Альтернативные идеи в современных западноевропейских концепциях образовательного процесса
Создание единого европейского и мирового образовательного пространства и интеграция в него России объясняют интерес к современным концепциям реформирования образования за рубежом. Общие тенденции развития зарубежной педагогической мысли рассматривались в рамках сравнительной педагогики А. Н. Джуринским, З. А. Мальковой, В. Я. Пилиповским, А. И. Пискуновым, Т. Ф. Яркиной и др. Альтернативные… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Философско-методологические подходы к рассмотрению альтернативных идей в современных концепциях образовательного процесса
- 1. 1. Альтернативные идеи как фактор развития образовательного процесса
- 1. 2. Альтернативные идеи в современных концепциях образовательного процесса как объект изучения в психолого-педагогической литературе
- 1. 3. Философско-методологическое обоснование альтернативной идеи открытости образовательного процесса в Западной Европе
- 1. 4. Исторические и социокультурные предпосылки возникновения и распространения альтернативных идей в современных концепциях образовательного процесса в Западной Европе
- Глава 2. Реализация альтернативных идей открытости, партисипатив-ности и многоперспективного планирования в концепциях образовательного процесса
- 2. 1. Реализация альтернативных идей в дидактических концепциях
- 2. 2. Реализация альтернативных идей в социально-педагогических 90 концепциях
- 2. 3. Реализация альтернативных идей в концепциях мультикультур-ного образования
Альтернативные идеи в современных западноевропейских концепциях образовательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность данного исследования обуславливается происходящими в последнее десятилетие глубинными изменениями в российском обществе.
Задача построения демократического государства с функционирующей рыночной экономикой выдвигает особые требования ко всем областям общественной жизни: политике, экономике, науке и образованию.
Изменения в обществе диктуют необходимость нового мышления, формированию которого должна помочь система образования. Это обуславливает поиск новых парадигм развития педагогической теории и практики на основе демократических и гуманистических идеалов.
В этой ситуации особую значимость приобретают исследования альтернативных идей содержания и организации образовательного процесса. В отечественной педагогической литературе последних лет активно разрабатывались идеи вариативности, педагогической поддержки, сотрудничества и др. В 80-ые — 90-ые годы отмечается всплеск интереса к западной реформаторской педагогике конца XIX — начала XX века, в основе которой лежат многие альтернативные идеи, актуальные для построения образовательного процесса сегодня.
Создание единого европейского и мирового образовательного пространства и интеграция в него России объясняют интерес к современным концепциям реформирования образования за рубежом. Общие тенденции развития зарубежной педагогической мысли рассматривались в рамках сравнительной педагогики А. Н. Джуринским, З. А. Мальковой, В. Я. Пилиповским, А. И. Пискуновым, Т. Ф. Яркиной и др. Альтернативные концепции образовательного процесса в истории педагогики изучались М. В. Звягловой, И. В. Лукашенко, Г. Нолем, М. Н. Певзнером, С. А. Расчетиной и др. Отдельные аспекты, например, открытое обучение, открытие школы социуму были освещены в работах Н. М. Воскресенской, Й. Й. Жилинскаса, Е. Б. Лысовой, В. И. Петрищева и др. Ведущие идеи современных концепций образовательного процесса в мировой педагогике раскрыты в работах зарубежных исследователей К. Р. Бауша, Г. Бринкманна, Г. Гентига, Э. Юргенса и др.
Тем не менее, можно констатировать, что, несмотря на расцвет сравнительной педагогики и значительное количество публикаций, освещающих различные стороны педагогического поиска в других странах, сегодня недостаточ.
N. но исследованы альтернативные идеи в современной западноевропейской педагогике (особенно 70 — 90-х годов), продолжающие традиции реформаторской педагогики начала XX века и возникшие как ответ на радикальные изменения социокультурной ситуации в постиндустриальном обществе.
Все вышеизложенное обуславливает наше обращение к вопросу об альтернативных идеях в современных западноевропейских концепциях образовательного процесса и позволяет определить объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования: современные концепции образовательного процесса.
Предмет исследования: идеи открытости, партисипативности и многоперспективного планирования в современных концепциях образовательного процесса как педагогическая альтернатива.
Цель исследования: раскрыть сущность альтернативных идей в современных западноевропейских концепциях образовательного процесса.
Задачи исследования:
— уточнить понятие «альтернативная идея» в педагогике;
— проанализировать раскрытие идей открытости, партисипативности и многоперспективного планирования в западноевропейской психолого-педагогической литературе;
— раскрыть философско-методологические основания идеи открытости как ведущей альтернативной идеи;
— выявить исторические и социокультурные предпосылки возникновения и распространения альтернативных идей в современных западноевропейских концепциях образовательного процесса;
— выявить общие черты и раскрыть качественное своеобразие открытости, партисипативности и многоперспективного планирования как альтернативных идей в современных концепциях образовательного процесса в Западной Европе.
Теоретико-методологическими основами данного исследования явились:
— положение об альтернативе как источнике развития научного познания (И. Лакатос, Т. Кун, К. Поппер, П. Фаейрабенд и др.);
— концепция педагогической альтернативы (М.Н.Певзнер, С. А. Расчетина и др.);
— концепция целостного мирового образовательного процесса и своеобразие его появления в различных странах (А.Н.Джуринский, З. А. Малькова,.
B.Я.Пилиповский, Т. Ф. Яркина и др.);
— общая теория систем и синергетическая концепция (Ф.Ф.Королев, Н. Ф. Кузьмина, И. Пригожин, Ю. П. Сокольников, И. Стенгерс, В. Хилл,.
C.С.Шевелева и др.);
— антропологические основания теории и практики образования (Б.М.Бим-Бад, О. Ф. Больнов, В. Б. Куликов, Л. М. Лузина, и др.);
— современные культурологические концепции (Б.С.Брасов, Т. Ф. Кузнецова, В. М. Междев, М. А. Чешков и др.).
— зарубежные дидактические теории открытого обучения (Д.Беннер, Г. Брюгельманн, Й. Рамзегер и др.).
Для решения задач исследования применялись следующие методы: анализ, синтез и педагогическая интерпретация информации, содержащейся в источникахсравнительно-исторический метод, обеспечивающий сравнительный анализ многообразия различных альтернативных идей в современных западноевропейских концепциях образовательного процесса Европылогические и но-мотетические (обобщающие) методы, позволяющие создать целостное представление о предмете исследованиятерминологические методыинтервью с зарубежными коллегамиконтент-анализ документации образовательных проектовнаблюдение за образовательным процессом.
Этапы исследования:
I 1997 — 1998гг. Поисковый этап. Разработка исходных теоретических позиций, формирование целей и задач исследования, определение его объекта и предмета, изучение философской и психолого-педагогической литературы.
П 1998 — 1999гг. Основной этап. Исследование реализации идей открытости, партисипативности и многоперспективного планирования в современных дидактических, социально-педагогических и концепциях мультикультурного образования в Западной Европе. Изучение документации образовательных проектов и наблюдение за образовательным процессом. Подготовка к печати статей и Тезисов выступлений на научно-практических конференциях.
Ш 1999 — 2000гг. Завершающий этап. Анализ и обобщение полученных данных, уточнение теоретических положений, обоснование выводов, оформление результатов исследования.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается четкостью методологических позиций, внутренней непротиворечивостью теоретических выводов, использованием методов исследования, адекватных задачам и отвечающих специфике предмета изучения.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:
— дано теоретическое обоснование открытости, партисипативности и многоперспективного планирования как альтернативных идей в современных западноевропейских концепциях образовательного процесса;
— раскрыты философско-методологические основания открытости как ведущей альтернативной идеи в современной западноевропейской педагогике;
— введен в научный оборот широкий и многообразный фонд оригинальных источников, существенно расширяющих базу данных об альтернативных идеях в современных западноевропейских концепциях образовательного процесса;
— выявлены исторические и социокультурные предпосылки возникновения и распространения альтернативных идей в современных концепциях образовательного процесса в педагогике Западной Европы;
— осуществлен научно-теоретический анализ реализации альтернативных идей в современных дидактических и социально-педагогических концепциях, а также в концепции мультикультурного образования в странах Западной Европы.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут составить основу для разработки концепций образовательного процесса, построенного на интеграции современных отечественных и зарубежных гуманистических идей, а также могут использоваться для лекционной работы, подготовки спецкурсов, особенно билингвальных, по сравнительной педагогике, образовательных программ в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Апробация результатов исследования осуществлялась на научно-практических конференциях ИНПО НовГУ, на научной конференции «Педагогическое образование: история, проблемы, перспективы» (Новгород, 1998г). Материалы исследования использовались при проведении практических занятий по билингвальным курсам дидактики и менеджмента в образовании со студентами психолого-педагогического факультета НовГУ им. Ярослава Мудрого. Результаты исследования применялись при разработке и осуществлении проекта ОЭР по теме «Построение открытого образовательного процесса по предмету «иностранный язык» в Новгородском педагогическом лицее-интернате.
На защиту выносятся:
1. Теоретическое обоснование альтернативных идей в современных концепциях образовательного процесса.
2. Философско-методологические основы открытости как ведущей альтернативной идеи в педагогике Западной Европы.
3. Влияние идей открытости, партсипативности и многоперспективного планирования на интенциональный, содержательный и операциональный компоненты образовательного процесса в дидактических, социально-педагогических и культурологических концепциях.
Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения.
Результаты исследования реализации этих идей в концепции открытого обучения наглядно представлены в таблице 3.
Заключение
.
Теоретико-методологический анализ исследуемой проблемы позволяет понять значение альтернативных идей в теории и практике образования и сделать ряд обобщающих выводов:
Развивающиеся альтернативные идеи составляют основу концепций образовательного процесса, учитывающих последние достижения научного поиска и изменений социокультурной ситуации, и указывают на новые, отличные от традиционных пути достижения целей образования. Понимание сущности этих идей позволяет реформировать образовательный процесс не интуитивно, а на основе научного знания.
Анализ развития альтернативных идей в педагогике Западной Европы позволил обнаружить появление идей открытости, партисипативности и многоперспективного планирования, которые наряду с не утратившими своего альтернативного характера идеями педоцентризма, свободы, творчества и некоторыми другими лежат в основе современных реформаторских концепций образовательного процесса.
Идея открытости социуму отражает обращение к отдельному ученику и социум как источникам постоянного самообновления образовательного процесса, гибкая взаимосвязь теории и практики, планирования и реализации образовательного процесса на основе ситуационного анализа. Идея партисипативности указывает на новые пути гуманизации и демократизации образования за счет участия учеников, учителей, родителей и общественности в принятии решений, касающихся практически всех аспектов образовательного процесса. Ее существенной особенностью является влияние максимально широкого круга лиц на решения (в том числе дидактические) учителя и обогащение в результате этого содержания, методов, форм и средств образовательного процесса. Идея многоперспективного планирования может рассматриваться как ответ на неоднородность и плюрализм современного общества и стремление учесть это многообразие за счет планирования образовательного процесса на основе альтернативных педагогических концепций и антиципации различных перспектив его протекания.
Эти идеи относительно самостоятельны, но должны рассматриваться в тесной взаимосвязи. Причем идея открытости является ведущей и дает понимание развития современного развития образовательного процесса и высвечивает влияние других идей.
Выявление философско-методологических основ открытости с позиции системного, синергетического и антропологического подходов, а также теории открытого общества указывает на необходимость рассмотрения открытости как сложного, многомерного явления, в котором отразились изучение процессов обмена информацией (в самом широком смысле) с другими системами и со средой как важного свойства физических, а в особенности биологических и социальных систем, значение неопределенности в открытых неравновесных системах, понимание человека как «открытый вопрос», обращение к его экзистен-циональной открытости как постоянной незавершенности, отражающей стремление к самосозиданию, саморазвитию критичное отношение к формализованной системе норм и правил, необоснованных традиций, полностью детерминирующих развитие личности. Для осознания этого феномена необходимо учитывать диалектическое единство открытости как незавершенности, возможности дальнейшего совершенствования и открытости как способности к обмену информацией. Образовательный процесс является незавершенным, так как личность потенциально бесконечна, потому постоянно требуется новая информация для дальнейшего развитияв то же время постоянное взаимодействие со средой, с другими системами обуславливает появление новых перспектив дальнейшего протекания процесса, новых факторов, влияющих на него, что ведет к незавершенности, дальнейшему совершенствованию, саморазвитию.
Социокультурная ситуация в Западной Европе во второй половине XX века, характеризующаяся развитием постмодернистских тенденций: обнаружение недостатков позитивистской картины мира, внимание к другим формам и методам его познания, демассовизация и приоритет человека по отношению к существующим институтам, плюрализм жизненных стилей в открытом обществе, подвижность ценностных установок и др., обусловила возникновение и распространение идей открытости, партисипативности и многоперспективного планирования в различных педагогических концепциях, моделях, движениях.
Реализация этих идей в концепциях открытого обучения, открытия школы социуму мультикультурного образования позволяет с новых позиций решить ряд актуальных проблем образования, поскольку способствует активному взаимодействию образовательных учреждений с внешней средой, интенсивному диалогу различных культур, внедрению в педагогическую практику новых образовательных технологий.
Формирующееся в контексте современных реформ образования в России новое педагогическое мышление впитывает в себя инновационный опыт других стран. Для реализации демократических и гуманистических принципов в образовании, обеспечивающих развитие личности с учетом индивидуальных и социальных потребностей, весьма перспективным представляется построение образовательного процесса на основе интеграции отечественных и зарубежных альтернативных идей, что позволит не только решить ряд локальных педагогических проблем, но и способствовать развитию мирового образовательного пространства, важной частью которого является Россия.
Список литературы
- Алексевич Г. J1. Принцип единства и дифференциации образования в современной школьной системе Великобритании (80-е годы). Автореферат дисс.. канд. пед. наук, Киев, 1992, 24с.
- Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике: Учебно-методический комплекс для студентов педагогических вузов: В 2 ч. / Под ред. М. Н. Певзнера и С. А. Расчетиной. Новгород, 1994. — 4.2. — 232 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Ба-банский. М., 1989, 560с.
- Беляева Л.А.: Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сборник научных трудов / Отв. ред. Е. В. Ткаченко, Вып. 1. Екатеринбург, с. 36 -45.
- Бим-Бад Б. М. Антропологические основания теории и практики современного образования. Очерк проблем и методов их решения. М., 1994, 36с.
- Бим-Бад Б.М., Петровский А. В.: Образование в контексте социализации/Педагогика. 1996. -№ 1 — с. 3 — 8.
- Брасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. М., 1996, 591с.
- Вихранский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. М.: Гарда-рики, 1999. 528 с.
- Газман О.С.: Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // новые ценности образования: Вып. 6. Москва: Инноватор, 1996, с. 10−38.
- Германия. Факты / Пер. с нем. Брауншвайг, 1993. 414 с.
- Гусинский Э.Н., Турганинова Ю. И. Образование личности: Пособие для преподавателей. М., 1994,136с.
- Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность: Учебное пособие. М. 1993. — 177 С.
- Джуринский А.Н.: Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1993, 192с.
- Евтушенко С.В. Макровоспитательная система как фактор оптимизации воспитательного процесса. Автореферат дисс.. канд. пед. наук., М., 1998, 19с.
- Жилинскас Й.Й. Тенденции развития начальной школы Франции (1970 — 1990): Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук в форме научного доклада. Вильнюс, 1990.
- Заяр-Бек, Е.С.: Основы педагогического проектирования: Учебное пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов практиков. Санкт-Петербург, 1995,234с.
- Иванов Е.В. Свободное воспитание как педагогическое направление в Западной Европе в первой трети 20-го века. Дисс. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1997, 174с.
- Ильина Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. М.1972
- Казакова Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход). Автореферат диссертации доктора пед. наук. СПб, 1995, 34с.
- Казакова Е.И., Тряпицина А. П. Диалог на лестнице успеха (школа на пороге нового века). СПб., 1997. 160 с.
- Кнайтбридж С. Образование через сообщество в Англии и Уэлсе // Новые ценности в образовании: Образование и сообщество. М.: Инноватор. -1996. С. 86−91
- Князева Е. Н. Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. — № 12. — с. 3 — 20.
- Князева М.М.: Мультикультурное пространство образования // Новые ценности образования с. 58 59.
- Концепция проекта «Город как — школа»: помощь и поддержка (разработана при участии Института продуктивного обучения в Европе (IPLE)) // Новые ценности образования: Вып. 6. Москва: Инноватор, 1996, с. 121 — 124.
- Копнин П.В. Проблемы диалектики как логики и теории познания.- М., 1982.
- Копнин П.В. Идея как форма мышления.- Киев, 1963.
- Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. 1970. — № 9. — с. 103−106.
- Кривцун О.А. Культурная политика // Социология: словарь-справочник/ Редкол. Г. В. Осипов (отв.ред.) В 4.- М.1992.-Т.2.
- Кривцун О.А. Культурные контакты // Социология: словарь-справочник / Редкол. Г. В. Осипов (отв.ред.): В 4 т, — М., 1992-Т.2.
- Крылова Н.Б. Мультикультурное образование // Новые ценности образования с. 56 — 58.
- Крылова Н.Б. Образование через сообщество // Новые ценности образования с. 61 63.
- Куликов В.Б. Педагогическая антропология. Источники, направления, проблемы. Свердловск. 1988. — 192 с.
- Культура: теории и проблемы: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т. Ф. Кузнецова, В. М. Междев, И. О. Шайтанов и др. М.: Наука, 1995,279с.
- Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977.-305 с.
- Кутовая Т.Н. Индивидуализация и дифференция обучения в социалистических и капиталистических странах (сравнительный анализ). Автореферат дисс.. канд.пед. наук. Казань, 1988, 16с.
- Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Медиум, 1995. 236 с.
- Леднев B.C. Содержание образования. М. 1989
- Ленин В.И. Конспект книги Гегеля «Наука логики» // Полн. собр. соч. М., — 1977. — т. 29. — с. 77 — 218.
- Лузина Л.М. Лекции по теории воспитания (для студентов педагогических вузов) Псков. 1995.- 218 с.
- Лысова Е.Б. Французские педагоги о проблемах модернизации содержания образования // Педагогическая мысль в странах Запада на современном этапе: Сборник научных трудов / Редкол.: В. Я. Пилипповский (отв. ред.) и др. М.: Изд. АПН СССР, 1991, с. 67 82.
- Междисциплинарные исследования в педагогике / Под ред. В. М. Полонского. М. 1994. — 229 с.
- Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие. / Под ред. гл.-кор. АПИ СССР, проф. Н. В. Кузьминой Л., 1980, 172с.
- Новикова Л. И., Соколовский М. В. «Воспитательное пространство» как открытая система. (Педагогика и синергетика) // Общественные науки и современность. 1998.- № 1.- С. 132−143
- Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. члена -кор. РАО Бондаревской Е. В. Ростов-на-Дону. Изд-во РГПХ, 1995,216с.
- Оплетаева Л.М.: Развитие учащихся в школе, построенной на интеграции отечественных и зарубежных гуманистических идей (на материале начального звена). Автореферат. канд. пед. наук, Тюмень, 1997, 21с.
- Осипов A.M. Общество и образование: Лекции по социологии образования / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Новгород, 1992. — 204 с.
- Певзнер М.Н. Реформаторское движение в педагогике Западной Европы конца XIX- начала XX века. Новгород, 1996 -181 с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов в педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого,-М., 1995.
- Педагогическая энциклопедия: в 4 т. Т.З. М.: Советская энциклопедия, 1966.
- Петрищев В.И. Великобритания: социализация молодежи на рубеже 90-х годов XX века. Красноярский гос. университет. Красноярск, 1992, 145с.
- Пилипповский В.Я. Неогуманистические идеи в западной педагогике // Педагогика. 1993.-№ 6. 97−102
- Пилипповский В.Я. Критика современных буржуазных теорий формирования личности. М., 1985
- Пилипповский В.Я. Традиционалистко-консервативная парадигма в теории обучения на Западе // Педагогика.- 1992.-№ 9−10. С.106−113
- Писарева Л.И. Проблемы общего образования в современной педагогике ФРГ // Педагогическая мысль в странах Запада на современном этапе: Сборник научных трудов / Редкол.: В. Я. Пилипповский (отв. ред.) и др. М.: Изд. АПН СССР, 1991, с. 67 82.
- Поппер К. Р. Открытое общество и его враги: в 2 т. Т. 1: Чары Платона. М.- 1992.- 448 с.
- Пригожин И., Стенгерх И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986, 432с.
- Приходько Д.Н. Политологический анализ тоталитарной и демократической систем образования // Образование в Сибири. 1995. — № 1. — С. 15−24
- Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М., 1995,272с.
- Рузавин Г. И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии. 1995. — № 8. — с. 63 — 72.
- Семенов И.Н., Кларин М. В. Личностная ориентация в непрерывном образовании: практико-ориентированное исследование инновационных тенденций // Гуманизация образования. 1995. — № 4. — с. 32 — 38.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е.Н.: Педагогика: Учебное пособие. М: Школа —Пресс, 1996, 512с.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Энциклопедия. 1982
- Современная развивающаяся школа: Сборник научных практико-ориентированных статей / Под ред. действительного члена РАО, д.п.н., проф. З. И. Васильевой. СПб., 1997. 171 с.
- Сокольников Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников: Учебно-методическое пособие. М., 1990, 90с.
- Тарасов В.В.: Образование // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / ред. составитель Н. Б. Крылова, М., 1995, с. 60−61.
- Теория и практика воспитательных систем /Редкол.: Л. И. Новикова (отв. ред.) и др.: в 2-х книгах- кн. 2. М.: Изд. ИТП и МИО РАО, 1993 206с.
- Файерабенд П.К. Ответ на критику // Структура и развитие науки / Сборник переводов. М.: Прогресс, 1978. — С. 419−470.
- Холл П. Community education: ответ на нужды детей// Новые ценности в образовании: Образование и сообщество. М.: Инноватор. 1996. С. 82−85
- Чешков М.А. «Новая наука», постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии. 1995. — № 4. — с. 24 — 34.
- Шевелева С.С. Философско-методологические основы современной системы образования (постнеклассический подход). Автореферат дисс.. канд. философских наук, М., 1996, 23с.
- Школьные реформы в развитых странах Запада / Под ред. З. А. Мальковой, B.C. Митиной: Экспериментальное учебное пособие. М., 1992, 157с.
- Шнейдер Й. Community Education, Productive Learning и развитие молодежи // Новые ценности в образовании: Образование и сообщество. М.: Инноватор. 1996. — С. 102−106
- Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения Западной Европы и США I Под ред. Пискунова А. И., Джуринского А. Н. М. 1989. -94 с.
- Юлина П. С. Философия Карла Поппера: мир предласположенно-стей и активности самости // ВФ. 1995.- № 10.- С.45−5
- Яковлева Н.О. Гибкие педагогические технологии как фактор повышения качества образования школьников. Автореферат дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1998,18с.
- Яркина Т.Ф. Концепция целостной школы в современной немецкой педагогике И Педагогика 1992.-№ 7−8. — С. 110−116
- Яркина Т.Ф. Западные педагоги о развитии современной школы // Советская педагогика.- 1991.-№ 12.
- Arlin, М.: Opeen Education and Pupil’s Attitudes. In: The Elementary School Journal, 1976,76,4, S. 229−228.
- Banaschewski, A.: Offene Schultiir. In: Padagogisches Lexikon: in 2 Banden / hrsg. von Walter Horney u.a. Gtitersloh: Bertelsmann, 1970, Bd. 2 S. 508−509
- Banks, J. A.: Multicultural Education. In: The international encyclopedia of education: research and studies/ ed.-in-chief: Torsten Husen. 1. ed.. Oxford u.a.: Pergamon Pr., 1985, v. 6. M O. p. 3340−3442
- Beattie N.M. Formalized parent paticipation: A comparativ perspektive (France, German Federal Republik, England and Wales // Comparative Education.- 1978. 14. — p. 41−48
- Beck, U.: Risikogesellschaft: auf dem Weg in eine andere Moderne. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1986. 391 S.
- Belser, H., Roeder, H.-M., Thomas, H.(Hrsg): Kinder, Schule, Eltern-haus, Eine Untersuchung tiber das englische Primarschulwesen (Plowden-Report). Frankfurt/M, Berlin, Munchen: Verlag Moriz Diesterweg, 1972, 366 S.
- Benner, D.: Erziehungswissenschaft 1976. Fortschritt oder Riickschritt im Bereich padagogischer Theoriebildung und Forschung (1977). In: Benner, D.:Studien zur Theorie der Erziehungswissenschaft. Weinheim u.a.: Juventa-Verl. 1994, S.151−188
- Bertalanffy, L., von: The Theoiy of Open Systems in Physics and Biology. In: Science, 1950, Vol.111,23fF.
- Bollnow, O.F.: Die philosophische Anthropologic und ihre methodis-chen Prinzipien. In: Philosophische Anthropologic heute. Munchen: C.H. Beck, 1974,214 S.S. 19−36
- Brinkmann, G.: Geschlossene oder offene Curricula eine falsche Alternative. In: Die Deutsche Schule, 66, 6, 1974, S. 388−400
- Briigelmann H. Auf der Suche nach der verlorenen Offenheit // Jahrbuch der Erziehungswissenschaft 1976. Stuttgart. 1977. — S. 121−145
- Brtigelmann H. Lernziele im offenen Curriculum 11 Thema Curriculum. Beitrage zur Theorie und Praxis / Arbeitskreis Curriculum (Hg.). H. 2. — 1972. -S. 16−34
- Buhren, C.G.: Community Education Auch ein Konzept fur Interkul-turelle Erziehung. Hagen: Femuniversitat — Gesamtschule in Hageri, 1991, 87 S.
- Buhren, C.G.: Community Education Zur Theorie und Praxis einer Gemeinwesenorientierung von Schule und Weiterbildung. Ein Reader. Hagen: Femuniversitat — Gesamtschule in Hagen, 1993, 127 S.
- Callies E. Open Education eine Alternative // Grundschule. — 1976. -H. 2.-S. 12−15
- Cummins J., Swain M. Bilingualism in Education. London, 1986.
- Der Kultusminister des Landes Nordrhein-Westfalen: Rahmenkonzept Gestaltung des Schullebens und Offnung von Schule: Entwurf. Dusseldorf, 1988, 34 S.
- Derbolav J. Problem und Aufgabe einer Padagogischen Anthropologic im Rahmen der Erziehungswissenschaft // Psychologie und Padagogik. Heidelberg. 1959
- Dieterich, R.: Schiilerorientierter Unterricht: eine Bereichsabgrenzung. In: PSdagogische Welt, 1977,2, S. 11−19
- Dogson C. J. Bilingual Education: Evaluation, asessment, andmethodology. Cardiff. 1985
- Eibl-Eibesfeldt, J.: Stammesgeschichtliche Anpassungen im Verhalten des Menschen. In: Gadamer/Vogler, P. (Hg.): Biologische Anthropologic. 2. T. Munchen, Stuttgart 1972
- Einsiedler, W., Harle, H. (Hg.): Schulerorientierter Unterricht. Donau-worth: Auer 1978,263 S.
- Einsiedler, W.: Offener Unterricht: Strukturen Befunde — didaktisch-methodische Bedingungen. Westermanns Padagogische Beitrage, 1985, 37, 1, S. 20−22
- Ekstrand, L. H.: Multicultural Education. In: The international encyclopedia of education/ ed.-in-chief Torsten Husen. 2. ed. Oxford u.a.: Pergamon, 1994 y. 7 [Mau Par], p. 3960−3970
- Eliade, В.: Offener Unterricht: Versuche zur kooperativen und kreativen Veranderung der Schulpraxis am College d' Enseignement Technique Dijon- ein Beitrag zur «Education permanente et populaire». Weinheim u.a.: Beltz, 1975. 141 S.
- Ftirstenau P. Zur Psychoanyse der Schule als Institution // Fiirstenau P. u.a. zur Theorie der Schule. Weinheim, Berlin, Basel. 1972. — S. 9fF
- Glumpler E. Mehrsprachigkeit und Kulturenvielfalt in der deuschen Grundschule // Haarmann D. (Hg.) HandbuchGrundschule.- Bd.l.- Weihnheim, Basel, 1991. S. 65−75
- G6hlich M. Neue Reformpadagogiken versus klassische Reformpadagogiken // Offener Unterricht, community education, Alterhativschulpadagogik, Reggiopadagogik die neuen Reformpadagogiken- Geschichte, Konzeption, Praxis. Weinheim u.a.: Beltz 1997 S. 11−24
- G6hlich, M.: Offener Unterricht. Geschichte und Konzeption. In: Joachim Nauck (Hrsg.) Offener Unterricht: Ziele, Praxis, Wirkungen. 2. Aufl. — Braunschweig: Technische Univ., Seminar fur Unterrichtswiss., 1993 S. 26−38
- Gudjons, H.: Handlungsorientiert lehren und lernen: Projektunterricht u. Schuleraktivitat. Bad Heilbrunn/Obb.: Klinkhardt, 1986. 113 S.
- Haarmann, D.: Was heiJ3t hier «offen»? Uber die Mehrdeutigkeit etablierterUnterrichtskonzepte. In: Grundschule, 1988, 7, 37−41
- Hadow Report: The Primary School. London. 1931
- Haller, H.-D.: Determinanten des Unterrichts als Planungspramisse. In: Frey, K. (Hrsg.): Curriculum-Handbuch in 3 Banden. Miinchen: Piper, 1975, Bd. II, S. 539−564
- Hansel, D., Wienskowski, P.: Moglichkeiten und Grenzen didaktischen Handelns in der Regelschule. In: Enzyklopadie Erziehungswissenschaft: Hand-buch und Lexikon der Erziehung in 11 Banden und einem Registerband / hrsg. von Dieter Lenzen. Bd.3: Ziele
- Hentig, Hartmut, von. Die Bielefelder Laborschule. Aufgaben, Prinzipien, Einrichtungen.- Bielefeld, 1990
- Hentig, Hartmut, von. Die Schule neu denken.- 3. Auflage.-Munchen, Wien, 1994
- Herder, J.C.: Mensch und Geschichte: sein Werk im Grundriss. /Hrsg. von Willi A. Koch. Stuttgart: Kroener, 1962, 332 S.
- Hill, W., Fehlbaum, R., Ulrich, P.: Organisationslehre: Ziele, Instra-mente und Bedingungen der Organisation sozialer Systeme. Bern: Haupt, 1981
- Hofmann, K.T., Petry, Ch., Raschert, J., Schlotmann, B. (Hrsg.): Schu-loffiiung und interkulturelle Erziehung: wie regionale Arbeitsstellen Familie, Schule und Nachbarschaft helfen konnen. Weinheim u.a.: Beltz, 1993, 215 S.
- Holmberg, В.: Open University. In: The international encyclopedia of education/ ed.-in-chief Torsten Husen.. 2. ed.. — Oxford u.a.: Pergamon, 1994 V. 7, pp. 42−4220
- Howes, V.H.: Informal Teaching in the Open Classroom. New York: Mac Millan, 1974
- Huber L., Wenzel A. (Hg.) Wir sind alle gleich. Wir sind alle verschieden. Erfahrungen mit Heterogenitat in der Sekundarstufe II. Bielefeld. -1996.-191 S.
- Jurgens, E.: Die «neue» Reformpadagogik und die Bewegung offener Unterricht. Theorie, Praxis und Forschungslage. Sankt Augustin: Acad.-Verl. 1994, 138 S.
- Kasper H., Strobel H. Alternativen zur Grundschule // Die Schulewarte. 1976.-26.-S. 43−58
- Kasper, H., Piechorowski, A.(Hrsg.): Offener Unterricht an Grund-schulen. Berichte der englischen Lehrer. Ulm: Vaas Verlag, 1978
- Kasper, H.: Offener Unterricht an englischen Schulen eine Alternative? In: Kasper, H., Piechorowski, A.(Hrsg.): Offener Unterricht an Grund-schulen. Berichte der englischen Lehrer. Ulm: Vaas Verlag, 1978, S.9−24
- Kasper, H.: Offener Unterricht in der Diskussion. In: Grundschule, 1988, 5, S. 62−66
- Kast, E.E., Rosenzweig, J.E.: Organization and Management: A System Approach. New York: McCraw-Hill, 1970
- Kohl H. R. The Open Classroom. A Practical Guide to a New Way ofi
- Teaching. London.- 1970. 116 p.
- Kunert K. Theorie und Praxis des offenen Unterrichts.-Miinchen, 1978.
- KunertK. (Hg.) Beispiele zum offenem Unterricht.- Mtinchen, 1979.
- Kunert, K.: Theorie und Praxis des offenen Unterrichts. Mtinchen: Kosel, 1978, 173 S.
- Landesinstitut fur Schule und Weiterbilding (Hg.): Gestaltung des Schullebens und Offnung von Schule. Konzepte und Beispiele der Gesamtschule. Soest, 1289,260 S.
- Langeveld M. J. Studien zur Anthropologic des Kindes. Tubingen.1968
- Lawson K. Conlusion: Culture, Education and the State // Culture, Education and the State / Ed. by M.O. Stephens. London. — p. 143−162
- Lawton D. Social Change, Educational Theory and Curriculum Planning. London. 1973. — 174 p.
- Lear, M.: Was ist Projektunterricht? Aus der Praxis der Exeter Road Junior School Exmouth. In: Kasper, H., Piechorowski, A.(Hrsg.): Offener Unter-richt an Grundschulen. Berichte der englischen Lehrer. Ulm: Vaas Verlag, 1978, S. 53−76
- Lenzen D. Offene Curricula Leidensweg einer Fiktion // Jahrbuch der Erziehungswissenschaft 1976. Stuttgart. — 1976. S. -138−162
- Loser F. Aspekte einer offenen Unterrichtsplanung //Bildung und Erzie-hung. 1975. 28.- 4. — S. 241−257
- Ludwig, H.:Gemeinwesenorientierte Schule. Ein Ansatz fur eine mod-erne Lebensschule. In: Erziehungswissenschaft Erziehungspraxis, 1986, 3, S. 35−39
- Lynch, A.: Fallbeispiel einer englischen Schule County Manor Junior School Ivybridge. In Kasper, H., Piechorowski, A.(Hrsg.): Offener Unterricht an Grundschulen. Berichte der englischen Lehrer. Ulm: Vaas Verlag, 1978, S. 37−52
- McCrae, R. R., Costa, P.T., Jr: Consepts and Correlates of Openness to Experience. In: Handbook of Personality Psychology /edited by R. Hogan, J. Johnson, S. Briggs. San Diego, London: Academic Press 1997, p. 825−847
- McItosh, N.E.S.: Open University of the United Kingdom. In: The international encyclopedia of education: research and studies / ed.-in-chief: Torsten Husen. 1. ed. Oxford u.a.: Pergamon Pr., 1985, V.6 p. 3368−3370
- Meretens R. Bringing school home: Children and parents learning together. London., Sydney. 1990. — 57 p.
- Morawietz H. Schlechtere Lebensbedingungen erfordern die Offnung des Unterrichts // Padagogische Welt. 1993.- 4, — S. 152−156
- Multicultural Education. Towards good practice / Ed. by R.K. Arora and C. G. Duncan. London, Boston, Henly.- 1986. 221 p.
- Nauck, J.: Offener Unterricht. Eine analytische Bertrachtung. In: Joachim Nauck (Hrsg.) Offener Unterricht: Ziele, Praxis, Wirkungen. Braunschweig: Technische Univ., Seminar fur Unterrichtswiss., 1993 S. 173−190
- Nehles, R.: Offenheit, padagogisches Engagement ohne Theorie? Eine Darstellung und Analyse von padagogischen Konzepten der Offenheit, insbeson-dere der offenen Curricula. Bern: Lang 1981, 202 S.
- Nieke W. Interkulturelle Erziehung und Bildung. Weltorientierung im Alltag.- Opladen, 1995
- Noffke, S. E.: Multicultural Education, Curriculum for. In: Multicultural Education. In: The international encyclopedia of education / ed.-in-chief Torsten Husen. 2. ed. Oxford u.a.: Pergamon, 1994 v. 7 [Mau Par], p. 3974−3978
- Nuber, F.(Hrsg.): Informeller Unterricht Modell fur die Grundschule, Mtinchen, Wien, 1977
- Offenheit. In: Enzyklopadie des gesamten Erziehungs- und Unter-richtswesens. Bd. 5, 1866 S. 566
- Petersen, W. H.: Handbuch Unterrichtsplanung: Grundfragen, Modelle, Stufen, Dimensionen. Mtinchen: Ehrenwirth, 1982, 377 S.
- Ploger, W.: Allgemeine Didaktik und Fachdidaktik: modelltheoretische Untersuchungen. Frankfurt/M., Bern, New York, Paris: Lang. 1992, 386 S.
- Plowden Report: The Children and Their Primary Schools. Vol. 1 and 2. London. — 1967
- Popp, W.: Offenheit im Unterricht. Wieder die Tendenz zu padagogis-chen Monokulturen. In: Grundschule 21 (1988), H7/8, S. 70−73
- Popper K. Objektive Knowledge. Oxford. 1972.- 562 p.
- Ramseger, J.: Offener Unterricht in der Erprobung: Erfahrungen mit einem didaktischen Modell. Mtinchen: Juventa-Verl. 1977, 288 S.
- Richmond W.K. Education in Britain since 1944. A personal retrospect. London.- 1978.- 168 p.
- Rieber, A.: Offenheit. In: Lexikon der Padagogik/ hrsg. vom Willmann-Institut Mtinchen, Wien. Leitung der Hrsg.: Heinrich Rombach. Neue Ausg. in 4 Bd. — Freiburg u.a.: Herder. Bd. 3. Kultur bis Schulbuch 1971, S. 236−237
- Rizvi F. Multiculturalizm in Australia: The construction and promotion of an ideology // Educational Policy. 1988.- 3. — p. 335−350
- Robinson S. B. Bildungdreform als Revision des Curriculum. Neuwied, Berlin. -1967
- Roeder P.M. Versuch einer kontrollierten Unterrichtsbeobachtung // Psych. Beitrage. 1965. — 8. — S. 405- 432
- Rogers, C.: Eine Theorie der Psychotherapie, der Personlichkeit und der zwischenmenschlichen Beziehungen, entwickelt im Rahmen des klientenorientierten Ansatzes. Koln 1987, 82 S.
- Rolff, H.G.: Kindheit im Wandel Veranderungen der Bedingungen des Aufwachsens seit 1945. In: Rolff, H. G., Klemm, К., Tillmann, K.-J.(Hrsg.): Jahr-buch der Schulentwicklung, Bd. 2, Weinheim, 1982, S.207−236
- Roth, H-J.: Allgemeine Didaktik. In: Reich, H.H., HolzbTecher, A., Roth, H-J.: Fachdidaktik interkulturell. Ein Handbuch. Opladen, 2000 47IS. S. 11−54
- Sander, Th., Kohlberg, W.D.: Die Europaische Dimension der Erziehung. Zusammenarbeit zwischen Schule, Hochschule, Ausbildungs- und Studien-seminar. Tagung am 7/8 Oktober 1993. Osnabriick, 1993, 209 S.
- Schleler, M.: Die Stellung des Menschen im Kosmos. Mtinchen, 1949
- Schulz, W.: Unterricht Analyse und Planung. In: Heinmann, P., Otto, G., Schulz, W.: Unterricht. Analyse und Planung. Hannover. 1970, S. 13−47
- Stromquist, N.P. Participatory Planning in Education 11 The international encyclopedia of education: research and studies / ed.-in-chief: Torsten Husen. 1. ed. Oxford u.a.: Pergamon Pr., 1985, V.7, p.3790−3795
- Tillmann, K.-J.: Sozialisationstheorien: eine Einfiihrung in den Zusam-menhang von Gesellschaft, Institution und Subjektwerdung. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt-Taschenbuch-Verl., 1993. 317 S.
- Tomlinsom S. Multicultural Education in White Schools. London. 1990
- Troger, W.: Erziehungsziele. Munchen: Ehrenwirth 1974, 237 S.
- Ulshofer, R.: Praxis des Offenen Unterrichts. Auf der Grundlage einer kooperativ-kommunikativer Didaktik. In: Ulshofer, R., Gotz, Т.: Praxis des Offenen Unterrichts. Das Konzept einer neuen kooperativen Didaktik. Freiburg/Br., 1976,256 S. S. 11−55
- Wagner, U.: Offenheit. In: Lexikon der Padagogik/ im Verein mit Fachmannern und unter bes. Mitw. von Otto Willmann hrsg. von Ernst M. Roloff. Freiburg im Breisgau: Herder, Bd. 3. Kommentar bis Pragmatismus. 1914, S.978−982
- Wallrabenstein, W.: Offene Schule offener Unterricht. Ratgeber fur Eltern und Lehrer. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt 1997, 333 S.
- Wiater, W. Lohrenz, H. Mitwirken und Mitgestalten. Schulen in der ge-samten Verantwortung von Lehrern und Schulern. Bad Heilbrunn/Obb.: Klink-hard, 1980,105 S.
- Wissinger, J.: Perspektiven schulischen Fiihrungshandelns: eine Untersuchung tiber das Selbstverstandnis von Schulleiterlnnen. Weinheim {u.a.: Juventa-Verl., 1996, 226 S.
- Wittern, J.: Mediendidaktik ihre Einordnung in eine strukturierte Entscheidungstheorie des Lehrens und Lernens, 2 Bande, Opladen 1975, 423 S.