Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Механизм выбора и реализации инновационно-инвестиционной стратегии региональной экономической системы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Автором показано, что инновационная стратегия является немаловажной в деятельности любого предприятия. Не смотря на то, что инновационная стратегия разрабатывается на функциональном уровне, инновационное управление пронизывает все уровни иерархии управления. Обычно экономистами рассматривается только инновационная часть функциональной стратегии в области нововведений. На наш взгляд, это не совсем… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ИННОВАЦИОННО — ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
  • РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
    • 1. 1. Содержание инновационно — инвестиционной стратегии, как способа развития региональных экономических систем
    • 1. 2. условия и тенденции развития инновационно — инвестиционной сферы региональной экономики
    • 1. 3. Программно — целевой подход к формированию. инновационно — инвестиционной стратегии. региональных экономических систем
  • ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ВЫБОРА
  • ИННОВАЦИОННО — ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
  • РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
    • 2. 1. Роль стратегических кластеров в инновационно — инвестиционной сфере региона
    • 2. 2. Содержание механизма выбора инновационно-. инвестиционной стратегии региональных экономических систем на основе кластерного анализа
    • 2. 3. Институциональная структура механизма выбора. инновационно — инвестиционной стратегии. региональных экономических систем
  • ГЛАВА 3. ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
  • ИННОВАЦИОННО — ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
    • 3. 1. Особенности разработки инвестиционного бизнес — плана как инструмента реализации. инновационно — инвестиционной стратегии
    • 3. 2. Анализ системы бюджетирования как инструмента реализации инновационно — инвестиционной стратегии
    • 3. 3. Модель поддержки принятия решений для выработки управляющего воздействия на процесс реализации. инновационно — инвестиционной стратегии

Механизм выбора и реализации инновационно-инвестиционной стратегии региональной экономической системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень нау-коемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, снижению себестоимости продукции, притоку инвестиций, повышению имиджа производителя новых продуктов, открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

Актуальность изучения вопросов инновационного развития обусловлена необходимостью формирования конкурентоспособной экономики региона, базирующейся на продвижении к более высоким технологическим укладам и обеспечивающей увеличение ее вклада в решение проблем социально-экономического развития. Сложность поднимаемой проблематики связана с неоднозначностью теоретических подходов как к интерпретации самой категории «инновация», определению ее классификационных признаков, так и к обоснованию методологии исследования и прогнозирования инновационных процессов на региональном уровне.

Характерные особенности современной экономики состоят в возрастающей роли высоких технологий и глобализации экономических отношений. Эти процессы определяют стремительные изменения в условиях деятельности экономических субъектов. Региональные экономические системы, как основные структурообразующие элементы экономики, становятся всё более открытыми системами: главные предпосылки их устойчивого развития находятся во внешней среде. В условиях «новой экономики» важным фактором конкурентоспособности является то, насколько удачно региональная экономическая система приспосабливается к своему внешнему окружениюэкономическому, научно-техническому, социально — политическому. Эти вопросы становятся главными критериями эффективной деятельности региональных экономических систем, по отношению к которым внутренняя рациональность организации производства и управления есть не что иное, как ответ на различные воздействия со стороны внешней среды. Одним из основных способов, с помощью которых региональная экономика может адаптироваться к быстро меняющимся условиям, является стратегическое управление, и в частности, правильный выбор инновационно — инвестиционной стратегии развития региональных экономических систем.

В «новой экономике», которая характеризуется увеличением роли нематериальных активов, основополагающими становятся факторы, обеспечивающие долгосрочные конкурентные преимущества. В первую очередь к таким факторам относится инновационная деятельность, проблемы стратегического управления которой особенно актуальны для российской экономики. Инновационная деятельность является одним из основных факторов конкурентоспособности региональных экономических систем, который позволит им не только устойчиво развиваться на отечественном рынке, но и конкурировать с зарубежными компаниями на международной арене. Развитие стратегического управления инновационной деятельностью способствует увеличению эффективности капиталовложений в региональную экономику.

К основным препятствиям инновационного развития российских предприятий сегодня можно отнести финансовые проблемы, недостаток собственных средств для развития и внедрения инноваций, недостаточную государственную поддержку инновационного развития, проблемы с поиском квалифицированного менеджмента и персонала.

Устранение рассмотренных выше препятствий повышения инновационной активности как средства использования конкурентных преимуществ страны, связанных с ее интеллектуальным потенциалом, требует формирования на государственном уровне и на уровне хозяйствующих субъектов благоприятных условий поддержки инноваций, разработки алгоритма выбора и реализации инновационных стратегий.

Все эти вопросы требуют научного исследования, часть которого проведена в данной работе. Этим определяется актуальность темы исследования.

Диссертационная работа выполнена в НОО ВИВТ в рамках госбюджетной НИР по теме «Фундаментальные и прикладные исследования по разработке и совершенствованию информационных технологий, моделей, методов и средств автоматизации и управлением техническими, технологическими, экономическими и социальными процессами и производствами» (№ гос. регистрации 12.2005.2305) и соответствует п. 5.18 «Разработка проблем функционирования и развития предприятий, отраслей и комплексов в регионахрациональное использование природно-ресурсной базы» паспорта специальностей.

Степень изученности проблемы. Проблемы стратегического поведения в общем виде были освещены в зарубежной экономической литературе, в частности, в исследованиях И. Ансоффа, Л. Д. Болмана, Т. Дила, П. Друкера, Дж. Куинна, Р. Лапье, С. Макридакиса, Г. Минцберга, С. Оливера, М. Е. Портера, Р. П. Румельта, Р. Саймонса, Й. Уилсона, Й. Шумпетера, Б. Хендерсона, К. Р. Эндрюса и др. Большой вклад в оценку роли инноваций в стратегическом управлении внесли исследования Д. Барни, Г. Хэмел, Д. Тис, Г. Писано. Но имеющаяся по данной теме литература в подавляющем большинстве построена на основе изучения опыта зарубежных фирм.

В современной отечественной экономической науке можно выделить два основных направления исследования развития территорий и региональной политики. Первое — связано с разработкой теоретико — методологических вопросов, круг которых включает: место субъектов федерации в социально-экономической системе России, характер, порядок и формы взаимодействия органов власти различных уровней, преодоление дезинтеграционных процессов и развитие единого экономического пространства страны. Оно представлено научными трудами Е. Бухвальда, В. Введенского, А. Виленского, С. Глазьева, В. Кирьянчука, В. Лексина, О. Мяснянкиной, Б. Преображенского, Ю. Трещевского, И. Рисина, А. Швецова.

Другое направление содержит обобщение опыта решения региональных задач, разработки программ социально-экономического развития территорий, взаимодействия разных уровней власти. Поэтому в основном оно представлено работами региональных лидеров: Д. Аяцкова, О. Бетина, А. Бойцева, А. Воробьева, А. Ефремова, Ю. Лужкова, Э. Росселя, С. Собянина, В. Яковлева и других.

Отражение в экономической литературе получили аспекты инновационной деятельности и инноваций как её составной части. Круг публикаций, посвященных инновациям, довольно обширен. Инновации изучались специалистами различных дисциплин — экономистами, социологами, историками, исследователями управленческих процессов. Большой вклад в развитие теории инноваций внесли Й. Шумпетер, Р. Хайек, Р. Нельсон, С. Уинтер, H.JI. Фролова. Системный подход к инновациям рассматривается в исследованиях Ю. П. Анисимов, Д. Тиса, М. Н. Зака, Е. Пенроуза, П.Сенджа. Проблемы управления инновациями исследуются в работах С. Д. Ильенковой, Э. А. Уткина, Н. И. Морозовой, Г. И. Морозовой. В последнее время наблюдается развитие интереса к проблемам инновационно — инвестиционной сферы в России. Среди подобных работ хотелось бы отметить исследования В. И. Боровикова, А. В. Пилипенко, И. Б. Гуркова, К. К. Козлова, Д. Г. Соколова, К. В. Юдаевой.

Однако не в полной мере исследованы механизм выбора инновационно-инвестиционной стратегии региональных экономических систем и процесс его реализации в рыночных условиях, отсутствуют конкретные методические рекомендации, посвященные этой проблематике применительно к российской практике.

Недостаточность теоретической и методической проработки проблем выбора инновационно — инвестиционной стратегии и его реализации обусловливает актуальность выбранной темы диссертационной работы, определяет цель и задачи исследования.

Рабочая гипотеза исследования основана на предположении, что эффективность механизма формирования инновационно — инвестиционной стратегии региональной экономической системы обеспечивается за счет кластерного подхода к выбору стратегии и теории стейкхолдеров, которая позволяет находить компромисс интересов субъектов региональной экономики при реализации инновационно — инветстиционной стратегии региональной экономической системы.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является формирование механизма выбора инновационно — инвестиционной стратеги региональной экономической системы и инструментария его реализации.

В соответствии с поставленной целью в настоящей работе решаются следующие задачи: исследовать экономическое содержание категорий «инновации» и «инвестиции», определить их взаимосвязьраскрыть содержание инновационноинвестиционной стратегии региональной экономической системыпредложить подход к формированию инновационно — инвестиционной стратегии региональной экономической системыразработать механизм выбора и реализации инновационно — инвестиционной стратегии региональной экономической системы в системе стратегического управления на основе теории кластеров, рассматривая его в единстве процесса и результатаопределить субъекты механизма выбора и реализации инновационноинвестиционной стратегии региональной экономической системыпредложить инструменты реализации инновационно — инвестиционной стратегии региональной экономической системывыявить особенности системы бюджетирования при реализации механизма выбора инновационно — инвестиционной стратегии региональной экономической системыопределить особенности использования сбалансированных стратегических карт в рамках реализации механизма выбора инновационно — инвестиционной стратегии региональной экономической системы.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются управленческие отношения, возникшие по поводу формирования и реализации механизма выбора инновационно — инвестиционной стратегии региональной экономической системы. В качестве объекта исследования выступает — территориальные экономические подсистемы национальной экономики.

Теоретическая и методологическая база исследования. Теоретической и методологической основой диссертационной работы являются научные работы отечественных и зарубежных авторов по экономической теории (макрои микроэкономика) и теории стратегического и инновационного менеджмента. Методы исследования определялись целями и задачами работы и включали анализ и синтез, индукцию и дедукцию, аналогия и моделирование, конкретизация и абстрагированиеметод типологии, методы экономико-математического моделирования, прогнозирования.

Информационная база исследования включает справочные и нормативные документы Правительства РФ, Министерства Финансов РФ, информационно — статистические данные ФА по статистике РФ и фактические данные финансового и управленческого учета предприятий Воронежской области.

Положения, выносимые на защиту:

1. Содержание инновационно — инвестиционной стратегии региональной экономической системы.

2. Подход к формированию инновационно — инвестиционной стратегии региональной экономической системы.

3. Механизм выбора и реализации инновационно — инвестиционной стратегии на основе кластерного подхода.

4. Классификация субъектов механизма выбора и реализации инновационно — инвестиционной стратегии на основе теории стейкхолдеров.

5. Инструменты реализации инновационно — инвестиционной стратегии региональной экономической системы.

6. Рекомендации по использованию системы бюджетирования как инструмента реализации инновационно — инвестиционной стратегии.

7. Модель поддержки принятия решений для выработки управляющего воздействия на процесс реализации стратегии.

Научная новизна диссертационного исследования. Научная новизна проведенного диссертационного исследования, состоящая в теоретико-методическом обобщении и практической разработке механизма выбора и реализации инновационно — инвестиционной стратегии региональной экономической системы и инструментов его реализации, заключается в следующем:

— определена взаимосвязь категорий «инновации» и «инвестиции» в категориальной системе стратегического управления и предложено авторское определение инновационно — инвестиционной стратегии как способа развития региональной экономической системы;

— предложен комплексный программно-целевой подход к формированию механизма выбора и реализации инновационно — инвестиционной стратегии, особенностью которого является комплексное инновационное управление развитием региональной экономической системы, состоящее из: миссии экономической системыопределения её цели и задачразработки инновационно — инвестиционной стратегии как одной из приоритетных функциональных стратегийформирования инновационно — инвестиционной политики экономической системыинновационного планирования и управления инновационными проектами;

— разработан механизм выбора и реализации инновационно — инвестиционной стратегии региональной экономической системы на основе теории кластеров, преимуществом которых является эффективность и гибкость структуры кластеров, основанная на кооперации и конкуренции субъектов региональной экономики;

— предложена классификация субъектов механизма выбора и реализации инновационно — инвестиционной стратегии с учетом их экономических интересов в рамках теории стейкхолдеров;

— определены базовые инструменты реализации механизма выбора инновационно — инвестиционной стратегии региональной экономической системы, в качестве которых предложено использовать системы бизнес — планирования, бюджетирования и сбалансированных показателей (стратегических карт);

— выявлены особенности системы бюджетирования как способа реализации инновационно — инвестиционной стратегии, заключающиеся в том, что данный инструмент, находясь на стыке стратегического и тактического управления, обеспечивает эффективную корректировку реализации стратегии инновационно-активной региональной экономической системы. При этом следует отметить наличие взаимосвязи бюджетирования и системы сбалансированных показателей.

— выявлены особенности использования стратегических карт как инструмента реализации инновационно — инвестиционной стратегии региональной экономической системы, заключающиеся в формировании системы финансовых и нефинансовых показателей эффективности реализации инновационно — инвестицилонной стратегии региональной экономической системы и моделирования их несоответствия в процессе её реализации.

Практическая значимость работы. Практическое значение имеют следующие научные и прикладные разработки:

— методические рекомендации по разработке системы сбалансированных показателей (стратегической карты) региональной экономической системы;

— модель поддержки принятия решений для выработки управляющего воздействия на процесс реализации инновационно — инвестицилонной стратегии региональной экономической системы.

Внедрение результатов исследования. Разработанные практические рекомендации и методические положения диссертационного исследования прошли практическую апробацию в ООО СК «Аркада», ООО Hi ill «Спецэ-лектромонтажавтоматика».

Результаты диссертационного исследования получили свое отражение при разработке учебного пособия по дисциплине «Финансовый менеджмент» для студентов всех форм обучения по специальности «Управление персоналом» в Воронежском Институте Высоких Технологий.

Реализация результатов подтверждена актами о внедрении.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались автором на следующих конференциях и сессиях: сессии экономического факультета ВГУ 2002;2003 учебного года, (секция маркетинга, тема «Организация маркетинговой деятельности маркетинговой системы на коммерческих предприятиях», г. Воронеж) — межрегиональной научно-практической конференции экономической системы региона: особенности конкурентных отношений, (27 ноября 2003 года, ВЭПИ, г. Воронеж) — всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы роста и развития российской экономики», (Воронеж, ВГУ, 20 февраля 2004 года) — 8-ой международной научно-практической конференции «Наука и просвещение» (2005 года, г. Днепропетровск) — межвузовской научно-практической конференции «Современные технологии управления персоналом: организационные и экономические аспекты (19 мая 2006 года) — международной межвузовской научно-практической конференции «Нэповская альтернатива развития российского общества (29−30 марта 2006 года) — всероссийской научно-практической конференции «Перспективы развития торговли в России: проблемы безопасности, подготовки кадров, использования инновационных технологий (20 апреля 2006 года) — 4-ой Всероссийской научно-технической конференции «Теория конфликта и ее приложения» (14−16 ноября 2006 года).

Публикации результатов исследования. Положения работы, содержащиеся в ней рекомендации и выводы изложены в опубликованных 15 печатных работах, в том числе в 1 издании, рекомендованном ВАК РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационном исследовании доказана целесообразность рассмотрения следующих базовых характеристик инновации — результативную и процессуальную. Инновация представляет собой не только новый результат, но и процесс его получения, выраженный в совокупности действий, направленных на создание и распространение новшества, удовлетворяющих конкретные общественные потребности.

Резюмируя теоретические аспекты классификаций инноваций, можно заключить, что в литературе отсутствует единообразный подход, как к определению понятия «инновация», так и к классификации инноваций.

На наш взгляд, более точным является результативный подход к определению инновации, на основе которого инновация является результатом создания принципиально нового или модифицированного новшества, внедренного на рынке и используемого в практической деятельности.

В ходе изучения проблематики инновации можно заключить, что инновация может быть рассмотрена и как экономическая категория, которая отражает внешнее проявление ее свойств, признаков, связей и отношений производства и реализации нововведений, при этом инновация выполняет воспроизводственную, инвестиционную и стимулирующую функции.

Понятие «инновации» тесно связано с категорией «инвестиции». Категория «инвестиции» в процессе эволюции претерпела значительные изменения. В рыночной экономике инвестиции связаны с накоплением капитала. Необходимо отметить, что по определению экономистов — классиков, капитал — есть накопление запасов продуктов труда.

Автором показано, что инновационная стратегия является немаловажной в деятельности любого предприятия. Не смотря на то, что инновационная стратегия разрабатывается на функциональном уровне, инновационное управление пронизывает все уровни иерархии управления. Обычно экономистами рассматривается только инновационная часть функциональной стратегии в области нововведений. На наш взгляд, это не совсем верно, т.к. любая инновация предполагает проведение более или менее масштабных изменений, которые требуют вложения различных видов ресурсов. Поэтому, по нашему мнению, более правильно говорить о инновационно — инвестиционной стратегии, которая представляет собой стратегический выбор новых изменений для развития коммерческой организации и их реализацию посредством поиска инвестиционных ресурсов с целью достижения стратегических приоритетов региональной экономической системы в долгосрочной перспективе.

Также авторами предложен программно-целевой подход к формированию инновационно — инвестиционной стратегии региональной экономической системы на основании теории кластеров, который включает в себя миссию, цель, задачи экономической системы, разработку инновационно — инвестиционной стратегии, формирование инновационного проекта и управление им на основе совершенствования системы управления персоналом.

На основе программно-целевого подхода к формированию инновационно — инвестиционной стратегии экономической системы нами предложен механизм выбора инновационно — инвестиционной стратегии, включающий в себя следующие элементы: объект, субъект, предмет, цель и задачи, функции и процесс выбора инновационно — инвестиционной стратегии.

Процесс выбора инновационно — инвестиционной стратегии укрупнен-но включает в себя следующие этапы: анализ стратегических возможностей экономической системы, формулирование стратегических инновационноинвестиционных альтернатив и реализацию выбранной стратегической альтернативы.

Отметим также важную роль субъектов инновационно — инвестиционного процесса при выборе и реализации стратегических альтернатив, которые образуют институциональную структуру предложенного механизма. Анализ субъектов механизма выбора инновационно — инвестиционной стратегии базировался на теории стейкхолдеров, согласно которой необходимо найти компромисс, при котором достигается баланс интересов всех субъектов инновационно — инвестиционного процесса. Следовательно, выбор источников финансирования инновационно — инвестиционной деятельности необходимо осуществлять с учетом интересов стейкхолдеров.

Таким образом, если достигнут компромисс интересов участников инновационно — инвестиционного процесса и имеется возможность эффективно им управлять, то экономическая система будет конкурентоспособна, а следовательно, будет иметь возможность развития в стратегической перспективе.

В третьей главе выявлены особенности инструментов реализации механизма выбора инновационно — инвестиционной стратегии региональной экономической системыобоснованно применение стратегической карты и системы бизнес планов в процессе реализации инновационно — инвестиционной стратегии.

Стратегическая карта дает возможность создания модели бизнеса, способного реализовывать выбранные стратегические приоритеты. Она включает в себя многие из инструментов управления и позволяет выстраивать сбалансированную систему взаимосвязей различных уровней стратегического, текущего и оперативного управления развитием экономической системы.

В рамках реализации механизма выбора инновационно — инвестиционной стратегии существует необходимость дополнения стратегической карты. В рамках инфраструктурного направления необходимо дополнительно к традиционному подходу анализировать и при необходимости разрабатывать организационную структуру стратегически ориентированной организации. Особое внимание следует обратить на инновационное направление, которое зачастую вместе с инвестиционной составляющей финансового направления стратегической карты являются ключевыми для успешной реализации механизма выбора инновационно — инвестиционной стратегии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д. Стратегическое рыночное управление / Д. Аакер. СПб: Питер, 2002. — 544с.
  2. Ю. Бюджетные системы инструмент управления качеством / Ю. Адлер, С. Щепетова. — (http://www.bizoffice.ru/index.phtml?id=0169)
  3. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г. Л. Азоев. -М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 208с.
  4. М.М. Планирование деятельности фирмы / М. М. Алексеева. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 288с.
  5. С.М. Методы и модели в экономике / С. М. Амелин. Воронеж, Изд-во ВГТУ, 2001. — 90 с.
  6. Г., Ритчи Дж., Мода К. Организация производства и управления в американских корпорациях: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.
  7. И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. СПб.: Издательство Питер, 1999. — 486с.
  8. В.А. Экономический советник менеджера / В. А. Анташов, Г. В. Уварова. М.: Финансы, учет, аудит, 1996. — 320с.
  9. В.Г. Финансовый анализ / А. Г. Артеменко, М. В. Беллендир. М.: Изд. ДИС, 1997. — 128с.
  10. И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта / И. Т. Балабанов. М.: Финансы и статистика, 1998. — 112с.
  11. И.Т. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. СПб: Питер, 2000. — 208 с.
  12. И.Т. Основы финансового менеджмента / И. Т. Балабанов. -М.: Финансы и статистика, 1997. -480с.
  13. С.А. Диагностика, оценка и реструктуризация строительного предприятия. Бизнес-планирование / С. А. Баркалов, В. Н. Бурков, А. В. Глухов, Н. Н. Курочка, O.K. Мещерякова, В. Н. Серебряков / Воронеж, гос. арх.-строит, акад. Воронеж, 2000. — 405 с.
  14. О.Н. Стратегический маркетинг / О. Н. Беленов. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1998. — 278 с.
  15. И.А. Финансовый менеджмент: Учеб. курс / И. А. Бланк. К.: Ника — Центр, 1999. — 528с.
  16. И.А. Инновационный менеджмент: управление интеллектуальной собственностью: Учебное пособие / И. А. Борисенко. Воронеж: ВГУ, 2003, с. 23
  17. В.Н. Механизмы внутрифирменного управления / В. Н. Бурков, М. Н. Трапезова / Институт проблем управления РАН. М., 2000.- 59 с.
  18. А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху- Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха: Пер. с нем. / А. Вайсман. М.: Экономика, 1995.-344с.
  19. О.С. Менеджмент: Учебник для эконом, спец. вузов / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — М.: Внеш. Шк., 1994. — 224с.
  20. О.С. Стратегическое управление / О. С. Виханский. М.: Изд.Мск.Унив., 1995. -249с.
  21. В.Г. Экономико-математические методы и модели планирования и управления в пищевой промышленности. М.: Агропромиздат, 1986. -303 с.
  22. О.О. Фирма ИБМ на новом этапе развития. Управление промышленными предприятиями за рубежом. М.: НИИЭИР, 1993, № 2.
  23. В.Г. Менеджмент: Управление. 2-е изд., перераб. и дополн. / В. Г. Герчикова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 480с.
  24. Г. В. Стратегический выбор при управлении коммерческими организациями / Г. В. Голикова, О. Н. Дегтярева, С. В. Лукьянов, И. И. Ситников. Воронеж: Изд-во КВАРТА, 2005. — 167 с.
  25. Г. В. Стратегическое управление развитием коммерческой организации / Г. В. Голикова, И. И. Ситников. Воронеж: Изд-во КВАРТА, 2005.-194 с.
  26. Г. Я. Основы менеджмента / Г. Я. Гольдштейн. Таганрог: ТРТУ, 1995.- 150с.
  27. И.Б. Стратегический менеджмент организации. Учебное165пособие / И. Б. Гурков. М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. -208с.
  28. В.В. Эконометрические и логико-аналитические подходы к задачам и ситуациям по управлению персоналом: Учеб. пособие по курсу «Управление персоналом» / В. В. Давние, И. Б. Дуракова. — Воронеж, 2000. — 50с.
  29. Р. Финансы и предпринимательство: финансовые инструменты, используемые западными фирмами для роста и развития организаций / Р. Данари. Ярославль, 1993. — 223с.
  30. Т. Бюджетирование малого бизнеса. Азбука предпринимательства. Практические советы, как достигнуть финансового успеха. / Т. Дикки. СПб.: Издательство Полигон, 1999. — 240с.
  31. А.В. Экономика. Компьютерное моделирование: Учебник для вузов / А. В. Доманова, С. В. Жак, Ф. Ф. Стерлигов. Ростов-на-Дону: ЛаПО, 1998.-233 с.
  32. П.Ф. Управление нацеленное на результаты: Пер. с англ / П. Ф. Драккер. М.: Издательский дом «Вильме», 2000. — 398с.
  33. П. Инновации и предпринимательство. М., 1992.
  34. П.Ф. Новые реалии и стратегия организации / П. Ф. Друкер. -(http://www.bizoffice.ru/index.phtml?id=150)
  35. П.Ф. Эффективное управление / П. Ф. Друкер. (http://www.bizoffice.ru/index.phtml?id=l 51)
  36. Д.А. Введение в стратегический анализ инвестиционной деятельности: проблемы теории и практики / Д. А. Ендовицкий, Н. М. Подоприхин. Воронеж: ВГУ, 2001. — 230с.
  37. О.В. Финансовый анализ. 2-е изд., перераб. и доп. / О. В. Ефимова. М.: Издательство «Бухгалтерский учет», 1998. — 320 с.
  38. B.C. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование / B.C. Ефремов // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. -№ 2.-С. 15−21
  39. B.C. Стратегия бизнеса. Концепция и методы планирования / B.C. Ефремов. М.: Финпресс, 1998. — 192с.
  40. Жак С. В. Математические модели менеджмента и маркетинга. Ростов-на-Дону: ЛаПО, 1997. — 320 с.
  41. О.О. Математические методы в экономике: Учебник / 0.0. Замков, А. В. Толстопятенко, Ю. Н. Черемных. М.: МГУ, Изд-во «ДИС», 1998.-368 с.
  42. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов под ред. С. Д. Ильенковой. М., ЮНИТИ, 2000. — 327 с.
  43. Инновационный менеджмент: Основы теории и практики: Учеб. пособие / Под ред. П. Н. Завлина, А. Е. Казанцева, Л. Э. Миндели. М.: Экономика, 2000.
  44. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л. Н. Оголевой: М.: ИНФРА-М, 2003. — 238 с.
  45. . Бизнес-инжиниринг. Не роскошь, а средство управления /Б.Карабанов.- (http://aup.ru/articles/management/12.htm)
  46. . Деловая стратегия: Пер. с англ. / Б. Карлоф. М.: Экономика, 1991.-239с.
  47. A.M. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / A.M. Карминский, Н. И. Оленев, А. Г. Примак, С. Г. Фалько. М.: Финансы и статистика, 1998. — 192с.
  48. Т.П. Основы управленческого учета: Учебное пособие / Т. П. Карпова. М.: ИНФРА-М, 1997. — 392с.
  49. В.П. Анализ прибыли предприятия / В. П. Кодацкий //Финансы. 1996. — № 12. — С. 16−18.
  50. . Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: Учебн. пособие / Б. Коласс. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.-576с.
  51. С.Н. Стратегия бизнеса / С. Н. Колесников. — М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 1999. — 168с.
  52. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е. А. Ананькина, С. В. Данилочкин, Н. Г. Данилочкина и др. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.-279с.
  53. И.Т. Эффективность труда и социальная защита работников в формирующемся механизме рыночной экономики: вопросы теории и методологии / И. Т. Корогодин, Е. А. Золотарева. — Воронеж, 1998.81с.
  54. Ф. Основы маркетинга. / Ф. Котлер М.: ТОО ПФФ «РОСТИНТЭР», 1996.-698с.
  55. Л.Г. Инновационные стратегии в переходной экономике / Л. Г. Кудинов. М.:Рос. экон. Акад., 1999. — 203с.
  56. М. В. Бандурин А.В. Сбалансированные счетные карты / М. В. Кузниченко, А. В. Бандурин. (http://www.cfin.ru/bandurin/sbc/sbc-06.shtml)
  57. Р. Основы анализа и оценки бизнеса: материалы семинара / Р. Линг. -М.: Deloitte and Touche, 1998. 80с.
  58. Э. Контроллинг как система мышления и управления: Пер. с нем. Ю. Г. Жукова и С. Н. Зайцева / Э. Майер. — М.: Финансы и статистика, 1993. —96с.
  59. Р. Контроллинг для начинающих: Пер. с нем. Ю. Г. Жукова / Р. Манн, Э. Майер 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Финансы и статистика, 1995.304с.
  60. В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. М.: ИН-ФРА-М, 2004. — 295с.
  61. В.Г., Шаршукова Л. Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1997.
  62. М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 1992. — с.257
  63. Г. Школы стратегий / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского / Г. Минцберг, Б. Альстренд, Дж. Лэмпел. СПб: Издательство Питер, 2000. — с. 320
  64. Д.С., Докучаев М. В., Большаков С. В. Актуальные проблемы финансов предприятий / Д. С. Моляков, М. В. Докучаев, С. В. Большаков // Финансы.- 1996.-№ 12-С. 16−18.
  65. Е.Г. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные технологии / Е. Г. Ойхман, Э. В. Попов. М.: Финансы и статистика, 1997. — 336с.
  66. Основы инновационного менеджмента: Уч. пос. / Ю. П. Анисимов, И. А. Борисенко: Изд-во ВГТУ, 2001, 62 с.
  67. B.C. Экономико-математические методы: Уч. пособие / Воронеж, гос. лесотехн. акад. Воронеж, 2000. — 142 с.
  68. С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4 / С. А. Попов. -М.: ИНФРА-М, 2000. 180с.
  69. М. Конкуренция / М. Портер. СПб.: Издательство Питер, 2000. — 430с.
  70. М. Международная конкуренция / М. Портер. М.: Прогресс, 1993.-420с.
  71. Разработка стратегии развития предприятия требования времени / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова // ЭКО. — 1998. — № 11 — С. 13−24
  72. . Стратегический учет для руководителя / Б. Райан. М: Аудит, ЮНИТИ, 1998.-616с
  73. Регионы России 1997 Текст.: информ.-стат. сб.: в 2 т. М.: Госкомстат России т.2. — Офиц. изд. — 1998. — 644 с. — ISBN 5−89 476−005−4
  74. Регионы России 1998 Текст.: информ.-стат. сб.: в 2 т. -М.: Госкомстат России т.2. Офиц. изд. — 1999. — 644 с. — ISBN 5−89 476−005−4
  75. Регионы России 1999 Текст.: информ.-стат. сб.: в 2 т. М.: Госкомстат России т.2. — Офиц. изд. — 2000. — 644 с. — ISBN 5−89 476−005−4
  76. Регионы России 2000 Текст.: информ.-стат. сб.: в 2 т. М.: Госкомстат России т.2. — Офиц. изд. — 2001. — 644 с. — ISBN 5−89 476−005−4
  77. Регионы России 2001 Текст.: информ.-стат. сб.: в 2 т. М.: Госкомстат России т.2. — Офиц. изд. — 2002. — 644 с. — ISBN 5−89 476−005−4
  78. Регионы России 2002 Текст.: информ.-стат. сб.: в 2 т. М.: Госкомстат России т.2. — Офиц. изд. — 2003. — 644 с. — ISBN 5−89 476−005−4
  79. Регионы России 2003 Текст.: информ.-стат. сб.: в 2 т. М.: Госкомстат России т.2. — Офиц. изд. — 2004. — 644 с. — ISBN 5−89 476−005−4
  80. Регионы России 2004 Текст.: информ.-стат. сб.: в 2 т. М.: Госкомстат России т.2. — Офиц. изд. — 2005. — 644 с. — ISBN 5−89 476−005−4
  81. Регионы России 2005 Текст.: информ.-стат. сб.: в 2 т. М.: Госкомстат России т.2. — Офиц. изд. — 2006. — 644 с. — ISBN 5−89 476−005−4
  82. Регионы России 2006 Текст.: информ.-стат. сб.: в 2 т. М.: Госкомстат России т.2. — Офиц. изд. — 2007. — 644 с. — ISBN 5−89 476−005−4
  83. Ю.С. Практикум по курсу «Информационные системы в экономике»: Уч. пособие / С. Л. Иголкин, Ю. С. Сербулов, В. В. Сысоев, Д. В. Сысоев. Воронеж, 2004. — 110 с.
  84. Ю.С. Эконометрика: теория и практика: Уч. пособие / С. В. Величко, А. В. Лемешкин, И. О. Павлов, Ю. С. Сербулов. Краснодар, Изд-во «Пересвет», 2006. — 136 с.
  85. Ю. Финансовое состояние и финансовая политика производственных предприятий / Ю. Симачев // Российский экономический журнал. 1997. — № 8. — С.33−41.
  86. Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение: Пер. с англ. / Д. С. Синк. М.: Прогресс, 1989.-589 с.
  87. Т. Управленческий учет / Т. Скоун. М.: Аудит, 1997 — с. 284.
  88. Е.М. Анализ денежных потоков предприятия: теория и практика в условиях реформирования российской экономики / Е. М. Сорокина. М.: Финансы и статистика, 2002. — 176с.
  89. А.Р. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США: Опыт развития и новые явления / А. Р. Стерлин, И. В. Тулин. М.: Наука, 1990. — 200с.
  90. Стратегическое планирование / Под ред. Э.А. Уткина- М.: Изд-во ЭКМОС, 1998.-440с.
  91. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / А. П. Градов, Б. И. Кузин, А. В. Федотов. СПб.: Спец. лит., 1996. — 510с.
  92. В.В. Теоретико-игровые модели принятия решений многоцелевого управления в задачах выбора и распределения ресурсов / В. В. Сысоев, Ю. С. Сербулов, В. В. Сипко. Воронеж: Воронеж, гос. технол. акад., 2000. — 60 с.
  93. В.И. Управленческий учет: международный опыт / В. И. Ткач, М. В. Ткач. М.: Финансы и статистика, 1994. — 144с.
  94. А.А. Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикланд. М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 576с.
  95. В.Ю. Инновационная способность и инновационная восприимчивость: Конспект лекций. Саратов: Изд. СГТУ, 1994.
  96. Ю1.Уильямсон О. Природа фирмы: Пер. с англ / О. Уильямсон. М.: Дело, 2001.-360с.
  97. Управление инновациями. Факторы успеха новых фирм/ Сост. и общ. ред. Н. М. Фоштейн.- М: Дело Лтд., 1995
  98. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 2000.
  99. Э.А., Морозова Г. И., Морозова Н. И. Нововведения в банковском бизнесе России. М.: Финансы и статистика, 1998.
  100. С.Г. Контроллинг на предприятии / С. Г. Фалько, В. М. Носов.
  101. М.: Общество «Знание» России, 1995 80с.
  102. Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд. СПб.: Питер, 2006. — 448с.
  103. Р.А. Стратегический менеджмент (учебное пособие) / Р. А. Фатхутдинов. М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. — 304с.
  104. Финансовое планирование и контроль: Пер. с англ. / Под ред. М. А. Поукока и А. Х. Тейлора. М.: ИНФРА-М, 1996. — 480с.
  105. Финансовый менеджмент: теория и практика. / Под. общ. ред. Е. С. Стояновой. -М. .Перспектива, 1997. 574с.1. U
  106. ИО.Фольмут Х. И. Инструменты контроллинга от, А до Я: Пер. с нем. / Х. И. Фольмут. М.: Финансы и статистика, 1998 — 288с.
  107. П. Контроль затрат и финансовых результатов при анализе качества продукции / П. Фридман. М: Аудит ЮНИТИ, 1994. — 286с.
  108. И2.Хаммер М. Реинжениринг корпорации: Манифест революции в бизнесе: Пер. с англ / М. Хаммер, Дж. Чампи. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997 — 332с.
  109. Хан Д. Планирование и контроль. Концепция контроллинга / Д. Хан. -М.: Финансы и статистика, 1997 289 с.
  110. П. Сбалансированная система показателей, как средство управления предприятием / П. Хорват // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 4, — С.22−25
  111. О.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. -СПб.: Питер, 2005.-318с.
  112. Иб.Хруцкий В. Е. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования / В. Е. Хруцкий, Т. В. Сизова, В. В. Гамаюнов. М.: Финансы и статистика, 2002. — 400с.
  113. Чуб Б. А. Стратегический менеджмент организации / Б. А. Чуб. -(http://www.cfin.ru/bandurin/kurs/index.shtml)
  114. И8.Шанк Дж. Стратегическое управление затратами / Дж. Шанк, В. Говиндараджан. СПб.: Бизнес Микро, 1999 — 189с.
  115. А.Д. Методика финансового анализа / А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин. М.: ИНФРА-М, 1996. — 176с.
  116. Шим Дж.К. Методы управления стоимостью и анализа затрат / Дж. К Шим., Дж. Г. Сигел. — М.: Информационно-издательский дом «Филин», 1996. 344с.
  117. X. Контроллинг / X. Штиглер, Р. Хофмайстер. Вена: Ин-т содействия экономике Федеральной палаты экономики Австрии, 2001. — 540с.
  118. Дж. Стратегический маркетинг: ситуации, примеры / Дж. Эткинсон, Й. Уилсон. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 340с.
  119. А.Ю. Конкуренция. Теория и практика: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Тандем, 2000.
  120. Д.А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием. http://subcontract.ru/Docum/DocumShow DocumID 17.html.
  121. В.П. Кластеры предприятий: пути создания и результативность функционирования. http://subcontract.ru/Docum/DocumShow DocumID 133 .html
  122. М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения. — 1993
  123. Т.В. Кластерная теория экономического развития // «Теория и практика управления», № 5, 2003 г.
  124. А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой. http://subcontract.ru/Docum/DocumShow DocumID 171.html.
  125. А.Е. Неоинституциональная экономическая теория. М.: Экономический факультет, ТЕИС, 1998. — 424 с.
  126. Инвестиционная политика: учебное пособие / Ю. Н. Лапыгин, А. А. Балакирев, Е. В. Бобкова и др.- под ред. Ю. Н. Лапыгина. М.: КНОРУС, 2005. — 320 с.
  127. Commons J.R. Institutional Economics // American Economic Review, 1931.V.21.P. 657.
  128. О.Л. Анализ трансакций рационирования в системе инвестиционной политики // Инвестиционная политика в регионе / Под ред. проф.
  129. Ю.Н. Лапыгина. Владимир: Владимирская книжная типография, 2004. -276 с.
  130. Финансовый словарь. -http://finance.mail.ru/glossarv/main00077/default.asp.
  131. Т. М. Фишер Управление качеством и трансакционные издержки. -http://b-news.narod.ru/economy/uupravlenie 3 .htm.
  132. Д.Ю. Методическое обеспечиние процесса разработки плана стратегического развития региона // Менеджмент в России и за рубежем, № 6, 2005.-С. 40−52.
  133. Ackoff I.H. Concept of Corporate Planning / I.H. Ackoff. New York: Wiley — Interscience, 1970. — 158p.
  134. Andrews K.R. The Concept of Corporate Strategy / K.R. Andrews. -Homewood, IL: Irwin, 1987. 540p.
  135. Arnold J. Accounting for Management Decisions / J. Arnold, T. Hope. -New York: Prentice-Hall International, 1990. 680p.
  136. Bierman H. Strategic financial planning / H. Bierman. The Free Press, 1989. -520p.
  137. Bolman L.G. Reframing Organisations: Artistry, Choice, and Leadership / L.G. Bolman, T. Deal. 2ed edition. — San Franncisco: Jossey-Bass Publishers, 1997. — 650p.
  138. Hl.Brealey R.A. Principles of corporate finance / R.A. Brealey, S.C. Myers. -4-th ed. The Dryden Press, 1993. — 452p.
  139. Brigham E. F. Fundamentals of Financial Management / E.F. Brigham.-Sixth Edition. N.-Y.: The Driden Press, 1992. — 950p.
  140. Charan R. Why CEO’s Fail / R. Charan, G. Colvin // Fortune. 1999. — 21 July. — P. 26
  141. Kaplan R.S. The Strategy Focused Organization: How Balanced Scorecard Companies thrive in the New Business Environment / R. S. Kaplan, D. P. Norton. -Harvard Business School Press. Boston, 2001. 640 p.
  142. Lewis R. Advanced Financial Accounting / R. Lewis, D. Pendrill. 4-th ed. — London: pitman Publishing, 1994. — 630p.
  143. Lorsch J.W. Managing Culture: The Invisible Barrier to Strategic Change. /
  144. J.W. Lorsch // California Management Journal. 1986. — 28, 2, Winter. — P. 95−109
  145. Macmillan I.C. Strategy Implementation and Middle Management Caolitions / R. Lamb and P. Shrivastava. Greenwich: CTJAI Press, 1985. — 320p.
  146. Makridakis S. Forecasting, Planning, and Strategy for the 21st Century / S. Makridakis. New York: Free Press, 1990. — 790p.
  147. Managerial accounting / A.R. Cecily, T.B. Jesse, Michael R. Kinney.- St. Paul: West Publishing Company, 1993. 63Op.
  148. Miller D. Cofigurations Revisited / D. Miller // Strategic Management Journal. 1996. — № 17. — P. 26−39
  149. The PIMSLETTER on Business Strategy: Nine Basic Findings on Business Strategy. Cambridge, Mass.: Strategic Planning Institute, 1980. — 120p.
  150. Rumelt R.P. The Evaluation of Business Strategy / H. Mintzberg, J. B. Quinn // The Strategy Process. 3d ed. — Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1997. 720p.
  151. Quinn J.B. Strategies for Change: Logical Incrementalism / J.B. Quinn. -Homewood, IL: Irwin, 1980. 580p.
Заполнить форму текущей работой