Совершенствование подрядных отношений в дорожном хозяйстве Российской Федерации
Исследования. Одним из атрибутов реализации имеющегося потенциала экономического роста в России становится модернизация и значительное расширение сети автомобильных дорог страны. В условиях развития рыночных отношений дорожное хозяйство требует новых подходов к регулированию взаимоотношений между всеми участниками инвестиционного процесса — инвесторами, заказчиками, застройщиками… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Роль и место подрядных отношений в повышении эффективности деятельности дорожного хозяйства России
- 1. 1. Состояние дорожного хозяйства России на современном этапе
- 1. 2. Оценка существующей практики проведения подрядных торгов в дорожном хозяйстве
- 1. 3. Организационно-экономические проблемы подрядных дорожных организаций
- Глава 2. Вопросы совершенствования подрядных отношений в дорожном хозяйстве России
- 2. 1. Предпосылки развития отраслевой системы ценообразования
- 2. 2. Оптимизация функционирования системы конкурсного размещения государственных заказов на дорожные работы
- 2. 3. Поддержка формирования инфраструктурной сферы, осуществляющей инженерно-консультационное сопровождение инвестиционных проектов
- Глава 3. Мероприятия по учреждению паспортизации и присвоению рейтинга дорожным организациям как факторы совершенствования подрядных отношений в отрасли
- 3. 1. Основные принципы паспортизации и определения рейтинга предприятий дорожного хозяйства
- 3. 2. Методика определения рейтинга подрядных дорожных организаций
- 3. 3. Организационный механизм паспортизации и присвоения рейтинга предприятиям отрасли
Совершенствование подрядных отношений в дорожном хозяйстве Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Одним из атрибутов реализации имеющегося потенциала экономического роста в России становится модернизация и значительное расширение сети автомобильных дорог страны. В условиях развития рыночных отношений дорожное хозяйство требует новых подходов к регулированию взаимоотношений между всеми участниками инвестиционного процесса — инвесторами, заказчиками, застройщиками, проектировщиками и подрядными организациями. Главным условием их успешного функционирования является обеспечение эффективной (рентабельной) деятельности. Достижение этой цели зависит в основном от разработки механизма регулирования их взаимоотношений. Сфера регулирования взаимоотношений между всеми действующими лицами инвестиционного проекта огромна, однако центральное место в ней занимают отношения в системе «заказчик — подрядчик» или подрядные отношения. Общее улучшение экономической ситуации в стране, постепенное снижение темпов инфляции, с одной стороны, и устойчивая тенденция роста масштабов конкурсного размещения государственных заказов на дорожные работы — с другой, создают необходимые предпосылки обстоятельного изменения организации взаимоотношений контрагентов и их главного инструмента — подрядных торгов.
Несмотря на некоторый прогресс в области конкурсного размещения заказов на дорожные работы, все еще встречаются случаи низкого качества формирования тендерной документации службами заказчика, необоснованно ограниченный круг участников торгов, привлечение к конкурсам неквалифицированных хозяйствующих субъектов, нечеткие принципы выбора победителей. Предприятия слабо защищают свои права, избегая вступать в конфликт с заказчиками, размещающими подряды. Конкурсы еще не стали объектом пристального внимания уполномоченных федеральных органов, администраций регионов, общественности, средств массовой информации. На сегодняшний день во многих регионах отсутствуют сведения о том, где и когда проводятся торги, куда обратиться, чтобы ознакомиться с планом их проведения, нормативной или методической литературой, достоверными данными о дорожно-строительных и проектных организациях, об инжиниринговых и консультационных фирмах. Многие организационные, финансово-экономические и методические проблемы подрядных отношений и проведения торгов в частности еще не получили подобающего решения. Несомненно, что высокая эффективность результатов конкурсов может быть достигнута, только когда все действующие лица в совершенстве владеют технологиями и методами работы при организации и проведении торгов. Объективная необходимость рассмотрения аспектов совершенствования подрядных отношений предопределяет актуальность выбранной темы исследования.
Цель диссертационной работы — разработка и научное обоснование рекомендаций и мероприятий по совершенствованию подрядных отношений в дорожном хозяйстве Российской Федерации.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач исследования:
• оценка состояния дорожного хозяйства России на современном этапе;
• изучение существующей практики проведения подрядных торгов в дорожном хозяйстве и уточнение понятия подрядных отношений;
• анализ факторов, формирующих единую нормативно-правовую и методическую базу подрядных отношений;
• выявление резервов повышения уровня организации производственно-хозяйственной деятельности предприятий отрасли и определение его влияния на систему взаимоотношений «заказчик-подрядчик»;
• раскрытие способов оптимизации системы конкурсного размещения государственных заказов на дорожные работы;
• обоснование целесообразности паспортизации предприятий дорожного хозяйства в конкурентной среде;
• разработка методики определения рейтинга подрядных дорожных организаций.
Предметом исследования выступают факторы, повышающие эффективность функционирования дорожного хозяйства России за счет совершенствования подрядных отношений в отрасли.
Объектом исследования являются российские дорожные организации, службы заказчика (подразделения Федерального Дорожного Агентства (ФДА) Минтранса РФ), размещающие подряды на конкурсной основе, а также процессы взаимодействия между указанными контрагентами.
Теоретической базой диссертационной работы послужили труды ведущих ученых и практиков по проблемам организации и проведения подрядных торгов в строительстве: Дорожкина В. Р., Гасилова В. В., Дидковского В. М., Шакирова Р. Б. и др., а также законодательные и нормативные акты и инструктивно-методические материалы федерального и регионального уровней.
Методологическую основу исследования составили общенаучные приемы анализа и синтеза, методы сплошного и выборочного обследования, обобщения, сравнения, метод многомерного рейтингового анализа, метод анкетирования экспертов.
Научная новизна работы заключается в определении перспективных направлений по совершенствованию подрядных отношений в дорожном хозяйстве, нацеленных на повышение эффективности функционирования отрасли.
На защиту выносятся полученные автором наиболее существенные результаты диссертации, обладающие научной новизной:
• уточнение термина «подрядные отношения»;
• установление принципа снижения стоимости жизненного цикла дорожного объекта на всех его фазах как главного критерия выбора исполнителя государственного заказа;
• инструкции по паспортизации предприятий дорожного хозяйства России в современных рыночных условиях хозяйствования;
• методика определения и механизм использования рейтинга подрядных дорожных организаций.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности применения предложенных автором рекомендаций и мероприятий по совершенствованию подрядных отношений в дорожном хозяйстве государственными органами власти при реализации реформ, направленных на повышение эффективности функционирования отрасли и, как следствие, на улучшение количественных и качественных параметров сети российских автомобильных дорог. Помимо этого данная работа во многом служит отправным пунктом для дальнейших, более глубоких исследований в области взаимоотношений контрагентов и подрядных торгов.
Разработанная методика определения рейтинга подрядчиков позволяет значительно упростить (заменить) процесс предварительной квалификации к конкурсам на производство дорожных работ и, тем самым, сократить время проведения и снизить стоимость организации подрядных торгов.
Апробация работы. Основные положения и результаты диссертации докладывались и обсуждались на 60-й и 61-й научно-методических и научно-исследовательских конференциях МАДИ (ГТУ), а также на Всероссийской научно-практической конференции «Подрядные торги в России. Опыт, проблемы, перспективы развития» (Москва 17−18 июня 2003 г.) и на XXXVIII научной конференции аспирантов, преподавателей и молодых ученых инженерного факультета РУДН.
Публикации. По результатам выполненных исследований опубликовано 5 работ общим объемом 2,4 печатных листа.
Реализация работы. Предложенная автором методика определения рейтинга подрядных дорожных организаций рассмотрена, одобрена и принята к использованию при проведении предварительного квалификационного отбора к подрядным торгам 2005 г. на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог Московской области.
Отдельные положения диссертации применяются в учебном процессе на кафедре экономики и управления предприятием инженерного факультета РУДН при чтении курса «Управление проектами».
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, основных выводов и рекомендаций, списка использованной литературы из 124 наименований и содержит 163 страниц текста, 18 таблиц, 4 рисунка, 3 приложения на 52 страницах.
Заключение
.
Диссертация является законченной научно-исследовательской работой, которая позволяет сделать следующие основные выводы.
1. Отсутствие или плохое состояние отдельных участков автомобильных дорог, с одной стороны, и перегрузка магистралей у важнейших транспортных узлов, с другой, выступают факторами, сдерживающими подъем национальной экономики. Наличие благоустроенной сети дорог является необходимым и обязательным условием социально-экономического развития России, поскольку производственные и торговые структуры непосредственно зависят от размеров, состояния и надежности автодорожной сети государства. Крайне негативное влияние на количественные и качественные параметры отечественной сети автодорог оказывают неправильное отношение к дорожным вопросам российских властей и общества и, как следствие, острая нехватка финансовых ресурсов на ее модернизацию. Постоянно изменяющееся законодательство в части источников образования бюджетных финансовых ресурсов, направляемых на обеспечение функционирования и развитие автомобильных дорог, привело за последнее время к их резкому сокращению. В отличие от реализации инвестиционных проектов в промышленно-гражданском секторе экономики, основой для нормального функционирования дорожного хозяйства является стабильное многолетнее финансовое обеспечение на установленном уровне. Поэтому успешное развитие автомобильно-дорожной сети должно осуществляться на основе долгосрочных государственных программ, увязанных с соответствующими объемами финансового обеспечения.
2. Задача экономии бюджетных средств, выделяемых на развитие автомобильных дорог, тесно связана с вопросами повышения эффективности подрядных отношений, что подчеркивает важность диссертационного исследования. Подрядные торги являются универсальным инструментом оптимизации стоимости работ, сроков, качества и других параметров контракта через использование принципов конкуренции и экономической свободы предприятий, средством повышения эффективности государственных инвестиций, ограничения участия в производстве недобросовестных подрядчиков и важнейшим способом борьбы с коррупцией в рыночной экономике. Подрядные работы и услуги в дорожном хозяйстве коренным образом отличаются от товаров тем, что первых нет в наличии в момент проведения торгов, а это влечет за собой существенно более значительные риски при принятии решений. Поэтому подрядные торги заслуживают специального порядка проведения. Конкурсная система государственных закупок должна быть основана на принципах законности, гласности, справедливости, эффективности и подотчетности. Основное внимание при конкурсном размещении заказов уделяется механизму проведения торгов, а подрядные отношения не воспринимаются комплексно и часто отождествляются с контрактными отношениями, что препятствует повышению эффективности работы контрагентов. Поэтому автором предлагается следующая формулировка понятия подрядных отношений: Подрядные отношения — это процессы взаимодействия заказчика и подрядчика на всех стадиях инвестиционного цикла.
3. На сегодняшний день российское тендерное законодательство не соответствует произошедшим изменениям в инвестиционно-строительной сфере и не отвечает требованиям времени, главным образом, по причине его недостаточной согласованности. Действующая нормативно-правовая база во многом способствует возникновению различного рода рисков, которым подвержены действующие лица подрядных торгов. Также крайне актуальна и модернизация методического аппарата конкурсной системы в дорожном хозяйстве, которая должна быть направлена на создание логичного целостного комплекса методических документов, охватывающих все виды предметов торгов и все конкурсные процедуры.
4. Поскольку высокий уровень организации производственных и хозяйственных процессов на предприятиях дорожной отрасли, в котором, прежде всего, заинтересованы сами подрядчики, положительно сказывается на их взаимоотношениях с заказчиками (а значит, является приоритетом и для них), то за счет интеграции интересов контрагентов, в конце концов, в выигрыше оказывается все народное хозяйство. В диссертации выделено четыре основных направления, по которым должно происходить повышение эффективности работы дорожных организаций:
1) обеспечение их результативного функционирования за счет действенного внутрифирменного планирования их производственно-хозяйственной деятельности;
2) создание предпосылок для выработки оптимальной стратегии заключения договоров подряда и развития предприятия в условиях рыночных отношений за счет постоянных маркетинговых исследований;
3) поддержка надлежащего уровня технической оснащенности организаций и возможность обновления парка дорожно-строительной техники за счет расширения сферы использования ее лизинга и ускоренной амортизации;
4) разработка отраслевой и региональных программ кадровой политики в отрасли с целью повышения квалификации работников предприятий дорожного хозяйства.
5. Развитие системы ценообразования в дорожном хозяйстве должно происходить на основе полного учета всех составляющих ее элементов, а именно:
1) подсистемы сметного нормирования, как центрального звена;
2) подсистемы регистрации реального уровня цен и математико-статистической обработки результатов их постоянного мониторинга;
3) подсистемы текущих и прогнозных индексов цен к базисному уровню;
4) подсистемы автоматизации стоимостных расчетов с созданием программных комплексов регистрации и обработки ценовой информации;
5) подсистемы оперативного оповещения о текущем уровне цен с изданием периодических справочно-методических сборников.
Необходимо учитывать, что разработка главного элемента системы ценообразования — новой сметно-нормативной базы должна быть непрерывным во времени процессом, а не периодическим со значительными интервалами. Только таким образом можно обеспечить необходимый учет постоянно появляющихся новых материалов, машин, технологий и видов работ. Поэтому надо постоянно стремиться к сокращению отставания сметно-нормативной базы от современных технологий, которые предполагают эффективное использование производственных мощностей, снижение материалоемкости, повышение производительности труда и улучшение эксплуатационных характеристик вводимых объектов.
Важнейшая прикладная функция системы ценообразования — разработка внятных инструментов по предконкурсному определению предполагаемой рыночной цены дорожных работ, как со стороны заказчика (стартовой цены), так и со стороны претендентов, а также формирования договорной цены.
6. В целях создания возможностей дорожным организациям для полноценной подготовки фронта работ, техники и резерва дорожно-строительных материалов к строительному сезону, а также для гораздо более обоснованного годового планирования производственно-хозяйственной деятельности и, как следствие, для составления портфеля заказов, целесообразно проводить подрядные торги на производство дорожных работ до начала планового года (в 4-м квартале предшествующего). Учитывая, что уже после второго-третьего чтения в проект бюджета вносятся лишь незначительные поправки, то следует добиться, чтобы средства, предусмотренные в проекте бюджета будущего года на нужды дорожной отрасли, согласовывались в первостепенном порядке и не могли сокращаться при принятии окончательного варианта бюджета.
7. Разделяя объект торгов на лоты, надлежит руководствоваться спецификой дорожных работ, а также опытом и специализацией возможных оферентов. Оптимальная разбивка объекта на лоты, проводимая организатором конкурса с привлечением экспертов, может дать чрезвычайно большой эффект за счет:
• создания усиленной конкуренции между подрядными организациями;
• диверсификации рисков, связанных с невыполнением работ в срок;
• сокращения периода проведения конкурсов;
• снижения общей цены выставляемого на торги объекта.
8. Специфика дорожного хозяйства выдвигает свои требования к определению победителей подрядных торгов. Проведение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог не имеет аналогов в других отраслях, следовательно, и оценка претендентов проводится по уникальным критериям.
Экономические различия при ремонте городских магистралей и улиц по сравниваемым офертам могут быть оценены суммой затрат и потерь, связанных с выполнением дорожных работ и эксплуатацией объекта в течение срока, гарантируемого участником торгов. Экономии средств на содержание автодорог можно добиться при оптимальном распределении участков между подрядчиками за счет снижения транспортных затрат на доставку материальных ресурсов, перебазировку машин с мест их дислокации на участки работ, а также с одного участка на другой в процессе их обслуживания.
9. Рассматривая функционирование дорожного хозяйства страны в целом, становится очевидной настоятельная необходимость активного внедрения методологии управления проектами в практику работы отрасли. Причем главенствующим должен быть принцип снижения стоимости жизненного цикла дорожного объекта (эксплуатационных затрат) на всех его фазах (проектирование, строительство, ремонты, содержание).
10. Особую роль в повышении уровня подрядных отношений в дорожном хозяйстве должно сыграть развитие необходимых институтов инфраструктурной сферы, где центральное место отводится стоимостному инжинирингу. Стоимостной инжиниринг следует рассматривать в широком диапазоне на основе системного подхода, так как этот процесс охватывает все направления производства стоимостных расчетов и всех участников инвестиционного проекта. В нашей стране отдельно взятая фирма вполне может выполнять комплекс инжиниринговых услуг, как для заказчика, так и для генерального подрядчика, а также для субподрядных организаций. Целесообразность привлечения инжиниринговых фирм в качестве организатора подрядных конкурсов (аутсорсинг) определяется профессиональной сложностью выполнения этой работы.
11. Так как подсчет рейтинга целесообразно проводить на основе важнейших показателей паспорта современного предприятия, то наличие сходств, тесная связь и взаимодействие этих мероприятий предопределяют их рассмотрение в единой системе. Паспорт и лицензия для предприятия могут существовать параллельно (одновременно), тем более подразумевается, что паспорт — это документ строгой отчетности, обновляемый ежегодно, а лицензия имеет пятилетний срок действия. Однако в случае отмены лицензирования на производство всех видов дорожных работ значимость паспортизации возрастет многократно. В настоящее время паспортизация и рейтинг подрядных дорожных организаций в состоянии выполнять довольно широкий спектр функций, из которых наиболее важными являются:
1) упрощение (замена) процесса предварительного квалификационного отбора к подрядным торгам на производство дорожных работ и, как следствие, сокращение времени проведения и снижение стоимости организации подрядных торгов;
2) создание предпосылок для оперативной работы конкурсной комиссии при проведении торгов, ввиду ее освобождения от трудоемкого анализа квалификации оферентов, а также по причине предоставления ей доступа к их паспортам;
3) оценка подрядными организациями собственного потенциала и резервов, сильных и слабых сторон предприятия посредством проведения анализа хозяйственной деятельности.
12. Рейтинг дает возможность ограничить привлечение к конкурсам неконкурентоспособных подрядчиков, а значит существенно повысить уровень последующих этапов проведения торгов. С его помощью заказчик при объявлении о проведении конкурса в зависимости от сложности объекта может заранее ограничить нижний предел рейтингового числа претендентов, допускаемых к участию в торгах. Это будет способствовать обеспечению открытости, привлекательности и эффективности проводимых конкурсов. В свою очередь организации, заинтересованные в развитии собственных конкурентных преимуществ, будут стремиться к повышению своего рейтинга. В конечном итоге в отрасли, при прочих равных условиях, будет стимулироваться повышение эффективности производства дорожных работ.
Список литературы
- Временные методические указания по определению стоимости работ по строительству и ремонту автомобильных дорог. Государственная служба дорожного хозяйства Российской Федерации (Росавтодор). Москва, 2002.
- Заключение Правового управления Госдумы России по проекту Федерального закона № 296 914−3 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». http://tria.newmail.ru.
- Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений. СНиП 11−01−95. М.: Минстрой России, 1995.
- Классификация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования. Утверждена распоряжением Росавтодора от 3 января 2002 г., № ИС-5-р //Российский дорожник. 2002 г. — № 5 (61).
- Методика оценки оферт и выбора лучшего предложения из представленных на подрядные торги. ЦНИИЭУС Госстроя России, ООО КО-ИНВЕСТ. Москва, 1999.
- Методические рекомендации по заполнению паспорта автодора (автомобильной дороги) на XII пятилетку. М.: Центроргтруд, 1989.
- Методические рекомендации по определению стоимости затрат, связанных с проведением подрядных торгов в Российской Федерации. /М.: НО «РАТСИ», 2002.
- Методические рекомендации по определению стоимости предмета подрядных торгов в строительстве. Госстрой России. М.: 1998.
- Методические рекомендации по проведению торгов (конкурсов) на закупку товаров, работ для государственных нужд и предварительному квалификационному отбору поставщиков. Утв. Министерством экономики России приказом от 30.09.97 № 117.
- Методические рекомендации по процедуре подрядных торгов (утверждены Межведомственной комиссией по подрядным торгам Госстроя России (МВК Госстроя), протокол № 3 от 14 апреля 1994 г.).
- Методические рекомендации по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации. /- М.: НО «РАТСИ», 2002.
- Методические рекомендации по формированию укрупненных показателей базовой стоимости на виды работ и порядку их применения для составления инвесторских смет и предложений (УПБС BP). -Госстрой России от 01.12.1993 № 12−275, М., 1993.
- Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации. МДС 81−1.99. Постановление Госстроя России от 26.04.99 г. № 31.
- Нормативные требования к качеству ремонтных и строительных работ на сети территориальных автомобильных дорог и улиц Московской области. МВН-3/2003. Лабораторно-исследовательский Центр Управления «Мосавтодор». Москва 2003 г.
- Нормативы удельных затрат на строительство и реконструкцию автомобильных дорог на 2001−2005 гг. /Воронежский государственный архитектурно-строительный университет (ВГАСУ) Воронеж, 2001.
- О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: Федеральный закон. Принят Государственной думой 07.04.99. Одобрен Советом Федерации 22.04.99. Подписан Президентом РФ 06.05.99 № 97-ФЗ.
- Основные положения порядка организации подрядных торгов (конкурсов) на строительство объектов (выполнение строительно-монтажных, и проектных работ) для государственных нужд (утверждены Госстроем России 6 мая 1997 г. № БЕ-18−9).
- Официальный отзыв Правительства РФ на проект Федерального закона № 296 914−3 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», http://tria.newmail.ru.
- Паспорт автодора (автомобильной дороги) на XII пятилетку. М.: Центроргтруд, Минавтодор РСФСР, 1989.
- Положение о подрядных торгах в Российской Федерации. Утв. распоряжением Госкомимущества России и Госстроя России от 13 апреля 1993 г. № 660−3/18−7 /ГУП ЦПП. М., 1998.
- Положение о порядке и организации проведения подрядных торгов на выполнение дорожных работ. Утв. Федеральной дорожной службой России-М., 1998.
- Положение об аттестации (сертификации) инжиниринговых фирм на право оказания услуг в организации и проведении подрядных торгов в строительстве (утверждено Госстроем России 20 августа 1997 г.).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 г. № 196 «Вопросы Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству», www.flc.ru.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2002 г. № 174 «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства», http://www.flc.ru.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 184 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта».
- Проект Федерального закона «О закупках и поставках продукции для государственных нужд». Письмо Минэкономразвития России № ЮБ-599/17−171 от 18.09.2000. Информационный диск РАТСИ, 2001.
- Проект Федерального Закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», http://www.economy.gov.ru/merit/817.htm.
- Проект Федерального закона № 296 914−3 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», http://tria.newmail.ru.
- Руководство по оценке эффективности дорожных проектов (разработано взамен ВСН 21−83). Минтранс РФ. Государственная служба дорожного хозяйства. М., 2003.
- Совершенствование хозяйственного механизма. Сборник документов. Подготовлен редакцией «Экономической газеты» М., «Правда», 1980.
- Типовой закон ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ и услуг). Комиссия по праву международной торговли. Принят на 27 сессии ООН по праву международной торговли (Юнситрал) г. Нью-Йорк. 31 мая-17 июня 1994 г. Информационный диск РАТСИ, 2001.
- Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд».
- Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002 2010 годы)».
- Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ. Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года. Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года, http://www.flc.ru.1. Монографии
- Виленский П. Л., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. М., Академия народного хозяйства при правительстве РФ. Издательство «Дело», 2002.
- Голубков Е. И. Использование системного анализа в отраслевом планировании. М., «Экономика», 1977.
- Дингес Э. В., Гусейналиев В. А. Оценка коммерческой эффективности инвестиций в строительство дорожных сооружений (на примере строительства мостового перехода): Учеб. пособие /МАДИ. М.: Экон-Информ, 2003.
- Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие. 2-е изд. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004.
- Дорожкин В. Р. Ценообразование и управление стоимостью в строительстве. — Воронеж. Издательство им. Е. А. Болховитинова, 2003.
- Кузин Ф. А. Диссертация: методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. 2-е изд., доп. — М.: Ось-89, 2001.
- Литвак Б. Г. Экспертные технологии в управлении: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дело, 2004.
- Мазур И. И., Шапиро В. Д. и др. Управление проектами: Справочное пособие. -М.: Высшая школа, 2001.
- Организация и проведение подрядных торгов на объекты и услуги в строительстве и городском хозяйстве /Под общ. ред. В. А. Яковлева. М.: Издательство АСВ, 2000.
- Петров Ю. Н. Разработка методики учета уровня региональных цен на дорожно-строительные материалы и дорожные работы с цельюповышения обоснованности выделения ассигнований из Федерального дорожного фонда //М.: МАДИ (ТУ), 1995.
- Подрядные торги в строительстве: Учеб. пособие /Дорожкин В. Р., Гасилов В. В., Баркалов С. А.- под общ. ред. Дорожкина В. Р. Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, 2003.
- Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2004.
- Сидельников Ю. В. Теория и организация экспертного прогнозирования. М.: ИМЭМО АН СССР, 1990.
- Шакиров Р. Б. Теория и практика организации и проведения подрядных торгов в строительстве. М.: Издательство ассоциации строительных вузов, 2002.
- Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С., Негашев Е. В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2002.
- Экономика строительства: Учебник /Под общей ред. Степанова И. С. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Юрайт-Издат, 2002.
- Журнальные и газетные статьи56. 400 крупнейших компаний России. 10 лет рейтинга «Эксперт» //Эксперт. -2004.-№ 37 (437).
- Ананьев А., Лесото О. Участники встречи за сохранение системы лицензирования //Строительная газета. — 2005 г. — № 8 (9811).
- Архипов В. Порочная практика. Почему автодороги в России строят медленно, с большими затратами и низкого качества? //Строительная газета. 2002 г. — № 33 (9680).
- Барканов А. С. Совершенствование бизнес-процессов деятельности строительных организаций //Экономика строительства. 2004. — № 6.
- Берсенев Н. Дорогостоящий парадокс. Почему в России, испытывающей недостаток инвестиций, многие заказчики не уделяют серьезного внимания вопросу: как увеличить и ускорить отдачу капвложений? //Строительная газета. 2003 г. — № 6 (9705).
- Беспалов Н. С., Беспалов Н. Н. Совершенствовать хозяйственный механизм ремонта и содержания дорог в Москве //Экономика строительства. — 2001. № 7.
- Булатецкая Е. Успех инвестиционной деятельности во многом зависит от заказчика //Строительная газета. 2003 г. — № 5 (9704).
- Гасилов В. В., Овсянников А. С. Формирование территориальных сметных нормативов для дорожно-строительной отрасли //Наука и техника в дорожной отрасли. 1999. — № 3.
- Гасилов В. В., Овсянников А. С. Ценообразование в дорожной отрасли и его программная реализация //Информавтодор. 1999. — № 1.
- Гасилов В. В., Палаугин А. Г., Москалев Е. Н. Оптимизация затрат на содержание дорог //Наука и техника в дорожной отрасли. 2001. — № 2.
- Гасилов В. В., Шарикова Е. А., Кузьмин М. Б., Болталин А. В. Прогнозирование изменения стоимости работ в дорожном хозяйстве //Наука и техника в дорожной отрасли. 2001. — № 4.
- Гольц Г. А. Принципы обоснования развития дорожного и уличного строительства в условиях взрывной автомобилизации //Экономика строительства. 2002. — № 2.
- Дидковская О. В. Роль региональных центров ценообразования в строительстве в процессе подготовки и проведении подрядных конкурсов в строительстве //Конкурсные торги. 2002. — № 5−6.
- Дидковский В. М. Специфика закупки строительных работ, совершенствование методов формирования договорной цены и комплексной оценки предложений участников //Конкурсные торги. -2002. № 5−6.
- Дорожкин В. Р. О переходе на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве //Экономика строительства. — 2000. — № 12.
- Дорожкин В. Р. Система ценообразования в строительстве //Экономика строительства. — 2002. № 9.
- Жук И. Д. Архипов В. Еще одно обращение к президенту России //Строительная газета. 2002 г. — № 22 (9669).
- Жук И. Д. Новое транспортное кольцо в Подмосковье насущная необходимость //Строительство. — 2003. — № 4.
- Журавлев В. Росавтодор: концепция развития дорожной отрасли //Строительная газета. 2003 г. — № 44 (9743).
- Забелин В. Н. Открытое письмо Председателю правительства Российской Федерации Фрадкову М. Е. //Строительная газета. 2004 г. -№ 28 (9779).
- Зенкина М. В. Влияние управления амортизацией основных фондов на формирование себестоимости строительных работ //Экономика строительства. 2002. — № 7.
- Зоин Д. США: На развитие автодорог средств не жалеют //Строительная газета. 2004 г. — № 12 (9763).
- Иванец В. К., Резниченко В. С., Дорожкин В. Р. Разработка и сертификация систем качества предприятиями строительного комплекса России //Экономика строительства. 2000. — № 12.
- Иванов А. В. Реформирование федеральных органов исполнительной власти и совершенствование государственного регулирования и управления строительной отраслью //Экономика строительства. 2004. -№ 10.
- Индексы цен в строительстве: Межрегиональный информационно-аналитический бюллетень. -М.: «КО-ИНВЕСТ», 2000, № 2 (31).
- Косолапова М. Взгляд законодателя не лицензирование //Строительная газета. 2004 г. — № 44 (9795).
- Ларичев С. Л. О рекомендуемых укрупненных единичных расценках на выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог //Российский дорожник. 2004 г. — № 50 (207).
- Левитин И. Е. Государство и бизнес: баланс интересов //Автомобильные дороги. 2004. — № 11.
- Немчинов Д. Слабое звено. Инвестиционный процесс и идеология проведения конкурсных торгов //Автомобильные дороги. 2004. — № 11.
- Панкратов О. Е., Панкратов Е. П. Совершенствование системы и методов начисления и использования амортизационных средств навоспроизводство основных фондов //Экономика строительства. — 2002. -№ 4.
- Роботов А. С., Шишлов Г. И., Турчак Е. В. Маркетинговая концепция строительных предприятий жилищного сектора //Экономика строительства. — 2001. — № 3.
- Серегин Н. П., Архипов В. Развитие дорожной сети упирается в финансы. Где лежит к ним ключ? //Строительная газета. 2002 г. — № 42 (9689).
- Симановский А. М. Подрядные торги как средство экономической оптимизации стоимости строительства //Конкурсные торги. 2002. — № 5−6.
- Смирнов Е., Чурбанов А. Типовые формы международных и национальных строительных контрактов и вопросы их адаптации к условиям России //Конкурсные торги. 2002. — № 5−6.
- Тельтевская В. Кадровое обеспечение конкурсов в строительстве //Конкурсные торги. 2002. — № 5−6.
- Терентьев А. Р. Маркетинг в инвестиционно-строительной компании в современных условиях //Экономика строительства. 2003. — № 12.
- Топилин В. М. Архипов В. Дороги боль России //Строительная газета. -2002 г. -№ 15(9662).
- Трамбовецкий В. Роль и рейтинг консалтинговых фирм //Строительная газета. 2003 г. — № 12 (9711).
- Хоров О. Не спешить с отменой лицензирования //Строительная газета. -2004 г. № 48 (9799).
- Шакиров Р. Б. Развитие подрядных торгов в строительстве //Экономика строительства. — 2002. — № 7.
- Щуров Б. В. Механизм повышения конкурентоспособности фирм в инвестиционно-строительном комплексе //Экономика строительства. -2004.-№ 10.
- John Mekenzie, Activity — based costing and management //The Cost Engineer № 1, London, 2002.
- Материалы научно-практических конференций и сборники научных трудов
- Безродный О. К. Развитие подрядных торгов в Краснодарском крае //Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Подрядные торги в России. Опыт, проблемы, перспективы развития». Москва, 17−18 июня 2003 г. М.: ЦНИИЭУС, РАТСИ, 2003.
- Ш. Гасилов В. В. Формирование конкурентных отношений в дорожном хозяйстве. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук /Московский государственный автомобильно-дорожный институт (технический университет). М., 1999.
- Демина С. О. Организационно-экономический механизм тендерных сделок в строительстве. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: Государственная академия управления имени Серго Орджоникидзе, 1998.
- Хуснутдинов Р. А. Метод формирования стратегии заключения договоров подряда. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: Московский государственный строительный университет, 2003.
- Статистические сборники и интернет-ссылки
- Годовой отчет за 2002 год ОАО «ГМК «Норильский никель». www.norilsknickel.ru.
- Дорожное хозяйство России. Цифры и факты. Росавтодор. Москва 2003.
- Комплект документов на предварительный квалификационный отбор к конкурсам на строительство, реконструкцию, ремонт, содержание автомобильных дорог общего пользования и устройство дорожных сооружений на них в 2004 году, http://omega.istnet.ru.
- Об итогах работы дорожного хозяйства Российской Федерации за 2001 г. и задачах на 2002 г. М.: Министерство транспорта Российской Федерации. Государственная служба дорожного хозяйства (Росавтодор), 2002.
- Транспортный комплекс России в 2001 году. М.: Издательский центр «Президент», 2002.124. http://www.expert.ru/expert/godovue.164