Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование политического сознания сотрудников органов внутренних дел как фактор становления правового государства в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основой анализа политического сознания сотрудников органов внутренних дел выступило рассмотрение различных трактовок понятия «политическое сознание», функций политического сознания, различных уровней и аспектов его структуры. Особое значение было придано классификации политического сознания по его субъектам, одним из которых выступает социальная общность. Кроме того, анализу подверглось… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования политического сознания сотрудников правоохранительных органов
  • §-1.Феномен политического сознания в современном обществе: политический анализ
    • 2. Сотрудники органов внутренних дел как субъект формирования и развития правового государства
  • Глава 2. Политическое сознание сотрудников органов внутренних дел в процессе формирования институтов правового государства
    • 1. Политическое сознание в условиях осуществления современной государственной правоохранительной деятельности
    • 2. Соотношение'"общего" и «особенного» в политическом сознании сотрудников органов внутренних дел. f
    • 3. Пути оптимизации развития политического сознания сотрудников органов внутренних дел

Формирование политического сознания сотрудников органов внутренних дел как фактор становления правового государства в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Поэтапное преодоление комплекса важнейших социально-политических и связанных с ними управленческих противоречий в современном российском обществе не снижает актуальности проблемы дальнейшего развития институтов правового государства. В условиях поступательной социальной динамики она предстаёт многими новыми гранями. В частности, в настоящее время большое значение приобретает проблема участия социальных общностей в реализации идеалов современной демократии. В первую очередь это относится к тем общностям, роль которых в политическом процессе является существенной в силу их связи с государственной властью, в частности к сотрудникам органов внутренних дел.

Практика социального управления последних лет убедительно показывает, что функционирование и дальнейшее развитие институтов правового государства не является самопроизвольным процессом, инициированным принятием Конституции Российской Федерации. Наиболее полная реализация демократических идеалов станет возможной тогда, когда политическое сознание граждан, объединенных в различные общности, будет соответствовать задачам демократического преобразования общественных отношений. Особенно важной представляется демократическая доминанта в политическом сознании сотрудников органов внутренних дел, которые осуществляют связь общества и государства. Исследование политического сознания данной социально-профессиональной общности особенно актуально, поскольку она не рассматривалась в качестве субъекта политических отношений, будучи представленной в качестве передаточного звена управленческого воздействия государства на население. Это обстоятельство предопределяет наличие значимого противоречия между социально-политической теорией и практикой, которое требует своего разрешения.

В процессе демократических преобразований большое значение имеет существенный потенциал сотрудников органов внутренних дел, который обусловлен самим характером их социально-профессиональной деятельности. Выступая от имени государства в конфликтной социальной ситуации, сотрудники органов внутренних дел не только могут, но и должны развивать институты демократии, поскольку данные институты выступают в качестве наиболее эффективных механизмов разрешения социальных конфликтов. Эта задача требует соответствующего уровня развития политического сознания сотрудников органов внутренних дел.

Политическое сознание сотрудников органов внутренних дел является важным элементом их профессионального сознания, позволяющим качественно выполнять разнообразные оперативно-служебные задачи, которые тесно связаны с функционированием политической системы современного российского общества. Поэтому существует объективная необходимость в рассмотрении уровня политического сознания сотрудников органов внутренних дел.

Актуальность исследования обусловлена и тем обстоятельством, что реализуемая в настоящее время Концепция совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации требует формирования такого государственно-правового мировоззрения сотрудников органов внутренних дел, которое основано на адекватном понимании роли и функций государства в обществе, значения деятельности ОВД по охране прав и свобод граждан, защите интересов общества и государства.

Значимость проблемы, рассматриваемой в диссертации, определяется и другими обстоятельствами. Так, современная криминогенная ситуация приобрела ряд политических аспектов: обостряется проблема политической преступности, криминальные группировки демонстрируют свои политические притязания. В этих условиях обеспечение общественной безопасности требует от личного состава органов внутренних дел адекватных политических знаний и ориентации.

Кроме того, актуальность обращения к проблеме политического сознания сотрудников органов внутренних дел в условиях современного российского общества определяется недостаточной научной разработанностью проблемы политического сознания сотрудников органов внутренних дел.

Таким образом, перечисленные факторы обусловили теоретическую и практическую значимость диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. В период, предшествующий демократическим преобразованиям, вопросы политического сознания сотрудников органов внутренних дел рассматривались в основном с точки зрения целей и задач формирования коммунистического мировоззрения, а также политической бдительности в условиях идеологического противоборства антагонистических общественных систем. Но его реальное состояние, качественные и количественные составляющие не оценивались эмпирически. Так происходило, во-первых, потому, что противоречия между ожидаемым и реальным политическим сознанием могли быть истолкованы не в пользу существовавшей тогда политической системы, во-вторых, потому, что самому совершенному инструментарию социологического исследования противостояла система «двойной» морали, выработавшая механизмы защиты личности от тех опасностей, которые были связаны с демонстрацией самостоятельной политической позиции. В условиях первого этапа демократических преобразований, в частности — депар-тизации системы государственного управления, проблема политического сознания сотрудников органов внутренних дел была снята с повестки дня, что предопределило её разработку в незначительном количестве исследований, к кото.

1 2 рым относятся работы А. М Бушуева, Т. Ф. Сулейманова, С. В. Терновой .

Вместе с тем, ряд вопросов, непосредственно связанных с проблемой политического сознания сотрудников органов внутренних дел, подробно раскрыт как в общетеоретических, так и в специальных исследованиях, осуществленных в Институте социально-политических исследований РАН, Институте социологии РАН, Институте мировой экономики и международных отношений РАН, Московском государственном социальном университете, ведущих научных центрах МВД России.

1 Сулейманов Т. Ф., Бушуев A.M. Формирование политической культуры сотрудников органов внутренних дел в условиях демократизации политической системы. — Уфа, 1995. -235 с.

2 Тернова С. В. Религиозные ориентации личного состава // Вестник МВД России. — 1998. № 4. — 78 с.

Важнейшие проблемы отечественной политической культуры и способы их разрешения представлены в трудах Т.Е.Ворожейкиной1, Д.В.Гудименко2, Т.И.Заславской3, Б.Г.Капустина4, Ю.А.Красина5, Ю. А. Левада, А.Г.Черненко6 и др. Общие вопросы теории политического сознания, значимые для диссертационного исследования, подняты в научных работах А.И.Демидова7, Г. Г.Дилигенского8, В.В.Петухова9, А. И. Соловьева, Ж.Т.Тощенко10 и др. Система политических ценностей современного российского общества, формирующая политическое сознание его членов, подвергнута всестороннему анализу в исследованиях А.С.Ахиезер11, Е. И. Башкировой, Г. А. Белова, Е. А Лукьяно.

12 13 вой, Н. А. Романович и др. Проблема ограничения политических прав государственных служащих, в том числе — сотрудников органов внутренних дел, раскрыта в специальных исследованиях Н.В.Артамонова14, В.Э.Бойкова15,.

1 Ворожейкина Т. Е. Государство и общество в России: исчерпание государствоцентричной матрицы развития // Политические исследования. — 2002. № 4. — 34 с.

2 Гудименко Д. В. Политическая культура России: преемственность эпох // Политические исследования. — 1994. № 2. — 24 с.

3 Заславская Т. И. О социальном механизме посткоммунистических преобразований в России // Социологические исследования. — 2002. № 8. — 31 с.

4 Капустин Б. Г. Посткоммунизм как постсовременность // Политические исследования. — 2001. № 5. — 39 с.

5 Красин Ю. А. Политическое самоопределение России: проблемы выбора // Политические исследования. -2003. № 1.-37 с.

6 Черненко А. Г. Общероссийская национальная идеология и государственность (теоретико-правовой аспект). Автореф. дис. .канд. юрид. наук.-СПб., 1999. 164 с.

7 Демидов А. И. Формирование политического сознания: политические ценности // Правоведение. — 1997. № 4. -64 с.

8 Дилигенский Г. Г. Россия на пороге нового тысячелетия: дифференциация или фрагментация? (о политическом сознании в России) // Мировая экономика и международные отношения. — 1999. № 9. -47 с.

9 Петухов В. В. Политическая активность и гражданская самоорганизация россиян // Общественные науки и современность. — 2002. № 6 — 48 с.

1 Тощенко Ж. Т. Этнократия: История и современность. Социологические очерки. — М., 2003.-432 с. «Ахиезер А. С. Архаизация в российском обществе как методологическая проблема //Общественные науки и современность. — 2001, № 2. — 34 с.

12 Лукьянова Е. А. О российской национальной идее // Вестник Московского университета. Серия 12, Политические науки. — 2003. № 2 — 65 с.

13 Романович Н. А. Демократические ценности и свобода «по-русски» // Социологические исследования. -2002. № 8. — 59 с.

14 Артамонов Н. В., Орлов Г. В. Проблемы правового статуса военнослужащих в СССР // Советское государство и право. — 1990. № 11.-47 с.

15 Бойков В. Э. Государственная служба. Взгляд изнутри и извне // Социологические исследования. — 2003, № 9. -43 с.

В.В.Бойцовой1, Л.Я.Морозовой2, А. В. Оболонского, Г. В. Орлова, И.С.Пристан-ского, Л. К. Суворова3.

Вопросы профессионального сознания сотрудников органов внутренних дел в настоящее время разрабатываются В. Б. Гайдовым4, Е. Л. Ковалевой, z 7.

В.В.Кожевниковым, Ю. П. Пузановым, М. В. Сальниковым, В. И. Федоровым, А. Н. Цукановым и др.

Объектом исследования выступает политическое сознание сотрудников органов внутренних дел в современном российском обществе.

Предметом исследования являются процесс формирования политического сознания сотрудников органов внутренних дел, его специфические черты и пути развития в условиях становления институтов правового государства.

Цель исследования — выявить особенности формирования политического сознания сотрудников органов внутренних дел в процессе становления правового государства.

В рамках поставленной цели решались следующие задачи:

— уточнить понятие политического сознания в контексте политическое науки;

— выявить особенности формирования и развития политического сознания сотрудников органов внутренних дел в условиях становления правового государства в России;

— определить роль органов внутренних дел как субъекта формирования и развития институтов правового государства;

— раскрыть специфику формирования политического сознания в условиях осуществления государственной правоохранительной деятельности;

1 Бойцова В. В., Бойцова Л. В. Политическая нейтральность государственных служащих в Англии // Государство и право. — 1992. № 9.-21 с.

2 Морозова Л. Я. Институт ограничения политических прав и свобод работников правоохранительных органов Российской Федерации. Автореф. дне. .канд. юрид. наук — М., 1996. — 198 с.

3 Суворов Л. К. Об ограничении политических прав и свобод работников правоохранительных органов // Государство и право. — 1994. № 11.-61 с.

4 Гайдов В. Б. Служба в органах внутренних дел как разновидность федеральной государственной службы. Автореф. дис.. канд. юрид. наук — Омск, 2001. — 198 с.

3 Кожевников В. В. Общественное мнение о милиции и проблемы законности в её деятельности (на основе конкретных социологических исследований) // Российский следователь. — 2003. № 8. — 43 с.

6 Пузанов Ю. П. Организационные и правовые проблемы повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел. Автореф. дис.. канд. юрид. наук — СПб., 1998. — 29 с.

Сальников М. В. Правовое государство, законность и деятельность милиции. Автореф. дис. .канд. юрид. наук. — СПб., 1998. — 169 с.

— рассмотреть диалектику общего и особенного в политическом сознании сотрудников органов внутренних дел;

— определить перспективы развития политического сознания сотрудников органов внутренних дел в условиях формирования правового государства.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют работы отечественных и зарубежных исследователей проблем правового сознания как одной из форм общественного сознания. В качестве методологических принципов использовались общенаучные принципы системности, всесторонности, конкретности исследования, единства теории и практики, а также принципы социального детерминизма и историзма. При исследовании политического сознания использовалась синергетическая методология. Именно «принцип регулировочных параметров» синергетики позволяет достаточно полно описать весь комплекс факторов, влияющих на формирование современного политического сознания (социокультурные, экономические и др.), но не относящихся напрямую к политической сфере. В качестве важной методологической основы представленного исследования использовались субъектно-деятельностный и функциональный подходы. Транзитивный анализ перехода от авторитарного к правовому государству был дополнен институциональным подходом, что позволило определить роль органов внутренних дел как субъектов формирования институтов правового государства. В качестве общей методологической основы анализа динамики политического сознания использована теория процесса А. Уайтхеда, что позволило определить в качестве важнейшего условия развития политического сознания систему политических ценностей.

Эмпирическую базу диссертации составляют документы органов государственной власти и управленияданные экономической и социальной статистикиа также результаты социологических исследований, проведенных различными учеными и автором, в которых изучались проблемы политического сознания сотрудников органов внутренних дел.

Научная новизна полученных результатов:

— в контексте политической науки уточнено понятие «политическое сознание» и показан его социально-преобразующий потенциал;

— выявлены специфические функции политического сознания, которыми являются политическое целеполагание и политическое прогнозирование, и обосновано, что наиболее значимыми для сотрудников органов внутренних дел функциями политического сознания являются нормативная и нормотворческая функции;

— установлено, что динамика политического сознания определяется единством политических ценностей-целей и ценностей-средств, и показано влияние интегральных политических ценностей на характер и направленность развития политического сознания органов внутренних дел;

— доказано, что сотрудники органов внутренних дел являются специфическим субъектом формирования правового государства и обоснована необходимость в условиях перехода к социально-правовому обслуживанию граждан переориентации правоохранительных органов с карательно-репрессивных задач на функции социальной профилактики и обеспечения стабильности и правопорядка;

— раскрыта специфика формирования политического сознания сотрудников органов внутренних дел и показано, что она проявляется в недостаточной нормативно-правовой обеспеченности «концепции ограничения политических прав и свобод госслужащих» и утрате единства внутренней политики государства и деятельности правоохранительных органов;

— сделан вывод о диалектической связи «общего» и «особенного» в политическом сознании сотрудников органов внутренних дел, которая характеризуется тем, что негативное «общее» усиливается в «особенном» и проявляется в крайней противоречивости, ситуативности, упрощенном взгляде на политическую жизнь общества;

— обоснована необходимость рассмотрения вопросов развития политического сознания сотрудников органов внутренних дел в контексте законов социального управления: закона необходимого разнообразия, закона специализации управления, закона интеграции управления и закона экономии ресурсов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Исследование политического сознания в контексте политической науки предполагает соотнесение его с объектом отражения — политическим бытием, основой которого выступает политическая деятельность, пронизывающая все сферы общественной жизни. Политическое сознание, таким образом, является социально-политической доминантой морали, искусства, этнокультуры, экономики, экологии и др. Отражая сложившееся в обществе многообразие политических отношений, политическое сознание является органической частью существующей политической системы общества и одновременно — фактором ее функционирования и развития.

2. Политическое сознание выполняет такие специфические функции, как политическое целеполагание и политическое прогнозирование, взаимосвязь которых проявляется в теоретическом обосновании социально-политической деятельности. Эти две функции своеобразно преломляются в нормативной и нор-мотворческой функциях политического сознания сотрудников ОВД как наиболее значимых для их профессиональной деятельности. Нормативная функция формирует определенные политико-правовые требования к политической деятельности сотрудников органов внутренних дел. Нормотворческая — формирует систему политических ценностей (толерантность, демократичность, законность и др.), составляющих основу профессионального сознания сотрудников органов внутренних дел.

3. Движение к более совершенным формам реализации идеалов правового государства в настоящее время инициирует качественно новую институциона-лизацию правоохранительных органов как институтов, обязанных осуществлять не только уголовно-правовое и административно-правовое регулирование, но и социально-правовое обслуживание граждан. Концепция перехода органов внутренних дел от репрессивно-карательной деятельности к социально-правовому обслуживанию предполагает переориентацию задач правоохрании тельных органов на реализацию концепции социальной профилактики и, что особенно значимо в условиях становления правового государства, на обеспечение правопорядка и законности.

4. Основой формирования политического сознания сотрудников органов внутренних дел в условиях политического плюрализма являются принципы политического нейтралитета, независимости и беспристрастности. Эти значимые качества государственных служащих достигаются ограничением их политических прав и свобод. Однако формирование политического сознания сотрудников органов внутренних дел в настоящее время происходит в условиях отсутствия нормативно-правовой базы, обеспечивающей ограничение политических прав и свобод правоохранительных органов. Сотрудники ОВД вынуждены реализовать принцип политической нейтральности в своей профессиональной деятельности не на основе четких указаний закона, а на основе «духа» закона, а также в условиях утраты сущностной целостности, единства внутренней государственной политики и деятельности правоохранительных органов. В результате снизились эффективность правоохранительной политики государства и уровень доверия населения к органам внутренних дел.

5. В настоящее время российское политическое сознание амбивалентно, с одной стороны, конфликтность и агрессивность, с другой — конформизм. Данные общие черты политического сознания россиян усиливают маргинальность политического сознания сотрудников органов внутренних дел, которая проявляется в недостаточном понимании особенностей текущего политического момента, в готовности изменить свои политические убеждения в зависимости от социально-политической конъюнктуры, невысоком уровне селективности политической информации, в сужение поля политического сознания до секторов непосредственных интересов личности.

6. Качественный рост политического сознания сотрудников органов внутренних дел требует сравнительно небольших материальных и организационных затрат, но существенных управленческих решений. Политическое сознание сотрудников ОВД неразрывно вплетено в управленческий процесс, и поэтому вопросы развития их политического сознания необходимо рассматривать в контексте важнейших принципов и законов социального управления: закона необходимого разнообразия, закона специализации управления, закона интеграции) управления и закона экономии ресурсов.

Теоретическая значимость исследования состоит в возможности использовать отдельные выводы и положения в качестве теоретико-методологической основы для изучения особенностей политического сознания различных социальных групп российского общества, а также для уточнения методологических парадигм, позволяющих всесторонне рассмотреть проблемы политического сознания. Результаты диссертационной работы могут быть полезными для адекватного осмысления специфики социально-политического момента и многоаспектности политических взаимодействий, в которые объективно включено политическое сознание сотрудников органов внутренних дел.) Практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения диссертации могут быть использованы в процессе подготовки нормативно-правовых актов, регламентирующих службу в органах внутренних дел Российской Федерации. Материалы диссертационной работы могут быть использованы для оптимизации организационной работы по реализации Концепции совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации. Отдельные выводы исследования целесообразно использовать для организации и разработки программ, направленных на формирование и развитие политического сознания сотрудников ОВД, на со* вершенствование действующей системы подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием.

Апробация диссертационного исследования. Диссертационное исследование обсуждено на заседании кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета и рекомендовано к защите по специальности 23.00.02 — Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Основные > результаты исследования обсуждались на Международной научнопрактической конференции «Социально-политические исследования на Ставрополье» (г. Ставрополь, 2004 г.) и краевой научно-практической конференции «Социально-политические исследования на Ставрополье» (г.Ставрополь, 2005 г.).0сновные положения диссертационной работы изложены в четырех публикациях общим объемом 2,1 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы, включающего 216 наименования. Общий объем работы 170 машинописных страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема политического сознания сотрудников органов внутренних дел в настоящее время становится все более актуальной. Это обусловлено рядом важных обстоятельств. Во-первых, формирование систем правового государства и гражданского общества не закончено, эффективно функционируют не все их институты, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Поэтому политическое участие социально-профессиональных групп, в том числе — сотрудников органов внутренних дел выступает важным фактором сохранения и развития демократических ценностей. Во-вторых, низкий уровень эффективности системы органов внутренних дел обусловлен тем, что значительное количество сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации не связывает выполнение своих служебных обязанностей с внутриполитическим курсом государства. Поэтому утрачивается связь между управленческой стратегией государства и практикой её реализации. В-третьих, организованная преступность, ставшая существенным фактором социальной динамики, практически открыто демонстрирует свои политические притязания, также обостряется проблема политической преступности. Борьба с ней требует адекватных знаний личного состава, в том числе — в политической области. Кроме того, в условиях системных изменений современного политического взаимодействия, устойчивое функционирование демократического политического режима требует анализа характера, уровня, циклических колебаний и иных параметров политического сознания различных социальных общностей, в том числе — сотрудников органов внутренних дел.

Основой анализа политического сознания сотрудников органов внутренних дел выступило рассмотрение различных трактовок понятия «политическое сознание», функций политического сознания, различных уровней и аспектов его структуры. Особое значение было придано классификации политического сознания по его субъектам, одним из которых выступает социальная общность. Кроме того, анализу подверглось неразрывное единство феномена политического сознания и политической культуры, понятие политической культуры, её важнейшие компоненты и типология. В качестве общей методологической основы анализа проблем формирования и развития политического сознания были представлена гегелевская теория развития, принципы синергетики, теория процесса А. Уайтхеда и показана возможность их непротиворечивого применения к предмету исследования. Социальная природа политического сознания предопределила наличие такого компонента методологии исследования как социально-политический детерминизм. Учитывая конкретику предмета исследования, в качестве его методологической основы была представлена концепция социальной трансформации, согласно которой конечные результаты исследуемого процесса не могут быть предрешенными. Как субстанциональная основа динамики политического сознания был представлен процесс политической социализации, обладающий не только индивидуальным, но и групповым характером. В процессе исследования была раскрыта сущность и механизм политической социализации, показана его роль в динамике политического сознания современного российского общества. Функциональное значение политической социализации осмыслено как способ социальной мобильности субъекта, а также как средство сохранения его социально-политического статуса. В качестве важнейшего условия развития политического сознания представлена система современных политических ценностей. Она рассмотрена как совокупность универсального набора ценностей — целей и ценностей средств, которые в реальной ситуации социально-политического развития носят интегрированный характер. В силу этого обстоятельства анализу были подвергнуты те системы политических ценностей, которые наиболее распространены в современном российском обществе. Исследование показало их крайне противоречивый характер, который по многим параметрам обладает чертами уникальности. Это, в частности, относится к симбиозу взаимоисключающих ценностных политических ориентации в рамках сознания единичного субъекта политических отношений. В качестве важнейших особенностей динамики политического сознания современного российского общества определены его маргинализация и усиление кризиса политической идентичности. Эти негативные тенденции увязаны с рядом других, выявленных наиболее авторитетными исследователями политической сферы жизни общества. К ним, в частности, относится политическая деинститу-ционализация и т.н. «разгосударствление человека». На фоне их развития со-9 трудники органов внутренних дел, как социально-профессиональная общность, находятся в центре сложного пересечения политических интересов, задейство.

I ванных в функционировании социально-правовой сферы жизни общества. Эта ситуация предполагает необходимость целенаправленных усилий, направленных на формирование и развитие её специализированного политического сознания.

Политическое сознание социально-профессиональной общности обусловлено рядом значимых факторов, одним из которых является её место в общественном разделении труда. Поэтому государственная служба, возложенная на личный состав различных правоохранительных органов, предопределяет ряд • общих условий формирования и развития политического сознания, которые были подвергнуты анализу в исследовании. В частности, независимость и беспристрастность государственных служащих достигаются в мировой практике ограничением их политических прав и свобод. Тем самым реализуется принцип их политического нейтралитета. При этом частичное и во многом условное ограничение политических прав и свобод государственных служащих во многих цивилизованных странах объясняется достаточно высоким уровнем политико-правовой культуры, развитостью демократических институтов, объективно способных противостоять возможным злоупотреблениям должностных лиц в ® области прав и свобод личности. В России слабая юридическая проработанность вопросов ограничения политических прав и свобод государственных II служащих приводит к тому, что в процессе осуществления служебной деятельности им необходимо самостоятельно ориентироваться в сложных ситуациях взаимодействия политики и права. Таким образом, статус государственного служащего в России предопределяет необходимость такого уровня политического и правового сознания, который позволял бы реализовать принцип поли-Ш тического нейтралитета в полном объеме.

Важным условием, определяющим специфику формирования политического сознания в условиях осуществления государственной правоохранительной деятельности, является особое общественное значение, которое всегда придавалось работе органов внутренних дел в России. Анализ узловых моментов развития политического сознания в историческом контексте и истории самих правоохранительных органов России показал, что в общественном сознании закрепился стереотип неразрывного единства внутренней политики и деятельности правоохранительных органов, подкрепленный формированием в них специальных политических структур. В исследовании особо подчеркнуто, что кроме репрессивного аспекта этого единства, длительное время существовал и другой аспект, связывающий внутреннюю политику и деятельность правоохранительных органов в контексте обеспечения общественной (а не государственной безопасности). Утрата этой важной связи имела важные социальные последствия: снизился не только уровень доверия к правоохранительным органам, но и ценность данного направления политики. В условиях стабилизации внутриполитического курса, которая происходит в настоящее время, создаются предпосылки и для восстановления политической значимости правоохранительной деятельности. Она состоит в том, что правоохранительная деятельность выполняет значимую миссию обеспечения общественной безопасности, а категория общественной безопасности в настоящее время занимает важнейшее место в системе политических приоритетов. Следовательно, задача формирования политического сознания сотрудников органов внутренних дел состоит в том, что они должны системно осмыслить глубокую связь внутренней политики и правоохранительной деятельности, донести сущность этой связи до граждан, сделать её основой укрепления демократического политического режима и системы общественной безопасности. Данные исследований политического и правового сознания сотрудников милиции, а также общественного мнения о нём, позволили сделать вывод о глубоком противоречии. Оно сложилось между наличным политическим сознанием личного состава и теми задачами, которые стоят в настоящее время перед ним.

Это значимое противоречие рассмотрено в контексте общей проблемы кризиса государственной службы, который явился, в свою очередь, следствием острых противоречий между реалиями рыночных отношений, институтами правового государства и гражданского общества с одной стороны и той традиционной ролью, которой играла бюрократия в жизни российского общества с другой стороны. Кризис государственной службы проявляется, в частности, в том, что ментальность государственных служащих утратила ярко выраженные политические и идеологические установки, в их сознании стали доминировать сугубо прагматические ориентиры работы. Материалы диссертационного показывают, что осознание указанного противоречия руководящими структурами МВД Российской Федерации существовало, но до последнего времени его разрешение носило в основном декларативный характер. Ситуацию может изменить «Концепция совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации», принятая в 2003 г., но, главным образом, закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», разрабатываемый в настоящее время.

Важным аспектом специфики формирования политического сознания сотрудников органов внутренних дел, подробно рассмотренным в исследовании, является проблема незаконных приказов, которая разрешается в той или иной степени использованием правовой доктрины «умных штыков». Указанная проблема обостряется в силу недостаточной разработанности ряда правовых аспектов противодействия терроризму, в процессе которого демократическое политическое сознание может быть основой дифференциации правомерности и неправомерности как приказов, подлежащих исполнению, так и собственных действий сотрудников органов внутренних дел.

Недостаточность теоретического осмысления проблем политической преступности, одним из проявлений которой выступает терроризм, констатируется в настоящее время правовой наукой. Это значит, что противодействие целому классу противоправных деяний происходит без учета политических причин их возникновения. Кроме того, преступления против личности, преступления в сфере экономики, преступления против военной службы и др. могут быть совершены по политическим мотивам. Таким образом, задачи эффективного предупреждения, пресечения и расследования совершенных преступлений, которые стоят перед сотрудниками органов внутренних дел в пределах их компетенции, объективно требуют не только высокого уровня их общего политического сознания, но и его специализации.

Необходимость целенаправленного развития политического сознания сотрудников органов внутренних дел обусловлена также ростом влияния религиозных структур на все сферы социальной активности их сторонников, включая профессиональную. Эмпирическая база исследования этого вопроса еще недостаточна, однако имеющиеся данные позволяют предположить возможность возникновения в ближайшем будущем противоречия между светским характером правоохранительной деятельности и религиозно-этическими догматами, разделяемыми сотрудниками органов внутренних дел.

Исследованием установлено, что формирование демократических институтов современного общества — политический процесс, в котором значительное место занимают социальные общности. Однако роль в данном процессе тех общностей, которые в силу своего особого положения ограничены в социально-политическом позиционировании, остается раскрытой не в должной мере. Социально-профессиональная общность сотрудников органов внутренних дел не рассматривалась до настоящего времени в качестве самостоятельного субъекта общественных отношений, выступая, как правило, в качестве передаточного звена управленческого воздействия от государства к населению. Отказывая данной общности в социальной самостоятельности, наука тем более не ставила вопрос о её социально-политическом потенциале. Однако ход современного социально-политического развития России обостряет как проблему политического участия общностей, так и проблему неконтролируемого роста корпорати-вистских тенденций в них, которые далеко не всегда сопоставимы с общенациональными интересами. Новое понимание социально-политического статуса общности сотрудников органов внутренних дел в этих условиях будет не только способствовать решению задач повышения эффективности деятельности органов внутренних дел, но и разрешению указанных проблем.

Движение к более совершенным формам реализации идеалов гражданского общества и правового государства в настоящее время инициирует институ-ционализацию правоохранительных органов в новом качестве, с более емким статусом, обязывающим осуществлять не только уголовно-правовое и административно-правовое регулирование, но и социальное обслуживание. Концепция перехода органов внутренних дел к социальному обслуживанию населения требует изменения содержания служебной деятельности их сотрудников. Новое содержание служебной деятельности должно быть ориентировано, в первую очередь, на поддержку функционирования и развитие демократических институтов, так как одного их закрепления в Конституции Российской Федерации недостаточно. Сама специфика задач, выполняемых сотрудниками органов внутренних дел в настоящее время такова, что она наиболее приближена к решению проблем формирования демократических институтов, именно поэтому в исследовании поставлена проблема готовности личного состава к такому виду деятельности. Анализ данных об образовательном и диспозиционном потенциале сотрудников органов внутренних дел показал, что субъектом формирования демократических институтов может выступить не вся общность, а только та её часть, которая по уровню своей общегражданской и профессиональной подготовки, статусному положению в системе социально-профессиональных групп, степени непосредственного взаимодействия с населением, а также возрастным характеристикам, которые тесно связаны с наличием социально-политического опыта, в состоянии наиболее активно воздействовать на политическое и правовое сознание гражданина, изменять массовое политическое сознание на уровне малых социальных групп, а также более значимых социальных общностей. В таком качестве в исследовании представлен офицерский корпус органов внутренних дел. Отношения граждан с офицерами милиции, как с представителями государственной власти, выступают в качестве первой ступени взаимодействия, на которой реализуется функциональная сущность демократических институтов в тех случаях, когда участие государства в их функционировании является необходимым. Относительно высокое статусное положение офицерского корпуса органов внутренних дел, дающее ему возможность выступать в качестве субъекта формирования демократических институтов, обусловлено не только наличием большего социально-политического опыта и тем, что его общий культурный уровень, общегражданская и юридическая подготовка существенно выше, чем у лиц рядового и сержантского состава. Речь идет также о приоритетах офицерского корпуса органов внутренних дел в сфере политических ценностей. Соотнесение этой социально-профессиональной общности с социально-классовой структурой современного российского общества показало, что она в большей степени включена в структуру так называемого «среднего класса». Следовательно, политические ценности «среднего класса», несмотря на фиксацию исследователями их противоречивости, не только присущи офицерскому корпусу, но и могут рассматриваться как важный потенциал развития демократических институтов, которое, в соответствии с концепцией социального обслуживания населения органами внутренних дел, должно происходить в процессе взаимодействия граждан и правоохранительных структур. Именно в этом контексте новый аспект приобретает не исследованная до настоящего времени в необходимом объеме проблема индивидуального и массового политического сознания сотрудников органов внутренних дел.

Аттестованный личный состав органов внутренних дел насчитывает более 1, 1 млн. человек, в то время как количество взрослого населения России составляет не более 110 млн. человек. Это обстоятельство, наряду со спецификой профессиональной деятельности, предопределяет существенность политического потенциала данной социально-профессиональной группы. Данный потенциал может реализоваться как в форме прямого политического участия, так и опосредованно, укреплением и развитием институтов правового государства и гражданского общества в процессе осуществления задач, возложенных на Министерство внутренних дел Российской Федерации. Этим определяется актуальная управленческая задача научного анализа массовых процессов в политическом сознании сотрудников органов внутренних дел.

Личный состав органов внутренних дел — искусственно формируемая, отдельная, но принципиально неотделимая часть социальной общности граждан России, что предопределяет наличие общего в их массовом политическом сознании. Основой анализа общих черт массового политического сознания россиян стала теория «массового общества», по большинству параметров адекватно применимая к современной России. Способы политического участия в «массовом обществе», как показывает ряд специальных теоретических исследований, данные которых использованы в диссертации, определяются релятивным, постоянно испытывающим дефицит интегративности субъектом, в силу чего происходит замещение групповых приоритетов граждан разнообразными феноменами массовой культуры.

Анализ особенностей российской политической культуры, определяющей направления развития массового политического сознания, показал гетерогенность её элементов, взаимодействия между которыми нередко носят конфрон-тационный характер. В содержательной части исследования были подробно проанализированы социально-исторические и социально-психологические предпосылки развития массовых процессов политического сознания. Был сделан вывод о том, что они, с точки зрения ценностей современной демократии, оказали на массовое политическое сознание россиян негативное влияние. В исследовании также прослежена устойчивая связь между деформациями в массовом политическом сознании и процессами социальной и имущественной дифференциации современного российского общества.

В массовом политическом сознании россиян, как показывают материалы диссертации, преобладают негативные тенденции. К ним относятся его универсализация, переориентация сознания с общесоциального уровня взаимодействия на групповой, распространение негативных форм корпоративизма, резкое снижение значимости его когнитивного элемента. На личностном уровне отражения социально-политической действительности это выражается в росте политической апатии граждан, непринятии на себя роли субъекта политической жизни. На основании целого ряда данных теоретических и эмпирических исследований был сделан вывод о том, что общее в массовом политическом сознании сотрудников органов внутренних дел состоит в его крайней противоречивости, зависимости от целого ряда негативных факторов, обусловивших процесс его маргинализации.

Анализ особенного в процессе развития политического сознания сотрудников органов внутренних дел, осуществленный с помощью социологического исследования, показал эклектичность его теоретической части, слабую ориентацию личного состава в вопросах политической аксиологии, недостаточную ориентацию в особенностях текущего политического момента, невысокий уровень селективности политической информации, сужение поля политического сознания до секторов непосредственных интересов личности, а также значимое стремление личного состава скрывать свои политические предпочтения. В политическом сознании сотрудников органов внутренних дел наблюдается прямая зависимость значимости политического события от его актуальности, что свидетельствует о наличии экстенсивной тенденции в его развитии. Степень корпоративной социально-политической консолидации личного состава, на основе полученных данных, оценена как низкая. Исследование фиксирует такое состояние политического сознания сотрудников органов внутренних дел, которое характеризуется монистическим, упрощенным взглядом на политическую жизнь общества и готовностью изменить свои политические убеждения в зависимости от социально-политической конъюнктуры.

Анализ личностного уровня отражения массовых политических процессов показал, что отношение сотрудников к социально-политической проблематике существенно нивелировано, ярко выражается апатия в восприятии политического процесса, которая сочетается с негативизмом его эмоциональных оценок. Вместе с тем, позитивным фактом, выявленным в ходе исследования, необходимо признать значимую разницу по большинству обозначенных позиций между обследованными контингентами исполнителей, имеющих среде образование и руководителей, имеющих высшее образование. Это подтверждает ранее сделанный вывод о существенном, но не развиваемом до настоящего времени политическом потенциале офицерского корпуса, который может и должен быть использован в процессе функционирования и развития институтов современной демократии.

Оценка перспектив развития политического сознания сотрудников органов внутренних дел показала, что оно должно происходить по направлению граж-данско-деонтологической подготовки, которая обеспечит не только гуманистический характер служебных отношений, но и реализацию идеалов правового государства и гражданского общества в процессе осуществления сотрудниками своей профессиональной деятельности. Сотрудники органов внутренних дел в настоящее время используются как проводник воли государства не в полную силу. И речь не идет только о слабой результативности деятельности органов внутренних дел, которая действительно имеет место. Задачи демократического строительства требуют того, чтобы использовать возможности личного состава максимально. Сотрудники, в процессе реализации перспективной концепции социального обслуживания населения органами внутренних дел, должны будут концентрировать свои усилия более на помощи гражданам в реализации их прав, чем на любых других задачах. Выступая от имени государства в конфликтной социальной ситуации, они не только могут, но и должны развивать институты демократии, это должно стать их служебной обязанностью, долгом и одной из первостепенных задач. Выполнение таких задач сотрудниками органов внутренних дел не представляется возможным в случае, если уровень их политического сознания не соответствует новым задачам социального регулирования.

Диссертационное исследование показало, что использование возможностей качественного роста политического сознания сотрудников органов внутренних дел, которое требует сравнительно небольших материальных и организационных затрат, имеет непосредственное управленческое значение в деле совершенствования функционирования государственного аппарата. Вопросы развития политического сознания сотрудников органов внутренних дел рассмотрены в контексте важнейших принципов и законов социального управления, что позволило сделать вывод о том, что оно неразрывно вплетено в социально-управленческий процесс, отказ от необходимости его совершенствования негативно повлияет на эффективность государственного управления в целом. В частности, управление, осуществляемое системой органов внутренних дел, может быть состоятельно только в том случае, если происходит процесс адекватной обработки информации. Обработка управленческо-значимой информации об обществе не может носить одномерный характер. В ней, наряду с другими компонентами, необходимо учитывать политический компонент, оценка которого невозможна без соответствующего уровня политического сознания сотрудников, анализирующих и использующих информацию в управленческих целях.

Оценка значительных управленческих перспектив развития политического сознания сотрудников органов внутренних дел сама по себе не в состоянии решить задачи важных преобразований, которые в ближайшем будущем ждут систему органов внутренних дел России. Системная реорганизация деятельности МВД Российской Федерации, требует конкретных предложений в области целенаправленного развития политического сознания его сотрудников. Они были сформулированы в исследовании по направлениям подготовки специалистов с высшим и средним образованием в системе МВД Российской Федерации и общественно-государственной подготовки сотрудников в территориальных и линейных органах внутренних дел. Кроме того, были сформулированы частные предложения по корректировке отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь / Пер. с англ. -М.: Изд-во Экономика, 1999.-162с.
  2. В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. — 268 с.
  3. П.В., Панин А. В. Философия. Учебник М.: Изд-во «Проспект», 1998.-447с.
  4. Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2002. -520 с.
  5. О.В. Стили поведения подростков в процессе политической социализации: Автореф. дис.. канд. педагог, нак. СПб., 1995. -25 с.
  6. Г. М. Социальная психология.- М. изд-во «Наука», 1980.-126с
  7. Е.А. Политическая социализация личности как проблема современной политологии // Вестник МГУ. Сер. 18. «Социология и политология». -1997.- № 3.- 43 с.
  8. Е.А. Субъективные основы и субъекты политики // Социально-политический журнал. 1996. — № 4. — 68 с.
  9. А.Н. Государство для человека: новая стратегия развития России //Общественные науки и современность. 2000, — № 6. — 52 с.
  10. А.Н. Права и свободы человека и эффективное развитие России // Общественные науки и современность. 2002.- № 1. — 34 с.
  11. Н. В., Орлов Г. В. Проблемы правового статуса военнослужащих в СССР // Советское государство и право. 1990. — № 11. -47 с.
  12. Д.В. Проблемы политической социализации молодежи в современной России // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Сер. «Гуманитарные науки». № 10. — Ставрополь.: Изд-во СКТУ — 2003. — 53 с.
  13. М.А. Диаспоры Ставропольского края: этносоциальная и этнополитическая динамика // Известия вузов. Северо-Кавказский регион -2002.-№ 4.-35 с.
  14. Ю. Спланированное равнодушие. Слово о своем поколении. М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2001. -120 с.
  15. А.С. Архаизация в российском обществе как методологическая проблема //Общественные науки и современность. 2001, — № 2. — 34 с.
  16. А.С. Критика исторического опыта. М.: Изд-во «Проспект», 1991.- 180 с.
  17. А.С. Конфликт ценностей социальная проблема / Модернизация в России и конфликт ценностей. — М.: Изд-во «Проспект», 1994. -56 с.
  18. В.А. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора // Журнал социологии и социальной антропологии. Вып. 1. 1999. — Т. 2.
  19. Н.Г., Немцов А. А., Кансузян Л. В. Послевузовские ожидания студенческой молодежи // Социс.- 2003.- № 6. 74 с.
  20. Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение. 2000. — № 2. — 38 с.
  21. В.А. Психологические проблемы повышения эффективности управленческих решений руководителей органов внутренних дел. М.: Изд-во «Академия МВД СССР», 1983. — 268 с .
  22. Э.Я. Советская политическая культура (к исследованию распадающейся парадигмы) // Общественные науки и современность. 1994.- № 6. -65 с.
  23. Э.Я. Типология политических отношений // Политические исследования. 1995. — № 2. — 28 с.
  24. Бауман 3. Мыслить социологически. М.: Изд-во «Экзамен», 1996. — 320 с.
  25. Е.И. Трансформация ценностей российского общества // Политические исследования. 2000. — № 6. -64 с.
  26. Г. А. Пути эволюции нормативной политической системы российского общества // Вестник московского университета. Серия 18. Социология и политология. 1997. — 69 с.
  27. Л.А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания //Социологические исследования. 2001. — № 6. — 24 с.
  28. Н.А. Духи русской революции. М.: Изд-во «Наука», 1991.-7 с.
  29. Н., Сергеев В. Демократия и соборность: представительная власть в традиционной российской и современной политической культуре //Общественные науки и современность. 1995. — № 6. — 42 с.
  30. В.Э. Государственная служба. Взгляд изнутри и извне // Социологические исследования. 2003, — № 9. — 43 с.
  31. Бойков В. Э. Изменения в настроении российского общества за два года президентства В. В. Путина. www.rags.ru.
  32. В. В., Бойцова Л. В. Политическая нейтральность государственных служащих в Англии // Государство и право. 1992. — № 9.-124 с.
  33. Л.Г. Подросток в бизнесе: социализация или девиация? // Социс. — № 9.-2001. -76 с.
  34. О.В. Политическая социализация этнических групп в постколониальном пространстве // Общественные науки и современность 1998 — № 1.-80 с.
  35. И.М. Политика идентичности и посткоммунистический выбор России // Политические исследования. 2004. -№ 1.-31 с.
  36. Г. Французское административное право. М.: Изд-во «Наука» 1988.-337 с.
  37. В. Л. Юридическая психология. СПб.: Изд-во ЮРИСТЪ, 1997, — 169 с.
  38. Ю.А. Социальное развитие человека. Фактор социума // Общественные науки и современность. 2004. — № 1. -16 с.
  39. Э.П. Творческая молодежь современной России: особенности социализации // Социально-гуманитарное знание. 2003. — № 2. — 29 с.
  40. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. — № 17. Ст. 892-
  41. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. — № 33. Ст. 1912.
  42. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. -№ 16. Ст. 503.
  43. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.-1991.-№ 30. Ст. 862.
  44. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991.- № 12. Ст. 319.
  45. Власть и общество в России: кризис 90-х гг.// Общественные науки и современность. 2000. — № 6. — 27 с.
  46. А.А. Интернет СМИ как арена политической борьбы // Общественные науки и современность. — 2002. — № 1. — 29 с.
  47. .Ф., Гутерман М. П. Конфликты и стрессы в деятельности работников органов внутренних дел. Омск.: Изд-во «Корона», 1976.- 189 с.
  48. Ю.Г. Идеология в жизни современного российского общества //Социально-гуманитарные знания. 1999. — № 2. — 34 с.
  49. Ю.Г. Состояние и проблемы развития политической системы в современном российском обществе // Социально-гуманитарные знания. 1999. -№ 2.-41 с.
  50. Т.Е. Государство и общество в России: исчерпание госу-дарствоцентричной матрицы развития // Политические исследования. 2002. -№ 4. — 34 с.
  51. С. Социология политических отношений М.: Изд-во «Политиздат», 1979.-376 с.
  52. К.С. Политическая наука. М.: Изд-во «Наука», 1994. — 339 с.
  53. С.В. К вопросу о влиянии СМИ на патриотическое сознание молодежи // Классический университет как центр социального и культурного развития в полиэтничном регионе: Сборник научных статей. М. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003.-64 с.
  54. В. Б. Служба в органах внутренних дел как разновидность федеральной государственной службы. Автореф. дис.. канд. юрид. наук Омск, 2001.- 198 с.
  55. Д. Великобритания: центральное и местное управление. М., 1984.-235 с.
  56. Г. Ф. В. Наука логики. Т.1. М., 1970. — 476 с.
  57. В .Я. Институциональное строительство и неформальные институты в современной российской политике // Полис. 2003. — № 4. — 25 с.
  58. В.Я. Постсоветские политические трансформации: наброски к теории //Общественные науки и современность. 2001. — № 1. — 38 с.
  59. Д.В. Политическая мобилизация // Политические исследования. 1995.-№ 6. — 59 с.
  60. М.К. Некоторые методологические аспекты анализа среднего класса в России // Социологические исследования. 2000. — № 3. — 94 с.
  61. Государственная служба основных капиталистических стран. М., 1977.
  62. З.А. Российская повседневность и политическая культура: проблема обновления // Политические исследования. 1996. — № 4. — 51 с.
  63. Д.В. Политическая культура России: преемственность эпох // Политические исследования. 1994. — № 2. — 160 с.
  64. В.А. Современная российская идеология как система и политическая реальность // Политические исследования. 2001. — № 3. — 73 с.
  65. А.И. Формирование политического сознания: политические ценности // Правоведение. 1997. — № 4. — 64 с.
  66. Десять лет российских реформ глазами россиян // Социологические исследования. 2002. — № 10. 34 с.
  67. Десять лет социологических наблюдений. М.: Изд-во Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. — 199 с.
  68. А.И. Различие структур и уровней развития политической культуры // Социально-гуманитарные знания. 1999. — № 4. — 46 с.
  69. Г. Г. Индивидуализм старый и новый // Политические исследования. 1999. — № 3. — 8 с.
  70. Г. Г. Россия на пороге нового тысячелетия: дифференциация или фрагментация? (о политическом сознании в России) // Мировая экономика и международные отношения. 1999. — № 9. — 7 с.
  71. В.М. Сравнительная политология. Политология для юристов. М.: Изд-во «Юристъ», 1999. — 771 с.
  72. А.И. Русские между прошлым и будущим // Социально-политический журнал. 1993. — № 4. — 27 е.
  73. М. И. Основы общей и юридической психологии. М., 1997.
  74. A.M. Этнополитические аспекты трансформации российского общества. М.: Изд-во «РИЦ ИСПИ РАН», 2003. — 315 с.
  75. А. Э. Основы профессиональной деятельности юриста. -Смоленск.: 1995.- 56 с.
  76. Т.И. О социальном механизме посткоммунистических преобразований в России // Социологические исследования. 2002. — № 8. — 26 с.
  77. Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества // Социологически исследования. 2001. — № 8. — 31 с.
  78. Т.И. Стратификация современного российского общества // Информ. бюл. мониторинга ВЦИОМ. -1996. № 1. — 52 с.
  79. А.В. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ // Вопросы философии. 2003. — № 9. — 16 с.
  80. А.Г. Власть и общество в России: кризис 90-х гг. // Общественные науки и современность. 2000. — № 6. — 23 с.
  81. В.П. Правомерное неисполнение приказа: доктрина «умных штыков» // Правоведение. 1993. — № 2. — 42 с.
  82. .Д., Панкратов А. В., Сергеев В. В. Личность в политической сфере: социализация в контексте проблем безопасности современного российского общества. Ставрополь.: Изд-во «РГГУ», 2003. — 34 с.
  83. В.Н., Назаров М. М. Политическая ментальность: опыт и перспективы исследования // Социально-политический журнал. 1998. — № 2. — 24 с.
  84. М.Е. К вопросу о предмете социологии // Социально-политический журнал. 1994. — № 9−10. — 31 с.
  85. Ю.В., Зотов В. Д., Зотова Л. В. Политология. М.: Изд-во «Юристъ», 2001.-511с.
  86. В.К. Личность и власть в России: сотворение катастрофы // Вопросы философии. 1998. — № 7. — 38 с.
  87. . Г. Либеральное сознание в России //Общественные науки и современность. 1994. № 4. — 64 с.
  88. .Г. Посткоммунизм как постсовременность // Политические исследования. 2001. — № 5. — 39 с.
  89. .Г., Клямкин И. М. Либеральные ценности в сознании россиян // Политические исследования. 1994. — № 1−2. — 47 с.
  90. В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. -М.: Изд-во «Прогресс-Академия», 1995.-47 с.
  91. И. Будущее либеральной демократии в России // Общественные науки и современность. 1995. — № 2. — 86 с.
  92. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА», 2003−67 с.
  93. А.И. Психология управления. М.: Изд-во «Статус», 1997. — 98 с.
  94. Классический университет как центр социального и культурного развития в полиэтничном регионе: Сборник научных статей. М. — Ставрополь: Изд-во «СГУ», 2003.-439 с.
  95. А.В., Халиков М. С., Клубова О. А. Глобализация социально-экономической жизни: история и современность // Вестник МГУ. Сер. 18. «Социология и политология». — 2005. — № 1. — 143 с.
  96. Ковалева E. J1. Правовое поведение сотрудников органов внутренних дел // Следователь. 2002. — № 3. — 34 с.
  97. В.В. Общественное мнение о милиции и проблемы законности в её деятельности (на основе конкретных социологических исследований) // Российский следователь. 2003. — № 8. — 43 с.
  98. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации. -М.: Изд-во «Юристъ», 1996.-214 с.
  99. Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России. Приложение к приказу МВД РФ от 20 марта 1996 г. № 145. М.: Изд-во «МВД РФ», 1996.-15 с.
  100. Концепция совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации. М.: Изд-во- МВД РФ, 2003. -30 с.
  101. К.Н. Политическая мораль и политическая этика в России // Социально-гуманитарные знания. 1999. — № 5. — 91 с.
  102. А.П. Некоторые особенности социально-политической эволюции российского государства // Вестник московского университета. Серия 12. Политические науки. 2002. — № 1. — 29 с.
  103. И.И. Политическая мифология: вечность и современность // Вопросы философии. 1999. — № 1. — 64 с.
  104. С.Э. Социальная философия. М.: Изд-во «Владос», 1998. -304 с.
  105. Ю.А. Политическое самоопределение России: проблемы выбора // Политические исследования. 2003. — № 1. — 37 с.
  106. .И. Политическая жизнь общества и её демократические параметры // Социально-политический журнал. 1995. — № 4. — 15 с.
  107. А.Ф. Политическая преступность: криминологический и правовой аспекты. Автореф. дис. .канд. юрид. наук. — Рязань, 2002. -201 с.
  108. В.В. Социально-психологические аспекты применения права. -Казань, 1982.-52 с.
  109. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. — № 5. — 68 с.
  110. Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования. 1993. — № 9. — 56 с.
  111. Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России //Социологические исследования. 1994. — № 5. — 45 с.
  112. Ю.А. Десять лет перемен в сознании человека // Общественные науки и современность. 1999. — № 5. — 87 с.
  113. Ю.А. От мнений к пониманию. — М.: Изд-во ООО «Новое знание», 2003. — 520 с.
  114. Л.В. Менталитет и ментальные основания общественной жизни //Социально-гуманитарные знания. 2001. — № 1. — 94 с.
  115. В. Почему мы бедны? // Эксперт. 2000. — № 1−2. — 41 с.
  116. Н.О. История русской философии. М.: Изд-во «Былина», 1996. -4с.
  117. Г. А., Кутьина А. А., Матвеева А. А., Неформальные объединения молодежи на рубеже тысячелетий: научно-аналитический обзор / Под общ. ред. Луке Г. А., Фурсова О. Б. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. — 104 с.
  118. Е.А. К вопросу о специфике российской государственности // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2002. -№ 1.-59 с.
  119. Е.А. О российской национальной идее // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2003. — № 2. — 65 с.
  120. B.C. Анализ современного опыта психологической подготовки сотрудников полиции США. Автореф. дис. .канд. психолог, наук. -М., 1991. — 198 с.
  121. А.В. Политология. М.: Изд-во «ЮНИТИ — ДАНА», 2000. — 333с.
  122. А. Популизм как тормоз демократии // Общественные науки и современность. 1994. — № 4. — 58 с.
  123. JI.C. гражданское общество и государство: проблема соотношения // Общественные науки и современность. 2002. — № 5. — 39 с.
  124. JI.C. Образ государства как алгоритм политического поведения // Общественные науки и современность. 1998. — № 6. — 56 с.
  125. М. Теория социального управления. М.: Изд-во «Прогресс-Академия», 1978. — 68 с.
  126. МВД России: два года на пути реформ // Милиция. 2003. — № 4. — 68 с.
  127. М., Альберт М., Хедаури А. Основы менеджмента. М., 1992. -231 с.
  128. М.Е. Политология. М.: Изд-во «Спарк», 1998. — 47 с.
  129. И.Б., Кузьминский Е. Ф., Мазаев Ю. Н. Права человека и социально-политические процессы посткоммунистической России. М.: Изд-во «Книжный мир», 2003 г. — 39 с.
  130. Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. 2001. — № 2. — 44 с.
  131. Л.Я. Институт ограничения политических прав и свобод работников правоохранительных органов Российской Федерации. Автореф. дис. .канд. юрид. наук-М., 1996. — 198 с.
  132. С. Век толпы. М.: Изд-во «Былина», 1998. — 450 с.
  133. М.М. Политические ценности и политический протест. М.: Изд-во «Былина», 1995. — 37 с.
  134. А. Государственные служащие КНР (законодательный опыт) // Российская юстиция. 1994. — № 12.-39 с.
  135. А.В. Кадровая политика в федеральной государственной службе США: история и современность // Общественные науки и современность. 2001. — № 3.-65 с.
  136. Общественное мнение 2002. — М.: Изд-во «ВЦИОМ», 2002. — 67 с.
  137. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М.: Изд-во «Статут», 1998. — 93 с.
  138. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел (справочное пособие) М.: Изд-во «МВД РФ», 1997.-194 с.
  139. Основы политической науки. М.: Изд-во «Феникс», 2003. — 30 с.
  140. А.С. Политология.-М.: Изд-во «Проспект», 1999. 164 с.
  141. А.С. Философия политики. М.: Изд-во «Наука», 1994. — 283 с.
  142. В.И., Лапкин В. В. Проблемы и перспективы трансформации нацио-нально-цивилизационной идентичности современного российского общества // Общественные науки и современность. 2004. — № 1. — 63 с.
  143. Т. Человек в современном мире / Пер. с англ. М.: Изд-во Прогресс, 1985.-209 с.
  144. В.В. Политическая активность и гражданская самоорганизация россиян // Общественные науки и современность. 2002. — № 6. — 63 с.
  145. В.В. Политические ценности и поведение среднего класса // Социологические исследования. 2000. — № 3. — 25 с.
  146. Политология / Под ред. Ю. А. Северова. Тула, 1994. -Т.1.-81 с.
  147. Политология / Под. ред. М. А. Василика. М.: Изд-во «Юристъ», 2000. — 592 с.
  148. Политология / Под. ред. М. Н. Марченко. М.: Изд-во «МГУ», 1993. — 345с.
  149. Политология. СПб.: Изд-во «Лань», 1998. — 417 с.
  150. Политология. Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко М.: Изд-во -«МГУ», 1993.- 123 с.
  151. Политология. / Под ред. М. А. Василика. М.: Изд-во «Юристъ», 1999. -379 с.
  152. Политология: /Под ред. А. А. Радугина. М.: Изд-во «Центр», 2000. -119 с.
  153. Полиция и милиция России: очерки истории. М.: Изд-во «Наука», 1995. — 146 с.
  154. Полное собрание законов Российской империи. Собр.1. Т.4. М., 1907. -151 с.
  155. И.Б. Конфликты в деятельности и общении работников органов внутренних дел. М.: Изд-во «БЕК», 1988. 152 с.
  156. И.П. Новые маргинальные группы в российском обществе (теоретические аспекты исследования) // Социологические исследования. 1999. -№ 7. — 87 с.
  157. Предъявите идеал: Нравственные ценности россиян проходят испытание на прочность // Поиск. 2001. — 28 декабря.
  158. И. Порядок из хаоса. М.: Изд-во «БЕК», 1986. — 60 с.
  159. Приказ МВД РФ от 26 июля 1999 г. № 548 «Об организации общественно-государственной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». М.: Изд-во «МВД РФ», 1999. — 265 с.
  160. Приказ МВД РФ от 8 октября 2002 г. № 965 «Об утверждении наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел». М.: Изд-во «МВД РФ», 2002. — 135 с.
  161. И. С. Реформа «гражданской службы» 1865−1870 гг. основа организации современного чиновничьего аппарата Англии // Советское государство и право. — 1980. — № 4. — 164 с.
  162. А.П. Русская модель управления: компромисс между системой и населением // Вопросы философии. 2003. — № 2. — 44 с.
  163. Ю.П. Организационные и правовые проблемы повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел. Автореф. дис.. канд. юрид. наук-СПб., 1998.-29 с.
  164. Г. В. Политическая система: синергетический подход // Вестник московского университета. Серия 12. Политические науки. 2001. — № 6. -21 с.
  165. А.И. Российский менталитет: от политико-идеологических спекуляций к социологическому дискурсу // Социально-гуманитарные знания. -2000.-№ 5.-34 с.
  166. Д. Сочинения. Т.1. М.: Изд-во «ИНФРА-М», 1965. — 124 с.
  167. Н.А. Демократические ценности и свобода «по-русски» // Социологические исследования. -2002. № 8. — 59 с.
  168. Российская ментальность: Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1994.-№ 140 с.
  169. Россия на рубеже веков (исследование Российского независимого института социальных и национальных проблем) -М.: Изд-во «Юристъ», 2000 251 с.
  170. М.В. Правовое государство, законность и деятельность милиции. Автореф. дис. .канд. юрид. наук. СПб., 1998. — 169 с.
  171. Сборник российского императорского исторического общества. Т.34. -СПб., 1879.-49 с.
  172. В.И. О некоторых особенностях развития // Вопросы философии. 1985. — № 7. — 164 с.
  173. Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи // Социологические исследования. 2002. — № 1. — 91 с.
  174. Е.Я. Российский электорат: проблема выбора и участия. М.: Изд-во «Былина», 1996.-96 с.
  175. М.И., Борисов А. В., Скрипилев А. Е. История полиции и милиции России. М.: Изд-во «Прогресс-Академия», 1995. — 125 с.
  176. Н.Н. Профессионально-психологическая подготовленность сотрудников органов внутренних дел: сущность, критерии, оценки, формирование. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1998. 54 с.
  177. С. Некоторые проблемы государственной службы в США // Вестник государственной службы. 1992. — № 6. — 91 с.
  178. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. -1993.-№ 52.
  179. Современная западная социология: Словарь. М.: Изд-во -«Политиздат», 1990.-211 с.
  180. А.И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации // Политические исследования. 2002. — № 3. — 48 с.
  181. А.И. Политический облик постсовременности: очевидность явления // Общественные науки и современность. 2001. — № 5. — 68 с.
  182. П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. -М.: Изд-во «Наука», 1994.- 183 с.
  183. П.А. Система социологии. Т.1. М.: Изд-во «Наука», 1993. — 143 с.
  184. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2002 г. -М.: Изд-во «Юристъ», 2003. 19 с.
  185. Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России / Институт этнологии и антропологии РАН. М.: Изд-во «Института социологии РАН», 2000.-388 с.
  186. А.П. Особенности избирательного поведения российских избирателей: политико-культурный аспект // Вестник московского университета. Серия 12. Политические науки. 1998. — № 5. — 45 с.
  187. Стризое A. J1. Политика и общество: социально-философские аспекты взаимодействия. Волгоград: Изд-во «ВолГУ», 1999. — 340 с.
  188. JI. К. Об ограничении политических прав и свобод работников правоохранительных органов // Государство и право. 1994. — № 11.- 125 с.
  189. Т.Ф., Бушуев A.M. Формирование политической культуры сотрудников органов внутренних дел в условиях демократизации политической системы. Уфа, 1995. — 235 с.
  190. Тенденции преступности в России в начале 21 века. М.: Изд-во- «ВНИИ МВД РФ», 2002. — 31 с.
  191. Теория управления в сфере правоохранительной деятельности. — М.: Изд-во «Прогресс-Академия», 1990.- 19 с.
  192. С.В. Религиозные ориентации личного состава // Вестник МВД России. 1998. — № 4. — 78 с.
  193. Н.Е. Мировоззренческие ценности и политический процесс в России // Общественные науки и современность. 1996. — № 4. — 59 с.
  194. Н.Е. Российский средний класс: особенности мировоззрения и факторы социальной мобильности // Социологические исследования. 2000. -№ 3.-92 с.
  195. А. Дж. Постижение истории / Пер. с англ. М.: Изд-во- «Прогресс», 1991.-64 с.
  196. Д.Л., Пристли Д. Социология. -М., 1998.-17 с.
  197. .Т. Кентавр-проблема как особый случай парадоксальности общественного сознания // Вопросы философии. 2002. — № 6. — 81 с.
  198. .Т. Метаморфозы современного общественного сознания: методологические основы социологического анализа // Социологические исследования. 2001. — № 6. — 64 с
  199. .Т. Этнократия: История и современность. Социологические очерки. М.: Изд-во «Российская политическая энциклопедия», 2003. — 432 с.
  200. В. Г. Типология учебной активности и индивидуальные особенности обучаемых юридического вуза МВД. Автореф. дис. .канд. психолог, наук. Краснодар, 1997. — 205 с.
  201. А. Избранные работы по философии. М.: Изд-во «Наука» 1990. -239 с.
  202. Управление наука и искусство. — М., 1993. — 96 с.
  203. Ю.А. Природа адаптации (системная экспликация) // Вопросы философии.- 1998.-№ 12.-221 с.
  204. B.C. Об основных подходах к понятию политической преступности в юридических науках // Следователь. 2003. — № 5. — 354 с.
  205. В.И. Формирование кадрового потенциала системы МВД России (теоретический и организационно-правовой аспект). СПб.: Изд-во «Питер», -1999.- 12 с.
  206. С.С. Социология. Учебник. М.: изд-во- «Логос», 1998.-233 с.
  207. А.Н. Социальное обслуживание граждан органами внутренних дел. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1993. — 24 с.
  208. А.Г. Общероссийская национальная идеология и государственность (теоретико-правовой аспект). Автореф. дис. .канд. юрид. наук. СПб., 1999.-164 с.
  209. Г. В. Социально-психологические проблемы профессионального отбора кадров на службу в органы внутренних дел. Домодедово.: Изд-во «РИПК МВД России», 1993.-32 с.
  210. И.М. Идеология и политика // Социально-гуманитарные знания. 1999. — № 4. — 54 с.
  211. Ю.Г. Юридическая психология. М.: Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА», 2003 — 67 с.
  212. В. Общественно-государственная подготовка: пути совершенствования//Профессионал.-2001. № 5. — 121 с.
  213. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного / Пер. с нем.- М.: Изд-во «Канон», 1994. 54 с.
  214. К. Смысл и значение истории / Пер. с нем. М.: Изд-во «Политиздат», 1991.-53 с.
Заполнить форму текущей работой