. Проблемы информатизации образования // Народная школа. 1995. — № 1. — С. 50−53.
  124. Н.В. Формирование информационной культуры студентов-математиков педагогических вузов // Материалы V Международной конференции женщин-математиков «Математика. Экономика». 26 мая — 1 июня 1997 г.-Ростов-на-Дону, 1997.-С. 175−176.
  125. А.П. Информация и прогресс.-Новосибирск: Наука, 1988.
  126. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: 1975.
  127. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 208 с.
  128. А. Компьютерные коммуникации. //Информатика и образование. 1991. — N1. — с. 11−21.
  129. Философско-психологические проблемы развития образования / Под.ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981
  130. Фридман J1.M., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. М., 1985.
  131. . Мои ученики работают на компьютерах: Книга для учителя: Пер. с англ.- М.: Просвещение, 1989. -224 с.
  132. И.М. Система форм организации обучения в современной общеобразовательтной школе. М., Просвещение. 1987. С.74−76.
  133. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1989.
  134. А.Г., Комраков Е. С., Сергеева Т. А., Сиденко А. С. Компьютерные технологии в педагогике сотрудничества // Психолого-педагогические вопросы использования компьютеров в средней школе. М., 1989
  135. В.К. Принцип систематичности и последовательности при построении содержания обучения: Автореф.дис. канд. пед. наук, М., 1980.
  136. В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М.: Логос, 1996.-320 с.
  137. М.В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях двухступенчатого образования. Автореф. д-ра пед. наук (13.00.02) СПб., 1994, -317с.
  138. Н.П. Особенности индивидуального и группового решения задач в условиях совместной деятельности. // Вопросы психологии. -1984, № 2.
  139. Д. Б. Избранные психологические труды. М. :Педагогика, 1989. С. 555.
  140. В.А. Педагогическая психология. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., Изд-во «Полиус», 1998. -639 с.
  141. Ф. Технология обучения в системе высшего образования: Пер. с польского О. В. Долженко.-М.: Высш. шк., 1986.-135
  142. Hoth, Evelyn К. Debunking Myths About Computer Literacy for Teachers // Educational Technology, vol.25. № 1, January 1985, pp.37−39.
  143. Mercouroff W. The History of Computers Education in France // Alberta Printout, vol. 4, № 2, May 1983, pp.30−33.
  144. Carrier, Carol A., Lambreht, Judith L. Using Computers in Instraction // Educational Technology, vol.24. № 9, September, 1984, pp. 16−20.
Заполнить форму текущей работой