Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Лексико-семантическая экспликация концепта ДОМ в русской фразеологии и художественных текстах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материалом исследования послужили 98 фразеологизмов и 644 паремии, извлеченные из «Фразеологического словаря русского языка» под ред. А. И. Молоткова, «Словаря русских пословиц и поговорок» В. П. Жукова и сборника «Пословицы русского народа» В.И.Даля- 174 текста русских романсов XIX — начала XX вв., представленные в сборниках «Песни и романсы», «Я встретил вас. Русские романсы Золотого века… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблемы языковой концептуализации в современном русском языке
    • 1. 1. Концепт как категория когнитивной лингвистики
      • 1. 1. 1. Понятие концепта
      • 1. 1. 2. Свойства концептов
      • 1. 1. 3. Структура концепта
      • 1. 1. 4. Типы концептов. 1.2. Понятие картины мира, художественная картина мира
    • 1. 3. Концептуальный анализ как метод лингвистических исследований
      • 1. 3. 1. Традиционные подходы к концептуальному анализу
      • 1. 3. 2. Методика анализа концепта ДОМ, принятая в настоящем исследовании
    • 1. 4. Обоснование выбора и характеристика материала исследования
      • 1. 4. 1. Лексико-фразеологическая системность русского языка как основа концептуального исследования
      • 1. 4. 2. Концептологическое исследование художественного текста
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Семиотический и ценностный аспекты традиционных представлений о доме в русской языковой картине мира
    • 2. 1. Философская и фольклорно-мифологическая трактовка дома
    • 2. 2. Лексико-семантическое поле концепта ДОМ
      • 2. 2. 1. Материалы толковых словарей XX века
      • 2. 2. 2. Материалы словообразовательных словарей
      • 2. 2. 3. Материалы словарей синонимов
    • 2. 3. Соотношение семантического поля лексемы дом и полевой модели концепта ДОМ
    • 2. 4. Национальная специфика отражения концепта ДОМ в лексико-фразеологической системе языка
      • 2. 4. 1. Организация концептуального поля «дом» во фразеологии
      • 2. 4. 2. Особенности лексикализации понятия дом во фразеологии
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Концепт ДОМ в русских романсных текстах
    • 3. 1. Ассоциативно-смысловое поле базовой лексемы дом
    • 3. 2. Содержательная характеристика ближней периферии концепта ДОМ
      • 3. 2. 1. Актуализация значения «граница дома» с помощью лексем стена, дверь, окно
      • 3. 2. 2. Актуализация концепта ДОМ с помощью номинаций внутреннего пространства дома
      • 3. 2. 3. Слова-стимулы камин и рояль как репрезентанты концепта ДОМ
      • 3. 2. 4. Репрезентация концепта ДОМ с помощью лексем со значением «семья»
    • 3. 3. Содержательная характеристика дальней периферии концепта ДОМ
  • Выводы по третьей главе
  • Глава 4. Лексико-семантическая экспликация концепта ДОМ в поэзии М.И. Цветаевой
    • 4. 1. Краткий обзор основных направлений исследования пространства в творчестве М.И. Цветаевой
    • 4. 2. Содержательная характеристика ядерной зоны полевой структуры концепта ДОМ
      • 4. 2. 1. Образ «волшебного» дома
      • 4. 2. 2. Подвижность внутреннего пространства дома
      • 4. 2. 3. Амбивалентность восприятия границ дома
      • 4. 2. 4. Отражение бытия в вещном мире дома
    • 4. 3. Метафорические и метонимические «заместители» дома
    • 4. 4. Антиномия дом — антидом в поэзии М.И. Цветаевой
  • Выводы по четвертой главе

Лексико-семантическая экспликация концепта ДОМ в русской фразеологии и художественных текстах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В центре внимания современной лингвистики находятся вопросы, связанные с картиной мира, языковой и художественной, как с фундаментальным понятием антропоцентрической парадигмы. Истоки идеи антропоцентричности восходят к лингвистической концепции В. фон Гумбольдта, согласно которой язык рассматривается как форма выражения народного духа. Именно в языке скрываются огромные силы, таящие в себе возможность реализовать творческий потенциал человека. В России эта проблематика нашла выражение в научных трудах Ф. И. Буслаева, А. Н. Афанасьева, А. А. Потебни и др.

Для современной лингвистики антропоцентрический подход является методологической основой, объединяющей когнитивную и лингвокультурную парадигмы [Ю.Д.Апресян, Н. Д. Арутюнова, С. Г. Воркачев, Ю. Н. Караулов, Е. С. Кубрякова, З. Д. Попова, И. А. Стернин, Ю. С. Степанов, Р. М. Фрумкина и др.].

Наибольший интерес представляют концепты, которые понимаются как структурные единицы человеческого сознания, хранящие совокупность знаний человека о тех или иных явлениях окружающего мира, и являются частью щ национальной культуры. В этой области исследований активно развивается такое направление, как изучение особенностей репрезентации пространства в языке и речи. Большое количество лингвистических работ посвящено как общим вопросам, связанным с описанием пространства, так и отдельным их аспектам (концепты ГОРОД, МОСКВА, ДОМ и др.). Необходимо отметить антропоцентрический аспект описываемой категории, поскольку человеческий фактор выступает точкой отсчета в описании пространственных отношений, которые не только характеризуют физические изменения, но и несут важные духовные смыслы. Концепт ДОМ в этом отношении особенно показателен, поскольку дом является реалией, многосторонне осваиваемой человеком в различные периоды его бытия и во многом составляющей смысл и цель жизни [см. работы: Верещагин, Костомаров 2000; Ланская 2005, Лотман 1999, 2001; Степанов 1997; Топоров 1983; Цивьян 1978; Фещенко 2005]. Большинство.

Ф исследований этого направления посвящено также анализу текстовых лексем, актуализирующих пространство, играющих вместе с тем немаловажную роль в формировании представлений о национальной картине мира (КМ).

Актуальность диссертационного исследования обусловлена обращением к проблемам концептуализации мира и определяется разработкой в нем таких важнейших проблем современной когнитивистики, семасиологии, как вербализация концептов, текстуальное развитие семантики языкового знака, реализация индивидуально-авторской КМ в языковом творчестве поэта. Актуальность работы определяется также выбором в качестве объекта изучения концепта ДОМ — одной из ключевых культурных констант (Ю.С.Степанов), который составляет ядро языкового сознания русского народа и занимает, по мнению исследователей [Уфимцева 1996], второе место после концепта ЧЕЛОВЕК в языковой КМ русских, а также обусловлена необходимостью моделирования индивидуально-авторской КМ на основе существующих стереотипов национальной КМ.

Предметом рассмотрения являются способы репрезентации концептуальной информации о доме на лексическом, фразеологическом, ассоциативно-вербальном и текстовом уровнях.

Целью диссертационной работы является реконструкция, исследование, структурирование и описание фрагмента КМ, связанного с пространством дома. При этом текстовый концепт реконструируется с опорой на полевую структуру, особое же внимание уделяется значению ассоциантов в структуре концепта. Моделирование концепта ДОМ в языковой и художественной КМ помогает выявить пути соотношения коллективного и индивидуального в авторском концепте.

Однако проблемы объективации отдельных концептов средствами языка и моделирования фрагментов КМ являются настолько многоаспектными и сложными, что их решение в современной лингвистике стало одной из актуальных исследовательских задач. «В строгом смысле слова, существует столько картин мира, сколько имеется наблюдателей, контактирующих с миром» [Постовалова 1988: 32].

Поставленная цель подразумевает решение следующих задач:

1) обобщить существующие подходы к концептуальному анализу языкового материала и художественного текста и обосновать возможность постижения фрагментов мировидения автора (индивидуально-авторских концептов) посредством изучения лексико-семантической ткани его произведений;

2) применить комплексную методику изучения текстового концепта;

3) обобщить опыт лингвистических, литературоведческих и философских исследований, связанный с осмыслением места Дома в жизни русского человека и концепта ДОМ в русском языке;

4) выявить лексические средства репрезентации концепта ДОМ в русской фразеологии, русских романсных текстах XIX — начала XX вв. и поэтических произведениях М. И. Цветаевой, классифицировать их с позиции частотности употребления и частеречной принадлежности;

5) смоделировать лексико-семантическое и ассоциативное поля, описать структуру и особенности лексикализации концепта ДОМ в КМ русского социума;

6) смоделировать текстовые ассоциативно-смысловые поля, включающие лексические экспликаторы концепта ДОМ в русских романсных текстах XIXначала XX вв. и поэзии М. И. Цветаевой;

7) описать структуру исследуемого концепта: основные смысловые слои, их взаимодействие в художественной КМ языковой личности;

8) сопоставить смоделированные фрагменты КМ: коллективной (КМ русского социума), коллективно-авторской КМ, построенной на материале романсных текстов, и индивидуально-авторской КМ М. И. Цветаевой.

Материалом исследования послужили 98 фразеологизмов и 644 паремии, извлеченные из «Фразеологического словаря русского языка» под ред. А. И. Молоткова, «Словаря русских пословиц и поговорок» В. П. Жукова и сборника «Пословицы русского народа» В.И.Даля- 174 текста русских романсов XIX — начала XX вв., представленные в сборниках «Песни и романсы», «Я встретил вас. Русские романсы Золотого века» и «Золотая коллекция русского романса», и 635 стихотворений и поэм М. И. Цветаевой 10 — 40-х гг. XX в., репрезентирующих концепт ДОМ. Выбор материала обусловлен необходимостью определения широкого круга контекстов, содержащих различные средства выражения исследуемого концепта. В ходе работы использованы данные толковых словарей [Даль 2001; Ожегов, Шведова 1996; Ушаков 2000, БАС, MAC и др.], привлечены материалы РАС, словообразовательного [Тихонов 1985], историко-этимологического [Черных 2001] словарей, а также словарей синонимов [Александрова 1993, Апресян 1995, Евгеньева 1970;1971]. На этой языковой основе осуществлялась реконструкция пространственной КМ.

По мнению Л. Г. Бабенко, Н. Н. Болдырева, И. А. Стернина, В.А.Пшцальни-ковой и других исследователей, концепт формируют объективные, общепринятые смыслы и субъективные, индивидуальные смыслы, отраженные в авторских текстах. Поэтому изучено такое количество контекстов, которое представляет достаточно информации об особенностях сочетаемости, функционирования лексем и словосочетаний, обозначающих пространство дома, что, в свою очередь, делает исследование более точным и объективным.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды ведущих ученых в области разработки языковой КМ, когнитивного подхода к изучению единиц языка и речи, а также фразеологии и лингвистики художественного текста [Апресян 1995; Арутюнова 1999; Бабушкин 2000, 2004; Буянова 1998, 1999; Виноградов 1963, 1977; Винокур 1959; Воркачев 2001, 2002; Исаева 1996, 1999; Карасик 2002; Караулов 2002; Кондрашова 1998; Кубрякова 1988; Лихачев 1997; Лыков 1997; Немец 1999; Телия 1996; Степанов 1997], работы представителей московско-тартусской семиотической школы [Лотман 1999, 2001; Топоров, Иванов 1965, Цивьян 1978], в которых были сформулированы принципы структурно-семиотического описания пространства и даны интерпретации ключевых в культурном отношении пространственных координат. Кроме того, использован материал, касающийся мифопоэтических представлений, связанных с домом, изложенный в работах А. К. Байбурина [1983]- В. Колесова [1986, 2000]- Г. С. Кнабе [1993]- М. Элиаде [1994, 2000] и др.

Важнейшие теоретические положения, разработанные в рамках концептологии и лингвокультурологии, послужившие основой для построения модели Дома, состоят в следующем:

— дом — часть системы ЧЕЛОВЕК — ДОМ — ГОРОД — СТРАНА — МИР, своеобразная модель Вселенной, приспособленной к размерам и потребностям человека, и в какой-то мере проекция самого человека;

— дом рассматривается не только как пространство, близкое к человеку, но и как «подлинный локус творчества, где создается как все человеческое, так и сам человек» (Л.Февр);

— семейный дом — «специфическое пространство, мало зависящее от объективной расстановки вещей, ибо в нем главная функция мебели и прочих вещей — воплощать в себе отношения между людьми, заселять пространство, где они живут» (Бодрийяр);

— быт дома, как и бытие в нем, анализируется в качестве феномена культуры.

Научная новизна работы обусловлена, во-первых, моделированием одного из важнейших концептов на разных уровнях его экспликации: на системно-языковом (лексико-семантическом), ассоциативном и текстовомво-вторых, выбором малоизученного материала — поэтических произведений романсного жанра, которые впервые рассматриваются в аспекте концептологического анализа репрезентации пространствав-третьих, применением метода комплексного концептуального исследования, который предполагает не только реконструкцию трех различных фрагментов КМ, но и сопоставление полученных моделей концепта ДОМ с целью выявления основных принципов языковой объективизации пространства в художественном тексте, а также универсальных и индивидуально-авторских средств представления пространства.

Теоретическая значимость исследования связана с разработкой проблем языковой экспликации творческой мысли художника слова, а также с развитием методики концептуального анализа, основу которой составляют теоретические положения концепций Л. Г. Бабенко и Л. О. Чернейко, и заключается в следующем:

1. Разработаны и описаны структурно-функциональные модели пяти уровней концептуального поля «дом»: лексико-семантического, ассоциативного, фразеологического, романсного и индивидуально-поэтического.

2. Выявлен ряд различий в концептуализации мира, отраженной коллективной (лексико-фразеологической), коллективно-авторской (романсной) и индивидуально-авторской КМ.

Практическое использование результатов исследования возможно при изучении приемов анализа узуального и текстового концептов в рамках подготовки лекций и практических занятий по теме «Концептуальный анализ» (курс «Лексикология»), на результаты исследования можно опираться при анализе других концептов, входящих в концептосферу «пространство» или соотносимых с ней (СЕМЬЯ, УЮТ, БЫТ, БЫТИЕ, ХОЗЯИН, ГОСТЬ, СМЕРТЬ, ПРИРОДА и др.), при проведении спецсеминаров по исследованию языка фольклора, интерпретации художественного текста, художественной КМ М. И. Цветаевой. Работа может иметь прикладное значение для обогащения иллюстративной и аргументирующей частей толковых словарей, для развития учебной лексикографии.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Концепт ДОМ — сложный многоуровневый конструкт, в котором находят отражение представления разного рода — мифологические, философские, представления об объектах реальной действительности и который включает в себя ассоциативный слой, куда входят также семантические транспозиции словметафорические и метонимические. Образ дома, который представлен в сознании носителей русского языка, находит свое отражение на различных языковых уровнях (лексическом, фразеологическом). Единицы лексико-фразеологической системы (и паремии в том числе) фиксируют представления русского народа о данном пространственном образовании как о средоточии духовности, традиций, особого патриархального уклада жизни, который является основой ментальности нации. Основным принципом языковой репрезентации пространства во фразеологии выступает дихотомия.

В картине мира русского социума ДОМ представлен следующими концептуальными признаками: 1) дом — пространство, населенное людьми- 2) дом — личное пространство человека (закрытое, место внутренней свободы, сокровенное, дающее силы) — 3) дом — защищенное, укромное пространство (уют) — 4) дом — обжитое пространство (родной, близкий) — 5) дом — существо в пространстве (живое, изменчивое) — 6) дом — духовное пространство (семейный очаг, средоточие традиций).

2. Русские романсные тексты являют синтез индивидуальной творческой манеры поэта — автора текста и стереотипы восприятия любовных коллизий, а также народно-поэтическое видение ситуации, представленной в произведении. Несмотря на приоритет эмоционального, в поэтике русского романса немало бытовых деталей и подробностей, которые создают своеобразный вещный мир и становятся маркерами пространства, помогающими запечатлеть важные мгновения человеческой жизни.

Базовый слой коллективно-авторского концепта ДОМ представлен основными компонентами значения лексемы дом. Значение «дом — жилище» в романсных текстах в первую очередь репрезентируют номинации с общим семантическим компонентом «граница дома», а значение «дом — семья» -лексико-семантическая группа с общим значением «родные». Фиксируя пространство дома и отношения в семье, они восходят к оппозициям «девичество — замужество», «воля — неволя», «верность — предательство», «любовь — ненависть». Лексемы, номинирующие предметы вещного мира дома, в романсных текстах получают дополнительную эмоциональную нагрузку и становятся словами-стимулами.

3. Структура и содержание индивидуально-авторского концепта ДОМ, репрезентированного в произведениях М. И. Цветаевой, в основном соотносятся с семантической структурой базовой лексемы дом, которая в поэтических текстах интерпретируется в соответствии с особенностями мировидения творческой личности (происходит перераспределение словарных компонентов лексемы дом: «жилище» — «здание» — «семья» — «учреждение»). Нерасчлененность репрезентации «приращенных» значений в поэтическом контексте творчества М. И. Цветаевой является одним из проявлений авторской концептуализации.

4. Специфика авторского текстового концепта ДОМ заключается не только в индивидуально-авторских смысловых «приращениях» (дом-творчество, дом-каштан, дом — свалочная яма и др.), но и в наличии у концепта как основы универсальных и национально-специфических (коллективных) черт, которые в тексте особым образом моделируются, переосмысляются языковой личностью (дом-могила, дом-душа, антидом и др.). Степень универсальности или индивидуальности элементов содержания концепта устанавливается посредством сопоставительного анализа семантического наполнения структурных элементов концепта, реализующихся в русской фразеологии и в художественных текстах романсного жанра, в поэтическом дискурсе М. И. Цветаевой.

В исследовании применялась совокупность методов и исследовательских приёмов описательного характера. Ведущим среди них является метод концептологического анализа, который опирается на методы количественной обработки материала, дефиниционного, компонентного, контекстологического анализа, а также на функционально-семантический метод, заключающийся в определении особенностей семантики слова с учетом выполняемой им роли в авторском тексте. В работе применен также метод моделирования, предполагающий представление содержания концепта в виде полевой структуры.

Основные положения и результаты исследования прошли апробацию при их обсуждении на кафедре современного русского языка Кубанского государственного университета, были изложены в докладах на научно-методических конференциях разного уровня: «Актуальные проблемы современного языкознания и литературоведения» (Краснодар, 2006, 2007) — «Восток — Запад: Пространство русской литературы и фольклора» (Волгоград, 2006) — «Фразеологические чтения памяти профессора В.А.Лебединской» (Курган, 2006) — «Ключевые аспекты научной деятельности-2007» (Днепропетровск, 2007), «Славянские языки и культура» (Тула, 2007).

Содержание работы отражено в 11 публикациях, включая две в изданиях, рекомендованных ВАК РФ для опубликования результатов кандидатских диссертаций.

Объективность и достоверность полученных выводов обеспечиваются большим объемом проанализированного материала, применением комплексной методики его анализа, использованием последних достижений лингвистики и смежных с ней дисциплин, исследованием авторитетных словарей.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка, включающего 245 наименований. В основной части работы представлены 3 таблицы и 5 схем.

Выводы по четвертой главе.

Проделанный анализ позволил выявить некоторые общие закономерности авторской ХКМ, связанные с семантикой дома (схема 5, стр. 203).

1. В текстах М. И. Цветаевой, если сравнивать с узуальной семантикой, реализуется большинство словарных значений базовой лексемы дом: 1) жилое помещение- 2) здание, строение- 3) семья, люди, живущие вместе- 5) учреждение. При этом два первых значения в цветаевских контекстах превалируют. Личностная КМ строится на основе коллективной, но что-то малосущественное для социума становится ведущим для отдельной языковой личности (перегруппировка смыслов: жилище — здание — семьяучреждение).

2. Концепт ДОМ в ХКМ М. И. Цветаевой имеет следующие смысловые слои: 1) ДОМ-жилище, включающее границы домапомещения внутри домабыт дома- 2) ДОМ-семья- 3) ДОМ-существо- 4) ДОМ — духовное пространство- 5) антидом.

Каждый концептуальный слой передает цветаевское видение пространства. Одним из проявлений специфики авторской КМ следует считать нерасчлененность концептуализации слова в поэтическом контексте творчества Цветаевой. Переплетение быта и бытия, духа дома и жизни семьи, дома-здания и дома-семьи, определяющих собой историю дома-жилища, — вот составляющие синкретичного концептуализированного понятия дом в творчестве М.Цветаевой.

N) О UJ.

Схема 5. Поле концепта ДОМ поэзия М.И. Цветаевой) i^^yrow ждаов.

•• ft'* fmm’wf ** 'if lit 1.

3. В поэтическом дискурсе М. И. Цветаевой ДОМ-жилище представлен помимо базовой лексемы дом многочисленными синонимами (здание, кров, гроб), гипонимами (жильё, квартира, комната), метонимическими (коридор, чердак, кухня, спальня, крыльцо и др.) и метафорическими вариантами (тело человека, сердце, душа, лодка, шкаф, диван, кресло, раковина, творчество, каштан, небо, гроб, свалочная яма и др.).

В позиции локализатора в поэзии М. И. Цветаевой активны существительные следующих ЛСГ: «помещения, предназначенные для жилья», «внутреннее пространство дома». Важную роль в семантической структуре поля «дом» играют номинации границ дома — окно, дверь, порог, стена, крыша и др. Они не только создают преграду (выполняют защитную функцию), но и отделяют дом от чужого пространства (лес, дорога), а также актуализируют важные смыслы ('духовная граница', 'грань между жизнью и смертью', 'творчество'). Специфика цветаевской концепции ДОМА связана с этими номинациями, поскольку дом для поэтессы — граница между миром и человеком. Он включает в себя внешнее пространство (обозначено номинациями границ дома) и внутреннее пространство как место обитания человека. Переход из внутреннего пространства во внешнее возможен посредством пересечения той или иной границы. Причем иногда сама творческая личность является создателем дома с его границами, но он не предназначен для жилья — это Дом для поэтов, поэтому границы его размыты, переходят одна в другую по воле своего создателя (пол становится потолком, стена — коридором, да и количественные традиции постройки дома здесь также нарушены: три стены, бездонный дом).

В зависимости от актуализации тех или иных пространственных сем в раннем творчестве М. И. Цветаевой можно выделить два образа дома: «свой» (как пространство, внутренне близкое героине, «волшебный дом» детства) и «чужой» (как чуждое внешнее пространство, противостоящее дому-жилищу героини). В позднем творчестве наблюдается смешение «своего» и «чужого» пространства. Дверь, ворота, окно, стены, оберегающие дом как структурно замкнутую и личностную целостность, перестают выполнять свои функции, меняют сущность (ступени обманывают, окно не отражает жизни, пол оказывается дырой).

4. Классификация образных вариантов домов-зданий в соответствии с аксиологическими критериями автора позволяет выделить две группы, одна из которых репрезентирует сему 'духовный дом', а другая — 'антидом'. Причем лексемы, номинирующие «божий дом», объединены также семами 'высокий', 'восхождение', в то время как лексемы второй группы актуализируют семы 'нисхождение', 'тьма', что формирует у читателя подтекстовые ассоциации со смертью и могилой (еще одним вариантом антидома).

5. Внутреннее пространство дома в ХКМ М. И. Цветаевой динамично. Оно может изменять свои границы: расширяться (способность дана родному дому или поэзии как дому для творческих душ) и сужаться. Это вызвано желанием «вырваться из стен», ограничивающих жизнь человека или его взгляд на мир. Важной составляющей пространственной характеристики дома является его горизонтальная организация. Векторы движения по отношению к дому различны: герои Цветаевой идут мимо дома или в неопределенном направлении (13 случаев), из дома (14 случаев), но чаще всего они движутся (реально или мысленно) в дом или к дому (36 случаев). Отсюда трагедия лирической героини М. Цветаевой: силе её внутреннего стремления к дому, к семье и покою противостоят сразу две неизмеримо более сильные стихии: душа, которая родилась крылатой, а следовательно, не признает границ, и эпоха крушения прежних устоев, эпоха «мирового кочевья» (А.А.Блок).

В позднем творчестве происходит трансформация вертикали: верх — низ, тьма — свет как знаковые характеристики дома (и антидома) смешиваются. В поэзии М. И. Цветаевой пространственная вертикаль направлена вверх (с крыши на небо и дальше — в небесный дом).

6. ДОМ-семья представлен в поэзии М. И. Цветаевой в основном терминами родства и свойства, среди которых выделяются образы матери (идеализируется) и сестры. Для героини Цветаевой, как и для самой поэтессы, важна атмосфера дома, его духовный мир, который складывается из отношений между людьми, из окружающей обстановки, но обрести СВОЙ ДОМ не удается.

7. Общим с ЯКМ русского социума является представление о ДОМЕ как о живом существе. Дом способен воздействовать на людей, живущих в нем или связанных с ним воспоминаниями. Он может принимать их или не принимать, радоваться гостям или, напротив, скрываться от чужого взгляда.

8. Соотношение бытийного и бытового, духовного и материального становится гранью между домом и антидомом, признаки которого проявляются тогда, когда дом теряет атмосферу уюта, особый духовный мир. В поэзии М. И. Цветаевой, в отличие от КМ усредненного носителя языка и коллективно-авторской КМ, представленной романсным дискурсом, встречаются не только разные ипостаси антидома, но и показан процесс превращения в него. Ощущение бездомности, ставшее знаковым для начала XX века, отразилось в произведениях М. И. Цветаевой наиболее ярко и проявилось не только в реальном отсутствии дома-жилища, в ощущении глобального одиночества (без друзейбез семьи — без дома — без родины), но и во внутренней бездомностивосприятии дома как чуждого себе.

9. Все слои концепта взаимосвязаны. Во-первых, ДОМ-жилище и ДОМ-семья представляют некое пространство, характеризующееся изменчивостью, и особый духовный мир (уют дома и традиции семьи). Во-вторых, эти слои концепта напрямую определяют ДОМ-духовный мир, наличие / отсутствие которого связано с принятием дома или его отрицанием (антидомом). Поэтому специфика цветаевского мировосприятия находит отражение в динамичности компонентов, особом взаимодействии концептуальных признаков анализируемого пространственного концепта.

10. Сопоставление трех реконструированных фрагментов КМ позволило выявить универсальные черты и индивидуально-авторские «приращения» концепта ДОМ в творчестве М. И. Цветаевой. Соотношение содержания коллективной ЯКМ, коллективно-авторской ХКМ и индивидуально-авторской ХКМ можно представить в виде таблицы 3:

ЯКМ русского социума (ассоциативный словарь) ЯКМ русского социума (русская фразеология) Коллективно-авторская ХКМ (русские романсные тексты) Авторская ХКМ (поэзия М.И. Цветаевой).

1. ДОМ-здание — размер большой 1. ДОМ-здание — нежилое здание кабак, церковь, собор 1. ДОМ-здание — виды зданий храм, обитель, святилище, 2. ДОМ-здание — виды зданий строение, храм, цер

— материал кирпичный.

— расположение в деревне, в городе, на опушке, за углом.

— созданный человеком построим сами ¦ части дома квартира, с мезонином, этаж.

— хозяйственные постройки овин, баня.

— части дома комната.

— действия по отношению к дому строить, купить, сдавать, стеречь, сжечь церковь ковь, башня, собор, колокольня, часовня, заведение.

— действия по отношению к дому воздвигать, разрушить, плотничать.

2. ДОМ-жилище.

— виды жилищ хата, изба, избушка, дача, квартира, вилла.

— надежность, зашита крыша, забор, дверь, крепость, убежищепривлекательность, комфорт красивый, шикарный, неудобный, клетка принадлежность кому-то родной, мой, жилой.

— атмосфера уюта тепло, очаг, гостеприимность.

— бытие в доме жить, прожить.

2. ДОМ-жилище.

— виды жилищ: для живого человека (изба, хоромы, палаты, хата, квартира, угол) для мертвого (могилка, домовина, фоб, яма, земляночка) для животного (гнездо конурка закута лукошко печурка стойло хлев).

— помещения внутри дома терем, горница, пова-лушасени, чулан.

— пространство вокруг дома двор, ворота.

— границы дома стена, угол, дверь, окно, крыша.

— бытие в доме жить, гостить, тужить, горевать, плакать, любить и др.

2. ДОМ-жилище.

— виды жилищ терем, хата, изба, хижина, дворец, хоромы, квартира, лачужка, кров, приют, могила, сырая земля.

— границы дома окно, дверь, стена, постельвнутреннее пространство дома зала, светлица, комната, горенка, гостиная, камин, рояль.

— пространство около дома сад, дорога.

1. ДОМ-жилище — виды жнлнш: постоянное жилище домик, дворец, замок, хата, трущоба, жилье, хоромы, землянка и др) временное жилище (дача, шатер, гостиница, угол, шалаш) жилище мертвого (гроб, могила) жилище животного (гнездо, берлога, нора) -внутреннее пространство: части дома (лестница, коридор, чердак, балкон, угол, подвал) комнаты (зала, комната, залец, гостиная, детская, передняя, столовая).

— границы дома окно, стена, дверь, крыша, пол, потолок.

— пространство вокруг дома сад, крыльцо, ворота, двор

3. ДОМ-семья.

— родство дети, родители, родня.

— отношения ценность, традиция, дружба, любовь, союз, гармония.

— отношение к дому хозяйка, владелец.

— вешный мир

3. ДОМ-семья.

— родство мать, отец, зять, детки, дед.

— социальные отн-ння жена, муж, господин, большакмужик, барин.

— отношение к дому гость, хозяин, хозяйка, домочадцыжитель, жилецсосед.

— род занятий божедом, сидень, домосед, бездомник, сватья.

— вещный мнр

— мебель: лавка, полати, кровать, стол, печь).

— предметы быта (ко.

3. ДОМ-семья.

— родство отец, папа, батюшка, роди тель, мать, матушка, родимыебрат, сын, дочь, доченька, дети.

— социальные отношения жена, муж, женка, вдовамуженек.

— несемейная жизнь: возлюбленный (дружок, жених, молодец, он) возлюбленная (девица, невеста, девушка, подруга, милушка, любушка).

— соперник соперник, другой, соблазнитель, любовник, недруг.

— отношение к дому.

3. ДОМ-семья.

— родство мама, мать, мамочка, матерь, дочь, дочка, сын, дети, отец, папа, сестра, брат, бабушка, дед, родные.

— имена.

Аля, Ася, Сергей, Марина, Нина, Наташа и ДР-).

— социальные оти-иня семья, жена, муж.

— отношение к семье, дому гость, гостья, сосед, соседка, няня, хозяин, хозяйка.

— быт дома мебельвещи, атрибуты дома ромысло, добро) — хозяйство разорять дом, растрясти, сколотить, мести, печь гость, хозяин, хозяйка, жилецсосед — вещный мир посуда, мебель, источник света и огня.

4.ДОМ-учреждение — казенный магазин, мод, школа, храм 4. ДОМ-учрезвдеиие сумасшедший, игорный, детский, публичный и др. 4. ДОМ-мир чувств — дом (горе, радость, надежда, мечта, нежность, душевное спокойствие, покой, забвение, печаль) — сад (надежда, счастье, тоска, грусть, воспоминание, одиночество) 4. ДОМ-духовный мир — атмосфера дома загадочность, хранилище традиций, памяти, уют — бытие в доме жизнь, жить, любовь, полюбить, не любить, разлюбитьодиночество, сиротство.

5. ДОМ-родина — отчина, родина — природа (земля, дерево) 5. ДОМ-родина — свой — чужой за морем, в Москве, в дороге, на стороне, на Дону 5. ДОМ-существо глядит, одинок 5. ДОМ-существо — как человек полууснувший, недобрый, старый, бессонный, внимать, с видом скуки, шепнуть, поманила, обманула — как зверь (мало домашний, по-медвежьи, по-оленьи рогатый).

6. АНТИДОМ — барак, тюрьма 6. ДОМ-существо — действие пляшет, не велит, умирает — состояние сиротлив, вдов, рад, весел, здоров 6. АНТИДОМ — кабачок, тюрьма, келья, каземат, темница 6. АНТИДОМ вокзал, тюрьма, кабак, каземат, клетка, гроб, казарма, келья, барак, подвал, госпиталь.

7. АНТИДОМ кабак, тюрьма, келья 7. ДОМ-родина Трехпрудный переулок, город, Москва, Россия, Чехия.

8. Дом-работа — второй дом 8. ДОМ-учревдеиие царев дом воспитательный, Божий дом, высокосветское заведение для девиц.

Национальная специфика исследуемого концепта, отраженная в поэтическом творчестве М. И. Цветаевой, состоит в восприятии дома как своего пространства, укромного и надежного, а также пространства, наполненного миром семьи, памятью о прошлом. В творчестве поэтессы получила развитие также фольклорная идея превращения дома в антидом.

Итак, текстовый индивидуально-авторский концепт ДОМ неоднозначен, имеет сложную организацию. Представления о доме, зафиксированные в ЯКМ русского народа, можно считать основой для авторского концепта, однако в творчестве Цветаевой они по-своему переосмыслены и развиты, что свидетельствует об индивидуальности и уникальности представленного фрагмента ХКМ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование и полученные результаты позволяют сделать некоторые общие выводы.

1. Концепт ДОМ как культурно-историческое явление многослоен, что находит отражение в его языковом воплощении, представленном в словарях и текстах различных типов. Поэтому для исследования экспликаций названного концепта применялась многоаспектная методика, которая предполагала сопоставление трех вариантов КМ: коллективной (смоделированной на материале единиц лексико-фразеологической системы русского языка), коллективно-авторской ХКМ (представленной на основе романсных текстов) и индивидуальной ХКМ М.Цветаевой. Цель концептуального анализа — описать общий (национально-специфический) слой, на котором строится авторский концепт, выявить «приращенные» значения (личностные смыслы), формирующие индивидуальную ХКМ. Исследование проходило в три этапа, каждый из которых включал несколько пошаговых операций от анализа значения ключевой лексемы на материале различных словарей и моделирования ассоциативно-смыслового поля лексемы дом до реконструкции основных смысловых слоев узуального и текстового концептов ДОМ и определения индивидуально-авторских «приращений», которые получает слово в художественном тексте.

Многослойность художественного концепта обусловила разные пути его словесного обнаружения: концепт исследован нами не только от содержания к форме языкового выражения, но и от языковой объективации концепта к его содержанию («отсистемный «и «оттекстовый» подходы).

2. Национальная специфика концепта ДОМ отражается в лексико-фразеологической системе русского языка и связана с философскими и фольклорно-мифологическими представлениями о доме-жилище и его обитателях. Как показало исследование коллективной ЯКМ, к дому русский человек относится как к части своей личной сферы. Это одновременно жилище, пристанище, по-особому ограниченное защищенное пространство, материальное воплощение «вещного» мира, быта, а также средоточие уюта, родного уклада жизни семьи, традиций.

Семантическое поле ключевой лексемы отличается многообразием номинаций дома и отношений между компонентами поля. Гипо-гиперонимические, синонимические отношения, лексико-семантические и ассоциативные группы, ключевые слова, бинарные оппозиции, дополняя друг друга, помогают создать общую картину русского ДОМА. Самым многокомпонентным как в КМ русского народа, так и в ХКМ отдельной языковой личности является микрополе ДОМ-жилище, которое отражает амбивалентность характеристики дома, поскольку единицы поля актуализируют и отрицательные ('тесный', 'темный', 'перенаселенный', 'неопрятный', 'временный', 'ветхий', 'заброшенный', 'разрушающийся'), и положительные ('уютный', 'родной', 'уединенный', 'большой', 'красивый') семы.

В КМ русского социума ДОМ представлен следующими концептуальными признаками: 1) дом — пространство, населенное людьми (ограниченное, но свободное) — 2) дом — личное пространство человека (закрытое, место внутренней свободы, сокровенное, дающее силы) — 3) дом — защищенное, укромное пространство (уют) — 4) дом — обжитое пространство (родной, близкий) — 5) домсущество в пространстве (живое, изменчивое) — 6) дом — духовное пространство (семейный очаг, средоточие традиций).

3. Одной из особенностей представления концепта ДОМ в художественном тексте является то, что базовая (ключевая) лексема определяется в структуре ассоциативно-смыслового поля не по частотности употребления, а по важности отображаемых явлений и богатству передаваемых смыслов в сознании языковой личности.

Перенося известные реалии из обыденной КМ в поэтический мир, автор на основе привычных свойств и образов находит глубоко индивидуальное выражение и объяснение их сущности. Поэтому текстовый концепт, замещая в сознании языковой личности представления об объектах действительности, является единицей неповторимого мировосприятия конкретной языковой личности. Основой структуры художественного концепта ДОМ является семантическая модель ключевой лексемы дом, по-своему переосмысленная в контексте творчества художника слова.

4. Художественный (текстовый) концепт ДОМ в пространстве русского романса и поэтическом дискурсе М. И. Цветаевой имеет полевую организацию, состоит из ядра, ближней и дальней периферии. Базовый слой представлен основными компонентами значения лексемы дом («здание», «жилище», «семья»).

В силу специфики жанра романсным текстам свойственна стереотипность воспроизведения окружающей действительности, так как они являют синтез авторского творчества и ценностных установок усредненного носителя русского языка. Значение «дом-жилище» в романсных текстах в первую очередь репрезентируют номинации с общим семантическим компонентом «граница дома», а значение «семья» — ЛСГ с общим значением «родные».

В творчестве М. И. Цветаевой происходит переосмысление содержания, перераспределение словарных компонентов лексемы дом: «жилище» — «здание» — «семья» — «учреждение». В дискурсе поэта наиболее разветвленным и очерченным предстает внутреннее пространство дома, репрезентированное единицами микрополя ДОМ-жилище. Дом с его духовным миром, таинственностью (особенно «волшебный дом», дом детства) наделяется в ХКМ М. И. Цветаевой чертами живого существа (он подвижен, обладает способностью изменяться, влиять на людей, понять переживания героини и даже дать совет). Поэтому в структуре концепта мы выделили в качестве основных смысловые слои ДОМ-жилище, ДОМ-семья, ДОМ-пространство духа, ДОМ-живое существо и антидом, границы которых являются диффузными, поскольку жилище и семья представляют собой некие «пространства», важными составляющими каждого является духовность, утрата которой, в свою очередь, влечет к превращению дома в антидом.

5. В поэзии М. И. Цветаевой значение «жилище» репрезентируют не только многочисленные номинации с общим семантическим компонентом «граница дома», «пространство дома», «предметы быта», но и метафорические «заместители» базовой лексемы с пространственным значением (каштан, каюта, колыбель, кресло, шкаф, раковина, лодка, гроб (могила), свалочная яма, творчество, сердце, тело человека, душа). Перечисленные метафорические номинации жилища являются показателями своеобразия индивидуального мировидения, однако основой для них становятся общенациональные представления о жилище и уюте.

При сопоставлении трех фрагментов ЯКМ, полученных в результате исследования, оказывается, что сближение семантики душа-дом, могила-дом актуально в русской коллективной и ХКМ, поскольку и душа, и могила концептуализируются как варианты «вместилища». Первый заместитель дома включает в себя теплоту, сердечность, широту русской души, открытостьвторой же несет идею умиротворения, покоя, вечности и неизбежности смерти.

С коллективно-авторской ХКМ поэзию М. И. Цветаевой роднят не только романсные интонации, но и некоторые подходы в экспликации концепта ДОМ. Ключевыми лексемами в обеих КМ являются дом, окно, дверь, сад, мама (матушка), рояль, а также общий эмоционально насыщенный фон, связующая роль духовного начала.

6. ЛСГ «семья, жильцы дома» имеет разное смысловое наполнение. Фрагмент КМ, представленный на материале русской фразеологии, ограничивает круг обитателей жилища такими основными представителями, как хозяин, хозяйка, муж, жена, и отражает патриархально-религиозные отношения в русской семье, приоритет мужчины-хозяина, его главенствующую роль в доме. Женщина играет роль жены, то есть личность характеризуется не по её отношению к дому (хозяйству), а по отношению к мужу (хозяину дома). Значимым в КМ русского социума является концепт ГОСТЬ, тесно связанный с концептом ДОМ (ХОЗЯИН). В романсных текстах происходит расширение границ семьи за счет введения номинаций родства и влюбленных, а также одновременная концентрация внимания именно на последней группе в силу специфики жанра. Подобно ФЕ, в романсах концептуальный слой ДОМ-семья представлен схематично.

В поэзии М. И. Цветаевой ДОМ-семья несет на себе не только и не столько отпечаток утилитарно-практического видения (строится на кровных родственных отношениях, совместном проживании в стенах одного дома-жилища), сколько получает психологическое наполнение. Семья — это мама (мать, мамочка), отец (папа), сын, дочь (дочка, доченька, дочурка), брат (братец), бабушка, дед и другие. Перечисленные номинации указывают на то, что в поэзии М. И. Цветаевой семья характеризуется особыми духовными связями, отношениями, родством душ. Особое место занимает образ матери.

В современной русской ЯКМ наименования жильцов дома и термины родства представляют собой разнообразную по составу парадигму слов, актуализирующих семы 'духовная связь', 'гостеприимство', 'традиции', 'уют', 'родной'.

7. Дальняя периферия концепта ДОМ репрезентирована в ЛТГ «дорога», «растения» и ассоциативной группе с общим семантическим компонентом «природа», которые расширяют пространство дома до просторов родины. В ХКМ М. И. Цветаевой локализаторами пространства, в которое вписан дом, являются лексемы Трехпрудный переулок, город, Москва, Россия, СССР, Чехия. Следует отметить, что с точки зрения русского социума, как и в коллективно-авторской КМ русского романса, дорога чаще всего имеет направление или к дому, или от него. В поэзии М. И. Цветаевой вектор движения в 36 случаях направлен к дому (в дом) и только в 14 — от (из) дома, а в 13 случаях определенности нет, поскольку лирическая героиня, как и поэт, находятся в поисках дома (и себя), что очень значимо для понимания особенностей мировосприятия М.ИЦветаевой. В этом можно увидеть причину трагедии героини Цветаевой (да и самой поэтессы), которая изо всех сил стремится к дому, уюту, семье, но не находит их.

8. В ходе исследования были выявлены следующие базовые для трёх КМ семантические оппозиции, которыми, на наш взгляд, определяется специфика национальной картины ДОМА: «быт — бытие», «верх — низ», «свет — тьма», «жизнь — смерть», «хозяин — гость», «свой — чужой», «дом — дорога», «домантидом».

9. Содержание концепта ДОМ выражается как языковыми (различного рода ЛСГ), так и ситуативно-речевыми средствами, образующими парадигмы, микрополя текста (текстовые синонимы, ассоциативные группы). Уникальные текстовые индивидуально-авторские ассоциативные связи слова, не предусмотренные его узуальными свойствами, формируют неповторимую КМ поэта. Концепт ДОМ в творчестве М. И. Цветаевой отражает национальную и общечеловеческую специфику восприятия пространства, близкого человеку, а также особенности индивидуального мировидения поэта, свидетельствуя о том, что пространственная КМ многослойна и напрямую связана с категориями духовности, бытийности.

В перспективе дальнейших разработок концептологического направления лингвистики показательным может стать 1) моделирование фрагментов пространственной КМ, представленных в творчестве разных авторов одной эпохи- 2) сопоставление основных смысловых слоев концепта ДОМ, репрезентированных единицами фразеологии нескольких языков в синхроническом или диахроническом аспектах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.О. Символика «стекла» в творчестве М. Цветаевой // Филологические науки. 1990. — № 6. — С. 10 — 17.
  2. А.С. Поэзия и проза М.Цветаевой. Стерлитамак, 1999.
  3. Н.Ф. Значение и концепт // Алефиренко Н. Ф. Спорные проблемы семантики. Волгоград, 1999. — С. 59 — 67.
  4. Л.А. Концепт ключевого слова как модель развития текста // Текст: Проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания русского языка как иностранного: Тезисы междунар. науч.-метод. конф. -М., 1996.-С.10- И.
  5. Ю.Д. Образ человека по данным языка: Попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995. — № 1. — С. 29 — 34.
  6. И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. СПб., 1999.
  7. Н.С. Из русской культурной и творческой традиции. М., 1959.
  8. Н.Д. Логический анализ языка: Образ человека в культуре и языке / Отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М., 1999.
  9. С.А. Концепт и слово // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: Антология. М., 1997. — С. 267 — 279.
  10. .В. Путеводитель по концертам. Словарь наиболее необходимых терминов и понятий. М., 1978.
  11. А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 1995.-Т.2.
  12. И.И. Особенности ассоциативно-смыслового развертывания поэтического цикла М.И.Цветаевой «Облака» // Лексические аспекты смыслового анализа художественного текста в вузе и школе. Томск, 2001.-С. 25−30.
  13. Л.Г., Васильев И. Е., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста. Екатеринбург, 2000.
  14. Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учебник для вузов. М.: Екатеринбург, 2004.
  15. А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка / А. П. Бабушкин. Воронеж, 1996.
  16. А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. -Л., 1983.
  17. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
  18. М.И. Скрещение судеб. М., 1988.
  19. A.M. «Протекших дней очарованья». О поэтике романсов А. А. Дельвига // Русская речь. 2002. — № 4. — С. З — 8.
  20. Н.А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. М, 1990.
  21. Г. И. О «новой реальности» языкознания // Филологические науки.- 1997-№ 4.
  22. О., Рябинин А. Предки // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. М., 1997. — Т.2. — С. 333 — 335.
  23. . Система вещей. М., 1995.
  24. Н.Н. Когнитивная семантика. Тамбов, 2001.
  25. Н.Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. М., 2004. — № 1. — С. 18 — 36.
  26. Н.С. Основы теории текста. Томск, 1994.
  27. Н.С. Филологический анализ текста. 4. IV: Методы исследования: пособие для филологов. Томск, 2003.
  28. Т.В., Шмелёв А. Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики): Прагматика. Семантика. Лексикография. Вид. Время. Лицо. Модальность. М., 1997.
  29. Л.Ю., Оноприенко Е. В. Концепт: термин и понятийное пространство // Языковая личность: переходность и синкретизм: Сб. ст. научно-методического семинара «Textus». Вып. 8. М. — Ставрополь, 2002.-С. 196−200.
  30. Л.Ю. Языковая личность как текст: Жизнь языка и язык личности // Языковая личность: экспликация, восприятие и воздействие языка и речи. Краснодар, 1999. — С. 47 — 73.
  31. Л.Ю. О концепте «душа» в лингвистической традиции // Филология Philologica. — Краснодар, 1998.-№ 1.-С.12- 15.
  32. Васина-Гроссман В. А. Русский классический романс XIX века. М., 1956.
  33. Васина-Гроссман В. А. Мастера русского романса. М., 1980.
  34. А. Семантические универсалии и описание языков: Грамматическая семантика. Ключевые концепты культур. -М., 1999.
  35. А. Язык. Культура. Познание. М., 1997.
  36. Т.И. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования (Макрокосм). М., 1998.
  37. Е.М., Костомаров В. Г. Дом бытия языка. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция логоэпистемы. М., 2000.
  38. Е.В. Лексическая структура и смысловое развертывание поэтического цикла (на примере цикла М. И. Цветаевой «Ручьи») // Лексические аспекты смыслового анализа художественного текста в вузе и школе. Томск, 2001. — С.21 — 25.
  39. В.В. О теории художественной речи. М., 1971.
  40. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.45.46,47
Заполнить форму текущей работой