Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оценка экономической эффективности регионального туристского комплекса: На примере Приморского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ подходов к содержанию, определению и пониманию экономической эффективности туристской отрасли (комплекса) показал, что на современном этапе в отношении туристского сектора данная проблема остается по-прежнему до конца не изученной и поэтому актуальной. Учеными до сих пор не было выработано единого подхода к формированию понятия и структуре «экономическая эффективность туристской отрасли… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы оценки экономической эффективности регионального туристского комплекса
    • 1. 1. Основные особенности и структура туристского комплекса как отрасли экономики региона
    • 1. 2. Анализ понятий «экономическая эффективность туристского предприятия» и «экономическая эффективность туристского комплекса»
    • 1. 3. Методические подходы к оценке экономической эффективности регионального туристского комплекса
  • Глава 2. Анализ состояния и тенденций развития туристского комплекса Приморского края
    • 2. 1. Современный туризм: состояние и показатели развития в России и за рубежом
    • 2. 2. Тенденции развития инфраструктуры регионального туристского комплекса Приморского края
    • 2. 3. Основные показатели эффективности регионального туристского комплекса Приморского края
  • Глава 3. Построение модели для оценки экономической эффективности регионального туристского комплекса Приморского края
    • 3. 1. Моделирование критерия эффективности регионального туристского комплекса
    • 3. 2. Организационно-методические подходы к формированию региональной туристской статистики
    • 3. 3. Моделирование инфраструктурных показателей экономической эффективности

Оценка экономической эффективности регионального туристского комплекса: На примере Приморского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На современном этапе развития мировой экономики роль туристского сектора в ее структуре становится все более весомой. О возрастающем значении туризма в мире свидетельствуют следующие статистические данные. Так, за период с 1950 по 2001 гг. мировые туристские прибытия увеличились в 27,5 раз, составив в 2001 г. 692,6 млн. чел., доходы от международного туризма достигли 463,6 млрд долл. США, то есть возросли за этот же период в 220,8 раз. К 2001 г. годовой оборот от туризма в мире был приблизительно равен 3,8 трлн долл. Число людей, занятых в туристской сфере только за 1997;2002 г. увеличилось примерно на 25 млн. чел, составив в 2002 г. 196, 9 млн. В ряде развитых стран (США, Испания, Австрия, Франция) и стран с переходной экономикой, таких, например, как Венгрия, Китай, Малайзия и др. туризм является профилирующей отраслью, обеспечивая до 25% валового внутреннего продукта и порядка 50% занятости местного населения (http://www.world-tourism.com).

Туристский сектор обладает рядом особенностей. Одной из них является то, что, объединяя основные и дополнительные отрасли и предприятия, он оказывает мультиплицирующее воздействие на смежные отрасли, такие, в частности, как сельское хозяйство, строительство, торговля и другие. Поэтому роль туристского сектора в национальной и региональной экономике необходимо рассматривать системно, с точки зрения комплексного подхода, а также прямого и косвенного его влияния на всю социально-экономическую жизнь государства.

Реформы государственного и социально-экономического устройства, предпринятые в России в начале 90-х гг. XX в. оказали влияние на экономику страны, изменив ее структуру и приоритеты развития. В современной экономической политике государства туристскому сектору отведена особая роль, о чем свидетельствуют определенные успехи, достигнутые Россией за последнее время. За 1995;2001 гг. значительно, на 12,3 млн. чел, возросло число иностранных прибытий, которое в 2001 г. составило 21,6 млн. чел (http://www.world-tourism.com). Число созданных рабочих мест только в основных предприятиях туристского сектора экономики и без учета косвенной занятости достигло более 200 тыс. чел. Тем не менее, доля России в международных туристских прибытиях и доходах остается незначительной. Так, эти показатели в 2001 г. составили примерно 3,1% и 1,6% соответственно (http://www.world-tourism.com). Доходы от туризма, поступившие в том же году в бюджеты всех уровней не превысили 7 млрд руб., то есть были равны всего 1% всех доходов бюджета [см. 32, с.131]. В настоящее время доля поступлений от туризма в валовом внутреннем продукте России едва достигает 1%. Таким образом, туристскому сектору России еще только предстоит сыграть свою важную и экономическую, и социальную роль в развитии национальной экономики.

Одним из регионов России, где туристский сектор может стать отраслью специализации, является Приморский край. По данным администрации Приморского края в 2001 г. вклад туризма в валовой региональный продукт (ВРП) составил 60 млн долл. США и достиг 2% в общем объеме ВРП [см. 27, с. 27]. На самом деле, с учетом использования зарубежных методов оценки, вклад туристской отрасли в экономику региона достигает по некоторым экспертным оценкам 3−4% и даже больше.

На современном этапе формирования регионального туристского комплекса Приморского края очевидны многие сдерживающие этот процесс факторы. Среди них основными являются: удаленность региона от федерального центра и отсутствие эффективной государственной поддержки развития регионального туризманесовершенство организационно-управленческой структуры туристского комплексанепроработанность вопросов налогообложения и туристской законодательной базыотсутствие существенных объемов инвестирования в объекты регионального туристского комплексаотсутствие надежных, отработанных форм и методов туристкой статистики, сложившийся российский менталитет и т. п.

На наш взгляд, вышеизложенные факторы препятствуют общей экономической эффективности функционирования туристского сектора в экономике региона и ее реальной оценке. Кроме того, данная проблема осложняется непроработанностью в теоретическом и практическом плане нормативно-законодательных вопросов организации и деятельности предприятий туризма, сбора, отбора и анализа туристской статистики, разработки необходимых показателей и оценки экономической эффективности всего туристского комплекса.

Тем не менее, за последние десять лет в российской практике появилось достаточно много серьезных и разносторонних исследований по различным вопросам экономики и организации туризма. Так, проблемы понятийного аппарата туристской отралс представлены в работах М. Б. Биржакова [см. 23, С. 12−216- 34, С. 29−39], различным аспектам развития международного туризма посвящены работы А. Ю. Александровой, В. А. Квартальнова, Г. А. Папиряна, B.C. Сенина [см. 15, С. 3−460- 43, С. 13−89- 81, С. 9−89, 146−201- 106, С. 11−33]. Вопросы экономики и организации туризма исследованы в работах В. И. Азара, И. Т. Балабанова, А. И. Балабанова, А. А. Берестового, Е. И. Богданова, Г. А. Карповой, О. И. Костюковой, Т. П. Розановой и других [см. 19- 22- 61- 54- 42- 127- 98]. Проблемам статистики туризма и анализа его воздействия на экономику страны посвящены работы Г. Д. Кулагиной, А. А. Татаринова, Н. Д. Малахаткиной, М. М. Маринина, С. В. Попелевой и др. [см. 60- 110- 65- 76- 68- 84].

Следует признать, что теоретической базой достижений отечественных ученых, в особенности оценки экономического воздействия туризма, во многом, послужили исследования Всемирной туристской организации (ВТО), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также известных зарубежных исследователей, таких, в частности, как: Б. Арчера (В. Archer), И. Флетчера (I. Fletcher), Д. Фречтлинга (D. Frechtling), П. Дугласа (Pearce Douglas), Д. Стайнса (D. Stynes), Д. Пропета (D. Propst) [см. 130- 131- 132- 133- 134- 137- 138- 142]. Вместе с тем, несмотря на имеющийся отечественный и зарубежный теоретический опыт, базовые вопросы выбора необходимых экономических показателей, формирования модели и оценки экономической эффективности туристского комплекса до сих пор остаются во многом не исследованными. В первую очередь это касается проблем оценки экономической эффективности туристского комплекса. Это обстоятельство во много предопределило цель и задачи исследования.

Цель и задачи исследования

Цель настоящего диссертационного исследования заключается в разработке методического подхода к оценке экономической эффективности функционирования формирующегося регионального туристского комплекса на примере Приморского края.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

• проанализированы основные подходы и методы оценки экономической эффективности туристского предприятия и регионального туристского комплекса;

• выявлены основные тенденции развития мирового туристского рынка, а также современное положение России на рынке международных туристских товаров, работ и услуг;

• оценены современное состояние и показатели развития регионального туристского комплекса Приморского края;

• разработаны рекомендации по формированию показателей экономической эффективности регионального туристского комплекса;

• предложен подход к моделированию оценки экономической эффективности туристского комплекса Приморского края на основе оптимизации прибыли туркомплекса и выявления основного показателя туристской деятельности.

Объектом исследования является формирующийся туристский комплекс Приморского края как подсистема единого социально-экономического комплекса региона.

Предметом исследования является экономическая эффективность туристского комплекса Приморского края и методические подходы к ее оценке.

Теоретической и методологической основой исследования являются общенаучные методы исследования (анализ и синтез, индукция и дедукция сравнение и аналогия и др.) — экономико-статистические методы и методы математического моделированияклассические и современные работы отечественных и зарубежных ученых по оценке экономической эффективности межотраслевых комплексов, а также отраслей и предприятий.

Научная новизна и теоретическая значимость. В результате проведенного исследования сформулированы и обоснованы основные выводы и результаты, полученные лично автором, совокупность которых может быть представлена следующими элементами научной новизны:

• предложены понятия «региональный туристский комплекс», «экономическая эффективность регионального туристского комплекса» и раскрыто их содержание;

• разработаны основные показатели экономической эффективности регионального туристского комплекса и представлена их структура;

• обоснован и предложен организационно-методический подход к оценке экономической эффективности регионального туристского комплекса на основе сбора основных показателей туристской статистики;

• построена экономико-математическая модель расчета экономической эффективности на основе концептуальной оптимизационной модели и исследован инфраструктурный показатель функционирования регионального туристского комплекса Приморского края посредством линейной, экспоненциальной и логистической моделей.

Информационную базу диссертации составили нормативные документы и рабочие материалы законодательных и исполнительных органов.

Российской Федерации, Приморского краяпубликации Всемирной туристской организации (ВТО), а также статистическая отчетность Комитета государственной статистики РФ, Приморского краевого комитета государственной статистики и отдельных туристских предприятий Приморского краянаучные и методические работы по теме исследованияинформационные ресурсы сети Internet.

Практическая значимость исследования. Разработанные нами показатели экономической эффективности позволяют использовать их как инструменты анализа и управления развитием туристского комплекса региона. Результаты проведенного исследования могут быть использованы администрацией Приморского края, как для составления программ развития регионального туристского комплекса и организации управления им, так и для обоснования привлечения инвестиций в туристский комплекс региона, в том числе в образующие его предприятия и подсистемы.

Научно-методические результаты, полученные соискателем, используются в настоящее время в учебном процессе для подготовки студентов, обучающихся по специальностям 60 800 «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства», 230 500 «Социально-культурный сервис и туризм», а также в курсе лекционных и практических материалов по дисциплинам «Экономика туризма», «Международный туризм», «Основы туризма и индустрии гостеприимства» во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС) и в Институте международного туризма и гостеприимства ДВГУ.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались соискателем на международной научно-практической конференции «Политико-экономические проблемы Дальнего Востока» (Владивосток, 25−26 апреля 2000 г., ДВГУ), IV международной научно-практической конференции «Интеллектуальный потенциал ВУЗов на развитие Дальневосточного региона России» (Владивосток, 4−7 июня 2002 г., ВГУЭС),-V международной конференции студентов, аспирантов и молодых исследователей «Интеллектуальный потенциал ВУЗов — на развитие Дальневосточного региона России» (Владивосток, 28−29 мая 2003 г., ВГУЭС), а также на пленарном заседании международной научно-практической конференции «Туризм и индустрия гостеприимства Дальнего Востока: современное состояние и перспективы развития» (в рамках международной выставки «Дальтур 2003», 13−14 мая 2003 г., Владивосток).

Публикации. Основные результаты проведенного автором исследования изложены в 8 печатных работах общим объемом 7,2 п.л.

Структура, объем и содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст диссертации изложен на 148 печатных страницах, включая 13 таблиц, 13 рисунков и графиков. Диссертация включает в себя 8 приложений, а также список литературы из 155 источников, в том числе 25 зарубежных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты, полученные в ходе проведенного нами исследования по разработке методического подхода для оценки экономической эффективности регионального туристского комплекса (на примере Приморского края), позволяют сделать следующие выводы:

1. Туристский сектор, являясь подсистемой региональной экономики, представляет собой сложный межотраслевой социально-экономический комплекс. На наш взгляд, туристский сектор обоснованно следует признать комплексом региональной экономики, а не отраслью, поскольку, во-первых, он объединяет различные отрасли и виды хозяйственной деятельности. Во-вторых, предприятия и отрасли, прямо и косвенно связанные с туристским сектором, производят и реализуют разнообразные продукты, услуги, работы, которые не являются взаимозамещаемыми. Потребности людей, покупающих продукты и услуги туристского сектора экономики удовлетворяются чаще всего тогда, когда они приобретают их как комплекс. Проведенный в диссертации сравнительный анализ понятий «региональный комплекс» и «отрасль», изучение проблем и особенностей формирования различных типов комплексов, позволили нам предложить следующее понятие «региональный туристский комплекс». Под ним понимается совокупность взаимосвязанных основных и дополнительных предприятий и отраслей, а также органов управления, формирующих совокупный туристский продукт, и нацеленных на удовлетворение разнообразных потребностей туристов (потребителей). Использование понятия «региональный туристский комплекс» является, на наш взгляд, более предпочтительным, поскольку оно позволяет выявить и содержательно уточнить принадлежность предприятий и отраслей, прямо и косвенно связанных с производством и реализацией турпродукта и, тем самым, очертить границы самого комплекса, а также определить в турпродукте социально значимые и доходообразующие подсистемы и элементы (отрасли, предприятия, организации, компании и т. п.). Применение этого понятия дает возможность наладить тесные.

121 территориальные, экономические, технологические, социальные и информационные связи между элементами и системами туркомплекса. Налаживание таких связей является весьма значимым при развитии приоритетных для региона въездного и внутреннего видов туризма. И, наконец, данный подход позволяет выработать единые принципы, позволяющие организовать работу по проектированию, сбору, учету и анализу необходимых показателей и, в дальнейшем, сформировать из них целостную структуру для оценки экономической эффективности всего туристского комплекса региона.

2. Анализ подходов к содержанию, определению и пониманию экономической эффективности туристской отрасли (комплекса) показал, что на современном этапе в отношении туристского сектора данная проблема остается по-прежнему до конца не изученной и поэтому актуальной. Учеными до сих пор не было выработано единого подхода к формированию понятия и структуре «экономическая эффективность туристской отрасли (комплекса)». Более того, ряд специалистов рассматривают данное понятие с позиции отдельного предприятия, например, туристской фирмы, упуская из виду сложную природу туристского сектора экономики. На наш взгляд, экономическую эффективность регионального туристского комплекса следует рассматривать с позиции системно-структурного подхода, в основе которого лежат такие критерии, как рациональные затраты и максимальное обеспечение потребителей в разнообразных товарах, работах, услугах туркомплекса, отвечающих установленным стандартам качества. Применение критерия рациональных затрат связано с проблемой ограниченности ресурсов и задачей обеспечения высокого качества продуктов и услуг предприятий регионального туристского комплекса. Именно, в социально важных секторах экономики, к которым и относится туристский комплекс, возрастает значение не только количественных, но и качественных показателей. Исходя из этой посылки понятие «экономическая эффективность регионального туристского комплекса» в диссертации было определено как отношение результатов функционирования туристского комплекса к полным рациональным затратам взаимосвязанной совокупности всех его основных и дополнительных предприятий при максимальном обеспечении потребителей туркомплекса в разнообразных товарах, работах и услугах, отвечающих стандартам установленного качества.

3. Проведенный нами анализ динамики развития мирового туризма по таким основным показателям, как туристские прибытия, доходы и расходы позволил удостовериться в том, что основными лидерами международного туристского рынка по-прежнему остаются индустриально развитые страны, и, прежде всего, США, Франция, Италия, Великобритания, Германия. Они являются ключевыми рынками, как с точки зрения привлечения туристов, так и с позиции туристских доходов и расходов. Необходимо отметить, что и сегодня в мире продолжается процесс регионального перераспределения туристских прибытий и доходов. Основным участником этого перераспределения выступает Восточная Азия и Тихоокеанский регион (ВАТР) во главе с такими странами, как Китай (включая Гонконг), Малайзия, Таиланд и другие.

Анализ развития экономики Дальнего Востока и Приморского края, особенностей их промышленной структуры, а также основных социально-демографических показателей позволил выявить факторы, с одной стороны, способствующие, с другой стороны, негативно влияющие на развитие туристского комплекса региона. Увеличению вклада туристского сектора в региональный бюджет и формированию самого регионального туристского продукта препятствуют такие факторы, как: отсутствие действенных экономических механизмов государственной поддержки развития РТКнеблагоприятные социально-демографические тенденции в Дальневосточном федеральном округе и крае, которые сдерживают развитие внутреннего туризма (миграция трудоспособного населения в центральные регионы, смертность, низкий уровень доходов, преобладание в расходах граждан таких статей, как оплата питания, приобретение непродовольственных товаров, оплата жилищно-коммунальных услуг и т. д.) — несоответствие инфраструктуры РТК Приморского края международным стандартам качества, и, как следствие, ориентация, на туристов с низкой платежеспособностью.

4. Во второй главе диссертации для оценки экономической эффективности РТК, нами была разработана обобщенная структура его социально-экономической эффективности, которую мы представили как совокупность трех укрупненных элементов: показатели экономической, социально-экономической эффективности и показатели эффективности международной туристской политики и обмена. Такое деление показателей на три подгруппы является, в некотором роде, условным, так как все эти показатели связаны между собой. Тем не менее, данный подход, учитывающий и количественные, и качественные показатели, выявляет необходимость расширения региональной туристкой информационной базы, что отвечает требованиям международной практики, в частности, рекомендациям Всемирной туристской организации.

5. Для оценки экономической эффективности РТК нами был преложен подход к моделированию критерия оптимальности на концептуальном уровне постановки задачи. Под оптимизацией прибыли регионального туристского комплекса мы рассматривали процесс достижения максимальной прибыли РТК при полных рациональных издержках.

Помимо моделирования критерия оптимальности туристского комплекса, среди показателей структуры эффективности РТК нами был исследован показатель числа въезжающих иностранных туристов, который, как представляется, оказывает наибольшее влияние на развитие туристского бизнеса в Приморье. Исследование данного показателя с помощью линейной, логистической и экспоненциальной моделей выявило особенности каждой из них. Однако на наш взгляд наиболее предпочтительной моделей является логистическая, поскольку она учитывает влияние факторов на данный показатель, а также описывает и его рост, и выход соответствующей кривой на уровень оптимальной емкости туристского комплекса Приморского края.

В заключении необходимо отметить, что основными направлениями по повышению эффективности регионального туристского комплекса являются:

• формирование эффективной системы достоверной, систематической, сопоставимой туристской статистики;

• определение и развитие таких приоритетных видов въездного международного туризма, как деловой, приключенческий, этнографический, экологический, способствующих привле^Мю туристов с высокой платежеспособностью;

• стимулирование инвестиционной деятельности в приоритУ! кые объекты туристской инфраструктуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 14 ноября 1996 г. № 132-Ф3.
  2. Постановление правительства РФ № 1036 от 15 августа 1997 г. «Об утверждении правил оказания услуг общественного питания».
  3. Постановление правительства РФ № 409 от 25 июня 1997 г. «Правила предоставления гостиничных услуг в РФ».
  4. Постановление правительства РФ № 95 «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности».
  5. ГОСТ Р 51 185−98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования».
  6. ГОСТ Р 50 762−95 «Общественное питание. Классификация предприятий».
  7. , Л.И. Конечные народнохозяйственные результаты (сущность, показатели, пути повышения) / Л. И. Абалкин. — М.: Экономика, 1978. — 151 с.
  8. , С.А., Енюков, И.С., Мешалкин, Л. Д. Прикладная статистика. Исследование зависимостей / С. А. Айвазян, И. С. Енюков, Л. Д. Мешалкин. — М.: Финансы и статистика, 1985.-487 с.
  9. Академия рынка: маркетинг: сборник: Пер. с фр. / А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др. М.: Экономика, 1993. — 572 с.
  10. Актуальные проблемы Дальневосточного региона России: сб. науч. тр. / Под ред. В. К. Булгакова. — Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. техн. ун-та, 2000. 147 с.
  11. , Ю.В. Туристский бизнес: развитие и совершенствование управления (на примере Приморского края): Автореф. дисс. канд. экон. наук: 08.00.05, Хабаровск, 2000. 21 с.
  12. , Э.Б. Эффективность комплексного развития экономического района / Э. Б. Алаев М.: Мысль, 1983. — 290 с.
  13. , М. Условия эффективности в экономике / М. Алле. М.: Науч. — изд. Центр «Наука для общества», 1998. — 304 с.
  14. , Г. А. Что такое эффективность экономики / Г. А. Александров. — М.: Экономика, 1984. — 65 с.
  15. , А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов / А. Ю. Александрова. М.: Аспект Пресс, 2001. — 464 с. 1617,18,19.20,21,22,23,24,25,26,27,28,
  16. , ПЛ. Дальневосточный регион России: проблемы и предпосылки развития устойчивого развития / П. Я. Бакланов. Владивосток: Дальнаука, 2001.-144 с.
  17. , М.Б. Теория туристского продукта: три источника и три составные части туристского продукта / М. Б. Биржаков // Туристские фирмы. Вып. 21, 2000.-С. 29−39.
  18. , М.Б. Анализ туристского продукта Шанхая / М. Б. Биржаков // Туристские фирмы. Вып. 20. — 2000. — С. 149−155.
  19. , А.Б. Большой экономический словарь / А. Б. Борисов. — М.: Книжный мир, 1999.-894 с.
  20. , Н.Ю. Международные стандарты обслуживания для предприятий гостиничной индустрии / Н. Ю. Володоманова, М. А. Морозов, А. Н. Умнов. М.: ИПФ «Талер», 2001. — 104 с.
  21. , Г. А. Туризм сегодня, перспективы развития / Г. А. Гаврилов // Туристские фирмы. Вып. 20. — 2000. — С. 189−198.
  22. , В.А. Направления развития туризма в Санкт-Петербурге / В. А. Голубев // Туристские фирмы. 2000. — Вып. 20, С — 131−137.
  23. , Е.Т. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е. Т. Голубков. М.: Финпресс, 1998. — 416 с.
  24. , В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие / В. Г. Гуляев. — М.: Финансы и статистика, 2003. 304 с.
  25. Дальний Восток России: экономический потенциал / Отв. Ред. П. А. Минакир, Н. Н. Михеева. Владивосток: Дальнаука, 1999. — 594 с.
  26. Е.П. Эколого-экономические основы природопользования: Учебное пособие / Е. П. Жариков. — Владивосток: Дальневост. техн. ин-т рыбн. пром-сти и хоз-ва, 1998.-221 с.
  27. Иностранцы привезли в Россию $ 3 миллиарда // Конкурент. — 2003. № 04(614) от 4−6 февраля. — С. 27.
  28. , В.В. Финансовый анализ / В. В. Ковалев. М.: Финансы и статистика, 1998.-511 с.
  29. , В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности / В. В. Ковалев. — М.: Финансы и статистика, 1995. — 431 с. Кодацкий, В. П. Анализ прибыли предприятия / В. П. Кодацкий // Финансы. — 1996.-№ 12.-С. 16−20.
  30. , В.П. Затраты и прибыль / В. П. Кодацкий // Экономист. -1995. № 7. — С. 79−84.
  31. , В.М. Туристская рента: Учебное пособие / В. М. Козырев. — М.: Финансы и статистика, 2001. 112 с.
  32. , Т.И. Эффективность общественного производства: вопросы сущности и методологии расчета / Т. И. Коломиец. Томск: Изд-во Томского унта, 1979.-102 с.
  33. Комплексное региональное планирование: вопросы методологии / Р. И. Шнипер, А. С. Маршаллова, B.JI. Лысенко и др. — Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1988.-336 с.
  34. Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 954-р // РТГ. 2001. — № 28. — С. 2−3.
  35. Котлер, Филип. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер- Пер. с англ. Т. Виноградов и др. 10-е изд. — СПб.: Питер. 2000. — 749 с.
  36. Крофт, Мйкл Дж. Сегментирование рынка / Майкл Дж. Крофт. — СПб.: Питер, 2001.-128 с.
  37. , Л.И. Экономико-математический словарь / Л. И. Лопатников. М.: ВО «Наука», 1993. — 448 с.
  38. Малый энциклопедический словарь. — М.: ООО «Изд-во ACT»: ООО «Изд-во Астрель», 2002, 831 с.
  39. , М.М. О факторах, которые необходимо учитывать / М. М. Маринин // Туристские фирмы. 2001. — № 24. — С. 38−40.
  40. , М.М. Как измерить выгоду от туризма / М. М. Маринин // Туризм: практика, проблемы, перспективы. —1998. № 9. — С. 6−7.
  41. Маркетинг санаторно-курортных услуг / Ветитнев A.M. — М.: Медицина, 2001. — 224с.
  42. , В.М., Головченко, В.Б., Носков, С. И. Моделирование и прогнозирование показателей социально-экономического развития области / В. М. Матросов, В. Б. Головченко, С. И. Носков. Новосибирск: Наука, 1991. -144 с.
  43. Моделирование социо-эколого-экономической системы региона / Ред. В. И. Гурман, Е. В. Рюмина. М.: Наука, 2001. -175 с.
  44. На пути к эффективной экономике / Под ред. В. А. Осипова. Владивосток, 1983.-72 с.
  45. Народнохозяйственная эффективность: показатели, методы оценки / А. С. Астахов, В. И. Аршинов, В. Т. Бетрозов и др.- Под ред. А. С. Астахов. М.: Экономика, 1984. — 248 с.
  46. , Н.Н. Региональная экономика / Н. Н. Некрасов. М.: Экономика, 1978. -343с.
  47. , О., Силаева, С. Туризм: проблемы статистического изучения / О. Никифоров, С. Силаева // Вопросы статистики. № 1. — 1999. — С. 32−42.
  48. , А.А. Экономически аспекты выездного туризма в страны Восточной Европы / А. А. Никогосян // Туристские фирмы. Вып. 21,2000. — С. 196−197.
  49. Общая теория статистики / Под ред. А. Я. Боярского, Г. Л. Громыко. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1985.-376 с.
  50. , A.M. Повышение эффективности производства / A.M. Омаров. — М.: Советская Россия, 1980. — 256 с.
  51. Организация и управление гостиничным бизнесом: Учебник / Под ред. А. Л Лесника, И. П. Мацицкого, А. В. Чернышева. — М.: «Интел универсал», 2000. -280 с.
  52. , В.А. Эффективность производства и капитальных вложений: Учеб. пособие / В. А. Осипов. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1998. — 112 с.
  53. , Г. А. Международные экономические отношения: экономика туризма / Г. А. Папирян. М.: Финансы и статистика, 1998. — 208 с.
  54. Политико-экономические проблемы Дальнего Востока: Материалы и тезисы докладов междунар. науч.- пракг. конфер. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2000.-180 с.
  55. , Р.А., Пых, Ю.А., Швытов, И. А. Динамические модели экологических систем / Р. А. Полуэктов, Ю. А. Пых, И. А. Швытов. — Л.: Гидрометеоиздат, 1980.-288 с.
  56. , С.В. Методика статистической оценки и анализа развития туризма в России: Автореф. дисс. канд. экон. наук: 08.00.11 / С. В. Попелева. М, 1996. — 22 с.
  57. Популярная экономическая энциклопедия / Под ред. А. Д. Некипелова. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 367 с.
  58. , Д.И. Непроизводственная сфера: эффективность и стимулирование / Д. И. Правдин. М.: Мысль. 1973.-301 с.
  59. Предложения к концепции развития туризма в России // Туристские фирмы. — Вып. 22.-2000.-С. 23−37.
  60. Приморский край в 2001 году: статистический сборник. — Владивосток: Примкрайстат, 2002. 268 с.
  61. Приморский край на рубеже третьего тысячелетия: Стат. Сборник. — Владивосток: Примкрайстат, 2001.-279 с.
  62. Приморский транзит 1999−2001. Транспортная инфраструктура Приморского края в транзите грузов северо-запада Америки северо-востоке Китая: информ. сб.-182 с.
  63. Приморье в цифрах в 1999 году / Приморский краевой комитет государственной статистики. Владивосток, 2000. — 98 с.
  64. , Л.Ю. Туризм как экономический приоритет / Л. Ю. Проурзин. — М.: Новый век, 2003.-218 с.
  65. , С.В. Управление стабилизацией и развитием экономики региона / С. В. Раевский. — Владивосток: Дальнаука, 2000. — 213 с.
  66. , Б.А., Лозовский, Л.Ш., Стародубцева, Е. Б. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. — М.: Инфра-М, 2002. 480 с.
  67. Регионы России: Статистический сборник. Т. 1. — М.: Госкомстат России, 2001. — 615 с.
  68. Регионы России: Статистический сборник. Т.2. — М.: Госкомстат России, 2001. — 827 с.
  69. Риш, A.M. Роль туризма в устойчивом развитии региональной экономики / A.M. Риш // Туристские фирмы. — Вып. 22. — 2000. — С. 63−71.
  70. , Т.П. Организационно-экономический механизм интенсивного развития туризма в Российской Федерации: Автореф. дисс. докт. экон. наук: 08.00.05 / Т. П. Розанова. М, 1999. — 49 с.
  71. Российский статистический ежегодник: Стат. Сб. / Госкомстат России. — М., 2000.-642 с.
  72. Российский статистический ежегодник 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. — М., 2002.-690 с.
  73. Россия в цифрах: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2001 — 679 с.
  74. Россия в цифрах: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. — М., 2000. — 396 с.
  75. , Э.Н. Начала современной химии / Э. Н. Рэмсден. — Л.: Химия, 1989. — 784 с.
  76. , В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг / В. Б. Сапрунова. М.: «Ось-89», 1997.-160 с. 105 106 107 108,109,110,111,112,1. ИЗ, 114.115.116.117.118.
  77. , Л.З. Нематериальное производство и экономический рост / А. З. Селезнев. М.: Наука, 2001.-261 с.
  78. , B.C. Организация международного туризма / B.C. Сенин. — М.: Финансы и статистика, 1999. — 400 с.
  79. , Е.Д. Эффективность экономики региона / Е. Д. Силаев. М.: Наука, 1987.-168 с.
  80. , B.JI. О работе системы государственной статистики в 2001 году и основных направлениях деятельности на 2002 год / B.JI. Соколин // Вопросы статистики. 2002. — № 1. — С. 3−29.
  81. Территориально-производственные комплексы: планирование и управление / М. К. Бандман, Н. И. Ларина, М. Ю, Черевикина и др. Новосибирск: Наука, 1984.-246 с.
  82. Цой, М. Е. Туристский рынок: исследование, моделирование и прогнозирование (на примере Новосибирской области): Автореф. дисс. канд. экон. наук: 08.00.05 / М. Е. Цой. Новосибирск, 2001. — 16 с. 119 120 121,122,123,124,125,126,127,128,129,130,131,132,
  83. , В.А., Калиновская, Н.А. Проблемы оценки влияния туризма на экономику / В. А. Чернов. Н. А. Калиновская // Состояние и перспективы развития туризма на Дальнем Востоке России: сб. матер-лов IV межд. науч.— практ. Онфер.-Хабаровск, 2001.-С. 15−19.
  84. Черчилль, Гилберт А. Маркетинговые исследования / Гилберт А. Черчилль- Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. — 752 с.
  85. , А.Н. Методы и алгоритмы решения задач снижения разномерности пространства описания / А. Н. Четырбоцкий. Владивосток: ДВО АН СССР, 1990.-95 с.
  86. , А.Д., Сайфулин, Р.С. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия / А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин // Консультант директора. — 1995. — 176 с.
  87. , А.Д., Сайфулин, Р.С. Методика финансового анализа / А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин. М.: ИНФРА — М, 1996. — 176 с.
  88. , Р.И. Регион: экономические методы управления / Р. И. Шнипер. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. 320 с.
  89. , Р.И., Новоселов, А.С. Региональные проблемы рынковедения: экономический аспект / Р. И. Шнипер, А. С. Новоселов. — Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. — 443 с.
  90. Экономическая энциклопедия / Под ред. Л. И. Абалкина. М.: ОАО Экономика, 1999.-1055 с.
  91. Энциклопедия банковского дела и финансов / Чарльз Дж. Вуфел, Самара: корпорация «Федоров», 2000. 1583 с.
  92. Archer, В. Economic impact: Misleading multiplier / В. Archer // Annals of Tourism Research. 1984. — 11(3). — p. 517−518.
  93. Daniel, J Stynes. Guidelines for measuring visitor spending. — 1999. —http://www.msu.edu/course/prr/eco n/impact/methodos.htm
  94. Daniel, J Stynes. Economic impacts of tourism. — 1999. http://www.msu.edu/course/prr/econ/impact/methodos.htm
  95. Ecotourism: A guide for planners and managers. — North Bennington, Vermont: The ecotourism society. 1993. — Vol. 1. — 175p.
  96. Ecotourism: A guide for planners and managers. North Bennington, Vermont: The ecotourism society. — 1998. — Vol. 2. — 244p.
  97. Frechtling, D.C. A brief treatise on days and nights / D.C. Frechtling // Journal of Travel Research. 1978. — 18 (Fall), — p. 18−19.
  98. Fletcher, J.I. Input-output analysis and tourism impact studies / J.I. Fletcher // Annals of Tourism Research. 1989. — 16. — p. 514−529.
  99. Holloway, J.C. The business of tourism / J.C. Holloway — England: Longman. — 1996. 282p.1.ternational symposium on inter-regional partnership for tourism development in East Asia. Kangwon-do, Korea. — September 6,2000. — 214p.
  100. Measuring the role of tourism in OECD economies: The OECD manual on tourism satellite accounts and employment. http://www.oecd.org
  101. Pearce Douglas. Tourist development / Douglas Pearce — Longman Group UK Limited.-1989.-341 p.
  102. The economic impacts of tourism in Missouri, http ://www.ecodev.state.mo. us/research/
  103. The tourism resources, markets and product development opportunities of the Tumenriver area. WTO. — 63p.
  104. Tourism highlights. March. WTO, 2000. — 26p.
  105. Tourism highlights. WTO, 2001. — http://www.world-tourism.org
  106. Tourism statistic. World analysis // Туристские фирмы. Выпуск 26. — Спб.:
  107. Структура национального туристского комплекса (НТК)Я
  108. Функционально отраслевая структура
  109. Территориально производственная структура1. Предприятияпосредничества иорганизациитуризма:• туроператорыя Q. • турагенты1. О
Заполнить форму текущей работой