Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Альтернативные идеи в современных западноевропейских концепциях образовательного процесса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Создание единого европейского и мирового образовательного пространства и интеграция в него России объясняют интерес к современным концепциям реформирования образования за рубежом. Общие тенденции развития зарубежной педагогической мысли рассматривались в рамках сравнительной педагогики А. Н. Джуринским, З. А. Мальковой, В. Я. Пилиповским, А. И. Пискуновым, Т. Ф. Яркиной и др. Альтернативные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Философско-методологические подходы к рассмотрению альтернативных идей в современных концепциях образовательного процесса
    • 1. 1. Альтернативные идеи как фактор развития образовательного процесса
    • 1. 2. Альтернативные идеи в современных концепциях образовательного процесса как объект изучения в психолого-педагогической литературе
    • 1. 3. Философско-методологическое обоснование альтернативной идеи открытости образовательного процесса в Западной Европе
    • 1. 4. Исторические и социокультурные предпосылки возникновения и распространения альтернативных идей в современных концепциях образовательного процесса в Западной Европе
  • Глава 2. Реализация альтернативных идей открытости, партисипатив-ности и многоперспективного планирования в концепциях образовательного процесса
    • 2. 1. Реализация альтернативных идей в дидактических концепциях
    • 2. 2. Реализация альтернативных идей в социально-педагогических 90 концепциях
    • 2. 3. Реализация альтернативных идей в концепциях мультикультур-ного образования

Альтернативные идеи в современных западноевропейских концепциях образовательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность данного исследования обуславливается происходящими в последнее десятилетие глубинными изменениями в российском обществе.

Задача построения демократического государства с функционирующей рыночной экономикой выдвигает особые требования ко всем областям общественной жизни: политике, экономике, науке и образованию.

Изменения в обществе диктуют необходимость нового мышления, формированию которого должна помочь система образования. Это обуславливает поиск новых парадигм развития педагогической теории и практики на основе демократических и гуманистических идеалов.

В этой ситуации особую значимость приобретают исследования альтернативных идей содержания и организации образовательного процесса. В отечественной педагогической литературе последних лет активно разрабатывались идеи вариативности, педагогической поддержки, сотрудничества и др. В 80-ые — 90-ые годы отмечается всплеск интереса к западной реформаторской педагогике конца XIX — начала XX века, в основе которой лежат многие альтернативные идеи, актуальные для построения образовательного процесса сегодня.

Создание единого европейского и мирового образовательного пространства и интеграция в него России объясняют интерес к современным концепциям реформирования образования за рубежом. Общие тенденции развития зарубежной педагогической мысли рассматривались в рамках сравнительной педагогики А. Н. Джуринским, З. А. Мальковой, В. Я. Пилиповским, А. И. Пискуновым, Т. Ф. Яркиной и др. Альтернативные концепции образовательного процесса в истории педагогики изучались М. В. Звягловой, И. В. Лукашенко, Г. Нолем, М. Н. Певзнером, С. А. Расчетиной и др. Отдельные аспекты, например, открытое обучение, открытие школы социуму были освещены в работах Н. М. Воскресенской, Й. Й. Жилинскаса, Е. Б. Лысовой, В. И. Петрищева и др. Ведущие идеи современных концепций образовательного процесса в мировой педагогике раскрыты в работах зарубежных исследователей К. Р. Бауша, Г. Бринкманна, Г. Гентига, Э. Юргенса и др.

Тем не менее, можно констатировать, что, несмотря на расцвет сравнительной педагогики и значительное количество публикаций, освещающих различные стороны педагогического поиска в других странах, сегодня недостаточ.

N. но исследованы альтернативные идеи в современной западноевропейской педагогике (особенно 70 — 90-х годов), продолжающие традиции реформаторской педагогики начала XX века и возникшие как ответ на радикальные изменения социокультурной ситуации в постиндустриальном обществе.

Все вышеизложенное обуславливает наше обращение к вопросу об альтернативных идеях в современных западноевропейских концепциях образовательного процесса и позволяет определить объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объект исследования: современные концепции образовательного процесса.

Предмет исследования: идеи открытости, партисипативности и многоперспективного планирования в современных концепциях образовательного процесса как педагогическая альтернатива.

Цель исследования: раскрыть сущность альтернативных идей в современных западноевропейских концепциях образовательного процесса.

Задачи исследования:

— уточнить понятие «альтернативная идея» в педагогике;

— проанализировать раскрытие идей открытости, партисипативности и многоперспективного планирования в западноевропейской психолого-педагогической литературе;

— раскрыть философско-методологические основания идеи открытости как ведущей альтернативной идеи;

— выявить исторические и социокультурные предпосылки возникновения и распространения альтернативных идей в современных западноевропейских концепциях образовательного процесса;

— выявить общие черты и раскрыть качественное своеобразие открытости, партисипативности и многоперспективного планирования как альтернативных идей в современных концепциях образовательного процесса в Западной Европе.

Теоретико-методологическими основами данного исследования явились:

— положение об альтернативе как источнике развития научного познания (И. Лакатос, Т. Кун, К. Поппер, П. Фаейрабенд и др.);

— концепция педагогической альтернативы (М.Н.Певзнер, С. А. Расчетина и др.);

— концепция целостного мирового образовательного процесса и своеобразие его появления в различных странах (А.Н.Джуринский, З. А. Малькова,.

B.Я.Пилиповский, Т. Ф. Яркина и др.);

— общая теория систем и синергетическая концепция (Ф.Ф.Королев, Н. Ф. Кузьмина, И. Пригожин, Ю. П. Сокольников, И. Стенгерс, В. Хилл,.

C.С.Шевелева и др.);

— антропологические основания теории и практики образования (Б.М.Бим-Бад, О. Ф. Больнов, В. Б. Куликов, Л. М. Лузина, и др.);

— современные культурологические концепции (Б.С.Брасов, Т. Ф. Кузнецова, В. М. Междев, М. А. Чешков и др.).

— зарубежные дидактические теории открытого обучения (Д.Беннер, Г. Брюгельманн, Й. Рамзегер и др.).

Для решения задач исследования применялись следующие методы: анализ, синтез и педагогическая интерпретация информации, содержащейся в источникахсравнительно-исторический метод, обеспечивающий сравнительный анализ многообразия различных альтернативных идей в современных западноевропейских концепциях образовательного процесса Европылогические и но-мотетические (обобщающие) методы, позволяющие создать целостное представление о предмете исследованиятерминологические методыинтервью с зарубежными коллегамиконтент-анализ документации образовательных проектовнаблюдение за образовательным процессом.

Этапы исследования:

I 1997 — 1998гг. Поисковый этап. Разработка исходных теоретических позиций, формирование целей и задач исследования, определение его объекта и предмета, изучение философской и психолого-педагогической литературы.

П 1998 — 1999гг. Основной этап. Исследование реализации идей открытости, партисипативности и многоперспективного планирования в современных дидактических, социально-педагогических и концепциях мультикультурного образования в Западной Европе. Изучение документации образовательных проектов и наблюдение за образовательным процессом. Подготовка к печати статей и Тезисов выступлений на научно-практических конференциях.

Ш 1999 — 2000гг. Завершающий этап. Анализ и обобщение полученных данных, уточнение теоретических положений, обоснование выводов, оформление результатов исследования.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается четкостью методологических позиций, внутренней непротиворечивостью теоретических выводов, использованием методов исследования, адекватных задачам и отвечающих специфике предмета изучения.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

— дано теоретическое обоснование открытости, партисипативности и многоперспективного планирования как альтернативных идей в современных западноевропейских концепциях образовательного процесса;

— раскрыты философско-методологические основания открытости как ведущей альтернативной идеи в современной западноевропейской педагогике;

— введен в научный оборот широкий и многообразный фонд оригинальных источников, существенно расширяющих базу данных об альтернативных идеях в современных западноевропейских концепциях образовательного процесса;

— выявлены исторические и социокультурные предпосылки возникновения и распространения альтернативных идей в современных концепциях образовательного процесса в педагогике Западной Европы;

— осуществлен научно-теоретический анализ реализации альтернативных идей в современных дидактических и социально-педагогических концепциях, а также в концепции мультикультурного образования в странах Западной Европы.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут составить основу для разработки концепций образовательного процесса, построенного на интеграции современных отечественных и зарубежных гуманистических идей, а также могут использоваться для лекционной работы, подготовки спецкурсов, особенно билингвальных, по сравнительной педагогике, образовательных программ в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Апробация результатов исследования осуществлялась на научно-практических конференциях ИНПО НовГУ, на научной конференции «Педагогическое образование: история, проблемы, перспективы» (Новгород, 1998г). Материалы исследования использовались при проведении практических занятий по билингвальным курсам дидактики и менеджмента в образовании со студентами психолого-педагогического факультета НовГУ им. Ярослава Мудрого. Результаты исследования применялись при разработке и осуществлении проекта ОЭР по теме «Построение открытого образовательного процесса по предмету «иностранный язык» в Новгородском педагогическом лицее-интернате.

На защиту выносятся:

1. Теоретическое обоснование альтернативных идей в современных концепциях образовательного процесса.

2. Философско-методологические основы открытости как ведущей альтернативной идеи в педагогике Западной Европы.

3. Влияние идей открытости, партсипативности и многоперспективного планирования на интенциональный, содержательный и операциональный компоненты образовательного процесса в дидактических, социально-педагогических и культурологических концепциях.

Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения.

Результаты исследования реализации этих идей в концепции открытого обучения наглядно представлены в таблице 3.

Заключение

.

Теоретико-методологический анализ исследуемой проблемы позволяет понять значение альтернативных идей в теории и практике образования и сделать ряд обобщающих выводов:

Развивающиеся альтернативные идеи составляют основу концепций образовательного процесса, учитывающих последние достижения научного поиска и изменений социокультурной ситуации, и указывают на новые, отличные от традиционных пути достижения целей образования. Понимание сущности этих идей позволяет реформировать образовательный процесс не интуитивно, а на основе научного знания.

Анализ развития альтернативных идей в педагогике Западной Европы позволил обнаружить появление идей открытости, партисипативности и многоперспективного планирования, которые наряду с не утратившими своего альтернативного характера идеями педоцентризма, свободы, творчества и некоторыми другими лежат в основе современных реформаторских концепций образовательного процесса.

Идея открытости социуму отражает обращение к отдельному ученику и социум как источникам постоянного самообновления образовательного процесса, гибкая взаимосвязь теории и практики, планирования и реализации образовательного процесса на основе ситуационного анализа. Идея партисипативности указывает на новые пути гуманизации и демократизации образования за счет участия учеников, учителей, родителей и общественности в принятии решений, касающихся практически всех аспектов образовательного процесса. Ее существенной особенностью является влияние максимально широкого круга лиц на решения (в том числе дидактические) учителя и обогащение в результате этого содержания, методов, форм и средств образовательного процесса. Идея многоперспективного планирования может рассматриваться как ответ на неоднородность и плюрализм современного общества и стремление учесть это многообразие за счет планирования образовательного процесса на основе альтернативных педагогических концепций и антиципации различных перспектив его протекания.

Эти идеи относительно самостоятельны, но должны рассматриваться в тесной взаимосвязи. Причем идея открытости является ведущей и дает понимание развития современного развития образовательного процесса и высвечивает влияние других идей.

Выявление философско-методологических основ открытости с позиции системного, синергетического и антропологического подходов, а также теории открытого общества указывает на необходимость рассмотрения открытости как сложного, многомерного явления, в котором отразились изучение процессов обмена информацией (в самом широком смысле) с другими системами и со средой как важного свойства физических, а в особенности биологических и социальных систем, значение неопределенности в открытых неравновесных системах, понимание человека как «открытый вопрос», обращение к его экзистен-циональной открытости как постоянной незавершенности, отражающей стремление к самосозиданию, саморазвитию критичное отношение к формализованной системе норм и правил, необоснованных традиций, полностью детерминирующих развитие личности. Для осознания этого феномена необходимо учитывать диалектическое единство открытости как незавершенности, возможности дальнейшего совершенствования и открытости как способности к обмену информацией. Образовательный процесс является незавершенным, так как личность потенциально бесконечна, потому постоянно требуется новая информация для дальнейшего развитияв то же время постоянное взаимодействие со средой, с другими системами обуславливает появление новых перспектив дальнейшего протекания процесса, новых факторов, влияющих на него, что ведет к незавершенности, дальнейшему совершенствованию, саморазвитию.

Социокультурная ситуация в Западной Европе во второй половине XX века, характеризующаяся развитием постмодернистских тенденций: обнаружение недостатков позитивистской картины мира, внимание к другим формам и методам его познания, демассовизация и приоритет человека по отношению к существующим институтам, плюрализм жизненных стилей в открытом обществе, подвижность ценностных установок и др., обусловила возникновение и распространение идей открытости, партисипативности и многоперспективного планирования в различных педагогических концепциях, моделях, движениях.

Реализация этих идей в концепциях открытого обучения, открытия школы социуму мультикультурного образования позволяет с новых позиций решить ряд актуальных проблем образования, поскольку способствует активному взаимодействию образовательных учреждений с внешней средой, интенсивному диалогу различных культур, внедрению в педагогическую практику новых образовательных технологий.

Формирующееся в контексте современных реформ образования в России новое педагогическое мышление впитывает в себя инновационный опыт других стран. Для реализации демократических и гуманистических принципов в образовании, обеспечивающих развитие личности с учетом индивидуальных и социальных потребностей, весьма перспективным представляется построение образовательного процесса на основе интеграции отечественных и зарубежных альтернативных идей, что позволит не только решить ряд локальных педагогических проблем, но и способствовать развитию мирового образовательного пространства, важной частью которого является Россия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Алексевич Г. J1. Принцип единства и дифференциации образования в современной школьной системе Великобритании (80-е годы). Автореферат дисс.. канд. пед. наук, Киев, 1992, 24с.
  2. Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике: Учебно-методический комплекс для студентов педагогических вузов: В 2 ч. / Под ред. М. Н. Певзнера и С. А. Расчетиной. Новгород, 1994. — 4.2. — 232 с.
  3. Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Ба-банский. М., 1989, 560с.
  4. Беляева Л.А.: Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сборник научных трудов / Отв. ред. Е. В. Ткаченко, Вып. 1. Екатеринбург, с. 36 -45.
  5. Бим-Бад Б. М. Антропологические основания теории и практики современного образования. Очерк проблем и методов их решения. М., 1994, 36с.
  6. Бим-Бад Б.М., Петровский А. В.: Образование в контексте социализации/Педагогика. 1996. -№ 1 — с. 3 — 8.
  7. .С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. М., 1996, 591с.
  8. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. М.: Гарда-рики, 1999. 528 с.
  9. Газман О.С.: Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // новые ценности образования: Вып. 6. Москва: Инноватор, 1996, с. 10−38.
  10. Германия. Факты / Пер. с нем. Брауншвайг, 1993. 414 с.
  11. Э.Н., Турганинова Ю. И. Образование личности: Пособие для преподавателей. М., 1994,136с.
  12. А.Н. Зарубежная школа: история и современность: Учебное пособие. М. 1993. — 177 С.
  13. Джуринский А.Н.: Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1993, 192с.
  14. С.В. Макровоспитательная система как фактор оптимизации воспитательного процесса. Автореферат дисс.. канд. пед. наук., М., 1998, 19с.
  15. Й.Й. Тенденции развития начальной школы Франции (1970 — 1990): Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук в форме научного доклада. Вильнюс, 1990.
  16. Заяр-Бек, Е.С.: Основы педагогического проектирования: Учебное пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов практиков. Санкт-Петербург, 1995,234с.
  17. Е.В. Свободное воспитание как педагогическое направление в Западной Европе в первой трети 20-го века. Дисс. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1997, 174с.
  18. Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. М.1972
  19. Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход). Автореферат диссертации доктора пед. наук. СПб, 1995, 34с.
  20. Е.И., Тряпицина А. П. Диалог на лестнице успеха (школа на пороге нового века). СПб., 1997. 160 с.
  21. С. Образование через сообщество в Англии и Уэлсе // Новые ценности в образовании: Образование и сообщество. М.: Инноватор. -1996. С. 86−91
  22. Е. Н. Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. — № 12. — с. 3 — 20.
  23. Князева М.М.: Мультикультурное пространство образования // Новые ценности образования с. 58 59.
  24. Концепция проекта «Город как — школа»: помощь и поддержка (разработана при участии Института продуктивного обучения в Европе (IPLE)) // Новые ценности образования: Вып. 6. Москва: Инноватор, 1996, с. 121 — 124.
  25. П.В. Проблемы диалектики как логики и теории познания.- М., 1982.
  26. П.В. Идея как форма мышления.- Киев, 1963.
  27. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. 1970. — № 9. — с. 103−106.
  28. О.А. Культурная политика // Социология: словарь-справочник/ Редкол. Г. В. Осипов (отв.ред.) В 4.- М.1992.-Т.2.
  29. О.А. Культурные контакты // Социология: словарь-справочник / Редкол. Г. В. Осипов (отв.ред.): В 4 т, — М., 1992-Т.2.
  30. Н.Б. Мультикультурное образование // Новые ценности образования с. 56 — 58.
  31. Н.Б. Образование через сообщество // Новые ценности образования с. 61 63.
  32. В.Б. Педагогическая антропология. Источники, направления, проблемы. Свердловск. 1988. — 192 с.
  33. Культура: теории и проблемы: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т. Ф. Кузнецова, В. М. Междев, И. О. Шайтанов и др. М.: Наука, 1995,279с.
  34. Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977.-305 с.
  35. Т.Н. Индивидуализация и дифференция обучения в социалистических и капиталистических странах (сравнительный анализ). Автореферат дисс.. канд.пед. наук. Казань, 1988, 16с.
  36. И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Медиум, 1995. 236 с.
  37. B.C. Содержание образования. М. 1989
  38. В.И. Конспект книги Гегеля «Наука логики» // Полн. собр. соч. М., — 1977. — т. 29. — с. 77 — 218.
  39. Л.М. Лекции по теории воспитания (для студентов педагогических вузов) Псков. 1995.- 218 с.
  40. Е.Б. Французские педагоги о проблемах модернизации содержания образования // Педагогическая мысль в странах Запада на современном этапе: Сборник научных трудов / Редкол.: В. Я. Пилипповский (отв. ред.) и др. М.: Изд. АПН СССР, 1991, с. 67 82.
  41. Междисциплинарные исследования в педагогике / Под ред. В. М. Полонского. М. 1994. — 229 с.
  42. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие. / Под ред. гл.-кор. АПИ СССР, проф. Н. В. Кузьминой Л., 1980, 172с.
  43. Л. И., Соколовский М. В. «Воспитательное пространство» как открытая система. (Педагогика и синергетика) // Общественные науки и современность. 1998.- № 1.- С. 132−143
  44. Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. члена -кор. РАО Бондаревской Е. В. Ростов-на-Дону. Изд-во РГПХ, 1995,216с.
  45. Оплетаева Л.М.: Развитие учащихся в школе, построенной на интеграции отечественных и зарубежных гуманистических идей (на материале начального звена). Автореферат. канд. пед. наук, Тюмень, 1997, 21с.
  46. A.M. Общество и образование: Лекции по социологии образования / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Новгород, 1992. — 204 с.
  47. М.Н. Реформаторское движение в педагогике Западной Европы конца XIX- начала XX века. Новгород, 1996 -181 с.
  48. Педагогика. Учебное пособие для студентов в педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого,-М., 1995.
  49. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. Т.З. М.: Советская энциклопедия, 1966.
  50. В.И. Великобритания: социализация молодежи на рубеже 90-х годов XX века. Красноярский гос. университет. Красноярск, 1992, 145с.
  51. В.Я. Неогуманистические идеи в западной педагогике // Педагогика. 1993.-№ 6. 97−102
  52. В.Я. Критика современных буржуазных теорий формирования личности. М., 1985
  53. В.Я. Традиционалистко-консервативная парадигма в теории обучения на Западе // Педагогика.- 1992.-№ 9−10. С.106−113
  54. Л.И. Проблемы общего образования в современной педагогике ФРГ // Педагогическая мысль в странах Запада на современном этапе: Сборник научных трудов / Редкол.: В. Я. Пилипповский (отв. ред.) и др. М.: Изд. АПН СССР, 1991, с. 67 82.
  55. К. Р. Открытое общество и его враги: в 2 т. Т. 1: Чары Платона. М.- 1992.- 448 с.
  56. И., Стенгерх И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986, 432с.
  57. Д.Н. Политологический анализ тоталитарной и демократической систем образования // Образование в Сибири. 1995. — № 1. — С. 15−24
  58. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М., 1995,272с.
  59. Г. И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии. 1995. — № 8. — с. 63 — 72.
  60. И.Н., Кларин М. В. Личностная ориентация в непрерывном образовании: практико-ориентированное исследование инновационных тенденций // Гуманизация образования. 1995. — № 4. — с. 32 — 38.
  61. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е.Н.: Педагогика: Учебное пособие. М: Школа —Пресс, 1996, 512с.
  62. Советский энциклопедический словарь. М.: Энциклопедия. 1982
  63. Современная развивающаяся школа: Сборник научных практико-ориентированных статей / Под ред. действительного члена РАО, д.п.н., проф. З. И. Васильевой. СПб., 1997. 171 с.
  64. Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников: Учебно-методическое пособие. М., 1990, 90с.
  65. Тарасов В.В.: Образование // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / ред. составитель Н. Б. Крылова, М., 1995, с. 60−61.
  66. Теория и практика воспитательных систем /Редкол.: Л. И. Новикова (отв. ред.) и др.: в 2-х книгах- кн. 2. М.: Изд. ИТП и МИО РАО, 1993 206с.
  67. П.К. Ответ на критику // Структура и развитие науки / Сборник переводов. М.: Прогресс, 1978. — С. 419−470.
  68. Холл П. Community education: ответ на нужды детей// Новые ценности в образовании: Образование и сообщество. М.: Инноватор. 1996. С. 82−85
  69. М.А. «Новая наука», постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии. 1995. — № 4. — с. 24 — 34.
  70. С.С. Философско-методологические основы современной системы образования (постнеклассический подход). Автореферат дисс.. канд. философских наук, М., 1996, 23с.
  71. Школьные реформы в развитых странах Запада / Под ред. З. А. Мальковой, B.C. Митиной: Экспериментальное учебное пособие. М., 1992, 157с.
  72. Шнейдер Й. Community Education, Productive Learning и развитие молодежи // Новые ценности в образовании: Образование и сообщество. М.: Инноватор. 1996. — С. 102−106
  73. Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения Западной Европы и США I Под ред. Пискунова А. И., Джуринского А. Н. М. 1989. -94 с.
  74. П. С. Философия Карла Поппера: мир предласположенно-стей и активности самости // ВФ. 1995.- № 10.- С.45−5
  75. Н.О. Гибкие педагогические технологии как фактор повышения качества образования школьников. Автореферат дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1998,18с.
  76. Т.Ф. Концепция целостной школы в современной немецкой педагогике И Педагогика 1992.-№ 7−8. — С. 110−116
  77. Т.Ф. Западные педагоги о развитии современной школы // Советская педагогика.- 1991.-№ 12.
  78. Arlin, М.: Opeen Education and Pupil’s Attitudes. In: The Elementary School Journal, 1976,76,4, S. 229−228.
  79. Banaschewski, A.: Offene Schultiir. In: Padagogisches Lexikon: in 2 Banden / hrsg. von Walter Horney u.a. Gtitersloh: Bertelsmann, 1970, Bd. 2 S. 508−509
  80. Banks, J. A.: Multicultural Education. In: The international encyclopedia of education: research and studies/ ed.-in-chief: Torsten Husen. 1. ed.. Oxford u.a.: Pergamon Pr., 1985, v. 6. M O. p. 3340−3442
  81. Beattie N.M. Formalized parent paticipation: A comparativ perspektive (France, German Federal Republik, England and Wales // Comparative Education.- 1978. 14. — p. 41−48
  82. Beck, U.: Risikogesellschaft: auf dem Weg in eine andere Moderne. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1986. 391 S.
  83. Belser, H., Roeder, H.-M., Thomas, H.(Hrsg): Kinder, Schule, Eltern-haus, Eine Untersuchung tiber das englische Primarschulwesen (Plowden-Report). Frankfurt/M, Berlin, Munchen: Verlag Moriz Diesterweg, 1972, 366 S.
  84. Benner, D.: Erziehungswissenschaft 1976. Fortschritt oder Riickschritt im Bereich padagogischer Theoriebildung und Forschung (1977). In: Benner, D.:Studien zur Theorie der Erziehungswissenschaft. Weinheim u.a.: Juventa-Verl. 1994, S.151−188
  85. Bertalanffy, L., von: The Theoiy of Open Systems in Physics and Biology. In: Science, 1950, Vol.111,23fF.
  86. Bollnow, O.F.: Die philosophische Anthropologic und ihre methodis-chen Prinzipien. In: Philosophische Anthropologic heute. Munchen: C.H. Beck, 1974,214 S.S. 19−36
  87. Brinkmann, G.: Geschlossene oder offene Curricula eine falsche Alternative. In: Die Deutsche Schule, 66, 6, 1974, S. 388−400
  88. Briigelmann H. Auf der Suche nach der verlorenen Offenheit // Jahrbuch der Erziehungswissenschaft 1976. Stuttgart. 1977. — S. 121−145
  89. Brtigelmann H. Lernziele im offenen Curriculum 11 Thema Curriculum. Beitrage zur Theorie und Praxis / Arbeitskreis Curriculum (Hg.). H. 2. — 1972. -S. 16−34
  90. Buhren, C.G.: Community Education Auch ein Konzept fur Interkul-turelle Erziehung. Hagen: Femuniversitat — Gesamtschule in Hageri, 1991, 87 S.
  91. Buhren, C.G.: Community Education Zur Theorie und Praxis einer Gemeinwesenorientierung von Schule und Weiterbildung. Ein Reader. Hagen: Femuniversitat — Gesamtschule in Hagen, 1993, 127 S.
  92. Callies E. Open Education eine Alternative // Grundschule. — 1976. -H. 2.-S. 12−15
  93. Cummins J., Swain M. Bilingualism in Education. London, 1986.
  94. Der Kultusminister des Landes Nordrhein-Westfalen: Rahmenkonzept Gestaltung des Schullebens und Offnung von Schule: Entwurf. Dusseldorf, 1988, 34 S.
  95. Derbolav J. Problem und Aufgabe einer Padagogischen Anthropologic im Rahmen der Erziehungswissenschaft // Psychologie und Padagogik. Heidelberg. 1959
  96. Dieterich, R.: Schiilerorientierter Unterricht: eine Bereichsabgrenzung. In: PSdagogische Welt, 1977,2, S. 11−19
  97. Dogson C. J. Bilingual Education: Evaluation, asessment, andmethodology. Cardiff. 1985
  98. Eibl-Eibesfeldt, J.: Stammesgeschichtliche Anpassungen im Verhalten des Menschen. In: Gadamer/Vogler, P. (Hg.): Biologische Anthropologic. 2. T. Munchen, Stuttgart 1972
  99. Einsiedler, W., Harle, H. (Hg.): Schulerorientierter Unterricht. Donau-worth: Auer 1978,263 S.
  100. Einsiedler, W.: Offener Unterricht: Strukturen Befunde — didaktisch-methodische Bedingungen. Westermanns Padagogische Beitrage, 1985, 37, 1, S. 20−22
  101. Ekstrand, L. H.: Multicultural Education. In: The international encyclopedia of education/ ed.-in-chief Torsten Husen. 2. ed. Oxford u.a.: Pergamon, 1994 y. 7 [Mau Par], p. 3960−3970
  102. Eliade, В.: Offener Unterricht: Versuche zur kooperativen und kreativen Veranderung der Schulpraxis am College d' Enseignement Technique Dijon- ein Beitrag zur «Education permanente et populaire». Weinheim u.a.: Beltz, 1975. 141 S.
  103. Ftirstenau P. Zur Psychoanyse der Schule als Institution // Fiirstenau P. u.a. zur Theorie der Schule. Weinheim, Berlin, Basel. 1972. — S. 9fF
  104. Glumpler E. Mehrsprachigkeit und Kulturenvielfalt in der deuschen Grundschule // Haarmann D. (Hg.) HandbuchGrundschule.- Bd.l.- Weihnheim, Basel, 1991. S. 65−75
  105. G6hlich M. Neue Reformpadagogiken versus klassische Reformpadagogiken // Offener Unterricht, community education, Alterhativschulpadagogik, Reggiopadagogik die neuen Reformpadagogiken- Geschichte, Konzeption, Praxis. Weinheim u.a.: Beltz 1997 S. 11−24
  106. G6hlich, M.: Offener Unterricht. Geschichte und Konzeption. In: Joachim Nauck (Hrsg.) Offener Unterricht: Ziele, Praxis, Wirkungen. 2. Aufl. — Braunschweig: Technische Univ., Seminar fur Unterrichtswiss., 1993 S. 26−38
  107. Gudjons, H.: Handlungsorientiert lehren und lernen: Projektunterricht u. Schuleraktivitat. Bad Heilbrunn/Obb.: Klinkhardt, 1986. 113 S.
  108. Haarmann, D.: Was heiJ3t hier «offen»? Uber die Mehrdeutigkeit etablierterUnterrichtskonzepte. In: Grundschule, 1988, 7, 37−41
  109. Hadow Report: The Primary School. London. 1931
  110. Haller, H.-D.: Determinanten des Unterrichts als Planungspramisse. In: Frey, K. (Hrsg.): Curriculum-Handbuch in 3 Banden. Miinchen: Piper, 1975, Bd. II, S. 539−564
  111. Hansel, D., Wienskowski, P.: Moglichkeiten und Grenzen didaktischen Handelns in der Regelschule. In: Enzyklopadie Erziehungswissenschaft: Hand-buch und Lexikon der Erziehung in 11 Banden und einem Registerband / hrsg. von Dieter Lenzen. Bd.3: Ziele
  112. Hentig, Hartmut, von. Die Bielefelder Laborschule. Aufgaben, Prinzipien, Einrichtungen.- Bielefeld, 1990
  113. Hentig, Hartmut, von. Die Schule neu denken.- 3. Auflage.-Munchen, Wien, 1994
  114. Herder, J.C.: Mensch und Geschichte: sein Werk im Grundriss. /Hrsg. von Willi A. Koch. Stuttgart: Kroener, 1962, 332 S.
  115. Hill, W., Fehlbaum, R., Ulrich, P.: Organisationslehre: Ziele, Instra-mente und Bedingungen der Organisation sozialer Systeme. Bern: Haupt, 1981
  116. Hofmann, K.T., Petry, Ch., Raschert, J., Schlotmann, B. (Hrsg.): Schu-loffiiung und interkulturelle Erziehung: wie regionale Arbeitsstellen Familie, Schule und Nachbarschaft helfen konnen. Weinheim u.a.: Beltz, 1993, 215 S.
  117. Holmberg, В.: Open University. In: The international encyclopedia of education/ ed.-in-chief Torsten Husen.. 2. ed.. — Oxford u.a.: Pergamon, 1994 V. 7, pp. 42−4220
  118. Howes, V.H.: Informal Teaching in the Open Classroom. New York: Mac Millan, 1974
  119. L., Wenzel A. (Hg.) Wir sind alle gleich. Wir sind alle verschieden. Erfahrungen mit Heterogenitat in der Sekundarstufe II. Bielefeld. -1996.-191 S.
  120. Jurgens, E.: Die «neue» Reformpadagogik und die Bewegung offener Unterricht. Theorie, Praxis und Forschungslage. Sankt Augustin: Acad.-Verl. 1994, 138 S.
  121. Kasper H., Strobel H. Alternativen zur Grundschule // Die Schulewarte. 1976.-26.-S. 43−58
  122. Kasper, H., Piechorowski, A.(Hrsg.): Offener Unterricht an Grund-schulen. Berichte der englischen Lehrer. Ulm: Vaas Verlag, 1978
  123. Kasper, H.: Offener Unterricht an englischen Schulen eine Alternative? In: Kasper, H., Piechorowski, A.(Hrsg.): Offener Unterricht an Grund-schulen. Berichte der englischen Lehrer. Ulm: Vaas Verlag, 1978, S.9−24
  124. Kasper, H.: Offener Unterricht in der Diskussion. In: Grundschule, 1988, 5, S. 62−66
  125. Kast, E.E., Rosenzweig, J.E.: Organization and Management: A System Approach. New York: McCraw-Hill, 1970
  126. Kohl H. R. The Open Classroom. A Practical Guide to a New Way ofi
  127. Teaching. London.- 1970. 116 p.
  128. Kunert K. Theorie und Praxis des offenen Unterrichts.-Miinchen, 1978.
  129. KunertK. (Hg.) Beispiele zum offenem Unterricht.- Mtinchen, 1979.
  130. Kunert, K.: Theorie und Praxis des offenen Unterrichts. Mtinchen: Kosel, 1978, 173 S.
  131. Landesinstitut fur Schule und Weiterbilding (Hg.): Gestaltung des Schullebens und Offnung von Schule. Konzepte und Beispiele der Gesamtschule. Soest, 1289,260 S.
  132. Langeveld M. J. Studien zur Anthropologic des Kindes. Tubingen.1968
  133. Lawson K. Conlusion: Culture, Education and the State // Culture, Education and the State / Ed. by M.O. Stephens. London. — p. 143−162
  134. Lawton D. Social Change, Educational Theory and Curriculum Planning. London. 1973. — 174 p.
  135. Lear, M.: Was ist Projektunterricht? Aus der Praxis der Exeter Road Junior School Exmouth. In: Kasper, H., Piechorowski, A.(Hrsg.): Offener Unter-richt an Grundschulen. Berichte der englischen Lehrer. Ulm: Vaas Verlag, 1978, S. 53−76
  136. Lenzen D. Offene Curricula Leidensweg einer Fiktion // Jahrbuch der Erziehungswissenschaft 1976. Stuttgart. — 1976. S. -138−162
  137. Loser F. Aspekte einer offenen Unterrichtsplanung //Bildung und Erzie-hung. 1975. 28.- 4. — S. 241−257
  138. Ludwig, H.:Gemeinwesenorientierte Schule. Ein Ansatz fur eine mod-erne Lebensschule. In: Erziehungswissenschaft Erziehungspraxis, 1986, 3, S. 35−39
  139. Lynch, A.: Fallbeispiel einer englischen Schule County Manor Junior School Ivybridge. In Kasper, H., Piechorowski, A.(Hrsg.): Offener Unterricht an Grundschulen. Berichte der englischen Lehrer. Ulm: Vaas Verlag, 1978, S. 37−52
  140. McCrae, R. R., Costa, P.T., Jr: Consepts and Correlates of Openness to Experience. In: Handbook of Personality Psychology /edited by R. Hogan, J. Johnson, S. Briggs. San Diego, London: Academic Press 1997, p. 825−847
  141. McItosh, N.E.S.: Open University of the United Kingdom. In: The international encyclopedia of education: research and studies / ed.-in-chief: Torsten Husen. 1. ed. Oxford u.a.: Pergamon Pr., 1985, V.6 p. 3368−3370
  142. Meretens R. Bringing school home: Children and parents learning together. London., Sydney. 1990. — 57 p.
  143. Morawietz H. Schlechtere Lebensbedingungen erfordern die Offnung des Unterrichts // Padagogische Welt. 1993.- 4, — S. 152−156
  144. Multicultural Education. Towards good practice / Ed. by R.K. Arora and C. G. Duncan. London, Boston, Henly.- 1986. 221 p.
  145. Nauck, J.: Offener Unterricht. Eine analytische Bertrachtung. In: Joachim Nauck (Hrsg.) Offener Unterricht: Ziele, Praxis, Wirkungen. Braunschweig: Technische Univ., Seminar fur Unterrichtswiss., 1993 S. 173−190
  146. Nehles, R.: Offenheit, padagogisches Engagement ohne Theorie? Eine Darstellung und Analyse von padagogischen Konzepten der Offenheit, insbeson-dere der offenen Curricula. Bern: Lang 1981, 202 S.
  147. Nieke W. Interkulturelle Erziehung und Bildung. Weltorientierung im Alltag.- Opladen, 1995
  148. Noffke, S. E.: Multicultural Education, Curriculum for. In: Multicultural Education. In: The international encyclopedia of education / ed.-in-chief Torsten Husen. 2. ed. Oxford u.a.: Pergamon, 1994 v. 7 [Mau Par], p. 3974−3978
  149. Nuber, F.(Hrsg.): Informeller Unterricht Modell fur die Grundschule, Mtinchen, Wien, 1977
  150. Offenheit. In: Enzyklopadie des gesamten Erziehungs- und Unter-richtswesens. Bd. 5, 1866 S. 566
  151. Petersen, W. H.: Handbuch Unterrichtsplanung: Grundfragen, Modelle, Stufen, Dimensionen. Mtinchen: Ehrenwirth, 1982, 377 S.
  152. Ploger, W.: Allgemeine Didaktik und Fachdidaktik: modelltheoretische Untersuchungen. Frankfurt/M., Bern, New York, Paris: Lang. 1992, 386 S.
  153. Plowden Report: The Children and Their Primary Schools. Vol. 1 and 2. London. — 1967
  154. Popp, W.: Offenheit im Unterricht. Wieder die Tendenz zu padagogis-chen Monokulturen. In: Grundschule 21 (1988), H7/8, S. 70−73
  155. Popper K. Objektive Knowledge. Oxford. 1972.- 562 p.
  156. Ramseger, J.: Offener Unterricht in der Erprobung: Erfahrungen mit einem didaktischen Modell. Mtinchen: Juventa-Verl. 1977, 288 S.
  157. Richmond W.K. Education in Britain since 1944. A personal retrospect. London.- 1978.- 168 p.
  158. Rieber, A.: Offenheit. In: Lexikon der Padagogik/ hrsg. vom Willmann-Institut Mtinchen, Wien. Leitung der Hrsg.: Heinrich Rombach. Neue Ausg. in 4 Bd. — Freiburg u.a.: Herder. Bd. 3. Kultur bis Schulbuch 1971, S. 236−237
  159. Rizvi F. Multiculturalizm in Australia: The construction and promotion of an ideology // Educational Policy. 1988.- 3. — p. 335−350
  160. Robinson S. B. Bildungdreform als Revision des Curriculum. Neuwied, Berlin. -1967
  161. Roeder P.M. Versuch einer kontrollierten Unterrichtsbeobachtung // Psych. Beitrage. 1965. — 8. — S. 405- 432
  162. Rogers, C.: Eine Theorie der Psychotherapie, der Personlichkeit und der zwischenmenschlichen Beziehungen, entwickelt im Rahmen des klientenorientierten Ansatzes. Koln 1987, 82 S.
  163. Rolff, H.G.: Kindheit im Wandel Veranderungen der Bedingungen des Aufwachsens seit 1945. In: Rolff, H. G., Klemm, К., Tillmann, K.-J.(Hrsg.): Jahr-buch der Schulentwicklung, Bd. 2, Weinheim, 1982, S.207−236
  164. Roth, H-J.: Allgemeine Didaktik. In: Reich, H.H., HolzbTecher, A., Roth, H-J.: Fachdidaktik interkulturell. Ein Handbuch. Opladen, 2000 47IS. S. 11−54
  165. Sander, Th., Kohlberg, W.D.: Die Europaische Dimension der Erziehung. Zusammenarbeit zwischen Schule, Hochschule, Ausbildungs- und Studien-seminar. Tagung am 7/8 Oktober 1993. Osnabriick, 1993, 209 S.
  166. Schleler, M.: Die Stellung des Menschen im Kosmos. Mtinchen, 1949
  167. Schulz, W.: Unterricht Analyse und Planung. In: Heinmann, P., Otto, G., Schulz, W.: Unterricht. Analyse und Planung. Hannover. 1970, S. 13−47
  168. Stromquist, N.P. Participatory Planning in Education 11 The international encyclopedia of education: research and studies / ed.-in-chief: Torsten Husen. 1. ed. Oxford u.a.: Pergamon Pr., 1985, V.7, p.3790−3795
  169. Tillmann, K.-J.: Sozialisationstheorien: eine Einfiihrung in den Zusam-menhang von Gesellschaft, Institution und Subjektwerdung. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt-Taschenbuch-Verl., 1993. 317 S.
  170. Tomlinsom S. Multicultural Education in White Schools. London. 1990
  171. Troger, W.: Erziehungsziele. Munchen: Ehrenwirth 1974, 237 S.
  172. Ulshofer, R.: Praxis des Offenen Unterrichts. Auf der Grundlage einer kooperativ-kommunikativer Didaktik. In: Ulshofer, R., Gotz, Т.: Praxis des Offenen Unterrichts. Das Konzept einer neuen kooperativen Didaktik. Freiburg/Br., 1976,256 S. S. 11−55
  173. Wagner, U.: Offenheit. In: Lexikon der Padagogik/ im Verein mit Fachmannern und unter bes. Mitw. von Otto Willmann hrsg. von Ernst M. Roloff. Freiburg im Breisgau: Herder, Bd. 3. Kommentar bis Pragmatismus. 1914, S.978−982
  174. Wallrabenstein, W.: Offene Schule offener Unterricht. Ratgeber fur Eltern und Lehrer. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt 1997, 333 S.
  175. Wiater, W. Lohrenz, H. Mitwirken und Mitgestalten. Schulen in der ge-samten Verantwortung von Lehrern und Schulern. Bad Heilbrunn/Obb.: Klink-hard, 1980,105 S.
  176. Wissinger, J.: Perspektiven schulischen Fiihrungshandelns: eine Untersuchung tiber das Selbstverstandnis von Schulleiterlnnen. Weinheim {u.a.: Juventa-Verl., 1996, 226 S.
  177. Wittern, J.: Mediendidaktik ihre Einordnung in eine strukturierte Entscheidungstheorie des Lehrens und Lernens, 2 Bande, Opladen 1975, 423 S.
Заполнить форму текущей работой