Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие у учащихся познавательных умений в процессе решения учебных задач: На материале обучения естественно-математическим дисциплинам

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Между тем в образовательной практике недостаточно интенсивно используется задачный подход. Следствием этого являются снижение уровня теоретической обоснованности дидактических приемов, формирующих познавательные умения, и ослабление интеграции предметных технологий обучениянедостаточная преемственность в переносе знаний и развитии познавательных уменийнесогласованность в работе учителей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ИХ РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ
    • 1. 1. Познавательные умения как деятельностная характеристика личности
    • 1. 2. Заданная технология развития познавательных умений в теории и практике обучения
    • 1. 3. ^ Анализ сформированности научных понятий, необходимых для развития у школьников умения решать познавательные задачи
  • Выводы
  • Глава 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ В СИСТЕМЕ ЗАДАННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
    • 2. 1. 1 Учебная задача как педагогическая категория
    • 2. 2. Дидактические закономерности, принципы и основные условия развития познавательных умений в системе заданного обучения
    • 2. 3. " Методы познания как ориентировочная основа действий при решении учебных задач
  • Выводы
  • Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМ УМЕНИЯМ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ
    • 3. 1. Основные теоретико-дидактические положения эксперимента
    • 3. 2. Аналитические схемы теоретического материала как средство развития познавательных умений
    • 3. 3. Последовательность и синхронность развития познавательных умений учащихся на основе решения учебных задач
    • 3. 4. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение
  • Выводы

Развитие у учащихся познавательных умений в процессе решения учебных задач: На материале обучения естественно-математическим дисциплинам (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Образование является национальным богатством, обеспечивающим разностороннее развитие человека, его творческий потенциал и умение решать нестандартные задачи. Успешное функционирование системы образования в период новых социально-экономических условий общества ставит новые проблемы перед педагогической наукой и общественностью. В этой ситуации актуализируются задачи развития у учащихся познавательной активности, формирования умений.

Общество заинтересованно в том, чтобы человек приобрел вполне определенные умения для применения их в конкретной сфере деятельности. В процессе обучения подрастающего поколения особое внимание уделяется познавательным умениям, поскольку они по своему содержанию связанны с удовлетворением потребностей личности.

Среди педагогических средств, обеспечивающих обучение учащихся познавательным умениям, большими возможностями располагает задачный подход. В сочетании с другими методами обучения задачное построение учебного процесса создает необходимые предпосылки для осуществления личностно-ориентированного образовательного процесса.

Проблема исследования. Концептуальное обоснование развивающего обучения, направленного на развитие индивидуальных способностей учеников, формирование у них умений применять полученные знания в различных видах практической деятельности, представлено в трудах отечественных ученых (Л.С .Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, З. И. Калмыкова, В. В. Краевский, В. С. Леднев, Н. А. Менчинская, В. С. Мерлин, М. М. Скаткин, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин, И. СЛкиманская и др.). Закономерности развития познавательных интересов учащихся раскрыты в работах А. К. Марковой, В. П. Симонова, Г. И. Щукиной и др.

В исследованиях отечественных и зарубежных психологов проанализирована мыслительная деятельность человека (Б.Г.Ананьев, Д. Б. Богоявленский, Д. Брунер, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. ПЗинченко, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинпггейн, Ю. А. Самарин, О. К. Тихомиров и др.), создана теория учебных задач (Г.А.Балл, А. М. Матюшкин, П. И. Пидкасистый, Д. Пойа, Я. А. Пономарев, В. Н. Соколов,.

A.М.Сохор и др.), определены функции учебной задачи как познавательной ситуации и как средства интеллектуального развития (В.В.Давыдов, Л. В. Занков, Е.Н.Кабанова-Меллер, С. Л. Рубинштейн, О. К. Тихомиров,.

B.Д.Шадриков, Д. Б. Эльконин и др.).

Психология решения учебных задач освещена в исследованиях З. И. Калмыковой, Т. В. Кудрявцева, Н. А. Менчинской, Л. М. Фридмана,.

A.Ф.Эсаулова и др. В сочинениях ученых-дидактов описываются задачные технологии обучения (Ю.К.Бабанский. М. А. Данилов, Б. П. Есипов,.

B.И.Загвязинский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин и др.). Достаточно много работ посвящено содержанию и структуре проблемных познавательных ситуаций в процессе развивающего обучения (Д.Б.Богоявленский, Т. В. Кудрявцев, М. М. Левина, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, ДПойя, Я. А. Пономарев и др.), дидактическому анализу применения учебных задач в обучении естественно-математическим дисциплинам (Ю.М.Колягин, Н. А. Менчинская, А. Ньюэлл, Л. Сэкей, Д. Толлингерова, Н. Н. Тулькибаева, А. В. Усова и др.).

На сегодняшний день выполнен ряд исследований по развитию познавательных умений учащихся в теории обучения математике в средней школы (И.Б.Бекбоев, Я. И. Груденов, И. М. Шапиро, Л. М. Фридман и др.), в начальной школе (А.А.Столяр и В. Л. Дрозд, С. Е. Царева, А. К. Мендыгалиева и др,), теории обучения химии (В.И.Дайнеко, С. А. Герус, Д. П. Ерыгин и Е. А. Шишкин, Т. Ф. Орлова, М. Пак и др.), теории обучения географии (Л.М.Панчешникова, Е. А. Понурова и др.), теории обучения физики (Д.А.Александров и И. М. Швайченко, Е. Н. Горячкин, П. А. Знаменский,.

С.Е.Каменецкий, И. И. Соколов, Н. Н. Тулькибаева, А. В. Усова, В. Н. Янцен и др.). Общеучебные умения и навыки школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса рассматривается в исследованиях В. И. Андреева, С. П. Баранова, З. И. Калмыковой, В. А. Крутецкого, Н. А. Менчинской, П. И. Пидкасистого, И. С. Якиманской и др.

Между тем в образовательной практике недостаточно интенсивно используется задачный подход. Следствием этого являются снижение уровня теоретической обоснованности дидактических приемов, формирующих познавательные умения, и ослабление интеграции предметных технологий обучениянедостаточная преемственность в переносе знаний и развитии познавательных уменийнесогласованность в работе учителей по развитию умения решать учебные задачиотсутствие у учащихся общего представления о динамике описанного в учебной задаче явления. До настоящего времени не определены закономерности развития познавательных умений в процессе задачного обученияне определено содержание основных этапов учебного процесса по становлению и развитию основных компонентов познавательной деятельности при решении учебных задачне уточнены критерии и уровни сформированности познавательных умений в процессе решения учебных задач по предметам естественно-математического цикла. С учетом сказанного, проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы теоретические и технологические основы формирования у учащихся познавательных умений в процессе решения учебных задач?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — образовательный процесс в средней школе.

Предмет исследования — развитие у учащихся познавательных умений в процессе решения учебных задач (на материале обучения естественно-математическим дисциплинам).

Исходя из проблемы, объекта, предмета и цели исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Обосновать теоретико-методологические предпосылки исследования способов педагогического управления развитием познавательных умений учащихся в условиях задачной структуры образовательного процесса. 2. Определить дидактические закономерности и принципы успешного развития познавательных умений при задачном построении процесса обучения. 3. Уточнить критерии и уровни сформированности у учащихся познавательных умений. 4. Выявить динамику развития познавательных умений. 5. Разработать технологическое обеспечение задачного подхода к организации учебного процесса, направленного на развитие у учащихся познавательных умений. 6. Экспериментально проверить эффективность задачного подхода к учебному процессу в целях развития у учащихся познавательных умений. 7. Опираясь на результаты исследования, подготовить и апробировать научно-практические рекомендации и учебно-методические материалы по совершенствованию обучения учащихся познавательным умениям.

Гипотеза исследования. Развитие у учащихся познавательных умений в процессе решения учебных задач станет управляемым, если:

— процесс обучения по развитию познавательных умений носит системный и интегративный характер;

— освоение познавательных умений осуществляется поэтапно и синхронно по различным учебным дисциплинам;

— четко отслеживается динамика развития познавательных умений в процессе решения учащимися учебных задач с целью коррекции управления учебной деятельностью и стимулирования самостоятельности учащихся;

— в процессе развития познавательных умений используется совокупность учебных задач, обеспечивающих нарастание сложности и творческой составляющей их решения.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— философские и психолого-педагогические концепции развития личности и ее способностей (В.П.Зинченко, Э. В. Ильенков,.

В.В.Копнин, В. А. Лекторский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, М. К. Мамардашвили, С. Л. Рубинпггейн, Б. М. Теплов, В. Г. Шадриков и др);

— психолого-педагогические теории развивающею обучения (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, З. И. Калмыкова, Н. А. Менчинская, В. Д. Шадриков, ДЛэ. Эльконин, И. С. Якиманская, и др);

— психолого-педагогические теории учебных задач (Г.А.Балл, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, Д. Пойа, Я. А. Пономарев, В. Н. Соколов, А. Ф. Эсаулов и др.).

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования. Теоретические методы: анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме развития способностей личности и педагогического управления учебной деятельностью на основе задачной организации учебной информациитеоретический анализ государственных образовательных стандартов, учебных программ и учебниковмоделирование процесса обучения, направленного на развитие у учащихся познавательных умений. Экспериментальные методы: длительные наблюдения за ходом образовательного процессатестирование и анкетированиепедагогический экспериментстатистическая обработка полученных данныханализ собственного научно-педагогического опыта автора.

Опытно-экспериментальная база исследования: в качестве ее выступали Тюменский государственный университет, Челябинский государственный педагогический университет, Тюменский и Челябинский институты повышения квалификации работников образования, средние школы городов Тюмени, Челябинска, Дубоссары (Молдова). В педагогическом эксперименте принимали участие около 900 преподавателей естественно-математических дисциплин и свыше 4000 школьников.

Основные этапы исследования. Оно включало в себя пять этапов:

Напервом этапе (1980 — 1984) анализировалась философская, психологическая и педагогическая литература с целью определения методологических основ исследования, была выдвинута его общая гипотеза, определена программа опытно-экспериментальной работы.

Навтором этапе (1985 — 1987) разработана методика развития познавательных умений учащихся с помощью специальной системы учебных задач.

На третьем этапе (1988 — 1992) проведен анализ профессиональной готовности учителей к осуществлению задачного подхода в обучении, теоретической компетентности педагогов в области теории задачного построения педагогического процесса и способов регуляции деятельности учащихся по решению учебных задач.

На четвертом э т, а п е (1993 — 1996) осуществлялось экспериментальное обучение в целях уточнения основных этапов процесса управления развитием познавательных умений учащихся, определения критериев и уровня их сформированности. Проведение систематического формирующего эксперимента сопровождалось анализом полученных результатов. На этом этапе исследования осуществлялись интеграция и согласование теории и методики обучения по циклу естественно-математических дисциплин.

Нанятом этапе (1997 — 2001) проводилась итоговая проверка эффективности используемой экспериментальной системы с учетом внесенных корректив в методику экспериментапо результатам эксперимента были сформулированы теоретические выводы о закономерностях развития познавательных умений учащихся на основе задачного подхода в обучении.

На защиту выносятся следующие положения:

— познавательные умения учащихся развиваются наиболее успешно при задачном построении учебного процесса по изучению школьниками содержания образования;

— развитие познавательных умений на основе задачного построения учебного процесса характеризуется интегрированностью отдельных приемов познавательной деятельности: аналитико-синтетическими операциями, способами обобщения, преобразованными приемами, проектированием хода решения задачи, рефлексивными и эвристическими действиями;

— педагогическое регулирование развития познавательных умений при решении учебных задач должно опираться на принцип единства последовательности, преемственности и синхронности.

В исследовании выявлены следующие закономерности:

— зависимость темпа развития познавательных умений от организации учебного процесса (возрастание интенсивности развития познавательных умений в обучении посредством задачного построения учебного процессазамедление темпа развития, спад и расщепление уровня их сформированности при отсутствии согласованности в действиях педагогического управления учебной деятельностью);

— задачный подход в обучении обеспечивает развитие познавательных умений, при этом учащиеся овладевают умением рационально использовать теоретические знания и управлять своей деятельностью, приобретают знания о методах, способах и приемах познания окружающей действительности.

Основными дидактическими условиями, при которых успешно осуществляется развитие познавательных умений, является следующее:

— обучение школьников различным способам анализа и синтеза учебной информацииучет динамического единства формальных и семантических компонентов решения задачиприменение алгоритмических и эвристических моделей учебной деятельности при решении учебных задачвыполнение учащимися на каждом из этапов обучения заданий, способствующих пониманию учащимися гносеологических основ выполняемых действий и операций, формированию структуры познавательной деятельности по решению задачиразвитие познавательных умений осуществляется при соблюдении единства требований к формируемому у учащихся понятийному аппарату, необходимому при анализе содержания задачи (система, состояние, процесс, движение, взаимодействие и др.) — использование методологических знаний, являющихся основой для осмысленного решения любой учебной задачи (величина, закон, формула, гипотеза, метод и др.) — при задачном подходе в процессе обучения развивается умение оперировать большим количеством информации с помощью аналитических схем, направленных на успешное использование теоретических знаний при решении задачознакомление учащихся с элементами теории решения задач: структурой, видами, классификацией задач, а также структурой деятельности по их решению и методами, способами, приемами решения (общеучебными и специальными) — поэтапная структура учебного процесса, направленного на развитие познавательных умений и совокупность заданий и учебных задачсистематизация и обобщение теоретического материала в целях проектирования учебного познанияпрослеживание динамики развития познавательных умений с помощью матрицы умений, оценивания результатов обучения в соответствии с критериями сформированности познавательных умений, необходимых для решения задач: знание основных практических действий и мыслительных операций, из которых складывается деятельность, их осознанность, полнота, свернутость действий и операций, последовательность выполнения процедур познания при решении задач, правильность, оригинальность решения, обобщенность действийосуществление полной структуры деятельности по решению задач, усвоение познавательной деятельности в таких ее характеристиках как абстрактность, конкретность, рациональность, гибкость, оперативность.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение:

— осуществлен теоретический анализ проблемы обучения учащихся познавательным действиям, необходимым при решении задач.

— уточнена совокупность познавательных действий, необходимых учащимся для решения учебных задач;

— теоретически обоснован и реализован синтез таких принципов обучения как последовательность, преемственность и синхронность развития когнитивных действий в системах учитель-учениксодержание образования — методы обученияучебная информацияучебные задачи;

— вскрыты закономерности в интенсивности развития познавательных умений учащихся в условиях задачного построения учебного процесса в средней школе: лри несогласованных действиях педагогического управления учебной деятельностью закономерно прослеживается замедление темпа развития, спад и расщепление уровня сформированности познавательных уменийобнаруживается возрастание интенсивности процесса развития познавательных умений в обучении посредством технологии задачного построения учебного процессазадачный подход в обучении обеспечивает развитие познавательных умений, при этом учащиеся овладевают умением рационально использовать теоретические знания и управлять своей деятельностью, приобретают знания о методах, способах и приемах познания окружающей действительности, уточнены основные этапы учебного процесса по становлению и развитию основных компонентов познавательной деятельности при решении учебных задач и их интеграции. На первом этапе обучения (начальная школа) осуществляется развитие у учащихся интеллектуальных процессов, отражающих ход логических рассуждений. Дети младших классов овладевают приемами самоконтроля и взаимоконтроля, обучаются умению анализировать условия и требования задачи, представлять ее содержание в виде схемы, рисунка или краткой записи, направляющих их рассуждения. На втором этапе обучения (5−6 классы), при изучении естественно-математических дисциплин, особое значение уделяется содержанию и структуре изучаемых понятий. При усвоении теоретического материала учащиеся овладевают умениями осуществлять анализ, сравнение и его систематизацию на основе логических схем. Многие общеучебные познавательные умения складываются на этом этапе обучения. По текстам в учебниках и наблюдаемым природным явлениям, школьники учатся анализировать причинно-следственные, временные и пространственные связи объектов, изучать явление всесторонне и объяснять его. На третьем этапе обучения (7 -8 классы) у учащихся значительно расширяются научные знания о развитии живой и неживой природы, обогащается понятийный аппарат, который может быть отражен в содержании задачного построения учебных курсов физики и химии. На этом этапе обучения основные общеучебные познавательные умения сформированы до уровня, когда учащиеся достаточно свободно умеют выполнять то или иное действие, осознавая каждый шаг, но еще не владеют в достаточной мере умениями самостоятельного познания. На четвертом этапе обучения (9 класс) школьники овладевают умением решать задачи межпредметного содержания, сравнивать решение задачи в общем виде с решением уравнения с числовыми коэффициентами. На пятом этапе обучения (10−11 классы) учащиеся овладевают наиболее общими способами решения относительно широкого круга проблем, приемами систематизации знаний на основе межпредметных связей, методами содержательного обобщения познавательных действий, эвристическими способами решения проблемных задач. В старших классах у учащихся развиваются интегрированные способы познавательной деятельности, складывается достаточно высокий уровень обобщения познавательных умений, позволяющий им успешно решать сложные комбинированные задачи. созданы дидактические средства для достижения педагогических целей: совокупность заданий и задач, логические схемы учебного материала, инструкции и диагностические методикиуточнены критерии и уровни сформированности познавательных умений, необходимых для решения учебных задачвыявлены дидактические условия, обеспечивающие успешное развитие познавательных действий учащихся при задачном подходе к обучению: использование методов, приемов обучения различным способам анализа и синтеза изучаемых объектов и явлений на занятиях по естественно-математическим дисциплинамсогласование единства формализованных и семантических компонентов в решения задачдинамика алгоритмических и эвристических моделей деятельности с опорой на логические схемы теоретического учебного материалавосприятие учащимися инвариантов познавательной деятельности при решении учебных задач, обеспечивающих развитие познавательных умений и включенных в учебный процессприменение гносеологических заданий на всех этапах обучения учащихся познавательным действиям.

Практическая значимость исследования: разработана заданная технология обучения познавательным действиям, созданы методические пособия для учителей естественно-математического цикла дисциплин и абитуриентов вузовнаписаны методические рекомендации по реализации процесса синхронного развития учебных умений на основе задачного подхода в процессе обученияопубликованные монографии, учебные пособия и методические рекомендации в настоящее время используются в учебном процессе средней школы, в профессиональной подготовке учителей в вузах и в системе повышения квалификации преподавателей школ гг. Омска, Тюмени, Челябинска.

Достоверность и надежность полученных научных результатов обеспечиваются методологической обоснованностью исследования, использованием методов, адекватных его предмету и задачам, экспериментальной проверкой эффективности разработанной технологии, репрезентативностью объема выборки, непротиворечивостью опытных данных и их сравнимостью с массовой практикой.

Апробация и внедрение результатов исследования. Они доложены и получили одобрение на международных (Москва, 1995; Петрозаводск, 1995; Челябинск, 1995, 1997), всероссийских (Самара 1998; Тюмень, 1995; Челябинск, 1988, 1990, 1994;1996 1999) и всесоюзных (Сыктывкар, 1980; Челябинск, 1986), региональных, на Зональных научно-методических конференциях «Совершенствование подготовки специалистов для ЗападноСибирского территориальнопроизводственного комплекса» (Тюмень, 1984, 1989, 1995), межвузовских научно-методических семинарах по проблеме «Совершенствование процесса формирования научных понятий у учащихся школ, ПТУ и студентов вузов» (Челябинск, 1984, 1985, 1993), межвузовских научно-методических конференциях (Екатеринбург, 1996; Омск, 1997; С.

Петербург, 1996; Тюмень, 1981, 1984, 1992, 1998; Ульяновск, 1998), на областных научно-методических конференциях (Тюмень, 1985, 1988, 1990). Результаты исследования внедрены в процесс обучения естественно-математическим дисциплинам в средних общеобразовательных школах городов Тюмени и Тюменской области, г. Челябинска, г. Дубоссары (Молдова).

Выводы.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что в поле внимания учителей не попадают некоторые скрытые особенности учебной работы ребенка, от которых в значительной мере зависит ход его психического развития в целом и познавательной деятельности в частности. Эти особенности определяются взаимосвязью двух сложных факторов: а) субъектным опытом, накопленным в ходе обучения и вне егои б) организационными аспектами учебного процесса. Это явление подтверждается расщеплением общеучебных умений (как более простых, так и сложного интеллектуального умения — умения решать учебные задачи) на различных предметах естественно-математического цикла.

Процесс синхронного развития обобщенного умения решать задачи у учащихся средней школы потребовал формирования умений, на основе которых развиваются сложные интеллектуальные уменияразработать матрицу уровней сформированности общеучебных умений на каждом из этапов обучениявыделить основные этапы развития обобщенного умения решать учебные задачи у учащимися средней школыопределить вклад отдельных учебных предметов на каждом из выделенных этапов обученияразработать критерии и уровни сформированности обобщенного умения решать задачи.

Процесс развития обобщенного умения становится успешным, если он обеспечивается согласованной и целенаправленной работой всего педагогического коллектива, соблюдением четкой и систематической учебно-педагогической деятельности преподавателей, методических секций, администрации школы. Процесс развития обобщенного умения учащихся решать учебные задачи осуществлялся в логике изучения отдельных учебных предметов естественно-математического цикла. Особая роль при этом отводится занятиям по физике.

В ходе обучения осуществлялось:

— знакомство учащихся со структурой познавательной деятельности по решению учебных задач, со способами анализа содержания задачи;

— изучение научных понятий, необходимых для успешного решения задач: «система», «состояние», «процесс», «формула», «величина», «закон» и др.;

— построение аналитических схем изучаемого теоретического материала;

— последовательное и развитие более простых познавательных умений, на основе которых формируется умение решать учебные задачиформирование у учащихся понимания структуры задачи, разновидностей задач, их классификации.

— развитие сложного умения в несколько этапов, на каждом из которых формировались и развивались основные его компоненты.

Обобщенное умение решать учебные задачи формируется в основной школе, в старших классах оно развивается благодаря обучению учащихся специальным способам и методам решения предметных задач на основе овладения фундаментальными принципами, идеями и методами отдельных наук.

Проведенный педагогический эксперимент подтверждает основные гипотезы исследования: развитие общеучебных познавательных умений и развитие познавательных способностей учащихся должно осуществляться, если обучение опирается на принцип единства последовательности, преемственности и синхронности в управлении учебной деятельностью учащихся.

В ходе экспериментальной работы определены зависимости между развиваемым обобщенным умением решать учебные задачи и:

— качеством сформированности познавательных умений. Эффективность экспериментальной методики проверялась на основе критериев правильности, полноты и прочности усвоения познавательных действий и операций, последовательности и рациональности познавательных приемов в решении конкретных учебных задач. Об этом говорит динамика среднего коэффициента сформированное&tradeобщеучебных умений <Ы%> и коэффициента сформированное&trade- <Коу> общеучебных умений у учащихся основной школы;

— уровнем усвоения теоретических знаний при решении задач;

— прочностью знаний, которая определяется качеством умений и знанием учащимися межпредметных связей. Это подтверждается более высокими значениями коэффициента успешности выполнения контрольных работ межпредметного содержания в экспериментальных классах, по сравнению с контрольными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Согласно общей цели исследования и выдвинутой гипотезе, были получены следующие основные теоретические выводы и результаты:

— разработана концепция развития познавательных умений учащихся на основе задачного построения процесса обучения и наличия тенденции к интеграции содержания учебных дисциплинаспектного анализа изучаемых объектов в области естественных наукпостроения учебных задач, имеющих единый предмет изучения в разных науках;

— выяснено, что развитие познавательных умений учащихся наиболее успешно протекает, если в процессе обучения учащиеся опираются на понимание состава выполняемых познавательных действий и операций при решении учебно-познавательных задач, осознают и усваивают структуру познавательной деятельности, применяют научные способы познания, используют методы исследования в области конкретной науки;

— подтверждена и теоретически обоснована необходимость единства алгоритмических и эвристических видов познавательной деятельности учащихся в целях развития их познавательных способностей;

— уточнена значимость логических схем теоретического материала, выступающих средством управления познавательным процессом учащихся в ходе решения учебно-познавательных задач;

— разработана поэтапная последовательность в обеспечении дидактических условий для развития познавательных умений и для их интеграции в целях формирования структуры познавательной деятельности на уровне творческого познанияуточнены критерии сформированности познавательных умений учащихся: знание основных действий, операций, из которых складывается познавательная деятельность, их осознанность и последовательность осуществленияусвоение структуры познавательной деятельности в сочетании алгоритмических и эвристических действий.

— выявлены следующие закономерности: 1. а) возрастание интенсивности развития познавательных умений в обучении посредством технологии задачного построения учебного процессаб) замедление темпа развития, спад и расщепление уровня сформированности познавательных умений при несогласованных действиях педагогического управления учебной деятельностью. 2. Задачный подход в обучении обеспечивает развитие познавательных умений, при этом учащиеся овладевают умением рационально использовать теоретические знания и управлять своей деятельностью, приобретают знания о методах, способах и приемах познания окружающей действительности.

— определены основные дидактические условия, обеспечивающие успешное формирование умения решать учебные задачи: обучение учащихся анализу и синтезу объектов и явлений, описанных в содержании задачнеобходимость единства формальных и семантических компонентов в решении задачисвязь алгоритмических и эвристических моделей деятельности при решении задачиспользование логических схем теоретического материала, ориентированных на решение задачпроектирование структуры учебной деятельности при решении познавательных задач в виде инварианта последовательности действий с опорой на методы познания сущности предметов и явленийвключение в учебный процесс на каждом этапе обучения заданий, способствующих пониманию учащимися гносеологических основ выполнения действий и формированию структуры познавательной деятельности по решению задачпостроение поэтапной структуры учебного процесса в целях организации методической работы по развитию познавательных умений в процессе решения учебных задач.

— разработана специальная технология организации учебного процесса: изучение учащимися теоретического материала на уровне понимания системы научных знанийособое внимание уделяется понятийному аппарату, используемому при анализе содержания задачи, активная работа проводится педагогом по организации теоретического материала в виде логических схемразвитие элементов познавательной деятельности в процессе решения учебных задач посредством формирования знаний о структуре, видах задач, их классификациииспользование таких дидактических средств, как матрица общеучебных умений, позволяющая определить уровень сформированности умений на каждом этапе обучения и увидеть перспективу их развитияметодические разработки по осуществлению развития умения решать задачисборники и пособия по решению учебных задач.

Технология обучения, основанная на концепции задачного подхода, позволяет успешно формировать теоретические методы научного познания в рамках отдельных учебных предметов и способствует развитию когнитивных способностей учащихся. Приобретенные знания и умения решать познавательные задачи служат надежным средством самопознания учащимися реальной действительности.

Разработаны и внедрены в практику школы методические рекомендации для учителей естественно-математического цикла по развитию у учащихся общеучебных познавательных уменийметодические пособия по решению физических задач для преподавателей, учащихся средней школы и абитуриентов вузов.

Концепция развития познавательных учебных умений у учащихся на основе задачного подхода открывает новые пути в осуществлении интеграционных процессов в школе не только в рамках естественно-математических дисциплин, но и на занятиях по гуманитарным предметам.

Для успешного осуществления учебно-педагогического процесса по. развитию у учащихся познавательных умений на основе задачного подхода необходима координация педагогического управления познавательной деятельностью учащихся в рамках всего педагогического коллектива школы. Требуется соответствующая подготовка учителей на базе институтов повышения квалификации работников образования и в вузе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. 335с.
  2. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы.- М.: Политиздат, 1985. 263с.
  3. Алгоритмов теория // Энциклопедия кибернетики: В 2 т. /Отв. ред. В. М. Глушков. Киев, 1974. — Т.1. — С. 106−107.
  4. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: Методическое пособие. -М.: Высш. шк., 1981.-240с.
  5. С.В. Система действий при формировании физических понятий // Физика в шк., 1983. N 5. — С. 43−46.
  6. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса.- М.: Медицина, 1968. 547с.
  7. В.А. Задачи по физике и методы их решения: Пособ. для учителя.- М.: Просвещение, 1983. 432с.
  8. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. — 184с.
  9. Ф.В. Проблема «бессознательного» (о неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). М.: Медицина, 1968. — 468с.
  10. И.Б. Научные основы разработки и обучения решению задач в системе непрерывного математического образования: Дис. д-ра пед. наук в форме научного доклада. Бишкек, 1994. — 84с.
  11. П.Беликов Б. С. Задачи по физике и методы их решения: Пособ. для студентов вузов. М.: Высш. школа, 1986. — 256с.
  12. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 349с.
  13. Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков. Бийск: Научно-издательский центр Бийского пединститута, 1993. 240с.
  14. М.Н. Интеграция содержания общего и профессионального образования в профессионально-технических училищах: Теоретико-методологический аспект. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1988. — 222с.
  15. Биология: Про1раммы общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 1996. 208с.
  16. В.М., Смульсон МЛ. Некоторые особенности становления стратегий решения задач // Вопр. психологии, 1973. N5. — С.58−65.
  17. Д. Психология познания: за пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977. — 412с.
  18. А.И. Методика преподавания физики в средней школе: Теоретические основы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. М.: Просвещение, 1981. — 288с.
  19. A.A. Основные формы движения материи и их взаимосвязь в свете современной науки. М.: Высш. шк., 1974. — 263с.
  20. Г. Д. Теоретико-методологические основы обучения решению задач студентов вуза: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1996. -38с.
  21. Е.С. Решение задач как одно из средств межпредметных связей физики с другими естественнонаучными дисциплинами (6−7 классы). Челябинск, 1984. — 227с.
  22. C.B. Решение задач экологического содержания // География в шк., 1993.-N5.-С. 49−50.
  23. З.И., Калинова Г. С., Комиссаров Б. Д. Преподавание общей биологии в средних профессионально-технических училищах // В. Н. Максимова. МПС в учебно-воспитательном процессе современной школы. М.: Просвещение, 1987. — С. 150.
  24. Е.П., Зинченко В. П., Лекторский В. А. Сознание: опыт междисциплинарного исследования // Вопросы филос., 1988. N 11. — С.3−30.
  25. А.Н. Преемственность в развитии умения решать задачи в школьных курсах физики и математики: Дис. канд. пед. наук. Челябинск: ЧГПИ, 1990. — 197с.
  26. Г. М. Прикладные задачи в мотивации обучения // Математика в шк., 1990.-N2.-С. 9−10.
  27. Временный государственный образовательный стандарт. Общее средне образование. Педагогические технологии. -М.: Ин-т общеобразоват. школ РАО, 1993.-N3−4.-143с.
  28. Л.С. Собр. соч.: В 6 т. -М.: Педагогика, 1982. -Т.1, 1982.- 487с.
  29. Л.С. Собр. соч.: В 6 т. -М.: Педагогика, 1982. Т.2, 1982. -504с.
  30. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Из-во АПН РСФСР, 1957.-519с.
  31. П.Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирования умственных действий и понятий». М.: МГУ, 1965. — 121с.
  32. Гегель Г. В. Ф. Соч.-М.: Соцгиз, 1959. -Т. 4: Система наук. 4.1. Феноменология духа /Пер. Г. Шпета. -1959. 440с.
  33. География: Программы общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 1995. 208с.
  34. С.А. Методика формирования обобщенных умений по химии на основе алгоритмизации и компьютеризации обучения: Дис. канд. пед. наук.- СпБ, 1994.-219с.
  35. Г. М. Методы научного познания в школьном образовании // Советская педагогика, 1985. N3. — С.26−30.
  36. МЛ. Применение графиков на уроках неорганической химии для реализации МПС в учебной деятельности учащихся // МПС естественно-математических дисциплин. -М.: Просвещение, 1980. С. 94 109.
  37. М.П. Современный подход к решению задач по механике в кур се физики средней школы: Автореф. канд. пед. наук. — СпБ, 1993. — 16с.
  38. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. 136с.
  39. Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики. М.: Просвещение, 1990. — 224с.
  40. Л.Л. О соотношении формальных и эвристических компонентов в решении задач // Вопр. психологии. 1968. — N2. — С. 80−90.
  41. Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1976. — С. 326.
  42. Л.Л., Мирошхина ЭЛ., Поливанова Н. И. Исследование интуитивных процессов в решении задач // Вопр. психологии. 1974. -N3.- С. 41−54.
  43. В.Л. и др. Изучение величин на уроках математики и физики. -М.: Просвещение, 1985. 76с.
  44. .М. Качественные задачи по физике: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1995. — 64с.
  45. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. — 423с.
  46. В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика, 1995. -Ш.-С. 29−39.
  47. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.- 240с.
  48. В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интер, 1996. — 544с.
  49. В.И. Как научить школьников решению задач по органической химии. М.: Просвещение, 1987. — 160с.
  50. .К., Фридман Л. М. Физические задачи и методы их решения.- Алма-Ата: Мектеп, 1987. 160с.
  51. М.Д. Методические основы построения опережающего курса физики основной школы: Дис. д-ра пед наук. Челябинск, 1997. — 443с.
  52. В.С. Теория и методика формирования познавательной активности школьников в процессе обучения физике: Дис. д-ра пед наук. -М.: 1995
  53. К.В. Качественные задачи как средство анализа физических явлений // Научные понятия в современном учебном процессе школы и вуза: Челябинск, 1993. — 4.1. — С. 40−41.
  54. К.В. Системный подход к задачам по физике в средней школе (На примере механических и электромагнитных колебаний): Дис. канд. пед. наук. Л., 1978. — 241с.
  55. В.Л. Функциональная асимметрия уникальная особенность мозга человека // Наука и жизнь, 1975. — N1. — С. 104−115.
  56. В.М., Дзида Г. А., Лебедев В. П., Платонова Л. А. Физика: Пособие для поступающих в вузы: I часть. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1993. — 109с.
  57. В.М., Дзида Г. А., Лебедев В. П., Платонова Л. А. Физика: Пособие для поступающих в вузы: II часть. Красноярск. Изд-во Красноярского ун-та, 1993. — 263с.
  58. Г. А. Развитие умения решать физические задачи при обобщающе-систематизирующем повторении (на подготовительном отделении вуза): Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1987. — 179с.
  59. Г. А. Развитие способностей и решение учебных задач: Монография.- Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1997. 187 с.
  60. Г. А. Анализ состояния методики обучения умению решать задачи по естественным дисциплинам в средней школе // Вестник Челябинского государственного педагогического ун-та: Серия 2,1995. С. 35−39.
  61. Г. А. Роль синтеза естественных наук в познании мира и решение учебных задач // Вестник Оренбургского государственного пед. ин-та, 1996.- С. 35−39.
  62. Г. А. Соотношение алгоритмических и эвристических процессов в решении задач. Челябинск, 1987. — 22с.- Деп в НИИ ВШ, 18.02.87. — N 29 387.
  63. Г. А. Формирование умения решать учебно-познавательные задачи в основной школе: Тезисы докладов международной конференции «Физика в системе современного образования».- Петрозаводск: ПетрГУ, 1995.- С. 105.
  64. Г. А. Основные компоненты умения решать учебные задачи: Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции «Межпредметные связи в условиях стандартизации образования».- Челябинск: ЧГПУ, 1996. С. 111.
  65. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики: Учеб. пособ. для слушателей ФПК директоров общеобразоват. школ и в качестве учеб. пособ. по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319с.
  66. Дирак П.А. М. Принципы квантовой механики: Пер. с англ.изд. Ю. Н. Демкова и Г. Ф. Друкарева /Под ред. и предисл. В. А. Фока.- М.:Физматгиз, 1960. 434с.
  67. Н., Северцева А. Какой мы видим школьную биологию // Нар. образование, 1989. N5. — С. 59−64.
  68. Естествознание. Биология. Химия. Физика: Программы средней общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1992. — 64с.
  69. Д.П., Шишкин Е. А. Методика решения задач по химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по биол. и хим. спец. М.: Просвещение, 1989. — 176с.
  70. В.Ф. Методологические основы школьного курса физики. М.: Просвещение, 1976. — 224с.
  71. И.Ф. Формирование умения решать физические задачи у учащихся 6−7 классов в условиях осуществления межпредметных связей физики с математикой: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1980. -234с.
  72. Закон Российской Федерации «об образовании» // Российская газета. 1992. — 31 июля. — С.3−6.
  73. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160с.
  74. JI.B. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Учпедгиз, 1960. — 310с.
  75. JI.B. Обучение и развитие (экспериментально-педагогическое исследование) // Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. -С.83−318.
  76. В.П. Искусственный интеллект и парадоксы психологии // Природа, 1986. N 2. — С. 58−70.
  77. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. — 128с.
  78. ЛЛ. Ценности естественнонаучного образования // Педагогика, 1995. N3. — С.29−33.
  79. М.В. Обучение учащихся применению знаний по химии: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 144с.
  80. Е.П. Рациональный и нерациональный способы мышления // Вопросы психологии, 1965. N3. — С.11−20.
  81. A.B. Сознание и мышление. М.:Изд-во МГУ, 1994. -130с.
  82. Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1984. -320с.
  83. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. — 462с.
  84. Э.В. Школа должна учить мыслить // Наука и жизнь, 1984. N8. -С. 14−20.
  85. В.В. Критерии научности знания. М.: Высш. шк., 1989. — 127с.
  86. В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М. Изд-во МГУ, 1993. — 168с.
  87. В.Р. Формирование у учащихся школ естественнонаучного миропонимания в процессе обучения: Дис. д-ра пед. наук. Полтава, 1989.- 374с.
  88. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288с.
  89. Кабанова-Меллер E.H. Психология формирования умений и навыков.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. 376с.
  90. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. — 200с.
  91. З.И. Психологические принципы развивающего обучения.- М.: Знание, 1979. 48с.
  92. Г. Г. Из опыта развития логического мышления учащихся // Химия в школе, 1992. N1−2. — С.23−26.
  93. П.Ф. Об основах реформы средней школы // Школа и жизнь, 1911. -N10. С.2−18.
  94. С.Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 336с.
  95. .Д. Формирование понятий физического состояния и процесса в курсе физики средней школы: Дис. канд. пед. наук. М., 1978.- 177с.
  96. .М. Прорблемы логики и методологии науки. М.: Наука, 1990.-352с.
  97. В.И. Логика познания сущности. -М.: Высш. шк., 1980.- 175с.
  98. Д.М., Полосин B.C. Методика обучения химии. -М.: Просвещение, 1970. 495с.
  99. Н.И. Логика: Пособие для учителей. -2-е изд. -М: Учпедгиз, 1954. 512с.
  100. П.В. Гипотеза и ее роль в познании. М.: Знание, 1958. — 40с.
  101. П.В. Рассудок и разум и их функции в познании // Вопр. философии, 1963. N4. — С. 64−75.
  102. .И. Методы учебно-познавательной деятельности учащихся (состав, функции, закономерности, принципы и способы формирования): Дис. д-ра пед. наук. Славянск, 1978. — 423с.
  103. .И. Учение процесс творческий: Кн. для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1989. — 158с.
  104. Л.С., Пружинин Б. И. Воображение и рациональность. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 180с.
  105. Г. С. Избранные психологические труды /Под ред. Л. Н. Проколиенко. М.: Педагогика, 1988. — 304с.
  106. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога исследователя. Самара.: Изд-во СамГПИ, 1994. -165с.
  107. В.Ю. Интеллект и уровни его развития: Дис. канд. фил ос. наук. М, 1983. — 168с.
  108. Краткая философская энциклопедия. -М.: Прогресс-Энциклопедия, 1994. 576с.
  109. Л.М. От познавательного интереса к созиданию знаний // Педагогика, 1993. N4. — С.35−39.
  110. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. — 128с.
  111. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. -М.: Педагогика, 1970. 231с.
  112. М.М. Основы психологии профессионально-педагогического (Ьбразования. Минск, 1998. — 343с.
  113. М.М. Основы технологии обучения профессионально-педагогической деятельности. Минск, 1996. — 243с.
  114. B.C. Содержание образования: сущность и структура, перспективы. 2-е издание. — М.: Высшая школа, 1989. — 360с.
  115. B.C. Содержание образования: сущность и структура, перспективы. 2-е издание. — М.: Высшая школа, 1991. — 224с.
  116. В.И. Философские тетради // Полн. собр. соч. -М.: Политиздат, 1973 Т. 29. — 782с.
  117. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. — Т.1. — 391с.
  118. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. — Т.2. — 320с.
  119. А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1972. — 575с.
  120. И .Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М.: Просвещение, 1982. — 190с.
  121. ИЛ. Болевые точки процесса обучения // Советская педагогика, 1991. N5. — С.24−29.
  122. Лернер И Л. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика, 1996. N2. — С.7−11.
  123. И.А. Проблема формирования системы учебных умений и навыков учащихся // Сов. педагогика. 1980. — N3. — С. 60−67.
  124. H.A. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса: Дис. д-ра пед. наук. М, 1990. — 378с.
  125. Лук А. Н. Информация и память. М.: Знание, 1963. — 24с.
  126. А.Р. Мозг человека и психические процессы: В 2 т. -М.: Педагогика, 1970. Т.2. — 495с.
  127. А.Р. Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста).- М.: Изд-во «Эйдос», 1994. 96с.
  128. С.Н. Когда легко учиться: Из опыта работы учителя начальных классов шк. N 587 г. Москвы.- Мы.: Народная асвета, 1990. 174с.
  129. С.Н. Методом опережающего обучения: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1988. — 192с.
  130. A.A. Повторим химию: Пособие для поступающих в вузы: Практическое пособие. М.: Высш. школа, 1989. — 271с.
  131. A.A., Обухов В. Л. Методология химии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 160с.
  132. В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 143с.
  133. Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе. М.: Просвещение, 1993. — 192с.
  134. Т.В., Монахов В. М. Математическое моделирование- необходимый элемент современной подготовки школьников // Математика в шк., 1984.-N3.-С. 46−49.
  135. К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956. — 689с.
  136. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т.1. — М.: Госполитиздат, 1977.- 698с.
  137. К., Энгельс Ф. Соч. -2-е изд. -Т.20. -М.: Госполитиздат, 1961.-827с.
  138. К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 23. — М.: Госполитиздат, 1960. — 907с.
  139. К. Капитал // Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т.25. -4.1.- М. г Госполитиздат, 1962. 545с.
  140. К. Экономические рукописи 1857−59 годов // Маркс К., Энгельс Ф.- Соч.- 2-е изд.- Т.46.- Ч.1.- М.: Госполитиздат, 1968.- 559с.
  141. Математика: Программы для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 1996. 192с.
  142. М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. — 184с.
  143. М.И. Проблема обучения. Основные вопросы теории.- М.: Педагогика, 1975. 368с.
  144. Межпредметные связи курса физики в средней школе /Ю.И.Дик и др.- М.: Просвещение, 1987. 191с.
  145. П.А. Пути совершенствования процесса решения задач по механике в средней школе: Дис. канд. пед. наук. Киев, 1974. — 232с.
  146. С.Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии.- М.: Мысль, 1966. 384с.
  147. А.К. Система задач как средство развития младших школьников при обучении математике (на примере задач на движение): Автореф. дис. канд. пед. наук. СпБ, 1995. — 17с.
  148. H.A. Мышление в процессе обучения // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С. 349−387.
  149. H.A. О некоторых принципиальных вопросах диагностики умственного развития // О диагностике психического развития личности /Под ред. В. И. Луковского и др. Таллин, 1974. — 144с.
  150. H.A. Очерки психологии обучения арифметике. 2-е изд., перераб. — М.: Учпедгиз, 1950. — 120с.
  151. H.A. Психология применения знаний к решению учебных задач. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 416с.
  152. Методика начального обучения математике /Под ред. А. А. Столяра, В. Л. Дрозда. Мн.: Вышейш. шк., 1988. — 254с.
  153. Методика обучения географии в средней школе: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по геогр. спец. /Под ред. Л. М. Панчешниковой. М.: Просвещение, 1983. — 320с.
  154. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец./Сост.
  155. B.И.Мишин. М.: Просвещение, 1987. — 416с.
  156. Методика преподавания математики в средней школе: Частные методики: Учеб. пособие для физ.-мат. фак. пед. ин-тов /Ю.М.Колягин и др. М.: Просвещение, 1977. — 480с.
  157. Методика преподавания физики в средней школе: Частные вопросы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец./Под ред.
  158. C.Е.Каменецкого, Л. А. Ивановой. М.: Просвещение, 1987. — 336с.
  159. Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы /Под ред. Орехова В. П., Усовой A.B. М.: Просвещение, 1980. — 4.1. — 320с.
  160. Методические рекомендации по обучению умению решать задачи в курсе физики средней школы /Сост. Дзида Г. А. Тюмень: ИУУ, 1986. — 43с.
  161. М.В. Философия и физическая теория. Л.: Наука, 1969.-238с.
  162. В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. М.: Просвещение, 1989. — 192с.
  163. В.Н. Основные компоненты процесса формирования научного мировоззрения учащихся при обучении физике // Физика в шк., 1980. N2. — С.34−39.
  164. В.В. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе: Пособ. для учителей. М.: Просвещение, 1977. — 168с.
  165. А.Д. К методике прикладной направленности обучения математике // Математика в шк., 1988. N2. — С. 12−14.
  166. H.H. Эколого-эволюционный подход при изучении многообразия растительного мира // Биология в шк., 1992. N 1−2. — С. 30−34.
  167. А.Л. Философия науки: История и методология: Учеб. пособ.- М.: Дом интеллектуальной книги, 1998.- 220с.
  168. P.C. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. -М: Просвещение- Владос, 1994. 576с.
  169. Новые тенденции в изучении и преподавании географии в школе /Под ред. JIM. Панчешниковой. П.: Прогресс, 1975. — 235с.
  170. Общая психология /Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1976.-479с.
  171. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М., Кремль, 13.01.1996. — 85с.
  172. С.И. Словарь русского языка /Под ред. Н. Ю. Шведовой. -18-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1986. — 797с.
  173. В.И. Знания, умения, навыки и обучение. -М.: МУПК, 1995. -45с.
  174. Т.Ф. Учебно-познавательные задачи как средство развития интеллектуальных умений при обучении химии на подготовительном Отделении вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1990.- 17с.
  175. Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования // Учительская газета, 1997. №№ 33−34.
  176. Основы философии в вопросах и ответах: Учеб. пособие для высших учеб. заведений. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. — 448с.
  177. И.П. Поли. собр. соч.: В 6 т.- М- Л. Изд-во АН СССР. 1952. — Т.5.- 566с.
  178. Пак M. Алгоритмы в обучении химии: Кн. для учителя. -M.: Просвещение. 1993. — 64с.
  179. JI.M. Контрольные задания и упражнения по географии. М.: Просвещение, 1982. — 105с.
  180. А.В., Родина Н. А. Физика: Учеб. для 8 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1989. — 191с.
  181. . Избранные психологические труды: Пер. с англ. и фр. / Вступ. статья В. А. Лекторского, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. -М.: МПА, 1994. 680с.186а. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. -М.:ИИЛ, 1963.-448с.
  182. Пидкасистый П. И Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико экспериментальное исследование. -М.: Педагогика, 1980. — 240с.
  183. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. В. Д. Шадрикова. -М.: Просвещение, 1990. 142с.
  184. С.Г. Проблемы управления познавательной деятельностью у учащихся при обучении решению физических задач: Дис. канд. пед. наук. -Баку, 1982.- 173с.
  185. Д. Как решать задачу: Пособие для учителей: Пер. с англ. /Под ред. Ю. М. Гайдука. М.: Учпедгиз, 1961. — 207с.
  186. Г. А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. М.: Просвещение, 1991. — 192с.
  187. Программы общеобразовательных учреждений РФ: Начальные классы (1−3) одиннадцатилетней школы М.: Просвещение, 1996. — 284с.
  188. Психологические исследования творческой деятельности /Отв. ред. О. К. Тихомиров. М.: Наука, 1975. — 253с.
  189. Психология: Словарь /Под ред. Петровского А. В., Ярошевского М.Г.- М.: Политиздат, 1990. 142с.
  190. В.Н. Эвристика -наука о творческом мышлении. М: Политиздат. -1967. — 271с.
  191. Развитие и диагностика способностей /Отв. ред. В. Н. Дружинин,
  192. B.Д.Шадриков. М.: Наука, 1991. — 181с.
  193. В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике: Пособ. для учителей. М.: Просвещение, 1975. -272с.
  194. В.И. Развитие логического мышления учащихся при обучении физике. М.: Просвещение, 1985. — 94с.
  195. Рогов Е. И Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб.пособие. М.: Владос, 1996. — 526с.
  196. Г. И. Совершенствование методики решения физических задач путем использования алгоритмических приемов: Дис.канд. пед. наук. -Киев, 1972.-202с.
  197. М.М. Принципы диалектической логики. -М.: Соцэкгиз, 1960. 478с.
  198. B.C. Мозг. Стратегия полушарий // Наука и жизнь, 1984.1. C. 54−57.
  199. B.C., Аршавский В. В. Межполушарная асимметрия мозга И' проблема интеграции культур // Вопр. философии, 1984. N 4.- С. 78−86.
  200. C.JI. Бытие и сознание. -М.: Изд-во АН СССР, 1957.- 328с.
  201. C.JI. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958.-147с.
  202. СЛ. Основы общей психологии: В 2 т.-Т. 1. -М.: Педагогика, 1989. 448с.
  203. С.JI. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1959.-351с.
  204. Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М.: МГУ, 1981.-132с.
  205. Ю.А. Очерки психологии ума. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 504с.
  206. Г. И. Упражнения в обучении математике. -М.: Просещение, 1995. 240с.
  207. Ю.В. Формирование научного стиля мышления у учащихся в процессе обучения: Учебное пособие. -М.: Ml ПИ им. В. ИЛенина, 1985.- 102с.
  208. И.М. Избранные произведения: В 2 т. -М.: Изд-во АН СССР, 1952. Т.1.- 772с.
  209. И.М. Избранные произведения: В 2 т. -М.: Учпедгиз, 1953.- Т.2. 335с.
  210. М.Н. Методология и методика педагогического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 152с.
  211. A.B. Наглядный образ в структуре познания. -М.: Политиздат, 1971. 271с.
  212. В.И. Приемы обучения решению задач по физике: Учеб. пособие. Красноярск, 1987. — 90с.
  213. А.М. Логическая структура учебного материала. -М.: Педагогика, 1974. 192с.
  214. А.Г. Сознание и самосознание. -М.: Политиздат, 1972.- 303с.
  215. Г. П. Формирование у учащихся обобщенного приема решения физических задач: Дис. канд. пед. наук. М., 1979. — 188с.
  216. Схема // БСЭ /Гл. ред. А. М. Прохоров. -3-е изд. -М.: Сов. энциклопедия. Т. 25. — С. 121.
  217. JI.Р. Физические величины и их единицы: Справ, кн. для учителей. М.: Просвещение, 1984. — 239с.
  218. Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособ. для студентов сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1998.-288с.
  219. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975. — 348с.
  220. Теоретические основы процесса обучения в советской школе. /Под ред. Краевского В. В, Лернера И. Я. НИИ общей педагогики АПН СССР. -М.: Педагогика, 1989.-320с.
  221. Теоретические основы содержания общего среднего образования /Под ред. Краевского В. В., Лернера И. Я. М.: Педагогика, 1983. — 352с.
  222. .М. Ум полководца // Избр. труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985. -Т.1. — С. 223−305.
  223. Д., Голоушова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. М. — Прага: Роспедагёнтство, 1994. — 48с.
  224. H.H. Методические основы обучения учащихся решению задач по физике: Дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 1989. — 378с.
  225. H.H. Методические рекомендации по выделению основных этапов формирования у учащихся умения решать задачи по физике. Челябинск: ЧГПИ, 1985. — 32с.
  226. H.H., Старовикова И. В. Спецкурс по решению физических задач повышенной трудности: Учеб. пособие. -Бийск: НИЦ БиГПИ, 1995. 91с.
  227. Умение // Педагогическая энциклопедия /И.А.Каиров (гл. ред.).- М.: Сов. Энциклопедия, 1968. Т.4. — С.362−363.
  228. A.B. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий: Дис. д-ра пед. наук. J1., 1970.- 523с.
  229. A.B. Критерии качества знаний: Лекция для учителей и студентов педвузов. Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. — 14с.
  230. A.B. Новая концепция естественнонаучного образования и педагогические условия ее реализации. Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. — 38с.
  231. A.B. Формирование обобщенных умений и навыков // Нар. образование. 1974. — N3. — С. 117−123.
  232. A.B., Бобров A.A. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1988, — 112с.
  233. A.B., Тулькибаева H.H. Практикум по решению физических задач: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. М.: Просвещение, 1992. -208с. '
  234. A.A. Принцип доминанты // Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. М.: Изд-во МГУ, 1925. — С. 60−66.
  235. Г. Живой мозг. М.: Мир, 1966. — 300с.
  236. В.Н. Межпредметные связи естественнонаучных и математических дисциплин // Межпредметные связи естественно-математических дисциплин: Пособ. для учителей: Сб. статей /Под ред В. Н. Федоровой. М.: Просвещение, 1980. — С.3−40.
  237. Физика. Астрономия: Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1996. — 224с.
  238. Физика: Методические указания и контрольные задания для слушателей заочного подготовительного факультета: Механика, Молекулярная физика /Сост. Дзида Г. А.- Тюмень: ТИИ, 1990. 40с.
  239. Физика: Методические указания и контрольные задания для слушателей заочного подготовительного факультета: Электродинамика. Квантовая физика /Сост. Дзида Г. А. Тюмень, 1990. — 40с.
  240. Физический энциклопедический словарь /Гл. ред. А. М. Прохоров. М.:Сов. Энциклопедия, 1983. — 928с.
  241. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 839с.
  242. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся в обучении географии / Под ред. Л. М. Панчешниковой. -М.: Просвещение, 1985. 175с.
  243. JI.M. Дидактические основы применения задач в обучении: Дис. д-ра пед. наук. М., 1971. — 423с.
  244. Фридман JIM. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977. — 208с.
  245. Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. -М.: Знание, 1984. 80с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Педагогика и психология- N 6).
  246. Л.М., Кулагина И. Ю. Формирование у учащихся общеучебных умений: Методические рекомендации. Минск: ИПК образования, 1995. — 30с.
  247. Л.М., Турецкий E.H. Как научиться решать задачи: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1984. — 175с.
  248. А.П. Гносеологическая природа гипотезы. Мн.: Изд-во БГУ, 1974.-160с.
  249. Химия: Программы для общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 1996. 88с.
  250. В.Д. Межпредметные связи в преподавании основ физики и математики в школе. Челябинск: ЧГПИ, 1991. — 88с.
  251. С.Д. Формирование учебной деятельности младших школьников при обучении решению текстовых задач: Дис.канд. пед. наук. М., 1985. — 174с.
  252. И.К., Протасов П. Н. Методика решения расчетных задач по химии. М.: Просвещение, 1983. — 127с.
  253. Человек и вычислительная техника / Под ред. В. М. Глушкова. Киев: Наук, думка, 1971. — 294с.
  254. В.А. Дидактические основы построения системы упражнений по кинематике: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1974. -155с.
  255. В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1985. -200с.
  256. Э.С. Преемственность как основа формируемого у учащихся обобщенного умения // Пути повышения эффективности обучения в школе. Челябинск: ЧГПИ, 1977. -С. 46−54.
  257. Н.И. Время реакций и интеллект: почему они связаны (о дискриминативной способности мозга) // Вопросы психологии, 1995. -N4.- С.65−81.
  258. Н.И. Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего обучения). М.: АО «Столетие», 1994. — 192с.
  259. В.М. Методика решения задач по физике в средней школе с применением алгоритмических предписаний: Дис. канд. пед. наук.- Тбилиси, 1973. 202с.
  260. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. Пособие -М.: Издат. Корпорация «Логос», 1996. 320с.
  261. Т. Использование моделирования в обучении решению физических задач: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1982. — 16с.
  262. Т.Н. Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении: Учеб. пособие к спецкурсу.- Свердловск, 1990. 96с.
  263. Т.Н. Теоретические основы физического эксперимента в развивающем обучении: Автореф.дис. д-ра пед. наук. СпБ, 1992. -37с.
  264. И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. М.: Просвещение, 1990. — 92с.
  265. В.Ф. Куда и как исчезли тройки: Из опыта работы школ г. Донецка /Предисл. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1979. — 136с.
  266. В.Ф. Точка опоры. М.: Педагогика, 1987. — 160с.
  267. П.А. Некоторые замечания к проблеме ассоциаций (вместо предисловия) // Исследования по психологии интеллектуальных навыков и умений. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — С. 3−12.
  268. B.C. Научное познание как деятельность. М.: Политиздат, 1984.-232с.
  269. А.П. Диалектический метод познания. М.: Политиздат, 1983.-320с.
  270. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособ. для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. -160с.279а. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителей. -М.: Просвещение, 1986. 142с.
  271. Эвристика // БСЭ /Гл. ред. A.M. Прохоров. -3-е изд. -М.: Сов. Энциклопедия, 1978. Т. 29. — С. 559.
  272. Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 20. — С. 339−626.
  273. Эрдеи-Груз Т. Основы строения материи. Пер. с нем. В. Ф. Смирнова. М.: Мир, 1976.-488с.
  274. П.М. Укрупненные дидактические единицы на уроках математики в 1−2 классах: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1992. — 272с.
  275. П.М., Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: Кн. для учителя, М.: Просвещение, 1986. — 255с.
  276. А.Ф. Психология решения задач. -М.: Высш. шк., 1972. -216с.
  277. В.В. Технико-технологические задачи как средство активизации познавательной деятельности учащихся средних и ПТУ: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М.: 1983. 14с.
  278. И.Л. Элементы управления мыслительной деятельностью учащихся при решении задач по физике в средней школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1974. — 26с.
  279. .М., Селезнев Ю. А. Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и самообразования. 3-е изд. исправ. — M.: Наука, 1984.-383с.
  280. O.A. Содержание фундаментальных естественнонаучных понятий: Методические рекомендации. Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1994.-22с.
  281. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 1996. — 96с.
  282. И.С. Развивающее обучение. -М.: Педагогика, 1979. 142с.
  283. В.А. Интуиция и научное открытие // Вест. МГУ. Сер. 8. -1975.-N2.-С. 13−23.
  284. В.Н. Межпредметные связи в задачах по физике: Учеб. пособие для студентов и преподавателей пединститутов. Куйбышев: КПИ, 1987. — 120с.
  285. Т.Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноосферной эпохи // Педагогика, 1996. N2. — С. 40−47.
  286. Bruggener К. Zur Erhohung der Effektivitat im Unterrichtsproze? // Physik in der Schule. 1967. № 2. S.180−183.
  287. Eysensk H.J. Revolution dans la theorie et la mesure de l’intelligence // Revue Canadienne de Psycho-Education, 1983. № 12. P.3−17.
  288. Eysensk HJ. Revolution in the theory and measurement of intelligence // Psychol. Assessment (Spain), 1985. № 1. P.99−158.
  289. Korner W., Kossling G. Wie lose ich eine physikalische Aufgabe? Leipzig: VEB Fachbuchverlag, 1985.112 S.
  290. Kapy G. Leistungsreserve Schopfertum: Forschungergebnisse zur Kreativitat in Schule / Hrsg. von G.Neuner. Berlin: Dietz, 1986. 195 S.
  291. Machintosh N.J. The liology of intelligence? // Brit. J. Psychol., 1976. V.77. P. l-18.
  292. Machlup S. Physics. John Whiley and Sons, 1987.647 p.
  293. Materialistische Dialektik in der physikalischen und biologischen Erkenntnis. Hrsg. vor Herbert Horz und Ulrich Roserberg. Berlin: Akademie Verl. 1981. P.502−503.
  294. Methodik Chemieunterricht (Aufgearbeitet von einem Autorenkollektiv unter Leitung von Eberhard Rossa) Volk und Wissen Volkseigener Verlag. Berlin, 1977.
  295. Mulvej J.H. The nature of matter. New York. Oxford University Press, 1981.202 p.
  296. Teaching School Chemistry / ed. DJ.Waddington. UNESCO, 1989. 392 p.
  297. The Physics Teacher. 1985. V.23. № 6. P.338−344.
  298. Unterrichtshilfen: Chemie. Klasse 8/B. Herndt, H. Boeck, P. Lange e.a.Berlin: Volk und Wissen, 1980.389 S.
  299. Werner H. The concept of development from a comparative and Organismus point of view // The concept of development. Minneapolis, 1957. P.125−148.
  300. Williams J.E., Trinklein F.E., Metcalfe H.C. Modern Physics: Teacher’s Edition. Holt, Rinehart and Winston Publishers, 1980. 682 p.
Заполнить форму текущей работой