Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка будущих педагогов профессионального обучения в области компьютерного имитационного моделирования на основе применения событийно-графового подхода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целями обучения разделу «Компьютерное имитационное моделирование на основе применения событийно-графового подхода» являться: формирование у студентов научной системы взглядов на теорию, этапы и условия необходимости применения компьютерного имитационного моделированияовладение студентами теоретическими и практическими знаниями компьютерного имитационного моделирования, способами моделирования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОМУ ИМИТАЦИОННОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
    • 1. 1. Роль и место компьютерного имитационного моделирования в процессе предметной подготовки педагогов профессионального обучения
    • 1. 2. Содержательные особенности компьютерного имитационного моделирования, значимые для подготовки будущих педагогов профессионального обучения
    • 1. 3. Событийно-графовый подход моделирования как основа содержания обучения компьютерному имитационному моделированию
  • Выводы к главе 1
  • Глава 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОМУ ИМИТАЦИОННОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА
  • ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СОБЫТИЙНО-ГРАФОВОГО ПОДХОДА
    • 2. 1. Разработка модели методической системы обучения компьютерному имитационному моделированию на основе применения событийнографового подхода
    • 2. 2. Формирование системы лабораторно-практических работ и основные этапы их выполнения
    • 2. 3. Методические и содержательные рекомендации по обучению компьютерному имитационному моделированию на основе применения событийно-графового подхода
    • 2. 4. Экспериментальная оценка эффективности методов и организации методики преподавания компьютерного имитационного моделирования
  • Выводы к главе 2

Подготовка будущих педагогов профессионального обучения в области компьютерного имитационного моделирования на основе применения событийно-графового подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы. Информатизация общества, быстрый научно-технический прогресс определяют обращение к разработке и исследованию объектов и систем, имеющих сложную структуру и связи между элементами, большое количество параметров и переменных. Одним из самых мощных и наиболее эффективных методов исследования и анализа процессов и систем самой различной природы и степени сложности является метод компьютерного имитационного моделирования. Метод компьютерного имитационного моделирования развивался в работах Р. Шеннона, Т. Дж. Шрайбера, Н. П. Бусленко, В. Кельтона и P.A. Jloy, Б. Я. Советова, С. А. Яковлева, В. М. Глушкова, Ю. И. Рыжикова и др.

Имитационное моделирование, на сегодня, становится более зрелой технологией компьютерного моделирования, поэтому наблюдается устойчивый рост приложений этого метода в самых различных областях. Это обуславливает необходимость высококвалифицированной подготовки педагогов профессионального обучения (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии) в области компьютерного имитационного моделирования, так как государственный образовательный стандарт специальности определяет, что «педагог профессионального обучения организует и проводит теоретическое обучение по общепрофессиональным и специальным учебным предметам, а также производственное (практическое) обучение по группам родственных профессий в области информатики, вычислительной техники и компьютерных технологий, основанное на сочетании практического обучения с производительным трудом при использовании передовых информационных технологий, внедрении их в процесс обучения» [39, с. 2]. Поэтому подготовка педагогов профессионального обучения (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии) в области компьютерного имитационного моделирования' должна стать необходимой задачей в их профессиональном становлении и фундаментальным аспектом их информационно-технологической части образования. Область разработки и исследования компьютерных имитационных моделей — это одно из приоритетных направлений современной информатики и вычислительной техники. Анализу общеобразовательного значения информатики, отбору учебного материала для этой дисциплины и методики преподавания.

I <. , посвящены исследования А. П. Ершова, В. Г. Житомирского, А. Г. Гейна, A.A. Кузнецова, М. П. Лапчика, А. Г. Кушниренко, В. М. Монахова, С. А. Бешенкова, И. В. Роберт, И. Г. Семакина и др.

С внедрением информационных технологий почти во все сферы человеческой деятельности всё большую практическую значимость приобретают знания, умения и навыки, способствующие высокому интеллектуальному, творческому и логическому развитию личности. Это особо подчеркивалось в — государственных документах, отражающих направления обновления образования, в Законе Российской Федерации «Об образовании», в «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года». Поэтому система образования, направленная на реализацию современных требований, предъявляемых к ней, должна ориентировать процесс обучения на формирование системного мышления и умений работы с большими объемами быстро изменяющейся информации. Это поможет готовить специалистов, способных оперативно использовать свое образование в зависимости от общественных потребностей и развивать различные формы самообразования в быстро изменяющейся информационной среде.

В связи с этим требуется существенное изменение системы обучения и возникает проблема поиска и использования максимально действующих и эффективных методик, форм и содержания обучения с применением новых информационных технологий (НИТ) в учебном процессе. Исследование вопросов использования НИТ в системе образования, выполненное в работах В. П. Беспалько, Т. С. Буториной, Я. А. Ваграменко, Т. П. Ворониной, В. П. Кашицина, О. П. Молчановой, И. Е. Вострокнутова, С. Г. Григорьева, В. В. Гриншкуна, С. И. Макарова, К. П. Кречетникова, A.B. Могилева, В. М. Монахова, Е. С. Полат, И. В. Роберт, и др., говорит о важности и своевременности изучения данной проблемы.

Исследования дидактических и методических потенциалов НИТ показывают, что компьютерное имитационное моделирование, как часть математического моделирования, является наиболее перспективным способом включения НИТ в обучение, позволяющим удовлетворить современные требования, предъявляемые к системе образования. Методология математического моделирования является ядром информационных технологий и всего процесса информатизации общества [124].

В опубликованных работах Н. М. Амосова, Э. Ю. Верник, Б. А. Глинского, JI. Я. Зориной, К. Б. Малышева, И. Б. Новик, В. О. Пинского, Н. Г. Салминой, В. А. Штофа и др., посвященных проблемам обучения моделированию, обозначено, что учебное моделирование является достаточно эффективной технологией развития продуктивного научно-теоретического мышления, формирования таких личностно и профессионально значимых качеств, как системность знаний, познавательный интерес и мотивация к учебной деятельности. Моделирование реальных ситуаций, соответствующих специфике выбранной профессии, предполагающих решение проблем, стало своего рода эмпирической традицией в обучении. Системный подход к решению проблемы позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения оптимального решения, учиться анализировать проблемы профессиональной деятельности.

Нельзя недооценивать роль учебного компьютерного имитационного моделирования в области формирования предметной взаимосвязи естествознания, техники, гуманитарных наук и понимания научного мировоззрения различных явлений и процессов. Этот факт прослеживается-в научных публикациях Т. А. Арташкиной, Р. В. Габдреева, Ю-А. Кусого, A.A. Пинского, B.C. Безруковой, Н. Ф. Борисенко, В. И. Вершиненой, В. И. Жилина H.A. Лошкаревой и др. Проведение межпредметной интеграции посредством' моделирования обусловлено применением в процессе исследованияцелого ¦ комплекса обобщенных приемов учебной деятельности (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.).

Государственный образовательный стандарт высшего профессиональногообразования- (ГОС ВПО) специальности 30 500:06' — Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и' компьютерные технологии) — содержит достаточно большое количество требований' к профессиональной подготовленности специалиста, тем или иным способом опирающихся на методы компьютерного моделирования. С другой стороны, в нем отсутствует как дисциплина «Компьютерное имитационное моделирование», так и ее подразделы. Все это определяет особую актуальность и практическую значимость включения компьютерного имитационного моделирования в процесс обучения студентов специальности 30 500.06 — Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии) как целостной методической системы и метода, эффективно формирующего у будущих педагогов личностно и профессионально значимых качеств. Компьютерное имитационное моделирование будет способствовать развитию мышления и формированию целостной системной картины мира, являться, одним из научно обоснованных методов познания, широко используемым в различных областях наук.

Традиционным подходом к созданию имитационных моделей является использование универсальных или специальных языков программирования, что приводит к написанию запутанных и сложных моделирующих программ. Это обуславливает сложность изучения компьютерного имитационного моделирования. Эффективным способом снижения трудоемкостиизучения компьютерного моделирования является использование событийно-графового подхода, являющегося универсальным и наглядным графическим методом создания имитационных моделей, позволяющим более полно изучить методологию моделирования. Графическое представление информационных моделей в обучении имеет ряд преимуществ. Событийно-графовый подход является научно обоснованным, что удовлетворяет одному из дидактических принципов. Важно подчеркнуть, что событийно-графовый подход позволяет моделировать и сам процесс обучения, что дает возможность для студентов на реальных данных моделировать и проводить анализ сложных систем, а для преподавателей корректно проводить занятия с точки зрения оптимального использования аудиторного времени. Развитие идей имитационного событийного моделирования и представление моделей с помощью графов отражено в работах М. Брейера [1], Л. Шрубена [153], В. Кельтона и Р. А. Лоу [64], Е. А. Бабкина [9], А. Прицкера [113], Г. Ф. Хахулина [136], C.B. Монахова [95] и др.

Таким образом, имеется противоречие между значимостью изучения компьютерного имитационного моделирования будущими педагогами профессионального обучения (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии) и отсутствием системы обучения этой области знаний в их подготовке по информатике.

В связи с этим актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования подготовки в области компьютерного имитационного моделирования будущих педагогов профессионального обучения, в основе содержания которого необходимо использовать событийно-графовый подход.

Возможны пути разрешения противоречия на основе: 1. Определения целей, методов, средств обучения, формирования содержания, исходя из развития стандарта и создания методических рекомендаций обучения компьютерному имитационному моделированию на основе применения событийно-графового подхода.

2. Внедрения раздела «Компьютерное имитационное моделирование на основе применения событийно-графового подхода» в систему подготовки по информатике будущих педагогов профессионального обучения (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии).

Объект исследования — система профессиональной подготовки будущих педагогов в области компьютерного имитационного моделирования.

Предмет исследования — содержание, методы, формы и средства обучения компьютерному имитационному моделированию студентов педагогического вуза на основе использования событийно-графового подхода.

Цель исследования — совершенствование подготовки будущих педагогов специализации информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии в области компьютерного имитационного моделирования за счет использования событийно-графового подхода, направленное на формирование у педагогов готовности к профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования — эффективность предметной подготовки педагогов профессионального обучения повысится, если в систему их обучения в курс «Математическое моделирование» будет включен раздел «Компьютерное имитационное моделирование на основе применения событийно-графового подхода».

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решались следующие задачи исследования:

1. Проанализировать содержание и структуру Государственного образовательного стандарта специальности, научную литературу на предмет значимости введения раздела компьютерного имитационного моделирования в систему обучения будущих педагогов.

2. Обосновать необходимость использования событийно-графового подхода как основы содержания раздела компьютерного имитационного моделирования в процессе обучения педагогов.

3. Создать модель методической системы обучения, определить цели, содержание, средства, методы и формы обучения студентов основам компьютерного имитационного моделирования с использованием событийно-графового подхода.

4. Разработать систему лабораторно-практических работ с учетом межпредметных связей, а также ориентированных на изучение элементов профессиональной педагогической деятельности.

5. Экспериментально проверить эффективность методов и организации разработанной методики обучения раздела «Компьютерное имитационное моделирование на основе применения событийно-графового подхода».

Для решения поставленных задач в диссертационном исследовании использовались следующие методы:

1. изучение и анализ научной, философской, дидактической, методической и специальной литературы по проблематике исследованияанализ ГОСВПО, программ, учебных пособий и методических рекомендаций по компьютерному имитационному моделированию;

2. анкетирование, беседа с преподавателями и студентами, наблюдение за ходом учебного процесса и деятельностью студентов;

3. опытно-экспериментальная работа, математическая обработка эмпирического материала, анализ и обобщение опытно-экспериментальной работы.

Методологической основой исследования являются теоретические и экспериментальные работы:

• по дидактике: К. Д. Ушинского, В. Н. Максимовой, A.B. Петровой, Т. Л. Понаморенко, JI.JT. Макаровой, Т. А. Арташкиной, Р. В. Габдреева, A.A. i.

Пинского, B.C. Безруковой, Н. Ф. Борисенко, В. И. Вершиненой, В. И. Жилина H.A. Лошкаревой;

• отражающие технологический подход к обучению: Б. Блума, В. А. Беспалько, С. А. Бешенкова, А. Г. Гейна, С. Г. Григорьева, А. И. Умана;

• посвященные разработке и анализу дидактических принципов обучения: Я. А. Коменского, Г. И. Песталоцци, К. Д. Ушинского, И. П. Подласого, П. Ф. Каптерева, Ю. К. Бабанского, Л. В. Занкова, В. А. Сластенина, В. А. Ситарова и других A.B. Могилева, С. А. Титоренко;

• отражающие современные концепции компьютеризации и информатизации образования: В. П. Беспалько, Т. С. Буториной, Я.А.

Ваграменко, Т. П. Ворониной, В. П. Кашицина, О. П. Молчановой, И. Е. Вострокнутова, С. Г. Григорьева, В. В. Гриншкуна, С. И. Макарова, К. П. Кречетникова, A.B. Могилева, В. М. Монахова, Е. С. Полат, И. В. Роберт;

• посвященные проблемам обучения моделированию: Н. М. Амосова, Э. Ю. Верник, Б. А. Глинского, Л. Я. Зориной, К. Б. Малышева, И. Б. Новик, В. О. Пинского, Н. Г. Салминой, В. А. Штофа;

• по теории компьютерного имитационного моделирования: Р. Шеннона, Т. Дж. Шрайбера, Н. П. Бусленко, В. Кельтона, Р. А. Лоу, Б. Я. Советова, С. А. Яковлева, В. М. Глушкова, Е. А. Бабкина, Ю. И. Рыжикова;

• посвященные имитационному событийному моделированию и представлению моделей с помощью графов: М. Брейера, Л. Шрубена, В. Кельтона и Р. А. Лоу, Е. А. Бабкина, А. Прицкера, Г. Ф. Хахулина.

Научная новизна представленного исследования заключается в следующем:

1. Предложены подходы предметной подготовки педагогов профессионального обучения в области компьютерного имитационного моделирования на основе применения событийно-графового подхода.

2. Определены принципы построения и организации методической системы обучения компьютерному имитационному моделированию на основе технологического подхода, структуризации содержания, а также поэтапного перехода от объяснительно-иллюстративных к творческим методам организации проведения лабораторно-практических работ.

3. Дополнена и переработана система этапов проведения компьютерного имитационного моделирования с учетом использования ее для проведения лабораторно-практических работ. Система ориентирована на применение событийно-графового подхода имитационного моделирования.

4. Разработан комплекс имитационных моделей для изучения с учетом межпредметных связей, в него также вошли модели, ориентированные на изучение элементов профессиональной педагогической деятельности будущих педагогов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснована необходимость введения дополнительного раздела «Компьютерное имитационное моделирование на основе применения событийно-графового подхода» в курс «Математическое моделирование» для будущих педагогов профессионального обученияпостроена модель методической системы обучения и определены основные методы обучения, необходимые для развития мыслительных способностей различных уровней в соответствии с классификацией Блумауточнены основные принципы отбора содержания лекций и лабораторно-практических работ.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методическая система обучения компьютерному имитационному моделированию может быть использована преподавателями с целью повышения качества предметной подготовки педагогов профессионального обучения специализации информатика, вычислительная техника, компьютерные технологииопределены основные этапы выполнения лабораторно-практических работпредложены и экспериментально проверены оптимальные методы их проведения с целью развития мыслительных способностей студентовопределены методические рекомендации обучения раздела «Компьютерное имитационное моделирование на основе применения событийно-графового подхода».

Достоверность и обоснованность положений, выводов и результатов исследования обеспечены опорой на основные положения дидактики, основополагающие теоретические концепции обучения компьютерному имитационному моделированиюлогикой методов исследования, а также использованием комплекса теоретических и эмпирических методов исследованиярезультатами, полученными в ходе экспериментальной проверкипродолжительной опытно-экспериментальной работой.

Опытно-экспериментальная база исследования: исследование осуществлялось на базе факультета информатики и вычислительной техники Курского государственного университета.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В систему подготовки будущих педагогов профессионального обучения должны быть внесены элементы обучения компьютерному имитационному моделированию, что будет. способствовать профессиональному становлению педагогов;

2. В основе содержательной модели методической системы обучения компьютерному имитационному моделированию необходимо использовать событийно-графовый подход моделирования как базовый метод.

3. Организация деятельности студентов, основанная на поэтапном переходе от объяснительно-иллюстративных методов к творческим, при проведении лабораторного практикума позволит создать условия индивидуализации и дифференциации, а также обеспечит развитие всех уровней мыслительных способностей студентов. Это создаст базу для эффективного формирования профессиональных знаний, умений и навыков будущих педагогов.

Этапы исследования. Исследование по теме проводилось в течение 4 лет (2003;2007 гг.) и условно может быть представлено в виде трех взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (2003;2004 гг.) осуществлялся анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, изучался опыт преподавания компьютерного имитационного моделирования. Определялись роль и место компьютерного имитационного моделирования в системе подготовки студентов специальности профессиональное обучение специализации «информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии» и основные направления включения' этого раздела. В процессе теоретической разработки определилась основа содержания: событийно-графовый подход компьютерного имитационного моделирования.

На втором этапе (2004;2005 гг.) проектировалась и конструировалась модель методической системы обучения раздела «Компьютерное имитационное моделирование на основе применения событийно-графового подхода». Разрабатывалась программа раздела, а также учебно-методический материал для проведения лекционных и лабораторно-практических занятий. Определялись методы проведения занятий и их основные этапы.

На третьем этапе (2005;2007 гг.) определялась эффективность методической системы обучения раздела «Компьютерное имитационное моделирование на основе применения событийно-графового подхода» для будущих педагогов профессионального обучения. Проводились эксперименты, нацеленные на подтверждение выдвинутой гипотезы, оформлялись результаты диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на итоговой учебно-методической и научной конференции Курского государственного университета «Качество подготовки кадров в условиях модернизации образования» (Курск, 2005) — на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы государственного и муниципального управления: содержание и механизмы трансформации» (Курск, 2005) — на ежегодных научных чтениях, посвященных памяти А. Н. Пилецкого «Влияние региональной финансовой системы на социально-экономическое развитие государства» (Курск, 2005) — на международной научно-практической конференции «Образование, наука, производство и управление» (Старый Оскол, 2006) — на V Всероссийской заочной научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (Челябинск, 2006) — на международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании (ИТО-Черноземье)» (Курск, 2006) — на научных семинарах и заседаниях кафедр методики преподавания информатики и информационных технологий, программного обеспечения и администрирования информационных систем, математического обеспечения информационных систем Курского государственного университета, кафедр кафедры информатики и прикладной математики и кафедры информатизации образования Московского городского педагогического университета (2003;2007 гг.).

Методика и содержание обучения будущих педагогов разделу «Компьютерное имитационное моделирование на основе применения событийно-графового подхода» прошла полную проверку, а результаты исследования были внедрены в учебный процесс подготовки специалистов по направлению 30 500.06 — Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии) в ГОУ ВПО «Курский государственный университет».

Структура работы определена целью и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы к главе 2.

На основе проведенного исследования с учетом реального учебного плана и ГОС ВПО рекомендуется включение раздела «Компьютерное имитационное моделирование на основе применения событийно-графового подхода» в дисциплину «Математическое моделирование», изучаемую на втором курсе студентами специальности «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)».

Методическая система обучения раздела «Компьютерное имитационное моделирование на основе применения событийно-графового подхода» строится в виде структуры, содержащей следующие компоненты (модели): целевой, содержательный, методический, процессуальный.

Целями обучения разделу «Компьютерное имитационное моделирование на основе применения событийно-графового подхода» являться: формирование у студентов научной системы взглядов на теорию, этапы и условия необходимости применения компьютерного имитационного моделированияовладение студентами теоретическими и практическими знаниями компьютерного имитационного моделирования, способами моделирования сложных систем и объектоввыработка умений рационального применения данного методаобучение анализу полученных результатов с различных точек зрения (оптимальности, достоверности) — развитие самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности студентовразвитие системы межпредметных связейформирование профессиональной компетентности будущих педагогов в области применения метода компьютерного имитационного моделирования, а также методических аспектов преподавания данного раздела в силу педагогического дуализма специальности.

Выделены основные структурные содержательные единицы (лекции):

1. Сущность компьютерного имитационного моделирования, как метода анализа сложных систем имитационного моделирования. Основные понятия и элементы. Принципы построения и классификация компьютерных имитационных моделей.

2. Этапы компьютерного имитационного моделирования и организация систем компьютерного имитационного моделирования.

3. Программное обеспечение компьютерного имитационного моделирования. Событийно-ориентированный язык моделирования (на примере SMPL). Генерирование случайных величин.

4. Компьютерное имитационное моделирование на основе использования событийно-графового подхода. Основные элементы формализации модели и представления в виде событийного графа.

5. Основные этапы проведения компьютерного имитационного моделирования при использовании событийно-графового подхода.

6. Анализ и интерпретация результатов компьютерного имитационного эксперимента.

Предлагается использовать лабораторно-практические работы, охватывающие компьютерное имитационное моделирование явлений и процессов различной природы с использованием событийно-графового подхода: поведения социальной группыизменения состояния экономических запасов на предприятии в условиях неопределенностиинтерактивного обученияпроцесса изучения и сдачи учебного модуляфункционирования логических схем. В ходе проведения которых необходим поэтапный переход от объяснительно-иллюстративных методов обучения к творческим. Выделены основные этапы компьютерного имитационного моделирования на основе применения событийно-графового подхода, которым будут следовать будущие педагоги при выполнении лабораторно-практических работ.

Большое значение необходимо уделять эффективной организации самостоятельной работы студентов по изучению раздела, по причине ограниченного количества аудиторных часов, которое выделено на изучение дисциплины «Математического моделирования».

Проведение пятой лабораторно-практической работы необходимо основывать на исследовательском подходе обучения. Одним из методов организации обучения, применяемых в современной педагогике, является метод проектов, который позволяет применять исследовательский подход для развития теоретического мышления, овладения методами научного познания, способствующими выработке потребности в интеллектуальной деятельности.

Компьютерному имитационному моделированию может быть посвящено выполнение курсовых проектов, выпускных квалификационных работ.

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что основная цель исследования достигнута: разработанная методическая система обучения успешно функционирует. Ее внедрение обеспечивает необходимый уровень предметной подготовки педагогов профессионального обучения. Экспериментальное исследование и статистическая обработка его результатов дают основание сделать вывод о том, что внедрение в курс «Математическое моделирование» раздела «Компьютерное имитационное моделирование на основе применения событийно-графового подхода» позволяет улучшить качество их предметной подготовки, способствует расширению, углублению и систематизации знаний, развитию всех уровней мыслительных способностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе теоретического и экспериментального исследования в соответствии с его целью и задачами получены основные выводы и результаты:

1. Анализ научной и учебно-методической литературы показал, что подготовка педагогов профессионального обучения (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии) в области компьютерного имитационного моделирования должна стать необходимой задачей в их профессиональном становлении и фундаментальным аспектом их информационно-технологической части образования. Необходимо рассматривать компьютерное имитационное моделирование, не только как способ включения информационных технологий в систему обучения, но и как метод исследования, управления и построения системы образования и ее элементов.' Компьютерное имитационное моделирование представлено в содержании обучения будущих педагогов не только как новая информационная технология, но и как метод исследования и оптимизации системы образования.

2. Опираясь на сформулированные положения отбора, выявлены содержательные особенности компьютерного имитационного моделирования, значимые для будущих педагогов профессионального обучения. Определена и обоснована необходимость использования в основе содержания обучения событийно-графовый подход в силу того, что в теории компьютерного имитационного моделирования ведущую роль играет понятие — событие. Установлено, что эффективным способом снижения трудоемкости изучения компьютерного имитационного моделирования является использование событийно-графового подхода, который является универсальным и наглядным графическим методом формализации имитационных моделей.

3. Построена модель методической системы обучения разделу «Компьютерное имитационное моделирование на основе применения событийно-графового подхода». Определено, что конструирование учебного процесса должно осуществляться путем построения многоуровневой иерархической системы четырех моделей (целевой, содержательной, методической, процессуальной), то есть на основе технологического подхода к обучению. Обоснована целесообразность организации лабораторно-практических работ с поэтапным переходом от объяснительно-иллюстративных методов обучения к творческим. Обоснована необходимость использования в качестве средства обучения событийно-ориентированный язык имитационного моделирования SMPL.

4. Разработан необходимый учебный материал для проведения лабораторного практикума по разделу «Компьютерное имитационное моделирование на основе применения событийно-графового подхода». Содержание лабораторно-практических работ ориентированно на межпредметную интеграцию и элементы педагогической деятельности (поведение социальной группыизменение состояния экономических запасов на предприятии в условиях неопределенностиинтерактивного обученияпроцесса изучения и сдачи учебного модуляфункционирования логических схем). Разработаны основные этапы выполнения работ.

5. В ходе педагогического эксперимента подтверждена гипотеза исследования: разработанная методическая система раздела «Компьютерное имитационное моделирование на основе применения событийно-графового подхода» способствует более глубокому усвоению знаний и эффективному формированию умений и навыков при подготовке будущих педагогов профессионального обучения по информатике.

Все это дает возможность считать, что поставленные задачи исследования решены в полной мере.

Дальнейшего изучения требует исследование возможности использования результатов данной работы при подготовке других педагогических специальностейрассмотрение вопросов разработки программного педагогического продукта для создания и исследования компьютерных имитационных моделей на основе событийно-графового подхода в учебных целяхсоздание методических и дидактических пособий по компьютерному имитационному моделированию для педагогических специальностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизация проектирования вычислительных систем. Языки, моделирование и базы данных / Под ред. М. Брейера. М.: Мир, 1979. — с. 1229, с.35—44.
  2. , Г. НПЛ-графика Мышление в рисунках и образах. (Серия «Сам себе психолог»). — СПб: Питер, 2003.
  3. Н.М. Моделирование в биологии и медицине. Киев: Наукова думка, 1965. — 187 с.
  4. Н.М. Моделирование информации и программ в сложных системах//Вопросы философии, 1963, № 12.
  5. Н.М. Моделирование мышления и психики. Киев: Наук, думка, 1965. 223 с. схем.
  6. В.И. «Жесткие и мягкие» математические модели. М.: МЦНМО, 2000. — 32 с.
  7. Т.А. Место и роль математического моделирования в фундаментальной подготовке специалистов. // Теория и практика активного обучения. Куйбышев: КПТИ, 1985. С. 27−32.
  8. Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский// Сост. М. Ю. Бабанский. М.: «Педагогика», 1989. — 560 с.
  9. Е. А. Событийные модели дискретных систем / Курск, гос. ун-т. Курск, 2005. — 18 с. Деп. В ВИНИТИ 14.01.05, № 30-В2005.
  10. Е.А., Травкин Е. И. Обучение компьютерному моделированию на основе использования событийно-графового подхода //
  11. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования» № 2(7), Москва-Курск, 2006. -С. 15−18.
  12. B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике.- Екатеринбург, 1994. 152 с.
  13. Г. И. Межпредметные связи // Совершенствование содержания образования в школе. М.: Просвещение, 1985. — С.68−79.
  14. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., — 1995. — 336 с.
  15. В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П Беспалько М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  16. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  17. С.А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии: Учеб. пособие для гуманит. Факультетов педвузов / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. — 144 с.
  18. С.А., Ракитина Е. А. Моделирование и формализация. Методическое пособие — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. — 138 с.
  19. Н.Ф. Об основах межпредметных связей // Советская педагогика. 1971.- № 11. — С.24−31.
  20. , У. Графическое представление информации М.: Мир, 1971.
  21. В.Н. Автоматизация имитационного моделирования сложных систем. -М.: Наука, 1977.
  22. Т.С., Ширшов Е. В. Дидактические основы использования информационно-педагогических технологий в подготовке электронного учебника. // Открытое образование. 2001. — № 4. — С. 38−41.
  23. Я.А. Основные результаты работы и задачи академии информатизации образования (по материалам отчетного доклада) // Педагогическая информатика. № 3. — 1998. — С. 4 — 8.
  24. Я.А., Роберт И. В., Львовский В. Л. Концепция использования новых информационных технологий в организационно-методическом обеспечении учебного заведения М., 1992.
  25. Е.В. Моделирование как средство обучения в профессиональной подготовке менеджеров туризма Электронный ресурс.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. -М.: РГБ, 2003. -242с.
  26. Г. Н. Методика осуществления межпредметных связей в профтехучилищах, М.: Высшая школа, 1989. 128 с.
  27. В. А. Веников Г. В. Теория подобия и моделирования. — М.: Высшая школа, 1984.
  28. В.И., Кукин Г. П. Межпредметные связи в высшей школе: связь содержания университетского курса высшей математики и общепрофессиональных (химических) дисциплин: Сб. // Наука образования. Выпуск 17. Омск: ОмГПУ, 1999. — С. 241−250.
  29. A.A. Компьютерное имитационное моделирование при изучении основ цифровой техники будущими учителями технологии Электронный ресурс.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. -М.: РГБ, 2005
  30. Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М.: Информатика. — 1995. — 220с.
  31. И.Е., Кузнецов Ю. К. Оценка компьютерных программ и информационных технологий обучения. // Педагогическая информатика. 1994. — № 2. — С. 43−47.
  32. Р.В. Моделирование в познавательной деятельности студентов. Дисс. на соискание учен, степени канд.пед.н. Казань: КГУ, 1983.-213с.
  33. Н.В. Моделирование педагогического процесса интеллектуально-личностного развития учащихся Электронный ресурс.: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01. М.: РГБ, 2006. 398с.
  34. JI.А. Исследование и моделирование процессов принятия решений в системе обучения Электронный ресурс.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М.: РГБ, 2003. — 211с.
  35. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Специальность 30 500.06 -Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии) / Мин. образования РФ. М.: 2000. — 20 с.
  36. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. 136 с.
  37. С.Г., Гриншкун В. В., Краснова Г. А. К вопросу о Концепции образовательных электронных изданий и ресурсов. // В сб. «Современная образовательная среда». Тезисы докладов по материалам Всероссийской конференции. М.: ВВЦ. — 2002. — С. 56−57.
  38. С.Г., Гриншкун В. В., Макаров С. И. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения. // Научное издание. Самара.: Издательство Самарской государственной экономической академии. — 2002. — 110с.
  39. В.В. Развитие интегративных подходов к созданию средств информатизации образования: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., — 2004. 48с.
  40. В.В. Развитие интегративных подходов к созданию средств информатизации образования: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., — 2004. 48с.
  41. В.В. Теория и практика применения иерархических структур в информатизации образования и обучении информатике. М.: МГПУ.-2004.-418 с.
  42. Гультяев А.К. MATLAB 5.3. Имитационное моделирование в среде Windows: Практическое пособие. — СПб.: КОРОНА принт, 2001. — 400с.
  43. B.B. Виды обобщения в обучении. /Логико-психологические проблемы построения учебных предметов/ М.: Педагогика, 1972. — 423с.
  44. В.П., Рахимов о. X. Теоретические и методические основы моделирования процессов профессиональной подготовки специалистов Текст. / В. П. Давыдов. Инновация в образовании, 2002. -с. 3−12.
  45. А.Н. Педагогическое моделирование как средство модернизации образования в открытом информационном сообществе / А. Н. Дахин // Вопросы Интернет образования. № 21. http: //vio/fio/ru/vio 21/cd site/Articles/art 16/htm.
  46. А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность Текст. // Теория и практика образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2004. -с. 65−93.
  47. Дидактические основы компьютерного обучения. Межвузовский сборник научных трудов. Ленинград. 1989. 220с.
  48. Н.И. Дидактические проблемы межпредметных связей в системе профтехобразования. М.: Высшая школа, 1980. — 201с.
  49. A.A. Моделирование в методике изучения кристаллоопрических явлений Электронный ресурс.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02.-М.: РГБ, 2005
  50. A.A., Власова Е. А., Дума Р. В. Имитационное моделирование экономических процессов. М.: Финансы и статистика, 2002.
  51. В.И. Моделирование на уроках межпредметного обобщающего повторения. 13.00.02. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 1999.- 20с.
  52. Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст. от 10.07.1992 г. № 3266−1 (ред. от. 07.07.2003).
  53. JI.B. Дидактика и жизнь / Л. В. Занков. М.: «Просвещение», 1968. — 175 с.
  54. И.Д. Взаимная связь учебных пердметов. М.: Знание, 1977. — 64с.
  55. И.Д., Масимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. — 160с.
  56. Л.Я. Системность качество знаний. — М.: Знание, 1976.53 с.
  57. Информатика в понятиях и терминах: Кн. Для учащихся ст. классов сред. шк. / Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков, Ю. В. Исаев, В.В. Морозов- Под. ред. В. А. Извозчикова. М.: Просвещение, 1991. — 208с.
  58. В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Издательско-книготорговый дом «Логос», 2002. 344 с.
  59. В.Н. Межпредметные связи в естественно-математической и педагогической подготовке учителей. Тбилиси: Ганатлеба, 1987.-291с.
  60. В., Лоу А. Имитационное моделирование. Классика CS. 3-е изд. СПб.: Питер- Киев: Издательская группа BHV, 2004. — 847 е.: ил.
  61. М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игр, дискуссии анализ зарубежного опыта. М., Рига: Педагогический центр «Эксперимент», НПЦ «Эксперимент», 1998. — 180 е.: ил.
  62. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. // «Проблемы информатизации высшей школы». / М., 1998, № 3−4(13−14).
  63. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года Текст. // Школьные технологии № 4, 2002. — С.79−91.
  64. К.П. Особенности проектирования интерфейса средств обучения. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. // Информатика и образование № 4, 2002.
  65. А.Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: Монография. Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001.- 152 с.
  66. И.А. Обучение моделированию студентов-математиков педвуза в процессе изучения курса «математическое моделирование и численные методы» Электронный ресурс.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. М.: РГБ, 2003. — 211с.
  67. Ю.А. Методы и приемы применения моделирования в процессе усвоения учащимися новых знаний. Дисс. на соис. учен, степени канд. пед. н. — Киев, 1978. — 144 с.
  68. A.A. Активизация самостоятельной деятельности студентов при изучении физики в педвузе на основе использования педагогических программных средств: Дис.. канд. пед. наук / Лактионов Андрей Александрович. СПб., 1996. — 157 с.
  69. В.В., Швецкий М. В. Учебные информационные модели в обучении информатике // Вопросы теории и практики обучения информатике.' Сборник научных трудов. СПб. 1996. С. 64−73. (Высшая административная школа правительства Санкт-Петербурга).
  70. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы М.: Высшая школа, 1991. — 224с.
  71. И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.:Педагогика, 1981.-186с.
  72. H.A. О понятии и видах межпредметных связей // Советская педагогика, 1972. -№ 6. — С. 48−56.
  73. H.H. Современные тенденции в имитационном моделировании //"Вестник университета", серия «Информационные системы управления» № 1, ГУУ, М.: 2001. С. 135−141.
  74. H.B. Имитационное моделирование профессиональных задач и компьютерная технология их решения в процессе подготовки учащихся профессиональных лицеев к экономической деятельности Электронный ресурс.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М.: РГБ, 2003
  75. И.В. Математическое моделирование больших систем: Ext,/ пособие для спец. «Прикл. математика». Мн.: Выш.шк., 1985. — 119 е., ил.
  76. В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. -М.: Просвещение, 1984. 143 с.
  77. К.Б. Моделирование в психолого-педагогической деятельности. М. — Вологда — СПб.: Русь. — 1997. — 224 с.
  78. Математическое моделирование и информационные технологии. Сб.т. Ижевск, УдГУ, 1991. 180 с.
  79. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Пед-ое общ-во Россия, 1999 — 96 с.
  80. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер- Под общей ред. М. П. Лапчика. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 624 с.
  81. A.B. Развитие методической системы подготовки по информатике в педагогическом вузе в условиях информатизации образования: Автореф. дисс.. док. пед. наук. МГОПУ. Воронеж. — 1999. -40 с.
  82. A.B., Титоренко С. А. Дидактические принципы в компьютерном обучении // Пед, информатика. 1993, N 2.- с. 10−16
  83. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ). / Под ред. Б. С. Грязнова, Б. С. Дынина, Е. П. Никитина. Минск: Изд-во МиГУ. — 1965. — 248 с.
  84. Моделирование обучения и поведения. / Под ред. М. С. Смирнова. -М.: Наука, 1975.-238 с.
  85. H.H. Математические задачи системного анализа. М.: Наука, 1981,488с.
  86. В. М. Малкова Т.В. Математическое моделирование -необходимый компонент современной подготовки школьника // Математика в школе, 1984.-№ 3.-с. 6−10.
  87. В.М. Что такое новая информационная технология обучения? // Математика в школе. 1990. — № 2. — с. 47−52.
  88. В.М., Бабаджанян C.B. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин на факультативных занятиях // Сов. Педагигика, 1970. № 10. с. 36−42.
  89. А.П. Методика работы с современной информацией // Информатика и образование. 2001. — № 4.
  90. И.Б. Системный стиль мышления (особенности познания и управления в сложных системах). М.: Знание, 1986. — 64с.
  91. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат М., 2000.
  92. Новые педагогические информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия. -2000. — 272 с.
  93. H.A. Вероятностное моделирование как фактор развития информационной культуры учащихся Электронный ресурс.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. М.: РГБ, 2003
  94. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Под. ред. С. А. Смирнова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. 512 с.
  95. П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, JI.M. Фридман, М. Г. Гарунов. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354 с.
  96. A.A. Математическая модель в системе межпредметных связей // Межпредметные связи естественно-математических дисциплин -М.: Просвещение, 1980.-С. 108−119.
  97. Пинский В. О. Нужен ли принцип системности в дидактике? //Сов. педагогика, № 2. 1982. — С. 59−61.
  98. Н.П. Моделирование как элемент управленческой деятельности Текст. / Н. П. Пищулин, В. М. Ананишев // Школьные технологии. 2001. — № 3. С. 3−22.
  99. Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов Текст. / Ю. М. Плотников. — М.: Логос, 1998. 211с.
  100. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений / И. П. Подласый. М.: «Просвещение»: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.-432 с.
  101. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Акадения. — 2003. 272 с.
  102. Е.С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петрова А.Е Новые педагогические и информационные технологии в образования: Учеб. пособиедля студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. — М.: Издательский центр «Академия». 2002. — 147 с.
  103. С.Ю. Обучение математическому моделированию общественных процессов как средство гуманизации математического образования. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 1999. -18 с.
  104. Применение методов моделирования в дидактике. — Хабаровск 1976.- 111 с.
  105. ПЗ.Прицкер А. Введение в имитационное моделирование и язык СЛАМII. М.: Мир, 1987, 646с.
  106. Программное обеспечение моделирования непрерывно-дискретных систем (под ред. В. Глушкова), М: «Наука», 1975.
  107. H.A. Информационное моделирование как способ учебной деятельности учащихся 5−7 классов Электронный ресурс.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. М.: РГБ, 2003.
  108. И.В. Концепция внедрения средств новых информационных технологий в учебный процесс вуза / НИИ шк. оборудования и техн. средств обучения АПН. М.: АПН. — 1990. — 36 с.
  109. И.В. Средства новых информационных технологий в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования // Информатика и образование. 1991. — № 4. — с.21−24.
  110. И.В. Экспертно-аналитическая оценка качества программных средств учебного назначения. // Педагогическая информатика. 1993.-№ 1.-с. 54−62.
  111. Р.П. Применение моделирования для обучения в области компьютерных наук //Education Technology & Society 7(4), 2004. с. 291−300.
  112. Ю.И. Имитационное моделирование. Теория и технология. СПб.: КОРОНА принт- М: Альтекс-А, 2004. — 384 е., ил.
  113. A.B. Методика преподавания раздела «Матеметическое моделирование и организация вычислительного эксперимента» в курсе информатики Электронный ресурс.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. М.: РГБ, 2003.
  114. Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М: МГУ, 1981- 134 с.
  115. Н.Г. Структура, функционирование и формирование знаково-символической деятельности. Дисс. докт. псих. наук. Москва, 1987.
  116. A.A., Михайлов А. П. Математическое моделирование: идеи, методы, примеры. М.: Наука, Физматлит, 1997. -320 с.
  117. В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. А. Ситаров. М.: Издательский центр «Академия», 2002.-368 с.
  118. Г. Имитационные модели и анализ трудноформализуемых данных / Г. Смецарев // PC Week/ 1999/-№ 26.
  119. .Я., Яковлев С. А. Моделирование систем: Учеб. Для вузов / 4-е изд., стер. М.: Высш. Шк., 2005. — 343 с.
  120. , Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая / Л. Ф. Спирин. М., 1997. — 240с.
  121. A.B. Моделирование ведущий принцип совершенствования организации учебного процесса в педагогическом колледже Электронный ресурс.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. — М.: РГБ, 2003.-170с.
  122. Е.И. Основные аспекты обучения будущих педагогов компьютерному моделированию Текст. // Омский научный вестник, Серия «Общество. История. Современность» № 1(51), Омск: ОмГПУ, 2007. -С. 159−162.
  123. Е.И. Подготовка будущих педагогов в области компьютерного имитационного моделирования Текст. // Информатика и образование № 5, Москва: Изд-во «Образование и Информатика», 2007. -С. 112−114.
  124. А.И. Теоретические основы технологического подхода в дидактической подготовке учителя // Автореф. дис. .д-ра пед. наук (13.00.02), 1993.-20 с.
  125. Философская энциклопедия. М., 1970. Т 5.
  126. Л. М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984.-80с.
  127. Г. Ф. Многоуровневый метод имитационного моделирования сложных систем. Препринт. М.:Изд-во МАИ, 1988.
  128. М.С. Информационные технологии в обучении: Учеб. пособие. Тамбов: ТГПУ. — 1997. — 121 с.
  129. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 437 с.: ил.
  130. М.А. Обзор таксономий учебных целей в педагогике США Текст. // Педагогика, 2000, № 4. С.86−91.
  131. Н.М. Учителю о дифференцированном обучении: Методические рекомендации. М.: НИИ ОП, 1989.- 65с.
  132. Р. Имитационное моделирование систем. Искусство и наука. М.: Мир, 1978. — 302с.
  133. А.П. Профильное обучение информатике в старших классах средней школы Электронный ресурс.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 -М.: РГБ, 2002.
  134. Т. Дж. Моделирование на GPSS.- М.: Машиностроение, 1980.-592с.
  135. В.А. Роль моделей в познании. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1963. 172с.
  136. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика» / Под общ. ред. А. Г. Каспражака, Министерство образования РФ — Национальный фонд подготовки кадров. М.: Вита-Пресс, 2004.- 112с.
  137. A.B. Моделирование научных исследований как средство оптимизации обучения студента педагогического вуза Электронный ресурс.: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.08. М.: РГБ, 2003.
  138. В. (Ed.) Taxonomy of educational objectives. The classification of educational goals.-V.l -2.-N.Y., 1964.
  139. B. (Ed.) Taxonomy of educational goals. -V.l-2. N. Y., 1964.
  140. Law, A. M.: Confidence Intervals in Discrete Event Simulation: A Comparison of Replication and Batch Means, Naval Res. Legist. Quart., 24: 667−678(1977).
  141. Lewy A. Planning the school curriculum. Paris, 1977.
  142. Sargent, R.G.: Event Graph Modelling for Simulation with an Application to Flexible Manufacturing Systems, Management Sei., 34: 1231−1251 (1988)
  143. Schruben L.W. Simulation Modeling with Event Graphs. Communications of the ACM. 26: 957−963 (1983).
  144. Yucesan, E., and L. W. Schruben: Complexity of Simulation Models: A Graph Theoretic Approach, Informs J. Comput., 10: 94−106 (1998).
Заполнить форму текущей работой