Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление процессами формирования цен в потребительской кооперации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С этих позиций предлагается в качестве одного из инструментов обоснования управленческих решений в области формирования цен использовать функционально-стоимостной анализ. Объединение функционального и стоимостного подхода к структурированию объектов вполне адекватно характеру процессов ценообразования. Различные импульсы из внешней среды функционирования организации, такие как изменение цен… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН
    • 1. 1. Сущность и функции цен
    • 1. 2. Макроэкономические условия формирования цен
    • 1. 3. Содержание и структура процессов формирования цен в потребительской кооперации
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
    • 2. 1. Тенденции развития организаций потребительской кооперации
    • 2. 2. Исследование динамики цен
    • 2. 3. Отраслевой аспект формирования цен в потребительской кооперации
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
    • 3. 1. Функционально-стоимостной анализ как инструмент управления
    • 3. 2. Методические подходы к формированию цен в потребительской кооперации
    • 3. 3. Моделирование процессов формирования цен на основе оценки спроса

Управление процессами формирования цен в потребительской кооперации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Реальный сектор экономики постоянно испытывает влияние факторов монетарного характера. В течение последнего десятилетия одной из важных проблем национальной экономики стала инфляция. В условиях инфляции среда функционирования организаций сферы товарного производства и обращения становится более сложной, а принятие управленческих решений требует дополнительного экономического обоснования.

Темп обесценивания национальной валюты складывается не только под влиянием сугубо монетарных факторов общеэкономического характера, одновременно он представляет собой результат взаимодействия множества экономических субъектов. Формирование цен, необходимых для осуществления хозяйственных операций, затрагивает различные аспекты функционирования организаций: организационный, финансовый, в том числе налоговый, затрато-образующий и иные аспекты. В значительной степени цены представляют собой результат управленческих воздействий, поэтому исследование процессов формирования цен с позиций управления организациями обладает определенным потенциалом.

Одной из особенностей потребительской кооперации является наличие множества внутренних цен и тарифов, поддающихся управлению и требующих координации действий менеджеров. Обоснованность установления цен во многом связана с процессами распределения добавленной стоимости, с формированием налоговых выплат организаций. Многоотраслевой характер деятельности потребительской кооперации требует всестороннего изучения особенностей отраслевых цен и совершенствования управления процессами их формирования.

Прикладные аспекты проблемы формирования цен рассматривались в трудах Александрова В. И., Балабанова И. Т., Васильевой Е. К., Ведерниковой Н. И., Дмитриева А. Л., Евдокимовой Т. Г., Есипова В. Е, Котлера Ф., Лип-сица И.В., Переверзевой С. В., Уткина Э. И., Хершгена X.

Значительные изменения, происходящие в организационной структуре и хозяйственной деятельности потребительских обществ и союзов обусловливают необходимость разработки новых подходов к управлению процессами формирования цен, что предопределило выбор темы и основных направлений диссертационного исследования.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию управления процессами формирования цен в потребительской кооперации.

Для реализации этой цели в исследовании были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть содержание и структуру процессов формирования цен в потребительской кооперации;

— выявить тенденции развития организаций потребительской кооперации в условиях инфляции;

— исследовать динамику основных видов цен и условий их формирования;

— изучить механизм взаимодействия отраслей и субъектов ценообразования в потребительской кооперации;

— исследовать возможности планирования процессов формирования цен.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются процессы формирования цен в отраслях деятельности потребительской кооперации Центрально-Черноземного экономического района, а также в районных потребительских обществах системы Белгородского облпотребсоюза.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили отдельные положения экономической теории, экономические законы, методы анализа, прогнозирования и моделирования экономических процессов.

Информационной основой исследования явились публикации Российского статистического агентства, информация финансово-экономического управления Центросоюза Российской Федерации, отчетность потребительских обществ и кооперативных союзов, результаты выборочного обследования кооперативных организаций.

В процессе исследования изучены законодательные и другие нормативные акты Российской Федерации, решения Совета и Правления Центросоюза Российской Федерации, материалы Собраний представителей потребительских обществ, а также труды отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме.

В процессе анализа и обобщения информации применялись различные методы: сравнения, статистических и аналитических группировок, индексный, средних величин, корреляционно-регрессионный, опроса и др.

Научная новизна исследования заключается в следующем: уточнена сущность и установлены элементы системы цен потребительской кооперациивыявлена структура и взаимосвязь процессов формирования ценисследованы особенности процессов ценообразования в потребительской кооперации и разработаны рекомендации по формированию ценовой политики потребительских обществразработаны методические основы многовариантного планирования процессов ценообразования с использованием элементов функционально-стоимостного анализапредложены рекомендации по созданию механизма управления процессами формирования цен в потребительской кооперации.

Практическая значимость. Реализация содержащихся в диссертации рекомендаций по совершенствованию управления процессами формирования цен в системе потребительской кооперации позволит повысить эффективность использования ресурсов и будет способствовать обеспечению финансовой устойчивости потребительских обществ и их объединений.

Рекомендации по совершенствованию ценовой политики районных организаций потребительской кооперации, расширению инструментария установления цен позволят работникам аппарата управления усовершенствовать систему управления хозяйственной деятельностью, обоснованно определить приоритеты ее развития в условиях возрастающей конкуренции.

Результаты проведенного анализа, характеристика основных тенденций развития потребительских обществ в условиях инфляции позволяют расширить информационную основу для принятия управленческих решений работниками аппарата управления кооперативных организаций.

Апробация и внедрение результатов исследования. Содержащиеся в диссертации рекомендации по совершенствованию управления процессами формирования цен использованы при выполнении темы «Стимулирование экономии затрат в кооперативной торговле» и рекомендованы Правлением Центросоюза.

Российской Федерации для практического применения в системе потребительской кооперации России (акт внедрения от 10.07.97 г.).

Отдельные рекомендации автора приняты к внедрению и практическому использованию в Белгородском областном союзе потребительских обществ (акт внедрения от 17.11.1999 г.) и в Старооскольском районном потребительском обществе (акт внедрения от 23.03.2000 г.).

Основные результаты проведенного исследования докладывались на научно-практических конференциях в Белгородском университете потребительской кооперации в 1996 — 1999 годах.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 4 работы, общим объёмом 2,0 п.л., в том числе авторских — 1,6 п.л.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами, решенными в процессе исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.

15. Результаты исследования позволили обосновать ряд существенных выводов, одним из которых является вывод о необходимости создания единого и непротиворечивого механизма управления процессами формирования цен в организациях потребительской кооперации. Необходимость создания механизма управления процессами формирования цен также связана с отсутствием единых подходов к ценообразованию в деятельности различных юридических лиц системы потребительской кооперации. Многие кооперативные организации до настоящего времени ориентируются на затратные методы ценообразования.

16 .В качестве самостоятельных элементов механизма управления процессами формирования цен в диссертации выделены инструменты двух типов: инструменты компенсации общепроизводственных затрат и инструменты распределения добавленной стоимости. Необходимость компенсации общих, в том числе управленческих затрат, связана с тем, что часть управленческих функций потребительскими обществами делегирована вышестоящим кооперативным союзам. Выполнение ряда функций со стороны этих органов управления обусловливает возникновение затрат, которые нуждаются в компенсации. В качестве инструментов их компенсации внутри потребительских обществ выступают внутренние цены — ставки заработной платы, нормативы распределения хозрасчетного дохода, — а в отношениях между кооперативными организациями — нормы внутрихозяйственных отчислений и нормативы образования некоторых фондов.

17. Создание механизма управления процессами формирования промежуточных и конечных цен позволит упорядочить взаимодействие отраслевых субъектов внутрисистемного ценообразования, создаст предпосылки проведения активной и гибкой ценовой политики, повысит эффективность системы управления в целом.

18. Проведение целенаправленной ценовой политики требует применения инструментария, позволяющего координировать действия всех субъектов ценообразования на основе оценки объективных обстоятельств формирования цен. В экономической литературе широко рассматриваются интегрированные системы управления, такие как контроллинг, директ-костинг и др. Однако уровень подготовленности специалистов потребительской кооперации и недостаточное развитие автоматизации учетно-аналитических процессов не позволяют рассчитывать на быстрое и эффективное внедрение подобных систем управления в практику хозяйственной деятельности.

19. С этих позиций предлагается в качестве одного из инструментов обоснования управленческих решений в области формирования цен использовать функционально-стоимостной анализ. Объединение функционального и стоимостного подхода к структурированию объектов вполне адекватно характеру процессов ценообразования. Различные импульсы из внешней среды функционирования организации, такие как изменение цен со стороны конкурентов или поставщиков, в рамках функционально-стоимостного анализа могут быть в достаточной степени формализованы, что позволяет повысить экономическую обоснованность разработки и принятия управленческих решений.

20. Для повышения обоснованности цен целесообразно применять многовариантные расчеты, позволяющие уточнить возможный диапазон установления цены. Сопоставление полученных значений в результате расчетов позволит руководителям кооперативных организаций принимать взвешенные решения по установлению конкретных цен с учетом их возможных последствий. Целесообразно ориентировать ценовую политику организаций на увеличение доли рынка кооперативной торговли и общественного питания, постепенно отказываясь от затратного подхода к установлению цен.

Предлагаемые в работе подходы, по нашему мнению, будут способствовать совершенствованию управления процессами формирования цен в системе, обеспечению ее финансовой стабилизации и повышению рентабельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Цены в хозяйственной деятельности организаций представляют собой сложную систему взаимно обусловленных переменных. Система цен в потребительской кооперации включает в себя не только цены товаров и услуг, но и цены источников финансирования, а также цены ресурсов организации.

2. В потребительской кооперации структура цен имеет определенную специфику, вызванную особенностями кооперативных организаций. Социальная ориентация системы связана с удовлетворением материальных потребностей низко обеспеченных слоев населения, соответственно уровень цен товаров и услуг в потребительской кооперации не может быть высок. С другой стороны, кооперативные организации в основном функционируют в сельской местности, где объективно выше уровень издержек обращения.

3. Среди цен товаров и услуг целесообразно выделять не только цены на выходе из организации, но и цены на входе в экономическую систему. В кооперативной промышленности в качестве подобных цен выступает цена сырья, комплектующих, энергоносителей. В заготовительной деятельности к этой группе цен относятся цены закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья. В торговле и общественном питании — цены закупаемых покупных товаров. Кроме того, потребительские общества приобретают услуги других отраслей со стороны внесистемных поставщиков. В системе цен, таким образом, присутствуют внешние цены, имеющие экзогенный для данной организации характер и не поддающиеся управленческим воздействиям, и внутренние цены, имеющие эндогенный характер и являющиеся непосредственным объектом управления.

4. В традиционном понимании термин «формирование» обозначает придание определенной формы. Формирование цены — это субъективное установление формы и размера цены товара на основе объективных предпосылок, возникающих во внутренней и внешней среде организации.

5. Форма цены может быть различной. Так, заработная плата, выступающая в качестве цены труда, может начисляться по окладам или по сдельным расценкам, или на основе установленного норматива распределения остаточного хозрасчетного дохода. Арендная плата, характеризующая цену использования арендованного имущества, может быть установлена сторонами как в абсолютном, так и в относительном размере.

6. Оценка взаимосвязи процессов формирования цен позволяет выделить процессы управления и базисные процессы материально-вещественного характера. Первичными, видимо, следует считать хозяйственные процессы: закупку, транспортировку, производство, хранение, реализацию и пр. Часть этих процессов формирует добавленную стоимость и тем самым участвует в формировании национального дохода. Другая часть — закупка и реализация товаровотносится непосредственно к процессам товарного обмена и не увеличивает стоимость товаров, хотя участвует в формировании затрат.

7. В непосредственной связи с хозяйственными процессами находятся процессы установления цен. Установление цены — это субъективный процесс, требующий определенных качественных ориентиров, например, — заранее выработанных принципов ценовой политики организации, а также требующий «учетно-аналитического» обоснования. К числу этих процессов можно отнести калькулирование себестоимости товаров и услуг, установление размера надбавок и наценок, разработку системы скидок, корректировку цен.

8. В состав процессов формирования цен следует включать процессы стратегического управления и процессы принятия оперативных решений. Стратегические и оперативные решения отраслевых субъектов ценообразования оказывают сильное влияние на результаты деятельности потребительских обществ.

9. С момента либерализации цен в 1992 году и до второй половины 1998 года потребительская кооперация устойчиво утрачивала долю рынка потребительских товаров и услуг в сельской местности. Во многом это было связано с внешними обстоятельствами — снижением доходов обслуживаемого населения, возрастанием конкуренции, усилением налогового гнета и пр. В течение этого периода организации потребительской кооперации в основном применяли затратный подход к установлению цен реализации товаров и услуг.

10. Сформировался комплекс негативных обстоятельств, во многом обусловивших нарастание отрицательных тенденций: снижение физического объема реализации товаров вызывало повышение общего уровня издержек производства и обращения, для компенсации этих затрат потребительские общества повышали размер торговой надбавки, что, в свою очередь, сопровождалось дальнейшим снижением объема товарооборота. Осуществление такой ценовой политики привело, во-первых, к тому, что уровень цен кооперативной торговли практически повсеместно оказывался выше, чем уровень цен конкурентовво-вторых, значительное снижение объемов деятельности привело к регрессивному типу воспроизводства основных и оборотных средств.

11 .Следующий период развития начался в1998 году, когда под влиянием многократной девальвации национальной валюты резко возросли инфляционные ожидания населения, а затем значительно сократился импорт потребительских товаров, что в совокупности позволило существенно увеличить объем товарооборота. За последние два года темпы роста объема реализации продукции кооперативной промышленности, как и темпы роста товарооборота кооперативной торговли заметно превышают средние темпы инфляции, что свидетельствует об увеличении этих показателей в сопоставимых ценах.

12 .Ценовая политика многих организаций потребительской кооперации в этот период изменилась. Средний уровень торговой надбавки только за последний год снизился в среднем на 1,68% и составил около 18% к товарообороту. Размер торговой надбавки снизился в большинстве кооперативных организаций. Это свидетельствует о том, что основная часть работников аппарата управления кооперативных организаций осознает необходимость проведения активной ценовой политики, направленной на постепенное увеличение доли рынка.

13 .В процессе исследования выявлено, что при формировании цены в розничной торговле имеют место многочисленные нарушения. Проведено выборочное обследование ряда торгующих организаций по правильности применения розничной цены на хлебобулочные изделия. Хлеб является социально значимым товаром, следовательно, имеет жестко ограниченную торговую надбавку. Было обследовано 24 торговых предприятия, на двенадцати из них (50%) торговля осуществлялась с нарушениями.

14. Был проведен мини-опрос руководителей райпо и райпотребсоюзов. Было опрошено 45,83% руководителей районных организаций кооперации Белгородской области и 36,11% - Воронежской области. Значительное число председателей советов районных организаций потребительской кооперации признает необходимость регулярной работы в области формирования цен, особенно в рамках стратегического управления, но не проводят эту работу систематически в своих организациях. Абсолютное большинство руководителей недостаточно владеет информацией о типах ценовой политики и возможных методических подходах к установлению цен.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение / / Вопросы экономики. 1994. — № 12. — С. 4−13.
  2. И.Г. Анализ хозяйственной деятельности потребительской кооперации. М.: Экономика, 1989.
  3. Актуальные проблемы развития потребительской кооперации в условиях рынка: Учебное пособие. Гомель: ГКИ, 1995. — 240 с.
  4. М. Экономика как наука. М.: НИЦ «Наука для общества». 1995.
  5. В.Н., Кравченко Н. А. Оптовая цена как норматив общественно необходимых затрат труда. В сб.: Цена в системе экономических нормативов управления общественным производством.: М.: НИИцен, 1986. — с. 47 — 63.
  6. А.А., Стерлигов Ф. Ф. 1000 терминов рыночной экономики. Справочное учебное пособие. М.: Крон-Пресс, 1993. — 302 с.
  7. Анализ причин убыточности потребительских обществ и союзов и рекомендуемые меры по обеспечению рентабельной работы потребительской кооперации. М.: Центросоюз, 1998. — 58 с.
  8. И.Г. Основы финансового менеджмента. М.: 1996.
  9. И.Г. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. М: Финансы и статистика, 1998. — 112с.
  10. Г., Копыч И. Номинальная и реальная инфляция.//Экономист, 1997, № 11, с. 82−88.
  11. И.К., Короткое А. В. Биржевые индексы индикаторы рыночной конъюнктуры// Интерлинк, 1994, № 1, с. 158−159.
  12. Д. Опыт новой теории измерения жребия. В кн.: Теория потребительского поведения и спроса/ Под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1993.
  13. П. Спад и инфляция // Экономика и жизнь. 1993 г., № 19.
  14. А.В. Предпринимательство. М.: Инфра — М, 1998.
  15. И., Ревентлоу П. Экономика фирмы. М.: Высшая школа, 1994.
  16. Герасименко' В. В. Ценовая политика фирмы. М.: Финанстатинформ, 1995.
  17. И.Н. Международное коммерческое дело. М.: ЮНИТИ, 1996.
  18. А.Р. Налоговое планирование и снижение финансовых потерь. М.: 1993. 77с.
  19. Гражданский Кодекс Российской Федерации. 4.1,2.: Федеральный Закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ. М.: Контракт, 1996.
  20. П.И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. Микроэкономика. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  21. Дж. К. О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ./Авт. предисл. Б. 3. Мильнер М.: Экономика, 1991. — 319 с. 22.
Заполнить форму текущей работой