Арабские страны в евро-средиземноморском партнерстве
Критика, прозвучавшая в данной работе и затронувшая негативные сущностные моменты евро-средиземноморского проекта, а также несовершенства в ходе его реализации, ни в коей мере не означает призыва к отказу от партнерства. Речь тут идет исключительно о вскрытии имеющихся недостатков, и если в дальнейшем от них удастся избавиться, то евро-средиземноморский проект ожидает блестящая будущность… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Евро-средиземноморское сотрудничество до начала барселонского процесса
- 1. Арабо-европейский диалог и его основные этапы (1973−1995 гг.)
- 2. Европейские и арабские инициативы средиземноморского сотрудничества
- Глава II. Арабо-европейское сотрудничество в рамках соглашения о партнерстве (Барселонская Декларация)
- 1. Причины и предпосылки евро-средиземноморского партнерства: позиции сторон
- 2. Барселонская конференция и ее основные решения
- A. Политические аспекты партнерства
- B. Экономико-финансовый аспект партнерства
- C. Сотрудничество в социальной, культурной и гуманитарной областях
- 3. Проблема миграций в евро-средиземноморском партнерстве
- Глава III. Барселонский процесс в действии: развитие евро-средиземноморского партнерства (2-ая половина 1990-х гг. — начало XXI в.)
- 1. Средиземноморские конференции по партнерству в рамках барселонского процесса и их решения
- 2. Арабская координация в партнерстве на региональном уровне
- 3. Место арабских стран в средиземноморском и ближневосточном проектах
Арабские страны в евро-средиземноморском партнерстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. На современном историческом этапе, который в значительной мере можно охарактеризовать стремлением одной конкретной державы к установлению гегемонии и переустройству мира вокруг одного центра силы, в системе международных отношений происходят существенные изменения. Наряду с этим, в международно-политической сфере ныне наблюдается и другая тенденция как бы в противовес вышеназванной первой: это — нацеленность многих стран на поиски альтернатив навязываемой им однополярной схемы мироустройства, на активизацию либо возрождение деятельности прежде уже образованных альянсов и объединений, равно как и на формирование новых союзов. В основе подобных центростремительных процессов лежат такие принципы, как географическая близость, а также прагматические соображения, подразумевающие наличие общей выгоды (а отнюдь не идеологические мотивации, как это зачастую происходило в не столь отдаленном прошлом).
Одним из примеров объединительной деятельности подобного рода служит евро-средиземноморское партнерство. Оно успело превратиться в важнейшее направление внешнеполитической деятельности арабских стран — в той мере, в какой эта деятельность связана с проектами сотрудничества, которые им предлагаются. Это соответствует интересам арабской стороны, поскольку данное партнерство является одним из лучших предложений в плане перспектив, которые их реализация сулит арабам.
Арабский мир является неотъемлемой частью общего мироустройства и системы международных отношений. Кроме того, он располагает большими материальными возможностями, владеет огромными ресурсами, как природными, так и людскими, а вместе с тем и занимает выгодное геостратегическое положение. Однако реальная роль, играемая арабским миром в непрерывно развивающейся и обновляющейся международной системе, не соответствует его потенциальным возможностям, ибо он существует в разрозненном на два с лишним десятка отдельных государств виде. К тому же существующая вот уже более полувека Лига арабских государств так и не смогла должным образом способствовать развитию входящих в него стран, мало результативной оказалась и деятельность созданных для тех же целей отдельными группами арабских стран региональных объединений. Всё это заставляет арабов прибегать к поискам новых возможностей для результативного сотрудничества за рамками региона, и из всех имевшихся у них вариантов и предложений средиземноморское партнерство выглядит наиболее удачным и оптимальным.
Актуальность данного исследования состоит еще и в том, что оно рассматривает как стимулы, связанные с такого рода сотрудничеством, так и препятствия, возникающие перед ним. В представленной диссертации предпринята попытка выявить и систематизировать проблемы, которые встречаются на пути средиземноморских стран, как европейских, так и арабских (обширный набор социально-экономических проблем, начиная с бедности и низкого уровня жизни широких масс, терроризм, окружающая среда, стихийный рост народонаселения, неконтролируемые миграции и т. п.). При этом ставится целью найти оптимальные варианты решения перечисленных проблем, в равной степени несущих угрозу всем.
Для арабо-европейских отношений свойственны и некоторые противоречияв этой сфере допускаются и ошибки. Представленное диссертационное исследование, помимо всего прочего, являет собой попытку разобраться в данных «недугах» и предложить свои рецепты их лечения. Достойно сожаления, но остается фактом: в Европе порой бытует предубежденный взгляд на арабов как выходцев из средних веков, которые якобы не сумели по-настоящему воспринять ценности современной цивилизации и предпочитают жить не плодами созидательного труда, а на нетрудовые доходы" от даром доставшихся им нефтяных богатств. Со своей стороны, арабы нередко платят европейцам той же монетой, когда в качестве главных мотивов деятельности тех называют корысть, склонность к интригам и заговорам.
Такое в чем-то нелицеприятное отношение сторон друг к другу унаследовано из прошлого и складывалось на протяжении веков, совпавших с периодом европейских колониальных завоеваний. И в этом смысле евро-средиземноморское партнерство проникнуто совершенно иным, новым духом, поскольку одним из его основных предназначений, помимо прочего, является «очистить» арабо-европейские отношения от вредоносных наслоений прошлого через укрепление взаимного доверия в политической, экономической, культурной и социальной сферах. Отсюда вытекает актуальность и важность такой поставленной исследователем задачи, как выявление положительных и отрицательных сторон партнерства.
Анализ евро-средиземноморского партнерства представляет интерес еще и в том отношении, что речь идет о конкретных перспективах именно в связи с деятельностью Евросоюза — одного из важнейших межгосударственных объединений, которое движется к созданию крупнейшей в мире зоны свободной торговли (к 2010 году она должна включать в себя примерно 40 стран с населением порядка 800 млн. чел.).
Объект исследования и хронологические рамки работы.
Объектом данного исследования является развитие сотрудничества объединенной Европы (в лице ЕС) со странами арабского мира, осуществляемого под эгидой евро-средиземноморского партнерства. До некоторой степени оно схоже с NAFTA — объединением, включающем в себя США, Канаду и Мексику. Указанное сходство состоит в том, что в составе обоих упомянутых объединений присутствуют особо крупные партнеры: в первом случае это — Евросоюз, а во втором — США. По тому же самому признаку средиземноморское партнерство, напротив, отличается от созданной в 1967 г.
Ассоциации стран Юго-Восточной Азии — АСЕАН, так же как и от образованного в 1995 г. объединенного южноамериканского рынкаМЕРКОСУР, в которых крупные державы не состоят. У средиземноморского партнерства имеются и другие особенности, которые отличают его от других аналогичных структур — к таковым можно отнести, например, большое количество государств-участников и долговременный подготовительный период, который, как правило, предшествует заключению очередной страной соглашения о партнерстве.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1973 г. по 2004 г., т. е. с момента активизации арабо-европейского диалога и появления с обеих сторон первых инициатив средиземноморского сотрудничества, по настоящее время.
Значимость бассейна Средиземного моря, его ключевую роль в мировой истории вообще трудно преувеличить. К этому обширному региону, соединяющему континенты — Европу, Азию и Африку, с полным на то основанием принято относиться как к колыбели человеческой цивилизации, к месту рождения и соприкосновения величайших мировых религий и культур. С самых древних времен, на протяжении многих и многих веков Средиземноморье оставалось ареной острого соперничествавсякая империя, держава, претендовавшая в эпоху своего существования на лидерство в тогдашних мировых масштабах, практически всегда стремилась утвердить здесь свое господство. Вместе с тем, многовековой исторический опыт наглядно показал, что осуществить такое было бы невозможно в принципе. Ведь в этой части света исстари переплетались, уживаясь либо конфликтуя (а чаще всего — то и другое одновременно) разнообразные интересы большого числа сторон.
Колоссальное геополитическое значение Средиземноморья сегодня не просто сохранилось, оно еще и беспрерывно наполняется новым содержанием. Этот регион по-прежнему является своего рода «центром притяжения» и средоточием множества интересов. Он продолжает служить связующим звеном, мостом между Севером и Югом (изначально географические категории, под которыми ныне принято подразумевать разительное несовпадение экономических потенциалов и уровней развития), равно как и между Востоком и Западом (здесь уже — в смысле стыкового звена между различными этносоциокультурными средами). В наше время Средиземноморье также стало тем районом, через который из регионов, богатых запасами углеводородов, нефть и газ поступают в страны с высокоразвитой экономикой. И — как пример диалектического противоречия: именно здесь (либо рядом) сконцентрированы «горячие точки», самые острые конфликты современности, например ближневосточный или балканский.
Казалось бы, ни у кого давно не осталось сомнений в том, что Средиземноморье самим фактом и природой своего существования предназначено соединять, а не разделять страны и народы. И вместе с тем, у любой стороны существуют сугубо свои специфические представления о том, каким должно быть сосуществование и сотрудничество в этой обширной и во многом уникальной зоне, на каких принципах его надлежит строить. Не исключается и такое положение вещей, когда тот или иной проект партнерства подкрепляется реальной силой выдвигающей его стороны — но притом он может встретить достаточно резко выраженное неприятие других сторонпотенциальных партнеров. В качестве примера — те проекты, что исходили до сих пор от США (вместе с НАТО, Израилем и т. п.) — такие, как план «Большого Ближнего Востока» (его последняя версия появилась в 2004 году) или проект американского партнерства с Магрибом (Вашингтон выступил с нам в конце минувшего — XX века).
В этой связи следовало бы иметь в виду, что значительная часть Средиземноморья находится в «зеленой зоне» ислама — и это практически весь его азиатский фланг (за исключением Израиля), вся Северная Африка и даже небольшие вкрапления на европейском побережье. Между тем среди мусульманского социума, как правило, сильно политизированного (так называемая «улица»), широко распространены неприязненные настроения по отношению к Западу: его считают там главным виновником экономической и социальной отсталости, характерной для большинства бывших колоний. Особенно негативно воспринимается там образ Соединенных Штатов (а заодно и всё, что ими предпринимается либо предлагается), и это еще и потому, что в застарелом конфликте между арабами и Израилем Вашингтон давно, полностью и окончательно принял сторону последнего.
После того, как европейские державы утратили колониальное господство в Африке и Азии, лишившись прежнего статуса метрополий, они занялись поисками новых форм отношений (экономических, политических и т. д.) со странами, прежде зависимыми от них, в том числе с арабскими, располагающимися либо в средиземноморском регионе, либо в непосредственной близости от него. Политика Европы при этом преследует одновременно множество целей, притом их общая суть сводится к обеспечению бесперебойного доступа к арабским энергоносителям — нефти и газу, а также к установлению прочного и стабильного сотрудничества с региональными центрами силы с тем, чтобы привязать их к себе и влиять на них.
При этом, однако, европейская политика приходит в столкновение с усилиями Соединенных Штатов, которые сами давно уже вознамерились установить над стратегически важным арабским регионом свое безраздельное господство. Евросоюз, в свою очередь, стремится заинтересовать и привлечь к себе арабов. совместными многообещающими проектами. Кроме того, ЕС занимает в отношении арабо-израильского конфликта позицию, которая по сравнению с позицией Вашингтона выглядит для арабского мира гораздо более привлекательной. Еще одна задача, которую решают в данном контексте европейцы, состоит в том, чтобы оказывать арабскому сообществу содействие такого рода, чтобы оно стимулировало его развитие в направлении, исключающем наличие в будущем в его среде угроз и вызовов наподобие исламского экстремизма (проявления которого в последнее десятилетие были более всего заметны в Алжире, пережившем гражданскую войну), а также «взрывного» демографического фактора, генерирующего множество сопредельных проблем (нехватка ресурсов жизнеобеспечения населения, ухудшение экологии, нарастание социальной нестабильности, нерегулируемые массовые миграции и т. д.). Осознавая серьезность перечисленных выше, а также и других проблем, присутствующих как в реальности, так и в потенциале, европейцы пришли к выводу, что обозначенные опасности и вызовы надлежит нейтрализовать превентивным путем — предоставляя странам арабского региона помощь в разных ее видах, всячески пооощряя здесь тенденции социального и экономического роста. Именно исходя из этих соображений, Европа считает целесообразным как бы накрыть регион сетью соглашений о партнерстве, которые в конечном итоге должны минимизировать реальные и вероятные угрозы, заодно неся европейцам также и иные выгоды.
Таким образом, выбор темы, который сделал автор диссертационного исследования, обусловлен важным значением евро-средиземноморского партнерства в контексте развития арабо-европейских отношений. Дополнительным обстоятельством является то, что для диссертанта арабский регион является родным, отчего важность и актуальность вышеназванной темы, а также практическая полезность выполненной им работы видятся ему тем более очевидными.
Научная новизна. Представленная диссертационная работа содержит элемент научной новизны, поскольку избранная для исследования тема и поставленные в ее контексте вопросы — всё это практически новая и уже оттого недостаточно разработанная наукой сфера, содержащая к тому же множество самых разнообразных аспектов, из которых изучены далеко не все. Автор стремился использовать новые подходы в исследовании международных отношений в Средиземноморье, и в частности, интеграционных процессов, анализируя проблему партнерства в комплексе, с учетом всех ее составляющих.
Дополнительную трудность в процессе работы над темой представила разрозненность источников, из которых можно было черпать информацию по интересующей теме, и ограниченность доступа к ним (посольства и исследовательские центры стран, участвующих в партнерстве). Следует иметь в виду и то обстоятельство, что по данной теме существуют разные, порой заметно противоречащие друг другу точки зрения. Диссертант в этой связи стремился держаться нейтральной позиции и при рассмотрении различных аспектов партнерства учитывать наличие альтернативных взглядов на него, а также сравнивать его с другими проектами развития и сотрудничества, которые предлагались арабским странам.
Дели и задачи исследования. Диссертация содержит определения и выводы, которые, собственно, и заключают в себе основной смысл исследования и решения поставленных перед ним задач. Работа аргументировано и методично отвечает на следующие поставленные вопросы:
1. Понятие «средиземноморская страна» и параметры этого понятия.
2. Причины, по которым проекты партнерства сейчас активно обсуждаются, цели, которые преследует партнерство.
3. Роль арабских стран в партнерствеконкурентоспособность евро-средиземноморского партнерства в сравнении с проектом ближневосточного сотрудничества и перспективой развития Лиги арабских государств.
4. Основные препятствия и проблемы, затрудняющие развитие партнерства.
5. Перспективы сотрудничества между двумя берегами Средиземноморья в плане вероятности достижения безопасности, всеобщего прогресса и благоденствия.
Методика исследования. В процессе написания диссертации применялись различные методы исследования. Так, конкретно-исторический метод использовался в ходе рассмотрения истории арабо-европейских отношений. Описательный метод было целесообразно применять там, где приводились разнообразные характеристики средиземноморского региона и входящих в него стран, а кроме того, в разделах, где раскрывалось содержание соглашений о партнерстве, а также анализировались разнообразные аспекты и сферы сотрудничества. Наконец, с помощью системно-аналитического метода оценивались конкретные результаты соглашений о партнерстве в различных областях.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее содержание и выводы могут быть использованы в научно-исследовательской работе, а также учтены в разработке курсов современной истории международных отношений, развития интеграционных процессов, курсов новейшей истории стран Арабского Востока и Европы, регионоведения. Материалы диссертации могут быть также использованы внешнеполитическими ведомствами и экспертами международных организаций.
Структура диссертации обусловлена задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав вместе с приложением, заключения и библиографии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Резюмируя содержание выполненного диссертационного исследования, автор считает целесообразным высказать по его итогам некоторые оценки и выводы, затрагивающие разнообразные аспекты евро-средиземноморского партнерства, его сильные и слабые стороны.
Так, из обращения к истории вопроса следует вывод о том, что ранний этап становления арабо — европейских партнерских отношений, предшествовавший Барселонской конференции, имел большое значение. Ведь именно тогда было положено начало диалогу двух сторон, пришедших к пониманию его необходимости. Однако первичная стадия процесса двустороннего сближения поначалу не получила дальнейшего развития. И произошло это потому, что и у Европы, и у арабского мира имелись тогда свои факторы, существовали свои причины (как внутреннего так и внешнего порядка), которые в тот момент притормозили процесс взаимного сближения сторон, на некоторое время как бы отложив его.
Вместе с тем, разразившаяся в тот же период очередная крупная война на Ближнем Востоке (октябрь 1973 г.), а в связке с ней и беспрецедентный в современный истории «нефтяной кризис» (из-за бойкота, инициированного нефтедобывающими арабскими государствами) — всё это оказалось для европейцев ощутимым импульсом, подвигшим их к серьезному пересмотру существовавшего доселе положения дел. В итоге правительства, дальновидные политики на Европейском континенте вплотную приблизились к осознанию необходимости и своевременности такого шага, как установление с арабскими странами прочных связей на принципах уважения и взаимной выгоды. И, хотя начатый сторонами диалог так и не привел в тот момент к конкретным результатам в формальном смысле этого слова, но в любом случае первичный обмен мнениями оказался обоюдно полезен — поскольку выявленные в его ходе препятствия, поначалу затруднявшие процесс развития арабо-европейского сотрудничества, были «взяты на заметку» сторонами, а в ходе начатых ими затем переговоров о партнерстве — устранены. Рассматриваемую ситуацию можно интерпретировать и таким образом: появление инициатив по партнерству поначалу выглядело несколько преждевременнымзато в дальнейшем, когда их время уже пришло, указанные инициативы легли в основу решений Барселонской конференции и одноименного процесса.
Далее, следует остановиться на некоторых существенных моментах и акцентировках, что выявились по результатам произведенного исследования.
— Соглашения о партнерстве в рамках Барселонской конференции с достаточной очевидностью выявили наличие проблемного потенциала в сфере нарождавшегося партнерства, причем это присутствовало и у арабской, и у европейской стороны. Тем самым была облегчена задача преодоления этих проблем на следующем этапе совместной работы.
— Европейская сторона в этих соглашениях стремилась концентрировать внимание на социально-культурных аспектах партнерства, ибо придавала им особое значение в деле достижения взаимопонимания между народами и обеспечения региональной стабильности.
— Тема обеспечения безопасности в Средиземноморье равно важна для обеих сторон и является для них ключевой. Но, вместе с тем, каждая сторона воспринимает и трактует этот важнейший аспект по-своему. Если из Европы на решение данной проблемы глядят в основном сквозь призму преодоления социальной отсталости и демократические преобразования в странах Средиземноморского региона, то арабы не мыслят здесь иного пути, кроме как через достижение урегулирования арабо-израильского конфликта.
— Хотя в качестве главной цели партнерства в экономическом плане упоминается создание зоны свободной торговли, но уже достигнутые соглашения главным образом создают преимущества для европейской стороны и обеспечивают открытие арабских рынков для поступающей из Евросоюза товарной продукции. Однако, по мнению автора, эти соглашения содержат существенный изъян — в них недостаточно учтены экономические интересы арабских стран, которые по ряду позиций и сами выступают в роли крупных производителей, а потому и крайне нуждаются в расширении экспортных возможностей (в первую очередь, это касается производимой там аграрной продукции, нефтепродуктов, изделий легкой, пищевой промышленности и т. д.
— Та финансовая помощь, что поставляется арабским странам по линии ЕС, непропорционально мала при сопоставлении с размерами убытков, которые они терпят вследствие отменяемых согласно условиям партнерства, пошлин на товары из Европы. Кстати, примерно по тому же сценарию происходят внешнеторговые «конфронтации» между Евросоюзом и оставшимися вне его пределов странами Восточной и Центральной Европы.
— На этапе, следующем сразу за вступлением в силу партнерских соглашений, зафиксировано снижение объема экспорта арабских стран, которые примкнули к европартнерству. Этот экономический «феномен» вполне объясним: дело в том, что реформирование и реструктурирование экономики в этих странах поначалу спровоцировало временное снижение валового объема национального производства, привело к закрытию нерентабельных предприятий либо целых отраслей и т. д. Но, как правило, года через три ситуация обычно начинает выправляться: работающая на экспорт часть производящего сектора экономики в этих странах начинает набирать вес, как в валовом отношении, так и по уровню качества выпускаемой продукции, которая становится более конкурентоспособной и отвечающей требованиям, предъявляемым к товарам на экспорт. Что касается потока европейского импорта в арабские страны, то после заключения последними соглашений о партнерстве и «демонтажа» таможенных барьеров этот поток, напротив, увеличивается сразу же, что имеет следствием вытеснение национальных производителей с местных рынков. Таким образом, обнаруживается, что отмеченные негативные моменты в связи с соглашениями о партнерстве возникают почти незамедлительно, в то время как положительный эффект от них сказывается позже, по прошествии определенного срока.
— Следует также отметить, что европейская сторона не проявляет должной активности по части внедрения современных технологий, под держки научных изысканий и популяризации современных технических знаний в арабских странах, охваченных европартнерством. И это — несмотря на очевидную насущную необходимость в нововведениях такого рода, тем более в свете происходящей ныне технической и социальной модернизации общества в мировых масштабах.
— Несмотря на декларируемый европейской стороной приоритет в пользу социально-культурной сферы партнерства, многие относящиеся к этой сфере программы и проекты так и не были осуществлены, а к ряду из них до сих пор еще и не приступали (это касается, в частности, таких важных и нужных направлений, как здравоохранение, образование, повышение роли женщин в обществе). Причина здесь, по всей вероятности, кроется в том, что выполнение данных программ нередко приходит в столкновение с народными традициями и укладами, укоренившимися обычаями и предрассудками. Попытки любого нововведения в этих областях оказывают неизбежное воздействие на такую тонкую материю, как чувства и эмоции людей, и одобрительная реакция с их стороны на привносимые новшества отнюдь не гарантируется автоматически (хотя партнерство с Европой в арабских странах в целом и приветствуют).
— Несмотря на введение практики регулярного проведения евро-средиземноморских конференций (практически ежегодно), тем не менее, ни одну из обсуждавшихся на них проблем по сути не удалось решить. Проблемы излагались и обсуждались, составлялись рекомендации по их решению, однако механизм их реализации при этом отсутствовал. Между тем наличие такового механизма и его эффективность является едва ли не главным критерием результативности и успешности при функционировании такой структуры сотрудничества, как евро-средиземноморская.
— Отношениям в рамках арабоевропейского партнерства присуще неравенство, что проистекает из реального положения вещей. Арабская сторона, будучи гораздо слабее по сравнению с европейской, отныне вынуждена приводить в соответствие с концепцией евро-средиземноморского партнерства свои экономические системы (при том, что у каждого арабского государства имеется своя), постоянно сверять с этой концепцией свою экономическую деятельность, соблюдать все вытекающие из участия в партнерстве условия и обязательства. Она обязана осуществлять такой курс социально-экономического развития и реформирования, какой предписывает ей идеология партнерства.
— Что касается межарабской координации в контексте евро-средиземноморского партнерства, то можно констатировать, что уровень ее до сих пор был очень низок. Каждая из арабских стран договаривалась с ЕС сама по себе, так же как и подписывала затем соглашение о партнерстве сепаратно от других. Взаимоотношения между ними самими в то же время были не столько проникнуты духом сотрудничества и координации, сколько отягощены соперничеством: арабские страны соревновались между собой, выторговывая для себя у Евросоюза побольше временных уступок и преференций. О ЛАГ в этой связи можно сказать лишь, что исполнять координационно — связующие функции между арабскими государствами Лига оказалась не в состоянии.
И все же, при всех несовершенствах, которых евро-средиземноморскому партнерству так и не удалось избежать, оно, говоря объективно, является наилучшим из всех вариантов, которые до сих пор имелись на выбор у арабов. Автор еще раз хотел бы повторить мысль, которую считает важной: евро-средиземноморское партнерство таит в себе огромный потенциал для арабского сообщества и сулит ему в будущем большие выгоды.
Критика, прозвучавшая в данной работе и затронувшая негативные сущностные моменты евро-средиземноморского проекта, а также несовершенства в ходе его реализации, ни в коей мере не означает призыва к отказу от партнерства. Речь тут идет исключительно о вскрытии имеющихся недостатков, и если в дальнейшем от них удастся избавиться, то евро-средиземноморский проект ожидает блестящая будущность. Но подобный успех не дается даром. Арабским странам и народам предстоит проделать ради этого нелегкий путь и совершить громадную работу: развивать современную производственную базу, предпринимать недюжинные организаторские усилия, бережно растить многочисленные национальные кадры современных специалистов, воспитывать многие миллионы людей в духе патриотизма и любви к родине. Только так, а не иначе, арабское сообщество, составляющие его страны смогут в будущем войти в мировую систему хозяйства с высоко поднятой головой — на правах полноправных и продуктивных ее участников.
Список литературы
- Arab-European Partnership: geographic, economic and political reasons // Arab-Belgium-Luxemburg Chamber of Commerce. Brussels, 2001.
- Councel of Europe. Barcelona Declaration. 1995
- Euro-Mediterranean partnership agreements: a critical assessment. United Nations. N.Y., 1999.
- Declaration officielle de Barcelone, editee a la conference de Barcelone sur le Partenariat euro-mediteranee.1995.
- European Union. European Commission. Trade Relations between the European Union and the Developing Countries. Brussels: European Commission. March. 1995.
- Le processus de Barcelone // Communantes europeennes. Luxemburg. 2001.
- Newsleter of the Delegation of the European Commission in Syria. London, 2001.
- Newsleter of the Delegation of the European Commission in Syria. June 2002.
- Newsleter of the Delegation of the European Commission in Syria. July-August 2003.
- Shimon Peres. The Middle East Peace Process and the Mediterranean Basin // Malta Review of International Affairs. № 6. January. 1993.
- The European partnership within the framework of International thinking. Brussels. Luxemburg, 2001.
- Арабо-европейское партнерство/ Торговая Палата в Дамаске. Дамаск, 2001.
- Барселонское соглашение по вопросам окружающей среды. 27−28 ноября. Дамаск. 1995.
- Годовой отчет Центрального банка Туниса. Тунис. 1999.
- Евро-ливанское соглашение о партнерстве // Бюллетень министерства иностранных дел Ливана. Бейрут. 2001.
- Евро-средиземноморское партнерство // Европейский комиссариат. Брюссель. Март 1997.
- Европейское партнерство и его влияние на сельское хозяйство // Арабская организация сельскохозяйственного развития. Хартум. Ноябрь 1999.
- Известия Люксембургского посольства в Дамаске. Дамаск, 2002.
- Иордано-европейское соглашение о партнерстве. Королевство Иордания. Амман. Министерство планирования. 2000.
- Отчет иорданского банка за 2000 г. Амман.
- Отчет тунисского банка за 2000 г. Тунис.
- Последствия соглашений о партнерстве // Бюллетень посольства Люксембург в Дамаске. Дамаск, 2001.
- Соглашение о евро-средиземноморском партнерстве: выборы, препятствия и шансы Сирии. Организация сельского хозяйства и питания при ООН. Дамаск. 2000.
- Соглашение о партнерстве. Публикации министерства экономики Ливана. Бейрут, 2002.
- Специальное досье о евро-средиземноморском партнерстве. МИД Ливана. 15.01.2002.
- Текст Хартии мира и стабильности (IV Евро-средиземноморской конференции в Марселе 16−17 ноября 2000 г.). Бейрут, 2001.
- Факторы привлечения иностранных инвестиций // Бюллетень посольства Люксембург в Дамаске. Дамаск. 2001.
- Экономические отношения Ливана с ЕС // Соглашение о партнерстве. Известия министерства экономики Ливана. Бейрут, 2002
- Экономические отношения между Ливаном и Европейским Союзом и соглашение о партнерстве // Известия министерства экономики Ливана. 2003.
- Документы представительства ООН в Бейруте. Апрель 2001. Бейрут, 2001.
- Бюллетень посольства государства Люксембург в Дамаске. Июнь 2003 г.
- Каргалова М.В. Социальный аспект средиземноморской политики Европейского Союза // Россия, Средиземноморье, Южная Европа.М.1995.
- Ковальский Н.А. Средиземноморско-черноморская политика России и Запад // Европейский альманах. М.1998.
- Ковальский Н.А. Европа и Средиземноморье: вчера, сегодня, завтра. // Актуальные проблемы Европы. М., 1998.
- Ковальский Н.А. Региональный характер евро-средиземноморского процесса // Европа: вчера, сегодня, завтра. М. 2002.
- Ковальский Н. Европейский Союз на пороге XXI века. М. 2001.
- Крыжков А.А. Проблемы внешней политики России в Средиземноморье // Россия-Средиземноморье. Южная Европа. М. 1995.
- Ланда Р. Средиземноморье: общность истории и культуры // Европа-Россия. Проблемы южного направления. М. 1999
- Мальгин А, Средиземноморское измерение европейской безопасности // «Власть». Июнь 1999.
- Можаев В.Е. Социальные измерения внешней политики и Средиземноморье // Россия, Средиземноморье, Южная Европа. М., 1995.
- Пархалина Т. Средиземноморье: новые изменения безопасности // Европейский Альманах. М., 1998.
- Пескова Л.В. Сотрудничество в области культуры в Средиземноморье // Европа-Россия. Проблемы южного направления. М. 1999.
- Рахманинов Н. Россия и Средиземноморье // Россия. Средиземноморье. Южная Европа. М., 1995.
- Рахманинов Ю.Н. О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Средиземноморья XXI века // Европа и Россия: проблемы южного направления. М. 1999.
- Региональный характер евро-средиземноморского процесса. Москва. 2002.
- Россия-Средиземноморье. Южная Европа. М. 1995.
- Скотт Фаулер, Хуан-Карлос Микели, Флоренс Буассон. Средиземноморское партнерство. Бюллетень. М. Сентябрь 1998.
- Шипятаков В.Г. Политика Европейского Союза в Средиземноморье // Россия Средиземноморье, Южная Европа. М. 19 951. На европейских языках
- Amsden Henri. Lebanon: The Association with European Union and its Revenue Implication. Washington. 2000.
- Basma Admani-Darwish et May Chartouni-Dubarry. Golfe et moyen-orient:le conflits. Paris, 1991.
- Bellon R. Gouia. Intrestissements directs Ctaran Tages // Constraits Magreb Decembre 1997.
- Bensidoun I, Cheralier A. L’Europe et la Mediterranee. Centre d’Estudes des prospectives et d’informations internationals. 1995.
- Bernard C. Le Dialogue euro-arabes // Revue Francaise de science politique. 3 juin. Paris. 1980.
- Bichara Kh. De Pintitada a la Proclamation de Pilat Palestinien // Arag. Madrid. 1989.
- Buis G. Dix ans de dialogue euro-arabe: un essaidieraluation // Revue algerienne des sciences juridigues economiques et politiques. Septiembre 1994. Paris. 1994.
- Crise J. Dialogue euro-arabe. Paris. 1995.
- Dubois G. Europe, the Mediterranean, Russia: Perception of Strategies. Moscow, 1998.
- Dupret B. L’evolution constitutionnelle de l’Algerie. Louvan-Laneure. Paris, 1991.
- El-Gamal A.M., El-Megharbel N. Beyond Credita Taxonomy of SMES and Financing methods for Arab Countries // Working papers № 57. Cairo. 1997.
- Estephen Larrabce, Derrold Green, Michaele Zanini. NATO’s mediterranean initiative. Copyrint.1998.
- Fernand John. NATO and the Mediterranean. Wilmington: scholarly resources. 2002.
- Fuerke T. Europe’s leaders. Clash on defense. Cooperation International Herald Tribune. June 18, 1997.
- Ghebali V.Y. Toward a Mediterranean Helsinki, Winter Mediterranean Quarterly Type Process. 1993.
- Gikkespie R. Spanish Protagonismo and the Euro-Mediterranean Partnership Initiative in the Euro-Mediterranean Partinership Initiative: Political and Economic Perspectives. London. 1999.
- Lane Ph.R., Milesi F., Gian M. Net foreign assets and external market structure: evidence from the Middle East // Working Papers, № 58, the Egyptian Center for economic studies (ECES). Cairo, 2001.
- Larrabce S. NATO’s Mediterranean Initiative. Policy Issues and Dilemmas // The Barcelona Process and Other Mediterranean Initiative. Washington. 1998.
- Kaplan L. Clawson R. and Raimondo Luraghi. NATO and The Mediterranean. Washington. 1985.
- Pichugin B.I. Russia. The Mediterranean and Black Sea Region. Moscow, 1996.
- Pichugin B.M. Demographic Challenge in the Mediterranean // Russia: The Mediterranean and Black Sea Region. M. 1996.
- Pichugin B.M. Russia’s Trade with Mediterranean Countries // Russia: The Mediterranean and Black Sea Region. M. 1996.
- Potemkina O.J. Demographic Challenge in the Mediterranean // Russia. The Mediterranean and Black sea region. 1998.
- Rachmaninov Y. European Union-Russia: Balkan situation. M., 2000.
- Rene Habchi. Onet est ton Occident? Paris. 1969.
- Said Ahmed A. Population at Perspective de Development // Du Monde Arabe. Paris. 2000.
- Vidal-Beneyto J., de Puymege C. La Mediterran’ee: Modernite plurielle. Paris. 2000.
- Walter J. The European World Year Book. London. 1997. на арабском языке
- Абд аль-Мунем Ас-Сайд Али. Экономическая роль Лиги Арабских стран // «Аль-Мустакбал Аль-Араби». № 275. Бейрут, 2002.
- Абд Ар-Рахман Сабри. Совместные арабские инвестиции. ОАЭ, 2002.
- Абдалла Аль-Халед. Арабо-европейское сотрудничество и его будущие перспективы. Амман. 2001.
- Абдель Муним Зинбили. Арабо-европейский диалог. Дамаск. 1992.
- Абдаль-Фаттах Ар-Рашдан. Арабы и ЕС в изменяющем мире: стратегическое исследование. Центр Аль-Марат по стратегическим исследованиям. Вып. 12. Абу Даби,.1999.
- Абд аль-Мунем Ассайд Али. Арабы и ЕС // Дирасат Ас-Стратиджия.Бейрут. 2001.
- Адель Аль-Баруди. Отношения Европы с арабским Магрибом. Международные исследования. Каир. Декабрь. 1992. Вып. 45.
- Али Канаан. Развитие Сирийской экономики с 1963 по 1999 гг. // «Аль-Хаят». Лондон, 24 апреля 1999.
- Али Насер Мухамед. Политический аспект и аспект безопасности в евро-средиземноморском партнерстве // «Ар-Рисаля». Вып. 1. Дамаск, 1996.
- Амер Лютфи. Средиземноморский круг и арабо-европейские отношения в рамках Барселонской конференции // Арабский центр стратегических исследований. Дамаск. Май 1997
- Антон Халиль. Арабская нефть и будущие предположения. // «Ан-Нахар». вып.218. Бейрут. 2000.
- Арабо-европейские отношения: их настоящее и будущее. Центр арабо-европейских исследований. Дамаск. 1997.
- Ахмад Абд Аль-Вахаб. Арабское состояние в настоящее время. Тунис, 2001 .
- Ахмад Абу аш-Шамат. «Аль-Баас Аль-Араби». Вып. 98. 2000.
- Ахмед А. Экономические и социальные перспективы арабских стран. Центр стратегических исследований. 2000.
- Ахмед Сидки Ар-Рагати. Арабо-европейский диалог. Бейрут. 1993
- Аш-Шазали Аль-Аяри. Перспективы сотрудничества в Средиземном море // «Аль-Мунтада». Вып. 114.Бейрут. 1995.
- Био Ф. Средиземное море: колыбель нашей цивилизации. Дамаск. 2000.
- Бишара Хидр. Европа и арабский мир. Бейрут. 1993.
- Гамаль Аш-Шаляби. Арабы и Европа: Современное политическое виденье. Бейрут, 2000.
- Гани Хабиб. Евро-средиземноморское партнерство: плюсы и минусы. Дамаск, 2003.
- Гани Халлаф, Ахмед Нафэ. Мы и Европа.Каир. 1997.
- Закария Абд аль-Хамид Паша. Единая Европа и арабо-европейские экономические отношения (современность и перспективы). Маджалят Ат-Таавун. Вып. 28. Декабрь 1992.
- Ибрахим Али Аль-Ахмад. Ближневосточный рынок: опасные вызовы. Каир. 1999.
- Имад Джад. Европейский Союз: от экономического сотрудничества до совместной внешней политики по безопасности//"Аль-Маджалля". Дамаск. Вып. 11. 2002.
- Имад Хабиб. Арабо-европейские отношения // Европа и арабы. Вып. 184. Каир. 1995
- Карим Ан-Нашашиби. Экспорт и возможность конкуренции в арабских странах // Арабская касса. Дискуссии и исследования. Абу-Даби 1999.
- Махди Аль-Хафез. Экономическое арабо-европейское партнерство // Материалы Парижского форума. Март 1999. 2000.
- Мустафа Абдалла. Арабская координация и арабское сотрудничество в евро-средиземноморском партнерстве // Ас-Сияса Ад-Даулия. № 148. апрель 2002.
- Мухамед Али Салех. Арабо-европейское партнерство // Европа и арабы. Дамаск, № 170. Ноябрь. 2002.
- Мухамед Ас-Саид. Египетская политика по сотрудничеству в Средиземноморье // Центр политических и стратегических исследований Аль-Ахрам. Вып. 27. Каир, 1996.
- Мухамед Гассан Аль-Хабаши. Предварительное исследование евро-средиземноморского партнерства. Дамаск. 1995
- Мухамед Рифаат. История средиземноморского бассейна и его политические направления. Каир. 1959 .
- Мухамед Ас-Саид С. Мировое равновесие на востоке Средиземного моря. Центр политических и стратегических исследований Аль-Ахрам. Вып. 63. Каир. 1995
- Мухамад Тауфик Сулейман. Расширение ЕС //" Ас-Саура". Дамаск. 4 февраля 2003.
- Мустафа Самих. «Аль-Кифах Аль-Араби». Бейрут. 28/5/2003.
- Настоящее состояние загрязнения египетских прибрежних вод Средиземного моря. Каир. 1985.
- Нихад Магди Аль-Мигарбель. Аналитическое исследование правил происхождения товаров в соглашениях об арабо-европейском партнерстве// «Ат-Танмия ва ас-Сиясат аль-Иктисадия». Вып.2. июнь 2001. Каир.
- Новые вызовы и арабский мир. Центр исследований «Аль-Ахда аль-Арабия». Бейрут, Март 1994.
- Перспективы и гарантии арабо-европейских инвестиций // Материалы IX международной конференции арабо-европейского центра исследования. Бейрут. 13−15 февраля. 2001.
- Политический аспект и аспект безопасности евро-средиземноморского партнерства. «Арабский центр стратегических исследований». Дамаск. 1996.
- Рашид С. Политический аспект арабо-европейского диалога// «Аль-Баян». Бейрут, 4.04.1997.
- Самир Сарем. Европа и арабы: от диалога к партнерству. Дамаск, 2000
- Самир Сарем. Арабо-европейское партнерство. Дамаск, 2000
- Самир Субх. Усиление инвестиций в южных странах в рамках евро-средиземноморского партнерства// «Ас-Саура». Дамаск, № 11 290. 01.10.2000.
- Самих Абд аль-Хак. Финансовое сотрудничество ЕС с средиземноморскими партнерами. Каир, 2002
- Сулейман Мунзери. Общий арабский рынок// «Шууун Арабия». Каир. № 97. 1999.
- Усама Мухаммар. Средиземноморское сотрудничество. Каир. 1996.
- Халед Абд аль-Хамид. Перспективы европейского расширения. Тунис. 2001.
- Халед Аль-Хафэз. Экономическая сторона евро-средиземноморского партнерства. Каир, 2003.
- Хаммад Ибрагим. Внешний аспект арабо-европейских отношений. Международная политика. Вып. 13. Каир ноябрь 1997 .
- Хасан Альбар Бакри. Арабская иммиграция в ЕС // Стратегические проблемы. Каир. 2002.
- Хассан Абу-Бакр. Стратегические вопросы. Дамаск. 2002. № 10.
- Юсеф Мансур. Соглашение о партнерстве между Иорданией и ЕС // Экономические исследования. Вып. 16. Амман, 1999.1. Периодические издания
- Азия и Африка сегодня. Москва.2. Аль-Баян. Бейрут.3. Аль-Ахрам. Каир.4. Аль-Мунтада. Бейрут.
- Аль Мустакбаль аль-Араби.Бейрут.6. Аль-Хаят. Лондон.7. Ан-Нахар.Бейрут.8. Ас-Саура.Дамаск.
- Ад-Дифа Аль-араби. Дамаск.
- Аль-Кифах аль-Араби. Бейрут.
- Аль-Ахрам Аль-Иктисади. Каир.12. Власть. Москва.13. Европейский Союз. Москва.
- Маджалят Ат-Таавун. Дамаск.
- Независимая газета. Москва.
- International Herlad Tribune. London.17. Le Figaro. Paris.