Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление поведением предприятий в нестабильной экономической среде

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития предприятия. Добиться делового успеха сегодня невозможно без применения самых разнообразных финансовых инструментов, многие из которых уже нашли широкое применение на российском рынке… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 1. 1. Экономические реформы и предприятие
    • 1. 2. Поведение предприятий в нестабильной экономической среде
  • ГЛАВА 2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Основные направления функционирования предприятия
    • 2. 2. Анализ основных показателей производственно-хозяйственной деятельности организации
  • ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 3. 1. Особенности реформирования предприятий в современных условиях
    • 3. 2. Оптимизация системы расчетов предприятий по обязательным платежам

Управление поведением предприятий в нестабильной экономической среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В России сейчас происходят глубокие экономические перемены, обусловленные возвращением страны в русло общих процессов мирового развития. Идет коренная ломка прежнего механизма управления экономикой, его замена рыночными методами хозяйствования. Постепенно создаются реальные условия, при которых экономика перестает быть заложницей политики, и идеологические догмы — руководством к действию.

Предприятие играет особую роль в жизнедеятельности современного общества, служит основным структурообразующим элементом экономики. В нем соединятся для производства продукции трудовые, материальные и финансовые ресурсы, оно является источником удовлетворения потребности общества в товарах и услугах. Взаимодействие предприятий, его нормы и обычаи во многом определяют правовую среду государства, служат моделью как взаимоотношений юридических лиц, так и деловых взаимоотношений физических лиц.

Происходящие в нашей стране рыночные изменения делают насущной необходимостью приобретать и эффективно применять опыт хозяйствования в новой обстановке. Условия и принципы функционирования предприятий, результаты деятельности теперь прямо зависят от конкурентоспособности их продукции на рынке. В приспособлении к требованиям конкретных рынков очень важным является предвидение, оценка уровня качества, технико-экономических параметров продукции, ее цены, сроков поставки. Причем это необходимо заранее, еще на стадии разработки новой продукции, до начала производственного цикла. Очень важно иметь необходимую деловую информацию и для разработки деловой сбытовой политики. И наконец, огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации экономической политики.

Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития предприятия. Добиться делового успеха сегодня невозможно без применения самых разнообразных финансовых инструментов, многие из которых уже нашли широкое применение на российском рынке. Финансовое благосостояние фирмыпонятие сложное, комплексное, свидетельствующее о стабильности ее денежных капиталов, при котором создаются условия для развития, роста прибыли, поддержания платежеспособности, ликвидности, кредитоспособности и рентабельности при рациональном уровне риска. Основы финансовой устойчивости фирмы прежде всего выступают естественным результатом процессов, происходящих в ней самой. Однако на нее активно воздействуют и процессы, происходящие в обществе, т. е. внешние факторы. Разобраться в этом сложном взаимопереплетении помогает финансовый менеджмент.

Важнейшим инструментом обеспечения финансовой стабильности, успешного функционирования, экономического роста и обеспечения конкурентоспособности является очень серьезная работа, в том числе и в финансовой области, проводимая менеджерами фирмы, соответствующими ее подразделениями, ориентированная на взаимодействие с другими субъектами предпринимательской деятельности. В частности, важное место среди факторов успешной деятельности фирмы является своевременное трансформирование оборотных средств из материальной формы в денежную и наоборот. Даже самое эффективное и рентабельное предприятие не сможет продержаться на плаву без живого и рационального движения денежных средств. В настоящее время проблема финансовых потоков становится особо актуальной из-за объективных макроэкономических условий сегодняшнего дня, характеризующегося систематической задержкой поступлений платежей за реализуемую продукцию при одновременном ужесточении бюджетной дисциплины.

Современный менеджмент — это тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений, в том числе и в финансовой области. Это ни в коем не нечто догматическое, а очень динамичное многоплановое явление, проявление которого постоянно корректируется в соответствии с конкретными условиями. Многовариантность решений менеджмента, гибкость и неординарность хозяйственных комбинаций, уникальный характер каждого управленческого решения в конкретной специфической ситуации составляют ныне основу управления. Поэтому в деятельности менеджеров упор приходится делать не на стандартные решения, а на способность быстро и правильно оценить хозяйственную ситуацию и найти тот единственно возможный в данном положении подход, который и является в конкретных условиях оптимальным.

Проблема обеспечения безубыточного функционирования, финансирования расширенного воспроизводства с одной стороны, убыточности и возможного банкротства отечественных компаний с другой стороны, является как нельзя более актуальной. Показателем рыночной стабильности фирмы является ее способность успешно развиваться в условиях изменений внешней и внутренней среды. Только рост прибыли, нововведения обеспечивают финансовую основу самофинансирования рыночной деятельности фирмы, осуществления ее расширенного воспроизводства. Благодаря прибыли, выполняются обязательства предприятия перед бюджетом банками, другими предприятиями и организациями.

Залог выживаемости предприятия — его прочное положение на рынке. Чтобы предприятие могло эффективно функционировать и развиваться, прежде всего, нужна устойчивость денежной выручки, достаточной для расплаты с поставщиками, кредиторами, своими работниками, местными органами власти, государством. После расчетов и выполнения обязательств необходима еще и прибыль для развития, которая характеризует уровень рентабельности.

При этом, получив прибыль и заработав много денег, можно лишиться их основной части не из-за форс-мажорных обстоятельств или налета грабителей. а, а в результате необходимости платить чрезмерные налоги. Не надо проводить каких-либо фундаментальных исследований, чтобы убедиться, что в России в настоящее время имеет место налоговый хаос, который ведет к постоянному завышению цен, к тому, что за недостатки налогового механизма расплачивается население, несут огромные убытки предприятия. Совершенно очевидно, что для развития реального рынка, и в частности, наведения порядка в ценообразовании России, необходима коренная перестройка существующей налоговой системы. Вся страна выражает протест против неуплаты вовремя и полностью заработной платы и пенсий, высказывает серьезные претензии к центральным и местным органам власти, руководителям предприятий. Вопрос о налогах, обеспечивающих доходную базу бюджета, о том, что налоговых поступлений в государственную казну катастрофически не хватает, дебатируется повсеместно.

В прежней системе в бюджет изымался практически весь доход предприятий, оставалась лишь небольшая часть для целей материального стимулирож вания работников и на научно-техническое развитие, при этом практически все предприятия были дотационно-убыточными. Причем, размер этих сумм определялся в директивном порядке. В новых условиях фирмы работают в условиях самофинансирования и самоокупаемости, налоги устанавливаются законами, знание и умелое применение которых во многом определяет для предприятий их налоговые платежи.

Вместе с тем, если в странах с рыночной экономикой налоговая система выполняет функции одного из регуляторов экономики, а налоговые службы осуществляют связь предпринимателя с государством, то в нашей стране законодательные нормы в области налогообложения носят явно выраженный фискальный характер, а налоговые органы основной своей задачей считают поиск нарушителей и их последующее суровое наказание. Регулирование экономики с помощью налогов выражено пока слабо. Положения законодательства не только не способствуют активизации и росту эффективности предпринимательской деятельности, но и в определенной мере стимулируют затратные, ресурсои трудоемкие методы хозяйствования. В законах закреплен практически недифференцированный подход к предприятиям разных отраслей и размеров, отсутствует региональная политика, велико число налогов, высоки их ставки.

Другой неблагоприятной чертой налогового законодательства России является его нестабильность. Нормативные акты, регулирующие вопросы налогообложения, появляются практически каждую неделю. Часто они составлены наспех, с нечеткими формулировками, влекущими за собой необходимость дальнейших уточнений, нередки случаи, когда один документ противоречит другому. Нормативные акты в области налогообложения не обеспечиваются необходимым практическим инструментарием для реализации их в правилах бухгалтерского учета, т. е. они не подкрепляются бухгалтерскими проводками. Многие документы остаются малодоступными для налогоплательщиков, что ставит последних в зависимость от произвола чиновников. Велика роль и ведомственных документов, которые трактуют законодательство в своих узких интересах. Сейчас перед каждым предпринимателем, желающим эффективно вести свое дело, встает вопрос об организации налогового планирования. В странах рыночной экономики этот механизм широко применяется. Цель налогового планирования — уменьшение законными средствами налоговых платежей, другими словами, получение дополнительной прибыли за счет экономии на налогах. Для этого надо уметь использовать все пробелы и достоинства налогового законодательства, грамотно и безупречно вести бухгалтерский учет, правильно составлять хозяйственные договоры, использовать наиболее экономически эффективные способы защиты своих нарушенных прав.

В этой связи исследование, направленное на анализ существующей среды функционирования предприятия, их поведения в условиях этой среды, в частности, разработку системы экономической безопасности предприятия, изучение возможностей налогового планирования фирмы и их применение в уеловиях жестких финансовых ограничений, и реформирование системы налогообложения предприятий, актуально.

Тема поведения предприятий в нестабильной экономике была исследована в работах Балабанова И. Т., Делягина М. Г., Долгопятовой Т. Г., Клейнера Г. Б., Тамбовцева В. Л., Уткина Э. А. и других авторов.

Целью диссертационной работы является исследование теоретических, методических и практических вопросов поиска эффективных решений в области оптимизации функционирования предприятия в условиях кризиса бюджетной системы и нестабильной экономической среды и разработка необходимых мероприятий по реформированию действующей системы государственного регулирования деятельности предприятий.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решается следующий комплекс задач:

• оценка особенностей современной российской экономики;

• анализ поведения предприятий в условиях нестабильной среды;

• нахождение связи между эффективно функционирующей экономикой и необходимостью изменения действующей системы налогообложения;

• определение и сравнение налоговых составляющих в деятельности предприятия реального сектора экономики Санкт-Петербурга и в бюджете государства в целом;

• расчет и анализ экономических потерь и выгод оптимизационного и обычного вариантов налогообложения на примере производственно-торгового предприятия;

• разработка мероприятий по созданию эффективной среды функционирования бизнеса.

Предметом исследования является теоретические, методические и прикладные вопросы формирования эффективной системы управления производственным предприятием в условиях нестабильной среды экономики.

Объект исследования — производственно-торговое предприятие реального сектора экономики Санкт-Петербурга.

Теоретической и методической основой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области управления производственным предприятием в условиях нестабильной среды экономикигосударственного регулирования экономики и оптимизации деятельности предприятийзаконодательные и нормативные акты в части, касающейся обязательных платежей в бюджетметодические материалы в области налогового планирования.

Научная новизна диссертационной работы определяется следующим:

• предлагаются мероприятия по реформированию взаимоотношений государства и бизнеса по вопросам обязательных платежей в бюджет на основе перевода налоговой системы на рентную основу, при которой облагаются не результаты производства и доходы предпринимателей, по праву им принадлежащие, а прежде всего, конкретные объекты и производственные площади, предполагающие наличие доходов, используемые природные ресурсы, принадлежащие обществу в целом (земля, природные ископаемые, леса, вода и др.), а также имущество и иная собственность, поддающиеся достоверному учету, что позволит освободить экономику от налогов и даст стимул инвестициям;

• систематизируются факторы, определяющие нестабильность экономической среды, что позволяет выработать стратегию поведения предприятия в условиях этой среды;

• разрабатывается система управления предприятием в нестабильной экономической среде, включающей в себя кроме традиционных функций маркетинга, инновационной политики, финансового менеджмента и др. функцию обеспечения экономической безопасности фирмы;

• систематизируются пути адаптации предприятий к жестким финансовым ограничениям, включая разработку основных этапов налогового планирования с использованием методики определения экономических выгод и потерь от расчетов с бюджетом.

Практическое значение исследования в том, что директорам и руководителям финансовых служб отечественных компаний предлагается методический и прикладной инструментарий для эффективного планирования и оптимизации расчетов по обязательным платежам в условиях нестабильной экономической среды, а представителям органов исполнительной власти предлагаются конкретные мероприятия по назревшему реформированию системы налогообложения бизнеса.

Исследование получило апробацию на научных сессиях и конференциях, посвященных экономической тематике, а также в деятельности производственно-торгового предприятия «Энергетический Холдинг».

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, содержит 161 страницу текста, иллюстрирована рисунками, графиками и диаграммами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

К основным результатам, определяющим научную новизну диссертационной работы, относятся:

• предложены мероприятия по реформированию взаимоотношений государства и бизнеса по вопросам обязательных платежей в бюджет на основе перевода налоговой системы на рентную основу, при которой облагаются не результаты производства и доходы предпринимателей, по праву им принадлежащие, а прежде всего, конкретные объекты и производственные площади, предполагающие наличие доходов, используемые природные ресурсы, принадлежащие обществу в целом (земля, природные ископаемые, леса, вода и др.), а также имущество и иная собственность, поддающиеся достоверному учету, что позволит освободить экономику от налогов и даст стимул инвестициям;

• систематизированы факторы, определяющие нестабильность экономической среды, что позволяет выработать стратегию поведения предприятия в условиях этой среды;

• разработана система управления предприятием в нестабильной экономической среде, включающей в себя кроме традиционных функций маркетинга, инновационной политики, финансового менеджмента и др. функцию обеспечения экономической безопасности фирмы;

• систематизированы пути адаптации предприятий к жестким финансовым ограничениям, включая разработку основных этапов налогового планирования с использованием методики определения экономических выгод и потерь от расчетов с бюджетом.

Нестабильная среда экономики — экономическая система, характеризующаяся неустойчивостью и непредсказуемостью происходящих экономических процессов, частой сменой экономических подъемов и спадов, негативной динамикой показателей функционирования экономики (ВВП, инвестиции, государственный долг, рыночная капитализация экономики, рентабельность производства, доля импорта в потреблении населения, монополизация рынка, безработица, инфляция и др.), что в результате создает угрозу экономической безопасности государства и его хозяйствующих субъектов.

Факторы, определяющие нестабильность экономической среды:

• низкая эффективность государственного управления: на уровне государства — исполнительной власти, на уровне государственных предприятий — их руководителей;

• бюджетный кризис: исчерпание (ограничение) возможностей привлечения средств на покрытие дефицита бюджета, а также внутреннего и внешнего государственного долга;

• банковский кризис: массовая ориентация банков на спекулятивные операции (особенно в зарубежные финансовые активы) в ущерб кредитованию реального сектора экономики, доля которого в активах банков не превышает 30−35% (очень низкий уровень для развитых стран);

• отсутствие права собственности на землю;

• ухудшение финансового состояния экономических субъектов, взаимные неплатежи предприятий, бюджетных организаций, финансовых институтов, бюджета;

• правовой вакуум: отсутствие личной ответственности каждого перед законом, противоречивость и изменчивость правовых норм, правовая незащищенность собственников;

• ограниченность платежеспособного спроса;

• низкая конкурентоспособность отечественной продукции;

• этический: низкий уровень культуры работы по правилам;

• низкое качество налогового администрирования, отсутствие системы простых и сбалансированных налогов, и как следствие — критический уровень теневого оборота (50% ВВП);

• политический: использование власти в интересах отдельных экономических субъектов в ущерб другимсдерживание проникновения в отрасли народного хозяйства неконкурентными способами;

• бюрократические преграды для развития бизнеса;

• «вязкость» экономической среды: затрудненность перемещения и концентрации ресурсов, необходимых для организации выпуска продукта, даже при наличии спроса на него;

• отсутствие полноценного рынка акций как способа выхода из бизнеса: инвесторы никогда не войдут в бизнес, если не будут четко понимать, как они будут из него выходить;

• сильное экспортное лобби в ущерб производителям, ориентированным на внутренний рынок (огромная рублевая эмиссия на фоне укрепления реального курса рубля);

• ограниченность (закрытость) информационных ресурсов. Стратегический менеджмент традиционно включает в себя функции стратегического планирования, маркетинга, инновационной политики, управления человеческими ресурсами и финансами. При этом функции обеспечения экономической безопасности не придавалось большого значения и внимания. Между тем, сфера безопасного существования в переживаемый Россией переходный период настолько сузилась, что массовое и систематическое неудовлетворение этой потребности — граждан, семей, организаций, государства, общества в целом — оказывает стагнирующее воздействие на их функционирование и развитие и не позволяет преодолеть длительный кризис, в котором пребывает наша страна. Понятие экономической безопасности функционирования предприятия имеет ряд черт, присущих в целом безопасности как универсальной категории природных, общественных и биологических систем.

Экономическая безопасность предприятия — это состояние защищенности жизненно важных интересов предприятия от внутренних и внешних источников опасности. Здесь следует особо отметить три момента: состояние защищенности носит динамический характеругроза, исходящая изнутри предприятия (фирмы), не менее опасна, чем извне — отечественный и зарубежный опыт показывает, что более чем две трети всех угроз безопасности предприятия исходят от собственного персонала или связаны с нимсистема экономической безопасности предприятия может соприкасаться и даже взаимодействовать на правовой основе с государственной системой обеспечения безопасности.

Результатом обеспечения экономической безопасности предприятия является стабильность (надежность) его функционирования в настоящее время и в будущем. С учетом этого можно выделить следующие критерии экономической безопасности предприятия:

• финансовые: рентабельность, устойчивость, ликвидность, платежеспособность;

• организационные: четкость субординации и разделения ответственности;

• стратегический: планирование стратегии деятельности фирмы;

• контрольные: концентрация участия в уставном капитале и интересы собственников;

• рыночные: наличие платежеспособного спроса на продукцию, конкурентоспособность продукции предприятия;

• защитные: обеспечение охраны материальных и финансовых ценностей, интеллектуальной собственности (в том числе коммерческой тайны), личной безопасности персонала и собственников фирмы;

• правовые: легальность организации бизнеса, правовое поле функционирования бизнеса;

• этические: деловая репутация, партнеры и связи фирмы;

• кадровый: профессионализм работников;

• социально-психологические: обеспечение нормальных (положительных и открытых) условий труда, адекватная компенсация труда;

• информационный: информационное обеспечение коммерческой деятельности фирмы;

• производственный: износ оборудования (физический и моральный);

• технологический: устаревание технологии;

• экологический: экологическая вредность деятельности;

• форс-мажорные: подверженность воздействию природных катаклизмов, техногенных катастроф.

На основе критериев экономической безопасности предприятия моделируется система управления предприятием в условиях нестабильной экономической среды. Степень удовлетворения этим критериям в каждой отдельной модели является индикатором эффективности системы.

Можно выделить два основных пути приспособления к ужесточающимся финансовым условиям: апелляцию к государственной поддержке в различных формах и активизацию собственных усилий по упрочению финансового состояния. В первом случае в ход идут не только просьбы об индексации оборотных средств, проведении взаимозачетов с дополнительным кредитованием, о выделении льготных кредитов, но и давление на правительство, Центральный банк. Вместе с тем предпринимаются самостоятельные меры по стабилизации платежей и расчетов, например, такие как предоплата, без которой с большинством потребителей не работают. Однако сохраняется практика отгрузки продукции в долг «своим» традиционным потребителям, а иногда просто попавшим в трудное положение государственным предприятиям. Для ускорения и повышения устойчивости оборота средств предприятия вынуждены сворачивать хозяйственные связи с республиками СНГ, даже идти на разрыв этих традиционных связей и переориентироваться на российские фирмы.

Необходимость пользоваться кредитами заставляет предприятия налаживать более тесные отношения с банками: выступать в качестве их учредителей или акционеров, добиваясь смягчения условий кредитования. Помимо банковских кредитов, предприятия по возможности прибегают к кредиту потребителей (обычно беспроцентному), реже — бартеру. При формировании произволственной программы в нее включают изделия с быстрой оборачиваемостью, дефицитные, легко реализуемые за наличный расчет.

На заработной плате обычно не экономят. Одни предприятия совершенствуют технологию, «подбирают» резервы, другие переходят на натуральное хозяйство: сами производят многие детали, что оказывается дешевле, нежели иметь дело со сторонними поставщиками, часто монополистами. Некоторые предприятия продают излишнее сырье, оборудование, налаживают коммерческое использование помещений и т. п. Строже стали относиться к затратам на социально-бытовую инфраструктуру — стараются развивать платные услуги, ужесточают условия пользования ее объектами даже и для своих работников. Стремление к экономии издержек влияет на производство: почти треть предприятий изменяла ассортимент продукции под воздействием роста себестоимости, либо желая повысить рентабельность.

Особую значимость в поведении предприятий при наличии финансовых ограничений приобретает грамотная налоговая политика.

Введение

властями любого нового налога всегда стимулировало реакцию налогоплательщика, направленную на поиск возможностей, как избежать уплаты налога. В этой ситуации есть два пути. Первый — уклонение от уплаты налогов, когда отказ от выполнения налоговых обязательств реализуется незаконными способами. Скажем, осуществляя свою предпринимательскую деятельность, минуя государственную и налоговую регистрацию, либо посредством предоставления в налоговые органы ложной информации, что, естественно, накйкгвйшуть — оптимизация (планирование) налогов, т. е. целенаправленная деятельность предприятия, ориентированная на максимальное использование возможностей налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей. Для этого надо уметь использовать все пробелы и достоинства налогового законодательства, грамотно и безупречно вести бухгалтерский учет, правильно составлять хозяйственные договоры, использовать наиболее экономически эффективные способы защиты своих нарушенных прав.

Процесс налоговой оптимизации проходит ряд этапов. Первый — определение наиболее выгодного с налоговой точки зрения места нахождения организации, ее руководящих органов, основных производственных и коммерческих подразделений. Второй этап — выбор правовой формы организации, ее структуры с учетом специфики деятельности. Третий этап — наиболее эффективное использование возможностей налогового законодательства, налоговых льгот при оценке облагаемого дохода и исчисления налоговых обязательств. Четвертый этап — выявление путей разумного использования оборотных средств, размещения полученной прибыли и других накоплений, определение оптимальных форм и методов самой рационализации.

Совершенно очевидно, что для развития реального рынка, и в частности, наведения порядка в ценообразовании России, необходима коренная перестройка существующей налоговой системы. По моему мнению, в этой области необходимо принять следующие меры:

• сократить налоговую нагрузку на экономику и откорректировать завышенные государственные обязательства. Это — основа возобновления экономического роста в России;

• прекратить побочную практику, когда государство является главным источником неплатежей и финансовых нарушений. Это — основа наполняемости бюджета;

• ужесточить ответственность чиновников за нарушение расходования бюджетных средств, граждан за уклонение от уплаты налогов и налоговых органов за злоупотребление полномочиями;

• четко разделить ответственности между бюджетами различных уровней за финансирование установленных бюджетных расходов и распределить, в связи с этим, налоги между уровнями бюджетов согласно долей их расходов в консолидированном бюджете;

• власти вменить представление бюджета в предельно подробном виде;

• ввести гласный отчет о движении бюджетных средствпостепенное увеличить долю налогов, собираемых с физических лиц (подоходный налог, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, таможенные пошлины и др.), с одновременным ростом их благосостояния, расширением круга собственников акционированных предприятийпоследовательно повысить долю налогов на использование природных ресурсов в приходных частях бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетовввести налоги акцизного типа на товары и услуги, потребление которых сопряжено с повышенным экологическим рискомрасширить налоговые льготы для предприятий и организаций, осваивающих производство экологически безопасных изделий и услуг или применение замкнутых (малоотходных) технологических процессов. Вдобавок ко всему, это будет способствовать решению экологических проблемпостепенно выровнять тяжесть налогообложения для разных категорий налогоплательщиков, сократить необоснованные индивидуальные или отраслевые льготы, привлечь к уплате налогов предприятия, работающие с неучтенными денежными оборотами, одновременно снизить налоговую нагрузку на реальных производителей. Те, кто сейчас исправно платит налоги, должны испытать облегчение налогового прессаупростить налоговую систему, сделать ее понятной и налогоплательщикам, и налоговым органам, объединить налоги и другие обязательные платежи одного уровня, имеющие одинаковую налоговую базуутвердить исчерпывающий перечень налогов и сборов, исключить укоренившуюся практику перманентного изменения налогового законодательства (оставив разовую возможность, приуроченную к ежегодному утверждению бюджета) — постепенный отход государства от сложившейся практики отслеживать деловые операции и доходы бизнеса. Надо дать возможность людям рассчитаться с бюджетом в определенных, заранее известных им размерах, а дальше зарабатывать деньги для себя, без дополнительного налогообложения, что позволит поднять собираемость налогов и устранить препятствия для инвестиций в производство. Исходя из этих посылок, предлагается облагать налогами не результаты производства и данные бухгалтерской отчетности (выручку, прибыль), а конкретные объекты, свидетельствующие о наличии доходов (автомобили, особняки, торговые и офисные площади и т. п.), сам факт ведения той или иной хозяйственной деятельности, энергопотребление, используемые юридическими и физическими лицами природные и иные ресурсы, принадлежащие обществу в целом: землю, природные ископаемые, леса, воды и др., — а также имущество и иную собственность, поддающуюся достоверному учету. Такие объекты скрыть практически невозможно, выявлять их и контролировать уплату налога существенно проще, чем при нынешней системе. Сама ценность этих объектов служит надежным залогом уплаты налога. В то время как налоги на прибыль и добавленную стоимость толкают руководителей госпредприятий к повышению ресурсоемкости, а предпринимателей еще и к уходу в теневую экономику. Налоговая система, следовательно, в значительной части должна быть переведена на рентную основу. По существующему законодательству, основную тяжесть налогов несут предприятия. В свою очередь, юридические лица скрывают налоги именно для того, чтобы деньги, в конце концов, оказались в кармане у лиц физических. Поэтому, нельзя реформировать налоговую систему без изменения налогообложения физических лиц. Необходимо контролировать не только сферу производства, где доходы получаются, но и сферу потребления, где они расходуются. В этом — очень важное отличие от нынешней ситуации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ., Ритерман Р. От предприятия к фирме: заметки по теории предприятия переходного периода// Вопросы экономики. 1994 № 8
  2. И.Х. Стратегическое управление: Пер. с англ. М.: Экономика, 1989
  3. С.П. Рыночная реформа и переходный кризис// Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 2
  4. A.C., Шнейдман J1.3. Учетная политика предприятия, М., «Бухгалтерский учет», 1995
  5. И.Т. Риск-менеджмент, М., «Финансы и статистика», 1996
  6. С., Петров Ю. Концепция программы стабилизации финансовой сферы России // Российский экономический журнал. 1996. — № 8
  7. Безопасность компании: аспекты работы с персоналом // Образование и бизнес. 1999. -№ 21
  8. В.Г. Платежный кризис: природа, последствия, пути выхода // Финансы. 1996. — № 11
  9. A.B. Переходная экономика. М.,"Таурус", «Просперус», 1994
  10. В. Принципы японского управления.-М.:ФОБЗ, 1998
  11. Вексель и вексельное обращение в России. Практическая энциклопедия. -М.: Концерн «Банковский Деловой Центр», 1997
  12. Внутрифирменное планирование в США/ Под общ.ред. В. И. Седова.-М.: Прогресс, 1996
  13. А., Кириченко А., Привалов А. Либерализация экономики: что же летит обратно бумеранг или маятник // Эксперт. — 1996. — № 42
  14. Е.Т. Аномалии экономического роста М.: изд-во «Евразия», 1997
  15. Государственный комитет Российской Федерации по статистике. Промышленность России. М.: 1998
  16. М. Экономика неплатежей. М., 1997I
  17. Дж.К.Ван Хорн. Основы управления финансами, М., «Финансы и статистика», 1996
  18. В.В. Финансовые аспекты деятельности капиталистического предприятия в условиях НТП. М.:МИНХ, 1999
  19. Т. Переходная модель поведения российских промышленных предприятий // Вопросы экономики. 1996. — № 11
  20. Т.Г. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение. М.: «Дело Лтд.», 1995
  21. О.В. Финансовый анализ, М., «Бухгалтерский учет», 1996
  22. Е.Ф. Самофинансирование при капитализме. М.: Финансы и статистика, 1995
  23. А.П. Анализ финансового положения капиталистического предприятия и использования им капитала. М.:УДН, 1995
  24. Как работают японские предприятия. М.: Экономика, 1996
  25. Как управлять финансами предприятий в условиях рынка. Практический минимум для руководителя. М.: Экотранс, 1997
  26. . Деловая стратегия. Концепция, содержание, символы/ Пер. с англ. М.: Экономика, 1996
  27. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная практика: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1982
  28. Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность.- М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1997
  29. Г. Б. Риски промышленных предприятий: как их уменьшить и компенсировать//?оссийский экономический журнал. 1994. № 56
  30. Г. Б., Тамбовцев В. Л. Предприятие в условиях неопределенно-сти//Человек и труд. 1993. № 2
  31. B.B. Финансовый анализ, М., «Финансы и статистика», 1996
  32. Н.В., Гаврилова Л. В. Фирма: стратегия и тактика управления рисками// Вестник СПб университета. Сер.5 «Экономика». 1993 вып.2(12)
  33. Я. Путь к свободной экономике/Пер.с венгр-М.'.Экономика, 1993
  34. П.А. Менеджмент курс для предпринимателей. — М.: Арго-фин, 1997
  35. М. Поверьте в долг: его можно выгодно продать // Коммерсант. 1996. — № 38
  36. М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. М., ДИС, 1994
  37. A.A. Показатели платежеспособности и ликвидности в оценке платежеспособности заемщика // Деньги и кредит. 1996. — № 12
  38. JI.И., Филиппов П. С. Вопрос-ответ. Выпуск 3. Налоги и бюджет. СПб.: «Норма», 1997
  39. Д.С., Гребенников В. Г., Зотов В., Пресняков В. Ф. Как лучше распорядиться собственностью?// Вопросы экономики. 1995. № 9
  40. Н.Г. Менеджмент путь к успеху. — Агропромиздат, 1995
  41. A.C. Теоретическое и практическое пособие по финансовым вычислениям. М., Инфра-М, 1996
  42. Менеджмент организации (под ред.д.э.н. З. П. Румянцевой, д.э.н. Н. А. Саломатина. М., Инфра-М, 1996
  43. Методы снижения издержек производства. М.: Экономика, 1997
  44. А. Сделано в Японии/Пер.с англ. М.: Прогресс, 1990
  45. С.Л. Пути преодоления кризиса платежной системы в России // Финансы. 1996. — № 6
  46. Об устойчивости предприятия // Экономист. 1995. — № 8
  47. В. Платежная дисциплина. Основные направления укрепления // Хозяйство и право. 1996. — № 4,5
  48. Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления/ Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1996
  49. М.В. Финансовое планирование и контроль. М., «Финансы и статистика», 1996
  50. Реформа предприятий (организаций). Методические рекомендации. М.: Издательство «Ось-89», 1998
  51. Российские предприятия в поисках эликсира выживания. М.: 1995
  52. Г. Э. Совершенствование процессов управления предприятием,-М., 1996
  53. C.B. Организация управления предприятием. М., 1997
  54. А. Чужой долг в решении ваших проблем // Экономика и жизнь. 1997. — № 3
  55. Социально-экономические проблемы России. СПб: Изд-во «Норма», 1999
  56. Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика, М., «Перспектива», 1996
  57. Теория и практика антикризисного управления. М., ЮНИТИ, 1996
  58. Я. Инвестиционный климат в России и привлечение иностранных инвестиций // Вопросы экономики, 1998, № 8
  59. Э.А. Планирование и организация предпринимательской деятельности, М., ЭКМОС, 1997
  60. Уткин Э. А, Финансовое управление. М., ЭКМОС, 1997
  61. Э.А. Экономика, рынок, предпринимательство. М., 1996
  62. В. Проблемы инвестиционной политики в индустриальной экономике переходного типа // Вопросы экономики, 1999, № 9
  63. Финансовый анализ деятельности фирмы/Пер. с англ. М.: Крокус Интернэшнл, 1992
  64. A.A. Экономика России: 1992−1996 гг. М.: Финстатинформ, 1996
  65. Функционально-стоимостной анализ издержек производства. М.: Финансы и статистика, 1998
  66. Е.М., Васильева Н. Е. Финансово-экономические расчеты. Справочное пособие. М., «Финансы и статистика», 1990
  67. Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. М.: Бизнес-Речь, 1992
  68. О. Принципы управления фирмой/Пер. с англ. М.: Наука, 1988
  69. Экономический мониторинг России: глобальные тенденции и конъюнктура в отраслях промышленности. М., Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН- бюллетень № 6, 1999
  70. А. Управленческий учет. Опыт экономически развитых стран. -М.: Финансы и статистика, 1998
  71. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть 1 от 30.11.94 № 51-ФЗ, часть 2 от 26.01.96 № 14-ФЗ
  72. Закон РФ от 06.12.91 № 1992−1 «О налоге на добавленную стоимость»
  73. Закон РФ от 07.12.91 № 1998−1 «О подоходном налоге с физических лиц»
  74. Закон РФ от 13.12.91 № 2030−1 «О налоге на имущество предприятия»
  75. Закон РФ от 20.12.91 № 2071−1 «Об инвестиционном налоговом кредите»
  76. Закон РФ от 27.12.91 № 2116−1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций»
  77. Закон СССР от 26.05.88 № 8998-XI «О кооперации в СССР»
  78. Инструкция ГНС РФ от 15.05.95 № 30 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды»
  79. Инструкция ГНС РФ от 08.06.95 № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий»
  80. Инструкция ГНС РФ от 10.08.95 № 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций»
  81. Инструкция ГНС РФ от 11.10.95 № 39 «О порядке исчисления и уплаты НДС»
  82. Инструкция МНС РФ от 04.04.00 № 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды»
  83. Инструкция МНС РФ от 15.06.00 № 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций»
  84. Налоговый Кодекс РФ часть 1 от 31.07.98 № 146-ФЗ
  85. Налоговый Кодекс РФ часть 2 от 05.08.00 № 117-ФЗ
  86. Постановление Совета Министров РСФСР от 18.07.91 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР»
  87. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.96 № 63-Ф3
  88. Указ Президента РФ от 22.12.93 № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней»
  89. Федеральный закон от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»
  90. Федеральный закон от 29.12.95 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»
  91. Федеральный закон от 31.12.99 № № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на2000 год»
  92. Федеральный закон от 27.12.00 № № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на2001 год»
  93. Бухгалтерская отчетность ОАО «Энергетический Холдинг» за 1999 г.
Заполнить форму текущей работой