Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственная культурная политика России, 1990-е гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования этих аспектов во многом определяется тем, что в результате реформ в стране появилось множество субъектов культурной политики. Все это обострило внутренние противоречия в социальной и духовной организации общества и потребовало от государства переосмысления своей культурной политики. С другой стороны, обращение к политике в сфере культуры как функции государства и его… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел I. Культурная политика: сущность и содержание
  • Раздел II. Основные направления государственной культурной политики
  • Раздел III. Региональные и национальные особенности развития культуры

Государственная культурная политика России, 1990-е гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное общественное развитие России обусловлено сменой парадигм в экономической, социально-политической и духовной сферах. Противоречивая российская действительность осмысливается с позиций экономики, политологии, социологии, других наук об обществе. Она вызывает пристальный интерес отечественных и зарубежных культурологов, исследования которых в комплексном научном осмыслении социокультурного кризиса имеют особое значение, поскольку затрагивают са-M^ie глубокие и устойчивые слои человеческой практики и в то же время непосредственно связаны с задачами поддержания нормативных образцов.

Этим предопределяется трактовка культуры в международно-правовой сфере: «совокупность ярко выраженных черт, духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных, характеризующие общество или социальную группу», культура охватывает, помимо искусства и литературы, образы жизни, системы ценностей, традиций и.

1 * веры. В самом широком смысле такой подход к культуре нашел отражение в российском законодательстве, где она рассматривается как общее достояние народов Российской Федерации, выраженное в материальных и духовных ценностях, нравственных и эстетических идеалах, образцах поведения, национальных традициях и обычаях.2.

Отсюда следует, что культура выступает важнейшим фактором самоорганизации общества и человека.

Основные теоретические нагрузки культурологического исследования связаны с осознанием того, как институты социальной регуляции и, прежде всего, государства, взаимодействуют с системой «человеккультура», выступая в составе определенных социокультурных условий общества. В этом взаимодействии и создаются отправные предпосылки 4 того, какой тип политики и политической культуры утверждается в обществе, какие политические и культурные традиции закладываются в нем и тем самым многое объясняется в политической жизни данного народа и государства.3.

Все увеличивающееся количество информации, новые подходы к культурно-историческому наследию России, развернувшаяся в последние годы полемика вокруг природы ее духовных и культурных ценностей, их дуализма, остро ставят проблему культурологического метода исследования, отбора и рационализации накопленного материала. В свете современной дискуссии особо актуальным в теоретическом и практическом аспектах становится обращение к такому регулятору культурной жизни, каким является государственная культурная политика, как выражающая легитимацию существующей системы властных отношений и управления в рассматриваемой сфере.

Актуальность исследования этих аспектов во многом определяется тем, что в результате реформ в стране появилось множество субъектов культурной политики. Все это обострило внутренние противоречия в социальной и духовной организации общества и потребовало от государства переосмысления своей культурной политики. С другой стороны, обращение к политике в сфере культуры как функции государства и его региональных органов власти потребовало новых методов управления культурой, ориентированных на обеспечение условий и предпосылок её саморазвития, предполагающих равенство возможностей социальных групп в обществе, их объединений и институтов. Особую сложность при выработке управленческих решений составляет то, что происходит смена не только социально-экономических условий культурной жизни, но форм культуры.

Эта ситуация настоятельно требует рассмотрения государственной культурной политики в ее связях с определенной концепцией культуры 5 и принимаемых программ. Культурологический анализ и имеет своим содержательным смыслом оптимизировать этот процесс на базе научного подхода к культуре и ее интерпретации как политической детерминанты.

Состояние научной разработанности проблемы. С тех пор, как культурология в середине 90-х годов выделилась в качестве самостоятельной научной и учебной дисциплины, значительно активизировались исследования различных аспектов социальной жизни с культурологической точки зрения. К настоящему времени сложилось несколько направлений в культурологических исследованиях.4.

Для нашего исследования наибольший интерес представляют работы по теории культурной политики (Б.С. Ерасов, B.C. Жидков, О. И. Карпухин, Э. А. Орлова, Е. А. Соколов, А. Я. Флиер, В. Б. Чурбанов, и др.) — социокультурному прогнозированию и проектированию (Т.М. Дридзе, В. А. Луков, Э. А. Орлова, А. С. Панарин) — охране культурного наследия (Э.А. Баллер, В. А. Виноградова, С. О. Шмидт, П.М. Шульгин) — культу-рологизации образования (Л.П. Буева, Г. И. Зверева, Т. Ф. Кузнецова, Л.П. Воронкова) — социализации и инкультурации личности (С.Н. Иконникова, Л. Г. Ионин, А.И. Ковалёва).

Общие вопросы соотношения культуры и политики рассматриваются в монографии В. В. Журавлева «Человек, культура, политика», коллективных монографиях «Духовно-культурные процессы в современной России» (отв. ред. П.Т. Тимофеев), «Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты» (ред. М. К. Горшков и др.)5 и др.

Проблемы государственной культурной политики России получили разностороннее отражение в ряде монографических работ последних лет, в том числе в книгах: «Теоретические основания культурной политики» (отв. редакторы Э. А. Орлова, Е.А. Соколов) — B.C. Жидкова «Культурная политика и театр», «Культурная политика и художественная 6 жизнь» (редактор и составитель B.C. Жидков), Карпухина О. И. «Культурная политика», его же «Культурная политика и менеджмент» .6 Несомненный интерес представляет книга «Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему», созданная учеными Российского института культурологии МК и РАН и экспертами Совета Европы при подготовке национального доклада по культурной полигике в Совете Европы.7 Следует отметить серию книг РНИС и НП, который с 1993 г. осуществил 7 выпусков сборника под общим название «Обновление России: трудный поиск решений» .

Принципиальные аспекты государственной культурной политики нашли отражение в докладах, статьях, интервью министров культуры РФ (Е.Ю. Сидоров, H.JI. Дементьев, В.К. Егоров), в публикациях руководящих работников МК (А.Н. Демченко, А. В. Каменец, Ю.В. Волегов)8 и др.

Активизация культурологических исследований по вопросам культурной политики в самое последнее время позволяет утверждать, что период спонтанного развития государственной деятельности в сфере культуры сменяется более осмысленной программой действий. Пока это скорее стремление, чем ежедневная практика государственного управления, но важна наметившаяся тенденция к востребовательности теоретического знания для организации усилий в этой сфере. Следовательно, растет роль культурологии в выработке концепции государственной культурной политики. Между тем, в культурологической теории это обстоятельство еще не в полной мере осознается. В значительном числе общих работ по культурологии не находится места для характеристики концептуальных основ культурной политики. Термина «культурная политика» нет в таких обобщающих работах, как энциклопедия «Культурология. XX век», словарь «Культурология. XX век», учебном пособии П. С. Гуревича «Культурология» и др. Хотя вполне очевидно, что культурная политика — не просто сфера применения культурологического 7 знания, а интегральная часть культурологической теории (что убедительно показано, в частности, ЭЛ. Орловой, А. Я. Флиером и некоторыми другими исследователями).

Остаются слабо разработанными вопросы предмета, объекта, субъектов культурной политики. Теоретические разработки фактически не учитывают нормативно-правовые аспекты этой сферы государственной и общественной деятельности. Между тем, в законодательных актах, программах и концепциях развития культуры, принятых органами государственной власти на разных уровнях в последнее десятилетие, содержатся нормативные положения, нуждающиеся в обстоятельном культурологическом анализе.

Исходя из актуальности темы исследования и её недостаточной разработанности определяются цель и задачи диссертации.

Цель диссертации — осуществить культурологический анализ сущности государственной культурной политики и выявить её специфику в условиях современного российского общества.

Реализация поставленной цели достигается решением следующих задач:

— исследовать теоретико-методологические основы современной политики в сфере культуры;

— проанализировать основные направления государственной федеральной политики в области культуры в современном российском обществе;

— выявить основные тенденции трансформации культурной среды в новой России;

— раскрыть региональные и национальные особенности развития и функционирования культуры.

Объектом исследования является культурная политика российского государства в новых условиях, а предметом исследования 8 трансформационные процессы в сфере культуры, деятельность государственных органов и общественных организаций по сохранению и развитию культуры в Российской Федерации.

Методологическая основа исследования. Методологически данное исследование основано на применении принципов целостности, развития, историзма, социальной обусловленности, что позволяет рассматривать соответствие концепций и практики осуществления культурной политики по отношению к социально консолидированным сообществам, деятельность которых закреплена в системах их культурных ценностей, норм, паттернов, традиций и т. п.

В формировании методологической позиции автора большую роль сыграли работы Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Н. Я. Данилевского, B.C. Соловьева, С. Л. Франка и др. отечественных мыслителей.

Западная философская и политическая мысль представлена трудами М. Вебера, И. Канта, Э. Кассирера, Г. Риккерта, А. Тойнби, А. Уайт-хеда, О. Шпенглера, К.-Г. Юнга и К. Ясперса.

В исследовании проблемы автор опирался на работы известных специалистов в области культурологии, социальной антропологии, философии и истории культуры А. И. Арнольдова, B.C. Библера, П.С. Гуре-вича, Н. С. Злобина, С. Н. Иконниковой, В. М. Межуева, Э. Я. Орловой, В. Б. Чурбанова, А. И. Шендрика и др., рассматривающих проблемы культурологии как науки, закономерности развития культуры и особенности ее взаимосвязи с политическими процессами в обществе, в массовом сознании и другие вопросы.

Эмпирическая база исследования. Источниками данных о современных подходах к осуществлению в России государственной культурной политики стали прежде всего нормативные правовые акты, которыми регулируется данная сфера деятельности. 9.

Были проанализированы Конституция РФ, отдельные законы по вопросам культуры, правительственные, федеральные целевые программы развития культуры и искусства (библиотечного и музейного дела, архивов и кинематографии), законы и программы по развитию культуры субъектов Российской Федерации9.

Кроме того, весьма содержательными источниками диссертации послужили ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ 10.

Важным источником избранной темы стали материалы и программы международных конференций и форумов по вопросам культурного развития: Декларация по политике в области культуры (Мехико, 1982 г.), «Культура и развитие в странах переходного периода» (Москва, 1995 г.), на которой был обсужден доклад «Культурная политика в России: проблемы и противоречия», доклад Всемирной комиссии по культуре и развитию «Наше творческое разнообразие» (Париж, 1996 г.), материалы Межправительственной конференции по политике в области культуры (Стокгольм, 1998 г.), документы Международного форума мэров городов и деятелей культуры и науки «За культуру мира и диалог между цивилизациями в третьем тысячелетии» ll.

Полезным источником наших исследований стали публикации по вопросам культурной политики Российского НИИ культурного и природного наследия РАН и Министерства культуры России. Особенность этих исследований состоит в своеобразной интерпретации культурного наследия России как множества материально-вещественных и интеллектуально-духовных ценностей, воплощенных как в истории, так и в живой культуре, где традиционные социальные формы наследования согласуются с современными технологиями природопользования и хозяйственной деятельности человека12.

Большую группу источников составляют статьи по теме диссертации в журналах «Вопросы философии», «Социологические исследования», «Социально-политический журнал», «Общественные науки и современность». Среди журналов следует выделить такие издания, как «Обозреватель», «Русская провинция», «Школа духовности», научно-информационные сборники: «Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения», «Наука о культуре: итоги и перспективы», Ориентиры культурной политики", «Русская культура вне границ» .

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— метод культурологического анализа применен к анализу процессов изменения в культурной политике с учетом кризисного состояния общества, порождающего особую напряженность в социально-культурной сфере:

— выявлено усиление в культурной политике российского государства цивилизационного фактора на уровне гражданских и правовых форм обеспечения культуры, в которых правовая сторона проблемы ставится в зависимость от защитной функции культуры и той роли, которую она выполняет в сохранении и приумножении культурного потенциала России;

— раскрыты основные черты процесса становления новой системы управления в культурной сфере, в том числе показано влияние фактора культурного плюрализма и принципа интерсубъективности на формирование федерального и регионального уровней культурной политики в таких вопросах, как защита духовности внутреннего мира личности, национально-культурной самобытности, формирования условий при взаимодействии культур разной этнической принадлежности;

— обосновано положение, что динамическое развитие культурной политики возможно лишь как система взаимодействия трех уровней и культуры — локального, регионального и федерального, имеющих целью стабилизацию и развитие России;

— аргументирован вывод о том, что стержнем современной культурной политики должно быть усиление роли культурных форм в наметившейся тенденции самоидентификации исторических основ культуры, национального и культурного возрождения народного духа демократическим путем, поскольку этот дух всегда являлся основой российской государственности;

— сформулированы концептуальные принципы построения культурологических теорий и их взаимодействия с деятельностью институтов культуры российского общества, где на федеральном уровне интегрируются социокультурные ценности с учетом национального и международного опыта, а на региональном — осуществление полигики с учетом специфики различных социокультурных общностей.

Научно-практическая значимость работы. В научном плане значимость данного исследования состоит с том, что оно расширяет возможности культурологического подхода к политическим процессам в обществе. Результаты исследования могут быть применены в научной, педагогической и прикладной деятельности. Их можно использовать при фундаментальном, системном анализе отечественной культуры, ее современного состояния в рамках цивилизационного российского процесса, а также для подготовки рекомендаций в области перспективного развития культуры на федеральном и региональном уровнях, особенностей формирования национально-культурных автономий, их политического и правового обеспечения.

Результаты исследования могут быть использованы в общем курсе культурологии и в спецкурсах по истории и теории отечественной культуры, политологии, философии и социологии в системе высшего и среднего образования.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждена на заседании кафедры культурологии Института молодежи и рекомендована к защите. По теме исследования опубликованы статьи объемом 2 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В исследовании теоретических и методологических аспектов государственной культурной политики предпринят анализ трансформационного процесса институциональных структур культуры, уточнены цели и приоритеты государственной культурной политики, раскрывается характер формирования новых элементов политики и практики государственных органов в сфере культуры. Это относится, прежде всего, к вопросам сохранения и возрождения национально-культурного наследия народов России, создания единого культурно-художественного пространства страны, развития различных отраслей культуры и искусства, осуществления межрегионального и международного обмена, обобщения опыта культурного строительства, управления субъектами культурной жизни на федеральном, региональном и местном уровнях, кадрового и ресурсного обеспечения социокультурной сферы российского общества.

Изучение избранной темы с привлечением значительного количества официальных документов федерального центра и субъектов Российской Федерации, специальной литературы, периодической прессы и анализ реальных событий в социокультурной сфере новой России в течение последнего десятилетия XX века позволяют сделать определённые выводы о теоретических аспектах государственной культурной политики РФ, основных направлениях сохранения культурного наследия народов России, модернизации социокультурной сферы, развития культуры и искусства в условиях переходного периода.

Культурная политика — это совокупность идеологических принципов и практических мер, осуществляемых через образование, просветительские, досуговые, научные и иные государственные институты, деятельность которых направлена не на «всестороннее развитие культуры» ,.

138 а на обеспечение социальной адекватности сознания людей и их поведения в обществе. В свою очередь, такая политика включает институты по непосредственной социокультурной работе с населением, в числе которых можно назвать учреждения просвещенческого профиля (библиотеки, музеи, мемориальные сооружения и комплексы нехудожественного плана, организации просветительско-лекционного жанра) — институты эстетического воспитания (художественные музеи и выставки, концертные организации, кинопрокат, структуры по проведению различных художественно-зрелищных мероприятий) — культурно — досуговые институты (клубы, дворцы культуры, детские досуговые учреждения, структуры самодеятельного художественного, декоративно-прикладного и иного творчества) — творческие и культурно-охранные учреждения.

Таким образом, здесь обнаруживается сочетание креативных и консервирующих институтов в сфере культуры. При этом многие культурные институты сочетают в себе несколько функций. В культурной политике государства важно разграничить проблемы собственно политические и культурные, где они совпадают, а где являются альтернативными.

В ходе исследования автор исходил из особого значения для России фактора многонациональное&trade-. Культура живёт уникальностью наций и народностей, их сохранением и интеграцией в государство. Государство является фундаментом устойчивости и самостоятельности национальных культур, оно гарантирует народам России право на самовыражение и самореализацию, охраняя их общий культурный генофонд. Чтобы добиться устойчивого равновесия в саморазвитии данного генофонда, необходим синергетический подход к культуре, сущность которого сводится к интеграции порядка и хаоса как следствие исторической.

139 формы воспроизводства общества. Культура и есть показатель такого саморазвития как основное условие самоорганизации общества.

В условиях трансформационных процессов во всех сферах, в РФ всё более осознаваемо стремление людей сохранить свою культурную самобытность, оградить от стандартизации местные и общероссийские духовные традиции.

Теоретико-методологические положения, относящиеся к сфере философии культуры, социальной культурологии, социальной и политической антропологии, дали нам возможность исследовать региональную политическую культуру в русле общецивилизационных процессов, в тесной взаимосвязи с эволюцией национальной культуры. Эти процессы особенно важно исследовать в русле проводимых реформ. В реформаторстве проявляются внешние и внутренние факторы. Первые воздействуют на культурно-исторический процесс без всяких ограничений, влекут за собой не меньшую опасность, чем «железный занавес». Внутренние же факторы — автохтонные — опираясь на традиции, выступают как заслон против отрицательных сторон массовой культуры и маргинальных наслоений, поскольку их феномены базируются на местном материале (традиционная бытовая культура, местные промыслы, школы прикладного художественного творчества, фольклор). Все эти формы несут в себе нравственное начало, а исторический путь развития российской культуры показывает, сколь важны для самосознания народа духовно-этические ценности.

Очевидно, что проблемы и трудности современного развития страны во многом вызваны несоответствием мировоззренческой модели осуществляемых реформ традиционным ценностям российской культуры, недостаточным учётом её духовной специфики, её культурно-этнического многообразия и национально-культурной ментальности.

Всё это становится возможным ещё и потому, что теоретические проблемы недостаточно увязаны с практическими задачами культуры. Теория может стать орудием преобразования жизни лишь в том случае, если она способна познать практику конкретных культурных процессов, целостного возрождения, реформирования и развития российского общества. Сфера культуры представляет собой сложный многомерный процесс, в котором на геокультурном уровне существует определённая стихийность саморазвития.

Концептуальные основы государственной культурной политики в новой России призваны отражать конституционную правовую норму, согласно которой Российская Федерация — это демократическое федеративное правовое государство. Разработка и реализация государственной культурной политики должны нести в себе демократическое начало и отражать федеративное устройство, национальные и региональные интересы наряду с общегосударственными. При постановке общей цели в решении какого-либо направления культурной жизни реализация данного принципа позволяет не только получить эффект сложения сил и средств, но и добиться интерпретации в подходах с учётом региональных и национальных особенностей, исторических традиций и интересов различных слоёв населения.

Исходя из предметов ведения Российской Федерации, федеральный центр разрабатывает государственную культурную политику, опираясь на действительные интересы регионов, государственно-национальных образований, различных общественных объединений в сфере культуры и искусства. Этот важнейший методологический принцип вытекает из демократических основ конституционного строя и системы отношений между федеративным центром и субъектами Российской Федерации.

Региональные и национальные особенности развития российской культуры вытекают из принципов строительства новой государственности на основе федерализма и демократических отношений. Важным инструментом влияния на трансформацию социокультурного пространства в Российской Федерации становится правовая база. Однако, нельзя не замечать, насколько серьёзно осложняет динамику социокультурных преобразований социально-экономический кризис в стране, наиболее тяжёлые последствия которого испытывают отдалённые регионы Севера, Дальнего Востока и Сибири.

Концептуальное поле исследования потребовало упорядочения и интерпретации конкретных аспектов политики государства в отношении культуры. Наибольшее распространение получила точка зрения, которая нашла отражение в документах Стокгольмской конференции ЮНЕСКО (1998 г.), участники которой полагают, что любая политика в области культуры должна учитывать все элементы, определяющие культурную жизнь: творчество, сохранение наследия и его распространение. Необходимо добиваться равновесия между этими факторами для успешного проведения культурной политики на принципах диалога культур.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные акты Российской Федерации, но вопросам культуры и искусства
  2. Конституция Российской Федерации. М., 1993.1994.
  3. Гражданский Кодекс РФ. Раздел ГО. М., 1997.
  4. Закон Российской Федерации «Основы законодательства РФ о культуре» от 9 октября 1992 г.// Российская культура в законодательных и нормативных актах. М., 1998.
  5. Закон Российской Федерации «Об основах градостроительства в РФ» от 14 июля 1992 г.// Российская культура в законодательных и нормативных актах. М., 1998.
  6. Закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 г.// Собрание законодательных актов РФ. -М., 1994.
  7. Закон Российской Федерации «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 г.// Собрание законодательных актов РФ. М., 1995.
  8. Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 19 июня 1995 г.// Собрание законодательных актов РФ. М., 1995.
  9. Закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.// Российская культура в законодательных и нормативных актах. -М, 1998.
  10. Закон Российской Федерации «О музейном фонде РФ и музеях РФ» от 26 мая 1996 г.// Собрание законодательных актов РФ. М., 1996.
  11. Закон Российской Федерации «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г.//"Российская газета" от 25 июня 1996.143
  12. Закон Российской Федерации «О государственной поддержке кинематографии РФ» от 22 августа 1996 г.// «Российская газета» от 29 августа 1996.
  13. Указ Президента РФ «Статус особо ценных объектов культурного наследия», 1992.
  14. Указ Президента РФ «О реализации предметов антиквариата».
  15. Указ Президента РФ «О протекционистской политике Российской Федерации в области культуры и спорта» от 22 ноября 1993.
  16. Указ Президента РФ «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в российской Федерации» от 1 июля 1996 г.// Собрание законодательных актов Российской Федерации, 1996. № 23. Ст. 3358.
  17. Послание президента Российской Федерации Федеральному Собранию. -М., 1995. С. 71−77.
  18. Национальная культурная политика в Российской Федерации: принципы и механизмы. М.: МК РФ, 1994.
  19. Программа социальных реформ в РФ на период 1996—2000 гг. Раздел «Культура"// „Российская газета“ от 12 марта 1997.
  20. Федеральная целевая программа „Развитие и сохранение культуры и искусства РФ (1997−1999 гг.)“. М., 1996.
  21. Российская культура в законодательных и нормативных актах (19 911 996 гг.). ~М., 1998.
  22. Концепция развития культуры и искусства Российской Федерации// Ориентиры культурной полигики. ~М., 1995. С. 56−75.
  23. Справка „О выполнении Федеральной программы „Сохранение и развитие культуры и искусства (1993−1995 гг.)"// Ориентиры культурной политики. -М., 1996. № 4. С. 67−90.
  24. Доклад Министерства культуры России о работе в 1994 г. б/г.144
  25. Стенограмма XI заседания Федерального Совета по культуре и искусству РФ. 8−9 апреля 1997 г.// Ориентиры культурной политики. -М., 1997. № 5.
  26. Стенограмма XIII заседания Федерального Совета по культуре и искусству. 1 ноября 1998 г.
  27. П. Международные документы
  28. Всеобщая декларация прав человека// Права человека. Сборник международных договоров. Т. 1. Нью-Йорк и Женева, 1994. С. 1−8.
  29. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах// Права человека. Сборник международных договоров. Т. 1. -Нью-Йорк и Женева, 1994. С. 8−22.
  30. Декларация принципов международного культурного сотрудничества// СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. -М., 1989. С. 437−440.
  31. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека// Международное гуманитарное право в документах. М&bdquo- 1996. С. 541−552.
  32. Доклад группы европейских экспертов „Культурная политика в Российской Федерации“ в Совете Европы. Страсбург, Москва, 1996.
  33. Доклад группы европейских экспертов ''Национальная культурная политика Швеции“, Совет Европы. Стокгольм, 1990.
  34. Наше творческое разнообразие. Доклад Всемирной комиссии по культуре и развитию. ЮНЕСКО, 1996.
  35. План действий по политике в области культуры в интересах развития// Принят 2 апреля 1998 г. Межправительственной конференцией по политике в области культуры в интересах развития. Стокгольм, 1998.145
  36. ЮНЕСКО. Всемирная Конференция по политике в области культуры. Мехико, 26 июля — 6 августа 1982 г. Заключительный доклад. -Париж, 1982.
  37. ООНГА 41-я сессия 29 января 1987 г. Резолюция 41/187. Всемирное десятилетие развития культуры (1988−1997 гг.).
  38. И. Европейская культурная конвенция// Международные акты о правах человека. -М., 1998. С. 586−589.1.I. Книги
  39. С.С. Христианство и культура в Европе. М., 1992.
  40. Антология исследований культуры. Т. 1. СП-б., 1997.
  41. Аймерхамер К Знак, текст, культура. — М., 1998.
  42. Арнольдов Л. И, Введение в культурологию. ML, 1998.
  43. Асп Э. Введение в социологию. СП-б., 1998.
  44. А.С. Россия: критика исторического опыта. Т. 1. М., 1991.
  45. A.M., Егоров Е. В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 1996.
  46. В.С. Социально-философская антропология. ~М., 1994.
  47. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  48. Т.В. Культура и власть. -М., 1991.
  49. И.А. Судьба России. М., 1990.
  50. И.А. Русская идея. О России и русской философской культуре.-М., 1990.
  51. B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.
  52. Бородай А, Д., Кантемирова С. М. Художественная культура и творческая молодежь: от оттепели до перестройки. М., 1998.
  53. С.Н. Два града. СП-б., 1997.
  54. ВеберМ. Избранное. Образ общества. ~М., 1994.146
  55. ЮМ. Феномен реформаторства в переломные эпохи: культурологический аспект. М., 199S.
  56. Л.Е. Региональные управленческие отношения в сфере культуры: поисковая управленческая парадигма.
  57. Л.Н. Культурная антропология как наука. -М., 1998.
  58. М. Несвоевременные мысли и рассуждения о революции и о культуре (1917−1918 гг.). -М&bdquo- 1990.
  59. Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1990.
  60. Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М., 1998,
  61. П. С. Философия культуры. М., 1991.
  62. П. С. Культурология. -М., 1996.
  63. Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.26.
  64. Егоров В. К Многоликая Россия: XX век. М., 1998.
  65. ЕрасовБ.С. Социальная культурология. Т. 1−2. м., 1994.
  66. Духовио-культурные процессы в современной России. М., 1998.
  67. B. C. Культурная политика и театр. — М, 1995.
  68. В.В. Культура. Человек. Политика. М., 1998.
  69. М.Р., Коишан Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры. -М., 1990.
  70. НС. Культурные смыслы науки. -М., 1997.
  71. С.Н. Идеи и судьбы. СП-б., 1996.
  72. В.В., Панарин А. С., Бадовский Д. В. Политическая антропология. М., 1995.
  73. ИонинЛ.Г. Основания социокультурного анализа. -М., 1995.
  74. Л.Г. Социология культуры. Учебное пособие. 2-е изд. М., 1998.
  75. И. Трактаты и письма. М., 1980.147
  76. И. Основные черты в описании характера человеческого рода Собр. соч. в 8-ми томах. Т. 7. М, 1994.
  77. Т.В. Человек: существование деятельность — культура. -М., 1998.
  78. А. В. Национальная культурная политика в Российской Федерации: принципы и механизмы. -М., 1994.
  79. А.В. Изменение системы управления в сфере культуры на федеральном и региональном уровне. Основные тенденции и перспективы. -М., 1994.
  80. М.С. Философия культуры. СП-б., 1996.
  81. Карпов В. В, Социально-экономические основы региональной политики в условиях трансформации общества. Омск, 1998.
  82. ОМ. Культурная политика. М., 1996.
  83. ОМ. Культурная политика и менеджмент. М., 1998.
  84. AM. Социализация личности. -М., 1996.
  85. AM., Луков Вал.А“ Луков Вл.А. Совершенствование системы образования коренных малочисленных народов Севера: Концепция проекта. -М., 1998.
  86. ЛМ. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.
  87. А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. СП-б., 1997.
  88. Косшов Г. К От структурализма к постструктурализму. ~М., 1998.
  89. В.Е. Введение в социальную философию. М., 1996.
  90. Е.А. Основные направления деятельности ЮНЕСКО в 80-е годы.-М., 1989.
  91. Т.А. Политика и культура. М., 1998.
  92. В.А. Превращения доктора Фауста М., 1994.
  93. Т.Ф. Философия и проблема гуманизации образования. -М., 1990.148
  94. Культура и цивилизация: вопросы теории и истории, ~ Н.-Новгород, 1998.
  95. Культурология и культуроведение: концептуальные подходы, образовательная практика. Кемерово. 1998.
  96. Культура: теории и проблемы (Кузнецова Т.В., Межуев В. М., Шайтанов И. О. и др.). -М., 1995.
  97. Культурно-национальная автономия в истории России. Томск, 1998.
  98. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему. М., 1998.
  99. Культура и судьбы мира. Универсализм регионализма. М., 1997.
  100. Культура, художник, общество. М., 1992.
  101. Культура мира и демократии. ~М., 1997.
  102. Культурная политика в современном обществе/ Под ред. B.C. Жидкова). ~М., 1992.
  103. Культурная политика и художественная жизнь/ Под ред. B.C. Жидкова). -М, 1996.
  104. Культурология. Теория и история культуры. -М., 1993.
  105. Культура. Традиции. Образование. Ежегодник Министерства Культуры РСФСР, РФ, НИИ культуры АН РФ. Вып. 1−7. М., 1990−1998.
  106. Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.
  107. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1,2.- СПб., 1998.
  108. Леви-Строс К. Структурная антропология. ~ М., 1985.
  109. Д.С. Заметки о русском. М., 1984.
  110. ЛосевА.Ф. Философия. Мифология. Культура. -М., 1991.
  111. НО. О характере русского народа. М., 1990.
  112. НО. Мир как осуществление красоты. М., 1998.
  113. Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996.
  114. Ю.Н. Несколько мыслей о типологии культуры. М., 1997.149
  115. В.А. Социальное проектирование и прогнозирование. М., 1998
  116. Э.С. Теория культуры и современная наука. — М., 1983.
  117. Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994.
  118. Наше отечество. Опыт политической истории. Тт. 1−2. -М., 1991.
  119. Нова волна. Русская культура и субкультура на рубеже 80−90-х годов. -М., 1996.
  120. Обновление России: трудный поиск решений. Вып. 1−7. М., 1993 1999.
  121. Общее я особенное в региональной культуре. Н.-Новгород, 1997.
  122. Общественные перемены и культура мира. М., 1998.
  123. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. -М., 1994.
  124. Основные тенденции и возможные пути развития отраслей культуры/ Сборник информационных материалов. М., 1997.
  125. А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. М., 1998.
  126. А.Я., Яковенко КГ. Культура как система. М., 1997.
  127. Парад народов и земель российских/ Составитель Бородай А. Д. ~ М.1997.
  128. Прогнозное социальное проектирование: Теоретико-методологачес-кие и методические проблемы/Под. ред. Т. М. Дридзе. -М., 1994.
  129. . Маритена по культурологии и истории мысли. Вып. 2. -М., 1992.
  130. ВЛ. Живая кровля. -М., 1997.
  131. Россия и Восток: цивилизационные отношения. М., 1995.
  132. Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. М.1998.
  133. Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.150
  134. Российская культура глазами молодых ученых. Сб. трудов молодых ученых. Вып. 5−6. СПб., 1997−1998.
  135. Россия. Стратегия в XXI век. Фонд В. И. Вернадского. М., 1997.
  136. Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. РНИС и НП. Исследовательский центр „Религия в современном мире“. -М., 1998.
  137. Российское сознание. Психология. Культура. Политика. Провинциальная ментальность России в прошлом и будущем. — Самара, 1997.
  138. Российская культура накануне нового столетия: итоги и перспективы.-М., 1999.
  139. ВВ. Культура. Деятельность. Общение. М., 1998.
  140. Э. Избранные труды по языковедению и культурологии. -М., 1993.
  141. Соколов К, Б. Социальная эффективность художественной культуры. -М., 1990.
  142. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. Тт. 1−2.-М., 1997.
  143. Современная русская идея и государство. М., 1995.
  144. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. М., 1999.
  145. Социологические проблемы художественной жизни. М., 1993.
  146. Социокультурное пространство: структура и процессы. М., 1996.
  147. П. Цивилизация. Общество. -М., 1992.
  148. Теоретические основания культурной политики. М, 1993.
  149. ИЗ. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.151
  150. Трансформационные процессы в России и Восточной Европе и их отражение в массовом сознании. -М., 1996.
  151. М.Б. Философские основания культурологии. М, 1997.
  152. Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998.
  153. Фохт-Бабушшн Б. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. ~М., 1986.
  154. Э. Иметь или быть? М., 1987.
  155. Художественная жизнь современного общества. Тт. 2, 3, 4. СПб., 1995−1998.
  156. Цивилизации и культуры. Вып. 3. Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения. -М., 1996.
  157. Чурбанов В, Б. Новая культурная политика или новая „культурная революция“. М., 1993.
  158. А.И., Кудрина Т. А., Комиссаров С. Н. Социалистические идеалы в массовом сознании молодежи. ML, 1991.
  159. С.В. Экономика и управление в сфере культуры: поиск новых моделей. М.
  160. О. Закат Европы. Тт. 1−2. М., 1993−1998.
  161. Г. П. Избранные труды. Школа культурной политики. -М., 1995.
  162. Юнг К-Г. Архетип и символ. М., 1991.1. Статьи
  163. АнреевА.Л. Негасимый свет культуры, Вестник РАН, № 1. 1995.2. .Александрова Е. А., Быховская КМ. Апология культурологии: опыт рефлексии становления научной дисциплины// Общественные науки и современность, 1997. № 3. С. 133−145.152
  164. С. Предательство культуры: о современном официальном искусстве. -М., 1955. № 11. С. 178−183.
  165. В. Культурные последствия модернизации у малочисленных народов// Теоретические основания культурной политики. М., РЙК, 1993.
  166. Бажов С Ж. Учение о культурной самобытности философской и общественной мысли России XIX—XX вв.еков// Философия и культура России: методологические проблемы. М., 1992.
  167. А. Пути культуры//Вопросы философии, 1990. № 11. С. 91−99.
  168. B.C. Культура. Диалог культур. (Опыт определения)// Вопросы философии, 1989. № 6. С. 31−42.
  169. Библер B.C. XX век и диалогический смысл культуры// Методологические проблемы теоретико-прикладных исследований культуры. -М., 1988. С. 131−158.
  170. И.А. Миросозерцание Достоевского// Философия творчества, культуры и искусства. Т. 2. М., 1994.
  171. Бестужев-Лада И. Другая цивилизация (о путях развития российской культуры). Смена, 1996. № 6. С. 14−27.
  172. О. Государственное финансирование сферы культуры и искусства (опыт индустриального развитых стран)// Вопросы экономики, 1996. № 10. С. 64−77.
  173. Н.Г. Диалог или экспансия: анализ проблемы „американизация“ русской культуры// Социально-политический журнал, 1997. № 3. С. 133−145.
  174. А.И., Воробьева О. В. Россия и Германия: диалог культур// Новая и новейшая история, 1996. № 3. 238−239.
  175. А.И. Роль национально-религиозных традиций в развитии гражданского общества в России// Обновление России: трудный поиск решений. Вып. 6. -М., 1997. С. 132−142.153
  176. Л. Человек, культура и образование в кризисном социуме// Альма Матер, 1997. № 4. С. 11−17.
  177. Е. Культура и развитие// Мировая экономика и международные отношения. М., 1995. № 8. С. 153−158.
  178. . Как жить после модернизма? // Беседа, Ленинград Париж, 1990. № 2. С. 39−79.
  179. ИМ. Культурная антропология в системе интегративного антропологического знания// Материалы Конференции МПГУ „Культурная антропология и человек в социокультурном пространстве и времени“. -М., 1996.
  180. М. „Объективность“ познания в области социальных наук и социальной политики// Культурология. XX век. Антология. Философия и социология культуры. ~М., 1994. С. 104−162,
  181. Ю.А. Концепция культурного ландшафта и задача охраны культурного и природного наследия. //Ориентиры культурной политики, 1993. № 6.
  182. В.В. Феномен сакрального или восстание богов// Социологе. Вып. 1. -М., 1991. С. 431−449.
  183. Ю.Б. Состояние правового обеспечения в сфере культуры и в системе министерства культуры РФ// Ориентиры культурной политики.-М., 1993. № 1. С. 7−24.
  184. НИ. О культуре межнационального общения// Социально-политический журнал. М., 1997. № 3. С. 232−238,
  185. И.А., Соколов Е. Н., Мастюгина Т. М. и др. Национально-культурная политика в РФ: принципы и механизмы// Ориентиры культурной политики (ИБ № 1 МК РФ).-М., 1994. С. 3−24.
  186. П.С. Социальная история и историческая наука// Вопросы философии, 1990.» 4. С. 23−24.154
  187. П.С. Вселенная по имени человек. Свободная мысль, 1992. № 4. С. 27−38.
  188. П.С. От культурологии к философии культуры// Культурология сегодня- основы, проблемы, перспективы. М., 1993.
  189. Э. Кризис европейского человечества и философия// Вопросы философий, 1986. № 4.
  190. Н.Л. Приоритеты государственной политики в области культуры// Федеральный справочник. М., 1998. С. 503−506.
  191. В. Необходимость культуроценгризма // Свободная мысль, 1997. № 6- С. 21−32.
  192. Духовность, художественное творчество, нравственность/Материалы «круглого стола"// Вопросы философии, 1996. 2. С. 3−40.
  193. ВЖ. Русская культура как национальная идея// Независимая газета от 21 окт. 1998.
  194. В. Культурная политика большевистского государства: опыт исторического анализа// Конец столетия. Предварительные итоги. Вып. 1.-М., 1993.
  195. С. Культура, демократия и тоталитаризм. Заметки// Новый мир, 1997. № 8. С. 157−174.
  196. А.Г. Проблемы становления русского национального самосознания в политическом пространстве// Трансформационные процессы в России и Восточной Европе и их отражение в массовом сознании. -М., 1996. С. 82-S8.
  197. Е.Л., Каткова Л. П. Программирование в культуре как механизм реализации культурной политики// Ориентиры культурной полигики, 1994. № 3. С. 31−50.
  198. СЛ. От монолита к мозаичности культуры// Культура на пороге III тысячелетия. СПб., 1994.155
  199. СН. Культурология в системе гуманитарных наук: междисциплинарные связи// Гуманитарный Ежегодник, 1995. № 1. &euro-Ш. С. 81 -82.
  200. С.Н. Архитектоника и динамика культурного пространства России// Человек. Философия. — Гуманизма. Тезисы Первого Российского философского конгресса. Т. 6. Философия культуры. -СПб., 1997.
  201. А. Возрождение «Возвращения»// Российские вести, от 16 июня 1993.
  202. Л.Г. Культура и социальная культура// Социологические исследования, 1996. № 3. С. 31−42.
  203. А.А. Культурология как поститутивная феноменология социальной системы// Вестник МГУ, 1996. Серия 18. № 4. С. 103−113.
  204. О., Макаревич Э., Чурбанов В. Концептуальные основы новой культурной политики// Диалог, 1997. № 9. С. 32−36.
  205. О. И. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики государства// Социально-политический журнал, 1998. Ш 3. С 141−150.
  206. НФ. Судьбы культуры XX века// Социально-политический журнал, 1996. № 5. С. 76−92.
  207. ИМ. Преодоление тоталитарного мышления в российской культурной политике// Актуальные проблемы культурной политики (Информационный бюллетень № 1). М., 1992.
  208. В. Жить в обществе и быть свободным?// Знамя. 1991. № о.
  209. Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры// Культурология XX век, Антология. Философия и социология культуры. -М., 1994. С. 8−101.156
  210. Н.Н. Ценностные ориентации предпосылки программ переустройства общества// Общественные науки и современность. 1993. № 4.
  211. Л.Н. «Мыслящий тростник» или сын вечности?// Проблемы философской антологии и философии культуры. Екатеринбург, 1999.
  212. АИ. Ответственность перед нацией. Культура России: возрождение или упадок? (материалы «круглого стола»)// Клуб «Реалисты», 1997. № 3−4. С. 14−15.
  213. Концепция развития культуры и искусства в Российской Федерации (1993−1995 гг.)// Ориентиры культурной политики. М., 1995. С. 5675.
  214. Т.А. Секулярное сознание и судьбы культуры// Реформистские идеи в социальном развитии России. М., 1998.
  215. Культура России: возрождение или упадок?// Материалы «круглого стола"/ Вестник «Клуб «Реалисты», 1997. № 34.
  216. Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола»)// Вопросы философии, 1997. № 2.
  217. Культура и рынок: фрагменты семинара в фонде «Реформа"// Альма Матер. 1997. №> 5. С. 7−15.
  218. Культура и общество в России (новый семинар в Москве)// Социологические исследования. 1997. № 3. С. 7−15.
  219. Культура и государство в первые постреволюционные годы// Культура на перепутье. М., 1994.
  220. Культура человек — философия: проблемы интеграции и развития// Вопросы философии. 1982. № 1. С. 34−51.
  221. Т.А., Егоров В.К, Комиссаров С. Н., Шендрик А. И. Региональные особенности управления духовно-культурной сферой// Ре157тональное содружество: многосторонне развитие и управление. — М., 1993. С. 110 436.
  222. Культурогенез в истории культуры// Общественные науки и современность. 1995. № 3. С. 137−148.
  223. Культурология в системе образования// Высшее образование в России. 1996. № 4. С. 39−46.
  224. С.Э. Социокультурная детерминанта исторического процесса// Общественные науки и современность. М., № 4. С. 134 142.
  225. К. На пороге третьего тысячелетия// Вопросы философии. 1997. Ш 5. С. 184−191.
  226. Лапин К К Модернизация базовых ценностей россиян// Социс. 1995. № 5. С. 3−19.
  227. В.А. Местные социокультурные инициативы и разработка региональной культурной программы// Социокультурная активность населения и новые формы организации досуга. М., 1991.
  228. С.В. Культурная антропология в России и на Западе: концептуальные различия// Общественные науки и современность. 1997. Ка 2. С. 156−162.
  229. Э. Массовая культура: внимание на человека// Диалог. 1997. № 11. С. 77−83.
  230. А.Я. Культура как социальная система: современное состояние и прогноз// Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика. -М., 1998. Т. 2.
  231. Материалы 1-го и 20го симпозиумов «Диалог цивилизаций: Восток-Запад"// Вопросы философии. 1993. № 6. С. 173−176- 1996. № 1. С. 186−189- 1998. № 2. С. 173−177.158
  232. В.М. Культурология и философия культуры// Культурология сегодня: основы, проблемы, перспективы. -М., 1993. С. 18−21.
  233. В.М. О национальной идеи// Вопросы философии. 1997. № 12. С. 3−14.
  234. П. Культурная география// Актуальные проблемы культурной политики. 1992. № 12.
  235. В.П. Социальная политика и социальная работа в контексте международных норм и стандартов прав человека// Социальная политика и проблемы подготовки кадров. ML, 1999. С. 9−28.
  236. МЛ. Социальное развитие как атрибут цивилизованного общества, Социальное развитие как атрибут цивилизованного общества.-М., 1997. С. 4−10.
  237. МЛ. Вместо предисловия// Российская цивилизация. М., 1998.
  238. Несколько суждений А. Ф. Лосева о понимании культуры// Студенческий меридиан, 1997. № 9. С. 29−31- № 10. С. 21−24.
  239. Обращение участников XI заседания Федерального Совета по культуре и искусству 8−9 апреля 1997 г. Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину// Ориентиры культурной политики. 197. № 5. С. 2324.
  240. А. А. Феномен маргинальности в культуре// Маргинальность в искусстве. -М., 1999.
  241. Организации в сфере культуры// Российские и зарубежные общественные и религиозные объединения. М.5 1993. С. 225−258.
  242. Э.А. Проблемы модернизации в России: культурные аспекты// Теоретические основания культурной политики, М., 1993.
  243. Орлова 3. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология// Теоретические основания культурной политики. -М., 1993.159
  244. Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека// Морфология культуры. Структура и динамика. -М., 1994.
  245. Г. В. Новая триада российская идея: духовность, народовластие, державность// Россия — Восток — Запад. — М., 1998.
  246. А. С. Заблудившиеся западники и пробудившиеся европейцы// Цивилизации и культуры. Вып. 1. М., 1994.
  247. А. С. О возможностях отечественной культуры// Новый мир.1996. № 9. СМ. 177−185.
  248. . Политическая теория и политико-философские традиции// Политическая наука. Новые направления, М., 1999. С. 491−492.
  249. А.А., Яковешо ИТ. Культура как система// Человек. 1998, №"1.С. 60−66- № 2. С. 24−29.
  250. ВТ. Российская культура и реформирование общества// Социально-политический журнал. 1993. № 2. С. 3−17.
  251. К. Феномен массовой культуры// Культура, традиции, образование. Вып. 1. -М., 1990.
  252. К.Э. Артистизм в массовой культуре// Вопросы философии.1997. № 7. С. 63−73.
  253. И., Шишкина С. Реформы в социально-культурной сфере: в чьих интересах?//Вопросы экономики. 1996. № 1. С. 35−46.
  254. Россия и Запад: взаимодействие культур (материалы «круглого» стола)// Вопросы философии. 1992. № 6. С. 3−49.
  255. Самобытность и многообразие культуры// Культуры ЮНЕСКО. 1983. № 2. С. 5−60.
  256. М. Информационная культура общества в контексте образования// Высшее образование в России. 1997. № 1. С. 151−153.160
  257. Е.Н. Культурная политика сегодня: рецидивы историзма?// Социологические исследования. 1996. № 10. С. 127−130.
  258. Т. Социально-культурный кризис в XX веке: Восток ~ Запад// Высшее образование в России. 1997. № 4. С. 35−43.
  259. А. Исчерпание культуры? (выступление на «круглом» столе РАН)// Московские новости. 1997. № 39. 28 сент. 5 окт.
  260. Т. В., Месъков B.C. Логика в системе культуры// Вопросы философии. 1996. № 3. С. 93−103.
  261. В. В. Анализ теоретических концепций в советской культурологии// Методологические проблемы теоретико-прикладных исследований культуры. НИИ культуры. -М., 1988. С. 159−196.
  262. Г. Г. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации// Социс. 1995. № 10. С. 88−95.
  263. КБ. Зачем нужно изучать социокультурную стратификацию общества// Социологические проблемы художественной жизни. ~М.3 1993. С. 17−47.
  264. Справка о выполнении федеральной программы «Сохранение и развитие культуры и искусства (1993−1995 гг.)// Ориентиры культурной политики. 1996. № 4. С. 67−90.
  265. Е. Методология стратегического планирования в отраслевых управленческих структурах// Теоретические основания культурной политики. М., РИК. 1993.
  266. А. «Русский вопрос» к концу XX века// Новый мир. 1994. № 7. С. 135−176.
  267. .Ю., Зайцева Л. М. Принципы формирования многоканальной системы финансирования культурной деятельности// Культура в перепутье. М., 1994.161
  268. Л.Г. Теория рационального выбора и сравнительная политология// Рациональный выбор в политике и управлении. М., 1998.
  269. Е.Ю. О государственной культурной политике России на современном этапе (Доклад на заседании правительства РФ 14.09. 1995 г.)// Ориентиры культурной политики. ~ М., 1995. С. 49−97.
  270. Е.Ю. Выступление перед членами Федерального совета по культуре и искусству 19 февраля 1996 г.// Ориентиры культурной полигики. 1996. № 4. С. 3−40.
  271. Е.Ю. Российская культура девяностых и ответственность государства// Независимая газета от 21 марта 1997.
  272. Сидоров Е. Ю, Культура и развитие: поставить культуру в центр концепции развития (Доклад министра культуры)// Ориентиры культурной политики. 1997. № 5. С. 3−23.
  273. И.Н. «Поиск веры» в менталитете молодежи России// Русская ментальность как социально-философская проблема. Орел. 1998.
  274. В.М. Нужна ли нам культура? Культура России: возрождение или упадок?// Вестник Клуб «Реалисты», 1997. № 34. С. 16−20.
  275. Е. Без любви к вере предков народ погибает// Российская газета от 21 ноября 1992.
  276. Управление культурой в условиях рыночной экономики (Сост. В.А. Лапшин)// Актуальные проблемы культурной политики. Информационный бюллетень № 12 ГИВЦ МК РФ. М., 1992.
  277. Философия, культура, образование (материалы «круглого» стола)// Вопросы философии. 1999. № 3. С. 3−54.
  278. А. О новой культурной политике России// Общественные науки и современность. 1994. № 5. С. 14−25.162
  279. Флиер, А Культурогенез в истории культуры// Общественные науки и современность. 1995. № 3. С. 137−148.
  280. Флиер АЖ Современная культурология: объект, предмет, структура// Общественные науки и современность. 1997. № 2. С. 124−145.
  281. А. Культура как фактор национальной безопасности// Общественные науки и современность. 1998. № 3. С. 181−187.
  282. СЛ. Смысл нового христианства// Русский путь. Т. 1. -СПб., 194.
  283. А.С. Об общественном воспитании в России// Школа духовности. 1998. № 3.
  284. Е.П. Современная культура России: проблемы развития. -М., 1996. № 1.
  285. А. Шесть слагаемых политической реформы// Российские вести от 29 января 1993.
  286. П.Ю. «Генофонд культуры»: взгляд из археологического раскопа// Человек. 1998. № 1. С. 21−23.
  287. В. Мы платим культурой за характер реформ// Культура от 10 апреля 1993.
  288. Чучгм-Русов А. Е. Культурный плюрализм// Общественные науки и современность. 1996. № 2. С. 165−174.
  289. С. В. Разработка территориальных программ в сфере культуры// Ориентиры культурной политики. 1993. № 7.
  290. . Противостояние духа/./ Конец столетия. Предварительные итоги. Вып. 1. -М., 1993.
  291. П.М. Комплексные региональные программы сохранения и использования культурного и природного наследия// Ориентиры культурной полигики. 1994. № 3.163
  292. V. Диссертации, а авторефераты
  293. Т.О. Культура как ценность: социально-философский анализ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Саратов, 1998.
  294. Н.С. Город как объект культурологического исследования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологических наук. -М., 1998.
  295. ИМ. Культурная политика в условиях переходного периода: федеральный и региональный аспект. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 1997.
  296. ОМ. Культурная политика государства в условиях реформирования общества. Диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук. М., 1997.
  297. Е.В. Региональная политическая культура. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук.-М., 1998.
  298. В.А. Организованные типы современной культуры. Диссертация на соискание ученой степени доктора культурологических наук. -М., 1998.
  299. В.Б. Методологические проблемы управления процессами развития культуры в социалистическом обществе. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 1982.
Заполнить форму текущей работой