Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государство и общественные организации в регулировании развития экономики регионов в условиях рыночных отношений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Передача государством ряда своих функций корпоративным объединениям — важное направление усиления роли последних в регулировании экономики. В целом предпринимательское сообщество России готово, по нашему мнению, к принятию новых обязанностей, дополнительной ответственности. С учетом недостаточной степени развития инфраструктуры предпринимательских организаций в РФ, в настоящее время возможна… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические проблемы регулирования региональной экономики в условиях рыночных отношений и место общественных организаций в этом процессе
    • 1. 1. Экономика региона как объект регулирования
    • 1. 2. Методы, цели, задачи, субъекты регулирования экономики регионов
    • 1. 3. Организации предпринимателей как самостоятельный субъект регулирования экономических процессов в регионе
  • Глава 2. Проблемы генезиса российского предпринимательства, его самоорганизации и превращения в самостоятельный субъект экономической жизни
    • 2. 1. Краткий анализ формирования нового российского предпринимательства
    • 2. 2. Социальная роль и функции предпринимательства в переходном обществе

    Глава 3. Анализ современной практики участия предпринимательских организаций России в регулировании экономического развития регионов и практического опыта работы московских объединений предпринимателей

    3.1. Типология и состав предпринимательских организаций в России.

    3.2. Опыт работы Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей).

    3.3. Практическая деятельность Московской торгово-промышленной палаты и других предпринимательских организаций.

    3.4. Законодательная и нормативно-правовая база деятельности предпринимателей, проблемы ее совершенствования.

    Глава 4. Зарубежная практика участия организаций и союзов предпринимателей в регулировании региональной экономики и возможность применения зарубежного опыта в условиях РФ.

    4.1. Предпринимательские организации в странах развитой рыночной экономики: структура, опыт работы и функции в регулировании рыночного хозяйства.

    4.2. Особенности деятельности союзов предпринимателей в странах с переходной экономикой.

    Глава 5. Основные направления усиления роли организаций предпринимателей в регулировании экономики регионов.

    5.1. Социальное партнерство как форма регулирования социально-экономических отношений в регионе.

    5.2. Расширение участия союзов предпринимателей в формировании и реализации экономической политики в регионах.

    5.3. Передача государством ряда функций по регулированию экономического развития объединениям предпринимателей.

    5.4. Развитие сети предпринимательских объединений на межрегиональном и муниципальном уровнях.

    5.5. Усиление взаимодействия предпринимательских объединений с организованными сообществами потребителей.

    Глава 6. Предложения по развитию форм и методов практического участия организаций предпринимателей в регулировании экономического развития регионов, на основе опыта Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей.

    6.1. Участие предпринимательских объединений в развитии инфраструктуры регионального рынка, межрегионального товарообмена.

    6.2. Организации предпринимателей в процессе развития территориального самоуправления.

    6.3. Союзы предпринимателей как инструмент ускорения развития и поддержки малого бизнеса.

Государство и общественные организации в регулировании развития экономики регионов в условиях рыночных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Происходящие в России коренные социально-экономические преобразования и развитие рыночных отношений придали во многом новый акцент проблеме места и роли государства и общественных организаций, их взаимодействия в регулировании рыночной экономики, особенно в территориальных образованиях различного уровня.

Регулирование процессов производства и обмена товаров и услуг, как свидетельствует опыт мирохозяйственного развития, — один из основных элементов управления экономикой, функционирующей по законам рынка. Свободные, ничем не ограниченные рыночные отношения — иллюзия, не имеющая ничего общего с практикой современной хозяйственной жизни. Экономики развитых стран функционируют в жестких рамках законодательно-нормативных ограничений, экономических регуляторов и общественного контроля.

Как показывает тот же мировой опыт, такая система обеспечивает быстрое техническое развитие производства на основе добросовестной конкуренции, рост благосостояния широких масс населения, контроль за качеством и экологической безопасностью товаров и услуг, социальную защиту нуждающихся групп населения.

Особенно актуален вопрос об эффективном регулировании для стран с переходной экономикой. Это объясняется непрочностью новых хозяйственных механизмов, экономическими и организационными трудностями переходного периода, традициями и привычками населения, многогранностью реформационных изменений, их динамичностью и неравномерностью, в том числе в территориальном аспекте.

В России преобразовательные экономические процессы проходят в условиях еще сохранившихся негативных последствий как собственно реформационных изменений, так и кризисных явлений, вызванных этими реформами. Государство, используя свои прерогативы, по-прежнему выступает (и в обозримом будущем останется) основным субъектом регулирования всех сфер жизнедеятельности — экономической, социальной, правовой, административной, политической и др. Вместе с тем, все более четко проявляется объективная необходимость активного и действенного участия в регулировании процессов экономического развития общественных организаций предпринимателей и потребителей. Более всего в этом нуждается экономика регионов, фактически оставленная федеральным центром «один на один» с трудностями, недостаточной правовой и финансовой обеспеченностью, коррумпированностью, криминалом и другими реалиями современного этапа реформирования.

В России пока не сложилась законченная система общественных организаций, представляющих интересы предпринимательского сообщества, не отработаны механизмы их взаимодействия с государством, недостаточно участие в регулировании экономического развития, а также в социальном диалоге с наемными работниками. При этом, особое значение имеет правильная оценка и использование, с учетом российских условий, зарубежного опыта деятельности союзов и объединений предпринимателей.

Проблема заключается не только в определении форм и методов создания таких общественных организаций, но прежде всего и главным образом в научном обосновании разграничения сфер регулятивных действий государства и общественных организаций в экономике страны и ее регионов.

В этих целях необходима разработка методологии участия общественных организаций в регулировании региональной экономики и реализации региональной экономической политики государства. Указанная методология должна учитывать не только реалии крупных территориальных образований (субъектов Федерации, федеральных округов), но и так называемого местного уровня (районов, городов, городских районов и т. д.), принимая во внимание ключевое значение самоорганизации предпринимателей, наемных работников, потребителей.

Степень разработанности проблемы. Проблема, избранная для настоящего исследования, выделяется неравноценной разработанностью и освещенностью в научной литературе двух основных ее составляющих.

Вопросы государственного регулирования экономического развития в период становления рыночных отношений широко обсуждаются в печати не только экономистами, но также социологами, юристами, исследователями других областей знаний. Опубликовано большое количество научных работ, в числе которых немало монографий, содержащих порой противоположные мнения о необходимости, масштабах и методах государственного вмешательства в экономику России.

Среди активных авторов, в наибольшей мере способствовавших формированию теории государственного регулирования развития экономики в условиях складывающихся в России рыночных отношений, следует назвать Абалкина J1.И., Гранберга А. Г., Глазьева С. Ю., Иванченко В., Игнатовского П., Лексина В. Н., Петракова Н. Я., Шаталина С. С., Швецова А. Н., Шульгу В. А., Явлинского Г. А., Ясина Е.Г.- ученых-регионалистов Битунова В. В., Новоселова А., Шнипера Р.И.

По указанному вопросу высказываются различные, нередко не совпадающие, точки зрения. Однако, можно констатировать, что подавляющее большинство сходится в одном: современная экономика не может эффективно функционировать в режиме свободной конкуренции, тем более на этапе перехода к рыночным отношениям. Вместе с тем, все больше сторонников из среды исследователей появляется у идеи внедрения плановых начал в управление экономикой России, разумеется, с учетом специфики рыночных отношений, с опорой на сбалансированность, увязку производства с ресурсами, капиталом, потребностями.

Что касается второй составляющей исследуемой проблемы — усиления роли самоорганизованных групп предпринимателей в регулировании развития экономики, в том числе и регионов, определения форм и методов их взаимодействия (взаимодополнения) с государственными структурами, то, к сожалению, методология в этой области пока не разработана. Имеющиеся публикации (например, Вольского А. И., Примакова Е.М.) отражают позиции и идеи самих предпринимателей, понимание ими своей роли в экономическом развитии России.

Но основная часть исследований, имеющих отношений к этой стороне проблемы, посвящена малому предпринимательству как таковому, т. е. организации производственной деятельности самой многочисленной прослойки российских деловых людей. Отметим среди них глубокие исследования Бухвальда Е. М., Виленского А. В., Сульповара Л. Б., Чепуренко А. Ю. Исследованием вопросов становления и развития малого предпринимательства занимались Гимпельсон В. Е., Горшков М., Котилко В., Русинов Ф. И др.

Привлекает внимание такая особенность сложившихся к настоящему времени взаимоотношений государства и общественных объединений, организаций, союзов в регулировании развития экономики: при практически полном отсутствии методологических основ этих взаимоотношений их реализация опирается на ряд федеральных законов, определяющих права общественных организаций и гарантии их деятельности. Иными словами, в рассматриваемой области наука, теоретическое осмысление происходящих процессов существенно отстает от законотворчества.

Сказанное выше подтверждает актуальность сформулированной и принятой для исследования научной проблемы и важное народнохозяйственное значение определения путей ее решения.

Целью диссертационного исследования является разработка методологии и механизмов общественного регулирования развития экономики регионов при взаимодействии общественных объединений, союзов, организаций предпринимателей с государственными структурами в условиях становления в России рыночных отношений.

В ходе диссертационного исследования для достижения поставленной цели решались следующие научные и научно-практические задачи:

— изучение специфических особенностей региональной экономики как объекта регулирования;

— анализ отечественного и зарубежного опыта регулирования региональной экономики и участия общественных предпринимательских организаций в этом процессе;

— определение и обоснование роли и задач различных субъектов, включая государственные структуры и общественные организации России, в регулировании региональной экономики;

— обоснование роли общественных организаций предпринимателей как полноправных субъектов регулирования;

— разработка и обоснование важнейших направлений, методов и механизмов регулирования региональной экономики объединениями предпринимателей;

— разработка и обоснование практических путей и организационных форм усиления взаимодействия государства и общественных организаций в процессе регулирования региональной экономики.

Объектом исследования принят хозяйственный комплекс субъекта Федерации (на примере г. Москвы), тенденции и противоречия его развития, порожденные спецификой российской экономики переходного периода, сложившиеся организационно-экономические отношения государственных структур и общественных объединений в решении региональных экономических и социальных проблем.

Предметом исследования в диссертационной работе является теория, практика, методы и механизмы регулирования развития экономики региона, осуществляемого общественными объединениями предпринимателей.

Теоретической и методологической основой исследования послужили важнейшие положения современных теорий рыночной экономики, включая ее переходные этапы. Проблема роли и места предпринимательских объединений в регулировании спроса и предложения, взаимоотношений субъектов рынка, согласования интересов государства и частных собственников рассматривается в диссертации с позиций единства теории и практики, в рамках теории воспроизводства, учитывая общие и специфические условия региональной экономики. Использованы научные идеи, содержащиеся в трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики регулируемой рыночной экономики, развития региональных рынков. Опыт зарубежных специалистов (П.Самуэльсон, Дж. Тобин, Дж. Кейнс, М. Фридмен, Ф. Хайек), их методические принципы изучались для оценки степени воздействия на рыночную экономику групп организованных интересов, а также для знакомства с практикой взаимодействия государства и производителей в индустриально развитых странах Европы и Америки.

В диссертационной работе рассматривается и обосновывается научная идея о том, что по мере развития экономики страны, приобретения рыночными отношениями зрелых форм, утверждения в России гражданского общества, все большее значение в регулировании экономики регионов должны приобретать общественные объединения предпринимателей. Деятельность предпринимательских союзов должна постепенно выходить за традиционные рамки социального партнерства и цивилизованного лоббирования групповых интересов, а государство может передавать авторитетным объединениям предпринимателей ряд функций по регулированию экономической жизни.

В исследовании также использованы и скорректированы концептуальные идеи, содержащиеся в федеральных и региональных программах развития экономики, предпринимательства, поддержки малого бизнеса. Важным элементом научно-методической базы диссертационного исследования стали документы, уставы и программы различных общественных организаций, объединений предпринимательства.

Исследование проведено с использованием таких общенаучных методов, как исторический, сравнительный, системно-структурный, анализа и синтеза.

Информационную базу диссертационной работы составили законодательные акты РФ, города Москвы, нормативные и распорядительные документы Правительства Москвы, общественных объединений и союзов предпринимателей, материалы парламентских слушаний по вопросам развития предпринимательства, роли и места предпринимательских союзов в регулировании экономики, проходившие в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Московской городской Думе, публикации по данной теме в отечественной и зарубежной печати, материалы конференций и совещаний.

Научная новизна диссертации состоит в том, что автором выявлена, сформулирована и исследована научная проблема, имеющая важное народнохозяйственное значение — разработка концептуальных и организационно-экономических основ участия общественных объединений предпринимателей в регулировании развития региональной экономики, и предложены механизмы ее реализации, соответствующие рыночным принципам преобразования экономических отношений в России.

Основные результаты, полученные лично автором:

— доказана объективная необходимость сочетания государственного регулирования региональной экономики с целенаправленным воздействием на нее общественных организаций предпринимателей;

— обосновано возрастание роли и значения общественных организаций предпринимателей, как полноправных субъектов регулирования, по мере формирования зрелых рыночных отношений;

— проведен анализ зарубежного опыта участия организаций предпринимателей в регулировании региональной экономики и разработаны возможные направления его применения в условиях РФ;

— определены, обоснованы и систематизированы направления, формы и методы участия союзов предпринимателей в регулировании региональной экономикиданы предложения по совершенствованию ряда методов регулирования;

— разработаны и обоснованы предложения по передаче государством ряда функций по регулированию экономического развития объединениям предпринимателей;

— предложены организационные формы, обеспечивающие участие объединений, союзов предпринимателей в регулировании региональной экономики, разработаны элементы законодательной базы, регламентирующей этот процесс;

— разработаны и рекомендованы конкретные меры по расширению участия предпринимательских объединений в решении ряда актуальных проблем — развития малого предпринимательства, расширения межрегионального товарообмена, развития инфраструктуры товарных рынков, учитывающие специфику современной экономики регионов и корректирующие региональную экономическую политику государства.

Практическую значимость работы определяет возможность использования прикладных результатов проведенного исследования в практической работе союзов предпринимателей, взаимодействующих с ними региональных органов управления при подготовке нормативных и методических документов, регламентирующих процессы регулирования регионального экономики, в обосновании и принятии конкретных управленческих решений.

Результаты исследований использованы в практической работе Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей), Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) России, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Московской городской Думы.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования в 1995;2000 гг. докладывались автором и обсуждались на российских и международных научно-практических конференциях и семинарах: Международной научно-практической конференции «Медицинская промышленность и национальная безопасность государств» (Москва, 25 апреля 2003 г.) — Ill Ассамблее российских деловых кругов «Инвестиции в экономику России: практика и перспективы» (Москва, 1−4 декабря 2002 г.) — Всероссийской конференции по подготовке управленческих кадров для экономики страны (Москва, 5 ноября 2002 г.) — VII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития инновационной деятельности в государствах с переходной экономикой» (Алушта, 16−21 сентября 2002 г.) — II Международной научно-практической конференции «Московская наука — проблемы и перспективы» (Москва, 4−7 июля 2002 г.) — а также на заседаниях Ученого совета Института региональных экономических исследований (ИРЭИ) в 1998;2000 гг.

Выводы и рекомендации.

Выполненное исследование позволяет сформулировать ряд основных научных положений и практических рекомендаций по проблеме государственного и общественного регулирования развития экономики регионов в условиях рыночных отношений.

1. В обществе переходного типа экономика регионов должна быть важным объектом регулирования государством и общественными организациями. Механизмы базовых законов рыночной экономики — спроса и предложения, стоимости, конкуренции, выполняя, в целом, свои функции установления равновесия между производством и потреблением, платежеспособным спросом и товарным предложением, не обеспечивают бескризисного развития экономики и полноценного удовлетворения потребностей ряда социально-демографических групп и слоев общества (пенсионеры, инвалиды, малоимущие и др.). В этих условиях на процессы функционирования региональных хозяйственных комплексов необходимо оказывать целенаправленные воздействия (регулирование) со стороны государственных институтов и различных общественных групп с целью обеспечения более гармоничного развития экономики регионов, достижения определенных социально-значимых целей.

2. Субъектами регулирования экономики российских регионов выступают государственные структуры, профессиональные организации предпринимателей, общественные объединения потребителей, представляющие различные общественные силы и преследующие различные цели.

Государственные и муниципальные власти выступают в процессе регулирования как представители большинства общества, выразители самых обобщенных потребностей его членов в рациональной организации жизнедеятельности.

Общественные организации предпринимателей в регулировании экономики представляют интересы весьма влиятельной группы населения, занимающейся производством и продажей потребительских товаров и услуг. Наконец, общественные организации потребителей, выражая интересы самых широких слоев общества, воздействуют на рыночные отношения с одной определенной целью — обеспечение граждан качественными товарами и услугами.

Регулирование экономики регионов государством и общественными организациями должно быть ориентировано на достижение следующих наиболее обобщенных социально-значимых целей: достижение стабильности процессов обмена товаров и услугобеспечение добросовестной конкуренции, недопущение монополизации рынказащита социальных интересов малообеспеченных слоев населения;

О защита прав потребителей.

3. Регулирование государством и общественными организациями экономики регионов — сложный комплексный процесс. В настоящее время в регионах России еще не сложилось четкого однозначного понимания целей и задач регулирования, имеет место расхождение во взглядах на его методы. В связи с этим, одна из главных задач на современном этапе — объединение отдельных элементов и субъектов регулирования в единую систему, обеспечение их взаимодействия.

4. В экономике переходного типа, характеризующейся непрочностью новых хозяйственных механизмов, социально-политической напряженностью, организационными трудностями, решающим является регулирующее воздействие государства. По мере достижения зрелых форм рыночных отношений, стабилизации экономической ситуации в стране, формирования гражданского общества, роль государства как регулятора состояния дел в экономике будет стабилизироваться, а роль общественных организаций производителей и потребителей возрастать.

Тем не менее, государственное регулирование, безусловно, останется наиболее масштабным и эффективным элементом во всей системе государственного и общественного воздействия на экономику регионов. Это обусловлено широтой полномочий органов государственной власти, их разветвленным аппаратом, объемом материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов, сконцентрированных в их руках.

5. Основанием для активного участия общественных организаций предпринимателей в регулировании экономического развития регионов служит не только принципиальная роль последних в механизмах рыночного товарообмена, но и практика функционирования экономики в развитых странах мира, где сложились мощные корпоративные организации, представляющие интересы предпринимателей, контролирующие производство и потребление, тесно взаимодействующие с профсоюзами, государством и выполняющие целый ряд переданных им государственных функций (сертификация товаров и услуг, лицензирование экономической деятельности, контроль за правилами конкуренции и др.).

Общественные организации предпринимателей могут наиболее эффективно использовать в своей деятельности такие методы регулирования экономики, как прогнозирование и бизнес-планирование, финансово-кредитная поддержка, деловое консультирование, проведение независимых экспертиз, бойкот и коллективные санкции, выдвижение судебных исков, кампании в средствах массовой информации.

6. Основными направлениями усиления роли организаций предпринимателей в регулировании экономики регионов РФ можно признать следующие:

— развитие социального партнерства;

— расширение участия союзов предпринимателей в формировании и реализации экономической политики;

— передача государством ряда функций по регулированию экономического развития объединениям предпринимателей;

— развитие сети предпринимательских объединений на всех уровнях управления экономикой (федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном);

— усиление взаимодействия предпринимательских объединений с потребителями товаров и услуг;

— всесторонняя поддержка малого предпринимательства.

7. Важнейшая функция предпринимательских организаций — выработка стратегии и механизмов взаимодействия с наемными работниками и представительство интересов бизнеса на переговорах с профсоюзами и государством по социально-трудовым вопросам. Опыт стран с развитой экономикой показывает, что социальное партнерство, коллективные договоры, трехсторонние соглашения перестают быть лишь средством разрешения спорных вопросов, а все больше становятся постоянным инструментом регулирования отношений между сторонами с целью обеспечения гарантированной социальной стабильности, постоянно действующим каналом обмена информацией между работодателями и работниками.

В России механизмы социального партнерства находятся в стадии становления. Их дальнейшее развитие должно идти в направлении совершенствования инфраструктуры партнерства — согласительных комиссий, инспектората, социальных представителей, арбитражных судов по решению трудовых споров.

8. Принципиально важное значение для деятельности предпринимателей в том или ином регионе имеет проводимая местными властями экономическая политика, характер сложившегося там инвестиционного климата, готовность региональных политиков прислушиваться к нуждам предпринимателей и находить их решение. В этой связи очевидна необходимость для предпринимательских кругов и их союзов участвовать в формировании и реализации региональной экономической политики. Расширение участия предпринимательства в выработке такой политики возможно путем:

— активного сотрудничества с региональными администрациями в процессе выработки ими экономических решений для обеспечения учета в этих решениях интересов предпринимательского сообщества;

— подготовки собственных, в том числе альтернативных, экономических программ, прогнозов и проектов, широкой пропаганды их положений в обществе;

— непосредственного активного участия в процессах реализации региональной экономической политики и общественного контроля за экономической жизнью.

Для этого региональным объединениям предпринимателей необходимо создавать специализированные исследовательские и аналитические центры, формировать систему корпоративной статистики, негосударственные реестры и банки данных.

Для обеспечения новой роли общественных организаций производителей и потребителей в процессе регулирования экономики необходимо создание в регионах соответствующих организационных структур — межведомственных комиссий, координационных советов, наблюдательных советов, конкурсных комиссий и т. п., а также включение общественности в процессы принятия конкретных управленческих и кадровых решений, реализации мер контроля за рынком, распределения государственных заказов и инвестиций.

9. Передача государством ряда своих функций корпоративным объединениям — важное направление усиления роли последних в регулировании экономики. В целом предпринимательское сообщество России готово, по нашему мнению, к принятию новых обязанностей, дополнительной ответственности. С учетом недостаточной степени развития инфраструктуры предпринимательских организаций в РФ, в настоящее время возможна передача им таких функций, как регистрация субъектов предпринимательства, лицензирование их деятельности, аттестация специалистов, подготовка и переподготовка кадров, хозяйственный арбитраж, проведение конкурсов, тендеров и торгов. В качестве первого шага можно предложить, в порядке эксперимента, наделение наиболее мощных в организационном плане торгово-промышленных палат (Московской, Санкт-Петербургской) вышеперечисленными государственными функциями, а также переход к обслуживанию предпринимателей на основе обязательного членства.

Помимо уже описанных функций, корпоративные общественные объединения должны принимать участие в назначении руководителей управленческих структур, функционирующих в системе регулирования региональной экономики, в распределении государственных заказов, выделении финансовой помощи, принятии решений о льготах, в работе наблюдательных советов крупнейших государственных предприятий-монополистов, состоять в наблюдательных советах зон с особым экономическим статусом.

Эффективным представляется возложение на предпринимательские ассоциации функций контроля за выполнением условий приватизационных контрактов и инвестиционных программ, сохранением профильности объектов социальной сферы и потребительского рынка.

10. Одно из направлений расширения роли союзов предпринимателей в регулировании экономики региона — усиление их взаимодействия с организациями, выражающими и защищающими интересы потребителей. Подобное взаимодействие наиболее важно в процессе регулирования таких составляющих региональной экономики, как сфера платных услуг, потребительский рынок. В российских регионах пока не создано эффективных механизмов взаимодействия государства, производителей и потребителей в деле контроля за качеством товаров и услуг. Общественные организации и существующие государственные инспекционные органы действуют разрозненно. Наиболее существенным недостатком является то, что ни общественные, ни государственные организации не работают с производителями товаров и услуг, ограничиваясь санкциями в отношении торговых организаций.

Необходимо изменить такое положения дел и перейти к общепринятой в мировой практике системе отношений «потребитель-производитель». Для этого общественные организации производителей, потребителей и взаимодействующие с ними региональные государственные органы управления должны сконцентрировать свою деятельность на работе по профилактике нарушений прав потребителей со стороны производителей товаров и услуг, создав для этого специализированные организационные структуры.

11. Экономика большинства регионов России сталкивается в настоящее время с рядом масштабных организационно-экономических проблем. К ним относятся: необходимость восстановления и развития межрегиональных связей, недостаточное развитие инфраструктуры рынковтрудности в развитии малого предпринимательства — наиболее динамичного и многочисленного субъекта, действующего в экономикеограниченность правовой базы регулирования финансово-экономических отношений хозяйствующих субъектов, деятельности предпринимательских объединенийнаконец, низкая эффективность работы региональных и муниципальных властей в решении возложенных на них социальных и экономических задач. Эти проблемы в значительной степени можно решить, используя потенциал организаций объединенного предпринимательства.

12. Решая вопросы развития инфраструктуры рыночной экономики, объединениям предпринимателей, необходимо непосредственно участвовать в финансировании создания объектов информационно-коммерческого назначения (маркетинговые центры, рекламные агентства, информационные сети), экономико-правовых структур (арбитражные суды, консультационно-правовые фирмы, адвокатские конторы), финансово-кредитных организаций (страховые, кредитные, гарантийные товарищества, пулы, ассоциации), торгово-посреднической сети (ярмарки, биржи, торговые дома, представительства, центры).

13. Для восстановления и развития межрегиональных связей и товародвижения предпринимателям целесообразно шире использовать возможности Ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ, управленческих и координационных структур, складывающихся на уровне федеральных округов. Речь идет о создании межрегиональных и окружных объединений и союзов промышленников и предпринимателей, ассоциаций торгово-промышленных палат, профсоюзов малых предпринимателей и организации их взаимодействия с советами федеральных округов, ассоциациями руководителей областей, фондами инвестиционного развития федеральных округов и другими подобными структурами.

14. Участие региональных общественных организаций предпринимателей в развитии малого бизнеса должно быть направлено на широкое использование некапиталоемких форм его поддержки (дистанционное обучение, консультирование, маркетинговые услуги, в том числе с помощью компьютерных сетей и Интернета), содействие самоорганизации предпринимателей, развитие внебанковских форм финансирования (кредитные, страховые, гарантийные союзы и товарищества), расширение практики лизинга различных видов оборудования и техники, а также контрактинга высококвалифицированного персонала.

Важнейшее значение имеет создание систем субконтрактации малого предпринимательства крупными промышленными компаниями, установление прочных и эффективных связей малого и крупного предпринимательства. Торгово-промышленные палаты, союзы промышленников и предпринимателей должны быть той площадкой, на которой устанавливаются деловые партнерские отношения малого и крупного бизнеса.

15. Низкая эффективность местного самоуправления, муниципальных властей во многих регионах России в решении насущных вопросов социального и экономического развития территорий предопределяют необходимость вовлечения в этот процесс объединенного предпринимательства в форме создания территориальных ассоциаций, советов директоров, общественных партнерств и других форм территориальной самоорганизации. Указанные территориальные структуры организованного предпринимательства могут брать на себя и успешно выполнять ряд функций, закрепленных в настоящее время за местным самоуправлением — благоустройство и уборка территорий (в первую очередь, в производственных зонах), охрана правопорядка, ремонт дорог и др.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Союзы промышленников и предпринимателей в системе регулирования социально-экономического развития регионов. — М.: 2003, 10 п.л.

2. Проблемы становления и развития рыночной инфраструктуры в условиях переходного периода. — М.: 1998, 3,75 п.л.

3. Развитие самоуправления народа как непременное условие успешного развития экономики на всех уровнях. В сб. «Проблемы теории и практики реформирования региональной экономики». Вып. 2. — М.: 2000, 0,3 п.л.

4. Союзы предпринимателей в системе регулирования регионального потребительского рынка. — М.: 2001, 4,0 п.л. (в соавторстве с В.Г.Ростанцом), авт. -2,0 п.л.

5. Роль предпринимательских объединений и научной общественности в регулировании и поддержке инновационной деятельности в регионе. В сб. «Московская наука — проблемы и перспективы». — М.: 2002, 0,3 п.л. (в соавторстве с Ростанцом В.Г.), авт. — 0,2 п.л.

6. Социальное партнерство — важное направление деятельности союзов предпринимателей. В сб. «Проблемы теории и практики реформирования региональной экономики». Вып. 4. — М.: 2002, 0,4 п.л.

7. Союзы предпринимателей в системе регулирования инновационной деятельности в регионах. В сб. VII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития инновационной деятельности». -Алушта: 2002, 0,3 п.л.

8. «Черная дыра» в организме экономики. //Тверская, 13. № 40, 1998, 0,2 п.л.

9. Нужны хозяйственный профессионализм и политическая воля. // Слово. 06.12.98 г., 0,2 п.л.

10. Деньги только через Казначейство. // Бизнес для всех. № 19, 2000, 0,3 п.л.

11. Главная задача — помочь промышленному развитию Москвы. // Промышленник России. № 9, 2000, 0,5 п.л.

12. Кризис был запрограммирован. //Позиция. № 29, 1998, 0,2 п.л.

13. Стабильность всегда лучше политических потрясений. // Бизнес для всех. № 9, 1998, 0,2.

14. Быть прагматичнее. // Содружество. 2001, № 18−19, 0,5 п.л.

15. Мы знаем, как ускорить промышленный рост. // Парламентская газета. 06.06.02 г., 0,2 п.л.

16. От бедности к достойной жизни. // Российская газета. 03.10.02 г., 1,0 п.л.

17. У нас был выбор и мы его сделали. (К 10-летию Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей).//Содружество. № 7, 2002., 1,0 п.л.

18. Формирование органов самоуправления в производственных зонах как один из факторов ускорения их развития. — В кн.: П. И. Бурак, М. Б. Мазанова, В. Г. Ростанец, Ю. А. Морозов «Производственные зоны крупных городов России: механизмы регулирования развития». — М.: «Альфа-Доминанта», 2003, 8,0 п.л., (авт. -0,4 п.л.).

19.06 усилении роли саморегулируемых организаций в связи с принятием Федерального Закона «О техническом регулировании».// «Стандарты и качество», 2003, 0,4 п.л. (в соавторстве с Зворыкиной Т.И.), авт. — 0,2 п.л.).

20.Расширение участия союзов предпринимателей в формировании и реализации экономической политики в регионах. // «Экономический вестник РАЕН», 2003, 0,5 п.л. (в соавторстве с Ростанцом В.Г.), авт. — 0,3 п.л.

21. Как повысить роль сообщества предпринимателей в формировании и реализации региональной экономической политики. // «Промышленная политика в Российской Федерации», № 5, 2003, 0,4 п.л.

22. Проблемы формирования региональной рыночной инфраструктуры и роль предпринимательских объединений в ее развитии. // «Промышленная политика в Российской Федерации», № 6, 2003, 0,4 п.л.

23.0 повышении регулирующей роли общественных предпринимательских объединений в экономике России. // Российский экономический журнал, № 4, 2003 (0,4 п.л.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Монографии и журнальные статьи
  2. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики// Вопросы экономики. № 6, 1997
  3. Л.И., Петраков Н.Я и др. Перестройка управления экономикой: проблемы, перспективы. М.: Экономика, 1989
  4. С. Союзы предпринимателей и их взаимодействие с государством. (Опыт Швейцарии).// Экономист. № 10, 2001.
  5. В. Государственное регулирование и механизмы саморегулирования в рыночной экономике // Вопросы экономики. № 9, 1996
  6. А. Предпринимательство в регионе: условия развития и государственного регулирования//Экономист, 1994, № 12.
  7. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело, 1994.
  8. А.О. Предпринимательство и развитие экономики в России. // Маркетинг. № 4. 1994.
  9. А.О., Никитов А. В. Немалые трудности малого бизнеса. // Российский экономический журнал. № 2, 1995.
  10. Большой экономический словарь. Под ред. Азрилияна А. Н. М.: 1994.
  11. Ю.Вакуров П., Заславский С. Объединения малых и средних предпринимателей.// Вопросы экономики. № 11, 1994.
  12. И. Ассоциация инвесторов Москвы.// Московские торги, № 2, 2003.
  13. А. Парадоксы государственной поддержки частного бизнеса. // Вопросы экономики, 1997, № 6.
  14. Ю. Социальная переориентация экономических преобразований: макро- и мезоуровневый аспекты./ Российский экономический журнал, № 10, 2002.
  15. А.И. Условия совершенствования управления экономикой.// Экономист, № 9, 2001.
  16. А.И. Развитие промышленности основа подъема экономики страны.// Экономист. № 1, 2001.
  17. А.И. Региональная экономика и управление. М.: 2002.
  18. Е.Т. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991−1997. М.: ИЭППП, 1998
  19. Е.Т. Аномалии экономического роста. М.: Евразия, 1997
  20. Е.Т. Государство и эволюция. Как отделить собственность от власти и повысить благосостояние россиян. СПб.: Норма, 1997
  21. В., Савинков А. Налоговая реформа в малом бизнесе.// Содружество. № 8−9, 2002.
  22. В.Е. Новое российское предпринимательство: источники формирования и стратегии социального действия.// Мировая экономика имеждународные отношения. № 6, 1993.
  23. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993
  24. С.Ю. Политика экономического роста и интересы России. В кн. «Пути стабилизации экономики России». М.: 1999
  25. Л. Ставка на конструктивный диалог.// Экономика и жизнь. Моск. выпуск, № 19, 2001.
  26. Государство и негосударственные некоммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества. М.: 1997
  27. А. Г. Основы региональной экономики. М.: Государственный университет Высшая школа экономики, 2000.
  28. О.Г. Региональная экономическая диагностика. С-Пб.: 1992
  29. Т.Г. Институциональное развитие сектора малого бизнеса в российской экономике. // Экономическая наука современной России. № 3, 1999.
  30. С. Государственное регулирование экономики в переходной период.//Экономист № 5, 1991
  31. З.В. Колумбия: предпринимательство и лоббистская деятельность//Латинская Америка, № 4, 1994.
  32. В. Государство и корпорации// Экономист, № 1, 2000.
  33. П. Экономические интересы, их противоречия. / Экономист, № 3, 2002.
  34. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.
  35. В. Система территориального регулирования.//Экономист, № 2, 1999.
  36. Ф.Н., Абдыкулова Г. М., Кушникова И. А., Касперская С. И. Перспективы экономического развития российских регионов.//Проблемы прогнозирования, № 4, 1997.
  37. В. Самоуправление экономики и экономические союзы в ФРГ. В кн.: Социальная рыночная экономика в Германии и экономическая трансформация в России. Кельн-Москва, 1996.
  38. Ю. Внешнеэкономические связи России в условиях глобализации мировой экономики. / Экономист, № 9, 2000.
  39. В.В. О союзе предпринимателей России. //Экономика и коммерция, № 1, 1999.
  40. В.В. Региональная экономическая политика. М.: 2001.
  41. В. Государство и экономика: меняющееся равновесие. // Проблемы теории и практики управления, 2002, № 3.
  42. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практикагосударственного регулирования территориального развития. М.:УРСС, 1997.
  43. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы. Аналитический сборник. М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 1999
  44. В.И. Потребительский рынок: вчера, сегодня и ближнее завтра. М: 1997.
  45. Ш. М. Экономико-организационные основы развития предпринимательства в России. М.: 1993
  46. Ю.А. Проблемы регулирования развития производственных зон как элемента региональной экономической системы. / В сб.: «Методические проблемы формирования эффективного менеджмента в социальной сфере». -М.: МГУ сервиса, 2001.
  47. А., Либман Л. Роль фактора власти в экономике. ! Экономист, № 1, 2002.
  48. Г. Г. Рынок средств производства в системе региональной экономики. -М.: 1993.
  49. Е.Б. Теоретические основы и пути формирования рыночной инфраструктуры. М.: 1994.
  50. Н.Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. М., Наука, 1978.
  51. А.С. Региональные рынки, М., 1999.
  52. Ю. Российское предпринимательство: проблемы формирования профессиональной этики. // Проблемы теории и практики управления, № 3, 1996.
  53. Е.М. Требуется развернутая, без политизированной спешки, подготовка России к членству в ВТО." //Проблемы теории и практики управления, 2002, № 3.
  54. О.С., Арянин А. Н., Верхулова М. С., Щербакова Е. М. Новые тенденции развития регионов России и экономическая политика федерального центра.//Проблемы прогнозирования, № 3, 1998.
  55. О.С., Любовный В. Я., Воякина А. Б. Регулирование воспроизводственного потенциала территории как основа региональной политики.//Проблемы прогнозирования, № 5, 2000.
  56. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. Ст. 5. Экономика и федерализм. Российский экономический журнал, 1994, № 10, стр. 65−67.
  57. Региональная экономика. Под ред. Т. Г. Морозовой. М.: 2001.
  58. И.А. Социально-культурный комплекс в переходной экономике. М.: 1997.
  59. О.А., Ткаченко И. Н. Социальная ответственность корпораций: опыт территориального исследования. // Экономика современной России, № 2, 2001.
  60. Россия в зеркале реформ. Под ред. Горшкова М. К., Чепуренко А. Ю. М.: 1995.
  61. Российское предпринимательство. Приоритеты национальной экономики в1995 году. // Общество и экономика, № 2, 1995.
  62. В.Г. Регулирование потребительского рынка региона в условиях переходной экономики: роль государства, предпринимателей, потребителей. -М.: 2000.
  63. Э. Управление трудом в Японии: к вопросу о применении японского опыта. / Российский экономический журнал, № 1, 2002.
  64. Э., Керемецкий Я., Завьялова Г. Задачи демократизации собственнических отношений на российских предприятиях. / Российский экономический журнал, № 4, 1999.
  65. Э., Керемецкий Я., Букреев В. Сохранение и защита прав собственности работников в акционерных обществах: главные проблемы и пути их решения./ Российский экономический журнал, № 3, 2001.
  66. Ф., Мягков П., Петросян Д. Возрождение предпринимательства в России.//Экономист. № 1, 1993.
  67. П. Экономика. М.: 1992.бЭ.Семененко И. С. Предпринимательские ассоциации в странах Восточной Европы и в России. // МЭиМО, № 4, 1993.
  68. Р. Портрет латвийского предпринимателя (по данным социологических обследований) // Вопросы экономики. № 11, 1997.71 .Статистика рынка товаров и услуг. Под ред. И. К. Беляевского. М.: 1995.
  69. С.С., Романихин А. В. Как национальной промышленности защищать свои интересы (О создании системы цивилизованного лоббизма в России). // Промышленная политика в Российской Федерации. № 9, 2002.
  70. Сульповар J1.Б. Основы организации предпринимательской деятельности. М.: -Изд-во РЭА им. Г. В. Плеханова, 1999.
  71. В. Роль государства в экономике: американский опыт.// Проблемы теории и практики управления, 2002, № 4.
  72. Территориальное управление экономикой. Словарь-справочник. Под ред. Колесова В. П., Шупыро В. М. М.: 2001.
  73. Ф.А. Дорога к рабству. М., 1992.
  74. А. Предприниматель и власть: проблемы взаимодействия // Вопросы экономики. № 6, 1997.
  75. А.Ю. Малое предпринимательство в России. М.: 2001.
  76. А.Ю., Горшков М. К. и др. Россия в зеркале реформ. М.: 1995.
  77. Е.Г., Шульга В. А. Вопросы государственного регулирования экономики в условиях устойчивого роста // Тезисы Всероссийской научной конференции «Государственное регулирование национальной экономики», т.2, ч.2, М.: МГУ, 1996.
  78. Ф.И., Котилко В. В. Предпринимательство в России: регионально-отраслевой аспект. М.: 1997.
  79. .М., Введенский В. Г. Региональная политика России. Теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: 2000.
  80. Р.И. Регион: экономические методы управления. Новосибирск: Наука, 1991.
  81. Штальман Клаус. Новая философия бизнеса. Том III. Москва-Берлин: 1998.
  82. А., Вилинов И. К методологии исследования экономической демократии./ Российский экономический журнал, № 4, 1998.
  83. Г. Государство должно играть существенную роль в переходном периоде // Экономические новости России и содружества, № 9, 1994
  84. Е.Г. Антикризисная программа действий. В кн. «Пути стабилизации экономики России. М.: 1999
  85. Е. Функции государства в рыночной экономике // Вопросы экономики. 1997. № 6
  86. Friedman М. Money and Economic Development. N.Y., 1973.
  87. Mallet W. Managing the post-industrial city: business improvement districts in the United States //Area. 1994. № 3.91 .Tobin G. The New Economics. N.Y., 19 921. Диссертационные работы
  88. А.Ю. Региональные аспекты механизма государственной поддержки малого бизнеса. Дисс. к.э.н., М., 2002.
  89. В.Ю. Управление государственной собственностью в регионе в условиях переходной экономики (на примере г. Москвы). Дисс.к.э.н., М., 2002.
  90. О.В. Роль органов местной власти в системе поддержки малого предпринимательства в России. Дисс. к.э.н., 2001.
  91. Е.П. Региональное предпринимательство в условиях переходной экономики: теория и практика (на примере Республики Бурятия). Дисс. к.э.н., М&bdquo- 2001.
  92. Федеральный Закон «Об объединениях работодателей» № 156-ФЗ от 27.11.2002 г.
  93. Федеральный Закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» № 29-ФЗ от 02.01.2000 г.-
  94. Федеральный Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» № 10-ФЗ от 12.01.1996 г.-
  95. Федеральный Закон «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19.05.1995 г.-
  96. Федеральный Закон «О защите прав потребителей» (в ред. ФЗ от 09.01.1996 г. № 2-ФЗ, от 17.12.1999 г. № 212-ФЗ)
  97. Федеральный Закон «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ» (1999 г.)
  98. Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» от 08.12.1995 г.
  99. Федеральный Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 30.11.2001 г.
  100. Закон города Москвы «О Московской торгово-промышленной палате» № 17 от 27.03.2002 г.
  101. Закон города Москвы «О социальном партнерстве» № 44 от 22.10.1997 г.
  102. Закон города Москвы «О статусе территориальной единицы с особым статусом «Юго-Западный научно-производственный центр» № 25 от 12.07.2000 г.
  103. Постановление Правительства Москвы «О Наблюдательном совете территориальной единицы с особым статусом «Кузьминки-Люблино» № 510 от 9.07.2002 г.
  104. Распоряжение Мэра Москвы «О Совете предпринимателей при Мэре и Правительстве Москвы» № 1120 от 7.10.1999 г.
  105. Распоряжение Мэра Москвы «О составе Наблюдательного совета территориально-промышленной зоны с особым статусом на базе предприятий электронной промышленности г. Зеленограда (особой зоны)» № 827 от 31.07.2000 г.
Заполнить форму текущей работой