Управление развитием медицинского страхования в условиях перехода к рынку
В результате недостаточно продуманной социальной политики государства интересы человека, касающиеся его здоровья, фактически отодвинуты на второй план. При этом кризис экономики, значительно ограничил возможности государства в поддержании и развитии медицинского страхования. Наряду с этим, негативное воздействие реформ государства на социально — экономическое положение населения, неблагоприятные… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Сущность медицинского страхования
- 1. 2. Теоретические основы управления развитием медицинского страхования
- 1. 3. Состояние медицинского страхования и системы управления его развитием
- Глава II. ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МЕДИЦИНСКОГОСТРАХОВАНИЯ
- 2. 1. Укрепление социально — экономических основ развития медицинского страхования
- 2. 2. Развитие интеграционных процессов системы 84 медицинского страхования
- 2. 3. Создание условий для реализации программ медицинского страхования
- 2. 4. Экономические модели управления развитием медицинского страхования
- ВЫВОДЫ
Управление развитием медицинского страхования в условиях перехода к рынку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования определяется тем, что действующая система управления развитием медицинского страхования не гарантирует гражданам Российской Федерации при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных для этого средств и не обеспечивает должного финансирования профилактических мероприятий, связанных с сохранением и поддержанием здоровья населения.
Система обязательного медицинского страхования, предназначенная для реализации прав граждан на бесплатную медицинскую помощь, декларированных в Конституции страны не обеспечивает равных возможностей всех жителей в ее получении. Добровольное медицинское страхование доступно лишь кругу людей, имеющих высокие доходы.
В результате недостаточно продуманной социальной политики государства интересы человека, касающиеся его здоровья, фактически отодвинуты на второй план. При этом кризис экономики, значительно ограничил возможности государства в поддержании и развитии медицинского страхования. Наряду с этим, негативное воздействие реформ государства на социально — экономическое положение населения, неблагоприятные экологические условия проживания людей привели к росту числа страховых случаев получения медицинской помощи. Все больше стал нарастать разрыв между потребностью населения в медицинской помощи и возможностью государства ее удовлетворить.
Вмести с тем не следует умалять потенциал и организующие функции системы медицинского страхования, относительно реализации свои возможности в решении задачи сохранения и создания резерва здоровья населения. Становление рыночных отношений здесь пока происходит на фоне отсутствия фундаментальных теоретических основ управления развитием медицинского страхования, без должной оценки его состояния, укрепления социально — экономической базы проводимых реформ, формирования условий для активизации интеграционных процессов, реализации программ медицинского страхования, использования экономических моделей функционирования системы, адекватных профессиональным возможностям кадрового потенциала и стимулирующих его на решение накопившихся проблем.
Выход из сложившегося состояния связан с усилением регулирующих функций государства, всех ветвей его власти, относительно целенаправленного воздействия на факторы и процессы, обеспечивающие развитие медицинского страхования. Немаловажные резервы улучшения работы заложены внутри системы обязательного медицинского Это требует поиска рациональных путей, механизмов управления развитием медицинского страхования с целью более эффективной реализации присущих ему функций и обусловливает актуальность выбранной темы исследования.
Изученность проблемы. Вопросам управления развитием медицинского страхования в научной и практической литературе уделено определенное внимания. Последнее время активно изучались проблемы регулирования процессов становления страховой медицины, исследовалась факторы, определяющие возможности развития здравоохранения, как составляющей части медицинского страхования, анализировались процессы реформирования данного сектора экономики, осмысливалась зарубежная практика достижений и преобразований системы сохранения и создания резерва здоровья людей. Этим и связанным с ними проблемам посвящены труды A.M. Бабича, Б. И. Бояринцева, Т. П. Васильевой, P.A. Галкина, В. В Гришина., Е. В. Егорова, E.H. Жильцова, Кшценко, Ю. М. Комарова, М. М. Кузьменко, Ю. П. Лисицына, В. Д. Ройка, В. Ю. Семенова, В. И. Стародубова, В. Ф. Уколова, Ю. В. Шиленко, Е. С. Эпина, Л. И. Якобсона и других.
Отдельные аспекты медицинского страхования, страховой медицины, здравоохранения, не нашедшие полного отражения в российской экономической и управленческой литературе затрагиваются в работах таких зарубежных авторов, как Ф. Альбуи, А. Мэйнард, Г. Мур, Д.Райс.
Вместе с тем многие проблемы управления развитием медицинского страхования в условиях перехода к рыночным отношениям изучены недостаточно, что отрицательно сказывается на их практическом решении.
Общая цель исследования состоит в разработке концептуальных организационных, управленческих и экономических основ управления развитием медицинского страхования в условиях перехода к рынку, включая комплекс мер по их реализации.
Эта общая цель достигается решением следующих конкретных задач: — изучением сущности медицинского страхования и теоретических основ управления его развитием;
— исследованием современного состояния медицинского страхования и системы управления его развитиемформированием условий укрепления социально экономических основ развития медицинского страхования;
— развитием интеграционных процессов системы медицинского страхования;
— созданием условий для реализации программ медицинского страхованияиспользованием экономических моделей управления развитием меДицинёкого страхования, адекватных условиям перехода к рыночным отношениям.
Объектом исследования выступает процесс управления развитием медицинского страхования .
Предметом исследования являются управленческие и связанные с ними экономические отношения, возникающие в процессе управления развитием медицинского страхования.
Теоретической и методологической базой исследования служат достижения научной мысли отечественных и зарубежных ученых, классиков теории общественного развития, экономикиприкладные исследования по данной проблемепрограммы, концепции, законы, и другие материалы по управлению развитием медицинского страхования. В диссертации использованы материалы статистической отчетности. В ней применяются различные методы познания: статистической обработки информации, логического, экономического анализа.
Новые научные результаты, полученные лично автором состоят в следующем: решена важная народнохозяйственная задача по формированию основ концепции управления развитием медицинского страхования при переходе к рынку, в частности:
— выявлены общие тенденции формирования национальной системы управления развитием медицинского страхования: интеграция технологий, нормативно правовой базы управления, форм привлечения финансовых ресурсов совокупности организаций, фондов, министерств и ведомств, ответственных за сохранение и создание резерва здоровья населенияориентация различных уровней, ветвей власти и органов управления на реализацию приоритетных (организационных, финансовых, социально-экономических, научно — исследовательских) направлений регулирования процесса развития медицинского страхования, ослабляющих или нейтрализующих доминирующие факторы негативного воздействия на системурасширение использования рыночных инструментов и нового опыта управления развитием медицинского страхования (трансферты, внебюджетное финансирование, коммерческое кредитование, ценовая политика, развитие за счет собственных средств страхования, социальная солидарность, личное участие граждан в медицинском страховании) — финансовое обеспечение системы преимущественно за счет средств работодателей до 60% - при доли государства до 40%;
— установлено, что общими тенденциями для большинства преуспевающих стран являются: многовариантность экономических моделей управления развитием медицинского страхования и усиление регулирующих функций государства в их реализации. Причем даже при частном добровольном медицинском страховании регулирующее воздействие государства в данной сфере велико. Но оно достигаемое не столько прямым влиянием власти на объект управления, сколько гибкими, многоаспектными косвенными мерами с помощью комплекса организационных, социальных, экономических, нормативных, правовых мер;
— разработана и сформулирована система базовых понятий управления развитием медицинского страхования:
— система медицинского страхования — это совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих, и взаимообусловленных специализированных подразделений страховой медицины с разветвленной инфраструктурой, непосредственно реализующих процесс страхования и косвенно участвующих в нем структур, путем создания соответствующих макроэкономических и местных условий, на основе единой цели;
— система управления медицинским страхованием представляет собой совокупность организационных структур с присущими им функциями, персоналом, нормативно — правовой базой, технологиями и связями, посредством которых осуществляется целенаправленное воздействие на объект для получения намеченных результатов удовлетворения потребностей населения в поддержании и создании резерва здоровья нации на принципах страховой медицины;
— процесс развития медицинского страхования — комплекс прогрессивных рыночных изменений, посредством которых, ориентированная на удовлетворение специализированных потребностей населения в медицинском страховании система движется от состояния недостаточной удовлетворенности общества результатами ее функционирования к более благоприятным результатам, намеченным в соответствующих программных документах государства;
— управление процессом развития медицинского страхованияцеленаправленная деятельность персонала по реализации системы идей, взглядов и методов страховой медицины, ориентированных на постоянное сохранение динамического равновесия системы медицинского страхования;
— регулирование медицинской страховой политики — совокупность социальных, экономических и юридических действий, государственной власти, общественных организаций, внегосударственных структур по формированию общих «правил игры» и упорядочению деятельности на медицинском страховом рынке;
— доказано, что медицинское страхование является сложной, открытой организационно — экономической системой, функционирующей по принципам страховой медицины с присущим ей набором свойств, которые обусловливают использование адекватного инструментария и соответствующих механизмов управления ее развитием, с обязательным применением процедур государственного регулирования;
— выделены критерии, в соответствии с которыми возможно оценивать готовность системы медицинского страхования к прогрессивным изменениям: наличие макроэкономических и внутрисистемных нормативно — правовых, финансовых условий для реализации основных функций медицинского страхованияобщая способность системы обеспечить удовлетворение потребностей населения в услугах медицинского страхования, положительно влияющих на укрепление здоровья нацииналичие отраслевой способности системы медицинского страхования косвенно (через улучшение здоровья населения) воздействовать на экономический рост и другие результаты развития государстваклассифицированы основные факторы риска системы организаций добровольного медицинского страхования в следующие группы: социальные (место и условия проживанияобраз жизни) — финансово — экономичес7сие (фиашсоъо& положениеэкономическая устойчивость клиента) — производственные (род профессиональной деятельностиусловия трут)', физиологические (возрастполсостояние здоровья).
Практическая значимость работы. Исследование доведено до конкретных рекомендаций по управлению развитием медицинского страхования в системе организаций Оренбургской области.
Апробация результатов исследования. Положения диссертации обсуждены в центре управленческого консультирования кафедры общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также на ряде научно — практических конференций.
Логика и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов и списка литературы.
1.Андреева E.H., Линд В. А., Петухова В. В. Особенности внедрения и развития обязательного медицинского страхования на территории Ленинградской области. Мед.страх., 1995, N2, с. 18−27.
2. Анисимов В., Шиленко Ю. Актуальные проблемы правовой экспертизы в страховой медицине. Страховое дело, 1994, N 4, с.25−29.
3. Бабич A.M., Егоров Е. В., Жильцов E.H. Экономика социального страхования. М- 1997, МГУ, с. 40.
4. Бельская О. Б. Почему средства на здравоохранение расходуются неэффективно: новые цели, новые измерители. Главный врач, 1994, N 2, с.54−59.
5. Боярский А. П. Медицинское страхование в зеркале общественного мнения. Здравоохранения Российской Федерации, 1993, N 10, с.6−8.
6. Буренков С. П., Головтеев В. В., Корчагин В. П. Здравоохранение в период развитого социализма: планирование и управление. М., Медицина, 1982, — 288 с.
7. Ван де Вен В. Отбор рисков аххилесова пята регулируемой конкуренции на рынке медицинского страхования. Роль и место медицинского страхования в реформе здравоохранения. — М., 1996 — с. 5271.
8. Веренцов М. М. Организация контроля качества медицинского обслуживания за рубежом (на примере США). Обзор литературы. М., 1987', N2.
9. Герасименко Н. Ф., Киричков A.B., Егорова И. А. Практический опыт введения медицинского страхования в Алтайском крае. Бюл. НИИ им. H.A. Семашко, 1993, вып. З, с.26−29.
10. Глущенко В. В. Менеджмент: системные основы .- Моек. обл.- 1997, ТОО НПЦ «Крылья», с. 6 .
11. Гришин В. Регулирование процессов становления страховой медицины ,-М, «Наука», 1997, с. 10.
12. Гришин В. В. О деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Мед. страх., 1994, N 3, с.З.
13. Гришин В. В. Семенов В.Ю. Материалы всероссийского совещания исполнительных директоров фондов обязательного медицинского страхования .- М:, 1998, изд. Федерального фонда ОМС, 288с.
14. Гришин В. В. Совершенствование организации и финансирования здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования. Бюл. НИИ им. Н. А. Семашко, 1994, вып. З, с.97−99.46.
15. Грипшн В. В. Основы обязательного медицинского страхования. Методическое пособие // (В соавторстве) Москва, — 1996. — 96 с.
16. Гришин В. В. Материалы по обобщению арбитражной практики (по делам с участием территориальных фондов ОМС по состоянию на 31,07.96.)-Москва- 1996;ФФОМС 336 с.
17. Гришин В. В. Медицинское страхование в Японии (Аналитический обзор по данным зарубежной печати) // (В соавторстве) Экономика здравоохранения — 1996;Вып. 12-е. 5−9.
18. Гришин В. В. Больничные и страховые кассы (отечественный опыт медицинского страхования) // (под редакцией О.П. Щепина) -Москва -1997 ФФОМС — 240 с. 50.
19. Гришин В. В. Медицинское страхование в Японии (Аналитический обзор по данным зарубежной печати) // (В соавторстве) Экономика здравоохранения — 1997 -Вып.) -с. 14−22.
20. Гришин В. В. Медицинское страхование в развитых странах // (В соавторстве) Москва — Луч — 1997 — 158 с.
21. Гришин В. В. Аналитический обзор по защите прав пациентов в промышленно-развитых странах. -Москва-1997;ФФОМС-112 с. 53.
22. Гришин В. В. Опыт деятельности страховых медицинских организаций по защите интересов застрахованных в системе обязательного медицинского страхования. Экспертиза качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.
23. Гришин В. В. Обязательное медицинское страхование и органы управления здравоохранением. Мед. страхование М., -1996. № 13−14-С.2−14.
24. Гришин В. В. Проблемы финансирования обязательного медицинского страхования: региональный аспект. Здравоохранение -1996.№ 8-с.7−16.
25. Проблемы ценообразования и оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции ФФОМС., 1−2 ноября 1995 г., Ижевск (под ред. В. В. Гришина и др.) -Москва,-1996. 231 с. 37.
26. Гришин В. В. Тенденции финансово-экономической деятельности системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации Бюллетень Санкт-Петербургского института медицинского страхования. Санкт-Петербург, 1996. — Вып. 2., С.5−21.
27. Гришин В. В. Медицинское страхование: создана система, которая реально работает. Охрана труда и социальное страхование, -1996.-Вып.6.-с.1−4.
28. Гришин В. В. Повышение квалификации и дополнительное образование специалистов системы обязательного медицинского страхования // Здравоохранение 1996. Вып.1 1. — с.7−13. 40.
29. Обязательное медицинское страхование // Сборник законодательных актов и нормативных документов (под ред. В. В. Гришина и др.) М., — том Ш- 1996.-304 с.
30. Гришин В. В. Экономика здравоохранения // Учебное пособие (В соавторстве) М., — 1996. — 138 с. 42.
31. Гришин В. В. Что должен знать страхователь об обязательном медицинском страховании М., — 1996. -48 с. 43.
32. Гришин В. В. Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации // Экономика здравоохранения 1996. -Спец. выпуск — с.5−7.
33. Гришин В. В. Роль и место медицинского страхования в реформировании здравоохранения // Материалы международной конференции 20−22 сентября 1995 -М, 1996, — 176 с. 45.
34. Гришин В. В. Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации // Сборник законодательных актов и нормативных документов .- М., том IV — 1997. — 288 с- 57.
35. Гришин В. В. Регулирование процессов становления страховой медицины // Москва 1997 Наука «- 352 с.
36. Дмитриев М. Политика социальных расходов в современной России. Вопросы экономики., № 10, 1996, с. 35.
37. Жильцов E.H. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. -М.- изд. МГУ, 1991, с. 9 11.
38. Здоровье населения как фактор обеспечения национальной безопасности России. Коммерсант Дэйли — 1997.47 .Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Медицинская газета, № 39, 1997.
39. Корчагин В. П. Финансирование здравоохранения: потребности растут, возможности сокращаются. Аналитический вестник Федерального собрания Российской Федерации, №.12, М.: 1997, с. 36.
40. Космачев В. О государственных внебюджетных фондах. М.: «Ось-89», 1995, с. 193.
41. Лисицин Ю. П., Стародубов В. И., Гришин В. В. Медицинское страхование. -М, 1994., Воля, с. 29.
42. Любимов В. Кому нужна раздутая страховая медицина. «Медицинская газета», № 43. 1997.
43. Линденбратен А. Л., Шилова В. М. Организационноэкономические аспекты введения обязательного медицинского страхования. Проблемы социальной гигиены и история медицины. — М.-1996,№ 4, — с. 20 -23.
44. Никольский П. Основы теории страхования. Казань, 1985, с. 96.
45. Основные результаты и проблемы переходного периода введения ОМС в Московской области. Медицинское страхование. Московский регион, 1994 год, стр. 264 268.
46. Ожегов С. И. Словарь русского языка .- 14-е изд ., — М.- «Русский язык» ., 1983, с. 370.
47. Приоритет ресурсу здоровья. Медицинская газета. — № 43, 1996.
48. Райс Д. Вопросы организации и управления в российском здравоохранении 21 века: стиль, стратегия система. Проблемы социальной гигиены и истории медицины. -М., 1996., — № 42, с. 36 41.
49. Словарь иностранных слов .- 18-е изд., М.- «Русский язык» ., 1989, с. 252.
50. Собрание законодательных актов и нормативных документов, регламентирующих обязательное медицинское страхование в Российской Федерации.(Под редакцией В. В. Гришина, В.Ю. Семенова). М, 1997, т.4- 228с.
51. Солодкий В. А., Лябин В. В. Шиляев Д.Р. О тарифном регулировании в системе ОМС населения Московской области. Вестник Ивановской государственной медицинской академии, 1996 год, том 1, выпуск 3−4.
52. Солодкий В. А., Лябин В. В., Шиляев Д. Р. О необходимости проведения взаимозачетов за экстерриториально оказанную медицинскую помощь в рамках выполнения программы ОМС на межрегиональном уровне. Экономика здравоохранения № 12 1996 год.
53. Солодкий В. А ., Лябин В. В., Шиляев Д. Р. Методические подходы к определению размеров страховых платежей на цели ОМС неработающего населения. Экономика здравоохранения № 12 1996 год.
54. Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» , — Ведомости РСФСР, 1991, N 27, с.1021−1031.
55. Каткова И. П., Новосельская О. М., Сковердяк Л. А. Базовая программа медицинского страхования детей в Российской Федерации. Бюлл. НИИ им. H.A. Семашко, 1993, вып. З, с.106−111.
56. Киселев А., Телюков А., Шейман И. Страховая медицинаили Новая модель финансирования здравоохранения. Вопросы экономики, 1990, N 11, с.23−32.
57. Климантова Г. И. Актуальные проблемы социально-экономического развития России. Аналитический вестник Федерального собранияпарламента Российской Федерации — вып. № 12, М., 1996, с. 8.
58. Коноплев А. Б. К вопросу об изучении мнения населения о медицинском страховании. Бюлл. НИИ им. Н. А. Семашко, 1994, вып.4, с.60−63.
59. Лисицын Ю. П., Стародубов В. И. Медицинское страхование в России. Российский медицинский журнал, 1995, N 1, с.9−10.
60. Лисицин Ю. П, Стародубов В. И, Медицинское страхование .- М, 1994, с. 9.
61. Лопатников Л. И. Краткий экономике математический словарь .- М, 1979, издат. «Наука», с. 216.
62. Ломакин-Румянцев И. В. Опыт, проблемы и перспективы обязательного медицинского страхования в Москве. Мед.страх., 1994, N9.0.10−32.
63. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, С. 337.
64. Милънер Б. З. Управление: пути преодоления кризиса .- В кн. На пути к цивилизованному рыночному хозяйству. М.: ОАО «Авиаиздат», 1997, с. 70.
65. Необходимость координации усилий. Медицинский вестник, № 1, май, 1997.
66. Обязательное медицинское страхование в России 1993;1994 гг. Статистический сборник. ФФОМС, М., 1995, 67 с.
67. Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. Цифры и факты. ФФОМС, М., 1995.8Э.Ожегов С. Словарь русского языка М, «Русский язык», 1983, с. 687. 84.0сипов Г. В. Энциклопедический социологический словарь. М, 1995, ИСПИРАН, с. 668.
68. Панфилова Т. Здоровье нации должно стать высшим государственным приоритетом. Формацевтический вестник., № 11,1997.
69. Певзнер А., Савушкин В. Медицинское страхование. Вопросы экономики, 1990, N11, с.81−88.8Т.Петухова В. В. Актуальные проблемы обязательного медицинского страхования. Бюлл. СПб института мед. страх. 1995, вып.1., с.17−32.
70. Петухова В. В., Андреева E.H. Требования к условиям предоставления медицинской помощи застрахованным по договорам без отдельного медицинского страхования. Главный врач, 1994, N1, с.54−59.
71. Подлужная М. Я. Научное обоснование управления здравоохранением в регионе в условиях медицинского страхования. Бюлл. НИИ им. Н .А. Семашко, 1994, вып. З, с.100−104.
72. Русаков А. Возможности все-таки имеются. Медицинская газета., № 36, 1997.
73. Салганик Е. Построение кассовой медицинской помощи в Германии. Здравоохр. Росс. Федер., 1993, N 2, с.23−25.
74. Сергеев Г. В., Мазур М. А., Бурдин H.H. Системный подходк оптимизации структуры и деятельности здравоохранения территориального уровня. Здравоохр. Росс. Федер., 1981, N 1, с.3−6.
75. Соломахин Б .Я. Опыт реализации Закона о медицинском страховании граждан в Российской Федерации территориальным фондом ОМС в Воронежской области. Бюлл. НИИ м. Н. А. Семашко, 1994, вып.4, с.46−51.
76. Социальная фобия. Изд. Компании Ф. Хоффманн — Ля Рош Лтд., Базель, Швейцария- - 1997, с. 1.
77. Стародубов В. И.
Введение
медицинского страхования в России. Бюлл. НИИ им. Н. А. Семашко, 1993, вып.1, с.5−10.
78. Стародубов В. И. Реализация закона о медицинском страховании в России. Бюлл. НИИ им. Н. А. Семашко, 1993, вып. З, с. 12−16.
79. Стародубов В. И. Вопросы управления здравоохранением в условиях введения медицинского страхования. Главный врач, 1994, N 2, с.67−77.ЮО.Страховая медицина: История и современность. Сб. на-учн.трудов / ВНИИ им. Н. А. Семашко, М., 1989. 205 с.
80. Страховая медицина (вопросы теории, истории, опыт, перспектива развития). Мат. выездн. Пленума Всес.общ. историков медицины. 23−25.09.91Луганск. Москва-Луганск, 1991, Обл.упр.по печати, 153 с.
81. Царегородцев А. Д. Обязательное медицинское страхование: подводим первые итоги. Здравоохранение, 1996, N 1, с.5−14.
82. Уколов В. Ф. Медицинское страхование в развитых странах .- М, Луч, 1997, с. 148.
83. Уколов В. Ф. Менеджмент в сфере услуг .- М, Луч, 1995, с. 151−152.
84. Уколов В. Ф. Социальная политика государства, — М.- 2Луч", 1996, 300с. Ю8.Уколов В. Ф. Управление Эффективностью общественного и частного предпринимательства, рабочий", 1991, с. 9- 11.
85. Щепин О. П., Нечаев B.C. Реформа здравоохранения в Российской Федерации. Бюлл. НИИ им. Н. А. Семашко, 1992, вып.1, с.5−14.
86. Щепин О. П., Мартынова Н. М., Коротких Р. В., ПогореловЯ.Д., Нечаев B.C., Рытвинский С. С. Предпосылки к разработке законодательства по охране здоровья граждан Российской Федерации: концептуальный подход. Бюлл. НИИ им. Н. А. Семашко, 1992, вып.1, с.15−21.
87. Яковлева Н. В. О социально-психологической готовности врачей к введению бюджетно-страховой медицины. Здравоохр. Рос. Федер., 1993, N6, с.7−9.
88. Abel-Smith В., Mossiallos Е. Cost Containment and Health Care Reform: A Study of the European Union. Health Policy, 1994, v.28, p.89−132.услуг. РазвитиеM.- «Московский1996, АО «Бизнес.
89. Atteslander P. Methoden der empirischen Sozialforschung. W. de Gruyter, Berlin, N.Y., 1993, 406 s.
90. Barnum H., Kutzin J., Public Hospitals in Developing Countries (Resource Use, Cost, Financing). World Bank, The Johns Hopkins University Press, 1993, 335 p.
91. Fremont E. Kast, James E.Rosenzweig. Organization and Management, 2nd ed. New Jork: Mc Jraw — ill, 1974, p.574−575.