Социальный потенциал интернет-ресурсов в дискурсе этничности
Однако общее «состояние умов», характерное для всякого времени, доминирование в обществе тех или иных идей и ценностей — все это неизбежно находит отражение во всех ипостасях гуманитарного знания"9. Благодаря этому ученые все больше внимания обращают на такие проблемы как отражение этнополитических процессов в СМИ, этнические стереотипы в прессе, особенности межкультурной коммуникации… Читать ещё >
Содержание
- Введение .сс
- Глава 1. Проблематика этнического в масс-медиа, методология анализа сс
- 1. 1. Проблематика этничности в современной этнологии. сс
- 1. 2. Подходы к изучению СМИ и анализ репрезентации этничности в современной этнологии, методология анализа. сс
- 1. 3. Методы анализа веб-сайтов: сравнительная характеристика. сс
- Глава 2. Методики анализа электронных ресурсов: практическая матрица вопросов и ответов. сс
- 2. 1. Рабочая схема анализа сайтов. сс
- 2. 2. Оценка качества контента сайта Института этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая РАН. сс
- 2. 3. Оценка качества контента личного сайта ученого, д.и.н., профессора В. А. Тишкова. сс
- 2. 4. Оценка качества контента сайта «Антропология и смежные науки. Изучение человека, культуры и общества». сс
- 2. 5. Оценка качества контента блога к.и.н. А. Хуторского. сс
- 2. 6. Оценка качества контента сайта Российского этнографического музея .сс
- 2. 7. Оценка качества контента сайта «Этно-журнал». сс
- 2. 8. Оценка качества контента сайта «Африкана». сс
- 2. 9. Оценка качества контента сайта «Этнография народов России». сс
- Глава 3. Интеллектуальные веб-сайты по этнографии и антропологии. Апробация методики анализа. сс
- 3. 1. аналитическая матрица исследования веб-ресурсов.сс
- 3. 2. Анализ ресурса «Этно-журнал». сс
- 3. 3. Анализ ресурса «Африкана» .сс
- 3. 4. Анализ сайта Института этнологии и антропологии РАН .сс
- 3. 5. Анализ сайта Российского этнографического музея. сс
- 3. 6. Анализ сайта «Антропология и смежные науки. Изучение человека, культуры и общества». сс
- 3. 7. Анализ сайта В. А. Тишкова. сс
- 3. 8. Анализ блога этнографа Андрея Хуторского. сс
- 3. 9. Анализ сайта «Этнография народов России». сс
Социальный потенциал интернет-ресурсов в дискурсе этничности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования.
В начале 21 века получают значительное ускорение процессы глобализации современных средств массовой коммуникации, среди которых лидирующее место в системе межчеловеческого общения всё более очевидно принадлежит Интернету.
Глобальная сеть в настоящее время является наиболее активно развивающимся видом коммуникации с характерным только для него распространением на новые территории, вовлечением широкого круга пользователей, всесторонним освещением жизни человека, включая и ранее закрытые для масс-медиа потаённые темы и проблемы, фактически став одним из способов превращения человеческого сообщества в «глобальную деревню». При очевидных плюсах интернет-технологий, невозможно не увидеть и отрицательные характеристики интернет-пространства, такие как.
1 Руководство «Принципы качества веб-сайтов по культуре"// http://www.minervaplns.ru/docums/10prncp.htm публикация бесконтрольной и безответственной информации, провоцирующей агрессию и поощряющей пороки.
Потребителей современных систем Интернета становится все больше, при этом значительно усиливается их влияние и на процесс расширения социального, возрастного, национального и общекультурный спектра непосредственных пользователей информации. Прежде всего, речь идёт о молодежи как наиболее активной части общества, в поисках информации стремящейся использовать новейшие информационные технологии. Именно молодое поколение занимает в количественном отношении основное место в целевой аудитории. Все большее распространение приобретают сейчас такие формы общения, как форумы, чаты, on-line дневники, организованные по принципу клубов по интересам2 вне временных и географических рамок.
В этой связи возрастает значение привлечения в интернет-системы ресурсов, содержащих действительно интересную и правдивую социально-позитивную информацию, направленные на распространение идей и общепринятых принципов и правил межкультурного диалога, многокультурности и полиэтничности мира, на искоренение экстремизма в обществе подлинной демократии и полном уважении прав Человека.
Уникальность и особенность Интернета заключается в том, что он объединяет межличностную и массовую коммуникации и направлен, как и масс-медиа в целом, на определенное конструирование социокультурной реальности3.
Интернет-издания, и информация представленная в них, становится все более востребованной, а соответственно актуальными являются и вопросы контроля качества представляемых материалов. Особенно важным является.
2 Например, сообщество «Социальная антропология» — http://commun.ity.liveiournal.com/socanthrop/profde, РАЭСК-дискуссионный клуб (официальный сайт Археолого-Этнологических Студенческих Конференций) -http://raesc.edu.mhost.ru/forums/ о.
Дьякова Е.Г., Трахтенберг А. Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. — Екатеринбург, 1999 // http://www.humaMties.edu.ru/db/msg/46 229 качество и легитимность информации в сфере культуры, затрагивающая вопросы этнического, религиозного, социального порядка, поскольку такого рода информация может значительно влиять на формирование мышления, способов восприятия окружающих культур и народов, может способствовать как распространению идей экстремизма, так и норм толерантного поведения.
В связи с этим, актуальность исследования представляется очевидной. В российской этнографии и антропологии пока нет исследований, занимающихся проблемой изучения воздействия веб-сайтов1 на становление и развитие поликультурного пространства, практически нет исследований о значении и влиянии этнической информации в сети Интернет на пользователей. Также нет разработанных методологий оценки сайтов по этнической тематике. Хотя, в свете роста нетерпимости и экстремизма в обществе, эти вопросы не могут оставаться без внимания. Если печатные СМИ и телевидение в большинстве своем не допускают прямой пропаганды этнической нетерпимости, в СМИ постепенно намечается тенденция повышения профессионального уровня журналистов, освещающих этнические конфликты, и темы, затрагивающие национальные и религиозные проблемы, то Интернет является практически неконтролируемым пространством, где может быть представлена информация любого характера и достоверности.
Состояние исследованности проблемы:
В конце прошлого столетия наметилась тенденция по увеличению исследований российских ученых посвященных роли средств массовой информации в формировании стереотипных форм этнических установок и предубеждений3. Это связано с осознанием того, что СМИ, особенно Интернет, «. не пассивно описывают факты и не просто отражают.
4 термины сайт и веб-ресурс используются в работе как абсолютные синонимы, см. Словарь терминов Приложение 1.
3 отдельные исследования по проблемам этничности в СМИ в отечественной этнологической науке проводились уже в 70-е гг. прошлого века этноцентристское единодушие, они помогают создавать и воспроизводить его"6. По мнению исследователей, «журналисты, прежде всего, разделяют преобладающую идеологию своей группы и общества в целом"7. Значительная роль в создании и легитимизации этнической нетерпимости так же приписывается деятелям СМИ. В связи с этим один из видных российских ученых по проблемам этничности В. А Тишков пишет: «за более чем десятилетний период деятельности в области изучения и разрешения конфликтов мы пришли к убеждению, что журналист и медийный деятель являются одним из ключевых акторов в конструировании современных о нетерпимости, конфликтов и насилия» .
Однако общее «состояние умов», характерное для всякого времени, доминирование в обществе тех или иных идей и ценностей — все это неизбежно находит отражение во всех ипостасях гуманитарного знания"9. Благодаря этому ученые все больше внимания обращают на такие проблемы как отражение этнополитических процессов в СМИ, этнические стереотипы в прессе, особенности межкультурной коммуникации по материалам периодических изданий, теоретико-методологические подходы к исследованию проблемы «этничность и СМИ», репрезентация проблем межкультурного взаимодействия в СМИ и ряд других10. Ряд исследований проводилось в рамках государственных заказов на исследование роли и значимости репортажей в средствах массовой информации для формирования межэтнического климата в российском сообществе11. Явным свидетельством осознания важности проблемы на государственном уровне.
6 Discourse and discrimination, ed. By Geneva Smitherman-donaldson and Van Dijk, Detroit, 1988. p.22.
7 Discourse and discrimination, ed. By Geneva Smitherman-donaldson and Van Dijk, Detroit, 1988. P.21.
8 Тишков В. А. СМИ и ксенофобия // Этно-журнал http://wvvw.ethnonet.ni/ru/pub/l612−04.html.
9 Филиппов В. Р. Урегулирование конфликтов" в парадигме постмодерна // Международный имидж России, интернет-конференция «Разрешение межгосударственных конфликтов: актуальные уроки истории и современность» http://ima.ge-of-russia.liveiournal.coni/88 212.htinl.
10 На V Конгрессе этнологов и антропологов России проходившем в Омске в 2003 г., впервые была выделена отдельная секция «Этничность и толерантность в СМИ», посвященная этнической проблематике в средствах массовой информации.
11 Следзевский В. И., Филиппов В. Р., Хабенская Е. О. Аналитически отчет о результатах исследования «Преодоление ксенофобии в СМИ"/ Российская Академия Наук Центр цивилизационных и региональных исследований// http://www.igpi.ru/bibl/other articl/1 101 820 840.html является появление специальных федеральных целевых программ. Одной из задач целевых программ провозглашается анализ региональной и центральной прессы на предмет выявления и преодоления ксенофобии СМИ. Вместе с тем важную роль играет деятельность общественных организаций, таких как центр «СОВА», Центр кавказско-понтийских исследований, НПО ИКС «Диалог» и др.12.
Для определения проблемного поля был введен специальный термин этническая журналистика. Под этнической журналистикой понимаются упоминания в публикациях, в телевизионных репортажах, на страницах Интернет-сайтов об обычаях, традициях, ценностях, психологических особенностях, межэтнических отношениях, различных сферах общественной жизни других народов и стран13.
В работах Мальковой В. К, Филлипова В. Р., Следзевского В. И. предлагаются собственные методологические и методические подходы к исследованию толерантного и интолерантного потенциала информации представляемой СМИ и способствующей формированию массового этнического сознания. Затрагиваются проблемы некомпетентности части сообщества журналистов в освещении этнических проблем. Авторы указывают с одной стороны на необходимость эффективных способов воздействия на редакционную политику в тех случаях, когда по разным причинам характер подачи «этнической информации» в СМИ может иметь негативные последствия, выясняют целесообразность применения различных способов нейтрализации негативного воздействия СМИ на этнокультурную.
12 Международной программой сотрудничества Европейского Союза и России ТАСИС разрабатывалась тема «Улучшение межэтнических отношений и развитие толерантности в России» в 2004 г. Результаты исследований по дайной теме были изложены и изданы В. К. Мальковойв Краснодаре городская общественная организация «Центр понтийско-кавказских исследований», осуществлял проект «Разработка методики и организационных механизмов мониторинга содержания продукции средств массовой информации», см Колесов В, И., Кочергин A.A. Дискурс этничности в Краснодарской прессе результаты пилотажного исследования^ Бюллетень: Антропология, Меньшинства, Мультикультурализм, Вып. 4 (ноябрь 2003 г.), Краснодар, 2003. с. 6−16. в Казахстане НПО ИКС «Диалог» реализовывало программу «Внедрение принципов этнической толерантности в деятельность казахстанских СМИ». Основной целью программы было «побудить казахстанских журналистов к освещению этнических аспектов жизни общества и научить их приемам и методам толерантной журналистики, способствующей внутренней консолидации граждан. См. Программа «Этническая толерантность в СМИ» //www.ethnodialog.org/Tolerant.htm ь См.: Малькова В. К. Этнические аспекты журналистики. Из опыта анализа российской прессы. М., 2004; Малькова В. К. Москва — многокультурный мегаполис. M., 2004 ситуацию. Исследователи сходятся во мнении, что некоторые издания целенаправленно формируют определенное общественное мнение, при помощи специальных технологий и методов как дезинформация, тенденциозный анализ и метод «смещения акцентов», что в свою очередь ведет к манипулированию общественным мнением14. С другой стороны, в исследованиях, посвященных этнической журналистике отмечается и необходимость повышения уровня журналистской рефлексии в отношении проблематики этничности и мультикультурализма. Последнее особенно важно в связи с проблемой участия СМИ в освещении терактов и вооруженных конфликтов. Нередко средства массовой информации сознательно делают акцент на этнической составляющей конфликта, хотя, чаще речь идет о противостоянии политических и экономических элит, а не о столкновении народов. «По воле политиков, противниками становятся различные этнические и религиозные группы <.> журналисты при освещении конфликтных событий нередко используют искаженные факты, уничижительные этнические стереотипы противника и массу провоцирующих этнических идей"13.
В связи с тем, что проблема некомпетентности журналистов в области освещения этнических проблем и подходов была выявлена в ходе исследований, стали активно реализовываться проекты — круглые столы, форумы, конференции, семинары, разработка учебных программ и т. п., направленные на просвещение журналистов, повышение уровня публикаций, затрагивающих сложные и спорные аспекты межэтнических отношений и конфликтных ситуаций. Подобные проекты проводятся на территории всей.
14 См. Следзевский В. И., Филиппов В. Р., Хабенская Е. О. Аналитически отчет о результатах исследования «Преодоление ксенофобии в СМИ"/ Российская Академия Наук Центр цивилвдационных и региональных исследований// www.igpi.ru/bibl/-otherartic1/1 101 820 840.html ь см. Малъкова В. К, Остапенко Л. В. Этническая журналистика и проблемы толерантности// Пресса и этническая толерантность. Пособие для журналистов. М., 2001. с. 23- см. так же Отчет по мониторингу. 2-й этан.// Центр «Сова"// xeno. sova-center.ru/21371EF/17B8FC0- Кожевникова Г. Язык вражды в СМИ после Беслана: Поиски врага и ответственность журналистов// Библиотека Центра экстремальной жypнaлиcтики//www.cjes.ru/lib/content.php?-contentid=7384&categoryjd=4.
России16. Часто в ходе исследований отмечается, что до сих пор существует жесткая зависимость позиции автора от его этнической принадлежности, доминирование в общественном сознании этнической, а не общегосударственной или гражданской идентичности, и как результат.
1 7 отражение только одной из сторон любого общественного явления .
Признавая теоретические и практические результаты работы по развитию исследований этнической журналистики, о ее становлении как самостоятельного научного направления стоит говорить только применительно к последним десятилетиям XX — началу XXI вв. Но даже сегодня анализ освещения «этнической проблематики» в СМИ носит «несистемный характер и требует дальнейшей разработки"18.
Что касается исследований «этнического вопроса» в электронных изданиях, то по данной проблематике исследований крайне мало. До сих пор исследования, посвященные этнической журналистике касались, прежде всего, печатных СМИ, в меньшей степени масс-медиа и практически не затрагивали электронные средства массовой информации. На VI Конгрессе этнографов и антропологов России, проходившем в Санкт-Петербурге, директором МАЭ РАН Чистовым была организована пробная секция, посвященная Интернет-технологиям и Интернет-изданиям в этнологии, на которой начали обсуждение проблем, связанных с этнологическими.
16 см. Программа «Этническая толерантность в СМИ"// www.ethnodialog.org/Tolerant.htm — Этнические стереотипы в СМИ/СМИ в СНГ/ Бюллетень Европейского института средств массовой информации. № 6 (15). Июнь 2001 г./Интерньюс Россия// www.jntemevvs.ru/eim/-iune2001/ru.htm 1- См. Пресса и этнические стереотипы: круглый стол в Ставрополе // xeno. sova-center.ru//21 3716E/21 398СВ/485С596 — Асмолов А. Формирование установок толерантного сознания как теоретическая и практическая задача // Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения (материалы исследований и научно-практической конференции)// www.inguk.ru/biblio/rnulti/1asmolov.htm 1;
17 В 2002;2003 гг. в Казахстане НПО ИКС «Диалог» реализовывало программу «Внедрение принципов этнической толерантности в деятельность казахстанских СМИ». Основной целью программы было «побудить казахстанских журналистов к освещению этнических аспектов жизни общества и научить их приемам и методам толерантной журналистики, способствующей внутренней консолидации граждан. См. Программа «Этническая толерантность в CMH"//www.ethnodialog.org/Tolerant.htm.
18 Покровская A.A. «Этнический вопрос» в российских СМИ начала XXI в. // Национальные ценности: традиции и современность. Материалы конференции молодых ученых. Москва, 15 — 16 декабря 2005 г., М.: ИЭА РАН, 2006, с. 309 электронными ресурсами и освещением этнического в электронных СМИ19. В основном секция свелась к репрезентации уже имеющихся ресурсов по обозначенной тематике. Насколько известно, программа VII Конгресса уже не предусматривала такую секцию, видимо по причине недостаточной проработке проблематики этнического в Интернет-изданиях.
Таким образом, изучение репрезентации этничности в Интернет представляет собой актуальное и вместе с тем мало разработанное направление исследований. В нашей работе мы стремимся наметить возможные направления развития этого направления.
Объект диссертационного исследования: научные (интеллектуальные) сайты с этнической тематикой, о критериях выбора сайтов будет сказано ниже.
Предмет исследования: коммуникативная структура и образ этнического в научных и интеллектуальных сайтах.
Цель диссертационного исследования: анализ отражения дискурса этничности в контенте и структуре научного (интеллектуального) сайта, определение общих установок дискурса этничности в интеллектуальных веб-ресурсах.
Задачи работы:
Выявление и исследование основных направлений рефлексии об этничности в современном гуманитарном знании, представленном в ИнтернетИзучение существующих методик анализа веб-сайтов;
Разработка методологии оценки качества этнической информации в электронных СМИ.
Обзор источников.
19 В нашем обзоре большое Внимание уделено различным научным семинарам, конференциям и исследовательским проектам. Это обусловлено тем, что методика анализа этнической проблематики в СМИ разрабатывается не так давно российскими учеными, нет достаточного количества монографий и специализированных изданий и основную информацию можно получить именно из сборников, изданных по результатам научных мероприятий, из отчетов в сети Интернет по проведенным исследованиям.
На проблеме выбора источников следует остановиться достаточно подробно по причине многообразия не только типов веб-ресурсов, но и возможных способов тематизации и дискурсивных стратегий представления этничности в сети. Стоит сразу отметить многообразие «этнических» ресурсов: политические (http://www.polit.ru/), националистические http://nationalism.org/), коммерческие (http://www.etnosfera.ru/ogl.php), научные (www.iea.ras.ru). В данной работе более важным представляется не столько социологически — диагностический подход, сколько движение проблематики коммуникации, отсюда перенос интереса с радикализованной этничности на позитивную коммуникативную структуру.
Попыток создания типологий Интернет-ресурсов предпринималось немало. Их авторы исходили из разных позиций и задач, брали за основу.
20 разные характеристики и явления. Например, С. Сляднев, исходя из критерия отношением к деньгам, определяет четыре категории ресурсов: личные, некоммерческие, контент-сайты и коммерческие. Совершенно иные.
21 критерии легли в основу типологизации компании «Евровеб». Для построения системы типологизации приоритетными являлись цели, затраты, сроки разработки. Компания выделила следующие группы: визитки, промо-акции, электронные магазины, информационные сайты, корпоративные представительства, порталы и системы управления предприятием.
С позиции исследователя медиа приоритетными видятся.
22 содержание/контент и коммуникативная составляющая. «По характеру предъявляемого посетителю содержания представляется наиболее полной классификация сайтов на информационные, тематические, корпоративные, коммерческие и бонусные"23.
Для работы с Интернет-ресурсами, специализирующимися на этнической тематике, представляется необходимым разработка собственной.
20 Сляднев С. Типология сайтов // www.cyberinfo.ru.
21 см. Типология сайтов // www.euroweb.ru.
22 Калмыков А., Коханова Л. Интернет-журналистика М., 2005.
2'' Феномен корпоративных мент. Типология сайтов // http://rezident.narod.ru/typolog.htiii системы тииологизации сайтов. Это позволит создать определенную исследовательскую матрицу, систематизировать типы сайтов. Предложенная ниже типологизация, является достаточно схематичной и требует дальнейшей доработки.
Типы веб-сайтов с этнической тематикой:
Для удобства дальнейшего исследования, а также для более структурированного отбора источников для анализа автором была разработана векторная матрица тематического деления сайтов. Если обратиться к некому унифицированию ресурсов с этнической тематикой, то условно можно выделить два вектора типологии сайтов, причем позиция с каждого вектора может быть соединена с любой позицией из другого вектора24.
Первый вектор: Институциональный ресурс Периодическое издание, журнал Форум.
Живой журнал (ЖЖ) Личный сайт.
Второй вектор: Научный.
Научно-популярный.
Коммерческий.
Популярный.
Тип сайта определяется путем наложения составляющих обоих векторов. Примерная матрица типов сайтов:
Пример наложения позиции из первого вектора).
24 При определении типа сайта нумерация векторов значение не имеет.
1. институциональный веб-сайт. Ресурс представляющий некую организацию. научный институциональный: представляющий организацию, специализирующуюся на научном подходе и представляющей свои научные разработки и исследования в этнической тематике (сайт Института этнологии.
25 и антропологи РАН, Института Африки РАН http://www.inafr.ru).
— научно-популярный институциональный: представляющий организацию, чьи интересы могут лежат в сфере этнического. Основная цель в большинстве случаев презентация коллекций, материалов, в том числе популяризующих научное знание (сайт Российского этнографического музея http://www.ethnomuseum.ru/).
— коммерческий институциональный. Ресурс организации коммерческого характера, в силу своей деятельности размещающей информацию по этнической тематике (Сайты туроператоров, магазинов: Этнический магазин http://www.etnoniag.ru/. Этно магазин http ://www. idethno.ru/, Этно ресторан http://www.etnoresto.ru/) пример наложения позиций из второго вектора).
2. научный ресурс научное периодическое издание: научный электронный журнал (Этнографическое обозрение http://iournal.iea.ras.ru, Этножурнал www.ethnonet.ru, Научно-практический журнал «ИДНАКАР»: www.idnakar.ru ,) библиотека: оцифрованные исследования и монографии по гуманитарным наукам, в том числе этнической тематике (Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/defaultx.asp).
— научный личный сайт. Сотрудников научно-исследовательских институтов (личный сайт Н. И. Новиковой http://www.jurant.ru/ru/), деятелей культуры и искусства.
23 Институт этнологии и антропологии РАН // www.iea.rasj'u.
— научны ЖЖ. Страница в Живом журнале заполненная этнографической информацией, при условии, что автор является деятелем науки, студентом или аспирантом по специальности, (блог в Живом Журнале Андрея Туторского http://tutorski.livejournal.com/).
3. научно-популярные:
— периодические издания (Африкана — портал африканских проектов http://www.africana.ru/, Этно-онлайн народы и культуры мира www. ethno-online.ru) форумы (на сайте Бурятия, орг http ://www. buryati а. org/modules .php?name-'=Forums).
4. коммерческие:
— коммерческие периодические издания (Сайт журнала «Туризм и отдых» http://www.d-mir.ru/journal/tio/),.
— институциональные (сайт галереи).
Стоит заметить, что представленная типология достаточно условна, и принята мной как рабочая в данном исследовании. Каждый из обозначенных типов ресурсов формирует свой дискурс этничности, этничность как научное знание, как идеологический инструмент влияния, как товар, как экзотичная картинка. В рамках данной работы больший интерес представляют интеллектуальные веб-сайты, то есть ресурсы, основанные на научном или близком к научному подходе и материале.
Нельзя не упомянуть о достаточном количестве радикально-националистических ресурсов, представленных как в виде отдельных сайтов, так и в качестве подборки информации и тестов в личных блогах. В последнее время намечается тенденция умирания сайтов с данной агрессивно-националистической тематикой и все большее ее развитие на личных страницах в ЖЖ, то есть перекочевка на личные блоги. Политизированные сайты и радикальные этнонационалистические ресурсы не привлекались в качестве источников, поскольку результат их анализа во многом предопределен и содержание дискурса этничности достаточно прозрачно.
В данной работе наиболее важной представляется проблематика позитивной коммуникации, отсюда перенос интереса с радикализованной этничности на коммуникативную структуру интеллектуальных ресурсов.
Для анализа были отобраны интеллектуальные Интернет-издания, содержащие информацию по этнической и антропологической тематике: сайт Африкана портал африканских проектов http://www.africana.ru/, сайт научного электронного издания Этно-журнал www.ethnonet.ru, сайт Российского этнографического музея http://www.ethnomuseum.ru/, сайт Института этнологии и антропологии РАН www.iea.ras.ru, информационный сайт, посвященный социальной антропологии http://www.etnograf.ru/, личный сайт ученого, в частности д.и.н., проф. В. А. Тишкова http://valerytishkov.га!, блог в Живом Журнале этнографа Андрея Туторского http: //tutor ski. И ve ] our nal. com/, сайт база данных Этнография народов России http://www.ethnology.ru/.
В качестве источников для анализа по представленным методологиям были выбраны вышеуказанные сайты. Каковы же критерии выбора именно этих веб-ресурсов? Для анализа были отобраны интеллектуальные Интернет-издания, содержащие информацию по этнической и антропологической тематике. Один Интернет-ресурс можно определить как научное, институциональное издание, другой как популярное. В ходе анализа сайтов представляется интересным выяснить соотношение уровня качества ресурсов, авторитетности и легитимности представленной информации, сравнить потенциальную аудиторию и цели проектов.
Отобранные ресурсы существуют уже несколько лет, заслужили репутацию серьезных информационных изданий. Краткая характеристика ряда источников: Африкана портал африканских проектов является авторитетным изданием в области африканистики, экономических, политических и туристических проектов, связанных с Африкой. Ресурс объединяет большое количество африканцев, живущих, работающих и учащихся в России, на ресурсе публикуется актуальная информация о событиях связанных с африканской тематикой. Африкана один из ведущих электронных СМИ по данной тематике. Издание зарегистрировано в Минпечати.
Этно-журнал, официальное научное издание, зарегистрированное в Минпечати. За время существования сайт успел зарекомендовать себя как достаточно серьезное научное периодическое издание. Ресурс является востребованным не только у студентов и аспирантов по специальности этнография, культурная и социальная антропология, но и у именитых ученых. Сайт консолидирует сообщество молодых ученых, способствует их научному росту, как за счет публикаций, так и организовывая научные всероссийские конференции. Сайт располагает обширной базой о национально-культурных организациях, дает оперативную информацию о научных мероприятиях. Ресурс один из немногих сугубо электронных научных журналов.
Сайт Российского этнографического музея (РЭМ). Ресурс представляет ведущий российский музей по проблематизируемой тематике, заведение в котором работают специалисты и ученые высокого уровня. Именно авторитет и специалисты РЭМа дают сайту многочисленных пользователей, интересную и заслуживающую доверия информацию.
Помимо веб-сайтов материалом для анализа стали интервью с сотрудниками представленных ресурсов26, позволяющие составить более отчетливое впечатление о намерениях и установках создателей сайтов, по внутреннему устройству сайта, критериям отбора информации, приоритетам издания. Подробности связанные с функционированием Этно-журнала и.
26 интервью с Анной Бражкиной, редактором Африкана и Новая Африка из личных архивов автора. Так же интервью с сотрудниками МАЭ на 9-й ежегодной Международной конференции EVA 2006 сайта ИЭА РАН известны в силу служебного положения автора исследования.
Методология.
Основные методологические направления, которые будут использованы в работе можно условно подразделить на две группы: методики анализа текстового массива, дискурса этничности и методики анализа качества Интернет-ресурсов. Кроме исследований этнической журналистики27, потребуются работы по проблематике этничности28, постколониальные исследования29, медиа анализ. В работе будут использованы методологии анализа Интернет-ресурсов, разработанные в рамках европейских исследовательских проектов30. Так же будет использован метод сравнительного анализа. Для работы с текстовым контентом сайтов частично будет применен метод критического дискурс-анализа. В качестве вспомогательной будет использоваться подходы методики эвристического примитивизма/ минимализма, которые по-своему «приближают антропологию к реальной, неискаженной культурной действительности и состоят в максимально возможном исключении Я-позиции и высвобождении «голоса» Другого в антропологическом тексте и описании — т. е. собственно в этнографии. Эта позиция закрепляется в формулировке «Другие Голоса"31. Пространство интернет дает широкие возможности для презентации полифонии голосов этнической группы.
27 См.- Малькова В. К. Образы этносов в республиканских газетах (Опыт этносоциологического исследования). М., 1991; Малькова В. К., Ткшков В. А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М., 2002; Малъкова В. К. Диагностика толерантности в средствах массовой информации. М., 2002.
28 28 Sollors, Werner. Foreword: Theories of American Ethnicity // Theories of Ethnicity: a Classical reader. N.Y., 1996. Pp. X-XXXV.
29 Сайд В. Эдвард Ориентализм. Западные концепции Востока, СПб, 2006; Сайд В. Эдвард http://sgu.ru/faculties/liistorical/sc. publication/historynewtime/nin/does/l .4. pdf j0 Руководство «Принципы качества веб-сайтов по культуре"// http://www.minervaplus.ru/docums/10pmcp.htm: Руководство к анализу по проекту Russian-Cyberspase.org http://www.ruhr-uni-bochum.de/russ-cyb/survev/forms/ru/alf ru. pdf jl Рубел П., Чегрипец М. Исследовательские стратегии в современной американской культурной антропологии: от «описания» к «письму» // http://www.soc.pu.rU/publications/issa/1998/2/7chegrin.html.
Следует отметить, что в Европе и США существует и активно развивается академическая дисциплина «Интернет-исследований» (Internet Studies), изучающая воздействие Интернета на общество и культуру. В Европе, особенно в Соединенных Штатах исследования по влиянию средств массовой информации на формирование образа мыслей, стереотипов, установок поведения ведутся давно и более интенсивно32.
Научная новизна работы состоит в том, что предпринимается попытка определения вектора создания методологии анализа интернет-контента, определения дискурсов этничности в сети, электронные ресурсы позиционируются как социально значимые в вопросах трансляции научного этнографического знания, продвижении идей терпимости и мультикультурности, нациестроительства и этнического многообразия.
Практическая значимость результатов исследования.
Результаты исследования могут быть использованы для анализа интернет-контента. Полученные выводы позволят улучшить контент ресурсов, содержащих этническую тематику, смогут способствовать формированию более выраженного и зрелого научного дискурса этничности в сети.
Структура работы и апробация ее результатов.
Диссертационная работа состоит из Введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы, состоящего из источников, в том числе на иностранных языках, словаря терминов.
Заключение
.
Анализ интеллектуальных веб-сайтов Рунета на предмет определения репрезентации этничности, форм ее конструирования в глобальной сети, изучение основных направлений рефлексии об этничности в Интернет, выяснение места данного сегмента, массовой информации в современном гуманитарном знании, а также характеристика существующих методик анализа веб-сайтов с тематической гуманитарной направленностью и предпринятая автором попытка создания собственной методики анализа структуры и содержания веб-ресурса с этнической тематикой позволяет сделать следующие выводы:
1. Говорить о создании полноценной методологии анализа ресурсов с этнической тематикой пока не представляется возможным, скорее в исследовании была представлена аналитическая матрица, при помощи которой можно определить способы и направления конструирования этничности.
2. На основе проведенного анализа веб-ресурсов видно, что в глобальной сети понятие этничность достаточно размыто, нет его четких критериев и определений. Каждый автор текста ориентируется на свое восприятие этничности, некоторые специалисты просто заменяют им понятие этнос, другие вкладывают более глубокий смысл, в связи с чем, дискурс этничности опирается на множество подходов к проблеме и теорий, язык повествования об этничности также крайне разнороден. Можно говорить о формировании в Рунете научного дискурса этничности, который также пока не имеет четких контуров. Вместе с тем, ярко представлен в сети дискурс полифонии этнических голосов.
3. Поскольку «глобальная компьютерная сеть, благодаря сложности ее регулирования государством, оперативности в доступе к информации, легкости публикации, возможности сохранять анонимность и т. д. часто выступает мощным инструментом разжигания расовой ненависти и нетерпимости, придания межэтническим отношениям конфликтогенного характера»" 3, то роль и значение интеллектуальных веб-сайтов особенно важны для создания некого информационного противовеса.
4. Обмен мнениями в пространстве российского Интернета по текущим этнокультурным событиям способствует поиску индивидуального и адекватного пути понимания целей и задач, тактики и стратегии общественного развития, осознания национальных задач, даёт возможность находить общеприемлемые формы преодоления и предупреждения конфликтных межэтнических ситуаций, способствует нациестроительству. Одной из целей, стоящих перед интеллектуальными веб-сайтами с этнической тематикой, является создание привлекательного и понятного образа науки, формирования у молодых учёных осознанного желания и стремления проявить себя в этой области, также пропаганда идей межкультурного диалога и толерантности.
5. Именно интернет-издание обладает реальной возможностью воздействия на сознание граждан, привлечения общественности к реализации приоритетных национальных проектов, направления усилий на решение актуальных задач общественного и государственного развития. Социальный потенциал Интернета очень велик, и главное — суметь рационально его использовать, формировать правильные ценностные ориентиры: идеи толерантности, межкультурного диалога и взаимного национального уважения.
6. При неоспоримой необходимости грамотного освещения событий с этнической составляющей, аккуратного транслирования этнических материалов, не должно быть перегибов в другую сторону, когда под предлогом идей толерантности нивелируются этнические и культурные различия, когда полностью устраняется любое упоминание о этнической, религиозной, культурной идентичности, когда только за использование этно.
11S Макаров A.B. Репрезентация масс-медиа этносферы Республики Беларусь http://www.ethnonet.ru/ru/pub/2006;05.htm] значимой характеристики, термина можно быть обвиненным в разжигании межнациональной розни.
7. Представляется необходимым сохранить баланс в транслировании и анализе этнически насыщенной информации, как в СМИ, так и в пространстве Интернета. Естественно не стоит прятать и замалчивать те этнонациональные конфликты, столкновения и недоразумения, которые имеют место быть. Е1о необходимо максимально отдавать себе отчет о той ответственности, которая лежит на авторах или исследователях, чья задача не способствовать разрастанию и продолжению конфликта.
8. Приведенная в работе модель анализа и оценки качества ресурсов, может быть практически использована и для работы с другими сайтами этнической тематики. Полезной такая схема оценки сайта может быть как для разработчиков и авторов ресурса, так и для пользователей.
9. Многие положения исследования прошли апробацию в работе над сайтом электронного научного издания «Этножурнал», а также в ходе поддержки и обновления контента официального сайта Института этнологии и антропологии РАН. Продемонстрированная в исследовании модель анализа сайтов может быт применена на практике, в частности ее капсульное внедрение осуществлялось в работу над порталом Африкана, ряд сайтов, сотрудничающих с ЮНЕСКО в рамках программы «Информация для всех».
10. Полученные выводы позволяют улучшить контент ресурсов, содержащих этническую тематику, могут способствовать формированию более выраженного и сформированного научного дискурса этничности в сети.
11. В ходе исследования наметились новые проблемы и вопросы, связанные с тематизацией этничности в Интернете: возможность конструктивного диалога различных онлайновый дискурсов этничности, проработка объекта и субъекта этнической идентичности, экспертная оценка адекватности этнической коммуникации и др.
Список литературы
- Источники:1. Африкана www.africana.ru
- Б лог в Живом Журнале Андрея Хуторского http ://tutorski .Iive- ournal .com/
- Информационный сайт, посвященный социальной антропологии http://www.etnograf.ru /
- Личный сайт д.и.н., проф. В. А. Тишкова h tt р: //v al er yti sh ко v. ru
- Сайт Института этнологии и антропологии РАН www.iea.ras.ru
- Сайт Российского этнографического музея www.ethnomuseum.ru
- Энциклопедия Этнография России http://www.etno.clow.ru/
- Этнография народов России htip://www.ethnology.ru/
- Этно-Журнал www.ethnonet.ru
- Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика, М., 1989
- Винер Б.Е. Постодернистский конструктивизм в российской этнологии // Журнал социологии и социальной антропологии 2005 том VIII, № 3
- Винер Б.Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения // Этнографическое обозрение. 1998 № 4
- ВодакР. Язык. Дискурс. Политика. Волгоград, 1997
- Гудков Л., Дубин Б. Своеобразие русского национализма // Pro et Contra 2006 сентябрь октябрь, с. 6−24
- Декларация принципов терпимости http://www.un.ощ/ru/documents/deelcony/dec 1 aras ions/lolerane.shtml
- Дейк T.A. ван. Язык. Познание. Коммуникация. M., 1989
- Дейк Т.А. ван. Принципы критического анализа дискурса // Перевод и лингвистика текста. М., 1994, с. 169−21 710Джайлс, Боб Журналистика в эпоху «Всемирной паутины» // http://journalism.narod.ru/inte.rnet/0001 .htm.
- Дьякова Е.Г., Трахтенберг АД. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. Екатеринбург, 1999
- Жуков КВ. Критический анализ дискурса печатных СМИ: особенности освещения северокавказского конфликта 1998−2000 гг.: Автореф. дис.-Твер. гос. ун-т.- Тверь, 2002
- Зверева Г. И. Националистический дискурс и сетевая культура. Риторика «своих» и «чужых» в публичной политике, прессе и гуманитарной науке // Pro et Contra 2006 сентябрь октябрь, с. 25−39
- Лебедева Н.М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г. Межкультурный диалог в школе Книга 1. Теория и методология. М., 2004
- Ю.Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М., 2003
- Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека М. 2003
- Малахов B.C. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. 1998. № 2 с. 43−53
- Малахов B.C. Этничность в Большом городе // Русский журнал http://www.russ.ru/ciilture/teksty/etnichnostvbolshomgorocle
- Малахов B.C. «Война культур», или Интеллектуалы на границах опубликовано в журнале «Октябрь» 1997 № 7 с. 149−156 http://www.igpi.rU/info/people/frie.nds/malakhov/articles/l 132 598 306. html
- Майничева А.Ю. Проблемы этничности и самоидентификации в работах зарубежных авторов: историографический очерк // Сибирская заимка № 1, 2004 http://www.zaimka.ru/01 2004/mainichevaethnic
- Малькова В. К Москва многокультурный мегаполис. М., 2004
- Малькова В. К Этнические аспекты журналистики. Из опыта анализа российской прессы. М., 20 042%.Малькова В. К, Остапенко Л. В. Этническая журналистика и проблемы толерантности// Пресса и этническая толерантность. Пособие для журналистов. М., 2001
- Малькова. B.K. Образы этносов в республиканских газетах (Опыт этносоциологического исследования). М., 1991
- Малькова В. К, Тышков В. А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М., 2002
- Малькова В, К. Диагностика толерантности в средствах массовой информации. М., 2002
- Наржимская A.A. Применение методики дискурс-анализа при интерпретации текстов газетных публикаций.// Г уманитарная культура и этноидентификация: Труды молодых ученых. Выпуск 2. М., 2005. с.263−269
- Неретина С.С. Автор и дискурс // Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. М., 1998. с. 39−47 // http://www.philosophy.ru/iphras/lLbrary/wealtrue/neretl.htm
- Отчет по мониторингу. 2-й этап.// Центр «Сова"// xeno. sova-center.ru/2137 lEF/17B8FC0
- Повышение качества для граждан Европы Программа Минерва http://www.minervaeurope.org/piiblications/qualitycriterial 2draft/apendix4 .htm
- Программа Европейского сообщества e-Contentplus http://europa.eu.lnt/information society/activities/econtentplus/lndexen.ht Ш
- Пресса и этнические стереотипы: кру. шый стол в Ставрополе http://xeno.sova-center.rU//213 716Е/21 398СВ/485С596
- Проект «Мониторинг межэтнических отношений, культивируемый в Краснодарском крае» / Краснодаская городская общественная организация «Центр понтийско-кавказских исследований"/ http://kpd.nvrsk.ru/monit/2003/5−03--03.htm
- Программа «Этническая толерантность в СМИ"// www.ethnodialog.org/Tolerant.htm
- Рубел П., Чегринец М. Исследовательские стратегии в современной американской культурной антропологии: от «описания» к «письму» // http://www.soc.pu.rU/publications/jssa/1998/2/7chegrin.htiTsl
- Сагитова Л. Региональная идентичность: социальные детерминанты и конструктивная деятельность СМИ (на примере Республики Татарстан)// Этно-Журнал № 4, 2003// http ://www. ethnonet. ru/ru/pub/1003−01 .html
- Сайд В. Эдвард Ориентализм. Западные концепции Востока, СПб, 20 064 6. Сайд Э.http://sgu.rU/faculties/historical/sc.publication/historynewtime/n i n/docs/14 ¦pdf
- Стефанеико '/./ '. Этнопсихология. М, 1999
- Соколовский C.B. Вепсская автономия: социокогнитивный анализ местной прессы // Этнография финно-угорских народов. Тарту, 1990-
- Антропология. Меньшинства. Мультикультурализм. Вып.4 (ноябрь 2003). Краснодар, 2003
- Соколовский С.В. Третий путь, или попытка объяснения в разделенном сообществе // Мир России. 1994 т. З № 2
- Тиьиков В.А. Этнология и политика, М., 2001
- Тишков В.А. Реквием по этносу. М., 2003
- Тигиков В.А. СМИ и ксенофобия // Этно-журнал http://www.ethnonet.ru/ru/pub/1612−04.html
- Уаллакотт Дж. Сообщения и значения // Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: Методология анализа и практика исследований. М., 2002. с. 155−161
- Фуко M. Археология знании. Киев, 199 651 .Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996
- Сб. Чужие» здесь не ходят. Радикальная ксенофобия и политический экстремизм в социокультурном пространстве современной России М., 2004
- Шнырельман В. Расизм вчера и сегодня // Pro et Contra 2006 сентябрь октябрь, с. 41−65
- Этнические стереотипы в СМИ/СМИ в СНГ/ Бюллетень Европейского института средств массовой информации. № 6 (15). Июнь 2001 г./Интерньюс Россия// www. i nternews. г u/e im/-june2001 /ш .htm
- Barth, Fredric. Ethnic Groups and Boundaries // Theories of Ethnicity: a Classical reader. N.Y., 1996. Pp.294 323
- Nahirny, Vladimir, Fishman, Joshua A. American Immigrant Groups: Identification and the Problem of Generations // Theories of Ethnicity: a Classical reader. N.Y., 1996. Pp.266−280
- Discourse and discrimination, ed. By Geneva Smitherman-donaldson and Van Dijk, Detroit, 1988
- Brussels Quality Framework (Брюссельская структура качества) http://www.w3c.it/papers/cultureAcrossCultures.pdf
- Dijk Т.A. van. Prejudice in Discourse. Amsterdam, 1984
- Fairclough N. Discourse and Social Change. Cambridge, 199 261. Fairdough N. Critical Discourse Anlisis: The Critical Study of Language. L., 1995
- Halliday M.A. Language as Social Semiotic: The Social Interpretation of Language and Meaning. 2nd ed. L., 1978
- Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns. Frankfurt/M., 1981 1Q. Bernstein B. Class, Code and Control 1: theoretical Studies towards the
- Sociology of Language. L., 1971 ll. Sollors, Werner. Foreword: Theories of American Ethnicity // Theories of
- Ethnicity: a Classical reader. N.Y., 1996. Pp. X XXXV 12. Cohen, Abner. The Lesson of Ethnicity // Theories of lithnicity: a Classical reader. N.Y., 1996. Pp. 371- 380
- Энциклопедические и справочные издания:
- Общие понятия и термины // Народы и религии мира: Энциклопедия. М., 20 021. Периодические издания:
- Левада Ю. Будет взрыв ненависти к чеченцам // Новые известия, 4 сентября 2004
- Мукомелъ В. Своими ксенофобиями мы лишь усугубляем проблемы // Независимая газета, 6 октября 2004
- Тишков В.А. СМИ и конфликты //11е зависимая газета. 10 апреля 1994