Состояние и перспективы развития предпринимательской деятельности на рынке информационных продуктов и услуг
На развитие предпринимательской деятельности в области информационных и коммуникационных технологий в России оказывало влияние множество факторов, среди которых наибольшее значение имело, по существу, полное отсутствие теоретических исследований и практических разработок по вопросам формирования рынка информационных продуктов и услуг, общее отставание от мирового уровня в развитии технической… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Роль и место информационного бизнеса в рыночной экономике
- 1. 1. Информационные продукты и услуги как результат предпринимательской деятельности и фактор развития современного общества
- 1. 2. Виды информационных услуг и их классификация
- 1. 3. Особенности предпринимательской деятельности на рынке информационных продуктов и услуг
- Глава 2. Характерные особенности рынка информационных продуктов и услуг
- 2. 1. Формирование секторов рынка
- 2. 2. Структура российского рынка информационных продуктов и услуг
- 2. 3. Особенности маркетинга информационных продуктов и услуг
- Глава 3. Практическая реализация обеспечения деятельности финансовой структуры на основе построения телекоммуникационной сети банка
- 3. 1. Введение и исходные предпосылки
- 3. 2. Описание услуги, обоснование выбора
- 3. 3. Оценка рынков сбыта услуги
- 3. 4. Оценка конкурентов на рынке
- 3. 5. Финансовый план
- 3. 6. Оценка риска
Состояние и перспективы развития предпринимательской деятельности на рынке информационных продуктов и услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
иследования. Динамичное развитие общества на современном этапе, усложнение технической и социальной инфраструктуры явились причиной того, что информация стала таким же стратегическим ресурсом экономики постиндустриальных стран, как и традиционные — труд, капитал, материальные и энергетические ресурсы. Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации потребителю, стали важнейшим фактором жизни общества и средством повышения эффективности всех сфер деятельности. Поэтому одним из основных макросекторов современной рыночной экономики является рынок информационных продуктов и услуг, функционирование которого оказывает существенное влияние на развитие производства, предпринимательства и макроэкономические процессы.
Развитие информационных технологий привело мир к переходу от «индустриального общества» к «обществу информационному». Эта перемена, часто называемая «информационной революцией», заключается в кардинальной смене способов производства, мировоззрения людей и межгосударственных отношений.
Информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг, тем, что информация, знания, информационные услуги и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная), растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест, становятся доминирующими в экономическом развитии.
Зарождение информационного рынка России относится к с середине 80-х годов, когда началось внедрение хозрасчетных отношений в государственных информационных организациях, работавших в сфере научно-технических исследований (НТИ). Дальнейшее развитие рынка, связанное с формированием новых секторов, началось в начале 90-х годов после прихода на рынок коммерческих структур — независимых информационных, консультационных, аналитических фирм и агентств.
Российский рынок информационных продуктов и услуг в прошлом был развит значительно слабее, чем на Западе. Это объясняется историческими условиями, в которых проходило его формирование, прежде всего централизованным управлением, низким уровенем конкуренции в экономике, слабым развитием информационной инфраструктуры, высокими ценами на технические средства относительно заработной платы. В этих условиях потребность в информационных продуктах и услугах была крайне низка.
В последние годы наблюдается стремительный рост и дифференциация спроса на все виды информации, в том числе научную, техническую и в особенности экономическую.
Коренные изменения в экономической среде, переход от административно-командных к экономическим методам управления, развитие предпринимательской деятельности и рыночных структур, а также отсутствие практического опыта, уникальность ситуации и необходимость быстрого принятия решений привели к существенным изменениям в потоках информации, организационных формах, методах обработки и представления данных.
На развитие предпринимательской деятельности в области информационных и коммуникационных технологий в России оказывало влияние множество факторов, среди которых наибольшее значение имело, по существу, полное отсутствие теоретических исследований и практических разработок по вопросам формирования рынка информационных продуктов и услуг, общее отставание от мирового уровня в развитии технической базы средств вычислительной техники и передачи информации, а также создания программных продуктов, полное отсутствие рыночной информационной инфраструктуры, а также неразвитость методического, организационного и функционального обеспечения процессов совершенствования компонентов информационных и коммуникационных технологий.
Дисертационное исследование базируется на трудах зарубежных ученых (С. Фабрикант, Р. Хаус, Н. Борко и др.), российских ученых (Г.Р. Гремов, С. И. Майоров, В. П. Тихомиров И.И. Родионов, А. В. Хорошилов и др.) внесших огромный вклад в становление и развитие рынка информационных технологий.
Вместе с тем некоторые аспекты предпринимательской деятельности на рынке информационных продуктов и услуг требуют дополнительных исследований, что и предопредило выбор темы диссертационной работы и ее актуальность.
Цель и задачи исследования
Целью данного диссертационного исследования является выявление особенностей предпринимательской деятельности на рынке информационных продуктов и услуг и определение роли информационных продуктов и услуг в инфраструктурном обеспечении предпринимательской деятельности.
Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:
• выявить роль информационных продуктов и услуг в организации бизнеса;
• проследить эволюцию становления и развития предпринимательской деятельности на рынке информационных продуктов и услуг;
• предложить новые подходы к классификации информационных продуктов и услуг;
• обобщить проблемы практического применения информационных продуктов и услуг в предпринимательской деятельности;
• предложить пути совершенствования информационного маркетинга;
• обосновать возможности разработки бизнес-плана с использованием телекоммуникационной сети банка.
Объектом исследования являются субъекты предпринимательской деятельности, функционирующие на российском рынке информационных продуктов и услуг.
Предметом исследования является раскрытие закономерностей формирования и развития системы информационного обеспечения предпринимательской деятельности.
Методологической и теоретической основой диссертационной работы послужили труды российских и зарубежных авторов по вопросам исследования информационных технологий в организации предпринимательской деятельности.
В работе применялись методы системного и ситуационного анализа, и также математико-статистические методы. Для решения поставленных в диссертационном исследовании задач использовалась программа «Microsoft Excel» .
Информационной базой исследования послужили официальные публикации Федеральной службы государственной статистики, данные периодической печати и Интернет-ресурсы.
Научная новизна исследования состоит в обосновании выбора информационных продуктов и услуг для организации предпринимательской деятельности на рынке информационных услуг.
На защиту выносятся следующие наиболее существенные научные результаты, полученные автором и содержащие элементы новизны. Практическая значимость диссертационного исследования, заключается в следующем:
— На основе систематизации подходов к определению сущности информационных продуктов и услуг сделан вывод о нерациональности отделения информационных услуг от информационных продуктов.
— Усовершенствована классификация информационных продуктов и услуг, в которой предложено выделить следующие классификационные признаки: деление продуктов и услуг по видам удовлетворяемых потребностейособенности производстваособенности потребленияформы собственностисоциальная значимостьподдерживание технологии.
— Исследована эволюция развития рынка информационных продуктов и услуг и выделены основные этапы их применения в предпринимательской деятельности в зависимости от потребностей и состояния экономики разных стран.
— На основе анализа аналогов продуктов и услуг, используемых в организации маркетинга, уточнены их функциональные параметры, что имеет значение для оценки потенциального спроса на информационные продукты и услуги.
— Исследован механизм формирования цен на информационные продукты и услуги и сделан вывод, что реальные цены отличаются от базисных вследствие различного рода льгот и скидок, предоставляемых их производителями для привлечения новых и поощрения постоянных пользователей.
— Разработана имитационная модель инфраструктурного обеспечения деятельности финансовой структуры, базирующаяся на использовании новой телекоммуникационной сети банка, позволяющая более оперативно принимать управленческие решения в области проектного менеджмента.
Практическая ценность методологические принципы формирования и развития системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности с учетом состояния рынка информационных продуктов и услуг, изложенные в диссертации, могут быть использованы в практической деятельности субъектов предпринимательской деятельности современных информационных продуктов и услуг повысит обоснованность принимаемых управленческих решений.
Материалы диссертации могут быть полезны в учебном процессе при чтении курсов «основы бизнеса», «менеджмент», а также в ряде спецкурсов.
Апробация результатов работы. Результаты исследования докладывались на кафедре общего менеджмента и статистики фирм Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, а также на научно-практическом семинаре (9−11 декабря 2003 г., г. Москва), посвященном проблемам трансформации современной российской экономики.
По теме диссертации опубликованы 3 статьи, общим объемом 0.6 п.л. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, списка использованной литературы и приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. В диссертации рассматривается информация и информационные ресурсы как одни из важнейших факторов развития экономики.
В условиях современного динамичного развития общества, усложнения технической и социальной инфраструктуры информация стала таким же стратегическим ресурсом экономики индустриально развитых стран, как и традиционные — труд, капитал, материальные и энергетические ресурсы. Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы предоставления информации потребителям, стали важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности всех сфер деятельности.
Любая система, в том числе и социально-экономическая, содержит в себе два вида ресурсов: материальные и нематериальные (энергетические и информационные).
Материальные ресурсы составляют основу системы. Энергетические ресурсы определяют возможную интенсивность процессов в системе. При их отсутствии либо система оказывается полностью статической, либо все процессы, происходящие в системе, целиком детерминируются внешними факторами.
Информационные ресурсы выступают в двух ролях. Часть информационных ресурсов определяет структуру системы и обеспечивает стабильность этой структуры, т. е. ее устойчивость относительно внешних и внутренних возмущающих воздействийвторая часть (в общем случае обе эти части могут пересекаться) выполняет функции управления, т. е. определяет характер процессов, протекающих в системе. Информационный ресурс часто называют собственной информацией системы.
При исследовании и управлении системами необходимо иметь количественно-качественную оценку как материальных и энергетических, так и информационных ресурсов.
В настоящее время в рамках информационной теории систем существует немало формализации понятия ценности информации и продолжается появление новых.
В диссертации выделены три направления изучения количественных свойств информации.
1) «Чистые теории информации». Выигрыш или проигрыш измеряется степенью уменьшения или увеличения неопределенности — специальной величины, характеризующей, грубо говоря, степень незнания (или неуверенности в знании) состояния среды или системы.
2) «Теории абсолютной ценности информации». Рассматривается только «материальный» выигрыш или проигрыш (т.е. выраженный в стоимостных или материальных единицах). Количественные и структурные аспекты информации игнорируются. Это направление близко к теории статистических решений, в которой основным является понятие средних потерь или «риска». Степень риска характеризует качество принимаемых решений и — косвенноинформацию, на основании которой принимаются решения.
3) «Теории ценности количества информации». Апостериорный принцип применяется одновременно и к материальному выигрышу, и к выигрышу в смысле уменьшения неопределенности. Сравнение этих двух видов выигрыша (значение одного из которых, как правило, фиксируется, а другого — максимизируется) позволяет установить максимальную материальную пользу, которую способно принести данное фиксированное количество информации, т. е. фиксированное уменьшение неопределенности, и минимальное количество информации, необходимое при условии наилучшего использования этого количества для обеспечения уровня материального выигрыша не ниже заданного.
2. В диссертации исследованы особенности информационных услуги их место в общей системе услуг.
В современной экономической литературе рынок информационных услуг часто выделяют из сферы услуг, рассматривая его как отдельную часть единого рынка.
Основными особенностями, которые объединяют услуги различного вида, в том числе и информационные, в единую сферу, являются:
• нематериальный характер услуг;
• значительная дифференциация качества и цен на рынке, отраслевые различия;
• неспособность услуг к хранению для дальнейшей продажи;
• прямое или косвенное участия потребителя в производстве услуги;
• процесс поведения потребителя при покупке услуг.
Информационные услуги предлагается классифицировать по признакам, применяемым в общих классификациях услуг. К ним относятся: по направлению воздействия на потребительную стоимость (материальные и нематериальные), по методу оказания: (услуги, оказываемые с помощью машин, и услуги, выполняемые человеком), по формам предоставления (частные и общественные), по необходимости присутствия клиента в момент оказания, по мотивам приобретения услуг (личного и делового назначения).
Кроме выше названных признаков информационные услуги предлагается классифицировать с точки зрения вида информации (экономическая, политическая, персональная и т. д.), форме организации информационных ресурсов (традиционные, автоматизированные), по виду доступа (общедоступные и с ограничением доступа), по удовлетворяемым потребностям, по виду носителя, а также по виду собственности информации.
3. В работе рассмотрены отдельные этапы формирования рынка информационных продуктов и услуг, изучены особенности формирования и развития отдельных секторов.
Возникновение и развитие рынка информационных продуктов и услуг тесно связано с развитием информационных технологий, прежде всего компьютерных. Хотя первые информационные услуги появились на рынке США до того, как компьютеры вышли из стен лабораторий, по-настоящему широкое пользование ими началось в 80-х годах, когда вычислительная техника стала доступна по цене даже для небольших предприятий.
Развитие рынка информационных продуктов и услуг можно разделить на несколько этапов:
Первый этап формирования рынка (1945;1955 гг.) связывают с изменениями в экономике развитых капиталистических стран, прежде всего США. В это время экономика этих стран переживает экономический рост, возрастает рыночная конкуренция и связанное с этим осознание роли информационных ресурсов в развитии бизнеса. В это же время бурно развиваются различные средства массовой информации, в том числе и электронные (радио, телевидение), средства телекоммуникации (прежде всего следует отметить становление международной телефонной системы).
Второй этап формирования рынка информации (1955;1970 гг.) связан с появлением первых коммерческих вычислительных машин, способных работать не только с математическими и научными задачами.
Третий этап развития рынка (1970;1980 г. г.) также связан с дальнейшим развитием информационных технологий. В начале 70-х годов на рынке появились достаточно мощные и недорогие компьютеры, которые могли использоваться в бизнесе, что стало причиной формирования рынка коммерческого программного обеспечения и появления рынка информационных продуктов коммерческого назначения на машинных носителях информации.
Четвертый этап развития рынка характеризуется широким распространением глобальных компьютерных сетей и информационных услуг, связанных с ними.
Развитие российской индустрии информационных продуктов и услуг значительно отличалось от западного. Если в США «колыбелью» рынка стали высшие учебные заведения и Министерство обороны, то в России основы рынка информационных продуктов и услуг следует искать в системе научно-технической информации НТИ.
Зарождение информационного рынка в России началось с середины 80-х годов путем внедрения хозрасчетных отношений в государственных информационных организациях, работавших в сфере НТИ. Отечественная информационная индустрия развивалась как система некоммерческих информационных ресурсов, часто объединенных в ведомственные сети (например, сеть Госкомстата).
Формирование новых секторов информационного рынка началось в начале 90-х годов коммерческими структурами — независимыми информационными, консультационными и аналитическими фирмами, биржами, агентствами. Объектами их деятельности стала коммерческая, биржевая, финансовая, деловая, специальная, научно-техническая информация, новости. Уже в 1993 г. номенклатура БД деловой информации составила 30% от представленной на российском рынке.
На российском рынке информационных продуктов и услуг постепенно складывается ситуация, близкая к ситуации информационных рынках развитых стран.
4. В диссертации обосновывается структура российского рынка информационных продуктов и услуг на современном этапе.
Рынок информационных продуктов и услуг представляет собой неотъемлемую часть единого рынка, объектами которого являются товары в виде информационных продуктов, информационных услуг, научно-технической, проектно-конструкторской и технико-технологической продукции, а субъектами — контрагенты рынка, дифференцированные по объему своего производственного, научного, информационного и финансового потенциала, форме собственности.
По виду предоставляемых услуг можно выделить пять групп поставщиков информационных продуктов и услуг:
•поставщики интеллектуальных услуг- •поставщики телекоммуникационных услуг- •поставщики новостных услуг;
•генераторы баз данных;
•информационные посредники (брокеры).
Количественное соотношение секторов информационного рынка постоянно меняется. Как показали проведенные исследования, удельный вес информационных услуг делового характер постоянно сокращается, в то время как доля услуг бытового, частного характера неуклонно возрастает. Существует тенденция уменьшения доли специалистов в области информационных технологий среди потребителей современных видов информационных услуг, что говорит о увеличении числа потребителей, не имеющих профессиональных навыков работы со специальным оборудованием, которые нуждаются в информационных услугах в своей профессиональной деятельности и в быту.
5. В диссертации изучены особенности маркетинга информационных продуктов и услуг.
Маркетинг информационных продуктов и услуг имеет много общего с маркетинговыми программами в других сферах коммерческой деятельности. Однако необходимо учитывать, что при проведении маркетинговых мероприятий на рынке информационных продуктов и услуг имеется своя специфика.
По мере коммерциализации информационной деятельности возникает так называемый «информационный маркетинг» или маркетинг информационных продуктов и услуг.
Основными элементами программы информационного маркетинга являются: анализ продукта и рынка, формирование цен на информационные услуги, установление принципов взаимоотношений между партнерами, рекламно-пропагандистская деятельность, контроль за выполнением программы маркетинга.
6. В диссертации рассмотрены особенности, темпы развития телекоммуникационных услуг в регионах Российской Федерации.
Несмотря на высокие темпы переоснащения предоставляемые телекоммуникационные услуги на территории области остаются аналоговыми при этом очень низкого качества. В отдельных районах автоматическая междугородняя телефонная связь отсутствует полностью. Отечественные операторы связи прилагают много усилий для развития телефонных услуг. На протяжении многих лет российский рынок связи остается самым быстро развивающимся и высокодоходным. Но, несмотря на образование большого количества телекоммуникационных компаний, конкуренция на рынке не велика. Получается аналоговый телефонный номер обходится дороже компьютеравысокотехнологичного цифрового устройства. При этом нет никакой гарантии качественной связи.
7. Новым подходом к решению проблемы в данной диссертации является разработка бизнес плана и практическая реализация обеспечения деятельности финансовой структуры на основе построения телекамуникационной сети банка. Создание телекоммуникационный сети для банка экономический целесообразно, так как начиная с третьего года данный проект полностью окупится и начнет приносить доход в виде экономии издержек на междугороднюю связь.
Список литературы
- Закон Российской Федерации «Об участии в международном информационном обмене» 4.07.1996 г., N 85-ФЗ.
- Закон Российской Федерации «Об основах социального обслуживания населения в российской федерации», 10.12.1995, N 195-ФЗ.
- Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации», 20.02.1995 г., N 24-ФЗ.
- Закон Российской Федерации «О Сертификации продукции и услуг», 10.06.1993.
- Положение о Межгосударственном координационном совете по научно-технической информации.
- Положение о Фонде развития межгосударственного обмена научно-технической информацией
- Соглашение о межгосударственном обмене научно-технической информацией
- Научно-технические библиотеки России
- Положение о Федеральном информационном центре России1006 утверждении ГНТП «Федеральный информационный фонд по науке и технике»
- О Научном совете по ГНТП «Федеральный информационный фонд по науке и технике"120 создании Центра информационных технологий и систем органов исполнительной власти (постановление СМ от 20 июня 1993 г. N 563)
- Концепция правовой информатизации России (утверждена Указом Президента РФ от 28.06.93 N 966).
- Об организации информационно-аналитических исследований в органах государственного управления (разработка Аналитического центра Администрации Президента РФ, 1994 г.).
- Материалы III заседания Межгосударственного совета по научно-технической информации (Москва, 31.01−02.02.95).
- Аврам Г. Д. Перспективы создания информационной системы США НТИСер. 1, N9,1993.
- Автоматизированные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции развития. Национальный доклад. НТИ Сер. 1, N 11, 1994, с. 132
- Аглицкий И. Банковские системы в России: наметился переход к новым информационным технологиям, ComputerWeekly № 33, 2000, с. 37−39.
- Акофф P.JI. Планирование в больших экономических системах /Пер. с англ. М.: Сов. радио, 1972.-256С.
- Ансофф И. Стратегическое управление /Пер. с англ. М.: Экономика, 1985 -519 с.
- Антопольский A.B., К.В. Вигурский Сертификация баз данных и рынок информационной продукции НТИ Сер. 1, N 12, 1998, с. 1−4.
- Афонина О. Российский рынок программного обеспечения, ComputerWeekly № 2, 2001, с.37,38,45.
- Базел Р.Д., Кокс Д. Ф., Браун Р. В. Информация и риск в маркетинге М.: Финстатинформ, 1993.
- Базы данных в СССР: Каталог. М.: ВИМИ, 1990. — 4.1, 2.
- Белкин A.B., Левин М. М. Принятие решений, комбинаторные модели аппроксимации информации. М.: Наука. 1990.- 160с.
- Б л aro датских В.А., Енгибарян М. А., Ковалевская Е. В., Патрикеев Ю. Н. и др. Экономика, разработка и использования программного обеспечения ЭВМ М.: Финансы и статистика, 1995. 288 с.
- Бурмистрова Т., Федотов А. Новая научно-техническая политика, контуры формирования и реализации, Экономист, 1998 г, N2.
- Бэм Б., Браун Дж, Каспар X. Характеристика качества программного обеспечения. Пер. с англ./Под ред. Е. К. Масловеного М.: Мир, 1981. -206 с.
- Варакин JI. Развитие мира развитие связи. Connect № 3, 2000. с. 20−21.
- Васкевич Д. Стратегии клиент/сервер Киев изд-во «Диалектика», 1998.
- Ващекин А.Н. Информационное обеспечение моделирования коммерческой деятельности НТИ Сер. 1, N 5, 1994.
- Волгин JI.H. Экономическая теория информации НТИ Сер. 2, N 6, 1991.
- Генин М. К вопросу о защите информации. ИнфоБизнес № 9, 1998, с. 59.
- Гейтс Б. Дорога в будущее/Пер, с англ. — М.: Издательский отдел «Русская «Редакция» ТОО «Channel Trading Ltd.», 1999.
- Голосов О.В., Охрименко СЛ., Хорошилов A.B. и др. Под ред. В. П. Тихомирова, А. В. Хорошилова Введение в информационный бизнес М.: Финансы и статистика, 1996.
- Громов Г. Р. Очерки информационной технологии М.: Инфоарт, 2000. -336 с.
- Губин Н.М., Добронравов A.C., Дорохов Б. С. Экономико-математические методы и модели в планировании и управлении в отрасли связи: Учебник для вузов. М.: Радио и связь, 1993.
- Дружинин Г. В., Сергеева И. В. Концепция системы обеспечения качества информации //Вести BOHBT.-1998.-N1.-C.4
- Елизарова Т.М. Рынок услуг и его особенности. Сб. науч. статей № 6, под ред. д.э.н., профессора Сульповара Л. Б., М.: ГАСБУ, 1997.
- Емельянов Ю., Мхитарян Ю. Требуется соответствие!, Connect № 6, 1997, с. 14−18.
- Ионов М. Регулирование инвестиционной и инновационной деятельности, «Экономист», 1997г.
- Исаев Г. Н. Показатели качества функционирования автоматизированных информационных систем: методология определения НТИ Сер. 2, N 3, 1996, с. 12−16.
- Капыгин Ю.М., Калитич Г. И. Развитие информационного рынка // Информация и рынок.- 1998 N7.-c.51.
- Клименко С., Уразметов В. Internet: среда обитания информационного общества Российский Центр Физико-Технической Информатики. Протвино, 1996.
- Кобринский Н.Е., Майминас Е. З., Смирнов А. Д. Введение в экономическую кибернетику. М, 1975.
- Колесник А.П. Компьютерные системы в управлении финансами М.: Финтех, 1994.
- Концепция информатизации Новосибирской области. Новосибирск, 1999 г.
- Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. 1997.
- Копылов В.А. Единое информационное пространство в современном информационном обществе: проблемы формирования, функционирования, совершенствования НТИ Сер. 2, N 9, 1998, с. 1−15.
- Кормина О.И. Природа и характер экономических отношений в сфере услуг. Сборник научных статей № 3, ГАСБУ, 1996, с. 41−48.
- Корюкова A.A. Правовое обеспечение информационной деятельности НТИСер. 1, N8, 1997, с 13−16.
- Крупнов А. Современные телекоммуникационные технологии и услуги в России на рубеже XXI века. Connect № 3, 1997, с. 22−35.
- Крючков В.Ф., Крючков Ю. Л., Шмаков В. А., Кошкин A.A. Международные автоматизированные информационные системы во внешнеэкономической деятельности и конъюнктурных исследованиях // БИКИ. 1998. — № 4.
- Кузнецов С. Открытые системы, процессы стандартизации и профили стандартов. CitForum, 1998.
- Курносое И.Н. Россия на пути в информационное общество. Сети № 2, 1996, с. 8−16.
- Лазарева А.Г. Маркетинг информационных продуктов и услуг на рынке электронных баз данных в США: Дисс. На соискание уч. Степени канд. экон. наук. М.: ИНИОН АН СССР, 1990.
- Лавриненко В.Н., Ратникова В. П. Философия.-2-e изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ -ДАНА, 2001.- 677с
- Левин М.Ш. Типовые задачи принятия решений при подготовке бизнес планов НТИСер. 1, N10, 1995, с. 1−12.
- Липаев В.В., Потапов А. И. Оценка затрат на разработку программных средств М.: Финансы и статистика, 1988.
- Литвак Б.Т. Экспертная информация: методы получения и анализа М.: Радио и связь, 1982.-184с.
- Лосев B.C. Управление производственным потенциалом.
- Майоров С.И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг М.: Финансы и статистика, 1993.
- Майоров С.И., Поляков Л. А. Маркетинг в информационной сфере: Препринт. М.: ВНИИПАС, 1998.
- Малевинский Г. В. Три особенности маркетинга научной продукции НТИСер. 2, N9, 1993.
- Мелюхин И.С. Финансовые услуги в компьютерных сетях НТИ Сер. 1, N 6, 1995, с.23−26
- Мелюхин И.С. Рынок информационных продуктов и услуг в России: состояние итенденции развития НТИ Сер. 2, N 2, 1996.
- Меском М. Основы менеджмента.- М.1995.
- Мелюхин И.С. Тенденции регулирования зарубежной информационной индустрии, Data Medium, № 5, 26.04.1996 г.
- Методические документы ИСО/МЭК по сертификации продукции, оценкесистем обеспечения качества продукции и аккредитации испытательных лабораторий М.: Изд-во стандартов, 1988.
- Мирзин И. Телекоммуникационные технологии. Connect № 3, 1997, с. 26−30.
- Молчанова О.П., Родионов И. И., Торжевский В. П. Анализ рынка информационных средств России НТИ Сер. 1, N 9, 1997, с. 9−19.
- Мосийчук В.А., Швец A.M. Опыт и теория развития техники в условиях рынка М.: Ассоциация «Прогнозы и циклы», МП «ЗОНД», 1991 г.
- Москалева Н.И. Механизм хозяйствования в сфере платных услуг в условиях формирования рыночных отношений. Сб. науч. статей № 6, под ред. д.э.н., профессора Сульповара JI.Б., М.: ГАСБУ, 1997.
- Морозов В.П., Тихомиров В. П., Хрусталев Е. Б. Гипертексты в экономике. Информационная технология моделирования: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 1997.
- Мурзина Е. Internet’y зеленый свет? или о рынке услуг в области компьютерного бизнеса (потребительское поведение пользователей) Информационно-аналитическая газета «Модус» N11, 1999.
- Пекка Тарьяне Электросвязь и торговля, Connect № 6, 1997, с. 4−9.
- Перстнев В.П., Сидорченко В. Д. О сертификации и оценке качества БД НТИ Сер. 2, N8, 1996.
- Петросян Л.А., Гарнаев А. Ю. Игры поиска Издательство С.-Петербургского университета, 1992.
- Положение о государственной системе научно-технической информации. 1996.
- Райзберг Б.А. Предпринимательство и риск. М.: Знание, 1992, № 4, 64с.
- Райков А.Н. Информационно-аналитические технологии в органах федеральной исполнительной власти (аналитический материал). Аналитический центр при Президенте Российской Федерации. М., 1998.
- Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. -М.: Прогресс, 1986.
- Родионов И.И., Цветкова В. А. Информационные продукты и услуги ВИНИТИ: особенности маркетинговой деятельности НТИ Сер. 1, N 2, 1996, с 18−20.
- Россия в цифрах, 2004: крат. стат. сб./ федеральная служба государственной статистики. -М., 2004, с.311−313, 315
- Рудакова О.С. Банковские электронные услуги: Учебн. пособие для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
- Рыбаков H. Универсально, но компетентно. Консалтинг. Инфобизнес № 4, 1998, с. 24.
- Савостицкий Ю.А. Тенденции развития отечественных систем автоматизированного обмена информацией // Материалы 2-й Всесоюзной межотраслевой конференции пользователей и выставки-ярмарки информационной продукции и услуг. М.: ВИМИ, 1991.- 113с.
- Сертификация продукции. Международные стандарты и руководства ИСО/МЭК в области сертификации и управления качеством М.: Изд-во стандартов, 1990.
- Симонов C.B. Некоторые закономерности развития информационного сектора в капиталистических странах // Вопросы информационных технологий: Сб. тр. ВНИИСИ.-М., 1989.
- Смирнов О. Л., Опыт создания и функционирования Национального центра автоматизированного обмена информацией (НЦАО) // Сб. докл. Межд. Конф. «Базы данных в сетях ЭВМ». М.: МЦНТИ, 1987.
- Смирнов О. Л., Керженцев Ю. А., Остапенко A.M. Телекоммуникационная инфраструктура системы автоматизированного обмена информацией. М.: ВНИИИПАС, 1990.
- Смолян Г., Цигичнко В., Черешкин Д. Информация без опасности. Connect № 6, 1997, с. 37−40.
- Смолян Г., Черешкин Д. Пятая информационная революция. Connect! Мир связи, № 7−9, 1997, с. 10−16.
- Соколов Ю.А. Цена информации в условиях рынка НТИ Сер. 1, N 5, 1995, с 16−17.
- Социально-экономическая природа информационного продукта и информационного ресурса М.: Изд-во МГУ, 1992, 95 с.
- Сульповар Л. Б. Злобина О.Б. Особенности маркетинговой деятельности на предприятиях сферы услуг, Сб. науч. статей № 2, ГАСБУ, 1999, с. 6−16.
- Сульповар Л.Б., Розаренова Т. В. Сертификация товаров и услуг: Учебное пособие, ГАСБУ, М., 1993.
- ИЗ. Сюнтюренко О. В. Некоторые проблемы информационного обеспечения инвестиционных процессов в российской экономике НТИ Сер. 1, N 2, 1996, с. 8−10.
- Сюнтюренко О.В., Леонтьева Т. М., Шогин А. Н. Новое поколение информационных продуктов и услуг ВИНИТИ. НТИ Сер. 1, N 2, 1995.
- Тамбовцев В.Л. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации Издательство Московского Университета, 1997.
- Терещенко С.С. К разработке государственной информационной политики и программы ее реализации НТИ Сер. 1, N 9, 1995, с. 1−4.
- Терещенко С.С. Проблемы создания автоматизированной системы научно технической информации России НТИ Сер. 2, N 2, 1992.
- Терещенко С.С. К разработке государственной информационнойполитики и программы ее реализации НТИ Сер. 1, N 9, 1995, с. 1−8.
- Ткачук М.И. Особенности маркетинга рекламно-информационных услуг. Raix Group, 1997.
- Урсул А.Д. Проблемы информации и информационного общества НТИ Сер. 2, N6, 1991.
- Финансовая газета. Региональный выпуск № 32, 2004, с.14
- Хорошилов А.В., Селетков С. Н. Мировые информационные ресурсы.- СПб.: Питер, 2004.
- Чегина Н.В. Проблемы разработки федеральных целевых социально-экономических программ. Сб. науч. статей № 2, под ред. д.э.н., профессора Сульповара Л. Б., М: ГАСБУ, 1998.
- Чекалин JI.X. Рыночная инфраструктура и конкуренция в России. Сб. науч. статей № 2, ГАСБУ, 1996, с. 2−5.
- Черешкина Е.Д. Макроэкономическое моделирование научно-технического прогресса: роль информационных ресурсов НТИ Сер. 2, N 7, 1991, с. 9−12.
- Чернавский Д.С. Синергетика и информация М.: Знание, 1990.
- Шершульский В. Интернет в России. Предварительные итоги статистического анализа. Компьютеруик-Москва № 19, 1997.
- Штарков C.B. Методологические основы создания и функционирования систем информационной и аналитической поддержки органов власти и упраления НТИ Сер. 1. N3, 1996, с. 1−10.
- Шумов Ю.А., Кедровская Л. Г. Товар рыночной новизны как комплекс и проблемы НТИ НТИ Сер. 1, N 5, 1993, с. 14−16.
- Электронные каналы маркетинга и дистрибуции, Computer Weekly № 36, 1996, с.36−38,42,43.
- Яковец Ю.В. Рынок, изобретения и инновации. Вопросы изобретательства, 1991 г., № 1.
- Яновский A.B. Охрана информации как товара НТИ Сер. 1, N 10, 1993
- Яновский A.M. Источники плучения коммерческой информации и способы сохранения ее тайны НТИ Сер. 1, N 5, 1998, с. 18−20.
- Яновский A.M. Бизнес и власть: информационный аспект взаимодействия НТИСер. 1, N2, 1996, с. 1−12.
- Яновский A.M. Конъюнктура рынка и научно-техническая информация //Информация и рынок. 1993. — N 2−3. — с.75−78.
- Яновский A.M. Стратегия коммерческой информации НТИ Сер. 1, N 10,1995.
- Яновский A.M. Информационное обеспечение управленческой деятельности НТИ Сер. 1, N8, 1994.
- Abramovitch M. Resources and Output trends in the U.S. since 1870 // American Economic Review, Papers and Proceeding, XLYI May 1956.
- Arnold S.E. End-users: dreams of dollars//Online. 1997, № 6, p. 7181.
- Hayes R., Borko H. Mathematical models of information system use // Informationprocessing & Management. 1983. — Vol. 19, N 3.
- Fabricent S. Economic progress and economic change // 34th Annual Report of the Nation Bureau of Economic Research. 1954. — N 4.
- Saunier F. Marketing strategies for the online industry. Boston: O.K. Hall, 1988.
- Yogesh Malhotra. National Information Infrastructure: Myths, Metaphors And Realities, @Brint Research Initiative, 1998.