Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Жизненные стратегии молодежи постсоветской Бурятии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Охарактеризовать виртуальные практики молодежи Бурятии. Хронологические и территориальные рамки исследования Хронологические рамки исследования i охватывают период с момента распада Советского Союза по настоящее время. Это объясняется тем, что в данный временной отрезок произошли наиболее значимые события, определяющие современный социально-экономический, политический и культурный^ облик России… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Молодежная культура как объект научного исследования
    • 1. 1. Определение понятия молодежь: социально-демографическая группа или исследовательский конструкт
      • 1. 1. 1. Возрастные границы молодежного периода
      • 1. 1. 2. Молодежь как социокультурное явление
    • 1. 2. Понятия молодежная культура, субкультура, контркультура, стиль жизни, жизненная стратегия
      • 1. 2. 1. Теоретическое осмысление понятий молодежная культура / субкультура / контркультура
      • 1. 2. 2. Критический анализ понятия «субкультура». Типология субкультур
      • 1. 2. 3. Отечественные определения аутентичных культурных практик молодежи: понятия «неформальная молодежь» и «тусовка»
      • 1. 2. 4. Понятие «стиль жизни»
      • 1. 2. 5. Новый подход в изучении культурных практик молодежи: понятие «жизненная/культурная стратегия»
  • Выводы из первой главы
  • Глава 2. Жизненные стратегии городской молодежи постсоветской Бурятии
    • 2. 1. Городская молодежь: конвенциональная стратегия
      • 2. 1. 1. Специфика города Улан-Удэ
      • 2. 1. 2. Социальный статус молодежи республики Бурятия
      • 2. 1. 3. «Конвенциональная» молодежь Улан-Удэ: стратегия культурного большинства
    • 2. 2. Городская молодежь: альтернативная стратегия
      • 2. 2. 1. Общая характеристика неформальной тусовки города Улан
  • Удэ
    • 2. 2. 2. Культурное противостояние молодежных сообществ города
  • Выводы из второй главы
    • Глава 3. Жизненные стратегии сельской молодежи постсоветской Бурятии
    • 3. 1. Сельская молодежь в городе Улан-Удэ: стратегия социокультурной адаптации
    • 3. 1. 1. Процессы модернизации, урбанизации и миграции в Республике Бурятия
    • 3. 1. 2. Понятие «социальная адаптация»
    • 3. 2. Объекты адаптации выходцев из села
    • 3. 2. 1. Объект I — город
    • 3. 2. 2. Объект II — Высшее учебное заведение
    • 3. 2. 3. Объект Ш — место проживания
    • 3. 2. 4. Объект IV — социальная среда: горожане, земляки
    • 3. 2. 5. Результаты адаптации сельской молодежи к городскому и образовательному пространству
  • Выводы из третьей главы
    • Глава 4. Виртуальные практики молодежи Бурятии
    • 4. 1. Новое коммуникативное пространство молодежи (информационное)
    • 4. 2. Особенности виртуальных практик молодежи Бурятии
    • 4. 2. 1. Интеграционные стратегии бурятской молодежи (на примере сайта бурятского народа)
    • 4. 2. 2. Социальные сети и блоги в виртуальном пространстве
  • Выводы из четвертой главы

Жизненные стратегии молодежи постсоветской Бурятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Современное российское общество находится в состоянии трансформации, наблюдаются постоянные изменения в экономической, политической и социальной областях. Важнейшим событием глобального масштаба в XX веке стал распад Советского Союза. Гражданам вновь образованных государств, в числе которых находится и Россия, приходится проходить болезненный процесс адаптации к новым социокультурным условиям, который, по всей видимости, будет длиться довольно долго. В период социальных перемен в особо' уязвимом положении оказываются наименее защищенные группы, в том числе и молодежь. Именно от социального самочувствия молодежи, реализации ее жизненных планов и стратегий зависит завтрашний день российского общества. В постсоветский период появились новые социальные условия, которые влияют на жизнедеятельность молодых людей:

• Неустойчивость современных социальных институтов и отсутствие государственных гарантий;

• Бремя сверхвыбора и «общество риска»;

• Изменения в. экономической и политической сфере российского государства.

Молодежная проблематика долгое время находится в фокусе внимания отечественных исследователей. Однако вектор в изучении молодежи постоянно менялся. В советский период молодежь рассматривалась как единственная надежда и опора общества, его будущий строитель. После распада СССР в исследованиях стал доминировать подход к рассмотрению девиантной составляющей в жизненных и ценностных установках молодежи.

За годы исследования молодежи в социальных науках укрепилось отношение к ней, как единой < социально-демографической группе, выделяющейся на основе общих возрастных характеристик, проходящей особый процесс адаптации к окружающей социокультурной среде. До сих пор идут активные дискуссии по поводу возрастных рамок молодежного периода.

В сегодняшнем российском обществе молодежь дифференцирована по многим параметрам: экономическим, образовательным, профессиональным, этническим, религиозным и т. д. На наш взгляд более перспективным-является отход от рассмотрения молодежи как унитарной группы. В данной работе хотелось бы избежать крайностей в рассмотрении «молодежи как будущего» и «молодежи сквозь призму девиации», а также оценочных суждений. Очень важным представляется изучение региональных особенностей молодежи (на примере Республики Бурятия и города Улан-Удэ). Это позволит выявить то, что объединяет молодежь в нашей стране независимо от региона проживания, этничности, вероисповедания, экономических условий и т. д., а также специфические характеристики молодежи изучаемого региона.

Степень научной разработанности темы.

В зарубежной и отечественной науке существует большое количество работ, посвященных молодежи и молодежной культуре. Они являются предметом-изучения многих наук, среди них философия, социология, психология, этнология, культурология. Таким образом, наиболее перспективнымнаправлением в исследовании молодежной проблематики становится-междисциплинарный подход.

За годы разработки молодежной тематики в социальных науках устоялась тенденция рассматривать молодежь посредством характеристик, которые можно обозначить понятием юсизм. В рамках данного подхода молодежь рассматривается как единая, унифицированная группа (в отечественных исследованиях ее называют социально-демографической), выделяемая на основе возрастных особенностей и внешних признаков. При этом возраст становится основанием для дискриминации молодых людей по принципу «уже не ребенок, но еще не взрослый», в силу чего молодежь оказывается в маргинальном положении-. Классические зарубежные теории, изучающие молодежь в данном русле связаны с именами С. Холла (открыл феномен подростковости), К. Мангейма (разработал концепцию поколения), Т. Парсонса ввел в научный обиход понятие «молодежная культура»).1 Важный вклад в изучение молодежной культуры на западе внесли ученые из Центра Современных Культурных исследований Бирмингемского университета (70−80 годы. XX века), которые разрабатывали концепцию субкультуры (С. Холл, С. Коен, М. Брейк, Д. Хебдидж и др.). Впоследствии в рамках этой школы была предпринята критика «гендерной слепоты» (А. МакРобби, К. Гриффин).этно и евроцентризма." В русле постмодернистской парадигмы работают такие ученые, как А. Беннет, С. Редхэд, С. Торнтон, ML Физерстоун и т. д. Перспективное направление в изучении взаимодействия глобального и локального в идентичностях и практиках молодежи развивает X. Пилкингтон.

В' России тема молодежи настоящее развитие получает с середины 60-х годов XX века. С этого момента начинают накапливаться теоретические разработки, посвященные молодежному вопросу. В основном молодежь в советских науках рассматривалась как социально-демографическая* группа, выделяемая на основе общих возрастных характеристик, внешних признаков, проходящая, особую стадию социализации (И.С. КонВ.Т.Лисовский и др.). Устраивались дискуссии по поводу возрастных рамок молодежного* периода о.

В.Н. Боряз, И. А. Громов, С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский и др.). О подвижности границ периода молодости говорил П. И. Бабочкин.4 Юность считалась особым периодом в жизни каждого человека, во время которого происходило усвоение знаний, умений, навыков, ценностей на всю дальнейшую жизнь (В.И Переведенцев).5.

В отечественных социальных науках сложилась терминологическая неясность в описании молодежных культурных практик, для описания одних и.

1 Омельченко Е. Л. Молодежь: открытый вопрос. Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга», 2004. С. 71−74. л.

Омельченко Е. Л. Идентичности и культурные практики российской молодежи на грани XX—XXI вв. Автореф. дис. док. социол. наук. М., 2005. С. 7.

3 Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. — М.: Социум, 1999: С. 109−110.

4 Бабочкин П. И. Становление жизнеспособной молодежи в изменяющемся обществе. — М., 2000.-232с.

5 Переведенцев В. И. Молодежь и социально-демографические проблемы СССР / Отв. Ред. В. Н. Шубкин. — М.: Наука, 1990. С. 3. тех же явлений используются термины «субкультура» / «контркультура» / «стиль жизни» / «неформальные молодежные объединения». Начало периода перестройки ознаменовалось, появлением исследовательского интереса к аутентичным молодежным практикам, которые определяются как унеформальные молодежные объединения (А.С. Запесоцкий, Д. В. Ольшанский, В. Н. Шкурин и др.) — С конца девяностых годов в отечественной науке' возник интерес к понятию «молодежная субкультура» (Д.В. Громов9, Т.Г. Исламшина10, В. Костюшев", С.И. Левикова12, E.JI. Омельченко13, Т.Б. Щепанская14 и др.). В советское время ценности и идеалы молодежной субкультуры и контркультуры подвергались критике, считались антиобщественными (Ю.Н. Давыдов, И.Б. Роднянская15- В.Ц. Худавердян16 и< т.д.).

Особый интерес" представляют научные разработки понятия,"стиль жизни". Свои истоки, данная, проблематика берет в трудах М: Вебера, Т. Веблена и Г. Зиммеля. Важнейшая, роль в его развитии принадлежит французскому социологу П. Бурдье. Стиль жизни нашел отражение в исследованиях.

17 ' советских ученых. Однако свое настоящее развитие данное понятие получает.

6 Запесоцкий А. С. Файн. А. П. Эта непонятная молодежь: Проблемы неформальных молодежных объединений. — М., 1990. — 223с.

7 Ольшанский Д. В. Неформалы: Групповой портрет в интерьере. — М.: Педагогика, 1990. -192с.

8 Шкурин В. Н. Неформальные молодежные объединения. — М. ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1990. 140с.

9 Громов Д. В. Люберецкие уличные молодежные компании 1980;х годов: субкультура на перепутье истории // Этнографическое обозрение. 2006. № 4. С. 23 — 38.

10 Ислаишина Т. Г. Молодежные культуры и субкультуры. Казань: КТГУ, 1997. — 113с.

11 Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга: социологический и антропологический анализ / Под ред. В. Костюшева. СПб.: Норма, 1999. — 304с.

12 Левикова СИ. Молодежная субкультура. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 608с.

13 Омельченко E.JI. Молодежные культуры и субкультуры. — М.: Ин-т социологии РАН, 2000. -264с.

14 Щепанская Т. Б. Система: тексты и традиции субкультуры/Т.Б.Щепанская. — М.: ОГИ, 2004.-286с.

15 Давыдов Ю. Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры. — М., 1980. — 264с.

16 Худавердян В. Ц. Современные альтернативные движения: (Молодежь запада и «новый» иррационализм). — М.: Мысль, 1986. — 150с. — (Критика буржуазной идеологии и ревизионизма).

Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы / Ануфриева Р. А., Головаха Е. И., Донченко Е. А. и др. — Киев: Наукова думка, 1982. — 372с. в постсоветский период, в связи с появлением рыночной экономики в России и ростом потребительских возможностей (С.Ю. Митрофанова18, Я.М. Рощина19,.

Г. И. Осадчая20и т.д.).

Сложный процесс трансформации, который переживает современное российское общество, актуализировал многочисленные вопросы в научном мире: адаптация молодых людей в обществе риска (В.И. Чупров, Ю. А. Зубок, 21.

К.Уильямс), уровень жизненных притязаний современной молодежи (B.C. Магун, М.В. Энговатов"), проблемы социокультурной интеграции молодежи.

А.С. • Запесоцкий), формирование молодежных идентичностей (М.Н. Губогло24) и т. д.

Разработкой теоретических аспектов понятия «жизненная стратегия» занимались К. А. Абульханова-Славская25, Т. Е. Резник, Ю.М. Резник26 и др.

Перспективное направление в изучении жизненных стратегий и культурных практик российской молодежи развивают ученые из научно-исследовательского центра «Регион» под руководством E.JI. Омельченко* (О. Доброштан, Э. Шарифуллина, И. Костерина и др.).

Молодежь республики Бурятия находится в фокусе исследования ряда1 ученых. Так, исследованиями культурных практик города Улан-Удэ занимались.

IЯ.

Митрофанова С. Ю. Жизненные стили подростков как показатель их социального статуса // Социальные процессы и молодежь: взгляд в будущее. Самара. СФ МГПУ. 2004. С. 209 -213.

19 Рощина Я. М. Дифференциация стилей жизни россиян в поле досуга // Экономическая социология. 2007. Т. 8. № 4. С. 23−42.

Осадчая Г. И. Стиль жизни молодых горожан: трансформация и региональная дифференциация. // Социологические исследования. 2002. № 10. С. 88−94.

21 Молодежь в обществе риска / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, К.Уильямс. — М.: Наука, 2003.

230с.

Магун В.В., Энговатов М. В. Межпоколенная динамика жизненных притязаний молодежи и стратегий их ресурсного обеспечения: 1985;2001 гг. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С. 180−233.

Запесоцкий А. С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. — СПб.: ИГУП, 1996. -350с.

24 Губогло М. Н. Идентификация идентичности: Этносоциолог. очерки /М.Н. ГубоглоИн-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. — М.: Наука, 2003. — 765с.

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 299с.

26 Резник Т. Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности // Социологические исследования. 1995. № 12. С. 100−105.

07 OS? OQ ол i.

H. Халудорова" - С. А. Панарин, А. Бадмаев, К. Митупов, Н. Карбаинов. Однако большинство1 исследований охватывают временной отрезок до распада Советского Союза, молодежь постсоветского периода изучена слабо.

Сельская молодежь также вызывает исследовательский интерес ученых Бурятии. Изучением ценностей, традиций, социализации русской сельской молодежи занимаются И. И. Осинский и Т. Н. Бояк.32 Вопросы социализации.

2 о бурятской молодежи в условиях двуязычия исследует И. Г. Балханов. На наш взгляд адаптация бурятской молодежи в городе Улан-Удэ требует более детального изучения в связи с тем, что после распада Советского Союза отмечается активный миграционный потокбурятского населения из деревень в городданная тенденция сохраняется', долгое время, и, вероятно, будет нарастать.

Существует немалое количество отечественных исследований, посвященных влиянию СМИ на общественное развитие, в том числе на ценностные ориентации молодежи34. Работы, исследующие влияние Интернет на общественное развитие немногочисленны, и в, основном носят теоретический-характер:35 Единичны труды, изучающие бурятский сегмент сети. Среди* них можно назвать статьи И. Абдуловой и Д. Бороноевой. В связи с этим.

Халудорова Н. Молодежь Улан-Удэ: «Султанки», «Генералы», «Чанкайшисты» // Вестник Евразии, 2002. -№ 1. С. 167−172.

28 Панарин С. А. Предисловие: феномен Улан-Удэ // Вестник Евразии, 2002. -№ 1. С. 85−88.

29 Бадмаев’А. Неформальные молодежные ассоциации в Улан-Удэ // Вестник Евразии, 2002. -№ 1.С. 89−103.

30 Митупов К. Группировки семидесятых: воспоминание-комментарий к статье А.Бадмаева. // Вестник Евразии, 2002. -№ 1. С. 104−109.

31 Карбаинов Н. «Городские» и «головары» в Улан-Удэ (молодежные субкультуры в борьбе за социальное пространство города) // Вестник Евразии, 2004. № 2. С. 170−183.

32 Бояк Т. Н., Осинский И, И. Русская сельская молодежь: традиции и ценности. — Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2000. — 242с.

Балханов И. Г. Двуязычие и социализация. — Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2002. — 253с.

34 Молодежная культура и СМИ // Научное издание. — М.: Серебряные нити, 2006. — 200с.

35 Интернет и российское общество / Под ред. И. СеменоваМоск. Центр Карнеги. — М.: Гендальф, 2002. — 279с.

Перфильев Ю. Ю. Российское Интернет-пространство: развитие и структура. — М.: Гардарики, 2003. — 272с.

36 Абдулова И. Виртуальная Монголия: Интернет-образ пространства в иркутском и бурятском сегментах Сети // Вестник Евразии, 2004. № 3. С. 9−25. рассмотрение виртуальных практик бурятской молодежи (в которых отражаются их жизненные и культурные стратегии) представляет безусловный научный, интерес.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является молодежь постсоветской' Бурятии. Отметим, что в работе рассматривается молодежь, которая на момент проведения исследования в силу разных причин проживала в городе Улан-Удэ. Это и коренные горожане, и выходцы из села (в том числе из бывших бурятских автономных округов, а с 2008 года национальных районов Иркутской области и Забайкальского края). Объектом изучения процесса адаптации сельчан в городе стала бурятская молодежь, что позволило актуализировать этническую специфику молодежного вопроса. Для. сравнительного анализа жизненных стратегий опрашивались молодые люди — выходцы из Республики Бурятия, ныне проживающие в других городах России, (Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Красноярске, Иркутске и т. д.) и за рубежом (США, Западная Европа, Китай и-др.).

Предметом исследования являются жизненные стратегии молодежи постсоветской Бурятии. В связи с тем, что огромную роль при формировании успешной стратегии жизни, прохождении процессов социализации и инкультурации, формировании идентичности современного человека играют ценностные установки, фокус данного исследования концентрируется на культурных стратегиях молодежи — неотъемлемой части успешной стратегии жизни.

Цель и задачи исследования

.

Целью данной работы является исследование жизненных стратегий молодежи в социальном пространстве г. Улан-Удэ. Для этого необходимо решить следующие задачи:

Бороноева Д. Ц. Идентификационная практика современной бурятской молодежи в зеркале виртуальных коммуникаций // Роль молодежи в развитии мирового сообщества. — Улан-Удэ, 2004.-Ч. 1.С. 85−87.

• рассмотреть основные теоретико-методологические подходы и концепции исследования молодежи и молодежной культуры;

• провести сравнительный анализ понятий молодежная культура, субкультура, контркультура, стиль жизни, жизненная и культурная стратегии;

• выявить основные жизненные и культурные стратегии молодежи постсоветской Бурятии;

• проанализировать процесс адаптации сельской молодежи в городе Улан-Удэ;

• исследовать влияние СМИ на молодежную культуру;

•• охарактеризовать виртуальные практики молодежи Бурятии. Хронологические и территориальные рамки исследования Хронологические рамки исследования i охватывают период с момента распада Советского Союза по настоящее время. Это объясняется тем, что в данный временной отрезок произошли наиболее значимые события, определяющие современный социально-экономический, политический и культурный^ облик России: это распад СССР, полная смена политико-экономического строя, изменение идеологии, бурное развитие СМИ вследствие политики гласности. Что касается молодежной политики, то одним из самых значимых событий данного периода можно считать упразднение института комсомола, который подразумевал единственно одобряемый путь социализации молодого гражданина: октябренок — пионер — комсомолец — член партии. В новый период становятся возможными разные сценарии социализации молодежи, обусловленные возможностью культурного выбора.

Территориальные рамки исследования охватывают Республику Бурятия. Однако отметим, что в диссертации молодежь рассматривается на примере г. Улан-Удэ. Дело в том, что в столице Республики Бурятия, как политическом, экономическом, образовательном и культурном центре края, представлена как сельская, так и городская молодежь, что дает возможность составить достаточно полную картину исследования. и.

Методология и методика исследования.

Теоретическую базу исследования составили труды П. Бергера и Т. Лукмана38, E.JI. Омельченко39, В. А. Лукова и А.И. Ковалевой40. Основными принципами при написании диссертации стали: отход от рассмотрения молодежи как единой, унифицированной группыотказ от выявления девиантной составляющей в культурных практиках молодых людей, признание молодежи активным субъектом социальных отношений.

Сбор эмпирического материала осуществлялся при помощи этнографических методов: глубинного интервью, включенного наблюдения.

Источниковая база исследования.

Во время работы мы опирались на нижеследующие источники:

— Данные полевых исследований. Молодежная тематика находилась в, фокусе исследовательского интереса автора, начиная с 2004 года. Этим годом датируется начало полевых исследований в г. Улан-Удэ. В общей сложности, полевые исследования проводились на протяжении’четырех лет (2004;2008гг.) с разной длительностью от 2 (2007 г.) до 12 (2004 г.) месяцев. Материал для данного исследования был получен методом включенного наблюдения и интервью (нарративное, полу структурированное, фокусированное).41 В общей сложности в исследование было вовлечено более 100 респондентов в возрасте.

38 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. — М.: Изд-во «Медиум», 1995.-322с.

39 Омельченко E. J1. Молодежь: открытый вопрос. Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга», 2004. 184с.

40 Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999.-351с.

41 Технология качественных интервью может быть различной по своим особенностям, в зависимости от целей исследования: 1) Нарративные интервью представляют собой свободное повествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера. В ходе такого свободного изложения в памяти респондента ассоциативно всплывают те эпизоды и моменты, которые представляют для него наибольшую субъективную ценность. 2) Полуструктурированное интервью предполагает в каждом из тематических блоков перечень обязательных аспектов, относительно которых должна быть получена информация. 3) Фокусированное интервью предполагает необходимость как можно больше узнать только об одной жизненной ситуации. Конкретная подготовка интервью включает в себя принятие решений по ряду ключевых вопросов исследования, это: выбор респондентов, составление вопросника, определение времени и места интервью, определение способа записи. См.: Белановский. С. А. Глубокое интервью. — М. 2001, С. 110 111.

14−30 лет. Выбор респондентов данного возраста обусловлен несколькими причинами, и в первую очередь тем, что на этот возрастной период приходятся наиболее значимые события в жизни человека: обучение в образовательных учреждениях, выход на работу, создание семьи, рождение ребенка, при этом очень высокой остается культурная активность, что особенно важно для нашего исследования. Помимо этого, важным критерием отбора1 является то, что большинство статистических данных определяет молодежь в рамках 14−30 лет. Глубинное интервью было проведено среди 70 информантов. Остальные участники предоставляли письменные, фото и видеоматериалы. В ген дерном составе опрашиваемых отмечался незначительныйперевес женщин, было опрошено 37 женщин и* 33 мужчины. Участники в возрасте-14−17 лет составили. 13 человек, 18 человек были в возрасте 18−20 лет, 21−25 летние насчитывали 27 человек, возраст 12 человек находился1 в промежутке 26−30 лет. В этническом-отношении 35 респондентов были русские, 27 — буряты, 5 — «метисы"* (по? самоопределению) — 3 — евреи:

— Статистические данные, отражающие информацию о положении* современной молодежи России в целом и Бурятии в частности. Среди них ежегодно предоставляемые материалы Государственного комитета статистики России, Государственного комитета статистики Бурятии.

— Материалы социологических исследований, посвященных молодежной проблематике. Это труды, выполненные в Институте социологии РАН, Институте социально-политических исследований РАН, Институте этнологии и антропологии РАН. Для сравнительного исследования использовались работы, выполненные ульяновским научно-исследовательским центром «Регион».

— Материалы средств массовой информации и глобальной информационной сети (Интернет). На протяжении нескольких лет (2004;2008) проводился мониторинг республиканских печатных изданий на предмет изучения молодежной тематикиЭто еженедельники. «Информ-Полис» (www.infpol.ru), «Номер Один» (www.pressa.irk.ru), «Центральная газета». Значительный вклад в исследование внесли данные Интернет-ресурсов. На протяжении трех с половиной лет исследовались, материалы сайта бурятского народа www.buryatia.org, значительное количество информации удалось почерпнуть на форуме «городского Интернета» (www.forum.baikal.net). Среди порталов, посвященных неформальной молодежи города Улан-Удэ, отметим www.bvdlograd.tiarod.ru, сайты панк групп города www. abort-mozga.ru, www.orgazmnostradamusa.by.ru, металлистов — www.metalfest.narod.ru.

В течение последнего года особое значение в молодежной среде приобрели так называемые социальные сети. Посредством данных сетей удалось получить небезынтересную информацию. Это www.vkontakte.ru и www.odnoklassniki.ru. Помимо этого вспомогательную роль играли онлайн-дневники информантов, в основном расположенные на сайте www.liveiournal.com.

— Материалы Комитета молодежной политики Министерства образования и науки Республики Бурятия, которые посвящены исследованию молодежи Бурятии, плодотворно использующие статистические данные. Среди них: «О государственной молодежной политике в Республике Бурятия» (1996), «Государственный доклад «Молодежь Республики Бурятия в 2006 году» «,' «Информация по выполнению республиканской, целевой программы «Молодежь Бурятии» «(1998;2007) и др.

Научная новизна полученных результатов.

— предложено рассматривать молодых людей как активных субъектов социальных отношений;

— продемонстрировано видение молодежи как дифференцированной, внутренне неоднородной группы;

— высказано предположение о том, что возраст перестает быть единственным значимым основанием для объединения молодежи;

— аргументирована важность исследования жизненных практик молодежи регионов России;

— предпринята попытка изучения молодежных практик посредством этнографических методов.

Практическая значимость работы.

Изучение жизненных стратегий' молодежи постсоветской Бурятии имеет большую научно-практическую значимость. Это обусловливается-тем, что от успешного выбора жизненной и культурной* стратегии молодежизависит развитие всего современного российского общества. Результатыисследования могут быть использованы в дальнейших научных обобщающих исследованиях помолодежной? проблематике: Полученные данные могут применяться при разработке курсов в высших учебных заведениях («Социология», «Социология молодёжи"^ «Социология образования») — Некоторые материалы работы могут оказаться полезнымив работе государственных и региональных органов по делам молодежи, в частности в «Комитете молодежной политики Министерства образования и науки Республики Бурятия».

Апробация работы.

Основные положения и результаты исследования/ былшизложеньквдокладах диссертанта^ участвовавшего* bv ряде школ, конференцийсеминаров: Школа молодого автора: «Улан. Удэ: адаптация сельскоймолодежи с к городскому и образовательному пространству» (Пушкин, 2006) — научная конференция, «Межэтническаяинтеграция: история, современность, перспективы», проходившая в Институте этнологии и антропологии РАН (Москва, 2006) — международная конференция «Полевая этнография — 2006» (Санкт-Петербург,.

2006) — международная: конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва- 2007) — международная конференция: «Постсовременность и наука: социология в поисках себя и общества» (Харьков,.

2007) — УНКонгресс этнографов и антропологов. России (Саранск, 2007).

По теме диссертационного исследования имеется 8 научных публикаций.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения-, приложения и списка литературы.

Выводы из четвертой главы:

Невозможно переоценить роль средств массовойинформации в жизни-современного человека. Бурное развитие телевидения, радиоИнтернет, огромный выбор печатных изданий имеют огромную власть над людьмии- в первую очередь над молодежью: В чем заключается данное влияние? СМИ посредством аудиои видео изображений (ярких и необычных) — рекламы, смелого и современного языка создают новую идеологию жизненного успеха, потребления, распространяют культ молодости и здоровья. Большое значение в трансляции данных образов имеет Интернет. Новые формы коммуникации, огромный информационный потенциал, стремительное развитие Сети являются очень привлекательными для молодых людей.

Виртуальные практики молодежи. Бурятии являются очень разнообразными. Помимосайта бурятского народа существует массаресурсов-, посвященных различной тематике. Данные, практики выполняют особые функции: коммуникационную' (заведение знакомств, поддержкадружеских связей), информационную (обмен информацией) — психологическую (выражение чувств и эмоций), образовательную (получение знаний) и т. д. Выбор сайта бурятского народа для нашего исследования обусловлен тем, что он выполняет все вышеперечисленные функции, является одним из самых популярных порталов среди бурят и выходцев из Бурятии. Одной из важнейших особенностей сайта является то, что он объединяет людей, находящихся в разных уголках мира, и, таким образом, выполняет интеграционную функцию.

Заключение

.

В данном исследовании проведен анализ жизненных стратегий молодежи постсоветской Бурятии. Основные его результаты сводятся к следующему:

• Рассмотрены основные теоретико-методологические подходы и концепции исследования молодежи и молодежной культуры. о В ходе анализа понятий «молодежь» и «молодежная культура» мы пришли к выводу о том, что онивозникли в связи с трансформационными процессами, происходящими в мире. Улучшение’условий труда, сокращение рабочего времени, удлинениесроков образования, появление свободного времени, рост потребительских возможностей, развитие и расширение городов и> т.д. — все это позволило говорить о новой социальной группе «молодежь». о В данном исследовании произведен отход от рассмотрения молодежи-как единой, унифицированной, группы, предложен новый подход к изучению молодых людей, как активных субъектов социальных отношений.

За долгое время существования «молодежного вопроса» в отечественных и западных социальных науках устоялся подход в рассмотрении молодежи как единой социальной группы, выделяемой на основе возрастных характеристик, физиологических особенностей, проходящей особую стадию биосоциального развития. Не отвергая важности возрастных особенностей молодежи, отметим, что сегодня сложно говорить о гомогенной, недифференцированной группе молодежи. В работе особо подчеркнуто, что возрастающее социальное расслоение, различные жизненные стратегии, профессиональные ориентации, культурные практики и другие особенности не позволяют сводить всю молодежь к одному основанию. о В работе произведена попытка обоснования того, что более перспективным является подход к рассмотрению молодежи как субъекта социальных отношений, активно конструирующего социокультурную реальность. о За годы изучения молодежного вопроса в научных кругах и общественном мнении установились «моральные паники», а также подход в исследовании молодежи, как социальной проблемы. Проблематизация молодежи привела к тому, что последнюю стали рассматривать посредством понятий девиантность и делинквентность. В-данной работе нам хотелось бы избежать оценочных суждений, при помощи методов погружения в молодежную среду, глубинных интервью и включенного наблюдения попытаться исследовать истинные интересы молодых людей.

• Проведен сравнительный анализ понятий молодежная культура, субкультура, контркультура, стиль жизни, жизненная и культурная стратегии.

Рассмотрев различные теоретические подходы к описанию1 культурных практик молодежи, приходим к выводу, что для данного исследования наиболее подходящим является понятие жизненная/культурная стратегия. Данный подход позволяет изучать культурную активность молодых людей, не только в. сфере досуга, но' и в образовании, профессиональном плане, семейных отношениях и т. д. Помимо этого важным становится рассмотрение так называемой молодежной повседневности.

• Выявлены основные жизненные и культурные стратегии городской и сельской молодежи на примере города Улан-Удэ.

Исследование жизненных и культурных стратегий молодежи постсоветской Бурятии приводит нас к выводу о том, что выделяются три основные стратегии: конвенциональная, альтернативная и адаптационная. Данные стратегии являются проницаемыми, некоторые группы молодежи находятся в пограничном положении между несколькими стратегиями, так, рэперы и клаберы занимают позиции между конвенциональной и альтернативной.

• «Конвенциональная стратегия».

Выработка данного типа стратегии характерна для большинства молодежи города. Под понятием «конвенциональный» мы, подразумеваем соответствие молодежи социальным нормам, традиционную траекторию социализации, связь с общественными институтами. «Обычная» молодежь противопоставляет себя неформальной" и «сельской», именно в данном отличии между тремя группами актуализируется стратегия культурного противостояния. В отличие от неформалов обычная молодежь организует свои коммуникационные практики, невзирая* на стилевую идентичность и эстетические предпочтения. В рамках «конвенциональной стратегии» молодежь создает круг общения в дворовых компаниях (крайнее крыло — гопники), в школе, институте, на работе. Главное отличие «обычной» молодежи от «альтернативной» заключается в стилевой идентичности, от сельской — в разнице жизненных стартов и отсутствии необходимости адаптироваться к социокультурному пространству столицы Республики. «Обычная» молодежь составляет абсолютное большинство на культурной сцене г. Улан-Удэ.

• «Альтернативная стратегия».

Данная стратегия* формируется в противовес конвенциональным нормам и имеет идеологическую' подоплеку (панки, скинхеды)* или определенные* эстетические предпочтения (ролевики, клубы исторической" реконструкции, металлисты, рэперы) и т. д. Представителинеформальной, молодежи города выстраивают свою идентичность, противопоставляя культурные притязания-своей общности предпочтениям «остальной» молодежи: сельской, «конвенциональной» и криминальной. Главным отличием выступает не место проживания, уровень материального достатка, образованиям т.п., а культурный фактор.

• «Адаптационная стратегия».

Особый слой представляет собой сельская молодежь в Улан-Удэ, проходящая процесс адаптации к социальному пространству города.

Рассмотрены процессы модернизации и урбанизации в современном бурятском обществе, играющие значимую, роль в идентификационных практиках сельской молодежи, в выработке ими стретегий социокультурной^ адаптации.

Выделено несколько вариантов построения социальных отношений сельских студентов, отмечены следующие символические группы:

Традиционалисты", «Космополиты», «Подражатели» и «Головары», в зависимости от успешности создания социальных сетей.

Выявлены три группы по степени адаптации: активно адаптированная, пассивно адаптированная и дезадаптированная.

Стратегии адаптации сельской молодежи в городе, рассмотренные на примере бурятской студенческой молодежи Улан-Удэ, связаны целым рядом факторов: социально-экономической обстановкой республики, разницей жизненных стартов молодежи села и города, новизной социокультурного пространства столицы. Огромную роль в прохождении процесса адаптации, в выработке адекватных стратегий играют личностные характеристики индивида.

• Исследовано новое коммуникативное пространство — Интернет и влияние.

СМИ на молодежную культуру.

В работе актуализируется важность исследования влияния средств массовой информации (СМИ) на общественное развитие, в особенности на молодежь. Важным, на наш взгляд, является взаимодействие глобального и локального в практиках молодежи, в том числе в Бурятии.

• Охарактеризованы виртуальные практики молодежи Бурятии.

Показано, что виртуальные практики молодежи Бурятии являются очень разнообразными. Помимо сайта бурятского народа существует масса ресурсов, посвященных различной тематике. Данные практики выполняют особые функции: коммуникационную (заведение знакомств, поддержка дружеских связей), информационную (обмен информацией), психологическую (выражение чувств и эмоций), образовательную (получение знаний) и т. д. Выбор сайта бурятского народа для нашего исследования обусловлен тем, что он выполняет все вышеперечисленные функции, является одним из самых популярных порталов среди бурят и выходцев из Бурятии. Одной из важнейших особенностей сайта является то, что он объединяет людей, находящихся в разных уголках мира, таким образом, выполняет интеграционную функцию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдулова, 2004 — Абдулова И. Виртуальная Монголия: Интернет-образ пространства в-иркутском и бурятском сегментах Сети // Вестник Евразии, 2004. № 3. С. 9−25.
  2. Абулъханова-Славская, 1991 Абулъханова-Славская К. А. Стратегия жизни.— М.: Мысль, 1991. — 299с.
  3. Антонов, 2008 Антонов М. Шпиль, Санта-Барбара и Гробы // Центральная газета, 2008, 2 апреля.
  4. Анхонова, 2007а— Анхонова Т. В Бурятии растет подростковая преступность //Информ-Полис, 2007, 19 сентября.
  5. Анхонова, 20 076 Анхонова- Т. Возвращенцы // Информ-Полис, 2007, 28 ноября.
  6. Ануфриева, Головаха, Донченко, 1982 Ануфриева Р. А., Головаха Е. И., Донченко Е. А. и др. Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы. — Киев: Наукова думка, 1982. — 372 с.
  7. Анцыферова, 1994 Анциферова ЛЖ Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая< защита // Психологический журнал, т. 15, № 1, 1994. С. 3−18.
  8. Бабочкин, 2000 Бабочкин П. И. Становление жизнеспособной молодежи в изменяющемся обществе. М., 2000. — 232с.
  9. Бадмаев, 2001 Бадмаев Т. Как дрались в старом Улан-Удэ // Информ-Полис, 2001, 11 апреля.
  10. Бадмаев, 2002 Бадмаев А. Неформальные молодежные ассоциации в Улан-Удэ // Вестник Евразии, 2002. — № 1. С. 89−103.
  11. Бадуева, 2005 Бадуева Н. Молодой бурятский народ и- его предводитель //Информ-Полис, 2005, 10 августа.
  12. Балханов, 2002 Балханов КГ. Двуязычие и социализация. — Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2002. — 253с.
  13. Батомункуев, 20 056 Батомункуев С. Урбанизация по-деревенски // Город, 2005. № 1.
  14. Батомункуев, 2005 В Батомункуев С. Новые бурятские идентичности: мифологическое и политическое содержание дискурса- // Вестник Евразии, 2005. № 2. С. 66−104.
  15. Беккер, 2001 Беккер Г. Девиантность как следствие «наклеивания ярлыков» // Контексты современности — II. Казань, 2001. С. 145−148.
  16. Белановский, 2001 Белановский С. А. Глубокое интервью: Учебное пособие. -М.: Николо-Медиа, 2001. — 320с.
  17. Бергер, Лукман, 1995 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. — М.: Изд-во «Медиум», 1995. — 322с.
  18. Блохина, Григорьев, 2004 Блохина М. В., Григорьев Л. Г. Молодежные субкультуры в современном обществе: Монография. Тверь: ТГТУ, 2004. — 128с.
  19. Бородина, 2007 — Бородина О. Разжижение мозгов // Сегодняшняя газета, 2007, 21 апреля.
  20. Бочаров, 2001 Бочаров В. В. Антропология возраста: учеб. пособие. — СПб, 2001.-196с.
  21. Бояк, Осинский, 2000 Бояк Т. Н, Осинский И. И. Русская сельская молодежь: традиции и ценности. — Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2000. — 242с.
  22. Бороноева, 2004 Бороноева Д. Ц. Идентификационная практика современной бурятской молодежи в зеркале виртуальных коммуникаций // Роль молодежи в развитии мирового сообщества. — Улан-Удэ, 2004. — Ч. 1. С. 85−87.
  23. Бромлей, 1983 Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983. — 412с.
  24. Бурдъе, 1994 Бурдье П. Начала. Перевод Шматко Н. А. / - М.: Socio-Logos, 1994.-288 с.
  25. Бурятская этничностъ., 2005 Бурятская этничность в контексте социокультурной модернизации (Постсоветский период). Иркутск, 2005. («http://www.iriss.ru)
  26. Буряты, 2004 Буряты / Отв. Ред. Л. Л. Абаева, Н.Л. Жуковская- Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. — М.: Наука, 2004. — 633с.- (Народы и культуры)
  27. Буянова, 2006 Буянова А. Ю. Улан Удэ: адаптация сельской молодежи к городскому и образовательному пространству // Вестник Евразии, 2006.» № 3:
  28. Варнавский, 2005 Варнавский П. К. Буряты: ресурс этничности и индивидуальные стратегии освоения образовательного пространства (http://www.innerasia.ru)
  29. Вебер, 1990 Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем.- сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова- предисл. П.П. Гайденко- коммент. А. Ф. Филиппова.1. М.: Прогресс, 1990. 804с.
  30. Веблен, 1984 Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. -363с.
  31. Винокурова, 1992 Винокурова У. А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации. — Новосибирск: ВО «Наука», 1992. — 144с.
  32. Витковская, Троцук, 2005 Витковская М. И., Троцук И. В. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН) // Вестник РУДН. № 6−7. — 2005. — С. 267−283.
  33. Волков, 2008 -ВолковЮ.Г. Социология. -М.- Ростов н/Д, 2009 -384с.
  34. Глядя на Запад, 2004 Глядя на Запад: Культурная глобализация и российские молодежные культуры. — СПб.: Алетейя, 2004. — 278с.
  35. Головин, Лурье, 2008 Головин В. В. Лурье М.Л. Идеологические и территориальные сообщества молодежи: мегаполис, провинциальный город, село // Этнографическое обозрение. 2008. №> 1. С. 56 — 70.
  36. Государственный доклад., 2007 — Государственный доклад «Молодежь Республики Бурятия в 2006 году» Улан-Удэ: Изд-во, ОАО «Республиканская типография», 2007. — 232 с.
  37. Громов, 2006 Громов Д. В. Люберецкие уличные молодежные компании 1980-х годов: субкультура на перепутье истории // Этнографическое обозрение. 2006. № 4. С. 23−38.
  38. Громов, 2008 Громов Д. В. Изучение молодежных субкультур России: современное состояние и проблемы // Этнографическое обозрение. 2008. № 1. С. 3−7.
  39. Губогло, 2003 Губогло М. Н. Идентификация идентичности: Этносоциолог. очерки /М.Н. Губогло- Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. — М.: Наука, 2003. — 765 с.
  40. Гунтыпова, Шулунова, 2006 Гунтыпова Э, Шулунова Р. Миграция и высшее образование (по результатам опросов в Бурятской сельхозакадемии) // Весник Евразии, 2006. № 2 (32). С. 47−61.
  41. Дансарунов, 2006 — Дансарунов X. Улан-Удэнские ди-джеи новой формации ушли в подполье // Номер Один, 2006, 18 января.
  42. Дашиева, 2005 — Дашиева А. Особенности миграционных процессов в Республике Бурятия на современном этапе // От студенческого исследования к академической науке. Улан-Удэ: 2005. — 122с.
  43. Давыдов, Роднянская, 1990 Давыдов Ю. Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры. М., 1980. — 264с.
  44. Евтух, 1990 Евтух В. Б. Иммигранты в иннонациональной среде: проблемы адаптации // Миграция и мигранты в мире капитала. Киев, 1990.
  45. Елаева, 1999 Елаева И. Э. Этничность бурят в постсоветский период // Сибирь: этносы и культуры. Традиции и инновации в этнической культуре современных бурят. Выпуск 5. Москва — Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 1999, С. 48−70.
  46. Емельянов, 2001 Емельянов В. Студенты об адаптации к Вузовской жизни // СоцИс. — 2001. — № 9- 2001. — С. 77−82.
  47. Жамсаранов, 2008а — Жамсаранов В. Одноклассники из Бурятии в контакте // Информ-Полис, 2008, 2 мая.
  48. Жамсаранов, 20 086 Жамсаранов В. Вернется ли" молодежь, покинувшая Бурятию? // Информ-Полис, 2008, 28 мая.
  49. Запесоцкий, Файн, 1990 Запесоцкий А. С. Файн. А. П. Эта непонятная молодежь: Проблемы неформальных молодежных объединений. — М., 1990. -224с.
  50. Запесоцкий, 1996 Запесоцкий А. С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб.: ИГУП, 1996. — 350с.
  51. Заярная, 1991 Заярная О. Г. Металлисты // По неписаным законам улицы. М., 1991. С. 203−218.
  52. Зиммель, 1996 Зиммель Г. Философия культуры. М.: Юрист, 1996. С.203−218.
  53. Зонхоева, 2007 Зонхоева Л. Черно-розовые ЭМО со слезой в глазах // Информ — Полис, 2007, 6 июня.
  54. Иванов, 2006 Иванов А. Общага-на-крови. СПб, Азбука-классика, 2006. -320с.
  55. Иконникова, 1988 Иконникова С. Н. Социология молодежи и проблемы коммунистического воспитания. — JI., 1988. — 80с.
  56. Интернет и российское общество, 2002 Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова- Моск. Центр Карнеги. — М.: Гендальф, 2002. — 279 с.
  57. Исламшина, 1997 Исламиста Т. Г. и др. Молодежные субкультуры. Казань: КТГУ. 1997.- 113с.
  58. Карбаинов, 2004 Карбаинов Н. «Городские» и «головары» в Улан-Удэ (молодежные субкультуры в борьбе за социальное пространство города) // Вестник Евразии, 2004. № 2. С. 170−183.
  59. Карбаинов, 2006 Карбаинов Н. «Нахаловки» Улан-Удэ: социальная адаптация сельских мигрантов в городе (http://stipendiat.memo.ru)
  60. Карнышев, 1997 Карнышев А: Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика. — Улан-Удэ, 1997. — 190с.
  61. Кобахидзе, 2005 Кобахидзе Е. И. Межэтническое взаимодействие на Северном Кавказе: процессы интеграции и дезинтеграции // Социологические исследования, 2005. № 2. С. 66−74.
  62. Ковалева, Луков, 1999 Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999. — 351с.
  63. Козлов, 2008 Козлов В. Реальная культура от Альтернативы до ЭМО. СПб.: Амфора, 2008.-352с.
  64. Кон, 1989 Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. — 255с.
  65. Коряковцев, 2006 — Коряковцев А. Что такое «молодежная субкультура»? // Урал, 2006. № 9. Chttp^/magazines.russ.ru)
  66. Костерина, 2006 Костерина И Тендерная специфика молодежных экстремистских движений и организаций // Меняющаяся молодежь в меняющемся мире: невидимая повседневность, Ульяновск, 2006. С. 68−73.
  67. Костюшев, 1999 — Костюшев В. Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга: социологический и антропологический анализ. СПб.: Норма, 1999.-304с.
  68. Кравченко, 2000 Кравченко А. И. Культурология: Словарь. — М. Академический проект. — 432с.
  69. Левикова, 2002 Левикова С. И. Молодежная культура. — М. 2002. — 359 с.
  70. Левикова/ 2004 Левикова С. И. Молодежная субкультура. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 608 с.
  71. Лисун, 2006 Лисун К. Путь к славе стал короче // Номер Один, 2006, 2 августа.
  72. Лунина, 2007 Лунина Ю. В. Основные подходы к анализу жизненных стратегий молодежи (http ://lomonosov-msu.ru)
  73. Малъкова, 2005 Малъкова В. К. Исследование этнической проблематики в СМИ // Междисциплинарные исследования в контексте социально-культурной антропологии. -М.: Наука, 2005. С. 154−169.
  74. Мангейм, 1994 Мангейм К. Диагноз нашего времени. М., Юрист, 1994. -700с.
  75. Махачкеев2007 Махачкеев А. «Плохая» веселая девчонка // МК в Бурятии, 2007, 29 июля.
  76. Медведева, 2005 Медведева, О. П. Искусство граффити. — Ростов н/Д, 2005. — 80с.
  77. Митупов, 2002 Митупов К. Группировки семидесятых: воспоминание-комментарий к статье А. Бадмаева-. // Вестник Евразии, 2002. — № 1. С. 104−109.
  78. Молчанова, 2008 Молчанова Ж. Рэппер улан-удэнских улиц // Информ-Полис, 2008, 16 апреля.
  79. Молодежь Бурятии., 2007 Молодежь.Бурятии. Статистический сборник. № 01−01−22 / Бурятстат.- Улан-Удэ, 2007. — 34с.
  80. Мудрик, 1991, — Myдрик А. В. Социализация и смутное время. М., 1991.
  81. А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван, 1988. — 284с.
  82. Неформалы., 1990 Неформалы: кто они? Куда зовут? / Под общ. Ред. В.А. Печенева- Ред. — сост. В. И. Вьюницкий. — М.: Политиздат, 1990. — 334 с.
  83. Нимаева, 2002 Нимаева О. Пароль «Толкиен» // Центральная газета, 2002, 21 августа.
  84. Ольшанский, 1990 Ольшанский Д. В. Неформалы: Групповой портрет в интерьере. -М.: Педагогика, 1990- - 192с.
  85. Омельченко, 2000 Омельченко ЕЖ. Молодежные культуры и субкультуры. — М.: Ин-т социологии-РАН, 2000. — 264с.
  86. Омельченко, 2004а Омельченко ЕЖ. Молодежь: открытый вопрос. Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга», 2004. — 184с.
  87. Омельченко, 20 046 — Омельченко Е. Л. Молодежь России между активностью и пассивностью (http://www.regioncentre.ru).
  88. Омельченко, 2005 Омельченко Е. Л. Идентичности и культурные практики российской молодежи на грани XX—XXI вв. Автореф. дис. док. социол. наук. М., 2005.
  89. Омельченко, 2006 Омельченко Е. Л. Ритуальные битвы на российских молодежных сценах начала века, или как гопники вытесняют неформалов (http://www.polit.ru).
  90. Омельченко, 2007 Омельченко Е. Л. Поколения, net.: хроники событий. — Ульяновск: Изд-во Ульяновского государственного университета, 2007. — 200с.
  91. Осадчая, 2002 Осадчая Г. И. Стиль жизни молодых горожан: трансформация и региональная дифференциация. // Социологические исследования. 2002. № 10. С. 88−94.
  92. Ocuhckuu, 2001 Ocuhckuu И. И. Традиционные ценности в: духовной культуре бурятской национальной интеллигенции // СоцИс. — 2001. — № 3. — С. 80−84.
  93. Панарин, 2002 Панарин С. Предисловие: феномен Улан-Удэ // Вестник Евразии, 2002. -№ 1. С. 85−88.
  94. Панарин, 2005 Панарин С. А. Этнополитическая ситуация в Республике Бурятия // Байкальская Сибирь: из чего складывается стабильность / Редкол.:
  95. B.И. Дятлов, С. А. Панарин, М. Я. Рожанский. Москва Иркутск, Наталис, 2005.1. C.23−94.
  96. Переведенцев, 1990 Переведенцев В. И. Молодежь и социально-демографические проблемы СССР / Отв. Ред. В. Н. Шубкин. — М.: Наука, 1990. -150с.
  97. Перфильев, 2003 Перфильев Ю. Ю. Российское Интернет-пространство: развитие и структура. — М.: Гардарики, 2003. — 272с.
  98. Путин, 2000 Путин Е. Угол: «Сибирский панк кусается больно» // Информ Полис, 2000, 29 марта.
  99. Т.Е., Резник Ю.М, 1995 Резник Т. Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности // Социологические исследования1 1995. № 12. С. 100−105.
  100. Республика Бурятия., 1998 Республика Бурятия 75 лет: Стат. сб. Юбилейный вып. / Гос. Ком по статистике Респ. Бурятия- отв. за вып. Д. С. Баинова. — Улан-Удэ, 1998. — 320 с.
  101. Рощина, 2007 Рощина Я. М. Дифференциация стилей жизни россиян е поле досуга // Экономическая социология. 2007. Т. 8. № 4. С. 23−42.I
  102. Санжихаева, 2004 Санжихаева Ж. Все мы «головары»? // Информ Полис, 2004', 6 октября.
  103. Сафонова, 2003 Сафонова М. «Каждый должен побыть иногородним» (образовательная миграция: освоение нового социального пространства) // Вестник Евразии, 2003. № 3 (22). С. 177−197.
  104. Свиридов, 2002 Свиридов Н. А. Адаптационные процессы в среде молодежи (дальневосточная ситуация) // СоцИс. — 2002. — № 1. — С. 90−95.
  105. Свободина, 2006 Свободина Н. Скинхеды спровоцировали избиения на «Байкал-шамане» // Номер один, 2006, 16 августа.
  106. Семенов, 2002 Семенов И. Воля к идентичности: сопротивление и информационные технологии // Интернет и российское общество. — М.: Гендальф, 2002. С. 48−69.
  107. Сергеев, 1998 Сергеев С. А. Молодежные субкультуры в республике // Социологические исследования, 1998 -№ 11. С. 95−102.
  108. Сергеев, 2006 Сергеев В. К. Молодежная культура и СМИ // Научное издание. — М.: Серебряные нити, 2006. — 200с.
  109. СЭС, 1984 Советский энциклопедический словарь. — М., 1984. — 1600 с.
  110. Соколов, 1999 Соколов М. Субкультурное измерение социальных движений: когнитивный подход // Молодежные движения и субкультуры158
  111. Санкт-Петербурга: социологический- и- антропологический, анализ. СПб: Норма- 1999. С. 9−23.
  112. Солоненко, 2007 — Солоненко С. Гламур сгубил неформалов? // Номер Один, 2007, 27 мая.
  113. Строганова, 2001 — Строганова Е. А. Бурятское национально-культурное возрождение (Конец?80-х — середина 90-х годов XX века, Республика Бурятия): М. Иркутск, Наталис, 2001. — 150с.
  114. Субботин- 2002f Субботин А. Парадоксы провинциальной безработицы // Информ Полис, 2002, 5 июня.
  115. Тараруев, 2007 Тараруев В. Улан-Удэнский рок «попсеет» от неустроенности//Информ-Полис, 2007, 7 февраля:
  116. Титма, 1992-- Жизненные пути^^ одного поколения / Отв. ред1. МЖ Титма: М.:Наука, 1992.
  117. Ткач, 2006' Ткач В. Молодежная субкультура- готов: анализ текстов: готических, песет// (Пост)современность и наука: социология в поисках себя и общества. Харьков, 2007. С. 251−252.
  118. Тоффлер, 2002 Шок будущего: Пер: с англ: / Э. Гоффлер. — М.:
  119. ООО «Издательство ACT», 2002.—557с.
  120. Угарова, 2006 Угарова Н. «Безумные животные» вышли из андеграунда // Информ-Полис, 2006, 21 июня.
  121. Фролов, 2007 Фролов Д. П. «Попса»: упрощение институции искусства // Экономическая социология. 2007. Т. 8. № 4. С. 60−72.
  122. Фромм, 2007 Фромм Э. Искусство любить. — М., 2007−224с.
  123. Халудорова, 1995 Халудорова HI Молодежь Улан-Удэ: «Султанки», «Генералы», «Чанкайшисты» // Вестник Евразии, 2002. — № 1. С. 167−172.
  124. Худавердян, 1986 Худавердян В. Ц. Современные альтернативные движения: (Молодежь запада и «новый» иррационализм). — М.: Мысль,. 1986. — 150с. — (Критика буржуазной идеологии и ревизионизма).
  125. Чупров, Зубок, Уильяме, 2003 Чупров В. И., Зубок Ю. А, Уильяме К. Молодежь в обществе риска. — М.: Наука, 2003. — 230с.
  126. Шкурин, 1990 Шкурин В. Н. Неформальные молодежные объединения. — М. ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1990. — 140с.
  127. Щепанская 2004 — Щепанская Т. Е. Система: тексты и традиции субкультуры. М.: ОГИ, 2004. — 286с.
  128. Ядов, 2003 Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — 7-е изд. — М.: «Добросвет», 2003.-596с.
  129. Bennett, 1999 Bennett A, Subcultures or Neo-Tribes? Rethinking the relationship between youth, style and musical taste, Sociology, 33 (3), pp. 599−617.
  130. Featherstone, 1998 Featherstone M. Consumer culture and Postmodernism (London, Sage). 1998.
  131. Humphrey, Sneath, 1999 Humphrey C. and Sneath D. The End of Nomadism? Society,. State abd the Environment in Inner Asia. Durham, Duke Univ. Press -Cambridge, The White Horse Press, 1999.
  132. Pilkington, 2001 Looking West? Cultural Globalisation and, Russian Youth Cultures, Europea, ½, pp. 83−98.
  133. Redhead, 1995 Redhead S. Unpopular culture- The Birth of Law and Popular Culture (Manchester, Manchester University Press), 1995.
  134. Википедия (http://www.wikipedia.ru)
  135. Газета «Информ Полис» (http://www.infpol.ru)
  136. Газета «Номер Один» (http://www.pressa.irk.ru)
  137. Городской Интернет (Улан-Удэ) (http://www.forum.baikal.net)
  138. Живой Журнал (http://www. 11vei ournal. com)
  139. Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (http://lomonosov-msu.ru)
  140. Международная программа «Поддержка молодых российских исследователей (http://stipendiat.memo.ru)
  141. Панки Бурятии (http://www.bydlograd.narod.i-u)
  142. Панк-группа „Аборт Мозга“ (http://www.abort-mozga.ru)
  143. Панк-группа „Оргазм Нострадамуса“ (http://www.orgazmnostradamusa.by.ru)
  144. Полит.ру (http://www.polit.ru)
  145. Русский журнал» (http ://magazines .russ .ru)
  146. Сайт бурятского народа (http ://www. buryatia. org)
  147. Сайт компании «Мис-информ» (http://www.mis.ru)
  148. Социальные сети от «А» до «Я» (http://www.social-networking.ru)
  149. Социальная сеть (http://www.vkontakte.ru)
  150. Социальная сеть (http://www.odnoklassniki.ru)
  151. Фестиваль мировой музыки «Саянское кольцо» (http://sayanring.sibttk.ru) Фэнтэзи-сайт (http://www.dragonlance.ru)
  152. Электронная версия бюллетеня «Население и общество» (http://www.demoscope.ru)
Заполнить форму текущей работой