Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблемы формирования и развития Североамериканской зоны свободной торговли: НАФТА

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Боровков A.H., Шереметьев И. К. Мексика на новом повороте экономического и политического развития. — М.:ИЛА РАН, 1999. — 283 е.- Жирнов О. А., Шереметьев И. К. Латинская Америка: затянувшееся ожидание экономического чуда. — М.: ИНИОН РАН, 2003. -108 е.- Кардозо Ф. Э., Фапетто Э. Зависимость и развитие Латинской Америки. Опыт социологической интерпретации. -М.: ИЛА РАН, 2002. 220 е.- Перспективы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты современных интеграционных 16 процессов
    • 1. 1. Эволюция концепций региональной интеграции
    • 1. 2. Проблема формирования Межамериканской зоны 39 свободной торговли
  • Глава 2. НАФТА в системе региональной экономической интеграции
    • 2. 1. Создание Североамериканской зоны свободной торговли
    • 2. 2. Основные положения Североамериканского соглашения о 82 свободной торговле
    • 2. 3. Сотрудничество государств-членов НАФТА с региональными 97 организациями Латинской Америки
  • Глава 3. Влияние Североамериканской зоны свободной торговли 107 на страны-участницы: США, Канаду, Мексику
    • 3. 1. Развитие США в рамках НАФТА
    • 3. 2. Развитие Канады в рамках НАФТА
    • 3. 3. Развитие Мексики в рамках НАФТА

Проблемы формирования и развития Североамериканской зоны свободной торговли: НАФТА (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Информационно-технологическая революция и окончание «холодной войны» резко изменили ход развития и содержание мирового хозяйства. Произошла новая перегруппировка финансово-экономических сил. Магистральным направлением стал процесс глобализации и транснационализации мировой экономики при одновременной ее фрагментации и регионализации.

Последние десятилетия XX — начало XXI вв. характеризуются бурным развитием в мире экономических интеграционных процессов. Возникают различного рода интеграционные организации и группировки, происходит диверсификация организационных форм и переход от низших, более простых интеграционных моделей к более сложным структурам, включающим органы, наделенные наднациональными полномочиями. По-новому зазвучавшая интеграционная парадигма возвышает роль региональных объединений.

Одним из свидетельств структурных перемен, происходящих в современном мировом хозяйстве, может служить создание Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) в Западном полушарии, в которую вошли США, Канада и Мексика. Договор о ее создании вступил в силу с 1 января 1994 г. НАФТА обладает мощным экономическим потенциалом (с совокупным ВВП свыше 11,4 трлн долл. США), большой территорией (19,5 млн кв. км) и населением в 380 млн человек.1 В северной части полушария начался быстрый рост торгово-экономических и инвестиционных связей, создавших принципиально новый баланс сил и интересов, тенденций развития в мирохозяйственных отношениях вообще.

Вступление в силу Североамериканского соглашения о свободной торговле формально означало возникновение единой континентальной системы, охватывающей три национальные экономики: США, Канады и Мексики. Резко выросло значение стран — участниц НАФТА в глобальной.

1 NAFTA: A decade of strengthening a dynamic relationship.- Department of Foreign Affairs and International Trade Canada, 2004//www.dfait-maeci.gc.ca/nafta-alena/naftal0-en.pdf экономике, экономическое развитие других стран уже не может происходить без взаимодействия с таким крупным региональным блоком.

В рамках Североамериканского соглашения о свободной торговле предусматривается постепенная отмена торговых и инвестиционных барьеров во взаимной торговле, создаются предпосылки для беспрепятственного перемещения через границы стран-членов товаров, капиталов, услуг, проводятся мероприятия по унификации санитарных и технических стандартов, защите интеллектуальной собственности.

НАФТА рассматривается как структура, выходящая по своему значению за рамки чисто торговых отношений и являющаяся основой для более широкой интеграции стран Северной и Южной Америки. В торгово-экономическом плане США рассчитывают на то, что НАФТА станет ядром Межамериканской зоны свободной торговли (ФТАА), охватывающей все Западное полушарие.

В связи с тем, что региональные торгово-экономические объединения, в том числе НАФТА, а в будущем и ФТАА в случае успешного завершения переговоров по ее созданию, будут играть роль одних из главных субъектов мирового экономического развития, интеграционный опыт стран-членов НАФТА, накопленный ими со времени появления проекта объединения стран, представляет несомненный интерес.

В то же время НАФТА является относительно молодым интеграционным объединением, которое по своей структуре, институциональной основе и ряду других показателей отличается от других объединений. Так, процесс экономической интеграции в рамках НАФТА существенно отличается от интеграции в рамках Европейского Союза, в котором используются средства бюджета этого объединения для подтягивания экономически менее развитых стран, в частности, для развития их инфраструктуры. В рамках НАФТА используется компенсационный механизм асимметрии таможенных тарифов в пользу Мексики. Но нет ни надгосударственного бюджета, ни субсидий Мексикеей предстоит преодолевать свою отсталость, полагаясь только на себя.

В этой связи изучение опыта североамериканских государств по разработке, созданию и функционированию подписанного соглашения о свободной торговле, развитию всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества стран-членов заслуживает пристального внимания.

Анализ внешнеэкономической деятельности стран-участниц НАФТА, экономического роста национальных хозяйств, усиление включенности государств Северной Америки2 в международные экономические отношения имеет важное научно-теоретическое и прикладное значение. Этим во многом и объясняется выбор объекта и предмета исследования данной работы.

Объектом исследования настоящей диссертационной работы является развитие интеграционных процессов в странах Северной Америки.

Предметом исследования выступают экономический и политический аспекты интеграционных процессов североамериканских государств в рамках подписанного соглашения по НАФТА, а также пути возможного расширения НАФТА за счет присоединения других латиноамериканских стран.

Методологическую основу исследования составляет системный (комплексный) подход, предполагающий учет всего многообразия факторов, влияющих на становление и развитие Североамериканской зоны свободной торговли. Применение сравнительно-сопоставительного метода при анализе взаимодействия стран НАФТА позволило оценить специфику интеграционных процессов в рамках данного объединения. При проведении исследования автор применял также структурно-функциональный и сравнительный анализ, исторический и проблемно-хронологический подходы.

Цель данной работы: раскрыть эволюцию, содержание, особенности и перспективы интеграционных процессов в рамках НАФТА, их влияние на экономическое развитие стран-членов.

На основании поставленной цели исследования определены следующие 2.

Надо заметить, что несмотря на то, что в экономической географии к Северной Америке относятся страны данного континента, находящиеся между Северным ледовитым океаном и Панамским каналом, в отечественной и зарубежной литературе по интеграционным процессам к странам Северной Америки было принято относить лишь США и Канаду. После подписания соглашения по НАФТА в понятие «Северная Америка» помимо вышеперечисленных государств была включена и Мексика. В данной работе предполагается использование упомянутого термина именно в таком, расширенном контексте. задачи: рассмотреть и проанализировать концептуальные основы интеграционных процессов в данном регионе;

— выявить причины формирования зоны свободной торговли в Северной Америке между США, Канадой и Мексикой;

— проанализировать Североамериканское соглашение о свободной торговле;

— проанализировать влияние НАФТА на экономическое развитие стран-членов;

— оценить результаты взаимодействия стран-членов НАФТА с другими региональными интеграционными объединениями в Латино-Карибской Америке;

— определить особенности Североамериканской зоны свободной торговли, охарактеризовать новые тенденции и проанализировать перспективы развития;

— рассмотреть перспективы создания Межамериканской зоны свободной торговли, выявить интересы и позиции стран-членов НАФТА по данному проекту.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца 80-х годов, когда была создана зона свободной торговли между США и Канадой, положившая начало формированию НАФТА, до настоящего времени. Несмотря на хронологические ограничения исследования, в ряде необходимых случаев затрагивались события, выходящие за рамки рассматриваемого периода, обращение к которым диктовалось необходимостью более полного раскрытия некоторых анализируемых событий.

Степень научной разработанности проблемы. При разработке данной темы автор опирался на труды известных отечественных и зарубежных специалистов по интеграции и интернационализации хозяйственной жизни на русском, английском и испанском языках.

Теоретические исследования в области интеграции в Северной Америке представлены работами Глинкина А. Н., Тепермана В. А., Ливенцева H.H.,.

Шишкова Ю.В., 3 а также трудами американских авторов Дюна Ф., Шотта Дж., Хуфбауэра Г. и др.4, в которых дается теоретическое осмысление интеграционных процессов.

Из отечественных исследований по интеграции следует выделить коллективную монографию «Интеграция в Западном полушарии и Россия» под ред. Глинкина А.Н.5 В работе рассмотрены ведущие тенденции и основные итоги экономической интеграции в данном регионе, проанализированы результаты и перспективы интеграции в основных торгово-экономических объединениях на континенте: НАФТА, МЕРКОСУР, Андском сообществе, ЦАОР, КАРИКОМ, отмечены возможные неблагоприятные последствия при образовании ФТАА для российских экспортеров.

Особого внимания заслуживает монография Шишкова Ю. В. «Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ».6 Работа уникальна по детальности и глубине аналитического исследования региональных интеграционных процессов. Автор доказывает, что реальное интегрирование возможно лишь между высокоразвитыми индустриальными и постиндустриальными странами, способными производить широкий ассортимент готовых изделий и услуг, благодаря чему их национальные экономики обладают высокой взаимодополняемостью и все больше сращиваются друг с другом.

В работах Сударева В. П. «Две Америки после окончания «холодной войны» и «Взаимозависимость и конфликт интересов. США и Латинская.

3 Интеграция в Западном полушарии на пороге XXI века/под ред. Глинкина А.Н.-М.:ИЛА РАН, 1999. -300 е.- Глинкин А. Н., Теперман В. А. Формирование всеамериканской зоны свободной торговли и интересы России. — М.:ИЛА РАН, 1998. 62 е.- Шишков Ю. В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. — М.:Ш тысячелетие, 2001. 480с.- Международная экономическая интеграция. Учебное пособие для студентов и преподавателей ВУЗов/ под ред. Ливенцева Н.Н.- М.: Экономисту 2006. 430с.

4 Duina F. The Social Construction of Free Trade: The European Union, NAFTA, and Mercosur. -Princeton: Princeton University Press, 2005.-224 p.- Hufbauer G.C., Schott J. Western Hemisphere Economie Integration. — Washington: Institute for International Economies, 1994. -304 p.//www.iie.com.

5 Интеграция в Западном полушарии и Россия/под ред. Глинкина А.Н.-М.:ИЛА РАН, 2004.-296 с.

6 Шишков Ю. В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. — М.:Ш тысячелетие, 2001. 480 с. п.

Америка (вторая половина XX века)" • комплексно проанализированы основные тренды в эволюции системы международных отношений в Западном полушарии после завершения конфронтации «Восток — Запад». Предпринята попытка выяснить перспективы партнерства двух Америк в контексте процессов глобализации и перспектив формирования нового миропорядка. Автор раскрывает противоречия «Восток-Запад» и место в них Латинской Америки, освещает проблемы стабильности и безопасности в Латиноамериканском регионе.

Проблема формирования на пространстве двух Америк единого интеграционного пространства — Межамериканской зоны свободной торговли — рассматривается в работах российских, американских и латиноамериканских исследователей. В их исследованиях достаточно полно анализируются причины возникновения планов создания на континенте зоны свободной торговли, развитие действующих в настоящий момент интеграционных группировок в Западном полушарии, а также позиции США и стран Латинской Америки в вопросах, касающихся форм и методов объединения этих группировок и создания на их базе континентальной зоны свободной торговли.8.

При написании диссертационной работы большую помощь оказали работы американских исследователей из Института Международной экономики (г. Вашингтон), Брукингского института (г. Вашингтон), Центра стратегических и международных исследований (г. Вашингтон),.

7 Сударев В. П. Две Америки после окончания «холодной войны». — М.: Наука, 2004. 205 е.- Сударев В. П. Взаимозависимость и конфликт интересов. США и Латинская Америка (вторая половина XX века). — М.:ИЛА РАН, 2000. 358с.

8 Salazar-Xirinachs J.M. Toward Free Trade in the Americas.- Washington: Brookings Institution Press, 2001. 256 p.// www.brookings.eduSchott J. Prospects for Free Trade in the Americas.- Washington: Institute for International Economics, 2001. -152 p.// www.iie.comDi Filippo A., Franco R. Integracion regional, desarrollo y equidad// Libros institucionales de la CEPAL.- Mexico: Siglo XXI Editores, 2000. -152 p.//www.eclac.clСударев В. П. Две Америки после окончания «холодной войны». — М.: Наука, 2004. 205 е.- Жирнов O.A., Шереметьев И. К. Новое «издание» панамериканизма: Латиноамериканская политика Дж. Буша. — М.: ИНИОН, 2005. — 132 е.- Жирнов O.A. Панамериканская зона свободной торговли: реальность или иллюзия? — М.:ИНИОН, 2000. -59 е.- Глинкин А. Н., Теперман В. А. Формирование всеамериканской зоны свободной торговли и интересы России. — М.:ИЛА РАН, 1998. 62 с.

Принстонского университета (г. Принстон), 9 в которых содержится обширный фактический материал, рассматриваются особенности формирования и функционирования Североамериканской зоны свободной торговли, дается анализ торгово-экономических отношений между США, Канадой, Мексикой. Однако в данных работах недостаточно полно освещены, например, вопросы развития Канады и Мексики в рамках НАФТА.

Опыт создания зоны свободной торговли в Северной Америке привлекал внимание российских специалистов, что обусловило появление публикаций по отдельным сторонам данного вопроса. Это, в частности, работы по экономическому и политическому развитию США в рамках Североамериканской зоны свободной торговли, их роли в этом интеграционном объединении, укреплению сотрудничества с другими странами-членами НАФТА и пр. 10.

Большой интерес представляют публикации, посвященные анализу модели хозяйственного развития, включающей экономический профиль Канады, в условиях интеграции Северной Америки, основным направлениям и особенностям внешней политики Канады, канадо-американским и канадо.

9Hakim P., Litan R.E. The Future of North American Integration: Beyond NAFTA.- Washington: Brookings Institution Press, 2002. 129 p.// www.brookings.eduSchott J., Hufbauer G.C. NAFTA Revisited: Achievements and ChallengesWashington: Institute for International Economics, 2005. -544 p.// www.iie.comHufbauer G.C., Schott J. NAFTA and the Environment Seven Years Later.- Washington: Institute for International Economics, 2000. -96 p.// www.iie.comPastor R. Toward A North American Community: Lessons from the Old World for the NewWashington: Institute for International Economics, 2001. -224 p.- Weintraub S. Nafta’s Impact On North America: The First Decade.- Center for Strategic & International Studies, 2004 — 464 c.- Duina F. The Social Construction of Free Trade: The European Union, NAFTA, and Mercosur. — Princeton: Princeton University Press, 2005. 224 p.

10 Зименков Р. И. США в мировой экономике: состояние и перспективы. — М.:ГУУ, 1998. -39 е.- Парканский А. Б. США в мировых интеграционных процессах. -М.: Наука, 1991. -144 е.- Рогов С. М. США и интеграционные процессы в Западном полушарии// Латинская Америка.- 1998. № 8// http://iskran.iip.net/russ/rogov/moscow.htmlСударев В. П. Взаимозависимость и конфликт интересов. США и Латинская Америка (вторая половина XX века). — М.:ИЛА РАН, 2000. 358 е.- Bergsten C.F. The United States and the World Economy Foreign Economic Policy for the Next Decade. — Washington: Institute for International Economics, 2005. -488 p.//www.iie.comClement N.C. The U.S. -Mexican Border Environment: U.S. -Mexican Border Communities in the Nafta Era.- San Diego: San Diego State University Press, 2002; Petras J. La ofensiva de los EE.UU. en America Latina: Golpes, retirada у radicalizacion. -Mode of access. -2004// http://www.stormpages.com/marting/jamesargen.htmPastor R. Integration with Mexico: options for US policy.-New York: Twentieth Century Fund Press, 1993.-133 p.- Free Trade Agreements: US Strategies and Priorities/edited by Schott J. — Washington: Institute for International Economics, 2004. — 472 p. мексиканским отношениям и пр. 11.

Необходимо выделить работы по особенностям развития Мексики в рамках НАФТА, мексиканской внешнеэкономической стратегии, по анализу ее двустороннего сотрудничества с США и Канадой, влияния на нее зоны свободной торговли и пр. 12.

Следует отметить работу Ложечко М. С. «Страны-члены НАФТА и.

1 ^ интеграционные процессы: проблемы и перспективы". Основное внимание в данной работе автор уделяет экономическому положению стран-членов НАФТА и их сотрудничеству с другими интеграционными объединениями в Латинской Америке, Западной Европе, АТР. Причем рассматривается сотрудничество каждой отдельно взятой страны, так как в международных отношениях вне НАФТА США, Канада и Мексика представляют свои интересы самостоятельно.

Таким образом, вопрос о развитии интеграционных процессов в рамках НАФТА в той или иной степени рассмотрен и описан различными авторами, как отечественными, так и зарубежными.

Но эти авторы ограничивались в основном отдельными аспектами интеграции либо рассматривали общие стороны, а единого, детального, комплексного исследования, посвященного всестороннему изучению НАФТА, Канада: взгляд из России (экономика, политика, культура)/Отв. ред. Соколов В. И. — М.: Анкил, 2002. — 288 е.- Барановский К. Ю. Канада в контексте САССТ//США: Экономика. Политика. Идеология. -1994, — № 5. с.83−90- Комкова Е. Г. Канада на переговорах о ФТАА//США-Капада: Экономика. Политика. Культура. -2002. -№ 11. -с.45−63- Комкова Е. Г. Канадский доллар в контексте североамериканской интеграции//США-Канада: Экономика. Политика. Культура. -2003. № 9. -с.21−38- Foster J. W., Dillon J. NAFTA in Canada: The Era of a Supra-Constitution.- Ottawa: North-South Institute, 2002//www.kairoscanada.org/e/economic/trade/NAFTACanada.pdf.

12 Боровков A.H., Шереметьев И. К. Мексика на новом повороте экономического и политического развития. — М.:ИЛА РАН, 1999. — 283 е.- Жирнов О. А., Шереметьев И. К. Латинская Америка: затянувшееся ожидание экономического чуда. — М.: ИНИОН РАН, 2003. -108 е.- Кардозо Ф. Э., Фапетто Э. Зависимость и развитие Латинской Америки. Опыт социологической интерпретации. -М.: ИЛА РАН, 2002. 220 е.- Перспективы развития Латинской Америки в глобализирующемся мире (первая четверть XXI). — М.:ИЛА РАН, 2003.-304с.- Di Filippo A. Multilateralismo у regionalismo en la integracion de America Latina// Libros de la CEPAL. — Santiago de Chile, 1998// www.difilippo.clDi Filippo A., Franco R. Las dimensiones sociales de la integracion regional en America Latina//Libros de la CEPAL.- Santiago de Chile, 1999// www.difilippo.cIHurtado A.G. The social dimension of globalization in Latin America: Lessons from Bolivia and Chile. 2004. Geneva: International Labour Office// www.iIo.orgPastor R. Integration with Mexico: options for US poIicy.-New York: Twentieth Century Fund Press, 1993.133 p.- Weintraub S. Nafta’s Impact On North America: The First Decade.- Center for Strategic & International Studies, 2004 — 464 c.

13 Ложечко М. С. Страны-члены НАФТА и интеграционные процессы: Проблемы и перспективы: Автореферат. канд. экон. наук: 08.00.14: Москва, 2000 до сих пор не было сделано.

Основными источниками для написания работы послужили:

— соглашение о создании НАФТА, а также другие договоры, соглашения, декларации, рабочие материалы НАФТА и ФТАА-14.

— официальные правительственные документы трех стран, данные Министерств торговли США, Канады, Мексики, доклады и отчеты государственных ведомств стран-членов НАФТА-15.

— заявления и выступления президентов США, Канады и Мексики, других официальных лиц-16.

— статистические материалы ОАГ, ЭКЛАК (CEPAL), ООН, ВТО, МАБР, МВФопубликованные данные в «Бюллетене иностранной коммерческой.

17 информации" (БИКИ), «The Economist» и т. д.

14 North American Free Trade Agreement (Tratado de Libre Comercio de America del Norte)//www.ftaa-alca.orgNorth American Agreement on Ecological Cooperation// www.cec.orgNorth American Agreement on Labour Cooperation// www.naalc.orgDeclaracion de Miami, diciembre de 1994//www.ftaa-alca.orgPlan de Accion de Miami, diciembre de 1994//www.ftaa-alca.orgDeclaracion de Denver, junio de 1995//www.ftaa-alca.orgDeclaracion de Cartagena, marzo de 1996//www.ftaa-alca.orgDeclaracion de Belo Orizonte, mayo de 1997//www.ftaa-alca.orgDeclaracion de San Jose, marzo de 1998/Avww.ftaa-alca.orgDeclaracion de Santiago, abril de 1998//www.ftaa-alca.orgDeclaracion de Toronto, noviembre de 1999//www.ftaa-alca.orgDeclaracion de Buenos Aires, abril de 2001//www.ftaa-alca.orgDeclaracion de Quebec, abril de 2001//www.ftaa-alca.orgDeclaracion de Quito, noviembre de 2002//www.ftaa-a!ca.orgDeclaracion de Miami, noviembre de 2003 //www.ftaa-alca.orgDeclaracion de Nuevo Leon, enero de 2004 //www.ftaa-alca.orgDeclaracion de Mar del Plata, noviembre de 2005//www.ftaa-alca.org.

15 FTAA: The Opportunity for A Hemispheric Marketplace.- Office of the United States Trade Representative, 2003// www.ustr.govNAFTA: A decade of strengthening a dynamic relationship.-Department of Foreign Affairs and International Trade Canada, 2004 // www. dfait-maeci.gc.ca/nafta-alena/naftalO-en.pdfNAFTA: A Strong Record of Success.- Office of the United States Trade Representative, 2006// www.ustr.govNAFTA@10. A Preliminary Report 2003. Department of Foreign Affairs and International Trade Canada//www.dfait-maeci.gc.ca/eetThe Ministry of the Economy of Mexico with import data from Statistics Canada, BANXICO and USDOC, 2006 //www.nafta-mexico.org.

16 Bush G. Discurso sobre las nuevas relaciones con el Hemisferio.- Washington, 27.06.1990; The President’s 1998 Annual Report on the Trade Agreements Program//www.naftaworks.orgFox V. Politica exterior de Mexico en el siglo XXI. Discurso ante los integrantes del «Club Siglo XXI». — Madrid, 16.05.2002// http://fox.presidencia.gob.mx/actividades/?contenido=3080- Zedillo E. Clinton W. Declaracion Conjunta. — Merida, 15.02.1999// http://zedillo.presidencia.gob.mx/pages/fbusqueda.html.

17 EHKH— 1997;2006 rr.- Balance preliminar de las economias de America Latina y el Caribe 2004/ Notas de la CEPAL.-Santiago de Chile, 2005// www.eclac.clBalance preliminar de las economias de America Latina y el Caribe 2005/ Notas de la CEPAL.-Santiago de Chile, 2006// www.eclac.clBalance preliminar de las economias de America Latina y el Caribe 2006/ Notas de la CEPAL.-Santiago de Chile, 2007// www.eclac.clCountries: A Summary of Research Findings.- Office of the Chief Economist for LAC, The World Bank, 2003// www.worIdbank.org/laceconomistUNCTAD. Handbook of Statistics 2003: Data Base// http://stats.unctad.orgWorld Economic Situation and Prospects 2007. United Nations. Department of Economic and Social Affairs//www.un.org/esa/desaWTO. Regional Trade Integration under Transformation, Paper presented to the Seminar on Regionalism and the WTO, 26 April 2002// www.wto.org/english/tratope/regione/semapril02e/clemensboonekamp.doc.

При написании данной работы широко использовались материалы периодической печати. В частности, журналы «США: Экономика. Политика. Идеология» («США-Канада: Экономика. Политика. Культура»), «Латинская Америка», «Компас», «Мировая экономика и международные отношения», «Вопросы экономики», «Экономист», «Внешняя торговля», «Comercio exterior», «Latin America in a new world», «Estudios internacionales», «Pensamiento iberoamericano» и др.18.

В работе широко используются ресурсы электронной сети Internet, например, сайты, посвященные деятельности НАФТА: www. nafta-sec-alena.org (сайт Секретариата НАФТА), www.naalc.org (сайт Североамериканской комиссии по трудовому сотрудничеству), www.cec.org (сайт Североамериканской комиссии по экологическому сотрудничеству) — www. ftaa-alca.org (сайт ФТАА) — www.cepal.org (сайт Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибских стран) и др.

Научная новизна исследования определяется комплексным подходом к проблеме сближения североамериканских государств и заключается в попытке обобщить и суммировать имеющийся в печати материал по данной теме, систематизировать его, сделать выводы и дать прогноз дальнейшего развития интеграционных процессов в рамках НАФТА и ФТАА.

В данной работе предпринята попытка комплексного анализа Североамериканской зоны свободной торговли, исследуются предпосылки и проблемы формирования НАФТА, ее особенности и основные тенденции развития. С учетом новейших публикаций на английском и испанском языках.

18 Глинкин А. Н. Интеграционные процессы и перспективы создания зоны свободной торговли в Западном полушарии//Латинская Америка.- 2001. № 5. -с.4−17- Глинкин А. Н. Соглашение по AJIKA: за год до финиша// Латинская Америка.- 2004. -№ 1. -с.4−21- Касымова Н. А. НАФТА: предпосылки создания и тенденции развития//США-Канада: Экономика. Политика. Культура. -2001. -№ 9. -с.99−111- Клочковский Л. Л. Латинская Америка на рубеже веков: новые тенденции хозяйственной эволюции//Латипская Америка. -2002. -№ 12. -с.4−16- Комкова Е. Г. Канада на переговорах о ФТАА//США-Канада: Экономика. Политика. Культура. -2002. -№ 11. -с.45−63- Di Filippo A. French-Davis R. Rol de las instituciones regionales en la globalizac? on//Estudios Internacionales.- 2003.-№ 141//www.difilippo.clGitli E., Ryd R. La integracion latinoamericana frente a la Iniciativa de las Americas //Pensamiento iberoamericano.-Madrid, 1991. -N 20. p. 149−164- Lowenthal A. Latin America and the United States in a new world: Prospects for partnership//Latin America in a new world. — Boulder, 1994. -p.74−92 дана оценка степени экономического и политического взаимодействия и последствий вступления соглашения в силу для стран-участниц НАФТА, раскрыта специфика НАФТА как интеграционного объединения. Кроме того, в диссертационной работе впервые введены в научный оборот на русском языке некоторые новые документы, материалы и зарубежные исследования, результаты которых ранее широко не использовались в отечественной научной литературе.19.

Практическая значимость данного исследования. Основные положения и выводы, сделанные на основании изучения интеграционных процессов в Северной Америке и в рамках ФТАА, могут представлять интерес для экспертов и исследователей данного региона. Некоторые выводы могут быть учтены внешнеполитическими ведомствами и экспертами международных организаций.

Вместе с тем в работе приводится оригинальный информационный материал, который может быть использован при разработке и проведении лекционных и семинарских занятий по истории Северной Америки, истории Латинской Америки, международным отношениям и регионоведению.

Структура работы. Диссертационная работа построена в соответствии с логикой исследования, поставленными целями и задачами. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Заключение

.

Интеграционные процессы, активно развивающиеся в Западном полушарии с конца 50-х годов, прошли к настоящему моменту несколько крупных этапов, отличающихся по масштабам, охвату стран и глубине интеграции. На первом из них, начавшемся в 1958 г., были образованы Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР) и Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ), целями которых было преодоление узости внутренних рынков, использование преимуществ крупномасштабного производства, стабилизация состояния внешнего сектора экономики, укрепление позиций Латинской Америки во взаимоотношениях с промышленными державами.

На рубеже 60 — 70-х годов возникла тенденция к образованию менее многочисленных субрегиональных группировок, объединивших страны, близкие по уровню экономического развития и географическому положению. Так, в 1969 г. возникли Андская группа. ЛАСТ в 1980 г. была реорганизована в ЛАИ, где отношения между странами стали строиться главным образом на двусторонней основе, что было шагом назад по сравнению с ЛАСТ.

Переход к новой модели развития в конце 80-х годов совпал с наступлением качественно нового этапа в развитии интеграции в данном регионе. Были заключены десятки соглашений о свободной торговле и других формах сотрудничества между отдельными странами, между отдельными странами и группировками (к примеру, КАРИКОМ, МЕРКОСУР, Андское сообщество, НАФТА и т. д.).

Данный этап характеризуется рядом особенностей в развитии интеграции. Следует выделить, такие основные тенденции международного развития, как глобализация производственных и инвестиционных рынков, регионализация, осуществление неолиберальных экономических реформ и т. д. Если ранее интеграция была ориентирована на регион, то теперь она направлена на мировой рынок, на создание условий для увеличения конкурентоспособности национальных экономик и региональных союзов в мировом хозяйстве.

Интеграционный процесс охватил все Западное полушарие. Переговоры о создании общеконтинентальной зоны свободной торговли (ФТАА), ведущиеся систематически с 1994 г. главами всех стран континента, включая США и Канаду, превратились в важный фактор политической, социальной и экономической жизни государств региона.

Одной из наиболее примечательных тенденций современного этапа интеграции в Западном полушарии стало формирование двух полюсов и зон интеграции — северной и южной. Северная интеграционная зона образуется вокруг США и НАФТА, она включает Центральноамериканские и Карибские страны, в своих экономических связях традиционно тяготеющие к США.

Другая крупная интеграционная зона — южная — формируется в Южной Америке. Ее основой является МЕРКОСУР, где лидерство принадлежит Бразилии. К этой зоне примыкают некоторые страны Андского сообщества, которое в целом занимает промежуточное положение между двумя зонами.

Двухполюсная модель интеграционного процесса в Западном полушарииСША и НАФТА, с одной стороны, и Южная Америка во главе с Бразилией, лидером МЕРКОСУР, с другой — неизбежно породила два подхода к формированию Межамериканской зоны свободной торговли (ФТАА).

Сроки формирования единой интеграционной группировки в Западном полушарии остаются пока неясными. Очевидно, что создать ФТАА к 2005 г., как это планировалось ранее, не удалось ни по американскому проекту (отдающему предпочтение достижению конечной цели за счет присоединения отдельных стран/позднее — региональных группировок), ни по бразильскому (отдает предпочтение «межблоковому» характеру переговоров и последующее объединение уже существующих интеграционных группировок). Таким образом, формирование Межамериканской зоны свободной торговли продолжает оставаться весьма отдаленной перспективой.

Начавшееся с января 1994 г. формирование в рамках НАФТА крупнейшего в мире рынка с населением 380 млн. человек и суммарным объемом ВВП свыше 11,4 трлн долл. открыло новый этап в развитии интеграционных процессов.

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), в составе США, Канады и Мексики, представляет собой региональную интеграционную группировку, по многим экономическим параметрам сопоставимую с Европейским Союзом. Соглашение по НАФТА вступило в силу с 1 января 1994 г.

Каждая из стран-участниц при вступлении в НАФТА преследовала свои цели. США стремились расширить доступ на внешние рынки соседних стран и укрепить на них свои конкурентные позиции. Мексиканская нефть также стала важным аргументом для США при подписании соглашения по НАФТА. Кроме того, следует заметить, что по планам США, Североамериканская зона свободной торговли представляет собой первый шаг на пути создания Зоны свободной торговли Америк — от Аляски до Огненной Земли.

Цели Канады в этой интеграционной группировке связаны с решением задачи повышения конкурентных позиций своих товаров на рынках США и Мексики, увеличением поля деятельности на международной арене и решением некоторых социальных проблем.

Цели Мексики заключались в том, чтобы с помощью НАФТА ускорить реформы и темпы экономического роста, модернизировать страну и укрепить позиции на внешних рынках в условиях глобализации.

В рамках НАФТА предусмотрена постепенная отмена ограничений во взаимной торговле, создаются предпосылки для беспрепятственного перемещения через границы стран Северной Америки товаров, услуг, капиталов, проводятся мероприятия по унификации технических и санитарных стандартов, защите интеллектуальной собственности.

Соглашение по НАФТА касается не только либерализации торговли, сокращения и последующей отмены тарифных и нетарифных барьеров в течение 15 лет. Оно охватывает широкий круг вопросов инвестирования, либерализации сферы услуг, прав на интеллектуальную собственность (речь идет о патентах, торговых марках, звукозаписях, спутниковых сигналах, промышленном дизайне, копирайте и некоторых живых формах — гибридных семенах растений и генетическом улучшении домашнего скота).

НАФТА способствует созданию широкого союза на континентальном уровне, содействует членам в реализации их целей и задач, создает правила, которым подчиняются и Мексика, и Канада, и даже США. Каждая из стран может применять эти правила для защиты и продвижения своих прав на территории двух других стран, в случае их нарушения вопрос остается открытым, правила предусматривают рассмотрение такого нарушения с использованием механизма обсуждения и разрешения споров.

Центральная регулирующая сила североамериканской модели интеграции принадлежит межгосударственному механизму разрешения споров в рамках специальных комиссий, когда к окончательному решению приходят через многостороннее обсуждение конкретной проблемы или вопроса. Данный механизм включает тщательно разработанные положения и правила, предусматривает арбитраж в области международной торговли и финансов, позволяет одной стране оспаривать законы и практику другой страны в случае нарушения положений соглашения. Успешно оспоренные законы должны быть отменены, или же данная страна столкнется с торговыми и другими штрафными санкциями.

Приняты дополнительные соглашения по экологическому и трудовому сотрудничеству, расширившие круг договоренностей и продемонстрировавшие определенное влияние заинтересованных групп, профсоюзов и экологических организаций трех стран-участниц.

В первом — Североамериканском соглашении об экологическом сотрудничестве — прописаны экологические стандарты, правила контроля за их соблюдением и разрешения споров, определены нормы и задачи в области охраны природы и здоровья людей. Данное соглашение направлено, прежде всего, на повышение мексиканских экологических стандартов. В 1993 г. была учреждена Комиссия по экологическому сотрудничеству НАФТА. Данные экологические положения на сегодня следует считать образцовыми для региональных экономических соглашений.

Второе — Североамериканское соглашение о сотрудничестве в сфере трудовых отношений — имеет целью создание новых возможностей для занятости и улучшения условий труда и жизненных стандартов, а также защиты, усиления и развития прав трудящихся в рамках НАФТА. В 1994 г. была учреждена трехсторонняя Комиссия по трудовому сотрудничеству в качестве исполнительного института, ответственного за выполнение его принципов. Однако нет единых трудовых стандартов для всех трех стран, каждое государство имеет свои собственные стандарты.

С возникновением и развитием НАФТА усилилась конкурентная борьба между тремя мировыми лидерами — Северной Америкой, Западной Европой и Японией, но уже на новом этапе и в новой конфигурации этих центров, с новым соотношением сил. Сильно увеличилось значение странчленов НАФТА в глобальной экономике, экономическое развитие других стран уже не может происходить без взаимодействия с таким крупным региональным блоком.

НАФТА является детищем 90-х годов и потому в нем нашли полное отражение принципы и подходы экономического неолиберализма, получившие широкое распространение в мире в 90-е годы. Наиболее очевидно это проявляется в вопросе о нетарифных барьерах и ограждении частного капитала от государственного вмешательства.

Особенностью НАФТА являлось то обстоятельство, что интеграция в Северной Америке осуществлялась «снизу», благодаря деятельности компаний, в первую очередь транснациональных корпораций из США, формировавших область финансовой взаимозависимости, производственной специализации и кооперации в регионе. На европейском же континенте интеграция происходила не только «снизу», но и «сверху», на основе многосторонних соглашений и государственных переговоров.

Степень интеграции стран внутри НАФТА значительно ниже, чем в ЕС. Налицо асимметричность экономической зависимости США, Канады и Мексики. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады сильно уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мексикано-американской интегрированности. Можно сказать, что Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу.

Договор о НАФТА не предусматривает единой внешнеэкономической политики. Характерно, что в договоре не оговаривается возможность перерастания трехсторонней зоны свободной торговли в таможенный союз. Это обусловлено тем, что при громадной асимметричности экономических и научно-технических потенциалов США и двух других членов НАФТА такая единая политика неизбежно была бы продиктована не национальными интересами последних, а Вашингтоном. Канада и Мексика могли лишиться свободы действий даже в том ограниченном диапазоне, который у них остался.

В НАФТА нет ни свободы передвижения капиталов, ни свободы передвижения рабочей силы, ни равных норм трудового и социального законодательства для мигрантов из стран-партнеров, ни признания национальных дипломов лиц свободных профессий.

Хотя НАФТА преуспела в расширении товарооборота и инвестиций, она не справилась с рядом крупных проблем интеграции. Во-первых, не решена проблема отставания в развитии Мексики от ее двух северных партнеров. Ни в одной интеграционной группировке мира нет такого огромного превосходства лидирующей державы над остальными участниками вместе взятыми, как в НАФТА. На долю США приходится 90% совокупного ВВП, 75% внешней торговли. Приток иностранных инвестиций в американскую экономику в 6 раз превышает соответствующий агрегированный показатель Мексики и Канады.

Во-вторых, плохие дороги и инфраструктура не справляются с возросшими перевозками, возникающие задержки повышают операционные издержки по региональной торговле в большей степени, чем они понижались в результате ликвидации тарифов и пошлин. В-третьих, в НАФТА остро стоит проблема миграции. В-четвертых, в НАФТА не затрагивались проблемы энергетики, и этот недостаток наглядно продемонстрировала катастрофа с отключением электроэнергии в Канаде и на северо-востоке США в августе 2003 г.

В-пятых, авторы НАФТА не пытались скоординировать макроэкономическую политику, так что у североамериканских правительств не было способа предотвратить рыночные катастрофы вроде кризиса мексиканского песо. Наконец, НАФТА не касалась вопросов безопасности, в результате последствия террористических актов 11 сентября 2001 г. негативно отразились на североамериканской интеграции.

Таким образом, происходящая североамериканская интеграция носит неоднозначный характер. С одной стороны, этот объединительный процесс, содержащий элементы исторически сложившейся взаимозависимости и взаимодополняемости, имеет объективную основу, и он, очевидно, будет развиваться, хотя и неровно, с возможными отступлениями и конфронтациями.

С другой стороны, существующие проблемы и конфликтные ситуации существенно обостряются при развитии и углублении интеграционных процессов.

Тем не менее, в любом случае НАФТА будет оказывать немалое влияние не только на торгово-экономические связи на североамериканском континенте, но и на движение мирового хозяйства в целом. Так как данная зона свободной торговли обретет полную силу только к 2009 г., ее воздействие как реального фактора глобальных и региональных отношений будет возрастать в течение ближайших лет.

По результатам проведенного исследования автор пришел к ряду выводов и заключений:

1. Соглашение о создании в Северной Америке зоны свободной торговли (НАФТА) в составе США, Канады и Мексики, вступившее в силу с 1 января 1994 г., формально означало возникновение единой континентальной системы, охватывающей три национальные экономики. Создание НАФТА стало новым экспериментом в теории и практике интеграции: впервые развивающаяся страна — Мексика тесно интегрировалась с двумя высокоразвитыми странами — США и Канадой.

2. Соглашение о НАФТА оказало конструктивное влияние на экономические взаимосвязи стран-участниц. Действие договора было направлено, в первую очередь, на либерализацию отношений между США и Мексикой и между Канадой и Мексикой, поскольку взаимоотношения между США и Канадой либерализовывались в рамках двусторонней зоны свободной торговли, созданной в 1988 г.

3. Интеграция в рамках НАФТА в значительной степени способствовала развитию торговли, специализации производства и внедрению современных технологий в различных секторах экономики. Внутризональный товарооборот рос более высокими темпами, чем торговля США, Канады и Мексики с другими странами. Так, объем товарооборота между Мексикой и США увеличился за последнее десятилетие примерно в 3 раза, а между США и Канадой — примерно в 2 раза. Удельный вес США в мексиканской внешней торговле достиг почти 90%.

4. США находятся в более выгодном положении после подписания трехстороннего договора по сравнению с Канадой и Мексикой, хотя оценить влияние НАФТА на развитие хозяйственной деятельности США в настоящее время довольно сложно. Обусловлено это, в первую очередь, масштабами экономики Соединенных Штатов по сравнению с экономиками Канады и Мексики.

5. Для Канады сотрудничество с Соединенными Штатами чрезвычайно важно, поскольку основным потребителем канадских товаров и услуг выступает рынок США. Экономическая взаимозависимость между США и Канадой продолжает усиливаться, в то время как Мексика играет пока незначительную роль в экономике Канады.

6. Мексика на сегодняшний момент получила несомненные выгоды от образования НАФТА. В частности, при активном участии и поддержке Вашингтона были созданы условия для притока в страну инвестиций, причем основная часть капиталовложений приходится на США. Следует подчеркнуть, что рост экономики Мексики в последние десятилетия происходил в значительной степени за счет развития производства на предприятияхмакиладорас.

7. Анализ приведенных в диссертационной работе данных показывает односторонность интеграционных процессов в НАФТА: они протекают, в основном, между США, с одной стороны, и Канадой и Мексикой — с другой, но слабо развиваются между двумя последними, поэтому и тесной интеграции между ними пока не наблюдается. В этой связи можно говорить о том, что интеграция в Северной Америке проявляется в большей степени в экономическом присоединении Канады и Мексики к США.

8. Для Канады и Мексики внешнеэкономические связи с Соединенными Штатами являются чрезвычайно существенными, поскольку основным экспортером и импортером на их рынках выступают США.

9. Отмечая более динамичное развитие торговли Мексики в рамках НАФТА, следует подчеркнуть, что этот процесс сделал ее экономику еще более ориентированной на США, а потому более зависимой от экономической конъюнктуры этой страны. В результате, изменения американской экономической конъюнктуры имеют для Мексики более глубокие социально-экономические последствия, чем для самих США.

10. Особенностью НАФТА является то обстоятельство, что интеграция в Северной Америке осуществлялась «снизу», благодаря деятельности транснациональных корпораций из США, формировавших область финансовой взаимозависимости, производственной специализации и кооперации в регионе.

11. Другой отличительной особенностью интеграции в рамках НАФТА является ассиметричный характер снижения таможенных тарифов. Так, США и Канада снижают пошлины на товары мексиканского экспорта раньше и более быстрыми темпами, чем Мексика на американские и канадские товары. Таким образом, Мексика получила преимущество в Североамериканской зоне свободной торговли в первые годы экономической интеграции с США и Канадой.

12. В НАФТА продолжают оставаться неразрешенными проблемы, которые еще больше обострятся при углублении интеграции: сокращение экономического разрыва между Мексикой и остальными странами НАФТА, проблема миграции, наркотрафика, недостаточно развитой инфраструктуры, экономические и социальные трудности и пр. И от того, как быстро и каким образом они будут решены, зависит дальнейшее будущее Североамериканской зоны свободной торговли.

13. В качестве одного из первоочередных направлений развития интеграционных процессов с участием НАФТА США рассматривают страны Латинской Америки. НАФТА в перспективе может стать основой будущей Межамериканской зоны свободной торговли (ФТАА), создание которой пока откладывается. Необходимо заметить, что Карибский и Центральноамериканский регионы уже в настоящее время более интегрированы в НАФТА, чем со своими партнерами по группировкам не только по линии торговли и финансов, но и на более глубоком уровне производственной интеграции.

Также в начале 21 века Дж. Буш заявил о намерении создать «североамериканский энергетический рынок», кроме того, ведутся переговоры относительно создания Североатлантической зоны свободной торговли (ТАФТА).

14. Опыт формирования и функционирования НАФТА может оказаться полезным при разработке оптимальной схемы торгово-экономических и политических отношений между членами СНГ и сотрудничества РФ со странами Центральной и Восточной Европы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы и материалы
  2. North American Free Trade Agreement (Tratado de Libre Comercio de America del Norte)//www.ftaa-alca.org (Североамериканское соглашение о свободной торговле)
  3. North American Agreement on Ecological Cooperation// www.cec.org (Североамериканское соглашение об экологическом сотрудничестве)
  4. North American Agreement on Labour Cooperation// www.naalc.org (Североамериканское соглашение о сотрудничестве в сфере трудовых отношений)
  5. Declaracion de Miami, diciembre de 1994//www.ftaa-alca.org
  6. Plan de Accion de Miami, diciembre de 1994//www.ftaa-alca.org
  7. Declaracion de Denver, junio de 1995//www.ftaa-alca.org
  8. Declaracion de Cartagena, marzo de 1996//www.ftaa-alca.org
  9. Declaracion de Belo Orizonte, mayo de 1997//www.ftaa-alca.org
  10. Declaracion de San Jose, marzo de 1998//www.ftaa-alca.org
  11. Declaracion de Santiago, abril de 1998//www.ftaa-alca.org
  12. Declaracion de Toronto, noviembre de 1999//www.ftaa-alca.org
  13. Declaracion de Buenos Aires, abril de 2001//www.ftaa-alca.org
  14. Declaracion de Quebec, abril de 2001//www.ftaa-alca.org
  15. Declaracion de Quito, noviembre de 2002//www.ftaa-alca.org
  16. Declaracion de Miami, noviembre de 2003 //www.ftaa-alca.org
  17. Declaracion de Nuevo Leon, enero de 2004 //www.ftaa-alca.org
  18. Declaracion de Mar del Plata, noviembre de 2005//www.ftaaalca.org
  19. El primer borrador del Acuerdo del ALCA, 3 de julio de 2001//www.ftaa-alca.org (Проект соглашения по ФТАА от 3 июля 2001 г.)
  20. El segundo borrador del Acuerdo del ALCA, 1 de noviembre de 2002//www.ftaa-alca.org (Проект соглашения по ФТАА от 1 ноября 2002 г.)
  21. El tercer borrador del Acuerdo del ALCA, 21 de noviembre de 2003 //www.ftaa-alca.org (Проект соглашения по ФТАА от 21 ноября 2003 г.)
  22. Bush G. Discurso sobre las nuevas relaciones con el Hemisferio.-Washington, 27.06.1990
  23. Enterprise for the Americas initiative act of 1991: Hearing before the Committee on agriculture, House of representatives, 102d Congr., 2d sess. on H.R., June 17,1992.-Washington:Gov. print, off., 1992.-115 p.
  24. Enterprise for the Americas initiative related to extention of fast-track authority: Hearing before the Committee on finance, US Senate, 102d Congr., 1st sess., Apr.24, 1991.- Washington: Gov. print, off., 1991.-34 p.
  25. Fox V. Politica exterior de Mexico en el siglo XXI. Discurso ante los integrantes del «Club Siglo XXI». — Madrid, 16.05.2002// http://fox.presidencia.gob.mx/actividades/?contenido=3080
  26. The President’s 1998 Annual Report on the Trade Agreements Program//www.naftaworks.org
  27. Zedillo E. Clinton W. Declaracion Conjunta. Merida, 15.02.1999// http://zedillo.presidencia.gob.mx/pages/fbusqueda.html1. Статистические издания
  28. Balance preliminar de las economias de America Latina y el Caribe 2002/ Notas de la CEPAL.-Santiago de Chile, 2002// www.eclac.cl
  29. Balance preliminar de las economias de America Latina y el Caribe 2004/ Notas de la CEPAL.-Santiago de Chile, 2005// www.eclac.cl
  30. Balance preliminar de las economias de America Latina y el Caribe 2005/ Notas de la CEPAL.-Santiago de Chile, 2006// www.eclac.cl
  31. Balance preliminar de las economias de America Latina y el Caribe 2006/ Notas de la CEPAL.-Santiago de Chile, 2007// www.eclac.cl
  32. Basic readings in U.S. democracy. U.S. Department of State, Bureau of International Information Programs// http://usinfo.state.gov/usa/infousa/facts/democrac/demo.htm
  33. Countries: A Summary of Research Findings.- Office of the Chief Economist for LAC, The World Bank, 2003// www.worldbank.org/laceconomist
  34. FTAA: The Opportunity for A Hemispheric Marketplace.- Office of the United States Trade Representative, 2003// www.ustr.gov
  35. Mexico Canada Trade Statistics. January — November 2006, — The NAFTA Office of Mexico in Canada// www. nafta-mexico.org
  36. Mexico’s trade policy after ten years of NAFTA. -August 2003.-The Ministry of the Economy of Mexico// http://www.economia.gob.mx/?P=l 156
  37. NAFTA: A decade of strengthening a dynamic relationship.-Department of Foreign Affairs and International Trade Canada, 2004 // www. dfait-maeci.gc.ca/nafta-alena/naftalO-en.pdf
  38. NAFTA: A Strong Record of Success.- Office of the United States Trade Representative, 2006// www.ustr.gov
  39. NAFTA@10. A Preliminary Report 2003.- Department of Foreign Affairs and International Trade Canada//www.dfait-maeci.gc.ca/eet
  40. OECD Factbook 2006 Economic, Environmental and Social Statistics// http://oberon.sourceoecd.org/vM 1 116 020/cl=15/nw=l/rpsv/factbook
  41. Opening Doors to the World: Canada’s International Market Access Priorities-2006. Ottawa, 2006// www. dfait-macci.gc.ca
  42. Panorama de la insercion international de America Latina у el Caribe. 2001−2002.- Santiago de Chile, 2003.- p. 104
  43. The Ministry of the Economy of Mexico with import data from Statistics Canada, BANXICO and USDOC, 2006 //www.nafla-mexico.org
  44. Trade Update 2002. Third Annual Report on Canada’s State of Trade. -Ottawa, 2002// www. dfait-macci.gc.ca
  45. UNCTAD. Handbook of Statistics 2003: Data Base// http://stats.unctad.org
  46. World Economic Situation and Prospects 2007.- United Nations. Department of Economic and Social Affairs//www.un.org/esa/desa
  47. WTO. International Trade Statistics 2004// http://www.wto.org/english/rese/statise/its2004e/its2004e.pdf
  48. WTO. International Trade Statistics 2005//www.wto.org/english/rese/statise/its2005e/its2005e.pdf
  49. WTO. International Trade Statistics 2006//www.wto.org/english/rese/statise/its2006e/its2006e.pdf
  50. A.B. Макроциклы в экономике стран Латинской Америки. -М.: ИЛА РАН, 2004.- 501 с.
  51. А.Н., Шереметьев И. К. Мексика на новом повороте экономического и политического развития. М.:ИЛА РАН, 1999. — 283 с.
  52. А.Д. На пути к цивилизованному рынку.-М.: МАРКОР, 1991. -79 с.
  53. А.Н., Теперман В. А. Формирование всеамериканской зоны свободной торговли и интересы России. М.:ИЛА РАН, 1998.- 62с.
  54. В.М., Бобровников A.B., Теперман В. А. Феномен финансовой глобализации: Универсальные процессы и реакция латиноамериканских стран. М.:ИЛА РАН, 2000. — 204 с.
  55. O.A. Панамериканская зона свободной торговли: реальность или иллюзия? М.:ИНИОН, 2000. -59 с.
  56. O.A., Шереметьев И. К. Латинская Америка: затянувшееся ожидание экономического чуда. М.: ИНИОН РАН, 2003. -108 с.
  57. O.A., Шереметьев И. К. Новое «издание» панамериканизма: Латиноамериканская политика Дж. Буша. М.: ИНИОН, 2005.- 132 с.
  58. Р.И. США в мировой экономике: состояние и перспективы. — М.:ГУУ, 1998. -39 с.
  59. Интеграция в Западном полушарии и Россия/под ред. Глинкина А.Н.-М.:ИЛА РАН, 2004.-296 с.
  60. Интеграция в Западном полушарии на пороге XXI века/под ред. Глинкина А.Н.-М.:ИЛА РАН, 1999. -300 с.
  61. История внешней политики и дипломатии США, 1775 1877/ под ред. Плешкова В. Н. — М.: Международные отношения, 1994. — 381 с.
  62. История внешней политики и дипломатии США, 1867−1918/ Отв. ред. Куропятник Г. Л. М.: Наука, 1997. — 384 с.
  63. В.В. Современный опыт международной экономической интеграции в Северной Америке: Автореферат. канд. экон. наук: 08.00.14: Москва, 2004
  64. Канада: взгляд из России (экономика, политика, культура)/Отв. ред. Соколов В. И. М.: Анкил, 2002. — 288 с.
  65. Ф.Э., Фалетто Э. Зависимость и развитие Латинской Америки. Опыт социологической интерпретации. -М.: ИЛА РАН, 2002.-220 с.
  66. Кризис и война: Международные отношения в центре и на периферии мировой системы в 30−40-х годах/ Отв. ред. Богатуров А.Д.- М.:
  67. МОНФ, 1998.- 352 с.//www.auditorium.ru
  68. Т.В. Североамериканская интеграция: экономические и политические аспекты. — М.: Наука, 1987. -270 с.
  69. Латинская Америка: события и люди (Аналитич. обзор)/под ред. Глинкина А. Н. М.:ИЛА РАН, 1991.-134 с.
  70. М.С. Страны-члены НАФТА и интеграционные процессы: Проблемы и перспективы: Автореферат. канд. экон. наук: 08.00.14 М., 2000
  71. Межамериканская система: место и роль в политической истории Америки/под ред. Чувпило A.A.- Харьков: ХНУ, 2003.- 92 с.// http://www-histoiy.univer.kharkov.ua/pdf/pahomov.pdf
  72. Международная экономическая интеграция. Учебное пособие для студентов и преподавателей ВУЗов/ под ред. Ливенцева H.H.- М.: Экономистъ, 2006.- 430 с.
  73. А.Б. США в мировых интеграционных процессах. -М.: Наука, 1991.-144 с.
  74. Перспективы развития Латинской Америки в глобализирующемся мире (первая четверть XXI). М.:ИЛА РАН, 2003.-304с.
  75. Т.П. Мексика на пороге третьего тысячелетия. М.: Дипломатическая академия МИД РФ, 2002. -40 с.
  76. В.П. Взаимозависимость и конфликт интересов. США и Латинская Америка (вторая половина XX века). М.:ИЛА РАН, 2000.- 358с.
  77. В.П. Две Америки после окончания «холодной войны». М.: Наука, 2004.- 205 с.
  78. В.П., Дабагян Э. С., Семенов В. Л. «Боливарианский проект» и перспектива российско-венесуэльского партнерства.- М.: ИЛА РАН, 2005.-58 с.
  79. П.А. Теория международных отношений: Учеб. пособие.- М.: Гардарики, 2002.-590с.
  80. Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века.
  81. Почему не интегрируются страны СНГ. М.:Ш тысячелетие, 2001, — 480с.
  82. Р.К., Ложечко М. С., Замани A.M. Международная экономическая интеграция. М.: ГУУ, 2002. -120 с.
  83. Adams J. Mexican banking and investment in transition. -LondonrQuorum, 1997. 238 p.
  84. Bergsten C.F. The United States and the World Economy Foreign Economic Policy for the Next Decade. Washington: Institute for International Economics, 2005. -488 p.//www.iie.com
  85. Cameron M.A., Tomlin B.W. The Making of Nafta: how the deal was done. New York: Cornell University Press, 2002.- 288 p.
  86. Clement N.C. The U.S. -Mexican Border Environment: U.S. -Mexican Border Communities in the Nafta Era.- San Diego: San Diego State University Press, 2002
  87. Congressional Trade Votes From NAFTA Approval to Fast-Track Defeat/ edited by Baldwin R.E., Magee C.S.- Washington: Institute for International Economics, 2000. -76 p.//www.iie.com
  88. Daher Ф. Las regiones de Chile frente al NAFTA y el MERCOSUR. -Santiago: Centro de estudios publicos, 1996. -23 p.
  89. Daniel T. Griswold. Steppingstones to a More Open World. -Washington: Cato institute. Center for trade policy studies, 2003
  90. Di Filippo A. America Latina: desarrollo, capitalismo y democracia.-Santiago de Chile: Servicios de Informacion CEP AL, 2006// www.difilippo.cl
  91. Di Filippo A. Multilateralismo y regionalismo en la integracion de America Latina. Santiago de Chile: Servicios de Informacion CEPAL, 1998// www.difilippo.cl
  92. Di Filippo A., Franco R. Integracion regional, desarrollo y equidad.-Mexico: Siglo XXI Editores, 2000. 152 p.//www.eclac.cl
  93. Di Filippo A., Franco R. Las dimensiones sociales de la integracion regional en America Latina. Santiago de Chile: Servicios de Informacion CEPAL, 1999// www.difilippo.cl
  94. Duina F. The Social Construction of Free Trade: The European Union, NAFTA, and Mercosur. Princeton: Princeton University Press, 2005.-224 p.
  95. El Regionalismo abierto en America Latina y el Caribe. La integracion economica en servicio de la transformacion productiva con equidad.-Santiago de Chile: Servicios de Informacion CEPAL, 1996.- 112 p.//www.eclac.cl
  96. Ellner S., Rosen F. Venezuela’s Failed Coup, the U.S.' Role, and the Future of Hugo Chavez. Mode of access. -2002// www.fpif.org/papers/venezuelabody.html
  97. Equidad y transformacion productiva: un enfoque integrado.-Santiago de Chile: Servicios de Informacion CEPAL, 1996.- 262 p.//www.eclac.cl
  98. Foster J. W., Dillon J. NAFTA in Canada: The Era of a Supra-Constitution.- Ottawa: North-South Institute, 2002// www.kairoscanada.org/e/economic/trade/NAFTACanada.pdf
  99. Free Trade Agreements: US Strategies and Priorities/edited by Schott J. Washington: Institute for International Economics, 2004. — 472 p.
  100. Hakim P., Litan R.E. The Future of North American Integration: Beyond NAFTA.- Washington: Brookings Institution Press, 2002.- 129 p.// www.brookings.edu
  101. Held D., McBrew A., Goldblatt D., Perraton J. Global Transformation. Politics, Economics and Culture. Stanford: Stanford University Press, 1999.-515 p.
  102. Hufbauer G.C., Schott J. NAFTA and the Environment Seven Years Later.- Washington: Institute for International Economics, 2000. -96 p.//www.iie.com
  103. Hufbauer G.C., Schott J. Western Hemisphere Economic Integration. — Washington: Institute for International Economics, 1994. -304 p.//www.iie.com
  104. Hurtado A.G. The social dimension of globalization in Latin America: Lessons from Bolivia and Chile. 2004.- Geneva: International Labour Office// www.ilo.org
  105. Lessons from NAFTA for Latin American and Caribbean (LAC)
  106. Countries: A Summary of Research Findings/edited by Lederman D., Maloney W.F., Serven L.- Washington: Office of the Chief Economist for Latin America and the Caribbean, The World Bank, 2003. 376 p.
  107. Mayer F.W. Interpreting NAFTA: The Science and Art of Political Analysis.- New York: Columbia University Press, 1998.- 374 p.
  108. Merolla J., Stephenson L.B., Wilson C.J. Globalization, Globalizacion, Globalisation: Public Opinion and NAFTA.- Durham: Duke University, 2001//www.duke.edu
  109. Ocampo J.A., Bajraj R., Martin J. Una Decada de Luces y Sombras. America Latina y el Caribe en los anos noventa.- Bogota: Servicios de Informacion CEP AL, 2001.-368 p.
  110. Orme W.A. Understanding NAFTA: Mexico, Free Trade, and the New North America. Austin: University of Texas Press, 1996.- 368 p.
  111. Pastor R. Integration with Mexico: options for US policy.-New York: Twentieth Century Fund Press, 1993.-133 p.
  112. Pastor R. Toward A North American Community: Lessons from the Old World for the New Washington: Institute for International Economics, 2001. -224 p.
  113. Petras J. La ofensiva de los EE.UU. en America Latina: Golpes, retirada y radicalizacion. -Mode of access. 2004// http://www.stormpages.com/marting/jamesargen.htm
  114. Pickard M. Trinational Elites Map North American Future in «NAFTA Plus». — 2005// www.americas.irc-online.org
  115. Puyana A. El camino mexicano hacia el regionalismo abierto: Los acuerdos de libre comercio de Mexico con America del Norte y Europa. Santiago de Chile: Servicios de Informacion CEP AL, 2003.- 84 p.//www.eclac.cl
  116. Salazar-Xirinachs J.M. Toward Free Trade in the Americas.-Washington: Brookings Institution Press, 2001.- 256 p.// www.brookings.edu
  117. Schaeffer R. Understanding globalization. The social consequences of political, economic and environmental change.-New York: Rownan and littlefield publishers, Inc., 2003.-379 p.
  118. Schott J. Prospects for Free Trade in the Americas- Washington: Institute for International Economics, 2001. -152 p.// www.iie.com
  119. Schott J., Hufbauer G.C. NAFTA Revisited: Achievements and Challenges- Washington: Institute for International Economics, 2005. -544 p.// www.iie.com
  120. Trade versus aid: NAFTA five years later: Hearing before the Committee on foreign relations, US Senate, 106th Congr., 1st sess., Apr. 13, 1999. -Washington: Gov. print, off., 1999.- 64 p.
  121. Velis Hector M. El subsector de cultivos anuales y el NAFTA: efectos del posible ingreso de Chile. Santiago: Centro de estudios publicos, 1995.- 28 p.
  122. Weintraub S. Nafta’s Impact On North America: The First Decade.-Washington: Center for Strategic & International Studies, 2004. 464 с. 1. Периодические издания
  123. К.Ю. Канада в контексте САССТ//США: Экономика. Политика. Идеология. -1994.- № 5.- с.83−90
  124. А.В. Интегративные тенденции и эпицентры развития XXI века//Латинская Америка.- 1997.- № 7.- с.4−17
  125. А.Н. В поисках компромисса//Латинская Америка.-1997.-№ 10. -с.6−14
  126. А.Н. Интеграционные процессы и перспективы создания зоны свободной торговли в Западном полушарии//Латинская Америка.- 2001.- № 5. -с.4−17
  127. А.Н. НАФТА после мексиканского кризиса//Латинская
  128. Америка. -1997.- № 2. -с.24−34
  129. А.Н. Соглашение по AJ1KA: за год до финиша// Латинская Америка.- 2004. -№ 1. -с.4−21
  130. Х.А. Приоритеты внешней политики Мексики//Латинская Америка. — 1997.- № 3.- с.46−51
  131. Р.И. Торгово-экономические отношения США со странами Латинской Америки//США Канада: Экономика. Политика. Культура. -2003. -№ 6. -с.30−45
  132. H.A. НАФТА: предпосылки создания и тенденции развития//США-Канада: Экономика. Политика. Культура. -2001. -№ 9. -с.99
  133. В.Г. Интеграция экономик США и Канады: результаты и перспективы// США Канада: Экономика. Политика. Культура. — 2006. — № 6. — с. 75−84
  134. JI.JI. Латинская Америка в постиндустриальном мире//Латинская Америка. -2000. -№ 12. -с.4−15
  135. Л.Л. Латинская Америка на рубеже веков: новые тенденции хозяйственной эволюции//Латинская Америка. -2002. -№ 12. -с.4−16
  136. Е.Г. Канада на переговорах о ФТАА//США-Канада: Экономика. Политика. Культура. -2002. -№ 11. -с.45−63
  137. Е.Г. Канадо мексиканские отношения и НАФТА// США-Канада: Экономика. Политика. Культура. — 2004. -№ 9. -с.26−42// www.worldpolitics.redline.ru/Komkova-Canado.htm
  138. Е.Г. Канадский доллар в контексте североамериканской интеграции//США-Канада: Экономика. Политика. Культура. -2003. № 9. -с.21−38
  139. В.В. США и МЕРКОСУР: Расширение мирохозяйственных связей и региональные торговые соглашения в Латинской Америке//США-Канада: Экономика. Политика. Культура. -2001. -№ 3. -с.61−74
  140. A.A. МЕРКОСУР и пути интеграции в Латинской Америке//Латинская Америка. -1996. -№ 7−8. -с.140−153
  141. М.С. НАФТА в интеграционных процессах: проблемы и перспективы//Внешняя торговля.-2000. -№ 5−6. -с.23−26
  142. С.Ф. Успехи и проблемы «Южной» инициативы: Канада в Латинской Америке//США-Канада: Экономика. Политика. Культура. -1999. -№ 8. -с.3−19
  143. НАФТА привлекает прямые инвестиции//Коринф. 2000. -№ 9 (561). -с.3−4
  144. Л.А. Экономика Канады//США-Канада: Экономика.
  145. Политика. Культура. -1999. -№ 3−4. -с.68−83
  146. Отношения США и Латинской Америки перед апрельским саммитом в Квебеке (по материалам ИТАР-ТАСС и иностранной печати)//Компас. -2001. -№ 12. -с.51−62
  147. Проблемы интеграции в Северной Америке и отношения США с Мексикой (по материалам ИТАР-ТАСС)//Компас. -2004. -№ 4. -с. 10−24
  148. С.М. США и интеграционные процессы в Западном полушарии// Латинская Америка.- 1998.- № 8// http://iskran.iip.net/russ/rogov/moscow.html
  149. З.И. Мексика на пути к современной экономике//Мировая экономика и международные отношения. -1995. -№ 11. -с.108−116
  150. З.И. В поисках новой стратегии финансово-экономических реформ//Латинская Америка. -2001. -№ 10. -с.4−16
  151. З.И. Латинская Америка в поисках безопасной экономики//Мировая экономика и международные отношения. -2003. -№ 11. -с.91−101
  152. З.И. Латинская Америка: трудный поиск своего пути//Вопросы экономики. -2004. -№ 1. -с.107−117
  153. З.И. Объединенный рынок США, Канады и Мексики//Экономист.-1995. -№ 12. -с.80−86
  154. З.И. Региональная интеграция новые вызовы//Латинская Америка. -2003. -№ 8. -с.4−16
  155. Саммит Америк в Квебеке и его итоги (по материалам ИТАР-ТАСС)//Компас. -2001. -№ 18. -с.40−54
  156. Станет ли реальностью зона свободной торговли Америк? (по материалам ИТАР-ТАСС)//Компас. -2003. -№ 48. -с.32−39
  157. США-Латинская Америка: диалог под знаком противоречий (по материалам ИТАР-ТАСС)//Компас. -2004. -№ 4. -с.3−9
  158. Р. А. Механизм разрешения споров в рамках НАФТА//Внешняя торговля. -2001. -№ 5−6. -с.30−34
  159. И.К. Мексика: неолиберальная модель реформирования//Мировая экономика и международные отношения. -1998. -№ 8. -с.80−85
  160. Ю.В. НАФТА: истоки, надежды, перспективы// Мировая экономика и международные отношения. -1994. -№ 11. -с.123−136
  161. А.В. НАФТА: основные параметры/АЛатинская Америка.-1994. -№ 12. -с.33−38
  162. Экономика США на пороге 2004 года (по материалам ИТАР-ТАСС)//Компас. -2004. -№ 1−2. -с.59−63
  163. Эрольдо Муньос. Свободная торговля и окружающая среда. Мексика: экологическая политика и НАФТА//Латинская Америка. -1997.- № 6. -с.55−65
  164. Baltazar L. Changes in the world system and U.S. relations with the Americas//Foreing policy a. regionalism in Americas.-Boulder.-1996.-p.l9−38
  165. Banco mundial: Mas alla del Consenso de Washington: La hora de la reforma institucional//Comercio exterior.-Mexico, 1999.-№ 3.-p.l 83−192
  166. Bielschowsky R. Evolucion de las ideas de la CEP AL// Revista de la CEP AL.- Octubre de 1998.- Numero Extraordinario.- p. 21−45
  167. De Palma A. NAFTA’s powerful little secret//New York Times. -2001.-March 11
  168. Di Filippo A. French-Davis R. Rol de las instituciones regionales en la globalizacion//Estudios Internacionales.- 2003.- № 141//www.difilippo.cl
  169. Gitli E., Ryd R. La integracion latinoamericana frente a la Iniciativa de las Americas //Pensamiento iberoamericano.-Madrid, 1991. -N 20.- p. 149−164
  170. Guillen A. Mexico and the Pacific Basin in the Globalization of
  171. Ecomony// Mexican Outlook on the Pacific Basin -1996.- N 12 p.43—56
  172. Laredo I. Definicion y redifinicion de los objetivas del proceso de integration latinoamericana en las tres ultimas decadas (1969−1990)// Intergracion latinoamericana. Buenos Aires, 1991. — N 171/172. — p.3−25
  173. Latin American regional reports: Mexico and NAFTA report//Latin American Newsletters.-1995
  174. Lowenthal A. Latin America and the United States in a new world: Prospects for partnership//Latin America in a new world. Boulder, 1994. -p.74−92
  175. Mauro Marini R. The paths of Latin American integration//Social justice.-San Francisco, 1992. N 4. — p.34−72
  176. Rosental J. Treinta anos de integracion en America Latina: Un examen critico//Estudios internacionales. Santiago, 1993. -N 101. -p.74−88
  177. Venezuela ya es Mercosur, 5 de julio de 2006 //www.bbcmundo.com
Заполнить форму текущей работой