Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Технология организации профессиональной подготовки менеджера в условиях виртуального учебно-тренировочного центра

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На первом этапе (2003 — 2004 гг.) изучалась философская, психологическая, педагогическая, методическая литература, посвященная различным аспектам исследуемой проблемыизучался отечественный и зарубежный опыт организации профессиональной подготовки в условиях учебной информационной среды образовательных учреждений высшего профессионального образования. Определены теоретические предпосылки… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Социальный заказ на подготовку менеджера в условиях высокой динамики деловой среды
    • 1. 1. Факторы, влияющие на подготовку современного менеджера в условиях высокой динамики деловой среды
    • 1. 2. Оценка государственного образовательного стандарта подготовки менеджера с позиции обеспечения его конкурентоспособности на рынке труда
    • 1. 3. Система требований к уровню сформированости технологической готовности менеджера к профессиональной деятельности в современных условиях
  • Выводы по первой главе
  • 2. Проектирование профессиональной подготовки менеджера в условиях виртуального учебно-тренировочного центра
    • 2. 1. Модель функционирования виртуального учебно-тренировочного центра
    • 2. 2. Дидактические условия обеспечения качества профессиональной подготовки менеджера средствами виртуального учебно-тренировочного центра
  • Выводы по второй главе
  • 3. Практика организации профессиональной подготовки менеджера в условиях виртуального учебно-тренировочного центра
    • 3. 1. Организация учебно-познавательной деятельности студентов в рамках курса «Информационные технологии в управлении»
    • 3. 2. Методика решения профессионально ориентированных задач средствами управления проектами
    • 3. 3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности предложенного подхода
  • Выводы по третьей главе

Технология организации профессиональной подготовки менеджера в условиях виртуального учебно-тренировочного центра (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Интенсивность развития информационного общества, в котором приоритетное значение закрепилось за наукоемкими технологиями, профессионально компетентными и высококвалифицированными специалистами, интеллектуальным капиталом компаний, актуализирует проблемы модернизации и информатизации деловой среды как основы, призванной обеспечить стабильность экономического развития России.

Подъем инновационной активности российских предприятий, рост темпов их модернизации объясняется не только заинтересованностью в решении данных задач со стороны государства, но и сменой образовательных парадигм в контексте подготовки специалистов. Высшие учебные заведения в своем стремлении повысить качество обучения, уровень профессионализма и конкурентоспособность своих выпускников ориентируются на использование современных интерактивных технологий, инновационных методов обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов, обеспечивая открытость, доступность, непрерывность и массовость профессионального образования. Как показывают исследования, развитие вузов в данном направлении способно обеспечить требуемый работодателями уровень профессиональной компетентности выпускников, а следовательно, их востребованность на рынке труда в условиях высокой динамики деловой среды.

Заинтересованность российских компаний в повышении интеллектуального капитала, рассматривающих имеющиеся интеллектуальный потенциал как основной стратегический ресурс развития, акцент государственной политики на информатизацию всех сфер деятельности общества, породили кадровый голод и нехватку профессионально компетентных менеджеров, отвечающих современным требованиям современной информационной среды. Это требует новых форм интеграции образования и бизнес-среды, и ставит перед профессиональным образованием как одну из первоочередных задач обоснование и разработку новых перспективных технологий организации профессиональной подготовки менеджеров.

Сложность, многоплановость и актуальность проблем организации профессиональной подготовки менеджера с учетом инновационной специфики его будущей профессиональной деятельности обусловили большое внимание к данной проблематике со стороны отечественных и зарубежных ученых и практиков. Положения теории и практики в контексте подготовки специалистов на различных уровнях профессионального образования раскрываются в трудах Н. Е. Астафьевой, С. И. Архангельского, Ю. К. Бабанского, Е. В. Бондаревской, A.JI. Денисовой, В. И. Журавлева, З. Д. Жуковской, Б. М. Кедрова, И.Я., Лернера, Н. В. Молотковой, О. П. Околелова, Э. П. Печерской, М. С. Савиной, В. А. Сластенина, И. В. Роберт, М. С. Чвановой и др. Особую актуальность имело рассмотрение проблем формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды (работы В. А. Сластенина, А.Л. Денисовой). В работах А. Анчишкина, В. Атояна, Д. Белла, Э. Брукинг, С. Глазьева, П. Друкера, А. Дынкина, В. Иноземцева, М. Кастельса, Д. Львова, О. Милютиной, Д. Норта, Р. Нельсона, Т. Николаевой, М. Поланьи, М. Портера, К. Фримена, В. Чекмарева, Ю. Яковца и других изложены основы теории управления знаниями, определены базисные принципы взаимодействия науки и производства, организационные формы их координации. В работах анализируются тенденции и проблемы активизации инновационных процессов в рамках регионов, отраслей и стран, делается вывод о роли не только формальных организаций, инициирующих и осваивающих инновации (инновационные фирмы, университеты, научные центры, технопарки и т. д.), но и наличии устойчивых и эффективных взаимосвязей между ними, обеспечивающих быстрый и беспрепятственный трансферт знаний и технологий, то есть существовании инновационно-образовательных систем, информационных инфраструктур.

Специфика деятельности менеджера заключается в изначально инновационном, предпринимательском, рисковом ее характере, проявляющемся в ориентации на постоянный поиск новых, более эффективных способов организации бизнеса, что предполагает непрерывность в развитии личности и право на риск. Исследование показало, что среди составляющих профессиональной компетентности менеджера в современных условиях приоритетное значение приобретают: умение разрабатывать и вести проектыспособность сформировать рабочие группы специалистов в рамках реализации проекта, как в реальной среде, так и в виртуальном пространствеумение организовать сотрудничество, трансферт знаний и технологийсформированность навыков стимулирования инновационной деятельностиспособность и готовность капитализировать и перемещать компетенцииспособность оценивать потребности клиента и пр.

Исследования и опыт практической работы позволили сделать вывод о том, что в условиях высокой динамики деловой среды качество профессиональной деятельности менеджера зависит от уровня сформированности его технологической готовности, обеспечивающей успешность достижения стратегических приоритетов в профессиональной сфере. Следовательно, освоение основных, в том числе информационно-коммуникационных, технологий поддержки принятия решения в рамках профессиональной подготовки специалистов данного профиля является необходимым, но недостаточным, важно воспитывать в обучающемся желание развиваться и искать инновационные пути решений поставленных перед ним задач, что требует дополнительного исследования проблемы организации профессиональной подготовки менеджера на основе взаимодействия образовательных и бизнес структур.

Как показали исследования и опыт практической работы, решение этой задачи возможно в рамках создания и функционирования на базе вуза виртуального учебно-тренировочного центра (ВУТЦ).

Возникшее противоречие в необходимости удовлетворения перспективных потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах-менеджерах с учетом специфики их профессиональной деятельности в условиях развития единого информационного пространства и интеграции экономики России в систему мировых хозяйственных связей и недостаточного теоретико-методологического обоснования, технологической и методической проработанности вопросов организации профессиональной подготовки менеджера в условиях виртуального учебно-тренировочного центра обусловило актуальность данного исследования, выбор темы, объекта и методов, цели и задач, а также направления использования полученных результатов.

Цель исследования: теоретически обосновать необходимость использования инновационных технологий в организации профессиональной подготовки менеджера, разработать и реализовать технологию организации профессиональной подготовки менеджера в условиях ВУТЦ.

Объект исследования — профессиональная подготовка менеджера.

Предмет исследования — технология организации профессиональной подготовки в условиях ВУТЦ.

Гипотеза исследования заключается в том, что организация профессиональной подготовки менеджера в условиях вуза будет эффективней, если:

— в процессе проектирования подготовки учитывается динамика деловой среды, требования к профессиональным компетенциям специалиста и заданный уровень технологической готовности к профессиональной деятельности в современных условиях;

— теоретически и методически обоснована и разработана модель функционирования ВУТЦ с позиций формирования у обучающихся технологической готовности к профессиональной деятельностиобоснована система дидактических условий организации профессиональной подготовки менеджеров с позиций обеспечения требуемого качества образовательных услуг и активизации учебно-познавательной деятельности студентов;

— организация профессиональной подготовки менеджера в условиях ВУТЦ реализуется на основе специально разработанной технологии с учетом системы функциональных задач каждой категории пользователей;

— разработана методика решения профессионально ориентированных задач в контексте организации проектной деятельности студентов.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Изучить социальный заказ на подготовку менеджера в условиях высокой динамики деловой среды с позиций обеспечения конкурентоспособности выпускника вуза на рынке труда.

2. Проанализировать проработанность данной проблемы в теории и практике профессиональной подготовки современного менеджера.

3. Спроектировать технологию организации профессиональной подготовки менеджера в условиях ВУТЦ и обосновать дидактические условия ее реализации.

4. Разработать методику решения профессионально-ориентированных задач в контексте организации проектной деятельности студентов в рамках дисциплины «Информационные технологии в управлении».

5. Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности предложенного подхода.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Существенное значение в концептуальном плане имели:

• положения о сущности педагогического процесса в условиях приобретения им свойств целостности (Ю.П. Азаров, Н. Е. Астафьева, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, З. И. Васильева, М. А. Данилов, B.C. Ильин, В. В. Краевский, Б. Т. Лихачев, Л. И. Новикова и др.);

• теоретические основы оценки качества образовательных услуг (Г.Е. Володина, А. Л. Денисова, А. П. Егоршин, В. Г. Колосова Э.М. Коротков, В. Н. Козлов, И. Я. Лернер, Н. П. Пучков, Н. Я. Селезнева, Т. И. Руднева и др.);

• теория о дидактических особенностях организации учебнопознавательной деятельности в современных условиях (Ю.К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Н. Ф. Талызина и др.);

• положения о принципах формирования содержания образования (А.А. Вербицкий, З. Д. Жуковская, И. Ф. Исаев, В. В. Краевский, О. П. Околелов, М. Н. Скаткин и др.);

• исследования принципов формирования современного рынка труда и перспективных потребностей в специалистах (И.Ф. Беляева, B.C. Буланова, Б. М. Генкин, A.JI. Денисова, Е. Н. Жильцов, В. А. Квасницкий, JI.A. Костин, А. Э. Котляр, И. С. Маслова, Н. В. Молоткова, С. Н. Никитин, А. Ф. Ленкин, А. Г. Шатохин, А. А. Ченцов, С. А. Фабричное и др.);

• положения о значении образовательных учреждений в становлении специалиста, конкурентоспособного в современной информационной среде (А.Л. Денисова, Л. И. Евенко, Н. В. Молоткова, Э. П. Печерская, М. С. Савина, В. Г. Соколов и др.);

• теоретические основы информатизации системы непрерывного образования (Н.Е. Астафьева, Е. П. Велихов, А. Л. Денисова, Н. В. Молоткова, О. П. Околелов, В. Г. Разумовский, А. Ю. Уваров, М. С. Чванова, О. В. Юдина и ДР-).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов исследования:

• теоретические методы (теоретико-методологический анализ источников, аналогия, проектирование и моделирование систем и процессов, изучение и обобщение опыта организации процесса профессиональной подготовки специалистов, в том числе изучение и обобщение педагогического опыта организации подготовки менеджера в условиях информационно-образовательной среды вузовспецифики функционирования инфраструктуры рынка, маркетинговой среды и маркетинговой информации производства);

• эмпирические методы (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, экспертная оценка) — диагностические методы (тестирование, обобщение независимых характеристик, экспертных оценок) — праксиметрические методы (анализ результатов деятельности) — экспериментальные методыметоды статистической обработки данных.

Опытно-экспериментальная база исследования.

Исследование осуществлялось с 2003 по 2007гг. Основная опытно-экспериментальная база исследования — ГОУ ВПО Самарский государственный экономический университет. В целом исследованием были охвачены студенты 3−4 курсов специальности «Менеджмент организации», преподаватели вуза — всего около 200 человек. Исследование проводилось поэтапно.

На первом этапе (2003 — 2004 гг.) изучалась философская, психологическая, педагогическая, методическая литература, посвященная различным аспектам исследуемой проблемыизучался отечественный и зарубежный опыт организации профессиональной подготовки в условиях учебной информационной среды образовательных учреждений высшего профессионального образования. Определены теоретические предпосылки актуализации технологической готовности специалиста в условиях высокой динамики деловой среды. Выявлены и изучены факторы, влияющие на качество профессиональной подготовки современного менеджера. На основе анализа государственного образовательного стандарта подготовки менеджера были определены проблемы стандартизации процессов профессиональной подготовки менеджера с позиции обеспечения конкурентоспособности на рынке труда, проанализирована проработанность данной проблемы в теории и практике профессиональной подготовки. Проанализированы подходы к проектированию современных технологий обучения, ориентированных на активизацию инновационных процессов в образовании, современные подходы изучения информационных технологий, и на их основе сформулированы типологические признаки виртуальной информационно-образовательной среды. Разрабатывались общие подходы к решению проблемы, были определены цель, объект и предмет исследования, сформулированы гипотеза и задачи исследования, организована экспериментальная работа в соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования.

На втором этапе (2004 — 2005 гг.) разрабатывалась модель функционирования виртуального учебно-тренировочного центра как основы технологии организации профессиональной подготовки менеджера. Определялись критерии и показатели оценки сформированное&tradeтехнологической готовности менеджера к профессиональной деятельности в условиях виртуально учебно-тренировочного центра. Предложены дидактические условия обеспечения качества профессиональной подготовки менеджера средствами виртуального учебно-тренировочного центра. Разрабатывались и апробировались методические основы решения профессионально-ориентированных задач средствами управления проектами в контексте организации проектной деятельности студентов в рамках дисциплины «Информационные технологии в управлении». Разработана методика организации проектной деятельности студентов. Проверялась и уточнялась гипотеза исследования, конкретизировались педагогические условия, обеспечивающие эффективность технологии организации профессиональной подготовки менеджера в условиях виртуального учебно-тренировочного центра. Проведен формирующий этап эксперимента и обобщены полученные результаты.

На третьем этапе (2005 — 2007 гг.) осуществлялся количественный и качественный анализ полученных результатов. Проведен обобщающий эксперимент, что позволило систематизировать результаты опытно-экспериментальной работы. Выполнены систематизация, обобщение и статистическая обработка экспериментальных данных. Сформулированы выводы, завершено оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

• с учетом тенденций развития рыночной экономики и ее кадрового обеспечения, высокой динамики деловой среды обоснованы теоретические положения организации профессиональной подготовки современного менеджера в условиях высшей школы в контексте формирования технологической готовности к профессиональной деятельности как основы обеспечения его конкурентоспособности на рынке труда.

• определена система принципов организации профессиональной подготовки менеджера в области проектной деятельности (непрерывность, субъективация, интеграция в профессиональную среду, приближенность к месту нахождения обучающегося, адаптивность), основанной на интеграции системного, синергетического, личностно-деятельностного и компетентностного подходов, и разработаны требования к их реализации;

• уточнены характеристики, структура, содержательное наполнение виртуального учебно-тренировочного центра как компонента информационно-образовательной среды вуза, представляющего собой системную организационную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с личностью как субъектом образовательного процесса;

• разработана модель функционирования виртуального учебно-тренировочного центра, определяющая спектр задач, решаемых каждой категорией участников образовательного процесса, основы их сотрудничества и взаимодействия с позиции формирования технологической готовности специалиста к профессиональной деятельности и повышения качества предоставляемых образовательных услуг;

• обоснованы дидактические условия организации профессиональной подготовки, обеспечивающие активизацию учебно-познавательной деятельности студентов в условиях ВУТЦ;

• разработана методика организации проектной деятельности студентов в процессе решения профессионально ориентированных задач в рамках дисциплины «Информационные технологии в управлении».

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная технология организации профессиональной подготовки менеджеров в условиях виртуального учебно-тренировочного центра реализована в практике подготовки специалистов в ряде вузов России и обеспечивает:

• целостность и системность профессиональной подготовки на основе учета логики овладения специальностью и создания условий переноса теоретических знаний в сферу профессиональной деятельности специалиста;

• достижение высокого уровня сформированности технологической готовности менеджера к профессиональной деятельности как основы устойчивой конкурентной позиции на региональном рынке труда в условиях высокой динамики деловой среды.

На защиту выносятся:

1. Система требований к подготовке менеджера в контексте формирования технологической готовности к профессиональной деятельности.

2. Модель функционирования виртуального учебно-тренировочного центра как компонента информационно-образовательной среды вуза.

3. Методика организации проектной деятельности студентов в процессе решения профессионально ориентированных задач в рамках дисциплины «Информационные технологии в управлении».

Обоснованность и достоверность теоретических выводов и практических рекомендаций обеспечена методологической аргументированностью исходных теоретических положенийсоответствием научных положений педагогического исследования основным положениям дидактикипродолжительностью экспериментальной работы, позволившей провести количественный и качественный анализ результатов исследования и его внедренияопытом реализации разработанной технологии в профессиональной подготовке менеджеров по специальности 61 100 «Менеджмент организации».

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования получили отражение в научных статьях, тезисах докладов, докладах автора. Основные положения исследования докладывались и обсуждались на заседаниях межрегиональной научно-исследовательской лаборатории «Современные технологии в образовании и бизнесе» ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет» (г. Тамбов, 20 052 007 гг.) — ежегодных межвузовских научно-практических конференциях в рамках секции «Информационные технологии в экономике и управлении» профессорско-преподавательского состава по итогам НИР ГОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет» (г. Самара, 2006, 2007 гг.) — 5-ой Международной научно-практической конференции «Проблемы развития предприятий: теория и практика» (г. Самара, 24−25 ноября 2005 г.) — Международной научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Молодежь в начале XXI века: основные ценности, позиции, ориентиры» (г. Самара, 23−24 марта 2006 г.) — III международной научно-практической конференции «Проблемы экономики и информатизации образования» (г. Тула, 27−28 апреля 2006 г.) — IV Международной научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов» (г. Пенза, октябрь 2006 г.) — Международном симпозиуме «Философия образования Востока и Запада: развитие диалога» (г. Новосибирск, 2006 г.) — Всероссийской научно-методической конференции преподавателей учреждений высшего и среднего профессионального образования «Инновационные образовательные технологии в системе непрерывного образования» (г. Екатеринбург, 4 апреля 2007 г.).

По теме исследования опубликовано 12 работ общим объемом 3,2 печ.л., в том числе авторских 2,7 печ.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников, приложений.

Выводы.

Данная глава посвящена практике организации профессиональной подготовки менеджера в условиях виртуального учебно-тренировочного центра, в частности, методике решения профессионально ориентированных задач средствами управления базами данных, организации проектной деятельности студентов в рамках курса «Информационные технологии в управлении». Рассмотрены результаты опытно-экспериментальной проверки эффективности предложенного подхода. Наиболее значимыми выводами по данной главе являются следующие.

1. Наилучший дидактический результат от организации учебно-познавательной деятельности в условиях виртуального учебно-тренировочного центра можно достичь за счет использования активных методов обучения: деловых игр, совместного анализа преподавателя и обучающихся учебных примеров, дискуссий, в ходе которых разбираются возможные конкретные ситуации.

2. В ходе педагогического эксперимента подтвердила свою результативность технология функционирования виртуальных фирм, создаваемых на базе ВУТЦ и базирующихся на следующих моделях: модель бизнес-процессов реальной фирмы (обучающиеся управляют учебной фирмой, отвечая в зависимости от должности за осуществление тех или иных смоделированных процессов) — модель рыночной среды.

3. Основные преимущества виртуальной учебно-тренировочной фирмы как инновационной формы обучения заключаются в следующем:

— создаются условия поиска знаний и формирования практических умений менеджера в рамках системы оценки сложившейся ситуации и принятия решения;

— развивается как способность к адаптивности в условиях конкурентной среды, так и к мобильности в восприимчивости нового, креативность как способность к творчеству;

— повышается уровень актуализации технологической готовности к профессиональной деятельности в условиях динамики деловой среды;

— формируется социально значимый опыт.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Как представляется, проблема разработки методологии формирования образовательными учреждениями конкурентоспособного специалиста в современных условиях носит априорно актуальный характер в свете столь бурого развития информационных и коммуникационных технологий, динамизма научно-технических достижений, структурных сдвигов на рынках труда. Однако, наблюдается определенное отставание педагогической науки в осмыслении процессов готовности современных выпускников к деятельности в условиях все более широкого внедрения новых образовательных технологий, методов и приемов решений профессионально-значимых задач.

Сегодня, в обществе постиндустриального типа доминантами являются специальные знания и технологии, определяющие перспективные направления, стратегию и тактику общественного и экономического развития. В процессе становления и развития рыночных структур и институтов все более возрастает осознание роли современных руководителей производства, стремящихся повысить эффективность работы своих организаций в период нестабильной внешней и внутренней бизнес-среды.

Исследования в области теории и методики профессионального образования показывают, что проектирование системы подготовки специалиста должно быть ориентировано на учет специфики его будущей деятельности и условий, в которых она реализуется.

С целью обеспечения качества организации профессиональной подготовки современного специалиста разработаны теоретические аспекты использования информационно-образовательной среды образовательного учреждения как средства диалектического взаимодействия социального, пространственно-предметного и психолого — дидактического взаимодействия обучающегося, комплекса инструментальных средств, виртуального представительства учебного заведения с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. Достаточно значительное внимание было уделено рассмотрению системы требований к обеспечению качества образовательного процесса, механизму интеграции науки и практики, совершенствованию информационно-образовательной поддержки внедрению инновационных процессов в региональном бизнесе и образовании, созданию условий творческой самореализации личности, совершенствованию процесса обучения на основе современных информационных и коммуникационных технологий, позволяющих создавать учебно-имитационную информационную профессиональную среду, обеспечивающую перенос теоретических знаний в практическую область, подготовку к успешной профессиональной деятельности в условиях неопределенной внешней среды.

Технология организации профессиональной подготовки менеджера в условиях виртуального учебно-тренировочного центра рассматривается в работе с позиций системогенезиса исследуемой деятельности, ее сущности, внутренней организации, механизмов регулирования процессов познания и преобразования с цель повышения качества профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста и удовлетворения перспективных потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах-менеджерах с учетом специфики их профессиональной деятельности в условиях развития единого информационного пространства и интеграции экономики России в систему мировых хозяйственных связей.

Рассматривая менеджмент как культуру, искусство и науку организации совместной деятельности, автор обоснованно полагает, что к основным характеристикам деятельности менеджера относятся:

— во-первых, предпринимательский тип деятельности, направленный на поиск новых, более эффективных способов достижения результатов в бизнесе при одновременном учете и управлении рисками в условиях конкурентной среды;

— во-вторых, направленность деятельности на достижение стратегических приоритетов развития, связанная с определением, обоснованием и внедрением механизмов активизации и совершенствования ресурсов компаний, выделением форм и способов их рационального использования;

— в-третьих, структура и содержание профессиональной деятельности, которые определяются спецификой ее объекта и тенденциями его позиционирования в условиях конкурентной среды.

В свою очередь, анализируя структуру технологической готовности специалиста к профессиональной деятельности, автор выделяет следующие параметры ее оценки:

— мотивационная готовность, т. е. направленность личности на достижение успеха в условиях неопределенности конкурентной среды;

— теоретическая готовность, т. е. уровень сформированности системы методологических знаний, обеспечивающей формирование целостной картины мира;

— практическая готовность, т. е. уровень владения инструментальными средствами познания и методами принятия и реализации решений;

— информационная готовность, т. е. уровень сформированности понимания информационно-профессиональной сущности решаемых задач, владения средствами современных информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих эффективность и качество принимаемых управленческих решений.

Все это позволило определить систему требований к подготовке менеджера в контексте формирования технологической готовности к профессиональной деятельности, разработать модель функционирования виртуального учебно-тренировочного центра как компонента информационно-образовательной среды вуза и методику организации проектной деятельности студентов в процессе решения профессионально ориентированных задач в рамках дисциплины «Информационные технологии в управлении».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994.
  2. А.Г., Печерская Э. П. Конкурентоспособность высшего учебного заведения в образовательном пространстве региона.- Самара: Изд-во СГЭА, 2004.
  3. А.Г. Информационно-образовательная среда учебного процесса в вузе. М: Образование и информатика, 2004.
  4. А.Н. Наука и производство: век интеграции. М.: Наука, 1992.
  5. Е.М., Гурков И. Б. Организационные ресурсы инновационной деятельности российских промышленных предприятий // Бизнес-образование. 2001. — № 2 (11).
  6. Автоматизация технологических процессов / Под ред. Е. Б. Карпина. -М.: Агропромиздат, 1985.
  7. И.Г. Организационно-педагогические условия применения деловых игр в процессе экономической подготовки учащихся: Дис.. канд. пед. наук. Курган, 1994.
  8. О.И., Кривошеев А. О., Ушаков А. С. О трех поколениях компьютерных технологий обучения // Информатика и образование. 1995. -№ 2.
  9. Агапова О. И, Кривошеев А. О, Ушаков А. С. Проектно-созидательная модель обучения // Alma mater. 1994. — № 1.
  10. Ю.Агранович Б. Л., Богатырь Б. Н., Ямпольский В. З. Системный анализ стратегий информатизации образования // Проблемы информатизации высшей школы. 1997. — № 3.
  11. Р. Планирование будущего корпорации. М.: Сирин, 2002.
  12. Н.М. Научные основы подготовки учащихся в профессиональных учебных заведениях по профессиям экологического профиля / Институт профтехобразования РАО. СПб., 1977.
  13. И.Алексеев А. С. Информационные ресурсы и технологии начала XXI века//ЭКО.-2000.-№ 6.
  14. М.Альбах Ф. Высшее образование и ВТО: безумие глобализаций // Alma mater. 2001. — № 6. — С.39.
  15. М.С., Батдалов М. М., Гамидов Г. С., Исмаилов Т. А. Региональные проблемы развития инновационной деятельности // Инновации. 2001. — № 1.
  16. В.Н., Мироносецкий Н. Б. Оптимизация управления предприятием (объединением). Новосибирск: Наука, 1984.
  17. И.А. Мифы и реальность российского Интернета // Информационные ресурсы России. 1977. — № 6.
  18. Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОСО РАО, 1994.
  19. Н., Салимова Г., Качак В. Финансирование научных исследований // Высшее образование в России. 2001. — № 2.
  20. Е.А. Рынки технологии в мировом хозяйстве. М.: Наука, 1992.
  21. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высш. шк., 1976.
  22. А. Утверждение нового экономического мышления и задачи теории, образования и воспитания // Рос. экон. журн. 1997. — № 8.
  23. Н.Е. Теоретические основы дидактической системы информатизации педагогической деятельности преподавателей профессиональных учебных заведений: Дис. д-ра пед. наук. СПб., 1997.
  24. Н.Е., Денисова A.JL, Солопова Н. К., Молоткова Н. В. Теория и практика управления процессами информатизации: Монография /
  25. Тамб. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. Тамбов, 1999.
  26. В.Г. Основы философских знаний. 10-е изд., доп. — М.: Мысль, 1966.
  27. B.JI. Деловая игра метод активизации обучения // Вестн. Моск. ун-та. — 1988. — № 2.
  28. С. Ведение бизнеса с помощью современных информационных технологий // Инфобизнес. 2000. — № 2.
  29. С.Я. Энциклопедия профессионального образования. Т2. -М.: РАОАПО, 1998.
  30. И.Л. Информационные технологии в структуре экономики Российской Федерации //Проблемы информатизации. 2001. — № 2.
  31. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
  32. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988.
  33. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
  34. .Н. Приоритетное преподавание информатики как основы информатизации общества и достижения нового качества образования // Проблемы информатизации высшей школы. 1997. — № 1−2.
  35. А. Компьютеры в обучении: чему учит история?// Информатика и образование. 1990. — № 5.
  36. Э. Интеллектуальный капитал. СПб.: Питер, 2001.
  37. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991.
  38. Ф.С. Информационная подготовка экономистов // Высш. образование в России. 2001. — № 2.
  39. Г. Е. Теоретические основы управления качеством образования // Эффективность и качество бизнес-образования: Тез. докл. шестой междунар. конф. РАБО Шарм-Эль-Шейх. Египет, 2002.
  40. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1992.
  41. П.Я. К теории программированного обучения. М.: Знание, 1967.
  42. Д. Бизнес-план отходит в прошлое // Ведомости. 2003.
  43. М.Г. Развитие творческой самостоятельности специалиста // Высш. образование в России. 1998. № 4.
  44. Д., Михалевич В., Ракитов А., Семинихин В. Стратегия прорыва//Правда. 1988,21 июня.
  45. .И., Денисова А. Л., Зайцев Е. В., Берстенев Г. И. Управление качеством продукции: генезис теории и практики системного подхода: Монография. М.: Машиностроение, 2000.
  46. .С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: ИнтерДиалект+, 1997.
  47. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: Наука, 1993.
  48. В.В. Компьютерные технологии в бизнес-образовании // Бизнес-образование. 1997. — № 2.
  49. В.В. Управление информационными ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 17. М.:ИНФРА-М, 1999.
  50. О.В., Охрименко С. А., Хорошилов А. В. и др. Введение в информационный бизнес. М.: Финансы и статистика, 1996.
  51. В.А. Информационные технологии для менеджеров. М.: Финансы и статистика, 2001.
  52. B.C. Система обучения информационным технологиям в высшем профессиональном образовании студентов экономических специальностей: Автореф. дис. канд. пед. наук. Тольятти, 2002.
  53. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т1. М.: Рус. яз., 1989.
  54. Э. Выход из кризиса: Пер. с англ. Тверь, 1994.
  55. A.JI. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1994.
  56. A.JI. Качество информационных услуг (теория и методология): Диссертация. Тамбов, 2001
  57. А.Л., Печерская Э. П. Инновационный компонент профессиональной деятельности специалиста: Монография. М.: Издательство Машиностроения 1, 2003.
  58. А.Л., Печерская Э. П. Методологические проблемы подготовки современного менеджера в инновационной образовательной среде: теоретические аспекты и практика. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2004.
  59. С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление. М.: Экономика, 1998.
  60. П.Ф. Практика менеджмента. Задачи менеджмента в XXI веке. СПб.- Киев: Вильяме, 2000.
  61. Дж.У. Основополагающие идеи в менеджменте. М.: Дело, 1996.
  62. М.И. Психологические проблемы подготовки к деятельности. Минск: Изд-во Белор. гос. ун-та, 1976.
  63. Х.Дж. Компьютеры как инструменты познания: изучение с помощью технологии, а не из технологий // Информатика и образование. -1996.-№ 4.
  64. А.П. Бремя информационных технологий // Знание-сила. 1986. № 3.
  65. В.К. Технологии в образовании // Человек. 1997. — № 3.
  66. В.В. Компьютерные технологии в экономическом и бизнес-образовании // Бизнес-образование. 1997. — № 2.
  67. В.А. Компьютерная революция: проблемы и задачи // Вопросы философии. 1987. № 4. С.91−100.
  68. Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург: Изд-во Ур. гос. проф.-пед. ун-та, 2000.68.3иновкина М. Креативная технология образования // Высш. образование в России. 1999. — № 3.
  69. В.П. Психологическая теория деятельности («вспоминая о будущем») // Вопр. философии. 2001. — № 2.
  70. Н. Активизация нематериального ресурса в стратегии возрождения России // МЭ и МО. 1997. — № 4.
  71. Информатизация образования в России: сети, информационные ресурсы, технологии / Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО). М., 1997.
  72. В.А. Основы компьютерной технологии. М.: Финансы и статистика, 1994.
  73. П., Кудрявцев Н. Ноосфера образования. Область удаленного доступа к знаниям // Alma mater. — 2001. — № 3.
  74. A.M., Нестеров П. В. Информатизация бизнеса. М.: Финансы и статистика, 1997.
  75. В.П. Дидактические основы непрерывности экономической подготовки учащихся в системе «школа-колледж»: Автореф. дис.. канд. пед.наук. М., 1995.
  76. Г. И. Динамизация процесса обучения как фактор перехода к информационному обществу // Казан, пед. журн. 1996. — № 3.
  77. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека: В 2 т. Т. 1.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1957.
  78. К.К. Курс информатики в системе образования: современное состояние и перспективы развития // Системы и средства информатики. М.: Наука, Физматлит, 1996. — Вып. 8.
  79. В.Ф. Управленческие имитационные игры. Новосибирск: Наука, 1989.
  80. Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации (утв. 28 сент. 1993 г.). М.: Рос. НИИСИ, 1994.
  81. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и методические рекомендации по ее реализации / Министерство образования Сарат. обл. Саратов, 2002.
  82. Концепция реформирования российской науки на 1998−2000 гг. План действий по реализации Концепции реформирования российской науки на 1998−2000 гг. (Распоряжение Правительства от 20 мая 1998 г. № 573-р).
  83. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе. М.: Рос. НИИСИ, 1993.
  84. Концепция содержания обучения информатике // Информатика и образование. 2000. — № 2.
  85. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов (утв. 31 марта 1994 г.). М.: Информрегистр, 1996.
  86. И.К., Машурцев В. А. Информационные технологии в управлении. М.: ИНФРА — М, 2001.
  87. A.M. Формирование у школьников умений обучаться в компьютерных средах: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1996.
  88. Г. Б. автоматизация конторского труда в США: Теория и практика «офиса будущего». М.: Наука, 1985.
  89. О.И. Система обучения взрослых использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1996.
  90. О. Проблемы структурных преобразований в экономике// Экономист. 2001. — № 7.
  91. Г. фон, Кене М. Трансфер знаний на предприятии: основные фазы и воздействующие факторы // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 4.
  92. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высш. шк., 1990.
  93. М.М., Крюкова Л. И. Принципы отражения экономической действительности в деловых играх. М.: Наука, 1988.
  94. М.Е. Учитель и ученик в личностно-ориентированном образовательном процессе: концептуально дидактический аспект // Педагог. — 1999.-№ 6.
  95. Куриленко J1.B. Активизация познавательной деятельности школьников в условиях инновационных образовательных процессов. -Самара: Изд-во «Самарский университет», 1988.
  96. А.Г. Информационная культура: Новые информационные технологии. М.: Дрофа, 2001.
  97. Лапидус В. TQM три буквы, которые покоряют мир // Надежность и контроль качества. — 1998. — № 11.
  98. С.В. Методика обучения проектированию систем управления базами данных в профессиональном образовании учителя информатики: Автореф. дис. канд. пед.наук.-Тольятти, 1998.
  99. Д.А. Личностный смысл и трансформация психического образа// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1988.
  100. Ю1.Лернер И. Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся: Автореф.. д-ра пед. наук. М., 1971.
  101. Ю2.Литт У. ван. Отношение государства к образованию и науке в эпоху глобализации // Политэконом. 1999. — № 3.
  102. А.Л. Деловые игры в управлении. Л.: Лениздат, 1989.
  103. Л.Г. Технология и технологический подход в образовании (проблемно-информационный материал) // Внешкольник. 1998. — № 9.
  104. Логистика, менеджмент, маркетинг, коммерция: теория и практика: Междунар. науч.-практ. конф. 29−30 мая 2001 г.: Сб. материалов. Ч., 2. -Самара: Самар. гос. экон. акад., 2001.
  105. Т.Ю. Приоритетные направления развития профессионального образования в XXI веке // Теоретические исследования в 1999 году: Сб. ст. М., 2000.
  106. Ю7.Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1993.
  107. Методы системного педагогического исследования / Под. ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.
  108. Ю9.Мильнер Б. З. История организации: Учеб. 2-е изд.- М.: Дело, 2000.
  109. Ю.Мильнер Б. З. Теория организации. М.: Инфра-М, 2001.
  110. И.Милютина О. А. Преодоление ситуации неопределенности на рынке консалтинговых услуг //Экономика и финансы. 2002. — № 6.
  111. Моисее в Н. Н. Информационное общество как этап новейшей истории? // Информационные технологии и вычислительные системы. -1996.-№ 1.
  112. Н.В. Методология проектирования системы профессиональной подготовки специалиста сферы информационного бизнеса/Дисс. д-ра пед. наук. Тамбов, 2003.
  113. В.А. Отходит ли в прошлое бизнес-план проекта? //Инвестиции в России. 2003. № 10
  114. Мультимедиа / Под ред. А. И. Петренко. Киев: Торгово-изд. бюро BHV, 1997.
  115. Муниципальный менеджмент / Под ред. проф. Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, 1997.
  116. С.Н. Логистика. Ретроспектива: Прогнозирование. Проектирование. Управление. Эффективность. Надежность: Монография / РГЭА. Ростов н/Д, 1997.
  117. Наука России в цифрах: Стат. сб. / ЦИСН. М., 2000.
  118. Научно-инновационная сфера в регионе: проблемы и перспективы развития / Под ред. А. А. Румянцева. СПб.: Наука, 1996.
  119. А. Реквием XX веку // МЭ и МО. 2000. — № 1.
  120. Р.С. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994.
  121. А. Проблемы российской региональной науки в свете зарубежного опыта // Политэконом. 1999. — № 3.
  122. А. Современное состояние и основные проблемыинституционально-эволюционной теории // Вопр. экономики. 1997. — № 3.
  123. Е.И. Компетентность как социальный феномен // Инновационные процессы в повышении профессиональной компетентности организаторов народного образования / ИОВ РАО. СПб., 1994.
  124. С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1990.129.0колелов О. П. Системный подход к построению электронного курса для дистанционного обучения.// Педагогика, 1999, № 6.
  125. В.Д. Конкурентоспособность вашего менеджмента // Управление персоналом. 2003. — № 2.
  126. Основы инженерной психологии. М.: Высш. шк., 1986.
  127. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу // Поиск. -2002. № 16 (674).
  128. С.И. Экономика XXI века на базе Интернет-технологий // Информ. общество. 1999. — № 2.
  129. П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Пед. общество России, 1999.
  130. Е.В. Подготовка учебно-методических материалов для системы дистанционного образования. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2000.
  131. Профессиональное образование: Слов. М.: Новь, 1999.
  132. Процессный подход как основа управления качеством в образовании // Роль информационных технологий при обучении на программе МВА: Тез. докл. Всерос. конф. М.: Изд. центр МЭСИ, 2003.
  133. А.С. Учим и учимся, играя (игровая технология экономического воспитания). М.: Изд-во МПА, 1997.
  134. Н.П., Денисова А. Л., Герасимов Б. И., Алексеева Г. Н. Научные основы проектирования образовательных программ в системе обеспечения качества профессиональной подготовки менеджера: Монография М., 2003.
  135. А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.
  136. Л.А., Эренштейн М. Х. Адаптивное обучение с моделью обучаемого. Рига: Зинатне, 1988.
  137. И.В. Виртуальная реальность // Информатика и образование. 1993.-№ 5.
  138. И.В. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.
  139. Н.М. Информационная культура в содержании общего образования// Сов. педагогика. 1991. — № 3.
  140. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М., 1993.
  141. Т.И. Педагогика профессионализма. Самара: Самар. гос. ун-та, 1997.
  142. О.Руднева Т. И. Формирование основ педагогического профессионализма у студентов университета: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1996.
  143. Н.А. Проблемы формирования будущего специалиста // Педагогика. 1997. — № 1.
  144. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999.
  145. А. Экономические аспекты информационных технологий: компьютерная техника и экономика. Информация новая экономическая категория // Проблемы теории и практики управления. — 2001. — № 1.
  146. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971.
  147. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997.
  148. И.А. Кадры решают все! // Информационные технологии в образовании: Материалы науч.-метод. конф. М.: Изд-во МИЭМ, 1996.
  149. Н.К. Подготовка учителя предметника в системе повышения квалификации к использованию средств информационныхтехнологий в профессиональной деятельности: Дис.. канд. пед. наук/Н.К. Солопова. Тамбов, 1997.
  150. С.А., Стуков JI.C. Международная стандартизация и гармонизация учета и отчетности. М.: Бухгалтерский учет, 1998.
  151. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984.
  152. Ф.У. Принципы научного менеджмента. М.: Контроллинг, 1991.
  153. Э. Третья волна. М.: ACT, 1999.
  154. Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций. М.: Изд-во АНХ, 1999.
  155. Ю.И. Теоретические проблемы отбора содержания профессиональной подготовки учителя // Педагогическое образование: опыт, проблемы, перспективы. М., 1989
  156. Э.А., Морозова Н. И., Морозова Г. И. Инновационный менеджмент. М.: Акалис, 1996.
  157. Указ президента РФ «О совершенствовании информационно-телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти и порядке их взаимодействия при реализации государственной политики в сфере информатизации» от 1 июля 1994 г. № 1390.
  158. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февр. 1995 г. № 24-ФЗ.
  159. Н.Н. Профессиональный потенциал выпускников вузов // Человеческие ресурсы. 1999. — № 1−2.
  160. С.Р. Сравнительный менеджмент: область исследований и практически ориентированная дисциплина// Бизнес-образование. 1999. -№ 2.
  161. М.С. Информатизация системы непрерывной подготовки специалистов: методология, теория, практика: Монография / М. С. Чванова, И.А. Липский- М-во образования РФ. ТГУ им Державина, 2000.
  162. М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. 1999. — № 1.
  163. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Логос, 1996.
  164. Ю.И., Романов А. А. Компьютерная семантика. М.: НОЦ «Школа Китайгородской», 1995.
  165. О.В. Интенсивные информационные образовательные технологии в подготовке специалистов экономического профиля // Интеграция образования. 2000. — № 4.
  166. Е.Б. Развитие познавательной самостоятельности студентов младших курсов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1984.
Заполнить форму текущей работой