Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Воспитание поведенческой гибкости будущих организаторов-методистов в системе внеаудиторной работы университета

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полученный в ходе исследования материал и его анализ позволили прийти к следующим выводам. Преобладание низкого и среднего уровней воспитанности поведенческой гибкости у будущих организаторов-методистов на этапе констатирующего эксперимента обусловлено рядом обстоятельств: студенты не имеют четкого представления о структурных компонентах, содержании, критериях, показателях и уровнях воспитанности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ГИБКОСТИ БУДУЩИХ ОРГАНИЗАТОРОВ-МЕТОДИСТОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ УНИВЕРСИТЕТА
    • 1. 1. Поведенческая гибкость как показатель профессионального поведения организатора-методиста, ее структура
    • 1. 2. Внеаудиторная работа как средство воспитания поведенческой гибкости студентов университета
    • 1. 3. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность внеаудиторной работы в воспитании поведенческой гибкости будущих организаторов-методистов
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА. ТТ. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ГИБКОСТИ БУДУЩИХ ОРГАНИЗАТОРОВ-МЕТОДИСТОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ УНИВЕРСИТЕТА
    • 2. 1. Изучение и анализ степени воспитанности поведенческой гибкости будущих организаторов-методистов
    • 2. 2. Структурно-функциональная модель внеаудиторной работы по воспитанию поведенческой гибкости будущих организаторов-методистов
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Воспитание поведенческой гибкости будущих организаторов-методистов в системе внеаудиторной работы университета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Процессы глобализации и индивидуализации, происходящие в современном обществе, актуализируют проблему качественного педагогического образования. Переход современной экономики на «знаниевый» уровень обусловливает потребность в специалистах, готовых действовать в постоянно меняющихся социальных условиях, реализовывать нестандартные решения, устранять стереотипность из профессиональной и личностной сфер деятельности. Проблема состоит в том, чтобы создать условия для подготовки кадров новой формации, способных творчески выполнять социальный заказ.

Проблема подготовки педагогов к профессиональной деятельности во все времена была, и сегодня остается самой актуальной и исследуется учеными разноаспектно: педагогический профессионализм, его сущность и основные характеристики (Е.В. Бондаревская, З. И. Васильева, Л. В. Горюнова, H. JL Игнатович, Н. В. Кузьмина, JI.H. Лесохина) — профессиональная ориентация студентов в сфере педагогической деятельности (А.Н. Бритвихин, Е. И. Казакова, Н. М. Конжиев, A.M. Федоров, А.И. Щербаков) — становление профессионально значимых качеств педагога (Ф.Н. Гоноболин, С. А. Расчетина, В. А. Сластенин, М.И. Станкин) — значение внеаудиторной деятельности в процессе подготовки будущего педагога (Н.А. Березовин, В. К. Буряк, М. С. Кобзев, Л. В. Кондрашова, Е. В. Мещерякова и др.).

Работы многих авторов посвящены изучению профессиональных характеристик личности педагога, определению условий формирования умений действовать в неожиданных ситуациях, использовать новые подходы к решению педагогических проблемвыявлению зависимости между уровнем воспитанности профессионально-личностных качеств и результатами труда учителя (К.А. Аветисян, Г. В. Залевский, В. И. Зыкова, Т. В. Кудрявцев, Л. М. Митина, В. А. Петровский, А. П. Шеваров и др.). Среди этих качеств немаловажную роль в эффективности педагогического труда играет поведенческая гибкость.

Многочисленные исследования показали, что большинство начинающих педагогов сталкиваются с проблемой ригидности поведения, неумения разрешать нестандартные ситуации. Проблема заключается в недостаточном уровне воспитанности поведенческой гибкости будущих специалистов в условиях высшей школы, неразвитости профессиональной способности организовывать свою работу и оптимально реализовать управленческие функции.

Поэтому возникает необходимость серьезного и глубокого анализа, состояния феномена поведенческой гибкости, как показателя уровня профессионализма современного специалиста. Поведенческая гибкость — это сложное личностное образование, позитивно воздействующее на эффективность выполнения профессиональных функций. Необходимо уточнить понятийный аппарат, конкретизировать сущность, содержание, структурные компоненты, критерии и уровни воспитанности поведенческой гибкости будущих организаторов-методистов, определить методику, технологию и оптимальные пути ее воспитания в условиях высшей школы. Поиск путей воспитания этого сложного личностного образования как показателя профессионализма студентов не ограничивается возможностями учебного процесса. Как показывает вузовская практика, большие резервы в совершенствовании этого профессионального качества содержит внеаудиторная воспитательная работа. Анализ научных источников позволяет говорить о том, что это1: аспект профессиональной подготовки будущих педагогов к самостоятельной деятельности не получил до сих пор полного теоретического и методического обоснования. Возможности внеаудиторной воспитательной работы, ее резервы в воспитании поведенческой гибкости будущих организаторов-методистов не изучены.

Выявление сущности, структуры, уровней и педагогических условий воспитания поведенческой гибкости, обеспечивающих эффективность внеаудиторной работы в развитии этого сложного личностного образования будущих организаторов-методистов, является актуальной проблемой.

Теоретическое осмысление проблемы, анализ отдельных фактов из практики позволили выявить ряд противоречий между: творческим характером педагогического труда и неготовностью выпускников педагогических факультетов к решению организационно-методических задач в самостоятельной профессиональной деятельностиобъективной необходимостью воспитания поведенческой гибкости будущего организатора-методиста и недостаточным уровнем исследования данной проблемы в научно-педагогической теории и практике.

Снятие противоречий, недостаточная научная и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы нашего исследования: «Воспитание поведенческой гибкости будущих организаторов-методистов в системе внеаудиторной работы университета».

Объект исследования: процесс воспитания поведенческой гибкости будущих организаторов-методистов во внеаудиторной работе высшей школы.

Предмет исследования: педагогические условия организации внеаудиторной работы университета по воспитанию поведенческой гибкости студентов.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить совокупность педагогических условий, обеспечивающих результативность внеаудиторной работы университета по воспитанию поведенческой гибкости будущих организаторов-методистов.

Гипотеза исследования основывается на предположениях о том, что воспитание поведенческой гибкости будущих организаторов-методистов будет проходить успешно, если: при организации и проведении внеаудиторной воспитательной работы высшей школы обеспечить создание рефлексивной образовательной средыприменять комплексный подход к использованию воспитательных средств, стимулировать творческий потенциал личности каждого студента;

— использовать воспитательные технологии, построенные на принципах педагогического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества;

— создавать индивидуализацию воспитательного процесса.

Задачи исследования:

1) проанализировать состояние проблемы воспитания поведенческой гибкости педагогов в научной литературе и вузовской практике;

2) определить сущность, содержание, структуру, критерии и уровни поведенческой гибкости будущих организаторов-методистов;

3) разработать структурно-функциональную модель внеаудиторной работы по воспитанию поведенческой гибкости будущих организаторов-методистов;

4) выявить и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективность внеаудиторной работы по воспитанию поведенческой гибкости студентов университета;

5) на основе результатов исследования подготовить методические рекомендации кураторам академических групп по воспитанию поведенческой гибкости средствами внеаудиторной работы.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования явились положения отечественных и зарубежных ученых о деятельной, творческой сущности личности, взаимосвязи личности и обществатеория формирования личности учителя (Н.А. Бердяев, B.C. Библер, М. М. Бахтин, И.А. Ильин). Источниками исследования явились теоретические положения об индивидуально-творческом характере педагогической деятельности (В.И. Загвязинский, А. В. Кузьмина, П. В. Решетников, В.А. Сластенин), ее активности (А.Н. Леонтьев, А. Маслоу) и личностно-ориентированном образовании (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, И.С. Якиманская). Принципиальное значение для разработки исследуемой проблемы имеют положения о сути и содержании профессионального воспитания (С.А. Козлова, Т. С. Комарова, Л. В. Кондрашова, В. Я. Лыкова, Л. В. Поздняк,) профессионального поведения учителя (Г.В. Залевский, В. И. Зыкова, Т. В. Кудрявцев, JT.M. Митина, В. А. Петровский, А.П. Шеваров).

Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач мы использовали комплекс методов исследования:

— теоретические — анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы, интерпретация теорий, методик, которые позволили систематизировать теоретический материал по изучаемой теме, уточнить сущность понятия «поведенческая гибкость», конкретизировать его содержание, выявить педагогические условия решения исследуемой проблемы;

— эмпирические — изучение и обобщение педагогического опыта, беседа, анкетирование, наблюдение, экспертная оценка, выполнение педагогических проектов, моделирование внеаудиторных мероприятий, что способствовало изучению практического состояния проблемы воспитания поведенческой гибкости будущего организатора-методиста;

— экспериментальные — педагогический эксперимент, с помощью которого исследовалось реальное состояние проблемы, проводилась экспериментальная проверка эффективности структурно-функциональной модели внеаудиторной работы по воспитанию поведенческой гибкости студентов, апробировалась и подтверждалась результативность педагогических условий ее организации по воспитанию этого сложного личностного образования как показателя профессионализма будущих организаторов-методистов;

— статистические — обработка полученных данных с целью выявления количественных и качественных характеристик результативности опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна работы состоит в том, что:

— впервые раскрыта сущность, содержание, основные характеристики поведенческой гибкости как показателя профессионализма педагога;

— разработана структурно-функциональная модель внеаудиторной работы по воспитанию поведенческой гибкости студентов высшей школы;

— определены этапы воспитания поведенческой гибкости студентов в процессе внеаудиторной работы высшей школы;

— уточнены структурные компоненты, критерии и уровни поведенческой гибкости студентов;

— выявлены воспитательные возможности внеаудиторной работы высшей школы и педагогические условия ее организации, обеспечивающие результативность воспитания поведенческой гибкости будущих организаторов-методистов как показателя их профессионализма.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что полученные данные дополняют теорию педагогики высшей школы: раскрывают содержание комплексного, личностно-ориентированного и индивидуального подходов к организации внеаудиторной работыуглубляют теоретические положения ее возможностей в воспитании поведенческой гибкости будущих организаторов-методистовобосновывают методику и технологию, построенных на принципах педагогического взаимодействия, сотрудничества и сотворчествасовокупность педагогических условий, обеспечивающих результативность внеаудиторной работы в подготовке организаторов-методистов к творческому труду.

Практическая значимость исследования заключается в том, что ее теоретические выводы, экспериментальные данные и научно-методические материалы направлены на повышение уровня поведенческой гибкости будущих организаторов-методистов.

Разработана и апробирована методика воспитания поведенческой гибкости будущих организаторов-методистов на принципах педагогического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества в системе отношений «преподаватель — студенты" — внедрена в практику Приднестровского государственного университета структурно-функциональная модель внеаудиторной работы по воспитанию поведенческой гибкости будущих организаторов-методистовразработан спецпрактикум «Воспитание профессионального поведения будущих организаторов-методистов», различные формы внеаудиторной работы: тренинги, диалог-дискуссия, дебаты, деловые игры, моделирование педагогических ситуаций и психологические зарисовки, что стимулирует воспитание поведенческой гибкости студентов в системе внеаудиторной работы университета.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций, использованием совокупности методов исследования, адекватных его задачам и логике, разнообразием источников информации, статистической значимостью экспериментальных данных, личным участием автора в эксперименте, репрезентативностью исследовательской выборки.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Понятие «поведенческая гибкость» является одной из важнейших характеристик деятельности организатора-методиста дошкольного образовательного учреждения. Поведенческая гибкость — это сложное личностное образование, характеризующееся способностью при неизменных целях и задачах вырабатывать новые, оригинальные, творческие подходы к разрешению нестандартных проблемных ситуаций в профессионально-педагогической деятельности;

2. Структура содержания поведенческой гибкости представляет совокупность компонентов: мотивационный, содержательно-процессуальный, эмоционально-волевой, творческий, тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой;

3. Структурно-функциональная модель внеаудиторной работы по воспитанию поведенческой гибкости будущих организаторов-методистов — это система взаимосвязанных элементов: поведенческой гибкости и уровней ее воспитанностицели, содержания, функций, методов, форм, средств внеаудиторной работы, направленных на развитие находчивости, быстроты и точности ориентировки, оперативности в принятии решений, нестандартности мышления, рефлексивности и креативности действий, толерантности, выступающих характеристиками личности организатора-методистапедагогических условий и этапов ее организациимониторинга прогнозируемого результата;

4. Результативность внеаудиторной работы по воспитанию поведенческой гибкости будущих организаторов-методистов возможна при соблюдении совокупности педагогических условий, а именно: создании рефлексивной образовательной среды, реализации комплексного подхода к использованию воспитательных средств, стимулировании творческого потенциала личности каждого студента, использовании воспитательной технологии, построенной на принципах педагогического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества и индивидуализации воспитательного процесса.

Этапы и организация исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2003 — 2004 гг.) — поисково-теоретическом — изучалась степень разработки проблемы в научной литературе, анализировалась специфика и сущность поведенческой гибкости педагога, осуществлялось теоретическое обоснование педагогических условий, которые обеспечивают эффективность внеаудиторной работы в воспитании этого сложного личностного образования как показателя профессионализма будущих методистов-организаторов, уточнялся понятийный аппарат исследования, составлялась программа опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2004 — 2008 гг.) — опытно-экспериментальном — изучалось и анализировалось состояние поведенческой гибкости будущих организаторов-методистов (констатирующий эксперимент), выявлялась совокупность педагогических условий, обеспечивающих позитивное воздействие внеаудиторной работы на динамику уровня воспитанности поведенческой гибкости студентов, экспериментально проверялась апробация исследовательских методов по программе эксперимента.

На третьем этапе (2008 — 2010 гг.) — заключительно-обобщающемосуществлялась обработка, систематизация, литературное оформление полученного исследовательского материала, апробация и внедрение выводов и рекомендаций в вузовскую практику.

Опытно-экспериментальная база исследования. Педагогический эксперимент в совокупности его этапов: констатирующего, формирующего, диагностического — проводился на базе факультета педагогики и психологии Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко (г. Тирасполь), Криворожского государственного педагогического университета (г. Кривой Рог), Одесского национального университета им. И. И. Мечникова (г. Одесса) и Тираспольского государственного университета (г. Кишинев).

Констатирующий эксперимент охватил 632 респондентаформирующий -314 студентов. Экспериментальная и контрольная группа была создана на базе II — IV курсов педагогических факультетов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертационного исследования обсуждались на Международной научной конференции молодых ученых и студентов «Медико-биологические и социальные проблемы современного человека» (г. Тирасполь, 2008 г.) — Всеукраинской научно-практической конференции «Проблемы формирования педагогического профессионализма студентов университета в условиях кредитно-модульного обучения» (г. Кривой Рог, 2008 г.) — Республиканской конференции «Ценности воспитания как фактор развития государства» (г. Тирасполь, 2008 г.) — на совещании «Развитие системы дошкольного образования Приднестровской Молдавской Республики в современных условиях» и научно-практическом семинаре «Перспективность и последовательность в системе непрерывного образования (дошкольное и начальное школьное образование)» (г. Тирасполь, 2009 г.) — ежегодных научно-практических конференциях в ПГУ им. Т. Г. Шевченко г. Тирасполязаседаниях Научно-методического совета и кафедры дошкольной педагогики и специальных методик ПГУ им. Т. Г. Шевченко (2006 — 2009 гг.). Материалы публиковались в форме статей в научно-методических изданиях (всего опубликовано 12 работ, две из них — в журнале, включенном в список ВАК РФ).

Результаты исследования докладывались на семинарах молодых ученых, аспирантов, использовались автором при чтении лекций по методической работе в дошкольном учреждении, конструировании содержания спецпрактикума для студентов факультета педагогики и психологии ПТУ им. Т. Г. Шевченко и слушателей Государственного института развития образования.

Материалы исследования используются при подготовке студентов по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» на факультете педагогики и психологии в Приднестровском государственном университете им. Т. Г. Шевченко.

Объем и структура диссертации. Основное содержание диссертации изложено на 184 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения. В списке литературы 217 наименований. В приложении представлены анкеты, методики, тренинги, деловые и ролевые игры, программа спецпрактикума. Текст иллюстрирован 19 таблицами, 7 рисунками.

Выводы по второй главе.

Полученный в ходе исследования материал и его анализ позволили прийти к следующим выводам. Преобладание низкого и среднего уровней воспитанности поведенческой гибкости у будущих организаторов-методистов на этапе констатирующего эксперимента обусловлено рядом обстоятельств: студенты не имеют четкого представления о структурных компонентах, содержании, критериях, показателях и уровнях воспитанности поведенческой гибкостибольшая часть будущих организаторов-методистов не владеет навыками объективного анализа и оценки собственных поведенческих действий и организаторских способностейвоспитание поведенческой гибкости в процессе внеаудиторной воспитательной работы не всегда носит целенаправленный и систематичный характервнеаудиторная воспитательная работа большинством преподавателей и кураторов академических групп не рассматривалась как серьезный фактор воспитания поведенческой гибкости студентов.

В практике высшей школы имеют место противоречия между воспитательным потенциалом внеаудиторной воспитательной работы и ее практической реализацией, между постоянно возрастающим интересом будущих организаторов-методистов к процессу воспитания профессиональных качеств и шаблонными, устаревшими формами внеаудиторной воспитательной работы, между творческим характером педагогического труда и отсутствием творчества в организации и проведении внеаудиторных мероприятий. Преодоление этих противоречий обуславливает необходимость изменения принципов организации внеаудиторной воспитательной работы, ее содержания, разнообразия форм проведения, переориентации с предметной на личностноориентированнуюмодернизации методического обеспечения внеаудиторной работы по воспитанию поведенческой гибкости студентов.

Доказана эффективность разработанной структурно-функциональной модели внеаудиторной работы по воспитанию поведенческой гибкости будущих организаторов-методистов в преднамеренно созданных педагогических условиях. Внедрение структурно-функциональной модели в воспитательный процесс способствовало осознанию студентами значимости поведенческой гибкости как показателя их профессионального становления.

Опытно-экспериментальная работа носила этапный характер: на первом этапе формирующего эксперимента воспитывался мотивационный и содержательно-процессуальный компонент поведенческой гибкости, на втором этапе — эмоционально-волевой и творческий компоненты, на третьем этапе все компоненты поведенческой гибкости: мотивационный, содержательно-процессуальный, эмоционально-волевой, творческий.

Формирующий эксперимент подтвердил эффективность сочетания различных форм и методов внеаудиторной работы: дискуссий, тренингов, конкурсов, вечеров-встреч, анализа педагогических ситуаций, деловых и ролевых игр и т. д. Доказано, что внеаудиторная работа в разнообразных формах развивает стойкий интерес и желание студентов активно заниматься творческой педагогической деятельностью.

Разработанная структурно-функциональная модель стимулировала динамику поведенческой гибкости студентов от низкого уровня к более высокому. Целенаправленность и систематичность внеаудиторной работы при соблюдении экспериментально проверенной совокупности педагогических условий ее организации обеспечила управляемость и результативность процесса воспитания поведенческой гибкости будущих организаторов-методистов. Наиболее эффективными педагогическими условиями явились:

— создание рефлексивной образовательной среды;

— комплексный подход к использованию воспитательных средств;

— стимулирование творческого потенциала личности каждого студента;

— реализация воспитательной технологии, построенной на принципах педагогического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества;

— индивидуализация воспитательного процесса.

Проведенное исследование показало зависимость между установками на педагогическую работу, позитивным отношением к профессии организатора-методиста, характером педагогической подготовки и уровнем воспитанности поведенческой гибкости студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ показал, что воспитание поведенческой гибкости будущих организаторов-методистов средствами внеаудиторной работы обусловлено объективными потребностями дальнейшего совершенствования качества подготовки педагогических кадров.

Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила, что поведенческая гибкость может совершенствоваться и проявляться в более активной форме как сложное личностное образование с позитивной динамикой с низкого на более высокий уровень, при соблюдении совокупности педагогических условий, целенаправленности и систематичности внеаудиторной работы со студентами.

Анализ научной литературы и педагогической практики, изучение содержания педагогической деятельности и требований, предъявляемых к современному организатору-методисту, позволили сделать следующие выводы:

1) Поведенческая гибкость представляет собой сложное личностное образование, характеризующееся способностью организатора-методиста адаптироваться к изменениям, которые могут произойти неожиданно, внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия педагогического процессасамостоятельно и конструктивно решать их в соответствии со своими ценностными ориентациямиуметь отказываться от несоответствующих задачам и ситуации способов поведения, приемов мышления, средств деятельности, вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к поиску выхода из проблемных ситуаций при неизменных принципах.

2) Сложность и разносторонность содержания поведенческой гибкости обусловили многоаспектность ее структуры, объединяющей в себе мотивационный компонент, содержательно-процессуальный, эмоционально-волевой и творческий, взаимосвязь и взаимообусловленность которых обеспечивает многогранность и динамичность процесса воспитания этого сложного личностного образования. В своем развитии поведенческая гибкость проходит несколько уровней, отличающихся степенью проявления ее показателей и способами взаимодействия, а именно: высокий уровень (креативный), средний (рефлексивный) и низкий (репродуктивный).

3) В ходе исследования доказано, что внеаудиторная работа выступает как целенаправленный, педагогически организованный процесс воспитания поведенческой гибкости и в тесной взаимосвязи с аудиторными занятиями, различными видами педагогической практики ставит студента в условия, моделирующие их самостоятельную педагогическую деятельность. Внеаудиторная работа — это система, объединяющая в своей структуре цель, задачи, основные направления, функции, содержание, формы организации, методы и мониторинг воспитательной деятельности, расширяющая и углубляющая знания о сущности поведенческой гибкости, обеспечивающая условия для отработки поведенческих навыков и развития личностных качеств, выступающих показателями этого сложного личностного образования будущих организаторов-методистов.

4) Экспериментально доказано, что разработанная структурно-функциональная модель внеаудиторной работы по воспитанию поведенческой гибкости обеспечивает каждому студенту возможность углубить свои представления о сущности и содержании поведенческой гибкости, осознать зависимость между уровнем ее воспитанности и результативностью собственных профессиональных действийа разнообразные формы и методы (тренинги, анализ психологических зарисовок, моделирование педагогических ситуаций, дискуссии, деловые и ролевые игры и др.) внеаудиторной деятельности обеспечивают динамику поведенческой гибкости студентов в позитивную сторону.

5) Экспериментально проверены теоретические и методические положения, раскрывающие содержание, методику и технологию спецпрактикума «Воспитание профессионального поведения будущих организаторов-методистов». Доказано, что реализация его программы способствовала успешному освоению студентами теоретических основ поведенческой гибкости, вовлечению в активную творческую деятельность, закреплению их поведенческих навыков, манеры поведения, способности принимать адекватные педагогические решения и отвечать за последствия принятых решений. Практические занятия позволили увидеть каждому студенту перспективу профессионального самосовершенствования, определить стратегию и тактику собственного профессионального роста, убедиться в этапности воспитания этого сложного личностного образования.

6) Анализ результатов педагогического эксперимента подтвердил: а) значительный рост уровня поведенческой гибкости студентов экспериментальных групп после завершения экспериментальной работыб) преимущество активных форм и методов экспериментальной программы внеаудиторных мероприятий по воспитанию поведенческой гибкости в сравнении с традиционной организацией внеаудиторной работы в университете;

7) Полученные результаты дают основание утверждать, что эффективность внеаудиторной работы обусловлена созданием рефлексивной образовательной среды, комплексным подходом к использованию воспитательных средств, стимулированием творческого потенциала личности каждого студента, реализацией воспитательной технологии, основанной на принципах педагогического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества, и индивидуализацией воспитательного процесса.

8) В ходе исследования были выявлены следующие закономерности: эффективность воспитания поведенческой гибкости зависит от осознания студентами ее значимости в их профессиональном становленииперехода с репродуктивного уровня воспитанности поведенческой гибкости до уровня творческой активностиреализации личностно-ориентированного и индивидуального подходов к организации внеаудиторной работы в высшей школеот степени проявления творческой инициативы и самостоятельности будущих организаторов-методистов на этапе воспитания их поведенческой гибкости. Выявлена прямая зависимость эффективности внеаудиторной работы по воспитанию поведенческой гибкости от разнообразия форм ее организации, направленности интересов и установок студентов на будущую педагогическую деятельность.

Проведенное исследование не претендует на всестороннее решение исследуемой проблемы, а отражает лишь основные аспекты, связанные с воспитанием поведенческой гибкости будущих организаторов-методистов в системе внеаудиторной работы университета.

Дальнейшего изучения и теоретического обоснования требуют вопросы структурирования педагогического знания с учетом их значимости в формировании профессионального облика студентовразработки и совершенствования диагностических методик состояния поведенческой гибкости будущих специалистовизучения резервов самовоспитания в развитии поведенческой гибкости педагога. С исследованием этих вопросов мы связываем дальнейшее усовершенствование профессиональной подготовки студентов университета и обеспечения качественного образования, соответствующего мировым стандартам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 229 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  3. К.А. Психологическое содержание и условия развития поведенческой гибкости учителя: дис.. канд. псих, наук / К. А. Аветисян. -М.: 2002. 176 с.
  4. В.П. Совершенствование управления внеурочной деятельностью учащихся средних профессионально-техничеких училищ: дисс.. канд. пед. наук / В. П. Авраменко. К., 1984. — 220 с.
  5. Р. Самоутверждающее поведение / Р. Алберти., М. Эммонс. -СПб., 1998.-432 с.
  6. Н.А. Личностно-ориентированное образование: вопросы теории и практики / Н. А. Алексеев Тюмень: Изд-во ТОГИРРО, 1997. — 156 с.
  7. А.Н. Методы обучения и методы учения / А. Н. Алексюк. К.: Знания, 1980−47 с.
  8. А.Н. Диагностика педагогических способностей / А. Н. Аминов. М.: Институт практической психологии, 1997. — 80 с.
  9. Ш. А. Здравствуйте, дети! / Ш. А. Амонашвили. М.: Знание, 1983.-398 с.
  10. .Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Спб.: Питер, 2001.-288 с.
  11. В.В. Новый этап в развитии педагогического образования / В. В. Анисимов // Педагогика, 1992. № 11. — С. 21−27.
  12. Л.И. Личности в динамике: некоторые итоги исследования / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал, 1992. № 5. — С. 12−25.
  13. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. -М.: Мысль, 1976.- 158 с.
  14. Е.С. Психологические факторы и условия развития эмоциональной гибкости учителя: дис.. канд. псих, наук / Е. С. Асмаковец. М.: 2000. — 114 с.
  15. Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  16. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  17. JI.A. Технология игровой деятельности / JI.A. Байкова. Рязань, 1994.-70 с.
  18. А.В. Проблемы педагогической культуры / А. В. Барабанщиков., С. С. Муцынов. М.: ВПА, 1980. — 208 с.
  19. М.Я. Проблемы развития человека // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пос. для студентов / Сост. JI.M. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1994. -С. 8−17.
  20. А. Психология агрессии / А. Басс // Вопросы психологии, 1967. № 3. — С. 60−67., С. 27−28.
  21. Д. А. Учитель: от любви до ненависти. (техника профессионального поведения) Книга для учителя / Д. А. Белухин. — М.: Народное образование, 1994. 144 с.
  22. М.А. Распространенность пограничных нервнопсихических и психосоматических расстройств у педагогов общеобразовательных школ / М. А. Беребин // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1993. -№ 4. — С. 12−22.
  23. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. Л.- 1988. — 268 с.
  24. Н.А. Учитель и детский коллектив / Н. А. Березовин., Я. Л. Коломинский. Минск: Изд-во БГУ, 1975. — 160 с.
  25. В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 190 с.
  26. В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько., Ю. Г. Татур. -М.: Высшая школа, 1989. 141 с.
  27. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М. И. Бобнева.-М.: Наука, 1978.-311 с.
  28. А.А. Личность и общение / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983.-271 с.
  29. В.В. Формирование культуры педагогического труда студентов во внеаудиторной деятельности: педагогика высшей школы. Учебно-методическое пособие / В. В. Боднар. Тирасполь: БИО ПГУ, 2001. — 91 с.
  30. В.А. Психология профессиональной деятельности / В. А. Бодров. -М: PerSe., 2001.-511 с.
  31. Л.И. Психологические закономерности формирования личности / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1976. — № 6. — С. 3439.
  32. Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д.: Изд-во Ростов, гос. ун-та, 2000. — 352 с.
  33. Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 17−24.
  34. А.Н. Профессиональная ориентация школьников на педагогическую профессию / А. Н. Бритвихин. Л.: ЛГПИ, 1985. — 84 с.
  35. В.К. Самостоятельная работа учащихся на уроках физики / В. К. Буряк. -М.: Прометей, 1991. 134 с.
  36. Ю.В. Педагогическое управление в школе / Ю. В. Васильев. -М., 1990.- 123 с.
  37. З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности: автореф. дис.. д-ра пед. наук / З. И. Васильева. Л., 1973. -43 с.
  38. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 224 с.
  39. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 206 с.
  40. С.Г. Учитель о себе и профессии / С. Г. Вершловский. Л., 1988.-32 с.
  41. О.С. Практикум по курсу «Менеджмент» // под ред. A.M. Наумова. -М.: Гардарика, 1998.-288 с.
  42. Н.Е. О педагогической культуре будущего учителя / Н. Е. Воробьев., В. К. Суханцева., Т. В. Иванова. // Педагогика. 1992. — № 1. -С. 66−70.
  43. Л.С. Педагогическая психология // под. ред. В. В. Давыдова. -М., 1999.-216 с.
  44. Е.Б. Формирование педагогической, культуры будущего учителя: дис.. канд. пед. наук / Е. Б. Гармаш. Киев, 1990. — 169 с.
  45. Е.И. Психология человеческого взаимопонимания / Е. И. Головаха., Н. В. Панина. К.: Политиздат Украины, 1989. — 189 с.
  46. Г. Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное / Г. Я. Гольдштейн. Таганрог, 2003. -112 с.
  47. Ф.Н. Психология / Ф. Н. Гоноболин. М.: Просвещение, 1973.-240 с.
  48. JI.B. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования в России / JI.B. Горюнова. -Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. 228 с.
  49. P.M. Элементы практической психологии / P.M. Грановская. -Л., 1988.-560 с.
  50. Л.В. Педагогическая поддержка как средство активизации самостоятельной работы учащихся / Л. В. Григоренко // Медико-психологические и социально-педагогическая поддержка детей в саморазвитии и самоопределении. Брест, 2003. — С. 132−133.
  51. Э.А. Профессионально-этическая подготовка учителя в системе высшего образования / Э. А. Гришин. Владимир, 1973. — 167 с.
  52. К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников / К. М. Гуревич. М.: Знание, 1972. — 80 с.
  53. Н.П. Эффективность предполагает адекватность: о стилях профессионального поведения руководителя / Н. П. Дерзкова., К. М. Ушаков // Директор школы. 1995. — № 2. — С. 20−27.
  54. А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А. А. Деркач., Н. В. Кузьмина. М.: РАУ, 1993. — 24 с.
  55. И.П. К вопросу о коррекции личностных особенностей педагогов / И. П. Дмитроченкова., Н. В. Ланина // Психолого-педагогические условия развития личности учащихся. Воронеж, 1990. -№ 5-С. 32−46.
  56. С.А. Формирование личностно-профессиональной готовности студентов к деятельности руководителя дошкольного учреждения: дис.. канд. пед наук / С. А. Езопова. СПб.: 1999. — 179 с.
  57. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя / С. Б. Елканов. М., 1986. — 143 с.
  58. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. Л., 1985.-342 с.
  59. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: учеб. пособие для вузов 2-е изд., / Л. Б. Ермолаева-Томина. — М.: Академ, проект: Культура, 2005. — 303 с.
  60. А.А. Особенности установок учителя на различных этапах овладения мастерством / А. А. Ерошенко // Психология учителя. М., 1989.-303 с.
  61. П.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя / П. М. Ершов., А. П. Ершова., В. М. Букатов. М.: МПСИ, Флинта, 1998. — 336 с.
  62. О.Г. К психологическому портрету учителя / О. Г. Ефименко., А. А. Хван // Психологическое обеспечение инновационных процессов. — Новокузнецк, 1993. С. 26−28
  63. С.В. Планирование внеаудиторной самостоятельной работы студентов-первокурсников / С. В. Жданова // Проблемы вышей школы: Респ. научно-метод. сб. Вып. 62. — К.: 1С ДО, 1987. — С. 23−26.
  64. Жук В. П. Совершенствование содержания и организации деятельности заместителя директора среднего профтехучилища по учебно-воспитательной работе: дис.. канд. пед. наук. / В. П Жук. К., 1987. -186 с.
  65. В.И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1987. — 159 с.
  66. В.Г. Психическая ригидность-флексибильность в структуре личности людей с субъект-субъектной профессиональной ориентацией: дис.. канд. психол. наук. / В. Г. Залевский. — Томск, 1999 162 с.
  67. Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности / Э. Ф. Зеер., Э. Э. Сыманюк // Психологический журнал. 1997. — № 6. — С. 4556.
  68. И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.-480 с.
  69. А.С. Педагогические основы формирования культуры личности студента высшей школы: автореф. дис.. докт. пед. наук. / А. С. Зубра. -Минск, 1996.-35 с.
  70. Т.В. Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебном процессе (на материале дисциплин педагогического цикла): дисс.. канд. пед. наук. / Т. В. Иванова. Луганск, 1991. — 234 с.
  71. Н.Л. Подготовка студентов педагогического колледжа к общению с детьми дошкольного возраста: дис.. канд. пед. наук. / Н. Л. Игнатович. Петрозаводск, 1998. — 222 с.
  72. Игры обучение, тренинг, досуг/под ред. В. В. Петрусинского. — В 4-х книгах. — М.: Новая школа, 1994. — 368 с.
  73. Э.В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. М.: Просвещение, 1991. — 464 с.
  74. Т. А. Структурно-системный подход к исследованию педагогических явлений / Т. А. Ильина // Результаты новых исследований в педагогике. -М.: ВНИИОП, 1977. С. 3−18.
  75. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: Учебное пособие / И. Ф. Исаев. Белгород: БГПИ, 1992. — 52 с.
  76. Т.С. Психология управления / Т. С. Кабаченко. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 323 с.
  77. Е.И. Диалог на лестнице успеха / Е. И. Казакова., А. П. Тряницина. Спб., 1987. — 160 с.
  78. З.И. Педагогика гуманизма / З. И. Калмыкова. М.: Знания, 1990.-79 с.
  79. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. -М., 1987.- 190 с.
  80. И. Критика чистого разума / И. Кант. Симферополь: Реноме, 1998.-528 с.
  81. В.А. Воспитательная система массовой школы, ее обновление и перестройка / В. А. Караковский // Системный подход в воспитании: Сб. науч. тр. / под ред. Л. И. Новиковой. М.: Изд-во НИИТИИП. — 1992. — С. 43−50.
  82. Р.Е. Руководство по работе с 16-ти факторным опросником / Р. Е. Кеттелл., Г. У. Эбер., Н. М. Тицуска. Л., 1970. — 220 с.
  83. Е.И. Организация свободного времени учащихся профтехучилищ / Е. И. Киричук., В. И. Стахневич. К.: Вища школа, 1983.-96 с.
  84. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  85. Е.А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов. М., 1988. -200 с.
  86. М.С. Внеаудиторная работа в педагогических вузах / М. С. Кобзев. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981. — 132 с.
  87. В.Н. Проблема креативности личности. В кн: Психология творчества / В. Н. Козленко. М.: Наука. — 1990. — 224 с.
  88. Кон И. С. Как построить свое «Я» / И. С. Кон. М., 1991. — 42 с.
  89. И.М. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития / И. М. Кондаков., А. В. Сухарев // Вопросы психологии. № 5. — 1989. — С. 11−15.
  90. А.П. Педагогические основы и организация воспитательной работы в средних специальных учебных заведениях: Учебн.-метод. пособие / А. П. Кондратюк., Б. И. Корнилов. М.: Высшая школа, 1978.- 175 с.
  91. JI.B. Сборник педагогических задач: Учебное пособие / Л. В. Кондрашова. М.: Просвещение, 1987. — 248 с.
  92. Л.В. Внеаудиторная работа по педагогике в педагогическом институте / Л. В. Кондрашова. — Киев- Одесса: Вища шк. Головное изд-во, 1988.- 160 с.
  93. Л.В. Методика подготовки будущего учителя к педагогическому взаимодействию с учащимися / Л. В. Кондрашова. М.: Прометей, 1990. — 160 с.
  94. Л.В. Высшая педагогическая школа и Болонский процесс: реалии и перспективы / Л. В. Кондрашова. Кривой Рог, 2007. — 474 с.
  95. Л.В. Превентивная педагогика: Учеб. пособие / Л. В. Кондрашова. — К.: Вища шк., 2005 231 с.
  96. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О. А. Конопкин.-М., 1980.-251 с.
  97. Э. М. Концепция менеджмента / Э. М. Короткое. М.: ДеКА, 1996.-324 с.
  98. Н.А. Фиксированные формы поведения в человеческом познании / Н. А. Кортнев., Г. В. Залевский // Сибирский психол. журнал, 1997.-Вып. 5−6. -С. 11−19.
  99. Э.Г. Теория и практика внеурочной работы общеобразовательной школы: автореф. дисс.. докт. пед. наук. / Э. Г. Костяшкин. М., 1972. — 60 с.
  100. Краткий психологический словарь. // Сост. Л. А. Карненко. Ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  101. В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1980. — 352 с.
  102. В.П. Гносеологические проблемы системного познания / В. П. Кузьмин. -М.: Знание, 1983. 64 с.
  103. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. — 192 с.
  104. Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. -М.: Просвещение, 1985. 128 с.
  105. Н.В. Межличностное общение / Н. В. Куницына., Н. В. Казарина., В. М. Поголыпа. СПб.: Питер, 2001. — 193−265 с.
  106. М.М. Вам предстоят переговоры / М. М. Лебедева М.: Экономика, 1993. — 47 с.
  107. А.О. О воспитательной системе школы // Системный подход в воспитании: Сб. научн. тр. / под ред. Л. И. Новиковой, А. Т. Куракина. — М.: Знание, 1979. С. 36−42.
  108. К.М. Личность педагога: Становление и развитие / К. М. Левитан. Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 1991 — 168 с.
  109. Н.Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. М.: Просвещение, 1969. — 424 с.
  110. Н.Д. Познавательная деятельность старшеклассников во внеурочное время и её воспитательные функции: автореф. дис.. канд. пед. наук. / Н. Д. Левшина. М., 1991. — 23 с.
  111. А.А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев М.: Знание, 1979.-46 с.
  112. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. 304 с.
  113. Л.Н. Образование в структуре человеческой деятельности: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Л. Н. Лесохина. Л.: НИИ ООВ, 1991.-56 с.
  114. Х.И. Как воспитывает процесс обучения? / Х. Й. Лийметс.- М.: Просвещение, 1982. 412 с.
  115. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. М.: Юрайт, 1998. — 464 с.
  116. Т.Г. Сущность, принципы и средства внеклассной работы в профессионально-технических училищах: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. Г. Ломидзе. Баку, 1987. — 27 с.
  117. .Ф. Личность в системе общественных отношений / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал. 1981. — № 1. — С. 12−19.
  118. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  119. П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ / П. Н. Лосев. М.: ТЦ Сфера, 2005 — 160 с.
  120. В.Я. Последовательно и гармонично: преемственность в воспитании / В .Я. Лыкова. Тирасполь: ООО «Литера», 2005, — 120 с.
  121. А.С. Книга для родителей / А. С. Макаренко. М.: Просвещение, 1968. — 359 с.
  122. В.И. Теоретические основы исследовательской деятельности преподавателя высшей школы: Дис.. д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 1999.
  123. O.JI. Педагогические условия формирования поведенческой гибкости студентов / O.JI. Марачковская., JI.T. Ткач // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. -Ростов н/Д, 2008. № 12. — С. 146−152.
  124. O.JI. Об уровнях сформированности поведенческой гибкости студентов / O.JI. Марачковская // Известия Южногофедерального университета. Педагогические науки. — Ростов н/Д, 2009. № 7-С. 134−140.
  125. Э.С. Теория культуры и современная наука: Логико-методологический анализ / Э. С. Маркарян. М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  126. К.Г. Как готовить творческого специалиста / К. Г. Марквардт., Т. В Кудрявцев // Вестник высшей школы. 1979. — № 3. -С. 10−16.
  127. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А. К. Маркова // Сов. педагогика. — 1981. № 2. -С. 96−104.
  128. А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М., 1996.-483 с.
  129. В.И. Методы активного обучения управления / В. И. Маршев. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 46 с.
  130. Е.В. Внеаудиторная работа в педвузе как фактор подготовки будущих учителей к проведению внеклассной работы со школьниками: дис. .канд. пед. наук. / Е. В. Мещерякова. — Волгоград, 1994.-179 с.
  131. Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. -М., 1998. 109 с.
  132. Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л. М. Митина. М., 1994. — 216 с.
  133. О.Г. Подготовка майбутнього вчителя: Навч. Пос1бник / О. Г. Мороз. К.: НПДУ, 1997. — 166 с.
  134. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение / А. В. Мудрик. -М., 1986.- 160 с.
  135. Р.С. Психология / Р. С. Немов. — М.: Просвещение -ВЛАДОС, 1995.-576 с.
  136. Л.С. Классическая педагогика: Учеб.-метод. пособие для студ. вузов / Л. С. Нечепоренко., Я. В. Подоляк., В. Г. Пасынок. X.: Основа, 1998.-420 с.
  137. С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов // под ред. чл.-корр. АНСССР Н. Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989. — 750 с.
  138. Орфографический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические нормы // под ред. С. Н. Боруновой и др. М.: Русский язык, 1985. — 704 с.
  139. И.П. Полное собрание сочинений, т. 1 / И. П. Павлов. М., 1951.-450 с.
  140. .Д. Основы социально-психологической теории / Б.Д.v
  141. Парыгин.-М.: Мысль, 1971.- 351 с.
  142. Педагогика высшей и специальной школы: Межведомственный сборник. Вып. 4. — Минск: Университетское. — 1990. — 128 с.
  143. Педагогика: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов /Ю.К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др. // под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  144. Педагогическая энциклопедия // под ред. А. Г. Калашникова в 3 Т., -2Т.-М., 1953.-419 с.
  145. B.C. Оргашзащя позаурочно!" bhxobhoi д1яльност1 учшв вищих професшних училищ: дис.. канд. пед. наук / B.C. Петрович. -Ки1 В, 1997.-219 с.
  146. B.C. Гумашзащя позаурочно'1 д1яльност1 учшв/ B.C. Петрович., В. В. Петрович // Гумашзащя та гумаштаризащя професшно1 ocBira: Наук.-метод. зб. К.: 1СДО. — 1996. — С. 118−121.
  147. А.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга / А. А. Петровская. М.: МГУ, 1982.- 168 с.
  148. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности / В. А. Петровский. Ростов н/Д. «Феникс», 1996. — 512 с.
  149. Л.В. Подготовка организатора дошкольного воспитания в системе высшего педагогического образования: дис.. канд. пед. наук / Л. В. Поздняк. М., 1984. — 204 с.
  150. Л.В. Профессиограмма как качественно-описательная модель старшего воспитателя дошкольного учреждения / Л. В. Поздняк // Совершенствование профессиональной подготовки специалистов дошкольного воспитания. М., 1986. — С. 14−33.
  151. В.И. Развитие профессионально-педагогической направленности студентов во внеаудиторной деятельности: дис.. канд. пед. наук / В. И. Попова. Оренбург, 1997 — 192 с.
  152. Н.Ю. Дидактические условия эффективного использования учебно-познавательных задач в высшей школе: дис.. канд. пед. наук / Н. Ю. Посталюк. Казань, 1982. — 260 с.
  153. М.М. Педагогические ситуации / М. М. Поташник., Б. З. Вульфов М., 1983.- 144 с.
  154. Профессиональная деятельность молодого учителя // под ред. С. Г. Вершловского, Л. Н. Лесохиной. — М.: Педагогика, 1982. 144с.
  155. Профессиональное становление молодого учителя: Сб. научн. статей //под ред. проф. В. П. Тарантея. Гродно: ГрГУ, 2003. — 280 с.1
  156. Процесс обучения в высшей школе: учебное пособие / Л. В. Кондрашова. Кривой Рог: КГПУ, 2007. — 318 с.
  157. Психологические проблемы самообразования учителя / под ред. Г. С. Сухобской. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1986. — 80 с.
  158. С.А. Цели и методы индивидуального подхода к подростку в воспитательном процессе / С. А. Расчетина. — Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988. 75 с.
  159. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. М.: Прогресс, 1994. — 480 с. г
  160. С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989. -Т.1.-485 с.
  161. А.А. Социальная психология и социальное планирование. Л., ЛГУ, 1973. — 387с.
  162. А.Я. Новые информационные технологии в обучении / А. Я. Савельев // Современная высшая школа. — Варшава, 1990. — № 3. -С. 4−9.
  163. В.В. Личностный подход в обучении: от концепции к технологии / В. В. Сериков // Проблемы обновления содержания общего j образования. — Ростов н/Д, 1992. — 153 с. •
  164. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  165. В.И. Инновационное образование / В. И. Слободчиков // Школьные технологии: науч.-практ. журн. школ, технолога (завуча). -М., 2005.-№ 2.-С. 4−11.
  166. А.П. Гуманизация педагогического процесса в современной школе: История и современность / А. П. Сманцер., JI.B. Кондрашова. Мн.: Бестпринт, 2001. — 308 с.
  167. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. — 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1984. — 1660 с.
  168. Т.Г. Самостоятельная внеаудиторная учебная работа студентов под руководством преподавателя на первом курсе языкового вуза: на материале нем. языка: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. Г. Сорокина. -М., 1991.-26 с.
  169. В.А. Павлышская средняя школа / В. А. Сухомлинский. — М.: Просвещение, 1971. 207 с.
  170. Э.Э. Психологические особенности кризисов профессионального становления личности (На примере педагогов начального профессионального образования): дис.. канд. психол. наук / Э. Э. Сыманюк. Екатеринбург, 1999. — 197 с.
  171. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М., 1975. — 343 с.
  172. К.Е. Общая методология процесса диагностики как специфического вида познания: автореф. дис.. д-ра. пед. наук / К. Е. Тарасов. М., 1969. — 39 с.
  173. В.В. Маркетинг — менеджмент в системе шоу-бизнеса / В. В. Томилов, А. К. Гласман. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2002. — 170 с.
  174. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.1. / К. Д. Ушинский. — М.: 1988.- 191 с.
  175. Р. Путь к согласию, или переговоры без поражения: Пер. с анг. / Р. Фишер., У. Юри. М.: Наука, 1990. — С.18−20.
  176. Н.М. Организационно-педагогические условия совершенствования системы повышения квалификации педагогических кадров: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. М. Чегодаев. М., 1991.-18 с.
  177. И.И. Профессиональная этика учителя / И. И. Чернокозов. Киев, 1988. — 298 с.
  178. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив / Р. Х. Шакуров. М.: Просвещение, 1990. — 208 с.
  179. М.Э. Формирование профессионального поведения -- . *будущего учителя (эмоциональный компонент): дис.. канд. пед. наук • / М. Э. Шарычева. Оренбург, 1999. — 162 с.
  180. С.Т. Педагогические сочинения: В 4 т. Т. 2. — М.: Просвещение, 1964. — 476 с.
  181. А.Э. О системе заданий для контроля знаний по психологии / А. Э. Штейнмец // Вопросы психологии, 1977. № 3. — С. 140−144.
  182. И.Г. Вузовская лекция. Практические советы по методике преподавания учебного материала / И. Г. Штокман. К.: Вища шк., 1981. i -151с. ^
  183. А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования: автореф. дис.. докт. пед. наук / А. И. Щербаков. — Л., 1968. 41 с.
  184. Г. Н. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. Н. Щукина. М., 1988. — 208 с.
  185. .Д. Психология игры / Б. Д. Эльконин. М.: Педагогика, 1978.-293 с.-Л >
  186. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. -М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
  187. Е.Л. Психологические основы развития творческого потенциала личности школьника / Е. Л. Яковлева. М.: Флинта, 1997. -224 с.
  188. Е.А. Управление развитием адаптивной школы / Е. А. Ямбург. М.:ПЕР СЭ-Пресс, 2004. — 213 с.
  189. Ф. Технологии обучения в системе высшего образования / Ф. Янушкевич. М., 1984. — 231 с.
  190. Chomski A. Psycholinguistics. N.Y., 1968. — 189 р.
  191. Hills Ph. Teaching & learning as a Communication Process. L.: Groom Helm, 1979.-312 p.
  192. Kleber E.W. Crundkonzeption einer Lernbehinderten padagogik. Reinhardt, 1998. 156 s.
  193. Madsen H.S. Techniques in Testing. Series editors: Campbell R.N., Rutherford W.E. — Oxford University Press, 1995.-149 p.
  194. Maslou A.H. Motivation and personality. New York: Harper and Row, 1954.-234 p.
  195. Miller G.A., Galanter E., Pribram K.P. Plans and the structure of behaviour. N.Y.Holt, 1960. 208 p.
  196. Nelson K. Event Knowledge: Structure and Function in Development. -Hillsdale. N.Y.: Erlbaum, 1986. 181 p.
  197. Niclikalo N., Kudin V. Probleme der Berufsausbildung unter den neuen soziookonomischen Voraussetzungen // Klubs fur Berufsbildung in Mittel-und Osteuropa. Budapest: NSZI, 1996. — S.77−86.
  198. Rotter J. B. Generalized expectancies for internal versus external conyrol of reinforcement. Psychological Monographs. 1966. V. 80.
  199. Smitmaus H. Studieren aber wie? — Berlin, 1970. — 187 s.
Заполнить форму текущей работой