Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление ресурсами социальной сферы муниципальных образований: На примере г. Смоленска

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Комплексная методика управления имеющимися в распоряжении муниципальных образований ресурсами предполагает достижение поставленных как социальных, так и экономических задач на основе использования инструментов бюджетирования, управления муниципальными проектами, формирования системы территориальных балансов. В результате использования на практике данных инновационных методов управления ресурсами… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТ
    • 1. 1. Научно-теоретические аспекты механизма функционирования местного самоуправления
    • 1. 2. Сущность и характерные особенности ресурсов муниципального хозяйства
  • ЬЗ.Опыт территориальной организации местного самоуправления в зарубежных странах
  • ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ РЕСУРСАМИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
    • 2. 1. Цели и задачи муниципальной социальной политики на современном этапе
      • 2. 2. 3. арубежная практика ресурсного обеспечения социальной сферы муниципальных образований
    • 2. 3. Современные подходы к организации ресурсного обеспечения социального развития муниципальных образований в России
  • ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ (на примере г. Смоленска)
    • 3. 1. Пути повышения потенциала саморазвития муниципалитета
    • 3. 2. Формирование комплексной модели управления ресурсным обеспечением социальной сферы г. Смоленска на основе стратегического планирования
    • 3. 3. Организация мониторинга процесса обеспечения ресурсами социального развития г. Смоленска

Управление ресурсами социальной сферы муниципальных образований: На примере г. Смоленска (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Рыночные преобразования и развитие федеративных принципов устройства страны обусловили смещение центра тяжести в решении социальных проблем на региональный и местный уровни. Это обстоятельство связано с тем, что эффективность деятельности государства, как и любой другой управленческой системы, напрямую зависит от рационального распределения полномочий между всеми уровнями власти.

Новая социальная стратегия предполагает оптимальное разделение ответственности за состояние социальной сферы между федеральными, региональными и местными властями, создание полноценной ресурсной базы для реализации социальной политики. Только такой подход отвечает задачам повышения роли государства в социальном процессе, укрепления единого социального пространства и централизованного контроля за его состоянием.

Хотя приоритеты в проведении социальной политики принадлежат государству, в обеспечении многих жизненных потребностей населения большую роль призвано играть местное самоуправление. Поскольку задачи местного самоуправления имеют преимущественно обслуживающий характер, усилиями муниципалитетов может эффективно решаться значительная часть социальных проблем. Данное утверждение основывается на том, что в настоящее время за счет местных бюджетов финансируется почти 100% расходов на среднее образование, 85% - на здравоохранение, 60% - на содержание детских садов, жилья, расходов на коммунальные услуги.

Вместе с тем, вопросы организации института местного самоуправления и ресурсного обеспечения полномочий требуют существенного совершенствования, чтобы он мог успешно решать многие социальные задачи.

Серьезным фактором, препятствующим муниципальным органам эффективно выполнять свои функции в социальной сфере, является их недостаточная обеспеченность ресурсами. Перспективным направлением функционирования социальной сферы муниципальных образований должна стать реализация правильно выстроенной системы приоритетов и механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели.

Таким образом, проблема рационального управления ресурсами социальной сферы муниципальных образований является актуальной и заслуживающей внимания.

Степень разработанности проблемы. Результаты научных исследований по проблемам развития института местного самоуправления и муниципального хозяйства представлены в работах А. Г. Воронина, А. Ф. Денисова, В. Б. Зотова, В. Г. Игнатова, А. Е. Когута, O.E. Кутафина, В. Н. Лексина, В. Ю. Морозова, В. Е. Рохчина, В. В. Рудого, Э. А. Уткина, Ю. В. Филиппова, А. Н. Швецова, А. Н. Широкова, С. Н. Юрковой и др.

Особенности комплексного управления социально-экономическим развитием муниципальных образований и ресурсного обеспечения полномочий в социальной сфере нашли отражение в научных трудах Ю. Н. Аксененко, A.M. Бабича, Е. В. Егорова, E.H. Жильцова, В. В. Иванова, Е. А. Картаевой, В. А. Колесова, А. Н. Коробовой, Р. Г. Маннапова, Р. П. Мигирова, К. И. Микульского, Н. В. Родиной, В. М. Рябова, Л. Б. Сульповара, Е. В. Тишина, C.B. Шишкина, Л. И. Якобсона, О. П. Яковлева и др.

Работы указанных авторов внесли существенный вклад в постановку и решение многих проблем функционирования социальной сферы муниципалитетов. Однако, ввиду наличия особенностей жизнедеятельности муниципальных образований, расположенных в различных регионах нашей страны, требует уточнения сущность системы управления социальной сферой и ресурсного обеспечения ее развития с учетом местных факторов. Эти вопросы предполагают поиск новых решений в области научного анализа происходящих процессов и разработки соответствующих научно-практических рекомендаций, что и предопределило выбор темы диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы состоит в разработке методической базы и практических рекомендаций по совершенствованию ресурсного обеспечения развития социальной сферы муниципальных образований.

В соответствии с данной целью в диссертационной работе были поставлены и реализованы следующие задачи:

— выявить сущностные признаки, функции и особенности социально-экономических отношений, характерные для местного самоуправления;

— определить приоритеты муниципальной социальной политики и провести анализ структурных составляющих ее объекта — социальной сферы;

— исследовать структуру ресурсов муниципального хозяйства, являющихся основой развития социальной сферы;

— исследовать современные подходы к организации ресурсного обеспечения социальной сферы муниципалитетов в развитых зарубежных странах с целью выявления возможностей их практического применения в России;

— разработать методические подходы к формированию системы стабильного развития социальной сферы муниципальных образований;

— обосновать пути совершенствования процесса управления ресурсным обеспечением социальной сферы муниципальных образований.

Объектом исследования является социальная сфера муниципальных образований (на примере г. Смоленска).

Предмет исследования — совокупность организационных и социально-экономических отношений, возникающих в системе управления ресурсным обеспечением развития социальной сферы муниципальных образований.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили концептуальные положения теорий рыночной экономики, управления социально-экономическими системами, научные принципы организации территориального управления. Широко использовались научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области управления местным хозяйством.

В качестве инструментов исследования применялись методы системного подхода к изучению явлений и процессов, системно-функционального анализа, программно-целевого планирования и управления, моделирования и анализа вариантов решений, аналитической обработки фактических и прогнозных материалов.

Информационная база исследования включает законодательные и нормативные акты РФ, Смоленской области, г. Смоленска, статистические данные, публикации в специальных периодических изданиях и СМИ, результаты наблюдений и исследований, в которых принимал участие диссертант.

Научная новизна исследований заключается в разработке научно-методических и практических рекомендаций по совершенствованию ресурсного обеспечения развития социальной сферы муниципальных образований (на примере г. Смоленска).

Наиболее существенными элементами научной новизны, выносимыми на защиту, являются следующие: уточнен понятийно-терминологический аппарат в области современного муниципального управления, в частности, понятие местного самоуправления как системы управления социально-экономическими и политическими процессами в рамках локальной территории, обеспечивающей решение вопросов местного значения, связанных с предоставлением населению жизненно важных услуг;

— выявлены источники ресурсного потенциала муниципальных образований и предложена их классификация по роли в воспроизводственном процессе, степени мобильности, видам и функциональностиопределены содержательные и функциональные стороны муниципальной социальной политики, позволяющие выявить этапы ее реализации на государственном и муниципальном уровнях, а также приоритеты в развитии социальной сферы;

— разработана система стабильного развития социальной сферы муниципальных образований на основе формирования производственно-социальных объединений, включающих предприятия, учреждения социальной сферы, финансово-кредитные учреждения, что обеспечит мобилизацию ресурсов для решения социальных задач;

— обоснованы направления рационализации ресурсного обеспечения развития социальной сферы муниципальных образований на основе создания системы стратегического планирования и формирования организационного механизма мониторинга обеспеченности ресурсами социальных программ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные методические положения и практические рекомендации могут быть использованы органами местного самоуправления в процессе выработки конкретных организационных и финансово-экономических решений по обеспечению ресурсами отраслей социальной сферы.

Методические положения диссертации могут быть также использованы в учебном процессе высших учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку специалистов в области муниципального управления.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы докладывались диссертантом на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава, аспирантов и соискателей ученых степеней Смоленского гуманитарного университета (2001;2004 г. г.), Московского государственного университета сервиса (март 2002 г.), Смоленского филиала Института управления и экономики г. Санкт-Петербурга (март 2002 г.), Смоленского государственного педагогического университета (ноябрь 2002 г.), Московского государственного автомобильно-дорожного института, Московской сельскохозяйственной академии и Луганского национального аграрного университета (январь 2004 г.) и получили положительную оценку.

Публикации. Основное содержание диссертации отражено в восьми опубликованных печатных работах общим объемом 1,7 п. л.

Структура и содержание диссертации. Поставленная цель и задачи исследования определили логику и структуру диссертации.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, отражается степень разработанности проблемы, формулируются цель и основные задачи диссертационной работы. Даются сведения об объекте и предмете исследования, научной новизне и практической значимости результатов исследования.

В первой главе «Местное самоуправление: экономическая природа и сущность» исследованы научно-теоретические аспекты механизма функционирования местного самоуправления, выявлены особенности ресурсов муниципального хозяйства, являющихся основой социального развития местных сообществ, выполнен анализ зарубежного опыта определения базового территориального уровня организации местного самоуправления и зависящих от его особенностей способов финансирования полномочий по решению социальных проблем.

Во второй главе «Современные подходы к управлению ресурсами социальной сферы муниципальных образований» определены основные направления деятельности муниципальных органов власти в социальной сфере, выполнен анализ современных подходов к организации ресурсного обеспечения социальной сферы муниципалитетов за рубежом и в России.

В третьей главе «Направления совершенствования управления ресурсами социальной сферы муниципалитетов (на примере г. Смоленска)» разработаны мероприятия по совершенствованию потенциала саморазвития муниципалитета для преодоления негативных тенденций в ресурсном обеспечении развития социальной сферы, обоснованы методика формирования комплексной модели управления ресурсным обеспечением социальной сферы муниципальных образований на основе стратегического планирования и организационный механизм мониторинга процесса обеспечения ресурсами социального развития.

В заключении диссертации излагаются наиболее важные результаты проведенного исследования и содержатся соответствующие рекомендации.

2. Результаты исследования специфики муниципального хозяйства дают возможность констатировать, что государство наделяет органы местной власти достаточно широкими правами в области распоряжения собственными ресурсами.

Сочетание властных полномочий и права ведения хозяйственной деятельности дает возможность эффективно использовать ресурсы местного хозяйства, способствуя социально-экономическому развитию территории. Ресурсная составляющая местного самоуправления, имеющая достаточно разнообразную структуру, является единым комплексом факторов, определяющих достижение социально значимых результатов.

Структура ресурсов муниципалитета имеет определяющее значение при выборе модели муниципального хозяйства, от которой зависит характер осуществляемых управленческих воздействий.

Предложенная классификация ресурсов муниципального хозяйства может служить методологической основой проведения ресурсного анализа, позволяющего решать проблемы стратегического муниципального управления и гарантировать достижимость поставленных целей.

3. Выявленные и систематизированные тенденции развития муниципальных систем в зарубежных странах позволяют выработать обоснованные подходы к разработке эффективно действующей модели местного самоуправления.

Сложившиеся модели свидетельствуют об отсутствии стандартных схем территориальной организации местного самоуправления. Внедрение моделей автономного или наблюдаемого местного самоуправления предполагает определение приемлемой организационной структуры местных органов власти и границ экономической самостоятельности муниципальных образований.

Проведенный анализ дает основание полагать, что в современных условиях происходит стирание различий между моделями местного самоуправления, появляются гибридные формы ресурсного обеспечения социально-экономического развития муниципалитетов.

4. Выявлена особая роль органов местного самоуправления в реализации социальной политики через конкретизацию методов, способов и механизмов достижения целей, которые определяются федеральным и региональным уровнями власти. Местный уровень с позиций целевого критерия позволяет в максимальной степени учитывать специфику ресурсного потенциала социального развития территории.

Установлено, что в современных условиях вся деятельность местных органов власти направлена на создание нового качества жизни. Местная власть является институтом социального обслуживания населения, поэтому улучшение качества социальных показателей следует рассматривать как основу развития муниципальной экономики.

Изученные подходы к определению дефиниции «социальная политика» позволили предложить ее обобщенную трактовку. Социальную политику целесообразно рассматривать как деятельность государства и других политических и социальных институтов, направленную на развитие социальной сферы общества и предполагающую совершенствование условий и качества жизни людей.

5. Как было обосновано в диссертационном исследовании, социальная сфера общественной жизни выступает интегральным объектом социальной политики. По мнению диссертанта, социальную сферу не следует изначально связывать с конкретными отраслями экономики. На основе комплексного подхода к изучению социальной сферы ее целесообразно рассматривать в тесной связи с социально-производственными отношениями, формирующимися в процессе удовлетворения социальных потребностей.

Следовательно, главное назначение социальной сферы состоит в обеспечении населения разнообразными благами и услугами. Развитие социальной сферы, с одной стороны, повышает социальное качество человеческого потенциала страны, с другой — обеспечивает необходимую для нормального хода экономических процессов социальную стабильность общества.

6. Выявлено, что в настоящее время за рубежом на местное самоуправление приходится реализация основной доли социальных расходов государства.

Основным содержанием реформ местного самоуправления в зарубежных странах стало укрупнение муниципалитетов из-за необходимости выполнения возросшего числа общественных задач. Сокращение числа муниципальных единиц произошло за счет упразднения слабых в ресурсном обеспечении муниципалитетов малых городов и сельских поселений.

В области ресурсного обеспечения деятельности муниципалитетов не существует единой модели местного налогообложения. Однако, общим требованием является обусловленность облагаемой базы затратами местного сообщества или предоставляемыми ему услугами.

В современных условиях идет постоянный поиск новых механизмов ресурсного обеспечения реализации полномочий органами местного самоуправления. Цели достигаются путем привлечения частного бизнеса к решению социальных проблем муниципальных сообществ, а также расширения возможностей органов местного самоуправления по участию в предпринимательской деятельности.

7. В ходе исследования установлено, что одной из острых проблем российских муниципалитетов является несоответствие объема полномочий имеющимся в их распоряжении материально-финансовым ресурсам.

Комплексная методика управления имеющимися в распоряжении муниципальных образований ресурсами предполагает достижение поставленных как социальных, так и экономических задач на основе использования инструментов бюджетирования, управления муниципальными проектами, формирования системы территориальных балансов. В результате использования на практике данных инновационных методов управления ресурсами появляется возможность создать систему многовариантного ресурсного обеспечения функционирования социальной сферы городских и сельских поселений.

8. При разработке направлений совершенствования управления ресурсами социальной сферы муниципальных образований прежде всего следует отметить необходимость задействования потенциала саморазвития территории. Предлагаемое территориальное производственно-социальное объединение позволит создать условия для мобилизации местной ресурсной базы на основе организации взаимовыгодных и партнерских экономических связей между муниципалитетом и учреждениями социальной сферы, промышленными предприятиями, финансово-кредитными учреждениями.

9. Особое внимание следует уделить внедрению в практику муниципального образования методики стратегического планирования.

Стратегическое планирование выступает новым эффективным инструментом достижения приоритетных целей социального развития города. Разработка стратегического плана позволит устранить разрозненность принимаемых муниципалитетом программ социально-экономического развития, сбалансировать потребности в ресурсах для реализации целей с имеющимся в городе объемом ресурсов.

10. Разработанные в диссертационном исследовании рекомендации по созданию системы мониторинга социальных процессов и ресурсного обеспечения решения социальных проблем направлены на повышение обоснованности управленческих решений, предполагающих достижение эффективности функционирования объектов социальной сферы, их своевременного обеспечения необходимыми ресурсами.

Создание баз данных по всем имеющимся видам ресурсов развития муниципального образования позволит решить многие проблемы стратегического управления и гарантировать достижение целей.

Организация регулярного мониторинга ресурсного обеспечения социального развития является достаточно затратным мероприятием, однако только с его помощью возможно формирование адекватного представления у администрации города о реальных потребностях населения, о степени его удовлетворенности предоставляемыми социальными услугами, о развитии социальных тенденций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

По результатам диссертационного исследования можно сформулировать основные выводы, которые сводятся к следующему:

1. В современных условиях механизм функционирования местного самоуправления предполагает организацию эффективного уровня власти, способного удовлетворять жизненно важные интересы населения.

В связи с этим в основу определения понятия местного самоуправления должен быть положен критерий ярко выраженной социальной направленности деятельности местных органов власти. Местное самоуправление есть система управления политическими и социально-экономическими процессами в рамках локальной территории, обеспечивающая решение вопросов местного значения, связанных с предоставлением населению жизненно важных услуг.

Анализ особенностей функционирования российских муниципальных органов власти выявил настоятельную потребность реализации реформы территориальных основ местного самоуправления с целью более эффективного решения вопросов местного значения на основе закрепления за каждым типом муниципальных образований собственных полномочий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Новая школа, 1994 .
  2. Европейская Хартия о местном самоуправлении. Страсбург, Совет Европы, Отдел изданий и документов, 1990.
  3. Закон СССР от 09.04.90 г. Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР.
  4. Закон РСФСР от 06.07.91 г. № 1550−1. О местном самоуправлении в РСФСР.
  5. Федеральный закон от 20.07.95 г. № 115-ФЗ. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации.
  6. Федеральный закон от 28.08.95 г. № 154-ФЗ. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
  7. Федеральный закон от 25.09.97 г. № 126-ФЗ. О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации.
  8. Федеральный закон от 24.10.97 г. № 134-ФЭ. О прожиточном минимуме в Российской Федерации.
  9. Федеральный закон от 11.04.98 г. № 55-ФЗ. О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления.
  10. Федеральный закон от 06.05.99 г. № 97-ФЗ. О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
  11. Федеральный закон от 06.10.03 г. № 131-Ф3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
  12. Указ Президента Российской Федерации от 26.10.93 г. № 1760. О реформе местного самоуправления в Российской Федерации.
  13. Указ Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. № 2265. О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации.
  14. Указ Президента Российской Федерации от 21.03.94 г. № 557. О мерах по обеспечению реформы местного самоуправления.
  15. Указ Президента Российской Федерации от 23.05.96 г. № 769. Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
  16. Указ Президента Российской Федерации от 08.04.97 г. № 305. О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд.
  17. Указ Президента Российской Федерации от 28.04.97 г. № 425. О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.
  18. Указ Президента Российской Федерации от 11.06.97 г. № 568. Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации.
  19. Указ Президента Российской Федерации от 15.10.99 г. № 1370. Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации.
  20. Постановление Правительства РФ от 11.09.98 г. № 1096. Об утверждении программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
  21. Постановление Правительства РФ от 15.08.01 г. № 584. О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года.
  22. Распоряжение Правительства РФ от 15.08.03 г. № 1163-р. Об утверждении программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003−2005 годы).
  23. Постановление Администрации Смоленской области от 18.02.03 г. № 32. Об утверждении областной целевой программы государственной поддержки развития местного самоуправления в Смоленской области на 2003 год.
  24. Постановление Администрации Смоленской области от 07.08.03 г. № 198. Об утверждении областной целевой программы государственной поддержкиразвития местного самоуправления в Смоленской области на 2004 год.
  25. Устав города-героя Смоленска (городского муниципального образования). Зарегистрирован Главным управлением региональной политики, местного самоуправления и государственной службы Смоленской области 25.12.01 г.
  26. Решение Смоленского Городского Совета от 28.02.03 г. № 547. О Комплексной программе по энергосбережению и внедрению энергосберегающих технологий в г. Смоленске на 2003−2005 г. г.
  27. Решение Смоленского Городского Совета от 27.06.03 г. № 658. О Концепции муниципальной политики поддержки, развития малого и среднего бизнеса города Смоленска на период 2003—2006 годы.
  28. Решение Смоленского Городского Совета от 27.06.03 г. № 659. Об утверждении Порядка проведения социологических опросов жителей города и публичных слушаний.
  29. Ю.Н. Муниципальная социальная политика: становление, пути факторы реализации. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. — 335 с.
  30. Антикризисное управление в муниципальном образовании: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. А. Н. Ряховской. — М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2000. 310 с.
  31. A.M., Егоров Е. В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 1996.
  32. A.M., Жильцов E.H., Егоров Е. В. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. М, РАУ, 1993.
  33. A.M., Егоров E.H., Жильцов E.H. Экономика социального страхования: Курс лекций. М.: ТЕИС, 1998. — 189 с.
  34. Р., Закружная Е. Социальные расходы местных бюджетов // Муниципальная экономика. 2001. № 4. — С. 70−72.
  35. А.О. Муниципальное управление: Учебно-методическое пособие. М.: У РАО, 2001.-156 с.
  36. П. Региональные реформы социального развития в условияхформирования рынка // Российский экономический журнал. — 1996. № 3. С. 18−24.
  37. А.Н. Местное самоуправление в России: исторические традиции и современная практика. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 2000. — 224 с.
  38. Т. Мониторинг местного инвестиционного климата // Муниципальная экономика. 2002. № 2. — С. 14−19.
  39. И. Как менялась местная власть в Европе //Муниципальная власть. 2003. № 3. — С. 106−109.
  40. Н., Маркварт Э. Муниципальный заказ или .? // Муниципалитет. -2001. № 5. С. 28−30.
  41. Велихов J1.A. Основы городского хозяйства. Обнинск, 1995. — с. 250.
  42. А.Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством: Учебное пособие. М.: Дело, 1998. — 128 с.
  43. А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2002. — 176 с.
  44. Ю. Государственный финансовый контроль в социальной сфере // Экономист. 2001. № 1. — С. 16−21.
  45. C.B. Теория и практика бюджетного федерализма. М.: «Экзамен», 2002. — 128 с.
  46. М. Экономическая модель местного самоуправления // Экономист. 1999. № 11. — С. 66−74.
  47. М., Королев В. Механизмы использования потенциала саморазвития муниципальных образований // Экономист. 2000. № 7. — С. 53−60.
  48. М. Муниципальный производственно-социальный комплекс и механизмы его развития // Экономист. — 2002. № 2. С. 68−74.
  49. М., Киселева Т., Фаворский А. Корпоративные формы территориальной интеграции производства (на примере муниципального образования) // Экономист. 2003. № 2. — С. 65−69.
  50. Т., Вобленко С. Обратимся к азбуке // Российская
  51. Федерация. 1995.№ 15.-С. 43−44.
  52. Годовой отчет Института экономики города (2002 г.)
  53. Г. Нетрадиционные источники финансового обеспечения муниципальных образований // Муниципальная экономика. — 2002. № 3. С. 32−36.
  54. Э. Местная власть создает холдинг // Российская Федерация сегодня. 1993. № 2 (14). — С. 36−37.
  55. Э. Социальная сфера крупного предприятия и города // Экономист. 1993. № 7. — С. 72−76.
  56. Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный и муниципальный уровни (вопросы теории и практики) / Под ред. H.A. Волгина, В. Н. Кушлина, А. Н. Фоломьева. М.: Изд-во РАГС, 1997. -357 с.
  57. С. Местное самоуправление в Великобритании // Вопросы экономики. 1991. № 5. — С. 52−62.
  58. И.Ю. К вопросу о формировании доходной базы местного самоуправления // Финансы. 2003. № 7. — С.26−27.
  59. Е.В., Потапова М. В. Экономика жилищного хозяйства России: Учебное пособие. М.: ТЕИС, 2002. — 171 с.
  60. H.A. Местное самоуправление в России: генезис и тенденции развития. Москва — Тула, 1997. — 340 с.
  61. H.A., Михайлов М. Г., Емельянова Т. С. Местное самоуправление в России: проблемы формирования и оптимизация деятельности. Москва-Орел, 1999. — 234 с.
  62. В. Инфраструктура при социализме // Вопросы экономики. 1977. № 2.-С. 14−18.
  63. Е., Казаков В. Перспективы выживания социальной сферы предприятий // Российский экономический журнал. 1994. № 8. — С. 49−59.
  64. В. Муниципальное управление в России: опыт, проблемы, перспективы // Экономика и коммерция. 1994. № 4. — С. 3−17.
  65. В.Б., Макашева З. М. Муниципальное управление: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 279 с.
  66. В., Безденежных Т. Муниципалитеты управляют занятостью // Экономист. 2003. № 2. — С. 60−64.
  67. В.Г., Батурин JT.A., Бутов В. И., Уварова Г. Г., Ходарев C.B., Элланский Ю. Г. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Март, 2001.-416 с.
  68. В.Г., Рудой В. В. Местное самоуправление. Ростов н/Д: «Феникс», 2001.-416 с.
  69. JI.JI. Принципы организации муниципальных финансов // Финансы. 2003. № 8. — С. 15−19.
  70. В.В. Проекты и ресурсы. М.: ЗелО, 1997. — 96 с.
  71. В., Коробова А. Многовариантное ресурсное обеспечение развития городской инфраструктуры // Рынок ценных бумаг. 1999. № 13 (148).-С. 52−57.
  72. В.Н., Гузов Ю. Н. Финансовые технологии управления: проблемы применения балансового метода в муниципальных образованиях // Муниципальная власть. 2003. № 1. — С. 70−76.
  73. В.Н., Гузов Ю. Н., Безденежных Т. И. Технология муниципального управления: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2003.-396 с.
  74. В., Гайдук Н. Оздоровление социальной сферы -определяющий фактор экономического роста // Экономист. 2001. № 8. -С.69−76.
  75. А. Его величество интерес // Муниципальная власть. — 2002. № 2. — С. 88−91.
  76. Д. Реформа не для чиновников, а для граждан // Муниципальная власть. 2003. № 1. — С. 34−37.
  77. Е., Родина Н., Яковлев О. Управление развитием: насущные проблемы и возможные варианты решений // Муниципальная власть. 2003.4. С. 20−24.
  78. O.A. Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в России // Проблемы преобразования и регулирования социально-экономических систем. — СПб, 1996. С. 75−86.
  79. Киреева JL Шведская система управления финансами // Муниципалитет. -2001. № 1−2.-С. 22−23.
  80. С., Кузьмин Д. К становлению местного самоуправления: экономика и социальное развитие населения // Экономист. 2003. № 3. — С. 55−64.
  81. O.E., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М.: Юристь, 2002. — 552 с.
  82. В.Н., Мильнер Б. М., Швецов А. Н. Экономические отношения и управление в условиях федерализма // Вопросы экономики. 1994. № 9. — С. 17−29.
  83. В.Н., Швецов А. Н., Фрейнкман Л. Н. Региональные коллизии функционирования социальных объектов // Российский экономический журнал. 1996. № 8. — С. 62−72.
  84. В.Н., Швецов А. Н. «Незаметная реформа»: передача социальных объектов предприятий в муниципальную собственность // Российский экономический журнал. 1998. № 1. — С. 34−57.
  85. В.Н., Швецов А. Н. Становление института социальных стандартов: федеральный, региональный и муниципальный аспекты // Российский экономический журнал. -2001. № 3. С. 45−61.
  86. В.Н., Швецов А. Н. Местные бюджеты: потребности муниципальных образований в финансовых ресурсах // Местная экономика. -2001. № 9−10.-С. 3−26.
  87. В.Н., Швецов А. Н. Бюджетный федерализм: диалектика централизации и децентрализации // Российский экономический журнал. -2002. № 7. С. 53−77.
  88. В.Н., Швецов А. Н. Проблемы ресурсного обеспечения местногосамоуправления сквозь призму зарубежного опыта // Местная экономика. —2002. № 1−2.-С. 71−104.
  89. А., Савенков Б. Оценка жизнеспособности муниципальных образований // Муниципальная экономика. 2003. № 3. — С. 2−6.
  90. В. Конкуренция между муниципалитетами дополнительный фактор экономического роста // Проблемы теории и практики управления.2003. № 4.-С. 27−28.
  91. Макаров BJL, Глазырин М. В. Новая экономическая самоорганизация муниципальных образований // Муниципальный мир. 2003. № 2. — С. 36−45.
  92. А. Грядет ли новый этап развития местного самоуправления в России? // Муниципальная власть. — 2002. № 2. С. 4−6.
  93. A.B. Развитие управления финансовой системой муниципального образования // Финансы. 2003. № 9. — С. 22.
  94. Р.Г., Рябов В. М. Актуальные проблемы развития муниципального управления. Самара: Самарский дом печати, 1997. — 167 с.
  95. Р.Г., Рябов В. М. Современный механизм муниципального управления. — Самара: Самарский дом печати, 1998. 263 с.
  96. Э. О допустимости двухуровневого местного самоуправления в России // Муниципалитет. 2001. № 1−2. — С. 25−27.
  97. Местные органы власти: социально-экономические аспекты деятельности: Сб. обзоров / Под ред. Ажаева B.C. М.: ИНИОН, 1993. — 143 с.
  98. Местное самоуправление в городах России / Когут А. Е., Литовка О. П., Рохчин В. Е., Румянцев A.A.- Под ред. Когута А. Е. СПб: РАН. Ин-т соц.-экон. пробл., 1995. — 70 с.
  99. Местное самоуправление за рубежом: опыт, комментарии и рекомендации по применению / Под ред. Когута А. Е. СПб: РАН. Ин-т соц,-экон. пробл., 1995. 54 с.
  100. Местные сообщества в местном самоуправлении: Учебное пособие / Под ред. А. Е. Балобанова. М.: ИНФРА-М, 2000. — 182 с.
  101. Р.П. Роль местного самоуправления в осуществлении социальной политики. М., 1998. — 112 с.
  102. Р.П. Основные направления и проблемы деятельности муниципальных органов власти по осуществлению социальной политики. -М.: Акад. труда и социальных отношений, 1997. 44 с.
  103. К. Экономическая реформа и социальная политика // Вопросы экономики. 1993. № 12. — С. 4−12.
  104. К. Социальная политика современной России: проблемы реформирования // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -1998.-№ 8(75). С. 15−24.
  105. С. И все-таки свой путь // Российская Федерация. — 1997. № 13.-С. 22−23.
  106. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие / Иванов В. В., Коробова А. Н. М.: ИНФРА-М, 2002. — 718 с.
  107. Муниципальное право / Под ред. А. И. Коваленко. М.: Новый Юрист, 1997.-432 с.
  108. Муниципальное управление: бюджет, активы, ЖКХ: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. B.JI. Никифорова. — М.: РНЦГМУ, 2002. 206 с.
  109. А. Территориальное управление во Франции // Вопросы экономики. 1991. № 5.-С. 63−75.
  110. Органы местного самоуправления в зарубежных странах. Сравнительное исследование. М.: ИНИОН, 1994. — 91 с.
  111. Основы местного самоуправления: Учебное пособие / A.C. Автономов, Дж. Дебарделебен, В. Делла Сала, П. Дуткевич, А. А. Захаров и др. / Под ред. A.A. Захарова. М.:РИЦ «Муниципальная власть», 2000. — 143 с.
  112. Основы социального управления: Учебное пособие / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, В. И. Патрушев и др. / Под ред. В. Н. Иванова. М.: Высшая школа, 2001.-271 с.
  113. Т. Унесенные налогами // Российская газета. 2003. — 18 нояб.233 (3347).
  114. В. Муниципальные бюджеты в системе межбюджетных отношений // Российский экономический журнал. 1998. № 11−12. С. 64−67
  115. В.В. Социальная инфраструктура: к проблеме построения предмета исследования // Сб. науч. трудов ЦЭМИ АН СССР. -М, 1989.-С. 4−16.
  116. С.М. Об эффективности местного самоуправления // Муниципальный мир. 1999. № 3. — С. 48−49.
  117. Развитие местного самоуправления в России / Под ред. Когута А. Е., Жихаревич Б. С., Знаменской К. Н. СПб: Ин-т социал.-экон. пробл., 1996. -92 с.
  118. Развитие предпринимательства в системе местного самоуправления: Учебное пособие / Под общ. ред. Э. Маркварта. М: РИЦ «Муниципальная власть», 2000. — 608 с.
  119. А. Системы проверки нуждаемости в Западной Европе // Муниципальная экономика. 2001. № 4. — С. 78−81.
  120. Реформа социальной сферы: федеральный и региональный аспекты (материалы научно-практической конференции) // Экономист. 1998. № 5. -С. 61−70.
  121. И., Шишкин С. Реформы в социально-культурной сфере: в чьих интересах? // Вопросы экономики. 1996. № 1. — С. 33−46.
  122. Рой О. М. Система государственного и муниципального управления. -СПб.: Питер, 2004. 301 с.
  123. В.Е., Жилкин С. Ф., Знаменская К. Н., Тишин Е. В. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования. М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2000.-487 с.
  124. В.Е., Филиппов А. И. Социально-экономическое развитие муниципальных образований: методология разработки концепции и механизм ее реализации. СПб., 1996. — 117 с.
  125. В.Е., Чекалин B.C. Региональное и муниципальное планирование: Учебное пособие. — СПб: РАН. Ин-т социал.-экон. пробл., 1995.- 175 с.
  126. А. Всегда ли эффективна ликвидация? // Муниципальная власть. 2003. № 3. — С. 40−44.
  127. П., Федорова М. Социальная сфера предприятий // Экономист.- 1996. № 4.-С. 62−70.
  128. А.И. Современные проблемы развития материальной базы отраслей социальной сферы России. М.: Изд-во Академии бюджета и казначейства, 2002. — 209 с.
  129. А. Четыре кита управления // Муниципальная власть. 2003. № 1.-С. 116−121.
  130. Е., Степанова В. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления // Экономист. 1997. № 5. — С. 45−48.
  131. И. Социальная политика как фактор устойчивого развития // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 3. — С. 67−73.
  132. Социальная инфраструктура: вопросы теории и практики / Под ред. А. Н. Алымова, А. И. Кочерги, В. А. Богаенко — Киев: Наукова думка, 1982.- 336 с.
  133. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. H.A. Волгина. М.: Экзамен, 2003. — 736 с.
  134. Социальный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Ильенковой С.Д.- М.: «Компания Спутник +», 2001. 87 с.
  135. Социально ориентированное местное управление: опыт городов Германии для России / Под ред. Б. М. Гринчеля, Н. Е. Костылевой. СПб.: Наука, 1999.-388 с.
  136. Социальная сфера в рыночных условиях / Под общ. ред. E.H. Жильцова, П. Н. Ломанова. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2004.-231 с.
  137. Социальная сфера в условиях перестройки: научно-аналитический обзор
  138. Отв. ред. П. И. Шлемин. М.: ИНИОН, 1991. — 48 с.
  139. Г. Э. Социальная экономика: Учебник. М.: Дело и сервис, 2001.-368 с.
  140. М. Стронгина. Местное самоуправление и развитие территорий // Вопросы экономики. 1994. № 5. — С. 133−140.
  141. Н. Механизмы бюджетного финансирования инвестиций на муниципальном уровне // Экономист. 1998. № 11. — С. 72−76.
  142. Д., Тарасевич М. Долой «прорывы»! Даешь стратегию! // Муниципальная власть. 2003. № 1. — С. 105−106.
  143. Управление развитием социальной сферы муниципальных образований: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Е. В. Тишина. — М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2001. — 295 с.
  144. Э.А., Денисов А. Ф. Государственное и муниципальное управление. М.: Изд-во «ЭКМОС», 2001. — 304 с.
  145. Т.Ю. Социальная инфраструктура города: вопросы системного подхода / Сб. науч. тр. Санкт-Петербург, гос. инж.-экон. акад. — СПб, 1995.-С. 105−115.
  146. Ю.В., Авдеева Т. Т. Основы развития местного хозяйства: Учебное пособие. М.: Дело, 2000. — 264 с.
  147. Э.М. Местные органы власти в Европе. М, 1992. — 207 с.
  148. Дж. Финансы местных органов власти в США // Финансы. 1995. № Ю.-С. 43−47.
  149. Г. Социальное управление на муниципальном уровне // Экономист. 1999. № 7. — С. 49−55 .
  150. Г. Местное самоуправление и производство (в начале и середине 90-х г. г.) // Экономист. 2001. № 10. — С. 51−60.
  151. М., Глазырин М. Вопросы местного самоуправления // Экономист. 2001. № 3. — С. 54−59.
  152. А. Стратегическое планирование ориентир социально-экономического развития города // Проблемы теории и практики управления.-2003. № 2.-С. 57−58.
  153. В.Е. Организационные формы местного самоуправления: Россия и зарубежный опыт // Журнал российского права. 1997. № 8. — С. 96−104.
  154. А.Ю. Социальная сфера в условиях перехода к рынку // Сб. науч. тр. НГАЭ и У. Новосибирск, 1996. — С. 5−13.
  155. А., Ильин И. Формирование системы государственных минимальных социальных стандартов //Муниципальная экономика. 2002. № 1.-С. 61−70.
  156. А.Н. Экономические ресурсы муниципального развития: финансы, имущество, земля. М.: Едиториал УРСС, 2002. — 200 с.
  157. Н.В., Егорова Е. С. Местное самоуправление в России: теория и практика. Ярославль, 1996. — 100 с.
  158. А. «Точечными» поправками не обойтись // Муниципальная власть. 2003. № 1. — С. 38−42.
  159. А., Юркова С. Возможности и условия финансирования муниципальных организаций // Экономист. 1997. № 7. — С. 46−51.
  160. А., Юркова С. Муниципальные организации: проектирование и эффективная деятельность // Муниципальная власть. 2003. № 1. — С. 8790.
  161. С. Социальный заказ благотворителю на конкурсной основе // Экономика и жизнь. 1996. № 46. — С. 39.
  162. С., Якобсон JI. Приватизация в социально-культурной сфере: проблемы и возможные формы // Вопросы экономики. 1996. № 4. — С. 1832.
  163. Н.В. Муниципальное управление: Учебное пособие. М.: Экзамен, 2002. — 640 с.
  164. Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Учебное пособие. — М.: Высшая школа экономики, 2000. -367 с.
  165. О.П., Картаева Е. А., Родина Н. В. Комплексное территориальноеразвитие и постановка стратегического управления в администрации муниципального образования. М.: РНЦГМУ, 2002. 158 с.
  166. В.А. Основы местного самоуправления: Учебное пособие. — М.: Ось-89, 1998.-224 с.
  167. Bockels L. Moglichkeiten einer Reform der Gewerkbesteuer // Wirtschaftsdienst. Hamburg, 1989. — Jg. 69 № 2. — S. 82−86.
  168. Grossekettler H. Die Bestimmung der Schlisselmasse im kommunalen Finanzausgleich // Finanzarchiv. N.F. Tubingen, 1987. — Bd 45, H. 3 — S. 393 440.
  169. Hilfe zur Selbshilfe: Ein Konzept zur Unterstutzung von Selbsthilfegruppen / Asam W.H., Heck M., Knerr I., Krings M.- Munchen, 1989. 246 S.
  170. Rutz S. Alternativen zur etablierfen Wirtschatsforderungen // Marxistische В letter. Frankfurt a. M., 1988. Jg. 26, H. 8/9. — S. 78−81.
  171. Steuerreform und Gemeindefinanzen // Wirtschaftsdienst. — Hamburg, 1987. -Jg. 67, № 11.- S. 543−551.
  172. Centralisation and decentralisation: Changing patterns of intergovernmental relations in advanced Western societies // Europ. j. of polit. research. — Amsterdam, 1988. Vol. 16, № 5. — P. 359−435.
  173. John D. The restructuring of local government in England and Wales // Local government in Europe: Trends a. Developments / Ed. by Batley R., Stoker G. L.: Basingstoke, 1991.-P. 58−72.
  174. Parkinson M. Twenty-Five Years of Urban Policy in Britain Partnership, Entrepreneuralism or Competition? // Public Money and Management, — July-September 1996, № 7.
  175. Wolman Ch. Quality services: Last hope for local democracy // Tribune. L.: 1990. — Feb. 9. — Vol. 54, № 6. — P. 6−7.
Заполнить форму текущей работой