Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование духовных потребностей студентов на этапе совершенствования развитого социалистического общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

I См.: Арзамасцев А. М. Что понимается под разумными потребностями. — Научный коммунизм, 1980, Ja IВоронцов Б. Н. Разумные потребности как потребности коллективистской личности. — Научный коммунизм, 1982, № 4- Михайлов H.H. Социализм и разумные потребности личности. М., 1982; Мотяшов В. П. Потребляющий мир: за и противЧеловек в океане вещей, материальное и духовное в жизни общества. М", 1976… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. МАРКСИЗй-ЛЕНИШЗЛ О ФОНДИРОВАНИИ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
    • I. Категория «духовная потребность» в научном коммунизме
    • 2. Роль объективных условий и субъективного фактора в формировании духовных потребностей личности в развитом социалистическом обществе
  • Глава II. ПУТИ ФОНДИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СОВЕТСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА
    • I. Роль учебного процесса в формировании духовных потребностей студентов
    • 2. Формирование духовных потребностей студентов во внеучебное время

Формирование духовных потребностей студентов на этапе совершенствования развитого социалистического общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Как отмечалось на ХХУ1 съезде КПСС «мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь. Но важно вместе с тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, потребности личности» .

Формирование духовных потребностей личности — проблема комплексная. Она решается в семье, в школе, в профтехучилище, в трудовых коллективах страны. Большое место отводится ей также в системе высшего образования. 10,5 млн. высококвалифицированных специалистов должны быть подготовлены в II пятилетке вузами нашей страны. В настоящее время в 891 вузе обучается 5,3 млн. студен-2 тов .

Советское студенчество объединяет все социальные слои и классы нашего общества. Ему, как и всему советскому народу, присущи единство политических взглядов и убеждений, преданность идеям марксизма-ленинизма, политике КПСС и Советского государства. Студенчество имеет и свои особенности, которые определены условиями его жизнедеятельности, потребностями и интересами, в силу чего оно отличается от других социальных групп советской молодежи. Труд студента — его учеба. Учебный труд специфичен и он отличается от труда рабочей, сельской молодежи. Вместе с тем, студенчество непосредственно участвует в создании материальных благ (студенческие отряды, научно-исследовательская работа, производственная практика и т. д.).

1 Материалы ШТ съезда КПСС. М., 1981, с. 63.

2 См.: Елютин В. П. Высшая школа в социально-политической системе Союза Советских Социалистических Республик. — Современная высшая школа, 1983, J6 I, с. 9.

Определение социально-демографической группы студентов можно встретить у ряда авторов Диссертант придерживается точки зрения Л «Я .дубиной, рассматривающей студенчество как «.большую общественную группу, служащую источником пополнения основных отрядов интеллигенции, занятую деятельностью по подготовке к высококвалифицированному умственному труду, активно участвующую в разр нообразной общественно-полезной деятельности» .

Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС поставил конкретную задачу перед вузами страны: «значительно улучшить подготовку ВЕузах и техникумах специалистов для ведущих отраслей народного хозяйства, идейно-политическую закалку студенчества» .

Крайне важно, чтобы каждый советский студент был не только высококвалифицированным специалистом, но и человеком с богатыми и разносторонними духовными потребностями. Вузы страны проводят большую работу по формированию духовных потребностей студентов. Однако не везде и не всегда эта работа дает нужные обществу положительные результаты. Как отмечается в Постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи», «.среди некоторой части молодежи имеют место трудовая и общественная пассивность, индивидуализм, недисциплинированность и другие не» 4 гативные явления" .

Эти слова в полной мере относятся и к студенческой среде, где также приходится еще нередко сталкиваться со случаями инфан.

1 См. напр.: Воспитательная работа в вузе. M., 1976; Филиппов Ф. Р. Социолог о молодежи. M., 1977; Макацария Г. В., Лисовский В. Т. Современный студент. Тбилиси, 1982.

2 рубина Л. Я. Советское студенчество. M., 1981, с. 24.

3 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. ' M., 1983, с. 78.

4 Коммунист, 1984, № II, с.3−4. тилизма, а то и не по годам ранней расчетливости, прагматизма. Некоторые студенты накануне дипломной работы покидают вуз «по своему желанию», отказываются от распределения, чтобы устроиться «повыгоднее», не считаясь с государственными интересами.

Нельзя забывать также, что проблема формирования духовных потребностей личности превратилась сегодня в арену острейшей идеологической борьбы двух противоположных социально-экономических систем.

Надо в полной мере учитывать и то, что современное советское студенчество участвует в строительстве коммунистического общества в иных условиях, чем ее отцы и деды, оно не прошло школу революционной и боевой закалки, не изведало всех тех трудностей, которые выпали на долю старшего поколения. Поэтому долг высшей школы — настойчиво формировать у студенческой молодежи высокие духовные потребности: мировоззренческие, потребность в труде, нравственные, эстетические и т. д.

Все вышесказанное и определяет актуальность диссертационного исследования автора.

Степень разработанности темы: Важность задачи формирования нового человека и потребностей личности в развитом социалистическом обществе определила широкий интерес к ней советских ученых.

В научной литературе интенсивно разрабатывается проблема всестороннего и гармоничного развития личности, составной частью которой являются и вопросы формирования потребностей. В работах таких авторов, как Е. А. Ануфриев, Л. П. Буева, Г. Е. Глезерман, А. Н. Красин, С. И. Никишов и др. особое внимание уделяется раскрытию сущности и содержания процесса формирования всесторонне развитой личности, выявлению и анализу факторов, обеспечивающих ее гармоническое развитие.

В последние 10−15 лет значительно активизировалась разработка теоретических вопросов формирования и развития потребностей человека в социалистическом обществе. Эти аспекты рассматриваются в работах В. Н. Авраменко, Г. Г. Дилигенского, А. Г. Здравомыслова, о.

Р.А.Злотникова, Н. ВЛванчука и др.

1 См.: Ануфриев Е. А. Социальный статус и активность личности (личность как объект и субъект общественных отношений). М.: изд-во Моск. ун-та, 1984, в литературе с.288- Буева Л. П. Личность в современном мире. М., 1983; Глезерман Г. Е. Рождение нового человека. Проблемы формирования личности при социализме. М., 1982; Коган С. М. Цель и смысл жизни человека. М., 1984; Красин А. Н. Социально-философские проблемы становления коммунистического типа личности. М., 1981; Коммунистическое воспитание трудящихся. М., 1980; Степанян Ц. А. Советская интеллигенция и ее роль в строительстве коммунизма. М., 1983; Ядов В. А. Междисциплинарный подход к проблемам личности и городского образа жизни. Вильнюс, 1983 и др.

2 См.: Авраменко В. Н. Социалистический образ жизни и формирование культурных потребностей советских людей. Дисс. канд. философ, наук. М., 1979; Дилигенский Г. Г. Потребности личности и общество. М., 1970; Он же. Проблема человеческих потребностей. — Вопросы философии, 1976, № 9- Духовные потребности в системе социалистического образа жизни. Л., 1979; Здравомыслов А. Г. Нравственные ценности труда при социализме. М., 1981; Злотников P.A. Методологические проблемы формирования и развития духовных потребностей советского рабочего. Дисс. доктора философ, наук. М., 1977; Иванчук Н. В. Социологические проблемы изучения потребностей. Курс лекций. Свердловск, 1975; Куделин Е. Г. Диалектика производства и потребностей. М., 1977; Ковалев С. М. 0 человеке, его порабощении и освобождении. М., 1970; Мочалов Б. М. Развитой социализм: человек и его потребности. М., 1982; Мар-гулис A.B. О потребности как социологической категории. Дисс. канд. философ, наук. Харьков, 1967; Михайлов H.H. О потребностях человека, их возвышении и формировании. М., 1981; Мялкин A.B. Способности и потребности личности: диалектика формирования. М., 1983; Пяаксий С. И. Возвышение потребностей как фактор совершен.

И хотя проблема потребностей личности интенсивно разрабатывается советскими учеными, до сих пор еще нет общепринятого понятия «потребности» и «духовной потребности», по-разному трактуется структура как потребностей в целом, так и духовных в частности. Эти вопросы требуют дальнейшей разработки и осмысления.

Особое внимание ученых привлекают вопросы формирования разумных потребностей личности. Б той или иной степени они затрагиваются во всех работах, посвященных изучению формирования потребностей личности при социализме. Ей посвящены работы А. М. Арзамасцева, Б. Н. Воронцова, И. И. Камынина, H.H.Михайлова, В. П. Мотяшова, В. М. Соколова, М. В. Тараткевича и др.

Однако проблема формирования разумных потребностей во многом остается еще дискуссионной. Прежде всего это касается таких вопросов, как определение критериев разумных потребностей человека в обществе развитого социализма и нахождение оптимальных форм и методов воспитания разумных потребностей личности. Вопросы, связанные с коммунистическим воспитанием студенческой молодежи, нашли свое отражение в документах и материалах съездов, Постановлествования образа жизни молодого советского рабочего. Дисс. канд. философ, наук. М., 1977; Чудинова И. М. Развитие потребностей личности в условиях социализма. Дисс. д-ра философ, наук. М., 1977.

I См.: Арзамасцев А. М. Что понимается под разумными потребностями. — Научный коммунизм, 1980, Ja IВоронцов Б. Н. Разумные потребности как потребности коллективистской личности. — Научный коммунизм, 1982, № 4- Михайлов H.H. Социализм и разумные потребности личности. М., 1982; Мотяшов В. П. Потребляющий мир: за и противЧеловек в океане вещей, материальное и духовное в жизни общества. М", 1976; Соколов В. М. Нравственный мир советского человека. Опыт социологического анализа нравственных проблем современника. М., 1981; Роговин В. Формирование разумных потребностей. М., 1979; Тараткевич М. В. Семья и разумные потребности. Минск, 1983; Он же. Человек, среда. Потребности. Диалектика формирования разумных потребностей. Минск, 1980 и др. ниях ЦК КПСС и Советского правительства, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ Партия, развивая марксистско-ленинскую теорию коммунистического воспитания трудящихся, направляет усилия партийных, государственных и общественных организаций на дальнейшее совершенствование всей работы по формированию духовных потребностей студентов*.

В вышедших после ХХУТ съезда КПСС работах рассматриваются методологические вопросы теории коммунистического воспитания молодежи в свете решении съездов, июньского (1983 г.) и последующих Пленумов ЦК КПСС, уточняются некоторые существенные характеристики всестороннего развития личности студента, пути, методы и формы формирования высококвалифицированных специалистов развитого социар листического общества. В некоторых работах рассматриваются от.

1 См: Материалы 2Х1У съезда КПСС. М., 1971; Материалы УХУ съезда КПСС. М., 1976; Материалы ХХУТ съезда КПСС. М., 1981; 0 работе в Московском высшем техническом училище им. П. Э. Баумана и Саратовском государственном университете игл. Н. Г. Чернышевского по повышению идейно-теоретического уровня преподавания общественных наук. Постановление ЦК КПСС от 5 июня 1974 г. — В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК. -8-е изд. доп. и испр., М., 1978, т. II- 0 дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 июня 1979 г. Там же, 1981, т.13- Постановление ЦК КПСС от 10 августа 1982 г. о дальнейшем совершенствовании системы повышения квалификации преподавателей общественных наук высших учебных заведений. -Справочник партийного работника. Вып. двадцать третий. М., 1983; Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М., 1983.

2 См.: Мансуров В. А., Барбакова К. Г. Молодой интеллигент развитого социалистического общества. М., 1981; Сулимов Е. Ф. Методологические проблемы коммунистического воспитания. Вестник МГ7. Теория научного коммунизма, 1982, й 2- Тезисы научно-практической конференции «ХХУ1 съезд КПСС и актуальные проблемы формирования у молодежи классового подхода к явлениям общественной жизни». М., 1982; Квасов Г. Г. Совершенствование системы коммунистического воспитания студентов в свете требований июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. — Научный коммунизм, 1984, $ 2 и-др.' а дельные направления коммунистического воспитания студенческой молодецки: воспитание учебной, научно-исследовательской, общественно-политической и социальной активности студентов.

В связи с тем, что студенчество занимает важное место в процессе становления социальной однородности советского общества, актуальными становятся социальная характеристика студенческой молодежи, ее роль в развитии этого процесса. В разработку данной р проблемы советскими учеными также сделан определенный вклад .

Таким образом, исследование вопросов коммунистического воспитания студенчества довольно широко представлено в советской научной литературе.

Что касается формирования духовных потребностей студентов, то здесь можно отметить только одну работу В. С. Колесник.

Однако автор рассматривает в основном вопросы об особенностях студенчества как социальной группы, виды и динамику духовных.

1 См.: Шмелева Т. Л., Бугаева Т. Б. Воспитание общественно-политической активности студенческой молодежи в условиях развитого социализма. М., 1982; Квиткина Л. Г. Научное творчество студентов. М., 1982; Республиканская научная конференция «Формирование социальной активности студентов в процессе общественно-политической практики». Харьков, 15−16 февраля 1983 г. Тезисы докладов и сообщений. ч.1−2. Харьков, 1983; Петренко’Г. В. Развитие общественно-политической активности студенческой молодежи в условиях развитого социализма. Автор.дисс. канд.филос.наук. Минск, 1980; Васин В. И. Формирование социальной активности студенческой молодежи. Автор.дисс. канд.философ.наук. М., 1980; Нечаев В. Я. Общественно-политическая практика как фактор коммунистического воспитания студентов. Автор.дисс. канд.философ.наук. М., 1982, и др.

2 См.: Чупров В. И. Формирование ценностных ориентации советского студенчества. Марксистско-ленинская теория социального развития. М., 1978; рубина Л. Я. Советское студенчество. М., 1981; Филиппов Ф. Р. Социолог о молодежи. М., 1977 и др. потребностей студентов, анализируя только познавательные и мировоззренческие потребности *.

В диссертации не осуществлен комплексный анализ формирования духовных потребностей студентов, не рассмотрены все главнейшие объективные условия их формирования, не содержится четкого анализа субъективного фактора их воспитания в развитом социалистическом обществе.

Цель и задачи исследования

.

Главная цель работы — с позиций научного коммунизма исследовать формирование духовных потребностей студентов в высшей школе. Соответственно этому, автор ставит следующие конкретные задачи:

— уточнить сущность понятий «потребность» и «духовная потребность» ;

— выявить критерии разумных потребностей человека в развитом социалистическом обществе;

— раскрыть характер влияния объективных условий и субъективного фактора на формирование духовных потребностей личности в развитом социалистическом обществе;

— обобщить опыт и выявить эффективность основных форм воспитательной работы по формированию духовных потребностей студентов в учебное и энеучебное время;

— на основании изучения процесса формирования духовных потребностей студенчества в вузах страны дать рекомендации по его совершенствованию.

Научная новизна исследования состоит:

— в анализе понятий «потребность» и «духовная потребность», в уточнении имеющейся классификации духовных потребностей;

I См.: Колесник B.C. Особенности развития духовных потребностей студенческой молодежи. Дисс. канд. философ, наук. Л., 1974.

— в выявлении наиболее эффективных форм и методов формирования духовных потребностей личности, роли объективных условий и субъективного фактора в этом процессе;

— в комплексном исследовании процесса формирования духовных потребностей студентов как в учебное, так и во внеучебное время;

— в обобщении передового опыта работы вузов страны по формированию духовных потребностей студентов, в рекомендациях по ее совершенствованию.

Положения" выносимые на защиту.

1. Теоретическое исследование понятий «потребность» и «духовная потребность» .

2. Раскрытие роли объективных условий и субъективного фактора в формировании духовных потребностей личности в условиях развитого социализма.

3. Анализ воспитательной функции учебного и внеучебного процессов в формировании духовных потребностей студентов.

4. Выявление резервов повышения эффективности формирования духовных потребностей студентов.

Практическая значимость работы;

— выводы диссертации могут быть использованы в качестве теоретико-методологической основы для исследования вопросов формирования духовных потребностей личности в развитом социалистическом обществе;

— практическая значимость диссертации заключается также в разработке рекомендаций по совершенствованию учебной и воспитательной работы кафедр общественных наук, усилению их роли в формировании духовных потребностей студентов, в обобщении опыта Ленинского зачета и студенческих клубов страны в формировании высоких духовных потребностей студенчества.

Методологической и теоретической основой исследования является марксистско-ленинская концепция коммунистического воспитания личности. В диссертации автор исходит из основополагающих идей по проблеме формирования духовных потребностей личности, выдвинутых в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, материалах съездов, Пленумов и Постановлений ЦК КПСС. В ней анализируются и широко используются работы советских ученых, посвященных формированию потребностей личности.

При написании работы использованы текущие архивы ЦК ВЛКСМ, МГК ВЛКСМ, отчеты по научно-исследовательской работе НИИ проблем высшей школы.

Автор изучил материалы исследования, опубликованные в ряде институтских многотиражек.

Материалом для диссертации послужило также участие автора в социологических исследованиях, проводимых в лаборатории коммунистического воспитания молодежи в МГУ на тему: «Формирование научного мировоззрения студентов» .

Апробация работы:

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры научного коммунизма естественных факультетов М1У им. М. В. Ломоносова.

Ее основные положения излагались в докладах, с которыми автор выступал на Поволжском семинаре «Исследование факторов учебно-познавательной и общественной активности студентов» (январь 1983 г.), на Ш Всесоюзных философских чтениях молодых ученых «ХХУ1 съезд КПСС и актуальные проблемы марксистско-ленинской философии» (май 1983 г.), на конференции философского факультета МГУ, посвященной 165-летию со дня рождения и 100-летию со дня смерти К. Маркса (февраль 1983 г.), а также на заседаниях методологического семинара кафедры научного коммунизма естественных факультетов МГУ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Поддатошшая все вышесказанное, могло сделать вывод, что в настоящее время нет единой точки зрения по проблемам потребностей личности.

Поэтому данное исследование начато с понятия сущности «потребность», которое явилось методологической основой для анализа духовных потребностей личности. Рассматривая этот вопрос, диссертант отмечает, что процесс формирования и удовлетворения человеческих потребностей при социализме и капитализме происходит неодинаково. При капитализме извращаются «.сущностные силы человека. Капиталист озабочен развитием лишь тех способностей, знаний и навыков рабочих, которые необходимы для выполнения производственных операций» Отсюда труд в условиях классово-антагонистического общества не может быть духовной потребностью человека.

Социализм, уничтожив эксплуатацию человека человеком, по-новому организует формирование и удовлетворение потребностей личности. Наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей людей при данном уровне развития производительных сил — высшая цель общественного производства при социализме.

Анализируя закон возвышения потребностей, открытый В. И. Лениным, мы отмечаем, что возвышение материальных и духовных потребностей при капитализме происходит лишь в той мере, в какой это выгодно господствующему классу для увеличения нормы прибавочной стоимости, а также под воздействием революционной борьбы рабочего класса за свои права.

При социализме же — наиболее полное и планомерное удовлетворение постоянно растущих потребностей является важнейшей особенно.

I Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984, с. 29. стью действия закона возвышения потребностей. В диссертации выделены 3 существенные черты этого процесса:

— во-первых, господство при социализме общественной собственности на средства производства, ликвидация угнетения человека человеком, установление социального равенства — устраняют классово-антагонистический характер процесса возвышения потребностей;

— во-вторых, общность основных условий жизни советского народа, социальное равенство всех членов общества определяют однотипность характера формирования и возвышения потребностей, что проявляется в сближении классов и социальных групп при социализме;

— в-третьих, социализм устраняет разрыв между материальными и духовными потребностями трудящихся.

На основании положений классиков марксизма-ленинизма диссертант подразделяет потребности на материальные и духовные, отмечая при этом, что материальные потребности есть основа, фундамент для высших потребностей личности — духовных.

Духовная потребность — это субъектно-объектные отношения в процессе производства, распространения и потребления духовных благ.

В структуре духовных потребностей личности выделяются потребности: в научном мировоззрении (главная потребность), потребность в труде, нравственные потребности и эстетические потребности.

При анализе разумных потребностей автор придерживается комплексного подхода в их определении. Разумные потребности — это те, которые обусловлены способностью их удовлетворения на кавдом историческом этапе развития социалистического общества, трудовым вкладом каждой личности в совокупный общественный продукт и которые способствуют всестороннему и гармоническому развитию как отдельной личности, так и всех членов общества.

В развитом социалистическом обществе создается все больше объективных и субъективных предпосылок для формирования духовных потребностей личности.

Освещая вопрос об объективных условиях формирования духовных потребностей личности, диссертант отмечает, что производственные отношения являются определяющими в их формировании. Важную роль в формировании духовных потребностей личности имеют такие объективные условия, как социальные, правовые, нравственные, эстетические и национальные отношения развитого социалистического общества.

В системе субъективных факторов большое воздействие на формирование духовных потребностей личности оказывают государство, общественные организации, трудовые коллективы.

Направляющую и организующую роль в формировании потребностей советских людей осуществляет КПСС. Она ставит задачи перед различными звеньями коммунистического воспитания трудящихся, намечает пути дальнейшего продвижения вперед в деле воспитания нового человека.

Большие и ответственные задачи поставила Коммунистическая партия перед высшей школой — формирование не только высококвалифицированных специалистов, но и глубоко овладевших марксистско-ленинским мировоззрением членов общества^имеющих высокие духовные потребности.

Формирование духовных потребностей студентов осуществляется как в учебном процессе, так и во внеучебное время.

Главную роль в формировании духовных потребностей студентов в учебное время играют общественные науки — история КПСС, марксистско-ленинская философия, политэкономия и научный коммунизм. Каждая из общественных наук выполняет свою особую роль в формировании духовных потребностей студентов.

Важное значение для формирования духовных потребностей студентов в процессе преподавания общественных наук занимают вопросы критики антикоммунизма. Как показывают исследования, здесь не все обстоит благополучно, поэтому данным вопросам необходимо уделять более пристальное внимание.

В процессе преподавания общественных наук необходимо шире внедрять в практику спецкурсы, которые оказывают существенное влияние на формирование духовных потребностей студентов.

Большое значение в преподавании общественных наук имеет преемственность, неразрывное единство всех составных частей марксизма-ленинизма, ибо это позволяет обеспечить проблемный характер изучения марксизма-ленинизма как единой системы философских, экономических и социально-политических взглядов, что имеет важное значение для формирования духовных потребностей студентов.

Как показывают социологические исследования, студенты в процессе изучения общественных наук перегружены учебным материалом, что не способствует глубокому усвоению первоисточников, а следовательно и формированию их духовных потребностей. Поэтому целесообразно пересмотреть списки первоисточников в пользу более глубокого изучения основных работ и при этом ликвидировать дублирование, для чего издать отдельной брошюрой единый комплекс согласованных мезду собой учебных программ по истории КПСС, философии, политэкономии и научному коммунизму.

Решающая роль в формировании духовных потребностей студентов отводится преподавателю. Социологические исследования показывают, что требования к преподавателям возросли не только со стороны общества, но и со стороны самих студентов. Для того, чтобы эффективно воздействовать на формирование духовных потребностей студентов, преподаватель должен обладать высоким уровнем профессиональной подготовки, политической сознательности и педагогической культуры в их органическом единстве.

Большое значение для формирования духовных потребностей студентов в ходе преподавания общественных наук имеют такие показатели как партийность, творческое изложение материала, связь с профилем факультета, связь с актуальными проблемами современности, оптимальное соотношение проблемности и информативности, яркость и эмоциональность изложения материала. Социологические исследования, проведенные в Московском государственном университете, Тбилисском государственном университете и Латвийском государственном университете показывают, что здесь, как и в других вузах, еще имеются резервы для повышения качества преподавания общественных наук. Формирование духовных потребностей студентов осуществляется также и во внеучебное время. Велика роль в этом процессе Ленинского зачета и студенческих клубов, которые занимают одно из основных мест в проведении досуга студентов.

Одним из важных направлений в системе Ленинского зачета является научно-исследовательская работа студентов, которая развивает их творческие способности, формирует высокие духовные потребности. Богатый опыт привлечения студентов к научно-исследовательской работе накоплен в Таганрогском радиотехническом институте, в Уфимском и Казанском авиационных институтах. Особо следует отметить в формировании духовных потребностей студентов роль студенческих конструкторских бюро. Здесь у студентов формируется высокое чувство ответственности за коллектив, за порученное дело. Интересный опыт работы конструкторских студенческих бюро накоплен в Львовском политехническом институте, в Днепропетровском инженерно-строительном институте и др.

Вместе с тем, следует отметить, что некоторые изобретения студентов так и находятся в стадии экспериментальных или же не внедряются совсем, что наносит большой ущерб формированию духовных потребностей студентов. Этот вопрос ждет своего разрешения.

Велика роль общественно-политической практики в формировании духовных потребностей студентов. Богатый опыт по проведению ОПП накоплен в вузах Грузии, где она стала обязательной частью учебного процесса.

Важным направлением формирования духовных потребностей студентов в системе ОПП являются Всесоюзные конкурсы студенческих работ по общественным наукам, истории ВЛКСМ, международного молодежного движениястуденческие строительные отрядыфакультеты общественных профессий и т. д. Все эти вопросы подробно рассматриваются в диссертации, анализируется положителышй опыт в проведении ОПП. Вместе с тем, указываются недостатки в проведении ОПП, устранение которых способствовало бы повышению ее роли в формировании духовных потребностей студентов.

Правильное использование свободного времени является важнейшим условием формирования духовных потребностей студентов.

Весьма эффективной формой проведения досуга молодых людей являются студенческие клубы. В настоящее время они имеют следующую направленность: общественно-политические, цель которых — формирование научного мировоззрения студентовклубы профессиональной направленности, которые формируют у студентов духовную потребность в трудеклубы нравственно-эстетического направления, формирующие эстетические и нравственные потребности.

Большой опыт работы клубов накоплен в вузах Москвы, Ташкента, Харькова и др. городов страны.

Сейчас назрела необходимость обменяться этим опытом, выработать единые требования применительно к вузам одного профиля и наметить перспективы этой работы.

Таким образом, формирование духовных потребностей личности зависит от многих факторов, некоторые из которых мы попытались осветить. И чем органичнее их единство, тем органичнее духовный облик личности студента, тем быстрее будет формироваться человек нового коммунистического общества с богатыми духовными потребностями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. — Соч. 2-е изд., т. З, с.7−544.
  2. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.
  3. Соч. 2-е изд., т.4, с.419−459.
  4. К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2.е изд., т.13, с.1−4.
  5. К. К критике политической экономии. Предисловие.
  6. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.13, с.4−167.
  7. К. Плагиаторы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.16, о.226−230.
  8. К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23, с.46−784.
  9. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.
  10. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42, с.41−174.
  11. Ф. К рабочему классу Великобритании. Маркс К.,
  12. Ф. Соч. 2-е изд., т.2, с.235−237.
  13. Ф. Карл Маркс. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.105−115.
  14. Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2.е изд., т.20, с.339−626.
  15. В.И. По поводу так называемого вопроса о рынках.
  16. Полн. собр. соч., т.1, с.67−122.
  17. В.И. Развитие капитализма в России. Полн. собр.соч., т. З, с.1−609.
  18. В.И. Еще раз к вопросу о теории реализации. Полн.собр. соч., т.4, с.67−87.
  19. .И. Ответ г.Нежданову. Полн. собр. соч., т.4,с.157−162.
  20. В.И. Уроки кризиса. Полн. собр. соч., т.5, с.81−86.
  21. В.И. Проект программы Российской социал-демократической рабочей партии. Полн. собр. соч., т.6, с.203−210.
  22. В.И. Самодержавие и пролетариат. Полн. собр. соч., т.9, с.126−136.
  23. В.И. На дорогу. Полн. собр. соч., т.17, с.354−365.
  24. В.И. О лозунгах и о постановке думской и внедумскойс.-д. работы. Полн. собр. соч., т.21, с. П-21.
  25. В.й. Интернационал молодежи. Полн. собр. соч., т. ЗО, с.225−229.
  26. В.И. Государство и революция. Полн. собр. соч., т.33, с.1−120.
  27. В.И. Речь в Московском Совете рабочих, крестьянскихи красноармейских депутатов 12 марта 1918 г. Полн. собр. соч., т.36, с.83−88.
  28. В.И. Очередные задачи Советской Власти. Полн. собр.соч., т.36, с.165−208.
  29. В.И. Седьмой экстренный съезд РКЦ/б/ 6−8 марта 1918 г, — Полн. собр. соч., т.36, с.1−76.
  30. В.И. Речь на Всероссийском съезде рабочих стеклофарфорового производства 29 апреля 1920 г. Полн. собр. соч., т.40, с.330−334.
  31. В.И. Задачи союзов молодежи. Полн. собр. соч., т.41,с.298−318.
  32. В.И. Тов. Кржижановскому в президиум Госплана. Полн.собр. соч., т.43, с.260−263.
  33. В.И. Странички из дневника. Полн. собр. соч., т.45,с.363−368.
  34. Официально-документальные материалы:
  35. Материалы ХНУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1971. — 320 с.
  36. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. — 256 с.
  37. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. — 224 с.
  38. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.:1. Политиздат, 1973. 144 с.
  39. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов
  40. ЦК. М.: Политиздат, т.14, 1982. — 542 с.
  41. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня1983 г. М.: Политиздат, 1984. — 110 с.
  42. Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС, 13 февраля 1984 г. М.: Политиздат, 1984. — 32 с.
  43. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля1984 г. М.: Политиздат, 1984. — 31 с.
  44. ХУШ съезд Всесоюзного Ленинского Комсомола Союза Молодежи, 25.28 апреля 1978 г. Стенографический отчет. М.: Молодая гвардия, 1978. — 431 с.
  45. XIX съезд Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза
  46. Молодежи, 18−21 мая 1982 г. Стенографический отчет. -М.: Молодая гвардия, 1982. 415 с.
  47. ХХУ1 съезд КПСС и задачи кафедр общественных наук. М.:
  48. Высшая школа, 1982. 329 с. 3. Книги
  49. Актуальные проблемы коммунистического воспитания студенчества: Матер, респ. конф. Воронеж: изд-во Воронеж, ун-та, 1981. — 215 с.
  50. Актуальные проблемы коммунистического воспитания молодежи всвете решений ХХУ1 съезда КПСС: (Тез. докл. к науч. конф.). Чита: Чит. политехи, ин-т, 1983. — 141 с.
  51. Д.С. С нравственных позиций. М.: Мысль, 1981.158 с.
  52. С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. М.: Знание, 1981. — 64 с.
  53. Е.А. Социальный статус и активность личности (личность как объект и субъект общественных отношений). -М.: изд-во Моск. ун-та, 1984. 288 с.
  54. Л.П. Личность в современном мире. М.: Изд-во ин-тафилософии, 1983. 114 с.
  55. Н.М. Проблема человека в трудах К.Маркса. М.:1. Высш. школа, 1981. III с.
  56. Л.П. Воспитание коммунистической нравственности.
  57. М.: Московский рабочий, 1976. 72 с.
  58. Воспитание трудящихся, молодежи на боевых и трудовых традициях КПСС и советского народа: Материалы науч.-практ. конф. посвящ. 50-летию г. Комсомольска-на-Амуре (июнь 1982 г.). -Хабаровск: Знание, 1983. 256 с.
  59. Воспитание коммунистического отношения к труду. М.: Профиздат, 1983. 159 с.
  60. Воспитательная работа в вузе. Некоторые вопросы теории ипрактики. М.: Молодая гвардия, 1976. — 175 с.
  61. Воспитание молодежи на героических традициях: История, опыт, перспективы развития. Ереван: Айастан, 1982. — 191 с.
  62. С.С. Воспитание коммунистической убежденности.1. М.: Мысль, 1983. 189 с.
  63. Э.Ф. Искусство и мировоззрение. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 173 с.
  64. Г. Е. Рождение нового человека. Проблемы формирования личности при социализме. М.: Политиздат, 1982. -255 с.
  65. JI.A. Советское государство и личность. М.: Знание, 1978. 64 с.
  66. Н.Ф. Студент: путь к личности. М.: Молодая гвардия, 1982. 142 с.
  67. Духовная жизнь общества и проблемы эстетики. М.: Изд-во1. Моск. ун-та, 1983. 49 с.
  68. Духовные потребности в системе социалистического образажизни: Респ. сб. науч. тр. Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1979. — 171 с.
  69. Духовный мир развитого социалистического общества. М.:1. Наука, 1977. 479 с.
  70. Документы и материалы Всесоюзного слета участников студенческих отрядов, 25−26 апреля 1979 г. М.: Молодая гвардия, 1979. — 8.0 с.
  71. Г. Г. Потребности личности и общество (некот.методол. пробл.). M.- 1970. — 12 с.
  72. И.М. Деятельность КПСС по формированию духовногооблика рабочей смены. Киев: Вища школа, 1976. — 166 с.
  73. В.И. ХХУ1 съезд КПСС о возрастании роли общественных наук в коммунистическом воспитании студенческой молодежи. Киев: Вища школа, 1982. — 55 с.
  74. Л.П. Формирование потребностей в развитом социалистическом обществе. М.: Мысль, 1975. — 254 с.
  75. Ю.Е. О противоречии между производством и потребностями. М.: изд-во Моск. ун-та, 1968. — 66 с.
  76. Л.Н. Формирование личных потребностей при социализме.- М.: Знание, 1978. 63 с.
  77. B.B. Проблемы духовной жизни развитого социализма.- М.: Высшая школа, 1980. 176 с.
  78. М.Б. Формирование общественной активности студентов. Алма-Ата- Мектеп, 1977. — 80 с.
  79. А.Г. Нравственная ценность труда при социализме. М.: Знание, 1981. — 48 с.
  80. А.Г. Жизненные потребности трудящихся и ихудовлетворение в условиях развитого социализма. М.: Знание, 1977. — 64 с.
  81. P.A. Духовные потребности советского рабочего.
  82. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1975. 236 с.
  83. В.И. Социалистический образ жизни и духовное развитие личности. М.: Знание, 1977. — 64 с.
  84. Интернациональное воспитание строителей социализма и коммунизма. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1982. — 155 с.
  85. Интернациональное воспитание студентов в процессе преподавания общественных наук. Ташкент: Изд-во Ташк. ун-та, 1979. — 160 с.
  86. Интернациональное и патриотическое воспитание молодежи.
  87. Ташкент: Изд-во Ташк. ун-та, 1983. 68 с.
  88. С.Н., Лисовский Б. Т. На пороге гражданской зрелости: об активной жизненной позиции современного молодого человека. Л.: Лениздат, 1982. — 175 с.
  89. Н.В. Социологические проблемы изучения потребностей.
  90. Курс лекций. Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1975. -135 с.
  91. Л.И. Нравственное самовоспитание личности в условиях развитого социализма. М.: Высш. школа, 1979. -135 с.
  92. Коммунистическое воспитание и вопросы совершенствованияучебного процесса в вузе: (опыт). Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1982. — 153 с.
  93. Комплексный подход к идейно-воспитательной работе средистуденческой молодежи. Тезисы докладов на Республиканской научно-методической конференции во Львове, 5−7 дек. 1978 г. Львов: Изд-во Львовск. ун-та, 1978. — 159 с.
  94. Коммунистическое воспитание студенческой молодежи. Львов:
  95. Изд-во Львовск. ун-та, 1979. 151 с.
  96. Комсомол, и формирование коммунистической убежденности молодежи. ГЛ.: ВШ при ЦК ВЛКСМ, 1977. — 106 с.
  97. Коммунистическое воспитание студентов. Вопросы теории ипрактики. Киев: Изд-во Киевск. ун-та, 1981. — 191 с.
  98. Коммунистическое воспитание студентов в процессе преподавания научного коммунизма: (Обобщение опыта метод, работы вузов). Минск: Изд-во Белорусок, ун-та, 1983. — 148 с.
  99. Коммунистическое воспитание студентов в процессе преподавания истории КПСС. М.: Высш. школа, 1979. — 368 с.
  100. Коммунистическое воспитание студентов в лекциях по политэкономии социализма: Вопр. методики. Минск: Изд-во Белорусок, ун-та, 1981. — 199 с.
  101. Коммунистическое воспитание студенческой молодежи в светерешений ХХУ1 съезда КПСС: Сб. науч. тр. Фрунзе: Изд-во Кирг. ун-та, 1983. — 99 с.
  102. Коммунистическое воспитание студентов в процессе преподавания общественных наук. Минск: Вышэйш. школа, 1979. -159 с.
  103. Ш. Коммунистическое воспитание студентов в условияхразвитого социализма. Ташкент: Узбекистан, 1982. -192 с.
  104. Е.К. НТР и развитие общественного труда в условиях зрелого социализма. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983″ - 144 с.
  105. Н.М. Патология потребительства. Критика буржуазного образа жизни. М.: Политиздат, 1977. — 135 с.
  106. М.Я. Современная идеологическая борьба и критика антикоммунизма. Л.: Знание, 1983. — 32 с.
  107. А.Н. Социально-философские проблемы становления коммунистического типа личности. М.: Высш. школа, 1981. -176 с.
  108. С.М. Формирование социалистической личности. -М.:1. Мысль, 1980. 228 с.
  109. A.M. Социализм и закономерности общественного развития. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 352 с.
  110. Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984.252 с.
  111. Е.Г. Диалектика производства и потребностей. М.:1. Политиздат, 1977. 175 с.
  112. Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. М.:1. Мысль, 1968. 148 с.
  113. Р.И. Социализм: К вопросам теории. 2-е изд.испр. и доп. М.: Мысль, 1979. — 598 с.
  114. A.C. Нравственно-эстетическое формирование личности.- М.: Знание, 1981. 64 с.
  115. .М. Социально-экономические потребности: Закономерности формирования и развития. М.: Мысль, 1974. — 316 с.
  116. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. -М.: Изд-во1. Моск. ун-та, 1971. 40 с.
  117. . Трудовой семестр и трудовое воспитание студентов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. — 71 с.
  118. Мораль как ее понимают коммунисты. — М.: Политиздат, 1982.- 302 с.
  119. Место и роль Ленинского зачета в системе коммунистическоговоспитания молодежи. М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1976. — 30 с.
  120. B.C. Потребности и психология социальной деятельностиличности. Л.: Наука, 1983. — 176 с.
  121. Г. И., Яненко В. И. Преподавание научного коммунизмаи коммунистическое воспитание студентов. Киев: Изд-во Киев, ун-та, 1978. — 198 с.
  122. В.А., Барбакова К. Г. Молодой интеллигент развитого социалистического общества. М.: Наука, 1981. — 189 с.
  123. A.B. Проблема потребности в историческом материализме. Белгород: Изд-во Белгор. пед. ин-та, 1971. -123 с.
  124. A.B. Способности и потребности личности. Диалектикаформирования. М.: Мысль, 1983. — 260 с.
  125. В.П. Потребляющий мир: за и против. Человек в океане вещей, материальное и духовное в жизни общества. -М.: Молодая гвардия, 1976. 271 с.
  126. .М. Развитой социализм: человек и его потребности.- М.: Знание, 1982. 62 с.
  127. Мишин В. М. Комсомол надежный помощник и боевой резерв
  128. КПСС. М.: Знание, 1983. — 64 с.
  129. H.H. Социализм и разумные потребности личности.
  130. М.: Политиздат, 1982. 191 с.
  131. Г. В., Лисовский В. Т. Современный студент. Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1932. 367 с.
  132. Г. Ф. Учащейся молодежи интернационалистскую закалку. Киев: Вища школа, 1981. — 160 с.
  133. Организация Всесоюзного Ленинского зачета «Решения ХХУ1съезда КПСС в жизнь» в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 57 с.
  134. Общественно-политическая практика студентов. (Вопросы теории и методики). М.: Высш. школа, 1980. — 157 с. 3.82.Образ жизни современного студента. Социологическое исследование. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. — 206 с.
  135. Патриотическое и интернациональное воспитание студентов.
  136. Сб. трудов ученых социалистических стран. М.: Высш. школа, 1979. — 255 с.
  137. Проблемы формирования потребностей человека в условиях развитого социализма. Минск: Беларус, 1978. — 207 с.
  138. Проблема потребностей в этике и эстетике. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. 175 с.
  139. Проблемы нравственного воспитания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. 229 с.
  140. Роль общественных наук в повышении общественно-политическойактивности студентов. М.: НИИ пробл. высш. школы, 1976. — 42 с.
  141. .Ф. Искусство как общественная потребность. Л.:
  142. Художник РСФСР, 1977. 206 с.
  143. Л.Я. Советское студенчество. М.: Мысль, 1981.207 с.
  144. .З. Формирование потребностей личности в условияхразвитого социализма. М.: Знание, 1981. — 64 с.
  145. Л.И. Нравственное воспитание личности. М.:
  146. Изд-во Моск. ун-та, 1981. 184 с.
  147. С чего начинается личность. М.: Политиздат, 1983. — 360 с.
  148. Совершенствование коммунистического воспитания студентовуниверситета. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. — 88 с.
  149. У.Ф. Планирование и руководство коммунистическим воспитанием в высшем учебном заведении: Тез. докл. респ. научн. конф. Рига, 20−21 сент. 1983 г. Рига: Изд-во Латв. ун-та, 1983. — 83 с.
  150. П.И. Возвышение потребностей личности в условиях развитого социализма. М.: Знание, 1975. — 32 с.
  151. Степанян Ц, А. Советская интеллигенция и ее роль в строительстве коммунизма. М.: Наука, 1983. — 289 с.
  152. В.М. Нравственный мир советского человека. Опыт социологического анализа нравственных проблем современника. М.: Политиздат, 1981. — 279 с.
  153. A.M. Что понимается под разумными потребностями.
  154. Научный коммунизм, 1980, # I, с.78−85.
  155. В.В. Коммунистическое воспитание молодежи: теория ипрактика исследований. Социологические исследования, 1981, В 2, с.196−198.
  156. А. Право на щедрость. Смена, 1983, }? 18, с.1−3.
  157. .Н. Разумные потребности как потребности коллективистской личности. Научный коммунизм, 1982, 4, с.30−38.
  158. П.И. Потребности людей в центре экономической и социальной политики КПСС. Научный коммунизм, 1984, Гв I, с.51−58.
  159. М.А. Эффективное использование научного потенциала.- Вестник высшей школы, 1984, № 3, с.39−44.
  160. Донченко В. Н-. Конкурс делу образования и воспитания.
  161. Вестник высшей школы, 1983, № 5, с.59−65.
  162. Р.Н. В клубе «Истина». Вестник высшей школы, 1982, В 9, с.62−64.
  163. Г. Г. Проблема человеческой потребности. Вопросы философии, 1976, if? 9, с.40−43.
  164. Ю. Ручной труд на плечи машин. Коммунист, 1981,1. Ja II, с.19−29.
  165. Елютин В. П. Высшая школа в социально-политической системе
  166. Союза Советских Социалистических Республик. Современная высшая школа, 1983, № I, с.3−21.
  167. В.П. Актуальные вопросы совершенствования обучения ивоспитания в вузах СССР. Современная высшая школа, 1984, № I, с.100−116.413. .Путанов A.B. Студенческие отряды пятилетке. — Вестниквысшей школы, 1983, № 7, с.3−7.
  168. В.И., Момот А. И. Развивать исследовательскую работустудентов. Вестник высшей школы, 1983, № 2, с.28−31.
  169. B.C., Савенков A.B., Курамшин P.A. Эффективностьстуденческого творчества. Вестник высшей школы, 1983, гё 6, с.45−47.
  170. Н.Ф. Решения июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС изадачи нового учебного года. Вестник высшей школы, 1983, В 8, с.3−15.
  171. Г. П. Совершенствование системы коммунистического воспитания студентов в свете требований июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. Научный коммунизм, 1984, J& 2, с.25−35.
  172. В.Т. Принципы и критерии типолошзации современного студенчества. Социологические исследования, 1980, № 3, с.130−135.
  173. В. Двадцать пять трудовых семестров. Студенческиймеридиан, 1983, & 7, с.1−3.
  174. В. По соседству с шахтой поле. — Комсомольскаяжизнь, 1983, А<�з 12, с. 1−4.
  175. А. Основной экономический закон социализма и превращение труда в первую жизненную потребность. Коммунист, 1983, JS 2, с.37−48.
  176. .Е. По системе «исследование внедрение». — Вестник высшей школы, 1983, 4, с.34−38.
  177. Г. В. Реализуется комплексный подход. Вестниквысшей школы, 1983, Л 3, с.48−53.
  178. А.И. В духе экономии и бережливости. Вестник высшейшколы, 1983, J6 3, с.53−56.
  179. В.Н. Реализуется культурная программа. Вестник высшей школы, 1982, й 2, с.53−55.
  180. С.Ш. Роль науки в нравственном воспитании студенческой молодежи. Научный коммунизм, 1982, Л 4, с.74−80.
  181. Плаксий С. И, Формирование системы разумных потребностейличности в условиях развитого социалистического общества. Научный коммунизм, 1980, Л 4, с.13−21.
  182. Л. Пишем летопись подвига. Комсомольская жизнь, 1984, Я 3, с.3−4.
  183. З.И., Саруханова И. М. Наш художественный совет.
  184. Вестник высшей школы, 1984, JS 3, с.54−56.
  185. A.M. Культура развитого социализма и воспитаниенового человека. Вопросы философии, 1981, Л 12, с.37−46.
  186. .Ф. Методологические проблемы коммунистическоговоспитания нового человека. Вестник МГУ. Теория научного коммунизма, 1982, J? 2, с.3−14.
  187. В.П. Конкурс продолжается. Вестник высшейшколы, 1983, В 7, с.70−73.
  188. В.В. Улучшать деятельность ФОПов. Вестник высшейшколы, 1983, }Ь 5, с.52−55.
  189. М.В., Гарагонич В. В. В центре внимания. Вестниквысшей школы, 1983, Л? 9, с.50−52.
  190. Л.В. Изучение особенностей образа жизни советскогостуденчества. Научный коммунизм, 1980, $ 4, с.134−138.
  191. С.И. Формируем организаторские навыки. Вестниквысшей школы, 1984, № 2, с.66−68.5. Авторефераты
  192. Ю.Я. Взаимосвязь материальных и духовных потребностей трудящихся при социализме: Автореф. дисс. канд. философ, наук. Рига, 1975. — 26 с.
  193. В.С. Особенности развития духовных потребностейстуденческой молодежи: Автореф. дисс. канд. философ, наук. Л., 1974. — 17 с.
  194. В.Я. Общественно-политическая практика как факторкоммунистического воспитания студентов: Автореф. дисс. канд. философ, наук. М., 1982. — 23 с.
  195. И.М. Развитие потребностей личности в условиях социализма: Автореф. дисс. д-ра философ, наук. -М., 1977. 47 с.
Заполнить форму текущей работой