Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Образность языка поэзии Н.М. Рубцова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пускай строки эти звучат несколько литературно-условно, но в них нельзя заметить психологической точности в описании умирающей любви, а кроме того сама языковая образная бледность их «работает» на идею, подчеркивая неяркость, прохладность переживания — ведь чувство уже иссякает. В языке других стихов, как, например, в «Прощальной песне», где речь идет о разлуке, уже слышится явственное… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Языковая образность лирики Н. Рубцова
    • 1. 1. Язык творчества Н. Рубцова поэта «тихой лирики»
    • 1. 2. Патриотические мотивы в языке поэзии Н. Рубцова
    • 1. 3. Язык поэзии Н. Рубцова в свете величия поэтики русских классиков
    • 1. 4. Образное лирическое восприятие поэтом в языке о доме, быте, близких и родных
    • 1. 5. Язык печали и любви в поэтике Н.Рубцова. ф
    • 1. 6. Душевность и любовь к природе в языке лирики поэта
    • 1. 7. Выводы к 1 главе
  • Глава 2. Язык поэтического диалога
    • 2. 1. Гражданственный пафос языка поэзии Н. Рубцова
    • 2. 2. Мотивы природы и смерти в языке поэтики Н. Рубцова
    • 2. 3. Языковые интерпретации смерти и поэзии
    • 2. 4. Окружающая действительность и история в языке лирики поэта
    • 2. 5. Эстетические мотивы, печаль и грусть в языке лирики Н. Рубцова
    • 2. 6. Выводы ко 2-й главе

Образность языка поэзии Н.М. Рубцова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Образность языка в современной лингвистической науке рассматривается как изображение объектов литературной перцепции, т. е. восприятия, путем реализации возможностей художественной речи, например, словесных образов (в том числе изобразительных форм, внешних, визуальных, предполагаемых суждений). Объект и способы лингвистического анализа поэтических произведений заметно отличаются от прозаического творчества. Образность синтезирует различные категории художественного творчествапространство, время, участников персонажной коммуникации, образ автора, эстетический идеал эпохи, жанр, направление, сюжет. Художественный образ в поэзии имеет сложную смысловую структуру, трудноопределимые формальные границы в контексте, находятся в системных отношениях с другими стилистическими единицами (тропами, символами, звукообразами, стилистической окраской слова). Образность языка лирического произведения в поэзии, в стихотворных текстах реализуется многоплановыми формами поэтики.

Объектом диссертационного исследования является лексико-семантический аспект языка поэтического творчества Николая Рубцова. Предметом исследования является рассмотрение категориального значения словесного образа. Особое место отводится определению таких понятий как образная система творчества поэта, образность и перцептивность, образность и бытийность, образное значение речевой единицы.

Актуальность темы

исследования реализуется достаточно активным поиском методологических принципов в поэтике современного творчества, связанных с теорией образных парадигм, культурно-исторического сопоставления, визуальных образов вербального текста.

Цель работы заключается в том, что словесная образность поэзии Н. Рубцова дает возможность определить своеобразие языка поэта и его места в системе образных средств языка, соотнести их с образным мышлением и художественным сознанием автора и читателя.

Поставленная цель обусловила следующие задачи:

1) проанализировать и стилистически охарактеризовать языковые формы реализации поэтики Н. Рубцова;

2) описать семантико-структурную сущность языка поэтических произведений автора;

3) выявить сходство и различие в языковых интерпретациях творчества Н. Рубцова с творчеством некоторых русских поэтов для установления типичного в языковом и поэтическом плане.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что отдельные строфы, извлеченные из текстов произведений Н. Рубцова, анализируются в логико-семантическом аспекте поэтики, языковых инноваций и философских размышлений автора на уровне высокого патриотизма и причисления автора к русскому народу, его культуре, высокой нравственности и человеколюбия.

На защиту выносятся следующие положения:

1) в содержании диссертационной работы заложены идеи о том, что и «живые» образы поэтической, художественной речи и «застывшие» формы образности восходят к перцептивной ситуации, мотивирующей единство образного значения для всех компонентов знака.

2) Поскольку категория образности языка — это универсальная экспрессивно-стилистическая реальность поэтического языка и художественной речи, постольку совокупность объектов изображения составляет идеальную сферу языкового, художественного творчества.

3) Образность языка не может быть установлена иначе, чем путем сравнения одного типа представления с другим. Образная структура поэтического текста как система объектов отражает параллельно образы автора и внутритекстовых перцепторов. Объект речи в образной интерпретации — это наглядно-чувственное представление (облик), его модально окрашенная перцептивная интерпретация.

Теоретическая значимость работы. Диссертационное исследование вносит свой вклад в научную базу анализа наследия Н. М. Рубцова, расширяет арсенал филолого-лингвистических приемов и методов изучения его поэтического языка. Теоретическое значение имеет также подробное рассмотрение словоупотребления в дискурсе Н. Рубцова, изучение преломления содержательно-смыслового заряда поэтического текста в лексико-семантических языковых средствах поэзии Н.Рубцова.

Практическая значимость диссертации. Результаты диссертационного исследования могут быть рекомендованы как один из аспектов, моделирующих лингво-семантический анализ языка поэзии, его семантические параметры с выражением патриотизма, образности изложения, лирической эстетики, гражданского пафоса в плане использования в качестве вспомогательного материала филологами, изучающими творчество Н.Рубцова. Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры общественных и гуманитарных дисциплин Черноморской Гуманитарной академии.

Основные положения исследования отражены в 8 публикациях. Структура работы. Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.

2.6. ВЫВОДЫ КО 2-Й ГЛАВЕ.

От прошлых чувств остался, охладев спокойный свет, как будто отблеск лунный. Еще поют серебряные струны, но редок стал порывистый напев.

Пускай строки эти звучат несколько литературно-условно, но в них нельзя заметить психологической точности в описании умирающей любви, а кроме того сама языковая образная бледность их «работает» на идею, подчеркивая неяркость, прохладность переживания — ведь чувство уже иссякает. В языке других стихов, как, например, в «Прощальной песне», где речь идет о разлуке, уже слышится явственное предчувствие собственной кончины, а зарисовки природы сделаны как бы со стороны, при условии полного отсутствия героя в предполагаемом будущем:

Я уеду из этой деревни. Будет льдом покрываться река. Будут ночью поскрипывать двери, Будет грязь на дворе глубока.

Прощальная песня").

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящая диссертационная работа представляет собой результат исследования языка и его художественных форм реализации наиболее существенных (с нашей точки зрения) особенностей поэтического мира Николая Рубцова.

В диссертационной работе прослежены некоторые лингвосемантические пути поэтического поиска Николая Рубцова и сделаны определенные шаги в направлении изучения языковых реализаций жизненной философии и психологии лирического героя рубцовской поэзии.

Наблюдения и умозаключения, возникающие при анализе языка текстов, подкреплялись фактами из воспоминаний о Рубцове, его собственными суждениями о лексико-семантических особенностях поэзии, имевшими место в его теоретическом наследии, а также мыслями других художников слова, современников и предшественников поэта.

Концепции современных исследователей, изучающих язык творчества Рубцова, учитывались при осмыслении и разработке темы диссертационной работы. Цели и задачи работы в значительной мере исключали привязанное^ к теоретическим выводам и построениям других исследователей — необходимо было прежде всего не обобщать (то есть присоединять явление к более широкому ряду ему подобных), а выделять своеобразие (то есть конкретизировать, максимально обособлять, находить специфику явления). Это возможно лишь при пристальном изучении языковых интерпретаций стихотворного текста — изучении, идущем от частного (от реалий самого текста) к общему (к теориям), а не наоборот.

Кроме того, в работе проводился сравнительный анализ языка стихов Рубцова с наследием классиков (Лермонтов, Тютчев, Есенин) и с языком творчества некоторых современных поэтов — Николая Тряпкина, Василия Казанцева, Виктора Сосноры, Юрия Кузнецова, Арсения Тарковского, Андрея.

Вознесенского и Евгения Евтушенко. Сравнение это ориентировалось на выявление отличий, а не сходства перечисленных авторов с Рубцовым (что соответствует заглавию работы). Стихотворения этих поэтов понадобились нам как лексический фономатериал для выявления черт рубцовского мироощущения.

Короткая, полная бед и трудностей жизнь, пронзительная искренность интонации, беспощадная верность себе — все это, вместе взятое, позволило московскому поэту Станиславу Куняеву с полным основанием назвать Н. Рубцова «кровным сыном жестокой русской музы».

Поэзия есть правда души", — утверждал Гоголь. Афоризм этот полностью приложим к творчеству Рубцова — поэта трагической судьбы и полной правды души. Своеобразие языка поэзии Рубцова трудно выразить в нескольких словах, т. е. втиснуть в «прокрустово ложе» односторонних формулировок. Но уже сейчас становится ясно, что языковые характеристики творчества этого поэта — не только глубоко современное, истинно русское явление, но и явление в известном смысле слова, вечное и — мировое. Язык его лирикипродолжение традиций великой русской классики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. «Кто это там, среди могил.». Аввакумова М. Неоседланные кони.М., 1986 С. 8. — То же Авакумова М. Трамвай мечтаний. М., 1990. С.147
  2. Н. «Звезда полей» Дружба народов.- 1968.- № 4 -с.270−272.
  3. А. «Сосен шум». Звезда — 1971, — № 10.-c.214
  4. Г. «Я слышу звоны бубенцов.». // Вологод. комсомолец, 1979. 19 янв.: портр. ил.
  5. Н. Памяти Николая Рубцова («Песню он запевал зоревою весной.») // Вод. трансп.1990, 28 авг., То же // Алешин Н. Тревога. М., 1993, с.5
  6. К., Бараков В. Юрий Кузнецов: очерк творчества. -М., 1996.
  7. В. Душа хранит.- Вологодский комсомолец.-1991.-№ 2 С. З
  8. JI.M. Стихотворение «Ночь на родине»: Особенности художественной структуры // Поэзия Николая Рубцова. Материалы по поэтике.- Вологда, 1997.- С.3−12.
  9. В. Затеей (Из тетради о Н. Рубцове)// Новый мир.- 2000.2.
  10. В. Из слова высекать огонь.// Наш современник.- 1971.-№ 6.- С.64
  11. Н. «Над могилой Рубцова дождь и небо свинцово.» // Вперед. Устюжна. 1996.4 янв. (В мире Рубцова: Лит. Прил. (Вып.11, С.4)
  12. Н. Прохожие (Мы бегали где-то рядом.") — «Над могилой Рубцова дождь и небо свинцово." — Крылатый всадник («Я смерти не боюсь и все-таки терзаюсь.»)// Тотем. вести 1997 6 янв.: портр.
  13. С. За Вологдой, во мгле // Роман-газета.- 2001.- № 21.-с.1−15.
  14. С. О Николае Рубцове // Волга.- 1986.- № 4.- С.61−83.
  15. С.Б. Вопросы поэтики: Сборник статей.- JL, 1990.
  16. В. «И не она от нас зависит.». Заметки и размышления о поэзии Н.Рубцова. М., 1995.
  17. В.Н. «И не она от нас зависит.»: Заметки и размышления о поэзии Н.Рубцова.- М.- Вологда, 1995.
  18. В.Н. «Я умру в крещенские морозы»// Радонеж. Век XX. -М., 1992.-№ 1. С.46−48.
  19. В.Н. Лирика Николая Рубцова: (Опыт сравнительно-типологического анализа): Учеб. пособие по спецкурсу.- Вологда, 1993.
  20. В.Н. Николай Рубцов и Владимир Высоцкий // Текст. Культура. Социум.- Вологда, 2000.- С.119−122.
  21. В.Н. О народности поэзии Николая Рубцова: Лирика Н. Рубцова и символика рус. народной песни // Лит. в школе.- 1991.- № 3.-С.60−68.
  22. В.Н. Современная русская лирика.- М.- Вологда, 1994.
  23. В.Н. Творчество Н.Рубцова и идейно-эстетические искания в советской поэзии 60−80-х. Дис. на соиск. ученой степ. канд. филол. наук/10.01.02/.-М., 1991.
  24. В.Н. Чувство земли: «Почвенное» направление в рус. сов. поэзии и его развитие в 60-е-80-е гг. М.- Вологда, 1997.
  25. С.Ю. Стихотворение «Поэзия»: Архитектоника и образность // Поэзия Николая Рубцова. Материалы по поэтике.- Вологда, 1997.- С.12−52
  26. Г. Слово Рубцова («Я плачу, когда о Рубцове.») // В мире Рубцова: Лит. прил. К газ. «Вологод.молодежь» 1991. Вып. 2, С. 2
  27. М.М. Эстетика словесного творчества.- М., 1986.-С.154−159.
  28. Е. Памяти Рубцова («Отстучали колеса, отпели твои поезда.») // Знамя. 1990 № 6. С.53−54.
  29. В. Вчера и сегодня: (Заметки о Рубцове).- Вологда, 1996.
  30. В. Жизнь Рубцова, — Вологда, 1993.
  31. В. Неодинокая звезда: (Заметки о поэзии Н. Рубцова). М., 1989.
  32. В. Повесть о Вологде, Сто историй о Рубцове.- Вологда, 1991.- С.39−32.
  33. В. Половинка луны. Вологда, 1994.
  34. В. Предварительные итоги. Вологда, 2000.
  35. В. Ручная молния: (Экспромты Николая Рубцова) // Вологод. молодежь.- 1992.- 23 апр.
  36. В. Свиридов о Рубцове. Красный север.- 09.07.2003.
  37. В. Из народных глубин // Роман-газета.- 2001. № 21.-С.77−78.
  38. JI.JI. «Русские Гамлеты» в поэзии 20 века // Русская речь.-1996. № 4.- С.10−18.
  39. П. Памяти Николая Рубцова («Свет осенний, тихий, предзакатный.») — «Смерть бродила где-то рядом."// Мурм. вести 1995. 5 янв.
  40. А. Сборник сочинений, т. 6, М.-Л.Д962.
  41. А. «Я так сегодня быть хотел бы с вами."// Бобров А. Боярышник. М. 1979 С. 25 То же // Бобров А. Красный холм. М., 1987. С. 121- То же // Бобров А. Свод. М., 1988. С.54
  42. В. Раздумье («Эту жизнь я люблю.»)// Богданов В. Голубой костер. Челябинск. 1968. С 14−15 То же // Богданов В. Возраст.М. 1977.С.31
  43. С. Памяти Н. Рубцова («Это страшная ноша, поверьте!.»)//Рус.мысль. Париж, 1990. 11 мая С.8
  44. В. О Рубцове («Что, где, с кем пил и пел, и как ушел.») — Стихи Рубцова («Пьянеют от спирта, пьянеют от водки.») — «Когда моей страною правит доллар.» // Авангард. Никольск, 1994. 29 марта. В ст.В.Старковой «Жизнь после смерти».
  45. В. Лист («Июльский полдень дождевою щеткой.»)// Болохов В. Искра. Тула, 1978. С.21−22.
  46. М.А. Поэзия Н.Рубцова в школе // Лит. в школе -1998.-№ 8.
  47. В. Н.Рубцов: «С океанской душой альбатроса." — «В вологодской деревне Никола." — «Как ангел, он под куполом небесным."//
  48. Николай Рубцов: Время, наследие, судьба: Лит.- худож. Альбом. СПб., 1995. № 2. С.12−13.
  49. В точке поворота //Тез.докл.научн.конф."А.Блок и русский постсимволизм», 22−24 марта 1991 г. -Тарту, 1991 -с.7−13.
  50. Вабер 3. Н. Рубцов и «тихая лирика"// Писатель и время.- М., 1991, С.190−194.
  51. С. (Сорокин С.) «Пусты осенние поля."// Вакомин С.(Сорокин С.). Хлеб, который сам себя несет.СПб., 1995. С.41
  52. С. Эпиграф из Рубцова: Проза. Стихи.- СПб, 1994.
  53. Л. «Бывают такие минуты.» // Остров. Лит. альм. СПб., 1996. Вып.2 С.75
  54. Е. Сугробы: (Поэма)// Вдовенко Е. Яснополянская мелодия. Тула. 1977. С 208−215. Отр.: Воспоминания о Рубцове. Архангельск- Вологда, 1983. С.216−217.
  55. А. «Как ты ушел из жизни рано."// Николай Рубцов. Время, наследие, судьба: Лит.-худож. альм. СПб., 1995. № 2, С.26
  56. Н.А. Смыслообразующая функция заглавий лирических контекстов // Понимание и интерпретация текста.- Тверь, 1994.- С.72−78.
  57. А.Н. Историческая поэтика.- Л., 1940.
  58. С. Его подснежники. Наш современник, 1981, № 12.
  59. С. Николай Рубцов. Избранное. М., 1982.
  60. С. Подснежники Николая Рубцова. В кн.: Рубцов Н. Избранное. М., 1982.
  61. С. Широко по Руси (Страницы жизни и творчества Н. Рубцова) Наш современник, 1981, № 12.
  62. Винокур Г. О. Биография и культура.- М., 1927.
  63. Е. Аргументы, М., 1984.
  64. Р. «Редеют ряды сотоварищей милых.» // Лит. Россия. 1995.24 марта. С.7
  65. Р. «Самая смертная связь»: в кн.: Винонен Р. Чувство пути. М.- 1981.
  66. Р.И. Чувство пути.- М., 1981.
  67. Н. Посвящение Н.Рубцову («Я лучше не знаю поэта.»)// Знамя. Бабушкино. 1991.15 авг.
  68. Ю. «От Рублева до Рубцова."// Юность. 1993. № 11/12.С.2
  69. А.Н. В поисках смысла.- М., 1993.
  70. И. После дождика в субботу («Час прощальный.»)// Рус. Север. 1996. 5 ноябр.С.9
  71. Г. Памяти Николая Рубцова («Все, мне кажется, будет, как прежде.»)// Алтай. 1987 № 2 С.58−59.
  72. Г. Письмо Н.М.Рубцову («Ты не вычеркнул годы из жизни.») — «Все до сих пор гуляют сплетни."// Тотем, вести. 1994. 18 янв.
  73. Т.Е., Гаврюшенко В. Г. Язык художественного произведения: Учеб. пособие для студентов. Днепропетровск, 1982.
  74. Воспоминания о Н. Рубцове / Под ред. В. Коротаева./ Вологда, 1994.
  75. Воспоминания о Рубцове /. Под ред. В. Оботурова./ Архангельск- Вологда, 1983.
  76. П.С. Земля и люди: Очерки о советской поэзии 40−70-х гг.-М., 1984.
  77. Л. «В морях полярных, на причалах."// Вьюнник Л.Океан. М. Д984.С.30
  78. М. «Матушка, нет на мне креста."// Сов. лит. 1990. № 9.С.12
  79. В. Памяти Николая Рубцова («Пролетали журавли над полем.»)// Гадаев В. Дума и судьба. Саранск, 1980.С.17−18.
  80. Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр.- М., 1968.
  81. Г. В. Ф.Эстетика: в 4-х тт. М., 1968−1973.
  82. А. Нежный свет («Я слышу звоны бубенцов.»)// Рус.Север. 1996.23 июля С. 11
  83. Л. О лирике. Л., 1974.
  84. В. На улице Николая Рубцова («Ни петь не хотелось, ни спорить."// День поэзии. Л., 1980.С.101
  85. Г. «В березовой рубахе."// Горбовский Г. Возвращение в дом. М., 1974.С.19 То же // Горбовский Г. Стихотворения. Л.1975.С.196
  86. Г. «В березовой рубахе." — Комета («Удаляется комета от земли.»)// Горбовский Г. Монолог Л. 1977. С. 183,242 То же // Горбовский Г. Явь.М., 1981. С. 100, 90.
  87. Г. «В этом городе снег был каменный."// Север. 1983 № 2 С.66−67.
  88. Г. Вологодское («В этом городе снег был -каменный.) // Горбовский Г. Однажды на земле. М.1985 С.13−14.
  89. Г. Комета («Удаляется комета от земли.»)// Горбовский Г. Видение на холмах. М.1977. С. 84 То же // Горбовский Г. Избранное.Л., 1981. С.45−46- То же // Николай Рубцов: Время, наследие, судьба: Лит.-худож.альм.СПб., 1994. № 1 С.4
  90. Г. Комета («Удаляется комета от земли.») — Памяти Николая Рубцова («В березовой рубахе.») // Горбовский Г. Отражения.Л., 1986.С.36, 76.
  91. Г. Памяти Николая Рубцова («В березовой рубахе.»)//Горбовский Г. Стихотворения.Л., 1987.С.126
  92. Л. Любовь земная («Любовь земная, ты неугасима.»)// Горбунов А. Осенцы. Иркутск. 1980. С.51
  93. Н. Памяти Николая Рубцова («К болотам подлетают журавли.») //Пер. со словац. В. Полещука // Памир. 1987. № 6 С.78−79.
  94. В.П. Словотворчество и смежные проблемы языка поэта. АН СССР, Ин-т рус.яз.М.: Наука, 1986.
  95. И. Лирическая поэзия.- М., 1955.
  96. И. Многоликая и единая советская поэзия.- М., 1979.
  97. Н. Крыша («Мы были бездомными, Коля.») // Рус. Север. 1995.
  98. В. Герой и стиль. М., Худ. лит., 1983.
  99. Д. Встреча («Небо в зареве пунцовом.») // Николай Рубцов: Время, наследие, судьба: Лит.- худож. альм. СПб, 1994 № 1 С. 47 То же // Вперед. Устюжна, 1996. 4 янв. (В мире Рубцова: Лит. прил. (Вып.11, С. З)
  100. Д. Пусть Бог простит («Тугая жизнь. И тощий кошелек.»)// Дадаев Д. Чертов круг. СПб ., 1993.С.97
  101. Д. Пропажа («В общежитии Литинститута.») // Дадашидзе Д. Меж Арагвой и Курой. Баку. 1989. С.9−10.
  102. Т.В. Русский поэт // Волхв.- 2000.-№ 1. С.3−27.
  103. М.Н. Русский лирический цикл: Пробл. истории и теории. На материале поэзии первой пол. XIX в. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988.
  104. ИЗ. Дарвин М. Н. Циклизация в лирике: Ист. Пути и худож.формы. Автореф. дис. д-ра филол. наук / Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 1996.
  105. В. Звезда полей. В кн.: Дементьев В. Грани стиха. М., 1979.
  106. В. Исповедь земли. М., Современник, 1980.
  107. В. Предвечернее Николая Рубцова. Москва, 1973, № 3, стр.208−215.
  108. Дементьев Вал. Хождение за три волока. // Москва. 1970.- № 9.-С.192, 203−204.
  109. Н. «Посветило солнце и ушло."// Денисов Н. Праздник осени. Свердловск. 1974. С. 10
  110. Н. Вспоминая Рубцова («Осенний сквер прохладою бодрил.»)//Денисов Н. Штормовая погода. М., 1989.С. 101−102.
  111. И. «Все мне кажется нет забытья!» — Москва, 1968,1.
  112. А.З. Травестия как сюжетно-фабульная основа элегий Н.Рубцова // Сюжет и фабула в структуре жанра. Калининград, 1990.-С.97−102.
  113. Э. Не отгорят рябиновые кисти. // Наш современник. -1987.-№ 9.- С.180−188.
  114. Е. Хлеб сам себя несет. В кн.: Евтушенко Е. Талант есть чудо неслучайное. М., 1989.
  115. А.И. О языке художественных произведений. М., Учпедгиз, 1954.
  116. А.И. Стилистика художественной речи М.: Из-во МГУ, 1961.
  117. И.Л. Поэзия Н.Рубцова. Вопросы жанра и стиля. Автореф.дис.на соискучен. степени канд.филол.наук 10.01.02 МГУ., М.: 1988.
  118. О.В. Эстетическая функция языка и эстетическая значимость слова в художественном тексте. Воронеж, 1977.
  119. Зайцев В.А. .Россия, Русь! Храни себя, храни! Лирика Н. Рубцова // Рус. словесность 1998 — № 2.
  120. В.А. Николай Рубцов. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М., 2002.
  121. В.А. Новые тенденции современной русской советской поэзии // Филологические науки. 1991 .- № 1. — С.3−11.
  122. В.А. Русская советская поэзия, 1960−1970-е гг.- М., 1984.-С.106−113.
  123. В.А. Современная советская поэзия.- М., 1988.
  124. Н. Поэзия Н.Рубцова. Лит. в шк., 1984. № 1.
  125. С. Н.Рубцов: Эпизоды и образы // Нева. 1999/ № 12.
  126. Е.В. «Мне не найти зеленые цветы.»: Размышления о поэзии Н. М. Рубцова.- М., 1997.
  127. Е.В. Н.Рубцов и современная поэзия: развитие поэтической традиции. М., 2000.
  128. Е.В. Религиозные мотивы в лирике Рубцова.- Устюжна.-1996.-4 янв.-с. 3−4.
  129. Е.В. Традиции и новаторства в поэзии Н.М.Рубцова: Дис.канд.филол.наук: 10.01.01. М., 1996.
  130. Е.В. Традиции и новаторство в поэзии Н.М.Рубцова: Автореф. дис. .канд.филол.наук /Моск. пед.гос. ун-т им. В. И. Ленина. М., 1996.
  131. История русской советской поэзии 1941−1980 гг. / Под ред. Бузникова В. В. -Л., 1984.
  132. А.Ю. Лирический роман в поэзии Н.Рубцова. Дис. канд.филол.наук -Вологда, 2004.
  133. В. ».И счастлив тем, что я не чудо». Русская поэзия середины 20 века как откровение о «конце нового времени» // Москва. 1994. № 11.-С.132−139.
  134. В. Николай Рубцов (серия «Писатели советской России») -Сов.Россия, М., 1976.
  135. В. Николай Рубцов. Заметки о жизни и творчестве поэта. М., 1976.
  136. В. Николай Рубцов: Заметки о жизни и творчестве поэта.- М., 1976.
  137. В. Новое поэтическое поколение // Вопр.лит. 1970.-№ 7.- С.22−32.
  138. В. Русская поэзия: вчера, сегодня, завтра // Москва,-1994.-№ 3.- С.8−14.
  139. В. Самородность слова: Заметки о поэзии Н. Рубцова // Наш современник. 1975, — № 9.- С.173−183.
  140. В. Стихи и поэзия. Страницы современной лирики. М., 1983.
  141. В.В. Судьба России: вчера, сегодня, завтра. М., 1997.
  142. В.В. Стихия света (О поэзии Н. Рубцова) / в книге Мастерская. Уроки литмастерства. Выпуск 2.М., 1976.
  143. М. Зеленые цветы Севера.- Звезда.- 1972. 3,6.С.218−219.
  144. М. Город в лирике Н.Рубцова. В кн.: День поэзии. 1981.М.Д981.С.81−82.
  145. Н. Вологодский собор // Роман-газета.- 2000.- № 3.-С.46−49.
  146. Н. Путник на краю поля.- Нева.- 1986.- № 1. С. 159−182.
  147. Н.М. Николай Рубцов // Жизнь замечательных людей.- М., 2000.
  148. В. Горит его звезда. В кн.: Рубцов Н. Подорожники. М., 1976.
  149. В. Козырная дама: (Почти документальная повесть ^ эпилогом о том, как убили поэта Н.М. Рубцова). Вологда, 1991.
  150. М. Воспоминания о Николае Рубцове. Архангельск, 1983.
  151. Г. В. О диалоге в лирике Н.Рубцова // Проблемы метода и жанра: Сб. статей.- Томск, 1991.
  152. И.И. Поэтический синтаксис. М.: Наука, 1986.
  153. В.В. Стилистика художественной речи. Учеб. пособие по спецкурсу.М., Изд-во Моск. Ун-та, 1972.
  154. Э. Воспоминания о Рубцове. Архангельск, 1983.
  155. М.В. Два диалога с ветром: (Лексико-семантический анализ стихотворений Ф. Тютчева и Н. Рубцова) // Учен.зап.вузов ЛитССР. Языкознание = Liet. TSR aukstuju mokyklu mokslo darbai Kalbotyra.- Вильнюс, 1990.- N 41(2) -C.70−80.
  156. М.В. Образно-речевая система поэзии Н.Рубцова. Автореф.канд.дис. фил ол.наук. Вильнюс, 1988.
  157. М.В. Образно-речевая система поэзии Н.Рубцова: Автореф.дис. .канд.филол.наук/ ЛГУ им. А. А. Жданова.- Л., 1988.
  158. С.Ю. Вольные мысли // Поэзия.- 1983.- Вып.35.
  159. С.Ю. Время. Наш современник. — 1988. — № 7.- С.26−27.
  160. С.Ю. Неизбывный ветроград. Москва.- 1989.- № 1-С.193−197.
  161. Ст. Огонь, мерцающий в сосуде.- Октябрь, 1987, № 1.
  162. Ст. Русский Огонек. Воспоминания о Рубцове.-Москва.-1988. -№ 1.
  163. Н.А. Структурно-смысловой анализ худож.произведения: Учебн. пособие по спецкурсу.- Свердловск. УРГУ, 1981.
  164. Л. Звезда труда и поэзии Молодая гвардия, 1968, № 10.
  165. Л.И. О «тихой лирике» // Юность.-1971. № 10. -С.56−61.
  166. А. «И счастлив я, пока на свете белом горит, горит звезда моих полей» В кн.: Ланщиков А. Славься, Отечество. М., 1978, с.54−60.
  167. А. Многообразие искусствам., 1974.
  168. А.П. Славься, Отечество.- M., 1978.- С.54−60.
  169. П.А. Рациональное и эмоциональное в языке и речи: средства художественной образности и их стилистическое использование в тексте.М., МГОУ, 2004 г.
  170. П.А. Русский язык: номинация, предикация, образность. Межвузовский сборник научных трудов. М-во образован.Рос.Федерации.
  171. Д.С. О национальном характере русских. Вопросы философии.- 1990.- № 4. С.3−6.
  172. М. «День поэзии-72». М., 1972.
  173. М. «Сила благодатная». В кн.: Лобанов М. Внутреннее и внешнее. М., 1975.
  174. Ю.М. Анализ поэтического текста // Поэтика: Тр. рус. и сов. поэтич. школ Budapest, 1982 — С. 715−724.
  175. Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха Л., 1972,-270 с.
  176. Ю.М. Анализ поэтического текста: структура стиха.- Л., 1972.
  177. Ю.М. О поэтах и поэзии.- СПб, 1996.
  178. А. Свершения и Кануны. М. Советский писатель, 1985.
  179. О.Э. Разговоры о Данте. Искусство. М., 1967.
  180. А. «Если звезды зажигают.» В кн.- Михайлов А. Ритмы времени.
  181. А. От битвы у Непрявды до заселения звезд. В кн.: Михайлов А. Тайны поэзии. М., 1980.
  182. А. Открытие родины. В кн.: Михайлов А. Тайны поэзии. М., 1980.
  183. А. Поэт и лирический герой.- Архангельск, 1960.
  184. А. Поэтический образ России. В кн.: Русская советская поэзия. «Традиции и новаторство. 1946−1975. Д., 1978.
  185. А.А. Магия «простых слов» // Поэзия.- 1976.-Вы.17.-С.163−167.
  186. А.А. Посреди очарованных трав: Сел. тема в соврем.рус. Поэзии // Дружба народов.- 1996.- № 1.- С.49−50.
  187. А.А. Ритмы времени.- М., 1973.
  188. На смерть Николая Рубцова («О, как мне осилить такую беду.») //Север. 1990.№ 6 С.9−10.
  189. А. Русская лирическая поэзия середины века и творчество Н.М.Рубцова.- Симферополь, 1994.
  190. Неизвестные доселе письма Н. Рубцова // Наш современник.- 1999. № 1.- С.215−219.
  191. Николай Рубцов. Собрание сочинений в 3-х т. М., 2001.
  192. Николай Рубцов: Время, наследие, судьба: Лит.-худож. альманах № 2 / Под ред. С.Сорокина.- СПб, 1995.
  193. Николай Рубцов: Время, наследие, судьба: Лит.-худож. альбом № 1 / Под ред. С.Сорокина.- СПб., 1994.
  194. JI.А. Лингвистическое толкование худож. текста.- М.: Рус. яз., 1979.
  195. О роли случайных факторов в поэтическом тексте // Rev. Des. Etudes Slaves (Paris) 1990. — Vol. 62 № 1−2 -P 283−289.
  196. В. Искреннее слово: Страницы жизни и поэтический мир Н.Рубцова.- М., 1978.
  197. В. Сочетая прекрасное и вечное. В кн.: Оботуров В. Степень родства, М., 1972.
  198. В. Стихи и дни. Воспоминания о Рубцове, Архангельск, 1983.
  199. Оботуров В. А, Грязев А. А. Воспоминания о Рубцове. Архангельск, Северо-Западное книжное издательство, 1983.
  200. В.В. Стилистика текста. М.: 2004.
  201. Т.Н. Авторское сознание в лирике Н.Рубцова как состояние личности между двумя культурами // Вестн. Удмурт. Ун-та-Ижевск, 1993.- № 4 -С.100−107.
  202. Е.Н. Стихотворение «Фиалки»: Лирический конфликт и его воплощение // Поэзия Николая Рубцова. Материалы по поэтике.-Вологда, 1997. С.52−63.
  203. А.И. Память и судьба. Л., 1982.
  204. Е.Н. Стилистика художественного текста: (Учеб. пособие по спецсеминару).- Томск- Изд-во Том. ун-та, 1985.
  205. С. Прощальное и вечное Николая Рубцова.- Север.-1977.-№ 5.- С.110−118.
  206. А. «Звезда полей» // Звезда. 1968.- № 3.- С. 221 -222.
  207. И.Н. Язык и стиль писателя Казань, 1961.
  208. Г. Н. К вопросу поэтич. жанрах // Доклады и сообщения филологич. факультета МГУ.- М., 1948.
  209. Г. Н. Лирика. М., 1976.
  210. М. Собр.соч. в 6-ти томах. Т.6, М., 1957.
  211. М.М. Дорога к другу. Ленинград, 1978.
  212. А. Воспоминания о Николае Рубцове. Архангельск, 1983.
  213. И. Дети мыслей. В кн.: Поэзия. Альманах, № 44, М., 1986.
  214. И.И. Между словом и молчанием. М.: Современник, 1989.- С.107−133.
  215. Н. Неизвестные доселе письма Н.Рубцова // Наш Современник, 1999, № 1, с.215−223.
  216. Н. О поэзии и о себе. Воспоминания о Рубцове, Архангельск, 1983.
  217. Н. Подснежники Ольги Фокиной. Воспоминания о Рубцове. Архангельск, 1983.
  218. Н.М. Душа хранит.- Архангельск, 1969.
  219. Н.М. Зеленые цветы.- М., 1971.
  220. Н.М. Избранное.-М., 1985.
  221. Н.М. Лирика. Архангельск, 1965.
  222. Н.М. Подорожники // Под ред. В.Коротаева.- М., 1976.
  223. Н.М. Собр. Сочинений. В 3-х т. / Вст. ст. сост., примеч.В.Зинченко.- М., 2000.
  224. Н.М. Сосен шум.- М., 1970.
  225. Н.М. Стихотворения.- Архангельск, 1985.
  226. Рубцов Н. М. Звезда полей.- М., 1967.
  227. В.П. Теоретико-лингвистический анализ художественного дискурса. Дис. д-ра филол. наук. 10.02.19 М., 1996.
  228. Русские писатели поэты (советский период). Библиографический указатель. Т. 21. СПб., 1998.- с. 297−381.
  229. Русские писатели XX века. Биографический словарь.- М., 1998. -С.604−605.
  230. Е. Конфликтный путь // Современная драматургия.-1999. № 2. — С.147−155.
  231. М. Плач о черном лебеде: (К 20-летию со дня смерти Н.М. Рубцова) // Север.-Петрозаводск, 1991.- № 2, — С. 124−129.
  232. Г. И. Возврат к истокам: (Заметки о деревенской поэзии). -В кн.: «Писатель и жизнь», М., 1981.
  233. Ю. «Перед дорогою большою.» В кн.: Селезнев Ю. Мысль чувствующая и живая. Лит. — Крит.ст. М., 1982.
  234. Ю. «Перед дорогою большою.». М., 1982.
  235. Ю. Глазами народа.- М., 1986.
  236. Ю. Мысль чувствующая и живая. М., 1982.
  237. Ю. Память созидающая. Краснодар, 1987.
  238. Ю. Созвучие слов живых.- Молодая гвардия, 1977, № 5, с.150−163.
  239. Селезнев Ю. Златая цепь.- М., 1985.
  240. С. Философская лира Сергея Есенина.- Молодая гвардия.-1996.-№ 10.- С.226−262.
  241. Д.В. В поисках утраченной цельности: о лирике Н. Рубцова // Писатель, творчество: современное восприятие.- Курск, 1999. -С.219−229.
  242. В. Воспоминания о Николае Рубцове // Поэзия.- 1987.-№ 47. -С.163−167.
  243. В.В. Своя высота: О Н. Рубцове // М.: Современник, 1986.
  244. З.С. О стилевых исканиях в советской поэзии конца 50-х начала 70-х гг. — М., 1974.
  245. А.И. Лингвистический анализ художественного текста: Учебное пособие.- Волгоград, 1983.
  246. В. Крещенский снег // Коме. Правда.- 1991.- 19 янв. -С.141
  247. .В. Стихи и язык. Филологические очерки. М.-Л., 1959.
  248. И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика.-Тверь, 1992.
  249. И.В. Поэтика лирического цикла: Автореф.дис.д-рафилол.наук / МГУ им. М. В. Ломоносова.- М., 1990.
  250. П.Я. Очерки русской стилистики. ЛГУ Л.: 1964.
  251. В. Земля и жизнь. В кн.: День поэзии, 1971, М.1971.
  252. А. Встречи. Этюды о Рубцове. М., 1986, № 9.
  253. А.В. Ритм образа. М., 1980.
  254. Н.Н. Лингвистический анализ художественного текста: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Л.: Просвещение, 1984.
  255. С.И. Психолингвистический анализ поэтического творчества // Вопросы психологии.- 1998. № 1. — С.83−89.
  256. В.Б. Сюжет в стихах // Поэтич. сборник. М., 1934.-С.137−194.
  257. . О поэзии.- Л., 1969.
  258. М.Н. Природа, мир, тайник вселенной: Система пейзажных образов в поэзии.- М., 1990.
  259. Е.А. Образность как категория лексикологии. Томск, 1994.
  260. Л.Г. Стихотворение «Зимняя песня»: Лингвистическая структура лирического сюжета // Поэзия Николая Рубцова. Материалы по поэтике.- Вологда, 1997.- С.63−78.
Заполнить форму текущей работой