Оценка экономической устойчивости предприятий по переработке драгоценных металлов и драгоценных камней
Таким образом, выработка мер, направленных на развитие российского ювелирного комплекса, является актуальной задачей для стабилизации национальной экономики. Одной из таких мер является изыскание внутрипроизводственных резервов, что позволяет повысить эффективность производства и реализации продукции на базе собственных ресурсов без привлечения дополнительных средств. Однако это требует… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Анализ существующих подходов и научных исследований по вопросам достижения экономической устойчивости в рыночных 10 отношениях
- 1. 1. Анализ существующих подходов в изучении понятия «устойчивости работы предприятий» в мировой практике
- 1. 2. Анализ сложившихся отечественных научных исследований по вопросам повышения устойчивости работы на предприятиях 15 горнопромышленного комплекса
- 1. 3. Выводы по I главе
- Глава II. Анализ состояния мировых драгоценных ресурсов, добычи ювелирного сырья в России на предприятиях, занятых добычей, 23 переработкой и использованием сырья и готовой продукции
- 2. 1. Перспективы развития минерально-сырьевой базы золоторудных ^ месторождений в России
- 2. 2. Перспективы развития минерально-сырьевой базы ^ алмазодобывающего комплекса в России
- Выводы по II главе
- Глава III. Методологические основы функционирования производственной системы добычи и переработки ювелирного 37 сырья
- 3. 1. Обоснование структуры рынков сырья и готовой продукции
- 3. 20. ценка взаимосвязей перерабатывающих ювелирное сырьё отраслей с внешней средой
- Выводы по III главе
- Глава IV. Моделирование влияния «внешней среды» на функционирование предприятий, занятых добычей и переработкой 66 ювелирного сырья
4.1 Разработка имитационной модели влияния факторов конкурентной среды на основное ювелирное производство с 66 целью распределения конечной продукции. 4.2Разработка методов оценки экономической устойчивости предприятий, добывающих и перерабатывающих ювелирное 70 сырьё и анализ влияющих на них факторов. 4.3Алгоритм механизма выбора рациональных параметров функционирования ювелирных предприятий.
Выводы по IV главе.
Глава V. Разработка механизма оценки и выбора наиболее экономически устойчивых направлений развития организации 96 производства на предприятиях по переработке ювелирного сырья
5.1 Экономико-математическая модель оценки экономической устойчивости с целью эффективного использования ювелирного 97 сырья.
5.2 Разработка ассортиментной модели для анализа и планирования внутрипроизводственных резервов на предприятиях занятых 104 переработкой ювелирного сырья.
Выводы по V главе.
Оценка экономической устойчивости предприятий по переработке драгоценных металлов и драгоценных камней (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность работы. Российская Федерация располагает большими запасами драгоценных металлов и драгоценных камней, что делает её крайне привлекательной для инвестирования в области добычи и переработки ювелирного сырья. По уровню добычи золота Россия входит в первую шестёрку государств мира. Наша страна является крупнейшим продуцентом металлов платиновой группы, а также занимает ведущее место в мире по добыче, разведанным запасам и прогнозным ресурсам ювелирных алмазов.
Ювелирный комплекс является неотъемлемой частью оборота драгоценных ресурсов. Ювелирные предприятия оказывают не только существенные финансовые поступления в бюджет, они косвенно формируют спрос на продукцию горных предприятий, так как в ювелирной продукции используются драгоценные ресурсы, в стоимость которых уже заложены накладные затраты по добыче и обогащению этих ресурсов, что, соответственно, поддерживает развитие горно-обогатительного комплекса страны.
Таким образом, выработка мер, направленных на развитие российского ювелирного комплекса, является актуальной задачей для стабилизации национальной экономики. Одной из таких мер является изыскание внутрипроизводственных резервов, что позволяет повысить эффективность производства и реализации продукции на базе собственных ресурсов без привлечения дополнительных средств. Однако это требует разработки сбалансированной системы контроля производственно-хозяйственной деятельности ювелирного предприятия. Поэтому для ювелирного комплекса актуальной является задача проведения оценки экономической устойчивости с целью введения системы ограничений в производственно-сбытовую схему для избежания нецелесообразного использования имеющихся ресурсов.
Цель работы: разработка механизма оценки и поддержания экономической устойчивости ювелирного предприятия на основе учёта потерь от нормы прибыли и контроля выпускаемого ассортимента продукции, что позволяет избежать перепроизводства как основного источника «замораживания» оборотных средств ювелирного предприятия.
Для достижения данной цели в работе были поставлены и решены следующие научные задачи:
• анализ существующих запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, а также методов добычи, переработки и использования ювелирного сырья;
• исследование факторов, влияющих на конкурентоспособность ювелирной отрасли РФ;
• разработка имитационной модели влияния внешней среды на распределение ювелирной продукции;
• разработка оптимизационной модели функционирования ювелирного предприятия, на основе которой возможно осуществление текущего и перспективного планирования;
• разработка на базе динамического программирования ассортиментной модели, позволяющей оптимизировать работу ювелирного предприятия с целью уменьшения остатков неиспользованной продукции на складах.
Научная идея диссертации состоит в использовании методики экономической оценки как для анализа состояния функционирования ювелирного предприятия, так и в виде ограничений модели планирования производственно-хозяйственной деятельности.
Объекты и методы исследований. Объектом исследования являются предприятия, занятые переработкой ювелирного сырья. В работе применён комплекс методов исследований, включающих: линейное программирование, динамическое программирование, математическую статистику, логическое проектирование.
Предметом исследования являются методы и механизмы функционирования экономики и управления на предприятиях ювелирного комплекса, структура внутрипроизводственных резервов ювелирного предприятия.
Используемые фактические материалы:
• научные исследования в области экономического развития горнопромышленного комплекса;
• анализ производственной и финансовой деятельности предприятий, занятых в сфере добычи и переработки ювелирного сырья.
Научные положения, представленные к защите.
• Ювелирный и горнопромышленный комплексы, следует рассматривать как единую систему сырьевых и финансовых потоков, где ювелирные предприятия являются основными потребителями драгоценных ресурсов, в стоимость которых заложены накладные расходы на разведку, добычу и переработку производимых горной промышленностью ресурсов, а также косвенно формируют спрос на продукцию горных предприятий и, соответственно, поддерживают развитие горно-обогатительного комплекса страны.
• Избежать перепроизводства ювелирной продукции, приводящей к «замораживанию» оборотных средств предприятия, позволяет разработанная модель функционирования ювелирного предприятия, в которой комплекс ограничений, учитывающий нормативы себестоимости и производства ювелирной продукции является показателем экономической устойчивости.
• Распределение имеющихся драгоценных ресурсов с целью получения максимальной прибыли следует проводить с использованием разработанного механизма оптимального изготовления ювелирной продукции «под заказ» с учётом ограниченности как финансовых, так и материальных ресурсов, где изменения ассортимента выпускаемой ювелирной продукции происходит в зависимости от количества имеющегося драгоценного сырья для переработки.
Научная новизна.
• Разработаны концептуальные основы системного учёта требований рынка к ювелирному сырью и готовой продукции.
• Применявшееся ранее статистико-вероятностное моделирование горного производства впервые использовано при изучении и прогнозировании спроса на ювелирное сырьё и готовую продукцию.
• Уточнён механизм оценки эффективности технико-экономических решений в ювелирном производстве на основе разработанной оптимизационной модели достижения экономической устойчивости. Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждаются:
• анализом и обобщением опыта исследований в области истории теоретических знаний понятия «конкурентоспособность»;
• корректным использованием в процессе исследования методов линейного и динамического программирования, математической статистики, логического проектирования;
• положительной апробацией результатов исследования при разработке механизма регулирования производственной деятельностью ООО «Ювелирный завод «ЭЛИТ» и ООО «Соверсен».
Научное значение работы заключается в определении параметров экономической устойчивости ювелирного предприятия и разработке механизмов оптимизации внутрипроизводственных резервов на базе методов, используемых в горной промышленности.
Практическое значение работы заключается в методических рекомендациях, реализация которых обеспечивает экономическую устойчивость ювелирного предприятия.
Реализация выводов и рекомендаций работы. Основные выводы и рекомендации работы приняты к использованию в производственно-хозяйственной деятельности компании ООО «Соверсен» для анализа и обоснования перспектив её развития. Это позволило улучшить технико-экономические показатели работы этой компании.
Апробация работы. Результаты и выводы работы докладывались и обсуждались на Третьей международной конференции «Золотодобывающая промышленность России. Проблемы и перспективы» (2001 г.), Международных конференциях «Неделя горняка» в Московском государственном горном университете (2001 — 2002 гг.).
Публикации. По теме диссертации опубликовано пять статей, содержащих основные положения диссертации. В основу диссертации положены экспериментальные и теоретические исследования, выполненные лично автором.
Объём работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, содержит 8 рисунков, 23 таблицы, список литературы из 134 наименований.
Основные выводы и рекомендации полученные лично соискателем.
1. На базе исследования особенностей функционирования рынков ювелирного сырья и готовой продукции выявлено, что предприятия по добыче и переработке сырья следует рассматривать как сложную иерархическую производственную систему ювелирного комплекса, обеспечивающую одновременно повышение эффективности производства по всему циклу добычи, переработки и реализации готовой продукции.
2. В основу определения потенциала природных ресурсов и обоснования организации и технологии производства добычи и переработки драгоценных металлов, алмазов и цветных камней должна быть положена разработанная методология оценки взаимосвязей предприятий, входящих в ювелирный комплекс.
3. Обоснованы методические подходы в создании оптимизационной модели, позволяющей оценивать экономическую устойчивость ювелирного предприятия, что позволит осуществить разработку тактики и стратегии конкурентной борьбы российских предприятий на ювелирном рынке.
4. Разработан механизм оптимизации технологического процесса и торгового оборота, путём минимизации остатков ювелирной продукции на складах с целью повышения конкурентоспособности ювелирного предприятия.
5. Предложенные методологические подходы позволили внести существенные изменения в систему организации производства на предприятиях по добыче и переработке ювелирного сырья. В частности, ООО «Соверсен» позволило снизить объёмы невостребованной готовой продукции на 15% и обеспечить оптимизацию торгово-промышленного оборота.
Заключение
.
В диссертации на основании выполненных автором исследований осуществлено решение актуальной научной проблемы, имеющей важное народнохозяйственное значение, по оценке экономической устойчивости ювелирного предприятия в период становления рыночных отношений. На основе анализа состояния вопроса по рассматриваемому направлению предложен комплексный подход, увязывающий воедино финансовый, производственный, организационный аспекты функционирования ювелирного предприятия. Он реализован в разработанном механизме учёта потерь от нормы прибыли и контроля выпускаемого ассортимента продукции с целью избежания перепроизводства, как основного источника «замораживания» оборотных средств. Определены чёткие значения уровней экономической устойчивости, по которым можно оценивать состояние ювелирного предприятия для улучшения его функционирования.
Список литературы
- Абрамишвили Г. Г. Операция маркетинг: стратегия и тактика конкурентной борьбы монополий. -М.: Экономика, 1996.
- Абрамова А.Е. Основы аналифинансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия. М.: Экономико-правовой бюллетень (АК ДИ). «Экономика и жизнь», спец. выпуск, 1994.
- Агапова И.И. История экономических учений. М.: Юристь, 2000. — 285 с.
- Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
- Акуленок Д.Н., Буров В. П. и др. Бизнес-план фирмы, М.: Тандем. 1997.
- Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
- Аникин А. Адам Смит. М.: Молодая гвардия, 1968. — 246 с.
- Андерсон Б. Определение драгоценных камней М.: Мир, 1983.
- Алексеев И.С. Тайны алмаза. М.: «Созвездие-4», 1999. 256 с.
- Ю.Аренков И. А. Маркетинговые исследования: основы теории и методики1. СПб.: СПбУЭФ, 1992.
- П.Ашихмин А. А. Разработка и принятие решений: формальные модели и методы выбора. М.: МГГУ, 1995. — 80 с.
- Багиев Г. Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации -СПб.: СПбУЭФ, 1996.
- Багиев Г. Л., Аренков И. А. Основы маркетинговых исследований СПб: СПбУЭФ, 1996.
- Бартенев С. А. Экономические теории и школы (история и современность): курс лекций. М.: Издательство БЕК, 1996. — 352 с.
- Барр Р. Политичекая экономия. В 2 т. М.: Международные отношения, 1994.- т2 752 с.
- Балабанов Н.Т. Валютные операции. М.: Финансы и статистика, 1993. -144 с.
- П.Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? М.: Экономика, 1995. 147 с.
- Балицкий B.C. Синтетические аналоги и имитации природных драгоценных камней. М.: Недра, 1981.
- Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело Лтд, 1994. -688 с.
- Борисович В.Т., Буренин А. Н. и др. Организация торговли драгоценными металлами М.:ИНФРА-М, 1996. 190 с.
- Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Высшая школа, 1995. -488 с.
- Бобриевич А.Н. Алмазные месторождения Якутии. М.: 1969.
- Борисов С.М. Золото в экономике современного капитализма. М.: «Финансы», 1984. (НИ финансовый институт). 2-е издание.
- Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела, Ленинград. «Машиностроение», 1975.
- Ван Дер Bee Г. История мировой экономики. 1945 1990. — М.: Наука, 1994.-413 с.
- Василькова Н.Н. Современные методы минералогического исследования. -М.: ВИМС, 1989.-232 с.
- Вильке К.Т. Методы выращивания кристаллов. Л.: Недра. 1968.
- Горбашко Е. А. Обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции СПб.: СП6УЭФД994.
- Гомон Г. О. Алмазы. М.: 1966.
- Грин Т. Современный мир алмазов. М.: Прогресс, 1993.
- Дегтярев В., Юдаев Ю., Горбачев В. Добыча, производство, применение драгоценных металлов и обеспечение их сохранности. -М., МАИ, 1997.
- Долинская М. Г., Соловьев И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции М., 1991.
- Дронова Н.Д. Основы ювелирного производства. М.: Изд МГГА. 1995.
- Дронова Н.Д. Методика оценки ювелирных камней с драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями: Учебное пособие. М.: МАИ, 1995.-1
- Дронова Н.Д. Оценка ювелирных изделий. М.: Металлургия, 1996.
- Дронова Н.Д. Ювелирные изделия. М.: Изд. дом «Ювелир», 1996.
- Дронова Н.Д. Методика оценки рыночной стоимости камнесамоцветного сырья и ограненных вставок // «Драгоценные металлы. Драгоценные камни», 1999.
- Дронова Н.Д., Аккалаева Р. Х. Оценка рыночной стоимости ювелирных изделий. М.: Дело, 1998.
- Дронова Н.Д. Основы ювелирного производства М.: МГРИ, 1994.
- Егоров А. Ю. Комплексный анализ в системе маркетинговой деятельности М., 1994.
- Епифанов В.И. Технология обработки алмазов в бриллианты. М.: Высшая школа. 1987.
- Еферин В. П., Мотин В. В. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях М., 1993.
- Закутана Г. П., Кедровская JI. Г., Шумов Ю. А. Информационное обеспечение конкурентоспособности продукции М., 1989.
- Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», 1992.46.3акон РФ «О недрах», 1992.
- Иванов И.Д. Современные монополии и конкуренция. М.: Мысль, 1980.
- Карлоф Б. Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991.
- Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга / Пер. с англ.- 2-е европ. изд. К.- М.- СПб.: Издат. Дом «Вильяме», 1998.
- ЗО.Ковальков Ю. А., Дмитриев О. Н. Эффективные технологии маркетинга -М.: Машиностроение, 1994.
- Коробов И.Ю. Теория и практика конкуренции. Саратов: Саратовская государственная экономическая академия, 1996.
- Коломейская М.Я. Натуральные и синтетические алмазы в промышленности. М.: 1967.
- Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1996 .-560 с.
- Корнилов Н.И. Ювелирные камни. М.: Недра, 1983.
- Крайнева Э.А. Бухгалтерский учёт операций с ценными бумагами. М.: ИНФРА-М, 1994. — 96 с.
- Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. ИКЦ «ДИС». М.: 1997. 223 с.
- Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978.
- Кухаренко А.А. Алмазы Урала. М.: 1955.
- Кузин Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. М.: «Ось-89″, 2000. — 320 с.
- Киевленко Е.Я. Геология месторождений драгоценных камней. М.: Недра, 1974.
- Ларин А. Кобудо. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 256 с.
- Логинов В.Д. Ювелирные товары и часы. М.: Экономика, 1989.
- Литвиненко И.А. Экономическая устойчивость корпоративных хозяйственных систем в России. АР. М.: 1996. — 124 с.
- Марченков В. Ювелирное дело. М.: Высшая школа, 1984.
- Марьянович А.Т. Эрратология. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Вузовская книга, 1999. — 164 с.
- Макконнелл К.Р., Брю C.JI. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: пер. с англ.
- Максимова И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг. 1996.
- Методические рекомендации по определению границ и объемов товарных рынков. Приложение № 1 к приказу ГКАП от 26.10.93 112 // Экономика и жизнь. 1993.
- Методические рекомендации по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке: Приказ ГКАП от 3.06.94 67.
- Мотышина М. С. Методы и модели маркетинговых исследований СПб.: СПбУЭФ, 1996.
- Моисеева Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М.: Внешторгидат, 1993. в 2 томах.
- Нидлз Б. Принципы бухгалтерского учёта: Пер. с анг. Я. В. Соколова. М: Финансы и статистика, 1993.
- Новые грани алмазного края. М.: Союзрекламкультура, 1993.
- Обработка алмазов: Сборник переводов ВНИИГознака МФ СССР. М.: 1962−1969.75.0льсевич Ю. Я. Трансформация хозяйственных систем. М: РАН, 1994. -110 с.
- Орлов Ю.Л. Минералогия алмаза. М.: 1984.770 конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РФ в ред. от 25.05.95 83-Ф3.
- Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. М.: „ОСЬ89″, 1996.-80 с.
- Первозванский А.Н. Математические модели в управлении производством. М.: 1997. — 326 с.
- Питер Р. Диксон. Управление маркетингом / Пер. с англ. М.: ЗАО „Изд-во БИНОМ“. 1998.
- Петров B.C. Драгоценные и цветные камни. М.: 1963.
- Платонов А.Н. Природа окраски самоцветов. М.: Недра, 1984.
- Платонов А.Н. Природа окраски минералов. Киев: Наукова думка., 1976.
- Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.
- Порядок проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарных рынках: Приказ ГКАП от 20.12.96 169.
- Порин Е.С. Портфель конкуренции и управления финансами. М.: Соминтек, 1996.
- Попов Г. М., Шафранский И. И. Кристаллографя М.: 1964.
- Постнекова-Лосева М. М. Золотое и серебряное дело 15 20 веков. — М.: Наука, 1983.
- Разин Р.А., Дронова Н. Д. Особенности рынка ювелирных изделий России на конец 2000 года // Драгоценные металлы. Драгоценные камни. 2001. -№ 1. — С. 87 -94.
- Разин Р.А., Дронова Н. Д. Маркетинговые технологии ювелирного предприятия // Драгоценные металлы. Драгоценные камни. 2001. — № 4. -С. 129- 133.
- Разин Р.А. Конкурентоспособность ювелирной промышленности России // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2001. — № 4. — С. 132- 134.
- Разин Р.А. Как снизить риск невостребованности ювелирной продукции. // Тез. докладов Международной конференции „Золотодобывающаяпромышленность России. Проблемы и перспективы“. М.: Всероссийский Выставочный Центр, 2001.
- Разин Р.А. Анализ рынка серийных ювелирных изделий на конец 2000 года // Тез. докладов Международной конференции „Неделя горняка -2001″.-М.:МГГУ, 2001.
- Робинсон К. Конкурентоспособность и маркетинг // Маркетинг и маркетинговые исследования. М.: 1996.
- Рубин Ю.Б., Шустов В. В. Конкуренция: реалии и перспективы. М.: Знание, 1990.
- Рудаков В.В. Обеспечить устойчивый подъём золотодобычи. // Драгоценные металлы. Драгоценные камни. № 1., 2001. с. 16.
- Рожков И.С., Моров А. П. Алмазы на службе человека. М.: 1967.
- Самуэльсон П. Экономика. М.: прогресс, 1964.
- Солодова Ю.П. Минералогия драгоценных и цветных поделочных камней. М.: МГРИ, 1981.
- ЮО.Солодова Ю. П. Определитель ювелирных и поделочных камней. М.: Недра. 1985.
- Стародубовская И.В. От монополизма к конкуренции. М.: Политиздат, 1990.
- Структура и экономика алмазодобывающей промышленности за рубежом. М.: 1989.
- Стахов В.П. Экспортные и импортные операции. М.: Экспортное бюро, 1994.-64 с.
- Смит Г. Драгоценные камни. М.: Мир, 1980.105."CIBSO“ Алмазы, ювелирные камни, жемчуг. М.: НУНГц, 1993.
- Сухова Л.Ф. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия. М.: Финансы и статистика, 2000. — 160 с.
- Таможенный кодекс Российской Федерации. М.: Приор, 1995.
- Тесленко В.В. Организация торговли драгоценными камнями. Прикладное пособие. М.: ИНФРА-М, 1997. — 240 с.
- ТУ 2−037−1-73. Сырье алмазное. Основные размеры и технические требования. М.: 1974.
- ТУ-25−07.1319−77. Бриллианты. Технические условия. Ш. Уотермен Р. Фактор обновления: Как сохраняют конкурентоспособностьлучшие компании. М.: Прогресс, 1998.
- Фатхутдинов Р. А. Менеджмент конкурентоспособности М., 1995.
- Федотова М.А. Сколько стоит бизнес? Методы оценки. М.: Перспектива, 1996. — 103.
- Фред Уорд. Алмазы. М.: „Наше наследие“, 1995.
- Фридман А.А. Мировой алмазо-бриллиантовый рынок (МАБР) и Россия. М.: 1996.
- Пб.Хазанова Л. Э. Математическое моделирование в экономике. М.: Издательство БЕК, 1998. — 141 с.
- Хомченко А. Г. Рыночная конкуренция М.:, 1994.
- Холт Р.Н. Основы финансового менеджмента. М.: Дело, 1993. — 128 с. 119. Чубаков Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политикепредприятия М., 1996.
- Шафрановский И.И. Алмазы. М.: „Вестник Российского Гуманитарного Научного Фонда“, 1996.
- Юданов А. Теория конкуренции: прикладные аспекты“ // МЭ и МО», 1997.
- Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учеб. пособие- 2-е изд., испр. и доп. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем" — Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 1999.
- Юданов А.Ю. Фирма и рынок. М.: Знание, 1990.
- Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: Акалис, 1996, первое издание.
- Юзмухаметов Р. Звездный час и трагедия Ларисы Попугаевой. Мирный, 1995.
- Day G.S., Nedungadi P. Managerial Representations of Competitive Advantage // Journal of Marketing. 1994.
- Dickson P. R. The Static and Dynamic Mechanics of Competition: A Comment on Hunt & Morgan’s Comparative Advantage Theory.// Journal of Marketing. 1996.
- Dimonds: Cartel and its future. London, 1992.
- Hocking A. Oppenheimer and Son. Johannesburg, 1973.
- Hunt S. D., Morgan R. M. The Resource-Advantage Theory of Competition: Dynamics, Path Dependencies and Evolutionary Dimensions.// Journal of Marketing. 1996.
- Kanfer S. The last impire. London, 1993.132.MulIer P. Dimonds, 1995.
- New frontiers in dimonds: The mining revolution. London, 1996.
- Porter M. E. Competitive Strategy: Techniques for Analizing Industries and Competitors. N. Y.: The Free Press, 1980.