Государственная программа финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий: итоги и перспективы
После продолжительных переговоров и ожесточенных внутренних споров Россия присоединилась к Всемирной торговой организации. Если верить официальной позиции Минсельхоза РФ, вступление в ВТО не оказало серьезного влияния на объемы производства отечественной сельхозпродукции. Однако ВТО резко обострил основные проблемы российского сельского хозяйства — крайне низки темпы проведения модернизации… Читать ещё >
Государственная программа финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий: итоги и перспективы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Государственная программа финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий: итоги и перспективы
Введение
Сельское хозяйство исторически является одной из самых важных отраслей российской экономики. Однако с начала двадцатого века, когда наша страна в лице руководящих органов взяла курс на уход от экономики, построенной на аграрном секторе, в сторону более индустриальной экономики, темпы развития сельского хозяйства стали постепенно снижаться. В итоге были потеряны лидирующие позиции в сельском хозяйстве, и государство с самой большой территорией на планете серьезно отстало от передовых стран. Многие реформы, затрагивающие эту область, проводимые в начале столетия, оказались весьма неоднозначными — это и аграрная реформа Столыпина, и последовавшие при советской власти коллективизация, организация хозяйств абсолютно нового типа: колхозов и совхозов, оказавшихся пред лицом равного для всех и беспощадного Госплана. Хозяйства, работавшие с отрицательной рентабельностью, полностью содержались за счет государственной поддержки.
Общая аграрная политика, тем не менее, была не совсем разумной. Сохранялась еще с царских времен практика экспорта лучшей продукции. Так, до самого начала войны в Германию шли поставки хлеба, при этом в определенных регионах в этот период происходили события, вошедшие впоследствии в историю под жутким термином «голодомор». Во время Великой Отечественной войны многие наиболее плодородные земли оказались оккупированы силами врага. Все средства бюджета шли на помощь фронту, население голодало. После войны сельское хозяйство пришлось поднимать с нуля. Пришедший к власти Хрущев попытался провести коренные реформы в данной отрасли, но в итоге они еще более «подбили» агросектор. Кукуруза так и не стала царицей полей. Многие хозяйства показывали резко отрицательные показатели, и все это било по финансовому положению государства. В свои последние годы СССР переживал глубокий экономический кризис, приведший к тотальной нехватке продовольствия. В итоге перед лицом рыночных реформ 90-х сельское хозяйство оказалось не в числе передовых отраслей российской экономики. Бывшие колхозы и совхозы, получившие новых собственников, оказались каждый сам за себя в огромном океане, населенном опасными акулами бизнеса. Все они испытывали огромные трудности, старые колхозные методы ведения хозяйства, учета категорически не работали, плюс ко всему экономика страны находилась в серьезнейшем кризисе, где проблемы села оказались для Правительства далеко не самыми приоритетными.
Однако с начала двадцать первого века в экономике России начали происходить некоторые положительные сдвиги, вызванные, в том числе и естественно-внешними причинами (в первую очередь ростом цен на энергоресурсы). Наметился некоторый рост экономики, и у государства появилась возможность выделить дополнительные средства на развитие сельского хозяйства. В итоге в 2002 году была принята Государственная программа оздоровления сельскохозяйственных предприятий, о которой и пойдет подробная речь в тексте курсовой работы.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что сельское хозяйство на сегодняшний момент, хотя и не является основным вектором развития российской экономики, имеет очень важный социальный подтекст. Производители сельхозпродукции зачастую оказываются со значительными долгами, и рискуют попасть под процедуру банкротства не столько из-за неграмотного управления, а скорее из-за внешних причин — специфика данной отрасли такова, что окружающая среда, природные явления, а также чрезвычайные ситуации являются очень распространенными рисками. Несмотря на огромную территорию России, достаточная часть страны находится в области рискованного земледелия, не говоря уже о районах вечной мерзлоты или регионов с резко континентальным климатом.
Глава I. Итоги
1.1 Суть программы Основной идеей программы является реструктуризация долгов отечественных сельхозпроизводителей на основе ряда принципов — добровольность и равнодоступность программы для всех желающих принять участие, обеспечение единых условий проведения для всех организаций, конфиденциальность информации и однократность участия в программе. Проведение реструктуризации долгов подразумевает создание единых условий реструктуризации долгов участвующих сельскохозяйственных товаропроизводителей перед кредиторами. Согласно принципу конфиденциальности кредиторы не имеют права без согласия сельхозпроизводителя разглашать его коммерческую и налоговую тайны. Принцип однократности участия в программе позволяет сельскохозяйственному товаропроизводителю реструктуризировать долги только один раз.
Участие в программе происходит по следующей схеме. На первом этапе происходит подача должником в территориальную комиссию заявления с просьбой включить его в ряды участников госпрограммы. К заявлению он прилагает детально составленный план улучшения финансового состояния и другие документы согласно перечню, установленному уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Территориальная комиссия имеет право требовать от должника документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации либо иностранного гражданина, лица без гражданства, вида на жительство и удостоверения беженца; документы воинского учета; свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания (данный пункт утрачивает силу с 31 декабря 2014 года); документы, подтверждающие предоставление лицу специального права на управление транспортным средством соответствующего вида; документы, подтверждающие прохождение государственного технического осмотра (освидетельствования) транспортного средства соответствующего вида; документы на транспортное средство и его составные части, в том числе регистрационные документы; документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина, а также документы, оформленные по результатам расследования несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания; документы об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения, выдаваемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность; справки, заключения и иных документы, выдаваемые организациями, входящими в государственную, муниципальную или частную систему здравоохранения; документы Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов; документы, выданные (оформленные) органами дознания, следствия либо судом в ходе производства по уголовным делам, документы, выданные (оформленные) в ходе гражданского судопроизводства либо судопроизводства в арбитражных судах, в том числе решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов; учредительные документы юридического лица; решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве; правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; документы, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы; документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия; первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, предоставленные юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. [1]
В ином случае территориальная комиссия самостоятельно делает запрос необходимых документов или сведений, содержащихся в них, в соответствующие органы и организации.
Участники программы, не нарушавшие условий соглашения о реструктуризации долгов, либо участники программы, пострадавшие от чрезвычайных ситуаций или их последствий, в том числе стихийных бедствий, или в результате принятия на основании решения Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации мер по ликвидации очагов особо опасных болезней животных, в том числе птиц (включая изъятие животных, в том числе птиц), что явилось причиной снижения объема производства сельхозпродукции по сравнению со средним уровнем объема производства за предыдущие три года на 15% и более, дополнительно могут получить отсрочку погашения долгов не более чем на 2 года или рассрочку погашения долгов не более чем на 3 года в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством России.
Минимальный срок заключения соглашения о реструктуризации составляет пять лет в случае отсрочки долга и четыре года в случае его рассрочки. Реструктуризация не проводится по задолженности производителей сельхозтоваров по НДФЛ, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, а также по оплате труда. Сельскохозяйственный товаропроизводитель заключает соглашение о реструктуризации, подписанное кредиторами, у которых есть суммарное право требования на погашение не менее 75% от кредиторской задолженности организации-должника. Как показывает проводимый мониторинг, часто у предприятий отсутствует именно согласие необходимого количества кредиторов на проведение реструктуризации долгов, что ограничивает возможность участия организаций в программе финансового оздоровления. Помимо этого, должник обязан раз в квартал предоставлять в банк-агент информацию об отсутствии возбужденного в его отношении дела о банкротстве в арбитражном суде.
Контроль исполнения принятых на себя должником обязательств по уплате платежей согласно графику погашения долгов в рамках государственной программы финансового оздоровления проводится банком-агентом — ОАО «Россельхозбанк». Сумма по отсроченной и (или) рассроченной задолженности по платежам в федеральный бюджет и бюджетам государственных внебюджетных фондов составляет 0,5% годовых. Государство поддерживает сельхозпроизводителей в вопросах кредитования. Сельскохозяйственный бизнес использует кредиты на техническое переоснащение своего хозяйства, строит и реконструирует предприятия по переработке льна, объекты животноводства, закладывает многолетние насаждения и виноградники и так далее. Данный механизм оправдал себя, и его следует активно развивать, поскольку потребности сельхозпроизводителей в 2−3 раза больше. Сформирована государственная финансово-кредитная система обслуживания агропромышленного комплекса. На текущий период Россельхозбанк представлен в 78 регионах РФ, в ряде субъектов имеется сеть и на уровне районов. По объемам кредитов, предоставленных производителям сельхозтоваров, банк занимает второе место, его опережает лишь Сбербанк России. Средний объем кредита составляет около 2 млн. рублей, то есть ведется работа преимущественно с розницей. С прошлого года значительно расширены программы по страхованию урожая на основе государственной поддержки. В 2006 году из федерального бюджета были субсидированы страховые взносы в размере почти 5 млрд. рублей, обеспечив страхование около 38% урожая. С 2002 года начато развитие лизинговой системы поставок техники и племенного скота. Ее осуществляет государственная компания «Росагролизинг», созданная также по решению Президента России. За 3 последних года компания поставила 19 тыс. единиц сельскохозяйственной техники на сумму 22 млрд руб. и племенного скота на сумму, превышающую 1,5 млрд. рублей. И «Россельхозбанк», и «Росагролизинг» работают на современном уровне и не имеют долгов. [4]
Важной особенностью программы стало то, что в случае отсутствия у производителя сельхозпродукции задолженности по основному долгу предусматривается следующий порядок списания пеней и штрафов: организация заключает соглашение о реструктуризации долгов в сумме ноль рублей. Указанная задолженность считается погашенной с момента заключения соглашения. После этого заключается соглашение о списании сумм пеней и штрафов — после подписания которого осуществляется единовременное погашение пеней и штрафов.
Договор о реструктуризации долга может быть расторгнут в любой момент. Основаниями расторжения соглашения о реструктуризации долгов следующие: неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником принятых на себя обязательств в рамках соглашения о реструктуризации долгов; неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником текущих обязательств перед кредиторами, с которыми было подписано соглашение о реструктуризации долгов; возбуждение в отношении должника процедуры банкротства; несоответствие должника понятию «сельскохозяйственный товаропроизводитель», определенному абзацем третьим статьи 2 Федерального закона (организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год). [5]
Здесь необходимо отметить, что те сельхозтоваропроизводители, которые заключили соглашения о реструктуризации долгов до 1 января 2008 года должны соответствовать понятию сельскохозяйственного производителя, который был на момент вступления, а именно: чтобы у него доля выручки от реализации произведенной, произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 50%.
Если у сельскохозяйственного товаропроизводителя на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом, имеется задолженность по текущим налоговым платежам в бюджеты всех уровней, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим 1 месяц, либо просроченная задолженность по денежным обязательствам со сроком образования, превышающим 1 месяц, либо задолженность по платежам, установленным графиком погашения долгов, право на реструктуризацию долгов приостанавливается. В случае если в течение 90 дней со дня приостановления права на реструктуризацию долгов сельскохозяйственные товаропроизводители ликвидируют задолженность по указанным платежам и пеням, начисленным за их неуплату, право на реструктуризацию долгов сохраняется. При невыполнении этих условий сельскохозяйственный товаропроизводитель теряет право на реструктуризацию долгов и выбывает из программы.
В рамках данной программы на основании закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных предприятий» вышел Указ Президента Российской Федерации № 784 «О дополнительных мерах по улучшению финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей». Этот указ подразумевал списание до 1 апреля 2004 г. задолженности по пеням и штрафам, по которой должны были пройти выплаты в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, исчисленной по данным учета налоговых органов и не погашенной на 1 января 2002 г. Для осуществления и обеспечения этого указа было выделено 57 млрд руб., участвовать в погашении долгов смогли только те предприятия, в отношении которых не было возбуждено дело о банкротстве, а также те, которые в течение трех месяцев смогли в полном объеме выплачивать текущие налоги. Хозяйства получили возможность погасить оставшуюся задолженность, которая составила 63 млрд руб., с отсрочкой в 5−7 лет. 6]
В рамках данной программы в ведущем сельскохозяйственном регионе России — Краснодарском крае — действует краевой закон, который предусматривает возможность для организаций, неспособных в течение года оплатить свои краткосрочные обязательства и имеющих неудовлетворительную структуру баланса (коэффициент текущей ликвидности ниже единицы и коэффициент обеспечения собственными средствами на конец отчетного периода ниже значения 0,1) создания совместно с инвестором нового интегрированного сельскохозяйственного предприятия с любой организационно-правовой формой. Инвестор имеет законное право на получение контроля над всем сельхозпредприятием в обмен на свои первоначальные инвестиции в неплатежеспособную организацию в размере суммарного объема ее кредиторской задолженности, то есть фактически принимает на себя обязательства по погашению кредиторской задолженности неплатежеспособной организации равными долями в срок до 5 лет. Таким образом, согласно этому закону, будет происходить не финансовое оздоровление неплатежеспособного сельскохозяйственного предприятия, а его ликвидация и переход имущественного комплекса под контроль инвестора. [7]
1.2 Общие итоги Мнения экспертов по данному вопросу разнятся — с одной стороны развитие теории Смита о невидимой руке рынка и о невмешательстве государства в экономические отношения между субъектами, с другой стороны доводы о специфичности данной отрасли, подчеркивание ее важности для продовольственного обеспечения населения и протекционистские призывы. Наличие данной программы показывает, что Правительство движется по второму курсу.
Власти Российской Федерации осуществляют поддержку на высшем уровне предприятий сельхозназначения, проводят финансовое оздоровление предприятий путем реструктуризации их долгов, финансовую помощь в виде кредитов, поиска внутренних резервов увеличения прибыльности производства и достижения безубыточности финансово-хозяйственной деятельности, использования маркетингового анализа по изучению спроса и предложения, рынков сбыта и формирование на этой основе оптимального ассортимента и структуры производства продукции; повышения уровня квалификации управленческого персонала и работников; заключения договоров лизинга с целью обновления материально-технической базы сельхозпредприятий; использования договора факторинга,; продажи имущественного комплекса неплатежеспособного сельскохозяйственного предприятия новому юридическому лицу, созданному с привлечением инвестора; создания интегрированных структур АПК, реформирования неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий; передачи в аренду с дальнейшим выкупом основных средств производства и осуществление хозяйственной деятельности в новой структуре, с привлечением инвестора; реорганизацию сельскохозяйственных предприятий и другие мероприятия.
Исключительно важной комплексной мерой стало введение единого сельскохозяйственного налога. На уплату нового налога перешли 54% сельскохозяйственных организаций. В итоге на одну треть сократилась налоговая нагрузка, и упростился учет.
По предварительным оценкам итогов проведения процедур финансового оздоровления в Российской Федерации можно отметить рост числа организаций, восстановивших свою платежеспособность с выходом на качественно новый уровень развития производства. Однако большинство предприятий находится в тяжелых финансовых условиях, требующих разработки комплексной методики анализа финансового состояния сельскохозяйственных организаций с целью прогнозирования неспособности оплаты реструктурированной задолженности и вероятности наступления банкротства должника.
Следует отметить, что процесс финансового оздоровления далек от эталона, особой доработки требуют такие пункты, как охват всей массы неплатежеспособных предприятий, более детальное рассмотрение организации деятельности по реализации Федерального закона «О несостоятельности» (банкротстве). Среди недостатков отмечается также отсутствие органа, координирующего работу федеральной и территориальных комиссий. [7]
Принятые постановлением Правительства РФ № 1092 изменения в Федеральный закон «о Финансовом оздоровлении сельскохозяйственных предприятий» позволяют участвовать в программе товаропроизводителям в случае уплаты в полном объеме текущих платежей в бюджеты всех уровней в течение 1 месяца до первого числа месяца подачи заявления о его включении в состав участников. Однако, даже несмотря на подобные улучшения в законодательстве многие организации все равно не могут выполнить необходимые условия реструктуризации.
Часть 3. Итоги в цифрах На момент 1 января 2014 года в программе участвуют 13 253 организации. Сумма реструктуризированной задолженности составила 87,1 млрд. рублей. По пеням и штрафам списано 32,7 млрд. рублей. Возбуждены дела о банкротстве 1497 предприятий. Условия реструктуризации выполнены в отношении 1193 организаций. По сравнению с показателями от 1 января 2010 года число участников программы выросло на 167 организаций (на тот момент — 13 086 организаций). Сумма реструктуризированной задолженности составила на тот момент составила 85,6 млрд. рублей. По пеням и штрафам списано 30,5 млрд. рублей. Возбуждены дела о банкротстве 2607 предприятий. Условия реструктуризации выполнены в отношении 419 организаций. Из этих данных можно сделать вывод, что программа действительно способствует уменьшению числа банкротств сельскохозяйственных организаций. Число успешно погасивших обязательства организаций и вовсе выросло почти в три раза — с чисто экономических показателей программа выглядит весьма действенной. Однако большая часть участников программы по-прежнему имеет серьезные проблемы с долгами и вероятность их банкротства достаточно высока. [8]
Начиная с 2006 года, значительно усилилась государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий (выделяются субсидии на процентные ставки по кредитам и займам, увеличиваются сроки кредитования, предоставляются кредиты под залог земли на приобретение техники, оборудования и племенного скота на условиях лизинга и др.), что в целом улучшило общее финансовое состояние сельскохозяйственных компаний. К примеру, до кризиса в России наблюдалась положительная динамика роста числа прибыльных организаций (с 72,0% в 2006 году до 78,3% в 2008 году).
Важно, что уровень господдержки агросектора приближается к уровню развитых стран. Если в 1999 — 2001 года, еще до принятия Программы финансового оздоровления господдержка в РФ в среднем составила примерно 5,3% от стоимости продукции, то в 2010 — 2012 годах составила 21,3%. Для сравнения, за аналогичный период в Канаде данный показатель составил 21,9%, в США — 39,2%, в ЕС — 25,9%.
Однако наряду с положительными результатами сохранились и негативные тенденции. Только за период с 2000 по 2009 годы сельскохозяйственные организации потеряли от диспаритета цен более 900 млрд руб., что в 4 раза выше совокупной кредиторской задолженности. В 2009 году произошло снижение основных результативных показателей финансового состояния сельхозорганизаций Российской Федерации: по причине мирового финансового кризиса число прибыльных организаций уменьшилось с 78,3% в 2008 году до 72,1%; рентабельность продаж упала с 15,3% в 2008 году до 9,7%.
Ряд экспертов критикуют данную программу, указывая на то, что общее число успешно прошедших реструктуризацию организаций хоть и растет, но даже пока не превысило 10%. Около 6000 организаций были исключены из программы по причине невыполнения ее условий.
Согласно указу Президента № 784 списание пеней и штрафов по платежам в бюджеты и внебюджетные фонды произошло лишь у 434 организаций на общую сумму в размере 2,8 млрд руб., что составило 6,5% от общей величины пеней и штрафов.
Глава II. Перспективы
2.1 Общие перспективы В 2013 году были приняты поправки в бюджет, обеспечившие прилив в АПК дополнительные 42 млрд. рублей. Для улучшения финансовой ситуации в отрасли, серьезно пострадавшей в последние годы из-за неблагоприятных климатических условий в декабре этого года были предложены изменения в Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». Принцип однократности участия в программе был убран и предприятия, перенесшие чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия, приведшие к гибели более 25% плановых объемов продукции на всей площади посева, а также гибели 15% животных и птицы при ликвидации очагов опасных болезней получили возможность повторного участия в данной программе. При этом получат такую возможность только те организации, что выполнили все условия по ранее заключенным соглашениям в полном объеме. Окончательно утвердить данные изменения планируется во время весенней сессии Госдумы в 2014 году, однако уже сейчас данный законопроект получил положительный отзыв Правительства Российской Федерации и 92 положительных отзыва из 65 субъектов РФ. 9]
Также Комитетом Госдумы по аграрным вопросам в весеннюю сессию 2014 года запланировано проведение заседаний совместной рабочей группы по вопросу внесения изменений в Государственную программу по развитию сельского хозяйства до 2020 года для корректировки заложенных показателей с целью обеспечения выполнения показателей Доктрины продовольственной безопасности России с участием представителей Министерства сельского хозяйства РФ. Комитет считает целесообразным скорректировать индикаторы, заложенные в Госпрограмме с учетом реального ресурсного обеспечения из федерального бюджета, модифицировать механизмы реализации, переходя на прямые формы поддержки сельхозпроизводителей, такие как субсидии на гектар пашни и субсидии на литр молока. Для этого необходимо увеличить объемы финансирования Госпрограммы, не допустить снижения финансирования АПК из федерального бюджета на плановый период до 2016 года, а также увеличить финансирование целевой программы по устойчивому развитию сельских территорий до 2020 года. Данные меры также должны положительно отразиться на деятельности сельскохозяйственных организаций. [10]
В целом, реализация данной государственной программы позволит обеспечить российскому АПК устойчивый рост около 5−6%, а сельскому хозяйству — около 4% в год, что поможет добиться сокращения зависимости страны от импорта и увеличить экспорт сельхозпродукции, восстановить материально-технические, кадровые и природно-экологические потенциалы сельского хозяйства, повысить престиж работы и жизни на селе.
Также внесен в Думу законопроект об изменении правил банкротства агропредприятий. Предлагается объявлять организацию банкротом в случае, когда ее кредиторская задолженность превышает 500 тыс. рублей, а не 100 тыс. как это есть сейчас. На сегодня долги имеют около 78% сельскохозяйственных предприятий. При банкротстве для погашения задолженности кредиторам на торгах происходит продажа скота, техники, кормов, горюче-смазочных материалов, и хозяйство перестает существовать. При принятии данного закона, все имущество организации-должника будет продаваться на торгах единым комплексом, и это позволит продолжить производить сельскохозяйственную продукцию. [11]
Некоторые эксперты, опираясь на опыт некоторых зарубежных стран, в частности США, предлагают списывать кредиты в случаях, когда организации несли потери в результате засух.
2.2 Прогнозы сельскохозяйственный финансирование государственный В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства значится и совершенствование механизма финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей согласно Федеральному закону «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». Предполагаются внесения в этот закон изменений, способствующих стабилизации финансового состояния сельскохозяйственных организаций. Также предполагается введение других нормативных актов, регламентирующих финансовое оздоровление.
По итогам выполнения данной программы государство предполагает, что динамика развития агропромышленного комплекса до 2020 года будет сформирована под воздействием различно направленных факторов. С одной стороны, подействуют принятые Правительством в последние годы меры по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой стороны — сохранится непростая макроэкономическая обстановка, связанная с последствиями экономического кризиса, что усиливает вероятность неполной реализации программы по устойчивому и динамичному развитию аграрного сектора российской экономики.
В прогнозный период наметятся следующие значимые тенденции: увеличатся инвестиции, направленные на повышение плодородности почв и развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, стимулирование улучшения пользования земельными угодьями; произойдет преодоление стагнации в скотоводстве, будут созданы условия для роста производства и замещения импорта мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов; ускорится обновление технической базы агропромышленного производства на базе восстановления и развития отечественного сельскохозмашиностроения; начнется экологизация и биологизация агропромышленного производства за счет внедрения новых технологий в растениеводстве, животноводстве и пищевой промышленности в целях восстановления природного баланса и производства более безопасных пищевых продуктов.
Прогноз реализации Государственной программы основывается на достижении значений ее основных показателей (индикаторов), а также частных индикаторов реализации подпрограмм и федеральных целевых программ, включенных в Государственную программу.
В части основных показателей Государственной программы прогнозируются рост индекса производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на 20,8%, индекса физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства на 42%; рост уровня рентабельности по всей хозяйственной деятельности сельхозпредприятий не менее чем на 10 — 15% (с учетом субсидий). Среднегодовые темпы роста продукции сельского хозяйства в период до 2020 года должны составить не ниже 2,4 — 2,5%.
Вместе с этим планируется значительный рост ресурсов для экспорта сельскохозяйственных продуктов и продовольствия. Россия сможет предложить мировому рынку не только зерно и продукты его переработки, но и сахар, растительное масло, а также продукцию животноводства. [12]
Заключение
Очень важно понимать тот факт, что меры, предпринимаемые государством в рамках данной программы обязательно должны быть комплексными. Успешная реализация программы развития агропромышленного комплекса предполагает рост самостоятельности сельхозпроизводителей, способность ими преодолевать кризисные ситуации при наименьшей поддержке государства. Наличие программы по реструктуризации долга подразумевает работу с ослабленными и нерентабельными предприятиями. В идеале, число таких предприятий должно стремиться к минимуму, а государственная поддержка использоваться ими только в случаях чрезвычайных ситуаций.
Последние изменения в налоговой политике скорее положительно повлияли на развитие сельского хозяйства. Существуют различные налоговые льготы для малых фермерских хозяйств, в том числе в рамках единого сельскохозяйственного налога. Включение в список не облагаемых налогами объектов тракторов, самоходных комбайнов, специальных автомашин, зарегистрированных на сельхозпроизводителя и используемых для производства основной продукции позволяет хозяйствам несколько снизить свои затраты, и как результат, вероятность образования просроченной задолженности у них снижается.
После продолжительных переговоров и ожесточенных внутренних споров Россия присоединилась к Всемирной торговой организации. Если верить официальной позиции Минсельхоза РФ, вступление в ВТО не оказало серьезного влияния на объемы производства отечественной сельхозпродукции. Однако ВТО резко обострил основные проблемы российского сельского хозяйства — крайне низки темпы проведения модернизации отрасли, существует серьезное отставание в техническом оснащении хозяйств, освоении новых земель. Из-за низкого уровня конкурентоспособности продукции ряд организаций в некоторых подотраслях сельского хозяйства (например, в свиноводстве), оказались на грани банкротства. Даже организации-лидеры говорят о резком снижении рентабельности. Исследования показали, что многие руководители сельскохозяйственных организации даже не знают про ограничения, установленные нормами ВТО. В связи с этим государству просто необходимо донести до производителей, в первую очередь мелких смысл данной программы, ее преимущества. Пока же от ВТО очевидно выиграли потребители, ведь цены на продукцию упали. Ясное дело, что падение цен негативным образом отразилось на выручке предприятий. Снижение прибыли в итоге, как правило, ведет к невозможности покрыть свои издержки и организация оказывается в предбанкротном состоянии. Официальная статистика говорит о снижении финансовых результатов деятельности сельхозорганизаций на 54% за первое полугодие 2013 года. Наблюдается снижение валовой прибыли на 21,8%, увеличение убытков в 2,1 раза. Общая доля убыточных организаций увеличилась с 23,6% до 26,7%. Россия, как полноценный член ВТО, обязана связать государственную поддержку сельскому хозяйству до уровня в 9 млрд. долларов США до 2013 года включительно, и ее поэтапному снижению до 4,4 млрд. долларов США к 2018. Однако это не помешает реализовать все действующие программы помощи сельскому хозяйству. Однако свертывание поддержки, очевидно, поставит предприятия в еще более жесткие условия. Предполагается, что успешно выжившие организации пройдут постепенную адаптацию к новым условиям и смогут на равных конкурировать с зарубежными производителями.
Правительство видит выход из нестабильной ситуации в массовом построении крупных агрохолдингов. Консолидация активов в области началась в России, кстати, примерно с времени начала действия данной Госпрограммы. И здесь связь не случайна — вероятность банкротства крупного производителя значительно меньше. По сути используется идея о переделанных на рыночный лад советских моделях. Таким образом, государство отталкивается о ментальности нашего народа, более склонного к коллективной деятельности, чем к индивидуальной. Данный аспект является сугубо дискуссионным, однако публичная огласка руководителя страны о приверженности им традиционным ценностям, позволяет этому мнению существовать далеко не в роли пустой гипотезы. Явным плюсом агрохолдингов также стоит считать возможность привлечения ими крупных инвестиций, чего лишены мелкие сельхозпроизводители.
С точки зрения геополитического аспекта Правительству следует держать курс на постепенное снижение доли импорта сельскохозяйственной продукции в Россию. Ситуация, когда прилавки в крупных городах завалены красивыми, но при этом напичканными нитратами овощами-фруктами является категорически неприемлемой. Уничтожение колхозных рынков также не способствует процветанию общественного производителя. Безусловно, с 90-х годов существует глобальная проблема влияния на данные структуры криминальных элементов, дележ ими сфер влияния между собой. Однако закрытие рынков как таковых — не решение этой проблемы. Криминальные субъекты от этого не исчезнут, а вот сельхозпроизводителям от этого приходится не просто. Также очень важен государственный контроль продукции генной инженерии. 1 июля 2014 года вступит в силу Постановление Правительства РФ № 839 «О государственной регистрации генномодифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы».
Сельхозпроизводители, как правило, являются единственными источниками работы в селе, поэтому их банкротство опасно в первую очередь с социальной точки зрения. В итоге у многих деревень в графе «численность жителей» гордо красуется цифра ноль, окружающие их поля, ранее регулярно засеивавшиеся, пустуют, а коровники массово разбираются на кирпич или разрушаются естественным образом. Безусловно, финансовые вливания недостаточны. Однако большой проблемой является нехватка кадров. Современная молодежь явно не заинтересована быть трактористами или доярками. Здесь государству обязательно надо использовать все возможные пропагандистские средства для популяризации сельской жизни, повышения престижа данных профессий, тем более что они по сути своей весьма интересны. К тому же, трудящийся видит и осознает результат своего труда и чувствует свою причастность к нему, а также к делу процветания всей страны, в отличие от представителей многих городских профессий, создающих скорее виртуальный продукт.
Несмотря на все проблемы, российское сельское хозяйство остается весьма привлекательной отраслью для инвесторов. В 2013 году сохранилась положительная динамика привлечения предприятиями и организациями кредитных ресурсов. Рост суммарного объема кредитов составил около 16%, по краткосрочным — 18,6%, по инвестиционным — 11,7%. Возможность легко получить кредит позволит производителям закупиться новой техникой, оборудованием, животными и повысить объемы производства. Как результат, организации имеют все шансы отодвинуть на более дальний срок перспективу банкротства.
Список литературы
и интернет-источников
1. Федеральный закон от 9 июля 2002 года N 83-ФЗ" О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2003 г. N 52 «Базовые условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей»
3. Протокол заседания межведомственной федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей от 19.08.2010 г. № 11
4. Информация о ходе реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» от 09.07.2002 № 83-ФЗ по состоянию на 29.09.2011
5. Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О развитии сельского хозяйства»
6. Указ Президента РФ от 16 июля 2003 г. N 784 «О дополнительных мерах по улучшению финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей»
7. Финансовое оздоровление как мера государственного регулирования http://ej.kubagro.ru/2005/08/04/
8. Информация о ходе реализации Федерального закона от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» по состоянию на 01.01.2010. http://www.mcx.ru/documents/document/show/12 272.133.htm
9. Перспективы и проблемы АПК: законотворческая и экспертная деятельность. http://www.sops.ru/publikatsii/news/741/
10. Кто сможет повторно прибегнуть к финансовому оздоровлению? http://www.agrofakt.ru/news/detail/124 848/
11. Банкротить сельхозпредприятия будут по-новому. http://www.agropages.ru/page/7871.shtml
12. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm
.ru