Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Структура и содержание модульных программ подготовки специалистов для индустрии питания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проектирование модульно-компетентностных программ является сложным, многоуровневым процессом, следовательно, реализация указанных принципов предполагает выполнение системы взаимосвязанных и последовательных действий (процедур): в первую очередь необходимо описать требования рынка труда к образовательной программе и к оценке освоенных компетенций. Далее, для перевода требований работодателей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Компетентностный подход к проектированию модульных программ профессионального образования в индустрии питания: теоретико-методологические основы
    • 1. 1. Предпосылки, сущность и содержание компетентностного подхода в профессиональном образовании
    • 1. 2. Результаты обучения как основа формирования компетентностных образовательных программ подготовки специалистов
    • 1. 3. Педагогическая характеристика модульного обучения, основанного на компетентностном подходе
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-внедренческая деятельность по проектированию модульных компетентностных программ подготовки специалистов для индустрии питания
    • 2. 1. Принципы проектирования структуры и содержания модульных компетентностных программ
    • 2. 2. Метод функционального анализа как инструмент выявления требований рынка труда к результатам обучения, его апробация и внедрение
    • 2. 3. Результаты опытно-поисковой работы по проектированию содержания модульных программ подготовки специалистов для индустрии питания, их апробация и внедрение
  • Выводы по второй главе

Структура и содержание модульных программ подготовки специалистов для индустрии питания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Задача повышения качества подготовки специалистов для индустрии питания, как и в целом профессионального образования, обусловлена особенностями формирующегося в современной России постиндустриального общества, обусловленной тремя факторами — развитием общества, основанного на знаниях, глобализацией и высокими темпами научно-технического прогресса. Взаимодействие указанных факторов сопровождается возрастающей неопределенностью и ускорением темпов технологического развития, усилением роли знаний, изменениями требований развивающихся рынков труда и потребителей, что приводит к изменению требований к работникам.

Поскольку индустрия питания относится к экономике обслуживания, которая развивается опережающими по сравнению с экономикой материального производства темпами, решение задачи повышения качества подготовки специалистов будет способствовать повышению конкурентоспособности отрасли на рынке и снижению социальной напряженности в обществе.

Современные исследования показывают, что работодатели формируют новый заказ на высококвалифицированных работников, способных постоянно адаптироваться к техническим и технологическим изменениям, новым формам организации труда, как в широком смысле, так и в рамках конкретного предприятия. Для современного предприятия, отмечает в своих работах О. Н. Олейникова [112- 105], высококвалифицированная рабочая сила, ориентированная на рынок, является решающим условием его успешного существования на рынке, поскольку человеческий капитал становится приоритетным фактором повышения его конкурентоспособности. При этом исследователи (B.C. Гринько [41], Е. В. Ткаченко [142]) отмечают, что на профессиональных рынках труда сохраняется дефицит высококвалифицированных специалистов среднего звена и высококвалифицированных рабочих и это в равной степени относится к индустрии питания. В то же время данные региональных отраслевых рынков труда свидетельствуют, что при наличии от 60 до 80% вакансий на рабочие профессии примерно 27% выпускников НПО и СПО не трудоустраиваются из-за несоответствия требованиям современного производства и технологий.

В условиях становления общества, основанного на знаниях, фактором социальной и профессиональной успешности для граждан становится способность к приобретению новых знаний и умений в течение всей трудовой жизни, что требует создания условий для постоянного образования и обучения. Все большее значение в этой связи приобретает умение учиться, которое необходимо для успешной профессиональной и личной самореализации, а также необходимо для эффективного трудоустройства, включая неизбежную в современных условиях смену рабочих мест или самозанятость (A.A. Муравьева [97]).

На основании вышесказанного можно утверждать, что непосредственными получателями результирующего эффекта процесса обучения становятся как государство, общество и обучающийся, так и работодатель, который выступает заказчиком и оценивает качество обучения (Т. JI. Клячко, Г. А. Краснова [143]). Именно поэтому в настоящее время в целевых установках системы профессионального образования происходит переориентация на компетенции, предполагающие интегрированную актуализацию в знакомых и новых контекстах трудовой деятельности знаний, умений, отношений (ценностных установок) и опыта. При этом компетенции должны быть измеримыми, гибкими (могут быть перенесены с одного вида деятельности на другой) и формулироваться при определении требований к стандартам профессиональной деятельности.

Расширение субъектов образовательного заказа ориентирует профессиональную подготовку специалистов для индустрии питания на результат, позволяющий сбалансировать их интересы, предоставляя возможность справляться с новыми вызовами экономики, основанной на знаниях, а именно обеспечивает гибкость и мобильность работников, достигаемые посредством их эффективного обучения, так и самореализацию работников. Вышеуказанное определяет социально-педагогический уровень актуальности рассматриваемой проблематики.

Теоретические и практико-ориентированные исследования в Западной Европе и России свидетельствуют об активном поиске подходов к формированию современной педагогики профессионального образования (A.JI. Андреев, A.C. Белкин, В. А. Болотов, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, B.C. Лазарев, С. М. Маркова, О. Н. Олейникова, А. Ю. Петров, Ю. Н. Петров, В. В. Сериков, Е. В. Ткаченко, С. Е. Шишов, А. Г. Ялалов, Б. Менсфилд, Б. Оскарссон, Х-Г. Хофман, С. Шоу и др.). Эти и другие исследования способствуют накоплению и систематизации знаний, а также обобщению педагогического опыта для решения проблемы разработки программ подготовки специалистов для индустрии питания, отвечающих современным потребностям общества и экономики.

Однако ряд вопросов еще не получил системного теоретического осмысления. Так, не сформирован до конца понятийный аппарат в сфере компетентно-стного подхода и модульного обучения для разработки содержания современных программ подготовки специалистов для индустрии питания. Отсутствует обоснованный и непротиворечивый метод выявления требований рынка труда к выпускникам учреждений профессионального образования и их учета при формировании модульных компетентностных программ. Исследование вышеуказанных вопросов составляет научно-теоретический уровень актуальности исследования.

Обусловленная внешними факторами смена педагогической парадигмы ПО требует разработки профессиональных образовательных программ, в том числе программ подготовки специалистов для индустрии питания, на основе модульной технологии и требований рынка труда (профессиональных стандартов), разработанных с учетом компетентностного и системного подходов. Это позволит адекватно отразить в структуре и содержании образовательных программ требования рынка труда за счет их трансформации в результаты обучения, и тем самым обеспечивается их гибкость, расширение субъектов ответственности за конечные результаты обучения, и, наконец, повышение эффективности подготовки специалистов для индустрии питания.

В этой связи возникает необходимость решения сложной методической задачи перевода «языка» сферы труда (профессиональных стандартов или иным образом сформулированных требований рынка труда) на «язык» образовательного стандарта и программ обучения (О.Н. Олейникова). Вышесказанное подтверждает актуальность проблематики исследования на научно-методическом уровне.

Вышеизложенные проблемы указывают на следующие сложившиеся противоречия:

На социально-педагогическом уровне — между формирующимися в условиях рыночной экономики требованиями к содержанию профессионального образования со стороны граждан, работодателей, общества и государства и отсутствием профессиональных образовательных программ в индустрии питания, обеспечивающих гибкость и мобильность работников, их самореализацию и возможность справляться с новыми вызовами экономики, основанной на знаниях;

На научно-теоретическом уровне — между значительным количеством теоретических исследований общепризнанного в настоящее время компетентностного подхода и модульного обучения и недостаточной теоретической разработанностью методики проектирования модульных программ подготовки специалистов для индустрии питания на основе выявленных требований рынка труда к компетенциям работников;

На научно-методическом уровне — между необходимостью повышения эффективности и гибкости программ профессионального образования за счет учета требований рынка труда и отсутствием единого метода их проекции в структуру и содержание профессиональных образовательных программ в виде результатов обучения, направленных на освоение комплекса компетенций.

Выявленные противоречия определили проблему исследования, состоящую в поиске и обосновании способов выявления и формулирования требований рынка труда к выпускникам профессионального образования в виде набора взаимосвязанных компетенций и проектирования на этой основе модульной структуры и содержания программ подготовки специалистов для индустрии питания.

Анализ проблем и противоречий позволил сформулировать тему исследования: «Структура и содержание модульных программ подготовки специалистов для индустрии питания».

В исследовании введено ограничение: проектирование структуры и содержания модульных программ подготовки специалистов для индустрии питания рассматривается на примере специальности среднего профессионального образования (СПО) «Технология продукции общественного питания».

Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка методики проектирования структуры и содержания модульных образовательных программ, направленных на результаты обучения, выраженные набором взаимосвязанных компетенций как требований к профессиональной деятельности в индустрии питания.

Объект исследования: структура и содержание профессионального образования.

Предмет исследования: проектирование структуры и содержания модульных программ подготовки специалистов для индустрии питания на основе выявленных требований рынка труда к компетенциям работников.

Гипотеза исследования: разработать модульные профессиональные образовательные программы для индустрии питания, отвечающие современным потребностям общества и экономики, возможно, если методика их проектирования будет предусматривать принципы и процедуры структурирования и отбора содержания профессиональной подготовки на основе выявленных требований рынка труда, сформулированных в виде набора взаимосвязанных компетенций. Это, в свою очередь, предполагает:

1) уточнение непротиворечивого и сопоставимого с международным понятийного аппарата в сфере модульного обучения, основанного на компе-тентностном подходе;

2) функциональный анализ требований рынка труда к молодым специалистам в сфере питания — выпускникам СПО для структурированного описания и выражения этих требований в виде набора взаимосвязанных компетенций;

3) принципы и процедуры трансформации выявленных требований в модульную структуру и содержание образовательной программы в виде результатов обучения, интегрирующих набор взаимосвязанных компетенций.

Цель и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:

1. Выявить теоретико-методологические подходы к проектированию структуры и содержания модульных программ подготовки специалистов для индустрии питания, и уточнить понятийный аппарат на основе анализа имеющихся в педагогической литературе научных исследований компетентностного подхода и модульного обучения.

2. Разработать методику определения требований к работникам в индустрии питания, интегрирующих набор взаимосвязанных компетенций, и на этой основе результатов обучения для проектирования модульных образовательных программ.

3. Выявить и обосновать принципы и процедуры проектирования модульной структуры и содержания образовательных программ, направленных на результаты обучения, интегрирующие набор взаимосвязанных компетенций.

4. Разработать структуру и содержание модульной программы подготовки специалистов для индустрии питания по специальности СПО «Технология продукции общественного питания» на основе требований работодателей к компетенциям выпускников.

5. Обобщить и оценить результаты опытно-поисковой и внедренческой деятельности по разработке структуры и содержания модульных компетентностных программ подготовки специалистов для индустрии питания.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— методологические разработки основоположников теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.);

— социально-конструктивистские теории (П. Бергер, Дж. Брунер (Bruner), А. Козулин (Kozulin), Т. Лукман, JI. Холзман, и др.) — структурно-системный и синергетический подход к обучению (С.П. Курдюмов, E.H. Князева, Г. Хакен и.

ДР-).

— теория содержания образования и обучения (С.А. Архангельский, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Л. М. Фридман, С.А. Шапорин-ский и др.).

— теория контекстного обучения (A.A. Вербицкий) — теория витагенного образования (A.C. Белкин, Н.О. Вербицкая) — концепция личностно-ориентирован-ного обучения (H.A. Алексеев, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, И. С. Якиманская и др-);

— концепция компетентностного подхода в профессиональном образовании (A.C. Белкин, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, B.C. Лазарев, А. Ю. Петров, О. Н. Олейникова, Б. Менсфилд, Б. Оскарссон, Х-Г. Хофман и др.);

— теория модульного обучения (С.Я. Батышев, К .Я. Вазина, М. А. Чошанов, П. А. Юцавичене, Б. и М. Гольдшмидт, Дж. Рассел и др.);

— теоретические разработки в области технологий проектирования образовательных систем (В.П. Беспалько, Н. В. Борисова, Л. И. Гурье, В. И. Загвязинский, Л. В. Загрекова, И. А. Колесникова, Л. Г. Семушина, H.H. Тулькибаева, Д.В. Чер-нилевский, В. Д. Шадриков, Н. Е. Эрганова, Н. Г. Ярошенко и др.).

Основополагающие вопросы развития профессионального образования и основных направлений повышения эффективности его модернизации разрабатывались на основе работ Г. Д. Бухаровой, B.C. Гринько, Э. Ф. Зеера, О. Н. Олейниковой, Е. В. Ткаченко, В. А. Федорова и др.

В диссертационной работе проведен анализ теоретических и практико-ориентированных исследований:

— вопросов участия работодателей в формировании требований к компетенциям выпускников системы профессионального образования и развития социального партнерства (О.Н. Арефьев, В. В. Бажутин, Я. Я. Боргено, Т. Л. Клячко, Г. А. Краснова, В. В. Протасов, М. И. Хрущева и др.);

— методик анализа потребностей рынка труда и разработки профессиональных стандартов как основы проектирования содержания ПО и профессиональных образовательных программ (О.М. Бобиенко, A.A. Муравьева, Г. В. Ярочкина, JI. Андерссон, Дж. ван Зантворт, Б. Менсфилд, X. Шмидт и др.);

— подходов к проектированию содержания ПО в условиях многоуровневой, вариативной системы образования (П.Ф. Анисимов, Б. С. Гершунский, Г. В. Му-хаметзянова, A.B. Стеганцев, Е. В. Перехожева, В. А. Шершнева, и др.).

Решению проблемы формирования содержания профессионального образования в индустрии питания на основе учета требований работодателей для обеспечения его направленности на достижение современных образовательных результатов, включая политические, экономические и социальные эффекты способствовало формирование адекватной нормативно-правовой базы профессионального образования на основе принятых в течение последних лет документов. Отметим в этой связи Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» (№ Э07-ФЗ от 1 декабря 2007 г.). Также постановления Правительства Российской Федерации: Федеральная целевая программа развития образования на 2006;2010 гг. (утверждена 23.12.2005 г. № 803) — Комплекс межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 г. (утвержден 22.06.2006 г.). На региональном уровне принято постановление Правительства Свердловской области «О Региональном (областном) компоненте ГОС НПО и СПО Свердловской области» (утвержденный 22.12.2005), который разработан по заказу Министерства общего и профессионального образования Свердловской области на компе-тентностной основе.

В среде работодателей постепенно формируется понимание необходимости участия в формировании содержания профессионального образования и требований к выпускникам. Для этого по инициативе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) в 2007 г. создано Национальное агентство развития квалификаций (НАРК), и заключено соответствующее соглашение между Министерством науки и образования РФ и РСПП.

Для решения задач исследования использовались материалы 5 международных и 2 российских образовательных проектов (один из которых — по разработке профессионального стандарта для индустрии питания), в которых участвовал автор.

Базу исследования составили торгово-экономический техникум Екатеринбурга, учреждения СПО Новосибирска, Волгограда, Воронежа, предприятия социальных партнеров, в которых проводилась опытно-поисковая работа.

Методы исследования: в диссертации использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: исторический и системно-функциональный анализ, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ, обобщение и интерпретация российских и зарубежных научных данных по философским, психологическим, социальным, педагогическим проблемам развития ПОнаблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, анализ опытно-поисковой деятельности по проектированию содержания программ ПО, метод экспертных оценок. Содержание применяемых методов исследования и конкретные проблемы, решаемые с помощью каждого из них, а также полученные результаты описаны в соответствующих разделах диссертации.

Исследование проводилось поэтапно в период с 1999 по 2008 гг.

На первом этапе (1999;2003) — диагностико-прогностическом — выявлялось состояние проблемы и факторы развития ПО в России в условиях рыночной экономики. Изучалась и анализировалась отечественная и зарубежная научная и педагогическая литература. В ходе участия в международных проектах Tacis Delphi I и Tacis Bistro изучался отечественный и международный опыт в области теории и практики разработки и реализации программ ПО разного уровня, адаптировались методики выявления требований рынка труда и обновления на их основе содержания образовательных стандартов и учебных программ. Были определены исходные концептуальные теоретико-методологические позиции исследования.

Второй этап (2003;2005) — теоретико-технологический — уточнялись основные концептуальные положения обучения, основанного на компетенциях, и модульного обучения в ходе реализации проекта Tacis Delphi IIанализировались и систематизировались результаты опытно-поисковой работы по анализу требований рынка труда к выпускникам в системе профессиональной подготовки, в т. ч. для индустрии питания, и методики перевода их в содержание образовательных программразрабатывались и апробировались принципы и процедуры проектирования модульных компетентностных программ в учреждениях СПО. Формулировалась и конкретизировалась гипотеза исследования.

На третьем этапе (2006;2008) проведено обобщение результатов апробации методики проектирования структуры и содержания модульных компетентностных программв ходе реализации проекта Федерации Рестораторов и Отельеров по разработке профессионального стандарта для работников индустрии питания разрабатывались и апробировались модули обученияпроводилась оценка результатов опытно-внедренческой деятельностиуточнялись, систематизировались и описывались результаты, оформлялось диссертационное исследование.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Уточнена типология компетенций, включающая группы взаимосвязанных компетенций — профессиональные, надпрофессиональные (сквозные) и ключевые (базовые), которые описывают требования сферы труда к уровню квалификации работников в индустрии питания и позволяют провести различия между квалификационными уровнями.

2. Обоснована и разработана методика проектирования структуры и содержания модульных компетентностных программ подготовки специалистов для индустрии питания, включающая:

— функциональный анализ, как метод, позволяющий выявить и структурировать требования рынка труда к компетенциям работников различных квалификационных уровней в индустрии питания для последующего отражения их в образовательных программах.

— системный учет требований рынка труда в структуре и содержании модульных образовательных программ в виде результатов обучения, интегрирующих набор взаимосвязанных компетенций, что позволяет установить достоверные критерии их измеримости и оценки.

— принципы и процедуры проектирования модульной структуры и отбора содержания программ подготовки специалистов для индустрии питания, направленные на освоение компетенций, формирование которых обеспечивается всеми элементами учебного процесса.

Теоретическая значимость обусловлена тем, что исследование позволило:

1) уточнить понятийный аппарат модульного обучения и компетентностного подхода, а именно понятия «компетенция», «компетентность», «модуль», «результаты обучения», составляющие понятийно-терминологическую основу методики проектирования структуры и содержания модульных компетентностных программ для индустрии питания;

2) выявить и обосновать комплекс принципов, на основе которых проектируются модульные компетентностные программы подготовки специалистов. К ним мы отнесли принципы целенаправленности, структуризации, комплексного подхода к результатам обучения, междисциплинарный принцип, принцип оптимизации содержания программ, гибкости и принцип обратной связи.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

— методика проектирования модульных программ подготовки специалистов для индустрии питания описана в методическом пособии «Разработка модульных программ, основанных на компетенциях», рекомендованном Минобрнауки РФ для преподавателей СПО, и используется учебными заведениями профессионального образования для проектирования содержания и реализации модулей обучения и программ дополнительного профессионального образования с учетом запросов рынка труда;

— процедуры функционального анализа, предложенные в диссертации, использованы при разработке профессионального стандарта для работников индустрии питания и положены в основу макета профессионального стандарта, утвержденного РСПП;

— разработаны процедуры проведения опросов работодателей, которые могут использоваться учреждениями НПО и СПО как инструмент планирования и обновления как содержания модульных программ в индустрии питания, так и в других отраслях, на основе установления и поддержания эффективного социального диалога между учреждениями ПО и субъектами рынка труда.

— предложенные в диссертации принципы и процедуры проектирования структуры и содержания программ и модулей обучения применяются для разработки модульной структуры и содержания основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) ФГОС НПО и СПО третьего поколения по специальности СПО «Технология продукции общественного питания» и профессии НПО «Повар, кондитер» на основе профессионального стандарта для индустрии питания.

Научные результаты, полученные в ходе исследования, позволили предложить методику перевода профессиональных стандартов в образовательные стандарты и модульные компетентностные программы, основные положения которой описаны в методическом пособии «Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентоспособных работников» и нашли свое отражение в макете ФГОС НПО и СПО третьего поколения.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена опорой на современные исследования в области философии образования, педагогики, социологии, психологииоптимальной совокупностью методов исследования, репрезентативностью, валидностью данных и длительным характером опытно-поисковой работы, широкой базой апробации и внедрения основных положений исследования при личном участии автора на уровне системы профессионального образования и учреждений СПО, соответствием полученных результатов современным направлениям государственной политики в области профессионального образования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и результаты исследования отражены в 16 публикациях, в том числе три из них в журналах, рекомендованных ВАК.

Кроме того, результаты докладывались и обсуждались на конференциях и семинарах различного уровня: международных «Обеспечение качества профессионального образования» (Москва, 2005), «Обучение взрослого населения в системе СПО» (Красногорск, 2005), «Управленческие компетенции для эффективного менеджмента» (Москва, 2005), «Разработка и обновление профессиональных стандартов» (Москва, 2005, 2008) — «Стратегия разработки системы квалификаций в РФ» (Москва, 2006, 2007, Турин 2008), «Признание формального и неформального образования» (Москва, 2008) — межрегиональной «Инновационные подходы к подготовке кадров для индустрии питания» (Москва, 2007) — общегородской «Инновационная деятельность как новая парадигма политики государства в сфере образования» (Екатеринбург, 2007) — на совещаниях Министерства торговли, питания и услуг Свердл.обл., Комитета по товарному рынку Администрации г. Екатеринбурга (2003;2008) — информационно-методических семинарах по тематике исследования Министерства общего и проф. образования Свердловской обл. (2004;2007), УрО РАО (2007, 2008), УГТУ-УПИ (2008), в техникумах и колледжах Екатеринбурга и Свердловской обл., г. Москвы, г. Уфы (2006 — 2009).

Результаты исследования были апробированы и внедрены в учреждениях НПО и СПО Свердловской, Новосибирской, Волгоградской областях.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В условиях рыночной экономики система подготовки специалистов для индустрии питания должна следовать за развитием рынка труда, что обуславливает необходимость переориентации принципов, ценностных ориентиров, целей программ обучения на результат, выраженный в компетенциях и обеспечивающий эффективную самореализацию выпускников, их социальную и профессиональную мобильность.

Результаты обучения в области подготовки специалистов для индустрии питания интерпретируются нами, как единый (согласованный) язык для описания требований рынка труда к выпускникам учреждений профессионального образования и требований к содержанию образовательных программ.

Результаты обучения определяются посредством функционального анализа в ходе социального диалога с работодателями. Функциональный анализ предусматривает последовательную декомпозицию содержания области профессиональной деятельности на виды профессиональной деятельности, конкретные трудовые функции и набора компетенций — профессиональных, надпрофессиональных и ключевых, необходимых для их выполнения.

2. Модульная структура программы подготовки специалистов для индустрии питания разрабатывается на основе функциональной карты специальности. Содержание модульной компетентностной программы представляет собой дидактическую проекцию результатов обучения, позволяя установить достоверные критерии измерения и оценки достижений обучающихся и определить реальную ценность обучения для работодателя и выпускника.

3. Методика проектирования модульных программ подготовки специалистов для индустрии питания предусматривает разработку целей и структуры программы, включающей перечень (набор) модулей, ориентированных на освоение компетенций, их содержание и способы оценки сформированности компетенций на основе объективных и обоснованных критериев и принципов. Процедуры разработки содержания модулей обучения предусматривают отбор необходимого и достаточного объема знаний, умений и практического опыта для достижения результатов обучения по каждому модулю.

Структура и объем исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 206 наименований, девять приложенийсодержит 15 таблиц, пять рисунков и схемы.

Выводы по второй главе.

Опытно-поисковая работа была нацелена на проверку выдвинутой гипотезы исследования. Результатами опытно-поисковой работы являются:

1) апробирована европейская методика анализа рынка труда, что позволило адаптировать ее к условиям российского профессионального образования.

2) сформулированы требования, обеспечивающие успешное применение методики проектирования модульных программ подготовки специалистов для индустрии питания: требование контекстности, прозрачности, системного и деятельностного подходов к проектированию программ.

3) разработаны и апробированы принципы и процедуры проектирования содержания модульных компететностных программ, обеспечивающие достижение результатов обучения, интегрирующих целостный набор компетенций и отражающих требования сферы труда.

Принципы разработки модульно-компетентностных программ для индустрии питания сформулированы на основе изучения передового педагогического опыта: принцип целенаправленности, комплексного подхода к результатам обучения, структуризации, принцип гибкости, оптимизации, междисциплинарный принцип и принцип обратной связи. Сформулированные принципы имеют универсальный характер, позволяющий проектировать программы подготовки специалистов для других отраслей.

Проектирование модульно-компетентностных программ является сложным, многоуровневым процессом, следовательно, реализация указанных принципов предполагает выполнение системы взаимосвязанных и последовательных действий (процедур): в первую очередь необходимо описать требования рынка труда к образовательной программе и к оценке освоенных компетенций. Далее, для перевода требований работодателей (сферы труда) на язык образования, надо «спроецировать» эти требования на образовательную программу или «зеркально» отразить их. Указанные процедуры предполагают постоянную оценку модульной образовательной программы, основанную на рефлексии, и эффективное взаимодействие субъектов социального партнерства в сфере профессионального образования.

Отправной точкой отражения требований рынка труда является функциональный анализ, предполагающий проведение опросов работодателей соответствующих отраслей и выявление структурированных трудовых функций, выполняемых работниками на предприятиях и тех компетенций, которые необходимы для этого работникам.

Эффективность применения метода функционального анализа для проектирования образовательных программ достигается за счет методики, позволяющей осуществлять анализ требуемых знаний, умений, личных качеств и опыта по мере необходимости, максимально адаптировать содержание образовательных программ к потребностям регионального рынка труда, преобразуя прогностические сведения в конкретные образовательные цели и задачи обучения.

Проектирование содержания модульной программы предусматривает разработку ее целей, структуры и содержания, в формализованном виде представленных пакетом учебно-методических документов, основными из которых являются Структура модульной программы и Спецификация модуля, поскольку они закладывают основу для разработки других документов программы, а также процедур оценки и реализации самого процесса обучения.

Структура модульной программы обеспечивает определение обоснованного и интегрированного набора умений и знаний, относящихся как к профессиональным и надпрофессиональным компетенциям, так и к ключевым, способствуя формированию способности выполнять целостный набор действий, относящийся к определенному виду профессиональной деятельности.

Спецификация модуля позволяет обоснованно сформировать необходимые и достаточные для достижения результатов обучения в модулях знания, умения и требования к практическому опыту, обеспечивающие связь содержания различных дисциплин в междисциплинарных курсах, интегрируя новое образовательное пространство.

В ходе разработки методики проектирования модульных компетент-ностных программ предложен механизм проведения их самооценки и проверки качества разработанных модулей обучения. Для этого предлагается использовать оценочный инструмент, который называется Контрольный лист.

Оценка разработанных принципов и процедур проводилась на всех этапах опытно-поисковой работы субъектами образовательного заказа, а именно, обучающимися, работодателям и преподавателями на основе сформулированных критериев: соответствие потребностям заказчиков образовательных услугсоответствие потребностям обучающихсясоциальная значимостьсинергиче-ский эффект, позволяющий оценить влияние проектной деятельности на развитие учебного заведения и преподавателей.

Проведенная оценка позволяет утверждать, что предложенные принципы и процедуры позволяют проектировать модульные программы на основе требований работодателей к компетенциям работников (профессиональных стандартов), удовлетворяющие образовательным потребностям обучающихся и работодателей, общества и государства. Они нашли отражение в современных нормативных документах в сфере профессионального образования на системном и отраслевом уровнях, способствуют развитию социального партнерства и являются фактором развития учебных заведений.

Заключение

.

В заключении приведены результаты и сформулированы основные выводы диссертационного исследования:

1. Исследование показало, что необходимость разработки модульных программ подготовки специалистов для индустрии питания на основе компетенций является реакцией на вызовы развивающейся экономики и общества, основанного на знаниях, в рамках которого формируется образовательный заказ со стороны граждан, работодателей, государства и общества. Разработанная методика их проектирования обеспечивает прозрачность и измеримость всех процедур формирования образовательной программы, в том числе позволяет на основе системного подхода формулировать результаты обучения, интегрирующие целостный набор компетенций и отвечающие требованиям рынка труда.

2. Системные механизмы проектирования модульных комптентностных образовательных программ обеспечивают обоснованный отбор содержания программ, устранение избыточного характера теоретических знаний при сохранении фундаментальности образования, понимаемой в новом смысле.

3. Результатом данного исследования является теоретическое обоснование практических механизмов интеграции теории и практики как способа целостного и комплексного формирования компетенций.

4. Использование принципов, сформулированных автором диссертации, при формировании требований к профессиональным модулям в рамках ФГОС СПО третьего поколения является признанием применимости разработанной методики, включающей процедуры проведения функционального анализа, и подтверждает ее универсальный характер, как эффективного инструмента сопрягающего сферу труда и сферу образования. Функциональный анализ является основой формирования единого языка и взаимопонимания между учреждениями профессионального образования и работодателями, разработки профессиональных стандартов и новой педагогической практики разработки содержания профессионального образования, предусматривающей использование принципов стратегического менеджмента и маркетинга. Таким образом, формируется эффективный механизм социального партнерства, обеспечивающий активную позицию и ответственность всех заинтересованных сторон, которая обусловлена возможностью реально влиять на качество подготовки специалистов.

5. Методика проектирования модульных программ подготовки специалистов для индустрии питания апробирована в педагогической практике на федеральном, региональном, отраслевом уровнях и уровне образовательных учреждений. Тем самым она доказала свою состоятельность и может быть использована в качестве профессионального инструмента для проектирования модульной структуры и содержания образовательных программ на основе профессиональных стандартов.

6. Внедрение методики проектирования модульных компетентностных программ в образовательную практику является способом развития педагогического ресурса учреждений ПО и инструментом планирования его собственной деятельности. Это позволяет образовательным учреждениям быть полноправными субъектами регионального развития и разрабатывать интегрированные программы, позволяющие в учреждениях СПО осуществлять подготовку специалистов различных квалификационных уровней, гибко реагируя на изменения экономической ситуации и потребности в специалистах и их компетенциях, усиливать свои конкурентные позиции на рынке образовательных услуг.

Дальнейшее исследование данной проблемы видится в разработке педагогических технологий реализации и методик оценки модульных компетентностных программ подготовки специалистов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.А. Концепция эффективности работы школы / «Педагог», 2008. — № 3. — http://www.mfomika.iTi.
  2. , М.А. Актуальные проблемы взаимодействия специальных кафедр высшей школы при модульном обучении. Текст. Новосибирск, 1993.
  3. , А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт фило-софско-методологического анализа Текст. // Педагогика. 2005. — № 4. -с. 19−27.
  4. , П.Ф. Современное состояние, проблемы, перспективы развития начального и среднего профессионального образования в России Текст. // Образовательная политика. 2008. — № 7. — с. 2 — 27.
  5. , П.Ф., Сосонко В. Е. Управление качеством среднего профессионального образования: Монография. Текст. Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2001. — 256 с.
  6. , Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. Текст. -М., 1981.
  7. , О.И. Современная образовательная стратегия колледжа: концепция, содержание, реализация. Текст. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003 .-415с.
  8. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учеб.-метод.пособие. Текст. М.: Высш. шк., 1980.
  9. , Ю.К. Избранные педагогические труды Текст. / Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989.
  10. , Д., Сазонов, Б.А. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: Монография. Текст. — М., Бюро ЮНЕСКО в Москве- ТЕИС, 2007. 119 с.
  11. , В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. Текст. М., 2006.
  12. , В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Текст.-М., 1998.
  13. , С.Я. Блочно-модульное обучение Текст.-М., 1997.
  14. , В.Ф. Модульная технология обучение физике Текст. // Специалист. -1994. № 9.
  15. , В.Ф. Педагогическая технология: что это такое? Текст. // Специалист. 1993. — № 3.
  16. , Р. С. Организация модульного обучения по дисциплинам естественнонаучного цикла: Дис.. канд. пед. наук Текст. -М., 1998.
  17. , A.C. Витагенное обучение Текст. Екатеринбург, 1999.
  18. , A.C., Жукова, Н.К. Витагенное образование. Голографический подход Текст. Екатеринбург, 1999. — 135 с.
  19. , A.C., Качалова, Л.П. Опора на витагенный опыт в процессе интеграции психолого-педагогических знаний Текст. // Образование и наука. Изв. Уральского науч.-образ. центра РАО. 2000. — № 4 (6). — с. 26 — 38.
  20. , П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания Текст. / Пер. Е. Руткевич. М.: Academia Центр, Медиум, 1995.
  21. , А.Г. Проблемы и перспективы реализации комптентностного подхода в образовании //Интернет-журнал «Эйдос». http://www.eidos.ru/journal.
  22. , В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  23. , В.П., Татур, Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов Текст. М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.
  24. , О.М. Ключевые компетенции профессионала: взгляд работодателя Текст. // «Образовательная политика», 2007. № 01. — с. 10−21.
  25. , В. А., Сериков, В. В. Компетнтностная модель: от идеи к образовательной программе Текст. // Педагогика. 2003. — № 10.
  26. , Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию: Учеб. пособие Текст. М., Домодедово: ВИПК МВД России. 1999. — 174 с.
  27. Бреслав, Л, Лисовик, Б., Ломова, И. Кадровый потенциал и пути его повышения // Россия перед вызовом XXI века. / Человек и труд. 2003. — № 4. — http://www.chelt.ru.
  28. Бухарова, Г Д. Современное образование: тенденции и направления развития Текст. //Образование и наука. Будущее в ретроспективе: Научно-методический сборник /Авт-сост. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург: Изд-во УрО РАО, 2005. — 434 с.
  29. , К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение Текст. -Н.Новгород, 1991.
  30. , A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие Текст. -М: Высш.шк., 1991.
  31. , A.A. О контекстном обучении Текст. // Вестник высш.шк. -М., 1985.-№ 8.
  32. , A.A., Тенищева, В.Ф. Иноязычные компетенции как компонент общей профессиональной компетенции инженера: проблемы формирования Текст. // Высшее образование сегодня. 2007. — № 12. — с. 27 — 31.
  33. , JT.C. Мышление и речь Текст. // Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1982.
  34. , П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий» Текст. М., 1965.
  35. , В.М., Куликов, С.И., Дурко, Е. М. Принципы модульного обучения Текст. // Вестник высшей шк. 1987. — № 8.
  36. Глоссарий терминов профессионального образования и рынка труда Текст. /сост. О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2001. — 63 с.
  37. , Е.В. Проектирование и реализация содержания обучения иностранному языку в высшей школе с учетом интернационализации образования / Автореф. дисс.канд. пед. наук Текст. Казань, 2008.
  38. , B.C. Государственная политика модернизации системы профессионального образования Текст. // Образовательная инициатива. 2006 — № 2 (6). — с. 36 — 50.
  39. , B.C. Актуальные проблемы развития начального и среднего профессионального образования Текст. // Образовательная инициатива. -2007.-№ 2.-с. 34−51.
  40. , Л.И. Проектирование педагогических систем // Педагогическая библиотека. http: //www.pedlib.ra/Books/1/0222/1 0222−63.shtml.
  41. , B.B. Теория развивающего обучения. М, 1996.
  42. Делор, Жак. Доклад международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Текст. 1996.
  43. , Л.Н., Лысенко, А.Ю. Маркетинг образовательных услуг: Практическое руководство Текст. / НТВ-Дизайн. М, 2001. — 258 с.
  44. , К.Дж. Социальное конструирование и педагогическая практика Текст. // «Образовательные практики: амплификация маргинально-сти». Альманах. 2008. — № 4. — www.charko.narod.ru.
  45. , ЮН. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Автореф. дис. .д-ра психол. наук Текст. Л., 1991.
  46. , В.И. Дидактика высшей школы: Текст лекций. Челябинск: ЧПИ, 1990.
  47. , В.И., Закирова, А.Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования Текст. // Педагогика. 1997. — № 2.
  48. , JI.B. Теория и технология обучения. Учеб. пособие для студентов пед. вузов Текст. / Загрекова J1.B., Николина B.B. М.: Высш. шк, 2004.-157 с.
  49. Закон РФ «Об образовании» № 3266−1 от 10.07.1992., в ред. от 17.07.05. -Екатеринбург, 2006.
  50. , В.Б., Панченко, В.М., Твердий, Л. М. Модульное построение учебных пособий по специальным дисциплинам Текст. //Проблемы вузовского учебника. Вильнюс: ВГУ, 1983.
  51. , Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно-ориентированном профессиональном образовании Текст. //Образование и наука. 2000: — № 3(5). — с. 36 — 43.
  52. , Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование Текст. / Э. Ф. Зеер, Г. М. Романцев //Педагогика. 2002. — № 3. — 16 — 21.
  53. , Э.Ф., Павлова, A.M., Сыманюк, Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Уч. пособие Текст. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.
  54. , Э.Ф., Павлова, A.M. Ключевые компетенции учащихся по ремесленным профессиям Текст. // Образование и наука. Изв. Урал, отделения РАО. 2005. — № 1(31). — с. 70 — 79.
  55. , H.A. Ключевые компетенции новая парадигма результата современного образования Текст. //Высшее образование сегодня. — 2003. -№ 5. с. 34−39.
  56. , И.А. Цедагогическая психология: Учебник для вузов Текст. -М.: Логос, 2001.-384 с.
  57. , Г. И., Лопухова, T.B. Проблемы качества образовательных стандартов среднего профессионального образования: Пособие для работников системы СПО Текст. / Под ред. Г. И. Ибрагимова. Казань: ИСПО РАО, 2001.
  58. , А.Г., Целищева, ИВ. Концепция научных революций Т. Куна Текст. // www.biometrica.tomsk.ru/naukoved/kun 1 .htm.
  59. , С.А. Модульная система обучения Текст. //Профессионал. -2000. № 3. — с. 5 — 12.
  60. , П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования Текст. //Избр. пед. соч. М., 1982.
  61. , В.В., Катханов, М.Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе Текст. М., 1992.
  62. , Е.А. Введение в психологию труда Текст. М., 1988.
  63. , E.H. Синергетически конструируемый мир Текст. -http://spkurdyumov.narod.ru.
  64. , И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш.учеб.заведений Текст. / И. А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская- под ред. И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005.-288 с.
  65. , O.A., Прыгин, Г.С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции Текст. // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — с. 42 — 49.
  66. , Е.А. Формирование готовности будущих учителей к реализации технологии модульного обучения: дисс.. канд.пед.наук Текст. Екатеринбург, 2004.
  67. Копенгагенский процесс Текст. /Сост. О. Н. Олейникова, A.A. Муравьева. -М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2006. 132 с.
  68. Краткий словарь иностранных слов Текст. М., 1952.
  69. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст. — М., 1990.
  70. Кун, Т. Структура научных революций Текст. М., Прогресс, 1975.
  71. , Г. В., Лаврентьева, Н.Б. Сложные технологии модульного обучения Текст. / Барнаул: Алтайский гос. ун-т. 1994.
  72. , B.C. Деятельностный подход к целям высшего профессионального образования Текст. // Образовательная политика. 2007. № 4 (апрель). — с. 4−9.
  73. , B.C., Коноплина, Н.В. Деятельностный подход к проектированию целей педагогического образования Текст. //Педагогика. 1999. № 6. — с. 13−18.
  74. , B.C., Коноплина, Н.В. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования Текст. / Педагогика. 2000. № 3.-с. 27−34.
  75. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы, 2-е изд. перераб. Текст. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  76. , И.Я. Проблемное обучение Текст. -М., 1974.
  77. , И.Я. Процесс обучения и его закономерности Текст. М.: Знание, 1980.
  78. , Т.Н. Построение модели ключевых компетенций Текст. // Справочник по управлению персоналом. 2002. — № 11.
  79. Макет Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования нового поколения: проект Текст. // Минобразования и науки РФ, ФИРО М.: 2008.
  80. , А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя Текст. //Советская педагогика. 1990. — № 8.
  81. , А.К. Психология профессионализма Текст. -М., 1996.
  82. , Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования Текст. // Педагогика. 2000. № 4. — с. 38 — 42.
  83. , Б., Шмидт, X. Связь между стандартами профессионального образования, обучения и требованиями рабочего места: Международное руководство Текст. / Под ред. канд.пед.наук Э. М. Калицкого. Минск, Информационное изд., 2001.
  84. Методика определения региональных требований к результату образования: Методическое пособие Текст. / Сост. Е. Б. Шакирова, Т. И. Усова, С. И. Шинявская, М. И. Ждановских. Екатеринбург: РРЦ РПО, 2007.
  85. Методические материалы к семинару по проблемам формирования базовых компетенций цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин ГОС ВПО Текст. Москва, 6−7 декабря 2005 года. М., 2005.
  86. Методология развития образовательных стандартов и учебных программ. Доклад 1, февраль 2001 Текст. / В. И. Байденко, Дж. ван Зантворт. Издание второе, стереотипное. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 73 с.
  87. , В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: Учеб. для вузов Текст. М.: Экзамен, 2001. — 448 с.
  88. Модернизации российского образования на период до 2010 г. Текст. М., 2002.
  89. Монахов, В M. Педагогическое проектирование современный инструментарий дидактических исследований Текст. /В.М. Монахов //Школьные технологии, 2001. — № 5. — с. 75 — 89.
  90. , A.A. Развитие социального партнерства в сфере профессионального образования в странах ЕС Текст. // Труд за рубежом. 2005. -№ 2.-с. 134−157.
  91. , A.A., Кузнецова, Ю.Н., Червякова, Т. Н. Организация модульного обучения, основанного на компетенциях: Пособие для преподавателей Текст. М.: Альфа-М, 2005. — 96 е.: ил.
  92. , A.A., Олейникова, О.Н. Качество профессионального образования. Европейские стратегии и практика Текст. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2004. — 112 с.
  93. , A.A., Олейникова, О.Н., Коулз, М. Принципы и процедуры разработки национальной рамки квалификаций Текст. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2006. — 160 с.
  94. , A.A. Разработка модульных программ в проекте Делфи-2 Текст. // Специалист. 2005. — № 11. — с. 25 — 27.
  95. , A.A. Экономика, основанная на знаниях Текст. //Труд за рубежом. 2004. 4 (64).
  96. , В.В., Белкин, A.C. Педагогическая компетентность: Учеб. пособие Текст. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. — 188 с.
  97. Образование и наука. Будущее в ретроспективе: Научно-методический сборник Текст. /Авт.-сост. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург: Изд-во УрО РАО, 2005. — 434 с.
  98. , О.Н. Европейское сотрудничество в области профессионального образования и обучения. Копенгагенский процесс Текст. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2004. — 70 с.
  99. , О.Н. Обучение в течение всей жизни Текст. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2002. — 83 с.
  100. , О.Н. Основные итоги международного проекта Делфи-2 Текст. // Специалист. 2005. — № 11. — с. 23−25.
  101. , О.Н. Реформирование профессионального образования за рубежом Текст. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2003. — 152 с.
  102. , О.Н., Муравьева, A.A. «Обучение взрослых. Опыт Ирландии и России» Текст., 2005 г.
  103. , О.Н., Муравьева, A.A., Коновалова, Ю. В. Анализ потребности в умениях: Методическое пособие Текст. М.: Альфа-М, 2005. — 142 с.
  104. , О.Н., Муравьева, A.A., Коновалова, Ю.В., Сартакова, Е. В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: Учебное пособие Текст. М.: Альфа-М, 2005. — 288 е.: ил.
  105. , О.Н. Основные тенденции развития и современное состояние профессионального образования в странах Европейского союза. Текст. //Дисс.докт. педагог, наук. Казань, 2003.
  106. , О.Н. Разработка стандартов профессионального образования за рубежом Текст. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2001. — 84 с.
  107. Оценка качества профессионального образования Текст. Доклад 5, май 2001 / Под общей ред. В. И. Байденко, Дж. ван Зантворта. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 186 с.
  108. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей Текст. / Под общей ред. B.C. Кукушина. Серия «Педагогическое образование». — Москва: ИКЦ «МарТ" — Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. — 336 с.
  109. , А.Ю. Что нам делать с PISA? Текст. // Методист. 2008. — № 4. -с. 16−21.
  110. Переверзев, В. Ю-, Фомин, С. Н. Компетентностный подход в рамках современной образовательной парадигмы Текст. // Образовательная политика. 2007. — № 3. — с. 7 — 9.
  111. , К.К. Система психологии и теории отражения Текст. М., 1982.
  112. Проект Государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009—2012 гг.» Текст. // Образовательная политика. 2008. — № 7. — с. 19−61.
  113. Профессиональная педагогика Текст. / Гл. ред. С .Я. Батышев. -М., 1997.
  114. Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентоспособных работников: Методическое пособие Текст. / М. В. Привезенцев, О. Н. Олейникова, A.A. Муравьева, Ю. В. Коновалова и др. М.: АльфаМ, 2007.- 160 с.
  115. Психология Текст. / Под ред. A.B. Петровского. М., 1986.
  116. , Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация Текст. М., 2002 (англ. 1984).
  117. Разработка стандартов в области профессионального образования и обучения: Пособие. Т. 1 Текст. Европейский фонд образования, 1998.-48 с.
  118. Региональный (областной) компонент Государственного образовательного стандарта начального и среднего профессионального образования Свердловской области Текст. Утвержден постановлением Правительства Свердловской области, от 22.12.2005 г., № 1107 ПП.
  119. , Г. М. Инновации в развитии профессионального образования в Уральском регионе Текст. //Образование и наука. Изв. Уральского на-уч.-образ. центра РАО. 2000. — № 4 (6). — с. 18 — 26.
  120. , Г. М. Теоретические и организационные проблемы развития профессионального образования России Текст. // Образование и наука. -Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф.-пед. университета, 2001. № 6(12).-с. 19−29.
  121. , Н. Управление персоналом: российский опыт Текст. / Н. Са-моукина. СПб.: Питер, 2003.
  122. , О., Пасс, Ю., Дьякова, Д., Новикова, А. НЯ-практика. Управление персоналом: Как это есть на самом деле Текст. СПб.: Питер, 2005.
  123. , Н., Татур, Ю. Проектирование квалификационных требований к специалистам с высшим образованием Текст. М., 1990.
  124. , Л.Г., Ярошенко, Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования Текст. М.: Мастерство, 2001. — 272 с.
  125. , В.С. О соотношении зачетных единиц и модульной структуры учебного процесса Текст. // Инф.бюлл. УМО., СПб. 2005. — № 6.
  126. , В.В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем Текст. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.-272 с.
  127. ХЪв.Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований Текст. -М., 1989.
  128. , М.Н. Совершенствование процесса обучения Текст. М.: Педагогика, 1971.
  129. , В.А., Руденко, Н.Г. О личностно-ориентированных технологиях подготовки учителя Текст. / «Педагог», 2008. № 3. -http://www.informika.ru
  130. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования Текст. -М., 2001.
  131. Требования работодателей к системе профессионального образования Текст. /Под ред. Клячко Т. Л., Красновой Г. А. Академия нар. хоз-ва при Правительстве РФ М.: МАКС Пресс, 2006. — 128 с.
  132. , Л.П., Яковлева, Н.В. Формирование психологической компетентности врача в процессе обучения в медицинском вузе Текст. // Пси-хол.журн. 1995. т. 16, № 4.
  133. Федеральная целевая программа развития образования на 2006−2010 гг. Текст. Утверждена Правительством Российской Федерации от 23.12.2005 № 803. // «Образовательная инициатива», 2006. № 1 (5). — с. 5 — 26.
  134. Философский энциклопедический словарь Текст. М., Советская энциклопедия, 1989.
  135. , JI.M. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя Текст. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  136. , A.B. Ключевые компетенции: Технологии конструирования Текст. // Народное образование. № 5. — 2003, — с. 55−61.
  137. , A.B. Общепредметное содержание образовательных стандартов Текст.- М., 2002.
  138. , Д.В. Дидактические технологий в высшей школе: Учеб. пособие для вузов Текст. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 437 с.
  139. , М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе: Автореф.дис.. д-ра пед. наук Текст. Казань, 1996.
  140. Чуб, Е. В. Моделирование педагогического процесса как средство формирования ключевых компетенций будущего специалиста Текст. // Научные конференции СГА: Тезисы докладов. http://www.conf.muh.ru/80 215/thesis Club.htm.
  141. , В.Д. Психология деятельности и способностей человека Текст. -М., 1996.
  142. , С. А. Обучение и научное познание Текст. М.: Педагогика, 1981.
  143. , H.JI. Модульное обучение в системе дополнительного профессионального образования инженерно-педагогических кадров: Дис.. канд.пед.наук Текст.-Екатеринбург, 1998.
  144. , И.Г. Проектирование образовательного пространства взрослого человека: Ч. 2. Практическая реализация Текст. //Образование и наука. Изв. Урал. отд. РАО. 2005. — № 1 (31). — с. 80 — 89.
  145. , В.А., Перехожева, Е.В. Формирование профессиональной компетентности выпускника вуза: педагогическая модель Текст. 2008. -http: //www.pguas.ru/conf/conf4/
  146. , Г. В., Максимченко, Т.В. Апробация методики создания новых образовательных стандартов НПО Текст. // «Образовательная политика», 2007. № 6. — с. 27 — 30.
  147. , Н.Г. Основные направления работы образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования по реализации государственных образовательных стандартов Текст. // Образовательная инициатива. 2005 — № 1. — с. 65−73.
  148. , Н.Г., Зайцева, 3. Структура и содержание учебных программ Текст. // Среднее специальное образование. -1990. -№ 10.
  149. A Guide for Evoluation of Technical and Vocation Education Curricula. UNEVOC, ILO International Center for Advanced Technical and Vocation Training Turin, UNESCO, Paris. 1987.
  150. A Memorandum on Life-Long Learning. Working Group «Education and Training Statistics» Meeting, November 13−14, 2000. Eurostat/E3/2000/ETS02. 338 p.
  151. Bainbridge, S., Murray, J. An Age of Learning: Vocational Training Policy at European Level. CEDEFOP Reference Document. Luxemburg: Eur-Op, 2000. 348 p.
  152. Beyer, L. and Apple, M. (1988) The curriculum: Problems, politics and possibilities. Albany: State University of New York Press.
  153. Boekaerts, M. Self-regulated Learning: A New Concept Embraced by Researchers, Policy-makers, Educators, Teachers and Students. Learning and Instruction, 7(2), 1997. 339 p.
  154. Bransma, J. Linking school to work: methods for developing occupational and training policies. B: W. Nijhof & J. Bransma (eds.) Bridging the skill gap between work and education, Kluwer Academic Publishers, Dordrecht/Boston/London. 288 p.
  155. Brookfield, St. Self-directed learning. San Francisco: Jossey-Bass, 1986.
  156. , K.A. (1993) Collaborative learning: Higher education, interdependence, and the authority of knowledge. Baltimore: Johns Hopkins University Press.
  157. , J. (1996) Culture of education. Cambridge, MA: Harvard U.P.
  158. , P. & Rogovsky N. New work systems and skill requirements. B: International Labour Review 1994/2, special issue.
  159. CEREQ.: Decentralisation de la formation. Marche du travail, institutions, actors. Marseille, 1993. 89 p.
  160. Curch, C. Modular Courses in British Higher Education // A critical assessment in Higher Education Bulletin. 1975. Vol. 3.
  161. Education policy and analysis: Education and Skills. Paris: OECD, 2001.
  162. Gass, J.R. The Goals, Architecture and Means of Lifelong Learning. Background paper issued by European Commission. Luxemburg: Office for Official Publications of the European Commission, 1996.
  163. Goldshmid, B., Goldshmid, M.L. Modular Instruction in Higher Education //Hig her Education. 1972. — 2.
  164. Green A., Wold A., Leney, T. Convergence and divergence in European Systems of Education and Training. Institute of Education, University of London: Bedford Way Papers, 1999.
  165. , L. (1999) Performing psychology: A postmodern culture of the mind. New York: Rutledge.
  166. Hutmacher, W. Key competencies for Europe //Report of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) /Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.
  167. Kelly, D.K. The Effects of Classroom research upon Retention of Adult Learners. Saratoga Springs, N.Y., National Centre on Adult Learning, Empire State College, 2002.
  168. Kolb, D.A., Fry R. Experiential Learning. Englewood Cliff, N.J., Prentice Hall, 1975.
  169. Kolb, D.A., Learning Styies and Disciplinary Differences. In: A. W. Checkering, (ed.) The modern American College, San Francisco: Jossey-Bass, 1981.
  170. , A. (1998) Psychological tools: A sociocultural approach to education. Cambridge, Mass: Harvard U.P.
  171. Lisbon European Council Conclusions, март 2000, Luxemburg: Office for Official Publications of the European Communities, 2004.
  172. Mansfield, В., Andersson, L. Competence-based Standards, Training and Learning. Hifab, 2004. 100 c.
  173. Mansfield, R. Towards a Competent Workforce. Gower, 1996. 351 p.
  174. , G. (1994) Rhetoric, reason and society. London: Sage.
  175. Postlethwait, S.N., Novak, I., Murray, U.T. The audio-Tutorial Approach to Learning. Minneapolis: Burgess Pullishihg, 1972.
  176. Russell, J.D. Modular Instruction. Minneapolis, Minn., Burgest Publishing Co., 1974.
  177. Schmidt, H. The Changing Demands of the 21st Century: Challenges to Technical and Vocational Education. Materials of the Second International Congress on Technical and Vocational Education. UNESCO, 1999.
  178. Show, Simon. Development of Core Skills training in the Partner Countries. Final Report for the ETF Advisoiy Forum Sub-Croup D. European Training Foundation, June 1998.
  179. Tessaring, M. Training for a Changing Society. A Report on Current VET Research in Europe 1998. CEDEFOP Reference Document. Luxembourg, EUR-Op, 1998.194 p.
  180. The European Employment Strategy. Luxembourg, 1997.
  181. The Knowledge-based Economy. Paris: OECD, 1996.
  182. The Modular approach in technical education. Paris, Unesco, 1989.
  183. Training and Learning for Competence. Synthesis report. CEDEFOP, 2001.
Заполнить форму текущей работой