Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование процессов системы менеджмента качества предприятия по производству органической продукции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предложена методика формирования процессов системы менеджмента качества предприятия по производству органической продукции, представляющая собой совокупность последовательных процедур, среди которых: разработка стратегических целей и формирование стратегической карты, включающей в себя новую составляющую «органический баланс», которая предполагает разработку стратегических целей предприятия… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методические подходы к разработке процессов системы менеджмента-качества предприятия по производству органической продукции
    • 1. 1. Эволюция понятия «качество»
    • 1. 2. Особенности производства и обеспечения качества 26 органической продукции
    • 1. 3. Использование процессного подхода в разработке 35 процессов системы менеджмента качества предприятия по производству органической продукции
  • Глава 2. Разработка методики формирования процессов системы менеджмента качества предприятия по производству органической продукции
    • 2. 1. Предварительная работа по формированию 51 процессов системы менеджмента качества предприятия по производству органической продукции
    • 2. 2. Основная работа по формированию процессов 66 системы менеджмента качества 2.3 Технология управления рисками снижения статуса 84 органической продукции: Формирование документации на процессы
  • Глава 3. Практическое применение методики’формирования процессов системы менеджмента качества предприятия по производству органической продукции
    • 3. 1. Формирование межфункциональной команды по 94 разработке и описанию процессов системы менеджмента качества и описание основных производственных процессов
    • 3. 2. Описание вспомогательных процессов и процессов 112 управления
    • 3. 3. Внедрение разработанных процессов и оценка их 123 результативности и эффективности

Формирование процессов системы менеджмента качества предприятия по производству органической продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Главным элементом конкурентного преимущества организаций в настоящее время является качество производимой продукции и предоставляемых услуг. В борьбе за потребителя выигрывают только те предприятия, которые готовы удовлетворять все потребности заказчиков. На современном этапе развития научно-технического прогресса качество продукции выдвигается в число ключевых проблем развития национальных экономик. Для контроля и обеспечения надлежащего качества товаров и услуг, а следовательно, для достижения удовлетворенности потребителей создаются различные методологии и подходы к созданию систем управления качеством. Они направлены на увеличение производительности за счет снижения издержек, связанных с низким качеством. А сочетание более высокого качества с повышенной производительностью обеспечивает рост рыночной доли.

Если говорить о пищевой продукции, то здесь требования к качеству еще более строги, нежели в других отраслях промышленности, поскольку от состава, качества приготовления, соблюдения технологии производства, переработки, хранения, упаковки, транспортировки такой продукции зависит здоровье, физическое благополучие и жизнь каждого человека.

Существует большое количество подходов к разработке эффективной системы управления качеством, среди которых следует выделить процессный подход, позволяющий рассматривать любое предприятие с точки зрения взаимосвязанных видов деятельности, обеспечивающих производство качественной продукции на основе разработки качественных процессов. Его применение имеет следующие преимущества: снижение затрат и, сокращение времени цикла за счет эффективного использования ресурсовулучшенные, согласованные и прогнозируемые результатывозможность сконцентрироваться на выборе объектов улучшения и определении их приоритетности.

Как и любая организация, предприятие по производству органической продукции нуждается в разработке системы управления, позволяющей обеспечивать выпуск конкурентоспособной качественной продукции, оценивать результативность и эффективность своей деятельности по определенным критериям, снижать себестоимость продукции, сокращать затраты и увеличивать прибыль.

Для впервые создаваемых в России предприятий по производству пищевой органической продукции проблема управления качеством заключается в том, что и производство такой продукции, и сам получаемый продукт должны соответствовать определенному статусу, подтверждаемому органом по сертификации. Следовательно, система менеджмента качества такого предприятия должна предусматривать наличие процессов, обеспечивающих соответствие статуса производства и продукции заявленному производителем.

Кроме того, любая деятельность, связанная с органической продукцией, опирается на четыре главных принципа: 1) принцип здоровья, 2) принцип экологии, 3) принцип справедливости и 4) принцип заботы. Эти принципы являются фундаментом для любого предприятия в цепочке создания готовой продукции «от грядки до вилки» и должны ложиться, в основу создания системы управления качеством, базирующейся на процессном подходе.

Отсутствие четко организованных процессов управления качеством производства экологически чистой продукции создает риск возникновения несоответствия конечного продукта предъявляемым к нему требованиям, а следовательно, грозит потерей больших финансовых средств в связи со снижением статуса готовой продукции с «органической» до «традиционной» и потерей ее конкурентоспособности. Эти обстоятельства определили актуальность и выбор темы исследования.

Разработка процессов управления качеством производства органической продукции на сегодняшний день является актуальной проблемой, стоящей, в первую очередь, перед производителями такой продукции, а именно перед сельскохозяйственными предприятиями, специализирующимися на выращивании растениеводческой и животноводческой продукции по органическим стандартам.

Степень разработанности проблемы. Исследования теории, методологии и практики в области управления качеством на основе процессного подхода в организациях, а также в сфере управления предприятием проводятся многими зарубежными и отечественными учеными.

В настоящее время большое количество научных публикаций и исследований посвящено проблемам повышения удовлетворенности потребителя и улучшению условий производства продукции и предоставления услуг, что обеспечивает конкурентоспособность организации на рынке.

Методологические подходы к разработке систем управления, основанных на качестве и процессном подходе, нашли отражение в работах зарубежных авторов Б. Андерсена, Дж. Джурана, У. Дэминга, К. Исикавы, Ф. Кросби, А. Фейгенбаума, У. Шухарта, Дж. Эванса, которые стояли у истоков создания концепции всеобщего управления качеством, стандартов ИСО серии 9000, а также внесли большой вклад в теорию управления процессами.

Среди отечественных ученых в области управления качеством следует выделить: Ю. П. Адлера, В. Я. Белобрагина, В. В. Бойцова, Б. В. Бойцова, В. А. Васильева, Б. И. Герасимова, В. Г. Елиферова, О. В. Голосова, М. Г. Круглова, В. А. Лапидуса, C.B. Мищенко, C.B. Пономарева, В. В. Репина и др. Вопросы управления качеством в области сельского хозяйства изложены в трудах В. Д. Коротнева, A.B. Пошатаева Е. И. Семеновой, A.B. Ходуса.

Анализ существующих исследований, методик разработки систем управления сельскохозяйственными предприятиями позволил проследить развитие подходов к управлению качеством в организациях по производству традиционной и органической (экологической) сельскохозяйственной продукции от командно-административных методов к комплексной системе управления качеством и процессному подходу. Было выявлено, что вопросы управления производством органической продукции мало изучены, а в России эта сфера деятельности практически не исследована. Требуют дополнительных научных изысканий организационные и методические подходы к созданию механизмов управления качеством процессов производства органической продукции. Кроме этого, ощущается потребность в создании основы для формирования систем менеджмента качества на предприятиях по производству такого рода' продукции с учетом специфики органического земледелия и природопользования.

Таким образом, недостаточная изученность задач управления качеством на предприятиях по производству органической (экологической) продукции, необходимость разработки методической базы для формирования процессного управления такими организациями стали основными факторами, определяющими актуальность нашего исследования.

Цель и задачи исследования

Цель состоит в разработке теоретических положений, а также методических и практических рекомендаций по формированию процессов системы менеджмента качества предприятия по производству органической продукции с учетом специфики органического земледелия и природопользования. Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:

— исследовать эволюцию категории «качество» и систематизировать научные взгляды на обеспечение качества органической продукции;

— выявить особенности производства и обеспечения качества органической продукции;

— изучить подходы к формированию процессов системы менеджмента качества предприятия по производству органической продукции;

— разработать методику формирования процессов системы менеджмента качества предприятия по производству органической продукции;

— разработать практические рекомендации по внедрению процессов системы менеджмента качества на предприятии по производству органической продукции.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых, посвященные вопросам: процессного управления, управления качеством, построения систем менеджмента качества на предприятиях, а также проблемам управления органическими сельскохозяйственными предприятиями. Диссертационное исследование базируется на теории всеобщего управления качеством, теории управления? проектами, на идеях процессного и системного подходов. За основу в работе взяты стандарты ISO серии 9000, включающие в себя: ISO 9000:2005, ISO 9001:2008, ISO 9004:2000, СтО «Агрософия» «Об экологическом хозяйстве, экологическом природопользовании и соответствующей маркировке экологической продукции». Кроме того, в исследовании использован стандарт ISO 22 000, применены" элементы методологии, аналогичной методологии ХАССП — анализ рисков и критические контрольные точки по ГОСТ Р 51 705.12001, в английском варианте — НАССР — Hazard Analysis and Critical Control Points.

При решении конкретных задач использовались методы экспертных оценок, индукции, дедукции, анализа, синтеза, выявления причинно-следственных связей, а также экономико-статистический инструментарий

Объект исследования — предприятие, нацеленное на формирование и развитие системы менеджмента качества.

Предмет исследования — организационно-экономические отношения, возникающие при формировании и внедрении процессов системы менеджмента качества на предприятиях по производству органической продукции.

Информационную базу исследования составили публикации в экономических, технических, специализированных сельскохозяйственных изданиях, материалы Интернет, а также данные, полученные при посещении выставок, конференций и семинаров по проблемам органического земледелия и природопользования (ПРОДЭКСП0−2ОО9- «Золотая:осень-2ОО9»).

Содержание, работы соответствует п. 13.4 «Организационно-экономические проблемы формирования и мониторинга систем менеджмента, качества предприятий (организаций)» Паспорта специальности 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством: стандартизация иуправление качеством продукции;

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования? заключается в разработке теоретических положений, а также методических и практических рекомендаций по формированию процессов системы, — менеджмента качества предприятия по производству органическойпродукции> с, учетом специфики органического, земледелияи природопользования. Элементами научнойновизны являютсяследующиеполученные автором-, результаты:

1. Введено в научный оборот понятие «обеспечение качества органической продукции» в связи с повышенной заинтересованностью общества в продукции с улучшенными характеристиками, полезными для здоровья, влияющими: на повышение качества жизни, общества: Понятие определено как: совокупность процессов, операций, мероприятий и методов производства продукциинеобходимых для обеспечения5 соответствия продукции^ определенным требованиям.' к качеству, и направленных на' установление сбалансированных взаимоотношений между почвойрастениями, животными и человеком, для улучшения качества среды=обитания т сохранения окружающей среды для будущих поколений.

2. Выявлены особенности производства органическойпродукции, влияющие на формирование процессов системы менеджмента качества пред приятия, среди которых: необходимость в соблюдении принципов органического земледелия и природопользования и потребность отслеживания статуса «органическая», «конверсия» или «традиционная» готовой продукции, напрямую влияющего на качество продукции.

3. Предложена методика формирования процессов системы менеджмента качества предприятия по производству органической продукции, представляющая собой совокупность последовательных процедур, среди которых: разработка стратегических целей и формирование стратегической карты, включающей в себя новую составляющую «органический баланс», которая предполагает разработку стратегических целей предприятия, характеризующих нефинансовые достижения предприятия, в области соблюдения принципов органического земледелия и природопользованияформирование команды, соответствующей предложеннымтребованиямклассификация процессов системы менеджмента качества. на основные процессы, вспомогательные процессы и процессы управления, соответствующие^ определенным принципам органического земледелия и природопользования, с последующей разработкой карты и регламента на каждый выявленный" процессразработка процессов. «Измерение результативности и эффективности соблюдения принципов органического земледелия и природопользования» и «Предотвращение рисков снижения органического статуса производства и продукции», отвечающих за отслеживание статуса органической продукции и контролирующих соблюдение принципов органического земледелия и природопользования.

4. Разработана техно л огия* управления рисками в системе менеджмента качества предприятия по* снижению статуса органической продукции, основанная на методологии ХАССП и предусматривающая: а) выявление опасных факторов, определенных автором как нарушение требований стандарта СтО «Агрософия» «Об экологическом хозяйстве, экологическом природопользовании и соответствующей маркировке экологической продукции" — б) оценку вероятности реализации опасного фактора и тяжести последствий от егореализациив) сравнение с критерием допустимости рискаг) внесение в регламенты на процессы системы менеджмента качества действий, направленных на предотвращение потери статуса «органическая» или «конверсия». Технология позволяет уже на этапе проектирования и разработки процессов управлять рисками снижения статуса органической продукции путем предотвращения реализации опасных факторов, что сохраняет качество готового продукта.

5. Разработаны рекомендации по оцениванию результативности выполнения процессов системы менеджмента качества, основанные на определении результативности выполнения показателей каждого подпроцесса с учетом коэффициентов весомости этих подпроцессов. Применение рекомендаций позволяет определить, насколько предприятие результативно в достижении целей процессов и (при необходимости) своевременно вносить в них изменения.

Практическая значимость исследования. Рекомендации и выводы диссертационного исследования имеют прикладной характер и предназначены для широкого круга специалистов, занимающихся вопросами формирования и развития процессов СМК на предприятиях по производству органической продукции. Самостоятельное практическое значение имеют следующие результаты:

— разработанные формы регламентов и карт процессов применяются на ряде предприятий, упорядочивая их деятельность, устанавливают требования к осуществлению всех процессов, позволяют контролировать отклонения от нормального выполнения процессов и вовремя воздействовать с целью* предотвращения выпуска несоответствующей продукции;

— предложенные требования к составу межфункциональной, команды по разработке и описанию процессов позволяют формировать эффективную группу по созданию процессов управления качеством органической продукции;

— разработанная анкета и данные анкетных опросов, проведенных с целью выявления-уровня удовлетворенности сотрудников, могут быть использованы для болееглубокого исследования потребностей работников с целью обеспечения их удовлетворенности работой.

Апробация и внедрение результатов исследования. Предложенная методика формирования процессов системы менеджмента качества использована при разработке и описании процессов СМК предприятия по производству органической продукции ООО" «Экологическое хозяйство «Спартак». Отдельные положения приняты к использованию в ЗАО «ФМ Ложистик Восток» и на кафедре «УКС» Тамбовского государственного технического университета, что подтверждено актами внедрения.

Основные положения диссертационной работы докладывались на следующих конференциях: Международнаянаучная конференция «Международное образование, ноосферология и устойчивое развитие» (ТГТУ, г. Тамбов, июнь 2008 г.) — 4-я Международная заочная научно-практическая конференция «Составляющие научно-технического прогресса» (ТГТУ, г. Тамбов, апрель 2008 г.), 5-я международная научно-практическая конференция* «Прогрессивные технологии развития» (ТГТУ, г. Тамбов, 23−24 ноября 2008 г.) — IX Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы экономических наук» (Центр развития научного сотрудничества, г. Новосибирск, ноябрь 2009).

Публикации. Основные положения диссертационной работы представлены в 10 научных работах, две из которых опубликованы в журналах, входящих в перечень ВАК, и в монографии.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, содержащего 159 источников, включает 27 рисунков, 12 таблиц и 3 приложения.

Основные выводы и предложения.

1. Выявлены особенности и закономерности развития органического сельского хозяйства (подробно рассмотренные в первой главе), из которых можно сделать вывод, что производство, переработка, реализация экологической продукции могут завоевать в ближайшем будущем большую долю рынка в нашей стране.

2. Введено в научный оборот понятие «обеспечение качества органической продукции», которое определено как совокупность процессов, операций, мероприятий и методов производства продукции, необходимых для обеспечения соответствия продукции определенным требованиям к качеству, и направленных на установление сбалансированных взаимоотношений между почвой, растениями, животными и человеком, для улучшения качества среды обитания и сохранения окружающей среды для будущих поколений.

3. Сформулировано новое стратегическое направление «органический баланс» для постановки целей предприятия, производящего органическую продукцию, лежащих в области соблюдения принципов органического земледелия и природопользования. Для достижения этих целей предприятию, занимающемуся органическим производством, необходимо:

— улучшать показатели здоровья почвы, растений, животных, человека;

— повышать уровень «экологичности» предприятия и окружающей его среды;

— добиваться удовлетворенности «потребностей» почвы, растений, животных, человека, отношений между людьми в процессе ведения бизнеса;

— поддерживать и постоянно совершенствовать достигнутые показатели по основным четырем принципам ведения органического сельского хозяйства;

— способствовать развитию новой культуры и привнесению лучших-мировых практик органического земледелия в российские крестьянские хозяйства, поднимая престиж работы на земле и создавая новые рабочие-места;

— восстанавливать и поддерживать социальный и экологический баланс на осваиваемой территории;

— восстанавливать естественным путем плодородие земель.

4. Разработана методика формирования процессов системы менеджмента качества предприятия попроизводству органической продукции, представляющая собойсовокупность последовательных процедур

5. На процессы предложено разрабатывать две формы документов — регламент и карта процесса. При помощи этих документов осуществляется обучение сотрудников порядку выполнения этапов каждого процесса, контролируется отчетность по процессу, осуществляется. постоянное улучшение.

6. Разработана технология управления рисками снижения статуса готовой продукции, позволяющая предотвращать реализацию опасных факторов путем внесения соответствующих действий в регламенты и карты процесса при его планировании.

7. Предложены рекомендации по оценке результативности выполнения процессов на предприятии, которые позволяют, помимо определения степени выполнения показателей результативности, заложенных в каждый процесс, оценивать выполнение принципов органического земледелия и природопользования. Оценка результативности помогает предприятию корректировать (при необходимости) стратегические

135 цели в области достижения органического баланса и выполнения принципов органического производства.

8. Проведенное исследование формирует основные принципы и может являться основой для разработки систем менеджмента качества на предприятиях по производству органической продукции. В работе приведены методические рекомендации, позволяющие организовать выпуск качественной продукции, отслеживать несоответствия, связанные с возможной потерей статуса «органическая» готовой продукции.

9. На практике предложенные процедуры можно реализовать на любых предприятиях по производству органической продукции и на их основе сформировать систему менеджмента качества. Это позволит значительно повысить конкурентоспособность продукции на предприятиях данной сферы и выходить на мировой рынок с качественной органической продукцией, соответствующей запросам потребителей, заинтересованных в сохранении своего здоровья и здоровья окружающей среды.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.Н. Управление качеством на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности Текст.: учебник / А. Н. Австриевских, В. М. Кантере, И. В. Сурков, Е. О. Ермолаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007. 268 с.
  2. , Ю.П. Процессное описание бизнеса — основа основ и для системы экономики качества / Адлер, Ю.П., Щепетова С. Е. // «Стандарты и качество», 2002, № 2, с. 66 69.
  3. , Н. Чем измерить эффективность? / Н. Алпатова // Управление компанией. 2006. — № 3. — С.34 — 36.
  4. Андерсен, Бьёрн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования/ Пер. с англ. C.B. Ариничева / Науч. ред. Ю. П. Адлер. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. — 272 е., илл.
  5. Г. А. Основы стандартизации и управления качеством. М.: Изд-во ИНФРА-М, 1995.
  6. Аржаных, Алексей Построение СМК на сельскохозяйственных предприятиях // Стандарты и качество. — 2009. № 7.
  7. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Российское библейское общество Москва, 1994. — 292 с.
  8. Бритиш Амеркан Тобакко Россия. Центр оценки менеджерского потенциала. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.batrussia.ru/0neWeb/sites/BAT5G2MJE.nsf/vwPagesWebLive/D05 RNB9J? opendocument&SID=&DTC=&TMP=l
  9. Верзух, Эрик Управление проектами: ускоренный курс по программе МВА. Диалектика, 2009 — 480 стр.
  10. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: Гардарика, 2-е изд. — 1996. — 416 с.
  11. Внедрение сбалансированной системы показателей/ Horvath & Partners- Пер. с нем. — 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 478 с.
  12. , В.Т. Экономика сельского хозяйства /В.Т. Водянников, Е. Г. Лысенко, А. И. Лысюк и др.- Под ред. В. Т. Водянникова. -М.: КолосС, 2007. 390 с.
  13. Все, что вы хотели знать про органические продукты Электронный ресурс. Режим доступа: http://organicproducts-.narod.ru/history.html
  14. Выступление президента Российской Федерации на заседании коллегии ФСБ 28.01.2010 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=3nPmSKiJxig
  15. , В.И. Управление качеством продукции. / Уч.пособие. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2000
  16. , A.B. Основы управления качеством. Изд.2-е перер. и доп. — М.: РИА Стандарты и качество, 2000.
  17. , Е.А. Управление качеством услуг: уч.пос. / Е. А. Горбашко, С. К. Розанова, Т. Г. Стефанова, А. Ю. Курочкина, С. Ю. Минаков, В.Г. Куганов- под ред. Е. А. Горбашко. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
  18. ГОСТ Р 40.003 2005. Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001−2001 (ИСО 9001: 2000). ГОСТ Р 40.003−2005 / Нац. стандарт РФ — введ. впервые- введ. 2006−0301. — изд. офиц. — М.: Стандартинформ, 2006. — 53 с.
  19. ГОСТ Р 51 705.1−2001. Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования.
  20. ГОСТ Р 52 614.2 2006. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001 — 2001 в сфере образования. — М.: Стандартинформ, 2007. — 70 с.
  21. ГОСТ Р ИСО 13 485 2004. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Системные требования для целей регулирования. М.: ИПК Издательство стандартов, 2004. — 50 с.
  22. ГОСТ Р ИСО 14 001−2007 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению.
  23. ГОСТ Р ИСО 22 000 2007 Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции. — М.: Стандартинформ, 2007. — 30 с.
  24. ГОСТ Р ИСО 22 000 — 2007. Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования к любым организациям в продуктовой цепи.
  25. ГОСТ Р ИСО 9000 2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. — М.: ИПК Издательство стандартов, 2009. — 30 с.
  26. ГОСТ Р ИСО 9001 2008. Системы менеджмента качества.
  27. Требования. М.: Стандартинформ, 2009. — 31 с.
  28. , A.M. Ассессмент: принципы подготовки и проведения. СПб.: Речь, 2005. — 235 с.
  29. , В. Толковый словарь живого великорусского языка. В четырех томах. Изд-во: «Русский язык», 1980.
  30. Деминг, Уильям Эдварде // Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B3, %D0%A3%D0%B8%D0%BB%D 1%8C%D 1%8F%D0%BC %DO%AD
  31. D0%B4%DQ%B2%D0%B0%D 1%80%D0%B4%D 1%81.
  32. , С. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях. (TQM) / С. Джордж, А. Ваймерскирх. — СПб., «Виктория плюс», 2002. 256 с.'
  33. , В.А. Комплексная система управления качеством труда и продукции в сельском хозяйстве / В. А. Дорохов, Н'.Г. Рак — М.: Типография московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева, 1982. —47 с.
  34. , E.JI. Менеджмент. — E. J1. Драчева, Л. И. Юликов М.: Издательство «Мастерство», 2002.
  35. Друкер, Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке / Питер Ф. Друкер. М. Издательский дом «Вильяме», 2002. — 272 с.
  36. , А.Б. Реинжиниринг: практические подходы к реорганизации / А. Б. Забулонов // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 1.
  37. Иванова- C.B. Мотивация на 100%: А где же у него кнопка? / C.B. Иванова. М: Альпина Бизнес Букс, 2005 — 288 с. — (Серия «Бизнес на 100%»).
  38. ИСО 14 946:2000 «Механическая вибрация и удар. Вибрация устойчивых сооружений. Особые требования к менеджменту качества при применении и оценке вибраций
  39. ИСО 22 000:2005 Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования к любым организациям в продуктовой цепи. Русский Регистр: перевод. 2005.
  40. ИСО 9001:2008 Международный стандарт. Системы менеджмента качества. Требования.
  41. ИСО 9004:2009 Управление с целью устойчивого успеха организации — Подход на основе менеджмента качества. Пер. ассоциации по сертификации «Русский Регистр», 2009. — 80 с.
  42. ИСО/ТУ 29 001:2003 «Нефтяная, нефтехимическая и нефтегазовая промышленность. Отраслевые системы менеджмента качества. Требования к организациям-поставщикам продукции и услуг
  43. , В.Г. Сбалансированная система показателей: путь к операционному совершенству / В. Г. Кандалинцев // Методы менеджмента качества. 2006. — № 11.-С. 37−41.
  44. Каплан, Роберт С. Сбалансированная система показателей. Отстратегии к действию. 2-е изд., испр. и доп. / Роберт С. Каплан, Дейвид П. j
  45. Нортон Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. 320 с.
  46. , В.А. Энциклопедия ошибок в менеджменте качества / В. А. Качалов // Стандарты и качество. 2003. № 1.
  47. Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития /под ред. Т. Конти, Е. Кондо, Г. Ватсона — пер. с англ. А. Раскина. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. -280 с.
  48. Качество в истории цивилизации. Эволюция, тенденции и перспективы управления качеством / Под ред. Дж. Джурана/Пер. с англ. О. В. Замятиной и Я. А. Лева. В трех томах. — Том I. — М.: РИА «Стандарты и качество». 2004. — 208 е., илл.
  49. Классификация процессов согласно бенчмаркинговой палате. http://www.apqc.org/portal/apqc/ksn7paf gear id-contentgearhome&paf dm=full &pageselect=detail&docid=l 52 203
  50. Козина, И. И Case study: некоторые методические проблемы // Рубеж (альманах социальных исследований). 1997. — № 10−11. — с. 177−189.
  51. , A.A., Всеобщий менеджмент качества. Учебное пособие/ Козин И. Ф., Кожевников С. А., Соболев B.C., Степанов С. А., Щербаков А. Ю. Под общей ред. С. А. Степанова. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2001.-200 с.
  52. Комиссия Codex Alimentarius. Руководство по процедуре. М.: Весь мир, 2007.-184 с.
  53. , Т. Самооценка в организации. Пер. с англ. М.: РИА «Стандарты и качество», 2000 — 308 с.
  54. , А. Разработка сбалансированной системы показателей: шаг за шагом. / А. Кочнев, И. Фастов // «Стратегический менеджмент», № 1, № 2. 2009 г.
  55. , X. Статистические методы повышения качества. / X. Куме М.: Финансы и статистика, 2004. — 304 с.
  56. , В. Барометр мотивации персонала компании / В. Куприн, О. Асташова // Персонал. 2002. — № 11. — С. 38 — 43.
  57. Кэмпбелл, Кларк Управление проектом на одной странице. -Диалектика, 2008. 160 с. 149
  58. , В. А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. — М.: ОАО «Типография «Новости», 2002. — 432 с.
  59. Лучший овощ — страшненький и скоропортящийся Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.utro.ru/articles/2006/03/09/528 369.shtml
  60. , С. Оценка удовлетворенности персонала. Парадоксы и открытия / С. Львов, А. Шабанова //Психологическая диагностика и тестирование персонала: II науч.-практ. конф. (http://axesmg.ru).
  61. , И.И. Управление качеством: учебное пособие. / И. И Мазур, В. Д. Шапиро М.: Высшая школа, 2003. — С. 75−77.
  62. , К. Анри Файоль: 14 правил успешного менеджмента / К. Манасенко // Электронный ресурс. Режим доступа: http://old.k2kapital.com/training/management/detail.php?ID=454 571 50
  63. , Д. Всеобщее управление качеством в России — труден путь к совершенству / П. Ватсон, Э. Белокоровшг // Качество, инновации, образование. № 4. 2004.
  64. , М.Х. Основы менеджмента / М. Альберт, Ф. Хедоури Пер. с англ. -М.: «Дело», 1992 702 с.
  65. C.B. Законодательное регулирование безопасности пищевой продукции. Ориентация на зарубежный опыт //Справочник специалиста по охране труда. 2006 г. № 5.
  66. , В.М. Управление качеством. / В. М. Мишин М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2000.
  67. Натуральное земледелие Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rodpom.ru/naturalnoe-zemledelie.html
  68. Национальная сельскохозяйственная библиотека США Электронный ресурс. Режим доступа: http://afsic.nal.usda.gov/nal display/index.php?info center=2&tax level-l&tax s иЫес£=296
  69. Нив, Генри Р. Пространство доктора Демингаг Принципы построения устойчивого бизнеса / Генри Р. Нив- Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 370 с.. .
  70. , Р. Управление проектами от, А до Я / Ричард Ньютон- Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 180 с.
  71. , В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики. (Уч.пособие) / В. Ю. Огвоздин 1999. — 160 с.
  72. , JI.H. Реинжиниринг производства: учебное пособие / Л. Н. Оголева, Е. В. Чернецова, В.М. Радиковский- под ред. д-ра экон. наук, проф. Л. Н. Оголевой. М. КНОРУС, 2005. — 304 с.
  73. , С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов (под. Ред. Н.Ю. Шведовой) 22-е издание, стер. М.: Рус.яз., 1990. — 921 с.
  74. , В.В. Управление качеством. М.: Экономика, 1998.
  75. Определение понятия «органическое сельское хозяйство» http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%Dl%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D 0%B8%D1%87%D0%B5%D 1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%D 1%81%D0
  76. B5%D0%BB%D1%8C%D 1%81%DO%BA%D0%BE%D0%B5%D 1%85%D0
  77. BE%D0%B7%D 1%8F%D0%B9%D1%81%D 1%82%D0%B2%D0%BE
  78. Определение понятия «органическое сельское хозяйство» http.7/www.eda-life.ru/reviews/41
  79. Определение понятия «Пищевая безопасность» http://dic.academic.ru/dic.nsf/medic2/35 308
  80. Определение понятия «сельское хозяйство». http://ru.wikipedia.org/wiki/%DO%A 1%D0%B5%D0%BB%D 1%8C%D 1%81%D 0%BA%D0%BE%D0%B5%D 1%85%D0%BE%D0%B7%D 1%8F%D0%B9%D 1%81%D 1%82%D0%B2%D0%BE
  81. Определение стандартов GMP. http://ru.wikipedia.org/wiki/GMP
  82. Органическая альтернатива Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.apk-inform.com/showart.php?id=76 378
  83. Органическая продукция: есть ли от нее реальная польза человеку и человечеству? Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.lol.org.ua/rus/showart.php?id=63 347
  84. , Т. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). / Уотермен Р. М.: Прогресс, 2000. — 288 с.
  85. , C.B. История стандартизации и сертификации: учебное пособие / C.B. Пономарев, Е. С. Мищенко. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. — 92 с.
  86. , C.B. Управление качеством продукции. Введение в системы менеджмента качества / C.B. Пономарев, C.B. Мищенко, В. Я. Белобрагин: Учебное пособие. М.: РИА «Стандарты и качество». — 2004. -248 с. j ил.
  87. , C.B. Формирование и оценка показателей результативности и эффективности процессов СМК / C.B. Пономарев, C.B. Миронов // Стандарты и качество. 2007. — № 8. — с. 70 — 72.
  88. , М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / пер. с англ. Е. Калининой. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005 (2-е изд. — 2008). — 715 с.
  89. , М.Э. Конкуренция / М.Э. Портер- пер. с англ. O.JI. Пелявского, А. П. Уриханяна, E.JI. Усенко и др.- под ред. Я. В. Заблоцкого, М. С. Иванова, К. П. Казаряна и др. СПб.: ИД’Вильямс, 2000. — 496 с.
  90. Постановление ЕС № 834/2007. http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2007:189:0001:0023:EN:PDF
  91. Принципы органического сельского хозяйства. http://www.ifoam.org/aboutifoam/pdfs/POAfolderrussian.pdf
  92. Принципы ХАССП. Безопасность продуктов питания и медицинского оборудования- пер с анг. О. В. Замятиной. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2006. 232с.
  93. Путеводитель по MB, А в России и (за рубежом, / Под редакцией Гозман О., Жаворонковой А., Рубальской А., М., «Begin Group», 2004 г., с. 47.
  94. Пэнди, Питер С Курс на Шесть Сигм / Питер Пэнди, Роберт П. Ньюмен и др. Издательство «ЛОРИ», 2002. 400 с.
  95. Разработка сбалансированной системы показателей. Практическое руководство с примерами. Под ред. А. М- Гершуна и Ю. С. Нефедьевой. -М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. — 123 с.
  96. , В.В. Два понимания процессного подхода к управлению предприятием / В. В. Репин // Методы менеджмента качества. 2003. № 3.
  97. , В.В., Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов /В.В. Репин, В. Г. Елиферов М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. — 408 е., илл.
  98. Рудольф Штайнер // Электронный ресурс. Режим доступа: http://lib.ru/URIKOVA/STEINER
  99. Рудольф Штайнер. Духовнонаучные основы успешного развития сельского хозяйства. Сельскохозяйственный курс. Кобервитц, Бреслау, 1924.
  100. Сайт департамента США по органическому сельскому хозяйству Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.usda.goV/wps/portal/lut/p/ s.7 О А/7 0 1 OB? navid=ORGANIC СЕ RTIFICATIO&navtype=RT&parentnav=AGRICULTURE
  101. Сайт департамента США по органическому сельскому хозяйству. Органическая продукция Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ers.usda.gov/Data/Organic/
  102. Сайт журнала «Ведомости» Электронный ресурс. Режим доступа: http://kp.vedomosti.ru/article.shtml?2008/l0/28/318
  103. Сайт международной организации движения за органическое сельское хозяйство, http://www.ifoam.org/
  104. Сайт органической торговой ассоциации Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ota.com/AmericanOrganicStandardsforFiber.html
  105. Стандарт кодекса Алиментариус http://www.codexalimentarius.net/web/index en. jsp
  106. СтО «АГРОСОФИЯ «Об экологическом сельском хозяйстве, экологическом природопользовании и соответствующей маркировке экологической продукции». Солнечногорск, 2004.
  107. , Р.В. Формирование системы менеджмента качества образовательной организации/ Р. В. Сюров, C.B. Мищенко, Н. Г. Багаутдинова и др. — Тамбов: Першина, 2005. — 94 с.
  108. Управление качеством / Е. И. Семенова, В. Д. Коротнев, A.B. Пошатаев и др.- Под ред. Е. И. Семеновой. М.: КолосС, 2005. — 184 с. ил.
  109. Федеральный Закон «О техническом регулировании». М.: Омега-Л, 2008 г.-64 с.
  110. , A.C. Удовлетворенность сотрудников: способы измерения / A.C. Федоров // Справочник по управлению персоналом. 2003. — № 9. — С. 28−34.
  111. , Г. Четыре метода оценки удовлетворенности потребителя / Г. Фонтено, Л. Хенке, К. Карсон // Деловое совершенство. -2006. № 4. — С. 6 — 12
  112. Форма для заполнения при прохождении органической сертификации по животноводству. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.agri.idaho.gov/Categories/PlantsInsects/Documents/Forms/LivestockQ 1204. pdf
  113. Форма для заполнения при прохождении органической сертификации по растениеводству. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.mdac.state.ms.us/n library/pub form/forms/pdf/regfruitvegorganic. pdf
  114. Хаммер, М. Ренжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе / М. Хаммер, Д. Чампи Издательство «Манн, Иванов и Фербер» Москва, 2006.-287 с.
  115. , Д. Оптимизация бизнес-процессов, документирование, анализ, управление, оптимизация. / Д. Харрингтон, К. Эсселинг, X. Ван Нимвеген // СПб.: Азбука, 2002.
  116. , Д.Х. Управление качеством в американских корпорациях / Под ред. Л. А. Конарева. М.: Экономика, 2001. — 272 с.
  117. , A.B. Экологическое сельское хозяйство, экологическое природопользование, экологическая маркировка. Сборник докладов научнопроизводственного экологического семинара. Под редакцией В. Н. Афанасьева. СПб.: СЗНИИМЭСХ. 2005. — 68 е.- илл.
  118. , П. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием / П. Хорват // Управление предприятием. — 2000. — № 4. С. 22 — 25.
  119. Хромов-Борисов, С.Н. / Инструменты стратегического менеджмента Часть III. // «Top-Manager» № 82 (март 2008).
  120. , Е.Е. Органическая сертификация и система менеджмента качества / Е. Е. Чепурнова, C.B. Пономарев // Прогрессивные технологии развития: Сборник материалов 5-й международ, науч.-практ. конф. Тамбов: Издательство Першина-Р.В., 2009. С.112 113.
  121. , Е.Е. Применение идентификации бизнес-процессов при построении модели предприятия. / Е. Е. Чепурнова // Сборник статей магистрантов. Выпуск № 2 / Тамбов. Издательство ТГТУ / 2005.
  122. , Е.Е. Применение технологии «CASE-STUDY» при подготовке магистров. / Е. Е. Чепурнова // Сборник статей магистрантов. Выпуск № 5 / Тамбов. Издательство ТГТУ / 2006.
  123. , Е.Е. Разработка процедуры управления рисками, снижения статуса органической продукции / Е. Е. Чепурнова, С. В. Пономарев // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. № 1 — 3 (28) /2010. с. 202 — 208.
  124. , Е.Е. Формирование понятия «качество органической продукции» / Е. Е. Чепурнова // Наука и бизнес: пути развития: Сборник материалов 2-ой международ, науч.-практ. конф. Тамбов: издательство ТАМБОВПРИНТ, 2010 С. 14 16.
  125. , Е.Е. Формирование, внедрение и применение процессов системы менеджмента качества предприятия по производствуорганической продукции: монография / Е. Е. Чепурнова Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010 — 84 с.
  126. Что такое «шесть сигм»? Революционный метод управления качеством / Пит Панде, Ларри Холп, — Пер. с англ. — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2005. 160 с.
  127. Что такое сбалансированная система показателей? Электронный ресурс., Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/controlling/bsc short.shtml.
  128. , Ф.К. Организация производства на предприятиях АПК / Ф. К. Шакиров, С. И. Грядов, А. К. Пастухов и др.- под ред. Ф. К. Шакирова. -М.: КолосС, 2004.-224 с.
  129. Шесть сигм для менеджеров / Грег Брю. Пер. с англ. В. Н. Егорова. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 272 с. — (Начальная школа бизнеса)
  130. , Ш. Новое американское всеобщее управление качеством / Ш. Шиба, А. Грэхэм, Д. Вальден //Management.com.ua
  131. , Р. Японские методы управления производством. Девять простых уроков / Под ред. Л. А. Конорева. М.: Экономика, 2002. -251 с.
  132. , В.Л. Вести из Интернет: Надежность и контроль качества (Методы менеджмента качества) / В. Л. Шпер. 1999. — № 3. — С. 35−40.
  133. Эванс, Джемс Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджменторганизации"/Джеймс Эванс- пер. с англ. под ред. ЭМ, Короткова- предисловие Э. М. Короткова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 671 с.
  134. Эдварде Деминг: обыкновенное чудо // Электронный ресурс. Режим доступа: http://quality.eup.ru/MATERIALY8/demingl.htm.
  135. Экономика, организация АПК в современных условиях. М.: Моск. гос. агроинженерный университет, 1996.
  136. Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, JI.C. Тарасевича, 3-е изд. СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2002. — 544 с.
  137. Экспорт продукции органического сельского хозяйства на рынок ЕС Электронный ресурс. Режим доступа: http://vneshmarket.ru/content/document г ВВА50С93−0162−4800−9080-B17658002F43.html 72
  138. COUNCIL REGULATION (EEC) No 2092/91 on organic production of agricultural products and indications referring thereto on agricultural products and foodstuffs.
  139. ISO 22 000:2005 «Food safety management systems — requirement for any organization in the food chain».
  140. Juran J. M. Juran on leadership for quality. An executive handbook. -New York, N.Y.: Free Press. 1989. — 376 pp.
  141. Kaplan, R.S. Harvard Bussiness Review / R.S. Kaplan, D.P. Norton. -Boston, 1992.-P. 71−79.
  142. Kaplan, R.S. Harvard Bussiness Review / R.S. Kaplan, D.P. Norton. -Boston, 1996.
  143. Kaplan, R.S. Harvard Bussiness Review / R.S. Kaplan, D.P. Norton. -Boston, 2001.
  144. Kaplan, R.S. Linking the balanced scorecard to strategy /R.S. Kaplan, D.P. Norton // California Management Review. 1996. — Vol. 4. — P. 53 — 79.
  145. Kaplan, R.S. Using the Balanced Scorecard as a Strategic Management System /R.S. Kaplan, D.P. Norton // Harvard Business Review. -1996. January / February. P. 82.
  146. OHSAS 18 001:1999 Occupation health and safety management systems. Specification (Системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности. Требования).
  147. SA 8000: 2001. Система социального и этического менеджмента.
  148. Tuffrey, M. Employees and the community: how successful companies meet human resources needs through community involvement / M. Tuffrey // Career Development International. 1997. — No. 1. — P. 33 — 35.
  149. Wilier, H. IFOAM: Basic Definitions // World Organic News. 2002. — October. — P.24−26.рч
Заполнить форму текущей работой