Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Трансформация занятости населения СРВ в условиях проведения экономических реформ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что разработанные в нем предложения и меры могут быть использованы органами государственной власти и создаваемыми в стране службами занятости населения по улучшению трудоустройства экономически активного населении страны, сокращению безработицы и неполной занятости. Значимость работы определяется также тем, что она посвящена… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Занятость и безработица. Сущность ициальные певия
    • 1. 1. Сущность занятости, изменение занятости в овиях перехода к рынку
    • 1. 2. Роль демографичих факторов
    • 1. 3. Значение научно-техничого програ
  • Глава 2. Современное положениезанятью вране
    • 2. 1. Общеестояниезанятью в рублике
    • 2. 2. Изменениеруктуры заняти
    • 2. 3. Занятость наиболее уязвимых категорий населения (инвалидов, пожилых трудящихся, женщин, молодежи)
  • Глава 3. Путихранения и повышения заняти
    • 3. 1. Регулирование заняти
    • 3. 2. Развитие малых предприятий и частного
    • 3. 3. Роль проюзов в увеличении заняти икращении безработицы

Трансформация занятости населения СРВ в условиях проведения экономических реформ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Переход СРВ от административно-командной системы хозяйствования к рыночной экономике осуществляется в результате ломки прежних отношений, формирования качественно новых явлений и процессов во всех сферах общественной жизни страны. Трансформация происходит и в области занятости населениясфере непосредственной реализации материальных и социальных интересов людей труда.

Рыночные отношения утверждаются во Вьетнаме в течение уже достаточно длительного периода времени. Ход этого процесса, темпы его развития, конечные результаты зависят и от особенностей тех условий, в которых он начинался, и от последовательности, целеустремленности действий тех общественных сил и государственных институтов, усилиями которых вьетнамские реформы проводятся в жизнь.

Становление рыночных отношений в СРВ еще не завершено. Для того, чтобы правильно определить направление дальнейших преобразований, уяснить круг задач, решение которых стоит на повестке дня, важно глубоко проанализировать состояние дел в экономической и социальной сферах в настоящее время, осознать, чем были вызваны к жизни те или иные явления. В частности, необходимо иметь четкие представления о том, как сказываются проводимые преобразования на состоянии занятости населения страны.

Начавшийся в середине 80-х годов период рыночных реформ ознаменовался глубокими преобразованиями в сфере экономики страны, изменениями в отношениях собственности, в области социальной структуры общества, в идеологии и психологии населения Вьетнама. Естественно, что такой период активно изучается вьетнамскими учеными — историками, социологами, экономистами. В последние 10−15 лет в СРВ и в России было опубликовано довольно много исследований ученых Вьетнама, в которых не только анализируются перемены во вьетнамской экономике, но и затрагиваются отдельные аспекты проблемы трансформации занятости населения СРВ в период рыночных реформ (работы Во Дая [20], ДангТхи Хиеу Да [30- 31], ФамДыкЧиня [151- 152- 153], Фам Суан Нама [155] и др.). В 90-е годы вьетнамскими экономистами были подготовлены диссертационные исследования, в которых также наряду с переменами в отдельных отраслях экономики изучаются и вопросы изменения занятости работников аграрного сектора (диссертация Доан Суан Тхюи [32]), влияния на состояние занятости жителей сельской местности Вьетнама развития малого бизнеса (диссертация Чанг Чунг Чи Хиеу [160]), эволюции рынка труда в переходный период (диссертации Нгуен Куок Тхая [92], Фам Куок Тоана [154]).

Процессы, происходящие в экономике и в сфере занятости населения СРВ, не обойдены вниманием и ученых России. Особенно много исследований, посвященных Вьетнаму, публиковалось советскими учеными в конце 70-х и в 80-е годы, когда во Вьетнаме шло строительство социализма, СРВ входила в состав СЭВ и поддерживала тесные связи с СССР (работы М. П. Исаева [44−45], Я. Н. Пивоварова [46- 98], В. М. Мазырина [78] и др.). На рубеже 80-х — 90-х годов, когда контакты между СРВ и Россией стали не такими тесными и внутрироссийские проблемы отвлекали ученых России от «чужих» проблем, число публикаций российских ученых, посвященных Вьетнаму, резко сократилось. Однако в последние годы глубина экономических преобразований в СРВ, успехи страны в развитии экономики привели к возрождению интереса российских экономистов к Вьетнаму. В работах Е. В. Кобелева [55- 56], Е. Богатовой [14] и других российских авторов основное внимание уделяется изменениям в экономике Вьетнама, однако в определенной степени изучаются в них и вопросы занятости населения страны.

В настоящее время СРВ относится к числу стран с переходной экономикой. В республике идет становление рыночных отношений, формируется рынок труда. В связи в этим для изучения трансформации занятости населения Вьетнама очень важными являются труды российских экономистов, в которых исследуются теоретические аспекты проблем занятости, безработицы, рынка труда. Это работы Адамчука В. В., Антосенкова Е. Г., Бреева Б. Д., Буланова B.C., Волгина Н. А., Дадашева А. З., Зубковой А. Ф., Зу-щиной Г. М., Кашепова А. Н., Колосовой Р. П., Костина Л. А., Котляра А. Э., Прокопова П. Т., Разумовой Т. О., Рощина С. Ю., Ржаницыной Л. И., Рофе А. И., Чижовой Л.С.

Таким образом, можно признать, что в изучении проблемы трансформации занятости населения Вьетнама в условиях проведения рыночных реформ вьетнамскими и российскими экономистами уже имеются определенные результаты. Однако полностью исследованной эту проблему назвать нельзя. Имеется целый ряд аспектов, которые изучены недостаточно или же совсем не рассматривались в уже опубликованных работах. В частности, существует необходимость выяснения вопроса о том, как отразились на изменениях в сфере занятости населения Вьетнама последствия финансово-экономического кризиса, охватившего страны Юго-Восточной Азии в 1997 — 1998 гг. Каковы особенности занятости наиболее социально уязвимых категорий трудящихся: инвалидов, женщин, молодежи, пожилых людейотличия занятости и безработицы в северных и южных регионах страны, роль профсоюзов в решении проблем занятости, защита интересов трудящихся и ряд других. Важен также анализ трансформации занятости за все годы существования объединенной СРВ.

Важность проблемы, исследованию которой посвящена диссертация, и недостаточная разработанность ее во вьетнамской науке и определяется актуальность работы.

Целью диссертационной работы является глубокое и всестороннее изучение трансформации занятости населения СРВ в условиях проведения рыночных реформ, определение влияния перемен в экономике на занятость отдельных категорий людей труда, выяснение роли государства, развития частного предпринимательства, деятельности профсоюзов на процессы, происходящие во Вьетнаме в сфере занятости населения.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

• раскрыть теоретические положения относительно сущности занятости, содержания изменений в сфере занятости в условиях перехода от централизованно управляемой экономике к рыночной;

• показать влияние демографических факторов на состояние занятости в стране;

• определить значение научно-технического прогресса в изменениях, которые происходят в области занятости;

• проследить, как изменялось общее положение с занятостью экономически активного населения СРВ в период административно-командной системы, и что изменилось в этом плане с началом рыночных реформ;

• проанализировать изменения в структуре занятости в последние годы;

• охарактеризовать состояние занятости наиболее уязвимых категорий населения Вьетнама;

• выяснить роль государства в регулировании ситуации занятости населения страны;

• установить значение развития малых предприятий и частного бизнеса в преодолении безработицы и росте занятости;

• оценить роль профсоюзов в сдерживании роста безработицы и их возможности в увеличении занятости.

Предметом диссертационного исследования являются изменения в сфере занятости населения Вьетнама в период проведения экономических реформ. Объект исследования — занятость населения и безработица в СРВ.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды классиков экономической науки. В работе использованы статистические данные, решения и постановления КПВ и правительства Вьетнама, тексты Конституции СРВ и других законов, а также специальная литература — публикации вьетнамских, российских и зарубежных авторов.

Научная новизна работы состоит в следующем:

• в диссертации представлена целостная картина современного положения с занятостью населения СРВ, прослежены изменения в структуре занятости в период проведения экономических реформ, определено состояние занятости наиболее уязвимых категорий населения Вьетнама;

• критически и всесторонне проанализирована роль государства в регулировании занятости, раскрыт вопрос о мерах, с помощью которых государственная власть пыталась воздействовать на положение с занятостью населения страны, определены направления и пути поиска государством средств уменьшения масштабов открытой безработицы и позитивных изменений в сфере занятости населения;

• показана роль мелких предприятий и частного бизнеса в области сохранения и повышения уровня занятости населения СРВ;

• на основании выяснения места профсоюзов в политической системе СРВ и возможностей их функционирования в условиях действующего законодательства установлено значение этой общественной организации в деле защиты интересов людей труда Вьетнама в сфере занятости;

• охарактеризована существующая к настоящему времени в СРВ система мер, призванных обеспечить реальность пользования гражданами республики их конституционным правом на труд, сформулированы задачи, стоящие перед государством, общественными организациями, предпринимателями Вьетнама, решение которых необходимо для достижения положительных изменений сфере занятости населения страны.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что разработанные в нем предложения и меры могут быть использованы органами государственной власти и создаваемыми в стране службами занятости населения по улучшению трудоустройства экономически активного населении страны, сокращению безработицы и неполной занятости. Значимость работы определяется также тем, что она посвящена изучению проблемы, относящейся к числу тех проблем, решение которых является важным для любого государства. Ситуация на рынке труда в каждой стране в отдельные периоды ее истории имеет свои особенности, и правительствам, общественным организациям государств приходится принимать меры для борьбы с безработицей, повышения уровня занятости населения, исходя из конкретной ситуации. Но в любой стране решение проблемы занятости населения должно базироваться на научно обоснованной государственной политике занятости. Для выработки такой политики важно извлечь уроки из ошибок, допускавшихся ранее, использовать положительный опыт прошлого, уяснить задачи, решение которых остается актуальным и в изменившихся условиях. К настоящему времени переход к рыночной экономике осуществляется примерно в 30 государствах мира. Руководству каждого из этих государств приходится решать и вопросы занятости населения. Опыт трансформации занятости населения СРВ в период проведения экономических реформ может в определенной степени помочь реформаторам данных государств избежать некоторых ошибок, найти более эффективные пути решения проблемы занятости населения.

По теме диссертации опубликованы следующие статьи:

1) Занятость и безработица в Социалистической Республике Вьетнам на рубеже веков — в журнале «Труд и социальные отношения». Спец. выпуск «Соискатель» № 2 за 2000 г.

2) Занятость наиболее уязвимых категорий трудящихся (инвалидов, пожилых трудящихся, женщин, молодежи) в Социалистической Республике Вьетнам — в журнале «Труд и социальные отношения». Спец. выпуск «Соискатель» № 3 за 2000 г.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Положения работы изложены на 149 страницах машинописного текста, в ней содержатся 13 таблиц.

Список литературы

включает 175 наименований.

Заключение

.

Изучение перемен в сфере занятости населения Вьетнама в период проведения рыночных реформ позволяет сделать ряд выводов о предпосылках и тенденциях изменения структуры занятости, переменах в положении отдельных категорий населения на рынке труда, влиянии на развитие этих процессов органов государственной власти, частных предпринимателей, профсоюзов.

Радикальные преобразования в сфере вьетнамской экономики, избрание руководством СРВ курса на переход от командно-административной системы хозяйствования к рыночной экономике были обусловлены комплексом причин, немаловажное место среди которых заснимала та ситуация в сфере занятости населения, которая сложилась в стране к началу 80-х годов.

Напряженная обстановка в области трудоустройства экономически активного населения существовала во Вьетнаме с первых дней после объединения Севера и Юга и провозглашения СРВ. Такое положение в сфере занятости населения было связано с тяжелыми последствиями длительной войны за освобождение Юга и объединение страны, наличием большой армии безработных в южной части республики, нерациональным распределением трудовых ресурсов по территории и между городами и сельской местностью, непростой демографической ситуацией, для которой были характерны значительная доля людей нетрудоспособных возрастов и быстрый ежегодный прирост населения трудоспособного возраста, опережающий темпы увеличения количества новых и освобождающихся рабочих мест.

В первые годы существования СРВ партия и правительство республики стремились добиться позитивных изменений в сфере занятости населения по мере решения задач строительства нового социалистического общества. Используя главным образом меры административного и идеологического характера, руководство страны боролось за осуществление провозглашенного в Конституции СРВ права граждан на труд, организуя широкомасштабные переселения больших масс людей из густонаселенных регионов в слабозаселенныеи из городов в сельскую местность, создание новых экономических районов на целинных и заброшенных земляхпропагандируя идею сокращения темпов рождаемости путем планирования семьипроводя массовое строительство новых предприятийрасширяя социалистический сектор в экономике посредством национализации крупных и средних частных предприятий, кооперирования крестьян-единоличников, кустарей-ремесленников, мелких торговцев и т. д.

В результате проведения таких мероприятий в началу 80-х годов во Вьетнаме удалось сократить масштабы открытой безработицы. Однако полной занятости населения достигнуть не удалось. В экономике страны и в сфере занятости сохранялись значительные проблемы. Темпы прироста населения существенно не были снижены, рабочая сила страны отличалась большой численностью, дешевизной, низким образовательным и профессионально-техническим уровнем. Став фактически монопольным работодателем и распорядителем трудовых ресурсов, государство использовало труд работников предприятий государственного сектора нерационально и неэффективно. Повсеместным явлением была скрытая безработица, на предприятиях имелось много «лишних» рабочих, существовал раздутый штат управленцев, не обладавших высокой профессиональной подготовкой и не справлявшихся со своими производственными обязанностямив кооперативах недоиспользовался фонд рабочего времени фактически каждого труженика. Неспособность руководства страны обеспечить работой всех трудоспособных граждан, неэффективное функционирование всего народного хозяйства отражались на уровне жизни людей, порождали у них «кризис доверия» к идее социализма, были чреваты возможностью социального взрыва.

С начала 80-х годов руководство СРВ приступило к преобразованиям в отдельных отраслях экономики, которые после VI съезда КПВ обрели форму крупномасштабных реформ во всех областях жизни страны и не могли не отразиться на сфере занятости населения. В частности, они привели к изменениям в структуре занятости. Хотя Вьетнам остается прежде всего аграрной страной, в последние годы наметилась тенденция перетока рабочей силы из сельского хозяйства в промышленность, строительство, сферу услуг. При этом в сфере услуг увеличение числа работающих идет быстрее, чем в промышленности и строительстве. Формирование благоприятных условий для возрождения и развития частного сектора в экономике, осуществление политики открытости вьетнамской экономики привели к тому, что государство перестало быть единственным работодателем, к появлению у трудящихся Вьетнама возможности выбора сферы приложения своего труда — в государственном или негосударственном секторе.

Хотя условия, в которых работают частные предприятия и предприятия, возникшие в результате привлечения во Вьетнам иностранных инвестиций, не являются оптимальными, их число неуклонно растет, и вместе с этим растет удельный вес негосударственного сектора в общей структуре занятости населения страны за счет уменьшения доли сектора государственного (в 1993 г. в государственном секторе экономики СРВ было занято 34% рабочей силы, в 1998 г. — 26,99%). Однако развитие негосударственного сектора происходит неравномерно во всех отраслях народного хозяйства. Наиболее высок удельный вес частных предприятий и занятых на них работников в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании.

Проведение рыночных реформ привело к расширению во Вьетнаме неформального сектора рынка труда. Существование этой неконтролируемой государством сферы приложения труда позволяет получить заработок как людям, потерявшим работу в формальном секторе, так и тем, кто неудовлетворен размерами дохода на основном месте работы в формальном секторе рынка труда.

К наиболее уязвимым категориям населения во Вьетнаме следует относить не только инвалидов, пожилых людей, женщин, но и начинающую трудовую деятельность молодежь. В годы своего безраздельного господства в сфере занятости вьетнамское государство заботилось о первоочередном трудоустройстве сохранивших способность к труду инвалидов, принимало меры для предупреждения потери работы людьми предпенсионного возраста. Законодательство СРВ запрещало дискриминацию в праве на трудовую деятельность по половому признаку. В связи с большими потерями мужчин в годы войны и длительным сохранением в СРВ большой по численному составу армии женщины составляли большую долю занятых во многих отраслях народного хозяйства (до 60% и более).

Сложности с получением работы для вьетнамской молодежи были связаны прежде всего с тем, что фактически на всем протяжении существования СРВ численность достигающих трудоспособного возраста молодых людей значительно превышала число имевшихся свободных рабочих мест. В определенной мере преодолеть напряженность ситуации с трудоустройством подрастающего поколения государству удавалось путем призыва молодых людей на службу в вооруженных силах и за счет увеличения численности обучающихся в учебных заведениях СРВ и стран СЭВ.

В условиях проведения рыночных реформ положение с занятостью уязвимых категорий населения во Вьетнаме ухудшилось. В результате высвобождения «излишней» рабочей силы, устранения «сверхзанятости» на государственных предприятиях и в бюджетных организациях идет процесс сокращения занятости. Часть потерявших работу на этих предприятиях составляют и представители данных категорий населения. Вероятность трудоустройства в негосударственном секторе рынка труда для таких людей весьма невелика. Качество рабочей силы, неспособность приспособиться к новым условиям делает этих бывших работников государственных предприятий непривлекательными для владельцев предприятий негосударственного сектора экономики. Хотя к настоящему времени уровень занятости женщин немного выше, чем в среднем по всем группам населения, можно прогнозировать, что женская безработица будет увеличиваться. Низкий образовательный уровень вьетнамских женщин, связанная с рядом объективных факторов низкая их способность к перемене профессии, места жительства, установленные действующим законодательством ограничения по привлечению женского труда в отдельные виды производственной деятельности снижают конкурентоспособность женщин на рынке труда.

С началом перехода к рыночной экономике не изменилась к лучшему ситуация на рынке труда и для вьетнамской молодежи. Самый высокий удельный вес частично или полностью безработных во Вьетнаме к настоящему времени среди молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет. Молодежь не может найти работу в силу несовпадения полученной общеобразовательной и специальной подготовки с потребностями экономики, а также из-за отсутствия у нее необходимых производственных навыков и опыта работы, которыми обладают конкурирующие с ней на рынке труда представители более старших возрастных групп населения.

До начала проведения рыночных реформ государственная власть в СРВ не имела четко продуманной политики занятости. Будучи монопольным распорядителем трудовых ресурсов, государство произвольно, без достаточного экономического обоснования устанавливало цену на рабочую силу, без учета производственной необходимости определяло численность рабочих и служащих для предприятий государственного сектора экономики, издавало законы, регулировавшие трудовые отношения. Однако такая политика в области занятости не увенчалась значительными успехами в деле обеспечения работой всего экономически активного населения страны.

Вступив на путь рыночных преобразований, вьетнамское государство сознательно отказалось от монопольного распоряжения трудовыми ресурсами, согласилось с необходимостью формирования в стране рынка труда, при котором у работника появляется возможность для выбора покупателя его рабочей силы. Развитие частного предпринимательства, приватизация и акционирование государственных предприятий, учреждение предприятий на основании инвестиций во вьетнамскую экономику ведут к уменьшению веса государственной собственности в экономике страны, определенному падению роли государства в регулировании занятости населения. Однако и в современных условиях эта роль остается несомненно определяющей. У государственной власти имеются мощные рычаги воздействия на процессы, происходящие в народном хозяйстве, и на общее положение дел в сфере занятости населения. В новой Конституции СРВ (1992 г.) государственная власть признает право на труд в числе основных прав граждан страны и берет на себя обязательство обеспечить реальность пользования этим правом трудоспособными жителями Вьетнама. В принятом законе о занятости (1994 г.) формулируются задачи, решение которых должно привести к кардинальному улучшению ситуации с занятостью населения республики. И к настоящему времени в этом направлении сделаны некоторые шаги (проводится работа по созданию фонда занятости, образованы местные органы службы занятости в отдельных регионах, устанавливаются контакты между органами этой службы и работодателями и др.).

Занятость и безработица остаются общегосударственной проблемой, и перед государственной властью СРВ стоит задача продолжения работы над совершенствованием политики занятости с учетом специфики положения на вьетнамском рынке труда в настоящее время и предстоящих изменений по мере дальнейшего продвижения страны по пути рыночных реформ.

Можно признать вполне оправданным то, что руководство СРВ не форсирует темпы высвобождения «излишней» рабочей силы, закрытие убыточных государственных предприятий во избежание обвальной открытой безработицы. Однако от органов государственной власти Вьетнама в настоящее время требуется усиление внимания к решению проблем занятости населения. Государству необходимо разработать активные программы предотвращения роста открытой безработицы, сокращения масштабов скрытой безработицы, создания возможностей для более быстрого поиска новых рабочих мест потерявшими работу. При выборе форм, масштаббв и мер по обеспечению максимально возможной полной и эффективной занятости государственная власть должна учитывать экономическую и социальную ситуацию в стране в целом и в отдельных ее регионах. Для формирования и регулирования национального и региональных рынков труда в рамках государственной политики занятости необходимо:

• создать общенациональную службу занятости населения и сеть ее органов в регионах страны;

• установить связь службы занятости с работодателями с целью создания балка свободных рабочих мест;

• обеспечить возможность профобучения безработных граждан в сети учебных заведений, размещающихся вблизи мест их проживания, с учетом спроса на работников определенных профессий в отдельных регионах;

• законодательно оформить и практически организовать систему привлечения безработных к выполнению общественных работ и продумать схему их финансирования;

• разработать мероприятия по развитию и поддержке малого бизнеса, селекторной поддержке и обеспечению занятости категорий населения, наиболее социально незащищенных, увеличению масштабов развития временной занятости, сезонных работ;

• выработать программу действий, способствующих расширению экспорта рабочей силы;

• использовать опыт других стран с переходной экономикой, в т. ч. России.

Конечно же, эти и другие мероприятия по улучшению ситуации на вьетнамском рынке труда невозможно провести в жизнь без наличия достаточных финансовых средств. Однако это не означает, что государство может занимать пассивную позицию и ждать, когда произойдет улучшение финансового положения в стране. Важно, чтобы органы государственной власти понимали сложность задач, требующих неотложного решения, и с учетом особенностей ситуации на вьетнамском рынке труда и опыта других стран с переходной экономикой активно пытались найти пути улучшения положения с занятостью населения.

Большое значение для достижения позитивных сдвигов в вопросе о достижении максимальной возможно полной занятости населения Вьетнама имеет рост числа мелких предприятий и развитие частного бизнеса. До середины 80-х годов руководство СРВ стремилось к первоочередному развитию крупного производства, признавало значение мелких и средних государственных предприятий для укрепления экономической и военной мощи страны, но по сути враждебно относилось к частным мелким предприятиям. С вступлением Вьетнама на путь рыночных реформ в стране довольно быстро начала расти численность мелких частных предприятий в ряде отраслей экономики. Мелкое частное производство создает новые рабочие места, становится сферой применения труда работников, потерявших работу на крупных предприятияхгосударственного сектора, предоставляет возможности для приобретения опыта работы молодым специалистам, пополняет казну государства.

Профсоюзные организации СРВ теоретически могут влиять на положение на вьетнамском рынке труда. Юридически они имеют право вмешиваться в действия администрации предприятий в вопросах увольнения работников, сокращения масштабов производства. Но на деле роль профсоюзов в регулировании занятости населения Вьетнама еще не очень значительна.

Переход к рыночной экономике во Вьетнаме еще далеко не завершен, трансформация занятости населения в стране продолжается. Можно предполагать, что по мере дальнейшего уменьшения доли государственного сектора экономики, ликвидации убыточных государственных предприятий, высвобождения «излишней» рабочей силы на продолжающих функционировать, сокращения численности вооруженных сил страны и в результате других изменений проблема занятости в республике будет все более обостряться. Необходимость ее решения требует объединения усилий государства, предпринимателей, общественных организаций, политических деятелей и ученых Вьетнама.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аграрные реформы и земельные отношения в некоторых азиатских странах //Вопросы экономики. 1991. — № 8. — С. 22 — 34.
  2. В.В. Экономика труда: Учебник для вузов. М.: Фин-статинформ, 1999. -431 с.
  3. Актуальные проблемы развития общественных наук в СРВ. М.: ИНИОН, 1981.-234 с.
  4. Актуальные проблемы развития экономики Вьетнама. М.: Мысль, 1980. — 173 с.
  5. А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике //Вопросы экономики. 1995. -№ 5. — С. 39−47.
  6. Антиинфляционная политика: опыт стран Восточной Европы, КНР и СРВ. М.: Мысль, 1991. — 135 с.
  7. Антология экономической классики. Мальтус М., Кейнс Д., Ларин Ю. М. М., 1993. — 488 с.
  8. Е., Петров О. Социально-трудовая сфера предприятий промышленности //Экономист. 1998. — № б. — С. 44 — 50.
  9. В.Я. Международная миграция рабочей силы в Азии (70-е 80-е годы). — М.: Институт востоковедения РАН, 1997. -101 с.
  10. Е. Регулирование занятости в свете теории мультипликатора / /МЭиМО. 1996. -№ 4. — С. 53 — 67.
  11. О.Г., Левтонова Ю. О., Шабалина Г. С. Юго-Восточная Азия на пороге XXI века //Восток. 1999. — № 2. — С. 125- 135.
  12. О.Г., Попов А. В., Шабалина Г. С. Юго-Восточная Азия: люди и труд. М.: Институт востоковедения РАН, 1999.-241 с.
  13. И. Малое предпринимательство как экономическая категория //Общество и экономика. 1999. — № 9. — С. 148 -159.
  14. Е. Экономическая реформа во Вьетнаме: новые проблемы //Вопросы экономики. 1989. -№ 11.- С. 117 — 126.
  15. И.Е. Выполняют ли профсоюзные организации роль институтов социальной защиты? / / Социально-политический журнал. 1995. — № 1. — С. 211- 214.
  16. Е. Неформальный сектор. Кому он нужен? //Человек и труд. 1995. — № 3. — С. 10−13.
  17. В.Ф. Авторитаризм и демократия в Юго-Восточной Азии / /Восток. 1997. — № 1. — С. 47 — 61.
  18. Введение в рыночную экономику /Под ред. А. Я. Лившица, И. Н. Никулиной. М.: Высшая школа, 1994. — 447 с.
  19. Н. Рынок труда проблемы и решения //МЭиМО. — 1995. — № 1. — С. 111 — 117.
  20. Во Дай. Антиинфляционная политика во Вьетнаме: успехи и проблемы //Народы Азии и Африки. 1990. — № 6. — С. 41 — 51.
  21. А.С. Вьетнам сегодня. М.: Политиздат, 1979. — 110 с.
  22. Вуонг Дык Фо. Особенности функционирования экономики СРВ на современном этапе развития рыночных отношений //Занятость населения в условиях переходной экономики: Сб. статей аспирантов. Ч. 2. М., 1997. — С. 46−61.
  23. Вьетнам 1998 1999. — Ханой: Изд-во Тхезьой, 1999. — 165 с.
  24. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика /Пер. с англ. М.: Инфра-М, 1996. — 560 с.
  25. .М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. М.: Норма- Инфра-М, 1998. — 373 с.
  26. В., Горбачева Т., Липпольдт Д. Движение рабочей силы (оценки, международные сопоставления и влияние на рынок труда) //Вопросы экономики. 1997. — № 2. — С. 125 -133.
  27. А. Безработица: признать не значит смириться //Человек и труд. — 1993. — № 9. — С. 10−12.
  28. Е. П., Исаев М. П. Страны Индокитая: путь борьбы и свершений. М.: Мысль, 1984. — 272 с.
  29. Р. Почему нет СЭВа и чему учит его опыт //Российский экономический журнал. 1999. — № 4. — С. 77 -83.
  30. Данг Тхи Хиеу Да. Вьетнам на пути к рынку //Вопросы экономики. 1998. — № 3. — С. 154 — 158.
  31. Данг Тхи Хиеу Да. Вьетнам: переход к рынку. М.: Институт экономики РАН, 1999. — 187 с.
  32. Доан Суан Тхюи. Экономические противоречия в сфере аграрных отношений: Автореф. дис. канд. эконом, наук. Харьков, 1993.-20 с.
  33. Закон о занятости населения СРВ. Ханой: Общественные отношения, 1995. — 68 с. (на Вьетнам, яз.)
  34. Занятость. Безработица. Служба занятости: Толковый словарь терминов и понятий. М.: Нива России, 1996. — с.
  35. Занятость и рынок труда. Новые реалии, национальные приоритеты, перспективы /Отв. ред. Л. С. Чижова. М., 1998. — с.
  36. И. Политика занятости: вверх по лестнице, ведущей вниз //Вопросы экономики. 1995. — № 9. — С. 17 — 25.
  37. И., Зуев А. Изучение ситуации на рынке труда основа разработки программы занятости региона //Человек и труд. — 1994. — № 4. — С. 6 — 11.
  38. Г. М. Проблемы занятости молодежи //Материалы научно-практической конференции «Человек: социальная политика, социальное партнерство». 2−3 декабря 1996 года /Под ред. Е. В. Макухина, Н. М. Шатиловой. М., 1997. — С. 208 — 209.
  39. Г. М., Костин Л. А. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества. М., АТиСО, 1996. — 144 с.
  40. Л.Н. Занятость в сфере малого предпринимательства //Обществен экономика. 1997. — № 7 — 8. — С. 138 — 145.
  41. П.А. Экономика, человек и государство. М.: Русь, 1998.-212 с.
  42. С.И. Актуальные проблемы Индокитая //Восток. -1999. № 5. — С. 164 — 170.
  43. М.П. Внешняя политика стран Индокитая. М.: Наука, 1989. — 248 с.
  44. М.П. Индокитайская хроника. Вьетнам, Лаос, Кампучия: трудные дороги борьбы и созидания. М.: Политиздат, 1987. — 286 с.
  45. М.П. Современный революционный процесс в странах Индокитая (Проблема перерастания национально-освободительных революций в социалистические). М.: Наука, 1985. — 240 с.
  46. М.П., Пивоваров Я. Н. Внешняя политика Социалистической Республики Вьетнам. М.: Наука, 1983. — 215 с.
  47. М.П., Пивоваров Я. Н. Очерк аграрных отношений во Вьетнаме. М.: Наука, 1987. — 214 с.
  48. М.П., Чернышев А. С. История советско-вьетнамских отношений, 1917 1985. — М.: Междунар. отношения, 1986. -300 с.
  49. М.С., Исаев М. П. Мирный выбор Азии. М.: Политиздат, 1988.-351 с.
  50. П. Малые предприятия: сущность и трудности становления //Вопросы экономики. 1991. — № 8. — С. 76−87.
  51. А. Перспективы занятости //Экономист. 1995. -№ 12.-С. 45−53.
  52. Д.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978. — 494 с.
  53. Ким М. Н. Трудовой потенциал и занятость. X.: ХГУ, 1993. -133 с.
  54. И.Я. Зарубежное трудовое право. М.: Норма- Ин-фра-М, 1998. — 263 с.
  55. Е.В. Вьетнам: внешняя политика как катализатор реформ //Восток. 1998. — № 2. — С. 81 — 92.
  56. Е.В. Современный Вьетнам: реформы, обновление, модернизация (1986 -1997 гг.). М.: Институт востоковедения РАН, 1999. — 106 с.
  57. Козлов В.Л., By Динь Тхиенг. Обновление подрядной системы в сельскохозяйственных кооперативах СРВ //Вестник Харьк. ун-та. 1990. — № 348. — С. 113−118.
  58. Коммунистическая партия Вьетнама. Съезд 5-й. Ханой. 1982. Материалы /Пер. с Вьетнам. М.: Политиздат, 1983. — 287 с.
  59. Коммунистическая партия Вьетнама. Съезд 6-й. Ханой. 1986. Материалы /Пер. с Вьетнам. М.: Политиздат, 1988. — 252 с.
  60. Конституция Социалистической Республики Вьетнам, 1992 г. Ханой: Политическое издательство, 1993. — 205 с. (на Вьетнам, яз.)
  61. А. Экономический рост стран Восточной Азии и интеграция //МЭиМО. 1996. — № 3. — С. 89 — 98.
  62. Л.А. Российский рынок труда: вопросы теории, истории, практики. М.: Профсоюзы и экономика, 1999. — 296 с.
  63. Л.А. Спорные вопросы теории рынка труда //Труд и социальные отношения. 1999. — № 2. — С. 2 — 11.
  64. Л.А., Зущина Г. М., Султанова P.M. Рынок труда и теории занятости. М., АТиСО, 1997. — 200 с.
  65. В. Вопросы занятости //Экономист. 1998. — № 8. — С. 57−61.
  66. А. О понятии рынка труда //Вопросы экономики. -1998. № 1. — С. 33−41.
  67. С.А. Эффективная занятость населения. М.: Экономика, 1990. — 143 с.
  68. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика /Под ред. А. В. Сидоровича. М.: МГУ, изд-во «ДИС», 1997. — 736 с.
  69. К. Профессиональное обучение незанятых: концептуальные подходы //Человек и труд. 1993. — № 10. — С. 18 -22.
  70. К., Кобец В. Профессиональное обучение эффективная поддержка безработных //Человек и труд. — 1993. -№ 5 -6.-С. 19−21.
  71. Ле Винь. Твердо следовать курсу партии на создание крупномасштабной социалистической экономики во Вьетнаме // Актуальные проблемы развития общественных наук в СРВ: Реферат. сборник. М., 1981. — С. 157 — 174.
  72. Ле Зуан. Избранные статьи и речи. М.: Политиздат, 1981. -328 с.
  73. Ле Суан Шинь. О политике занятости во Вьетнаме / /Труд и социальные отношения. 1999. — № 3. — С. 60 — 65.
  74. Ле Суан Шинь. Роль внешнеэкономических связей в решении занятости населения Вьетнама //Труд и социальные отношения. 1999. — № 4. — С. 59 — 65.
  75. Г. Молодежный рынок труда //Экономист. -1996. № 8. — С. 63 — 70.
  76. Г. Проблемы занятости в строительном комплексе //Экономист. 1999. — № 10. — С. 50 — 55.
  77. В.М. Вьетнамское общество и рабочий класс на рубеже 70 80-х годов. — М.: Наука, 1984. — 171 с.
  78. К.Р., Брю СЛ. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. 11-е изд. /Пер. с англ. М.: Республика, 1992. — Т. 1. — 399 е.- Т. 2.-400 с.
  79. С. А. Социалистическая Республика Вьетнам //Состояние и проблемы развития сельского хозяйства в социалистических странах /Под ред. В. Н. Стародубровской. М.: Аг-ропромиздат, 1989. — С. 51 — 71.
  80. К. Капитал. Т. 1 //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. М.: Госполитиздат, 1960. — 908 с.
  81. В.П. Кооперативы в странах Азии и Африки. -М.: Экономика, 1988. 136 с.
  82. И .Д. Стратегия занятости: Предотвращение безработицы. М.: Экономика, 1990. — 205 с.
  83. С.М. Новая экономика. Основы экономических знаний. М.: Междунар. отношения, 1999. — 400 с.
  84. О. Формирование рынка труда и занятость сельского населения //Российский экономический журнал. 1995. -№ 7.-С. 41−43.
  85. Г., Чистяков И. Социальные аспекты рынка труда //Общество и экономика. 1999. — № 9. — С. 93 — 103.
  86. А., Московская В. Качественные и количественные сдвиги в сфере занятости //Вопросы экономики. 1999. -№ И.-С. 114- 127.
  87. Н.Г. Макроэкономика /Пер. с англ. М.: МГУ, 1994. -736 с.
  88. Народнохозяйственный комплекс СРВ: проблемы формирования. М.: Наука, 1989. — 232 с.
  89. Население и трудовые ресурсы: проблемы и решения, зарубежный опыт. М.: Наука, 1992. — 128 с.
  90. Нгуен Ван Тхай. Эффективность труда и механизм ее реализации в условиях перехода к рыночным отношениям.: Автореф. дис. канд. эконом, наук. Харьков, 1996. — 22 с.
  91. Нгуен Куок Тхай. Рынок труда во Вьетнаме: занятость и безработица.: Автореф. дис. канд. эконом, наук. М., 1998. — 22 с.
  92. Нгуен Куок Тхай. Что надо делать, чтобы Вьетнам смог расширять рынок по экспорту рабочей силы? //Занятость населения в условиях переходной экономики: Сб. статей аспирантов. Ч. 2.-М., 1997. С. 3−6.
  93. Нгуен Суан Тханг. Вьетнам в азиатско-тихоокеанском регионе //МЭиМО. 1993.-№ 2.-С. 111- 120.
  94. Н. Реформа и экономический рост в КНР: чудес не бывает //Российский экономический журнал. 1999. -№ 1. — С. 76 — 80.
  95. НТР и строительство социализма во Вьетнаме /Под ред. Ю. Г. Добрынина. М.: Прогресс, 1985. — 247 с.
  96. Общие условия для стимулирования создания рабочих мест на малых и средних предприятиях //Международная конференция труда. 85 сессия. 1997. МВТ. Женева, 1997. — 135 с.
  97. Я.Н., Исаев М. П. Развитие народного хозяйства Социалистической Республики Вьетнам. М.: Наука, 1980. -179 с.
  98. Э. Диалектика решения экономических и социальных задач в ходе китайской реформы / /Российский экономический журнал. 1998. — № 2. — С. 76 — 83.
  99. Э. Китайская реформа: проблема достижения баланса экономических и социальных интересов //Российский экономический журнал. 1996. — № 2. — С. 92 — 98.
  100. В.И. Безработица в рыночной экономике. М.: РАГС, 1996. — с.
  101. Политический доклад на VII съезде Коммунистической партии Вьетнама. Ханой: Политическое издательство, 1991. — 178 с. (на Вьетнам, яз.)
  102. Политический доклад на VIII съезде Коммунистической партии Вьетнама. Ханой: Политическое издательство, 1996. — 184 с. (на Вьетнам, яз.)
  103. Положение труда и занятости во Вьетнаме. 1991. Ханой: Статистическое издательство, 1992. — 766 с. (на Вьетнам, яз.)
  104. Положение труда и занятости во Вьетнаме. 1992. Ханой: Статистическое издательство, 1993. — 802 с. (на Вьетнам, яз.)
  105. Положение труда и занятости во Вьетнаме. 1993. Ханой: Статистическое издательство, 1994. — 775 с. (на Вьетнам, яз.)
  106. Положение труда и занятости во Вьетнаме. 1994. Ханой: Статистическое издательство, 1995. — 783 с. (на Вьетнам, яз.)
  107. Положение труда и занятости во Вьетнаме. 1995. Ханой: Статистическое издательство, 1996. — 814 с. (на Вьетнам, яз.)
  108. Положение труда и занятости во Вьетнаме. 1996. Ханой: Статистическое издательство, 1997. — 789 с. (на Вьетнам, яз.)
  109. Положение труда и занятости во Вьетнаме. 1997. Ханой: Статистическое издательство, 1998. — 764 с. (на Вьетнам, яз.)
  110. Положение труда и занятости во Вьетнаме. 1998. Ханой: Статистическое издательство, 1999. — 659 с. (на Вьетнам, яз.)
  111. В. Уроки валютного и биржевого кризиса в странах Юго-Восточной Азии //Вопросы экономики. 1997. — № 12. -С. 94- 106.
  112. Профсоюзы мира: Справочное издание /Под общ. ред. В. Е. Можаева, В. Е. Сергеева. М.: Профиздат, 1989. — 656 с.
  113. В. Социологические подходы к анализу рынка труда: спрос на труд //Российский экономический журнал. 1995. -№ 3. — С. 86 — 92.
  114. Развитие народного хозяйства Социалистической Республики Вьетнам. М.: Экономика, 1980. — 112 с.
  115. . К чему готовиться и как действовать работникам в условиях российских реформ //Вопросы экономики. -1995.6.-С. 67−76.
  116. Л. Политика в области женской занятости //Вопросы экономики. 1995. — № 5. — С. 90 — 97.
  117. Л.А. Адаптация человека в переходной экономике: модификация стратегий, ценностей, норм / / Общество и экономика. 1997. — № 7 — 8. — С. 33 — 47.
  118. Российский рынок труда. М., ИЭ РАН, 1993. — с. 189.
  119. Россия и зарубежные страны: сравнение по основным показателям //Вопросы экономики. 1997. — № 5. — С. 149 — 158.
  120. А. О содержании понятий «трудовые ресурсы» и «рабочая сила» //Человек и труд. 1997. — № 3. — С. 23 — 25.
  121. А.И., Ерохина Р. И., Пшеничный В. П., Стрейко В. Т. Экономика труда. М.: Изд-во «МИК», 1995. — 187 с.
  122. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования /Под ред. К. И. Микульского. М.: Наука, 1995. — с.95.
  123. П. Экономика. Т. 2. М.: Алгон, 1994. — с.
  124. А. Новые условия и новые методы регулирования занятости //Человек и труд. 1993. — № 7. — С. 38−41.
  125. А.Л. Новые инструменты государственной политики занятости / /Общество и экономика. 1997. -№ 7−8.-С. 15 -32.
  126. А. От накопления скрытой безработицы к стимулированию занятости / /Человек и труд. 1994. — № 6. — С. 13 -18.
  127. А., Кузнецов С. Рабочие места как основа занятости //Экономист. 1996. — № 7. — С. 51 — 63.
  128. П., Нго Тхи Тху Хонг. Вьетнам. Реформы продолжаются //Азия и Африка сегодня. 1999. — № 1. — С. 24 — 30.
  129. Т.Ф. Семья в развивающихся странах Востока (Социально-демографический анализ). М.: Наука, 1985. — 164 с.
  130. У. Трудовые отношения в посттоталитарных государствах //Человек и труд. 1993. — № 4 — С. 78 — 82.
  131. Е. Занятость в негосударственном секторе экономики //Экономист. 1996. — No 1. — С. 76 — 84.
  132. Е. Занятость в неформальном секторе экономики //Экономист. 1998. — № 6. — С. 51 — 58.
  133. С. Методы оценки эффективности государственной политики занятости //Вопросы статистики. 1998. — № 4. — С. 29 — 34.
  134. Е. Организация общественных работ / /Человек и труд. 1993. — № 10. — С. 45 — 47.
  135. И., Четвернина Т. Масштабы безработицы в России и способы ее измерения //Вопросы экономики. 1999. — No 11. -С. 99- 113.
  136. Состояние и проблемы развития сельского хозяйства в социалистических странах. М.: Агропромиздат, 1989. — 208 с.
  137. Социализм на Востоке: Есть ли будущее у системы //Восток. 1991. -№ 3. — С. 81 -94.
  138. Социализм преобразует структуру производства. Опыт Монголии, Кубы, Вьетнама, Болгарии. М.: Наука, 1982. — 221 с.
  139. Социалистическая Республика Вьетнам /Под ред. Е. П. Глазунова. М.: Наука, 1985. — 288 с.
  140. Социалистическая Республика Вьетнам. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1988. — 459 с.
  141. Социалистическая Республика Вьетнам. Социально-экономические проблемы. М.: Наука, 1982. — 213 с.
  142. Социалистическая Республика Вьетнам: Справочник. М.: Политиздат, 1981. — 112 с.
  143. Социально-экономическое развитие зарубежных социалистических стран, 1981 1985 гг. -М.: Наука, 1987. — 211 с.
  144. Социально-экономическое развитие стран Юго-Восточной Азии: уроки для России. М.: Институт востоковедения РАН, 1996. — 117 с.
  145. Статистические ежегодники. 1990 1998 гг. — Ханой: Статистика, 1991 — 1999.
  146. Статистический ежегодник стран-членов Совета Экономической Взаимопомощи. — М.: Финансы и статистика, 1988. 511 с.
  147. Стратегия занятости /Отв. ред. Л. С. Чижова. М.: Экономика, 1990. — 207 с.
  148. Трудовые ресурсы Востока: Демографо-экономические проблемы. М.: Наука, 1987. — 315 с.
  149. Трудовой кодекс СРВ. Ханой: Общественные отношения, 1996. — 135 с. (на Вьетнам, яз.)
  150. Фам Дык Чинь. Вьетнам в эволюции реформ //Труд и социальные отношения. 1999. — № 2. — С. 62 — 68.
  151. Фам Дык Чинь. От плана к рынку: опыт экономических реформ Вьетнама (1986 1998). — М.: Институт экономики РАН, 1999. — 256 с.
  152. Фам Дык Чинь. Создание частных предприятий одно из основных направлений повышения эффективности использования трудовых ресурсов во Вьетнаме //Занятость населения в условиях переходной экономики: Сб. статей аспирантов. Ч. 2. -М., 1997. — С. 41 -45.
  153. Фам Куок Тоан. Эволюция занятости населения Вьетнама в переходной период к рыночной экономике (90-е годы).: Авто-реф. дис. канд. эконом, наук. М., 2000. — 23 с.
  154. Фам Суан Нам. Обновление социальной политики. Ханой: Политическое издательство, 1997. — 213 с. (на Вьетнам, яз.)
  155. С., Сахаи Р., Вег К.А. Стабилизация и рост в переходных экономиках: первые уроки //Вопросы экономики. — 1997. -№ 5.-С. 19−39.
  156. Е. Активное содействие занятости //Человек и труд.- 1995.- No 3.-С. 37−39.
  157. Ф. Безработица и денежная политика. Правительство как генератор «делового цикла» //Экономические науки. 1991. -№ И.-С. 57−68- 1991. — № 12. — С. 39−48.
  158. Хук Тиен Хон. Основные характеристики трудового потенциала Вьетнама //Труд и социальные отношения. 1999. — № 3.- С. 56 59.
  159. Чан Чунг Чи Хиеу. Малый бизнес в аграрной сфере переходной экономики.: Автореф. дис. канд. эконом, наук. Харьков, 1999. — 25 с.
  160. Н. О новой модели занятости //Русский экономический журнал. 1996. -№ 11 — 12. — С. 50 — 59.
  161. Т., Смирнов П., Дунаева Н. Место профсоюзов на предприятии //Вопросы экономики. 1995. — № 6. — С. 83 — 89.
  162. В. Труд в личном подсобном хозяйстве //Вопросы экономики. 1996 No 1. — С. 20 — 25.
  163. Ф.И. Государство и экономика (власть и бизнес). -М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. 414 с.
  164. Л. Рынок труда: анализ экономических концепций //Экономика Украины. 1994. — № 4. — С. 26 — 34.
  165. Экономика и рынок труда /Под общ. ред. А. С. Головачева. -Минск: Вышейшая школа, 1994. 246 с.
  166. Экономика труда и социально-трудовые отношения /Под ред. Р. П. Колосовой и Г. Г. Меликьяна. М.: Изд-во Моск. ун-та, изд-во ЧеРо, 1996. — 623 с.
  167. Экономическая реформа в Китае //Вопросы экономики.1996. № 10. — С. 153 — 156.
  168. Экономическая теория /Под ред. А. И. Добрынина, Л.С. Тара-севича. СПб: Изд-во СПб ГУЭФ, изд-во «Питер Паблишинг», 1997. 480 с.
  169. Экономическая теория: Хрестоматия. М.: Высшая школа, 1995. -448 с.
  170. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства (Политическая экономия). М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1997. — 341 с.
  171. Экслин Ж.-Ж. Роль предпринимателей и их организаций в управлении людскими ресурсами //Человек и труд. 1993. — № 12.- С. 119 — 128.
  172. Р.Д., Смит Р. С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика /Пер. с англ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. — 800 с.
  173. Р., Кокин Ю. Заработная плата в условиях перехода к рыночной экономике //Вопросы экономики. 1991. — № 1. -С. 46 — 58.
Заполнить форму текущей работой