Роль просодии в реализации дидактических стратегий в британском педагогическом дискурсе
Для реализации, обучающих стратегий используются, следующие интонационные техники: пословное акцентирование, «подчеркнутая:' незавершенность», маркированное расположение ядерного тона, смещение информационного фокуса, реккурентность интонационной, структуры, четкая, в некоторых случаях аффектированная артикуляция, расширение и сужение тонального диапазона, замедление темпа на фокусных единицах… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические вопросы исследования
- 1. 1. Педагогическое общение в контексте риторики и лингвистики
- 1. 2. Учебный диалог как жанр педагогического общения
- 1. 3. Учитель как коммуникативный лидер в учебном диалоге
- 1. 4. Речь учителя в учебном диалоге
- 1. 5. Стратегии педагогического общения
- 1. 6. Просодический аспект учебного диалога
- Глава II. Методика проведения экспериментально-фонетического исследования
- 1. Подготовка материала исследования
- 2. Дискурсивно-прагматический, риторический, лексико-синтаксический анализ экспериментального материала
- 3. Аудиторский анализ
- 4. Акустический анализ
- 5. Соотнесение результатов аудиторского и электроакустического анализа
- Глава III. Лингвистическая интерпретация результатов экспериментальнофонетического исследования
- 1. Соотнесение результатов риторического, лексико-синтаксического, фонетического анализа и их лингвистическая интерпретация
- 1. Стратегия «объяснение»
- 2. Стратегия «инструкция»
- 3. Стратегия «коррекция»
- 4. Стратегия «контакт»
- 2. Фоностилистический статус учебного диалога
- Выводы
Роль просодии в реализации дидактических стратегий в британском педагогическом дискурсе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Изучение просодии различных видов устно-речевого дискурса является в настоящее время одним из актуальных направлений современных фонетических исследований. В центре настоящей работы — учебный диалог как жанр педагогического общения.
Педагогическое общение как речевое общение в профессиональной сфере, или институциональный дискурс, изучается в русле целого ряда научных дисциплин: в педагогике, общей и педагогической риторике, теории коммуникации, психолингвистике и теории дискурса. Интерес к изучению педагогического общения связан прежде всего с его социальным характером, а также комплексностью его целей и функций, что оказывает существенное влияние на языковое воплощение дискурса.
Для лингвистического исследования особый интерес представляет установление участия единиц, в том числе и просодических, в реализации учебного диалога. Представляется, что для решения этой задачи необходимо включить в сферу изучения особенности речевого поведения учителя, те способы и средства, которые используются для обеспечения эффективного взаимодействия участников педагогического общения.
В настоящем исследовании педагогическое общение рассматривается с применением риторического и прагматико-дискурсивного подходов, что позволяет изучать учебный диалог с учетом как непосредственного экстралингвистического, так и более широкого социокультурного контекста порождения и восприятия звучащего текста.
В данном исследовании учебный диалог как один из жанров педагогического общения изучается как динамичный, интерактивный процесс, в который вовлечены, его участники. Развитие дискурса осуществляется так называемыми дидактическими стратегиями. Выбор дидактических стратегий определяется учебными и коммуникативными целями учителя, а также национально-культурными особенностями педагогического общения.
В центре нашего исследования — просодия (в комплексе с лексико-синтаксическими единицами), которая рассматривается как средство реализации дидактических стратегий в учебном диалоге, а также как маркер характера взаимоотношений участников педагогического общения, социокультурного контекста и национально-специфических особенностей британского педагогического дискурса.
Актуальность данного исследования обусловлена интересом современной лингвистики к изучению прагматико-риторических и языковых особенностей педагогического общения, в частности, к вопросам взаимодействия просодических и лексико-синтаксических средств в реализации дидактических стратегий в учебном диалоге.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе используется комплексный подход к описанию просодических явлений в устной речи, позволяющий установить участие просодических средств в обеспечении динамики педагогического дискурса. Просодическая реализация дидактических стратегий в учебном диалоге рассматривается с учетом непосредственного экстралингвистического и более широкого социокультурного контекста порождения и восприятия звучащего текста.
Объектом исследования является речь учителя в учебном диалоге как жанре педагогического дискурса.
Предметом исследования является просодия, которая изучается с функциональной точки зрения и рассматривается как одно из средств реализации дидактических стратегий в учебном диалоге.
Цель исследования состоит в выявлении участия просодии в реализации дидактических стратегий в учебном диалоге.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) рассмотреть особенности современного педагогического общения с точки зрения риторики и лингвистики;
2) определить жанровые и функционально-стилевые особенности учебного диалога;
3) выявить и классифицировать основные стратегии и тактики педагогического общения, их функции и классификацию в зависимости от коммуникативной цели;
4) выявить риторические приемы и лексико-синтаксические средства, реализующие дидактические стратегии;
5) установить особенности просодической реализации каждой стратегии;
6) определить фоностилистический статус учебного диалогаМетоды исследования. В соответствии с поставленной целью и задачами в работе применен комплексный метод исследования, включающий методы риторического, прагматико-дискурсивного, лексико-синтаксического и фонетического исследования (аудиторский и электро-акустический анализ) с последующей лингвистической интерпретацией.
Материалом исследования послужили звучащие тексты уроков, записанные в момент реализации. Данные тексты относятся к жанру учебного диалога и представляют собой образцы педагогического дискурса. Общее время звучания составило 12 часов.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что в ней устанавливается участие просодических средств в реализации эффективного речевого взаимодействия преподавателя и студентов в учебном диалоге и в обеспечении динамики педагогического дискурса. Представлено системное описание просодических особенностей речи учителя и выявлены фоностилистические характеристики учебного диалога.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения ее выводов и материалов в курсах теоретической и практической фонетики, общей и педагогической риторики, при разработке пособий по эффективной коммуникации для студентов педагогических вузов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Современное педагогическое общение характеризуется комплексностью целей и функций. Взаимодействие участников педагогического общения строится на основе сотрудничества. Признается равноправность участников при коммуникативном лидерстве учителя.
2. Дидактические стратегии в учебном диалоге включают стратегии, реализующие обучение и контакт.
3. Просодия выступает как одно из средств реализации дидактических стратегий. Каждая из стратегий характеризуется определенным набором интонационных техник.
4. Просодия является маркером характера взаимоотношений коммуникантов, социокультурного контекста и национально-специфических особенностей британского педагогического дискурса.
5. Учебный диалог относится к академическому фонетическому стилю, в нем присутствуют элементы информационного и разговорного стилей.
Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены на ежегодных научных чтениях МПГУ по итогам научно-исследовательской работы в 2006 и в 2008 годах и отражены в трех научных публикациях.
Основная цель и задачи исследования определили структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Выводы.
1. Современное педагогическое общение представляет собой полифункциональный процесс, в котором участвуют представители разных социальных статусов, с различными целевыми установками — передать и получить знания. Приоритет отдается двусторонней коммуникации, сотрудничеству при коммуникативном лидерстве учителя.
2. В учебном диалоге как жанре педагогического дискурса проявляется демократичный характер обучения с элементом личностно-ориентированного обучения. Это именно та форма педагогического общения, которая создает возможность совместного постижения предмета, динамичного взаимодействия участников коммуникации. Диалогическая форма обучения дает возможность поддерживать контакт с группой учащихся в целом и с каждым студентом в отдельности, что представляется важным для организации педагогического процесса.
3. Педагогическое общение в учебном диалоге в рамках британской педагогической традиции отличается стремлением учителя к сотрудничеству с учениками. К числу национально специфических особенностей британского учителя относятся такие, как: вежливостьстремление избежать назидательности, давлениянастрой на дружеское, симметричное, неформальное общениеюмор, ирония, самоирония. ~.
4. Учебный диалог представляет собой активный динамический процесс, в который вовлечены все участники дискурса. Эту особенность диалогического педагогического дискурса необходимо учитывать при изучении его просодического строя. Коммуникативно-прагматическая особенность учебного диалога отражается в категории «дидактическая стратегия». К числу наиболее распространенных стратегий в учебном диалоге относятся следующие: «объяснение», «инструкция», «коррекция» и «контакт». Все эти стратегии сменяют друг друга или применяются учителем параллельно. Тесная взаимосвязь стратегий • обеспечивает динамику и эффективность обучения. Дидактические стратегии можно объединить в специальные группы: стратегии, обучения и контакта.
5. Особое место в британском педагогическом дискурсе отводится межличностному общению. Таким образомвоздействие происходит как через информирование, так и через установление личного-контакта.
6. В учебном диалоге при реализации стратегий обучения широко используются такие* риторические приемы, как повторы, перефраз, различные виды вопросов, иллюстраций, сопоставление и противопоставление. Для реализации стратегии контакта учитель употребляет инклюзивные конструкции, «эхо-конструкции», различные виды вопросов, контактные единицы, типа okey, good, right, фигуры юмора.
7. Для реализации, обучающих стратегий используются, следующие интонационные техники: пословное акцентирование, «подчеркнутая:' незавершенность», маркированное расположение ядерного тона, смещение информационного фокуса, реккурентность интонационной, структуры, четкая, в некоторых случаях аффектированная артикуляция, расширение и сужение тонального диапазона, замедление темпа на фокусных единицах, повышение уровня громкости на фокусных единицах, эмфатические паузы различной длительности.
Для реализации' контактной функции* используются следующие просодические средства: большой процент среднего и низкого, нисходящего ядерных тонов, средний тональный уровень, варьирование темпа от замедленного до сверхбыстрого, паузы хезитации и самоперебивов, плавный угол падения ядерного тона.
Среди паралингвистических средств следует особо отметить такие, как улыбка в голосе, смех, придыхательный голос, расслабленный голос.
8. Учебный диалог относится к академическому фонетическому стилю. В связи с многомерностью целей и задач и установкой на неформальное общение в нем также присутствуют черты информационного и разговорного стиля.
9. 1) Просодия обеспечивает активное восприятие информации учащимися: способствует выделению важной, новой информацииучаствует в реализации сопоставлений и противопоставлений, закреплении объясняемого материалапридает четкость установкам учителя.
2) Просодия участвует в установлении и поддержании контакта: обеспечивает эффективное взаимодействие учителя и учащихся .'способствует созданию доброжелательной, дружеской атмосферы на урокепередает настрой на кооперативное общениеявляется маркером вовлеченности в общение, поддержки и солидарности.
3) Просодия участвует в формировании стилевой характеристики педагогического дискурса.
Заключение
.
В диссертации представлены результаты комплексного исследования современного британского учебного диалога в следующих аспектах: риторическом, дискурсивно-прагматическом, социокультурном и фонетическом.
С точки зрения риторики, учебный диалог исследовался как форма педагогического общения, в которой учитель проявляет себя как коммуникативный лидер, обладающий коммуникативной компетенцией в сфере профессионального общения, культурой речи и способностью строить диалогические отношения со студентами.
Учебный диалог рассматривался с учетом следующих характеристик: специфика профессиональной сферы общения, социокультурных, национальноспецифических особенностей.
Подробно освещается образ учителя как представителя социального статуса, имеющего определенную профессиональную характеристику, которая обладает помимо универсальных черт национальной спецификой, что непосредственно отражается в речевом поведении в профессиональной области.
Прагматико-дискурсивный аспект заключается в изучении конкретных способов реализации дидактических и коммуникативных целей в ходе педагогического общения. В сферу изучения были включены конкретные дидактические стратегии, которые определяют внутреннюю структуру учебного диалога. Основными дидактическими стратегиями учебного диалога являются: «объяснение», «инструкция», «коррекция» и «контакт». Был выявлен их структурный характер, а также риторические, лексико-синтаксические и просодические средства их реализации.
Комплексный подход к изучению учебного диалога позволил рассмотреть просодию не только как средство реализации дидактических стратегий, но и как маркер характера взаимодействия участников педагогического общения, социокультурной характеристики и национально-специфических особенностей учебного диалога.
Совмещение этих аспектов и комплексный характер исследования позволил представить целостное описание учебного диалога как жанра педагогического общения и особенностей его просодической реализации.
Список литературы
- Анашкина И.А. Звучащий текст в основе культурной аксеологии. -Саранск, 1998.
- Анашкина И.А. Просодические средства установления контакта в симметричных и асимметричных ситуациях общения. / Прагматическая функция просодии: Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1987, С.133−153.
- Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. М., 1998.
- Антипова A.M. Система английской речевой интонации.- М., 1979, 131с.
- Антипова A.M. Направление исследований по интонации в современной лингвистике// Вопросы языкознания М., 1986.
- Аристотель Риторика. М.: 2000.-С. 176.
- Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. М: Просвещение, 1990. — 300 с.
- Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1988. — 896 с.
- Ахманова О.С. О принципах и методах лингвистического исследования.-М.: МГУ, 1966.
- Бахтин М.М. Проблемы речевых жанров// Эстетика словесного творчества. Издание 2-е. М.: Искусство, 1986. — 444 с.
- Безменова H.A. Краткая история французской риторики. Автореф. дис.канд. филол. наук. -М., 1985. — 20 с.
- Безменова H.A. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.
- Бережная Т.М. Современная американская риторика как теория и практика манипулирования общественным сознанием. Автореф. дис.канд. филол. наук. -М., 1986.- 20 с.
- Близниченко Л.А. Интонация повторного вопроса в английском языке в сравнении с русским. Дис.канд. филол. наук. Москва, 1956.
- Блох М.Я. Теоретические основы грамматики: Учеб. 2-е изд., испр.-М.: Высшая школа, 2000. — 160 с.
- Блох М.Я. Диалог, монолог и фактор слушающего//Научные труды Московского педагогического государственного университета. Филологические науки. Сборник статей.- М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2007. 159−168 с.
- Блохина Л.П., Потапова Р. К. Методические рекомендации. Методика анализа просодических характеристик речи. М., 1977. — 83с.
- Бодалев A.A. Восприятие человека человеком.- М., 1982. 199 с.
- Бондарко Л.В. и другие. Основы общей фонетики. Спб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского университета, 2000. — 160 с.
- Брантов С.А. Просодическая составляющая риторической аргументации в публичной речи (на материале британских лекций): Дис.канд. филол. наук.-М., 2004.- 182 с.
- Бубер М. Два образа веры. М., 1995.
- Валигура О.Р. Интонационные признаки информационной структуры учебно-научного текста. Дис.канд. филол. наук. Киев, 1988. — 180 с.
- Вещикова И.А. Произносительные особенности публицистического стиля речи. Дис. .канд. филол. наук. -М.: Наука, 1994.
- Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. -М&bdquo- 1993, — 171с.
- Войскуновский А.Е. Психологическая природа потребности в общении.// Философско-методологические проблемы теории общения. Фрунзе, 1982.
- Волков A.A. Основы русской риторики. М., 1996.
- Володина М.В. Осциллографический анализ речевой интонации на компьютере.// Вопросы русского языкознания, выпуск XI. М., 2004.- С. 98−112.
- Воропаева О.М. Коммуникативные аспекты профессиональной полготовки будущего специалиста.// Проблемы методики обучения иностранным языкам: традиции и стратегия обновления. — Тамбов, 2001. -С. 29−31.
- Ворошкевич Д.В. Роль интонации в формировании социо-культурного компонента межличностного общения. Автореф. дис.канд. филол. наук.-М., 2003.- 16 с.
- Выготский JI.C. Мышление и речь: психологические исследования. М., 1996.-414 с.
- Гайдучик С.М. Фоностилистический аспект речи. М., 1973.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
- Голошумова О.И. Роль интонации и других языковых средств в формировании и оптимизации имиджа политического лидера. Дис. .канд. филол. наук.-М., 2002, 190 с.
- Гордон Д., Лакофф Дж. Постулаты речевого общения// Новое в зарубежной лингвистике. -М.: Прогресс, 1985.
- Грайс Г. Логика и речевое общение// Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. -М.: Прогресс, 1985. с. 217−236.
- Грудцына Н. Г Педагогический диалог в различныхситуациях урока // Педагогическая риторика. М.: МПГУ, 2001. — С. 278−296.
- Данилина В.В. Политическая ораторская речь в ритмико-текстологическом аспекте. Автореф. дис. .канд. филол. наук Москва, 2002, 24 с.
- Давыдов М.В. Ритм английской речи. М.: Диалог-МГУ, 1997.
- Давыдов М.В., Малюга E.H. Интонация коммуникативных типов предложений в английском языке. М.: Дело и Сервис, 2002.
- Дейк ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989.312 с.
- Дикун Т.П. Учебный диалог как средство формирования личностно ориентированного знания. Дис.канд. филол. наук. Оренбург, 1999. -213 с.
- Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М., 1980.
- Дубовский Ю.А. Анализ интонации устного текста и его составляющих. — Минск, 1978. 135 с.
- Дубовский Ю. А. Нормативные основы английской интонации. Минск, 1979.
- Дубовский Ю. А Интонация и речевые единицы в английском языке. — Минск, 1986.
- Дубовский Ю.А. Интонация встречного вопроса в современном английском языке. Дис.канд. филол. наук. Киев, 1967.
- Дюбуа Ж. и др. Общая риторика-М.: Прогресс, 1986.
- Ермакова О.Г. Модификации просодического оформления политических речей на протяжении 20 века (на материале британского и американского английского языка). Дис. .канд. филол. наук.- М., 2005.- 164с.
- Жинкин Н. И. Внутренниекоды языка и внешние коды речи // То Honor Roman Jacobson/ The Hague-Paris, 1967.
- Жинкин H. И. Язык. Речь. Творчество. (Избранные труды). М.: Лабиринт, 1998.
- Жуковская Т.М. Роль речевого голоса в реализации риторического дискурса. Автореф. дисс. канд. филол. наук.- М., 2006.- 16 с.
- Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М.: Дело, 2002.- 480 с.
- Зимняя И. А Психология обучения неродному языку. -М.: Русский язык, 1989.-219 с.
- Зиндер Л.Р. Интонация. Киев, 1978.
- Зиндер Л.Р. Общая фонетика. Л., 1979.-311с.
- Златоустова Л.В., Потапова Р. К. и др. Общая и прикладная фонетика. -М.: Изд-во Московского университета, 1997. 415 с.
- Ивин A.A. Риторика: искусство убеждать. М.: Фаир-Пресс, 2003.- 304 с.
- Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. М., 1978.
- Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи. М.: Флинта, Наука, 2003.- 200 с.
- Ипполитова Н.А.и др. Педагогическая риторика. М.: МПГУ, 2001.- 287 с.
- Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи, — М., 2006, 286 с.
- Каменская O.JI. Текст и коммуникация. М.: Высшая школа, 1990.- 152 с.
- Кадомцев О.Г. Интонационные особенности встречного вопроса в современном немецком языке. Дисс. канд. филол. наук. Киев, 1975.
- Канчер М.А. Языковая личность и детерминанты речевого поведения// Риторика в современном обществе и образовании. М.: Флинта, Наука, 2003.-С. 87−92.
- Карасик В.И. О типах дискурса// Языковая личность. Институциональный и персональный дискурс. Волгоград, 2000. — С. 5−20.
- Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М: Гнозис, 2004. с. 234.
- Карасик В.И. Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики: сб. науч. тр., Волгоград: Изд-во ВГПИ им. A.C. Серафимовича, 1999. С. 5−20.
- Каратанова O.A. Нарушения этических норм педагогического дискурса// Лингво дидактические проблемы межкультурной коммуникации. -Волгоград, 2003.-С. 198−203.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.
- Касаткин Л.Л. Фонетика современного русского языка. — М.: Изд-во МГУ, 2003.
- Касевич В.Б. Об основах теории интонации// Проблемы фонетики. М.: Наука, 1993.-С. 59−61.
- Квинтилиан Двенадцать книг риторических наставлений/ пер. А. Никольского, ч. 1−2. СПБ, 1834.
- Клюев Е.В. Речевая коммуникация. M., 1998. — 224 с.
- Киселева JI.A. Вопросы теории речевого воздействия. JL: Изд-во ЛГУ, 1978.
- Кодзасов C.B. Уровни, единицы и процессы в интонации// Проблемы фонетики. -М.: Наука, 1999.- С. 197−216.
- Кодзасов C.B., Кривнова О. Ф. Общая фонетика. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001.
- Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. — М.: Наука, 1984.
- Ковпак H.A. Взаимодействие вербальных и невербальных средств в реализации смысловой структуры академической публичной речи (фонетическое исследование на материале британских публичных выступлений). Автореф. дис. .канд.филол. наук. М., 2004. — 18 с.
- Коротеева О.В. Дефиниция в педагогическом дискурсе: Автореф. дис. -Волгоград, 1999.
- Кохтев H.H. Основы ораторской речи. М.: Изд-во МГУ, 1992.
- Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. М.: Гнозис, 2001.
- Красных В.В. Структура коммуникации в свете лингво-когнитивного подхода (коммуникативный акт, дискурс, текст). Дис.докт. филол. наук. -М.: МГУ, 1999.
- Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. — М.: Гнозис, 2002.
- Крейдлин Г. Е. Голос и тон в языке и речи// Язык о языке. М., 2002, с. 253 501.
- Крюкова О.П. Фоностилистические особенности ораторской речи. Дис. .канд. филол. наук. -М., 1982.
- Кубрякова Е.С. Текст проблемы понимания и интерпретации// Семантика целого текста. — М., 1982.
- Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца XX века. М.: Институт языкознания РАН, 1995.-С. 144−238.
- Кузьменкова Ю.Б. Традиции культуры к нормам речевого поведения британцев, американцев и россиян.- М.: МАКС Пресс, 2008. 2-е изд.-316 с.
- Ларионова М.В. Структурирующая функция просодии в речи учителя в дидактическом диалогическом тексте. Дис. .канд. филол. наук -Москва, 1989.- 16 с.
- Леонтьев A.A. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 2003.
- Леонтьев A.A. Актуальность проблемы психологии речи и психологии обучения языку. М., 1970.
- Львов М.Р. Риторика. М.: Academia, 1996.
- Львов М.Р. Риторика. Культура речи. М.: Academia, 2003.
- Магидова И.М. Теория и практика прагматического регистра английской речи: Автореф. .дис.-М., 1989.
- Марченко О.И. Интонационные возможности речевого действия// Предмет риторики и проблемы ее преподавания. М.: Добросвет, 1998. -С. 220−228.
- Мейер O.A. Просодические особенности основных типов высказываний вучительской речи: Дис. канд. наук: 10.02.01, М., 1999
- Минаева Л.В. Слово в языке и речи. Москва: Высшая школа, 1986, 148 с.
- Михайлова A.B. Интегрирующая функция просодии в рамках асимметричного диалога. Автореф. дис.канд. филол. наук. М., 1992.16 с.
- Михальская A.K. Пути развития отечественной риторики: утрата и поиски речевого идеала// Филологические науки. 1992.- № 3. С. 55−67.
- Михальская А.К. Основы риторики. М.: Просвещение, 1996.- 416 с.
- Михасенко Т.В. Функциональный аспект речевых пауз в современном английском языке. Автореф. дис.канд. филол. наук.- Минск, 1986.
- Неориторика: генезис, проблемы, перспективы (сборник научно-аналитических обзоров). Москва, 1987. — 216 с.
- Нестерова Т.Д. Роль просодии в передаче модальной информации в рамках диалогического фрагмента. Дис. канд. филол. наук. М., 1991.190 с.
- Николаева Т.М. Семантика акцентного выделения. Изд. 2-е.- М.: Едиториал УРСС, 2004. 104 с.
- Об ораторском искусстве. М.: Политиздат, 1973. — 367 с.
- Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990. — 240 с.
- Оршанская Е.Г., Ипполитова H.A. Культура речи учителя иностранного языка (Педагогическая риторика): Учебное пособие. — М.: Флинта: Наука, 2004.- 224 с.
- Панкрац Г. Я. Интонация переспроса, уточняющего вопроса и вопроса -повтора в современном немецком языке: Автореф. дис.канд.филол. наук.-М., I960.- 22 с.
- Пешков И.В. О типологии ситуаций речевого общения и возможности обоснования научного статуса риторики // Языковое сознание: стериотипы и творчество. -М.: Институт языкознания РАН, 1988.- 162 с.
- Пешков И.В. Введение в риторику поступка. М.: Лабиринт, 1998.288 с.
- Прохоров Ю.Е. Действительность. Текст. Дискурс.- М.: Флинта, Наука, 2004. 224 с.
- Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. — М.: Лабиринт, 1994.210 с.
- Рождественский Ю.В. Теория риторики. М: Изд-во «Добросвет», 1999.-с. 164.
- Рождественский Ю.В. Теория риторики: учеб. Пособие. -4-е изд., испр. -М.: Флинта: Наука, 2006. 512 с.
- Сахаров Р.В. Навыки и умения лектора (краткий психологический очерк). -М.: Знание, 1978.
- Сейранян М.Ю. Роль просодии в обеспечении риторической ориентированности академической публичной речи: Дис. .канд. филол. наук. М., 2003.- 172 с.
- Сиротинина О.Б. Стилевая принадлежность и текстовая организация устной научной речи // Стилистика текста в коммуникативном аспекте. Межвузовский сборник научных трудов. Пермь, 1987.
- Скорикова Т.П. Лингвистические приметы акцентно маркированных лексем в устном научном тексте.// Проблемы фонетики. М.: Наука, 1999, № 3. — С. 265−272.
- Смелкова З.С. Специфика педагогическогог общения.// Педагогическая риторика. М.: МПГУ, 2001.- С. 9−23.
- Соколова М.А. и др. Теоретическая фонетика английского языка. М.: Высшая школа, 1994.- 286 с.
- Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика.- М.: Высшая школа, 1991. 182 с.
- Сопер П. Основы публичной речи. М.: Прогресс-академия, 1992.416 с.
- Степанов Ю.С. Альтернативный мир, дискурс, факт и причины причинности//Язык и наука XX века. М.: Наука, 1995. — С. 35−73.
- Тарасов Е.Ф. Речевое воздействие: методология и теория. Структура сознания в речевом воздействии// Оптимизация речевого воздействия. -М.: Наука, 1990. -С. 5−18.
- Торсуева И.Г. Функциональная теория интонации. Дис.докт.филол.н аук.-М., 1975.-354с.
- Тырыгина В.А. Проблема жанра в массово-информационном дискурсе. Автореф. дис. кандид. филол. наук., М., 2008. 46 с.
- Филоненко Т.А. Жанрово-стилистические характеристики англоязычного научно-методического дискурса. Автореф. дис. .докт. филол. .наук Самара, 2005. -19 с.
- Фомиченко Л.Г. Просодическая реализация коммуникативных функций сообщения и воздействия в английской монологической речи. Дис. канд. филол. наук. М., 1985. — 230 с.
- Формановская Н.И. Русский речевой этикет. Лингвистический и методический аспекты. М.: Русский язык, 1982. — 126 с.
- Фрейдина Е.Л. Роль просодии в реализации прагматических отношений в побудительном диалоге. Автореф. дисс.кандид. филол. наук. М., 1989.- 16 с.
- Фрейдина Е.Л. Публичная речь и ее просодия. Монография. М.: «Прометей» МПГУ, 2005
- Хайлович Л.В. Объяснительный монолог как педагогический речевой жанр.// Педагогическая риторика.- М.: МПГУ, 2001. С. 230−237.
- Чаковская М.С. Текст как сообщение и воздействие. М.: Высшая школа, 1986. 128 с.
- Человеческий фактор в языке: коммуникация, модальность, дейксис. — М.: Наука, 1992.-267с.
- Черемисина Н.В. Законы и правила русской интонации: Учеб. пособие. -М.: Флинта: Наука, 1999. 520 с.
- Чикилева Л.С. О роли просодии в выражении функций рационального и эмоционального воздействия на адресата/ Прагматическая функция просодии: Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1987, С. 153−174.
- Чикилева J1.C. Риторический дискурс: когнитивно-прагматический и структурно-стилистический аспекты: Монография. — М.: Флинта: Наука, 2005.-316 с.
- Ширяева Е.Н. Культура русской речи. Учебник для ВУЗов. М.: Норма, 1998.
- Швейцер А.Д. Современная социолингвистика.- М., 1960. -371 с.
- Шевченко Т.И. Социальная дифференциация английского произношения.- М., «Высшая школа», 1990. 144 с.
- Цицерон Марк Тулий Три трактата об ораторском искусстве.-М.: «Наука», 1972.
- Якутина М. В. Просодические формы речевого поведения участников судебного процесса. Автореф. дисс. канд. филол. Наук. М., 2002.- 22 с.
- Abercrombie D. Elements of General Phonetics. Edinburgh: Edinburgh Univ. Press, 1967.-203 p.
- Backlund I. Grounds for Prominence. On Hierarchies and Grounding in English Expositary Text// Studia Neophilologica, 1988, vol.60, № 1. P.37−61.
- Baumlin J. S. Ethos: New Essays in Rhetorical and Critical Theory. -Dallas, Tex., 1994.
- Bolinger D. Language the Loaded Weapon: the Use and Abuse of Language Today. — London: Longman, 1980. — 214 p.
- Bostock L. Speaking in Public. Glasgow: Harper Collins, 1994. — 282p.
- Bradford B. Intonation in Context. Cambridge University Press, 1994. -52 p.
- Branham R., Pearce B. The Conversational Frame in Public Address// Communication Quarterly 44, 1996. P. 423−439.
- Brazil D. The Communicative Value of Intonation. Cambridge-Cambridge University Press, 1997. — 188 p.
- Breen P. Michael, Littlejohn Andrew The significance of negotiation.// Classroom Decision-Making. Negotiations and process syllabuses in practice/
- Ed. by Michael P. Breen, Andrew Littlejohn. Cambridge Language Teaching Library. Cambridge University Press, 2000.
- Bostock L. Speaking in Public. Harper Collins Publishers, 1994.
- Brown G. Listening to Spoken English. M.:npocBemeHHe, 1984. — 168 p.
- Brown G., Yule G. Discourse Analysis. Cambridge, Cambr.Univ.Press, 1983.-288 p.
- Brown P., Levinson S. Politeness: Some Universals in Language Use. -Cambridge:Cambr.Univ.Press, 1987. 345 p.
- Bryant D., Wallace K. Oral Communication. New Jersey: Prentice Hall, Inc., 1976. — 270 p.
- Burke Kenneth. A Grammar of Motives. NY: Prentice hall, Inc., 1945.
- Burke Kenneth. A Rhetoric of Motives. Berkley: University of California Press. 1962.
- Carr Ph. English Phonetics and Phonology. Oxford: Blackwell Publishers Ltd, 1999.- 169 p.
- Connor U. Contrasive Rhetoric. Cambridge: Cambridge University Press, 2002.-201 p.
- Cruttenden A. Intonation. Cambridge: Cambr.Univ.Press, 1986. — 197 p.
- Crystal D. The English Tone of Voice. London: Edward Arnold, 1975.
- Crystal D. The English Language. London: Penguin, 1990. — 288 p.
- Crystal D. The Camdridge Encyclopedia of the English Lang.
- Davidson J. The Complete Guide to Public Speaking. N. J: John Wiley and Sons, 2003.-324 p.
- Detz J. How to Write and Give a Speech. NY: StMartin Griffin, 1992. -204 p.
- Fox K. Watching the English. The hidden Rules of English Behaviour. -London, 2004.
- Halliday M.A.K. Explorations in the Functions of Language. London: Arnold, 1973.- 143 p.
- Halliday M.A.K. Language as Social Semiotic: The Social Interpretation of Language and Meaning. London: Arnold, 1978. — 256 p.
- Hamlin S. How to Talk so People Listen. L., 1993. — 287 p.
- Kaplan D., Manners R. Culture Theory. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1972.-212 p.
- Kuleshov V. The Basics of Effective Communication. M.: Центр Ком, 2001.-64 с.
- Labov W. The Study of Language in its Social Context// Stadium Generale, V.23,1970.-P. 30−37.
- A Course in Phonetics. — NY: Harcourt, Brace, Jovanovich Inc., 1982. — 300 p.
- Laver J. Principles of Phonetics. Cambridge: Cambr. Univ. Press, 1994. -707 p.
- Leech G.N. Principles of Pragmatics. London: Longman, 1983. — 250p.
- Lieberman P. Intonation, Perception and Language. Cambridge, Mass., 1967.-210 p.
- O’Connor J.D. and G.F. Arnold Intonation of Colloquial English. A practical handbook. London: Longman, 1973 — P. O’Keefe D. Persuasion: Theory and Research. — Newberry Park, Calif., 1990. — 310 p.
- Perelman Ch. and Olbrechts-Tyteca L. The New Rhetoric: A Treatise on Argumentation. University of Notre Dame Press, 1969.
- Phil Benson, Peter Voller Autonomy and independence in language learning. London- New York: Longman, 1997.
- Phillips G. Speaking in Public and Private. Indianapolis, 1984. — 376 p.
- Roach P. English Phonetics and Phonology. Cambridge: Cambr.Univ. Press, 1994.-262p.
- Sinclair J. McA. Coulthard R.M. Towards an Analysis of Discourse. The English used Teachers and Pupils. Oxford: Oxford Univ. Press. 1975.-iv-163 p.
- Sloane Thomas. Encyclopedia of Rhetoric. Oxford: Oxford Univ. Press, 2001.-837 p.
- Schiffrin D. Interactional sociolinguistics// Sociolinguistics and Language Teaching Cambridge Univ. Press, 1996.- P. 307−325.
- Smith B.O., Meux M.C. A study of the logic teaching. Urbana: University of Illinois Press. 1970.-231 p.
- Stubs M. Discourse Analysis. The Sociolinguistic Analysis of Natural Language. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1983. -272 p.
- Stubs M., Delamont S. Explorations in Claccroom observations. London: Wiley, 1976.-221 p
- Swales J. Genre Analysis: English in Academic and Research Settings. — NY: Cambr. Univ. Press, 1990.
- Tannen D. Talking Voices: repetition, dialogue and imagery in conversational discourse. Cambridge: Cambr. Univ. Press, 1989. -240p.
- Vicar R. How to Speak and Write Persuasively. London: Kogan Page, 1994.- 125p.
- Waimon M.D. Feedback in classrooms: a study of corrective teacher response //Journal of Experimental Education, 1960. vol.30-№ 4. — P. 355 359.
- Wells W.H.G. An Experimental Approach to the Interpretation of Focus in Spoken English// Intonation in Discourse/ ed/ by Catherine Johns-Lewis. -London, Sydney: Groom Helm, 1986. P.53−75.
- Wichmann A. Intonation in Text and Discourse: Beginnings, middles and ends. London, 2000. 160 p.
- Withall J., Lewis W.W. Social interaction in the classroom//Handbook of Research on Teaching/ Ed. by N.L. Gage. Chicago: Rand McNally and Company. — 1965. — ix. — p. 683−714.