Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Своеобразие художественного психологизма в романах Г.И. Газданова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в публикациях, а также докладывались и обсуждались на IV-x и V-x Всероссийских чтениях, посвященных братьям Киреевским «Оптина пустынь и русская культура» (Калуга, 2001, 2004), Международной научно-практической конференции «Наследие В. В. Кожинова и актуальные проблемы критики, литературоведения, истории, философии» (Армавир, 2002… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЗМ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ Г. И. ГАЗДАНОВА
    • 1. Проблема художественного психологизма в науке о литературе
    • 2. Опыт осмысления личности в литературно-критическом наследии
  • Г. И. Газданова
  • ГЛАВА II. СВОЕОБРАЗИЕ ПСИХОЛОГИЗМА В «РУССКОМ» ПЕРИОДЕ ТВОРЧЕСТВА Г. И. ГАЗДАНОВА
    • 1. Мифопоэтика художественного сознания Г. И. Газданова в романе
  • Вечер у Клэр"
    • 2. Новое соотношение осознанных и бессознательных начал
    • 3. «Душевный город» в романе «Призрак Александра Вольфа»
  • ГЛАВА III. СВОЕОБРАЗИЕ ПСИХОЛОГИЗМА ВО «ФРАНЦУЗСКОМ» ПЕРИОДЕ ТВОРЧЕСТВА Г. И. ГАЗДАНОВА
    • 1. Сюжетно-композиционные формы психологизма
    • 2. Психология литературного героя в аспекте философии поступка
    • 3. Своеобразие притчевого сознания Газданова-романиста

Своеобразие художественного психологизма в романах Г.И. Газданова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема художественного психологизма, его истории и сущности, является одной из важнейших и интереснейших проблем в литературе XX века. В художественной антропологии современного текста изменились природа и структура взаимообусловленных категорий личности, характера, пространства, времени, истины. Язык в целом оказался огромным экспериментальным полем, на котором были поставлены уникальные опыты с человеческим сознанием и художественной реальностью. При всем различии и многообразии точек зрения на проблему психологизма, исследователи сходятся во мнении, что авторы-новаторы в XX веке искали и находили совершенно особые, не применявшиеся ранее способы исследования внутреннего мира человека. Одним из таких «генераторов» нового психологизма явился Г. И. Газданов, чьи произведения созидались в парижской эмиграции «первой волны». Секрет «загадочного», «магического» очарования его прозы заключается прежде всего в концентрации в ней многих эстетических, философских и даже научных открытий своего времени. Не случайно критической рефлексией часто использовался каламбур, связанный с фамилией писателя: Газданов — неразгадан [1].

Творчество Гайто (Георгия Ивановича) Газданова — яркая и все более осваиваемая читателями и литературоведением страница русской зарубежной литературы. За последние десять лет, что существует газдановедение, об этом художнике написано, пожалуй, больше, чем о ком-либо другом из авторов «незамеченного поколения».

Исследование творческого наследия автора шло в несколько этапов. Вслед за Ю. В. Матвеевой [2], с учетом необходимых новейших дополнений, выделим три вехи литературно-критического освоения творчества художника, сохраняющие актуальность и на сегодняшний день.

1) Критика времен самого Газданова, представленная многочисленными именами литераторов русского зарубежья, среди которых были: В. Ходасевич и Г. Адамович, М. Осоргин и Б. Зайцев, М. Слоним и Н. Оцуп, В. Варшавский и В. Вейдле, а также С. Савельев, М. Горлин, А. Бахрах, JI. Ржевский [3].

2) Книга первого библиографа и литературоведа, американского исследователя творчества Газданова Ласло Диенеша «Russian literature in exile: The life and work of Gajto Gazdanov» (Munchen, 1982) с последующим переводом на русский язык в 1995 году [4].

3) С 1996 года — настоящий научно-исследовательский «бум» в газдановедении, когда было осуществлено издание трехтомника сочинений Г. И. Газданова. С этого момента защищаются кандидатские диссертации, исследующие творческую деятельность писателя (по литературоведению, философии и педагогике), появляются рецензии на его произведения, проводятся конференции, посвященные проблемам изучения его романов и рассказов, издаются монографии и учебные пособия С. М. Кабалоти (1998), Ю. В. Бабичевой (2002), О. Орловой (2003), публикуются статьи о жизни и творчестве Газданова (работы Ю. В. Матвеевой, JI.B. Сыроватко, Ю. Д. Нечипоренко, А. Г. Черчесова, С. С. Никоненко, М. А. Васильевой, Т. Н. Красавченко, А. Б. Мзокова, О. М. Орловой, А. В. Мартынова, A.M. Зверева, М. С. Новикова, С. Р. Федякина, Т. Семеновой, И. Сухих, В. А. Боярского и др.) [5].

Зреющая популярность Газданова в читательских кругах и открытие новых биографических фактов способствуют возникновению дополнительных аспектов изучения его литературного наследия и подвигают ученых на дальнейшие искания, стимулируя тем самым появление все новых и новых работ о творчестве выдающегося художника.

В целом газдановедение достигло значительных успехов в решении проблемы художественного мышления писателя, системы повествования, особенностей поэтики, в постижении сложности Газданова-философа, в осмыслении связей творчества писателя с широким литературным и культурным контекстом.

Но, несмотря на такой «взрыв» интереса к литературному наследию писателя, в газдановедении существует ряд сфер, обойденных вниманием исследователей, или малоизученных, которые в силу специфики творчества писателя требуют углубленного постижения. На периферии научного интереса остается вопрос о художественном психологизме Газданова.

Нельзя сказать, что вопрос об особенностях художественного психологизма совсем выпал из поля зрения критиков, исследователей. К примеру, еще Г. Адамовичу в рецензии на роман «Полет» (1939) удается уловить «нестандартность» художественной антропологии писателя: «Газданов и не гонится за психологическими редкостями. Главное у него не люди, а то, что их связывает, то, чем заполнена пустота между отдельными фигурами, — бытие, стихия, жизнь, не знаю, как это назвать» [6]. Первый биограф и исследователь творчества Газданова, Ласло Диенеш, словно полемизируя с Адамовичем, назовет «Полет» «одним из самых утонченных произведений Газданова-психолога», в котором дается тончайший анализ «психологического существования» героев, самых потаенных чувств и мыслей [7]. Стоит отметить, что работа Диенеша «Russian literature in exile: The life and work of Gajto Gazdanov» имела большое значение для последующего исследования психологической прозы писателя, так как в ней обозначились ориентиры и пути для дальнейших изысканий.

Отдельные ссылки на проблему психологизма содержатся в научных работах Ю. В. Матвеевой, Т. Семеновой, Ю. В. Бабичевой, В. Боярского. Однако целостного исследования, посвященного своеобразию художественного психологизма в прозе Газданова, до сих пор не создано. Между тем ощущается потребность в такой работе.

В периоды кризисов и исторических переломов, когда в обществе актуализируются проблемы ценностей, определяющих нормы поведения человека в социуме, особенно возрастает интерес к душевному миру личности. «Драгоценное знание человековедения» (В. Днепров) художественной литературы не только не устарело, но, напротив, умножило свою значимость в наши дни. Не случайно появление междисциплинарных исследований, которые группируются вокруг центральной темы: человек, личность, характер (обратим внимание на то, что истина художественная, безусловно, отличается от истины научной и нередко оказывается опережающей). Особенно важным для сознания современного человека, в душе которого отложился поучительный и трагический опыт новейшей истории, оказывается взгляд на человеческую природу русской литературы XX века, и, в частности, литературы «незамеченного поколения» — русского зарубежья. Важно отметить, что в творчестве Г. Газданова отразились широкая панорама довоенной и послевоенной жизни Европы и особое, драматическое существование российской эмиграции.

Кроме того, актуальность исследования заключается в том, что главное стилевое качество прозы Г. И. Газданова — психологизм — не был еще предметом специального изучения. Впервые в газдановедении творчество писателя исследуется в русле проблемы психологизма русской литературы, раскрывается своеобразие художественной антропологии в романистике писателя.

Объектом исследования является художественный психологизм романов Г. И. Газдановапредметом — признаки его проявления в структуре текста, авторские приемы манифестации и активизации.

Цель работы — путем прочтения и интерпретации опорных произведений Г. И. Газданова («русского» и «французского» периодов) исследовать своеобразие и роль художественного психологизма в общей стилевой системе писателя.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

— Дать определение термина «художественный психологизм», раскрыть его научную этимологию и тот смысл, который в него вкладывается в современном научном употреблении, рассмотреть важнейшие категории и приемы психологического изображения.

— Выявив место традиций психологизма в художественном пространстве XX века, проследить трансформацию классического психологизма, определить место Г. Газданова в типологической общности писателей-психологов.

— Исследовать духовную «психобиографию» Газданова — роман «Вечер у Клэр» — как метатекст по отношению к отдельным произведениям писателя. 9.

— Выявить типологические черты газдановского психологизма, характерные для «русского» и «французского» периода его творчества;

— Проанализировать методы и приемы, используемые Газдановым для глубокого и детального раскрытия внутреннего мира личности и позволяющие охарактеризовать художественный арсенал писателя-психолога.

Материалом исследования для решения поставленных задач послужили:

— романы 20−40-х годов «Вечер у Клэр» и «Призрак Александра в.

Вольфа", которые относятся к автобиографическим произведениям писателя (с известной долей условности), повествующие о событиях.

Гражданской войны и жизни в условиях эмиграции и благодаря своей «русской» тематике обозначенные нами как романы «русского» периода (при этом важно учитывать, что все произведения создавались писателем за границей);

— романы 50−60-х годов «Пилигримы» и «Пробуждение», которые создаются на французском материале и потому манифестированы нами как романы «французского» периода.

К анализу привлекаются также другие романы и рассказы, литературно-критические статьи писателя, его выступления на радио «Свобода».

Необходимо обосновать выбор текстов, взятых для аналитического прочтения. Наиболее важное место в нашем исследовании отведено первому роману писателя — «Вечер у Клэр» (1929). Этот роман является, по сути, метароманом по отношению к другим произведениям писателя, и именно в нем, как нам кажется, уже заложен ключ к художественному психологизму всех газдановских произведений, который поможет разгадать, что удерживает все 9 романов писателя в едином художественном континууме.

Идея «метароманного» единства в творчестве Газданова не является новой. Все романы писателя существуют независимо друг от друга, формально не объединены им в какие-либо сборники, не обозначены как циклы, в то же время они активно воспринимаются критиками и литературоведами в качестве таковых, то есть созданных в рамках единого творческого импульса [8]. Например, С. Семенова объединяет в трилогию романы Газданова «Вечер у Клэр», «История одного путешествия» и «Ночные дороги», выделяя в качестве «стержня», определяющего смысловое и формальное единство этих произведений, «автобиографическое, экзистенциальное» начало [9]. Ю. В. Бабичева также использует термин «автобиографическая трилогия», охватывая, правда, уже другие произведения: «Вечер у Клэр», «Призрак Александра Вольфа» и «Возвращение Будды». Исследователь предупреждает, что объединяет эти произведения по «не слишком корректному принципу», так как «все девять романов Газданова стоят на автобиографическом фундаменте». Выделенные Ю. В. Бабичевой три романа писателя сплачивает прежде всего «герой-повествователь: молодой русский эмигрант в Париже, недавний участник Гражданской войны в России» [10].

Между тем, обратившись к романам Газданова, нетрудно заметить, что межтекстовые связи и переклички на идейно-тематическом и мотивно-образном уровнях романов обнаруживаются не только между текстами, объединенными в трилогии, но и между другими произведениями писателя. Так, Т. Красавченко отмечает, что в творчестве Газданова присутствуют «этико-эстетические матрицы», благодаря которым существует возможность продолжения и домысливания фрагментов текстов, обнаруженных в архиве писателя. К одной из таких матриц исследователь относит «способность персонажей Газданова к преображению, «пробуждению», «перевороту» [11].

Одно из последних основательных исследований в области «метароманного» цикла Газданова — диссертация И. А. Дьяконовой «Художественное своеобразие романов Г. Газданова» [12]. Вслед за В. Ерофеевым, впервые употребившим термин «метароман» по отношению к произведениям В. Набокова в" своей статье «В поисках потерянного рая», вышедшей с подзаголовком «Русский метароман В. Набокова"[13], И. А. Дьяконова с целью определения жанровой природы романов Газданова рассматривает в качестве «метароманного» обобщения его творчества итоговый роман писателя — «Эвелина и ее друзья» [14].

Изучение творчества Газданова в русле проблемы художественного психологизма помогает нам определить тот устойчивый в его творчестве ансамбль, свойственный психологическому изображению, который явлен уже в дебютном романе «Вечер у Клэр»: мифологема «внутренней Вселенной» (преобразованная неомифологическим сознанием героя-повествователя художественная реальность), субъективация хронотопических форм, линии соотношения осознанных и бессознательных начал. душевной жизни героя (творческого дара, любви и переживания смерти). Газданов как писатель-психолог складывается уже в процессе создания его первого романа. Это подчеркивает современная Газданову критика. Не упуская из виду психологическое мастерство Газданова, Г. Адамович писал: «Если бы волею судеб книги Газданова не дошли до будущих читателей целиком, а сделались известными лишь в разрозненных частях, автор „Вечера у Клэр“ был бы, вероятно, включен в число самых оригинальных и крупных художников послереволюционного времени» [15].

По справедливому замечанию В. Ерофеева относительно метаромана В. Набокова, только изучение метаромана как системы позволяет создать адекватное представление о каждом романе писателя в отдельности [16]. Последующие за «Вечером.» остальные 8 романов Газданова оказываются вариантами психологического изображения, заявленного в его первом романе. Они соотносятся и перекликаются друг с другом, в каждом из них сохраняется обозначенный нами «антропологический» ансамбль, обнаруживается духовная близость героев. Внутренне родство, в котором состоят романы Газданова, создается главным образом за счет приема автоцитации, автореминисценции, когда возникший в романном повествовании мотив, сюжетный ход, образ, символ отсылает к образам и эпизодам другого романа. В связи с этим говорить об эволюции газдановского психологизма не приходится, так как со временем в его творчестве не происходит изменения психологического стиля, перемещается лишь акцент, идет экстенсивное развитие его психологического мастерства.

Во «французском» периоде творчества 50−60-х годов Газданов отходит от автобиографизма романов 20−40-х. Используя французский материал в романах «Пилигримы» и «Пробуждение», писатель еще более поднимается на общечеловеческий, «универсальный» уровень осмысления мира и человека. Интерес к этим произведениям в нашем исследовании обусловлен тем, что в них очевидны некоторые приметы обновления, связанные с углублением содержания, с процессом дальнейшего становления «универсализирующего психологизма» (JI. Дорофеева), в котором определяющим становится выявление универсальных архетипических категорий личности, генетической памяти, что приводит к использованию в качестве структурного центра притчи.

В основу методики нашего исследования положены принципы целостного анализа идейно-художественной структуры текста под углом зрения специфики психологизма в сочетании с историко-генетическим, и сравнительно-типологическим, культурологическим и биографическим подходами. Также в необходимой мере используются отдельные позиции семиотики и психоаналитические идеи в их нравственно-философском преломлении.

Данный научный подход сложился с опорой на теоретико-методологические принципы изучения литературного произведения, сформулированные в трудах крупнейших западных и отечественных ученых в области истории русской литературы XX века, сравнительной и исторической поэтики: М. М. Бахтина, Г. Д. Гачева, Д. С. Лихачева, Ю. В. Манна, Б. О. Кормана, Ю. М. Лотмана, В. Е. Хализева, Б. А. Успенского и др. В своем исследовании мы опирались на историю изучения художественного психологизма и на новейшие исследования в этой области: А. Б. Есина, JI.C. Выготского, Л. И. Тимофеева, Л. Я. Гинзбург,.

В.Д. Днепрова, В. Е. Хализева, Л. А. Колобаевой, A.M. Зверева, В.В.

Компанейца, Е. Г. Эткинда, И. Б. Ничипорова. Мы не упускаем из виду и некоторые общегуманитарные исследования, придающие новый ракурс интерпретации психологизма XX в.: работы М. М. Бахтина о «философии поступка», М. К. Мамардашвили об онтологических аспектах современного романного мышления (на материале прозы М. Пруста), А. Г. Асмолова о t личности как предмете психологического исследования, В. Руднева о «художественной реальности» в культуре XX в.- исследования Грузинской психологической школы (Д.Д. Узнадзе, А.Е. Шерозия) о роли бессознательного и его соотношении с сознанием в структуре личности и др.

При выборе подходов к вопросу об особенностях художественного психологизма в творчестве Г. И. Газданова мы учитывали результаты исследований газдановедов: Л. Диенеша, Ю. В. Бабичевой, Ю. Матвеевой, Л. Сыроватко, С. Семеновой, Ф. Геблера, И. Сухих, О. Орловой, В. Боярского и др.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ряд явлений и событий в науке и культуре XX века кардинально меняет перспективу мировоззрения современного человека, в результате чего границы «ландшафта души» (Ф. Степун) расширяются, становятся менее определенными и в то же время более глобальными, чем были в культурной антропологии XIX века. Это находит свое отражение в творчестве Газданова, чье стремление разглядеть во внутреннем «я» вселенское начало (Вяч. Иванов) было сопряжено с ключевыми свойствами символа или мифа. Мы устанавливаем, что конструктивным принципом психологизма в творчестве Газданова является символико-мифологический психологизм.

2. Актуальные социально-психологические коллизии XX века в творчестве Газданова осмыслены как «драма в кулисах души» (Н. Евреинов). В связи с этим психологизм становится основным способом художественного изображения мира и человека.

3. Основные черты художественной антропологии Газданова сформировались уже в первом его романе «Вечер у Клэр». Художественный психологизм Газданова как формально-содержательная основа его метода с течением времени не эволюционировал, а развивался экстенсивно, расширяя использование новых приемов: сюжетно-композиционных, хронотопических, притчевых.

4. Пафос целостности личности реализуется Газдановым в мифологеме «внутренней Вселенной», представленной в романе «Вечер у Клэр» и вариативно — в последующих романах писателя. Актуализируется взаимодействие сознательных и бессознательных сил в структуре личности героя, проявляясь как в виде антагонизма этих начал, так и в их синергии.

5. В романах «русского» и «французского» периодов Газданова психологически многозначен предметно-образный строй романов. Образы-символы и образы-архетипы определяют духовный путь героя. Указанные образы сочетаются с колористической символикой, ассоциативно* ритмическими рядами в повествовании, которые также психологически многозначны и раскрывают внутренний мир героев.

6. Сюжетно-композиционная манифестация психологизма в поздних «французских» романах Газданова явлена зеркальной схемой сюжета, особой ролью лейтмотива, поэтикой ракурса изображения, своеобразием хронотопа, позицией наблюдателя с ограниченной компетенцией, «кинематографическими» и монтажными приемами письма.

7. Во «французском» периоде творчества с помощью притчевых форм и категории поступка (в бахтинском значении) Газданову-романисту в удается еще глубже постичь онтологические законы бытия личности, выявить сущность современного сознания, его духовную первооснову, скрывающуюся за характером и какими-либо внешними проявлениями.

Научная новизна. В диссертации. впервые творчество Г. И. Газданова исследуется в русле дискуссионной проблемы в современной науке о литературе — проблемы художественного психологизма. Кроме того, научная новизна заключается и в многоаспектном системном анализе изучения психологизма Газданова, в исследовании авторских приемов манифестации и активизации психологизма (идейно-эстетические, сюжетно-композиционные, стилевые доминанты).

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что она позволяет расширить исследовательскую базу психологизма в русской литературе XX века. Практическая ценность результатов исследования обусловлена тем, что основные положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе при чтении лекционных курсов по истории русской литературы XX века, истории литературы русского зарубежья, в разработке спецсеминаров и спецкурсов по творчеству Г. И. Газданова.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в публикациях, а также докладывались и обсуждались на IV-x и V-x Всероссийских чтениях, посвященных братьям Киреевским «Оптина пустынь и русская культура» (Калуга, 2001, 2004), Международной научно-практической конференции «Наследие В. В. Кожинова и актуальные проблемы критики, литературоведения, истории, философии» (Армавир, 2002), конференции аспирантов Калужского госпедуниверситета «Философия в современном мире» (Калуга, 2002), IV Пушкинской конференции (Большие Вяземы, 2002), Международных научных конференциях «Творческая индивидуальность писателя: традиции и новаторство» (Элиста, 2003), «Малоизвестные страницы и новые концепции истории литературы XX века» (Москва, 2003, 2005), Института мировой литературы имени А. М. Горького Российской академии наук, посвященной 100-летию Гайто Газданова (Москва, 2003), IV-x и V-x Международных научных Зайцевских чтениях (Калуга, 2003, 2005), Всероссийской научной конференции «Художественный текст и культура» (Владимир, 2004), Международных научных конференциях «Художественный текст и текст в массовых коммуникациях» (Смоленск, 2004), «Культура против терроризма: роль культуры в развивающемся обществе» (Калуга, 2005). Также некоторые положения диссертации использованы при проведении лекций и семинаров со студентами Калужского государственного педагогического университета им. К. Э. Циолковского по культурологии. Всего по теме диссертации опубликовано 12 научных статей, одна находится в печати.

Структура и объем диссертации

обусловлены спецификой изучаемой проблемы, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Библиография включает 247 наименований. Объем диссертации — 201 страница.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Блок А. А. О литературе. М.: Худож. лит., 1989. С. 225−226.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. И. Собрание сочинений: В 3 т. М.: Согласие, 1999.
  2. Г. И. <Когда я вспоминаю об Ольге. > // Возвращение Гайто Газданова. Материалы научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения писателя. М., 2000. С. 207−238.
  3. Г. И. Заметки об Эдгаре По, Гоголе и Мопассане // Воля России. 1929. Кн. 5/6.
  4. Г. И. Знакомство Маргариты // Возвращение Гайто Газданова. Материалы научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения писателя. М., 2000. С. 248−250.
  5. Г. И. Из «Дневника писателя»: три передачи на радио «Свобода» //Дружба народов. 1996. № 10. С. 173−184.
  6. Г. И. Комментарии к роману «Пилигримы» // Другие берега. 1992. № 1. С. 110−115.
  7. Г. И. О нашей работе № 2. Из серии передач на радио «Свобода» // Возвращение Гайто Газданова. Материалы научнойконференции, посвященной 95-летию со дня рождения писателя. М., 2000. С. 300−302.
  8. Г. И. О Поплавском // Юность. 1990. № 10.
  9. Г. И. Письма к А.В. Бахраху // Возвращение Гайто Газданова. Материалы научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения писателя. М., 2000. С. 292−293.
  10. Г. И. Письма к Б.К. Зайцеву // Возвращение Гайто Газданова. Материалы научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения писателя. М., 2000. С. 282−286.
  11. Г. И. Письма к М.А. Алданову // Возвращение Гайто Газданова. Материалы научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения писателя. М., 2000. С. 286−292.
  12. Г. И. Письма к М.М. Карповичу // Возвращение Гайто Газданова. Материалы научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения писателя. М., 2000. С. 293−295.
  13. Г. И. Письмо к Г.В. Адамовичу // Возвращение Гайто Газданова. Материалы научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения писателя. М., 2000. С. 296−300.
  14. Г. И. Последний день // Возвращение Гайто Газданова. Материалы научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения писателя. М., 2000. С. 251−270.
  15. Г. И. Черная капля // Возвращение Гайто Газданова. Материалы научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения писателя. М., 2000. С. 243−247.
  16. Г. Вклад русской эмиграции в мировую культуру. Париж, 1961.
  17. Г. Комментарии. Вашингтон, 1967.
  18. Г. Памяти Газданова // Новое русское слово. 1971. 11 декабря.
  19. Г. Одиночество и свобода. Нью-Йорк, 1955.
  20. Н. «Картинки» Сергея Солоуха // Дружба народов. 2000. № 5.
  21. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
  22. Э. Мимесис. М., 1976.
  23. К. Стихотворения. Л., 1969.
  24. А.В. Бунин в халате. По памяти, по записям. М.: Вагриус, 2005.
  25. М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. 1984−1985 гг. М., 1986.
  26. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
  27. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  28. А. Символизм как миропонимание. М., 1994.
  29. Н.Н. Курсив мой: Автобиография. М.: Согласие, 1999.
  30. Н.А. Метафизика пола и любви // Русский Эрос, или Философия любви в России. М., 1991.
  31. Н.А. Новое средневековье: Размышления о судьбе России и Европы. М., 1991.
  32. А. Собр. соч.: В 8 т. М.- Л., 1960−1963.
  33. В.А. Поэтика прозы Гайто Газданова 1940-х годов: Дисс. канд. филол. наук. Томск, 2003.
  34. И.А. Собр. соч.: В 6 т. М., 1996.
  35. В. Незамеченное поколение. Нью-Йорк, 1955.
  36. В. «Новая проза» Газданова // Новая русское слово. 1977. 30 января.
  37. М.С. Записи военных лет // Новый мир. 1990. № 5.
  38. Л.С. Психология искусства. М., 1968.
  39. Газданов и мировая культура. Сборник научных статей. Калининград, 2000.
  40. О.Е. Художественные функции имен собственных в прозе Г. Газданова // Проблемы региональной ономастики: Материалы 2-ой межвузовской научно-практической конференции. М., 2000. С. 66−69.
  41. .Е. Души изменчивой приметы. М.: Сов. писат., 1974.
  42. А. Сновидение // Ключевые понятия психоанализа / Под ред. В. Мертенса. СПб., 2001. С. 144−148.
  43. Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М., 1995.
  44. С.И. Программа поэтики нового века (о теоретических поисках В. Я. Брюсова 1890 гг.) / Серебряный век в России. Избранные страницы. М.: Радикс, 1993.
  45. Л. О психологической прозе. Л.: Сов. писат., 1977.
  46. Искусство слова: сб-к статей к 80-летию Д. Д. Благого. М., 1973. С. 376 388.
  47. М. Похвальное слово Гайто Газданову // Руль. 1930. 30 марта.
  48. П.П. О стиле Л. Толстого. Л., 1971.
  49. Г. А. Пушкин и русские романтики. Саратов, 1965.
  50. Г. А. Реализм Гоголя. М., 1959.
  51. Л. Гайто Газданов: жизнь и творчество (Перев. с англ. Т. Салбиева). Владикавказ, 1995.
  52. Л. Письма Гайто Газданова в Бахметьевском архиве Колумбийского университета // Возвращение Гайто Газданова. Материалы научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения писателя. М., 2000. С. 282−282.
  53. В. Идеи, страсти, поступки: из художественного опыта Достоевского. М., 1978.
  54. В.Д. С единой точки зрения. М.: Сов. писат., 1989.
  55. В.Д. Черты романа XX века. М. Л.: Сов. писат., 1965.
  56. Л.Г. Проблемы психологизма в советской прозе 6070-х годов и повести В. Распутина: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1989.
  57. Р.В. Велимир Хлебников. Природа творчества. М., 1990.
  58. И.А. Художественное своеобразие романов Г. Газданова: Диссертация. канд. филол. наук. Северодвинск, 2003.
  59. О. «Ночные дороги» Гайто Газданова (Опыт анализа лирического романа) // XX век. Проза. Поэзия. Критика. М.: МГУ, 1998.
  60. Н.Н. Оригинал о портретистах. М., 1922.
  61. А.Б. О двух типах психологизма / Чехов и Толстой. М.: Наука, 1980.
  62. В.М. Экзистенциальные мотивы в творчестве писателей «незамеченного поколения» русской эмиграции (Б. Поплавский, щф Г. Газданов): Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1999.
  63. . «Вечер у Клэр» Г. Газданова // Россия и славянство. 1930. 22 марта.
  64. Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994.
  65. Г. Распад атома / Иванов Г. Собр. соч.: В 3 т. М.: Согласие, 1994. Т. 2. С. 5−34.
  66. В. Федор Сологуб «недобрый» и загадочный // Возрождение. 1965. № 158.
  67. И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин, Ремизов, Шмелев. М., 1991.
  68. М. Эго // Ключевые понятия психоанализа / Под ред. В. Мертенса. СПб., 2001.
  69. С.М. Поэтика прозы Г. Газданова 20−30-х гг. СПб., 1998.
  70. И.П. Словарь авторологических терминов. Йошкар-Ола, 2003.
  71. Т. Смысл лица: Русский портрет второй половины XIX века: Опыт самопознания личности. СПб.: «Алетейя», 2000.
  72. В.А. Русский реализм начала XX века. М.: Наука, 1975.
  73. Х.Э. Словарь символов. М., 1994.
  74. Ким Се Унг. Жанровое своеобразие романов Г. Газданова 1930-х гг.: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1996.
  75. А. Притчи. М., 1994.
  76. JI.A. Русский символизм. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.
  77. В.В. Русская социально-философская проза 197 080-х годов. Саратов, 1994.
  78. .О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.
  79. Т.Н. Газданов-экзистенциалист. Два рассказа и фрагмент из архива в Гарварде // Возвращение Гайто Газданова. Материалы научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения писателя. М., 2000. С. 239−243.
  80. Краткий психологический словарь / Сост. JI.A. Карпенко. М., 1985.
  81. И.В. Коммуникативная стратегия притчи в русских повестях XVII—XIX вв.еков. Новосибирск, 2003.
  82. И.Р. Подлинная реальность Гайто Газданова и Мирчи Элиаде // Возвращение Гайто Газданова. Материалы научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения писателя. М., 2000. С. 169−178.
  83. Леви-Стросс К. Структура мифов // Вопросы философии. 1970.7.
  84. Д. Внутренний мир художественного произведения // Вопр. лит. М., 1986. № 8. С. 76−77.
  85. Д.С. Размышления над романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» 7/ Новый мир, № 1. 1988.
  86. Ю.М. Миф — имя культура // Семиосфера. СПб., 2000.
  87. Ю.В. Бунин. М., 1994.
  88. М. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). М., 1995.
  89. О. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1991.
  90. Ю.В. Поэтика русского романтизма. М.: Наука, 1976.
  91. А.В. Русское зарубежье в контексте западноевропейской культуры (творчество Гайто Газданова) // Автореф. дис. канд. философских наук. М., 2001.
  92. Стиль. Екатеринбург, 1996.
  93. Ю. Художественное мышление Г. Газданова: Дисс. канд. филол. н. Екатеринбург, 1996.
  94. Матвеева Ю. Экзистенциальное начало в творчестве
  95. Г. Газданова // Дарьял. 2001. № 2.
  96. Е.А. Творчество Л.Андреева: особенности психологизма и жанровые модификации: Автореф. дис. д-ра филол. наук. М., 1995.
  97. Г. В. Духовно-смысловые связи повестей романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени. Автореф.дисс. канд. филол. н. М., 2000.
  98. В. Собр. соч. русского периода в 5 т. СПб., 2000.
  99. Д.А. Сон, заветных исполненный знаков. М., 1991.
  100. Ю.Д. Таинство Газданова // Возвращение Гайто Газданова. Материалы научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения писателя. М., 2000. С. 179−186.
  101. С.С. Гайто Газданов: проблема понимания // Возвращение Гайто Газданова. Материалы научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения писателя. М., 2000. С. 194−204.
  102. И.Б. Поэзия темна, в словах не выразима. Творчество И. А. Бунина и модернизм. М.: Метафора, 2003.
  103. И.В. На берегах Невы. М., 1988.
  104. И.В. На берегах Сены. М., 1989.
  105. О. Гайто Газданов. М.: Мол. гвардия, 2003. (Жизнь замечат. людей: Сер. биогр.- Вып. 870).
  106. О.Н. Достоевский и русский психологический роман. Кишинев, 1981.
  107. М. «Вечер у Клэр» // Последние новости. 1930. 6 февраля.
  108. М. Книга Чисел // Последние новости. 1930. 20 марта.
  109. М. О «молодых писателях» // Последние новости. 1936. 19 марта.
  110. М. О душевной опустошенности // Последние новости. 1936. 10 августа.
  111. Н. Гайто Газданов. Вечер у Клэр. // Числа. 1930. Кн. 1.
  112. Е.В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке- Семантика нарратива). М., 1996.
  113. . Из дневников // Звезда. 1993. № 7. С. 17−28.
  114. . Стихотворения. Томск, 1997.
  115. И. Ремизов и Газданов: мифологическое сознание //www.hrono.ru/proekty/gazdanov
  116. А. Теоретическая поэтика. М., 1990.
  117. М. Из 7-томного цикла «В поисках утраченного времени»: Т. 1. В сторону Свана / Пер. с фр. А.А. Франковского- Т. 2. Под сенью девушек в цвету / Пер. с фр. А. В. Федорова. СПб., 2000.
  118. М.М. Психоанализ в России // Ключевые понятия психоанализа / Под ред. В. Мертенса. СПб., 2001. С. 297−311.
  119. Л. Памяти Г. И. Газданова // Новый журнал. 1972. Кн. 106.
  120. В. Морфология реальности. М., 1996.
  121. В. Прочь от реальности. Исследования по философии текста. М.: Аграф, 2000.
  122. В. Словарь культуры XX века. М., 1997.
  123. С. Г. Газданов: История одного путешествия // Современные записки. 1939. Кн. 68.
  124. Д.Л. Рассказ Газданова «Панихида» и религиозные корни творчества // Возвращение Гайто Газданова. Материалы научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения писателя. М., 2000. С. 187−193.
  125. А.П. Новое мифотворчество: У. Б. Йейтс и Дж.
  126. Е.С. «Неслыханная простота» притчи // Себежко Е. С. От Конрада до Хилл. Этапы развития английской новеллы конца XIX—XX вв.ека. Калуга, 2000. С. 232−250.
  127. О. Притча и русский роман // Искусство кино. № 4. 1994. С. 11−17.
  128. С. Путешествие по «беспощадному существованию» (Гайто Газданов) // Семенова С. Русская поэзия и проза 1920−1930-х годов. Поэтика — Видение мира Философия. М., 2001.
  129. Т.О. Система повествования Г.И. Газданова: Автореф. дис. канд. филол. наук. СПб., 2001.
  130. О.В. Психологизм творческой индивидуальности A.M. Ремизова: Автореф. дис. канд. филол. наук. Вологда, 1996.
  131. А.П. К вопросу о принципах построения пьес Чехова // Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.
  132. М. Гайто Газданов // Новое русское слово. 1971. 19 декабря.
  133. B.C. Смысл любви // Русский Эрос, или Философия любви в России. М., 1991.
  134. B.C. Сочинения. М., 1991.
  135. Ф. Капли крови. Избранная проза. М., 1992.
  136. Ф. Встречи. М., 1998.
  137. Ф.А. Николай Переслегин. Томск, 1997.
  138. И. Клэр, Машенька, ностальгия (1930. «Вечер у Клэр» Г. Газданова) // Звезда. 2003. № 4.
  139. Л. Газданов-романист // Газданов Г. Собр. соч.: В. 3-х т.Т.1. С. 657−668.
  140. Л.В. Принцип «Speculum speculorum» в романе Газданова «Призрак Александра Вольфа» // Возвращение Гайто Газданова. Материалы научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения писателя. М., 2000. С. 81−89.
  141. Ю.К. Человек 30-х годов // Числа. 1933. Кн. 7/8.
  142. В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.
  143. Д. Словарь символов. М., 2001.
  144. В., Рейстер Г. Глубинная герменевтика и теория когерентности // Ключевые понятия психоанализа / Под ред. В. Мертенса. СПб., 2001. С. 115−119.
  145. И.С. Полн. собр. соч. и писем. Письма. Т. 4. М.- Л.-1962.
  146. В.И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989.
  147. Т.П. Художественный психологизм в творчестве А.И. Куприна: традиции и новаторство: Диссертация. канд. филол. наук. Вологда, 1995.
  148. .А. Избранные труды. Т. 1: Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994.
  149. .А. Семиотика искусства. М., 1995.
  150. У.Р. Пути русского реализма. М., 1964.
  151. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.
  152. Т. Вечера у Клэр. По воспоминаниям моей мамы, Киры Николаевны Гамалея о годах юности // www.hrono.ru/proekty/gazdanov.
  153. P.M. Своеобразие психологизма в рассказах Всеволода Иванова (1920−1930-е гг.): Автореф. дис. канд. филол. наук. Ставрополь, 2004.
  154. Т.Ю. О психологизме в современной советской прозе. Л., 1988.
  155. В. Некрополь. М., 1991.
  156. М.Б. Толстой как художник. М., 1965.
  157. Н.Д. Гайто Газданов. Владикавказ, 1998.
  158. Е.В. Роман Газданова «Призрак Александра Вольфа». Попытка кинематографического прочтения Возвращение Гайто Газданова. Материалы научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения писателя. М., 2000. С. 102−117.
  159. А.П. Проза и поэзия серебряного века. Калуга, 1993.
  160. С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. М., 1979.
  161. З.Н. В поисках Набокова. Отражения. М., 1991.
  162. А.Е. Психоанализ и теория неосознаваемой психологической установки: итоги и перспективы // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т. 1. Тбилиси, 1978. С. 37−67.
  163. В. Проза как поэзия. СПб., 1998.
  164. А. Бессознательное // Ключевые понятия психоанализа
  165. Под ред. В. Мертенса. СПб., 2001. С. 120−126.
  166. О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Гештальт и действительность. М., 1993.
  167. М.Ю. Газданов и Набоков // Возвращение Гайто Газданова. Материалы научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения писателя. М., 2000. С. 15−24.
  168. Эмигранты. Поэзия русского зарубежья. Ростов-на-Дону, 2004.
  169. А. Эрос невозможного: Развитие психоанализа в России. М., 1994.
  170. Е.Г. Там, внутри: О русской поэзии XX века. СПб., 1997.
  171. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1998.
  172. В. Поля Елисейские // Звезда. 1991. №№ 9, 10, 11.
  173. Dienes L. Russian literature in exile: The life and work of Gajto Gazdanov. Munhen, 1982.
Заполнить форму текущей работой