Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система марксистско-ленинского образования коммунистов как фактор возрастания руководящей роли КПСС в условиях развитого социализма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Названные моменты новизны, взятые в целом, отражают результат исследования, выраженный в следующих тезисах, выносимых на защиту: I. В процессе совершенствования развитого социализма закономерно возрастает роль и значение теоретической подготовленности коммунистов, их идеологической ориентированности и идейной закалки. Расширяются функции партийной учебы, обогащается арсенала форм и методов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • Глава II.
  • Повышение идеологической, политико-воспитательной работы КПСС — важнейшее условие возрастания руководящей роли партии в жизни советского общества
    • I. Совершенствование системы марксистско-ленинской учебы, как один из основных факторов повышения руководящей роли партии
    • 2. Актуализация содержания марксистсколенинской учебы коммунистов
    • 3. Возрастание роли партийной учебы в развитии общественно-политической и трудовой активности коммунистов
  • Повышение уровня партийного руководства марксистско-ленинской учебой коммунистов
    • I. Улучшение стиля партийной учебы
    • 2. Развитие организационной структуры, активных форм политической учебы коммунистов
    • 3. Активизация деятельности партийных комитетов по улучшению подбора, теоретической и методической подготовки пропагандистов

Система марксистско-ленинского образования коммунистов как фактор возрастания руководящей роли КПСС в условиях развитого социализма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях развитого социализма всё теснее и глубже проявляется взаимосвязь прогресса экономики с социально-политическим и духовным прогрессом общества, возрастанием роли КПСС в руководстве и управлении общественными процессами. Возрастание роли Коммунистической партии происходит в результате сознательных, целенаправленных действий самой партии, связанных с творческим развитием марксистско-ленинской теории, постановкой организационно-политической и идейно-воспитательной работы.

Среди важнейших задач совершенствования развитого социалистического общества, как отмечает Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ К. У. Черненко, — «было и остаётся формирование научного, марксистско-ленинского мировоззрения — основы коммунистического воспитания людей. Именно оно делает коммунистов, трудящихся со-/знательными политическими бойцами. И партия уделяет неослабное внимание воспитанию у коммунистов потребности в теории, интереса и вкуса к ней. Этому призвана служить и наша система партийной учебы» .*.

Формирование мировоззрения на основе марксизма-ленинизма предполагает систему научных взглядов и представлений у советских людей о природе, обществе, мышлении, путях их развития и преобразования, общественной жизни на коммунистических началах, воспитание политической сознательности, нравственных привычек, навыков, определяют воздействие человека на окружающую действительность в соответствии с программными целями и задачами партии по созданию нового общества. Наша партия исходит из того, что «формирование нового человека — не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства» .^.

1. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14−15 июня 1983 года, М., с.41−42.

2. Там же, с. 27.

Марксизму-ленинизму чуждо идеалистическое представление, будто воспитать человека, тем более миллионы трудящихся можно только посредством образования и пропаганды. Строительство коммунизма В. И. Ленин рассматривал как комплексную задачу, в которой решение экономических и социально-политических проблем органически связано с формированием нового человека, с воспитанием, обучением, всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей.

Развитие сознания масс, по мысли В. И. Ленина., было и остается «базой и главным содержанием» всей работы партии, а задача воспитания и убеждения «всегда будет стоять среди важных задач управления». В этих ленинских словах указаны место и роль идеологической работы в жизни партии, в управлении общественными процессами, глубоко раскрыты её целевая направленность — развитие сознания масс, воспитание людей.

Основным источником формирования научного мировоззрения людей является овладение марксизмом-ленинизмом. Теория превращается в материальную силуг как только она овладевает массами. Соединение научной, марксистско-ленинской теории с революционным движением I не является стихийным, на всех этапах борьбы за социализм в центре внимания партии стояли вопросы формирования коммунистического сознания. На этапе совершенствования развитого социализма решение данной задачи в значительной мере связано с совершенствованием системы политического просвещения, которая составляет важную часть всей коммунистической пропаганды. Постоянно уделяя внимание развитию массового политического просвещения, наша партия всегда заботилась о совершенствовании организации политической учебы комь^унистов, о повышении её действенности.

1. Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.13, с. 376.

2. Там же. Т.36, с. 127.

Следует, видимо, — отмечалось в Отчетном докладе ХХУ1 съезду партии, — не увлекаясь чрезмерным расширением числа слушателей семинаров, решительно повернуть дело к улучшению качества учебы, в первую очередь — коммунистов" ." ^ Это указание партии получило развитие и дальнейшую конкретизацию в постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем совершенствовании партийной учебы в свете решений ХХУ1 съезда КПСС». В связи с этим в партийных организациях страны в 1981 году была осуществлена перестройка партийной учебы коммунистов, внедрена её новая структура.

Большое внимание дальнейшему развитию системы политического образования коммунистов, актуализации его содержания, повышению мировоззренческой направленности учебного процесса было уделено на июньском (1983 г.) Пленуме Центрального Комитета партии.

Исторический опыт убеждает в том, что формирование мировоззрения, повышение сознательности, политической культуры и общественной активности коммунистов, всех трудящихся — это прежде всего воспитание их на идеях марксизма-ленинизма, чему призвана служить система партийной учебы, ныне охватывающая своим влиянием более VI6 млн. человек, членов партии и беспартийного актива. Она систематически обогащает комьлунистов и беспартийных знаниями теории и методологии марксизма-ленинизма, историческим опытом, вооружает их научным подходом в практической работе. И, таким образом, оказывает идейное воздействие на всю нашу деятельность.

Совершенствование системы политического образования коммунистов — авангарда советского народа — процесс сложный и многогранный, неразрывно связанный с теоретическим осмысливанием закономерностей всестороннего и гармоничного развития личности в советском обществе. В трудах Биккенина Н. Б., Давидовича В. Е., /.

1. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981, с. 77.

2. Байкова В. Совершенствовать стиль работы системы партийной учебы. Полит. самообразование, 1983, № 8, стр. 67.

Журавлева Г. П., Зеркина Д. П., Ильенкова Э. В., Камынина И. И., Медведева В. А., Ненашева М. Ф., Предвечного Г. П., Семенова B.C., Смирнова Г. Л., Спиркина А. Г., Уткина С. С., Федосеева П. Н., Фролова И. Т. и других видных советских ученых-обществоведов всесторонне рассмотрены проблемы развития общественного сознания, формирования у советских людей марксистско-ленинского мировоззрения на этапе развитого социализма. Анализ проблемы совершенствования t идеологической работы КПСС, комплексного решения задач коммунисти-. веского воспитания советских людей всовременных условиях, позволяющий глубже проникать во взаимосвязь теории и практики коммунистической пропаганды, содержится в работах Байковой В. Г., Лучинского П. К., Позднякова П. В., Пономарева Л. Н., Правоторова В. Ф., Тощенко Ж. Т.,.

У В последние годы сделано немало в исследовании и разработке теоретических и практических аспектов системы политического просвещения трудящихся. Появились публикации, брошюры, тематические сборники.*.

Однако необходимость дальнейшего изучения данной проблемы не снята. Многие авторы рассматривают пока отдельные её стороны. Партийная учеба коммунистов во многих исследованиях не изучается как самостоятельный объект, а исследуется лишь в контексте.

I. Валентин В. А. и др. И слово делом отзовется. М., 1981; Власова А. Н. Политическая учеба руководителя. М., 1982; Вопросы идеологической работы. О комплексном подходе к проблемам коммунистического воспитания трудящихся Ленинграда и области. Л., 1982; Знание, убеждение, действие: Сборник. М., 1981; Искусство воспитания: Сборник. М., 1981; Леонов Ю. И. Пропагандист в коллективе. М., 1982; Партийная учеба: активность и действенность. М., 1980; - Соколова Е. К., Хмельницкая А. П. Овладевать искусством воспитания, М., 1981; Кузьмин А. Некоторые вопросы дальнейшего совершенствования партийной учебы. Полит. самообразование, 1982, № б, с.45−53. совершенствования идеологической работы в целом. В них не рассматривается весь комплекс вопросов, связанных с развитием системы политического просвещения в условиях совершенствования зрелого социализма. Такой подход не позволяет наиболее полно в конкретном плане проследить развитие системы партийной учебы, ее воздействие на процесс формирования марксистско-ленинского мировоззрения коммунистов, повышение их авангардной роли в решении производственных и воспитательных задач, применительно к современному этапу общественного развития.

На этапе совершенствования развитого социализма усилия партии и народа направлены на осуществление всесторонней интенсификации общественного производства, мобилизации всех резервов повышения производительности труда, эффективности производствадальнейшее всестороннее развитие социалистических общественных отношений, советской государственности и демократиинеуклонный подъем советской науки, образования, здравоохранения, культуры, благосостояния нашего народа. Всё это немыслимо без духовного роста людей.

В последние годы партийные комитеты осуществили заметный поворот пропагандистских средств к конкретным задачам совершенствования зрелого социализма. Вместе с тем, было бы преувеличением сказать, что идейно-воспитательная работа повсеместно строится в тесной взаимосвязи с решением социально-экономических задач. От пропаган-. ды требуется утверждать в общественном сознании понимание неизбежности глубоких качественных преобразований в производительных силах и соответствующее этому совершенствование производственных отношений. «Это, — подчеркнул июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС, — не просто наше желание., это объективная необходимость» .* Этому.

I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14−15 июня 1983 года. М., 1983, с. 9. должна способствовать теоретическая разработка путей дальнейшего совершенствования системы политического образования коммунистовведущего авангарда советского народа. v Непосредственным предметом данного исследования взята система марксистско-ленинского образования коммунистов, деятельность партийных комитетов по всемерному усилению роли и влияния политической учебы на многогранную деятельность коммунистов. * В отличие от имеющихся работ настоящая работа выполнена в социально-политическом аспекте, в рамках теории научного коммунизма. Диссертантом анализируется процесс совершенствования политичв' ской учебы коммунистов в свете требований ХХУ1 съезда КПСС, июньского (1983 г.) Пленума Центрального Комитета партии, рассматриваются формы и методы пропагандистской деятельности, пути повышения качества учебы, ее результативности. В основу исследования взят опыт политической учебы комглунистов в Ростовской областной партийной организации, а также практика партийных комитетов Москвы, Ленинграда, Украины, Белоруссии, Ставропольского края, Свердловской, Челябинской областей. Использовались эмпирические и теоретические методы исследования, материалы конкретно-социологических исследований периодической печати. Диссертант при выполнении данна ного исследования опирался свой личный опыт участия в работе по совершенствованию системы партийно-политического просвещения. Такой подход приобретает особое значение в настоящее время, когда партия идет навстречу своему очередному съезду. «Для нас, коммунистов, подготовка к съезду, — отметил Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ К. У. Черненко, — это период осмысления, подытоживания достигнутого, период активного закрепления всего позитивного, чего мы добились» .* г I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 10 апреля.

1984 г. М., 1984, с. 20.

Методологическими принципами исследования явились теоретические положения основоположников научного коммунизма, содержащиеся в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, партийных документах, решениях ХХУ1 съезда КПСС, последующих Пленумов Центрального Комитета партии, раскрывающие диалектику объективного и субъективного базиса и надстройки, закономерности функционирования духовной сферы, идеологических учреждений, общественного сознания.

V В решении поставленных задач диссертант учитывал вывода и установки, касающиеся систем политической учебы и содержащиеся в работах выдающихся партийных и государственных деятелей, советских ученых, материалы научных дискуссий, конференций, симпозиумов. f Целью работы является теоретический анализ проблемы развития системы марксистско-ленинского образования коммунистов, отвечающей потребностям совершенствования развитого социализма, выявленные глубинные тенденции и особенности этого процесса. Предметом исследования выступает деятельность партийных комитетов по перестройке системы партийной учебы и повышению её эффективности в соответствии с требованиями ХХУ1 съезда КПСС. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: I. Анализировались содержание и особенности развития системы марксистско-ленинского образования коммунистов в процессе реализации решений ХХУ1 съезда КПСС и последующих Пленумов ЦК КПСС, как одного из факторов повышения руководящей роли партии.

2, Выявлялись объективные требования к актуализации содержания политической учебысовершенствование её форм и организационной структуры. 3. Определялись пути обеспечения соответствия системы политической учебы коммунистов новым условиям развития советского общества. ч/ 4. Рассматривалась деятельность партийных комитетов по работе с кадрами пропагандистов, повышению их теоретической и методической подготовки.

5. Изучался процесс совершенствования стиля партийного руководства марксистско-ленинским образованием коммунистов.

Научная новизна исследования:

— Выявлена объективная обусловленность современных требований к работе партийных комитетов по перестройке марксистско-ленинского образования коммунистов;

— Раскрыто содержание понятия и процесса актуализации марксистско-ленинского образования коммунистов;

— Охарактеризованы основные пути повышения результативности марксистско-ленинской учебы, усиления её воздействия на активизацию жизненной позиции коммунистов, осуществления их авангардной роли;

— Теоретически обобщен и вовлечен в научный оборот новый эмпирический материал, характеризующий состояние работы партийных комитетов по перестройке системы политической учебы коммунистов, сделаны выводы о ведущих тенденциях её развития: обогащении содержания, улучшении структуры, внедрении активных форм работы, совершенствовании процесса подбора и подготовки пропагандистских кадров.

Названные моменты новизны, взятые в целом, отражают результат исследования, выраженный в следующих тезисах, выносимых на защиту: I. В процессе совершенствования развитого социализма закономерно возрастает роль и значение теоретической подготовленности коммунистов, их идеологической ориентированности и идейной закалки. Расширяются функции партийной учебы, обогащается арсенала форм и методов пропагандистской работы, укрепляются её связи с организаторской, хозяйственной и политико-воспитательной деятельностью партийных комитетов. 2. Важнейшим условием совершенствования марксистско-ленинского образования коммунистов на современном этапе является всемерная актуализация его содержания, включающего в себя целенаправленный процесс практической реализации коммунистических идей, достижения подлинного единства слова и дела, превращения знаний в убеждения, их выражение в повседневных действиях коммунистов.

3. Основное направление совершенствования партийной учебыповышение её результативности, предусматривающее единство содержания и формы, утверждение активных методов: проблемного обучения, практических заданий, общественно-политической практики.

4. Перестройка структуры, форм и методов политической учебы коммунистов, обогащение ее содержания требуют повышения научного и организационного уровня партийного руководства в этой сфере.

Практическая значимость исследования состоит в том" что полученные результаты могут служить основой для разработки научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы марксистско-ленинского образования и повышению его действенности, улучшению стиля партийной работы. Апробация работы. Результаты теоретического анализа и конкретно-социологического исследования по теме диссертации нашли практическое применение в конкретной работе отдела пропаганды и агитации Ростовского обкома КПСС. Рекомендации, разработанные на основе полученных данных, используются при работе с организаторами партийной учебы, пропагандистами. Исследование помогло также определить конкретные пути дальнейшего совершенствования стиля партийного руководства системой партийного образования коммунистов в Ростовской областной партийной организации.

Результаты научных исследований по теме диссертации докладывались в августе 1981 года на совещании в ЦК КПСС, в октябре 1978 года на интернациональном симпозиуме организаторов партийной пропаганды в городе Плевене Народной Республики Болгарии, в декабре 1983 года на региональной научной конференции ученых и преподавателей высших партийных школ, в феврале 1982 г. и в декабре 1983 г. на научно-практических конференциях организаторов и пропагандистов партийной учебы Ростовской области.

По теме диссертации автором опубликованы в сборнике «Марксистско-ленинское образование и формирование активной жизненной позиции личности» статья: «Роль марксистско-ленинского образования в формировании идейной убежденности, коммунистической нравственности, повышении трудовой и социальной активности советских людей», в сборнике «Учиться и учить» — «Главная фигура» (об опыте работы с пропагандистскими кадрами), брошюра «Совершенствование системы марксистско-ленинского образования коммунистов в условиях развитого социализма» .

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Общий объем работы 159 страниц.

выводы или вычертить график, диаграмму, таблицы к очередному занятию, решить задачу с использованием экономических показателей своего предприятия.

Второй вид практики предполагает непосредственное участие слушателей в общественно-политической работе среди трудящихся. Сюда относятся:

— работа в качестве лектора, политинформатора, агитатора, наставника;

— изучение общественного мнения, анализ состояния идейно-воспитательной работы в трудовом коллективе и по месту жительства;

— подготовка партийных, профсоюзных, комсомольских, рабочих собраний;

— участие в организации и проведении различных смотров-конкурсов, в работе таких общественных институтов трудового коллектива, как совет бригады, общественное бюро экономического анализа, научно-техническое общество и т. д.

Третий вид практики направлен на развитие трудовой активности слушателей, привлечение их к работе по улучшению экономических показателей участка, цеха, завода. Непосредственная задача такой работы — повышение трудовой и политической активности коммунистов на основе развития их социалистической сознательности.

Показателен в этом плане анкетный опрос 3.42 пропагандистов, проведенный диссертантом в январе 1983 года в 9 городах и районах области. Около 90 процентов из них отметили, что почти все их слушатели заняты общественной работой, 35 $ пропагандистов считают, что благодаря общественно-политической практике их слушатели часто выступают с беседами и политинформациями в своих коллективах. Большинство слушателей экономических школ, и впервую очередь коммунисты, выполняют различные практические задания. Как показали исследования, более половины слушателей выполняют задания по анализу хозяйственной деятельности, каждый третий — по организации социалистического соревнования, 28 $ слушателей анализируют состояние трудовой дисциплины. В процессе обучения пропагандисты большое внимание уделяют разъяснению починов и инициатив тружеников Дона, передового опыта. Три четверти пропагандистов отметили, что в их школах изучались аксайский метод пересмотра норм выработки и расхода материалов, сущность бригадной формы организации труда, движение за досрочное освоение производственных мощностей, «Каждой минуте — рабочий счет» .

Практика подтверждает, что результативность политической, идеологической учебы значительно выше там, где нет разрыва между словом и делом. И здесь особого внимания заслуживает опыт работы партийных комитетов с замечаниями и предложениями слушателей. Характерен в этом отношении опыт работы партийных организаций Некли-новского района Ростовской области.

Для сбора, учета, анализа и контроля за реализацией предложений, поступивших от слушателей, в процессе учебы при райкоме партии создан районный совет, который координирует деятельность аналогичных советов и первичных парторганизаций.

Предложения и замечания слушателей, как правило, направляются пропагандистами в кабинет политического просвещения, методические и экономические советы, которые берут их на контроль и передают для разрешения и использования в зависимости от значимости в местные организации или районный совет, его контрольно-методические и информационные группы. Совет не реже одного раза в два месяца рассматривает предложения и направляет их в адрес исполнителей, которы< затем информируют районный совет об их реализации. Члены совета через контрольно-методические и информационные группы райкома партии, кабинеты политического просвещения или непосредственно через пропагандистов дают ответы слушателям о принятых решениях по их предложениям.

Ориентируя людей на конструктивную, деловую, доказательную, поднимающую общественно значимые вопросы критику, система политической учебы воспитывает у людей правильное, партийное отношение к критическим замечаниям.

Раскрывая некоторый опыт работы партийных организаций по повышению результативности политической учебы, укреплению её связи с жизнью, можно сделать вывод, что марксистско-ленинская учеба трудящихся (в первую очередь коммунистов) в результате осуществленной в соответствии с требованиями ХХУ1 съезда КПСС её перестройки обогатилась более глубоким идейно-теоретическим содержанием4 В ней предметнее проявляется единство знания, убеждения и практического действия.

В то же время внимательное изучение организации дела политического просвещения, идейной закалки коммунистов показывает, что ещё не везде удалось полностью сблизить обучение с жизнью, поднять на необходимый уровень результативность политического образования. Этот вывод вытекает из результатов проведенного диссертантом конкретного социологического исследования системы партийной учебы. (См. приложение 2).

В основу конкретно-социологического исследования была положена сложившаяся в последнее время в нашей практике схема идеологического воздействия на личность. Всякое изменение в сознании начинается с усвоения определенных знаний. Знания усваиваются личностью в единстве с чувствами, превращаются в убеждения, которые, в свою очередь, определяют социальное поведение личности. Для определения эффективности совокупного результата идеологического воздействия необходимо, чтобы полученные данные отражали характеристики важнейших мировоззренческих позиций личности также в их совокупности.

Исследование проходило на б предприятиях Ростовской области: Азовском заводе кузнечно-прессовых автоматов, производственном объединении «Атоммаш», Новочеркасском электровозостроительном заводе, Ростовском заводе «Красный Аксай», Таганрогском комбайновом заводеШахтинском хлопчатобумажном комбинате и в трех сельских районах: Егорлыкском, Матвеево-Курганском и Октябрьском. Опрошено около 1,5 тысячи коммунистов, занимающихся в системе партийной учебы, проанализированы 222 занятия.

Прежде всего нас интересовало в какой мере слушатели усваивают научное содержание изучаемых курсов и проблем. В анкетах, а также в беседах с ними ставились различные по степени трудности вопросы, взятые из учебных программ. Исследование выявило достаточно высокий уровень знаний слушателей. Около 90 процентов опрошенных ответили на поставленные вопросы правильно. Следует, однако, отметить, что примерно 60 процентов ответили на относительно простые вопросы и только 30 $ сумели дать ответы на достаточно сложные.

Поэтому при оценке проводимых пропагандистами занятий существенно обращать особое внимание на разъяснение ими наиболее сложных понятий, умение связать изучаемый теоретический материал с жизнью трудовых коллективов, в которых работают слушатели. По мнению рецензентов лишь каждое второе занятие проведено на таком уровне. Около 40 $ пропагандистов вместо глубокого ознакомления с проблемами, предусмотренными темой занятий, используют лишь отдельные положения, цитаты из работ основоположников марксизма-ленинизма, 42% пропагандистов не связывают эти положения с анализом хозяйственной деятельности предприятия.

Несмотря на эти недостатки, в целом система партийной учебы оказывает существенное влияние на расширение кругозора коммунистов. Так, 57 $ опрошенных слушателей отметили, что они стали лучше разбираться в вопросах теории и политики КПСС- 18 процентовсчитают, что стали лучше понимать экономические и производственные задачи коллектива- 11% • слушателей заявили, что занятия помогают им в выполнении общественных поручений.

О степени развитости интереса к политической учебе мы судили прежде всего по умению слушателей работать с первоисточниками, по степени ихактинности в ходе занятий. Исследование показало, что значительная часть слушателей обладает достаточно высоким интересом к учебе. Средняя посещаемость занятий в обследованных школах составляет 76%. Рецензенты отметили высокую активность слушателей на занятиях. В половине подвергнутых анализу занятий выступило не менее 5 человек, на каждом пятом — свыше 50% состава школы. На 44% занятий слушатели выступали с рефератами, обсуждали их.

Шесте с тем следует сказать, что 36% слушателей не выполняют практических заданий, 18% - не выступают с рефератами. В целом же слушатели испытывают устойчивый интерес к партийной учебе. На вопрос анкеты «Ваше отношение к учебе в системе политического образования» 62% слушателей ответили, что учеба интересна и они занимаются с желанием, 27% также небезразличны к учебе, но занимаются без особого желания.

Важную роль в повышении действенности политической учебы играют развитые навыки самообразования. 0 степени их развитости мы судили по качеству конспектов, рефератов, правильности, глубине выступлений и суждений по теоретическим и политическим вопросам, В процессе исследования установлено, что у большинства слушателей преобладает средний уровень развитости навыков самообразования. Более половины проанализированных конспектов слушателей содержат материал, свидетельствующий о том, что они недостаточно владеют навыками самостоятельной учебы. В конспектах содержатся в основном различного рода выписки из учебных пособий. Что же касается рефератов, то это нередко переписанные почти полностью разделы соот-г ветствутощих учебных пособий. В них недостает анализа производственной, общественной жизни коллективов, что говорит о неумении связать изучаемые теоретические вопросы с задачами трудовых коллективов.

Важным показателем творческой активности коммунистов, а, следовательно, и результативности партийной учебы, являются навыки агитационно-пропагандистской работы у слушателей. Исследование полностью подтвердило это предположение. 79% всех опрошенных коммунистов выполняют постоянные поручения, а 1- временные. Однако о влиянии партийной учебы следует судить не по тому, какое поручение имеет слушатель, а по тому, как он его выполняет. Опрос показал, что 47% слушателей участвовали в подготовке собранийеще 36% - выступали на них. Экспертный анализ их выступлений показывает, что слушатели умеют выделить существенные для всего коллектива проблемы, раскрыть их общественное значение, выдвинуть конструктивные предложения по их решению. 67% опрошенных слушателей выступают с лекциями, беседами, политинформациями в своих коллективах. Как правило, они умело пользуются первоисточниками, могут обосновать актуальность темы, связать её с конкретными задачами трудового коллектива.

Отмечая высокий процент охвата слушателей системы партийной учебы постоянными общественными поручениями, необходимо отметить преобладание среднего уровня их выполнения. Об этом свидетельствует, во-первых, тот факт, что 13% слушателей только присутствуют на различных собраниях, 32% слушателей не выступают с лекциями, беседами и политинформациями в своих коллективах, значительная в.

часть агитаторов и политинформаторов течение учебного года в среднем выступали всего шесть раз. В целом же исследование показывает, что система партийной учебы воздействует на рост общественно-политической активности коммунистов. Коммунисты-слушатели системы партийной учебы проявляют сравнительно большую общественно-политическую активность в жизни коллективов. Высокоактивные коммунисты в целом по партийным организациям предприятий и хозяйств составляют 30%, в то время как среди слушателей — 54%.

Аналогичная закономерность прослеживается и в трудовой активности коммунистов. Высокую активность в труде в целом по партийным организациям проявляют Ъ7% коммунистов, а среди слушателей — 73%. На вопрос «Как Вы относились к Вашим повседневным трудовым обязанностям» 79% слушателей ответили «стремлюсь отдать работе все силы и знания», а на вопрос «Что побуждает Вас охотно трудиться?» 62% слушателей ответили, «желание принести посильную помощь обществу», еще 28% - «чувство долга» и только 7% слушателей сослались на хороший заработок.

Высокая трудовая активность слушателей связана, прежде всего, с тем, что на занятиях они получают информацию о деятельности трудового коллектива, приобретают умения обосновывать свои обязательства, изыскивать производственные резервы. 94% слушателей знакомы с планом социально-экономического развития коллектива, 97% - с социалистическими обязательствами, причем 87% слушателей знакомы с ними хорошо. 86% опрошенных умеют обосновывать свои обязательства и планы, 76% - определить производственные резервы, 83% слушателей повышают свою профессиональную квалификацию. Судить об их позиции можно по ответам на вопрос «Что, на Ваш взгляд, является главным в отношении к труду?» 61% слушателей подчеркнули: «стремление не только самому работать лучше, но и всячески содействовать тому, чтобы также работали и остальные.

Слушатели системы партийной учебы занимают высокую нравственную позицию. На вопрос «Как Вы относитесь к нарушителям трудовой дисциплины?» 81% опрошенных ответили — «высказываю нарушителю свое недовольство». Следует также отметить, что 89% слушателей принимают непосредственное участие в укреплении правопорядка и дисциплины. Причем каждый второй является членом добровольной народной дружины, каждый третий — народным контролером, остальные работают в товарищеских судах и других общественных формированиях.

Коммунисты, благодаря занятиям, проявляют активную позицию в борьбе с буржуазной идеологией и моралью. На вопрос «Представьте себе, что в беседе Вам хороший знакомый высказал своё мнение о преимуществах образа жизни за рубежом, как бы Вы повели себя в этой ситуации?» 45% опрошенных заявили: «Попытался бы обязательно его переубедить», еще 28% - «по возможности попытался бы переубедить» и 14% - отметили, что изложили бы собственную точку зрения.

Это наглядно подтверждает важную роль политической учебы в воспитании идейной убежденности, в подготовке коммунистов для разъяснительной работы в массах.

В постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС подчеркнуто: «Все усилия по организации идейно-воспитательной работы в конечном счете реализуются в трудовом коллективе. Сюда и должно направляться основное внимание. С целью выяснения вопроса о роли партийного образования в обеспечении единства идейно-теоретической, политико-воспитательной, организаторской и хозяйственной работы в трудовом коллективе мы провели анкетный опрос 360 коммунистов завода «Красный Аксай». (См. приложение 2).

Опрошенные коммунисты обучаются в следующих формах системы партийной учебы:

I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14−15 июня 1983 г., М., 1983, с. 77.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Мы рассмотрели проблему совершенствования системы политической учебы коммунистов как одного из факторов возрастания руководящей роли партии в условиях развитого социализма. При этом основное внимание было уделено анализу деятельности партийных организаций по перестройке системы политической учебы, исходя из решений ХХУ1 съезда партии, требований июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС.

Необходимость качественного изменения системы марксистско-ленинского образования вызвана усложнением задач совершенствования развитого социалистического общества, проявляющих себя на основе развития достижений научно-технической революции, мобилизации всех резервов повышения производительности труда, эффективности производства, дальнейшего совершенствования социалистических общественных отношений, роста духовной культуры советских людей, необходимости усиления борьбы с враждебной идеологией, возрастанием роли КПСС, всех членов партии в коммунистическом строительстве. В связи с этим возникла объективная потребность привести систему марксистско-ленинского образования в соответствие с потребностями развития нашего общества.

Совершенствование системы марксистско-ленинского образования коммунистов представляет собой процесс разрешения противоречий в структуре, средствах, формах и методах обучения. Причем эти противоречия должны разрешаться не изолированно, вне связи с другими, а комплексно в рамках всей системы марксистско-ленинского образования. В противном случае возможны лишь частичные решения, каждое из которых будет представлять улучшение частных вопросов, не производя качественного изменения системы в целом, не разрешая основного противоречия между действующей системой марксистско-ленинского об-k разования и требованиями данного этапа общественного развития.

В тексте диссертации даны конкретные рекомендации качественного совершенствования системы партийной учебы.

Определяющим фактором дальнейшего развития системы политической учебы, как это было отмечено на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, является дальнейшее совершенствование стиля партийного руководства этим участком идеологической работы.

Основное направление совершенствования стиля партийной учебы состоит в актуализации её содержания, которая по мнению диссертанта представляет собой общественно-необходимую потребность в углублении целенаправленного процесса материализации коммунистических идей, превращения их в знания, убеждения и практические действия коммунистов. Актуализация содержания партийной учебы предполагает внесение в сознание коммунистов целостного понимания всех составных частей марксистско-ленинской теории, политики КПСС, глубокое осмысливание важнейших закономерностей планомерного и всесторон/ него совершенствования зрелого социализма, руководящей роли КПСС в решении этих задач.

Процесс актуализации содержания учебы должен постоянно увязываться с задачами идеологического обеспечения производственно-экономической деятельности трудовых коллективов, в котором на первое место выдвигается задача формирования у каждого коммуниста качеств дисциплинированности, коллективизма, взаимной и личной ответственности за конечные результаты труда, возникающих на базе социалистических производственных отношений.

В этих целях необходимо дополнить существующие программы системы партийной учебы актуальными практическими проблемами совершенствования развитого социализма.

Решения ХХУ1 съезда партии, июньского (1983 г.) и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС нацеливают на существенное возрастание социальной эффективности марксистско-ленинского образования, повышение его результативности. Реализация этой задачи требует серьезного научного обеспечения.

Основным направлением повышения результативности партийной учебы является улучшение методического обеспечения, ибо устаревшие формы и методы тормозят её развитие, подъем научного уровня, насту-пательности, деловитости.

Важную роль в совершенствовании пропагандистской работы играют развитие активных форм и методов учебы, как наиболее действенных в творческом изучении теории, подготовке коммунистов как политических бойцов партии. Их повсеместное внедрение рассматривается как магистральный путь совершенствования учебного процесса, который должен быть построен таким образом, чтобы каждая научная дисциплина (курс, предмет) опиралась на предшествующую и служила основой для последующей на протяжении всего периода обучения. В этих целях необходимо отвести специальное место в действующих учебных программах вопросам овладения навыками практического применения полученных знаний, имеющих основной задачей научить слушателей методам анализа хозяйственной деятельности, максимально вовлечь их в управление производством, рейды и смотры по использованию трудовых, финансовых и материальных ресурсов.

Задачи. дальнейшего совершенствования системы политического образования коммунистов требуют её планомерного развития на основе комплексного подхода. При разработке перспективных планов социально-экономического развития трудовых коллективов, комплексных планов воспитательной работы партийных комитетов следует опираться на изучение интересов, запросов и потребностей коммунистов, конкретных задач партийных комитетов. В качестве одного из вариантов может «быть использована разработанная в диссертации методика изучения общественного мнения.

В деле дальнейшего совершенствования подбора, воспитания теоретической и методической подготовки руководителей политических занятий следует разработать положение о статусе партийного пропагандиста (его воспитательных и организаторских функциях, а также требований, предъявляемых к его политическим, деловым и моральным качествам). Назрела необходимость разработать целевые программы обучения пропагандистов с тем, чтобы они могли умело организовать политическую учебу с различными группами коммунистов. Специальное место в них должно быть отведено овладению методами проблемного обучения, практических заданий, организации общественно-политической практики. В качестве примера могут быть использованы програм-м мы обучения, приведенные в тексте диссертации.

Совершенствование стиля руководства партийной учебой во многом зависит от повсеместного внедрения системы всеохватывающего контроля. Он должен распространяться на все звенья структуры партийной учебы, её формы и методы. В связи с этим целесообразно шире практиковать подготовку и обсуждение на заседаниях партийных комитетов, собраниях проблемно-целевых вопросов повышения результативности марксистско-ленинского образования, её воздействие на повышение уровня политического сознания и трудовой активности коммунистов. В соответствии с изложенными рекомендациями необходимо внести качественные изменения в содержание личных творческих планов пропагандистов. Диссертантом разработан образец такого плана.

Избранный автором подход к анализу проблемы совершенствования системы политической учебы коммунистов открывает определенные возможности для дальнейшего теоретического обоснования практической деятельности партийных комитетов, направленных на повышение авангардной роли коммунистов в решении актуальных задач совершенствования развитого социализма.

IJ Безусловно, выдвинутые теоретические положения, конкретные рекомендации автора нуждаются в дальнейшей разработке, реализация которых позволит повысить результативность партийной учебы в соответствии с выдвинутыми партией требованиями. Как подчеркивал на апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС Генеральный секретарь Центрального Комитета партии товарищ К. У. Черненко, — «Идя навстречу ХХУП съезду, нам надо создавать основательный идейный задел. Лучшим напутствием в этой работе могут служить ленинские слова, что «более общие, более широкие или более далеко идущие взгляды нам сейчас вдвойне необходимы» .*.

I. Речь товарища К. У. Черненко на Пленуме ЦК КПСС 10 апреля ^ 1984 года. Правда, II апреля 1984 г.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Соч.т.с. 419−459.
  2. К., Энгельс Ф. Капитал. Предисловие к французскому изданию. Соч., т.23, с. 25.
  3. В.И. Что такое «друзья народа и как они воюют против социал-демократов»? Полн.собр.соч., т.1, с.125−346.
  4. В.И. Развитие капитализма в России. Полн.собр.соч., т. З, с.1−609.
  5. В.И. Письмо к редакторской группе. Полн.собр.соч., т.4, с.179−181.
  6. В.И. Рабочая партия и крестьянство. Полн.собр.соч., т.4,с.429−437.
  7. В.И. О журнале «Свобода». Полн.собр.соч., т.5, с.358−359.
  8. В.И. Что делать? Полн.собр.соч., т.6, с.1−192.
  9. В.И. Шаг вперед, два шага назад. Полн.собр.соч., т.8, с.187−414, 501−504.
  10. В.И. Примечание к статье М.Н.Покровского «Профессиональная интеллигенция и социал-демократы». Полн.собр.соч., т. II, с. 177.
  11. В.И. Уроки московского восстания. Полн.собр.соч., т.13, с.366−377.
  12. В.И. Как рассуждает т.Плеханов о тактике социал-демократии. Полн.собр.соч., т.13, с.148−169.
  13. В.И. Борьба с кадетствующими с.-д. и партийная дисциплина. Полн.собр.соч., т.14, с.125−129.14* Ленин В. И. Первоначальный вариант статьи «Очередные задачи Советской власти». Полн.собр.соч., т.36, с.127−164.
  14. В.И. Очередные задачи Советской власти. Полн.собр. соч., т.36, с.165−208.
  15. В.И. Великий почин. Полн.собр.соч., т.39, с.1−29.
  16. В.И. Речь на Ш Всероссийском съезде рабочих водного транспорта 15 марта 1920 г. Полн.собр.соч., т.40, с.213−220.
  17. В.И. Речь на 2-ом Всероссийском совещании ответственных организаторов по работе в деревне 12 июня 1920 г. Полн.собр. соч., т.41, с.138−160.
  18. В.И. Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч., т.41, с.298−318.
  19. В.И. Речь на Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования 3 ноября 1920г.-Полн.собр.соч., т.41, с.398−408.
  20. В.И. Доклад Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров о внешней и внутренней политике 22 декабря. Полн.собр.соч., т.42, с.128−161.
  21. В.И. 0 работе Наркомпроса. Полн.собр.соч., т.42, с.322−332.
  22. В.И. Новая экономическая политика и задачи политпросветов. Полн.собр.соч., т.44, с.155−175.
  23. В.И. Ученикам каприйской школы Полн.собр.соч., т.47, с.194−202.
  24. В.И. Письмо П.А.Богданову. -Полн.собр.соч., т.54, с. 88.
  25. В.И. 0 пропаганде и агитации. Сборник. М.: Политиздат, 1978, 240 с.
  26. В.И. Об идеологической работе. Сборник. М.: Политиздат, 1969. 448 с.
  27. В.И. 0 воспитании и образовании. В 2-х т. Сборник. М.: Педагогика, 1980, т.1, 544 с, Т.П. 496 с.
  28. В.И. О коммунистической нравственности. Сборник. -М.: Политиздат, 1975, 278 с.
  29. В.И. О молодежи. Сборник. М.: Молод.гвард., 1974, 656 с.
  30. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., Политиздат, 1976, 144 с.
  31. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических республик. М.: Политиздат, 1977, 62 с.
  32. Материалы Ш1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, 223 с.
  33. Материалы Ш" съезда КПСС. М.: Политиздат, 1977, 256 с.
  34. Материалы ХХ1У съезда КПСС. М.: Политиздат, 1972, 320 с.
  35. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 10 апреля 1984 г. М.: Политиздат, 1984, 31 с.
  36. Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета ЦК КПСС, 13 февраля 1984 г. М.: Политиздат, 1984, 32 с.
  37. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 26−27 декабря 1983 г. М.: Политиздат, 1983, 31 с.
  38. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня, 1983 г. М.: Политиздат, 1983, 80 с.
  39. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 22 ноября 1982 г. М.: Политиздат, 1982, 30 с.
  40. О дальнейшем улучшении работы Советов народных депутатов. Постановление Пленума ЦК КПСС. Правда, 1984, II апреля.
  41. Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Постановление Пленума ЦК КПСС. Правда, 1984, II апреля.
  42. О 80-летии Второго съезда РСДРП. Постановление ЦК КПСС от 31 марта 1983 г. М.: Политиздат, 1983, 14 с.
  43. О 110-й годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Постановление ЦК КПСС от 13 декабря 1979 г. М.: Политиздат, 1979, 16 с.
  44. О повышении роли устной политической агитации в выполнении решений ХХУ съезда КПСС. Постановление ЦК КПСС I февраля, 1977 г.-В кн.: Справочник партийного работника. М.: Политиздат, 1978, вып.18, с.242−247.
  45. О задачах партийной учебы в свете решений Х&- съезда КПСС. Постановление ЦК КПСС 4 июня 1976 г. В кн.: Справочник партийного работника. — Вып.17 -М.: Политиздат, 1977, с.308−311.
  46. О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Постановление ЦК КПСС от 31 января 1977 г. М.: Политиздат, 1977, 32 с. 51. 50 лет Великой Октябрьской социалистической революции.1. Тезисы ЦК КПСС.
  47. Постановление Пленума ЦК КПСС. М.: Политиздат, 1967, 64 с.
  48. О работе по воспитанию ленинского призыва (Постановление) оргбюро и Политбюро ЦК РКП (б) от 6/X-I924 г. В сб.: Пропаганда и агитация в решениях и документах ВКП (б). М.: Политиздат, 1947, с.191−194.
  49. К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Тезисы ЦК КПСС. М.: Политиздат, 1970, 64 с.
  50. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (I898-I98I). Изд.8-е, доп. испр. T. I-I4, -М.: Политиздат, 1970−1982.
  51. КПСС о формировании нового человека: Сборник документов и материалов (I965-I98I). М.: Политиздат, 1982, .686 с.
  52. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Сборник материалов. М.: Политиздат, 1981, -Л90с.
  53. Об идеологической работе КПСС: Сборник документов. М.: Политиздат, 1983,, 544,0.
  54. Основоположник научного коммунизма. Тезисы к 150-летию со дня рождения Карла Маркса. М.: Политиздат, 1968, 32 с.
  55. К.У. Речь на внеочередном Пленуме Центрального Комитета КПСС, 13 февраля 1984 г. В кн.: Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС, 13 февраля 1984 г. — М.: Политиздат, 1984, с.7−22.
  56. К.У. Избранные речи и статьи. М.: Политиздат, 1984, 670 с.
  57. К.У. Научный подход, единство теории и практики. В кн.: Черненко К. У. Вопросы работы партийного и государственного аппарата, М.: Политиздат, 1982, с.248−270.
  58. К.У. Утверждать ленинский стиль в партийной работе.--М.: Политиздат, 1983, 574 с.
  59. К.У. Народ и партия едины: Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г. Москвы. 2 марта 1984 г. М.: Политиздат, 1984, 30 с.
  60. Г. А. Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. (Доклад на 1-й сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва). Правда, 1984, 13 апреля.
  61. Г. А. Формирование активной жизненной позиции: опыт инаактуальные проблемы нравственного воспитания: Докл.Всесоюзн.науч.-практ.конф.25 апр.1979г. М.: Политиздат, 1979, 60 с.
  62. Ю.В. Ленинизм неисчерпаемый источник революционной энергии и творчества масс. Докл. на торжественном заседании в Москве, посвящ. 112-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина, 22 апр. 1982 г. — М.: Политиздат, 1982, 24 с.
  63. Ю.В. Речь на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 г. В кн.: материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня, 1983. М.: Политиздат, 1983, с.5−26.
  64. Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. М.: Политиздат, 1983, 31 с.
  65. Ю.В. Шестьдесят лет СССР: Докл. на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 21 дек. 1982 г. М.: Политиздат, 1982, 30 с.
  66. А.Н. О комплексном подходе к работе высшего звена политического образования. Вопросы истории КПСС, 1979, № 7, с.114−122.
  67. А. Марксистско-ленинское образование. Партийная жизнь, 1979, № 13, с.65−70.
  68. Е.А. Интерес: как его вызвать и поддержать. М.: Моск. рабочий, 1982, 63 с.
  69. П. Принцип связи теории с практикой в партийной учебе. Полит. самообразование, 1982, № 2, с.116−123.
  70. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980, 368 с.
  71. В. Совершенствовать стиль работы системы партийной учебы. Полит. самообразование, 1983, № 8, с.67−74.
  72. В.Г. Партийная и массовая политическая учеба. -Под знаменем ленинизма, 1984, № 5, с.28−33.
  73. В.Г. Идеологическая работа КПСС в условиях развитого социализма М.: Мысль, 1977, 214 с.
  74. .У. Элементы психологии и педагогики в партийной пропаганде. М.: Политиздат, 1980, 192 с.
  75. Н.Б. Марксистско-ленинское учение об идеологии. -М.: Знание, 1976, 64 с.
  76. В.В., Маркин Л. В. Пропагандист и аудитория. Л.: Лениздат, 1980, 160 с.
  77. В.В., Маркин Л. В. Устная пропаганда: Критерии, показатели, условия эффективности. Л.: Лениздат, 1983, 198 с.
  78. И.А. Идеологическая работа дело всей партии, каждого коммуниста. Из докл. на XI пленуме Ростовского обкома КПСС.- Молот, 1983, 29 июня,
  79. И. Единство политико-воспитательной и хозяйственной деятельности. Партийная жизнь, 1980, № 21,с.18−24.
  80. И. Обком партии и марксистско-ленинская учеба коммунистов. Полит. самообразование, 1983, № 5, с.30−37.
  81. В.К. Система политического просвещения, как единство политического воспитания трудящихся. Диссертация. М.: 1970.
  82. В.А. и др. И слово делом отзовется. М.: Политиздат, 1981, 64 с.
  83. B.C. Знания в убеждения. В сб.: Вопросы идеологической работы. — Л.: Лениздат, 1982, с.188−201.
  84. А. Знания, убеждение, действие. В сб.: Перестройка идеологической работы: опыт, проблемы, М.: Правда, 1982, с.168--181.
  85. А.С. В.И.Ленин о политическом самообразовании и его роли в воспитании строителей нового общества. Советская педагогика, 1980, № 5, с.16−23.
  86. А.Н. Политическая учеба руководителя. М.: Моск. рабочий, 1982, 94 с.
  87. Возрастание роли политического образования трудящихся в условиях развитого социалистического общества. В сб.: Политическое образование: система, методика, методология. М.: Мысль, 1976, с.7−51.
  88. А. Глубоко овладевать, творчески применять. Под знаменем ленинизма, 1981, № 17, с.32−35.
  89. Воспитывать идейно убежденных борцов за комь^унизм. Партийная жизнь, 1980, № 16, с.9−14.
  90. В. Воспитывать активных борцов за коммунизм Коммунист, 1982, № 14, с.19−30.
  91. В. Идеологическое обеспечение программы социально-экономического развития столицы. Коммунист, 1984, № 2, с.16−29.
  92. П. Партийное руководство марксистско-ленинской учебой коммунистов. Полит. самообразование, 1983, № 8, с.13−21.
  93. М.П., Кротов Ф. Г. Марксистско-ленинское образование коммунистов и беспартийных. — М.: Мысль, 1967, 76 с.
  94. Н.Н. и др. Проблемное обучение в системе марксистско-ленинского образования. М.: Политиздат, 1980, 80 с.
  95. Главное результативность. Передовая, Полит. самообразование, 1981, № 8, с.3−10.
  96. Глубоко пропагандировать и разъяснять политику партии. Редакционная. Под знаменем ленинизма. 1982, № 9, с.5−9.
  97. Главная партийная забота. Передовая. Правда, 1982, 3 июня.
  98. . Гуманизм коммунистической идеологии. Правда, 1983, 24 июня.
  99. В.И. Учение и дело Ленина в революционном творчестве миллионов: Докл. на торжественном заседании в Москве, посвящ. 114-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина 20 апр. 1984 г. М.: Полит. издат, 1984, 31 с.
  100. В.Е. Теория идеала. Ростов, изд-во Ростовского Гос. университета, 1983. 184 с.
  101. Действенность партийной учебы. Передовая. Правда, 1982, 27 января.
  102. Дело всей партии. Материалы Всесоюзн. совещания идеологических работников. Москва, 16−17 октября, 1979. Сборник. М., Политиздат, 1979, 319 с.
  103. Дела и заботы сельских пропагандистов. Передовая. -Полит.самообразование, 1982, № 9, с.3−10.
  104. В.К. Политическая учеба: единство теории и практики. В сб.: Искусство воспитания. Сборник. М.: Мол. гвардия, 1981, с.76−88.
  105. Г. П. Социологические исследования эффективности идеологической работы. М.: Мысль, 1980, 252 с.
  106. М.В. Партия революционного действия: Докл. на торжеств. заседании в Москве, посвящ. 80-летию П съезда РСДРП, 29 июля 1983 г. М.: Политиздат, 1983, 32 с.
  107. За высокое качество и действенность идеологической работы: Материалы Всесоюзн. семинара-совещания идеологических работников. Москва 20−25 апр?^Йбрник. 1981 г. М.: Политиздат, 1982, 576 с.
  108. За тесную связь теории и практики. Передовая. Вопросы философии, 1982, № I, с.3−21.
  109. И.А. Подготовка пропагандистских кадров. М.: Политиздат, 1974, 87 с.
  110. Д.П. Объективные законы общественного развития и политика. М.: Мысль, 1982, 158 с.
  111. Знание, убеждение, действие. Сборник. М.: Моск. рабочий, 1981, 144 с.
  112. Знания убеждения — действия. В кн.: Глезерман Г. Е. Рождение нового человека: Проблемы формирования личности при социализме. — М.: Политиздат, 1982, с.107−123.
  113. Идейная закалка коммунистов. Передовая. Правда, 1981,10 июля.
  114. Изучение теории марксизма-ленинизма. В кн.: Тощенко Ж. Т. Комплексный подход в воспитательной работе. М.: Профиздат, 1979, с.23−36.
  115. Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат, 1968, 318 с.
  116. Г. И. Методика подготовки пропагандиста к занятиям. М., Моск. рабочий, 1977, 88 с.
  117. М.И. 0 коммунистическом воспитании: статьи и речи. (1925−1945 гг.) М.: Политиздат, 1951, 206 с.
  118. Н.К. Ленин о партийной пропаганде, агитации и печати. В кн.: Крупская Н. К. Ленин и партия. М.: Госполитиздат, 1963, с.173−242.
  119. А. Учатся пропагандисты. Правда, 1983, 16 февраля.
  120. Качество партийной учебы. Передовая. Правда, 1981,11 июня.
  121. И.И. Методологические проблемы сознательного и стихийного при социализме. Ростов, Кн. изд-во, 1971, 275 с.
  122. В.Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история: (Проблемы теории исторического процесса). М.: Политиздат, 1981, 288 с.
  123. В. В тесной связи с практикой. Коммунист, 1979, № 17, с.19−27.
  124. А. Действенность теоретической учебы. Коммунист. Белоруссии-, 1979, № 12, с.40−45.
  125. А. Некоторые вопросы дальнейшего совершенствования партийной учебы. Полит. самообразование, 1982, № 6, с.45−62.
  126. Ф.Г. Школа идейной закалки. Очерки истории марк* систско-ленинского образования в КПСС. М.: Политиздат, 1978,192 с.
  127. Ленинский университет миллионов. Передовая. Коммунист Белоруссии, 1982, № 9, с.3−10.
  128. Ю.И. Пропагандист в коллективе. М.: Политиздат, 1982, 63 с.
  129. П. Лекционная пропаганда и система партийной учебы. Полит. самообразование, 1981, № I, с.64−71.
  130. П. Единство организаторской и идеологической деятельности. Партийная жизнь, 1983, № 9, с.88−91.
  131. Марксистско-ленинское образование коммунистов в Ростовской областной партийной организации. В кн.: Ростовская областная организация КПСС в цифрах. I9I7-I980. Ростов, Кн. изд-во, 1981, с.127−154.
  132. П. В единстве с практикой. Коммунист, 1983, № II, с.67−76.
  133. С.Т. Материям её единстве, бесконечности развития. М.: Мысль, 1966, 384 с.
  134. Научные основы партийного руководства идеологической работой. М.: Мысль, 1983, 285 с.
  135. М.Ф. Идейно-воспитательная работа КПСС: Особенности, опыт, проблемы. — М.: Политиздат, 1980. 272 с.
  136. А. Связь партийного образования с жизнью, практикой. Полит. самообразование, 1983, № I, с.100−106.
  137. .Н. Учение Маркса руководство к действию. Докл. на торжеств. заседании в Москве, посвящ.165-летию со дня рождения и 100-летию со дня смерти Карла Маркса. — Правда, 1983,31 марта.
  138. .Н. Что такое реальный социализм. Слово лектора, 1983, № 12, с.1−8.1984,№ 1,с.1−8,№ 2,с.1−8,№ 3,с.13−19,№ 4,с.1−7.
  139. С. Коммунистическая идейность: знания, убежденность, действия. Правда, 1983, 2 сентября.
  140. Партийная учеба. Передовая. Правда, 1982, I октября.
  141. Партийная учеба: активность и действенность. М.: Политиздат, 1980, 175 с.
  142. П.В., Яковлев А. И. Эффективность идейного воздействия на общественное сознание и поведение. М.: Знание, 1982, 64 с.
  143. Л.Н. Комплексный подход в политико-воспитательной работе КПСС. М.: Мысль, 1981, 80 с.
  144. Повышать качество и результативность марксистско-ленинской учебы. Под знаменем ленинизма, 1981, № 15, с.19−23.
  145. В.Ф. УЗУ1 съезд КПСС и вопросы идеологической, политико-воспитательной работы. М.: Знание, 1982, 64 с.
  146. В.Ф. Роль пропаганды марксистско-ленинской теории в формировании социалистического сознания. Диссертация. -М.: 1970.
  147. А. Каждый коммунист проводник идей партии. -Полит.самообразование, 1980, № 12, с.59−67.
  148. К.В. Обострение идеологической борьбы на мировой арене и политическое воспитание трудящихся. Доклд. на Всесоюзной науч.-практ.конф. 12 окт.1982 г. М.: Политиздат, 1982, 47 с.
  149. В.Ф. Формирование научного мировоззрения -важная задача идейно-воспитательной работы партии. М.: Знание, 1981, 64 с.
  150. В.Н. Основание общей теории систем. Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974, 221 с.
  151. В.Ф. Управление социальными и идеологическими процессами в период развитого социализма. М.: Наука, 1983, 232с.
  152. П. Идейно-воспитательная работа партийных организаций среди трудящихся. Участие коммунистов в пропаганде и разъяснении политики КПСС. Партийная жизнь, 1983, № 7, с.58−68.
  153. B.C. Образ жизни советского человека. М.: Знание, 1975, 64 с.
  154. Система партийного образования и массовой пропаганды на новом этапе. В кн.: Медведев В. А. Развитой социализм: вопросы формирования общественного сознания. М.: Политиздат, 1980, с.94−114.
  155. Г. Л. Советский человек: формирование социалистического типа личности. М.: Политиздат, 1980, 463 с.
  156. В.П. Формирование активной жизненной позиции. -М.: Политиздат, 1980, 63 с.
  157. Е. За классовую зоркость. Коммунист, 1984, № 4, с.27−36.
  158. А.Г. Теория преобразующая мир. В. И. Ленин о философии марксизма.- М.: Мол. гвардия, 1969, 269 с.
  159. Е.Н. Партийное руководство идейно-воспитательной работой в современных условиях. М.: Мысль, 1982. 80 с.
  160. Творчески овладевать революционной теорией. Передовая. -- Коммунист Белоруссии, 1980, № 9, с.3−10.
  161. М.Е. Коммунистическая пропаганда и агитация важное звено идеологической работы партии. — М.: Знание, 1980, 64 с.
  162. .Т. Идеология и жизнь.-М.: Советская Россия, 1983, 192 с.
  163. Уставная обязанность коммуниста. Передовая. Полит. самообразование, 1982, № 3, с. З-П.
  164. Учиться и учить. Сборник. Ростов: Кн. изд-во, 1982. 144с.
  165. П.Н. Марксизм в XX веке. Маркс, Энгельс, Ленин и современность. Изд. 2-е, М.: Мысль, 1977. 637 с.
  166. П.Н. Мировоззрение, философия, наука, М.:3нание, 1979, 64 с.
Заполнить форму текущей работой